Временные характеристики индивидуального стиля деятельности
Диссертация
Методы исследования: Для решения поставленных задач был использован комплекс методов: теоретический обзор и анализ литературы по изучаемой проблеме, диагностические методы с использованием опросника формально-динамических особенностей В. М. Русалова, методика «Неоконченных предложений» Ж. Ньюттена, в русской адаптации Н. Н. Толстых, тест Р. Гарднера и методика выделения «временных типов» Б. И… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. Проблема восприятие времени и основные направления изучения
- 1. 1. Исторический подход к изучению времени и временных характеристик деятельности
- 1. 2. Временная характеристика своевременность и временная регуляция деятельности
- 1. 3. Временная характеристика точность и приспособление ко времени
- ГЛАВА 2. Проблема индивидуального стиля деятельности и основные направления изучения
- 2. 1. Понятие «индивидуальность» в определении индивидуальный стиль деятельности
- 2. 2. Индивидуальный стиль деятельности -направление отечественной психологии
- 2. 3. Системное изучение индивидуального стиля деятельности
- 2. 4. Изучение выделяемых уровней индивидуального стиля деятельности во взаимообусловленности с временными характеристиками
- ГЛАВА 3. Методы и организация эмпирического исследования
- 3. 1. Цель, предмет, гипотезы, задачи и основные подходы к исследованию
- 3. 2. Методики исследования
- 3. 3. Описание хода эмпирического исследования. ВО
- ГЛАВА 4. Анализ результатов эмпирического исследования
- 4. 1. Статистический анализ полученных данных
- 4. 2. Рассмотрение результатов статистического анализа и психологическая интерпретация
Список литературы
- Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М., 1991. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. М.&bdquo- 1993. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977. Анохин П. К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. М., 1968.
- Асеев В.Г. Категория формы и содержания в психологии// Категории материальной диалектики в психологии. М&bdquo- 1988.
- Асфандиярова С.И., Субханкулов М. Г. Щукин М.Р.
- Некоторые типологически обусловленные особенности учебнопроизводственнойдеятельности учеников-токарей//' Типологические исследования попсихологии личности. Пермь, 1964. С. 67−79.
- Ахундов М.Д. Концепция пространства и времени: истоки, эволюция. М., 1982.
- Беленькая J1. K). К вопросу восприятия временной длительности и последовательности и её нарушениях. M.-JL, 1948. С. 342−358.
- Беляева-Экземплярская С. Н. Об экспериментальном исследовании субъективного отсчета времени человеком//Вопр. психол. 1965. № 5. С. 59−71.
- Берг сон А. Длительность и одновременность. Спб., 1923
- Болотова А. К. Самораскрытие личности и временные границы//Психологические аспекты социальной нестабильное! и. М., 1995. С. 59−73.
- Болотова А. К. Психология временной организации деятельности личности. Автореф. на. доктора психол. наук. М., 1995.
- Болотова А. К. Психология времени в межличностных отношениях. М&bdquo- 1997.
- Болотова А. К. Человек и время в ситуации социальной нестабильности//Общественные науки и современность. М., 1997. № 5. С. 38−44.
- Брагина Н.Н., Доброхотова ТА. Пространственно-временные факторы организации деятельности/ Вопр. филос. 1975. С. 133−137.
- Брагина Н.Н., Доброхотова Т. А. Временная организация психической деятельности человека /Фактор времени и функциональная организация деятельности человека. Л., 1980. С. 112−116.
- Брушлинский А.В. О взаимосвязи природного и социального в психологическом развитии человека-/ Проблемыгенетической психологии человека. М., 1978.
- Восприятие пространства и времени. Л. 1969.
- Вудроу Г. Восприятие времени/Под ред. С. С. Стивенса. М., 1963. С. 859 874.
- Выготский Л. С, Собрание сочинений в 6-ти т. Т. 1,2.5. М. Л982.
- Выготский Л.С. К вопросу о динамике детского характера-/ Собр.соч. в 6 т. 1983. Т.5. С. 153−165.
- Вяткин Б А. Стиль активности как предмет интегрального исследования ндивидуальности// Системное исследованиеиндивидуальности/Под ред. Б. А. Вяткина. Пермь, 1991. С. 7−8.
- Гареев Е.М. Особенности формирования оценки времени в онтогенезе//Вопр. психол. 1977. № 5. С. 114−119.
- Головаха Е.И. Психология человеческого взаимопонимания. Киев, 1989.
- Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. Киев, 1988.
- Головаха Е. И. Кроник А.А. Психологическое время личности. Киев, 1984.
- Головаха Е.И., Кроник А. А. Жизненный путь и среда обитания человека//Психология и архитектура. Таллин. 1983. С. 191−193.
- Горбунов Ю.Я. Индивидуальный стиль волевой активности и его системообразующая функция// Системное исследованиеиндивидуальности. Пермь, 1991.
- Гуссерль Э. Феноменология внутреннего сознания времени. М., 1994.
- Дильтей В. Сущность философии. Спб., 1902.
- Дмитриев АС. Ориентация человека во времени//Успехи физиолог, наук. 1980. Т. 11. № -. С. 47−67.
- Дружинин В.Н. Структура и логика психологического исследования. М., 1994.
- Дорфман Л.Я. Индивидуальный эмоциональный стиль//' Вопр.психол. 1989. № 5. С. 88−95.
- Ерошенко А.А. Изменение взаимосвязи индивидуальныхсвойств мастеров ПТУ в зависимости от овладения мастерством// Вопр. психол. 1981. № 3. С. 49−57.
- Забродин Ю.М., Бородина Л. В. Оценка временных интервалов при разном уровне тревожности//Вестник МГУ. Серия 14. 1983. № 4. С. 4653.
- Зайверт Л. Ваше время в Ваших руках. М. 1995.
- Залевский Г. И. Фиксированные формы поведения. Иркутск, 1976.
- Зейгарник Б.В., Брагусь Б. С. Очерки по психологии аномального развития личности. М., 1980.
- Злобина Е.Г. Теоретико-методологические предпосылки исследования стиля жизни личности// Стиль жизни личности. Киев, 1982. С. 16−22.
- Золотов А.Б. Личность как система/'/ Известия Молдавской академии наук. Кишинев, 1982.
- Кант И. Критика чистого разума// Собр. Соч. Т.З. М., 1991.
- Климов Е.В. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. Казань, 1969.
- Ковалев В.И. Психологические особенности личностной организации времени жизни. Автореф. Дисс.канд. психол. наук. М., 1979.
- Когнитивные стили. Таллин, 1986. Т. 1, 2.
- Колга В.А. Возможные миры когнитивных стилей/ Когнитивные стили. Таллин, 1986.
- Кроник А.А. Психологические основания типологии индивидуальных стилей жизни // Стиль жизни личности: Теоретические иметодологические проблемы. К., 1982. С. 165−200.
- Кроник А.А., Головаха Е. Н. Психологический возраст личности//Психол. журнал. 1983. № 5. С. 57−65.
- Кроник А.А., Субъективная картина жизненного пути на предмет психологического исследования/УПсихология личности и образ жизни. М., 1987. С. 149−152.
- Кроник А.А. Понятие психологического времени/'Категория материалистической диалектики. М., 1988. С. 125−199.
- Ксенофонтова Е.Г. Уровни развития саморегуляции личности: критерии их определения: дисс.. канд. психол. наук. М., 1988.
- Кублицкене Л.Ю. Личностные особенности организации времени. Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1989.
- Кузьмин В.П. Исторические предпосылки и гносеолог ические основания системного подхода/УПсихол. журнал. 1982. Т. З, № 3. С.3−14- № 4. С 3−13.
- Кузьмина О. В. Личностные особенности организации времени деятельности. Автореф. Дисс.. канд. психол. наук. М. 1993.1.iiline и другие методы психологии жизненного пути/7 Сост. и общ. ред. А. А. Кроник. М., 1993.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М. 1975.
- Либин А.В., Парилис С. Э. Стилевые характеристикииндивидуальности//Актуальные проблемы психологической науки. М., 1988.
- Либин А.В. Стилевые характеристики поведения человека в процессе познания окружающей действительности // Конструктивная психология новое направление развития психологической науки и практики. Сб. докл. Краснореченского КГУ. 1989.
- Либин А.В. Применение графической психодиагностической методики в профконсультационной работе // Диагностика способностей и личностных черт учащихся/ Под ред. В. Н. Дружинина. Саратов, 1989. С. 69−82.
- Либин А.В. Стилевые особенности познавательных процессов и учебная деятельность/ Диагностика и развитие способностей. М. Л 991.С. 102−115.
- Либин А.В. Единая концепция стиля человека: метафора или реальность?// Стиль человека: психологический анализ Под ред. А. В. Либина.М., 1998.
- Лисенкова В.II. Об индивидуальных особенностях отражения времени человеком и временной характер некоторых вегетативных и двигательных реакций/УВосприятие пространства и времени. Л., 1969. С.92−95.
- Логинова Л. А. Жизненный путь человека как проблема психологии/УВопр.психол. 1980. № 1. С. 154−158.
- Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М&bdquo- 1984.
- Ломов Б. Ф. Сурков Е.Н. Антипация в структуре деятельности. М.&bdquo- 1980.
- Люкин В.В. Взаимоотношение индивидуальных особенностей деятельности руководителя, свойств его индивидуальности исоциальнопсихологических характеристик коллектива// проблемыинтегрального исследования индивидуальности. Пермь, 1977. С. 71−88.
- Мерлин B.C. Очерк теории темперамента. М., 1964.
- Мерлин B.C., Климов Е. А. Формирование индивидуального стиля деятельности в процессе обучения//Сов.ПедагогикаЛ967.№ 4. С.110−119.
- Мерлин B.C. Взаимоотношение иерархических уровней в системе взаимосвязи «человек общество»// Вопр. психол. 1975. С. 3−12.
- Мерлин B.C. Опыт изучения онтогенеза интегральной индивидуальности// Вопр. психол. 1977. № 5. С. 88−97.
- Мерлин B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М., 1986.
- Моисеева Н.И. Временная среда и биологические ритмы. Л., 1981.
- Моисеева Н.И. Время в нас и время вне нас. Л., 1991.
- Научно-методические основы использования в школьной психологической службе конкретных психодиагностических методик / Под ред. И. В. Дубровиной. М. 1988.
- Небылицын В.Д. Психофизиологические исследованияиндивидуальных различий. М., 1976.
- Небылицын В.Д. Жизнь и научное творчество. М. 1996.
- Орлов А.Б. Склонность и профессия. М., 1981.
- Палей И. М. Магун B.C. Психологические характеристики личности и редпосылки её потенциальных потенциалов// Социальная психология. Л., 1978. С. 90−105.
- Перн Я. Ритм, жизнь, творчество. Л.-М., 1925.
- Платонов К.К. О системе психологии. М., 1946.
- Платонов К.К. Структура и развитие личности. М., 1987.
- Приставкина М.В. Психолого-педагогическая характеристика деятельности тренера по художественной гимнастике. Смоленск, 1989.
- Регуш Л.А. Развитие прогнозирования как познавательной способности личности. Автореф.. дисс. докт. психол. Наук. Л., 1985.
- Роговин М.С., Карпов Е. В. Содержание, динамика и уровневая организация понятий в психологическом анализе субъективного времени/УВопр. психол. 1985. № 3. С.93−108.
- Росек К. Психологические особенности личностной организации времени у пожилых людей/Новые исследования в психологии. 1990. № 2. С. 4−7.
- Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии/ Отв. Ред. Е. В. Шорохова. М&bdquo- 1973.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Т. 1,2. М. 1989.
- Русалов В.Н. Биологические основы индивидуальнопсихологических различий. М., 1979.
- Русалов В.Н. Природные предпосылки индивидуального поведения как фактор становления индивидуальности человека// Журн. высшей нервной, деят. 1989. Т. ХХХ1Х. Вып. 3. С. 400−424.
- Русалов В.М. Психология-психофизиология индивидуальныхразличий- некоторые итоги и ближайшие задачи системных исследований// Психол. журн. 1991. Т.12. № 5. С. 3−17.
- Русалов В.М. Опросник формально-динамических свойств индивидуальности (метод, пособие). М., 1997.
- Серенкова В.Ф. Исследование проблемы психологии времен и// М ei одоло г ич е ские и теоретические проблемы современной психологии. М&bdquo- 1988. С. 89−99.
- Сизов В.К. Зависимость индивидуального стиля учебной деятельности от особенностей мотивации учащихся / Мотивационная регуляция деятельности и поведения личности. М. 1988. С.156−160.
- Скотникова И.Г. Системная взаимосвязь сенсорных стратегий и особенностей индивидуальности: анализ с привлечением категории когнитивного стиля// Сенсорный анализ сенсорно-перцептивных процессов/ Ред. К. В. Бардиню. М., 1988. С. 149−205.
- Собчик Л.Н. ЭВМ и психология /7 Психологические проблемы автоматизации научно-исследовательских работ. М., 1987. С. 152−156.
- Сохань Л. В. Кириллова М.В. Жизненная программа личности как способ сознательной организации её жизнедеятельности / Стиль жизни личности: теоретические и методологические проблемы. Киев, 1982. С. 228−255.
- Стиль жизни личности. Теоретические и методологические проблемы. Киев, 1982.
- Тамбовцева Т.С. Зависимости согласованности между различными уровнями интегральной индивидуальности от усвоения индивидуального стиля общественной работы// Проблемы интегральногоисследования индивидуальности. Пермь, 1981. С. 41−57.
- Толочек В.А. Стили деятельности: модель стилей с изменчивыми условиями деятельности. М., 1992.
- Теплов Б.М. Избранные труды: В 2 т. М., 1986.
- Украинец В.Н. Жизненные перспективы личности // Жизненный путь личности (вопросы теории и методологии социальнопсихологического исследования). Киев, 1987. С. 217−225).
- Улитова Е.С. Развитие способности к временной регуляции при формировании личности/'/'Психологические исследования развития личности. М., 1991. С. 197−213.
- Хайдеггер М&bdquo- Время и бытие. М., 1993.
- Цуканов Б.И. Восприятие времени и психологическая устойчивость личности (психологическая устойчивость профессиональной деятельности) Одесса, 1984. С. 180−182.
- Цуканов Б.И. Реакция на время в зависимости от типа высшей нервной деятельности//Мат-лы конференции ЦНИИЛ Тбилисского ГИУВ (1−4 июля 1984). Тбилисси, 1984. С. 94−96.
- Цуканов Б.И. Анализ ошибки восприятия длительности// Вопр. психол. 1985. № 3. С. 149−153.
- Цуканов Б.И. Фактор времени и природа темперамента/УВопр. психол.1988. № 4. С. 129−136.
- Цуканов Б.И. «Качество внутренних часов» и проблема интеллекта// Психол. журнал. Т.12. 1991. № 3. С. 38−44.
- Цуканов Б.И. Индивидуальные особенности переживаемого времени/'/Психология личности и время. Сб. Черновцы, 1991. Ч. 2. С. 64−66.
- Фактор времени в функциональной организации деятельности живых систем/'Сб. научных трудов/Под ред. Н. И. Моисеевой. Л., 1980.
- Федоров Л. П. Теоретико-методические основы женского спорта. Спб., 1995.
- Фресс П. Приспособление человека ко времени//Вопр. психол. 1961. № 1.С. 43−56.
- Фреес П. Восприятие и оценка времени// Экспериментальнаяпсихология. Вып. 6. М., 1978.
- Художественный метод исследования индивидуальности. М., 1964.
- Шадриков В.Д. Психология производственного обучения//Системный подход. Ярославль, 1976.
- Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза профессиональнойдеятельности. М&bdquo- 1982.
- Шкуратова И.П. Когнитивный стиль и общение. Р. н/Д., 1994.
- Шмальгаузен И.И. Организм как целое в индивидуальном и историческом развитии. М., 1982.
- Щукин М.Р. Преодоление негативных проявлений свойств нервной системы при формировании индивидуального стилядеятельности/ Теоретические основ ы, прикладное применение и методики дифференциальной психофизиологии. Пермь, 1977. С. 19−36.
- Щукин М.Р. Учет особенностей самооценок приформировании индивидуального стиля трудовой деятельности // Проблемы интегрального исследования индивидуальности. Пермь. 1981. С. 97−109.
- Щукин М.Р. Проблемы индивидуального стиля в современной психологии/УИнтегральные исследования индивидуальности: Стильдеятельности и общения / Под ред. Вяткина В. А. пермь, 1992. С. 3−17.
- Щукин М.Р. Структура стиля деятельности и условия его формирования. Дисс. на. доктора психол. наук. Пермь, 1994.
- Элькин Д. Г, Восприятие времени и эмоциональные сосгояния//Вопросы теории личности. М., 1960. С. 72−85.
- Элькин Д.Г. Восприятие времени. М., 1960.
- Яковлев В.П. Социальное время. Р/на- Д., 1980.
- Gardner. R.W., Sehoen. R.A. (1962). Differentiation and abstraction in concept Formation. Psychological Monographs, v. 76, N 560.
- Gardner, R.W., Holzman, P. S., Klein, B.S., Linton, H., Spence, D.R. (1959). Cognitive control A study of individual consistencies in cognitive behavior // Psychological Jisnes, 1,4, 1−117.
- Harve, O.J., Hunt, D.E., Schroder, N.M. (1961). Conceptual system and Personality organizations. New York: Wiley.
- Kagan, J. (1965). Reflection impulsivitv and reading development in priman Grade children/, Child Development, 36, 609−628.
- Kagan, J. (1966). Reflection impulsivitv: The generality and dynamics of Conceptual tempo, 7 Jornal of Abnormal Psychologi, 71, 123−129.
- Kelli, G.A. (1955). The psychology of personal constructs, vol. 1. New York: Norton.
- Klein, G.S., Gardner, R.W., Schlesinger, H.J., (1962). Tolerance for unrealistic Experience: A study of the generality of cognitive control//Brit. J. Of Psychology, 53, 1, 41−55.1.win, K. Field theory in social science № 4, 1964. — 346 p.
- Nuttin, J.R. The future fime perspective in human motivation and llarning // Acfa. Psychologica. 1964.- V. 23 — P. 60−82.
- Nuttin, J. Motivation et percpectives, a avenir. Lewen, 1980. — 290 p.
- Rotter, J.B. (1966) Generalized expectancies for internal versys external control of Reinforcement // Psychological Monograph, 80, 1 (whole No. 609).
- Tomas, K.W. (1977). Toward Multidimensional Values in Teaching. The Example of Conflict Behaviors // Academy of Managment Rewiew, 2, 485−496.
- Wardell, D.M. Royce, J.R. (1978). Toward a multi-factor of styles and their Relationships to cognition and affect 11 Journal of personality, 46. 3, 474 505.
- Witkin, H.A., Lewis, H.B., Hertzman, M., Machover, K., Meissner, P.В., Waptier, S (1954) Personality through perception. An experimental and Clinical study. New York: Harper.
- Witkin, Ii.a. (1964). Origins of cognitive style // C. Scheerer (Ed.). Cognition Teory, Research, promise. New York: Harper & Row.
- Witkin, H.A., Dyh, R.B., Taterson, H.F., Godenogh, D.R., Korp, S.A. Psychological differentiasion. New York, 1974 a.
- Witkin. H.A., Dyk, R.B. Psychological differentiation: studies development. New York, 1974 b.1. Матрица теста Р. Гарднера