Комплексное использование информационных и коммуникационных технологий в процессе непрерывной подготовки инженерных и управленческих кадров: на примере подготовки специалистов для отраслей машиностроения
Этапы исследования. В 1995;1997 гг. проводился анализ научно-педагогических и учебно-методических материалов по проблемам подготовки специалистов в области использования информационных технологий при автоматизации, разработке и выполнении инженерно-графических работ. Были рассмотрены педагогические аспекты комплексного использования информационных и коммуникационных технологий в процессе… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОМПЛЕКСНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ НЕПРЕРЫВНОЙ ПОДГОТОВКИ ИНЖЕНЕРНЫХ И УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ
- 1. 1. Анализ состояния подготовки инженерных и управленческих кадров в области информатики и использования средств информационных и коммуникационных технологий в профессиональной деятельности
- 1. 2. Педагогические особенности профессионального постдипломного образования в условиях информатизации учебного процесса
1.3. Использование технологических информационных ресурсов, банков учебно-методической информации и системы автоматизированного сопровождения программного обеспечения в процессе автоматизации разработки и выполнения проектно-графических работ.
1.4. Принципы непрерывной подготовки инженерных и управленческих кадров в области комплексного использования информационных и коммуникационных технологий в профессиональной деятельности.
Выводы по первой главе.
ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ ПОДГОТОВКИ ИНЖЕНЕРНЫХ И УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ К ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОЕКТИРОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ.
2.1. Содержание подготовки инженерных и управленческих кадров в области общих вопросов использования информационных технологий в сфере управления.
2.2. Содержание непрерывной подготовки инженерных и управленческих кадров в области проектирования и применения информационных систем управления, реализованных на базе информационных технологий.
2.3. Проектирование автоматизированной технологии решения задач управления (на примере автоматизации проектирования экономической информационной системы).
Выводы по второй главе.
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ НЕПРЕРЫВНОЙ ПОДГОТОВКИ ИНЖЕНЕРНЫХ И УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ ДЛЯ ОТРАСЛЕЙ МАШИНОСТРОЕНИЯ В ОБЛАСТИ АВТОМАТИЗАЦИИ РАЗРАБОТКИ И ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОЕКТНО-КОНСТРУКТОРСКИХ РАБОТ.
3.1. Формирование основных понятий машиностроительного черчения в области разработки конструкторской документации в системе автоматизированного проектирования.
3.2. Реализация средств автоматизации разработки и выполнения конструкторской документации в условиях использования САПР.
3.3. Подготовка в области использования плоскографического редактора в процессе создания графической и текстовой информации (на примере системы ADEM).
3.4. Подготовка в области использования информационных графических систем (на примере системы «КОМПАС-ГРАФИК»).
Выводы по третьей главе.
ГЛАВА 4. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ НЕПРЕРЫВНОЙ КОНСТРУКТОРСКОЙ ПОДГОТОВКИ ИНЖЕНЕРНЫХ И УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ ДЛЯ ОТРАСЛЕЙ МАШИНОСТРОЕНИЯ НА ОСНОВЕ CALS/ИПИ-ТЕХНОЛОГИЙ.
4.1. Развитие CALS/ИПИ-технологий на современном наукоемком машиностроительном предприятии.
4.2. Требования к знаниям и умениям специалистов в области CALS/ИПИ-технологий
4.3. Учебно-методическое обеспечение подготовки инженерных и управленческих кадров на основе CALS/ИПИ-технологий.
4.4. Непрерывная компьютерная поддержка учебного процесса подготовки.
4.5. Создание учебно-научного виртуального предприятия для конструкторской подготовки специалистов на основе CALS/ИПИ-технологий.
Выводы по четвертой главе.
ГЛАВА 5. РЕАЛИЗАЦИЯ МЕТОДИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ К ПОДГОТОВКЕ ИНЖЕНЕРНЫХ И УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ В ОБЛАСТИ КОМПЛЕКСНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ.
5.1. Методические указания по оптимизации структуры технологического процесса механической обработки заготовки по экономическим критериям.
5.2. Методика решения учебных типовых проектных задач в среде учебно-научного виртуального предприятия (на примере решения учебной задачи с использованием элементов CALS/ИПИ-технологий на ОАО «АВТОВАЗ»).
5.3. Методические рекомендации по использованию средств автоматизации в процессе подготовки специалистов для машиностроительной отрасли по направлению «Экономические основы производственной деятельности предприятия» (на примере выполнения курсовой работы по курсу «Экономика предприятия»).
Выводы по Главе 5.
Список литературы
- Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. М.: Владос, 1994. -336 с.
- Абдурахманова Г. С. Диагностический подход к оценке эффективности управления современной школой: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. -Казань, 1998.-22 с.
- Абдулин В.Н. Структуризация учебного материала при составлении обучающих программ для АОС // Автоматизированные обучающие системы: Межвузовский сборник. Казань, 1979. — С. 34−38.
- Абдуллина O.A. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего образования: Учебное пособие для студентов пед. институтов, слушателей института повышения преподавателей пед. дисциплин ун-тов и пед. ин-тов. -М.: Просвещение, 1984. 208 с.
- Автоматизация инженерно-графических работ средствами ADEM и Компас.: Учебное пособие. /Сост. O.A. Тарабрин. М: Машиностроение, 2000.-212 с.
- Автоматизация проектирования авиационных конструкций на основе МКЭ. САПР РИПАК / Комаров В. А., Иванова Е. И., Пересыпкин В. П. и др. -Куйбышев, 1984.-236 с.
- Автоматизированные информационные технологии / Под ред. А. Л. Титоренко. -М.: Компьютер, Юнити, 1988. 321 с.
- Алексеев М.Н. Совершенствование методики построения образовательного Веб-сайта: Дисс.. канд. пед. наук. Москва, 2001. — 180 с.
- Андреев A.A. Дидактические основы дистанционного обучения в высших учебных заведениях: Дисс.. д-ра пед. наук. М., 1999. — 289 с.
- Ю.Андреев A.A. Педагогика высшей школы (прикладная педагогика): В 2 ч. -М.: МЭСИ, 2000. Ч. 2.-156 с.
- П.Андреев A.A., Меркулов В. П., Тараканов Г. А. Современные телекоммуникационные системы в образовании // Педагогическая информатика. 1995. — № 1. — С. 55−63.
- Архангельский С.И. Лекции по теории обучения в высшей школе. М.: Высшая школа, 1975. — 352 с.
- Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его основные закономерности и методы. -М.: Высшая школа, 1980. 368 с.
- Н.Бабанский Ю. К. Оптимизация процесса обучения. Общеобразовательный аспект. -М.: Просвещение, 1977. 213 с.
- Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения: общедидактический аспект. М.: Педагогика. 1977. — 254 с.
- Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. М.: 1982. — 187 с.
- Байкова JI.A. Теоретико-методологические основы гуманизации педагогической системы образовательного учреждения: Автореф. Дисс.. д-ра пед. наук. Москва, 2001. — 36 с.
- Безрукова B.C. Педагогика. Проективная педагогика. Екатеринбург: Деловая книга, 1996. — 344 с.
- Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем. Воронеж, 1977. -298 с.
- Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии. М.: 1995.- 324 с.
- Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989.-192 с.
- Бешенков С.А. Проблемы профильного обучения информатике. М.: РАО, 1993.-90 с.
- Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. СПб.: Прайм-Еврознак, 2003. — 234 с.
- Бордовский Г. А., Извозчиков В. А., Румянцев И. А., Слуцкий A.M. Проблемы педагогики информационного общества и основы педагогической информатики // Дидактические основы компьютерного обучения. Л., 1989. — С. 3−33.
- Борисова Н. Ю. Социально-педагогические идеи Р. Штайнера и их применение в мировом и отечественном образовании: Автореф. Дисс.. канд. пед. наук. М., 2002. — 27 с.
- Булгаков В.И., Тарабрин O.A. Пути повышения устойчивости управленческих решений // Рыночная экономика. Состояние, проблемы, перспективы: Сборник научных трудов. Самара: Отделение РАН, Международный институт рынка, 1999. Вып. 3. — 3 с.
- Бурлачук Л.Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психологической диагностике. СПб.: Питер, 2000. — 256 с.
- Быков A.B., Силин В. В. и др. Черчение, моделирование, механообработка. СПб.: Изд. БХВ, 2003. — 123 с.
- Быков A.B., Снигарев В. В., Тарабрин O.A., Чемпинский Л. А., Эскин И. Д. Конспект лекций по курсу инженерной графики на ПЭВМ: Конспект лекций. Самара: СГАУ, 1993.- 108 с.
- Быков A.B., Тарабрин O.A. и др. Инженерная графика на ПЭВМ: Учеб. пособие. Самара: Самар. гос. аэрокосм, ун-т, 1995. — 127 с.
- Ваграменко Я. А. Анализ исследований и разработок в области информатизации образования. М., 1994. — 24 с.
- Ваграменко Я.А. Информационные технологии и модернизация образования // Информатизация образования 2000: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. — Хабаровск, 2000. -56 с.
- Вдовюк В.И., Шабанов Г. А. Педагогика высшей школы: современные проблемы. -М.: ВУ, 1996. 68 с.
- Вейсхаар Т.А., Комаров В. А., Черепашков A.A. Развитие и совершенствование учебного процесса для подготовки специалистов XXI века. Самара, 1998. — 97 с.
- Вербицкий A.A. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М.: Высшая школа, 1991. — 67 с.
- Вербицкий A.A. Новая образовательная парадигма и контекстное обучение. М., 1999. — 87 с.
- Вербицкий A.A. Педагогическая технология контекстного обучения в системе непрерывного образования // Непрерывное образование как педагогическая система: Сб. науч. тр. М., 1989. — 165 с.
- Выгодский JI.C. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. -М.: Педагогика, 1991.-479 с.
- Габай Т.В. Педагогическая психология. М.: Академия, 2003. — 240 с.
- Гаврилов В.Н. Получение рабочих чертежей деталей в системе ADEM: Метод, указания по курсу инженерной графики на ПЭВМ. Самара: Самар. гос. аэрокосм, ун-т, 1999. — 194 с.
- Гальперин П.Я. Программированное обучение и задачи коренного усовершенствования методов обучения // К теории программированного обучения. М., 1967. — 98 с.
- Глушков В.М. Основы безбумажной информатики. М.: Наука, 1987. -552 с.
- Гогохия Х.Н. Содержание подготовки учителей в области автоматизации процессов информационно-методического обеспечения и организационного управления: Дисс. канд. пед. наук. М.: ИИО РАО, 2002.-176 с.
- ГОСТ Р 50 923−96. «Рабочее место оператора. Общие эргономические требования и требования к производственной среде. Методы измерения».
- Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности «Автоматизированные системы обработки информации и управления». М.: Госкомвуз РФ, 1996.-30 с.
- Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности «Управление и информатика в технических системах». М.: Госкомвуз РФ, 1996. — 28 с.
- Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность 35 100 «Информатика». Квалификация «учитель информатики». Москва, 2000. — 32 с.
- Грабарь М.И., Краснянская К. А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. Непараметрические методы. М.: Педагогика, 1977. — 136 с.
- Грушецкий C.B., Рудинский И. Д. Статистические методы оценивания знаний // Ученые записки ИИО РАО. М., 2004. Вып. 13.
- Гузеев В.В., Сиденко A.C. Проблемы, особенности и процедуры освоения новых образовательных технологий в педагогических коллективах // Школьные технологии. 2000. — № 1. — С. 167−181.
- Гультяев A.K. MatLab 5.3 Имитационное моделирование в среде Windows. Практическое пособие. М.: Корона Принт, 2001.
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: 1986. — 257 с.
- Данилюк С.Г. Автоматизированные системы контроля. Серпухов: Минобороны РФ, 1998. — 23 с.
- Данилюк С.Г. Принципы построения сложных адаптивных систем связи и управления. Серпухов: Минобороны РФ, 1999. — 65 с.
- Денисова A.JI. Теория и методика профессиональной подготовки студентов на основе информационных технологии: Автореф. дисс.. д-ра пед. наук. -М., 1994. 15 с.
- Дидактика средней школы: Некоторые пробл. соврем. Дидактики / Под ред. М. А. Данилова, М. Н. Скаткина. М.: Просвещение, 1975.
- Добудько Т.В. Формирование проффесиональной компетентности учителя информатики в условиях информатизации образования: Дисс.. д-ра пед. наук. М., 1999.-394 с.
- Добудько Т.В. Профессиональная компетентность учителя в информационном обществе. Структура, содержание, принципы формирования: Дис. канд. пед. наук. Самара, 2000. — 163 с.
- Домрачев В.Г. Дистанционное обучение: возможности и перспективы // Высшее образование в России. 1994. — № 3. — С. 10−12.
- Дюк В. А. Компьютерная психодиагностика. СПб.: Братство, 1994. — 364 с.
- Елисеев Ю.С., Кузнецов И. И., Алексеева Н. И. Информационные технологии в проектировании и производстве // Полет. 2001. — № 10. — С. 21−24.
- Емельянов A.A. Имитационное моделирование экономических процессов. М.: Финансы и статистика, 2004. 234 с.
- Ершов А.П. Информатика: предмет и понятие // Кибернетика. Становление информатики. М.: Наука, 1986. — С. 28−31.
- Зайцев В.Н. Практическая дидактика. Учебное пособие для педагогических специальностей университетов и институтов повышения квалификации работников образования. М.: Народное образование, 1999.-224 с.
- Зимняя И.А. Педагогическая психология. М.: ЛОГОС, 2001. — 383 с. 74.3олотарев A.A. и др. Теория и методика систем интенсивного обучения. В 4 т. — М.: МГТУ ГА, 1994. — 432 с.
- Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2000. — 356 с.
- Интернет-обучение: технологии педагогического дизайна / Под ред. М. В. Моисеевой. М.: Камерон, 2004. — 216 с.
- Информационные системы в экономике / Под ред. В. В. Дика. М: Финансы и статистика, 1996. — 534 с.
- Информационные технологии в наукоемком машиностроении: компьютерное обеспечение индустриального бизнеса / Под общ. ред. А. Г. Братухина. Киев: Техника, 2001. — 350 с.
- Информационные технологии в управлении техническими и организационными системами: Сб. науч. тр. СПб.: СПбГЭТУ, 1993. -92 с.
- Кабинет информатики: Методическое пособие / И. В. Роберт, JI.JI. Босова и др. М.: БИНОМ. Лаборатория базовых знаний, 2002. — 21 с.
- Канаев Б.И. Педагогический анализ результата образовательного процесса. М., Тольятти: ИИО РАО, 2003. — 272 с.
- Канаев Д.Б. Принципы создания и применения электронного инструментария в управлении педагогическим процессом: Дис.. канд. пед. наук. Самара, 2000. — 188 с.
- Каракозов С.Д. Введение в компьютерные сети. Барнаул: БГПУ, 1996. -173 с.
- Касторнова В.А. Методика создания и использования прикладных программ на основе мультимедиа технологий в обучении информатики: Дисс.. канд. пед. наук. -М., 1998. 193 с.
- Касторнова В.А., Прозорова Ю. А. Методические рекомендации по использованию ресурсов Интернет образовательного назначения в общем образовании // Ученые записки ИИО РАО. 2004. — Вып. 12. — С. 66−106.
- Кибернетика и педагогика: пер. с англ / Под ред. Дж. Уиннера. М., 1972. -200 с.
- Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. М.: Знание, 1989.-77 с.
- Кнорринг В.И. Искусство управления. М., 1997. — 288 с.
- Козлов O.A. Новый этап подготовки кадров информатизации образования. http://ito.edu.ru/2003/index.html
- Козлов O.A. Теоретико-методологические основы информационной подготовки курсантов военно-учебных заведений. М.: МО РФ, 2002. -328 с.
- Колин K.K. Гуманитарные проблемы становления информационной цивилизации // Информационное общество в России: проблемы становления: Межвузовский сборник научных трудов. М., 2001. — 45 с.
- Колин К.К. Фундаментальные основы информатики: социальная информатика: учебное пособие для высшей школы. М.: Академический проект. Деловая книга, 2000. — 196 с.
- Колчин А.Ф., Овсянников М. В., Стрекалов А. Ф., Сумароков C.B. Управление жизненным циклом продукции. М.: Анахарсис, 2002. — 135 с.
- Комаров A.A. Основы проектирования силовых конструкций. Куйбышев, 1965.-88 с.
- Комаров В.А. Проектирование силовых схем авиационных конструкций // Актуальные проблемы авиационной науки и техники. М.: Машиностроение, 1984.-С. 114−129.
- Комаров В.А., Гречников Ф. В., Сойфер В. А., Соловов A.B. и др. Дистанционное образование: основные направления и перспективы развития // Интенсивные технологии обучения: Тезисы научно-методической конференции. Самара, 1995. — С. 124.
- Комаров В.А., Черепашков A.A. Компьютерные тренажеры для конструкторов // Полет. 1999. — № 8. — С. 31−36.
- Кондратова П.Ф. Методические аспекты, содержание и организационные формы курса информатики на гуманитарных факультетах: Автореф. Дисс.. канд. пед. наук. М., 2000. — 23 с.
- Концепция информатизации образования // Информатика и образование. 1990.-№ 1.-С. 3−9.
- Концепция формирования информационного общества в России. http://www.iis.ru/library/riss/riss.ru.html.
- Король А.Д. Метод эвристического диалога как средство активизации учебно-познавательной деятельности: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 2002.-21 с.
- Кравцова А.Ю. Основные направления использования зарубежного опыта для развития методической системы подготовки учителей в области информационных и коммуникационных технологий (теория и практика). -М.: Образование и Информатика, 2003. 232 с.
- Краевский В.В. Методология педагогического исследования: Пособие для педагога-исследователя. Самара, 1994. — 165 с.
- Кречетников К.Г. Методология проектирования, оценки качества применения средств информационных технологий обучения. М.: Изд-во Государственного координационного центра информационных технологий, 2001.-244 с.
- Круподеров Р.И. Телекоммуникации как средство дифференциации обучения: Дисс.. д-ра пед. наук. М.: ИИО РАО, 1997. — 380 с.
- Кузнецов A.A. Новая информационная технология и обучение информатике // Проектирование новых информационных технологий обучения / Под ред. В. М. Монахова. М.: НИИ ОСО АПН СССР, 1991. -С. 16−25.
- Кузнецов A.A. Проблемы оценки достижения требований образовательных стандартов // Образовательные стандарты и контроль качества образования. Вологда, 1996.
- Кузнецов A.A. Развитие методической системы обучения информатике в средней школе: Дис.. д-ра пед. наук в форме научного доклада. М., 1988.
- Кузнецов A.A., Бешенков С. А., Ракитина Е. А., Матвеева Н. В., Милохина JI.B. Непрерывный курс информатики (концепция, система модулей, типовая программа) // Информатика и образование. 2005. — №№ 1, 2, 3, 4.
- Кузнецов A.A., Кариев С. Основные направления совершенствования методической подготовки учителей информатики в педагогических вузах // Информатика и образование. 1996. — № 6. — С. 13−21.
- Кузнецов Э.И. Общеобразовательные и профессионально-прикладные аспекты изучения информатики и вычислительной техники в педагогическом институте: Автореф. дисс. д-ра пед. наук. М., 1990. -38 с.
- Кузьмина Н.В. Методы системного педагогического исследования: Учебное пособие / Под ред. Н. В. Кузьминой. JL: ЛГУ, 1980. — 172 с.
- Лавина Т.А. Содержание подготовки студентов педвузов к применению современных информационных технологий в будущей профессиональной деятельности: Дисс. канд. пед. наук. -М., 1996. 134 с.
- Лапчик М.П. Информатика и информационные технологии в системе общего и педагогического образования. Омск: Изд-во Омского гос. пед. университета, 1999.-321 с.
- Лапчик М.П. Структура и методическая система подготовки кадров информатизации школы в педагогических вузах: Дисс. в форме научного доклада. д-ра пед. наук. М., 1999. — 81 с.
- Лапчик М.П., Рагулина М. И., Исупова Н. И. Компьютерная графика как средство визуализации математических вычислений // Информационные технологии в образовании: Сборник научных трудов / Под ред. М. П. Лапчика. Вып. 2. — Омск: Изд-во ОмГПУ, 1999. — 52 с.
- Латышев В.JI. Интеллектуальные обучающие системы: теория и технология создания и применения. М: Образование и Информатика, 2003.- 19 п. л.
- Леднев B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. М.: Высшая школа, 1991. — 224 с.
- Леднев B.C. Структура педагогической науки // Пед. технология. Вып. 1.-М., 1991.-64 с.
- Лемех P.M. Курс «Теория и практика организации дистанционного обучения» // Информатика и образование. 2005. — № 5. — С. 107−109.
- Лемех P.M. Деятельность специалиста в области организации дистанционного обучения // Ученые записки ИИО РАО. 2005. — Вып. 17. -С. 60−65.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2-е изд. М.: 1977. -304 с.
- Лернер И.Я. Дидактическая система методов обучения. М.: Знание, 1976.-46 с.
- Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981. — 185 с.
- Майоров А.Н. Мониторинг учебной эффективности // Школьные технологии. 2000. — № 1. — С. 97−131.
- Манушин Э.А. Современная концепция качества высшего образования // Повышение качества высшего образования и перспективы сотрудничества российских и германских вузов. Мюнхен, 2004. — 64 с.
- Мартиросян Б.П., Горский В. А. Инновации в дополнительном образовании // Дополнительное образование. 2003. — № 4. — С. 7−17.
- Мартиросян Л.П. Курс информатики «Информационные технологии в обучении математике» // Информатика и образование. 2004. — № 6. — С. 88−93.
- Мартиросян Л.П. Реализация возможностей информационных технологий в процессе преподавания математики // Информатика и образование. 2002. — № 12. — С. 78−82.
- Матрос Д.Ш., Полев Д. М., Мельникова H.H. Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга. М., 1999. — 95 с.
- Меламуд В.Э. Совершенствование системы подготовки учительских кадров в условиях информатизации школьного образования: Дисс.. д-ра пед. наук. М, 2005. — 382 с.
- Методические указания по выполнению курсовой работы по курсу «Экономика на предприятии». // Сост. O.A. Тарабрин, В. А. Мартынов, C.B. Виноградова. Тольятти: Тольяттинский филиала СГАУ, 2003. -48 с.
- Мизинцев В.П. Проблема аналитической оценки качества и эффективности учебного процесса в школе. Куйбышев, 1980. — 184 с.
- Мизинцев В.П. Количественная оценка эффективности и качества учебного процесса: Дисс.. д-ра пед. наук. Южно-Сахалинск, 1987. -397 с.
- Минаси М. Графический интерфейс пользователя: секреты проектирования. -М.: Мир, 1996. 160 с.
- Молибог А.Г. Вопросы научной организации педагогического труда в высшей школе. М.: Высш. шк., 1971. — 396 с.
- Мухаметзянова Г. В. Вопросы общей и профессиональной педагогики: Избранные педагогические труды: В 3-х т. Казань: Магариф, 2005. -80 п.л.
- Мухаметзянова Г. В. Европейские процессы в области развития профессионального образования и обучения // Материалы международной научно-практической конференции и мастер-классов. Казань: КГУ, 2005.-С. 10.
- Мухаметзянова Г. В. Мониторинг и оценка качества подготовки специалистов среднего звена. Казань: ИСПО РАО, 2004. — 17 п.л.
- Мухаметзянова Г. В. Профессиональное образование в России: методология и теория. М.: Вегас, 2004. — 16 п. л
- Недобой A.C. Модель использования педагогических возможностей коммуникационных технологий в профессиональной подготовке студентов педвузов и университетов: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. -Ставрополь, 2000. 22 с.
- Никандров Н.Д. Программированное обучение и идеи кибернетики. -М.: Наука, 1970.-206 с.
- Никитин А.Б., Синегал B.C., Сороцкий В. А., Цикин И. А. Интерактивные информационные технологии на основе Web-серверов и систем компьютерной видеоконференцсвязи.\ Дистанционное обучение. -1998.-№ 1.-С. 13−23.
- Новиков A.M. Профессиональное образование России: Перспективы развития. М.: Исследовательский центр проблем непрерывного образования РАО, 1997. — 157 с.
- Норенков И.П. Основы автоматизированного проектирования: Учеб. для вузов. М.: Изд-во МГТУ им. Баумана, 2002. — 336 с.
- Образование взрослых и прогресс. Институт международного сотрудничества. Бонн, 1994 — 279 с.
- Образование взрослых: реальности, проблемы, прогноз / Под ред. С. Г. Вершловского. СПб., 1998. — 174 с.
- Общемашиностроительные нормативы времени вспомогательного, на обслуживание рабочего места, и подготовительно-заключительного для технического нормирования станочных работ. Серийное производство. -М.: Машиностроение, 1974. 423 с.
- Общемашиностроительные нормативы режимов резания для технического нормирования работ на металлорежущих станках. Ч. 1. -М.: Машиностроение, 1974. — 416 с.
- Овчинникова Г. М., Тарабрин O.A. Педагогические аспекты постдипломного образования // Рыночная экономика. Состояние, проблемы, перспективы. Сборник научных трудов. 3 выпуск. Самара: Отделение РАН, Международный институт рынка, 1999. — 4с.
- Определение размерно-точностных параметров технологического процесса механической обработки заготовок: Метод, указания к курсовой работе. // Сост. И. А. Иващенко, К. П. Крашенинников. Самара, 1992. -40 с.
- Основы инженерной психологии: Учебное пособие / Под ред. Б. Ф. Ломова. -М.: Высш. шк., 1977. 135 с.
- Отраслевой стандарт Госкомвуза Российской Федерации // Информационные технологии в высшей школе: Термины и определения (Утвержден и введен в действие Приказом Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию от 12.02.96 № 260).
- Павлов A.A. Автоматизированные системы контроля: Учебник. В 2 ч. Ч. 1. Серпухов: Изд-во Минобороны РФ, 1997. — 232 с.
- Павлов A.A., Романенко Ю. А. Автоматизированные системы контроля: Учебник. В 2 т. Ч. 2. М.: Министерство обороны РФ, 1997. — 243 с.
- Пак Н. И. Компьютерное моделирование в примерах и задачах. -Красноярск: КГПУ, 1995. 141 с.
- Панюкова C.B. Информационные и коммуникационные технологии в личностно ориентированном обучении. М.: Про-пресс, 1998. — 273 с.
- Панкжова C.B. Концепция реализации личностно ориентированного обучения при использовании информационных и коммуникационных технологий. М.: Про-пресс, 1998. — 120 с.
- Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, E.H. Шлянов. -М.: Школа-Пресс, 1997. 512 с.
- Педагогика: педагогические теории, системы, технологии / Под ред. С. А. Смирнова. М.: Академия, 1999. — 512 с.
- Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад- Редкол.: М. М. Безруких, В. А. Болотов, JI.C. Глебова и др. М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. — 324 с.
- Пейперт С. Переворот в сознании: дети, компьютеры и плодотворные идеи. М.: Педагогика, 1989. — 245 с.
- Перегудов Ф.И., Тарасенко В. П., Ехлаков Ю. П. Информационные системы для руководителей. М.: Финансы и статистика, 1989. — 342 с.
- Персональные ЭВМ в инженерной практике / Т. А. Кренкель, А. Г. Коган и др. М.: Радио и связь, 1989. — 336 с.
- Погосян М.А. Современные методы проектирования авиационной техники // Полет. 1999. — № 6. — С. 3−6.
- Поздняков С.Н. Моделирование информационной среды как технологическая основа обучения математике: Автореф. дисс.. д-ра пед. наук. М., 1998.-237 с.
- Полилова Т.А. Инфраструктура регионального образовательного Интернет-пространства: Автореф. дисс.. д-ра физ.-мат. наук. М., 1993. -42 с.
- Поташник М.М., Моисеев A.M. Управление современной школой (В вопросах и ответах): Пособие для руководителей образовательных учреждений и органов образования. М.: Новая школа, 1997. — 352 с.
- Потемкин А. Трехмерное твердотельное моделирование. М.: Компьютер Пресс, 2003. — 295 с.
- Применение ЭВМ в учебном процессе / Под ред. А. И. Берга. М., 1969.-248 с.
- Проблемы повышения профессиональной квалификации руководителей школ / Под ред. Е. П. Тонконогой. М. Педагогика, 1987. -168 с.
- Проект федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования. Часть I. М.: Образовательный стандарт, 2002. — 304 с.
- Проект федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования. Часть II. М.: Образовательный стандарт, 2002.-304 с.
- Представление и использование знаний: Пер. с яп. / Под ред. X. Уэно, М. Исидзука. -М.: Мир, 1989.
- Психология и педагогика: Учебное пособие / Под ред. В. М. Николаенко. -М.: ИНФА-М- Новосибирск: НГАЭиУ, 2000. 175 с.
- Психолого-педагогические основы использования ЭВМ в вузовском обучении. -М.: МГУ, 1987. 168 с.
- Пугач В.И. Технологии и методическое обеспечение компьютерной подготовки будущих учителей информатики: Автореф. дисс.. д-ра пед. наук. М., 1994.-38 с.
- Расчет технико-экономических показателей деятельности хозрасчетного цеха. Методические указания к курсовой работе / Сост. И. Г. Абрамова, В. А. Мартынов. Самара: Самарский государственный аэрокосмический университет (СГАУ), 1997. — 82 с.
- Ратанова Т.А., Шляха Н. Ф. Психодиагностические методы изучения личности: Учебное пособие. М.: Московский психолого-социальный институт Флинта, 1998. — 264 с.
- Рекомендации по стандартизации. Информационные технологии поддержки жизненного цикла продукции: Терминологический словарь. М.: ИПК Издательство стандартов, 2001. 53 с.
- Решетников H.H. Педагогическая диагностика: понятия, проблемы, решения // Информационный бюллетень. 1997. — № 8.
- Роберт И.В. Информационное взаимодействие в информационно-предметной среде // Ученые записки ИИО РАО. 2001. — № 5.
- Роберт И.В. О понятийном аппарате информатизации образования // Информатика и образование. 2002. — № 12- 2003. -№№ 1, 2,4.
- Роберт И.В. Основные направления научных исследований в области информатизации профессионального образования. М.: Образование и информатика, 2004. — 67 с.
- Роберт И.В. Современные информационные и коммуникационные технологии в системе среднего профессионального образования. М., 1999.-80 с.
- Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: Дидактические проблемы- перспективы использования. -М.: Школа-Пресс, 1994.-205 с.
- Роберт И.В., Козлов O.A. Концепция комплексной, многоуровневой и многопрофильной подготовки кадров информатизации образования. М.: ИИО РАО, 2005.-34 с.
- Роберт И.В., Колин К. К., Социальные аспекты информатизации образования. М.: Изд-во ИИО РАО, 2004. — 59 с.
- Роберт И.В., Лапчик М. П., Жданов С. А., Лучко О. Н., Кравцова А. Ю. Специализация 30 109 Организация информатизации образования // Информатика и образование. — 2002. — № 4. — С. 5−11.
- Роберт И.В., Поляков В. А. Основные направления научных исследований в области информатизации профессионального образования. М.: Образование и Информатика, 2004. — 26 с.
- Роберт И.В., Прозорова Ю. А., Касторнова В. А. Основные понятия Единого информационного образовательного пространства // Ученые записки ИИО РАО. 2002. — Вып. 6. — С. 3−10.
- Роберт И.В., Самойленко П. И. Информационные технологии в науке и образовании. М., 1998. — 178 с.
- Романенко Ю.А. Автоматизированное тестирование слушателей по специальным дисциплинам на базе современных информационных технологий. Серпухов: СВВКИУ РВ, 1997. — 95 с.
- Романенко Ю.А. Автоматизированные системы контроля. Ч. 2. М.: Минобороны РФ, 1998. — 74 с.
- Рубинштейн C. J1. Основы общей психологии. В 2 т. М.: Педагогика, 1989.-274 с.
- Селевко Г. К. Современные общеобразовательные технологии: Учебное пособие для педагогов и институтов повышения квалификации. М.: Народное образование, 1998.-255 с.
- Селиванов B.C. Основы общей педагогики: теория и методика воспитания. М.: ACADEMA, 2000. 336 с.
- Сердюков В.И. Методика создания компьютерных обучающих систем в интересах повышения качества подготовки слушателей ВАБТВ. Научно-методические материалы. ВАБТВ. Вып. 2. М., 1998. — 127 с.
- Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований. М.: Просвещение, 1987. — 495 с.
- Скибицкий Э.Г. Компьютеризированные курсы в педагогическом процессе общеобразовательных учреждений. Новосибирск: ИПСО РАО, 1994.-90 с.
- Сластенин В.А. Подготовка педагогических кадров: опыт, проблемы, перспективы // Формирование личности учителя в системе Высшего педагогического образования. М., 1981. — 235 с.
- Сластенин В.А., Подымова Л. С. Педагогика: Инновационная деятельность. М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1997. — 224 с.
- Смоляров A.M. Системы отображения информации и инженерная психология: Учебное пособие. М.: Высшая школа, 1982. — 272 с.
- Снигарев В.В., Тарабрин О. А., Чемпинский Л. А., Эскин И. Д. Инженерная графика на ПЭВМ: Учебное пособие. Самара: СГАУ, 1995. -108 с.
- Снигарев В.В., Тарабрин О. А., Чемпинский JI.A., Эскин И. Д. Курс лекций по изучению графического редактора CHERRY-90: Курс лекций. -Самара: СГАУ, 1993. 50с.
- Снигарев В.В., Тарабрин О. А., Чемпинский JI.A., Эскин И. Д. Составление рабочих чертежей деталей с помощью графического редактора CHERRY-90: Методические указания. Самара: СГАУ, 1993. -122 с.
- Советов Б.Я. Информационная технология. М.: Высшая школа, 1994. -366 с.
- Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы / Под ред. Н. В. Кузьминой. Л.: Изд. ЛГУ, 1985. — 119 с.
- Сойфер В.А., Гречников Ф. В., Комаров В. А., Соловов А. В. и др. Экспорт дистанционных образовательных услуг // Высшее образование в России. 1999.-№ 3. с. 120−121.
- Сойфер В.А., Гречников Ф. В., Комаров В. А., Соловов А. В., Шитарев И. Л. и др. Computer-aided instruction system in refreshes engineering courses // 6-th world conference on continuing engineering education. San-Paoulo, 1995.
- Соловов A.B., Черепашков А. А. Алгоритмы интерактивной растровой графики для отображения полей физических характеристик в САПР // Математические методы автоматизации проектирования сложных систем. М.: МФТИ, 1987.-С. 28−36.
- Соловов A.B., Черепашков A.A. Отображение результатов прочностных расчетов по МКЭ на графических дисплеях // Прикладные проблемы прочности и пластичности. Горький, 1989. — С. 105−110.
- Софронова Н.В. Методика использования инструментальных программных средств в курсе информатики (на примере темы «Организация данных в ЭВМ»): Автореф.. дисс. канд. пед. наук. М., 1994. — 20 с.
- Судов Е.В. Интегрированная поддержка жизненного цикла машиностроительной продукции. Принципы. Технологии. Методы. Модели. -М.: Издательский дом МВМ, 2003. 321 с.
- Талызина Н.Ф. Теоретические основы разработки модели специалиста. -М.: Знание, 1986.-72 с.
- Талызина Н.Ф. Теоретические основы контроля в учебном процессе. -М.: Знание, 1983.-85 с.
- Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М., 1975. -64 с.
- Тарабрин O.A. Автоматизация инженерно-графических работ средствами ADEM и КОМПАС. М.: Машиностроение, 2000. — 209 с.
- Тарабрин O.A. Индивидуальное задание на выполнение чертежа сборочной единицы авиационного изделия по аксонометрическим изображениям и рабочим чертежам деталей: Методические указания. -Куйбышев: КуАИ, 1983. 36 с.
- Тарабрин O.A. Информатика: Учебное пособие. Тольятти: МИР, 2000. — 52 с.
- Тарабрин O.A. Квалификационные требования к специалистам в области CALS/ИПИ-технологий // Ученые записки ИИО РАО. 2005. -Вып. 18.-7 с.
- Тарабрин O.A. Комплексное использование информационных и коммуникационных технологий в процессе непрерывной подготовки инженерных и управленческих кадров. М.: Институт информатизации образования РАО, 2005. — 289 с.
- Тарабрин O.A. Особенности выполнения сборочных чертежей элементов системы управления ЖРД: Методические указания. Самара: СамАИ, 1991.-26 с.
- Тарабрин O.A. Подготовка специалистов в области проектирования и применения информационных систем управления на базе ИКТ // Информатика и образование. 2006. — № 1. — 2 с.
- Тарабрин O.A. Принципы непрерывной подготовки инженерных и управленческих кадров в области использования информационных и коммуникационных технологий в проектно-конструкторской деятельности // Информатика и образование. 2006. — № 2. — 4 с.
- Тарабрин O.A., Очеповская O.A. Концепция создания системы единой непрерывной подготовки специалистов ОАО «АвтоВАЗ» // Информационные технологии в высшем профессиональном образовании: Мат-лы региональной научно-практ. конф. Тольятти, 2005.
- Тарабрин O.A., Толоконников А. Г. Информационная подготовка менеджеров // Рыночная экономика. Состояние, проблемы, перспективы. Сборник научных трудов. 4 выпуск. Самара: Отделение РАН, Международный институт рынка, 2000. — 4 с.
- Теория и практика систем интенсивного обучения / Под. ред. A.A. Золотарева. М.: МГТУГА, 1994. — 432 с.
- Технологический анализ рабочего чертежа детали. Методические указания к курсовой работе / Сост. К. П. Крашенинников. Куйбышев, 1981. -65 с.
- Тиффин Д., Раджасингам JI. Что такое виртуальное обучение. Образование в информационном обществе. М., 1999. — 70 с.
- ТихоновА.Н., Абрамешин А. Е., Воронина Т. П., Иванников А. Д., Молчанова О. П. Управление современным образованием: социальные и экономические аспекты. -М.: Вита-пресс, 1998. -256 с.
- Толоконников А.Г., Тарабрин O.A. Информатика: Учебное пособие. -Тольятти: МИР, 2000. 176 с.
- Тоскина H. MySAP PLM-инструмент управления жизненным циклом // Открытые системы. 2002. — № 10. — С. 15−19.
- Третьяков П.И. Практика управления современной школой (Опыт педагогического менеджмента). М.: 1995. — 204 с.
- Управление жизненным циклом продукции / А. Ф. Колчин, М. В. Овсянников, А. Ф. Стрекалов, C.B. Сумароков. М.: Анахарсис, 2002. -304 с.
- Управление современным образованием: социальные и экономические аспекты / А. Н. Тихонов, А. Е. Абрамешин, Т. П. Воронина, А. Д. Иванников, О. П. Молчанова. / Под ред. А. Н. Тихонова. М.: Вита-Пресс, 1998. — 256 с.
- Урсул А.Д. Информатизация общества: Введение в социальную информатику. М.: Дон, 1990. — 167 с.
- Усенков Д.Ю. Сравнительный анализ возможностей современных средств обработки аудиовизуальной информации для создания педагогических приложений // Компьютерные инструменты в образовании. 1999. — № 3−4. — С. 48−56.
- Хеннер Е.К., Могилев A.B., Пак Н.И. Информатика: Учеб. пособие для студ. пед. вузов / Под ред. Е. К. Хеннера. М., 1999. — 316 с.
- Червова А. А, Моисеева Т. В. Теоретические основы и практическое воплощение оптимизации ориентировочной деятельности студентов в условиях технического университета. Н. Новгород: ВГИПИ, 2001. — 108 с.
- Черепашков A.A. Комплекс компьютерных инженерных тренажеров для обучения конструированию // Компьютерные технологии обучения: концепции, опыт, проблемы. Самара, СГТУ, 1997. -172 с.
- Черепашков A.A. Основные принципы создания учебного виртуального предприятия // Актуальные проблемы развития университетского технического образования в России. Самара: СГАУ, 2004.-С. 256−258.
- Черепашков A.A. Применение компьютерных инженерных тренажеров для интенсификации обучения конструированию и проектированию // Интенсивные технологии обучения в подготовке специалистов. Самара, СГАУ, 1996.-69 с.
- Черепашков A.A. Тренажер для конструктора по устойчивости // Проблемы фундаментализации инженерного образования в СГАУ. -Самара, 1994.-85 с.
- Черепашков A.A. Тренажер для подготовки к автоматизированному проектированию структур силовых конструкций: Автореф. дисс.. канд. техн. наук. Куйбышев, 1987. — 22 с.
- Черепашков A.A., Кучеров A.C. Практическое введение в автоматизированное конструирование. Конструирование детали в среде AutoCAD для WINDOWS: Учеб. пособие. Самара, изд-во СГАУ, 2001. -34 с.
- Черепашков A.A., Майнсков В. М. Использование информационных технологий в дипломном проектировании // Актуальные проблемы развития университетского технического образования в России. Самара, 2002.-С. 160.
- Шадриков В.Д. Введение в психологическую теорию профессионального обучения. Ярославль, 1981.-203 с.
- Шпур Г., Краузе Ф. Л. Автоматизация проектирования в машиностроении. -М.: Машиностроение, 1988. 648 с.
- Шухман А.Е. Совершенствование содержания подготовки педагогических кадров к применению ИКТ в профессиональной деятельности: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 2000. — 22 с.
- Щетинин В.П., Хроменков Н.А, Рябушкин B.C. Экономика образования. М., 1998. — 306 с.
- Щипанов В.В. Основы управления качеством образования. Тольятти, 1998.- 100 с.
- Щуркова Н.Е. Педагогическая технология. М., 1992. — 197 с.
- Эверт H.A., Сосновский А. И., Кулиев С. Н. Критерии оценки деятельности учителя. Красноярск, 1991. — 80 с.
- Энциклопедия профессионального образования. В 3-х т. / Под ред. С. Я. Батышева. М., 1998, 1999. — 347 с.
- Эффективный менеджер. Отбор и повышение квалификации персонала / Сост. Д. Каппелоум, Р. Смит и П. Айлекс. Жуковский: ЛИНК, 1992. -80 с.
- Якиманская С.И. Принцип активности в педагогической психологии // Вопросы психологии. 1989. — № 6. — С. 5−13.
- CALS (Continuous Acquisition and Life cycle Support непрерывная информационная поддержка цикла продукции в авиастроении / Науч. ред. А. Г. Братухин. — М.: Изд-во МАИ, 2002. — 128 с
- CALS-технологии в подготовке современного инженера / В. А. Комаров, В. К. Моисеев, A.A. Черепашков // Современные научно-методические проблемы высшего образования: Сборник трудов. Самара, 2002.-С. 96−108.
- РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ИНСТИТУТ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ