Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Комплексное использование информационных и коммуникационных технологий в процессе непрерывной подготовки инженерных и управленческих кадров: на примере подготовки специалистов для отраслей машиностроения

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Этапы исследования. В 1995;1997 гг. проводился анализ научно-педагогических и учебно-методических материалов по проблемам подготовки специалистов в области использования информационных технологий при автоматизации, разработке и выполнении инженерно-графических работ. Были рассмотрены педагогические аспекты комплексного использования информационных и коммуникационных технологий в процессе… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОМПЛЕКСНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ НЕПРЕРЫВНОЙ ПОДГОТОВКИ ИНЖЕНЕРНЫХ И УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ
    • 1. 1. Анализ состояния подготовки инженерных и управленческих кадров в области информатики и использования средств информационных и коммуникационных технологий в профессиональной деятельности
    • 1. 2. Педагогические особенности профессионального постдипломного образования в условиях информатизации учебного процесса

    1.3. Использование технологических информационных ресурсов, банков учебно-методической информации и системы автоматизированного сопровождения программного обеспечения в процессе автоматизации разработки и выполнения проектно-графических работ.

    1.4. Принципы непрерывной подготовки инженерных и управленческих кадров в области комплексного использования информационных и коммуникационных технологий в профессиональной деятельности.

    Выводы по первой главе.

    ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ ПОДГОТОВКИ ИНЖЕНЕРНЫХ И УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ К ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОЕКТИРОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ.

    2.1. Содержание подготовки инженерных и управленческих кадров в области общих вопросов использования информационных технологий в сфере управления.

    2.2. Содержание непрерывной подготовки инженерных и управленческих кадров в области проектирования и применения информационных систем управления, реализованных на базе информационных технологий.

    2.3. Проектирование автоматизированной технологии решения задач управления (на примере автоматизации проектирования экономической информационной системы).

    Выводы по второй главе.

    ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ НЕПРЕРЫВНОЙ ПОДГОТОВКИ ИНЖЕНЕРНЫХ И УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ ДЛЯ ОТРАСЛЕЙ МАШИНОСТРОЕНИЯ В ОБЛАСТИ АВТОМАТИЗАЦИИ РАЗРАБОТКИ И ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОЕКТНО-КОНСТРУКТОРСКИХ РАБОТ.

    3.1. Формирование основных понятий машиностроительного черчения в области разработки конструкторской документации в системе автоматизированного проектирования.

    3.2. Реализация средств автоматизации разработки и выполнения конструкторской документации в условиях использования САПР.

    3.3. Подготовка в области использования плоскографического редактора в процессе создания графической и текстовой информации (на примере системы ADEM).

    3.4. Подготовка в области использования информационных графических систем (на примере системы «КОМПАС-ГРАФИК»).

    Выводы по третьей главе.

    ГЛАВА 4. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ НЕПРЕРЫВНОЙ КОНСТРУКТОРСКОЙ ПОДГОТОВКИ ИНЖЕНЕРНЫХ И УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ ДЛЯ ОТРАСЛЕЙ МАШИНОСТРОЕНИЯ НА ОСНОВЕ CALS/ИПИ-ТЕХНОЛОГИЙ.

    4.1. Развитие CALS/ИПИ-технологий на современном наукоемком машиностроительном предприятии.

    4.2. Требования к знаниям и умениям специалистов в области CALS/ИПИ-технологий

    4.3. Учебно-методическое обеспечение подготовки инженерных и управленческих кадров на основе CALS/ИПИ-технологий.

    4.4. Непрерывная компьютерная поддержка учебного процесса подготовки.

    4.5. Создание учебно-научного виртуального предприятия для конструкторской подготовки специалистов на основе CALS/ИПИ-технологий.

    Выводы по четвертой главе.

    ГЛАВА 5. РЕАЛИЗАЦИЯ МЕТОДИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ К ПОДГОТОВКЕ ИНЖЕНЕРНЫХ И УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ В ОБЛАСТИ КОМПЛЕКСНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ.

    5.1. Методические указания по оптимизации структуры технологического процесса механической обработки заготовки по экономическим критериям.

    5.2. Методика решения учебных типовых проектных задач в среде учебно-научного виртуального предприятия (на примере решения учебной задачи с использованием элементов CALS/ИПИ-технологий на ОАО «АВТОВАЗ»).

    5.3. Методические рекомендации по использованию средств автоматизации в процессе подготовки специалистов для машиностроительной отрасли по направлению «Экономические основы производственной деятельности предприятия» (на примере выполнения курсовой работы по курсу «Экономика предприятия»).

    Выводы по Главе 5.

Комплексное использование информационных и коммуникационных технологий в процессе непрерывной подготовки инженерных и управленческих кадров: на примере подготовки специалистов для отраслей машиностроения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. На современном этапе развития научно-технического прогресса информационные технологии (ИТ) и средства связи, обеспечивающие коммуникации на базе локальных и глобальной компьютерных информационных сетей, являются одной из наиболее активно развивающихся отраслей науки, техники и технологии и, вместе с тем, получили весьма широкое распространение и применение практически во всех сферах человеческой деятельности. На производственных предприятиях, в образовательных, научно-исследовательских учреждениях возрастает значимость и востребованность средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), которые используются во-первых, как современные средства повышения эффективности профессиональной и образовательной деятельности, и во-вторых выступают в качестве объекта изучения и освоения. При этом использование средств ИКТ подразумевает реализацию системного и комплексного подходов, что обновляет методы и средства осуществления информационной деятельности и информационного взаимодействия между структурными подразделениями предприятия.

В этой связи внедрение ИКТ на крупном промышленном предприятии предъявляет повышенные требования ко всему персоналу предприятия, в том числе и машиностроительной отрасли, предопределяя необходимость постоянного повышения квалификации инженерного состава и управленческого аппарата. Это обусловлено, прежде всего, тем, что непрерывное технико-технологическое развитие и активное использование средств ИКТ инициирует необходимость постоянного и систематического совершенствования уровня подготовки специалистов научно-технического профиля, и, в частности, инженерных и управленческих кадров.

В настоящее время в области развития кадрового потенциала предприятия осуществляется переход от традиционного периодического повышения квалификации к гибкой, непрерывной системе обучения и переподготовки кадров. Остановимся на подготовке инженерных и управленческих кадров, учитывая тот факт, что инженер выполняет управленческие функции при организации и протекании различных технологических процессов, в частности, при организации разработки того или иного рабочего проекта и при его внедрении в практику деятельности предприятия.

Анализ состояния подготовки инженерных и управленческих кадров (Гречников Ф.В., Комаров В. А., Сойфер В.А.) с использованием средств ИТ, в частности на предприятиях машиностроительной отрасли, показывает, что повышение квалификации осуществляется на современном этапе развития информатизации общества не адекватно внутренним задачам современного предприятия, а, как правило, в узких рамках изучения офисных пакетов и отдельных профессионально-ориентированных информационных систем.

В связи с тем, что роль инженерных и управленческих кадров на современном предприятии, в условиях использования средств ИКТ, становится приоритетной, возникает необходимость их подготовки на основе реализации идей информатизации образования. Под информатизацией образования (И.В. Роберт, В. А. Поляков, O.A. Козлов и др.) будем понимать процесс интеллектуализации деятельности обучающего и обучаемого, развивающийся на основе комплексного использования средств ИКТ, поддерживающий интеграционные тенденции процесса познания закономерностей профессиональных, предметных областей и окружающей среды (социальной, экологической, информационной и др.) в здоровьесберегающих условиях.

В настоящее время проблемам: подготовки кадров информатизации образования посвящены работы Козлова O.A., Колина К. К., Лапчика М. П., Мартиросян Л. П., Панюковой C.B., Роберт И. В. и др.- подготовки кадров технического профиля в области овладения средствами ИКТ — работы Гречникова Ф. В., Колчина А. Ф., Комарова В. А., Манушина Э. А., Мухамедзяновой Г. В., Сойфера В. А., Черепашкова A.A.- развития содержания и методики обучения информатике и ИКТ в системе непрерывного образования — работы Бешенкова С. А., Бубнова В. А., Добудько Т. В., Кузнецова A.A., Лапчика М. П., Пака Н. И., Роберт И. В., Румянцева И. А., Хеннера Е. К. и др.- реализации возможностей ресурсов телекоммуникационных сетей как глобальной среды непрерывного образования — работы A.A. Андреева, С. Д. Каракозова, Р. И. Круподерова, Мартиросян Л. П., Лемеха P.M. и др.- совершенствованию механизмов управления системой образования на основе использования средств ИКТработы Я. А. Ваграменко, Х. Н. Гогохия, Б. И. Канаева, Н. И. Пака, И. В. Роберт И др.

В этих исследованиях и разработках представлены основные содержательные и практико-ориентированные направления подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических, инженерных и управленческих кадров в условиях информатизации образования. Вместе с тем, в этих исследованиях не рассматриваются основные задачи подготовки инженерных и управленческих кадров в области: обеспечения бесперебойного функционирования существующих информационных потоков на основе использования технологических информационных ресурсов, банков специализированной информациисопровождения работы систем автоматизированного проектирования и программного обеспечениявыполнения комплекса мероприятий по совершенствованию и использованию информационного ресурса локальных и глобальной сетейобеспечения автоматизации процессов информационной деятельности и информационного взаимодействия между сотрудниками крупного машиностроительного предприятиясоздания, поддержания в рабочем состоянии и совершенствования информационной среды (И.В. Роберт, Ю. А. Прозоровой, В. А. Касторновой и др.) предприятия машиностроительной отрасли. При этом подготовка специалистов должна учитывать также задачи и функции каждого структурного подразделения предприятия, условия организации информационного взаимодействия между ними при использовании информационного ресурса локальных и глобальных сетей, условия осуществления информационной деятельности, осуществляемой сотрудниками предприятия. В современных подходах в должной мере не учитываются требования к профессиональным качествам персонала современного предприятия, а именно: необходимые знания и опыт работы по специальности в условиях реализации возможностей ИКТумение осуществлять продуцирование информации в соответствии со спецификой предприятияумения осуществлять информационную деятельность и информационное взаимодействие и т. д. Кроме того, существующие подходы не в полной мере учитывают возможности систематического, взаимосвязанного использования методов и средств ИКТ во всех звеньях процесса подготовки инженера, руководителя предприятия, управленца.

Вышесказанное приводит к необходимости реализации комплексного использования средств ИКТ в процессе непрерывной подготовки инженерных и управленческих кадров в условиях информатизации образования, под которым будем понимать одновременное и взаимосвязанное использование методов и средств ИКТ во всех звеньях процесса подготовки студента (слушателя), инженера, управленца, руководителя предприятием или учебным заведением, преподавателя, направленное на: организацию и осуществление, стимулирование и мотивацию профессиональной и учебно-познавательной деятельностиконтроль и самоконтроль ее результатов и эффективностиреализацию развивающего социокультурного потенциала ИКТавтоматизацию процессов информационного взаимодействия и информационной деятельности по сбору, хранению, передаче, обработке, продуцированию, тиражированию профессионально значимой информации (и/или информационного ресурса локальных и глобальной сетей) — автоматизацию процессов управления информационными потоками на предприятии и в учебном заведении.

Учитывая вышеизложенное сформулируем противоречия между:

• необходимостью подготовки инженерных и управленческих кадров в области: обеспечения бесперебойного функционирования существующих информационных потоков на основе использования технологических информационных ресурсов, банков специализированной информациисопровождения работы систем автоматизированного проектирования и программного обеспечениявыполнения комплекса мероприятий по совершенствованию и использованию информационного ресурса локальных и глобальной сетей и отсутствием теоретических и практических разработок, ориентированных на переход от традиционного периодического повышения квалификации к гибкой, непрерывной системе подготовки и переподготовки кадров в условиях использования средств ИКТ в вышеозначенных областях, адекватно их востребованности в профессиональной деятельности;

• возросшей значимостью информационной деятельности, осуществляемой инженерными и управленческими кадрами, и информационного взаимодействия между специалистами различных структурных подразделений крупного машиностроительного предприятия и недостаточной базой теоретических и практических разработок в области комплексного использования информационных и коммуникационных технологий при: организации и проектирования информационных систем управленияавтоматизации процессов управления информационной деятельности по накоплению, хранению, передаче, обработке, продуцированию, тиражированию профессионально значимой информации (и/или информационного ресурса локальных и глобальной сетей) — автоматизации процессов управления информационными потоками на предприятии и в учебном заведенииавтоматизации разработки и выполнения проектно-конструкторских работ в условиях функционирования информационной среды предприятия машиностроительной отрасли;

• достижениями научно-технического прогресса в области реализации возможностей САЬБ/ИПИ-технологий в производственной деятельности современного наукоёмкого машиностроительного предприятия и отсутствием учебно-методического обеспечения непрерывной конструкторской подготовки на основе СЛЬБ/ИПИ-технологий в аспекте реализации возможностей ИКТ в процессе осуществления непрерывной информационной поддержки жизненного цикла продукции;

• возросшими требованиями к профессиональным качествам персонала современного предприятия машиностроительной отрасли в области использования средств ИКТ при продуцировании информации, осуществлении информационной деятельности и информационного взаимодействия и недостаточным уровнем методических подходов к реализации постдипломного образования.

Выявленные противоречия определили проблему исследования.

Актуальность темы

исследования определяется необходимостью комплексного использования информационных и коммуникационных технологий в процессе непрерывной подготовки инженерных и управленческих кадров, ориентированной на организацию, осуществление, стимулирование и мотивацию профессиональной и учебной деятельности в области проектирования информационных систем управления, автоматизации разработки и выполнения проектно-конструкторских работ, использования СЛЬБ/ИПИ-технологий в производственной деятельности современного наукоёмкого машиностроительного предприятия, автоматизации контроля и самоконтроля ее результатов и эффективности.

Объект исследования — процесс непрерывной подготовки инженерных и управленческих кадров для отраслей машиностроения в области комплексного использования информационных и коммуникационных технологий при проектировании информационных систем управления, автоматизации разработки и выполнения проектно-конструкторских работ и использовании СЛЬБ/ИПИ-технологий.

Предмет исследования — теоретические аспекты и методические решения, реализующие непрерывную подготовку инженерных и управленческих кадров для отраслей машиностроения в области комплексного использования информационных и коммуникационных технологий в области проектирования информационных систем управления, автоматизации разработки и выполнения проектно-конструкторских работ.

Цель исследования — теоретическое обоснование и разработка методического обеспечения непрерывной подготовки инженерных и управленческих кадров для отраслей машиностроения в области комплексного использования информационных и коммуникационных технологий.

Гипотеза исследования: комплексное использование информационных и коммуникационных технологий в процессе непрерывной подготовки инженерных и управленческих кадров, реализующее принципы подготовки в области автоматизации разработки и выполнения проектно-графических работ в соответствии с основными направлениями этой подготовки и с содержательными аспектами организации, проектирования и использования информационных систем управления обеспечит:

• содержательную часть непрерывной конструкторской подготовки современными подходами в области автоматизации процессов разработки и выполнения конструкторской документации в системе автоматизированного проектирования (САПР), использования средств автоматизации в процессе создания графической, текстовой информации и использования информационных графических систем;

• совершенствование структуры и содержания, организационных форм и методов непрерывной конструкторской подготовки специалистов на основе САЬ8/ИПИ-технологий в области применения средств автоматизации при решении учебных типовых проектных задач в среде учебно-научного виртуального предприятия;

• методически грамотное использование технологических информационных ресурсов, банков учебно-методической информации и систем автоматизированного сопровождения программного обеспечения в процессе автоматизации разработки и выполнения проектно-конструкторских работ.

В соответствии с гипотезой исследования были сформулированы задачи исследования:

1. Проанализировать современное состояние подготовки инженерных и управленческих кадров к использованию средств информационных и коммуникационных технологий в профессиональной деятельности.

2. Выявить возможности использования технологических информационных ресурсов, в том числе локальных и глобальной компьютерных сетей, банков учебно-методической информации и систем автоматизированного сопровождения программного обеспечения в процессе подготовки инженерных и управленческих кадров в области автоматизации разработки и выполнения проектно-конструкторских работ в условиях информатизации образования.

3. Теоретически обосновать и сформулировать принципы непрерывной подготовки инженерных и управленческих кадров в области комплексного использования информационных и коммуникационных технологий в своей профессиональной деятельности.

4. Обосновать структуру и разработать содержание непрерывной подготовки инженерных и управленческих кадров в области организации, проектирования и использования информационных систем управления, реализованных на базе информационных и коммуникационных технологий.

5. Определить основные направления и разработать содержательные аспекты непрерывной подготовки инженерных и управленческих кадров в области автоматизации процессов разработки и выполнения конструкторской документации в САПР, использования средств автоматизации в процессе создания графической и текстовой информации, использования информационных графических систем.

6. Разработать учебно-методическое обеспечение непрерывной конструкторской подготовки инженерных и управленческих кадров на основе СЛЬБ/ИПИ-технологий в условиях функционирования учебно-научного виртуального предприятия.

7. Разработать методические подходы к реализации комплексного использования средств ИКТ в процессе непрерывной подготовки инженерных и управленческих кадров.

Методологической основой исследований являются теоретические и экспериментальные исследования специалистов в области: философии образования, педагогики и психологии (Бабанский Ю.К., Выготский Л. С., Гальперин П. И., Сластенин В. А., Талызина Н. Ф., и др.) — информатизации образования и подготовки кадров по этому направлению (Ваграменко Я.А., Козлов O.A., Кравцова А. Ю., Кузнецов A.A., Лапчик М. П., Панюкова C.B., Пак Н. И., Поляков В. А., Роберт И. В. и др.) — разработки и использования автоматизированных обучающих систем (Данилюк С.Г., Латышев В. Л., Павлов A.A., Поляков В. П., Романенко Ю. А., Сердюков В. И. и др.) — инженерно-конструкторских и технологических работ (Романычева Э.Т., Сидорова Т. М., Сидоров С. Ю., Попова Г. Н., Алексеев С. Ю., Скубачевский Г. С., Фадеев В.Я.), подготовки кадров технического профиля в области владения средствами ИКТ (Манушин Э.А., Мухамедзянова Г. В., Сойфер В. А. и др.).

Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования: теоретический анализ положений педагогической науки по проблемам подготовки в условиях информатизации образования инженерных и управленческих кадров к использованию средств ИКТ в профессиональной деятельностисопоставительный анализ технологий традиционной подготовки инженерных кадров и непрерывной конструкторской подготовки на основе CALS/ИПИ-технологийнаблюдение, беседы, проведение занятий в среде Учебно-научного виртуального предприятиясистемный анализметоды синтеза и анализа сложных систем и информационных процессов.

Научная новизна исследования состоит: в выявлении педагогических особенностей профессионального постдипломного образования, формулировании требований к его реализации и определении направлений его развития в условиях использования технологических информационных ресурсов, банков учебно-методической информации и системы автоматизированного сопровождения программного обеспечения, в выявлении направлений, по которым осуществляется использование ИТ в постдипломном образовании в условиях информатизации учебного процессав формировании содержания непрерывной подготовки инженерных и управленческих кадров в области комплексного использования средств ИКТ, в том числе, в области общих вопросов использования ИТ для управления, в области организации проектирования и применения информационных систем управления, реализованных на базе ИКТв разработке учебно-методического обеспечения конструкторской подготовки на основе СЛЬБ/ИПИ-технологийв разработке организационно-методических подходов к созданию и функционированию учебно-научного виртуального предприятия.

Теоретическая значимость исследования состоит: в теоретическом обосновании и формулировании основных и дополнительных принципов непрерывной подготовки в области комплексного использования средств ИКТ в процессе профессиональной деятельности инженерных и управленческих кадровв теоретическом обосновании и описании основных направлений непрерывной подготовки инженерных и управленческих кадров для отраслей машиностроения в области автоматизации и выполнения конструкторской документации в условиях использования САПР, в области автоматизации создания графической и текстовой информации и использования информационных графических системв формулировании требований к знаниям и умениям специалистов в области владения САЬ 5/ИПИ-технол огиями в профессиональной деятельности инженера и управленцав разработке основных принципов построения системы автоматизации конструкторской документации, позволяющей специалистам изучать вопросы автоматизации разработки и выполнения конструкторской документации в САПР.

Практическая значимость исследования состоит в: разработке и внедрении методических подходов к использованию плоскографического редактора при создании графической и текстовой информации и к использованию информационных графических систем (на примере систем.

АБЕМ и «КОМПАС-ГРАФИК») — разработке учебно-методического обеспечения внедрения подготовки инженерных и управленческих кадров на основе САЬЗ/ИПИ-технологийсоздании учебно-научного виртуального предприятия, функционирующего на базе локальных и глобальной компьютерных сетей, для конструкторской подготовки на основе САЬ8/ИПИ-технологийразработке методических указаний по оптимизации структуры технологического процесса механической обработки заготовки по экономическим критериямразработке и внедрении методики решения учебных типовых проектных задач в среде учебно-научного виртуального предприятия с использованием элементов САЬ8/ИПИ-технологий, методических рекомендаций по использованию средств автоматизации в процессе подготовки по направлению «Экономические основы производственной деятельности предприятия».

Этапы исследования. В 1995;1997 гг. проводился анализ научно-педагогических и учебно-методических материалов по проблемам подготовки специалистов в области использования информационных технологий при автоматизации, разработке и выполнении инженерно-графических работ. Были рассмотрены педагогические аспекты комплексного использования информационных и коммуникационных технологий в процессе непрерывной подготовки инженерных и управленческих кадров. В 1997;1998 гг. выявлены принципы непрерывной подготовки инженерных и управленческих кадров в области комплексного использования информационных и коммуникационных технологий в процессе автоматизации, разработки и выполнения проектно-конструкторских работ. В 1998;1999 гг. была определена реализация возможностей использования информационных технологий в процессе организации и проектирования информационных систем управления. В 19 992 001 гг. были определены основные направления непрерывной конструкторской подготовки в области автоматизации, разработки и выполнения проектно-конструкторских работ. В 2001;2004 гг. разработано методическое обеспечение непрерывной конструкторской подготовки специалистов на основе САЬ8-технологий. В 2004;2005 гг. проведен теоретический анализ и интерпретация результатов диссертационного исследования, осуществлено оформление диссертации, сформулированы выводы.

Апробация результатов исследования проводилась на межвузовской областной научно-методической конференции по проблемам высшей школы (г. Куйбышев, 1988 г.), республиканской конференции (г. Новочеркасск, 1990 г.), научно-методическом семинаре (г. Нижний Новгород, 1993 г.), научно-технической конференции (г. Пенза, 1994 г.), научно-методической конференции Кемеровского технологического университета (г. Кемерово, 1995 г.), на научно-практических конференциях Самарского государственного аэрокосмического университета (г. Самара, 1995; 2002 гг.), на Всероссийских научно-методических конференциях, семинарах Института информатизации образования РАО (г. Москва, 2000;2005 гг.), на Международной конференции «Информационные технологии в науке, образовании, телекоммуникации и бизнесе 1Т+8Е-2002» (Гурзуф, 2002 г.), региональной научно-практической конференции «Информационные технологии в высшем профессиональном образовании» (г. Тольятти, 2005 г.), на занятиях Учебного центра ОАО «АВТОВАЗ», Тольяттинского филиала Самарского государственного аэрокосмического университета (СГАУ), Тольяттинского филиала Международного института рынка (МИР) при тесном сотрудничестве со школами г. Тольятти.

Внедрение результатов исследования. Результаты диссертационного исследования внедрены и используются:

• при повышении квалификации профессорско-педагогического и инженерно-технического состава вузов и промышленных предприятий Самарской области;

• в Самарском государственном аэрокосмическом университете;

• в учебном процессе Учебного центра ОАО «АВТОВАЗ»;

• в процессе подготовки и переподготовки инженерного состава научно-технического центра (НТЦ) ОАО «АВТОВАЗ»;

• в процессе подготовки и переподготовки специалистов среднего звена на ОАО «СНТК им. Н. Д Кузнецова»;

• при проведении всех видов занятий с студентами очной, вечерней, заочной форм обучения в Поволжской государственной академии телекоммуникаций и информатики;

• в учебном процессе Казанского государственного технического университета, Тольяттинского филиала Самарского государственного аэрокосмического университета, Тольяттинского филиала Международного института рынка.

Разработаны и внедрены в учебный процесс Тольяттинского филиала Самарского государственного аэрокосмического университета 5 учебных планов по специальностям и 15 рабочих программ по дисциплинам, изучение которых осуществляется с использованием средств ИКТ.

Разработаны и внедрены в учебный процесс Международного института рынка: 3 учебных плана по специальностям: менеджмент организациифинансы и кредитэкономика и управление на предприятии- 18 рабочих программ по дисциплинам, среди которых: информатикастратегический менеджментэкономическая теорияисследование систем управлениямаркетингбухгалтерский учетвысшая математикаинновационный менеджментинформационные технологии управления, изучение которых осуществляется с использованием средств ИКТ.

Положения, выносимые на защиту:

1. Формирование содержания подготовки в области: автоматизации процессов информационной деятельности по сбору, хранению, передаче, обработке, продуцированию, тиражированию профессионально значимой информации (и/или информационного ресурса локальных и глобальной сетей) — автоматизации процессов информационного взаимодействия и управления информационными потоками на предприятии и в учебном заведенииорганизации и проектирования информационных систем управленияавтоматизации разработки и выполнения проектно-конструкторских работ в условиях функционирования информационной среды предприятия машиностроительной отрасли основано на реализации принципов непрерывной подготовки инженерных и управленческих кадров в области комплексного использования информационных и коммуникационных технологий в профессиональной деятельности в условиях применения технологических информационных ресурсов, банков учебно-методической информации, системы автоматизированного сопровождения программного обеспечения в процессе автоматизации разработки и выполнения проектнографических работ.

2. Реализация на уровне методических подходов основных направлений непрерывной подготовки инженерных и управленческих кадров для отраслей машиностроения в области автоматизации разработки и выполнения проектно-конструкторских работ формирует у обучаемых основные понятия машиностроительного черчения при разработке конструкторской документации в системе автоматизированного проектированиясоздает предпосылки к профессиональному использованию средств автоматизации разработки и выполнения конструкторской документацииобеспечивает возможность использования средств автоматизации в процессе создания графической и текстовой информацииобеспечивает овладение информационными графическими системами.

3. Методическое обеспечение непрерывной конструкторской подготовки специалистов для отраслей машиностроения на основе САЬ8/ИПИ-технологий, разработанное в соответствии с современным уровнем развития и использования САЬ8/ИПИ-технологий на современном наукоемком машиностроительном предприятии, включает:

• комплекс требований к знаниям и умениям специалистов в области использования САЬ8/ИПИ-технологий в профессиональной деятельности;

• учебно-методическое обеспечение в виде комплекса учебных планов и программ для подготовки специалистов на основе САЬ8/ИПИ-технологий;

• непрерывную компьютерную поддержку учебного процесса конструкторской подготовки специалистов предприятия машиностроительной отрасли на основе САЬ8/ИПИ-технологий на базе учебно-научного виртуального предприятия, обеспечивающего бесперебойное функционирование информационных потоковвыполнение комплекса мероприятий по совершенствованию и использованию информационного ресурса локальных и глобальной сетейавтоматизацию процессов информационной деятельности и информационного взаимодействия между сотрудникамисоздание и поддержку в рабочем состоянии информационной среды предприятия.

4. Реализация и внедрение методических подходов к оптимизации структуры технологического процесса механической обработки заготовки по экономическим критериям, методики решения учебных типовых проектных задач в среде учебно-научного виртуального предприятия с использованием элементов САЬ8/ИПИ-технологий, методических рекомендаций по использованию средств автоматизации в процессе подготовки специалистов для машиностроительной отрасли по экономическим основам производственной деятельности предприятия в условиях взаимосвязанного использования методов и средств информационных и коммуникационных технологий во всех звеньях процесса подготовки инженерных и управленческих кадров для отраслей машиностроения обеспечивает: организацию и осуществление, стимулирование и мотивацию профессиональной и учебно-познавательной деятельностиавтоматизированный контроль и самоконтроль ее результатов и эффективностиавтоматизацию процессов информационной деятельности по сбору, хранению, передаче, обработке, продуцированию, тиражированию профессионально значимой информации (в том числе информационного ресурса локальных и глобальной сетей) — автоматизацию процессов управления информационными потоками на предприятии и в учебном заведении.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Основные результаты исследования.

1. Анализ состояния подготовки инженерных и управленческих кадров в области использования информационных и коммуникационных технологий в профессиональной деятельности на предприятиях машиностроительной отрасли показал, что в настоящее время недостаточно используются существующие потенциальные возможности информационных технологий в процессе подготовки специалистовв основном, подготовка сводится к обучению информатике. Анализ позволил выделить три этапа обучения специалистов: формирование компьютерной грамотностиформирование информационной грамотностиформирование информационной культуры.

Анализ вопросов моделирования информационных процессов, которыми занимаются инженер и управленец на предприятии машиностроительной отрасли, позволил выделить три уровня: концептуальный, определяющий содержание и структуру предметной областилогический, на котором производится формализация модели информационного процесса, и физический, обеспечивающий способ реализации информационной модели в техническом устройстве. Выявлено, что трехуровневый подход может быть целесообразен и при изучении информатики как предметной области подготовки инженерных и управленческих кадров.

Анализ научной и методической литературы в области состояния подготовки инженерных и управленческих кадров позволил заключить, что в курсе информатики должны быть даны информационные технологии обработки электронных документов, сопровождающих процесс автоматизации разработки и выполнения проектно-графических работ, и связанные с ними основные понятия информатики и ИКТ в аспекте использования информационных ресурсов локальных и глобальной сетей. Кроме того, показано, что важной составляющей подготовки инженерных и управленческих кадров должна являться постдипломная подготовка, осуществляемая в условиях информатизации образования. На основании анализа сформулированы требования к постдипломному образованию в условиях информатизации учебного процесса в аспекте возрастающей роли преподавателя. Сформулированные требования позволили выделить два направления, по которым осуществляется использование ИТ в постдипломном образовании в условиях информатизации учебного процесса: автоматизация управления учебным заведениемИТ в учебном процессе.

2. Описаны возможности использования технологических информационных ресурсов, банков учебно-методической информации и системы автоматизированного сопровождения программного обеспечения, информационного обеспечения непрерывной конструкторской подготовки на базе комплексного использования средств ИКТ в целях создания учебно-методического обеспечение подготовки. В исследовании показано, что использование выявленных информационных ресурсов учебно-методического обеспечения и системы автоматизированного сопровождения программного обеспечения процесса подготовки инженерных и управленческих кадров целесообразно осуществлять в соответствии с определенными принципами подготовки.

3. Теоретически обоснованы и сформулированы основные и дополнительные принципы непрерывной подготовки инженерных и управленческих кадров в области использования информационных и коммуникационных технологий в проектно-конструкторской деятельности. К основным отнесены традиционные принципы, которым должна удовлетворять подготовка инженерных и управленческих кадров в условиях информатизации учебного процесса: принцип соответствия содержания подготовки современному уровню развития науки, техники, технологии в отраслях общего и специального машиностроения, развивающихся в информационном обществе периода массовой коммуникациипринцип единства содержания подготовки современным методам, формам и средствам обучения, реализующим возможности ИКТ в процессе обучения специалистов для отраслей общего и специального машиностроенияпринцип структурного единства содержания непрерывной подготовки на разных уровнях его формирования, включая вузовскую и послевузовскую подготовкупринцип фундаментализации содержания подготовки, адекватно современным достижениям научно-технического прогресса в области использования средств ИКТ в отраслях общего и специального машиностроения, и его отражения в образованиипринцип гуманизации содержания подготовки, ориентация на социальные и личностные потребности обучающихсяпринцип доступности и посильности усвоения содержания подготовки на основе дифференциации и индивидуализации обучения.

На основе вышеперечисленных основных принципов сформулированы дополнительные принципы непрерывной подготовки инженерных и управленческих кадров в области комплексного использования информационных и коммуникационных технологий в проектно-конструкторской деятельности: принцип опережающего характера подготовкипринцип изучения способов информационной деятельности инженерных и управленческих кадров в области применения ИКТ в своей профессиональной деятельностипринцип непрерывности подготовки, предполагающий обучение использованию постоянно совершенствующихся средств ИКТ на протяжении всего периода профессиональной деятельности специалистапринцип комплексности подготовки в области использования средств ИКТ в процессе автоматизации разработки и выполнения проектно-графических работпринцип модульности содержания подготовки, предполагающий реализацию базовой и профильной подготовки, в том числе дифференцированного подхода к подготовке на основе блочно-модульной структуры построения программ непрерывного обученияпринцип прикладной направленности подготовки, предполагающий обеспечение самостоятельных профессионально ориентированных, в том числе практических, действий для осуществления информационной деятельности при четком понимании конкретных целей и задач учебной деятельности, при самостоятельном выборе способа информационной деятельности, при вариативности действий в случае принятия самостоятельного решения.

4. Обоснована структура и разработано содержание непрерывной подготовки инженерных и управленческих кадров в области организации, проектирования и использования информационных систем управления, реализованных на базе информационных и коммуникационных технологий. Определено содержание подготовки инженерных и управленческих кадров в области общих вопросов использования информационных технологий для управления, а также содержание подготовки в области проектирования и применения информационных систем управления, реализованных на базе информационных и коммуникационных технологий. Представлены этапы проектирования автоматизированной информационной технологии решения задач управления: содержание и организация проектирования, разработка технического задания, организация разработки технического проекта, организация разработки рабочего проекта, внедрение проекта и промышленная эксплуатация экономической информационной системы.

5. Выявлены основные направления непрерывной подготовки инженерных и управленческих кадров в области автоматизации разработки и выполнения проектно-конструкторских работ: формирование основных понятий машиностроительного черчения в области разработки конструкторской документации в системе автоматизированного проектированияреализация средств автоматизации разработки и выполнения конструкторской документации в условиях использования САПРподготовка в области использования плоскографического редактора в процессе создания графической и текстовой информацииподготовка в области использования информационных графических систем.

Подробно описаны все направления. Рассмотрены основные понятия машиностроительного черчения в области разработки конструкторской документации в САПР. Представленные структура и основные принципы построения системы Автоматизации конструкторской документации (АКД) позволяют изучить вопросы автоматизации разработки и выполнения конструкторской документации в САПР. На примере системы АОЕМ показаны особенности подготовки в области создания инженерных приложений компьютерной графики с использованием плоскографического редактора в процессе создания графической и текстовой информации. Особенности использования информационных графических систем показаны на примере «КОМПАС-ГРАФИК», позволяющем работать с различными типами документов, создавать графическую документацию, управлять чертежными объектами, изменять геометрические объекты и пр. Также представлены методические особенности использования плоскографического редактора при создании графической и текстовой информации и использования информационных графических систем в процессе непрерывной конструкторской подготовки специалистов в области автоматизации, разработки и выполнения проектно-конструкторских работ (на примере систем АЕ) ЕМ и КОМПАС-ГРАФИК).

6. Разработано нормативно-методическое обеспечение конструкторской подготовки на основе САЬЗ/ИПИ-технологий. Сформулированы требования к знаниям и умениям специалистов в области владения САЬ8/ИПИ-технологиями в профессиональной деятельности. Так, специалист должен знать: этапы жизненного цикла продукции и технологии информационной поддержки различных этапов жизненного циклапонятие и содержание единого информационного пространства жизненного цикла продукции и методы его созданиявозможности САЬ8/ИПИ-технологийвозможности электронного документооборота, документирование продукции по ЕСКД и международным стандартам, управление документациейпоказатели оценки продукции на этапах жизненного цикла. Специалист должен уметь: производить обоснованный выбор и комплексирование средств автоматизации на различных этапах жизненного цикла продукциисоздавать электронные документы и руководства, обеспечивать их прохождение и применение в процессе всего жизненного цикла продукциииспользовать системы управления данными об изделии и другие программно-аппаратные средства САЬ8/ИПИ-технологий.

На основании вышеизложенного в диссертационном исследовании разработаны учебные планы по новой специальности 211 000 «Автоматизированное управление жизненным циклом продукции» со специализацией «САЬ8/ИПИ-технологии в автомобилестроении» и внедрены в процесс подготовки специалистов на АО АВТОВАЗ. Разработаны также новые типовые программы по ключевым для САЬ8/ИПИ-технологий курсам: автоматизация управления жизненным циклом продукцииинтегрированная логистическая поддержка продукцииметоды и средства хранения и защиты информациимоделирование процессов жизненного цикла продукциипроектирование единого информационного пространствапроектирование и совершенствование структур и процессов промышленных предприятий.

Для реализации учебно-методического обеспечения и его внедрения в исследовании предлагается непрерывная компьютерная поддержка процесса подготовки на основе созданного Учебно-научного виртуального предприятия (УНВП), а также организационно-методические аспекты его создания и функционирования. Задачами создания УНВП являются практическое использование и опытная отработка СЛЬБ/ИПИ-технологий, изучение применимости программных и технических средств, информационных моделей и стандартов, а также использование УНВП в учебном процессе в качестве лабораторной и производственной базы. Представлен сценарий учебной деятельности слушателя в среде УНВП и этапы осуществления этой деятельности.

7. Разработаны методические указания по оптимизации структуры технологического процесса механической обработки заготовки по экономическим критериям на основе использования средств автоматизации.

Представлена методика решения учебных типовых проектных задач в среде учебно-научного виртуального предприятия с использованием элементов САЬ8/ИПИ-технологий и ее внедрение на ОАО «Автоваз». В качестве примера рассматривается задача сквозного проектирования типовой для авиаи автомобилестроения детали. Показано, что учебная задача для сквозного проектирования должна затрагивать все основные этапы жизненного цикла изделияпример должен быть масштабируемым, так как должен встраиваться в программы курсов подготовки кадров с различной длительностьюсквозной пример должен быть ориентирован на использование конкретного комплекса программного обеспечения, используемого (или в предположении, что оно будет использоваться) на предприятии, для которого готовятся специалисты.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Р.Ф. Философия информационной цивилизации. М.: Владос, 1994. -336 с.
  2. Г. С. Диагностический подход к оценке эффективности управления современной школой: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. -Казань, 1998.-22 с.
  3. В.Н. Структуризация учебного материала при составлении обучающих программ для АОС // Автоматизированные обучающие системы: Межвузовский сборник. Казань, 1979. — С. 34−38.
  4. O.A. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего образования: Учебное пособие для студентов пед. институтов, слушателей института повышения преподавателей пед. дисциплин ун-тов и пед. ин-тов. -М.: Просвещение, 1984. 208 с.
  5. Автоматизация инженерно-графических работ средствами ADEM и Компас.: Учебное пособие. /Сост. O.A. Тарабрин. М: Машиностроение, 2000.-212 с.
  6. Автоматизация проектирования авиационных конструкций на основе МКЭ. САПР РИПАК / Комаров В. А., Иванова Е. И., Пересыпкин В. П. и др. -Куйбышев, 1984.-236 с.
  7. Автоматизированные информационные технологии / Под ред. А. Л. Титоренко. -М.: Компьютер, Юнити, 1988. 321 с.
  8. М.Н. Совершенствование методики построения образовательного Веб-сайта: Дисс.. канд. пед. наук. Москва, 2001. — 180 с.
  9. A.A. Дидактические основы дистанционного обучения в высших учебных заведениях: Дисс.. д-ра пед. наук. М., 1999. — 289 с.
  10. Ю.Андреев A.A. Педагогика высшей школы (прикладная педагогика): В 2 ч. -М.: МЭСИ, 2000. Ч. 2.-156 с.
  11. П.Андреев A.A., Меркулов В. П., Тараканов Г. А. Современные телекоммуникационные системы в образовании // Педагогическая информатика. 1995. — № 1. — С. 55−63.
  12. С.И. Лекции по теории обучения в высшей школе. М.: Высшая школа, 1975. — 352 с.
  13. С.И. Учебный процесс в высшей школе, его основные закономерности и методы. -М.: Высшая школа, 1980. 368 с.
  14. Н.Бабанский Ю. К. Оптимизация процесса обучения. Общеобразовательный аспект. -М.: Просвещение, 1977. 213 с.
  15. Ю.К. Оптимизация процесса обучения: общедидактический аспект. М.: Педагогика. 1977. — 254 с.
  16. Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. М.: 1982. — 187 с.
  17. JI.A. Теоретико-методологические основы гуманизации педагогической системы образовательного учреждения: Автореф. Дисс.. д-ра пед. наук. Москва, 2001. — 36 с.
  18. B.C. Педагогика. Проективная педагогика. Екатеринбург: Деловая книга, 1996. — 344 с.
  19. В.П. Основы теории педагогических систем. Воронеж, 1977. -298 с.
  20. В.П. Педагогика и прогрессивные технологии. М.: 1995.- 324 с.
  21. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989.-192 с.
  22. С.А. Проблемы профильного обучения информатике. М.: РАО, 1993.-90 с.
  23. Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. СПб.: Прайм-Еврознак, 2003. — 234 с.
  24. Г. А., Извозчиков В. А., Румянцев И. А., Слуцкий A.M. Проблемы педагогики информационного общества и основы педагогической информатики // Дидактические основы компьютерного обучения. Л., 1989. — С. 3−33.
  25. Н. Ю. Социально-педагогические идеи Р. Штайнера и их применение в мировом и отечественном образовании: Автореф. Дисс.. канд. пед. наук. М., 2002. — 27 с.
  26. В.И., Тарабрин O.A. Пути повышения устойчивости управленческих решений // Рыночная экономика. Состояние, проблемы, перспективы: Сборник научных трудов. Самара: Отделение РАН, Международный институт рынка, 1999. Вып. 3. — 3 с.
  27. Л.Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психологической диагностике. СПб.: Питер, 2000. — 256 с.
  28. A.B., Силин В. В. и др. Черчение, моделирование, механообработка. СПб.: Изд. БХВ, 2003. — 123 с.
  29. A.B., Снигарев В. В., Тарабрин O.A., Чемпинский Л. А., Эскин И. Д. Конспект лекций по курсу инженерной графики на ПЭВМ: Конспект лекций. Самара: СГАУ, 1993.- 108 с.
  30. A.B., Тарабрин O.A. и др. Инженерная графика на ПЭВМ: Учеб. пособие. Самара: Самар. гос. аэрокосм, ун-т, 1995. — 127 с.
  31. Я. А. Анализ исследований и разработок в области информатизации образования. М., 1994. — 24 с.
  32. Я.А. Информационные технологии и модернизация образования // Информатизация образования 2000: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. — Хабаровск, 2000. -56 с.
  33. В.И., Шабанов Г. А. Педагогика высшей школы: современные проблемы. -М.: ВУ, 1996. 68 с.
  34. Т.А., Комаров В. А., Черепашков A.A. Развитие и совершенствование учебного процесса для подготовки специалистов XXI века. Самара, 1998. — 97 с.
  35. A.A. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М.: Высшая школа, 1991. — 67 с.
  36. A.A. Новая образовательная парадигма и контекстное обучение. М., 1999. — 87 с.
  37. A.A. Педагогическая технология контекстного обучения в системе непрерывного образования // Непрерывное образование как педагогическая система: Сб. науч. тр. М., 1989. — 165 с.
  38. JI.C. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. -М.: Педагогика, 1991.-479 с.
  39. Т.В. Педагогическая психология. М.: Академия, 2003. — 240 с.
  40. В.Н. Получение рабочих чертежей деталей в системе ADEM: Метод, указания по курсу инженерной графики на ПЭВМ. Самара: Самар. гос. аэрокосм, ун-т, 1999. — 194 с.
  41. П.Я. Программированное обучение и задачи коренного усовершенствования методов обучения // К теории программированного обучения. М., 1967. — 98 с.
  42. В.М. Основы безбумажной информатики. М.: Наука, 1987. -552 с.
  43. Х.Н. Содержание подготовки учителей в области автоматизации процессов информационно-методического обеспечения и организационного управления: Дисс. канд. пед. наук. М.: ИИО РАО, 2002.-176 с.
  44. ГОСТ Р 50 923−96. «Рабочее место оператора. Общие эргономические требования и требования к производственной среде. Методы измерения».
  45. Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности «Автоматизированные системы обработки информации и управления». М.: Госкомвуз РФ, 1996.-30 с.
  46. Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности «Управление и информатика в технических системах». М.: Госкомвуз РФ, 1996. — 28 с.
  47. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность 35 100 «Информатика». Квалификация «учитель информатики». Москва, 2000. — 32 с.
  48. М.И., Краснянская К. А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. Непараметрические методы. М.: Педагогика, 1977. — 136 с.
  49. C.B., Рудинский И. Д. Статистические методы оценивания знаний // Ученые записки ИИО РАО. М., 2004. Вып. 13.
  50. В.В., Сиденко A.C. Проблемы, особенности и процедуры освоения новых образовательных технологий в педагогических коллективах // Школьные технологии. 2000. — № 1. — С. 167−181.
  51. Гультяев A.K. MatLab 5.3 Имитационное моделирование в среде Windows. Практическое пособие. М.: Корона Принт, 2001.
  52. В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: 1986. — 257 с.
  53. С.Г. Автоматизированные системы контроля. Серпухов: Минобороны РФ, 1998. — 23 с.
  54. С.Г. Принципы построения сложных адаптивных систем связи и управления. Серпухов: Минобороны РФ, 1999. — 65 с.
  55. A.JI. Теория и методика профессиональной подготовки студентов на основе информационных технологии: Автореф. дисс.. д-ра пед. наук. -М., 1994. 15 с.
  56. Дидактика средней школы: Некоторые пробл. соврем. Дидактики / Под ред. М. А. Данилова, М. Н. Скаткина. М.: Просвещение, 1975.
  57. Т.В. Формирование проффесиональной компетентности учителя информатики в условиях информатизации образования: Дисс.. д-ра пед. наук. М., 1999.-394 с.
  58. Т.В. Профессиональная компетентность учителя в информационном обществе. Структура, содержание, принципы формирования: Дис. канд. пед. наук. Самара, 2000. — 163 с.
  59. В.Г. Дистанционное обучение: возможности и перспективы // Высшее образование в России. 1994. — № 3. — С. 10−12.
  60. Дюк В. А. Компьютерная психодиагностика. СПб.: Братство, 1994. — 364 с.
  61. Ю.С., Кузнецов И. И., Алексеева Н. И. Информационные технологии в проектировании и производстве // Полет. 2001. — № 10. — С. 21−24.
  62. A.A. Имитационное моделирование экономических процессов. М.: Финансы и статистика, 2004. 234 с.
  63. А.П. Информатика: предмет и понятие // Кибернетика. Становление информатики. М.: Наука, 1986. — С. 28−31.
  64. В.Н. Практическая дидактика. Учебное пособие для педагогических специальностей университетов и институтов повышения квалификации работников образования. М.: Народное образование, 1999.-224 с.
  65. И.А. Педагогическая психология. М.: ЛОГОС, 2001. — 383 с. 74.3олотарев A.A. и др. Теория и методика систем интенсивного обучения. В 4 т. — М.: МГТУ ГА, 1994. — 432 с.
  66. Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2000. — 356 с.
  67. Интернет-обучение: технологии педагогического дизайна / Под ред. М. В. Моисеевой. М.: Камерон, 2004. — 216 с.
  68. Информационные системы в экономике / Под ред. В. В. Дика. М: Финансы и статистика, 1996. — 534 с.
  69. Информационные технологии в наукоемком машиностроении: компьютерное обеспечение индустриального бизнеса / Под общ. ред. А. Г. Братухина. Киев: Техника, 2001. — 350 с.
  70. Информационные технологии в управлении техническими и организационными системами: Сб. науч. тр. СПб.: СПбГЭТУ, 1993. -92 с.
  71. Кабинет информатики: Методическое пособие / И. В. Роберт, JI.JI. Босова и др. М.: БИНОМ. Лаборатория базовых знаний, 2002. — 21 с.
  72. .И. Педагогический анализ результата образовательного процесса. М., Тольятти: ИИО РАО, 2003. — 272 с.
  73. Д.Б. Принципы создания и применения электронного инструментария в управлении педагогическим процессом: Дис.. канд. пед. наук. Самара, 2000. — 188 с.
  74. С.Д. Введение в компьютерные сети. Барнаул: БГПУ, 1996. -173 с.
  75. В.А. Методика создания и использования прикладных программ на основе мультимедиа технологий в обучении информатики: Дисс.. канд. пед. наук. -М., 1998. 193 с.
  76. В.А., Прозорова Ю. А. Методические рекомендации по использованию ресурсов Интернет образовательного назначения в общем образовании // Ученые записки ИИО РАО. 2004. — Вып. 12. — С. 66−106.
  77. Кибернетика и педагогика: пер. с англ / Под ред. Дж. Уиннера. М., 1972. -200 с.
  78. М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. М.: Знание, 1989.-77 с.
  79. В.И. Искусство управления. М., 1997. — 288 с.
  80. O.A. Новый этап подготовки кадров информатизации образования. http://ito.edu.ru/2003/index.html
  81. O.A. Теоретико-методологические основы информационной подготовки курсантов военно-учебных заведений. М.: МО РФ, 2002. -328 с.
  82. K.K. Гуманитарные проблемы становления информационной цивилизации // Информационное общество в России: проблемы становления: Межвузовский сборник научных трудов. М., 2001. — 45 с.
  83. К.К. Фундаментальные основы информатики: социальная информатика: учебное пособие для высшей школы. М.: Академический проект. Деловая книга, 2000. — 196 с.
  84. А.Ф., Овсянников М. В., Стрекалов А. Ф., Сумароков C.B. Управление жизненным циклом продукции. М.: Анахарсис, 2002. — 135 с.
  85. A.A. Основы проектирования силовых конструкций. Куйбышев, 1965.-88 с.
  86. В.А. Проектирование силовых схем авиационных конструкций // Актуальные проблемы авиационной науки и техники. М.: Машиностроение, 1984.-С. 114−129.
  87. В.А., Гречников Ф. В., Сойфер В. А., Соловов A.B. и др. Дистанционное образование: основные направления и перспективы развития // Интенсивные технологии обучения: Тезисы научно-методической конференции. Самара, 1995. — С. 124.
  88. В.А., Черепашков A.A. Компьютерные тренажеры для конструкторов // Полет. 1999. — № 8. — С. 31−36.
  89. П.Ф. Методические аспекты, содержание и организационные формы курса информатики на гуманитарных факультетах: Автореф. Дисс.. канд. пед. наук. М., 2000. — 23 с.
  90. Концепция информатизации образования // Информатика и образование. 1990.-№ 1.-С. 3−9.
  91. Концепция формирования информационного общества в России. http://www.iis.ru/library/riss/riss.ru.html.
  92. А.Д. Метод эвристического диалога как средство активизации учебно-познавательной деятельности: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 2002.-21 с.
  93. А.Ю. Основные направления использования зарубежного опыта для развития методической системы подготовки учителей в области информационных и коммуникационных технологий (теория и практика). -М.: Образование и Информатика, 2003. 232 с.
  94. В.В. Методология педагогического исследования: Пособие для педагога-исследователя. Самара, 1994. — 165 с.
  95. К.Г. Методология проектирования, оценки качества применения средств информационных технологий обучения. М.: Изд-во Государственного координационного центра информационных технологий, 2001.-244 с.
  96. Р.И. Телекоммуникации как средство дифференциации обучения: Дисс.. д-ра пед. наук. М.: ИИО РАО, 1997. — 380 с.
  97. A.A. Новая информационная технология и обучение информатике // Проектирование новых информационных технологий обучения / Под ред. В. М. Монахова. М.: НИИ ОСО АПН СССР, 1991. -С. 16−25.
  98. A.A. Проблемы оценки достижения требований образовательных стандартов // Образовательные стандарты и контроль качества образования. Вологда, 1996.
  99. A.A. Развитие методической системы обучения информатике в средней школе: Дис.. д-ра пед. наук в форме научного доклада. М., 1988.
  100. A.A., Бешенков С. А., Ракитина Е. А., Матвеева Н. В., Милохина JI.B. Непрерывный курс информатики (концепция, система модулей, типовая программа) // Информатика и образование. 2005. — №№ 1, 2, 3, 4.
  101. A.A., Кариев С. Основные направления совершенствования методической подготовки учителей информатики в педагогических вузах // Информатика и образование. 1996. — № 6. — С. 13−21.
  102. Э.И. Общеобразовательные и профессионально-прикладные аспекты изучения информатики и вычислительной техники в педагогическом институте: Автореф. дисс. д-ра пед. наук. М., 1990. -38 с.
  103. Н.В. Методы системного педагогического исследования: Учебное пособие / Под ред. Н. В. Кузьминой. JL: ЛГУ, 1980. — 172 с.
  104. Т.А. Содержание подготовки студентов педвузов к применению современных информационных технологий в будущей профессиональной деятельности: Дисс. канд. пед. наук. -М., 1996. 134 с.
  105. М.П. Информатика и информационные технологии в системе общего и педагогического образования. Омск: Изд-во Омского гос. пед. университета, 1999.-321 с.
  106. М.П. Структура и методическая система подготовки кадров информатизации школы в педагогических вузах: Дисс. в форме научного доклада. д-ра пед. наук. М., 1999. — 81 с.
  107. М.П., Рагулина М. И., Исупова Н. И. Компьютерная графика как средство визуализации математических вычислений // Информационные технологии в образовании: Сборник научных трудов / Под ред. М. П. Лапчика. Вып. 2. — Омск: Изд-во ОмГПУ, 1999. — 52 с.
  108. В.JI. Интеллектуальные обучающие системы: теория и технология создания и применения. М: Образование и Информатика, 2003.- 19 п. л.
  109. B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. М.: Высшая школа, 1991. — 224 с.
  110. B.C. Структура педагогической науки // Пед. технология. Вып. 1.-М., 1991.-64 с.
  111. P.M. Курс «Теория и практика организации дистанционного обучения» // Информатика и образование. 2005. — № 5. — С. 107−109.
  112. P.M. Деятельность специалиста в области организации дистанционного обучения // Ученые записки ИИО РАО. 2005. — Вып. 17. -С. 60−65.
  113. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2-е изд. М.: 1977. -304 с.
  114. И.Я. Дидактическая система методов обучения. М.: Знание, 1976.-46 с.
  115. И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981. — 185 с.
  116. А.Н. Мониторинг учебной эффективности // Школьные технологии. 2000. — № 1. — С. 97−131.
  117. Э.А. Современная концепция качества высшего образования // Повышение качества высшего образования и перспективы сотрудничества российских и германских вузов. Мюнхен, 2004. — 64 с.
  118. .П., Горский В. А. Инновации в дополнительном образовании // Дополнительное образование. 2003. — № 4. — С. 7−17.
  119. Л.П. Курс информатики «Информационные технологии в обучении математике» // Информатика и образование. 2004. — № 6. — С. 88−93.
  120. Л.П. Реализация возможностей информационных технологий в процессе преподавания математики // Информатика и образование. 2002. — № 12. — С. 78−82.
  121. Д.Ш., Полев Д. М., Мельникова H.H. Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга. М., 1999. — 95 с.
  122. В.Э. Совершенствование системы подготовки учительских кадров в условиях информатизации школьного образования: Дисс.. д-ра пед. наук. М, 2005. — 382 с.
  123. Методические указания по выполнению курсовой работы по курсу «Экономика на предприятии». // Сост. O.A. Тарабрин, В. А. Мартынов, C.B. Виноградова. Тольятти: Тольяттинский филиала СГАУ, 2003. -48 с.
  124. В.П. Проблема аналитической оценки качества и эффективности учебного процесса в школе. Куйбышев, 1980. — 184 с.
  125. В.П. Количественная оценка эффективности и качества учебного процесса: Дисс.. д-ра пед. наук. Южно-Сахалинск, 1987. -397 с.
  126. М. Графический интерфейс пользователя: секреты проектирования. -М.: Мир, 1996. 160 с.
  127. А.Г. Вопросы научной организации педагогического труда в высшей школе. М.: Высш. шк., 1971. — 396 с.
  128. Г. В. Вопросы общей и профессиональной педагогики: Избранные педагогические труды: В 3-х т. Казань: Магариф, 2005. -80 п.л.
  129. Г. В. Европейские процессы в области развития профессионального образования и обучения // Материалы международной научно-практической конференции и мастер-классов. Казань: КГУ, 2005.-С. 10.
  130. Г. В. Мониторинг и оценка качества подготовки специалистов среднего звена. Казань: ИСПО РАО, 2004. — 17 п.л.
  131. Г. В. Профессиональное образование в России: методология и теория. М.: Вегас, 2004. — 16 п. л
  132. A.C. Модель использования педагогических возможностей коммуникационных технологий в профессиональной подготовке студентов педвузов и университетов: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. -Ставрополь, 2000. 22 с.
  133. Н.Д. Программированное обучение и идеи кибернетики. -М.: Наука, 1970.-206 с.
  134. А.Б., Синегал B.C., Сороцкий В. А., Цикин И. А. Интерактивные информационные технологии на основе Web-серверов и систем компьютерной видеоконференцсвязи.\ Дистанционное обучение. -1998.-№ 1.-С. 13−23.
  135. A.M. Профессиональное образование России: Перспективы развития. М.: Исследовательский центр проблем непрерывного образования РАО, 1997. — 157 с.
  136. И.П. Основы автоматизированного проектирования: Учеб. для вузов. М.: Изд-во МГТУ им. Баумана, 2002. — 336 с.
  137. Образование взрослых и прогресс. Институт международного сотрудничества. Бонн, 1994 — 279 с.
  138. Образование взрослых: реальности, проблемы, прогноз / Под ред. С. Г. Вершловского. СПб., 1998. — 174 с.
  139. Общемашиностроительные нормативы времени вспомогательного, на обслуживание рабочего места, и подготовительно-заключительного для технического нормирования станочных работ. Серийное производство. -М.: Машиностроение, 1974. 423 с.
  140. Общемашиностроительные нормативы режимов резания для технического нормирования работ на металлорежущих станках. Ч. 1. -М.: Машиностроение, 1974. — 416 с.
  141. Г. М., Тарабрин O.A. Педагогические аспекты постдипломного образования // Рыночная экономика. Состояние, проблемы, перспективы. Сборник научных трудов. 3 выпуск. Самара: Отделение РАН, Международный институт рынка, 1999. — 4с.
  142. Определение размерно-точностных параметров технологического процесса механической обработки заготовок: Метод, указания к курсовой работе. // Сост. И. А. Иващенко, К. П. Крашенинников. Самара, 1992. -40 с.
  143. Основы инженерной психологии: Учебное пособие / Под ред. Б. Ф. Ломова. -М.: Высш. шк., 1977. 135 с.
  144. Отраслевой стандарт Госкомвуза Российской Федерации // Информационные технологии в высшей школе: Термины и определения (Утвержден и введен в действие Приказом Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию от 12.02.96 № 260).
  145. A.A. Автоматизированные системы контроля: Учебник. В 2 ч. Ч. 1. Серпухов: Изд-во Минобороны РФ, 1997. — 232 с.
  146. A.A., Романенко Ю. А. Автоматизированные системы контроля: Учебник. В 2 т. Ч. 2. М.: Министерство обороны РФ, 1997. — 243 с.
  147. Пак Н. И. Компьютерное моделирование в примерах и задачах. -Красноярск: КГПУ, 1995. 141 с.
  148. C.B. Информационные и коммуникационные технологии в личностно ориентированном обучении. М.: Про-пресс, 1998. — 273 с.
  149. C.B. Концепция реализации личностно ориентированного обучения при использовании информационных и коммуникационных технологий. М.: Про-пресс, 1998. — 120 с.
  150. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, E.H. Шлянов. -М.: Школа-Пресс, 1997. 512 с.
  151. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии / Под ред. С. А. Смирнова. М.: Академия, 1999. — 512 с.
  152. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад- Редкол.: М. М. Безруких, В. А. Болотов, JI.C. Глебова и др. М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. — 324 с.
  153. С. Переворот в сознании: дети, компьютеры и плодотворные идеи. М.: Педагогика, 1989. — 245 с.
  154. Ф.И., Тарасенко В. П., Ехлаков Ю. П. Информационные системы для руководителей. М.: Финансы и статистика, 1989. — 342 с.
  155. Персональные ЭВМ в инженерной практике / Т. А. Кренкель, А. Г. Коган и др. М.: Радио и связь, 1989. — 336 с.
  156. М.А. Современные методы проектирования авиационной техники // Полет. 1999. — № 6. — С. 3−6.
  157. С.Н. Моделирование информационной среды как технологическая основа обучения математике: Автореф. дисс.. д-ра пед. наук. М., 1998.-237 с.
  158. Т.А. Инфраструктура регионального образовательного Интернет-пространства: Автореф. дисс.. д-ра физ.-мат. наук. М., 1993. -42 с.
  159. М.М., Моисеев A.M. Управление современной школой (В вопросах и ответах): Пособие для руководителей образовательных учреждений и органов образования. М.: Новая школа, 1997. — 352 с.
  160. А. Трехмерное твердотельное моделирование. М.: Компьютер Пресс, 2003. — 295 с.
  161. Применение ЭВМ в учебном процессе / Под ред. А. И. Берга. М., 1969.-248 с.
  162. Проблемы повышения профессиональной квалификации руководителей школ / Под ред. Е. П. Тонконогой. М. Педагогика, 1987. -168 с.
  163. Проект федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования. Часть I. М.: Образовательный стандарт, 2002. — 304 с.
  164. Проект федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования. Часть II. М.: Образовательный стандарт, 2002.-304 с.
  165. Представление и использование знаний: Пер. с яп. / Под ред. X. Уэно, М. Исидзука. -М.: Мир, 1989.
  166. Психология и педагогика: Учебное пособие / Под ред. В. М. Николаенко. -М.: ИНФА-М- Новосибирск: НГАЭиУ, 2000. 175 с.
  167. Психолого-педагогические основы использования ЭВМ в вузовском обучении. -М.: МГУ, 1987. 168 с.
  168. В.И. Технологии и методическое обеспечение компьютерной подготовки будущих учителей информатики: Автореф. дисс.. д-ра пед. наук. М., 1994.-38 с.
  169. Расчет технико-экономических показателей деятельности хозрасчетного цеха. Методические указания к курсовой работе / Сост. И. Г. Абрамова, В. А. Мартынов. Самара: Самарский государственный аэрокосмический университет (СГАУ), 1997. — 82 с.
  170. Т.А., Шляха Н. Ф. Психодиагностические методы изучения личности: Учебное пособие. М.: Московский психолого-социальный институт Флинта, 1998. — 264 с.
  171. Рекомендации по стандартизации. Информационные технологии поддержки жизненного цикла продукции: Терминологический словарь. М.: ИПК Издательство стандартов, 2001. 53 с.
  172. H.H. Педагогическая диагностика: понятия, проблемы, решения // Информационный бюллетень. 1997. — № 8.
  173. И.В. Информационное взаимодействие в информационно-предметной среде // Ученые записки ИИО РАО. 2001. — № 5.
  174. И.В. О понятийном аппарате информатизации образования // Информатика и образование. 2002. — № 12- 2003. -№№ 1, 2,4.
  175. И.В. Основные направления научных исследований в области информатизации профессионального образования. М.: Образование и информатика, 2004. — 67 с.
  176. И.В. Современные информационные и коммуникационные технологии в системе среднего профессионального образования. М., 1999.-80 с.
  177. И.В. Современные информационные технологии в образовании: Дидактические проблемы- перспективы использования. -М.: Школа-Пресс, 1994.-205 с.
  178. И.В., Козлов O.A. Концепция комплексной, многоуровневой и многопрофильной подготовки кадров информатизации образования. М.: ИИО РАО, 2005.-34 с.
  179. И.В., Колин К. К., Социальные аспекты информатизации образования. М.: Изд-во ИИО РАО, 2004. — 59 с.
  180. И.В., Лапчик М. П., Жданов С. А., Лучко О. Н., Кравцова А. Ю. Специализация 30 109 Организация информатизации образования // Информатика и образование. — 2002. — № 4. — С. 5−11.
  181. И.В., Поляков В. А. Основные направления научных исследований в области информатизации профессионального образования. М.: Образование и Информатика, 2004. — 26 с.
  182. И.В., Прозорова Ю. А., Касторнова В. А. Основные понятия Единого информационного образовательного пространства // Ученые записки ИИО РАО. 2002. — Вып. 6. — С. 3−10.
  183. И.В., Самойленко П. И. Информационные технологии в науке и образовании. М., 1998. — 178 с.
  184. Ю.А. Автоматизированное тестирование слушателей по специальным дисциплинам на базе современных информационных технологий. Серпухов: СВВКИУ РВ, 1997. — 95 с.
  185. Ю.А. Автоматизированные системы контроля. Ч. 2. М.: Минобороны РФ, 1998. — 74 с.
  186. Рубинштейн C. J1. Основы общей психологии. В 2 т. М.: Педагогика, 1989.-274 с.
  187. Г. К. Современные общеобразовательные технологии: Учебное пособие для педагогов и институтов повышения квалификации. М.: Народное образование, 1998.-255 с.
  188. B.C. Основы общей педагогики: теория и методика воспитания. М.: ACADEMA, 2000. 336 с.
  189. В.И. Методика создания компьютерных обучающих систем в интересах повышения качества подготовки слушателей ВАБТВ. Научно-методические материалы. ВАБТВ. Вып. 2. М., 1998. — 127 с.
  190. М.Н. Методология и методика педагогических исследований. М.: Просвещение, 1987. — 495 с.
  191. Э.Г. Компьютеризированные курсы в педагогическом процессе общеобразовательных учреждений. Новосибирск: ИПСО РАО, 1994.-90 с.
  192. В.А. Подготовка педагогических кадров: опыт, проблемы, перспективы // Формирование личности учителя в системе Высшего педагогического образования. М., 1981. — 235 с.
  193. В.А., Подымова Л. С. Педагогика: Инновационная деятельность. М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1997. — 224 с.
  194. A.M. Системы отображения информации и инженерная психология: Учебное пособие. М.: Высшая школа, 1982. — 272 с.
  195. В.В., Тарабрин О. А., Чемпинский Л. А., Эскин И. Д. Инженерная графика на ПЭВМ: Учебное пособие. Самара: СГАУ, 1995. -108 с.
  196. В.В., Тарабрин О. А., Чемпинский JI.A., Эскин И. Д. Курс лекций по изучению графического редактора CHERRY-90: Курс лекций. -Самара: СГАУ, 1993. 50с.
  197. В.В., Тарабрин О. А., Чемпинский JI.A., Эскин И. Д. Составление рабочих чертежей деталей с помощью графического редактора CHERRY-90: Методические указания. Самара: СГАУ, 1993. -122 с.
  198. .Я. Информационная технология. М.: Высшая школа, 1994. -366 с.
  199. Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы / Под ред. Н. В. Кузьминой. Л.: Изд. ЛГУ, 1985. — 119 с.
  200. В.А., Гречников Ф. В., Комаров В. А., Соловов А. В. и др. Экспорт дистанционных образовательных услуг // Высшее образование в России. 1999.-№ 3. с. 120−121.
  201. В.А., Гречников Ф. В., Комаров В. А., Соловов А. В., Шитарев И. Л. и др. Computer-aided instruction system in refreshes engineering courses // 6-th world conference on continuing engineering education. San-Paoulo, 1995.
  202. A.B., Черепашков А. А. Алгоритмы интерактивной растровой графики для отображения полей физических характеристик в САПР // Математические методы автоматизации проектирования сложных систем. М.: МФТИ, 1987.-С. 28−36.
  203. A.B., Черепашков A.A. Отображение результатов прочностных расчетов по МКЭ на графических дисплеях // Прикладные проблемы прочности и пластичности. Горький, 1989. — С. 105−110.
  204. Н.В. Методика использования инструментальных программных средств в курсе информатики (на примере темы «Организация данных в ЭВМ»): Автореф.. дисс. канд. пед. наук. М., 1994. — 20 с.
  205. Е.В. Интегрированная поддержка жизненного цикла машиностроительной продукции. Принципы. Технологии. Методы. Модели. -М.: Издательский дом МВМ, 2003. 321 с.
  206. Н.Ф. Теоретические основы разработки модели специалиста. -М.: Знание, 1986.-72 с.
  207. Н.Ф. Теоретические основы контроля в учебном процессе. -М.: Знание, 1983.-85 с.
  208. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М., 1975. -64 с.
  209. O.A. Автоматизация инженерно-графических работ средствами ADEM и КОМПАС. М.: Машиностроение, 2000. — 209 с.
  210. O.A. Индивидуальное задание на выполнение чертежа сборочной единицы авиационного изделия по аксонометрическим изображениям и рабочим чертежам деталей: Методические указания. -Куйбышев: КуАИ, 1983. 36 с.
  211. O.A. Информатика: Учебное пособие. Тольятти: МИР, 2000. — 52 с.
  212. O.A. Квалификационные требования к специалистам в области CALS/ИПИ-технологий // Ученые записки ИИО РАО. 2005. -Вып. 18.-7 с.
  213. O.A. Комплексное использование информационных и коммуникационных технологий в процессе непрерывной подготовки инженерных и управленческих кадров. М.: Институт информатизации образования РАО, 2005. — 289 с.
  214. O.A. Особенности выполнения сборочных чертежей элементов системы управления ЖРД: Методические указания. Самара: СамАИ, 1991.-26 с.
  215. O.A. Подготовка специалистов в области проектирования и применения информационных систем управления на базе ИКТ // Информатика и образование. 2006. — № 1. — 2 с.
  216. O.A. Принципы непрерывной подготовки инженерных и управленческих кадров в области использования информационных и коммуникационных технологий в проектно-конструкторской деятельности // Информатика и образование. 2006. — № 2. — 4 с.
  217. O.A., Очеповская O.A. Концепция создания системы единой непрерывной подготовки специалистов ОАО «АвтоВАЗ» // Информационные технологии в высшем профессиональном образовании: Мат-лы региональной научно-практ. конф. Тольятти, 2005.
  218. O.A., Толоконников А. Г. Информационная подготовка менеджеров // Рыночная экономика. Состояние, проблемы, перспективы. Сборник научных трудов. 4 выпуск. Самара: Отделение РАН, Международный институт рынка, 2000. — 4 с.
  219. Теория и практика систем интенсивного обучения / Под. ред. A.A. Золотарева. М.: МГТУГА, 1994. — 432 с.
  220. Технологический анализ рабочего чертежа детали. Методические указания к курсовой работе / Сост. К. П. Крашенинников. Куйбышев, 1981. -65 с.
  221. Д., Раджасингам JI. Что такое виртуальное обучение. Образование в информационном обществе. М., 1999. — 70 с.
  222. ТихоновА.Н., Абрамешин А. Е., Воронина Т. П., Иванников А. Д., Молчанова О. П. Управление современным образованием: социальные и экономические аспекты. -М.: Вита-пресс, 1998. -256 с.
  223. А.Г., Тарабрин O.A. Информатика: Учебное пособие. -Тольятти: МИР, 2000. 176 с.
  224. Тоскина H. MySAP PLM-инструмент управления жизненным циклом // Открытые системы. 2002. — № 10. — С. 15−19.
  225. П.И. Практика управления современной школой (Опыт педагогического менеджмента). М.: 1995. — 204 с.
  226. Управление жизненным циклом продукции / А. Ф. Колчин, М. В. Овсянников, А. Ф. Стрекалов, C.B. Сумароков. М.: Анахарсис, 2002. -304 с.
  227. Управление современным образованием: социальные и экономические аспекты / А. Н. Тихонов, А. Е. Абрамешин, Т. П. Воронина, А. Д. Иванников, О. П. Молчанова. / Под ред. А. Н. Тихонова. М.: Вита-Пресс, 1998. — 256 с.
  228. А.Д. Информатизация общества: Введение в социальную информатику. М.: Дон, 1990. — 167 с.
  229. Д.Ю. Сравнительный анализ возможностей современных средств обработки аудиовизуальной информации для создания педагогических приложений // Компьютерные инструменты в образовании. 1999. — № 3−4. — С. 48−56.
  230. Е.К., Могилев A.B., Пак Н.И. Информатика: Учеб. пособие для студ. пед. вузов / Под ред. Е. К. Хеннера. М., 1999. — 316 с.
  231. Червова А. А, Моисеева Т. В. Теоретические основы и практическое воплощение оптимизации ориентировочной деятельности студентов в условиях технического университета. Н. Новгород: ВГИПИ, 2001. — 108 с.
  232. A.A. Комплекс компьютерных инженерных тренажеров для обучения конструированию // Компьютерные технологии обучения: концепции, опыт, проблемы. Самара, СГТУ, 1997. -172 с.
  233. A.A. Основные принципы создания учебного виртуального предприятия // Актуальные проблемы развития университетского технического образования в России. Самара: СГАУ, 2004.-С. 256−258.
  234. A.A. Применение компьютерных инженерных тренажеров для интенсификации обучения конструированию и проектированию // Интенсивные технологии обучения в подготовке специалистов. Самара, СГАУ, 1996.-69 с.
  235. A.A. Тренажер для конструктора по устойчивости // Проблемы фундаментализации инженерного образования в СГАУ. -Самара, 1994.-85 с.
  236. A.A. Тренажер для подготовки к автоматизированному проектированию структур силовых конструкций: Автореф. дисс.. канд. техн. наук. Куйбышев, 1987. — 22 с.
  237. A.A., Кучеров A.C. Практическое введение в автоматизированное конструирование. Конструирование детали в среде AutoCAD для WINDOWS: Учеб. пособие. Самара, изд-во СГАУ, 2001. -34 с.
  238. A.A., Майнсков В. М. Использование информационных технологий в дипломном проектировании // Актуальные проблемы развития университетского технического образования в России. Самара, 2002.-С. 160.
  239. В.Д. Введение в психологическую теорию профессионального обучения. Ярославль, 1981.-203 с.
  240. Г., Краузе Ф. Л. Автоматизация проектирования в машиностроении. -М.: Машиностроение, 1988. 648 с.
  241. А.Е. Совершенствование содержания подготовки педагогических кадров к применению ИКТ в профессиональной деятельности: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 2000. — 22 с.
  242. В.П., Хроменков Н.А, Рябушкин B.C. Экономика образования. М., 1998. — 306 с.
  243. В.В. Основы управления качеством образования. Тольятти, 1998.- 100 с.
  244. Н.Е. Педагогическая технология. М., 1992. — 197 с.
  245. H.A., Сосновский А. И., Кулиев С. Н. Критерии оценки деятельности учителя. Красноярск, 1991. — 80 с.
  246. Энциклопедия профессионального образования. В 3-х т. / Под ред. С. Я. Батышева. М., 1998, 1999. — 347 с.
  247. Эффективный менеджер. Отбор и повышение квалификации персонала / Сост. Д. Каппелоум, Р. Смит и П. Айлекс. Жуковский: ЛИНК, 1992. -80 с.
  248. С.И. Принцип активности в педагогической психологии // Вопросы психологии. 1989. — № 6. — С. 5−13.
  249. CALS (Continuous Acquisition and Life cycle Support непрерывная информационная поддержка цикла продукции в авиастроении / Науч. ред. А. Г. Братухин. — М.: Изд-во МАИ, 2002. — 128 с
  250. CALS-технологии в подготовке современного инженера / В. А. Комаров, В. К. Моисеев, A.A. Черепашков // Современные научно-методические проблемы высшего образования: Сборник трудов. Самара, 2002.-С. 96−108.
  251. РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ИНСТИТУТ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Заполнить форму текущей работой