Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Формирование информационно-коммуникационных компетенций студентов бакалавриата средствами электронных образовательных технологий

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Практическая значимость исследования заключается в разработке методики формирования информационно-коммуникационных компетенций студентов бакалавриата в высшем профессиональном образовании в процессе моделирования структурных компонентов (когнитивного, мотивационного, деятельностного, коммуникационного). Для осуществления данной методики в процессе интегрированного учебного процесса разработаны… Читать ещё >

Содержание

  • введение.з
  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ СТУДЕНТОВ БАКАЛАВРИАТА
    • 1. 1. Информационно-коммуникационные компетенции в контексте компетентностного подхода в научно-педагогической литературе
    • 1. 2. Сущность, структура и содержание информационно-коммуникационных компетенций
    • 1. 3. Система электронного обучения E-Learning как средство образовательных технологий в научных источниках
  • Выводы по первой главе
  • ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПРОВЕРКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ МОДЕЛИ И МЕТОДИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ БАКАЛАВРИАТА
    • 2. 1. Структурно-содержательная модель формирования информационно-коммуникационных компетенций в системе e-Learning
    • 2. 2. Содержание и структура учебно-методического комплекса электронного учебного курса"Информатика"
    • 2. 3. Методика формирования информационно-коммуникационных компетенций с помощью средств электронного обучения
    • 2. 4. Описание опытно-экспериментальной работы по формированию информационно-коммуникационных компетенций студентов бакалавриата
  • Выводы по второй главе

Формирование информационно-коммуникационных компетенций студентов бакалавриата средствами электронных образовательных технологий (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Активное внедрение средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательный процесс предполагает овладение студентами бакалавриата общекультурными и профессиональными компетенциями, при этом одним из основных компонентов профессиональной подготовки будущих бакалавров являются компетенции в области информационных и коммуникационных технологий (ИКТ-компетенций).

В научной литературе активно обсуждаются вопросы информатизации образования, формирования информационно-коммуникационных компетенций в высшем профессиональном образовании. Формирование ИКТ-компетентности в процессе подготовки бакалавров и магистров по педагогическим направлениям рассмотрены в трудах М. П. Лапчика, Т. А. Лавиной и др. Организация учебной деятельности с использованием средств ИКТ в образовательном процессе стала предметом исследования С. А. Бешенкова, O.A. Козлова, A.A. Кузнецова, Е. С. Полат, И. В. Роберт.

Развитие ИКТ, связано с интенсивным процессом создания новых информационных технологий, ресурсов, систем и сред. Электронные образовательные технологии предполагают использование в учебном процессе электронных образовательных ресурсов (ЭОР), под которыми (вслед за И В. Роберт, Т. А. Лавиной, Л. И. Мироновой и др.) будем понимать научно-педагогические, учебно-методические материалы, представленные в виде электронных средств образовательного назначения, реализующие дидактические возможности ИКТ.

ЭОР широко применяются в процессе электронного обучения. «Под электронным обучением понимается организация образовательного процесса с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие участников образовательного процесса» в новой редакции Закона об образовании). Система электронного обучения е-Ьеагшг^ с использованием универсальной платформы программного обеспечения МоосИе позволяют осуществить электронное обучение с помощью средств ИКТпередачу и прием информации, представленной в любом виде, ведение интерактивного диалога при обеспечении возможности сбора, обработки, передачи, архивирования и транслирования информации.

Степень разработанности проблемы. Вопросам компьютеризации и информатизации образования посвящены работы А. А. Андреева, В. П. Беспалько, Б. С. Гершунского, А. П. Ершова, В. А. Каймина, Е. С. Полат, И. В. Роберт, В. И. Солдаткина, В. П. Тихомирова и др.

Общие вопросы, связанные с проблемой формирования компетенций, представлены в работах В. И. Байденко, А. Г. Бермуса, Э. Ф. Зеера, И. А. Зимней, Г. К. Селевко, Г. С. Трофимовой, А. В. Хуторского и др.

Подготовке специалистов в высшем профессиональном образовании на основе использования современных информационных и коммуникационных технологий посвящены работы О. А. Козлова, Т. А. Лавиной, М. П. Лапчика, Е. С. Полат, П. К. Петрова, И. В. Роберт и др.- средства дистанционных и электронных образовательных ресурсов в структуре вузовской подготовки рассматриваются в научных трудах А. А. Андреева, И. К. Войтович, Л. И. Мироновой, А. В. Осина, И. В. Сергиенко, В. И. Солдаткина, Н. М. Якушевой и др.

В ряде исследований рассматриваются вопросы формирования информационных компетенций в различных предметных областях в вузе (Н. Г. Витковской, М. В. Горячевой, А. В. Гоферберг, Ю. Г. Плаксиной, Н. И. Сако вич, Е. В. Шалашова и др.).

Организационно-методические аспекты формирования информационных компетенций с применением электронных образовательных ресурсов исследованы в работах Е. А. Горневой, Л. И. Мироновой, Н. И. Сакович, Е. В. Шалашова и др.

Отмечая важность выполненных исследований, обозначим, что в теории и практике подготовки бакалавров гуманитарных направлений недостаточно разработаны аспекты и мало изучены проблемы в профессиональной подготовке бакалавров, связанные с формированием ИКТ-компетенций с использованием средств электронных образовательных технологий.

Актуальность постановки проблемы формирования ИКТ компетенций у студентов бакалавриата гуманитарных направлений состоит в необходимости разрешения следующего комплекса противоречий:

• на социально-педагогическом уровне — между требованиями социума к уровню подготовки бакалавров в сфере ИКТ и недостаточностью разработки как образовательных, так и организационных форм обучения в системе электронного обучениятрудностью осуществления коммуникаций между участниками образовательного процесса, неготовностью преподавателей к инновационному ведению процесса, низким уровнем мотивации студента самостоятельно выполнять задания;

• на научно-теоретическом уровне — неопределенностью содержания ИКТ-компетенций будущего бакалавра гуманитарных направлений, с одной стороны, и необходимостью создания модели формирования ИКТ-компетенций студентов бакалавриата, с другой;

• на научно-методическом уровне — интенсивным применением электронных технологий в учебном процессе и недостаточной разработанностью методики формирования ИКТ-компетенций студентов бакалавриата гуманитарных направлений.

Данный комплекс противоречий порождает проблему исследования: в чем сущность и какова методика формирования ИКТ-компетенций студентов бакалавриата гуманитарных направлений средствами электронных образовательных технологий?

Актуальность рассматриваемой проблемы определила выбор темы диссертационного исследования: «Формирование информационно-коммуникационных компетенций студентов бакалавриата средствами электронных образовательных технологий».

Целью исследования является разработка, теоретическое обоснование и экспериментальное подтверждение эффективности реализации модели формирования компетенций в области ИКТ, организационно-педагогических условий у студентов бакалавриата гуманитарных направлений.

Объект исследования: процесс формирования ИКТ-компетенций студентов бакалавриата гуманитарных направлений.

Предмет исследования: организационно-педагогические условия формирования ИКТ-компетенций студентов бакалавриата средствами электронных образовательных технологий.

Гипотеза исследования основывается на том, что ИКТ-компетенций студентов бакалавриата гуманитарных направлений будут успешно сформированы, если:

1) создана структурно-содержательная модель формирования компетенций в области ИКТ, позволяющая комплексно использовать средства электронного обучения;

2) выявлены организационно-педагогические условия формирования ИКТ-компетенций студентов бакалавриата:

• создание электронной образовательной среды на основе компетентностно-ориентированного подхода к обучению;

• интегрирование методов традиционного обучения с элементами электронных образовательных технологий;

• повышение уровня мотивации познавательной деятельности обучающихся с применением ИКТ;

3) разработана методика формирования компетенций в области ИКТ в учебной системе вуза с применением средств электронного обучения.

В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой были сформулированы задачи исследования:

1) создать и теоретически обосновать структурно-содержательную модель организации образовательного процесса, обеспечивающего формирование ИКТ-компетенций студентов бакалавриата гуманитарных направлений;

2) выявить организационно-педагогические условия, способствующие формированию ИКТ-компетенций студентов бакалавриата гуманитарных направлений на основе компетентностно-ориентированного подхода с использованием системы электронного обучения;

3) разработать методику формирования ИКТ-компетенций и провести опытно-экспериментальную работу по проверке эффективности реализации организационно-педагогических условий формирования ИКТ-компетенций студентов бакалавриата гуманитарных направлений средствами электронного курса «Информатика» в системе электронного обучения е-Ьеагпт§.

Методологическую основу исследования составили: системный, деятельностный, компетентностный и личностно-ориентированный подходы.

Теоретическую основу исследования составили:

• труды исследователей в области педагогики высшей школы современных педагогических технологий (В.И. Андреев, В. И. Байденко, В. П. Беспалько, В. В. Краевский, П. И. Пидкасистый и др.);

• концепции компетентностного подхода в образовании (В. И. Байденко, Дж. Равен, Э. Ф. Зеер, И. А. Зимняя, Г. С. Трофимова, О. А. Калегина, А. И. Субетто, А. В. Хуторской и др.);

• исследования в области компьютеризации и информатизации образования, положения теории обучения информационным и коммуникационным технологиям (С. А. Бешенков, Б. С. Гершунский, А. П. Ершов, В. А. Каймин, О. А. Козлов, А. А. Кузнецов, Т. А. Лавина, М. П. Лапчик, Е. И. Машбиц, П. К. Петров, Е. С. Полат, И. В. Роберт и др.) — работы по формированию информационной культуры (Н. И. Гендина) — коммуникации в информационно-коммуникационной среде (И. Н. Розина);

• идеи проектирования новых педагогических технологий (В. И. Андреев, А. А. Вербицкий, В. П. Беспалько, М. И. Субетто, Ю. Г. Татур, В. А. Трайнёв, И. В. Трайнёв и др.).

• концепции по организации электронной образовательной среды, труды по проблемам разработки и использования электронных и дистанционных технологий в образовательном процессе (А. А. Андреев, А. И. Башмаков, И. А. Башмаков, С. Л. Лобачев, А. В. Осин, Е. С. Полат, И. В. Сергиенко, В. И. Солдаткин и В. П. Тихомиров др.);

• зарубежные теоретические и эмпирические исследования, опыт применения e-Learning в области использования электронного обучения в различных университетах А. Тони Mop (Alexander Toni Mohr), Д. Холтбрид (Dirk Holtbrugge), Н. Берг (Nicola Berg), Д. Хэнсон (Janet Hanson) и др.;

• разработки по тестологии и педагогической квалиметрии (В. С. Аванесов, А. С. Казаринов, А. Н. Майоров, В. С. Черепанов, О. Ф. Шихова и др.);

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовались следующие методы исследования:

• теоретические методы — анализ и обобщение научных трудов и нормативных документов по исследуемой проблеме и моделирование;

• эмпирические методы — педагогическое наблюдениегрупповые и индивидуальные беседы, анкетирование, тестированиепедагогические методы самодиагностики в области электронных технологийпедагогический эксперимент;

• математико-статистические методы обработки результатов исследования — критерий Манна-Уитни, критерий знаков);

Организация и этапы исследования. Данное диссертационное исследование проходило в три этапа.

Первый этап (2007;2008 гг.) был связан со сбором фактического материала, относящегося к теме исследованияопределялись содержание, методы и средства обучения информатике, ИКТ для различных категорий студентов ряда факультетов Удмуртского государственного университета (УдГУ).

Второй этап (2009;2010 гг.) был посвящен разработке теоретических основ, дидактических требований и выявлению педагогических условий, обеспечивающих высокий уровень подготовки студентов бакалавриата в области информационных и коммуникационных компетенций, в процессе изучения дисциплины «Информатика», разработке модели и методики профессиональной подготовки бакалавров в инновационном учебном процессе.

Третий этап (2011;2012 гг.) состоял в уточнении сформулированных теоретических положений исследования в рамках педагогического эксперимента, осуществлялся формирующий педагогический эксперимент на основе электронных образовательных технологий подготовки будущих бакалавров гуманитарных направлений при изучении дисциплины «Информатика».

Опытно-экспериментальной базой исследования явился ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет», кафедра мультимедиа и интернет-технологий факультета информационных технологий и вычислительной техники.

Внедрение результатов исследования проходило в условиях учебно-педагогического процесса на занятиях по дисциплине «Информатика» первого курса (1 или 2-й семестр). Общая выборка испытуемых — 96 человек, обучающихся на бакалавра по следующим направлениям подготовки: «Филология», «Лингвистика», «Международные отношения», «Библиотечно-информационная деятельность».

Научная новизна исследования:

1. Создана и обоснована структурно-содержательная модель формирования компетенций в области ИКТ студентов бакалавриата гуманитарных направлений и на её основе уточнены содержание и критерии сформированности ИКТ-компетенций.

2. Выявлены организационно-педагогические условия формирования ИКТ-компетенций, включающие: а) создание электронной образовательной среды на основе компетентностного подхода к обучениюб) интеграцию методов традиционного обучения и элементов электронных образовательных технологийв) повышение мотивации к познавательной деятельности обучающихся в условиях создания информационных и коммуникационных технологий для реализации личностно-ориентированного обучения.

3. Разработана методика формирования ИКТ-компетенций студентов бакалавриата в процессе моделирования структурных компонентов (когнитивного, мотивационного, деятельностного, коммуникационного) на основе применения средств электронного образовательного курса «Информатика». В результате опытно-экспериментальной работы проверена и доказана эффективность реализации организационно-педагогических условий формирования ИКТ-компетенций студентов бакалавриата гуманитарных направлений средствами электронных образовательных технологий в учебном процессе.

Теоретическая значимость исследования обуславливается тем, что определено содержание понятия «информационно-коммуникационных компетенций», являющейся основной ИКТ-компетенций в профессиональной деятельности будущего бакалавра, в успешном использовании информационных и коммуникационных технологийуточнена структура и содержание ИКТ-компетенций с учетом требований стандартов профессиональной подготовки бакалавровспроектирована структурно-содержательная модель формирования ИКТ-компетенцийобоснован комплекс организационно-педагогических условий, способствующих формированию ИКТ-компетенций студентов-бакалавриата гуманитарных направлений, позволяющего обосновать приоритетность использования средств электронных образовательных технологий в учебном процессе, что вносит вклад в теорию и методику профессионального образования.

Практическая значимость исследования заключается в разработке методики формирования информационно-коммуникационных компетенций студентов бакалавриата в высшем профессиональном образовании в процессе моделирования структурных компонентов (когнитивного, мотивационного, деятельностного, коммуникационного). Для осуществления данной методики в процессе интегрированного учебного процесса разработаны учебно-методические комплексы, лабораторно-практические задания на компетентностных уровнях, рабочие программы, учебные пособия, авторский электронный курс «Информатика» для гуманитарных направлений, индивидуальные задания и консультации в режимах on-line, off-line, коммуникаций сопровождения электронного обучения для студентов бакалавриата 1-го курса различных форм обучения. Реализация данной методики осуществлялась на кафедре мультимедиа и Интернет-технологий факультета информационных технологий и вычислительной техники, на занятиях со студентами бакалавриата филологического факультета, факультета удмуртской филологии, института иностранных языков и литературы УдГУ, а также в режиме пилотажного исследования использовался в Ижевской государственной медицинской академии, в филиале Вятского государственного гуманитарного университета и Ижевском политехническом колледже. Информация электронного курса представлена на сайте Удмуртского государственного университета в Системе электронного обучения http://e-Learning.udsu.ru.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечены исходными непротиворечивыми методологическими основаниямиадекватностью методов исследования его целям и задачам, объекту и предметурезультатами экспериментальной проверки основных положений диссертации, подтвержденными с помощью методов математико-статистической обработки полученных результатов с использованием статистической программы SPSS.

Личное участие соискателя состоит в теоретической разработке и практической реализации методики формирования ИК-компетенций у бакалавров на основе электронных образовательных технологий, в непосредственном создании электронного курса «Информатика» и в проведении опытноэкспериментальной работы.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Создана структурно-содержательная модель формирования ИКТ-компетенции, создающая основу для комплексного использования средств электронного обучения студентов бакалавриата и включающая следующие компоненты: когнитивный, мотивационный, деятельностный и коммуникационный.

Раскрыто содержание понятия компетенций в области информационных и коммуникационных технологий — как базовых ИКТ-компетенций, включающая когнитивный мотивационный, деятельностный, коммуникационный компоненты, обеспечивающие готовность студента бакалавриата знать область информатики как фундаментальной науки, уметь самостоятельно использовать информационные процессы (находить, анализировать, обрабатывать и преобразовывать, сохранять и передавать информацию) при помощи информационных и коммуникационных технологий, а также владеть коммуникациями, стремиться к творческой самореализации в учебном процессе, посредством электронных образовательных технологий.

2. Выявлены организационно-педагогические условия, формирования ИКТ-компетенций включают:

2.1 создана электронная образовательная среда на основе компетентностно-ориентированного подхода;

2.2 интеграция методов традиционного обучения с элементами электронных образовательных технологий;

2.3 повышены мотивация познавательной деятельности студентов бакалавриата на основе применения ИКТ.

3. Методика формирования информационно-коммуникационных компетенций студентов бакалавриата, позволяющая перевести обучающихся на более высокий уровень сформированности ИКТ-компетенций средствами электронного курса «Информатика» гуманитарных направлений, включающая цели, содержание, средства и методы, организационные формы.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации изложены в материалах международных, всероссийских и межвузовских научно-практических конференций: «Формирование информационной культуры будущего педагога как неотъемлемая часть системы подготовки современного специалиста» (Ижевск, 2006) — «Перспективы применения информационных технологий в технологическом образовании» (Серпухов, 2−6 июля, 2007) — «Интегративный подход в педагогическом образовании», (№ 25, в сборнике «Ученые записки ИИО РАО», 2008) — «Методические рекомендации по тестированию в системе е-Ьеапшщ» (Ижевск, 2010) — «Практическое применение электронного обучения в образовательном процессе» (Протвино, 2011) — «Информационно-коммуникационные компетенции в подготовке бакалавров» (IV Международная научно-практическая конференция, г. Москва, 2011) и др., ход и результаты исследования на всех этапах обсуждались на заседании кафедры мультимедиа и интернет-технологий УдГУ, аспирантских семинарах при кафедре педагогики и педагогической психологии УдГУ.

Структура и объем диссертации

Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка 183 источника, в том числе иностранная литература и Интернет — источников, 10 приложений. Материал исследования изложен на 200 страницах, содержит 20 таблиц, 24 рисунка.

Выводы по второй главе.

1. Разработанная структурно-содержательная модель формирования информационно-коммуникационных компетенций обеспечивает организацию учебного процесса с использованием средств электронных образовательных технологий.

2. Теоретический анализ позволил выявить организационно-педагогические условия, которые способствуют формированию информационно-коммуникационных компетенций студентов бакалавриата гуманитарных направлений:

1) создание электронной образовательной среды на основе компетентностно-ориентированного подхода обучения;

2) интеграция в традиционный обучающий процесс элементов электронных образовательных технологий;

3) повышение мотивации познавательной деятельности обучающихся с применением ИКТ.

3. В модель включены компоненты процесса формирования компетенций в области информационных и коммуникационных технологий (ИКТ-компетенций) студентов бакалавриата {когнитивный, мотивационный, деятельностный и коммуникационный).

4. В ходе опытно-экспериментальной работы была подтверждена эффективность реализации структурно-содержательной модели формирования информационно-коммуникационных компетенций студентов бакалавриата, предложенной автором.

5. Внедрение электронного курса «Информатика» для гуманитарных направлений и специально разработанная методика в условиях электронного обучения позволили сформировать информационно-коммуникационной компетенции студентов бакалавриата, обучающихся с помощью электронного обучения.

6. Полученные в ходе эксперимента результаты и положительное изменение показателей уровня сформированности информационно-коммуникационных компетенций в экспериментальной группе подтверждают гипотезу исследования.

7. Эффективное комбинирование традиционных видов обучения и электронных образовательных технологий, с использованием модели е-Ьеагшп§ и программного обеспечения МоосИе в учебном процессе, позволило осуществить качественное обучение студентов, повысить уровень успеваемости, мотивированности обучающихся в образовательном процессе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В условиях перехода к информационному обществу повышаются требования к профессиональной подготовке будущих бакалавров, так как социальным заказом информационного общества следует считать обеспечение сформированности информационно-коммуникационных компетенций, необходимой для работы в конкретной сфере профессиональной деятельности. Современный этап развития системы образования характеризуется всесторонним использованием информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в педагогическом процессе.

Анализ литературы показывает, что понятие «информационно-коммуникационные компетенции» определяется современными исследователями как качество личности, основанное на знаниях, умениях и деятельности в области информационных процессов и технологий.

Проведен подробный анализ стандартов ФГОС ВПО третьего поколения по общекультурным компетенциям и профессиональным компетенциям. Изучен зарубежный опыт системы электронного обучения e-Learning. Предложена структурно-содержательная модель формирования информационно-коммуникационных компетенций студентов бакалавриата гуманитарных направлений, разработанная автором.

Информатизация общества и мировое образовательное пространство способствует повышению уровня мотивации обучающихся к овладению информационно-коммуникационными компетенциями.

Выделены компоненты процесса формирования информационно-коммуникационных компетенций: когнитивный, мотивационный, деятельностный, коммуникационный. Каждый модуль учебного пособия имеет завершенную структуру (лекционный материал, тесты, задания для самостоятельной работы по уровням). Разработаны новые типы заданий для электронной системы обучения, направленные на формирование информационно-коммуникационных компетенций.

В итоге было выявлено следующее:

1. В ходе исследования установлено, что формирование информационно-коммуникационных компетенций (ИКТ-компетенций) студентов бакалавра рассматривается как системообразующий фактор профессиональной подготовки бакалавров.

2. Теоретически обоснована и разработана структурно-содержательная модель формирования информационно-коммуникационных компетенций подготовки бакалавров гуманитарных направлений с применением средств электронного курса в учебном процессе на основе компетентностного подхода.

3. Выявлены организационно-педагогические условия эффективной профессиональной подготовки студентов бакалавриата, уточнены и дополнены информационно-коммуникационные компетенции.

4. Опытно-экспериментальная проверка доказала эффективность реализации методики формирования информационно-коммуникационных компетенций студентов бакалавриата с применением электронных технологий в учебном процессе.

Таким образом, комбинирование традиционных методов обучения и электронного обучения, в частности, с использованием системы е-Ьеагшг^ в учебном процессе, позволило сформировать информационно-коммуникационные компетенции студентов бакалавриата, повысить их мотивацию к познавательной деятельности.

Проведенная опытно-экспериментальная работа позволяет сделать следующие выводы:

1.Созданная и теоретически обоснованная структурно-содержательная модель и методика организации образовательного процесса обеспечивают успешность процесса формирования информационно-коммуникационных компетенций студентов бакалавриата гуманитарных направлений:

• ОК-11 — способность понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны;

• ОК-12 — владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией;

• ОК-13 — способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях.

2.Выявленные организационно-педагогические условия формирования информационно-коммуникационных компетенций, включающие: а) создание электронной образовательной среды на основе компетентностного подхода к обучениюб) интеграцию методов традиционного обучения и элементов электронных образовательных технологийв) повышение мотивации к познавательной деятельности обучающихся с применением ИКТ.

3.Реализована авторская методика формирования информационно-коммуникационных компетенций и проведена опытно-экспериментальная работа по проверке эффективности осуществления организационно-педагогических условий формирования ИКТ-компетенций студентов бакалавриата гуманитарных направлений средствами электронного курса в системе электронного обучения е-Learning. В ходе опытно-экспериментальной работы выявлено способность студентов бакалавриата к развитию самостоятельностирасширению практического использования электронных обучающих средствприросту показателей уровня знаний по темам: «Компьютер как средство автоматизации информационных процессов», «Компьютерные технологии представления информации» и умений работы в прикладной программе текстового редактора MS Word, электронных таблиц MS Excel, создание презентаций MS Power Point и баз данных MS Accessразвитию навыков использования информационно-коммуникационных технологий в прикладной профессиональной деятельности.

4.Результаты диссертационного исследования нашли применение в образовательных учреждениях города Ижевска: в ФГБОУ ВПО «Удмуртском государственном университете» (УдГУ) на факультете информационных технологий и вычислительной техники, в филиале Вятского государственного гуманитарного университета (ВГГУ), Ижевской государственной медицинской академии (ИГМА), Ижевском политехническом колледже (ИПК).

5.Диссертационная работа охватила применение электронной образовательной технологии e-Learning на платформе Moodle, хотя есть возможно использования других технологий Интернет-ресурсов:

• программное обеспечение Adobe Acrobat Connect Pro (интерактивные инструменты для обучения с использованием мультимедийного контента);

• технологии и сервисы Web 2.0 технологии (сетевые сервисы);

• сервисы Google (http:// google.com) и Службы Google (http:// google.com /а /help/intl/ru/edu/index.html) для учебных целей и др.

Таким образом, проведенное исследование подтвердило основные положения гипотезы. Эксперимент показал повышение уровня сформированности информационно-коммуникационных компетенций студентов бакалавриата.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , В. С. Композиция тестовых заданий : кн. для преподавателей вузов, техникумов, учащихся, учителей шк., гимназий и лицеев / В. С. Аванесов. М.: Ассоц. инженеров-педагогов: ВИНИТИ, 1996. — 191 с.
  2. , А. А. Прикладная философия открытого образования: педагогический аспект: монография / А. А. Андреев, В. И. Солдаткин. -М.: РИЦ «Альфа» МГОПУ им. М. А. Шолохова, 2002. 168 с.
  3. , А. А. Методические аспекты использования форумов при проведении занятий в интернете / А. А. Андреев // Информатика и образование. 2006. — № 4. — С. 13−16.
  4. , А. А. Роль и проблемы преподавателя в среде е-Ьеагшг^ / А. А. Андреев // Высшее образование в России. 2010. — № 8/9. — С. 41—45.
  5. , А. А. УМК для е-Ьеагп^ / А. А. Андреев // Высшее образование в России. 2007. — № 7. — С. 65−69.
  6. , А. В. Практика электронного обучения с использованием МоосИе / А. В. Андреев, С. В. Андреев, И. Б. Доценко. Таганрог: Изд-во ТТИЮФУ, 2008.- 146 с.
  7. , В. И. Педагогика высшей школы: инновационно-прогностический курс: учеб. пособие / В. И. Андреев. Казань: Центр инновацион. технологий, 2005. — 499 с.
  8. , А. М. Работа в системе дистанционного обучения МоосИе : учеб. пособие / А. М. Анисимов. 2-е изд., испр. и доп. — Харьков: ХНАГХ, 2009. 292 с.
  9. , В. И. Болонский процесс: Проблемы. Опыт. Решения/ В. И. Байденко. изд. 2-е. испр. и доп. — М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. — 111 с.
  10. , Н. А. Использование электронных образовательных ресурсов для организации самостоятельной работы будущих учителей информатики / Н.
  11. A. Баранова, Т. М. Банникова// Информатика и образование. 2011.- № 4. — С. 92−94.
  12. , М. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем/ М. Башмаков, И. А. Башмаков. М.: Информ.-изд. дом «Филинъ», 2003. -616 с.
  13. , В. Т. Информатика (курс лекций): учеб. пособие /
  14. B. Т. Безручко. М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2009. — 432 с.
  15. , А. Г. Компетентностный подход в образовании: истоки, промежуточные итоги и перспективы / А. Г. Бермус // Сибирский учитель. -2011. № 3(26), май-июнь. — С. 15−20.
  16. , А. Г. Моделирование инновационных программ гуманитарного образования / А. Г. Бермус // Школьные технологии. 2004. — № 5. — С. 31.
  17. , А. Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании Электронный доступ. / А. Г. Бермус. Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2005/0910−12.htm (дата обращения: 01.01.2012).
  18. , В. П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия) / В. П. Беспалько. М.: Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та — Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2002. — 352 с.
  19. , С. А. Информатика и информационные технологии: Учеб. пособие для гуманит. факультетов педвузов / С. А Бешенков, А. Г. Гейн, С. Г. Григорьев / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 1995. — 144 с.
  20. Болонский процесс 2020 Европейское пространство высшего образования в новом десятилетии // Высшее образование в России. — 2009. — № 7. — С. 156−157.
  21. , И. В. Педагогика: учеб. пособие/ Н. В. Бордовская, А. А. Реан. СПб.: Питер, 2008. — 304 с.
  22. , А. А. Контекстно-компетентностный подход к модернизации образования / А.А.Вербицкий// Высшее образование в России, 2010. — № 5.-С. 32−33.
  23. , А. А. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции / А. А. Вербицкий, О. Г. Ларионова.-М.: Логос, 2009. 336 с.
  24. , Е. Г. Тесты по информатике (500 вопросов) / Е. Г. Веретенникова, С. М. Патрушина, Н. Г. Савельева. Ростов н/Д: МарТ, 2002. — 144 с.
  25. , Н. Г. Формирование информационной компетентности студентов вузов: на примере специальности «Журналистика»: дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / Н. Г. Витковской. Н. Новгород, 2004. — 161 с.
  26. , Ю. В. Обеспечение качества e-learning / Jl. M. Дружинина // Информационные системы вузовского администрирования: всерос. науч,-практ. конф., Москва, 29 янв. 2009 г. / отв. ред. С. В. Артюков. М., 2009. -С. 27−30.
  27. , И. К. Дидактические аспекты электронного обучения : учеб. пособие / И. К. Войтович. Ижевск: Удмурт, ун-т, 2011. — 186 с.
  28. , И. Б. Культура общения в речевом взаимодействии. Речевой субъект на перекрестке культур: учеб. пособие для студентов вузов / И. Б. Ворожцова. Ижевск, 2007. — 207 с.
  29. , М. В. Компетентностное обучение в условиях информационно-коммуникационных дистанционных образовательных технологий / М. В. Воронов, А. В. Слива, В.Н.Фокина// Открытое и дистанционное образование. 2008. — № 3 (31). — С. 29−35.
  30. , М. В. Некоторые проблемы в сфере информационно-коммуникационных технологий образования = Some problems in sphere of information-communication technologies of learning/ М. В. Воронов,
  31. B. А. Толкачев // Открытое и дистанционное образование. 2010. — № 4.1. C. 32−36.
  32. , С. В.- Сайт Гаврыш Светланы Васильевны Электронный доступ. / С. В. Гаврыш. Режим доступа: http://g-sv.ru/content/node/50 (дата обращения: 01.01.2012)
  33. , Г. А. Формирование информационной компетентности студентов в условиях дистанционного обучения : дис. .канд. пед. наук: 13.00.08 / Г. А. Гареева. Глазов, 2010. — 211 с.
  34. , Н. И. Концепция информационной культуры личности и международные стандарты информационной грамотности: гуманитарный подход. Электронный доступ./ Н. И. Гендина.- Режим доступа: www.mediagram.ru/netcat files/./h (дата обращения: 29.07.2012).
  35. , Т. И. Информационно-коммуникационные технологии в образовании: ИКТ компетентность современного учителя Электронныйдоступ. / Т. И. Герасимова. Режим доступа: http://festival.lseptember.ru/articles/592 048/ (дата обращения: 01.01.2012).
  36. , Б. С. Компьютеризация в сфере образования: проблемы и перспекивы / Б. С. Гершунский. М.: Педагогика, 1987. — 263 с.
  37. , Б. С. Философия образования : учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Б. С. Гершунский. М.: Моск. психол.-соц. ин-т: Флианта, 1998. — 428 с.
  38. , Н. А. Информационно-коммуникационные технологии как средство формирования профессиональной компетентности будущего учителя : дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / Н. А. Гончарова. Орел, 2008. -214 с.
  39. , Е. А. Электронные образовательные ресурсы как комплексное средство формирования информационной культуры будущих учителей технологии : автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.08/ Е. А. Горнева. -Брянск, 2007. 22 с.
  40. М. В. Формирование информационной компетентности и информационно-образовательная среда вуза / М. В. Горячева// Свременные проблемы науки и образования. -2008. № 6. — С. 10.
  41. , А. В. Формирование информационной компетентности студентов факультета технологии и предпринимательства : дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / А. В. Гоферберг. Ишим, 2006. — 150 с.
  42. , В. В. Гуманитарный потенциал педагогического проектирования электронных образовательных ресурсов / В. В. Гура // Педагогика. 2007. -№ 2. — С. 30−37.
  43. Дистанционное образование в мире и в России Электронный ресурс.-Режим доступа: http://www.itrain.ru/page39/page48/pagell3/pagel23/ (дата обращения: 03.03.2011).
  44. E-learning в России: возможности электронного обучения сегодня // Университетская книга. -2010. № 6. — С. 69−71.
  45. , С. А. Поликомпетенции библиотечного специалиста / С. А. Езова //
  46. Библиотечное дело. 2005. — № 9 (33). — С. 33−34.
  47. , И. И. Формирование информационно-коммуникационной компетенции субъектов образовательного процесса в условиях информационной образовательной среды вуза / И. И. Ерёмина // Научный диалог. Педагогика. Психология. 2012. — № 1. — С. 162−169.
  48. , А. П. Избранные труды / А. П. Ершов — отв. ред. И. В. Поттосин. -Новосибирск: Наука. Сиб. издат. фирма, 1994. 413 с.
  49. , Е. М. Технология управления развитием информационной компетентности студентов радиотехнических специальностей : дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / Е. М. Зайцева. Ижевск, 2007. — 194 с.
  50. , О. Б. Информационная компетентность учителя образовательной области «Технология» / О. Б. Зайцева // Педагогика. 2004. — № 7. — С. 1723.
  51. , Э. Ф. Идентификация универсальных компетенций выпускников работодателем / Э. Ф. Зеер, Д. Заводчиков // Высшее образование в России. -2007. -№ 11. -С. 39−45.
  52. , И. А. Ключевые компетенции новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. — 2003 — № 5. — С.34−42.
  53. , И. А. Ключевые компетенции новая парадигма результата образования Электронный доступ. / И. А. Зимняя. — Режим доступа: http://aspirant.rggu.ru/article.html?id=50 758 (дата обращения: 15.08.2011).
  54. Интернет в профессиональной информационной деятельности Электронный ресурс. Режим доступа: http://textbook.vadimstepanov.ru/ (дата обращения: 06.08.2012).
  55. Интернет Университет Информационных технологий Электронныйдоступ. Режим доступа: http:// www.intuit.ru/ (дата обращения: 10.01.2010).
  56. Информатика и образование Электронный ресурс. Режим доступа: http://infojournal.ru/ (дата обращения: 26.07.2012).
  57. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: учебно-метод. пособие/ И. В. Роберт, С. В. Панюкова, А. А. Кузнецов, А. Ю. Кравцова — под ред. И. В. Роберт. М.: Дрофа, 2008. — 312 с.
  58. , О. Интеграция профессионального и общего образования на основе e-Learning / О. Казанская, О. Андрюшкова // Высшее образование в России. -2007. -№ 12. С. 94−98.
  59. , А. С. Технология педагогического эксперимента / А. С. Казаринов. Глазов: Глаз. гос. пед. ин-т, 1999. — 192 с.
  60. , В. А. Информатика: учебник/ В. А. Каймин. 5-е изд. — М.: ИНФРА-М, 2007. — 285 с.
  61. , О. А. Профессионализация библиотечно-информационных специалистов в контексте модернизации отрасли : монография / О. А. Калегина. Казань: Изд-во Казан, гос. ун-та культуры и искусств. 2009.- 182 с.
  62. , И. Е. О возможностях системы дистанционного обучения «Moodle» для создания электронных учебных курсов Электронный ресурс. / И. Е. Ковалёва. Режим доступа: http://c-articles.ru/o-vozmozhnostyax-systems/5 (дата обращения: 16.05.2011).
  63. , О. А. Теоретико-методологические основы информационной подготовки курсантов военно-учебных заведений : монография / О. А. Козлов. 3-е изд. — М.: ИИО РАО, 2010. — 326 с.
  64. , О. А. Использование средств ИКТ для построения автоматизированной подсистемы обучения и контроля знаний операторов АСУ / О. А. Козлов, А. С. Куракин, В. И Сердюков// Информатика и образование. 2012. — № 3. — С. 55−60.
  65. , К. К. Информатика как фундаментальная наука / К. К. Колин // Информатика и образование. 2012 — № 3. — С. 46−55.
  66. Концепция информатизации сферы образования Российской федерации // Проблемы информатизации высшей школы: бюллетень. 1998.- № ¾ (13−14).-322 с.
  67. , В. В. Общие основы педагогики : учеб. пособие для студентов вузов / В. В. Краевский. 2-е изд., испр. — М.: Академия, 2005. — 256 с.
  68. , Д. Н. Информатизация вуза: практический опыт / Д. Н. Крюков // Высшее образование в России. 2010. — № 8/9. — С. 45−50.
  69. Кун, К. Е-Ьеагпи^ электронное обучение/ К. Кун// Информатика и образование.-2007.-№ 6.-С. 16−18.
  70. , М. П. ИКТ-компетентность бакалавров образования / М. П. Лапчик // Информатика и образование. 2012. — № 2. — С. 29−33.
  71. , М. П. ИКТ-компетентность педагогических кадров : монография / М. П. Лапчик. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2007. — 144 с.
  72. , М. П. Методика преподавания информатики : учеб. пособие для студентов пед. вузов / М. П. Лапчик, И. Г. Семакин, Е. К. Хеннер — под общ. ред. М. П. Лапчик. М.: Академия, 2001. — 624 с.
  73. , Т. А. Развитие компетентности учителя в области информационно-коммуникационных технологий в условиях непрерывного педагогического образования./ Т. А. Ларина// Информатика и образование. 2012. — № 1 -С.72−74.
  74. , В. П. Подготовка кадров информатизации образования./ В. П. Ларина // Информатика и образование. 2012. — № 3 — С.10−13.
  75. , С. Л. Российский портал открытого образования Электронный ресурс. / С. Л. Лобачев, В. И. Солдаткин. Режим доступа: http://ecsocman.hse.ru/data/689/686/1219/08l.pdf (дата обращения: 29.02.2012 г.)
  76. , А. Н. Теория и практика создания тестов для системы образования / А. Н. Майоров. М.: Интеллект-Центр, 2001. — 296 с.
  77. , С. Р. Модель повышения информационно-коммуникационной компетентности педагогических работников в условиях ресурсного центра : дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / С. Р. Маркулис. М., 2010.-230 с.
  78. , Е. И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. -М.: Педагогика, 1988. 192 с.
  79. , В. Подготовка преподавателя высшей школы: компетентностный подход / В. Медведев, Ю. Г. Татур // Высшее образование в России. -2007.-№ 11.-С. 46−56.
  80. Медиакультура новой России: методология, технологии, практики. Т. 2 / под ред. Н. Б. Кириловой и др. Екатеринбург: Урал. науч.-метод, центр медиакультуры и медиаобразования — М.: Академ, проект, 2007. — 512 с.
  81. Методика формирования и диагностики уровня информационной компетентности выпускника направления «Телекоммуникации» в системе высшего профессионального образования/ сост.: В. В. Хворенков, Е. М. Зайцева, В. А. Сидорина. Ижевск: ИжГТУ, 2007. — 52 с.
  82. Методические рекомендации по разработке и оформлению основных образовательных программ ВПО нового поколения / сост.: Г. С. Трофимова, Н. Б. Баранова. Ижевск: УдГУ, 2010. — 56 с.
  83. Методические указания по работе с системой электронного обучения «МООДУС» («МООБЬЕ») / авт.-сост. Г. В. Неустроев, В. А. Широков.-Ижевск: Удмурт, ун-т, 2010.- 102 с.
  84. Методические указания по работе с Системой электронного обучения / сост. В. А. Широков — УдГУ. Ижевск, 2009. — 24 с.
  85. , Л. И. Электронные образовательные ресурсы как средство реализации инновационной педагогической технологии в вузе / Л. И. Миронова. Екатеринбурга: Изд-во Урал. гос. ун-та, 2010. — 196 с.
  86. , Л. М. Психология профессионального развития учителя: учебно-методическое пособие / Л. М. Митина. М.: Флинта: МПСИ, 1998. — 200 с.
  87. , Н. В. К вопросу об интерактивности асинхронного взаимодействия субъекта учебной деятельности в электронной обучающей среде (на примере МоосПе)/ Н. В. Михайлова// Информатика и образование. № 10. — 2011. — С. 48−53.
  88. , Е. В. Информационные технологии в профессиональной деятельности : учеб. пособие для сред. проф. образования / Е. В. Михеева. -3-е изд., стер. М.: Академия, 2005. — 384 с.
  89. , А. В. Практикум по информатике : учеб. пособие для студентов вузов / А. В. Могилев, Н. И. Пак, Е. К. Хеннер — под ред. Е. К. Хеннера. -М.: Академия, 2002. 608 с.
  90. , В. П. Телекоммуникационное и дистанционное обучение / В. П. Мозолин // Информатика и образование. 2007. — № 6. — С. 26−30.
  91. , В. А Информатика: тесты, задания, лучшие методики/ В. А. Молодцов, Н. Б. Рыжикова. изд. 2-е. — Ростов н/Д: Феникс, 2009. -243 с.
  92. , В. М. Можно ли использовать традиционную дидактику при проектировании модели Е-Ееагшп§? / В. М. Монахов // Открытое образование. 2004. — № 2. — С. 25−33.
  93. , В. М. Аксиоматический подход к построению педагогической технологии / В. М. Монахов // Педагогика. 1997. — № 6. — С. 26−31.
  94. Обучение в Интернет Электронный доступ. Режим доступа: http://lessons-tva.info/edu/e-inf2/m2t4.html (дата обращения: 10.01.2010).
  95. , С. И. Толковый словарь русского языка : 80 000 слов и фразеол. выражений / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. 4-е изд., доп. — М.: А Темп, 2007.-938 с.
  96. , А. В. Мультимедиа в образовании: контекст информатизации / А. В. Осин. М.: ООО «РИТМ», 2005. — 320 с.
  97. Основы общей теории и методики обучения информатике: учебное пособие / под. ред. А. А. Кузнецова. М.: БИНОМ. Лаб. знаний, 2010. — 207 с.
  98. , Г. Б. Информационно-коммуникационные технологии в непрерывном библиотечном образовании / Г. Б. Паршукова // Вузовская наука библиотечной практике: науч.-практ. сб. / под ред. И. С. Пилко. -Кемерово, 2007. — С. 237−247.
  99. , Г. Б. Методика поиска профессиональной информации: учеб.-метод. пособие / Г. Б. Паршукова. СПб.: Профессия, 2006. — 224 с.
  100. Педагогика: учеб. для студентов пед. вузов и пед. колледжей / под ред. П. И. Пидкасисиого. М.: Пед. о-во России, 2002. — 608 с.
  101. , П. К. Информационные технологии в физической культуре и спорте : учеб. пособие / П. К. Петров. Ижевск, 2006. — 323 с.
  102. , П. К. Математико-статистическая обработка результатов педагогических исследований : учеб. пособие / П. К. Петров. Ижевск: УдГУ, 2006. — 86 с.
  103. , П. К. Теоретические и методические основы подготовки специалистов физической культуры и спорта с использованием современных информационных и коммуникационных технологий : монография. М. — Ижевск: Изд. дом «Удм. гос. ун-т». — 2003. — 447 с.
  104. , Ю. Г. Формирование информационно-коммуникационной компетенции студентов вуза при изучении общих математических и естественнонаучных дисциплин : дис.. канд. пед. наук: 13.00.08/ Ю. Г. Плаксина. М., 2007. — 254 с.
  105. Подробнее о дистанционных образовательных технологиях Электронный ресурс. Режим доступа: http://dist.kgasu.ru/client/dotex.asp (дата обращения: 24.05.2011).
  106. , Е. С. Дистанционное обучение: организационно-педагогические аспекты / Е. С. Полат // ИНФО, 1996. № 3. — С. 87−91.
  107. , Е. С. Дидактические свойства компьютерных телекоммуникаций Электронный ресурс. / Е. С. Полат. Режим доступа: http://distant.ioso.ru/library/publication/con4.htm
  108. , Е. С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина. М.: Академия, 2007. — 368 с.
  109. Преимущества Moodle Электронный ресурс.- Режим доступа: http://www.opentechnology.ru/info/moodle about. mtd (дата обращения: 10.05.2011).
  110. , Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация: пер. с англ. / Дж. Равен — под общ. ред. В. И. Белопольского. М.: Когито-центр, 2002. — 395 с.
  111. , Д. В. Процесс электронного обучения: факторы качества/ Д. В. Разумовский // Открытое образование. 2009. — № 2. — С. 79−85.
  112. , И. В. Информатика, информационные и коммуникационные технологии : учеб.-метод, пособие / И. В. Роберт. М.: Изд-во УРАО, 2001.-28 с.
  113. , И. В. Основные направления научных исследований в области информатизации профессионального образования / И. В. Роберт. М.: Образование и информатика, 2004. — 68 с.
  114. , И. В. Теоретические основы создания и использования средств информатизации образования : дис.. д-ра пед. наук / И. В. Роберт. М., 1994.-339 с.
  115. , И. В. Теория и методика информатизации образования (психолого-педагогическийи технологический аспекты) / И. В. Роберт. 2-е изд., доп. -М.: ИИО РАО, 2008. — 274 с.
  116. , И. В. Толковый словарь терминов понятийного аппарата информатизации образования / И. В. Роберт, Т. А. Лавина. М.: ИИО РАО, 2009. 88 с.
  117. , И. Н. Теория и практика и обучение педагогической коммуникации в образовательной информационно-коммуникационной среде : автореф. дис.. д-ра. пед. наук: 13.00.02 / И. Н. Розина. М., 2005. — 50 с.
  118. , М. Б. Организация учебной работы при помощи блога/ М. Б. Романовская// Профессиональное образование. Столица.- 2011.-№ 7. С. 30.
  119. Рубин, Ю. E-Learning как предпосылка становления интегрированного обучения на российском рынке образовательных услуг / Ю. Рубин // Высшее образование в России. 2008. — № 6. — С. 50−62.
  120. , Ю. Б. Управление качеством электронного обучения на основе европейских стандартов = E-learning quality management according to European standards / Ю. Б. Рубин, Э. Ю. Соболева // Высшее образование в России. 2010. — № 12. — С. 74−83.
  121. Руководство по оценке информационно-коммуникационных (ИКТ) в образовании Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.uis.unesco.org
  122. , А. Я. Основы информатики / А. Я. Савельев. М.: Изд-во МГТУ им. Баумана, 2001. — 327 с.
  123. , Н. И. Формирование информационной компетенции студентов впроцессе дистанционного обучения: дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / Н. И. Сакович. Челябинск, 2009. — 225 с.
  124. , А. Е. Электронное обучение: плюсы и минусы Электронный ресурс. / А. Е. Сатунина // Современные проблемы науки и образования. -2006.- № 1.- С. 89−90.- Режим доступа: www. science-education.ru/9−103 (дата обращения: 03.03.2012).
  125. , Г. К. Компетентности и их классификация/ Г. К. Селевко// Народное образование. 2004. — № 4. — С. 139−142.
  126. , И. В. Моделирование дистанционного образования как системы интегрированных обучающих технологий : автореф. дис.. д-ра пед. наук: 13.00.01 / И. В. Сергиенко. Ижевск, 2005. — 39 с.
  127. , Е. В. Методы математической обработки в психологии/ Е. В. Сидоренко. СПб.: соц. — псих, центр, 1996. — 351 с.
  128. , С. В. Информатика: базовый курс/ С. В. Симонович.- 2-е изд. / под ред. С. В. Симоновича. СПб.: Питер, 2005. — 640 с.
  129. Система электронного обучения в УдГУ Электронный доступ. Режим доступа: http ://elearning.udsu.ru/
  130. , В. А. Педагогика: учеб. пособие для студентов учеб. заведений / В. А. Сластёнин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов- под ред. В. А. Сластёнина. 5-е изд., стер. — М.: Академия, 2006. — 576 с.
  131. , В. И. Использование дистанционных образовательных технологий ВТУ / В. И. Солдаткин, Г. Г. Бубнов, Н. Г. Малышев // Телематика-2008: тр. XV Всерос. науч.-практ. конф., 23−26 июня 2008 г., Санкт-Петербург). Спб., 2008. — Т. 2. — С. 337−338.
  132. . М. — Уфа : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2007. — 95 с.
  133. , Н. Ф. Управление процессом усвоения знаний/ Н. Ф. Талызина. М.: МГУ, 1984. — 344 с.
  134. , Ю. Г. Компетентность в стуктуре модели качества подготовки специалиста / Ю. Г. Татур // Высшее образование сегодня. 2004. — № 3. -С. 20−26.
  135. Теория и практика дистанционного обучения / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева — под ред. Е. С. Полат. М.: Академия, 2004.-414 с.
  136. , В. П. Без электронного образования инновации невозможны/ В. П. Тихомиров // Профессиональное образование. 2010. — № 8. — С. 1923.
  137. , Н. В. Образовательный процесс в электронном университете: условия и направления трансформации / Н. В. Тихомирова, В. Г. Минашкин, Л. Н. Дубейковская // Информационное общество. -2011. -№ 3.-С. 35−44.
  138. , Ж. С. Применение е-1еагп^ на рынке образовательных услуг высшего профессионального образования / Ж. С. Тишина // Гуманитарные и социально-экономические науки. -2010. № 4. — С. 171−174.
  139. , В. А. Информационные коммуникационные педагогические технологии (обобщения и рекомендации): учеб. пособие / В. А. Трайнёв, И. В. Трайнёв, 3-изд. — М.: Дашков и К, 2008. — 280 с.
  140. , Г. С. Компетентность как единица измерения образованности человека / Г. С. Трофимова // Компетентностный подход в образовании: сб. материалов и тез. регион, науч.-практ. конф. / под ред. Г. С. Трофимовой.1. Ижевск, 2006.-С. 68−71.
  141. , Г. С. Педагогическая коммуникативная компетентность: теоретический и прикладной аспекты / Г. С. Трофимова, М-во образования науки и РФ. Ижевск: Удмурт, ун-т, 2012. — 115 с.
  142. , Г. С. Структура педагогической коммуникативной компетентности (методологический аспект): монография / Г. С. Трофимова. 2-е изд., испр. и доп. — Ижевск: Купол, 2000. — 89 с.
  143. , С. JI. Ключевые компетенции новая парадигма образованности / С. Л. Троянская // Компетентностный подход в образовании: сб. материалов и тез. регион, науч.-практ. конф. / под ред. Г. С. Трофимовой. — Ижевск, 2006. — С. 124−125.
  144. Федеральная целевая программа развития образования на 2011−2015 гг. Электронный ресурс. Режим доступа: www.fcpro.ru (дата обращения: 16.01.2012 г.).
  145. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки специалистов бакалавра Электронный доступ. Режим доступа: www.edu.ru (дата обращения: 23.01.2012 г.).
  146. Федеральный закон об образовании Российской Федерации: проект Электронный доступ.
  147. Режим доступа: old.mon.gov.ru/files/materials/7786/11.12.30-obr.proekt
  148. Федеральный закон Российской Федерации от 28 февраля 2012 г. N 11-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации „Об образовании“ в30.3.doc.части применения образовательныхэлектронного обучения, дистанционных технологий» Электронный доступ.
  149. Режим дocтyпa: http://www.rg.nl/2012/03/02/elektronnoe-obuchenie-dok.html
  150. , В. И. E-Learning как система электронного обучения/ В. И. Феофанов, В. Э. Кузнецов // Дополнительное профессиональное образование. 2006. — № 11. — С. 5−6.
  151. Фролов, И. H. E-learning как форма организации учебного процесса в XXI веке / И. Н. Фролов // Информатика и образование. 2009. — № 2. — С. 109— 110.
  152. , А. В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты Электронный доступ. / А. В. Хуторской // Интернет-журнал «Эйдос». 2002.- Режим доступа: http://eidos.ru/journal/2002/0423.htm (дата обращения: 22.05.2011).
  153. , А. В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному?: пособие учителя / А. В. Хуторской. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. — 383 с.
  154. , А. В.Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированной парадигмы образования // Народное образование.2003. № 2. — С.5 8−64.
  155. , В. С. Основы педагогической экспертизы: учеб. пособие/ В. С. Черепанов. Ижевск: Изд-во ИжГТУ, 2006. — 124 с.
  156. , С. И. Электронное обучение: понятие и структура / С. И. Чернов // Профессиональное образование в современном мире. 2011. — № 1. — С. 6770.
  157. , М. А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения/ М. А. Чошанов. М.: Нар. образование, 1996. — 160 с.
  158. , M. М. Ключевые компетенции учащихся: проблема формирования и измерения / M. М. Шалашова// Химия в школе. 2008.10.-С. 15−21.
  159. , Ю. А. Информационные технологии. В 2 ч. Ч. 2. Офисная технология и информационные системы / Ю. А. Шафрин. М.: БИНОМ, 2003.-2002.-336 с.
  160. , А. X. Поурочные разработки по информатике: базовый уровень: 10−11 кл./А. X. Шелепаева. М.: Вако, 2007.-351 с.
  161. , Н. В. К вопросу о диагностике компетенций выпускников высшей школы / Н. В. Шестакова, О. Ф. Шихова, Ю. А. Шихов // Вестник ИжГТУ. 2012. -№ 1(53). — С. 164−167.
  162. , О. Ф. Квалиметрический подход к проектированию компетентностной модели бакалавра технологического образования / О. Ф. Шихова, Н. В Шестакова., М. С. Шаляпина// Образование и наука (Известия УрО РАО). 2009. — № 1(58). — С. 45−51.
  163. , Н. В. Профессиональная подготовка WEB-дизайнеров на основе дистанционных образовательных технологий : на примере дополнительногопрофессионального образования): автореф. дис.канд. пед. наук :1300.08 / Н. В. Шишлина. Ижевск, 2011. — 22 с.
  164. , С. А. Дидактика электронного обучения. Modern e-learning didactics/ С. А. Щенников// Высшее образование в России, — 2010.-№ 12.-С. 83−90.
  165. , Д. Б. Избранные психологические труды / Д. Б. Эльконин. М.: Педагогика, 1989. — 560 с.
  166. , П. А. Теория и практика модульного обучения/ П. А. Юцявичене. Каунас: Швиеса, 1989. — 272 с.
  167. , И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе / И. С. Якиманская. М.: Сентябрь, 1996. — 96 с.
  168. , А. И. Информационно-коммуникационные технологии в образовании Электронный ресурс. / А. И. Яковлев. Режим доступа: http://www.emag.iis.ru/arc/infosoc/emag.nsf/BPA/bce6d4452delcad0c3256c4d0 05253d0 (дата обращения: 22.02.2012 г.)
  169. , Н. М. Вопросы реализации дидактических принципов создания средств электронного обучения / Н. М. Якушева // Информатика и образование. 2011. — № 8. — С. 92−95.
  170. , Н. М. О разработке дидактических принципов создания средств электронного обучения и реализации самоорганизованного обучения / Н. М. Якушева // Информатика и образование. 2011. — № 7. — С. 84−89.
  171. , В. Н. Информатика: аппаратные средства персонального компьютера: учеб. пособие / В. И. Яшин. М.: ИНФРА-М, 2010. — 254 с.
  172. Brown, A. Technology-enhanced learning: strengthening links with practitioners/ A. Brown, J. Bimrose// Book of abstracts 12-th International conference on technology supported learning and training. Berlin, 2006. — P. 36.
  173. Chen Yuqing National undergraduate electronic design contest: A vehicle for enhancing active learning / Chen Yuqing, Peng Xiaoshan, Sun Jian// British Journal of Educational Technology. 2010. — Vol. 41, № 4. — P. 660−664.
  174. E-Learning: Erfolgsfaktoren und Einsatzkonzepte mit interaktiven Medien / ed. U. Dittler. Muenchen — Wien: Oldenbourg Verl., 2002. — 318 S.
  175. Janet Hanson Displaced but not replaced: the impact of e-learning on academic identities in higher education / Janet Hanson // Teaching in Higher Education. -2009. Vol. 14, № 5. — P. 553−564.
  176. Mohr, A. T. Learning style preferences and the perceived usefulness of e-learning / A. T. Mohr, D. Holtbriigge, N. Berg. // Teaching in Higher Education. 2012. — Vol. 17, № 3. — P. 309−322.
Заполнить форму текущей работой