Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Стратегии поведения в процессе социально-психологической адаптации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Намечая перспективы дальнейшей работы, следует отметить обширность проблем, ещё ожидающих своего решения в области изучения социальнопсихологической адаптации личности. Наиболее перспективным, на наш взгляд, направлением может стать изучение и детальное, поэтапное описание самого процесса адаптации. В ходе такого исследования должны быть рассмотрены задачи, решаемые личностью на каждом этапе… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА 1. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ОСНОВНЫХ ВОПРОСОВ ТЕОРИИ АДАПТАЦИИ
    • 1. 1. Понятие адаптации
    • 1. 2. Взаимодействие как центральная категория теории адаптации
    • 1. 3. Характеристики среды, с которой взаимодействует индивид
    • 1. 4. Особенности адаптации к различным условиям среды
    • 1. 5. Критерии адаптированности
    • 1. 6. Основная цель процесса адаптации
    • 1. 7. Отличия социально — психологической адаптации от биологической
    • 1. 8. Модель оптимального процесса социально — психологической адаптации
  • ГЛАВА 2. СТРАТЕГИИ АДАПТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ
    • 2. 1. Классификация стратегий адаптивного поведения
    • 2. 2. Условия релевантные отдельным стратегиям поведения
  • ГЛАВА 3. ПРОГРАММА ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 3. 1. Цели, задачи, предмет и объект исследований
    • 3. 2. Методы исследования
    • 3. 2. 1. Описание опросника для изучения стратегий адаптивного поведения
    • 3. 2. 2. Методы исследования степени адаптированности
    • 3. 2. 3. Методы исследования свойств личности
    • 3. 2. 4. Математические методы обработки и анализа данных
  • ГЛАВА 4. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ СТРАТЕГИЙ АДАПТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ
    • 4. 1. Реализация адаптивных стратегий в поведении
    • 4. 2. Относительная успешность стратегий поведения для адаптации
    • 4. 2. 1. Относительная успешность стратегий поведения для адаптации по внешнему критерию
    • 4. 2. 2. Относительная успешность стратегий поведения для адаптации по внутреннему критерию
      • 4. 2. 3. Общая относительная успешность стратегий поведения для адаптации
    • 4. 3. Взаимосвязь стратегий поведения с личностными особенностями
  • ВЫВОДЫ

Стратегии поведения в процессе социально-психологической адаптации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В настоящее время проблема адаптации является одной из ключевых проблем психологии. Зародившись в биологии, где довольно рано возникли попытки исследования взаимосвязи организмов с окружающей их средой, она переросла рамки естествознания и, обогатившись идеями современных общественных и гуманитарных наук, приобрела новое содержание. Повышение интереса к проблеме социально — психологической адаптации и все более активное изучение этой темы в русле социальной психологии обусловлено интенсивными изменениями, происходящими в современном обществе. Неустойчивость и, часто, непредсказуемость социальных процессов предъявляет повышенные требования к личности, которой необходимо, с одной стороны, соответствовать социальным требованиям, с другой — сохранять внутреннюю стабильность и равновесие. В современных условиях человек вынужден обновлять своё видение мира, взгляды, представления о действительности через всё более короткие интервалы времени. В то же время, всё более отчётливой становится тенденция к признанию ценности человеческой индивидуальности и, соответственно, возможности самореализации человека в условиях продуктивного взаимодействия с социальной средой.

Изначально проблема социально — психологической адаптации привлекала внимание психологов в связи с изучением нарушений взаимодействия человека и окружающей социальной среды. Она по-своему разрабатывалась в контексте медицинской и юридической психологии и заняла вполне определённое место в педагогической психологии и психологии личности. Она была затронута практически всеми основными направлениями современной психологии: со своеобразными акцентами, характерными для того или иного подхода, проблема адаптации нашла своё отражение и в психоаналитической практике, и в теоретических построениях бихевиоризма, заняв, в конечном итоге, особое место в концепциях гуманистической парадигмы.

В последние годы наблюдается значительная эволюция понимания явления социально — психологической адаптации, которая отмечена следующими тенденциями. Происходит всё большее разделение понятий приспособления (adjustment) и собственно адаптации (adaptation) — движение от пассивного приспособления к построению системы продуктивного взаимодействия личности и средыот конечной цели — гомеостатического равновесия, отсутствия конфликтов, — к конечной цели — самоактуализации и самореализации личности в реальной социальной среде (К. А. Абульханова-Славская, Г. А. Балл, Б Д. Парыгин, А. А. Реан, А. А. Началджян).

Такая эволюция понятия связана как с общим смещением акцента с биологической и физиологической адаптации на психическую и социальную, так и со сдвигом интереса исследователей от сферы психических отклонений к рассмотрению здоровой личности. В последнее время внимание исследователей всё чаще обращается к проблеме общей «адаптации к жизни» (JI. И. Анцыфе-рова, К. А. Абульханова-Славская, А. А. Кроник, Г. Вейлант), анализируются индивидуальные способы и стратегии поведения, которые использует человек не только в сложных жизненных ситуациях, но и в повседневных, типичных условиях. С признанием активной преобразовательной функции, как личности, так и социальной среды, всё более актуальной становится проблема развития личности и общества на основе их конструктивного взаимодействия.

Однако, несмотря на значительное внимание, уделяемое в последнее время вопросам адаптации человека к социальным условиям, всё же многие аспекты проблемы остаются недостаточно разработанными. Так, до сих пор нет четкого определения понятия социально — психологической адаптации, которое бы учитывало всю сложность и противоречивость этого явления, существует неопределённость относительно методов исследования данного феномена, наиболее актуальная проблема адаптивных ресурсов личности всё ещё не находит адекватного методологического решения.

Многоплановый, комплексный характер проблемы социально — психологической адаптации и значительное количество несистематизированного материала, касающегося данной проблемы, ставит исследователей перед необходимостью рассмотрения некоторых методологических принципов и подходов к её изучению с целью создания единой целостной концепции. Существенный вклад в формирование концептуальных основ теории социальнопсихологической адаптации внесли современные отечественные учёные: К. А. Абульханова-Славская, Л. И. Анцыферова, Б. Д. Парыгин, А. А. Реан, А. А. Началджян.

Продолжая линию, заложенную в работах отечественных учёных, мы предприняли дальнейший анализ и систематизацию подходов к изучению явления социально — психологической адаптации.

Предлагаемая работа выполнена в русле гуманистической парадигмы и опирается на принципы системности, изложенные в трудах Б. Г. Ананьева, Б. Ф. Ломова, С. Л. Рубинштейна, В. П. Зинченко.

Теоретическая цель исследования предполагала анализ основных тенденций развития теории адаптации, в ходе которого были выделены специфические черты социально — психологической адаптации по сравнению с биологической, а также описана и теоретически обоснована модель оптимальной социально — психологической адаптации.

Эмпирическая часть работы сконцентрирована на проблеме исследования стратегий поведения в процессе социально — психологической адаптации. Предложенная классификация стратегий адаптивного поведения построена на теоретически выделенных основаниях, существенных для реализации взаимодействия в процессе адаптации.

Практической целью работы явилось изучение особенностей функционирования стратегий адаптивного поведения.

Цель определила следующие задачи исследования:

1. Теоретическая классификация стратегий поведения в процессе социально — психологической адаптации.

2. Разработка диагностического инструментария для определения стратегий адаптивного поведения личности.

3. Изучение представленности адаптивных стратегий в поведении и характера взаимосвязей между отдельными стратегиями.

4. Изучение возрастных различий в использовании отдельных стратегий поведения.

5. Определение относительной успешности различных поведенческих стратегий для адаптации.

6. Изучение взаимосвязи отдельных поведенческих стратегий с особенностями личности,.

7. Определение возможностей расширения арсенала адаптивного поведения личности.

Предмет эмпирического исследования — стратегии адаптивного поведения.

В качестве объекта исследования выступили взрослые и подростки г. Челябинска в количестве 313 человек.

В исследовании использовались следующие методы. 1. Методика изучения стратегий адаптивного поведения, разработанная непосредственно автором диссертационного исследования и имеющая два варианта: для подростков и для взрослых. Методика построена в форме описания конкретных проблемных ситуаций взаимодействия, проверена на валидность и надёжность.

2. Метод семантического дифференциала.

3. Социометрическая процедура.

4. Диагностический блок, направленный на измерение отдельных личностных характеристик и состоящий из ряда шкал и опросных методов, принадлежащих различным авторам и отобранных в соответствии с гипотезами исследования.

5. Статистические методы анализа и обработки данных: Т-критерий Стью-дента, критерий %, критерий Фишера, корреляционный анализ по Пирсону, измерение нелинейных связей посредством вычисления корреляционного отношения (л2).

Положения, выносимые на защиту:

1. Стратегии адаптивного поведения можно описать при помощи классификации, построенной на трёх основаниях: контактность, активность, направленность изменений.

2. Индивидуальный репертуар поведенческих стратегий ограничен, чаще всего используются одна или две стратегии.

3. Существует стойкая тенденция осуществлять адаптивные изменения в одном из двух направлений: это либо изменение среды, либо изменение себя.

4. Различные стратегии поведения имеют неодинаковый адаптивный потенциал:

— Общий адаптивный потенциал стратегий поведения определяется их основными характеристиками и выражается иерархическим рядом: преобразование — приспособление — уход либо выжидание — репрезентация себяотказ от контакта.

9 :') I.

— Адаптация по внутреннему критерию обеспечивается использованием стратегий, направленных на изменение средыдля адаптации по внешнему критерию наибольшее значение играют стратегии, направленные на внут^ 4 ренние изменения.

— Наиболее продуктивным является сочетание в индивидуальном поведении двух стратегий: активного изменения среды и активного изменения себя.

5. Существуют возрастные различия, касающиеся особенностей функционирования стратегий адаптивного поведения:

— Различается степень выраженности отдельных стратегий в поведении, что определяется, с одной стороны, возможностью и готовностью реализовать ту или иную модель поведения в определённом возрасте, с другой, — неодинаковой эффективностью отдельных стратегий в разные возрастные периоды.

— Неодинаков вес различных стратегий в общей структуре: изменение значимости в процессе возрастного развития перемещается от стратегии пассивного подчинения среде, — через пассивное противопоставление себя ей, — к активному преобразованию.

6. Различные адаптивные стратегии поддерживаются различными группами личностных особенностей. Существуют высоко интегрированные блоки личностных качеств, способствующих и препятствующих реализации наиболее эффективного сочетания адаптивных стратегий. При этом, «адаптивный» блок составляют преимущественно социально — психологические характеристики личности, в то время как «дезадаптивный» — темпоральные, динамические.

7. В основе повышения адаптивности личности лежат два принципа: обогащение, расширение личностного потенциала и постепенное опосредование физиологически обусловленных качеств более поздними личностными образованиями, имеющими социальную природу.

Научная новизна.

1. Выделены и теоретически обоснованы специфические черты социальнопсихологической адаптации по сравнению с биологической.

2. Предпринята попытка рассмотреть процесс социально — психологической адаптации как процесс взаимодействия равноправных субъектов, в ходе которого возникает новое системное качество, определяющее развитие, как личности, так и среды.

3. Предложены теоретические основания для классификации стратегий адаптивного поведения личности.

4. Эмпирически определено относительное значение различных стратегий поведения для адаптации.

Теоретическая значимость заключается в анализе тенденций развития основных вопросов теории адаптации. В ходе рассмотрения проблемы разграничены явления биологической и социально — психологической адаптации, проведена классификация возможных целей процесса адаптации. Описана и теоретически обоснована модель оптимальной социально — психологической адаптации. Предложена теоретическая классификация стратегий поведения в процессе социально — психологической адаптации.

Практическая значимость. Разработан опросник для изучения стратегий адаптивного поведения личности, который является удобным инструментом для определения индивидуального стиля адаптивного поведения. Поскольку стратегии поведения являются достаточно устойчивым образованием, выявление относительной значимости различных стратегий для успешности адаптации позволяет прогнозировать возможные нарушения взаимодействия личности с социальной средой. В то же время, установление характера взаимосвязей стратегий с особенностями личности даёт возможность сформировать психологические рекомендации по оптимизации индивидуального стиля поведения. Результаты проведённого исследования используются в практических семинарских занятиях, а также могут быть полезны в практике индивидуального консультирования.

Апробация результатов исследования, представленных в форме докладов и сообщений, осуществлялась на заседаниях кафедры общей и возрастной психологии Южно-Уральского Государственного Университета (1997, 1998), научно-практических конференциях ЮУрГУ (1998, 1999). Материалы, изложенные в работе, использовались в спецкурсе «Социально — психологическая адаптация личности» для студентов факультета психологии ЮУрГУ, специализирующихся по специальности «Социальная психология», а так же в практических семинарах для учителей и старшеклассников г. Челябинска. По теме диссертации опубликовано 8 работ.

Объём и структура диссертации. Диссертационное исследование состоит из введения, четырёх глав, выводов, заключения, списка литературы, включающего 204 наименования и 5 приложений. В тексте диссертации имеются 13 таблиц и 10 рисунков. Общий объём работы 194 страницы.

ВЫВОДЫ.

I. Оптимальный процесс социально — психологической адаптации является особым типом взаимодействия равноценных (в аксиологическом смысле) систем, в ходе которого осуществляется построение новой, более сложной и высокоорганизованной системы, в которую исходные объекты (индивид и среда) входят в качестве подсистем, сохраняя достаточную долю автономии. Новая система возникает в результате активного взаимодействия индивида и среды и предполагает взаимные, двусторонние изменения. Принципом построения оптимальной системы взаимодействия является развитие и усложнение, как индивида, так и среды. И. Стратегии адаптивного поведения можно описать при помощи классификации, построенной на трёх основаниях: контактность, активность, направленность изменений. Используя данные основания и последовательно трижды производя дихотомическое деление, можно теоретически сформировать 8 стратегий индивидуального поведения, каждая из которых характеризуется тремя качествами:

1) контактностью (контактная или избегающая),.

2) активностью (активная или пассивная),.

3) направленностью (направлена на изменение среды или на изменение себя).

III. Для каждой стратегии существует свой круг ситуаций, где она будет наиболее эффективной или даже единственно возможнойв то же время, в определённых условиях каждая из рассматриваемых стратегий может играть дезадаптивную и даже деструктивную роль. Адаптивную функцию стратегия выполняет тогда, когда способствует развитию и совершенствованию взаимодействующих сторон, или же обеспечивает сохранение целостности личности или социальной среды при угрозе её нарушения.

IV. Сочетание стратегий в индивидуальном поведении определяет стиль адаптации личности. Индивидуальный репертуар поведенческих стратегий довольно ограничен: чаще всего используются одна или две стратегии. При этом, у большинства людей существует стойкая тенденция осуществлять адаптивные изменения в определённом направлении: в индивидуальном поведении преобладают либо стратегии, направленные на изменение среды, либо стратегии, направленные на изменение себя.

V. Существуют возрастные различия, касающиеся особенностей функционирования стратегий адаптивного поведения.

1. В зависимости от возраста различается степень выраженности отдельных стратегий в поведении. Наиболее яркую возрастную динамику имеют стратегии активного изменения среды (№ 1), активного изменения себя (№ 2), пассивной репрезентации себя (№ 5) и пассивного подчинения условиям среды (№ 6). При этом характер изменений специфичен для каждой из названных стратегий и определяется, с одной стороны, возможностью и готовностью реализовать ту или иную стратегию в определённом возрасте, с другой — неодинаковой эффективностью отдельных стратегий в разные возрастные периоды.

2. В целом стратегии поведения существуют достаточно автономно друг от друга. Эта закономерность проявляется в особенностях корреляционной структуры и становится более выраженной с возрастом. Так, если в корреляционных структурах младших и старших подростков присутствуют, хотя и немногочисленные, положительные связи между стратегиями поведения, то у взрослых испытуемых компоненты структуры не связаны между собой или же имеют отрицательные зависимости. Дифференциация между стратегиями поведения происходит не сразув отдельные возрастные периоды некоторые стратегии могут образовывать взаимосвязанные сочетания, позволяющие усиливать их эффект в решении значимых задач возрастного развития.

3. Возрастные изменения касаются и количества ведущих стратегий. С возрастом стиль поведения всё более стабилизируется. Если у подростков почти равномерно распределяются случаи, когда в качестве ведущих выступают и одна, и две стратегии, то для взрослой выборки наиболее характерным является вариант, когда ведущая стратегия только одна.

4. Вес различных стратегий в структуре также неодинаков и изменяется в зависимости от возраста. Изменение значимости в процессе возрастного развития человека перемещается от стратегии пассивного подчинения среде (№ 6), — через пассивное противопоставление себя ей (стратегия № 5), — к активному преобразованию (стратегия № 1). Такое смещение значимости с одного компонента на другой отражает задачи, существенные для различных возрастных периодов.

VI. Отдельные стратегии поведения имеют неодинаковый адаптивный потенциал.

1. Адаптированность по внутреннему и внешнему критериям обеспечивается разным набором стратегий поведения. Так, для достижения адап-тированности по внутреннему критерию наибольшее значение играют стратегии, направленные на изменение средыдля адаптированности по внешнему критерию — стратегии, направленные на внутренние изменения.

2. Общий адаптивный потенциал каждой из стратегий также неодинаков. Он определяется основными характеристиками стратегий и выражается иерархическим рядом: преобразование — приспособление — уход либо выжидание — репрезентация себя — отказ от контакта.

— Оптимальный адаптивный эффект даёт сочетание в поведении двух стратегий, направленных на активное преобразование себя (№ 2), и активное преобразование среды (№ 1), что соответствует теоретической модели оптимальной адаптации.

— Умеренная степень адаптации достигается посредством приспособления к среде (стратегия пассивного подчинения условиям среды № 6).

— Промежуточную позицию занимают две альтернативные модели поведения: уход из среды (стратегия № 3) или же выжидание изменений (стратегия № 7(8)). В зависимости от ситуации они могут играть как позитивную, так и негативную роль.

— Частично нарушает общую адаптацию пассивная репрезентация себя (стратегия № 5).

— Выраженный негативный эффект имеет отказ от контакта со средой, реализующийся посредством стратегии погружения во внутренний мир (№ 4).

VII. Существует взаимосвязь между стратегиями адаптивного поведения и особенностями личности. Каждая стратегия имеет своё, уникальное сочетание связанных с ней личностных особенностей, которые способствуют или препятствуют её реализации.

VIII. Повышение адаптивного потенциала личности во многом связано с возможностью реализации в индивидуальном поведении максимально продуктивного сочетания стратегий: активного преобразования среды (№ 1) и активного изменения себя (№ 2).

Возможность сочетания этих стратегий определяется следующим.

— Данные стратегии связаны с качественно различными группами личностных характеристик, которые, однако, не находятся в противоречии* а, наоборот, дополняют друг друга. Следовательно, повышение адаптивного потенциала личности основано не на изменении каких-либо личностных черт, а предполагает расширение набора личностных характеристик и их взаимную компенсацию.

— Личностные качества, которые определяют каждую из двух максимально эффективных стратегий (№ 1 и № 2), имеют тесные корреляционные связи между собой. Это касается как качеств, способствующих реализации данных стратегий, так и качеств, которые препятствуют этому. Соответственно, выделяются два высоко интегрированных блока личностных характеристик, связанных с названными стратегиями. При этом первый из этих блоков («адаптивный») интегрирует, преимущественно, социально — психологические характеристики личности. Второй блок («дезадаптивный»), представлен темпоральными, динамическими характеристиками.

Таким образом, в основе развития адаптивного потенциала личности лежат два принципа:

— расширение личностного потенциала (обогащение разнонаправленными и взаимодополняющими личностными качествами);

— постепенное опосредование физиологически обусловленных качеств более поздними личностными образованиями, имеющими социальную природу.

В целом, высокая социальная опосредованность наиболее продуктивных стратегий поведения позволяет говорить о широких возможностях для повышения адаптивного потенциала личности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Представленная работа посвящена одной из наиболее острых и общезначимых проблем современной психологии — проблеме социально — психологической адаптации личности. С признанием активной преобразовательной функции, как личности, так и социальной среды, всё более актуальной становится проблема развития личности и общества на основе их конструктивного взаимодействия.

В работе предпринят теоретический анализ основных тенденций развития теории адаптации, в ходе которого выделены отличительные характеристики социально — психологической адаптации, проведена классификация возможных целей процесса адаптации. На основе проведённого анализа описана и теоретически обоснована модель оптимальной социально — психологической адаптации. Подчёркивается, что именно рассмотрение процесса адаптации, как взаимодействия равноправных субъектов, позволяет установить ракурс, наиболее адекватный предмету исследования.

Адаптивные ресурсы личности рассматриваются сквозь призму эффективных стратегий поведения, обеспечивающих построение системы оптимального взаимодействия со средой. В работе предложена классификация, построенная на теоретически выделенных дихотомических основаниях, отражающих специфику поведения индивида в процессе адаптации. Такими основаниями явились свойства: контактность, активность и направленность изменений, на основе которых были теоретически сформированы восемь стратегий индивидуального поведения.

Проведённые исследования позволили изучить особенности функционирования стратегий адаптивного поведения, определить относительную значимость и эффективность отдельных стратегий для адаптации, а также выявить взаимосвязи стратегий поведения с личностными особенностями. В ходе исследования были выделены высоко интегрированные блоки личностных качеств, способствующих и препятствующих реализации наиболее эффективного сочетания адаптивных стратегий, показана роль социально — обусловленных характеристик личности в детерминации адаптивного поведения, описаны возрастные различия, касающиеся степени выраженности отдельных стратегий в поведении.

Намечая перспективы дальнейшей работы, следует отметить обширность проблем, ещё ожидающих своего решения в области изучения социальнопсихологической адаптации личности. Наиболее перспективным, на наш взгляд, направлением может стать изучение и детальное, поэтапное описание самого процесса адаптации. В ходе такого исследования должны быть рассмотрены задачи, решаемые личностью на каждом этапе процесса адаптации, проанализирована динамика изменений не только традиционного эмоционального, но и когнитивного, и поведенческого компонентов, выявлены типичные нарушения процесса, характерные для отдельных этапов. Детальное описание процесса социально — психологической адаптации позволит реализовать новый методологический подход к исследованию адаптивного потенциала личности. Такой подход построен на предположении, что состав личностных качеств, которые могут трактоваться, как адаптивные, чётко определяется теми задачами, которые приходится решать личности на различных этапах процесса адаптации. Именно описание таких задач позволит выделить адаптивные качества, ответственные за их успешное решение и, через это, определить структуру общей адаптивности.

Другим направлением, заслуживающим внимания, будет изучение детерминации адаптивного поведения не только со стороны личностных особенностей, но как определяемого тремя факторами: личность, среда, ситуация. Целью такого исследования может служить выявление законов такой тройной детерминации и построение принципов прогноза адаптивного поведения личности при наличии информации о трёх исходных переменных.

Разрабатывая данные направления, следует дифференцированно подходить к адаптивным процессам, реализуемым при взаимодействии с различными уровнями социальной среды. Возможно, систематизация многочисленных исследований с учётом характеристик среды, существенных для протекания процесса адаптации, позволит выстроить единую модель, способную предсказать требования конкретной среды к личности и описать особенности адаптивного процесса на различных уровнях, что позволит вплотную приблизиться к проблеме общей адаптивности личности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. К. А. О субъекте психической деятельности. — М., 1973. — 288 с.
  2. Абульханова-Славская К. А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности // Психология формирования и развития личности. М., 1981. — С. 19−44.
  3. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М., 1991. — 302 с.
  4. А. А., Максимов А. Л. Адаптация человека к экстремальным условиям. Л., 1988. — 124 с.
  5. Р., Эмери Ф. О целеустремленных системах. М., 1974. — 271 с.
  6. А. А. Индивидуальная стратегия поведения в межличностном взаимодействии // Физиология человека 1993. — Т.19, № 6 — С. 22−29.
  7. Ю. А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация. М., 1976. — 272 с.
  8. О. Ф. Индивидуально-психологический фактор адаптации субъекта учебной деятельности. Дисс.. канд. психол. наук. М., РГПУ, 1994. -139 с.
  9. Ю.^мяга Н. В. Методики для измерения личностной представленности челоУвека в общении // Журнал практического психолога М., 1998. — № 1 — С. 42−53.
  10. П.Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л., 1968. — 339 с.
  11. Г. М., Богомолова Н. Н.> Петровская Л. А. Современная социальная психология на Западе. Теоретические ориентации. М., МГУ, 1978. -271 с.
  12. Д. А. О понятии адаптация. Исследование адаптации студентов к условиям учёбы в вузе. / Человек и общество. Л., ЛГУ, 1973. — Вып. 13. -С. 62−69.
  13. Л. И. Личность в трудных жизненных ситуациях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал 1994. -Т.15, № 1 — С. 3−18.
  14. Л. И. Психология повседневности: жизненный мир личности и «техники» её бытия // Психологический журнал 1993. — № 2 — С. 3−16.
  15. Э. Общественное животное. Введение в социальную психологию. -М., 1998.-517 с.
  16. А. Г. Психология личности. М., 1990. — 367 с.
  17. Р. А. Биографические кризисы личности. Дисс.. канд. психол. наук. М., Институт психологии, 1994. — 210 с.
  18. Г. А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности // Вопросы психологии 1989.-№ 1 — С. 92−100.
  19. О. Л. Социальное самочувствие: методологические и методические проблемы исследования. Автореферат дисс.. канд. филос. наук. -М., 1989.-20 с.
  20. Ф. Б. О силе «Я» и психологической защите // Вопросы философии 1969. -№ 2. — С. 118−125.
  21. Г. Э. Типы проблемности социального мышления личности. / Психология личности в условиях социальных изменений, под ред. Абуль-хановой-Славской К. А., Воловикова М. И. М.: ИПАН, 1993. — С. 75−81.
  22. Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. -Л., 1988.-267 с.
  23. В. Ф. Структура и генезис научной проблемы. Минск, 1983. — 238 с.
  24. Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986. — 424 с.
  25. В. М. Избранные работы по социальной психологии. М., 1994 -398 с.
  26. М. И. Социальные нормы и регуляция поведения. М., 1978. -311 с.
  27. В. А. Системологическое моделирование личности в социальной психологии. Л., ЛГУ, 1987. — 143 с.
  28. Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте. М., 1968.- 113 с.
  29. А. Н. Социальные аспекты адаптации молодого рабочего к промышленному производству и трудовому коллективу. Воронеж, 1978. -198 с.
  30. А. В. Проблема субъекта в психологической науке. // Психологический журнал 1991.- Т. 12,№ 6-С. 3−11.
  31. Л. Психические кризисы в новой перспективе. С-Пб., 1998. -165 с.
  32. Л. П. Социальная среда и сознание личности. М., 1968. — 268 с.
  33. Л. Ф., Коржова Е. Ю. Психология жизненных ситуаций. М., 1998.-263 с.
  34. Ю. А. Особенности смысловой сферы личности у лиц с нарушениями социальной регуляции поведения. Дисс.. канд. психол. наук. -МГУ., 1995.- 160 с.
  35. Ф. Е. Психология переживания: анализ преодоления критических ситуаций. М., 1984. — 200 с.
  36. Е. П., Зинченко В. П. Сознание как предмет изучения. // Общественные науки. М., 1988. — № 1 — С. 85−103.
  37. Т. С. Социально-психологическая адаптация лиц с психическими расстройствами невротического типа. Дисс.. канд. психол. наук. М., 1996.-150 с.
  38. Е. В. Социально-психологические факторы адаптации к социальным и культуральным изменениям. Дисс.. канд. психол. наук. С-ПбГУ., 1994.-190 с.
  39. А. И., Субботин Ю. К. Адаптация и компенсация универсальный биологический механизм приспособления. — М., 1987. — 176 с.
  40. Л. С. История развития высших психических функций / Собр. соч.-М., 1983. Т. 3.
  41. Л. С. Психология искусства. -М., 1987. 341 с.
  42. В. А. Восприятие целостных объектов. Л., ЛГУ, 1974. — 152 с.
  43. В. А. Системный подход к определению нестрогих психологических понятий // Вестник ЛГУ, Л., 1989. Сер. 6 — вып. 1 — С. 28−37.
  44. Я. И. Девиантное поведение подростков: состояние, проблемы, перспективы. // Бюллетень Защиты Прав Ребёнка. С-Пб., 1994. — С.7−12.
  45. М. Р. Личностное самоопределение как психологическая проблема // Вопросы психологии 1994. — № 3 — С. 43−52.
  46. Дж., Стенли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. -М., 1976.-496 с.
  47. Э. А. Саморегуляция личности в индивидуальном стиле жизнедеятельности. Автореферат дисс.. канд. психол. наук. М., 1995. -23 с.
  48. И. А., Мацкевич А. Ю., Семёнов В. А. Западная теоретическая социология. С-Пб, 1996. — 286 с.
  49. Е. В. Влияние возрастных кризисов на социальное самочувствие молодёжи. Дисс.. канд. социол. наук. -М., 1993. 134 с.
  50. Ч. Происхождение видов. М., 1952. — 484 с.
  51. И. Б., Коростылёва Л. А. Некоторые аспекты феномена самореализации / Психологические проблемы самореализации личности. Под ред. Крылова А. А., Коростылёвой Л. А. С-Пб., С-ПбГУ, 1997. — С.20−37.
  52. Ю. М. Психологические условия адаптации старшеклассников к новой социальной действительности. Дисс.. канд. психол. наук. -Л., 1987.- 138 с.
  53. Л. Н. О некоторых аспектах психосоциальной эволюции советского общества // Психологический журнал 1990. — Т.11, № 5 — С. 106 113.
  54. Диалектика познания сложных систем /Под ред. В. С. Тюхтина. М., 1988. -316с.
  55. М. А. Психологические факторы профессиональной адаптации / Психологическое обеспечение профессиональной деятельности. С-Пб., 1991.-С. 43−60.
  56. А. И., Емельянов Т. П. Концепция социальных представлений в современной французской психологии. М., МГУ, 1987. — 128 с.
  57. А. Н. Диагностика социально-психологической адаптированное&trade- личности в новых условиях деятельности и общения. Дисс.. канд. психол. наук. М., 1989. — 249 с.
  58. История философии / Под ред. А. Н. Александрова. М., 1940−1941. — Т.12.
  59. В. П. Современные аспекты адаптации. Новосибирск, 1980. -191 с.
  60. И. Цивилизация и адаптация. М., 1984. — 240 с.
  61. Н. Ф. Вопросник самоактуализации личности // Журнал практического психолога -М., 1998. -№ 1 С. 65−75.
  62. В. Н. Проблема. Гипотеза. Закон. Новосибирск, 1980. — 175 с.
  63. Т. Б. Личностные изменения в ситуациях жизненных перемен // Психологический журнал 1988. — № 5 — С. 120−128.
  64. Г. А. Психическое развитие ребёнка и жизненная среда // Вопросы психологии 1993. — № 1 — С. 13−23.
  65. Кон И. С. Социология личности. М., 1967. — 383 с.
  66. Ц. П., Донских Т. А. Семь путей к катастрофе. Новосибирск: Наука. 1990.-218 с.
  67. Л. А. Проблема самореализации личности в системе наук о человеке / Психологические проблемы самореализации личности. Под ред. Крылова А. А., Коростылёвой Л. А. С-Пб., С-ПбГУ, 1997. — С. 3−19.
  68. Г. С. Принцип развития в психологии / Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1969. — С. 118−152.
  69. Л. В. Психологическое реагирование на действие экстремальных факторов при нервно-психической неустойчивости. Автореферат дисс.. канд. психол. наук. С-Пб., 1997. — 28 с.
  70. А. Н. Научное познание: формы, методы, подходы. — М., МГУ, 1991.-79 с.
  71. М. В. Аннотированный указатель методов социально — психологиче-т диагностики. — М., 1991. — 53 с. яжева И. К. Социально-психологические факторы адаптированностиличности. Дисс.. канд. психол. наук. -М., 1980. 159 с.
  72. П. С. Адаптация как функция развития личности. Саратов, 1991.-74 с.
  73. В. Н. Трудности межличностного общения. Дисс.. докт. психол. наук. С-П6., 1991. — 366 с.
  74. Ладыгина-Котс Н. Н. Развитие психики в процессе эволюции организмов. -М., 1958.-239 с.
  75. Р. Теория стресса и психофизиологические исследования / Эмоциональный стресс физиологические и психологические реакции. — Л, 1970.-С. 178−209.
  76. А. Ф. Классификация личностей. Л., 1924. — 290 с.
  77. Личность. Внутренний мир и самореализация. / Под ред. Королёвой Н. И. -С-П6, 1996.-176 с.
  78. Н. А. Жизненный путь как проблема психологии // Вопросы психологии 1980.- № 1 — С. 154−158.
  79. Ц. Гениальность и помешательство. Репринтное воспроизведение издания Ф. Павленкова. С-Пб., 1892.
  80. . Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. -М., 1984.-444 с.
  81. . Ф. Научно-технический прогресс и средства умственного развития человека // Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии. -М., 1991.-С. 129−156.
  82. С. И. Психология тренинга. СПб., 1997. — 238 с.
  83. В. Л., Афанасьев Ю. В., Кукса И. И., Михайлов Г. П. Вопросы организации и методики профессионального отбора в вузы. Л., 1972.
  84. Э. С. Вопросы системного исследования общества. М., 1972.9Г.Маркарян Э. С. Теория культуры и современная наука. М., 1983. — 284 с.
  85. А. Дальние пределы человеческой психики. СПб., 1997. — 430 с.
  86. Материалистическая диалектика. В 5-ти т. Т. 1. Объективная диалектика / Под общ. ред. Ф. В. Константинова, В. Г. Марахова- отв. Ред. Ф. Ф. Вякке-рев.-М., 1981.-374 с.
  87. А. А. Деперсонализация. Ереван, 1962. — 355 с.
  88. В. И. Классификация поведенческой адаптации // Физиология человека. 1982.-№ 3. — С. 362−374.илославова И. А. Адаптация как социально психологическое явление /
  89. Социальная психология и философия. Под ред. Б. Д. Парыгина Л., 1973. -вып. 2.-С. 111−120.
  90. И. А. Структура социальной адаптации. / Герценовские чтения. Философия и социальная психология. Л., 1976. — С. 109−114.
  91. И. Н. Амбивалентность личности: морально-психологический аспект.-М., 1991.- 125 с.
  92. К. Психология ответственности. Л., 1983. — 240 с. ЮО. Мясищев В. Н. Психология отношений. — М., 1995. — 356 с. 126 с.62 с.
  93. Нартова-Бочавер С. К. Два типа нравственной самоактуализации личности // Психологический журнал 1993. — Т. 14, № 4 — С. 24−31.
  94. Нартова-Бочавер С.К. «Coping-behavior» в системе понятий психологии личности // Психологический журнал. 1997. — Т. 18, № 5. — С. 20−30.
  95. ЮЗ.Началджян А. А. Социально психологическая адаптация личности. -Ереван, 1988.-262 с.
  96. JI. Повседневные ситуации и ценностные ориентации личности / Идеологический процесс и воспитание личности. М., 1980. — С. 17−25.
  97. Н. А. Динамика социально-психологической адаптации. Автореферат дисс.. канд. психол. наук. -М., 1995.-20 с. ПО. Парыгин Б. Д. Жизненные стратегии личности. // Психологический журнал-1992. № 2-С. 170−172.
  98. . Д. Научно техническая революция и личность: социально -психологические проблемы. — М., 1978. — 240 с.
  99. . Д. Основы социально психологической теории. М., 1971.
  100. ПЗ.Певзнер А. Е. Психологические факторы эффективности стереотипной и вариативной стратегий поведения. Автореферат дисс.. канд. психол. наук.-С-Пб., 1996.-25 с. 114. Перлз Ф. Гештальт-подход и Свидетель терапии. М., 1996. — 240 с. 351 с.
  101. В. Ф. Введение в экспериментальную психосемантику: исследование форм репрезентации в обыденном сознании. М., МГУ, 1983. -176 с.
  102. Н. Самовнушение в древности и сегодня. М., 1986. — 198 с.
  103. А. В., Ярошевский М. Г. Основы теоретической психологии. -М., 1998.-528 с.
  104. В. А. Психология неадаптивной активности. М., 1992. — 224 с.
  105. Л. Г., Чикер В. А. Индустриальная социальная психология. СПб., 1997.-184 с.
  106. Практическая психодиагностика / Редактор составитель Д. Я. Райгород-ский. — Самара, 1998. — 672 с.
  107. Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. -2-е изд. М., 1996.-440 с.
  108. Психология личности. Тексты. / Под ред. Гиппенрейтер Ю. Б. М., МГУ, 1982.-287 с.
  109. Психология. Учебник. / Под ред. А. А. Крылова М., 1998. — 584 с.
  110. А. А. Концепция локуса контроля и проблема личностной зрелости. / Теоретические и прикладные вопросы психологии: материалы юбилейной конференции «Ананьевские чтения 97″. Под ред. А. А. Крылова. -С-Пб., 1997. — выпуск 3 — часть! — С. 367−375.
  111. А. А. О феномене социально-психологической терпимости личности. // Психологический журнал, 1991 — № 4. — С. 181−182.
  112. А. А., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология. -С-Пб., 1999. -416 с.
  113. X. Подростковый и юношеский возраст. М., 1994. — 319 с.
  114. Т. И. Феномен сопротивления адаптирующим воздействиям. Дисс.. докт. психол. наук. -С-ПбГУ., 1996. -315 с.
  115. Российский менталитет: вопросы психологической теории и практики. / Под ред. К. А. Абульхановой, А. В. Брушлинского, М. И. Воловиквой. -М., 1997.-336 с.
  116. В. С. Адаптивная функция сна. М., 1982. — 176 с.
  117. В. С., Аршавский А. В. Стресс и поисковая активность // Вопросы философии. 1979. — № 4. — С. 117−127.
  118. С. Л. Бытие и сознание. М., 1957. — 328 с.
  119. . П. Экзистенциализм это гуманизм / Сумерки богов. — М., 1990.-С. 319−345.
  120. Г. Стресс без дистресса. М., 1982. — 125 с.
  121. В. Е. Искусство как межличностная коммуникация С-Пб., 1995.- 199 с.
  122. В. Е. Метод изучения документов в социально-психологических исследованиях. Л., 1983. — 104 с.
  123. Т. В. Особенности характеристик общения в процессе адаптации к стресс факторам учебного процесса. Дисс.. канд. психол. наук. — Л., 1987.-280 с.
  124. В. Ф. Типологические особенности планирования личного времени. / Психология личности в условиях социальных изменений, подред. Абульхановой-Славской К. А., Воловиковой М. И. М.: ИПАН, 1993. -С. 89−96.
  125. М. И. Основные принципы и аспекты организации систем. // Проблемы методологии и современная наука. Кишинёв, 1988. — С. 85−102.
  126. И. М. Избранные произведения. М., 1958. — 413 с.
  127. Е. В. Методы математической обработки в психологии. СПб, 1996. -352 с.
  128. А. А. Социально-психологический анализ дезадаптации личности (на примере современных внеконфессиональных течений). Автореферат дисс.. канд. психол. наук. С-Пб., 1996. — 28 с.
  129. Словарь практического психолога / Сост. С. Ю. Головин. Минск, 1997. — 800 с.
  130. Советский энциклопедический словарь. / Под ред. А. М. Прохорова М., 1985.- 1600 с.
  131. Сознание личности в кризисном обществе / Под ред. К. А. Абульхановой-Славской, А. В. Брушлинского, М. И. Воловиковой. М.: Институт психологии РАН, 1995.- 193 с.
  132. П. А. Человек. Цивилизация. Общество / Общ. ред. А. Ю. Сого-монов: Пер. с англ. М., 1992. — 543 с.
  133. А. Г. Сознание и самосознание. М., 1972. — 303 с.
  134. Е. Б. Противоречия и проблемы жизни подростка: теоретическая модель психологического консультирования. // Журнал практикующего психолога. Киев, 1997. — Выпуск 3 -» С. 136−146.
  135. Т. Г. Адаптация к новой культурной среде и пути её оптимизации. / Введение в практическую социальную психологию. М., 1994 — С. 114−126.
  136. . В. В. Самосознание личности М., 1983. — 284 с.
  137. О. К. Понятие «цель» и «целеобразование» в психологии / Психологические механизмы целеобразования. М., 1977. — С. 5−10.
  138. Р. А. К вопросу о смысловой организации переживаний в подростковом и раннем юношеском возрасте // Вестник МГУ, Сер Л4. 1990. — № 4 — С. 57−64.
  139. Философские проблемы теории адаптации. / Под ред. Царегородцева Г. И.-М., 1975.-280 с.
  140. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту. / Под ред. Дубровиной И. В. М., 1987. — 181 с.
  141. В. Человек в поисках смысла. М., 1990. — 366 с.
  142. Э. Бегство от свободы. М., 1990. — 269 с.
  143. К. С., Линдсей Г. Теории личности. М., 1997. — 720 с.
  144. Н. Ю. Деловое общение руководителя. Л., 1990. — 14 с.
  145. Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб., 1997. — 608 с. 162. Чеснокова И. И. Проблема самосознания в психологии. — М., 1977. — 144с.
  146. Т. Д. Исследование личностного способа существования человека в современном мире. / Психология личности в условиях социальных изменений, под ред. Абульхановой-Славской К. А., Воловиковой М. И. М.: ИПАН, 1993. — С. 21−35.
  147. Т. Социальная психология. М, 1977. — 535 с.
  148. П. Н. Динамика социально-психологического состояния российского общества // Психологический журнал 1993. — Т. 14, № 3 — С. 141 151.
  149. И. И. Избранные труды. Пути и закономерности эволюционного процесса. М., 1983- — 360 с.
  150. А. Г. Введение в экспериментальную психосемантику: теоретико-методологические основания и психодиагностические возможности. -М., МГУ, 1983.- 157 с.
  151. Е. В. Проблема сознания в философии и естествознании. М., 1961.-363 с.
  152. Ю. А. Человеческая рефлексия и две системы этического сознания // Вопросы философии 1990. — № 7 — С. 32−41.
  153. П. Социология социальных изменений. М., 1996. — 416 с.
  154. Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте. / Избранные психологические труды. М., 1989. — С.60−77.
  155. Э. Идентичность: юность и кризис. -М., 1996. 344 с.
  156. А. М. Опыт теоретической интерпретации семантического дифференциала // Вопросы психологии 1979. — № 1 — С. 17−27.
  157. У. Р. Конструкция мозга. Происхождение адаптивного поведения. -М., 1964.-411 с.
  158. Г. А. Диалектика части и целого. Алма-Ата, 1965. — 171 с.
  159. В. А. Круглый стол «Психологического журнала»: ценности в кризисном социуме // Психологический журнал 1991. — Т.12, № 6 — С. 154 167.
  160. П. М. Психологические компоненты и критерии становления зрелой личности // Психологический журнал 1981. — № 4 — С. 141−149.
  161. LifeLine и другие новые методы психологии жизненного пути. / Сост. и общ. ред. А. А. Кроника. М., 1993. — 230 с.
  162. А dictionary of psychological terms. London, 1958.
  163. An exteriorization of the U-curve hypothesis // Journal of socializes. 1963. -№ 19(3)-P. 33−47.
  164. Berg G. A. Knowledge of strategies of dealing with everyday problems from childhood through adolescents // Rev. Psychology. 1989. — Vol. 25 — № 4. — P. 607−618.
  165. Berry J. W., Annis R. C. Acculturative stress: The role of ecology, culture and differentiation. // Journal of Cross-Cultural Psychology. 1974. — № 5 — P. 382 -406.
  166. Brislin R. W. Cross-cultural encounters: Face to — face interaction. — New York, 1981.
  167. Buhler C., Massarik F. The course of Human Life: a Study of goals in the Humanistic Perspective. New York, 1968.
  168. Cassel L. Psychological illness as a response on stress / Social stress. -Amherst, 1970.-P. 60−78.
  169. Dietz T. and Bums T. Human agency and evolutionary dynamics of culture // Acta Sociologica. 1992, — № 35 — P. 187−200.
  170. Fisher S. Stress and strategy. London: Erlbaum, 1986. — 278 p.
  171. Goldstein P. The conception of coping. / Cohen F. (Ed.) Stress, appraisal and coping. New York, 1989. — P. 73 — 98.
  172. Hernes G. Structural change in social processes // American Journal of Sociology. 1976, — № 82, 3 — P. 513 — 547.
  173. Holmes T.H., Rahe R.H. The social readjustment rating scale 11 J. of Psychosomatic Research. 1967. — № 11. — P. 213−218.
  174. Langton J. Darwinism and the behavioral theory of sociocultural revolution: an analysis // American Journal of Sociology. 1979, — № 85, 2 — P. 288 — 309.
  175. Lazarus R., Folkman S. Stress, appraisal and coping. New York, 1984. — 2181. P
  176. Mischel W. Introduction to Personality. New York, 1984.
  177. Nisbet R. A. Developmentalism: a critical analysis / J. C. McKinney and E. A. Tiryakian (eds), Theoretical Sociology. New York, 1970. — P. 167−204.198.0berg K. Culture shock and problems of adjustment // Journal of Practical
  178. The psychology of adaptation / Leahey T. H. A history of modern psychology. -New Jersey, 1994.-P. 106- 135.
  179. Vaillant, George E. Adaptation to life. Boston, Toronto, 1974. — 369 p.
  180. Vitaliano P. P. Coping profiles associated with psychiatric, physical health, work and family problems // Health Psychol. 1990. — Vol.9(3) — P. 348−376.
  181. White R. W. Strategies of adaptation: An attempt at systematic description /Coping and adaptation.-New York, 1974.-P. 150−165.
Заполнить форму текущей работой