Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Учебная активность в структуре интегральной индивидуальности студентов в связи со специализацией и этапами обучения: На материале исследования студентов педагогических училищ

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Вместе с тем вопросы, касающиеся особенностей УА, ИИ и их взаимосвязи в зависимости от учебно-профессиональной деятельности не были предметом специального изучения у студентов педучилищ. В связи с этим актуальным является изучение структур УА и ИИ, а также их взаимосвязи в связи со специализацией и этапами обучения. При этом представляет интерес изучение совместного системообразующего влияния… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ УЧЕБНОЙ АКТИВНОСТИ И УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТРУКТУРЕ ИНТЕГРАЛЬНОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ
    • 1. 1. Основные положения теории интегральной индивидуальности
    • 1. 2. Психологический анализ учебно — профессиональной деятельности
    • 1. 3. Развитие и формирование субъекта профессиональной деятельности
    • 1. 4. Активность и ее роль в структуре интегральной индивидуальности
    • 1. 5. Учебная активность и ее структура
    • 1. 6. Связь учебно-профессиональной деятельности и учебной активности в структуре интегральной индивидуальности
    • 1. 7. Постановка проблемы, задачи исследования
  • ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 2. 1. Организация исследования
    • 2. 2. Методика исследования свойств нервной системы
    • 2. 3. Методика исследования свойств темперамента
    • 2. 4. Методика исследования свойств личности
    • 2. 5. Методика исследования структуры интеллекта
    • 2. 6. Вопросник учебной активности школьника
  • ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
    • 3. 1. Особенности учебной активности студентов в связи со специализацией и этапами обучения
    • 3. 2. Особенности интегральной индивидуальности студентов в связи со специализацией и этапами обучения
    • 3. 3. Учебная активность в структуре интегральной индивидуальности студентов в связи со специализацией и этапами обучения
    • 3. 4. Общее обсуждение результатов

Учебная активность в структуре интегральной индивидуальности студентов в связи со специализацией и этапами обучения: На материале исследования студентов педагогических училищ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В концепции модернизации образования сказано, что основная цель профессионального образования — подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентноспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности [134].

Важнейшим условием становления человека как профессионала является его собственная активность, потребность в проявлении своих сил и возможностей, в том числе в учебной деятельности на стадии профессиональной подготовки.

Личностно-ориентированный подход в образовании, активно утвердившийся в стране за последние годы, предполагает целью обучения развитие личности учащегося как субъекта познания [16- 17- 133- 195- 196]. Психологическое решение данной проблемы связано с познанием и раскрытием его индивидуальности, творческого потенциала в учебной — профессиональной деятельности. К данной проблеме обращаются многие отечественные авторы: В. А. Бодров [22], Е. М. Борисова [23- 24], Э. Ф. Зеер [64- 65], Е. А. Климов [75- 76- 77- 78], А. К. Маркова [100- 101- 102- 103- 104], Ю. П. Поваренков [128], Е. С. Романова [137] и др.

Представляет интерес разработка отмеченных проблем применительно к такой важной профессии как педагогическая, как по линии изучения становления будущего педагога на уровне высшего звена профессионального образования, так и изучения этого процесса на стадии среднего специального образования.

Непосредственное отношение к учебно-профессиональной деятельности будущих педагогов имеют особенности их интегральной индивидуальности (ИИ), учебной активности (УА) и их взаимосвязи. Поскольку продолжительность обучения как процесс овладения профессиональной деятельностью включает в себя и приобретение и накопление опыта, то влияние продолжительности обучения можно рассматривать как один из факторов, оказывающих влияние на особенности УА, ИИ, их взаимосвязь у студентов педагогических училищ. Требует изучения и влияние на структуры УА и ИИ, и их взаимосвязь другого важного фактора учебно-профессиональной деятельности — специализации обучения. Это связано с изучением и развитием потенциала будущих педагогов, особенностей их профессионального становления.

В исследованиях выполненных в рамках учения ИИ, с одной стороны, показана системообразующая функция разных видов деятельности в отношении структуры ИИ [34- 35- 36- 37- 38- 62- 72- 107- 108- 130], а с другой стороны, системообразующая функция разных видов активности в структуре ИИ [29- 32- 33- 39- 40- 46].

Вместе с тем вопросы, касающиеся особенностей УА, ИИ и их взаимосвязи в зависимости от учебно-профессиональной деятельности не были предметом специального изучения у студентов педучилищ. В связи с этим актуальным является изучение структур УА и ИИ, а также их взаимосвязи в связи со специализацией и этапами обучения. При этом представляет интерес изучение совместного системообразующего влияния названных видов деятельности и активности на структуру ИИ. Разработку этих вопросов следует считать актуальной задачей не только в теоретическом плане, но и в плане решения практических задач, связанных с дифференциацией и индивидуализацией обучения.

Цель работы — изучение УА в структуре ИИ у студентов педагогических училищ в связи с профессиональной направленностью и этапами обучения.

Задачи исследования:

1. Изучить особенности УА студентов в связи со специализацией и этапами обучения.

2. Изучить особенности ИИ студентов в связи со специализацией и этапами обучения.

3. Изучить особенности взаимосвязи свойств ИИ и компонентов УА студентов в связи со специализацией и этапами обучения.

4. Выявить проявление системообразующей функции учебно-профессиональной деятельности в структурах УА и ИИ и интегративное проявление системообразующих функций названной деятельности и УА в структуре ИИ.

Объект исследования — учебно-профессиональная деятельность и ИИ студентов первого и третьего курсов обучения отделений физической культуры, музыкального образования и коррекционной педагогики в начальном образовании педагогических училищ. Всего студентов — 372 человека.

Предмет исследования — УА, ИИ и их взаимосвязь у студентов педагогических училищ в связи со специализацией и этапами обучения.

Гипотезы исследования:

1. Существуют различия в структуре УА у студентов педагогических училищ в связи со специализацией и этапами обучения.

2. Существуют различия в структуре ИИ у студентов педагогических училищ в связи со специализацией и этапами обучения.

3. В процессе обучения происходит усиление интеграции компонентов УА с вышележащими свойствами ИИ.

4. В структуре свойств ИИ и в общей структуре свойств ИИ и компонентов УА роль свойств нижележащих уровней по мере обучения уменьшается.

5. Важную роль в общей структуре свойств ИИ и компонентов УА играют интеллектуальные характеристики, и их роль по мере обучения возрастает.

6. Учебно-профессиональная деятельность и УА выполняют системообразующую функцию в структуре ИИ во взаимодействии.

Методологической и теоретической основой исследования являются принцип системного подхода к изучению индивидуальности (Б. Г. Ананьев [6- 7- 8], В. С. Мерлин [110- 111]), учение об ИИ (В. С. Мерлин, Б. А. Вяткин [37- 38]), концепция активности субъекта (К. А. Абульханова-Славская [1- 2- 3- 4], Б. А. Вяткин [39- 40], А. А. Волочков [30- 31- 32- 33], И. А. Джи-дарьян [49], Л. Я. Дорфман [53]), принцип детерминизма (С.Л.Рубинштейн [139- 140- 141- 142- 143]), положения о профессиональном развитии личности (Э. Ф. Зеер [64- 65], Е. А. Климов [75- 76- 77- 78], И. С. Глуханюк [44], В. Д. Шадриков [172- 173- 174- 175- 176- 177]).

Научная новизна исследования. Впервые выявлена структура и динамика УА в связи с учебно-профессиональной деятельностью студентов педучилищ. Впервые на основе фактического материала даны характеристики УА, ИИ и показаны особенности взаимосвязи свойств ИИ и компонентов УА студентов педагогических училищ в связи со специализацией и этапами обучения.

Впервые выявлено, что УА выступает как один из важных каналов реализации системообразующей функции учебно-профессиональной деятельности в структуре ИИ и тем самым показано совместное системообразующее влияние УА и учебно-профессиональной деятельности на структуру ИИ.

Подтверждена существенная роль интеллектуального фактора в структуре ИИ и впервые показано возрастание его значения в структуре свойств ИИ и компонентов УА по мере обучения в училище.

Теоретическое значение результатов работы заключается в том, что полученные данные, характеризующие особенности ИИ, УА в структуре.

ИИ в связи со специализацией и этапом профессионального обучения в среднем специальном учебном заведении педагогического профиля, вносят вклад в разработку проблем ИИ и УА, и их взаимосвязи. Результаты работы обогащают методологический, теоретический и прикладной аспекты теории активности и теории интегральной индивидуальности. Результаты исследования вносят определенный вклад в разработку проблем развития УА и профессионального развития. Показано совместное системообразующее влияние на структуру ИИ учебно-профессиональной деятельности и УА.

Практическое значение исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы в управлении развитием индивидуальности, с целью ее гармонизации и более полной реализации возможностей студентов в процессе профессионального развития и осуществления индивидуального подхода в сфере среднего специального образования. Полученные в ходе исследования материал может оказать помощь преподавателям в выборе форм и методов организации обучения, основанном на знании индивидуальных особенностей студентов, особенностей УА на разных этапах профессиональной подготовки и в связи со специализацией. Полученные результаты диагностики ИИ и УА студентов были использованы при консультировании педагогов, администрации и студентов.

Апробация работы. Основные положения по теме диссертационного исследования докладывались и обсуждались на международной межвузовской научнопрактической конференции студентов и аспирантов «Психология 21 века» (Санкт — Петербург, 2003 г.), на научно-практической конференции «Актуальные проблемы физического воспитания и спорта», посвященной 55-летию факультета физической культуры ПГПУ (Пермь, 2004 г.), на ежегодной научной аспирантско-студенческой конференции, посвященной 88 — ой годовщине ПГУ (Пермь, 2004 г.), на 6 Всероссийской научно-практической конференции «Формирование гуманитарной среды и внеучебная работа в вузе, техникуме, школе», ПГТУ, гуманитарный факультет (Пермь, 2004 г.), на региональных научно-практических конференциях «17, 18, 19, 20 Мерлинские чтения» (2002, 2003, 2004, 2005 г.). По материалам исследования опубликовано 11 работ.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. В структуре УА студентов на первом курсе динамические характеристики и контроль реализации учебных действий занимают более значимые позиции и имеют более выраженный характер. На третьем курсе более значимые позиции в структуре УА имеют характеристики ее потенциала и, кроме того, контроль действий в ситуации учебных неудач и результативный компонент УА имеют более выраженный характер. В представленных характеристиках УА имеют место различия в связи со специализацией обучения.

2. Существенную роль в структуре ИИ коррекционных педагогов и музыкантов играют коммуникативные характеристики, что подтверждается степенью их выраженности, представленностью в связях свойств личностного уровня ИИ и в значимости их позиций в факторных структурах ИИ.

3. Интеллектуальные характеристики играют существенную роль в структуре ИИ, это проявляется в их представленности в факторном ее отображении у первокурсников физкультурников и коррекционных педагогов, усилении их позиций по мере обучения у физкультурников и музыкантов и увеличении степени их выраженности у физкультурников.

4. На первом курсе личностные и интеллектуальные характеристики более связаны с нейро — и психодинамическими свойствами ИИ, а на третьем курсе они более обособлены от свойств нижележащих уровней ИИ.

5. В связи с курсом обучения в целом возрастает интеграция компонентов УА и показателей свойств вышележащих уровней ИИ. К третьему курсу возрастает число взаимосвязей компонентов УА, характеризующих ее потенциал и регуляцию, со свойствами личностного уровня. С интеллектуальными характеристиками возрастает интеграция регулятивного и динамического компонентов УА.

6. Роль нейрои психодинамических свойств в общей структуре свойств ИИ и компонентов УА к третьему курсу уменьшается у физкультурников и коррекционных педагогов.

7. Важная роль в общей структуре свойств ИИ и компонентов УА интеллектуальных характеристик проявляется в более выраженной форме, чем в структуре ИИ, причем эта роль возрастает по мере обучения во всех группах по специализации.

8. В общей структуре свойств ИИ и компонентов УА в наибольшей степени с разноуровневыми свойствами ИИ сочетается компонент УА, характеризующий контроль действий в ситуации учебных неудач.

9. Учебно-профессиональная деятельность и учебная активность выполняют системообразующую функцию по отношению к структуре ИИ, при этом УА выступает как один из важных каналов реализации системообразующей функции учебно-профессиональной деятельности.

ОБЩИЕ ВЫВОДЫ.

1. Выявлены особенности в структуре УА студентов в связи со специализацией и этапами учебно-профессиональной деятельностью, что позволяет считать, что данная деятельность выполняет системообразующую функцию в структуре УА.

2. В структуре УА на первом курсе динамические характеристики и контроль реализации учебных действий занимают более значимые позиции и имеют более выраженный характер. На третьем курсе более значимые позиции в структуре УА имеют характеристики ее потенциала. Кроме того, на третьем курсе контроль действий в ситуации учебных неудач и результативный компонент УА имеют более выраженный характер.

3. Обнаружены особенности в У, А студентов в связи со специализацией. В степени выраженности компонентов УА у физкультурников выявлены наиболее высокие показатели в регулятивном компоненте УА, а у музыкантов — в потенциале УА. В связи с курсом обучения у физкультурников и коррекционных педагогов обнаружены значимые различия в показателях динамических характеристик в сторону их снижения и в показателях результативного компонента в сторону увеличения, у коррекционных педагогов также выявлены различия в показателях регулятивного компонента УА в сторону увеличения.

4. В структуре ИИ коррекционных педагогов и музыкантов существенную роль играют коммуникативные характеристики, что проявляется в степени их выраженности, в представленности в связях личностного уровня и в значимости их позиции в структуре ИИ. В связи с этапами обучения увеличение показателей этих характеристик имеет место у музыкантов.

5. В структуре ИИ студентов важную роль играют интеллектуальные характеристики, что проявляется, во-первых, в их представленности в данной структуре у первокурсников физкультурников и коррекционных педагогов, а во-вторых, в усилении их позиций по мере обучения у физкультурников и музыкантов и увеличении степени выраженности у физкультурников.

6. В связи с этапами обучения в межуровневых связях ИИ как преобладающая тенденция наблюдается их уменьшение. На первом курсе личностные и интеллектуальные характеристики более связаны с нейрои психодинамическими свойствами ИИ, а на третьем курсе они более обособлены от свойств нижележащих уровней ИИ.

7. В общей структуре свойств ИИ и компонентов УА по мере обучения в целом возрастает интеграция свойств вышележащих уровней ИИ с компонентами УА. К третьему курсу возрастает число взаимосвязей компонентов УА, характеризующих ее потенциал и регуляцию, со свойствами личностного уровня и число связей регулятивных и динамических компонентов УА с интеллектуальными характеристиками.

8. В общей структуре свойств ИИ и компонентов У, А важная роль интеллектуальных характеристик проявляется в более выраженной форме, чем в структуре ИИ, причем эта роль возрастает по мере обучения во всех группах по специализации.

9. Роль нейро — и психодинамических свойств в общей структуре свойств ИИ и компонентов УА по мере обучения уменьшается у физкультурников и коррекционных педагогов.

10. У студентов различных специализаций и курсов в наибольшей степени с разноуровневыми свойствами ИИ сочетается контроль действий в ситуации учебных неудач, относящийся к регулятивному компоненту УА.

11. Полученный материал свидетельствует о системообразующей функции учебно — профессиональной деятельности и УА в структуре ИИ, при этом УА выступает как один из важных каналов реализации системообразующей функции учебно-профессиональной деятельности.

РЕКОМЕНДАЦИИ Для развития студентов, их учебной активности в процессе обучения в педагогических училищах различного профиля и быстрейшей адаптации студентов к новым условиям, а также для организации учебно — воспитательного процесса на разных этапах обучения предлагаются следующие общие рекомендации:

1. С целью формирования профессиональной направленности студентов педагогических училищ необходимо организовать систему мероприятий по профессиональному просвещению. На этом этапе молодым людям необходимо давать сведения об общественной значимости, особенностях деятельности и способностях, необходимых для педагогической профессии. Необходимо учитывать, что после получения неполного среднего образования ряд студентов не в полной мере осознает специфику выбираемой профессии, поэтому необходимо проводить консультационную работу с абитуриентами.

2. С целью организации индивидуального подхода проводить психологическое обследование абитуриентов по тестам, позволяющим определить личностные характеристики поступающих, их уровень развития интеллекта и других индивидуально — психологических особенностей.

3. Для быстрейшей адаптации студентов к новым условиям учебной деятельности и проявлению активности создать систему психологической поддержки через оказание консультативной помощи, проведение бесед, диспутов как в индивидуальном режиме со студентом, так и в учебной группе в целом.

4. Для повышения учебной активности и развития индивидуальности студентов по мере обучения в училище рекомендовать преподавателям в своей работе использовать активные формы и методы обучения, такие как проблемное обучение и интерактивное (коммуникативное) обучение.

1) методы и приемы обучения должны стимулировать активную познавательную деятельность обучаемого;

2) контроль хода обучения и оценка его результатов должны проводиться не по таким формальным и случайным показателям, как умение обучаемого воспроизводить те или иные заученные знания, а по более существенным — умению использовать знания при анализе и оценке реальных явлений, объяснению которых служат эти знания;

3) обучение не должно сводиться к сообщению научных знаний в готовых («книжных») формулировках для пассивного восприятия и непосредственного запоминания их студентами, а представлять учебные задачи, которые студенты должны научиться решать, чтобы овладеть не просто частным, а некоторым общим способом (принципом) решения относительно широкого круга конкретных задач данного класса, данной совокупности;

4) наиболее действенна та методика обучения, которая объединяет в единое образовательное (учебное) действие процесс усвоения знаний и процесс приобретения умения практического использования этих знаний, благодаря чему при осуществлении обучаемым учебной деятельности знания оказываются усвоенными как итог, как результат их практического применения в этой деятельности;

5) методика обучения должна строиться с учетом того, что знания, умения и навыки, прежде чем стать таковыми, т. е. быть усвоенными, внутренне (психологически) присущими человеку, должны пройти отработку во внешнем, материальном плане (на реальных предметах или их заместителях — учебных задачах как жизненных моделях, на чертежах, макетах, картах, схемах и т. п.) и лишь благодаря такой отработке интериори-зироваться, стать внутренним достоянием личности.

5. Для развития личностных характеристик, в частности, коммуникативных качеств у студентов большее внимание в учебно-воспитательном процессе уделять вопросу формирования умения налаживать контакт с детьми, через организацию различных форм практической работы с ними.

6. Обеспечить в соответствии с концепцией модернизации образования, профессиональный рост педагогических кадров, побуждать педагогов к самопознанию и самосовершенствованию, вооружать их информацией о своих индивидуальных особенностях с целью показа того, как они способствуют или, наоборот препятствуют оптимальному общению со студентами, построению взаимоотношений с ними, активизации их познавательной деятельности, развитию свойств личности и в целом индивидуальности.

7. Психологическая поддержка преподавателей должна включать тренировочные занятия с целью коррекции и развития у преподавателя необходимых личностных свойств и стилевых характеристик, как важных условий расширения возможностей самосовершенствования, способствующих воспитанию «свободной личности», квалифицированного работника, конкурентоспособного на рынке труда.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абулъханова-Славская, К. А. Деятельность и психология личности / К.А. Абульханова-Славская. М.: Наука, 1980. — 335 с.
  2. Абулъханова-Славская, К. А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности / К.А. Абульханова-Славская // Психология формирования и развития личности. М., 1981. — С. 19−44.
  3. Абульханова-Славская, К. А. Психологический подход к личности профессионала / К.А. Абульханова-Славская // Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала / В. А. Бодров и др.-М., 1981.-С. 58−67.
  4. , Л.Ф. Проблема активности личности в психологии : автореф. дис. д-ра психол. наук: 19.00.01 / Алексеева Л. Ф. Томск, 1997.
  5. , Б.Г. Избранные психологические труды : в 2 т. / Б. Г. Ананьев. М.: Педагогика, 1980.-Т.1.-232 с.
  6. Ананьев, Б. Г О проблемах современного человекознания / Б. Г. Ананьев. М.: Наука, 1977 — Т. 1. — 380 с.
  7. , Б.Г. О соотношении способностей / Б. Г. Ананьев — под ред. В. Н. Мясищева. М., 1962. — С. 15−32.
  8. , A.A. Влияние стиля педагогического общения на познавательную активность учащихся на уроке : автореф. дис.. канд. психол. наук: 19.00.07/Андреев A.A.-Л., 1984.
  9. , О.Я. Самостоятельный выбор стиля как фактор развития интегральной индивидуальности (на материале лонгитюдного исследованиястудентов): автореф. дис.. канд. психол. наук: 19.00.01 / Андрос О. Я. -Пермь, 1994.-26 с:
  10. , П.К. Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем / П. К. Анохин. М., 1935 -61 с.
  11. , Л.И. Психологические закономерности развития личности взрослого человека и проблемы непрерывного образования / Л. И. Анцыферова // Психол. журн. 1980. — Т. 1, № 2. — С. 52−60.
  12. , М. Дж. Теория реверсивности и человеческая активность / М. Дж. Аптер // Вопр. психологии. 1987. -№ 1. — С. 162−199.
  13. , Т.И. Методологический аспект проблемы способностей / Т. И. Артемьева. -М., 1977. 267 с.
  14. , Т.И. Проблема способностей: личностный аспект / Т. И. Артемьева // Психол. журн. 1984. — Т. 5, № 3. — С. 46−55.
  15. , А.Г. По ту сторону сознания: методологические проблемы неклассической психологии / А. Г. Асмолов. М.: Смысл, 2002. — 480 с.
  16. , А.Г. Психология индивидуальности: методологические основы развития личности в историко-эволюционном процессе / А. Г. Асмолов. -М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 1986. 225 с.
  17. , Э.Р. Психологические тесты / Э. Р. Ахмеджанов. — М., 1996.-320 с.
  18. , Д.П. Типологизация учебной активности старшеклассников / Д. П. Бараш // Вопр. психологии. 1988. -№ 3. — С. 50−57.
  19. , A.B. Многофакторный личностный опросник Р. Кэттелла: практ. рук. / A.B. Батаршев. М.: Сфера, 2002. — 96 с.
  20. , И.И. Формирование профессионального самоопределения студентов педагогических училищ : дис.. канд. психол. наук: 19.00.13 / Богданова И. И. М., 1998. — 241 с.
  21. , В.А. Психологические исследования проблемы профессионализации личности // Психологические проблемы формирования личности профессионала / отв. ред. В. А. Бодров. М., 1991. — С. 3−24.
  22. , Е.М. Индивидуальность и профессия / Е. М. Борисова, Г. П. Логинова // Сер. «Знание». М., 1991. — 80 с.
  23. , Е.М. О роли профессиональной деятельности в формировании личности / Е. М. Борисова // Психология формирования и развития личности / под ред. Л. И. Анцыферовой. М., 1981. — С. 159−177.
  24. , Е.М. Профессиональное самоопределение: личностный аспект: автореф. дис.. д-ра психол. наук: 19.00.07 / Борисова Е. М. М., 1995.-46 с.
  25. , В.П. Программа STATISTIC, А для профессионалов / В. П. Боровиков. М.: Компьютер Пресс, 2001. — 586 с.
  26. , Дж. Психология познания / Дж. Брунер. М., 1977.
  27. , Н.Ю. Структура специальных способностей учителя физической культуры / Н. Ю. Бурлакова // Вестник 111'НУ. Серия 1, Психология. 2000. — № ½. — С. 96−101.
  28. , С.А. Коммуникативная активность в структуре интегральной индивидуальности (на материале исследования школьников подросткового возраста): дис.. канд. психол. наук: 19.00.01 / Васюра С. А. -Пермь, 1998.- 20 с.
  29. , А.А. Активность субъекта и развитие учащегося: теория, диагностика и проблемы развивающих технологий / А. А. Волочков. -Пермь: Изд-во ПОИПКРО, 2003. 100 с.
  30. , А.А. Индивидуальный стиль учебной активности в младшем школьном возрасте / А. А. Волочков, Б. А. Вяткин // Вопр. психологии. 1999. -№ 5. — С. 10−21.
  31. , A.A. Субъект активности и развитие индивидуальности подростка: теория, практика, диагностика / A.A. Волочков. Пермь, 2002.
  32. , A.A. Учебная активность в интегральном исследовании индивидуальности : автореф. дис.. д-ра психол. наук: 19.00.01 / Волочков A.A. Пермь, 2002. — 46 с.
  33. , Б.А. Избранные психологические исследования индивидуальности: теория, эксперимент, практика / Б. А. Вяткин — Перм. гос. пед. ун-т. Пермь, 2005. — 392 с.
  34. , Б.А. Интегральная индивидуальность человека и ее развитие в специфических условиях спортивной деятельности / Б. А. Вяткин // Психол. журн. 1993. — Т. 14, № 2. — С. 73−83.
  35. , Б.А. Лекции по психологии интегральной индивидуальности человека / Б. А. Вяткин. Пермь: Изд-во Перм. гос. пед. ун-та, 2000.- 179 с.
  36. , Б.А. Основные итоги и перспективы развития учения B.C. Мерлина об интегральной индивидуальности человека / Б. А. Вяткин, М. Р. Щукин // Вестник ПГПУ. Серия: Психология. 1995. — № 1. — С. 3−16.
  37. , Б.А. Развитие учения об интегральной индивидуальности: ' проблемы, итоги, перспективы / Б. А. Вяткин, М. Р. Щукин // Психол. журн.- 1997.-Т. 18,№ 3. С. 46−54.
  38. , Б.А. Стили активности как фактор развития интегральной индивидуальности / Б. А. Вяткин // Интегральное исследование индивидуальности: стиль деятельности и общения. Пермь: Изд-во Перм. гос. пед. ун-та, 1992. — С. 36−55.
  39. , Б.А. Стиль активности как предмет интегрального исследования индивидуальности / Б. А. Вяткин // Системное исследование индивидуальности: тез. докл. всесоюз. конф. Пермь, 1991. — С. 7−8.
  40. , Л.Б. Специальные способности в структуре интегральной индивидуальности учителя начальной школы : автореф. дис.. канд. пси-хол. наук: 19.00.01 / Вяткина Л. Б. Пермь, 2004. — 18 с.
  41. , Т.Е. Общая культура как метаиндивидуальная характеристика / Т. Е. Вяткина // Психология и социология: проблемы и перспективы развития: тез. докл. Пермь, 1996.
  42. , Л.С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский — под ред. В. В. Давыдова. -М.: Педагогика, 1991. С. 82−83.
  43. , Н.С. Психология профессионализации педагога / Н.С. Глу-ханюк. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 2000. — 219 с.
  44. , Э.А. Способности и индивидуальность / Э. А. Голубева. -М.: Прометей, 1993. 306 с.
  45. , Ю.Я. Индивидуальный стиль волевой активности и его формирование у старших школьников : автореф. дис.. канд. психол. наук: 19.00.01 / Горбунов Ю. Я. Пермь, 1992. — 11 с.
  46. , В.М. Структурно-функциональный анализ психической деятельности / В. М. Гордон, В. П. Зинченко // Системные исследования. Ежегодник. М, 1978. — 98 с.
  47. , В.В. Проблемы развивающего обучения / В. В. Давыдов. -М., 1986.- 134 с.
  48. , КВ. Стиль деятельности учителя начальных классов и его связь с особенностями деятельности и индивидуальности учащихся :автореф. дис.. канд. психол. наук: 19.00.01 / Долгополова И. В. Пермь, 2004. — 19 с.
  49. , Е.А. Специальные способности в структуре интегральной индивидуальности учителей биологии и химии : автореф. дис.. канд. психол. наук: 19.00.01 / Доманова Е. А. Пермь, 1999. — 20 с.
  50. , М.И. Психология высшей школы (Особенности деятельности студентов и преподавателей вуза) / М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович. М.: Изд-во БГУ, 1978. — 320 с.
  51. , Е.В. Особенности самосознания педагога в процессе профессионализации : автореф. дис.. канд. психол. наук: 19.00.01 / Дьяченко Е. В. Пермь, 2002. — 24 с.
  52. , О.П. Конструктивная типология и психодиагностика личности / О. П. Елисеев. Псков, 1994.
  53. , О.П. Практикум по психологии личности / О. П. Елисеев. -СПб.: Питер, 2000. 500 с.
  54. , Н.П. Структурно-психологический анализ деятельности и проблема рациональной организации труда / Н. П. Ерастов // Психологические проблемы рациональной деятельности. Ярославль, 1976. — С. 3−11.
  55. , A.A. Изменения взаимосвязей индивидуальных свойств мастеров ПТУ в зависимости от овладения мастерством / A.A. Ерошенко //Вопр. психологии. 1981.-№ 3.-С. 49−58.
  56. , A.A. Взгляд психолога на активность человека / A.A. Ершов. -М.: Луч, 1991.
  57. , С.Ю. Стили учебной деятельности и его развитие (на материале исследования студентов-филологов и математиков): автореф. дис.. канд. психол. наук: 19.00.01 / Жданова С. Ю. Пермь, 1997. — 24 с.
  58. , Д.Н. Принцип иерархии в психологии / Д.Н. Завалиши-на // Принцип системности в психологических исследованиях. М.: Наука, 1990.-С. 25−33.
  59. , Э.Ф. Профессиональное становление личности инженера-педагога / Э. Ф. Зеер. Свердловск: Изд-во Урал. гос. ун-та, 1988. — 120 с.
  60. , Э.Ф. Психология профессии : учеб. пособие / Э. Ф. Зеер. -Екатеринбург, 1997. 244 с.
  61. , В.П. Психологические вопросы эффективности и качества труда / В. П. Зинченко, А. Б. Мунипов, В. Ф. Рубахин // Вопр. психологии. -1984.-№ 2.
  62. , В.А. Психология отношения учащихся к деятельности : дис.. д-ра психол. наук: 19.00.07 / Зобков В. А. Набережн. Челны, 1992 -398 с.
  63. , Л.М. Психологический анализ умственной активности учащихся в учебной деятельности : автореф. дис.. канд. пед. наук (по психологии) / Зюбин Л. М. Л., 1955.
  64. , Р.В. Особенности учебной деятельности и профессиональное развитие личности студента : автореф. дис.. канд. психол. наук: 19.00.01 / Икрин Р. В. Пермь, 1998. — 23 с.
  65. Интегральная индивидуальность человека и ее развитие / под ред. Б. А. Вяткина. М.: ИП РАН, 1999. — 328 с.
  66. , А.Г. Стиль педагогического общения в исследовании индивидуальности: полисистемный подход (на материале воспитателей дошкольных образовательных учреждений): автореф. дис.. д-ра психол. наук: 19.00.01 / Исмагилова АГ. Пермь, 2002. — 44 с.
  67. , H.A. Ценностные ориентации в структуре интегральной индивидуальности (на материале исследования старших школьников): автореф. дис.. канд. психол. наук: 19.00.01 / Кирилова H.A. Пермь, 1997.-20 с.
  68. , Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях : учеб. пособие / Е. А. Климов. -М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 1995. 359 с.
  69. , Е.А. Психология профессионала / Е. А. Климов // Избр. психол. тр. М.- Воронеж, 1996. — 400 с.
  70. , Е.А. Развивающийся человек в мире профессии / Е. А. Климов.- 1993.-С. 47.
  71. , Е.А. Человек как субъект труда и проблема психологии / Е. А. Климов // Вопр. психологии. 1984. — № 4. — С. 5−14.
  72. Коллектив. Личность. Общение. Словарь социально-психологических понятий / под ред. Е. С. Кузьмина, В. Е. Семенова. Л., 1987. — 144 с.
  73. , Д.С. Коммуникативная активность в структуре ИИ: генетический и онтогенетический аспекты: автореф. дис.. канд. психол. наук: 19.00.01 / Корниенко Д. С. Пермь, 2003.- 21 с.
  74. , Т.В. Влияние характерологических особенностей личности на динамику профессионального самоопределения / Т. В. Кудрявцев, A.B. Сухарев // Вопр. психологии. 1985. — № 1. — С. 86−92.
  75. , Т.В. Психологический анализ динамики профессионального самоопределения личности / Т. В. Кудрявцев, В. Ю. Шегурова // Вопр. психологии. 1983. -№ 2. — С. 51−59.
  76. , Т.В. Психолого-педагогические проблемы высшей школы / Т. В. Кудрявцев // Там же. 1981.- № 2. — С. 20−30.
  77. , Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения / Н. В. Кузьмина. М., 1990. — 119 с.
  78. , Ю.Н. Индивидуальные различия в мыслительной деятельности взрослых / Ю. Н. Кулюткин, Г. С. Сухобская. М., 1971. — 112 с.
  79. , К. Индивидуальные различия / К. Купер. М.: Аспект Пресс, 2000. — 527 с.
  80. Курс общей, возрастной и педагогической психологии / под ред. М. В. Гомезо. -М.: Пресс, 1982.
  81. , А.Ф. Избранные труды по общей психологии. К учению о психической активности. Программа исследования личности и другие работы / А. Ф. Лазурский — коммент., примеч., прил. Е. В. Левченко. СПб.: Алетейя, 2001.
  82. , Н.С. Умственные способности и возраст / Н. С. Лейтес. — М., 1971.-277 с.
  83. , А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. -М., 1975.-304 с.
  84. , А.Н. Философия психологии: из научного наследия / А. Н. Леонтьев — под ред. А. А. Леонтьева, Д. А. Леонтьева. М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 1994.-228 с.
  85. , В.Г. Мотив как системное образование личности / В. Г. Леонтьев // Системное исследование индивидуальности: тез. докл. Все-союз. конф. Пермь: Изд-во Перм. гос. пед. ун-та, 1991. — С. 27−28.
  86. , Б.Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии / Б. Ф. Ломов. М.: Педагогика, 1991. — 296 с.
  87. , Б.Ф. Человек и техника. Очерки инженерной психологии / Б. Ф. Ломов. М.: Сов. радио, 1966. — 464 с.
  88. , Н.Г. Методы исследования детей с трудностями обучения / Н. Г. Лусканова. М.: Фолиум, 1993. — 45 с.
  89. , Т.А. Активность как метаиндивидуальная характеристика учителя / Т. А. Мантова // Психологическая служба в системе непрерывного образования: тез. докл. Пермь, 1994.
  90. , Т.Н. Конфликтность как метаиндивидуальная характеристика учителя : автореф. дис.. канд. психол. наук: 19.00.01/ Марголина Т.Н.-Пермь, 1996.-22 с.
  91. , А.К. Мотивация учения и ее воспитание у школьников / А. К. Маркова, А. Б. Орлова, Л. М. Фридман. -М., 1983.
  92. , А.К. Психологические критерии и ступени профессионализма учителя / А. К. Маркова // Педагогика. 1995. — № 6. — С. 55−63.
  93. , А.К. Психологические особенности индивидуального стиля деятельности учителя / А. К. Маркова, А. Я. Никонова // Вопр. психологии. 1987. — № 5. — С. 40−47.
  94. , А.К. Психология профессионализма / А. К. Маркова. М., 1996.-309 с.
  95. , А.К. Психология труда учителя / А. К. Маркова. М.: Просвещение, 1993.- 192 с.
  96. , А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте / А. К. Маркова. М.: Просвещение, 1983.
  97. , A.M. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности / A.M. Матюшкин // Вопр. психологии. -1982.-№ 4.-С. 5−17.
  98. Мелик-Пашаев, A.A. Психологические основы способностей к художественному творчеству: автореф. дис.. д-ра психол. наук: 19.00.01 / Мелик-Пашаев A.A. М., 1994.
  99. , B.C. Деятельность как опосредующее звено в связи разноуровневых свойств индивидуальности /B.C. Мерлин // Проблемы интегрального исследования индивидуальности: республик, сб. науч. тр. -Пермь, 1978.-С. 15−39.
  100. , B.C. Индивидуальная система деятельности как опосредующее звено в связях между разноуровневыми свойствами индивидуальности / B.C. Мерлин // Проблемы психологии личности. М.: Наука, 1982. -С.185−192.
  101. , B.C. Личность и общество : учеб. пособие / B.C. Мерлин. -Пермь, 1990.-92 с.
  102. , B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности / B.C. Мерлин. М.: Педагогика, 1986. — 256 с.
  103. , В. С. Очерк интегрального исследования индивидуальности / B.C. Мерлин // Избр. психол. тр. М.- Воронеж, 1996. — С. 20−213.
  104. , B.C. Проблемы экспериментальной психологии личности / B.C. Мерлин // Ученые записки ПГПИ. Пермь, 1970. — 160 с.
  105. ИЗ. Мерлин, B.C. Психология индивидуальности / B.C. Мерлин // Избр. психол. тр. М.- Воронеж, 1996. — 446 с.
  106. , B.C. Структура личности: характер, способности, самосознание: учеб. пособие к спецкурсу / B.C. Мерлин. — Пермь: Изд-во Перм. гос. пед. ин-та, 1990. 153 с.
  107. , Т.Л. Становление профессионального самосознания учащихся ПТУ : тез. довел. 24-й науч. конф. Вост.-Сиб. техн. ин-та / T.JI. Миронова. — Улан — Удэ, 1985.
  108. , T.JI. Самосознание профессионала / T.JI. Миронова. -Улан-Удэ, 1999.
  109. , JI.M. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях / Л. М. Митина // Вопр. психологии. 1997. -№ 4.
  110. , Л.М. Формирование профессионального самосознания учителя / Л. М. Митина // Вопр. психологии. 1990. — № 3.
  111. , О.В. Факторный анализ для психологов / О. В. Митина, И. Б. Михайловская. М.: Психология, 2001. — 169 с.
  112. , Л.В. Динамика структур интегральной индивидуальности студентов в зависимости от специфики учебной деятельности / Л. В. Мищенко // Интегральная индивидуальность: структура и функция: сб. меж-вуз. тр. Пятигорск, 1994. — С. 33−46.
  113. , В.Ф. Проблема периодизации развития личности в психологии/ В. Ф. Моргун, Н. Ю. Ткачева. -М., 1981.
  114. , В.И. Индивидуально-стилевые особенности саморегуляции и их связь с успешностью обучения / В. И. Моросанова // Психол. журн. 1995. — № 4.
  115. , В.И. Индивидуальный стиль саморегуляции: феномен, структура и функции в произвольной активности человека / В. И. Моросанова. М.: Наука, 2001. — 192 с.
  116. , В.Н. Проблема способностей в психологии и ее ближайшие задачи / В. Н. Мясищев // Проблемы способностей. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962.
  117. Общая теория статистики / под ред. A.A. Спирина, О. Э. Башиной. М.: Финансы и статистика, 1996. — 262 с.
  118. , К.К. О системе в психологии / К. К. Платонов. М.: Мысль, 1972.-216 с.
  119. Платонов, К. К О сущности и задачах профессиологии / К. К. Платонов // Социалист, труд. 1973. — № 2. — С. 78−80.
  120. , Ю.П. Психология становления профессионала. Систе-могенетический подход / Ю. П. Поваренков // Проблемы системогенеза учебной и профессиональной деятельности. Ярославль, 2003. — С. 95 113.
  121. Полисистемное исследование индивидуальности человека / под. ред. Б. А. Вяткина. М.: ПЕР СЭ, 2005. — 384 с.
  122. , Т.Н. Специальные способности в структуре интегральной индивидуальности будущих учителей музыки : автореф. дис.. канд. психол. наук: 19.00.01 / Порошина Т. И. Пермь, 1997. — 27 с.
  123. , И.Е. Стиль моторной активности в структуре интегральной индивидуальности человека : автореф. дис.. канд. психол. наук: 19.00.01 / Праведникова И. Е. Пермь, 1993. — 17 с.
  124. Проблема субъекта в психологической науке / отв. ред. A.B. Бруш-линский, М. И. Воловикова, В. Н. Дружинин. М.: Академический проект, 2000.
  125. Программа модернизации педагогического образования//Вестн. образования. 2003. — № 12.
  126. Психологические особенности личности студентов-спортсменов: сб. науч. тр. / под общ. ред. А. Д. Ганюшкина. Смоленск, 1988.
  127. Развитие творческой активности школьников / под ред. A.M. Ма-тюшкина. -М.: Педагогика, 1991. 160 с.
  128. , Е.С. Психология профессионального становления личности : автореф. дис.. д-ра психол. наук: 19.00.01 / Романова Е. С. М., 1992.-31 с.
  129. , А.Т. Формирование профессиональной пригодности /
  130. A.Т. Ростунов. М.: Высш. шк., 1984. — 176 с.
  131. , C.JI. Бытие и сознание / C.JT. Рубинштейн. М.: Изд-во АН СССР, 1957.-328 с.
  132. , C.JI. Основы общей психологии / C.JI. Рубинштейн. -М.: Учпедгиз, 1946.
  133. , C.JI. Проблема способностей и вопросы психологической теории / C.JT. Рубинштейн // Вопр. психологии. — 1960. — № 3.
  134. , C.JI. Проблемы общей психологии / C.JT. Рубинштейн. -М., 1973.- 416 с.
  135. , C.JI. Проблемы психологии в трудах Карла Маркса / C.JI. Рубинштейн // Вопр. психологии. 1983. — № 2. — С. 8−24.
  136. , A.A. Факторный личностный опросник Р. Кеттелла: рук. по использованию / A.A. Рукавишников, М. В. Соколова. СПб.: ИМАТОН, 1995.-89 с.
  137. Руководство профессиональным становлением молодого учителя / отв. ред. С. Г. Вершловский. М.: Просвещение, 1985.
  138. , О.В. Профессионально-личностные особенности будущего учителя (на примере специальности «Технология и предпринимательство»): автореф. дис.. канд. психол. наук: 19.00.01 / Русакова О.В.-Шуя, 2001.- 21 с.
  139. , В.М. Опросник структуры темперамента : метод, пособие /
  140. B.М. Русалов. М.: ИПРАН, 1990. — 38 с.
  141. , О.С. Индивидуальный стиль учебной деятельности (на материале лонгитюдного исследования школьников разного пола): автореф. дис.. канд. психол. наук: 19.00.01 / Самбикина О. С. Пермь, 1998. -23 с.
  142. , Е.И. Индивидуальный стиль усвоения математических знаний : автореф. дис.. канд. психол. наук: 19.00.01 / Сибирякова Е. И. -Пермь, 1996. 25 с.
  143. , Д.О. Религиозная активность в структуре интегральной индивидуальности : автореф. дис.. канд. психол. наук: 19.00.01 / Д. О. Смирнов. Пермь, 2001. — 20 с.
  144. , Я. Индивидуальный стиль деятельности и сила нервной системы / Я. Стреляу, А. Краевски // Психофизиологические вопросы становления профессионала. — М., 1974.-С. 176−186.
  145. , Я. Роль темперамента в психическом развитии / Я. Стреляу. М.: Прогресс, 1982. — 380 с.
  146. , C.B. Устойчивость к психическому стрессу как характеристика метаиндивидуальности учителя : автореф. дис.. канд. психол. наук: 19.00.01 / Субботин C.B. Пермь, 1992. — 23 с.
  147. , КВ. Онтогенез музыкальных способностей / К. В. Тарасова.-М., 1988.- 175 с.
  148. , Б.М. Проблемы индивидуальных различий / Б. М. Теплов. -М.: АПН РСФСР, 1961. 536 с.
  149. , Б.М. Способности и одаренность / Б. М. Теплов // Избр. тр.: в 2 т. -М., 1985.-Т. 1.-24 с.
  150. , КВ. Профессиональная диагностика: подход на основе совместной оценки типов индивидуальности и типов профессий / И. В. Тихомирова // Психол. диагностика. 2004. — № 2.
  151. , П. В. Индивидуальный стиль эмоциональной активности спортсмена в соревнованиях / П. В. Токарев // Системное исследование индивидуальности: тез. докл. Всесоюз. конф. Пермь, 1991. — С. 118 120.
  152. , В.А. Стили профессиональной деятельности / В.А. Толо-чек. -М.: Смысл, 2000. 199 с.
  153. , В.Г. Типология учебной активности и индивидуальные особенности обучаемых юридического вуза МВД : автореф. дис.. канд. психол. наук: 19.00.07 / Третьяк В. Г. Краснодар, 1997.-25 с.
  154. , В.А. Функциональная подвижность нервных процессов и профессиональный отбор / В. А. Трошихин, С. И. Молдавская, Н.В. Коль-ченко.-Киев, 1978.
  155. Формирование личности в переходный период: От подросткового к юношескому возрасту / под ред. И. В. Дубровиной. М.: Просвещение, 1987.-246 с.
  156. , В.Л. Феномен активности в развитии личности : автореф. дис. д-ра психол. наук: 19.00.13/Хайкин В. Л.-М., 2001.- 48 с.
  157. , Т.М. Профессиональные способности учителя изобразительного искусства: структура, детерминанты, индивидуальные особенности проявления: автореф. дис.. канд. психол. наук: 19.00.01 / Харламова Т. М. Пермь, 2003.- 20 с.
  158. , Т.М. Специальные способности в структуре интегральной индивидуальности учителя : автореф. дис.. канд. психол. наук: 19.00.01 / Хрусталева Т. М. Пермь, 1993.-21 с.
  159. , Т.М. Специальные способности учителя в интегральном исследовании индивидуальности : автореф. дис.. д-ра психол. наук: 19.00.01 / Хрусталева Т. М. Пермь, 2004 — 40 с.
  160. , Ю.А. Интегральное исследование профессионально важных качеств в структуре индивидуальности музыканта-исполнителя /
  161. Ю.А. Цагарелли, З. Х. Муштари // Психолого-педагогические проблемы исследования индивидуальности в культуре и искусстве. Челябинск, 1989.-С. 99−116.
  162. , Ю.А. Объективные методы измерения уровня эмоциональности / Ю. А. Цагарелли // Теоретические и прикладные исследования по психологии. — Казань: Изд-во Казанского гос. ун-та, 1977. С. 156 162.
  163. , Т.Ф. Психологический анализ структуры музыкально-педагогических способностей : дис.. канд. психол. наук: 19.00.01 / Цы-гульская Т. Ф. Киев, 1983.
  164. , В.Э. Актуальные проблемы педагогических способностей / В. Э. Чудновский // Вопр. психологии. 1986. — № 3. — С. 7889.
  165. , В.Д. Деятельность и способности / В. Д. Шадриков. М., 1994.-320 с.
  166. , В.Д. О содержании понятий «способности» и «одаренности» / В. Д. Шадриков // Психол. журн. 1983. — Т. 4, № 5 — С. 3−10.
  167. , В.Д. Проблемы профессиональных способностей / В. Д. Шадриков // Там же. С. 13 — 26.
  168. , В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности / В. Д. Шадриков. М.: Наука, 1992. — 184 с.
  169. , В.Д. Психология и способности человека : учеб. пособие / В.Д. Шадриков-М.: Логос, 1996. 320 с.
  170. , В.Д. Способности, одаренность, таланты / В.Д. Шадриков- отв. ред. В. Н. Дружинин и др. М.: Наука, 1991.
  171. , Ю.С. Взаимосвязь профессиональных способностей и стиля деятельности учителя предметника в связи со свойствами индивидуальности : автореф. дис.. канд. психол. наук: 19.00.01 / Шведчикова Ю. С. Пермь, 2002. — 24 с.
  172. , H.H. Синтетический подход к изучению интеллектуальной активности в структуре интегральной индивидуальности / H.H. Шестаков // Природа психического. — Пермь: Изд-во Перм. гос. пед. унта, 1994.-С. 86−87.
  173. , В.И. Индивидуальный стиль коммуникативной активности в интегральной индивидуальности заключенных : автореф. дис.. канд. психол. наук: 19.00.01 / Шмыков В. И. Пермь, 1994. — 20 с.
  174. , М.Р. Индивидуальный стиль и интегральная индивидуальность: проблемы и подходы / М. Р. Щукин // Психол. журн. 1995. — Т. 16, № 2.-С. 103−113.
  175. , М.Р. О проблеме развития индивидуального стиля деятельности / М. Р. Щукин // Материалы учредительного съезда Российского психологического общества / под ред. Е. А. Климова. М., 1995. — Т 1, вып. 2. -С.158−160.
  176. , М.Р. О структуре индивидуального стиля трудовой деятельности / М. Р. Щукин // Вопр. психологии. 1984. — № 6. — С. 26−32.
  177. , М.Р. Опыт в структурах стиля деятельности и интегральная индивидуальность / М. Р. Щукин // Ежегодник российского психологического общества: Психология и практика. Т 4, вып.1. — Ярославль, 1998. -С. 202−203.
  178. , М.Р. Некоторые типологически обусловленные различия в протекании ориентировочной и исполнительской деятельности при усвоении начальных трудовых умений / М. Р. Щукин // Вопр. психологии. -1963. -№ 6.- С. 35−61.
  179. , М.Р. Полисистемная характеристика структуры и развития стиля деятельности / М. Р. Щукин // Полисистемное исследование индивидуальности человека / под. ред. Б. А. Вяткина. М.: ПЕР СЭ, 2005. — С. 17−49.
  180. , М.Р. Проблема развития стиля деятельности в свете новых фактов / М. Р. Щукин // Вестник ПГПУ. Серия 1, Психология. 2000. -№ ½. — С. 21—34.
  181. , М.Р. Проблемы индивидуального стиля в современной психологии / М. Р. Щукин // Интегральное исследование индивидуальности: Стиль деятельности и общения. Пермь: Изд-во Перм. гос. пед. инта, 1992.-С. 3−17.
  182. , М.Р. Преодоление негативных проявлений свойств нервной системы при формировании индивидуального стиля деятельности / М. Р. Щукин // Теоретические основы, прикладное применение и методики дифференциальной психофизиологии. Пермь, 1977.-С. 19−36.
  183. , М.Р. Проблемы индивидуального стиля деятельности в научной школе B.C. Мерлина / М. Р. Щукин // Вестник ПГПУ. Серия 1, Психология. 1998. — № 1 — С. 18−28.
  184. , М.Р. Роль интеллектуального фактора в индивидуальном стиле трудовой деятельности и его формировании / М. Р. Щукин // Интегральное исследование индивидуальности: теоретические и педагогические аспекты. -Пермь, 1988.-С. 11−22.
  185. , М.Р. Структура индивидуального стиля деятельности и условия его формирования : автореф. дис.. д-ра психол. наук: 19.00.01 / М. Р. Щукин. Новосибирск, 1994. — 40 с.
  186. , Э.Г. Системный подход и принципы деятельности / Э. Г. Юдин. М., 1978.-391 с.
  187. , КС. Принцип активности в педагогической психологии / И. С. Якиманская // Вопр. психологии. 1989. — № 6. — С. 5−13.
  188. , КС. Принципы построения образовательных программ и личностное развитие учащихся / И. С. Якиманская // Там же. 1999. -№ 3. — С. 39−47.
  189. , В.А. Влияние мотивации и интеллекта на уровень учебной активности студентов / В. А. Якунин // Вестник ЛГУ. 1977. — № 23. — С. 72−94.
  190. , В.А. Педагогическая психология : учеб. пособие / В. А. Якунин.-СПб.: Полиус, 1998. 639 с.
  191. Deci, E.L. Intrinsic motivation / E.L. Deci. New York: Plenum, 1975.
  192. Deci, E.L. The Psychology of Self-Determination. Lexington Books, D.C. Health and Company Lexington / E.L. Deci. Massachusets — Toronto, 1980. -242 p.
  193. Deci, E.L. Why we do what we do? / E.L. Deci. New York: A Gros-set/Putnam Book, 1995. — P. 58−59.
  194. Heckhausen, H. Motivationsanalyse der Anspruchsniveau. Setzung / H. Heckhausen I I Pschologiche Forschung. 1982. — № 1. -P. 25−55.
  195. Lewin, К. A dynamic theory of personality: Selected papers / K. Lewin. -New York: McGraw-Hill, 1935.
  196. Lompscher, J. Zum dialektischen Zusammenhang von Aneignung und Vermittlung in der Lern-und Lehrtatigkeit / J. Lompscher // Padagogische Forschung. 1981 .-№ 3.
  197. Lompscher, J. Das Tatigkeitskonzept in der Psychologic / J. Lompscher // Padagogische Forschung. 1982. -№ 4.
  198. Maslow, A. Motivation and personality / A. Maslow. 3rd ed. — New York: Viking Press, 1987.-411p.
Заполнить форму текущей работой