Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Юность: возрастные и социально-психологические аспекты

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Результаты были следующие: для юноши главное в жизни — здоровье и наличие хороших друзей, при условии, что имеешь интересную работу. Совсем неплохо быть уверенным в себе. Но этого можно добиться только на основе продуктивной, деятельной жизни. Вполне возможно, что все это может составить основу материального благосостояния. Хотя счастливая семейная жизнь и привлекательна, но дорога и свобода… Читать ещё >

Юность: возрастные и социально-психологические аспекты (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Введение

Глава I. Процесс социализация в юности

1.1 Становление личности в юношеском возрасте

1.2 Формирование ценностных ориентаций в процессе социализации Глава II. Жизненные составляющие подростка

2.1 Проблема выбора профессии

2.2 Дружба как элемент социализации в юности

2.3 Любовь как элемент социализации в юности

2.4 Девиантное поведение как форма десоциализации личности Заключение Библиографический список

Но в современном взгляде на процесс взросления человека принято считать, что период юности длится с 15 до 21 года. Обычно выделяют две фазы юности: ранняя юность, которая граничит с детством (подростки) (15−17 лет) и юность, которую можно рассматривать как начало вступления в зрелую жизнь (18−21 год).

Юность аккумулирует в себе все новообразования предыдущих возрастов, и они проявляются в юности в новом качестве. От раннего детства возвращается к юности эстетический тип мироощущения, чувство светлой бесконечности. Младший школьный возраст закладывает внимание к законам и порядкам мира внешнего, социального и морального. Новое их качество проявляется в том, что повзрослевший человек стремится не просто приспособиться к существующим законам, но и самому менять ситуацию, утверждая этот закон.

Из подросткового возраста ребенок вступает в новый период с умением сознательно подражать тем или иным образцам, со сложившимся представлением о себе как о личности, может применять волю для достижения определенной цели и начинает самоконструирование своей личности.

Происходит осознание своей индивидуальности, неповторимости, непохожести и уникальности. Внутренняя напряженность, свойственная этому возрасту, порождает чувство одиночества, которое усиливает потребность в общении со сверстниками и одновременно повышает избирательность. Поэтому огромное значение в юности приобретает дружба и любовь. Общение носит доверительный, интимный характер. Это возраст для установления близких, тесных, откровенных отношений с другими людьми. Дружба и любовь выступают своеобразными формами психотерапии, позволяя юношам и девушкам выразить переполняющие их чувства, получить поддержку, необходимую для самоутверждения.

Юношескими проблемами очень углублено занимался И. С. Кон, ему принадлежат такие работы, как «В поисках себя. Личность и её самосознание», «Психология старшеклассника», где он раскрывает основные аспекты юношеского периода. Так же юношеской проблематикой занимались Захаров А. И., Реан А. А., Шнейдер Л. Б, Мудрик А. В., Франкл В. и многие другие.

Актуальность проблемы юности заключается в том, что в это возрастной период острых проблем становления и развития личности, выбора будущей профессии и будущего жизненного пути. Тема юности всегда будет актуальна, т.к. каждый человек проходит через этот жизненный этап и сталкивается со многими трудностями в этом возрасте.

Объектом данной работы являются возрастные и социально-психологические аспекты юности, предметом — процессы социализации, самоопределения и самореализации личности в этот период.

Юношеский период — сложный этап в становлении, самоопределении и самореализации личности. Поэтому цель данной работы — осветить основные особенности социализации в психологии и в поведении человека в юности.

Задачи работы: раскрыть основные аспекты социализации личности в период юности, охарактеризовать взаимоотношения подростков со сверстниками, определить девиантное поведение как форму десоциализации личности.

Глава I Процесс социализация в юности

1.1 Становление личности в юношеском возрасте

Переходный возраст считается скачком в развитии, открытием собственного «Я», он заметно отличается как от детства, так и от взрослости, а также имеется грань в этом отношении и между подростком и юношей.

Хотя проблемы в юности у всех индивидов одни и те же, взрослеют все по-разному, действует закон «неравномерности созревания и развития». Эта неравномерность может быть как межличностная (отличия между сверстниками), так и внутриличностная (своеобразие в умственном, нравственном, физическом, половом развитии).

И. Кон писал, что в зависимости от индивидуальных особенностей существует три типа развития личности в юности. У первого типа период юности связан с эмоциональными трудностями, психологическими кризисами, конфликтами с окружающими и самим собой. У других людей юность протекает плавно, постепенно, им не свойственны романтические порывы, обычно ассоциирующиеся с этим периодом взросления, они легко включаются во взрослую жизнь, но делают это пассивно, формирование самостоятельности может блокироваться механизмами приспособления. Третьему типу людей присущи скачкообразные изменения, не вызыаающие эмоционального срыва. Эти юноши и девушки рано определяют свои жизненные цели, обладают самодисциплиной, стремлением к достижениям, самоконтролем, но они малоэмоциональны. [5]

Э. Эриксон считал центральным пунктом подросткового и юношеского «Я» кризис переходного возраста, который он назвал «кризисом идентичности». А канадский психолог Д. Марш выделил в нём четыре уровня, каждый из которых индивид переживает за период юности: «диффузную идентичность», «предрешенность», «мораторий» и «зрелую идентичность», зависящих от степени самоопределения человека.

«Диффузная идентичность» означает, что индивид ещё не вступил в период кризиса. «Предрешенность» означает, что индивид уже сделал ответственный выбор, но не самостоятельно. «Мораторий» означает, что юноша находится в процессе самоопределения. «Зрелая идентичность» — кризис переходного возраста завершён и индивид переходит к самореализации.

«Диффузной идентичности» и «предрешенности» соответствует меньшая интеллектуальная самостоятельность. Первой стадии наиболее характерны изолированность, трудности в принятии решений в экстремальных ситуациях и скованность в таких случаях. Представители стадии «Предрешенности» обладают самыми низкими показателями самостоятельности, в стрессовых ситуациях пытаются выйти из игры. Индивиды, находящиеся в стадиях «моратория» и «зрелой идентичности», характеризуются хорошей рефлексией, наибольшей интимностью характеров. 5]

В тоже время имеются существенные половые различия в формировании личности. Юношам важно их профессиональное определение, именно оно является показателем взрослости. Они склонны считать себя менее общительными, жизнерадостными, чем их сверстники, приписывать себе доброту и способность понять другого человека. Девушки же считают себя более искренними, верными и справедливыми. Им для осознания своей взрослости менее важна профессиональная определённость, т. к. из-за женской сущности — феминности — им более важна семья, межличностные отношения. Показателем взрослости для девушки может быть желание вступления в брак.

«Сами по себе половые различия весьма существенны, проявляясь и в направленности интересов, и в специфике эмоциональных решений, и в структуре общения, и в критериях самооценок, и в психо-сексуальном развитии, и даже в соотношении этапов и возрастных характеристик профессионально-трудового и брачно-семейного самоопределения». [10 c. 260]

В период юности происходит становление нового уровня самосознания, нового отношения к себе. Оценка своего «Я» приобретает иные формы в соответствии с оценкой окружающих людей.

Уже в ранней юности на основе выработки собственной системы ценностей формируется эмоционально-ценностное отношение к себе, т. е. самооценка начинает основываться на собственном поведении, собственных взглядах и убеждениях, результатах деятельности.

В 15−16 лет особенно актуальна проблема несоответствия «Я"-реального «Я"-идеальному, но, по мнению И. Кона, это вполне нормальное явление, естественное следствие развития. Расхождение «Я"-реального и «Я"-идеального связано не только с возрастом, но и с интеллектом. У интеллектуально развитых молодых людей различия между качествами, которыми они обладают и которыми хотели бы обладать гораздо выше, чем у их сверстников со средними интеллектуальными способностями. [12]

Многим подросткам свойственно преувеличение свойственно преувеличение собственной индивидуальности, которое с возрастом проходит, но индивидуальное начало не ослабляется. Напротив, с возрастом человек ещё больше ощущает своё отличие от «усредненного» сверстника.

Вместе с сознанием своей неповторимости, непохожести на других приходит чувство одиночества. Собственное «Я» нередко переживается как смутное беспокойство или ощущение внутренней пустоты, которую чем-то необходимо заполнить. Отсюда рост потребности в общении и одновременно повышение его избирательности, потребность в уединении, тишине, молчании, в том, чтобы услышать свой внутренний голос не заглушенным суетливой будничной повседневностью.

«Преувеличение своей уникальности, непохожести на других часто порождает застенчивость, страх показаться смешным, „потерять себя“ в общении, напряженную жажду излить душу и одновременно острую неудовлетворенность существующими формами общения». [5 c. 126]

Также одной из проблем юности является новое восприятие времени. Для ребёнка существует только настоящее, здесь и сейчас, но в юности положение меняется. Подростки и юноши начинают воспринимать время как нечто живое, связанное со значимыми событиями, причём главным измерением становится будущее. Молодые люди задумываются о своих стремлениях, перспективах, часто задаются вопросами: «Кем я стану?», «Что мне делать в будущем?», «Зачем я живу?». Порой может появляться ощущение, что время остановилось, и юноша может ощущать себя как ребёнком, так и старым человеком, уже многое пережившим.

Одной из тем в юношеском возрасте, которую обходят взрослые, является смерть. Для подростков и юношей эта тема звучит по-разному: для одних смерть является возрождением детских страхов, для других — интеллектуальной проблемой, связанной с необратимостью времени, для третьих — крушение всего, что старательно создавалось всю жизнь.

Развитие самосознания в юности начинается с оценки своих способностей, тела, внешности, поведения, качеств характера. Такая оценка происходит по каким-то усреднённым «нормам» и отклонения от них происходит по каким-то усреднённым «нормам» и отклонения от них болезненно переживаются.

Молодые люди строят планы на общественное и личное будущее, с трудом совмещают ближнюю и дальнюю перспективу. Но мечтая, юноши жаждут получения реальных, осязаемых результатов, немедленного удовлетворения своих желаний. Способность отсрочить непосредственное удовлетворение, трудиться ради будущего один из главных показателей морально-психологической зрелости.

1.2 Формирование ценностных ориентаций в процессе социализации

Ценностные ориентации — разделяемые личностью социальные ценности, выступающие в качестве целей жизни и основных средств их достижения и поэтому приобретающие функцию важнейших регуляторов соц. поведения индивидов. 14] Ценностные ориентации — это устойчивые образования сознания — основные его понятия, идеи, компоненты мировоззрения. Их существование связано с таким восприятием действительности, которое опосредуется социальными чувствами и которое возвышается над миром непосредственных потребностей и интересов. В сознании человека в форме ценностных ориентаций фиксируется самое важное для него. Система ценностных ориентаций является «жизненным планом», который необходимо реализовать. Ценность представляет собой один из основных механизмов взаимодействия личности и общества, личности и культуры. Ценность — это представление людей о нормах своего поведения, выражающее суть культурной эпохи.

Если ценности выражают некоторые абсолютные нормы, цели, идеалы, которым следует все общество, то ценностные ориентации относительны и индивидуальны: они описывают индивидуальное отношение к ценностям или выбор конкретных ценностей в качестве нормы своего поведения. При этом, как отмечает С. Л. Рубинштейн, ценностные ориентации, наряду с направленностью личности, проявляются в динамических тенденциях, которые в качестве мотивов определяют человеческую деятельность, сами, в свою очередь, определяясь ее целями и задачами. [11]

Хотя формирование ценностных ориентаций — длительный процесс, именно в юности происходит активное формирование ценностных ориентаций личности. Именно в юности появляются необходимые для этого предпосылки: накопление опыта, формирование понятийного мышления, определение социального положения.

В отечественной психологии для определения иерархии ценностных ориентаций юношей и девушек существует методика М. Рокича, основанная на ранжировании списков терминальных и инструментальных ценностей. Терминальные ценности — ценности сами по себе, то к чему должен стремиться человек. Ими может быть надёжная семья, равенство, безопасность, любовь, дружба, свобода, красота и т. д. Инструментальные ценности — ценности для достижения поставленных целей, средства-ценности. Ими могут выступать доброта, ответственность, пунктуальность, коммуникабельность, весёлость, логичность, честность, нежность.

Девятых С.Ю. проводилось исследование «Направленность и иерархия ценностных ориентаций в юношеском возрасте», в результате которого был сконструирован ценностно-ориентационный портрет юношей и девушек.

Результаты были следующие: для юноши главное в жизни — здоровье и наличие хороших друзей, при условии, что имеешь интересную работу. Совсем неплохо быть уверенным в себе. Но этого можно добиться только на основе продуктивной, деятельной жизни. Вполне возможно, что все это может составить основу материального благосостояния. Хотя счастливая семейная жизнь и привлекательна, но дорога и свобода. Возможно, есть люди, мечтающие обрести любовь и связывающие своё счастье со счастьем и благосостоянием других. С этим можно согласиться, если предстоящие заботы будут такими же необременительными, как развлечения. И уж совсем не стоит тратить время на переживание прекрасного в природе или искусстве, тем более — расстраиваться, когда нет возможностей реализовать себя в творческой деятельности.

Главными целями-средствами должны стать умение здраво рассуждать и ответственность, а для этого необходимо получать образование. Неплохо быть независимым и смелым в отстаивании своих взглядов, но при этом сохранить жизнерадостность при условии, что все — под контролем. Воспитанность и исполнительность, несомненно, важные качества успешного в своем деле человека, но вполне можно обойтись и без них, тем более, если твои запросы невелики. И уж совсем не нужно обременять себя нетерпимостью к недостаткам, и своим, и чужим, впрочем, и терпимостью к ним не следует себя особо обременять.

Ценностно-ориентационный портрет девушек будет выглядеть примерно так. Главное в жизни — здоровье и счастливая семейная жизнь, основанная на любви. Работа тоже важна, ведь она дает возможность обеспечить себя материально. При этом неплохо, если рядом всегда будут надежные друзья. Думать о счастье и благосостоянии других — важно, но пока с этим можно и не спешить, и, тем более, не следует беспокоиться об общественном признании или тратить время на переживание прекрасного в природе или искусстве.

Средства-цели, на которые ориентированы девушки, можно представить следующим образом. Главное — чистоплотность и воспитанность, но при этом важно быть чутким и ответственным. Умение здраво рассуждать, трудолюбиевсе это может способствовать успеху, но при этом неплохо было бы получить и образование. Не следует обременять себя ни излишним самоконтролем, ни нетерпимостью к своим недостаткам, к недостаткам других, впрочем, быть терпимым к ним также не стоит. Пожалуй, следует отказаться от высоких запросов и не тратить времени на переживание прекрасного в природе и искусстве.

Таким образом для юношей главное — работа, активная и продуктивная жизнь, при этом семья для них выступает как традиционный «тыл», что вполне вписывается в традиционную схему мужской успешности. Девушки, на первый взгляд, также традиционны, заявляя о том, что семья и любовь являются приоритетными. Но, при этом, ценность работы для них не ниже, чем для юношей. К традиционным для девушек целям-средствам добавляется умение здраво рассуждать и ответственность, что говорит о том, что они готовы строить свое счастье своими руками и больше не ждут «принцев».

Юноши и девушки стоят перед социальным и личностным самоопределением. Юноша (девушка) стремится понять свои способности и реализовать их, понять свое назначение в мире, смысл жизни, определить себя в обществе, занять позицию взрослого человека. Но самоопределение также предполагает и самоограничение, т.к. молодой человек уже ограничивает себя сферой деятельности, где будет себя реализовывать. [5]

Происходящее в юношеском возрасте личностное самоопределение является характерным и необходимым для этого периода жизни человека психологическим новообразованием. Это во многом характеризует социальную ситуацию вокруг индивида. В период юности для личности характерна заинтересованность смыслом жизни и, в частности, — собственного существования. Кроме того, что эти проблемы очень интересуют юношей и девушек, они широко обсуждаются среди сверстников и теми из взрослых, кто по мнению этих молодых людей заслуживает доверия и является больше другом, чем родителем или старшим наставником. По мнению М. Р. Гинзбурга, такая заинтересованность смыслом жизни говорит о нормально протекающем процессе самоопределения, а отсутствие её — об искажении. [7]

В юности человек осознанно подходит к выбору религии. Но возможно, что он предпочтет остаться атеистом или посвятит себя «разрушению религии в мире». Также может быть сделан выбор жизни, направленной на потребление и материальную выгоду.

Выбрать свой жизненный путь юноша должен самостоятельно. Хотя это может выглядеть как крушение всех принципов и идеалов, которые преподавались ребёнку: учили, учили, а он сделал всё наоборот, должное воспитание не проходит бесследно. Юноши, имеющие опыт любви, сострадания, милосердия, радость от получения знаний наиболее вероятно выберут «путь Добра». А. В. Мудрик писал, что юноша задаётся вопросами: Кто я такой?", «Зачем я в этом мире?», «Как ко мне относится общество?», «Как я отношусь к обществу?» и поиск ответа на этот вопрос и есть сущность процесса определения себя в мире. Он протекает под влиянием тех ценностей, которые сложились у человека в юности. [8]

Потребность в смысле жизни неразрывно связана с личностным самоопределением, становлением человеческого «Я» потому, что она является показателем взрослых форм поведения человека. Виктор Франкл считает поиск и реализацию смысла жизни как врождённую тенденцию, являющуюся основным двигателем развития человека и определяющую его поведение. [12]

Можно сделать вывод, что основными проблемами в становлении и развитии личности и её ценностных ориентаций являются несоответствие «Я"-реального «Я"-идеальному, преувеличение собственной индивидуальности, необратимость времени, смерть, необходимость самоопределения, выбор дальнейшей деятельности и ценностных ориентиров.

личность юношеский социализация дружба любовь девиантный

Глава II. Жизненные составляющие подростка

2.1 Проблема выбора профессии

Профессиональное самоопределение — это избирательное отношение индивида к миру профессий в целом и к конкретной выбранной профессии.

Юность традиционно рассматривается с позиции профессионального самоопределения. А. Е. Климов отдельно выделяет в юношеском возрасте стадию оптации — выбор человеком будущей профессии. Эта стадия охватывает период с 11−12 лет до 14−18.

Л.А. Головей считает, что основой адекватного профессионального выбора является формирование познавательных интересов и профессиональной направленности личности. В 16−17 лет усиливается интеграция интересов и в то же время их дифференцированность в соответствии с полом. Имеет место объединение познавательных и профессиональных интересов. Далее на этапе начальной профессионализации происходит сужение познавательных интересов, определяемое сформировавшейся профессиональной направленностью и выбором профессии. Профессиональная направленность опирается на индивидуально-психологические особенности, систему потенциалов личности и имеет достаточно выраженную половую специфику: у мальчиков чаще встречается техническая направленность, у девочек — социальная и художественная. [13]

Предпосылками профессионального самоопределения являются адекватная самооценка, эмоциональная зрелость, сформированный интеллектуальный потенциал.

В психологии развития профессиональное самоопределение делят на этапы. Первый этап — детская игра, во время которой ребёнок выбирает себе любую профессиональную роль, «проигрывает» её с соответствующим поведением. Второй этап — подростковая фантазия, в моменты которой подросток видит себя представителем понравившейся ему профессии. Третий этап, захватывающий подростковый возраст и юношеский — предварительный выбор профессии. Разные виды деятельности сортируются и оцениваются сначала с точки зрения интересов подростка, затем с точки зрения способностей и, наконец, с точки зрения его системы ценностей. Школьник больше занимается предметом, который его интересует, развивает свои способности к нему, а улучшение способностей ведет к более успешному выполнению деятельности и повышению интереса. Четвёртый этап — принятие решения, непосредственно выбор профессии, состоящий из двух элементов: 1) определение объема, квалификации труда и степени подготовки к нему; 2) определение специальности.

В современных условия подростку приходится выбирать свою будущую профессию и профиль обучения уже в 14−15 лет, когда у него ещё низкая активность в самоопределении и отсутствует способность самостоятельного выбора. Выбор учебного заведения в этом возрасте чаще всего психологически необоснован. Те юноши и девушки, которые получают среднее (полное) образование, чувствуют себя психологически более комфортно. Они понимают, что их дальнейший успех будет зависеть от правильного выбора профессии.

В поздней юности большинство юношей и девушек уже учащиеся высших учебных заведений и их включённость в производительный труд рассматривается скорее как воспитательная, нежели экономически эффективная.

Таким образом, юноши и девушки проходят длинный путь сознательного и несознательного выбора будущей профессии, при этом девушки чаще выбирают творческие специальности, а юноши — технические. Основы будущего успеха заключаются ещё в школе, когда подросток интересуется каким-либо предметом, поэтому очень важно, чтобы изначально был сделан правильный выбор.

2.2 Дружба как элемент социализации в юности

Дружба — личностные отношения между людьми, обусловленные духовной близостью, общностью интересов. 9] Явление человеческой дружбы придает устойчивость Я, так необходимую для осуществления выбора между бытием и небытием. Понимание этого приходит уже в юности.

В юности у человека возникает потребность в собственном воплощении в другом. Развитие тела, стремление Я к интегрированности обостряют потребность в подтверждении реальности собственного Я, обладающего не только потенциальной, но и истинной, принимаемой обществом силой. Появляется готовность к установлению особого отношения с другими — дружбы.

С переходом от детства к отрочеству и от отрочества к юности степень избирательности, устойчивости и интимности дружбы возрастает. Если младшие школьники не имеют разграничения в понятиях «друг» и «товарищ», то для юношей это отличие принципиально важно. Чем старше человек, тем меньше на его дружбу влияют внешние, ситуативные факторы. В детстве дружба без непосредственного контакта быстро разрушается, в юности же она способна сохраняться на расстоянии.

Рост избирательности дружеских отношений сопровождается ростом их устойчивости. С одной стороны, это объясняется повышением с возрастом стабильности интересов и предпочтений. С другой — с возрастом человек способен дифференцировать информацию и отодвигать на второй план её противоречивую часть.

Но самый важный сдвиг в психологии дружбы переходного периода — рост ее глубины, психологической интимности.

Юношеская дружба по своей природе полифункциональна, этим в первую очередь объясняется многообразие ее форм: от простого совместного времяпрепровождения до глубочайшей исповедности и самораскрытия. Но в отличие от групповых отношений, в основе которых обычно лежит какая-то совместная деятельность, дружба является прежде всего эмоциональной привязанностью. Реальная или подразумеваемая личностная близость для нее важнее, чем общность предметных интересов, хотя обычно эти моменты в какой-то степени совмещаются. 7]

Очень интересно, что юноши и девушки 15−16 лет тянутся к старшим, видя в них настоящих друзей. Дружба со взрослым человеком для них дорога и желанна. Им свойственно идеализировать своего взрослого друга.

Но потребность в друге-сверстнике ещё выше. Как юноши, так и девушки ставят на первое место дружбу с ровесниками. Однако, девушки гораздо чаще, чем юноши выбирают себе взрослых друзей. Фактически же у юношей и девушек преобладают среди друзей собственного пола сверстники либо ребята младше или старше их на 1−2 года.

Юношеская дружба предполагает некоторое сходство друзей. причем это скорее будет сходство в некоторых объективных характеристиках (пол, социальное положение), чертах поведения, но расхождение в психологических свойствах.

Было проведено небольшое исследование среди юношей и девушек в возрасте 18−21 год в виде интервью, касающееся их отношения к дружбе.

Согласно результатам, молодые люди считают, что настоящая дружба встречается среди их сверстников редко. С возрастом высказывания юношей и девушек относительно настоящей дружбы становятся всё более пессимистичными. Это говорит о том, что требования к дружбе с возрастом увеличиваются.

«У меня нет друзей. Есть только близкий по духу человек. Человек, который меня легко понимает, которому я могу даже не объяснять какое-либо дело — он поймёт это уже по выражению глаз. У нас существует особый язык, которого никто больше не понимает. Но он мне не друг. Я никогда не встречал таких людей, о которых говорят: Он мой лучший друг потому, что я ему доверяю как себе, во всём могу положиться на него и он меня никогда не предаст“. Таких друзей, о которых все говорят, никогда не было, нет, и он мне не нужен. Достаточно чтобы была любимая женщина. Дружбы же не существует. Существуют только общие интересы между людьми, и пока эти интересы будут сохраняться, будет сохраняться и дружба. Пропадают интересы, потребности удовлетворяются, „дружба“ больше ничего не может дать и она прекращает своё существование».

Никита, 21

Психологическая близость между друзьями в юности максимальна. От друга ожидают оценок, превышающих собственные. Таким образом, дружба ещё выполняет функцию поддержания самоуважения и уверенности в себе.

Важным фактором появления дружбы является, по-видимому, темперамент; импульсивные и эмоциональные люди легче раскрываются перед другими, и это вызывает ответный эмоциональный отклик, облегчая установление дружеского контакта. Есть люди, у которых потребность в психологической близости слабо развита. Это может быть вызвано не только эгоизмом или эмоциональной бедностью, но и погруженностью человека в предметную деятельность, когда меньше уделяется внимания собственным переживаниям и окружающим людям. Есть люди, у которых потребность в дружбе очень велика, но блокируется застенчивостью или эгоцентричной поглощенностью собой. [1]

Молодые люди могут отрицать существование дружбы со свойственной им юношеской горячностью, находить себе старших наставников, но так или иначе, каждый нуждается в близком человеке, который будет идти с ним по жизни.

2.3 Любовь как элемент социализации в юности

Потребность в любви в юности также велика как и в дружбе. Юношеская мечта о любви выражается в необходимости наличия эмоционального контакта, душевной близости. Причем потребность в самораскрытии и интимной близости и чувственно-эротические желания очень часто не совпадают и могут быть направлены на разные объекты. Как заметил один учёный, мальчик не любит женщину, к которой его влечет, и его не влечет к женщине, которую он любит.

Отмеченная 3. Фрейдом разобщенность чувственно-эротического и нежного влечений особенно типична для мальчиков. У многих из них бурный темп полового созревания опережает развитие коммуникативных способностей и способности к сопереживанию. Кроме того, на ребят влияет стереотип «маскулинности», согласно которому мужчина подходит к женщине с «позиции силы». Но старшеклассники ещё не ощущают этой силы и попытки её стимулировать приводят к ещё большим затруднениям. Также мальчики часто испытывают страх «потерять себя», «подчиниться».

Девочки сталкиваются с проблемами иного рода — они вынуждены скрывать свои увлечения, оберегая своё достоинство и репутацию. [6]

Разрешение этих внутриличностных противоречий во многом зависит от того, как сложатся межличностные отношения между юношами и девушками в более широком кругу общения. Между мальчиками и девочками остаётся определённая психологическая преграда, преодолеть которую не так-то просто. Психологическая близость сначала легче достигается с человеком собственного пола, с которым подростка связывают общий круг знакомых, общие переживания.

В целом, девушки чувствуют себя более свободно и уверенно в общении с юношами, чем юноши с девушками. Видимо, это связано не только с разницей в темпах созревания, но и с тем, что юноши строже, чем девушки, разграничивают любовь и дружбу. Потребность в дружбе с человеком противоположного пола выражает, в сущности, потребность в любви. У молодых людей значительно меньше друзей противоположного пола, чем друзей своего пола.

Любовь предполагает большую степень интимности, чем дружба, она как бы включает в себя дружбу. Если в начале юности человеком, с которым обсуждаются личные проблемы, обычно бывает друг своего пола, то позже это место занимает любимый (любимая). Сочетание духовного общения с сексуальной близостью допускает максимальное самораскрытие, на которое способна личность. Юноша 16−18 лет может довольствоваться обществом друзей своего пола. В более старшем возрасте отсутствие интимного контакта с девушкой уже не компенсируется однополой дружбой; больше того, чувствуя, что он отстает в этом отношении от сверстников, юноша иногда становится менее откровенен и с друзьями, замыкается в себе. Психосексуальные трудности — одна из главных причин юношеского одиночества.

Несмотря на упрощение взаимоотношений юношей и девушек, они не так элементарны, как это кажется некоторым взрослым. Современный ритуал ухаживания проще традиционного, зато он нигде не кодифицирован. Это создает нормативную неопределенность. Любовь в юности так же индивидуальна и многообразна, как и во взрослом возрасте.

Ученые выделили три гипотезы выбора любимого человека. Согласно первой юношам и девушкам свойственен поиск близкого человека, соответствующего их идеалу. Этот идеальный образ любимого у молодых, неопытных людей, большей частью расплывчат и содержит много нереальных, завышенных или несущественных требований, тогда как некоторые очень важные качества сплошь и рядом не осознаются, их значение проясняется лишь в практическом опыте брака. Вторая гипотеза утверждает, что влюблённый человек идеализирует объект своих «воздыханий», присваивая ему множество желательных черт, независимо от того, какой он на самом деле. Третья гипотеза в противоположность первой утверждает, что реальный человек становится идеалом: «Та и красавица, которую сердце полюбит». [6]

Было проведено небольшое исследование среди молодых людей 18−21 года в виде интервью, где юноши и девушки высказывали свои мнения относительно выбора любимого человека в поддержку одной из трёх гипотез.

Результаты были получены довольно расплывчатые, не многие молодые люди смогли выбрать только одну гипотезу выбора любимого человека. Большинство выбирало сразу 2 гипотезы, утверждая, что сначала они идеализировали своего партнёра, а после отбросили первоё впечатление и полюбили человека таким, какой он есть.

«Моя любовь, я думаю, прошла все стадии. Я искала близкого человека согласно своему идеалу, который в первую очередь должен быть не таким как все, выделяться из толпы. А ещё он должен быть зеркальным отражением меня. Когда я Его встретила и поняла, что у Него нет многих черт, которые мне нужны, я стала сама их Ему приписывать. Позже, узнав Его лучше, более глубоко, я поняла, что у Него есть все качества, необходимые мне. И я Его полюбила».

Яна, 18

По-видимому, все три гипотезы имеют основания, положения каждой из них сочетаются, но в каких пропорциях происходит это сочетание — науке пока неизвестно.

2.4 Девиантное поведение как форма десоциализации личности

Поведение некоторых подростков и юношей характеризуется нарушением принятых в обществе правил поведения, невыполнением рекомендаций и советов. Оно отличается от того поведения ребят, которое укладывается в нормативные требования семьи, школы, общества. Такое поведение, отклоняющееся от принятых в обществе моральных и правовых норм, называется девиантным. Оно включает антидисциплинарные, антисоциальные, делинквентные противоправные и аутоагрессивные (суицидальные и самоповреждающие) поступки. Причины такого поведения могут крыться в отклонении в развитии, трудных обстоятельствах жизни, особенностях физического развития, условиях воспитания и социального окружения. [3]

Оценивая свою внешность, подросток делает выводы о своей социальной ценности. Физически развитые мальчики чувствуют себя мужественно, уверенно, могут не бороться за уважение окружающими и воспринимаются окружающими как уже взрослые. Неуклюжие, худые, низкорослые, отстающие в развитии мальчики представляются окружающим маленькими, незрелыми и неприспособленными. Они нуждаются в опеке, постоянно стараются доказать свои способности, «храбрость» и полезность окружающей группе. Отсюда возникает постоянное эмоциональное напряжение, трудности в общении и, как следствие, девиантное поведение. [15]

Половое созревание также влияет на поведение. При преждевременном половом развитии в одних случаях возникают преимущественно эмоциональные расстройства, в других — нарушения поведения. При задержанном половом развитии появляются медлительность, несобранность, неуверенность, импульсивность и трудности приспособления.

Возникновение девиантного поведения может быть обусловлено психологическими особенностями. Появляющееся чувство взрослости приводит к завышению уровня притязаний, появляется эмоциональная неустойчивость, неустойчивость настроения, упрямство, импульсивность, стремление к самостоятельности. Наиболее неустойчивое настроение отмечается в 11−13 лет у мальчиков ив 13−15 лет у девочек. [16]

Подросток очень переживает свою несостоятельность в некоторых сферах жизни. Например, он может быть хорошим спортсменом, но не может наладить отношения с противоположным полом.

Среди поведенческих нарушений петербургский детский психиатр профессор Дмитрий Николаевич Исаев выделяет следующие:

Гиперкинетическое расстройство поведения — характеризуется недостаточной настойчивостью в деятельности, требующей умственного напряжения, тенденцией переходить от одного занятия к другому, импульсивностью, безрассудностью, склонностью попадать в неприятности, `асстройством поведения, заниженной самооценкой.

Расстройство поведения, ограничивающееся семьей. Оно включает антисоциальное или агрессивное поведение, проявляющееся только дома во взаимоотношениях с родителями и родственниками. Может иметь место воровство из дома, разрушение вещей, жестокость по отношению к ним, поджоги дома.

Несоциализированное расстройство поведения, характеризующееся сочетанием упорного антисоциального или агрессивного поведения с нарушением социальных норм и со значительными нарушениями взаимоотношений с другими детьми, изолированностью, отсутствием друзей, драчливостью, хулиганством, тяжёлыми вспышками гнева.

Социализированное расстройство поведения — отличается тем, что стойкое асоциальное (воровство, лживость, прогулы школы, уходы из дома, вымогательство, грубость) или агрессивное поведение возникает у общительных детей и подростков. Часто они входят в группу асоциальных сверстников, но могут быть и в составе неделинквентной компании.

Но не стоит рассматривать девиантное поведение лишь как негативное. Девиантное поведение — отклоняющееся от нормы. Такими отклоняниями могут быть изменения внешности, которые неприемлет общество, необычное поведение на улице, поведение, свойственное не подростку, а ребёнку или, наоборот, взрослому. К такому девиантному поведению относится приверженность молодых людей к субкультурам.

Таким образом, молодые люди в период юности проходят активную социализацию, которая в данном возрастном периоде является наиболее важной. Юноши и девушки определяют свой круг знакомых, свои интересы, свой дальнейший род занятий и очень важно в это время не сбиться с верного пути, не стать рабом пагубных влечений.

Заключение

Юность — чрезвычайно значимый период в жизни человека. Вступив в юность подростком, молодой человек завершает этот период истинной взрослостью, когда он действительно сам определяет для себя свою судьбу: путь своего духовного развития и земного существования. Он планирует свое место среди людей, свою деятельность, свой образ жизни.

В юности происходит становление человека как личности, когда молодой человек определяет для себя главные цели в жизни, ценности, формирует круг своего общения. И часто этот круг может своим поведением не входить в общепринятые правила. Очень важно в этот период не оступиться — не встать на путь наркомании, алкоголизма, проституции и других пагубных занятий, причины которых могут крыться в сложных взаимоотношениях с родителями, обществом, различных заболеваниях и травмах.

Юность — это пора возможной безоглядной влюбленности и крепкой дружбы. Человек находит себе спутников, возможно, на всю жизнь через трудности выбора, жизненные проблемы и их совместное решение. Друг — необходимая деталь в социализации личности, в познании общества, взаимоотношений людей. Потребность же в друге противоположного пола порождает любовь.

Именно в юности происходит восхождение человека до высочайшего потенциала человечности и духовности, но именно в этом возрасте человек может опуститься до самых мрачных глубин бесчеловечности.

Библиографический список

1. Абрамова Г. С. «Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов». — М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000.

2. Айвазова А. Е. «Психологические аспекты зависимости» СПб., 2003 г.

3. Алмазов Б. Н. «Психология социального отчуждения». Екатеринбург: «Уральская государственная юридическая академия», 2007.

4. Девятых С. Ю. «Направленность и иерархия ценностных ориентаций в юношеском возрасте» (анализ гендерных различий) http://academicon.ru/publ

5 Кон И. С. «В поисках себя. Личность и её самосознание» М.: «Политиздат», 1984 г.

6. Кон И. С. «Любовь небесного цвета» http://s5s.ru/zsf/nsf45/nsf45−102.htm

7. Кон И. С. «Психология старшеклассника» http://psychologylib.ru/books/item/f00/s00/z0000020/st019.shtml

8. Мудрик А. В. «Общение в процессе воспитания» М., 2001 г.

9. «Психологический словарь» Онлайн словари http://www.psylive.ru/?mod=psydictionaries&id=434<r=0

10. ."Психология подростка" под ред. Реана А. А., СПб., 2003 г.

11. Рубинштейн С. Л. «Основы общей психологии». СПб., 2003.

12 Семенюк Л. С. под ред. Фельдштейна Д. И. «Хрестоматия по возрастной психологии» М.: Институт практической психологии. 1996 г.

13. Склярова Т. В. «Психология юности. Профессиональное самоопределение». http://www.portal-slovo.ru/pedagogy/44 009.php?PRINT=Y

14. «Социологический словарь» Онлайн словари http://www.slovarus.ru/?di=222 941

15. «Руководство практического психолога: Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы» под ред. И. В. Дубровиной. 2-е изд. М., 1997

16. Шнейдер Л. Б. «Девиантное поведение детей и подростков» М.: Академический проект, 2005 г.

17. http://www.anypsy.ru/content/dve-fazy-yunosti

18. http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-31 621

19.http://academicon.ru/publ/devjatykh_s_ju_napravlennost_i_ierarkhija_cennostnykh_orientacij_v_junosheskom_vozraste_analiz_gendernykh_razlichij/1−1-0−108

20.http://www.vevivi.ru/best/Professionalnoe-samoopredelenie-lichnosti-ref64900.html

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой