Социально-психологическое обеспечение деятельности педагога: Ценностно-рефлексивный подход
Диссертация
Существует расхождение между реально действующими и декларируемыми ценностями. В силу недостаточно устоявшейся и слабо структурированной системы личностных ценностей и недостаточно развитой рефлексии педагог слабо ориентирован в реальной роли и значении той или иной ценности в своей жизнизначимость некоторых ценностей преувеличивается, а других преуменьшается. Ранее отрицаемые ценности такие как… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Теоретико — методологические основы исследования
- 1. 1. Психологическое осмысление деятельности педагога в современной культурно- образовательной ситуации
- 1. 2. Взаимодействие психолог — педагог: от парадигмы исследования к парадигме обеспечения
- 1. 3. Место психологии в деятельности педагога
- Глава II. Модели работы психолога с педагогами характеристика подходов)
- 2. 1. Психоаналитический подход
- 2. 2. Бихевиоральный подход
- 2. 3. Гуманистически-ориентированная психология и ее возможности в работе с педагогами
- 2. 4. Гигиенический подход: причины и разрешение эмоциональных проблем педагога
- Глава I. I1. Ценностно-рефлексивный подход к психологическому обеспечению деятельности педагога
- 3. 1. Исследование ценностно — смысловых оснований деятельности современного российского педагога
- 3. 2. Рефлексия ценностно-смысловых оснований деятельности педагогом как основа для ее осуществления
- 3. 3. Стратегия и принципы реализации ценностно-рефлексивного подхода к социально-психологическому обеспечению деятельности педагога
- Глава I. Y. Практика реализации ценностно-рефлексивного подхода в работе школьного психолога
- 4. 1. Методологическое и теоретическое обоснование методов работы школьного психолога, используемых при реализации ценностно-рефлексивного подхода
- 4. 2. Характеристика методов социально-психологического обеспечения деятельности педагога
- 4. 3. Взаимодействие «педагог — психолог — администрация» как условие социально-психологического обеспечения деятельности педагога в образовательном учреждении
Список литературы
- Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991.297 с.
- Азаров Н.Н. Стиль действования: рефлексивность импульсивность //Вопросы психологии. — 1982. -№ 3-С. 121−126.
- Акопов Г. В. Социальная психология образования. Самара, 1993.
- Алексеев Н.Г. Методологические, принципы проектирования образо-вателъных систем //Проектирование в образовании: проблемы, поиски, решения: Материалы научно-практической конференвдш, М., 1994. — С-74−81.
- Аминов Н.А., Аверина И. С., Аршавина Л. И. Экспресс-диагностика профессиональной пригодности учителей. Челябинск: 1991.- 56 с.
- Аминов Н.А. Дифференциальный подход к исследованию структурной организации главных компонентов педагогических способностей // Вопросвг психологии. — 1995. № 5. — С.5−18.
- Анализ задач школьной психологической службы (результаты исследования). Вологда. Обл. ин-т повышения квалификации и переподготовки педагог, кадров. Лаб. обл. психолог, службы. 1997. 45 с.
- Андреева Г. М. Социальная психология. М., Изд-во МГУ, 1989. — 432 с.
- Анисимов О.С. Основы методологического мышления. М.: Внеш-торгиздат, 1989.- 412 с.
- Ш. Антипов Г. Р. Присуще j) h науке нравственное начало? //Наука и ценности.- Новосибирск, 1987. — С.31−38.
- Антонова Н.В. Личностная идеитшшость современного педагога и особенности его общения. // Вопросы психологии. 1997. — № 6. -С.23−26.
- Анцыферова Л.И. -Психология повседневности: жизненный мир личности и «техники» ее бытия. // Психологический журнал. 1993.1. Т.14. № 2. — С.3−16. *
- Арсеньев А.С. Размышления о работе C.JI. Рубинштейна «Человек и мир». //Вопросы философии. 1993. — № 5. — С.
- М.Асеев В. Г. Мотивация поведения и формирование личности. М.: Мысль, 1976.- 158 с.
- Асмолов А.Р. Психология личности,— М.: Изд-во МГУ, 1990. 367 с.
- Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. М.: Ин-т прак. психологии- Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. -767 с.
- Балабанов П.И. Методологические проблемы проектировочной деятельности //Отв. ред. В.В. Чешев- АН СССР: Сиб. Отд. -Новосибирск: Наука, 1990.-200 с.
- Басов М.Я. Личность и профессия. М.- Л.: Госиздат, 1926. — 64 с.
- Батищев Г. С. Найти и обрести себя. // Вопросы философии. -1995. № 3 — С.103−109.
- Батищев Г. С. Особенности культуры глубинного общения. // Вопросы философии. 1995. — № 3. — С. 103−130.
- Баткин Л.М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности.-М.: Наука, 1995. 270 с.
- Батракова С.Н. Основы профессионально-педагогического общения. -Ярославль: ЯрГУ, 1986. 80 с.
- Бахтин М.М. К философии поступка //Философия и социология науки и техники: Ежегодник 1984−185 гг. М., 1986.- С.80−160.
- Бахтин М.М. К методологии гуманитарных наук //Эстетика словесногоVтворчества. М.: Искусство-, 1986. С. 116−148.
- Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности и трактат по социальному знанию. М.: Наука, 1995. — 226 с.
- Бердяев Н.А. Судьба России. М.: Изд-во МГУ, 1990. 240 с.
- Берн Э. Игры, в которые играют люди. М.: Прогресс, 1988. — 399 с.
- Берне Р. Развитие Я-концепции-и воспитание. М.: Прогресс, 1986. -422 с.
- Библер В С. М. М. Бахтин, или поэтика культуры. М.: Прогресс, 1991.-169с.
- Блауберг И.В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. М: Наука, 1973. — 270 с.
- Г. Богомолова Н. Н., Петровская JI.А. Групповая дискуссия //Социально-психологичеСкий климат коллектива. М: Изд-во МГУ, 1981. — С.41−76.
- Бодалев А.А. Психология общения: Избранные психологические труды. М-: Ин-т прак. Психологии- Воронеж: НПО «МЭДОК», 1996. -225 с.
- Бодров В. А. Психологические исследования проблемы профессионализации личности //Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала. М.: Ин-т психологии АН СССР, 1991. — С.3−26.
- Божович Е.Д. Из опыта организации психолого-педагогического консилиума-в школе //Вопросы психологии. 1983. — № 6. — С.81−87.
- Братусь Б.С. Опыт обоснования гуманитарной психологии. // Вопросы психологии. 1990. — № 6. — С.9−17.
- Братченко С. Ш Гуманистическая психология как одно из направлений движения за ненасилие. Спб.: РОБО, 1999. — 51 с.
- Бройль Луи де. По тропам науки. М.: Изд-во иностр.лит., 1962. — 295с.
- Брушлинский А.В. Проблема субъекта в психологической науке (статья третья) //Психологический журнал. 1993. — Т.14. — № 6. — С.3−15.41 .Бьюдженталь Д. Наука быть живым. М.: Изд-во «Класс», 1998. — 324 с. f
- Вардомацкий А.П. Аксио-биографическая методика.//Социологические исследования. 1991. — № 7. — С. 80−85.
- Варламова Е. Г1. Динамика творческой уникальности человека в рефлексивно-инновационном процессе. Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1997.-24 с.
- Варламова Е.П., Степанов С. Ю. Рефлексивная диагностика в системе образования. //Вопросы психологии.- 1996. № 4. — С.28−43.
- Варламова Е.П., Степанов C.IO. Управленческое консультирование: социопсихологический срез. //Социологические исследования. 1995. — № 6. — С.37−43.
- Варначева JI.B. и др. Школьные проблемы глазами психолога. М.: РПО, 1998.-198 с.
- Василюк Ф.Е. Методологический смысл психологического схизиса. //Вопросы психологии. 1996. — № 6. — С. 25−40.
- Василюк Ф.Е. Психология переживайий. М.: Изд-во МГУ, 1984. — 200 с.
- Василюк Ф.Е. От психологической практики к психотехнической теории //Моск. психотерапевтический журнал. 1992. — № 1.- С. 15−32.
- Введение в практическую социальную психологию /под ред. Ю. М. Жукова и др. -М.: Наука, 1994. 255 с.
- Вербицкий А.А. Деловая игра как метод активного обучения //Современ. высш. шк. -1982. № 3 (39). — С. 12−36.
- Вербицкий АЛ. Некоторые теоретико-методологические основаниянеобходимости разработки психологии образования как новой ветви психологической науки // Проблемы психологии образования. — М.: НИИВШ, 1992.-С.5−12.
- Вербицкий А.А. Психолого-педагогические основы контекстного обучения в вузе. Автореф. дис. .док. психол. наук. — М., 1991. — 55 с.
- Вербицкий А. А. Развивают ли деловые игры // Проблемы психологии образования. М., 1994. Вып.2.- С. 12−26.v
- Вербицкий А.А. Теория и практика контекстного обучения в вузе. -М.:НИИВШ, 1984. -48 с.
- Вербицкий А.А., Борисова Н. В. Технология контекстного обучешш в системе повышения квалификации. М.: НИИВШ, 1989. 44 с.
- Вербицкий А. А. Платонова Т.А. Формирование познавательной и профессиональной мотивации студентов. М. НИИВШ, 1986.
- Вильгельми В.В. Проверка валидности .MIJST-теста. Культурный анализ иррациональных идей, — Ярославль: Яр ГУ, 1996.-84 с,
- Волков И.П. Руководителю о человеческом факторе. JL: Лениздат, 1989.-221 с.
- Волкова Е.Н. Субъектность педагога: теория и практика: Автореф. дис.. докт. психол наук. — М., 1998. — 43 с.
- Воробьева Л.И. Гуманитарная психология: предмет и задачи //Вопросы психологии. -1995. № 2. — С.'19−30.
- Воронин В.Н., Тышковский А. В., Филиппов А. В. Модель проведения групповой дискуссии. //Психол. журнал. 1990. — № 2. — С. 16−25.
- Вьгготский Л.С. Исторический смысл психологической кризиса //Собр. соч.: В 6 т. М., 1982.- Т.5. — С.291−436.
- Вульфов Б.З., Харь кии ВН. Педагогика рефлексии. М.- Педагогика, 1995.- 172 с.
- Гадамер Х.-Г. Истина и кетод: Основы философской герменевтики. —
- М.: Прогресс, 1988. 704 с.
- Гачев Г. Д. О содействии гуманитарных наук развитию естественных // Методологические проблемы взаимодействия наук. — М., 1981.-С.68−80.
- Гессе Г. Игра в бисер. М: Правда, 19.92, — 493 с.
- Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М.: Школа-Пресс, 1995. 448 е.
- Гинзбург М.Р. Личностное самоопределение как психологическая проблема //Вопросы психологии. 1988.- № 2. — С. 19−26.
- Гиппенрейтер Ю.Б. и др. Феномен конгруэнтной эмпатии // Вопросы психологии. 1993. — № 4. — С. 61−68.
- Годфруа Ж. Что такое психология?: в 2 т. М.: Мир, 1992. — т. 1−2. — 411 с.
- Голицын Г. А. Рефлексия как фактор развития. //Проблемы рефлексии. -Новосибирск, 1987. -с.54−60.
- Головаха Е.И., Кроник А. А. Конструктивные функции психологии. // Психологический журнал. 1989. -Т. 10. — № 6. — С.24−33.
- Головаха Е.И., Кроник А.А Принципы конструктивной психологии // Конструктивная психология новое направление науки и практики. -Красноярск, 1989. -С.6−11.
- Головаха Е-И., Кроник А. А. Психологическое время личности. Киев: Наукова Думка, 1984. — 207 с.
- Голубева Э.А. Способности и склонности.- М.: Просвещение. 1989. -164.с.
- Гоноболин Ф.Н. Книга об учителе. М.: Просвещение, 1975. — 260 с.
- Границы науки: возможности альтернативных моделей познания: Науч.- аналит. обзор. М.: ИНИОН, 1991.- 47 с.
- Гриценко Г. Д. Социальное развитие советского учительства в условиях зрелого социализма. Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1985. — 20 с.
- Гришина Н.В. Помогающие отношения: профессиональные и экзистенциальные проблемы. М.: Тривола, 1997. — 240 с.
- Громыко Ю.В. Построение общественной практики средствами образования. //Вопросы психологии. 1998. -.№ 5. — С.37−48.
- Громыко Ю.В. Проектирование и программирование развития образования. -М.:МАРО, 1996.- 420 с.
- Гулыга А. В. Миф как философская проблема //Античная культура и современная наук. М.: Наука, 1985. — С.271−276.
- Давыдов В В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 1986.-240 с. «
- Давыдов В.В. Теория деятельности и социальная практика // Вопросы философии. -1996. № 5. — С. 52−63.
- Давыдов В.В. и др. О функциях рефлексии в игровом обучении руководителей // Вопросы психологии. — 1980. -.Nk 3. — С.79−84.
- Джеймс У. Беседы с учителями о психологии. М.: Совершенство, 1998. 149с.
- Дильтей В. Категории жизни // Вопросы философии. 1995. — № 10. — С.129−143.
- Дильтеи В. Описательная психология. Спб.: Алтейя, 1996. — 156 с.
- Донцов А.И. Проблемы групповой сплоченности. М.: МГУ, 1979.128 с. ' -
- Дружинин В.Н. Структура и логика психологического исследования. -М.г Академия, 1996. 216 с.
- Дудченко B.C. Методология исследования и преобразования социальных систем. Автореф. дис.. докт. социолог, наук.- М., 1994.- 41 с.
- Дудчснко B.C. Онтосинтсз конфлтега (к методологии исследования) // Социологические исследования. 1996. -№ 10. -С.50−63.
- Дудченко B.C., Макаревич В. Н. Игровые методы в социологии // Социологические исследования. —1990. -№ 12. — С. 103−112.
- Дудченко О.Н., Мытиль А. В. Семейная идентификация в кризисном обществе. //Социальная идентификация личности. М., 1993. С.69−83.
- Дункер К. Качественное (экспериментальное и теоретическое) исследование продуктивного мышления //Психология мышления М, 1965.- С.21−85.
- Дюркгейм Э. Самоубийство.- Спб.:Союз, 1998. 496 с.
- Дюркгсйм Э. Ценностные и «реальные» суждения // Социологические исследования.- 1991. -№ 2.-СЛ05-П8.
- ОЗ.Здравомыслов А. Г, Потребности. Интересы, Ценности, М.: Политиздат, 1986.- 221 с. 104.3имняя И. А. Педагогическая психология. М.: Логос, 1999. — 477 с. 105.3инченко В. П. Миры сознания и структура сознания. //Вопросы психологии. 1991.- № 2. — С. 15−37.
- Ю9.Ильенков Э. В. Философия и культура. М.: Полигиздат, 1991.- 462 с.
- Ю.Исаев Е. И. Новое содержание психологического образования педагога //Психология сегодня: Материалы I конференции сихологии. РПО.- Т.2. Вып.З. — М., 1996.- С. 3*2−38.
- Ш. Исаев Е. И. Проектирование психологического образовагам педагогов. //Вопросы психологии.1996. № 6. — С.48−57.
- П2.Исайчева Н. Д. Школа глазами учеников и учителей. //Вопросы психологии. 1990. — № 4. — С.68−74.
- Как построить свое «Я"/ред.В. П. Зинченко. М: Педагогика, 1991.-136 с.
- Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. М., Просвещение, 1987. — 190 с.
- Кант И. Сочинения. В 6 т. Т 5. М.: Мысль, 1966. — 564 с.
- Пб.Карпов А. В. Психология принятия управленческих решений. М.:1. Юрист, 1998.-440 е.
- Карпозова JI.M. Самоопределение профессионала в проблемной ситуации. // Вопросы психологии. 1990. — № 6. — С.75−82.
- Касавин И.Т. Познание в мире традиции. М.: Наука, 1990. — 207 с.
- Киссель М.А. Джамбаттиста Вико. М.: Мысль, 1980. 197 с.
- Клиланд Д., Кинг В. Системный анализ и целевое управление. М.: Сов. радио, 1977.-279 с. .
- Климов Е.А. Какую психологию и как преподавать будущим педагогам // Вопросы психологии. 1998. — № 2. — С.57−60.
- Климов С.Г. Изменения ценностных оснований идентификации (80−90 годы) // Социологические исследования. 1995. — № 1. — С.59−72.
- Клюева Н.-В. К проблеме отношения эмпирических и теоретических уровней познания в педагогической психЬлогии. //Тезисы конференции молодых ученых 1982−1983 г. / Яросл. гос. ун- т. Ярославль, 1983.- С. 12−14.
- Клюева Н.В. К организации познавательной деятельности студентов // Проблемы воспитания студентов в процессе обучения в свете решений Июньского Пленума (1983 г.) ЦК КПСС. Ярославль: Яросл. гос. ун-т., 1984.-С. 12−14.
- Клюева Н.В. К вопросу о целях и методах формирования коммуникативной компетентности в процессе обучения // Путиоптимизации учебно-воспитательного процесса в вузе. Ярославль: Яросл. гос. ун-т, 1985. С. 28−39.
- Клюева Н.В. О психолого педагогическом обосновании коллективных форм обучения в вузе. // Личность студента. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1985.-С. 27−29.
- Клюева Н.В. Формирование индивидуальных особенностей субъекта общения в условиях групповых форм обучения. // Материалы семинара -совещания «Психологические проблемы индивидуальности». Л.: Изд-во ЛГУ, 1985. — С. 18−23.
- Кпюева Н.В. В помощь куратору (методические рекомендации). -Ярославль: Яросл. гос. ун-т., 1985. 31 с.
- Клюева Н.В. Проблема коммуникаций и творчества в обучении // Наука и творчество. Методологические проблемы. Ярославль: Яросл. гос. ун-т, 1986.- С. 47−58.
- Клюева Н.В. Успешность обучения при групповой форме его организации-: Дис.. канд. психол. наук. — Л., 1987. -222 с.
- Клюева Н.В. Применение методов активного социального обучения при подготовке педагогов // Актуальные проблемы педагогической подготовки студентов. — Ярославль: Яросл. гос. ун-т, 1990. С. 30−41.
- Клюева Н.В., Свистун М. А. Программы социально-психологического тренинга. Рук. для ведущего. Ярославль: Содействие, 1992. — 68 с.
- Клюева Н В. Деловая игра как способ повышения эффективности деятельности преподавателей системы повышения квалификации // Тезисы докладов отраслевой научно-методической конференции Миннефтехимпрома СССР. Ярославль, 1992. — С. 16−18.
- Юпоева Н.В. К вопросу оптимизации взаимодействия преподавателя и студентов в процессе обучения // Психолого-педагогические проблемыоптимизации деятельности преподавателей вуза. Ярославль: Яросл. гос. ун-т, 1994.-С. 38−43.
- Клюева Н.В. Экзистенциальные проблемы и психологическая помощь в их разрешении // Актуальные проблемы подготовки учителей и школьных психологов. Ярославль: Яросл. гос. ун-т, 1994. С. 36−41.
- Клюева Н.В. Психологическая поддержка педагогов и администрации в условиях образовательного учреждения. Ярославль: Яросл. гос. ун-т, 1994.-32 с/
- Клюева Н.В. Психологическое обеспечение аттестации педагогических и руководящих работников образования //Аттестация руководящих и педагогических работников образования. Ярославль, 1994.-С. 53−54.
- Клюева Н.В. Психологическое обеспечение аттестации педагогов // Проблемы психологической помощи семье и школе: Межвуз. Темат. Сборник / Ред. Кол. С. Н. Батракова и др., Гос. ком. РФ по высш. Образованию, ЯрГУ. Ярославль, 1996. С. 8−11.
- Клюева Н.В. Роль психолога в развитии инновационного потенциала педагогического коллектива // Актуальные проблемы естественных и гуманитарных наук: Психология: Тезисы конф. Ярославль, 1995. — С. 26−28.
- Юпоева Н.В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению. Ярославль: Академия развития, 1996. — 237 с.
- МЗ.Клюева Н. В., Свистун М. А. Взаимодействие общества и образования (философско-психологические аспекты) М., 1996. — 17 с. — Деп. в ИНИОН РАН, № 52 028.
- Клюева Н.В. Экзистенциально-гуманистическая традиция в психологическом консультировании. М., 1996. — 20 с. Деп. в ИНИОН РАН, № 52 082.
- Клюева Н.В. Экзистенциальные аспекты бытия молодёжи (сравнительный анализ жизненных целей российских и немецких старшеклассников). М., 1997. — 18 с. Деп. в ИНИОН РАН, № 54 071.
- Клюева Н.В. Эффективность деятельности консультанта и факторы, влияющие на нее. М., 1997. — 24 е.- Деп. В ИНИОН РАН. № 55 011.
- Клюева Н.В. Психологическое сопровождение инновационной деятельности в школе // Гуманитаризация образования как фактор развития региональной социообразовательной среды: Материалы Всероссийской конференции 7−8 апреля 1997 г. Оренбург, 1997. — С.28.30.
- Клюева Н.В. Психологическое и социотехническое сопровождение инновационных процессов в школе: Материалы Международного семинара «Шаг навстречу». Ярославль, 1997. — С.20−44.
- Клюева Н.В. Гуманитарные основания психологического обеспечения педагогической деятельности //Ежегодник РПО. -М., 1998. Т.4, вып.2. -С. 104−106.
- Юпоева Н.В. Две Надежды. Школьный психолог. — 1998. — № 42. — 11 октября.
- Клюева Н.В. Чего ждать от взрослых? Школьный психолог. — 1998. -№ 44.-14 октября.
- Клюева Н.В. Жизненные цели молодежи постсоветской России стран Европы (Германия, Ирландия, Дания, Польша, Испания) // Прикладная психология. 1998. — № 3. — С. 18−25.
- Клюева Н.В. Поихологическое обеспечение педагогической деятельности (технологии работы психолога с педагогами). -Ярославль, 1998. 91 с.
- Клюева Н.В. и др. Я выбираю мир (образовательная программа по предупреждению жестокости и насилия для детей, подростков, их родителей и педагогов). Ярославль, 1998. — 56 с.
- Клюева Н.В. Взаимодействие «психолог педагог»: от парадигмы исследования к парадигме обеспечения //Изучение педагогической деятельности: поиск, проблемы, решения. — Ярославль: Яросл. гос. ун-т, 1999.-С.З-15.
- Клюева Н.В. Организационно-психологическое и управленческое обеспечение деятельности педагогов //Социальная психология XXI век. — Ярославль, 1999, Т. 1. — С.266−276.
- Клюева Н. В. Свистун М.А. Представления о педагогической деятельности учителей России и Германии (сравнительный анализ) //Изучение педагогической деятельности: поиск, проблемы, решения. — Ярославль: Яросл. гос. ун-т,. 1999. С.65−71.
- Юпоева Н.В. Коллоквиум международной ассоциации школьной психологии //Школьный психолог. 1999. — № 37. — 15 сентября.
- Клюева Н.В. Технологии работы психолога с педагогами. М.: Сфера. — 220 с. (в печати).
- Ковалев Г. А. Основные-направления использования метода активного социального обучения в странах Запада // Психологический журнал. -1989. -Т.2. № 1. — С.127−136.
- Ковалев Г. А. Три парадигмы в психологии три стратегии психологического воздействия //Водросы психологии. — 1987. — № 3. — С. 4150.
- Колпачников В.В. и др. Форум гуманистической психологии //Вопросы психологии. -1996.'№ 5. -С. 144−246.
- Кондратьева С.В. Учитель учешж. — М.: Педагогика, 1984, -80 с.
- Колытов А.Г. Психологическое конструирование и технология психопрактик //Конструктивная психология новое направление развития психологической науки и практики. — Красноярск, 1989. -С.24−28.
- Копьев А.Ф. Психологическое консультирование: опыт диалогической интерпретации // Вопросы психологии. 1980. — № 3. — С. 17−25.
- Котляревский Ю.Л., Косоглазенко К. А. Имитационно-игровое моделирование: понятийное и социотехническое самоопределение подхода // Конструктивная психология — новое направление развития психологической Науки и практики. Красноярск, 1989. — С.49−51.
- Корчак Я. Как любить детей: М.: Книга, 1980. — 482 с.
- Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. М., Академ, проект, 1999. — 240 с.
- Крипнер С., де Карвало Р. Проблема метода в гуманистической психологии//Психологический журнал. -1993. — Т. 14. -№ 2. С. 113−127.
- Кроник А.А. Выбор конструктивиста //Конфликт в конструктивной психологии. Красноярск, 1989. -С.4−7.
- Кубра М. Управленческое консультирование: В 2-х т. -М:Интерэкспорт, 1992. — Т. 1−2.
- Кузьмин Е.С., Волков И. П. Руководитель и коллектив. Л.:ЛГУ, 1974 -114 с.
- Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя. Л.: ЛГУ, 1967, -183 с.
- Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М.: Высш.шк., 1990. — 117 с.
- Кузьмина Н.В., Реан A.JI. Профессионализм педагогической деятельности. -СПб., 1993-. 218 с.
- Кузнецов В.Т. Герменевтика и гуманитарное познание. М.: Изд-во МГУ, 1991.-250 с.
- Кулюткин Ю.Н. Психологическое знание и учитель // Вопросы психологии. 1983, — № 3. — С.51−61.
- Кулюткин Ю.Н. Психология обучения взрослых. М.: Просвещение, 1985.- 128 с.
- Кулюткин Ю.Н. Творческое мышление в профессиональной деятельности учителя // Вопросы психологии. 1986. — № 2. — С.21−30.
- Кунц Г., О’Доннел С. Управление: системный и ситуационный анализ управленческих функций: В 2-х т. М.: Прогресс. Т. — 1981. — 495 с. Т.2. — 1982.-512 с.
- Лангуева' И. Верните учителю школу! // Народное образование. -1989. -.№ 12.- С. 32−40.
- Лапин Н.И. Модернизация базовых ценностей россиян.. // Социологические исследования. 1996. — № 5. — С.3−24.
- Лапин Н.И. Тотальное отчуждение и общий кризис раннесоциологического общества //Вестник АН СССР. 1990. — № 5. -С. 16−28.
- Лапин Н.И. Ценности, группы интересов и трансформация российского общества. // Социологические исследования. 1997. — № 3. -С. 14−36. 1
- Лапин Н.И. и др. Динамика ценностных ориентаций населения реформируемой России. -'М., 1996.- 197 с.
- Лапин Н.И., Пригожин А. И. «Социальные инновации» новое направление в организационной психологии на Западе. // Психологический журнал. -1982. — Т.З. — № 5. — С. 159−165.
- Лапин Н.Н., Сазонов Б. В. Человеческий фактор в нововведениях.// Психологический журнал. 1985. — № 4. — Т.6. — С.64−73.
- Левитан К.М. Основы педагогической деонтологии. М.: Наука, 1994. — 190 с.
- Лейманн А.Я. О методике и практике изменения организаций при помощи внегйних консультантов // Структура инновационного процесса. М., 1981. С.20−34.
- Лекторский В.А. Субъект, объект, познание. М.: Наука, 1980. — 359 с.
- Леонтьев А.А. Педагогическое общение. М.: Знание, 1979. — 45 с.
- Леонтьев А.А. Психология общения. Тарту: ТГУ, 1974. — 126 с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977.-304 с.
- Леонтьев Д. А Метод исследования смысловых связей в структуре образа мира //Экспериментальные методы исследования личности в коллективе: Тез. Всесоюзной научн.-исслед. конференции. Часть 1.-Даугавпилс, 1985: С.64−66.
- Леонтьев Д.А. Очерк психологии личности. М.: Смысл, 1993. — 64 с.
- Леонтьев Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции // Вопросы философии. 1996. — № 4. -С.15−27.
- Леонтьева В.Н. Образование как феномен культуротворчества. // Социологические исследования. 1995. — № 1. — С.138−142.
- Лефевр В.А. От психофизики к моделированию души // Вопросы философии. 1990. — № 7. — С.25−31.
- Лефевр В. Формула человека: Контуры фундаментальной психологии. -М.: Прогресс, 1991. 108 с.
- Лийметс Х.Й. Групповая работа на уроке. М.: Знание, 1975. — 64 с.
- Локк Д. Опыт о человеческом разуме // Избр. философ, произвед.. -Т.1. М.: Наука, 1960. — 270 с.
- JIomob Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. -М., Наука, 1984.-444 с.
- Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М.: Политиздат, 1975.- 524 с
- Мазилов В.А. Теория и метод в психологии. Ярославль: МАПК. -1998.-359 с.
- Макаревич В.Н. Групповая работа как метод конструктивной социологии.//Социологические исследования. 1993. — № 7. — С.89−95.
- Макаревич В.Н. Групповая работа как метод конструктивной социологии. // Социологические исследования. 1993. — № 11.- С.90−95.
- Макшанов С.И. Психология тренинга. Теория. Методология. Практика. СПб.: Образование, 1977. — 23*8 с.
- Мальковская Т.Н. Учитель ученик. — М.: Знание, 1977. — 64 с.
- Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. М.: Изд-во Прогресс, 1991. -414 с.
- Мамардашвили М.К. и др. Классика и современность: две эпохи в развитии буржуазной философии //Философия в современном мире. Философия и наука. М., 1972. — С.28−94.
- Маркова А.К. Актуальные проблемы психологии труда учителя // Советская педагогика. 198?6. — № 6. — С.56−62.
- Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: Междунар. Гуманитар, фонд «Знание», 1996. — 308 с.
- Маркова А.К. Психология труда учителя. М., Просвещение, 1993. -190 с.
- Мартынов Е.Г. Формирование системы управления процессом развития профессионального1 учебного заведения. Автореф. дне.. канд. пед. наук. М., 1998. — 24 с.
- Методы социальной психологии /Под ред Е. С. Кузьмина, В. Е Семенова. Л.:ЛГУ, 1977. 175 с.
- Мехтиханова Н.Н., Корнилов Ю. К. О содержании протокола «мышления вслух» при решении лабораторных задач //Мышление и общение: активное взаимодействие с миром /Под ред. Ю. К. Корнилова. -Ярославль: Яросл. гос. ун-т, 1988.-е.91−108.
- Миккин X: Психологический эффект обратной видеосвязи // Средовые условия групповой деятельности / Под ред. Х.Миккина. Таллинн, 1998. — С.167−181.
- Мириманова М.С. О роли рефлексии в развитии личности// Материалы I Всероссийской научной конференции по психологии РПО «Психология сегодня». М., 1996. — Т.2. — Вып.2. — С.84−85.
- Миронова М.Н. Попытка целостного подхода к построению модели личности учителя // Вопросы психологии. 1998. — № 1. — С.44−53.
- Митина Л.М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях // Вопросы психологии. -1997. -№ 4.-С.28−38.
- Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. М.: Изд-во «Флинта», 1998. — 201 с.
- Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. (Психологические проблемы). М.: Дело, 1994. — 258 с.
- Михайлов Ф.Т. Общественное сознание и самосознание человека. М.: Наука, 1990.-220 с.
- Мышление учителя: / Под ред. Ю. Н. Кулюткшга, Г. С. Сухобской.-М.: Педагогика, 1990.-104с.
- Муздыбаев К. Психология ответствешюсти.-Л.:Наука, 1983. —240 с.
- Немов Р.С. Солциально-психологический анализ эффективности деятельности коллектива. М.: Просвещение, 1984. 201 с.
- Никитин Е. П Объяснение функция науки- М.:Наукат 1970. — 280 с.
- Никитин Е.П. Открытие и обоснование. — М.: Мысль, 1988. 221 с.
- Никифорова XА. Философия как личный опыт // Заблуждающийся разум: Многообразие вненауч. знания. — М., 1990. — 324 с.
- Новиков В.В. Социальная психология: феномен и наука: (субъективные очерки о природе и особенностях социальной психологии, ее жрецах и искусниках) / МАПН. 2-е изд. испр. и доп. — М., 1998.-463 с.
- Орлов А.Б. Проблема перестройки психолого-педагогической подготовки учителя // Вопросы психологии. 1988. — № 1. — С Л 6−28 .249.0рлов А. Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики. ML: Онега, 1985.- 265 с.
- Отчет психологической службы Ярославской области. Ярославль: Департамент образования, 1997. — 36 с. 251 .Паршикова К. Избавились от трудного //Учительская газета. 1991. — № 34. — 30 окт.
- Пахальян В.Э. Роль психолога при подготовке и проведении педагогического консилиума//Вопросы психологии. 1994. — № 2. — С.86−90.
- Пезешкиан Н. Позитивная семейная психотерапия. М.: Смысл, 1993.-331 с.
- Педагогика Уважения/ Под ред. О.Минкиной.-СПб.: 1997. 92 с.
- Перлаки И. Нововведения в организациях.-М.Экономика, 1980.- 31с.
- Петровская JI.A. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг. М.: Изд. МГУ, 1989. — 216 с.
- Петровский А.В., ШпаАинский В.В. Социальная психология коллектива. -М.: Просвещение, 1978. 173 с.
- Пилшювский В. Золотой запас нации. США: взгляд на профессию //Учительская газета. 1990. — 12 сентября.
- Парыгин Б. Д Социально-психологический климат коллектива. JT.: Наука. 198L-192 с.
- Питере Т., Уотермен Р. В поисках эффективного управления. М.: Прогресс, 1986.-423 с.
- Пригожин А.И. Деловая культура: сравнительный анализ. // Социологические исследования. 1995. -№ 5. — С.74−81.
- Пригожин А.И. Нововведения: стимулы и препятствия: (Социальные проблемы инноватики). М.: Политиздат, 1989. — 270 с.
- Пригожин А.И. Организация: системы и люди. М.: Политиздат, 1983. — 176 с.
- Прикладная социальная психология /Под ред. А. Н Сухова и А. А. Деркача М.: Изд-во Ин-та практ. психологии, 1998.- 668 с.
- Проблемы психологии образования: Сб. статей. Вып.2 / Под ред А. А. Вербицкого.- М.: Логос, 1994. 122 с.
- Программа инновационной игры / М-во нефтеперераб. и нефтехим. пром-ти СССР, Ин-т повышения квалификации руководящих работников и специалистов, Яросл. фил. Ярославль, 1987. — 106 с.
- Прогнозное социальное проектирование. М.: Наука, 1989.- 255 с.
- Психология и новые идеалы научности* (материалы «круглого стола») // Вопросы философии. 1993. — № 5. — С.3−42.
- Подрез Н. Н. Экзистенциально-гуманистическая традиция в психотерапии. Дипломная работа Ярославль: ЯрГУ, 1994. — 97 с.
- Психологические проблемы социальной регуляции поведения /Отв.ред. Е. В. Шорохова, М. И,.Бобнева. М.: Наука, 1976.- 368 с.
- Психология учителя: Тезисы докладов к Y1I съезду Общества психологов СССР. -М.: Общество психологов CCCI?, 1989.- 170 с.
- Пузырей А.А. Культурно-историческая теория Л.С.Выготского и современная психология. М.: Изд-во МГУ, 1986.- 118 с.
- Пукшанский Б.Я. Обыденное сознание. Л.: Изд-во ЛГУ, 1987. — 152 с.
- Реале Дж., Антисерн Д. Западная философия от истоков до наших дней: в 4-х т. Т.2. Средневековье. — Спб.: ТООТК «Петрополис», 1995. -354 с.
- Реан А.А. Психология педагогической деятельности. Ижевск: Ижевский гос. ун-т, 1994. — 202 с.
- Реан А.А. Рефлексивно-перцептивный анализ деятельности педагога //Вопросы психологии. 1990. — № 2. — С. 77−82.
- Реан А.А., Баранов А. А. Факторы стрессустойчивости учителей // Вопросы психологии. 1997. — № 1. — С.61−74.
- Резник Т.Е., Резник Ю. М. Жизненное ориентирование личности: анализ и консультирование. //Социологические исследования. 1996. -№ 6. -С.110−119.
- Резник Т.Е., Резник Ю.М Жизненные стратегии личности //Социологические исследования. 1995. — № 12. — С. 100−106.
- Рейк9вский Я. Движение от коллективизма // Психологический журнал. 1993. -Т.14. — № 5. — С. 24−34. •
- Реньге В. Портрет хорошего учителя по-американски //Alter EGO. -1993. -№ 1.-С.34−47.
- Рикер П. Герменевтика. Этика. Политика / Отв. ред. и автор послесловия И. С. Вдовина. М.: АО «KAMI», 1995. — 165 с.
- Рикер П. Конфликт интерпретаций. М.: Медиум, 1995.- 411 с.
- Риккерт Г. О понятии философии. — М.:Логос, 1910. Кн. 1. 200 с.
- Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М.: Владос, 1995. — 527 с. (N
- Роговин М.С. Введение в психологию. М.: Высшая школа, 1969. -384 с.
- Роджерс К. Взгляд .на психотерапию. Становление человека. М.: Прогресс, 1994. — 479 с.
- Рожков М.И. Теоретические основы педагогики. Ярославль: ЯГПУ, 1994. — 63 с.
- Розин М.В. Научные интерпретации предмета психологии (от парадигмы естественно-научной к гуманитарной) //Психологический журнал. 1991.- Т.12. — № 2. — С.5−15.
- Розин М.В. Опыт изучения научного творчества Галилео Галилея //Вопросы философии. -1981. № 5. — С.73−85.
- Розин В.М. Психология и культурное развитие человека. М.: Изд-во РОУ, 1994.- 156 с.
- Розин В.М. Психология судьбы: программирование или творчество? //Вопросы психологи. 1992. — № 1. — С.98−105.
- Розин В.М. Психология: теория и практика. М.: Форум, 1997. — 296 с.
- Розов М.А. Знание как объект исследования. Воспоминания о работе новосибирского семинара. //Вопросы философии. 1998. — № 1. — С. 7689.
- Россия между прошлым и будущим. Сравнение показателей политической культуры населения 22-х стран Европы и Северной Америки / В. О. Рукавишникова, Л. Халман, П. Эстер, Т. П. Рукавишникова // Социологические исследования. 1995. — № 5. — С.75−90.
- Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. М.: Просвещение, 1990. — 127 с.
- Рубина Л. Я Профессиональное и социальное самочувствие учителей// Социологические исследования. 1996. — № 6. — С.63−76.
- Рубинштейн С.Л. Принцип творческой самодеятельности (к философским основам современной педагогики // Ученые записки высшей школы. Одесса, 1922. -Т.2. — С. 148−154.
- Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии. М.: Изд-во АН СССР.- 1959.-352 с.
- Рубинштейн С. JI Проблемы общей психологии. М.: Педагогика. -1976.-416 с.1
- Рудестам К. Групповая психотерапия. М: Прогресс, 1993. — 367 с.
- Рукавшшшков А.А. Опросник личностной ориентации. Руководство. —Ярославль: НПТД «Психодиагностика», 1996. —44 с.
- Рукавишникова Н.Г. Профессиональное самопознание студентов педагогического вуза.-Автореф. дис. канд. психол. наук.-М., 1999 г.- 22с.
- Сартр Ж. П, Экзистенциализм это гуманизм. //Сумерки богов. -М., 1989.-С.319−344.
- Свешцнхкий АЛ. Социальная психология управления. Д.: ЛГУ, 1986.- 175 с.
- Семенов В.Е. Типология российских менталитетов и имманентная идеология России //Вестник СпбГУ, — Серия 6. -1997. Вып.4. -С.59−67.
- Ю.Семенов Н. Н., Степанов С. Ю. Рефлексия в организации творческого мышления и саморазвитие личности // Вопросы психологии. — 1983. -№ 3. — С.149−163.
- Сидоренко Е.В. Психодраматический и недирективный подходы к групповой работе с людьми. СПб., 1992. — 150 с.
- Сидоренко Е.В., Хрящева Н. Ю. Тренинг в практической подготовке психологов.(Экспер.и приют. Психол. Вып. 14) /Под ред. А. А. Крылова. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1995. — С.99−106.
- Скитяева И.М. Экспериментальное исследование рефлексивных процессов психики. Диплом, работа.- Ярославль: ЯрГУ. 1999. 126 с.
- Сластегош В.А., Мшценко А. И. Профессиональная подготовка современного учителя//Совстская педагогика.-1991 .-№ 10. С.79−84.
- Сластешш В.А., Филиппенко Н. И. Профессиональная культура учителя. М.: Педагогика 1993 — 185 с.
- Сластенгш В.А. и др. Педагогика. М.: Школа-Пресс, 1997. — 512 с.
- Сластенин В.А., Шутенко А. И. Профессиональное самосознание учителя // Магистр.- 1995. №'4. — С.52−58.
- Слободчиков В.И. Психологические проблемы становления внутреннего мира человека//Вопросы психологии. 1986. — № 6. -С.14−22. «
- Слободчиков В.И., Исаев Е. И. Антропологический принцип в психологии развития //Вопросы психологии. 1998. — № 6. — С.3−18.
- Слободчиков В.И., Исаев Е. И. Психология человека. М.: Школа-Пресс, 1995.- 383 с.
- Слободчиков В.И., Исаева Н. А. Психологические условия введения студентов в профессию педагога // Вопросы психологии. 1996. — № 4. -С.72−80.
- Слободчиков В. И, Цукерман Г. А. Генезис рефлексивности сознания в младшем школьном возрасте //Вопросы психологии. 1990.- № 3. -С.25−36.
- Смирнова Е.А., Сопиков А. П. Рассуждения о рассуждениях. Рефлексивность сознания и личности // Социальная психология личности. Д.: Эйдос, 1974. — 220 с.
- Снайдер М. и др. Ребенок как личность. М.: Магистр, 1995. — 210 с.
- Современный философский словарь / Под ред. В. Е. Кемерова. М., 1996. 608 с.
- Сорока-Росинский В. Н. Школа Достоевского //Педагогические чтения. -М., 1991.-38 с.
- Социально-психологический тренинг / Под ред. Б. Д. Парыгина. СПб., 1997.-312 с.
- Социальная психология’за рубежом. М.: МГУ, 1974. — 240 с.
- Степанов С.Ю. Рефлексивно-гуманистическая психология сотворчества (науко-практика интенсивного развития человека и организаций). М., Петрозаводск: Петропресс, 1996. 94 с.
- Степанов С.Ю., Варламова Е. П. Рефлексивно-инновационный подход к подготовке кадров управленйя // Вопросы психологии. 1995. — № 1. -С.60−69.
- Степанов С.Ю. и др. Принципы рефлексивной психологиипедагогического творчества //Вопросы психологии. 1991. — № 5. — С.5
- Столин В.В. Диалоговая природа самосознания личности: Автореф. дис.. докт: психол. наук. М., 1985. -42 с.
- Столин В.В. Самосознание личности. Ivl.: Изд-во МГУ, 1983. -284 с.
- Табакова Ю.А. Исследование ценностных ориентаций педагогов (психологический анализ): Дипломная работа.- Ярославль, ЯрГУ, 1977. -96 с.
- Толстой JI.H. Педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1989. — 542 с.
- Трактат по социальному знанию. М.: Наука, 1995. — 380 с.
- Тулмин С. Человеческое понимание.- М.: Прогресс, 1984. 327 с.
- Тюков А.А. Организационные обучающие игры и моделирование процессов социального развития личности // Игровое моделирование: методология и практика. J Новосибирск, 1987. -С.48−61.
- Тюков А. А О путях описания психологических механизмов рефлексии //Проблемы рефлексии. Новосибирск, 1987. -С.68−75.
- Тюхтин B.C. Системно-структурный подход и специфика философского знания // Вопросы философии. 1968. — № 11.- С. 44−52
- Уманский JT. И. Контактная группа как коллектив объект организаторской деятельности // Психология воспитания в первичном коллективе. — Ярославль, 1980. — С.9−28.
- Уманский Л.И. Поэтапное развитие группы // Коллектив и личность. -М.: Наука, 1975. С. 120−160.
- Управление в образовании: Материалы международного семинара. Спб.: Образование, 1996. 265 с.
- Управленческое консультирование: В 2-х т. Т.1. Консультация управленческая. М.: СП «Интерэксперт»: Между нар. Акад. Менеджмента, 1992. 318 с.
- Учитель и школа: (Социологические аспекты педагогического труда) / Под ред. М. С. Комарова и В. И. Рыбаковой. Ярославль: «ДИА-пресс», 1999. — 84 с.
- Учитель. Школа. Общество. Социологический очерк 90-х годов.-СПб: СПб ГУПМ, 1995. 222 с.
- Фейдимен*Дж., Фрейгер Р. Личность и личностный рост: в 4-х вып. -М.: РОУ, 1994.
- Филатов В.П. Научное познание и мир человека. М.:Политиздат, 1989.- 270 с.
- Филина С.В. Использование саморегуляции для предотвращения синдрома «профессионального выгорания» у специалистов социальной сферы // Социальная психология XXI век. -Ярославль, 1999, — Т. 2. -С.362−364.
- Философский энциклопедический словарь. М.: Сов. энциклопедия. — 1983.-840 с. 1
- Форманюк Т.В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя // Вопросы психологии. 1994. — № 6. — С.57−64.
- Франк С.Л. Предмет знания. Д человека. Спб.: Наука, 1995. — 655
- Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990.- 366 с.с.
- Фромм Э. Искусство любви. М., 1990. — 62 с.358».Фрумкииа P.M. Экспериментальные методики изучения речевого мышления // Исследование речевого мышления и психолингвистике. -М., 1985. С.203−224.
- Фукс Хайнпритц В. Биографический метод // Биографический метод: история, методология и практика /Под ред. Е. Ю. Мещеркиной, В. В. Семеновой. М., 1994. — С.11−41.
- Фуко М. Герменевтика субъекта//Социологос. М., 1991. — С. 18−31.
- Хабермас Ю. Понятие индивидуальности //Вопросы философии. -1989.-№ 2.-С.35−40.
- Хараш А.У. «Другой» о его функции в развитии «я». //Общение и развитие психики. М., 1986. — С.21−31.
- Хасан Б.И. Конструктивная психология. Антропотехника. Конфликт// Конструктивная психология — новое направление развития психологической науки и практики. Красноярск, 1989. — С.20−23.
- Хекхаузен-Х. Мотивация и деятельность: В 2 т. М., 1986 — Т. 1−2.
- Холланд Дж. Вы и Ваша карьера /Руководство для выбирающего карьеру / Пер с англ. Смирновой О. Я. М.: Магистр, 1990. — 106 с.
- Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. М.: Барс, 1997. — 391 с.
- Царегородцева С. Лидер, но авторитарный // Учительская газета. -1991.-№ 11.-15 января.
- Цукерман Г. А., Мастеров Б. М. Психология саморазвития. М.: Интерпракс, 1995. — 288 с.
- Чарушина С.В. Ценностные составляющие педагогической деятельности. Курс, работа. Ярославль: ЯрГУ, 1997.
- Чирков В.И. Психологические основы подготовки кадров. Ярославль: ЯрГУ, 1988.-48 с.
- Чирков В.И. Самодетерминация и внутренняя мотивация поведения' человека // Вопросы психологии. 1996. — № 3. — С.116−133.
- Швейцер А. Культура и этика. М.: Прогресс, 1973. — 343 с.
- Швырев B.C. Научное познание как деятельность. М.: Политиздат, 1984, — 232 с.
- Шелер М. Формы знания в образовании // Человек. 1992. — № 4,5.
- Шушанскй Я. Методология рационализации. М.: Экономика, 1987. -247 с.
- Шостром Э. Человек манипулятор. — М.: ТПЦ «Полифакт», 1992. -128 с.
- Щедровицкий Г. П. Избранные труды. М.: Школа культурной политики, 1995. 560 с.
- Щедровицкий Г. П. Организационно-деятельностная игра как новая форма организации коллективной мыследеятельности //Методы исследования, диагностики и развития международных трудовых коллективов. М., 1983. С.153−178.
- Щедровицкий П.Г. Очерки философии образования. М., Педагогический центр «Эксперимент», 1993 .- 153 с.
- Эленурм Т., Оя Э., Терк Э. Опыт применения подходов организационного развития в некоторых организациях Эстонской ССР. //Структура инновационного процесса: Труды конференции. М., 1981. — С.117−121.
- Эльконин Б.Д. Кризис детства и основания проектирования форм детского развития //Вопросы психологии. 1992. — № 3 4. — С.7−13.
- Эткинд A.M. Психология практическая и академическая: расхождение когнитивных структур внутри профессионального сознания //Вопросы психологии. 1987. — № 6. -С.20−31.387 .Юнг К. Конфликты детской души. М.: Канон, 1994. — 224 с.
- Ядов В.А. Социологическое исследование. Методология, Программа. Методы. М.:*Наука, 1987. 245 с.
- Якунин В.А. Педагогическая психология. СПб., 1998. — 327 с.
- Якунин В.А. Обучение как процесс управления: психологические аспекты. Д.: Изд-во ЛГУ, 1988. — 160 с.
- Ялом И. Лечение от любви. М.: Изд-во «Класс», 1997.- 280 с.
- Янг С. Системное управление организацией. М., 1972. 455 с.
- Яценко Т.С. Психологические основы подготовки будущего педагога кучащимися. Автореф. дис.. докт. психол. наук. Киев, 3^-. tifact and behavioral research // Ed. Rosenthal, R/L/ Roshow N.Y., 1966.
- Barner R.W. Right for the job. Training and Development Journal, 1989, n. 7-p.46−51.
- Bennis W.G. Organization development. Addison-Wesley, 1969.
- E.Reinhardt Verlag, 1976. S.36.
- Carroll J.B. The contribution of psychological theory and educational research to the teaching of foreign languages. New York: Mc Graw Hill, 1996. *
- George R. L, Cristiani T.S. Counseling: Theory and Practice. 3rd Ed. Englewood Cliffs. N.J.: Prentice Hall. 1990.
- Giddens A. New role of sociological method. L., 1976.
- Deci E., Ryan R. Intrinsic motivation and self determination in human behavior. New-York. 1985. 340 p.
- Brunner R. Lehrertraining Grundlagen, Verfahren, Ergebnisse. Mbnchen.:
- Dieterich R., Elbing E., Peagitsch I., Ritsher H. Psychologie der Lehrerpersonlichkeit. Mbncheri, Basel: E. Reinhardt Verlag. 1983. — S.50−51.
- Ekeland I. Le Calcut, L’Imprevu. Paris. 1984
- Jahoda M. Current Concepts of Positive Mental Health. New York: Basic Books, 1958.
- Jourard S.M. Disclosing Man to Himsself. Princeton, et al., 1968, p.9−122.
- Kemp N. Self development: practical issness for facilitationss. — Journal European Industrial Training. 1989. N.5.-p. 1−28.
- Kluckhon C. Values and value orientations' in the theory of action // Towa, rd a general theory of action / Ed. By T. Parsons, E.Shils. Cambridge, 1951.
- Klueva N. «Style pedagogical activity and life aims of the youth in Germany, Ireland, Poland, Denmark, Russia» // Networkconference. -Glaenbach, Germany (3−7 May 1997) 18 p. ^
- Klueva N. Sense value and reflexive Basises of pedagogical activity -XXI1 Annual Colloqium of International School Psychology Association. Switzerland. 1999, — p. 62−63.
- Klueva N. Psychological Aspects of Management Counselling in Education / Psychology in Education. Switzerland. (В печати) 12 p.41 l. Kondo K. Burnot syndrome // Asian Medical J. 1991. № 34(11).
- Levine M. Making group collaboration work. Production and Inventory Management. 1987. G.3. — p.31−34.
- Manadement consulting. A guide to profession. Geneva, 1978.
- Margulies N., Black S. Perspectives on the implentation of participativeiapproaches. Human Resourse Management. 1987. N.3. — p.385−412.
- Maslash C. Burnout: Tne Cost of Caring. Englewood Cliffs. N.J.Prentice-Hall, 1982.
- Morris S.W. Varieties of Human value. University of Chicago Press. 1956.
- Naisburg-Fennig S. and others Personality characteristics and proneness to burnout: a study among psychiatrists // Stress Medicine. 1991. Vol. 7. P.201−205.
- В.Paine W.S. Job Stress and Burnout. Beverly Hills: Sage. 1981.
- Perls F. et al. Gestalt therapy:' Ehcitment and grouth in human personality. N.Y. 1965.
- Ryans D.G. Characteristics of teachers. Washington. 1960. 421. Schraml W. Eirifuhrung in die Tiefenpsychologie fur Padagogen und
- Sozialpadagogen, Stuttgart: Klett, 1970. S.210−214.
- Tausch R., Taush A. Erziehungspsychologie. Gottingen: Horfege, 1977. -S.374−398. *
- Министерство образования Российской Федерации Ярославский государственный университет им. П.Г.Демидова1. На правах рукописи
- КЛЮЕВА НАДЕЖДА ВЛАДИМИРОВНА (Социально-психологическое обеспечениеvj
- Специальность 19.00.05 социальная психология
- Диссертация на соискание ученой степени доктора психологических наук1. Ярославль 2000
- Тренинги, семинары и игры, проведенные под руководством Клюевой Н.В.
- Социально-психологический тренинг для студентов факультета психологии Ярославского государственного университета «Эффективное профессиональное общение». Ярославль. 1984 год. 15 человек.
- Социально-психологический тренинг для секретарей комсомольских организаций «Технология успеха» Ярославль. Обком ВЛКСМ. 24 человека.
- Деловая игра для психологов города Ярославля и области. «Место психолога в системе образования». Ярославль. 1985 год. 40 человек.
- Социально-психологический тренинг для педагогов начальной школы «Общение без насилия». Институт повышения квалификации руководящих и педагогических работников. Ярославль. 1985 год. 10 человек.
- Школа организаторов кнновационных игр. «Как строится программа профессионального развития «. ИПК Миннефтех"импрома. Ярославль. 1989 год. 30 человек.
- Деловая игра «Принципы непрерывности образования и возможности их реализации в социально-педагогическом комплексе». Школа № 87, Ярославль. 1993 год. 16 человек.
- Инновационная игра с элементами социально-психологического тренинга для завучей общеобразовательных школ «Как научиться работать в команде». ИПК руководящих и педагогических работников образования. Новгород. 1994 год. 40 человек.
- Инновационная игра «Гимназия как новый тип образовательного учреждения: цели, задачи и методы их достижения». Школа гимназия № 1. Новгород. 1995 год. 60 человек.
- Инновационная игра «Стратегия и тактика развития школы как лицея». Школа № 86 (лицей). Ярославль. 1996 год. 75 человек.
- Группа экзистенциально-гуманистической ориентации. Школа № 86 (лицей). Ярославль. 1996 год. 8 человек.
- Социально-психологический тренинг для администрации. Школа № 86(лицей). Ярославль. 1997 год. 6 человек.
- Группа личностного роста для психологов. ИПК работников образования. Вологда.1996 год. 12 человек.
- Группа личностного роста для педагогов. ИПК работников образования. Ярославль. 1996, 1997, 1998 гг. 34 человека.
- Группа экзистенциально-гуманистической ориентации для психологов. ИПК руководящих и педагогических работников образования. Ярославль. 1996, 1997, 1998 гг. 22 человека.
- Семинар «Психологическое обеспечение деятельности педагога». ИПК работников образования, г. Вологда. 1997 год. 1998 год. 50 человек.
- Инновационный семинар «Специфика управления коллективом инновационного образовательного учреждения» для директоров и завучей школ г. Ярославля и области. Департамент образования. 1996 год. 25 человек.
- Инновационный семинар для директоров гимназий и лицеев «Управление инновационными процессами в образовании». Департамент образования, г. Кострома.1997 год. 44 человека.
- Международный семинар 'Шаг навстречу» «Управление развитие педагогов в условиях инновационной школы». Грант Фонда Сороса № MW 96−201−1 611 096−1681. Ярославль. 1997 год. 32 человека.
- Тренинг «Конфликты в педагогической деятельности». Строительный техникум. Ярославль. 1998 год. 16 человек.
- Деловая игра «Профессиональное развитие педагогов как фактор повышения эффективности учебно-воспитательного процесса в строительном техникуме». Ярославль. 1999 год. 65 человек.
- Проблемный семинар «Проблемы и перспективы развития учебно-воспитательного процесса в торговом техникуме». Ярославль. 1999 год. 32 человека.
- Тренинг «Эффективное педагогическое общение». Торговый техникум. 1999. 14 человек.1. Опросник «Жизненные цели»
- Авторы: Э. Диси, Р. Райан (Рочестерский университет, США). Авторы адаптации: Клюева Н. В., Чирков В. И.,
- Жизненные цели Ранг по степени важности
- Безопасность и защищенность (жить в обществе свободном от преступлений и насилия, в предсказуемой и безопасной среде, быть защищенным от зла).
- Служение людям (работать на благо общества, помогать нуждающимся, помогать людям сделать свою жизнь счастливой).
- Власть и влияние (оказывать существенное влияние на других людей, быть сильной и доминирующей личностью, быть лидером и организатором).
- Известность (стать знаменитым, достичь того, чтобы Ваше имя было известно многим людям, быть человеком, которым многие восхищаются).
- Автономность (иметь возможность делать то, что Вы считаете важным и интересным- быть свободным от контроля со стороны других, быть хозяином своей судьбы^.
- Материальный успех (достичь финансового благополучия, иметь высокооплачиваемую работу).
- Богатство духовной культуры (осознавать всю глубину интеллектуального и эстетического богатства человеческой культуры, находить духовное обогащение в работах великих мыслителей, писателей и художников, как можно чаще посещать музеи,
- Жизненные цели Ранг по степени важностихудожественные галереи и выставки).
- Личностный рост (постоянно самосовершенствоваться, реализовывать свои способности и задатки, быть в согласии с самим собой).
- Здоровье (иметь крепкое здоровье, сравнительно мало болеть, быть довольным своим физическим состоянием или спортивной формой).
- Привязанность и любовь (разделять жизнь с любимым человеком, любить и быть любимой, быть окруженным заботливыми людьми, на которых можно положиться)
- Привлекательность (быть внешне привлекательной личностью, успевать следить за модой и одеждой, часто слышать от окружающих комплименты по поводу своей внешности)
- Чувственные удовольствия и наслаждения (вести жизнь полную удовольствий и развлечений, постоянно открывать для себя различные стороны секса, приобретать новый чувственный опыт).
- Межличностные контакты и общение (иметь много хороших и интересных знакомств, иметь верных и понимающих друзей, принадлежать к определенной социально-психологической группе).
- Богатая духовно-религиозная жизнь, (любить Бога и жить в соответствии с его волей, говорить и думать о Боге, участвовать в религиозных обрядах с людьми одной с Вами веры)
- Авторы: Иванов П. Н., Колобова Е.Ф.
- Обоснование и способы интерпретации результатов MUST теста.
- Обработка результатов MUST-теста (выделение МАСТ тем) проводилось совместно тремя психологами экспертами
- Свобода, открытость и демократия в обществе.
- Безопасность и защищенность.
- Высказывания, касающиеся обеспокоенности непредсказуемыми событиями в обществе и страхов за свою жизнь и жизнь своих близких («Ужасно, если. начнется война», «Ужасно, если. зло восторжествует»,).3. Служение людям.
- Утверждения этой группы связаны со стремлением педагога проявлять власть над другими, оказывать на них влияние: «Ужасно, если. меня ни во что не ставят», «Я непременно должна. быть авторитетом для своих учеников».5. Известность.
- В эту группу входят утверждения, связанные со стремлением обратить на себя внимание, быть известным многим людям: «Ужасно, если. обо мне все забудут когда я умру», «Я непременно должна. оставить свой след в жизни».6. Автономность.
- Богатство духовной культуры.
- Утверждения, касающиеся стремления к духовному совершенствованию, желания приобщиться к достижениям культуры, искусства и т. п.: «Я непременно должна. находить время для чтения», «Я не могу терпеть. нищих духом».9. Личностный рост.
- Утверждения, касающиеся требований к себе, стремлением к развитию себя как личности и профессионала: «Я не могу терпеть. когда люди не стремятся к высоким целям», «Я непременно должна. не останавливаться на достигнутом уровне».10. Здоровье.
- П. Привязанность и любовь.
- Утверждения этой группы свидетельствуют о потребности педагога иметь близких людей, выражают озабоченность по поводу отношений со значимыми людьми: ''Ужасно, если. я буду совсем одна», «Ужасно, если .тебя никто не любит».12. Привлекательность.
- Утверждения, касающиеся физического комфорта, получения удовольствия от таких сторон жизни как хорошая еда, вино, секс и др.: «Я непременно должна. попробовать в этой жизни все», «Не могу терпеть. «синих чулков».
- Межличностные контакты и общение.
- Утверждения, касающиеся потребности чувствовать себя частью какой либо группы, иметь своей круг общения, страхов, связанных с одиночеством и непониманием: «Ужасно, если. меня перестанут понимать окружающие», «Ужасно, если. совсем нет друзей».
- Богатая духовно-религиозная жизнь.
- Утверждения, касающиеся веры в Бога, стремления жить в соответствии с религиозными убеждениями: «Ужасно, если я потеряю веру в бога», «Я непременно должна. сходить в церковь»).