Комплексная методика работы с военно-историческим текстом на занятиях по русскому языку в военном российском вузе
Диссертация
Иностранные военнослужащие (ИВС) в российских вузах получает военную специальность на русском языке. Соответственно специфическими являются формы организации учебного процесса с доминирующей речевой подготовкой к получению военной профессии. В военно-профессиональной подготовке ИВС учтены специальные государственные указы, законы, положения, постановления РФ, определяющие роль русского языка… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Лингвистические и лингводидактические основы обучения общей специальной военной речи в военном вузе
- 1. Новые стандарты высшего военного образования, требования к военно-профессиональной направленности учебной дисциплины «Русский язык»
- 2. Предметная компетенция военной истории
- 3. Типологические особенности речевой организации военно-исторических текстов: отбор в учебных целях
- 4. Лингводидактический комментарий. Принципы отбора дидактического материала: терминологического, лексико-грамматического, текстового для комплексной работы с военно-историческим текстом
- Выводы по первой главе
- Глава II. Комплексная методика работы с военно-историческим текстом. Опытно-экспериментальное обучение
- 1. Цели и задачи опытно-экспериментального обучения, реализация методики комплексной работы с текстом
- 2. Структура и содержание экспериментальной программы «Обучение общей военной специальной речи: военно-историческая сфера речевого общения»
- 3. Результаты опытно-экспериментального обучения
- Выводы по второй главе
Список литературы
- Актуальные вопросы обучения основным видам речевой деятельности. -М.: МГПИИЯ им. М.Тореза, 1975. С. 223.
- Актуальные вопросы формирования интереса в обучении. М.: Просвещение, 1984. С. 176.
- Аврасин В.М. Некоторые закономерности речи в зависимости от ситуации общения / Культура, общение, текст. М.: Наука, 1988. — С.94−106.
- Азимов А. Язык науки. М.: Русский язык, 1985. — 184 с.
- Актуальные проблемы преподавания русского языка в странах Азии, Африки, Среднего и Ближнего Востока. М.: Изд-во МГУ, 1973. — 242 с.
- Альманах психологических тестов. М.: КСП, 1995. — 400 с.
- Альникова В.Ю. Развитие способности мыслить при обучении русскому языку как неродному / Актуальные проблемы обучения русскому языку иностранных специалистов. Смоленск: ВУВПВО, 1999. — С. 107−109.
- Андреев ИД. О методах научного познания. М.: Наука, 1984. С. 182.
- Аносова Л.Г. Общие лингвистические закономерности восприятия текста. В кн.: Материалы VIII Всесоюзного симпозиума по психолингвистике и теории коммуникации. — М.: АН СССР, 1985. С.88−89.
- Андрющенко Т.Я. Структура текста как инструмент исследования смыслового восприятия речевого сообщения / Культура, общение, текст. М.: Наука, 1988. — С.127−138.
- Артемьев O.A. Активизация познавательной деятельности курсантов ввузов на основе системы профессионально-ориентированных учебных ролевых игр. АКО. М.: ВУ, 1991. — 16 с.
- Арутюнов А.Р. Коммуникативное обучение и современные учебники. -М.: Русский язык, 1989. С. 240.
- Арутюнов А.Р., Чеботарев A.B., Стружко О. В. Тексты коммуникативного контроля. М.: Русский язык, 1992. С. 138.
- Арутюнов А.Р. Теория и практика создания учебника русского языка для иностранцев. М.: Русский язык, 1990. 112 ч.
- Асмолов А.Г. Психология личности. М.: Педагогика, 1990. -457 с.
- Аспекты общей и частной лингвистической теории текста / Под ред. Н. А. Слюсаревой. М.: Наука, 1982. — 170 с.
- Бабайлова А.Э. Текст как продукт, средство и объект коммуникации при обучении русскому языку. Саратов: СГУ, 1987. — 320 с.
- Бабанский Ю. К Рациональная организация учебной деятельности. М.: Знание, 1981.-96 с.
- Беспалько В. П. Слагаемые педагогических технологий. М.: Педагогика, 1989.-206 с.
- Бердяев H.A. Самопознание. М.: Книга, 1991. — 445 с.
- Берков В.Ф. Логика вопросов в преподавании. Минск: БГУ, 1987.104 с.
- Быстрова Е.А., Кудрявцева Т. С. О стандарте по русскому языку как государственному языку Российской Федерации / Материалы IX Конгресса МАПРЯЛ, Братислава, 1999. С.82−84.
- Быстрова Е.А. Коммуникативная методика в преподавании родного языка // Русский язык в школе, 1996, № 6. С. 14−21.
- Богомолов А.Н. Методическая модель обучения текста массовой коммуникации // Русский язык за рубежом, 1998, № 4.
- Бойко В.А. Отбор и методическая обработка научных текстов в учебных целях. ЯКД. Минск: БГУ, 1980. — 18 с.
- Брудный A.A. Понимание и общение. М.: Знание, 1989. — 84 с. Бриллюэн Л. Наука и теория информации. Пер. с англ. М.: Физматгиз, 1960.
- Божович Е.Д. Некоторые вопросы обучения по образцам // Вопросы психологии, 1980, № 2. С.15−21.
- Бочарова Е.П. Дидактические основы обучения будущих специалистов самоконтролю знаний. АКД. СПб.: ПГУ, 1996. — 16 с.
- Вайс В. Высказывания тождества в русском языке: опыт их ограничения от высказываний других типов / Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 15. -М.: Наука, 1985. С.434−463.
- Вежбицка А. Язык, познание, культура. М.: Наука, 1996. — 184 с.
- Вежбицка А. Восприятие: семантика абстрактного словаря / Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 18. М.: Наука, 1986. — С.336−369.
- Верещагин Е.М., Костомаров В. Г. Язык и культура: Лингвострановедение в преподавании русского языка как иностранного. М.: Русский язык, 1990.
- Верещагин Е.М. Психологическая и методическая характеристика двуязычия. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1969. — 1 85 с.
- Выготский U.C. Избранные психологические исследования. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956.-305 с.
- Взаимосвязанное обучение видам речевой деятельности. М.: Русский язык, 1985. — 304 с.
- Ван Дейк Т. Вопросы прагматики текста. В кн.: Новое в зарубежной лингвистике. — М.: Прогресс, 1978, вып. VIII. — С. 185−204.
- Винокур Т.Г. Говорящий и слушающий. Варианты речевого поведения. -М.: Наука, 1993.- 172 с.
- Вольф Е.М. Функциональная семантика оценки. М.: Наука, 1985.244 с.
- Всеволодова М.В., Деменыпьева О. Д. Проблема синтаксической парадигматики: коммуникативная парадигма предложений. М.: Наука, 1997. -240 с.
- Гак В. Г. Высказывание и ситуация / Проблемы структурной лингвистики. М.: Наука, 1973. — С.349−372.
- Гальперин П.Л. Текст как объект лингвистического исследования. М.: Наука, 1981.- 139 с.
- Геблер Л. Методическая концепция учебного пособия по обучению языку специальности. М.: Педагогика, 1990. С. 188.
- Гез Н.И., Ляховицкий М. В., Миролюбов А. А., Фломкина С. К., Шатилов С. Ф. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. М.: Высшая школа, 1982.
- Голубева А.В. Русский язык для специальных целей (специфика, отбор и представление материала в учебных пособиях) / Материалы IX Конгресса МАПРЯЛ, Братислава, 1999. С.118−119.
- Государственный образовательный стандарт по РКИ, I сертификационный уровень. М.: Русский язык, 1998.
- Государственный образовательный стандарт по РКИ, III сертификационный уровень. М.: Русский язык, 1999.
- Городникова М.Д., Будаси Э. В. Научно-популярная статья как тип текста // Филологические науки, № 5−6, 1995. С.79−85.
- Городникова М.Д. Лингвистика текста и обучение ознакомительному чтению.-М.: 1987.
- Губчик И.А. Семантико-статистический метод формирования иноязычного лексического фонда. АКД. СПб.: ПГУ, 1994. — 19 с.
- Даниленко В.П. Русская терминология. Опыт лингвистического описания. -М.: Наука, 1977.- 184 с.
- Дьяченко И.А. Научный принцип построения вузовского учебника для изучающих язык в неродственной языковой среде. М.: Русский язык, 1976. -124 с.
- Доблаев Л.П. Смысловая структура учебного текста и проблемы его понимания. -М.: Педагогика, 1982. 176 с.
- Доблаев Л.П. Логико-психологический анализ текста. Саратов: СГУ, 1969.- 157 с.
- Долинин К.А. Интерпретация текста. М.: Просвещение, 1985. — 195 с.
- Добровольская В. В. Путь реализации гибкой модели на основном этапе обучения // Теория и практика русистики в мировом контексте. М.: Диалог -МГУ, 1997. — С.58−65.
- Дридзе Т.М. Текстовая деятельность в структуре социальных коммуникаций. -М.: Наука, 1984. -268 с.
- Жинкин Н.И. Механизмы речи. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958. — 370 с.
- Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. М.: Наука, 1982. — 156 с.
- Иностранный язык: Идентификация потребностей в языке. Франкфурт на Майне, 1987. С. 45.
- Зарубина НД. Текст: лингвистический и методический аспект. М.: Русский язык, 1981.-112 с.
- Зимняя НА. Смысловое восприятие речевого сообщения в условиях массовых коммуникаций. М.: Наука, 1976. — 264 с.
- Значение и функционирование языковых единиц. Сб. науч. статей. -Саратов: СГУ, 1993. 244 с.
- Золотова Г. А. Коммуникативные аспекты русского синтаксиса. М.: Наука, 1982.-240 с.
- Исследования по семантике. Сб. науч. статей. Уфа: БГУ, 1992. — 310 с.
- Исследование речевого мышления в психолингвистике. АН СССР, Ин-т языкознания- отв. ред. Тарасов Е. М.: Наука, 1985. — С.239.
- Капитонова Т.И., Щукин А. Н. Современные методы обучения русскому языку иностранцев. -М.: Русский язык, 1979. С. 276.
- Каменская O. J1. Текст и коммуникация. М.: Высшая школа, 1990.152 с.
- Караулов Ю.Н. Русская языковая личность и задачи ее изучения / Язык и мышление. М.: Наука, 1989. — С.235−240.
- Кацнельсон С.Д. Речемыслительные процессы // вопросы языкознания, 1984, № 4.-С. 18−24.
- Климова JJ.H. Актуальные задачи образовательного процесса в высшей школе // Всероссийская научно-методическая конференция «Стратегия развития университетского технического образования в России». М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 1998.
- Клобукова Л.П. Феномен языковой личности в свете лингводидактики / Язык, сознание, коммуникация. Вып. I. М.: Русский язык, 1997. — С.25−31.
- Клобукова Л.П. Российская государственная система уровней владения русским языком как иностранным в контексте европейских образовательных стандартов и тестов / Материалы IX Конгресса МАПРЯЛ, Братислава, 1999. -С.216−231.
- Кожин A.N., Крылова O.A., Одинцов В. В. Функциональные типы речи. — М.: Высшая школа, 1982. 242 с.
- Кожина М.Н. О речевой систематике научного стиля сравнительно с некоторыми другими. Пермь: ПГУ, 1972. — С.8−18.
- Кожина М.Н. Стилистика текста в аспекте коммуникативной теории языка / Стилистика текста в коммуникативном аспекте. Пермь: ПГУ, 1987. -С.5−23.
- Колшанский Т.В. Соотношение субъективных и объективных факторов в языке. М.: Наука, 1985. — 120 с.
- Колшанский Т.В. Коммуникативная функция и структура языка. М.: Наука, 1984.- 184 с.
- Колшанский Т.В. О языковых механизмах порождения текста // Вопросы языкознания, 1983, № 3. С.24−32.
- Копелова Н.Э. Значение слова и его сочетаемость. J1.: Наука, 1975.242 с.
- Крымский С.Б. Научное знание и принципы его трансформации. Киев: Наукова думка, 1974. — 207 с.
- Крысин Л.П. Речевое общение и социальные роли говорящих // Социально-лингвистические исследования. М.: Наука, 1976. С.123−127.
- Котюрова М.П. Смысловая структура русского научного текста и ее экстралингвистические основания (функционально-стилистический аспект). -Свердловск: УГУ, 1989. 242 с.
- Кудрявцева Т.С. Учебный текст как объект лингводидактического описания русского языка: функция, типология, принципы, оценка. АКД. М.: РАО, 1985.- 18 с.
- Культура, общение, текст. М.: Наука, 1988. — 242 с.
- Кун Е.В., Мурашко М. В. Основы концепции интенсификации обучения русскому языку как иностранному в военном вузе / Актуальные проблемыобучения русскому языку иностранных специалистов. Смоленск: ВУВПВО, 1999.-С. 18−29.
- Кукушкина Е.И. Познание, язык, культура. М.: МГУЮ 1984. — С.268.
- Ладыженская Т.П. Общеучебные умения и речевая деятельность. М.: Советская педагогика, 1981. — 182 с.
- Лексическая основа русского языка: Комплексный учебный словарь. -М.: Русский язык, 1984. 242 с.
- Леонтьев A.A. Общественные функции языка и его функциональные эквиваленты / Язык и общество. М.: Наука, 1968. — С. 101−108.
- Леонтьев A.A. Основы речевой деятельности. М.: Наука, 1974. — 367 с.
- Леонтьев A.A. Понятие текста в современной лингвистике и психолингвистике / Психолингвистическая и лингвистическая природа текста и особенности его восприятия. Киев: КГУ, 1979. — С. 184−201.
- Леонтьев A.A. О речевой ситуации и принципе речевых действий // Русский язык за рубежом, 1968, 2.
- Леонтьев A.A. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания. М.: Наука, 1969. С. 307.
- Леонтьев A.A. Язык, речь, речевая деятельность. М.: Просвещение, 1969. С. 217.
- Леонтьев A.A. Некоторые проблемы обучения русскому языку как иностранному. М.: Изд-во МГУ, 1970. С. 88.
- Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981.-412с.
- Лингвистика текста / Материалы научной конференции. М.: Изд-во ИНЯЗа, 1974, ч.1,2.-410с.
- Лукашевич В.К. Модели и метод моделирования в человеческой деятельности. Минск: БГУ, 1983. — 160 с.
- Матюшин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Педагогика, 1972. — 92 с.
- Мельчук И.А. Уровни представления высказываний и общее значение модели «Смысл текст». Предварительные публикации Ин-та русского языка. Вып.30.-М.: Наука, 1972. С. 241.
- Мете H.A., Митрофанова О. Д., Одинцова Т. Б. Структура научного текста и обучение монологической речи. М.: Русский язык, 1981. — 141 с.
- Минаева Л.В. Речь в научно-методическом аспекте. М.: МГУ, 1991. —192 с.
- Митрофанова О.Д. Научный стиль: проблемы обучения. М.: Русский язык, 1995.-231 с.
- Москальская О.И. Грамматика текста. М.: Наука, 1981. — 192 с. Мотина Е. И. Язык и специальность: лингвометодические основы обучения русскому языку студентов-нефилологов. — М.: Русский язык, 1988. -176 с.
- Мурзина Л.Н., Штерн A.C. Текст и его восприятие. Свердловск: УГУ, 1991.- 172 с.
- Назарек А.П. К информативному анализу понимания текста / Научно-техническая информация, 1972. -С.62−67.
- Национально-культурная специфика речевого поведения. М.: Наука, 1977.
- Новиков А.И. Семантика текста и его формализация. М.: Наука, 1983.215 с.
- Норман Б.Ю. Грамматика говорящего. СПб.: ППГУ, 1994. — 124 с. Общение. Текст. Высказывание. — М.: Наука, 1989. — 242 с. Одинцов В. В. Композиционные типы речи / Функциональные типы русской речи. — М.: Высшая школа, 1982. — С. 162−169.
- Оптимизация речевого воздействия. М.: Наука, 1990. — 242 с. Падучева Е. В. Высказывание и его соотнесенность с действительностью. -М.: Наука, 1985.-91 с.
- Пассов Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению. М.: Русский язык, 1989. — С.276.
- Пассов Е.И. Коммуникативное иноязычное образование как развитие индивидуальности в диалоге культур / Материалы IX Конгресса МАПРЯЛ. Братислава, 1999. С.422−439.
- Парсонс Т. Структура социального действия. М.: Педагогика, 1993.128 с.
- Пороговый уровень: Русский язык. Том II. Профессиональное общение. -М.: Совет Европы-Пресс, 1996. 134 с.
- Пристижнюк Н.К. Формирование предметной компетенции при обучении русскому как иностранному / Русский язык за рубежом, 1983, 2.
- Пурэвеурэн Г. А. Определение условий комплексного обучения функционально-смысловым типам речи. М.: Русский язык, 1988. С. 196.
- Речевое общение: цели, мотивы, средства. М.: АН СССР, 1985. С. 204 215.
- Реферовская Е.А. Лингвистические исследования структуры текста. М.: Наука, 1983.
- Речевое воздействие: психологические и психолингвистические проблемы. М.: Наука, 1986. — 248 с.
- Рубинштейн С.Л. О понимании / Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1975. С.23−44.
- Русецкий В.Ф. Речевые жанры. Мозырь: МозырПГИ, 1995. — 94 с.
- Русский язык в нефилологическом вузе. Сб. статей под ред.О. А. Лаптевой. -М.: Русский язык, 1985. С. 124.
- Русский язык как на ладони". Программа-справочник по русскому языку для иностранцев. М.: РУДН, 1996. — 124 с.
- Садекова Е.В., Лагунова М. В. Повышение мотивационной направленности обучения / Тезисы межвузовской научно-технической конференции. Пермь: ПВВКИУ, 1996. С. 15−24.
- Сидоров Е.В. Проблемы речевой системности. М.: Наука, 1987. — 137 с.
- Смысловое восприятие речевого сообщения. М.: Наука, 1976. — 146 с.
- Смысловое восприятие речевого сообщения в условиях массовых коммуникаций. М.: Наука, 1976. — 242 с.
- Сопоставительные и сравнительные исследования русского и других языков. Белград, Университет, 1997. — 94 с.
- Сохор A.M. Логическая структура учебного материала. М.: Педагогика, 1971.- 176 с.
- Сохор A.M. Объяснение в процессе обучения. Элементы дидактической концепции. М.: Педагогика, 1988. — 128 с.
- Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: МГУ, 1984.-344 с.
- Текст в языке и речевой деятельности. М.: Наука, 1987. — 164 с.
- Текст как целое и компоненты текста. М.: Наука, 1982. — 176 с.
- Теория и практика учебной лексикографии. Сб. науч. статей. М.: Русский язык, 1988. — 182 с.
- Теория функциональной грамматики. Субъектность. Объектность. Коммуникативная перспектива высказывания. Определенность / Неопределенность. СПб.: Наука, 1992. — 310 с.
- Терминология и культура речи. М.: Наука, 1981. — 242 с.
- Трифонов П. Повышать культуру военного языка // Военный вестник, 1970, № 9. С.24−32.
- Тупальский Н.И. Основные проблемы вузовского учебника. Минск: Высшая школа, 1976. — 94 с.
- Чаковская М.С. Текст как сообщение и воздействие. М.: Высшая школа, 1986. — 128 с.
- Чеботарев П.Г. Проблемы контроля и краткосрочное обучение / Проблемы краткосрочного обучения русскому языку иностранцев. М.: Русский язык, 1977. С.159−175.
- Чекулаев М.А. Организационно-педагогические и дидактические условия использования тестовых способов контроля для обеспечения требования государственных образовательных стандартов. АКД. М.: МПГУ, 1997. — 24 с.
- Узнадзе Л.Н. Психологические основы наименования. Внутренняя форма языка. В кн.: Психологические исследования. — М.: Наука, 1966. С. 216.
- Успенский М.Б. Пути реализации методов и приемов обучения русскому языку в различных условиях. М.: НИИ ПРЯН АПН СССР, 1980. С. 386.
- Учебники и словари в системе средств обучения русскому языку как иностранному. М.: Русский язык, 1986. — 305 с.
- Функциональный стиль научной прозы. М.: Наука, 1980. — 134 с.
- Функционально-стилистический аспект различных типов текстов. -Пермь: ПГУ, 1991.- 162 с.
- Функциональные разновидности речи в коммуникативном аспекте. -Пермь: ПГУ, 1988. 166 с.
- Функциональная характеристика языковых единиц и категорий / Сб. научных трудов Днепропетровского гос. ун-та. Днепропетровск: ДГУ, 1988. С. 195.
- Шевчук В.Н. Военно-терминологическая система в статике и динамике. АДД. М.: ВИВП, 1985. — 24 с.
- Шмелев Д.Н. Синтаксическая членимость высказывания в современном русском языке. М.: Наука, 1976. — 434 с.
- Шмелев Д.Н. Русский язык в его функциональных разновидностях. М.: Наука, 1977.-410 с.
- Щерба JJ.B. Языковая система и речевая деятельность. Л.: Наука, 1974. -310 с.
- Щукин Г. И. Роль деятельности в учебном процессе. М., 1985. — 164 с.
- Шукшунов В.Е. От осознания парадигмы к образовательной практике // Развитие образования и науки на пороге XXI века: Сб. научных сообщений. -М.: МАН ВШ, 1995. С.25−26.
- Языковая системность при коммуникативном обучении. — М.: Русский язык, 1988.- 162 с.
- Язык, сознание, коммуникация. М.: Наука, 1997. — 162 с.