Введение.
Формирование коммуникативной компетенции младших школьников во внеучебной деятельности
Уточнить структуру, определить содержательную характеристику понятия «коммуникативная компетенция» и выявить специфику ее развития у младших школьников Определить формы, методы и средства развития коммуникативной компетенции у младших школьников Охарактеризовать внеучебную деятельность как фактор эффективности коммуникативной компетенции младших школьников. Формирование данных умений видится нами… Читать ещё >
Введение. Формирование коммуникативной компетенции младших школьников во внеучебной деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Человеческое общество немыслимо вне общения. Общение выступает необходимым условием бытия людей, без которого невозможно полноценное формирование не только отдельных психических функций, процессов и свойств человека, но и личности в целом. Реальность и необходимость общения определена совместной деятельностью: чтобы жить люди вынуждены взаимодействовать. Общается всегда деятельный человек, деятельность которого пересекается с деятельностью других людей. Общение позволяет организовывать общественную деятельность и обогатить её новыми связями и отношениями между людьми.
Отечественные ученые, определяя младший школьный возраст как важный этап социализации и развития коммуникативных умений, считают, что ключом к успешной деятельности, ресурсом эффективности и благополучия будущей жизни ребенка, является коммуникативная компетенция. Коммуникативная компетенция, как одна из важнейших характеристик личности, проявляется в способности личности к речевому общению и умении слушать.
Именно младший школьный возраст чрезвычайно благоприятен для овладения коммуникативными навыками в силу особой чуткости к языковым явлениям, интереса к осмыслению речевого опыта, общению. Следовательно, развитие коммуникативной компетенции ученика — актуальная задача образовательного процесса начальной школы. В качестве обязательных умений, обеспечивающих коммуникативности индивида, в ФГОС ставятся задачи формирования у выпускника начальной школы умения слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию.
Сформировать коммуникативные умения, значит, научить школьника задавать вопросы и четко формулировать на них ответы, внимательно слушать и активно обсуждать рассматриваемые проблемы, комментировать высказывания собеседников и давать им критическую оценку, аргументировать свое мнение в группе, а также способность выражать собеседнику эмпатию, адаптировать свои высказывания к возможностям восприятия других участников коммуникативного общения.
Формирование данных умений видится нами как поэтапный процесс развития у младших школьников способности к речевому общению и умения слушать, на метапредметном уровне, включающем различные аспекты процесса речевого общения: чтение, слушание, письменная и устная речь, этика речевого общения.
В этом контексте общение и его значение для развития личности — важная проблема научных исследований.
Теоретические основы формирования коммуникативных умений личности в философском аспекте рассматривались в трудах А. А. Бодалева, А. А. Брудного, Л. С. Выготского, И. А. Зимней, М. С. Кагана, М. И. Лисиной, Н. И. Шевандрина, Я. А. Яноушека и др.
Однако вопросы формирования коммуникативной компетенции младших школьников во внеучебной деятельности на наш взгляд изучены недостаточно. В связи с эти мы следующим образом сформулировали тему исследования: «Формирование коммуникативной компетенции младших школьников во внеучебной деятельности», проблема которого сформулирована в виде вопроса: «Каковы педагогические условия формирования коммуникативной компетенции младших школьников?».
Цель исследования: выявить педагогические условия эффективности формирования коммуникативной компетенции младших школьников во внеучебной деятельности.
Объект исследования: Внеучебная деятельность младших школьников.
Предмет исследования: педагогические условия эффективности коммуникативной компетенции младших школьников во внеучебной деятельности в контексте системного подхода.
С учетом цели, объекта и предмета исследования выдвигается гипотеза исследования: научно обоснованная и педагогически организованная внеучебная деятельность будет способствовать успешному формированию коммуникативной компетенции младших школьников.
Исходя из проблемы, объекта, гипотезы и цели исследования были определены следующие задачи исследования:
Уточнить структуру, определить содержательную характеристику понятия «коммуникативная компетенция» и выявить специфику ее развития у младших школьников Определить формы, методы и средства развития коммуникативной компетенции у младших школьников Охарактеризовать внеучебную деятельность как фактор эффективности коммуникативной компетенции младших школьников.
Выявить и экспериментально обосновать совокупность педагогических условий формирования коммуникативной компетенции младших школьников во внеучебной деятельности.
Методологической основой исследования является всеобщая теория системного понимания педагогической действительности.
Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений были использованы следующие методы исследования:
- — теоретические (анализ, синтез, моделирование, обобщение);
- — опросные (анкетирование, тестирование, интервьюирование);
- — экспериментальные (наблюдение, опытная педагогическая работа).
База исследования: 2 «а» класс СОШ № 3 г. Глазова. В эксперименте участвовало 18 человек. Классный руководитель — Соболева Людмила Геннадьевна.