Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Целостность личности в современном обществе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Фундаментальной характеристикой личности является ее целостность. Проблема целостности личности была впервые поставлена в рамках русской религиозной философии. Отечественными мыслителями было выработано понимание целостности личности как «цельности», т. е. гармоничного единства всех внутренних аспектов и внешней деятельности личности, не достижимого актуально, но задающего идеал, к которому… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ
    • 1. 1. Личность как социально-философская проблема
    • 1. 2. Цельность и целостность как характеристики личности
  • ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И 64 СОЦИАЛЬНОГО БЫТИЯ ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
    • 2. 1. Условия формирования личности в современном обществе
    • 2. 2. Проблема целостности современной личности

Целостность личности в современном обществе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

данной диссертации обусловлена, во-первых, усилением интереса к конкретной личности в современную переломную эпоху, когда в обществе происходят коренные сдвиги в сознании людей, связанные с переоценкой ценностей и изменениями в социальной жизни. Смена парадигмы ценностного мышления осуществляется в направлении приоритета общечеловеческих гуманистических ценностей, признания прав, свободы и достоинства каждой личности.

Во-вторых, необходимость обращения к проблеме личности обусловлена обострением глобальных проблем современности и возрастанием роли человеческого фактора в историческом процессе. В этой связи при рассмотрении" проблемы личности на первый план выходят параметры личной ответственности, социальной активности и гармоничности общего развития, которые и учитываются в понятии «цельная личность».

Степень разработанности проблемы. Знакомство с литературой по тематике диссертационного исследования’позволяет убедиться в том, что она чрезвычайно * многообразна. Это обусловлено, в первую очередь, тем, что проблема личности является предметом пристального внимания не только со стороны философов, но и социологов, политологов, культурологов, психологов и целого ряда других специалистов гуманитарного профиля.

Так, проблема личности получила серьезное теоретическое обоснование в трудах классиков отечественной (JI.C. Выготский, C.JI. Рубинштейн,.

A.B.Запорожец, А. Н. Леонтьев, Д.Н.Узнадзе) и зарубежной психологии (Г. Айзенк, А. Маслоу, Г. Олпорт, Э. Эриксон), а также целого ряда современных исследователей, среди которых можно особо выделить имена Б. Г. Ананьева, А. Г. Асмолова, А. В. Брушлинского, В. П. Зинченко, Д. А. Леонтьева, А. В. Петровского, В. А. Петровского, Л. И. Слободчикова,.

B.В.Столина, Е. В. Субботского, Е. В. Шороховой. Отдельно следует упомянуть работы Э. Фромма, осуществившего синтез психологического и социально-философского подходов к исследованию личности1.

С точки зрения общественной потребности в «личности» очевиден повышенный интерес к ней в сфере культурологии, научный жанр которой определяется на перекрестке исторических, литературоведческих, филологических и языковедческих исследований. Среди всего разнообразия культурологических работ по интересующей нас тематике укажем лишь на наиболее авторитетные в данной области труды М. М. Бахтина, А .Я. fy.

Гуревича, Г. С. Кнабе*" .

Феномену личности посвящены также многочисленные философские исследования, количество которых неуклонно возрастает по мере все большего признания мировым сообществом значимости индивидуального и личностного начала в социокультурной жизни. Последняя тенденция хорошо просматривается в трудах ученых, целенаправленно исследующих философско-антропологическую проблематику, — Jl. Ib Буевой, Б. Т. Григорьяна, В. Д. Губина, П. С. Гуревича, Ю. А. Кимелева, JI.H. Когана, Б. К. Лебедева, М. К. Мамардашвили, Б. В. Маркова, М. А. Маслина, К. С. Пигрова, В. А. Подороги, И. Т. Фролова, Т. М. Шатуновойа также Э. Агацци, А. Айера, В. Брюнинга, М. Бубера, А. Печчеи, П. Рикера, П. Тейяра де Шардена3.

Большой вклад в разработку проблематики становления, личности, формирования ее внутреннего духовного мира и самосознания внесли Г. М'.Андреева, С. Ф. Анисимов, BiY. Бабушкин, И. Э. Бекешкина, B.C. Библер, Б. С. Братусь, A.A. Брудный, Е. К. Быстрицкий, И. В. Ватин, И. Ф. Ведин, Ю. Г. Волков, И. А. Гобозов, А. Л. Доброхотов, А. Г. Донченко, Д. И. Дубровский, В. В. Журавлев, Э. В*. Ильенков, Е. М. Калашникова, Н. И. Козлов, В.Н.

1 Маслоу А. Мотивация и личность. СПб.: Евразия, 1999; З.Фрейд.

Введение

в психоанализ. — СПб.: Алетейя, 1999; Фромм Э. Бегство от свободы, — М.: Издательская группа «Прогресс», 1995.

2 Бахтин M М К философии поступка// Философия и социология науки и техники. Ежегодник 1984;1985. -М.: Наука, 1986; Гуревич А. Я. Индивид и социум на средневековом Западе. — М.: РОССПЭН, 2005; Кнабе Г. С. Личность и индивидуальность // Кнабе Г. С. Материалы к лекциям по общей теории культуры и культуре античного Рима. М., 1993.

3 Буева Л. П. Человек: деятельность и общение. — М.: Мысль, 1978; Гуревич П. С., Фролов И. Т. Философское постижение человека // Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир — эпоха Просвещения. M.: Политиздат, 1991.

Компаниченко, И. С. Кон, Т. Ф. Кузнецова, Б. К. Лебедев, Р. Л. Лившиц, В. С. Мерлин, Ф. Т. Михайлов, К. Х. Момджян, А. Т. Москаленко,.

B.В.Москаленко, И. И. Мунерман, В. Г. Немировский, В. В. Орлов, К. К. Платонов, И. И. Резвицкий, В. М. Розин, В. Ф. Сержантов, С. В. Соловьева, Н. Н. Трубников, Г. А. Тульчинский, В. Г. Федотова, Н. П. Французова, Л. Е. Шкляр, Е. А. Яблокова, В. А. Ядов, В.Н.Ярская-Смирнова, В. П. Ярышкин, а также Дж. Аронофф, Р. Ассаджиоли, Д. Баннистер, Д. Басс, Дж. Вилсон, Д. Зиглер, Р. Карсон, К. Крейк, Ч. Кули, М. Кэнтор, Дж. Ламиель, Дж. Левингер,.

C.Милграм, М. Мосс, Р. Нисбет, А. Реан, Л. Росс, Дж. Стросон, Ч. Тэйлор, i.

Ф.Франселла, В. Холличер, Л. Хьелл и другие исследователи4.

Само по себе понятие «цельности» личности было впервые сформулировано и исследовано в рамках русской религиозной философии в работах И. В. Киреевского, A.C. Хомякова, B.C. Соловьева, H.A. Бердяева,. Н. О. Лосского и Л.П. Карсавина5.

Большой вклад в исследование личности был сделан в рамках философской антропологии М: Шелера, Г. Плесснера, А. Гелена, Э. Кассирера6.

Проблема личности затрагивается также в трудах В! С. Барулина, К. С. Пигрова, С.Э. Крапивенского7.

Большое значение для понимания проблемы личности в условиях современного российского общества имело знакомство с работами, в.

4 Кемеров В. Е. Полисубъектная социальность и проблема толерантности// Толерантность и полисубъектная социальность: материалы конференции. — Екатеринбург, 2001. — С.12−19- Ильенков Э В. Что такое личность? // Философия и культура — М.: Политиздат, 1991. — С. 387−414.

5 Бердяев Н. А. О рабстве и свободе человека Опыт персоналистической метафизики. — М.: Республика, 1995; Карсавин Л. П. Философия истории. — СПб: АО Комплект, 1993, Соловьев В. С Философские начала цельного знания Соловьев B.C. Сочинения в 2-х т. М.: «Мысль», 1988; Хомяков А. С. Семирамида // Сочинения в 2 томах. M: «МЕДИУМ», 1994;

6 Гелен А. О систематике антропологии // Проблема человека в западной философии — M., 1988; Кассирер Э. Избранное. Опыт о человеке. — М.: Гардарика, 1998; Плеснер X. П Ступени органического и человек: Введение в философскую антропологию — M.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2004; Шелер М. Положение человека в космосе // Избранные произведения. — М., 1994.

7 Барулин B.C. Социально-философская антропология. Общие начала социально-философской антропологии. — M: Онега, 1994; Пигров К. С. Открытая сокрытость личности (к становлению социальной криптософии). //ЧЕЛОВЕК-ФИЛОСОФИЯ-ГУМАНИЗМ. Тезисы докладов и выступлений Первого Российского философского конгресса.T.4, Социальная философия и философия политики. СПб, 1997; Крапивенский С. Э. Девальвация личности: причины и возможности коррекции / Крапивенский С. Э., Фельдман Э. // Философия и общество. — 2004. — № 2. которых производится анализ сущности и особенностей общества переходного периода, выдвигаются концепции его трансформации, а также делаются прогнозы будущего России. Это работы Т. А. Алексеевой, А. С. Ахиезера, Л. А. Беляевой, А. Г. Здравомыслова, В. Н. Иванова, А.А.Кара-Мурзы, В. В. Козловского, Н. И. Лапина, А. В. Лукьянова, А. С. Панарина, о.

С.М.Поздяевой и других .

Объект исследования — личность человека в современном обществе. Предмет исследования — внутренние особенности личности, условия ее формирования и бытия.

В качестве рабочей гипотезы выдвигается вопрос о целостности современной личности.

Цель настоящей работы — проанализировать цельность личности в современном обществе.

В соответствии с поставленной целью решаются следующие задачи:

1. рассмотреть эволюцию представлений о личности в истории философской мысли;

2. выявить эвристический потенциал разработанного в русской философии учения о цельной личности и на его основе реконструировать представление о «цельности» и «целостности» личности;

3. исследовать условия формирования и бытия личности в современном мире;

4. выявить особенности современной личности в соотношении с понятием «целостность». о.

Алексеева T.A. Личность и политика в переходный период: проблемы легитимности власти // Вопросы философии, 1998. -№ 7. — С.58−65- Ахиезер A.C. Россия: критика исторического опыта. В 3-х т. — М.: Философ, общество, ИФРАН, 1991. Т. 1- Беляева Л. А. Социальная модернизация в России в конце XX века. -М.:ИФРАН, 1977; Здравомыслов А. Г. Социология российского кризиса. — М.: Наука, 1999; Иванов В. П. Россия: обретение будущего. — М.: РИЦ ИСПИ РАН, 1998; Кара-Мурза A.A., Панарин A.C., Пантин И. К. Духовный кризис в России: есть ли выход? // Вопросы философии. 1996. № 5. — С.155−165- Козловский В. В., Уткин А. И., Федотова В. Г. Модернизация: от равенства к свободе. — СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 1995; Лукьянов A.B. Философия, предвидение, духовность. -Уфа: Изд-е БашГУ, 1993; Панарин A.C. Россия в цивилизационном процессе (между атлантизмом и евразийством). -М.: ИФРАН, 1995; Поздяева С. М. Российское общество в условиях модернизации (социально-философский анализ). — Уфа: Изд-во БашГУ, 1998 и др.

Методологическая основа исследования — социокультурный подход, позволяющий проанализировать взаимосвязь между социальными трансформациями и изменениями в структуре личности. В диссертационном исследовании также используются принципы структурно-функционального анализа и элементы аксиологического подхода.

Научная новизна диссертации заключается в том, что автором.

• выявлен эвристический потенциал разработанного в русской религиозной философии учения о цельной личностиобосновано, что понятие «цельность личности» является слишком широким в рамках социально-философского анализа;

• на основе представлений об идеале цельности личности сформулировано понятие «целостность личности», которое представляет собой единство мировоззренческих ориентаций, проявляющееся в автономности личности, ее ответственности за свои поступки, рефлексивности, способности к самооценке, в открытости, а также в способности к саморазвитию и самореализации;

• выделены тенденции современного общества, негативно влияющие на формирование целостности личности;

• обосновано, что целостность личности является необходимым свойством личности для адаптации к трансформирующимся условиям современного общества.

Теоретическая и практическая значимость работы определяется потребностями научного управления процессами воспитания и образования, преодоления кризисного состояния в духовно-нравственной сфере, формировании целостной, гармонично развитой личности.

Теоретическое значение диссертации состоит в том, что полученные в ней результаты могут иметь определенное значение для решения практических проблем, связанных с формированием и социальным бытием современной личности, могут выполнять методологическую роль для конкретных исследований в области таких наук, как социология, культурология, этика, психология.

Практическая значимость работы состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы в научно-исследовательской деятельности при дальнейшем исследовании данной проблематики в философии, социологии, психологии и т. д. Материалы и выводы, содержащиеся в диссертации, могут быть применены при подготовке специальных курсов по философии, социологии, культурологии, психологии в высших и средних учебных заведениях.

Апробация работы. Основные теоретические выводы и практические рекомендации диссертации были представлены на научных и научно-практических конференциях, в том числе «Духовность и красота как явление культуры в образовательном процессе» (Уфа, 2005), III-е Садыковские чтения (Уфа, 2008), IV Садыковские чтения (Уфа, 2008), IV Международном симпозиуме «Исламская цивилизация в Волго-Уральском регионе» (Уфа, 2010), VIII Международной научно-практической конференции «Проблемы формирования и реализации потенциала личности в современной России» (Уфа, 2010), а также в 6 публикациях автора общим объемом 3 п.л.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав по два параграфа в каждой, заключения и списка использованной литературы, включающего 204 наименований. Общий объем диссертации 147 страниц.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Вторая половина XX века ознаменовала собой кардинальные перемены в жизни общества. Произошла кардинальная перестройка структуры общества, изменилась культурная сфера, изменился характер социальных связей и темп жизни. Все эти перемены не могли не отразиться на личности современного человека, принеся ей новые условия формирования и бытия.

Личность человека представляет собой систему социально-духовных свойств человека, которая, генетически основываясь на природных задатках, индивидуально формируется и проявляется в разных видах деятельности и общественных отношенийличность включает в себя психологическую, социальную и культурную подсистемы. Психологическая подсистема личности включает в себя ее внутреннюю структуру и происходящие в ней процессы. Социальная подсистема определяет статусно-ролевые характеристики личности и характер ее взаимодействия с социумом. Культурная подсистема включает в себя содержание личности, которое состоит из значимых символов, ценностей, норм и т. д.

Фундаментальной характеристикой личности является ее целостность. Проблема целостности личности была впервые поставлена в рамках русской религиозной философии. Отечественными мыслителями было выработано понимание целостности личности как «цельности», т. е. гармоничного единства всех внутренних аспектов и внешней деятельности личности, не достижимого актуально, но задающего идеал, к которому следует стремиться. Развивая идеи, предложенные русской религиозной философией, мы пришли к выводу, что целостность личности представляет собой единство мировоззренческих ориентаций, проявляющееся в автономности личности, ее ответственности за свои действия, рефлексивности, способности к самооценке, в открытости, а также в способности к саморазвитию и самореализации. При этом антиподом понятия «целостная личность» является понятие «фрагментарная личность», т. е. личность, элементы которой входят в конфликт друг с другом и не составляют связной картины мира. Несмотря на актуальную недостижимость идеала цельной личности в эмпирическом бытии, сам по себе он служит ориентиром, к которому целостная личность стремится в ходе саморазвития и самореализации. Отказ же от стремления к этой цельности (т.е. отказ от стремления к Абсолюту и экзистенциальная замкнутость) приводит к дисгармонии и разрушению личности. Характеристики целостности и фрагментарности личности зависят от тех социокультурных условий, в которых личность развивается и действует.

Современное общество обладает рядом социокультурных особенностей, влияющих на становление личности и таким образом обуславливающих специфику личности современного человека. Социальная структура современного общества характеризуется распадом устойчивых социальных связей, атомизацией и массовизацией. Недостаток «личностного» общения между людьми приводит к формированию нового типа человекасамозамкнутого индивида, который включен в социальные отношения только в виде работы или досуга (причем профессиональная деятельность смещена из производственной в непроизводственную сферу, т. е. в сферу досуга и быта), а потому вся его жизнь определяется, главным образом, экономическими принципами. В этой ситуации сфера культуры также строится по экономическим принципам, и не является доминирующей в развитии общества.

Важнейшая особенность культурной сферы современного обществаширокое распространение массовой культуры, которая характеризуется отсутствием целостности, фрагментарностью и закрепляет фрагментированность социального и «жизненного» пространства человека. Кроме того, отметим, что изменился характер социальной информации, которая отныне строится по образцу рекламы, то есть представляет собой короткие смысловые блоки, в которых заложено некое элементарное содержание. В связи с массовизацией культуры изменился и характер культурного творчества, которое теперь предстает скорее в виде технологии, позволяющей конструировать красочные шаблонные образы, которые потребляются «атомизированными» людьми.

Кроме того, в современном обществе изменился и сам процесс социализации личности. Традиционные институты социализации утратили свое значение или трансформировались, перестав выполнять свои функции. Новые же институты социализации (СМИ и Интернет) представляют собой потоки неструктурированной и противоречивой информации и, следовательно, не могут способствовать формированию целостной картины мира. Кроме того, новые институты социализации технологически опосредованы и, следовательно, не представляют личности условий для экзистенциального общения, а любая другая личность или явление предстает в них в абстрактной, искусственно сконструированной форме.

Следовательно, фрагментарность современной личности обусловлена самой социокультурной структурой современного общества. И в этом заключается основной парадокс современности. Для успешной адаптации и деятельности в современном обществе от личности требуются такие качества как активность, самостоятельность, способность к планированию своих действий и т. д. Предпосылкой обретения всех этих качеств является целостность личности, но в то же время условия социализации и бытия в нынешних условиях не позволяют сформировать эту целостность.

Таким образом, в новых технологических условиях должны быть созданы предпосылки для нормального, адекватного существования человека, т. е. достигнуто соответствие между технической развитостью общества и условиями полноценного формирования и бытия личности. В настоящее время социальные и культурные институты не обеспечивают это соответствие. Будучи по сути своей порождениями прошедшей, «доинформационной» эпохи, они не справляются с «вызовами» времени.

Личность современного информационного общества для своего нормального развития и существования должна сочетать в себе субъективное и объективное, и в роли объективного, т. е. системообразующего начала личности могут выступать те фундаментальные принципы, которые сформулированы в рамках русской религиозной философии. Русская философия создала теоретическую концепцию личности, которую можно использовать как ориентир и теоретическую базу при разработке социальной и культурной политики современного общества.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Р.Ф. Философия информационной цивилизации. М.: ВЛАДОС, 1994.-336 с.
  2. Т.А. Личность и политика в переходный период: проблемы легитимности власти // Вопросы философии, 1998. № 7. — С.58−65
  3. С.Ф. Духовные ценности, производство и потребление. М.: Мысль, 1988.-235 с.
  4. И. И. После современности: Очерк цивилизации модернизма и постмодернизма. — Минск: Беларус. наука, 1997. 446 с.
  5. Г. С. Общество, познание, практика. М.: Мысль, 1988. -204 с.
  6. Аристотель Политика. М.: ACT, 2010.
  7. A.C. Россия: критика исторического опыта. В 3-х т. М.: Философ, общество, ИФРАН, 1991. Т. 1
  8. Х.А. Человек. Глобализация. Устойчивое развитие: Монография. М.: РАГС, 2007. — 320 с.
  9. B.C. Диалектика сфер общественной жизни. М.: Изд-во МГУ, 1982.-230 с.
  10. Ю.Барулин B.C. Социальная жизнь общества. Вопросы методологии. М.: Изд-во МГУ, 1987.- 184 с.
  11. П.Барулин B.C. Социальная философия. М.: Изд-во МГУ, 1993.- 4.1 -334 е.- 4.2 — 236 с.
  12. B.C. Социально-философская антропология. Общие начала социально-философской антропологии. -М: Онега, 1994. 256 с.
  13. . Внутренний опыт. / Пер. с фр., послесл., коммент. С. Л. Фокина. СПб.: AXIOMA- Мифрил, 1997. — 336 с.
  14. Л.С. Самоидентификация личности в условиях культуры массового общества: Автореф. дис.. канд. филос. наук. Улан-Удэ, 2004.-26 с.
  15. Бауман 3. Индивидуализированное общество / Пер. с англ. под ред В. Л. Иноземцева- Центр исслед. постиндустр. о-ва, журн. «Свободная мысль». Москва: Логос, 2002. — 319 с.
  16. М.М. К философии поступка // Философия и социология науки и техники. Ежегодник 1984−1985. М.: Наука, 1986. — С.80−160.
  17. В.А. Духовная культура личности: Философские очерки. М.: Политиздат, 1986. — 111 с.
  18. Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. М.: Academia, 1999. — 956 с.
  19. Р. Социология религии/УАмериканская социология. Перспективы, проблемы, методы. М.: Прогресс, 1972. С. 265−281.
  20. О. Г., Лукьяненко Д. Г. и др. Глобальные трансформации и стратегии развития. Киев: Орияне, 2000. — 424 с.
  21. Л.А. Социальная модернизация в России в конце XX века. -М. :ИФРАН, 1977
  22. П. Религиозный опыт и традиция. Религия и общество: Хрестоматия по социологии религии / Сост. В. И. Гараджа, Е. Д. Руткевич. М.: Аспект Пресс, 1996. — С.339−364.
  23. П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности: Трактат по социологии знания. М.: Моск.филос.фонд и др., 1995. -322 с.
  24. Н. Философия творчества, культуры и искусства. В 2-х т. М.: Искусство, 1994.- Т.1 — 541 е.- Т.2 — 508 с.
  25. H.A. О назначении человека (Опыт парадоксальной этики) -М.: Республика, 1993.-383 с.
  26. H.A. О рабстве и свободе человека. Опыт персоналистической метафизики.-М.: Республика, 1995.-375 с.
  27. H.A. Смысл истории. М.: Мысль, 1990. — 175 с.
  28. H.A. Судьба России. М.: Мысль, 1990. — 240 с.
  29. Н.А. Царство Духа и царство кесаря. -М.: Республика, 1995. -320 с.
  30. Г. Коллективное поведение // Американская социологическая мысль: Р. Мертон, Дж. Мид, Т. Парсонс, А. Шюц: Тексты / Сост. Е.И.Кравченко/ Под ред. В. И. Добренькова. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1994.-496 с.
  31. . К критике политической экономии знака. М.: Библион-Русская книга, 2003. — 272 с.
  32. . Общество потребления. Его мифы и структура. М.: Республика- Культурная революция. 2006. — 270 с.
  33. Бодрийяр Ж. Система вещей М.: Рудомино, 1995. — 168 с.
  34. Бодрийяр Жан. Соблазн. M.: Ad Marginem, 2000. — 318 с.
  35. Боэций «Утешение философией» и другие трактаты. М.: Наука, 1990. -416 с.
  36. М. Проблема человека. Перспективы // Лабиринты одиночества: Пер. с англ./ Сост., общ.ред. Н. Е. Покровского. М.: Прогресс, 1989. -624 с.
  37. М. Проблемы человека// Философские науки. 1992. № 3
  38. М. Я и Ты // Бубер М. Два образа веры. М., 1995.
  39. Л.П. Человек: деятельность и общение. М.: Мысль, 1978. -216 с.
  40. С.Н. Свет невечерний. М.: Республика, 1994. — 415 с.
  41. П. Структуры, habitas, практики // Современная социальная теория: Бурдье, Гидденс, Хабермас: Учеб. Пособие. Новосибирск, Изд-во Новосиб. Ун-та, 1995. — 120 с.
  42. Бурдье Пьер. Социология политики: Пер. с фр. / Сост., общ. ред. и предисл. Н. А. Шматко. M.: Socio-Logos, 1993 — 336 с.
  43. Е.К. Феномен личности: мировоззрение, культура, бытие. Киев: Наукова думка, 1991. — 200 с.
  44. М. Город // Вебер М. Избранное. Образ общества: Пер. с нем. -М.: Юрист, 1994. 704 с.
  45. Т. Теория праздного класса. М.: Прогресс, 1984.- 367 с.
  46. .П. Происхождение древнегреческой мысли. М.: Прогресс, 1988.-221 с.
  47. A.C., Должников А. К. Потребности как атрибут деятельности субъекта // Культура. Деятельность. Человек: (Усть-Каменогорск, 6−7 сентября 1990 г.). Усть-Каменогорск, 1990. — С. 91−93.
  48. П.П. Владимир Соловьев и философия Серебряного века. -М.: Прогресс-Традиция, 2001. 472 с.
  49. А. О систематике антропологии // Проблема человека в западной философии М., 1988
  50. К.А. О человеке, его умственных способностях и его воспитании. // Гельвеций К. А. Сочинения. В 2-х тт. Т.2. М.: Мысль, 1974.-458 с.
  51. Р. Кризис современного мира. М.: АРКТОГЕЯ, 1991. — 160 с.
  52. Э. Модерн и самоидентичность. // Современная теоретическая социология Энтони Гидденса. Реферативный сборник М.: ИНИОН РАН, 1995.-256 с.
  53. Э. Новые правила социологического метода // Теоретическая социология: Антология: В 2 ч. Ч. 2.- М.: Книжный дом «Университет», 2002. 424 с.
  54. Э. Социология М.: Эдиториал УРСС, 1999. — 703 с.
  55. Э. Стратификация и классовая структура // Социологические исследования. 1992.- № 11. — С.107−120.
  56. Р. Умная толпа: новая социальная революция / Говард Рейнгольд. Пер. с англ. А.Гарькавого. — М.: ФАИР-ПРЕСС, 2006. -416 с.
  57. .А. Массовое сознание: Опыт определения и проблемы исследования. -М.: Политиздат, 1987.
  58. A.B. Русская идея и ее творцы. М.: Изд-во Эксмо, 2003. — 488 с.
  59. A.B. Что такое постсовременность? // Вопросы философии. -1988.-№ 12. С. 153−159.
  60. А .Я. Индивид и социум на средневековом Западе. — М.: РОССПЭН, 2005. 422 с.
  61. П. С. Психология личности. М.: ЮНИТА-ДАНА, 2009. -559 с.
  62. П.С., Фролов И. Т. Философское постижение человека // Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир эпоха Просвещения. М.: Политиздат, 1991. — 463 с.
  63. К.А. Глобализация или «Новый мировой порядок»? // Глобализация и национальные интересы России: Материалы росс, науч.-практ. конф. (19−21 мая 2004 г.). Уфа: Восточный Университет, 2004. — С.50−54.
  64. Г. Общество спектакля. М.: Издательство «Логос», 1999. -224с.
  65. Ф. Постмодернизм или логика культуры позднего капитализма // Философия эпохи постмодерна. Минск: Красико-Принт, 1996.-С. 117−137.
  66. А.Г. Постгуманизм. Человек в мире постмодерна // Вестник аналитики. 2007. № 1.
  67. Э. Элементарные формы религиозной жизни // Религия и общество. Хрестоматия по социологии религии / Сост. В. И. Гараджа, Е. Д. Руткевич. М.: Аспект Пресс, 1996. — 775 с.
  68. В.П. Россия: обретение будущего. М.: РИЦ ИСПИ РАН, 1998
  69. Э.В. Что такое личность? // Философия и культура. М.: Политиздат, 1991. — С. 387−414.
  70. Р. Постмодерн: Меняющиеся ценности и изменяющиеся общества //Полит, исследования. 1997. — № 4. — С. 6−32.
  71. В. Глобализация: иллюзии и реальность // Свободная мысль. 2000. № 1. — С. 26−36.
  72. B.JI. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы: Учеб. пособие для студентов вузов. М.: Логос, 2000. — 304 с.
  73. Исповедь / Аврелий Августин. Исповедь: Пьер Абеляр. М.: Республика, 1992.-335 с.
  74. А. Бунтующий человек. М.: Политиздат, 1990. — 415 с.
  75. И. Антропология с прагматической точки зрения. М.: Наука, 2002. — 472 с. 81 .Кара-Мурза A.A., Панарин A.C., Пантин И. К. Духовный кризис в России: есть ли выход? // Вопросы философии. 1996. № 5. С. 155−165
  76. Кара-Мурза С. Г. Манипуляция сознанием. -М.: Изд-во Эксмо, 2003
  77. Л.П. Основы политики // Россия между Европой и Азией: Евразийский соблазн. Антология. -М.: Наука, 1993. 369 с.
  78. Л.П. Философия истории. СПб: АО Комплект, 1993. — 350 с.
  79. Э. Избранное. Опыт о человеке. М.: Гардарика, 1998. — 784 с.
  80. М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. Пер. с англ. под науч. ред. О. И. Шкаратана. М.: ГУ ВШ, 2000
  81. H.A. Смыслообразующие основы формирования и самореализации личности: Автореф. дис.. канд. филос. наук. М, 2004. -42 с.
  82. В.Е. Концепция радикальной социальности // Вопросы философии, № 7, 1999. С. 3−13.
  83. В.Е. Полисубъектная социальность и проблема толерантности// Толерантность и полисубъектная социальность: материалы конференции. Екатеринбург, 2001. — С. 12−19.
  84. В.Е. Социальная феноменология и социальная философия. http.7/www2.usu.rU/philosophy/soc phil/rus/texts/sociemiy/9/kemerov.html
  85. В.Е., Керимов Т. Х. Грани социальности. Постклассический взгляд. Екатеринбург: УралНАУКА, 1999. -255 с.
  86. И.А. Социологическая концепция Энтони Гидденса // http://www.nir.ru/socio/scipubl/si/sil-2−00klim.html
  87. Г. С. Личность и индивидуальность // Кнабе Г. С. Материалы к лекциям по общей теории культуры и культуре античного Рима. М., 1993.
  88. Г. С. Изменчивое соотношение двух постоянных характеристик человека // Одиссей. Человек в истории. М.: Наука, 1990. — 222 с.
  89. Н. С. Единство во множестве: личность и народ в философии славянофилов. Мурманск: НИЦ «Пазори», 2000. — 137 с.
  90. Л.Н. Цель и смысл жизни человека. М.: Мысль, 1984. — 252 с.
  91. О.Н. Личность граница и безграничность социального / Козлова О. Н. // Социально-гуманитарные знания. — 2003. — № 4.- С.81−97.
  92. В.В., Уткин А. И., Федотова В. Г. Модернизация: от равенства к свободе. СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 1995
  93. Кон И. С. Открытие «Я». М., 1978
  94. Кон И. С. Социология личности. М.: Политиздат, 1967. — 383 с.
  95. JI. А., Конева А. В. Антропологические идеи в русской религиозной философии . Самара: СамГУ, 1995.
  96. С.Э. Девальвация личности: причины и возможности коррекции / Крапивенский С. Э., Фельдман Э. // Философия и общество. 2004. — № 2. — С.24−47.
  97. Е.В. Личность в социокультурном пространстве переходного периода: Автореф. дис.. канд. филос. наук. СПб, 2003. -25 с.
  98. В.А. Смерть человека в философии постмодернизма // Личность. Культура. Общество. 2007. Спец. вып. 1 (35)
  99. . Функция и поле речи и языка в психоанализе. М: Гнозис, 1995.-192 с.
  100. Н.И. Ценности как компоненты социокультурной эволюции современной России // Социологические исследования. -1994. № 5. — С.3−8.
  101. В.А. Умер ли человек? // Наука, общество, человек. К 75-летию со дня рождения академика И. Т. Фролова. М., 2004.
  102. . Ф. Состояние постмодерна. М.- Алетейя, 1998. — 160 с.
  103. . Эра пустоты: Эссе о современном индивидуализме / пер. с фр. В. В. Кузнецова. СПб.: Владимир Даль, 2001. -331 с.
  104. И.С. Древнекитайская философия // Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир эпоха Просвещения. М.: Политиздат, 1991. — 463 с.
  105. А.Ф. Имя. СПб: Алатейя, 1997. — 614 с.
  106. А.Ф. История античной эстетики. Ранняя классика. М.: ACT, 2000, 624 стр.
  107. А.Ф. Личность и Абсолют. М., 1999
  108. Н. О. История русской философии. — М.: Советский писатель, 1991.-480 с.
  109. Н.О. Избранное. M.: Правда, 1991. — 624 с.
  110. Н.О. Типы мировоззрений // Лосский Н. О. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция. М., 1999. — С. 3−134.
  111. Н.О. Характер русского народа // Лосский Н. О. Условия абсолютного добра. М.: Политиздат, 1991. — С.238−360.
  112. A.B. Философия, предвидение, духовность. Уфа: Изд-е БашГУ, 1993
  113. К. Человек и общество в эпоху преобразования // Манхейм К. Диагноз нашего времени. -М.: Юрист, 1994. 700 с.
  114. .В. Храм и рынок. Человек в пространстве культуры. -СПб, Издательство «Алетейя», 1999. 304 с.
  115. Г. Эрос и цивилизация. Одномерный человек: Исследование идеологии развитого индустриального общества. / Г. Маркузе- Пер. с англ., послесл., примеч. A.A. Юдина- Сост., предисл. В. Ю. Кузнецова. -М.: ООО «Издательство ACT», 2002. 526 с.
  116. А. Мотивация и личность. СПб.: Евразия, 1999. 478 с.
  117. E.H. Личность в пространстве посткнижной культуры: социально-философский анализ. Дис.. канд. филос. наук. Саратов. 2006. 145 с.
  118. Мид М. Культура и преемственность. Исследование конфликта между поколениями // Мид М. Культура и мир детства. Избр. произв. М.: Наука, 1988.-429 с.
  119. C.B. Интернет как социальное явление: Автореф. дис.. канд. филос. наук. Ульяновск, 2003. 40 с.
  120. Ф. Т. Общественное сознание и самосознание индивида / Отв. ред. Б. А. Грушин. М.: Наука, 1990. — 220 с.
  121. H.H. Судьба цивилизации. Путь разума. М.: Языки русской культуры, 2000. — 224 с.
  122. А. Социодинамика культуры. М: Прогресс, 1973. — 405 с.
  123. К.Х. Введение в социальную философию: Учеб. пособие. М.: Высш. пне., КД «Университет», 1997. — 232 с.
  124. С. Наука о массах- док. html- url: http://atreidis.narod.ru/politology/moskovichi-recenz.html
  125. H.B. Рождение и развитие философских идей: Историко-философские очерки и портреты. М.: Политиздат, 1991. -464 с.
  126. Э. Манифест персонализма. М.: Республика, 1999. — 559 с.
  127. Г. Становление личности: Избр. тр. / Под общ. ред. Д. А. Леонтьева. М.: Смысл, 2002. — 462 с.
  128. И.Г. Интернет в современном обществе (социально-философский анализ): Автореф. дис.. канд. филос. наук. Красноярск, 2005.-24 с.
  129. Ортега-и-Гассет X. Восстание масс. М.: ООО «Издательство ACT», 2002. — 509 с.
  130. A.C. Россия в цивилизационном процессе (между атлантизмом и евразийством). -М.: ИФРАН, 1995
  131. В. И. Ритмы общественного развития и переход к постмодерну // Вопросы философии. 1998. -№ 7. — С. 3−15.
  132. Т. Система современных обществ / Пер. с англ. Л. А. Седова, А. Д. Ковалева / Под ред. М. С. Ковалевой. М.: Аспект Пресс, 1997.-270 с.
  133. В.Я. Социальная философия евразийства. М.: АльфаМ, 2003.-368 с.
  134. X. П Ступени органического и человек: Введение в философскую антропологию / Пер. с нем. — М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2004
  135. С.М. Изменения в системе нравственных ценностей российского социума и проблемы социальной регуляции // Педагогическая культура и ее формирование при подготовке учителя: Сборник статей. Вып. 3. Уфа, Изд — во БГПИ, 1998. — С.46−52.
  136. С.М. Российское общество в условиях модернизации (социально-философский анализ). Уфа: Изд-во БашГУ, 1998
  137. С.М. Смысл жизни человека и его истории: реконструкция социального идеала // Смысл жизни: поиск и созидание. Тематический сборник участников межвузовского семинара «Мировоззренческие поиски современности». Уфа: Изд -е УТИС, 1997. — С.47−53.
  138. М.В. Адаптация личности в социуме: Теоретико-методологический аспект. / М-во образования РФ, НГТУ. -Новосибирск: Наука, 2002. 275 с.
  139. С. JI. Принципы и пути развития психологии. М., 1959.
  140. К.В. Социализация в современных условиях // Автореф. дис. канд. филос. наук. Красноярск, 2003. 40 с.
  141. Русская идея / Сост. и вступ. статья М. А. Маслина. М.: Республика, 1992.-496 с.
  142. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм это гуманизм // Сумерки богов. М.: «Политиздат», 1989. с. 319−344
  143. Д. А. Социальные последствия перехода от индустриализма и модерна к постиндустриализму и постмодерну // Вопросы философии. 2005. № 7, с. 3−20.
  144. Современная социальная теория: Бурдье, Гидденс, Хабермас. -Новосибирск: Изд-во Новосибирск, ун-та, 1995. — 120 с.
  145. А.П. Истоки формирования национальной идеи в контексте русской религиозно-философской антропологии // Этнокультурные и этнополоитические процессы в XXI веке: Материалы междунар. научн-практ. конф.(13 дек. 2007). Уфа: Гилем, 2008. — С.245−248.
  146. B.C. Понятие о Боге (в защиту философии Спинозы) // http://www.rodon.org/svs/pobvzfs.htm
  147. B.C. Философские начала цельного знания. Минск: Харвест, 1999.-912 с.
  148. B.C. Идея человечества у Августа Конта// Соловьёв B.C. Сочинения в двух томах. Т.2. М.: Мысль, 1990. — 822 с.
  149. A.A. Актуальные концепции «целостной личности» в современной социальной философии: Автореф. дис.. канд. филос. наук. Саранск, 2004. 17 с.
  150. П. Человек, цивилизация, общество. М.: Политиздат, 1992.-543 с.
  151. П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 1992. — 543 с.
  152. Социально-психологическая экспертиза программ телеканала «Сети НН» «Вечер трудного дня» и «Полдень трудного дня» // http://www.evolkov.net/expertise/media/TV.evening.expert.1999.12.html
  153. Социум. Общество. История: Учебное пособие для студентов и аспирантов, специализирующихся по философии, социологии, истории / К. X. Момджян. М.: Наука, 1994. — 239 с.
  154. O.B. Средства массовой информации как источник агрессии // Прикладная психология и психоанализ, № 2, 2000. С. 1521.
  155. В.Е. Философско-методологические основания саморазвития личности: Автореф. дис.. канд. филос. наук. Якутск, 2003.-25 с.
  156. О. Смещение власти : знание, богатство, принуждение на пороге XXI века. М., 1991.
  157. Э. Шок будущего. М.: ACT, 2001.-560 с.
  158. Э. Третья волна. М.: ACT, 1999. — 784 с.
  159. Е.О. Человек в лабиринте идентичностей // Вопросы философии. 2010. — № 2. — С. 13−23.
  160. С. Человеческое понимание. М.: Прогресс, 1984. — 327 с.
  161. А. Возвращение человека действующего. М.: Научный мир, 1998.- 204 с.
  162. А. Ш., Сурнов К. Г. Влияние современных технологий на развитие личности и формирование патологических форм адаптации: обратная сторона социализации http://vprosvet.ru/biblioteka/psysience/smi-v-razvitii-lichnosti/
  163. Ф.С., Вильданов Х. С. Ценности: историко-философский гносеологический анализ. Уфа: Гилем, 2002.
  164. В.Г. Модернизация «другой» Европы.- М.: ИФ РАН, 1997.-255 с.
  165. В.Г. Судьба России в зеркале методологии // Вопросы философии. 1995. — № 12. — С.21−34.
  166. Ю.А. Человечество в XXI веке. М.: Синтег, 2001. — 80 с.
  167. C.JI. Духовные основы общества. М.: Республика, 1992.511 с.
  168. В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. — 366 с.
  169. Фрейд 3. Введение в психоанализ. СПб.: Алетейя, 1999. — 182 с.
  170. Э. Бегство от свободы, пер. с англ. / Общ. ред. П. С, Гуревича. М.: Издательская группа «Прогресс», 1995. — 272 с.
  171. Э. Душа человека. М.: Республика, 1992. — 430 с.
  172. Э. Здоровое общество // Психоанализ и культура: Избранные труды Карен Хорни и Эриха Фромма. М.: Юрист, 1995.
  173. Э. Иметь или быть? М.: Прогресс, 1990. — 23 8 с.
  174. М. Ницше, генеалогия и история // Философия эпохи постмодерна: Сборник переводов и рефератов. Мн.: Изд. ООО «Красико-принт», 1996. — С.74−97.
  175. М. Слова и вещи: Археология гуманитарных наук. М.: Прогресс, 1977.-488 с.
  176. М. Что такое автор? // Фуко М. Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. Работы разных лет. Пер. с франц. М.: Касталь, 1996. — 448 с.
  177. Ф. Наше постчеловеческое будущее: Последствия биотехнологической революции. М.: ACT: ACT МОСКВА, 2008. -349 с.
  178. Ю. Демократия. Разум. Нравственность. М.: Academia, 1995.-250 с.
  179. С. Столкновение цивилизаций М.: ACT, 2003. — 603 с.
  180. А. С. Сочинения в 2 томах. Том 1. М. 589 с, Том 2. 439 с «МЕДИУМ». 1994.
  181. С.С. Жизнь и учение Льва Карсавина // Карсавин Л. П. Религиозно-философские сочинения. Т.1. — М.: «Ренессанс», 1992. -323 с.
  182. С.С. После перерыва. Пути русской философии. СПб: Алетейя, 1994. — 446 с.
  183. Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб.: Питер, 1997. — 608 с.
  184. П.Я. Полн. собр. соч. и избранные письма. М., 1991.-Т.1.
  185. Человек и его бытие как проблема современной философии. М.: Политиздат, 1978. — 129 с.
  186. Р.Б. Социокультурная система и личность (теоретико-методологический анализ): монография. / Р. Б. Шайхисламов. — М.: Социально-гуманитарные знания, 2005. — 177 с.
  187. М. Положение человека в космосе // Избранные произведения. М., 1994.
  188. А.Ю. Самоидентификация человека и культура: монография. / А.Ю. Шеманов- Федеральное агентство по культуре и кинематографии- Российский ин-т культурологии. М.: Академический Проект, 2007. — 479 с.
  189. П. Социология социальных изменений/Пер. с англ., под ред. В. А. Ядова. М.: Аспект Пресс, 1996. — 416 с.
  190. М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система. / М. С. Яницкий. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000. — 204 с.
  191. Fromm E. Selfishness and Self-Love www. erich-fromm.de/data/pdi71939b-e.pdf
  192. Risman D. Leisure and Work in Post-Industrial Society // Mass Leisure / E. Larrabee, R. Meyersohn, eds. 1958.
Заполнить форму текущей работой