Чтобы понять, что такое государство, как и почему оно возникло, необходимо исследовать человеческую природу.
Аксиома древних, что «человек от природы предрасположен к жизни в обществе», неверна. Человек по природе ищет не товарищей, а выгоду, которую он может от них получить.
Природа человека основана на удовлетворении желаний:
- • каждое действие удовлетворяет определенное желание;
- • нет никакого «высшего блага» как конечной цели действия; есть только цепь желаний;
- • люди стремятся усилить свое могущество, так как только это гарантирует им удовлетворение их бесконечных желаний;
- • стремление к неограниченному могуществу в удовлетворении желаний — основная причина споров и войн между людьми.
Возникновению государства предшествовало «естественное состояние» людей, при котором:
- • все люди от природы равны (нет собственности, различия между моим и твоим);
- • из-за природного равенства проистекает взаимное недоверие, а из-за взаимного недоверия — война «всех против всех»;
- • в войне «всех против всех» каждый имеет право нападать и защищаться; в такой войне ничто не может быть несправедливым;
- • жизнь в состоянии войны «всех против всех» одинокая, бедная, скверная, жестокая и короткая.
Основной закон естественного состояния — каждый свободен для сохранения собственной жизни делать все, что угодно.
Ограничение естественного права и замена его гражданским правом — главная причина возникновения гражданского государства.
Первые два гражданских закона (всего их 19), ограничивающих основной закон естественного состояния.
- • Всеми силами следует искать мира и поддерживать его.
- • «В случае согласия на то других человек должен согласиться отказаться от права на все вещи в той мере, в какой это необходимо в интересах мира и самозащиты, и довольствоваться такой степенью свободы по отношению к другим людям, которую он допустил бы у других людей по отношению к себе» («Левиафан»).
Основной закон социальной жизни: «Не делай другому того, чего не хочешь, чтобы было сделано по отношению к тебе».
Джон Локк (1632—1704) — английский философ, горячий сторонник сенсуализма и эмпиризма, кроме теории познания интересовался педагогикой, этикой и теорией гражданского общества.
Основное сочинение — «Опыт о человеческом разумении».