Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Образовательная среда школы как условие профессионального самоопределения старшеклассников

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Профессиональное самоопределение старшеклассников правомерно рассматривать как процесс построения индивидуального жизненного плана. Данный процесс предполагает приобретение старшеклассниками опыта социальных отношений, который лежит в основе обмена нравственными ценностями между учителями и учащимися, что обеспечивается соответствующей организацией образовательной среды школы. К ценностям… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
    • 1. 1. Становление понятия «профессиональное самоопределение» в педагогике
    • 1. 2. Ценностные основы профессионального самоопределения
    • 1. 3. Изучение готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению
  • ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
  • ГЛАВА 2. ОСВОЕНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ШКОЛЫ СТАРШЕКЛАССНИКАМИ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ
    • 2. 1. Становление понятия «образовательная среда» в отечественной педагогике
    • 2. 2. Особенности организации освоения возможностей образовательной среды школы
    • 2. 3. Способы педагогической поддержки профессионального самоопределения старшеклассников при освоении возможностей ^бр^овательной среды школы
    • 2. 4. Анализ результатов исследования
  • ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Образовательная среда школы как условие профессионального самоопределения старшеклассников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В условиях стремительного развития общества, динамичных изменений социально-экономических условий особое внимание уделяется проблемам профессионального самоопределения старшеклассников. Успешное решение сложных экономических и социальных проблем, стоящих перед нашим обществом на современном этапе, неразрывно связано с формированием высокого уровня готовности к профессиональной деятельности. В условиях реформирования системы экономических отношений необходим поиск новых путей, обеспечивающих процесс профессионального самоопределения молодежи.

В последнее время наметилась тенденция рассматривать профессиональное самоопределение не как единичный акт выбора профессии, а как длительный процесс развития личности в рамках будущей профессиональной деятельности (И.С. Кон, П. А. Шавир, Е. А. Климов, Е. М. Павлютенков, С. Н. Чистякова и др.) — формирования стремления молодежи к профессиональной карьере (А.Я. Журкина, С. Н. Чистякова, Н. С. Пряжников и др.).

Анализ педагогических исследований по данной проблеме позволил выявить ряд трудностей.

• нечеткость жизненных планов и профессиональных намерений старшеклассников и выпускников школ;

• неподготовленность большинства из них к овладению ситуацией выбора профессии;

• невостребованность потенциала образовательной среды школы в процессе профессионального самоопределения старшеклассников.

Таким образом, указанные трудности определили проблему исследования, которая заключается в обосновании условий, необходимых для успешного профессионального самоопределения старшеклассников и позволили сформулировать тему настоящего исследования: «Образовательная среда школы как условие профессионального самоопределения старшеклассников» .

В соответствии с темой были определены объект, предмет, сформулирована цель исследования.

Цель исследования состоит в выявлении и обосновании возможностей образовательной среды школы, как условия, обеспечивающего профессиональное самоопределение старшеклассников.

Объект исследования: профессиональное самоопределение старшеклассников.

Предмет исследования: образовательная среда школы как условие профессионального самоопределения старшеклассников.

Гипотеза исследования основана на предположении о том, что образовательная среда школы выступает в качестве условия профессионального самоопределения, если:

• раскрыты возможности образовательной среды школы для профессионального самоопределения старшеклассников;

• выявлены этапы освоения старшеклассниками возможностей образовательной среды во взаимосвязи с этапами профессионального самоопределения;

• определены способы педагогической поддержки профессионального самоопределения старшеклассников при освоении образовательной среды.

В соответствии с предметом, целью и выдвинутой гипотезой были поставлены следующие задачи:

1. Провести теоретический анализ понятий «самоопределение», «профессиональное самоопределение», «образовательная среда», и определить их сущностные характеристики на основе философской, психолого-педагогической литературы;

2. Выявить педагогические условия, способствующие профессиональному самоопределению старшеклассников;

3. Определить показатели профессионального самоопределения старшеклассников;

4. Обобщить результат выполненного исследования.

Теоретико-методологические основания и источники исследования: работы, раскрывающие становление средового подхода в педагогике (П.П.Блонский, В. А. Сухомлинский, К. Д. Ушинский, С. Т. Шацкий и др.) — исследования, посвященные изучению среды как целостного образования, обладающего возможностями для профессионального самоопределения (М. Р. Кату нова, Н. А. Лабунская, А. А. Макареня, Ю. С. Мануйлов, Т. В. Менг, Л. И. Новикова, С. Ю. Полуйкова и др.) — философские, социологические и психолого-педагогические исследования, раскрывающие сущность понятия «самоопределение» (К.А.Абульханова-Славская, Д. Ж. Валеев, О. Г. Дробницкий, В. Г. Журавлев, Н. Д. Зотов, Л. М. Ивенский, Е. А. Климов, И. С. Кон, А. В. Мудрик, В. Ф. Сафин и др.), а также «профессиональное самоопределение» (Н.Ф.Гейжан, А. В. Голомшток,.

A.М.Кухарчук, А. В. Пенкрат, Н. С. Пряжников, А. С. Сейтешев, Н. К. Степаненков, М. Х. Титма, А. Б. Ценципер, С. Н. Чистякова, П. А. Шавир и др) — труды по проблеме создания системы средств педагогической поддержки профессионального самоопределения старшеклассников (Л.Н.Бережнова, О. С. Газман, С.В.Кульневич). психолого-педагогические исследования, раскрывающие сущность и границы применимости ценностно-деятельностного и системного подходов к изучению проблем развивающейся школы (Б.Г. Ананьев, Б. П. Битинас,.

B.Г. Бочарова, З. И. Васильева, В. Г. Гинецинский, В. Ю. Кричевский, А. Н. Леонтьев, М. М. Поташник, А. П. Тряпицына, Т. И. Шамова, Э. Г. Юдин и др) — теоретические и эмпирические психолого-педагогические исследования социализации личности на разных этапах жизни и сопровождения индивидуального развития человека (К.А. Абульханова-Славская, Л. Н. Бережнова, Л. С. Выготский, О С. Газман, Н. Ф. Голованова, М. Г. Казакина, Е. И. Казакова, Я. Л. Коломенский, A.B. Мудрик, A.B. Петровский, К. Д. Радина, В. А Сухомлинский, Г. И. Щукина и др.).

Методы исследования. Для решения поставленных задач использовалась совокупность взаимодополняющих методов:

• метод аналитического исследования (теоретический анализ специальной литературы и диссертационных исследований по проблеме профессионального самоопределения старшеклассников, анализ документации и статистических данных, обобщение отечественного и зарубежного опыта подготовки школьников к профессиональному самоопределению);

• методы экспериментального исследования (анкетирование, тестирование, беседы с учащимися, учителями);

• методы изучения результатов исследования (количественный и качественный анализ результатов экспериментальной работы);

База исследования: школа-лицей с углубленным изучением французского языка № 211 Центрального района г. Санкт-Петербурга, в которой проводилась опытно-экспериментальная работа с учащимися 10−11 классов, школы № 366, № 235, № 226.

Логика и этапы исследования.

Первый этап (1997;1998 гг.) связан с изучением реального состояния образовательной среды школы N211 Центрального района г. Санкт-Петербурга.

Второй этап (1998;1999 гг.) определяется формированием общей идеи предстоящего исследования, проведением констатирующего эксперимента. Данный этап был посвящен изучению психолого-педагогической и др. литературы по проблеме исследования, разработке понятийного аппарата, началу формирующего эксперимента.

Третий этап (1999;2000 гг.) включает поисково-преобразующий эксперимент, а также проверку и уточнение теоретических положений в ходе опытно-экспериментальной работы, полученных результатовформулировку выводов и оформление материалов диссертации.

Научная новизна исследования заключается:

• в уточнении понятия «профессиональное самоопределение школьников», раскрываемого как процесс построения индивидуального жизненного плана;

• в раскрытии возможностей образовательной среды школы как условия, обеспечивающего профессиональное самоопределение старшеклассников;

• в выделении этапов освоения образовательной среды школы во взаимосвязи с этапами профессионального самоопределения старшеклассников;

• в уточнении сущности педагогической поддержки в процессе профессионального самоопределения старшеклассников.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработаны и экспериментально апробированы способы педагогической поддержки профессионального самоопределения старшеклассников, которые могут быть использованы в практической работе учителей школ, педагогов, учреждений дополнительного образованияв процессе подготовки студентов педагогических вузов, повышения квалификации педагогов.

Обоснованность и достоверность научных положений и выводов исследования обусловлены:

— репрезентативностью экспериментальной базы, представленной разными типами образовательных учреждений;

— количественным и качественным анализом результатов исследования, полученным на основе использования взаимодополняющих методов, адекватных предмету, задачам и этапам исследованиядлительностью и положительными результатами эксперимента.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Профессиональное самоопределение старшеклассников правомерно рассматривать как процесс построения индивидуального жизненного плана. Данный процесс предполагает приобретение старшеклассниками опыта социальных отношений, который лежит в основе обмена нравственными ценностями между учителями и учащимися, что обеспечивается соответствующей организацией образовательной среды школы. К ценностям, способствующим нравственному возвышению человека и отражающим специфику национального компонента содержания профессионального самоопределения относятся свобода выбора профессии, готовность выбирать, призвание к профессии.

2. Основным фактором, детерминирующим образовательную среду как условие профессионального становления является организация освоения возможностей образовательной среды школы.

3. Процесс освоения старшеклассниками возможностей образовательной среды включает этапы, соотносящиеся с этапами профессионального самоопределения: осознание себя в среде, в ходе которого осуществляется становление профессионально-ценностных и жизненных ориентаций старшеклассников, а также формирование их мотивационно-потребностной сферыиспользование среды обеспечивает обращение к потенциалу образовательной среды с целью совершенствования навыков построения индивидуальных жизненных плановпреобразование среды обеспечивает активное, самостоятельное взаимодействие учащихся со средой, приобретение ими опыта социальных отношений, а также обогащение самой образовательной среды за счет привлечения дополнительных источников профессионально значимой информации.

4. Освоение образовательной среды школы, обеспечивающее профессиональное самоопределение старшеклассников, строится на реализации дифференцированной педагогической поддержки учащихся. Дифференциация поддержки определяется различными уровнями развития мотивационно-потребностного, когнитивного и деятельностно-практического компонентов профессионального самоопределения.

Апробация результатов исследования. Результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры педагогики РГПУ им. А. И. Герцена, на методических и аспирантских семинарах, научно-практических конференциях, посвященных проблемам образовательной среды.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2.

1. Анализ логики становления понятия «образовательная среда», проведенный на основе теоретического рассмотрения философской, социологической и психолого-педагогической литературы, свидетельствует о том, что существует многообразие подходов к пониманию среды.

В педагогической науке общепринятым является рассмотрение среды как условия развертывания различных сфер человеческой жизнедеятельности.

Фактор изменения и развития субъекта, становления его самосознания, обмена ценностями и выработки культуры профессионального выбора посредством включения в активную деятельность на основе партнерских отношений всех субъектов образования.

2. Личностно-деятельностный подход к исследованию особенностей взаимодействия личности и образовательной среды позволил выделить сущностные черты образовательной среды:

• образовательная среда является средой, обладающей возможностями для личностного и профессионального самоопределения;

• образовательная среда обеспечивает разнообразные варианты выбора оптимальной траектории развития и взросления личности. При этом образовательная среда позволяет:

• учащимся самоопределяться в разнообразных видах деятельности, в том числе и профессиональной;

• педагогам — создавать условия для реализации педагогической поддержки профессионального самоопределения;

• педагогам — принимать управленческие решения, направленные на организацию разнообразных образовательных процессов и условий, способствующих профессиональному самоопределению старшеклассников;

• обеспечить условия для активности личности, под которой понимается реализация процессов самостроительства (саморазвитие, самоорганизация, самовоспитание, самоконтроль);

• специально организованная образовательная среда способна обеспечить условия для успешного профессионального самоопределения старшеклассников.

3. Образовательная среда школы включает достаточное количество источников, обеспечивающих профессиональное самоопределение старшеклассников, предопределяет разработку системы средств педагогической поддержки самоорганизации профессионального выбора старшеклассников.

4. Педагогическая поддержка профессионального самоопределения осуществляется через поэтапное решение проблем и преодоление препятствий, мешающих успешному профессиональному самоопределению старшеклассников.

Построение системы педагогической поддержки основывается на синергетических принципах — ориентирах, с каждым из которых согласуется определенная форма ее организации:

• принцип открытости профессиональной информации;

• принцип профессиональной самоидентификации;

• принцип культуросообразности свободы информации о профессиях;

• принцип диалогичности содержания информации;

• принцип кумулятивного эффекта.

В качестве ожидаемого эффекта осуществления педагогической поддержки профессионального самоопределения старшеклассников в освоении образовательной среде могут выступать:

• изменения в мотивационно-потребностной сфере;

• появление устойчивых профессионально-ценностных ориентаций;

• повышение уровня готовности к профессиональному самоопределению;

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Исследование посвящено актуальной, теоретически и практически значимой задаче. Процесс профессионального самоопределения является содержательной основой будущей профессиональной деятельности выпускников. Поскольку исследуемый процесс протекает в определённой среде, мы считаем продуктивным использование средового подхода при изучении. Целью настоящего диссертационного исследования стало определение организационно-педагогических условий, необходимых для профессионального самоопределения старшеклассников.

Доказательство правомерности выдвинутой гипотезы и достижение цели исследования потребовало решения ряда взаимосвязанных задач. Приведём краткую характеристику полученных выводов.

1. Процесс профессионального самоопределения старшеклассников заключается в умении проектировать индивидуальный жизненный план, создавать картину своего будущего. В процессе профессионального самоопределения старшеклассники приобретают опыт социальных отношений, который лежит в основе обмена нравственными ценностями между учителями и учащимися. К ценностям, способствующим нравственному возвышению человека и отражающим специфику национального компонента содержания профессионального самоопределения относятся свобода выбора профессии, готовность выбирать, призвание к профессии.

2. Анализ полученных данных позволил зафиксировать положительную динамику по всем показателям сформированности профессионального самоопределения, но наиболее существенными были:

• на этапе осознания себя в среде — по мотивационному показателю (от 1.3 до 5.3), что свидетельствовало о направленности учащихся на изучение себя и среды, осознание своих потребностей и возможностей среды;

• на этапе использования среды — по когнитивному показателю (от 1.0 до 5.1), что свидетельствовало о формировании у старшеклассников знаний и умений, необходимых для осуществления осознанного выбора профессии и построения жизненного плана;

• на этапе преобразования — по деятельностно-практическому показателю (от 1.3 до 4.9), что обусловлено вовлечением учащихся в адекватные формы деятельности.

Изучение уровней субъективного контроля старшеклассников позволило установить, что значительно уменьшилось число учащихся, не определившихся с выбором профессии (от 66% в начале до 44.5%, к завершению опытно-экспериментальной работы) — а также возросло число тех, кто осуществил осознанный выбор (от 10.5% до 27.3%).

3. Определены педагогические условия, способствующие профессиональному самоопределению, в качестве которых выступают способы педагогической поддержки старшеклассников в процессе выбора профессии. Анализ результатов экспериментальной работы свидетельствует о том, что созданные педагогические условия позволяют каждому учащемуся совместно с учителями преодолеть трудности, мешающие профессиональному самоопределению и к концу 11 класса осуществить осознанный выбор будущей профессии;

4. Обнаружены изменения в самой среде:

• насыщение ее новыми образовательными ресурсами за счет использования программ спецкурсов, методических разработок, материалов дискуссий по проблемам профессионального самоопределения и др.);

• расширение образовательной среды школы (участие в процессе профессионального самоопределения городского центра профориентацииэкскурсии в музеи, на производствовстречи с выпускниками школы и представителями различных профессийпоездки учащихся в страну изучаемого языка).

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980. С. 335.
  2. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. — 299 с.
  3. П.В., Панин A.B. Философия. М.: Проспект, 1996. — 504 с.
  4. Е.П. Становление у старшеклассников ответственного отношения к биосоциальной среде (в процессе преподавания интегрированного курса «Основы социальной экологии»). Автореф.дисс.канд.пед.наук. Екатеринбург, 1998.-23 с.
  5. JI.A. Подготовка старшеклассников к выбору профессии в условиях социально-экономических отношений. Автореф.дисс.канд.пед.наук. Уфа, 1997.-20 с.
  6. С.С. Самоорганизация обучающего и обучаемого в учебно-воспитательном процессе непрерывного профессионального образования. Автореф.дисс.докт.пед.наук. Казань, 1995. — 26 с.
  7. В.Б. Формирование способности к самоорганизации, самоуправлению и саморегуляции у будущего музыканта-педагога. Автореф.дисс.канд.пед.наук. —Казань, 1998. 22 с.
  8. А.Г. Содействие ребенку развитие личности // Новые ценности образования. Вып.6. — М.: Инноватор, 1996, С. 39 — 44.
  9. В.Г. Мир живого: системность, эволюция и управление. М.: Политиздат, 1986. — 334 с.
  10. Ю.Балакирева Л. А., H.A. Даниличева. Психология профессионального выбора ООО «СЛП» СПб., 1998. 144 с.
  11. П.Балакирева Э. В. Абитуриенту герценовского университета. СПб., 1998. -220 с.
  12. И.С. Теоретические основы организации педагогического процесса в современной школе. Автореф. дисс. докт. пед. наук, СПб. РГПУим. А. И. Герцена, 1995 — 23 с.
  13. В.К., Кротов В. М. Оценка эффективности формирования политехнических знаний, умений и навыков в процессе изучения физики в средней школе. Сборник научных трудов. Минск, 1980. — 248 с.
  14. Л.М. Использование педагогического потенциала региональной среды Русского Севера в формировании основ менталитета младшего подростка. Автореф.дисс.канд.пед.наук. — Петрозаводск: КГТТУ, 1997. — 19 с.
  15. П.П. Избранные педагогические произведения. М.: Изд-во Академии пед. наук РСФСР, 1961. С. 50.
  16. П.П. Новые программы ГУСа и учитель. М., 1925. С. 70−72.
  17. А.Я. Формирование профессиональных ценностных ориентаций у учащихся классов юридического профиля. Автореф.дисс.канд.пед.наук. -Брянск, 1997. 16 с.
  18. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Психологическое исследование. М., 1968, 152 с.
  19. Н.Ю. Педагогические условия формирования и развития готовности старшеклассников к выбору профессии. Автореф.дисс.канд.пед.наук. -Калининград, 1997. 19 с.
  20. Л.П. Социальная среда и сознание личности. Изд-во московского ун-та, 1968.-268 с.
  21. Л.П. Социальная среда и формирование гармонической личности. М., 1971.-48 с.
  22. Т.С. Национально-региональный компонент в образовании. -Архангельск: Изд-во Поморского ун-та им. М. В. Ломоносова, 1994 84 с.
  23. Г. Н. Педагогика жизни. Чебоксары, 1989. — 334 с.
  24. В.Г. Гуманитарно-аксиологические основы постдипломного образования педагога. Псков: ПОППКРО, 1997 421 с.
  25. .З., Семенов В. Д. Школа и социальная среда: взаимодействие. М.: Знание, 1981.-94 с.
  26. Jl.С. Детская психология // Собр. соч.: В 6 т.- М.: Педагогика, 1984 -432 с.
  27. Л.С. Мышление и речь // Собр.соч.: В 6 T., Т.2. М., 1982. 246 с.
  28. Л.С. Педагогическая психология // Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1991. — 480 с.
  29. Л.С. Проблемы возрастной периодизации детского развития // Указ.соч. Т.4., М., 1984. 258 с.
  30. Л.С. Психология искусства. // Под ред. М. Г. Ярошевского. М.: Педагогика, 1987. 572 с.
  31. О.С. От авторитарного образования к педагогике свободы // новые ценности образования. Вып.2. М., 1995, с. 40 — 45.
  32. О.С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию 21 века // Новые ценности образования. Вып.6. М.: Инноватор, 1996, с. 10 — 38.
  33. Н.О. Конструирование среды, развивающей одаренность личности: Автореф.дисс.канд.пед.наук. Красноярск, 1996. — 20 с.
  34. А.И. Формирование профессионально-нравственных ориентаций старшеклассников в процессе производственного обучения. -Ленинград, 1981. Автореф.дисс.канд.пед.наук. — 21 с.
  35. Гейжан Н. Ф Индивидуальный подход к формированию профессиональных планов старших подростков. Л.: 1984. — 206 с.
  36. Н.Ф. Индивидуализация профессионального воспитания учащихся профтехучилищ. СПб., 1994. 117 с.
  37. С.И. Основы педагогики: Введение в прикладную философию. М., 1995. 86 с.
  38. Ю.З. Темперамент и познавательные способности школьника: психология, диагностика, педагогика. Киев, 1993. — 210с.
  39. Н.Ф. Критерии готовности к трудовому самовоспитанию в старшем школьном возрасте. Сб. научных трудов. Минск, 1980. — 248 с.
  40. А.Е. Выбор профессии и воспитание личности школьника. М.: Просвещение, 1979. — 160 с.
  41. A.K. Самообразование как социальная категория. Д.: 1976, — 88 с.
  42. В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996. — 544 с.
  43. В.В. Научное обеспечение образования в свете нового педагогического мышления // Новое педагогическое мышление. М., 1989. 325 с.
  44. М.Г. Педагогическите взгляды П.П. Блонского. Спецкурс. М., 1974. С. 96.
  45. М.Г. П.П. Блонский о школе и учителе. М.: Знание, 1979, с. 70.
  46. Н.М. Педагогические основы создания культуротворческой среды на начальном этапе профессионального образования: Автореф.дисс.канд.пед.наук. Омск, 1998. — 21 с.
  47. Дидактический материала по курсу общей биологии под ред. Анастасовой Л. П. -М&bdquo- 1975.-72 с.
  48. И.С. Синергетика: становление нелинейного мышления. Киев: Лыбидь, 1990. — 147 с.
  49. Т.С. Изучение влияния физики на готовность учащихся к труду в сфере материального производства. Сб. научн.трудов. — Минск, 1980. — 248 с.
  50. И.В. Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте. Екатеринбург: Деловая книга, 1998. — 144 с.
  51. М.Н. Педагогика (долгий путь к гуманистической этике) -Екатеринбург: Наука, Уральское отделение, 1998. 311 с.
  52. Духовно-нравственные и государственно-правовые основы отечественного просвещения. Сборник тезисов. — М.: ОДИ — INTERNATIONAL, 1998. — 109 с.
  53. A.M., Чистякова С. Н. Методика формирования профессионального самоопределения на различных возрастных этапах. Кемерово, 1998. — 199 с.
  54. В.В. Вопросы жизненного самоопределения выпускников средних школ. Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского ун-та, 1972. — 199 с.
  55. И.А., Боденко Б. Н., Морозова H.A. Воспитание проблемасовременного образования в России (состояние, пути, решения). М., 1999. -19 с.
  56. И.А. Педагогическая психология. Ростов-на-Дону: «Феникс», 1997. -476 с.
  57. И.А. Педагогическое общение как решение коммуникативных задач. М&bdquo- 1980. 165 с. 59.3инченко В.П. О целях и ценностях образования. Педагогика № 5, 1997, с. З -15.
  58. М.Г. Принципы гуманизации образовательного процесса и их реализация в условиях школы-комплекса: Автореф.канд.пед.наук. Белгород, 1999.-21 с.
  59. Изучение личности школьника учителем под ред. З. И. Васильевой, Н. В. Бочкиной. -М.: Педагогика, 1991. 135 с.
  60. М.З., Б.А. Смирнов. Социология воспитания. М., 1996. — 114 с.
  61. В.Г. Педагогические основы формирования профессионального самосознания учащихся: Автореф.дисс.на соиск.степ.докт.пед.наук. Казань, 1996.-32 с.
  62. М.Р. Формирование образовательной среды клуба учреждения дополнительного образования детей. Автореф. канд. дисс. СПб., 1998. — 20 с.
  63. Н.В. Внутришкольное управление процессом профессионального самоопределения: Автореф.канд.пед.наук. Белгород, 1998. — 20 с.
  64. Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 1996. — 512 с.
  65. E.H., Курдюшов С. П. Законы эволюции и самоорганизации сложных систем. М., 1994. — с.38.
  66. В.А. Гуманитарная образовательная среда: языковая культура: Монография. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1999. — 107 с.
  67. Компаниченко. Самоорганизация личности путь к расцвету человечества. -Хабаровск, Дальневосточ. регионал. центр изучения пробл. будущего поколения, 1994. — 51 с.
  68. Комплект учебно-методической документации для проведения профессиональных проб. / Департ. образ-я науки Админстр., обл. ИУУ, ин-т проф. с/я молод. РАО. Кемерово, 1995. — 143 с.
  69. Кон И. С. Психология юношеского возраста. М.: Просвещение, 1979. — 175 с.
  70. Кон И. С. Психология старшеклассника. Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1980. — 192 с.
  71. Кон И. С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1982. — 207с.
  72. JI.H. Подготовка специалистов по социальной работе. Автореф.канд.пед.наук. Ставрополь, 1998. — 18 с.
  73. М.И. Прогимназия как образовательное пространство развития личности ребенка: Автореф.дисс.кацд.пед.наук. Ростов-на-Дону, 1996. -24 с.
  74. JI.A. Профориентационная работа с учащимися в предметных кабинетах химии, биологии, географии. Вологда, 1988. — 40 с.
  75. A.M. Дидактические компьютерные среды: Структура и условия функционирования. Научный поиск в педагогике. Материалы Российской школы молодых ученых. Волгоград, 5−11 сентября, 1994, с. 64 67.
  76. Г. С. Развитие и воспитание. М.: Педагогика, 1967, с. 168 — 169.
  77. Н.К. Диагностика профессиональной направленности учащихся: Автореф.дисс.канд.пед.наук. Минск, 1979. — 22 с.
  78. И.Б., Шиянов E.H. Философские основания современной педагогики. -Ростов-на-Дону: Изд-во ун-та, 1994, С.32−33.
  79. В.В. Проблемы научного обоснования обучения: Методологич. Анализ. М.: Педагогика, 1977. — 165 с.
  80. В.Г. Психологические условия самовоспитания педагогических способностей будущими учителями в первичном студенческом коллективе: Автореф.дисс.на соиск.учен.степ.психол.наук. -М., 1984. 16 с.
  81. Краткий психологический словарь под редакцией Петровского A.B. и Ярошевского М. Г. М.: Политиздат, 1985, С. 80−81.
  82. Критерии определения готовности учащихся к труду в сфере материального производства. Сб. научных трудов. — Минск, 1980. — 248 с.
  83. Крупенина М. В, Проблема педагогики среды в плане работ института // Педагогика среды и методы ее изучения / Под ред. Крупениной М. В. М., 1930.-240 с.
  84. Н.К. Школа коммуна Наркомпроса // Крупская Н. К. Пед.соч.: В 6 т. -М., 1978. -Т.2.-С.312−314.
  85. Г. М. Практикум по неорганической и органической химии. М.: Изд-во «Медицина», 1970.-164 с.
  86. Е.И. Психология свободы. М.: Изд-во МГУ, 1994. — 195 с.
  87. Е.С. Основы социальной психологии. Изд-во МГУ, 1967. 146 с.
  88. C.B. Менеджмент профессионального самоопределения: ценностно-смысловой аспект: Учебно-метод. пособие. Воронеж, 1998. — 196 с.
  89. C.B. Педагогика самоорганизации: феномен содержания: Монография. Воронеж, 1997, с. 236.
  90. C.B. Педагогика личности. Учебное пособие. Воронеж, 1997. -184 с.
  91. Культурная среда и ее освоение / отв.ред. Орлова Э. А. М.: Б.и., 1988. — 143 с.
  92. Культурологические традиции российского образования и перспективы их развития в начале третьего тысячелетия: Материалы городской научно-практической конференции 2 апреля 1998. под ред. Видта И. Е. Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 1998.-76 с.
  93. Ю.Н. Мышление и личность. СПб., 1995. 21 с.
  94. Ф. Кризис образования в современном мире. М., 1970. 262 с.
  95. Т.Ю. Культурно-историческая среда в социальном воспитании дошкольников. М. «Радетели просвещения», 1998. — 174 с.
  96. А.Т. Педагогический объект и среда // Воспитательский коллектив и среда его жизнедеятельности: материалы семинара, проведенного 13 15 нояб.1979 в Свердловске. — М.: 1980. — С.5 — 13.
  97. А.М., Ценциппер А. Б. Профессиональное самоопределение учащихся, Минск: Нар. асвета, 1976. 128 с.
  98. О.И. Наука и искусство принятия решений. М., 1979. С. 8.
  99. Латино-русский словарь под ред. Дворецкий И. Х. М., 1976, Русск. яз. -1096 с.
  100. O.E. Управление образовательными системами: Пособия. -Великий Новгород: НРЦРО, 1998. 91 с.
  101. Левонтин Р. СНеловеческая индивидуальность, наследственность и среда. -М.: Прогресс Универ. 1993 207 с.
  102. B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. -М.: Высшая школа, 1991. 224 с.
  103. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2-е изд-е. — М.: Политиздат, 1977. — 304 с.
  104. Л.Н. Образование в структуре педагогической деятельности: Автореф.дисс.докт.пед.наук. СПб., 1991. 32 с.
  105. .Ф. Общение и социальная регуляция поведения индивида // Психологические проблемы социальной регуляции поведения. М., 1976. С.64−65.
  106. A.B. О народном образовании. М., 1958, с. 63.
  107. A.A. Культурная среда: статус, структура функционирования. -Тюмень, 1997.-65 с.
  108. A.C. Педагогические сочинения: 8 т / под ред. М. И. Кондакова. М.: Педагогика, 1984. — Т.4 — 4000 с.
  109. A.C. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. М.: Педагогика, 1977. — Т. 1. — 399 с.
  110. A.C. Вроде методического плана клубной работы // Макаренко A.C. Пед.соч.: В 8 т. М., 1986. — Т.1. — С.64 — 67.
  111. Е.В. Самоопределение старшеклассников в условиях вариативного обучения. Автореф. дисс.канд.пед.наук. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, — 1995. — 21 с.
  112. Малый лабораторный практикум по органической химии. СПб.: Образование, 1994. 28 с.
  113. Ю.С. Предметно-эстетическая среда детского коллектива // Коллектив, общение, личность: Сб.научн.трудов / Редкол.: A.B. Мудрик. М., 1983. — С.23 — 29.
  114. Ю.С. Средовой подход в воспитание: Автореф.дисс.пед.наук. -М&bdquo- 1998. 49 с.
  115. В.А., Оссовский В. Я. Социальная микросреда и выбор профессии. Киев: Наукова Думка, 1982. С.29−34.
  116. В. Л., Панасюк В. П. Педагогическая мысль в России в период 1917 1990 гг.: Сиб., 1994, С.58−63.
  117. Т.В., Ходырева Е. А. Учебная деятельность. Среда. Развитие.. .: Учебное пособие. Киров: Изд-во ВГПУ, 1998. — 78 с.
  118. Т.В. Педагогические условия построения образовательной среды вуза.- Автореф. дисс. канд. пед. наук. СПб., 1999 — 20 с.
  119. A.B. Педагогические условия саморазвития личности одаренного учащегося в летней физико-математической школе. -Автореф.дисс.канд.пед.наук. Хабаровск, 1999. — 17 с.
  120. Методика преподавания курса «Твоя профессиональная карьера»: Кн. для уч. / под ред. Чистяковой С. Н. М.: Просвещение, 1997. — 187с.
  121. Л.И. Личность и оценочные способности старшеклассников. -М.: Просвещение, 1991. 188 с.
  122. A.B. Роль социального окружения в формулировании личности подростка. М.: Изд-во «Знание», 1979. — 38 с.
  123. A.A. Педагогические условия осуществления личностно-ориентированного образования в школе-гимназии: Автореф.дисс.канд.пед.наук. Улан-Удэ, 1998. — 20 с.
  124. Т.К. Создание культурно-эстетической среды в образовательной системе «Школа с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла»: Автореф.канд.пед.наук. Саратов, 998.- 18 с.
  125. В.Н. Психология отношений. Москва Воронеж, 1995. — 355 с.
  126. Е.А. Подготовка студентов педвуза к исследованию педагогического потенциала среды: Автореф.канд.пед.наук, Астрахань, 1997. -22 с.
  127. P.C. Общие основы психологии. М.: Просвещение «Владос», 1994, в 2-х книгах, книга 1 — 576 с.
  128. Л.И. Школа и среда. М.: Изд-во «Знание», 1985 — с. З -4 (Новое в жизни, науке, технике. Сер. Педагогика и психология № 8).
  129. Новое педагогическое мышление / под ред. Петровского A.B. М.: Педагогика, 1989. — 280 с.
  130. Новые ценности образования: культурные модели школ. Вып. № 7. — М., 1997.-248 с.
  131. Т.А. Ценностное самоопределение выпускника лицея: Автореф.канд.пед.наук. Оренбург, 1998. — 20 с.
  132. С.И. Словарь русского языка / Под ред. Шведовой НТО. 9-е изд-е доп. и исправленное. — М.: Сов. энциклопедия, 1972. — 847 с.
  133. С.И. Словарь русского языка / Под ред. Шведовой Н. Ю. 20-е изд-е. — М.: Рус.яз., 1988. — 750 с.
  134. A.A. Управление учебно-воспитательной работой в школе. М., 1991, с. 34 -35.
  135. В.В., Степановичюс А. И. Социально-политические факторы формирования кумулятивной сознательности трудящихся. М., 1967, с. 44.
  136. В. Письма об эстетическом воспитании. М.: Сытин. — 79 с.
  137. Е.М. Управление профессиональной ориентацией в общеобразовательной школе. Владивосток, 1990. — 176 с.
  138. С.Л. Клубный коллектив в системе воспитательной работы: Автореф.дисс.канд.пед.наук. -М: 1989. 19 с.
  139. М.П. Формирование профессиональной направленности школьников. Томск: Томский гос. пед. ин-т им. Ленинского комсомола, 1988,98 с.
  140. В.П. Освоение действия в условиях взаимодействия учителя с учеником // Психолого-педагогические проблемы взаимодействия учителя и учащихся. М.: НИИОП, 1980, С. 46.
  141. Пара г" зин В. Н. Профессиональная направленность личности и ее формирование в школьные годы. Новосибирск, 1987. — 140 с.
  142. .С., Гейжан Н. Ф. Профессиональное воспитание учащихся, СПб, 1994.-87 с.
  143. .С., Гейжан Н. Ф. Культура личности учащегося профессионально-учебного заведения. СПб. — Пенза, 1996. — 161 с.
  144. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии / под ред. Смирнова С. А. М.: Academien, 1999. — 544 с.
  145. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / под ред. Сластенина В. А. М.: Школа-Пресс, 1998. — 512с.
  146. A.B. Мотивы выбора профессии. Минск: Нар. асвета, 1986.
  147. Петербургская школа: портрет выпускника. СПб.: Спец.-Лит., 1999. — 72 с. / под ред. Вершловского С.Г.
  148. В.А. Психология неадаптивной активности, Российский открытый университет. М.: ТОО «Горбунок». — 1992. С.48−49.
  149. A.B., Калиненко В. К., Котова И. Б. Личностно-развивающее взаимодействие. Ростов-на-Дону, 1993. — 88 с.
  150. Г. И. Педагогика. М.: Российское педагогическое агентство, 1996.-604 с.
  151. Н.И. Избранные педагогические сочинения. М.: Изд-во Акад. наук, 1953. — 732 с.
  152. К.К. Личность и труд. М., 1965, 365 с.
  153. С.Ю. Организационно-педагогические условия освоения студентами профессионально-образовательной среды факультета. Автореф. дисс. канд. пед. наук. — Омск, 2000. — 21 с.
  154. С.Н. Сознание и социальная среда. М.: Прогресс, 1979, 232 с.
  155. Jl.JI. Проектирование условий развития вариативной образовательной среды в муниципальном округе мегаполиса: Автореф.канд.пед.наук. М.: 1996. — 22 с.
  156. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении / Под ред. В. А. Петровского. М.: Новая школа, 1992, С.29−34.
  157. И. От существующего к возникающему. М., 1993, С. 30.
  158. М.М. Семья как самоорганизующаяся среда воспитания детей: Автореф.канд.пед.наук. Якутск, 1999. — 22 с.
  159. Программы учебных курсов по педагогике. Часть 1. СПб «Образование». 1996.-90 с.
  160. Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. Москва- Воронеж, 1996. 96 с.
  161. Н.С. Профориентационные игры, изд-во Московского ун-та, 1991.-87 с.
  162. Н.С. Активизирующие опросники профессионального и личностного самоопределения. Москва Воронеж, 1997. — 80 с.
  163. Н.С. Игровой метод в профориентации. Методические рекомендации под ред. Климова Е. А., Пермь: Изд-во Петм.пед. ин-та, 1989. -70 с.
  164. Психология жизненной среды / отв.ред. Черноушек M. М.: «Мысль» 1989.- 176 с.
  165. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности / под ред. Никифорова Г. С. СПб., 1991. 152 с.
  166. Психологические проблемы самореализации личности / под ред. A.A. Крылова, Л. А. Коростылевой. Изд-во СПб Ун-та, 1998. 239 с.
  167. Психологический словарь. М.: Педагогика-пресс, 1997. 439 с.
  168. Н.Ф. Взаимодействие педагогов и старших школьников. -Ленинград, 1989. 83 с.
  169. С.С. Среда человека и социальное восприятие // Социально-психологические основы средообразования: Тез.конф. / Под ред. Т. Нийта, М.
  170. , Ю. Круусвалла. Таллинн, 1985. С. 70 — 73.
  171. JI.JI. Социально-образовательная модель педколледжа как среды саморазвития личности в научно-образовательном комплексе: Автореф.канд.пед.наук. Ростов-на-Дону, 1996. — 27 с.
  172. Н. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. М.: Мир, 1994. — 319 с.
  173. М.В., Симоненко В. Д. Как помочь выбрать профессию. Тула, 1990, Приокское книжное изд-во. 130 с.
  174. М.В. Формирование у старых классиков готовности к профессиональному самоопределению. Автореф.докт.пед.наук. — М., 1997. -26 с.
  175. Г. И. Педагогическая поддержка детских общностей в мультикультурной среде: Автореф.дисс.канд.пед.наук. Улаг-Удэ, 1998. — 20 с.
  176. В.В. Сумерки просвещения. М., 1990. — 109 с.
  177. Роль среды и наследственности в формировании индивидуальности человека / Под ред. И.В. Равич-Щербо. М.: Педагогика, 1988. — 335с.
  178. C.JI. Основы общей психологии. М.: Учпедгиз, 1946. — 564 с.
  179. A.M. Взаимосвязь общественной и профессиональной направленности личности как фактор воспитания учащихся: Автореф.дисс.канд.пед.наук. Иркутск, 1979. — 19 с.
  180. И.Е. Социально-профессиональное самоопределение школьников в трудовых объединениях: Автореф.дисс.канд.пед.наук. Оренбург, 1999. — 22 с.
  181. В.Ф. Психология самоопределения личности. Свердловск, 1986.
  182. В.Д. Педагогика среды в условиях развитого социализма -Свердловск, 1980, УРГУ. 72 с.
  183. В.Д. Педагогика Екатеринбург, 1993. — 208 с.
  184. В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии. Монография. Волгоград: Перемена, 1994. — 152 с.
  185. Ю.М. Общественное и индивидуальное сознание. М., 1964, с. 45.
  186. В.Д., Суровицкая Т. Б., Ретивых М. В. Профессиональное самоопределение. Брянск, 1995, с. 21−22.
  187. В.Д., Воронин A.M. Педагогические теории, системы, технологии. Изд-е 2-е, дополненное и переработанное. Брянск: Изд-во БГПУ, 1998. — 191 с.
  188. В.Т. Хаос миру необходим, АиФ, 1996, № 3.
  189. В.Т. Личностно ориентированная ситуация в обучении в условиях внедрения новых информационных технологий. Научный поиск в педагогике. Материалы Российской школы молодых ученых. Волгоград, 5−11 сентября 1994.-226 с.
  190. В.А., Ануфриева Д. Ю. Саморазвитие личности учителя / Магистр. Международный психолого-педагогический журнал № 6, 1997, с.1−13.
  191. В.И. Образовательная среда: реализация целей образования в пространстве культуры. / Новые ценности образования. Вып.5, М., 1997, с. 177 184.
  192. Словарь современного русского языка т. 8. М.: Изд-во АН СССР, 1958.
  193. Современные проблемы исследования воспитательных систем / Под ред. H.JI. Селивановой, Скворцовой И. А. М.: Институт образования и педагогики РАО, 1995.-77 с
  194. JI.C., Галкина Т. В. Метод исследования личности учащихся: (Использ.методы «незаконченных предложений» в практ. психологии). М.: ИПАН, 1993, с. 50.
  195. Сорока-Росинский В. Н. Педагогические сочинения / сост. А. Т. Губко. М.: Педагогика, 1991. — 240 с.
  196. Социально-педагогическая среда как условие становления и развития региональных сфер образования / Под ред. Васильева Ю. В., Комракова Е С. -М.: Изд-во ИПК и ПРНО МО, 1994. 136 с.
  197. Социально-психологические основы средообразования. Тезисы конференции 19 21 марта 1985 г. под ред. Т. Нийта и др., Таллиннский пед. ин-т, 1985.-301 с.
  198. Н.К. О характере профессиональной направленности учащихся. Минск: «Университетское», 1993. — 189 с.
  199. Н.К. Профессиональная ориентация учащихся. Минск: «Университетское», 1993. С.25−27.
  200. Н.К. Системный подход к профессиональной ориентации учащихся. Минск: «Университетское», 1991. — 38 с.
  201. В.М. Организация развивающего образовательного пространства в инновационной школе: Автореф.дисс.канд.пед.наук. Иркутск, 1999. — 23 с.
  202. Л.А. Философия и история образования. М.: изд-во «Флинта», 1999. — 268 с.
  203. Л.Д. Основы психологии. Ростов-на-Дону, «Феникс», 1997. -733 с.
  204. В.А. Избранные педагогические сочинения в 3-х томах. -М.: «Педагогика», 1980. Т.2. — 384 с.
  205. В.А. Избранные педагогические сочинения в 3-х томах. -М.: «Педагогика», 1979. Т.1. — 558 с.
  206. В.А. Павлышская средняя школа: Обобщение опыта учебно-воспитательной работы в сел.сред.школе. 2-е изд-е. — М.: Просвещение, 1979. — 393 с.
  207. В.А. Методика воспитания коллектива. М.: 1981, С.3−10.
  208. Ю.В. Микросреда и личность. М.: Изд-во «Мысль», 1974. — 191 с.
  209. Н.М. Воспитание синергетическая система ориентированного человековедения. Базисная концепция воспитательного процесса в школе. -Казань: «Дом печати», 1998. — 135 с.
  210. Ф.А. Формирование профессиональных интересов старших классов. Ташкент. Автореф. дисс. канд. пед. наук, 1967. 21 с.
  211. М.Х. «Выбор профессии как социальная проблема». М.: Мысль, 1975.- 197 с.
  212. A.C. Формирование профессиональной направленности уучащихся среднего специального учебного заведения. -Автореф.дисс.канд.пед.наук. —М., 1978. 20 с.
  213. Г. Ю. Педагогическая поддержка художественно одаренных детей в специализированном учебном заведении: Автореф.дисс.канд.пед.наук. -Краснодар, 1999. 20 с.
  214. Управление развитием школы: Пособие для руководителей образовательных учреждений / Под ред. Поташника М. М. и Лазарева B.C. -М.: Новая школа, 1995. 464 с.
  215. Условия формирования профессиональной направленности / Леонтьев В. Г. Новосиб.пед.ин-т, 1982. — 120 с.
  216. К.Д. Собрание сочинений / Материалы к 3-му тому «Педагогической антропологии» Москва — Ленинград: Изд-во Академии пед. наук, 1950. — Т. 10. — 668 с.
  217. К.Д. Человек как предмет воспитания: Опыт пед. антропологии // Собр.соч. М, — Л., 1950. — Т.8. — 776 с.
  218. К.Д. Педагогические сочинения в 6-ти томах // ред. Кондаков М. И. -М.: «Педагогика», 1988.
  219. К.Д. собрание сочинений Т. 1−11, М.-Л., 1952. Т.3. — 350с.
  220. .А. Профконсультационная работа со старшеклассниками. -Киев: Радянська школа, 1980. 160 с.
  221. Философский словарь. М.: Политиздат, 1980.
  222. Философский энциклопедический словарь. М.: «Инфра М», 1989, 540 с.
  223. Т.В. Психологические основы выбора профессии учащимися выпускных классов. Вопросы психологии, 1966, № 1. С.5−7.
  224. Э. Душа человека. М.: Республика, 1992. — 430 с.
  225. М. Субъект и среда // Человек в социальной и физической среде: Сб/ под ред. X. Лийметса. Таллинн, 1983. — С.67 — 68.
  226. Е.А. Игровая среда как фактор развития творческой активности младших школьников в обучении: Автореф.дисс.канд.пед.наук. Киров, 1998. -21 с.
  227. В.А. Психологическое изучение профессиональной направленности личности в подростковом возрасте. Киев: Освита, 1992. — 30 с.
  228. З.В. Клуб как фактор индивидуализации личности: Автореф.дисс.канд.пед.наук. -JI., 1990. 16 с.
  229. С.Н. Взаимодействие школы, семьи и общественности в подготовке школьников к выбору профессии. М.: 1989. — 83 с.
  230. С.Н. Я и моя профессиональная карьера. Кемерово: Обл. ИУУ, 1999.-50 с.
  231. Н.Г. Проблема взаимосвязи социокультурной и образовательной среды // Единое образовательное пространство стран СНГ и Ближнего зарубежья: (Проблемы обобщения образовательно-педагогических инноваций) / Сб. научных трудов. М., 1994. — С.80 — 96.
  232. P.M. Взаимодействие искусств в формировании личности старшего дошкольника. Ростов-на-Дону: РГПУ, 1995. — 272 с.
  233. Е.П. Развитие профессионального самоопределения выпускника лицея: Автореф.дисс.канд.пед.наук. Оренбург, 1998. — 20 с.
  234. П.А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности. М.: Педагогика, — 1984. — 96 с.
  235. Д.Н., Скаткина JI.H. Опыт педагогической деятельности С.Т.Шацкого. М. «Педагогика», 1976. — 120 с.
  236. С.Т. Годы исканий. М., 1924. С.54−56.
  237. С.Т. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. / Под ред. Н. Т. Кузина, М. Н. Скаткина, В Н. Шацкой. М.: Педагогика, 1980. — Т.1. -304 с.
  238. Э. Идентичность личности: юность и кризис. М.: 1996. — 28с.
  239. Э.Н. Организация процесса развития. Объективные закономерности, познание и управление. Саратов: СГУ, 1986. — 156 с.
  240. В.В. школа и профессиональное самоопределение учащихся. -Киев, 1983, С. 7.
Заполнить форму текущей работой