Образовательная среда школы как условие профессионального самоопределения старшеклассников
Диссертация
Профессиональное самоопределение старшеклассников правомерно рассматривать как процесс построения индивидуального жизненного плана. Данный процесс предполагает приобретение старшеклассниками опыта социальных отношений, который лежит в основе обмена нравственными ценностями между учителями и учащимися, что обеспечивается соответствующей организацией образовательной среды школы. К ценностям… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
- 1. 1. Становление понятия «профессиональное самоопределение» в педагогике
- 1. 2. Ценностные основы профессионального самоопределения
- 1. 3. Изучение готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению
- ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
- ГЛАВА 2. ОСВОЕНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ШКОЛЫ СТАРШЕКЛАССНИКАМИ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ
- 2. 1. Становление понятия «образовательная среда» в отечественной педагогике
- 2. 2. Особенности организации освоения возможностей образовательной среды школы
- 2. 3. Способы педагогической поддержки профессионального самоопределения старшеклассников при освоении возможностей ^бр^овательной среды школы
- 2. 4. Анализ результатов исследования
- ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список литературы
- Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980. С. 335.
- Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. — 299 с.
- Алексеев П.В., Панин A.B. Философия. М.: Проспект, 1996. — 504 с.
- Амирова Е.П. Становление у старшеклассников ответственного отношения к биосоциальной среде (в процессе преподавания интегрированного курса «Основы социальной экологии»). Автореф.дисс.канд.пед.наук. Екатеринбург, 1998.-23 с.
- Амирова JI.A. Подготовка старшеклассников к выбору профессии в условиях социально-экономических отношений. Автореф.дисс.канд.пед.наук. Уфа, 1997.-20 с.
- Амирова С.С. Самоорганизация обучающего и обучаемого в учебно-воспитательном процессе непрерывного профессионального образования. Автореф.дисс.докт.пед.наук. Казань, 1995. — 26 с.
- Арюткин В.Б. Формирование способности к самоорганизации, самоуправлению и саморегуляции у будущего музыканта-педагога. Автореф.дисс.канд.пед.наук. —Казань, 1998. 22 с.
- Асмолов А.Г. Содействие ребенку развитие личности // Новые ценности образования. Вып.6. — М.: Инноватор, 1996, С. 39 — 44.
- Афанасьев В.Г. Мир живого: системность, эволюция и управление. М.: Политиздат, 1986. — 334 с.
- Ю.Балакирева Л. А., H.A. Даниличева. Психология профессионального выбора ООО «СЛП» СПб., 1998. 144 с.
- П.Балакирева Э. В. Абитуриенту герценовского университета. СПб., 1998. -220 с.
- Батракова И.С. Теоретические основы организации педагогического процесса в современной школе. Автореф. дисс. докт. пед. наук, СПб. РГПУим. А. И. Герцена, 1995 — 23 с.
- Белый В.К., Кротов В. М. Оценка эффективности формирования политехнических знаний, умений и навыков в процессе изучения физики в средней школе. Сборник научных трудов. Минск, 1980. — 248 с.
- Бирюкова Л.М. Использование педагогического потенциала региональной среды Русского Севера в формировании основ менталитета младшего подростка. Автореф.дисс.канд.пед.наук. — Петрозаводск: КГТТУ, 1997. — 19 с.
- Блонский П.П. Избранные педагогические произведения. М.: Изд-во Академии пед. наук РСФСР, 1961. С. 50.
- Блонский П.П. Новые программы ГУСа и учитель. М., 1925. С. 70−72.
- Боев А.Я. Формирование профессиональных ценностных ориентаций у учащихся классов юридического профиля. Автореф.дисс.канд.пед.наук. -Брянск, 1997. 16 с.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Психологическое исследование. М., 1968, 152 с.
- Бугакова Н.Ю. Педагогические условия формирования и развития готовности старшеклассников к выбору профессии. Автореф.дисс.канд.пед.наук. -Калининград, 1997. 19 с.
- Буева Л.П. Социальная среда и сознание личности. Изд-во московского ун-та, 1968.-268 с.
- Буева Л.П. Социальная среда и формирование гармонической личности. М., 1971.-48 с.
- Буторина Т.С. Национально-региональный компонент в образовании. -Архангельск: Изд-во Поморского ун-та им. М. В. Ломоносова, 1994 84 с.
- Волков Г. Н. Педагогика жизни. Чебоксары, 1989. — 334 с.
- Воронцова В.Г. Гуманитарно-аксиологические основы постдипломного образования педагога. Псков: ПОППКРО, 1997 421 с.
- Вульфов Б.З., Семенов В. Д. Школа и социальная среда: взаимодействие. М.: Знание, 1981.-94 с.
- Выготский Jl.С. Детская психология // Собр. соч.: В 6 т.- М.: Педагогика, 1984 -432 с.
- Выготский Л.С. Мышление и речь // Собр.соч.: В 6 T., Т.2. М., 1982. 246 с.
- Выготский Л.С. Педагогическая психология // Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1991. — 480 с.
- Выготский Л.С. Проблемы возрастной периодизации детского развития // Указ.соч. Т.4., М., 1984. 258 с.
- Выготский Л.С. Психология искусства. // Под ред. М. Г. Ярошевского. М.: Педагогика, 1987. 572 с.
- Газман О.С. От авторитарного образования к педагогике свободы // новые ценности образования. Вып.2. М., 1995, с. 40 — 45.
- Газман О.С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию 21 века // Новые ценности образования. Вып.6. М.: Инноватор, 1996, с. 10 — 38.
- Гафаурова Н.О. Конструирование среды, развивающей одаренность личности: Автореф.дисс.канд.пед.наук. Красноярск, 1996. — 20 с.
- Гвоздалинский А.И. Формирование профессионально-нравственных ориентаций старшеклассников в процессе производственного обучения. -Ленинград, 1981. Автореф.дисс.канд.пед.наук. — 21 с.
- Гейжан Н. Ф Индивидуальный подход к формированию профессиональных планов старших подростков. Л.: 1984. — 206 с.
- Гейжан Н.Ф. Индивидуализация профессионального воспитания учащихся профтехучилищ. СПб., 1994. 117 с.
- Гессен С.И. Основы педагогики: Введение в прикладную философию. М., 1995. 86 с.
- Гильбух Ю.З. Темперамент и познавательные способности школьника: психология, диагностика, педагогика. Киев, 1993. — 210с.
- Голованова Н.Ф. Критерии готовности к трудовому самовоспитанию в старшем школьном возрасте. Сб. научных трудов. Минск, 1980. — 248 с.
- Голомшток А.Е. Выбор профессии и воспитание личности школьника. М.: Просвещение, 1979. — 160 с.
- Громцева A.K. Самообразование как социальная категория. Д.: 1976, — 88 с.
- Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996. — 544 с.
- Давыдов В.В. Научное обеспечение образования в свете нового педагогического мышления // Новое педагогическое мышление. М., 1989. 325 с.
- Данильченко М.Г. Педагогическите взгляды П.П. Блонского. Спецкурс. М., 1974. С. 96.
- Данильченко М.Г. П.П. Блонский о школе и учителе. М.: Знание, 1979, с. 70.
- Девятков Н.М. Педагогические основы создания культуротворческой среды на начальном этапе профессионального образования: Автореф.дисс.канд.пед.наук. Омск, 1998. — 21 с.
- Дидактический материала по курсу общей биологии под ред. Анастасовой Л. П. -М&bdquo- 1975.-72 с.
- Добронравова И.С. Синергетика: становление нелинейного мышления. Киев: Лыбидь, 1990. — 147 с.
- Дубаневич Т.С. Изучение влияния физики на готовность учащихся к труду в сфере материального производства. Сб. научн.трудов. — Минск, 1980. — 248 с.
- Дубровина И.В. Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте. Екатеринбург: Деловая книга, 1998. — 144 с.
- Дудина М.Н. Педагогика (долгий путь к гуманистической этике) -Екатеринбург: Наука, Уральское отделение, 1998. 311 с.
- Духовно-нравственные и государственно-правовые основы отечественного просвещения. Сборник тезисов. — М.: ОДИ — INTERNATIONAL, 1998. — 109 с.
- Журкина A.M., Чистякова С. Н. Методика формирования профессионального самоопределения на различных возрастных этапах. Кемерово, 1998. — 199 с.
- Журавлев В.В. Вопросы жизненного самоопределения выпускников средних школ. Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского ун-та, 1972. — 199 с.
- Зимняя И.А., Боденко Б. Н., Морозова H.A. Воспитание проблемасовременного образования в России (состояние, пути, решения). М., 1999. -19 с.
- Зимняя И.А. Педагогическая психология. Ростов-на-Дону: «Феникс», 1997. -476 с.
- Зимняя И.А. Педагогическое общение как решение коммуникативных задач. М&bdquo- 1980. 165 с. 59.3инченко В.П. О целях и ценностях образования. Педагогика № 5, 1997, с. З -15.
- Иванов М.Г. Принципы гуманизации образовательного процесса и их реализация в условиях школы-комплекса: Автореф.канд.пед.наук. Белгород, 1999.-21 с.
- Изучение личности школьника учителем под ред. З. И. Васильевой, Н. В. Бочкиной. -М.: Педагогика, 1991. 135 с.
- Ильчиков М.З., Б.А. Смирнов. Социология воспитания. М., 1996. — 114 с.
- Каташев В.Г. Педагогические основы формирования профессионального самосознания учащихся: Автореф.дисс.на соиск.степ.докт.пед.наук. Казань, 1996.-32 с.
- Катунова М.Р. Формирование образовательной среды клуба учреждения дополнительного образования детей. Автореф. канд. дисс. СПб., 1998. — 20 с.
- Кирий Н.В. Внутришкольное управление процессом профессионального самоопределения: Автореф.канд.пед.наук. Белгород, 1998. — 20 с.
- Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 1996. — 512 с.
- Князева E.H., Курдюшов С. П. Законы эволюции и самоорганизации сложных систем. М., 1994. — с.38.
- Козырев В.А. Гуманитарная образовательная среда: языковая культура: Монография. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1999. — 107 с.
- Компаниченко. Самоорганизация личности путь к расцвету человечества. -Хабаровск, Дальневосточ. регионал. центр изучения пробл. будущего поколения, 1994. — 51 с.
- Комплект учебно-методической документации для проведения профессиональных проб. / Департ. образ-я науки Админстр., обл. ИУУ, ин-т проф. с/я молод. РАО. Кемерово, 1995. — 143 с.
- Кон И. С. Психология юношеского возраста. М.: Просвещение, 1979. — 175 с.
- Кон И. С. Психология старшеклассника. Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1980. — 192 с.
- Кон И. С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1982. — 207с.
- Коныгина JI.H. Подготовка специалистов по социальной работе. Автореф.канд.пед.наук. Ставрополь, 1998. — 18 с.
- Корнева М.И. Прогимназия как образовательное пространство развития личности ребенка: Автореф.дисс.кацд.пед.наук. Ростов-на-Дону, 1996. -24 с.
- Коробейникова JI.A. Профориентационная работа с учащимися в предметных кабинетах химии, биологии, географии. Вологда, 1988. — 40 с.
- Короткое A.M. Дидактические компьютерные среды: Структура и условия функционирования. Научный поиск в педагогике. Материалы Российской школы молодых ученых. Волгоград, 5−11 сентября, 1994, с. 64 67.
- Костюк Г. С. Развитие и воспитание. М.: Педагогика, 1967, с. 168 — 169.
- Котиленков Н.К. Диагностика профессиональной направленности учащихся: Автореф.дисс.канд.пед.наук. Минск, 1979. — 22 с.
- Котова И.Б., Шиянов E.H. Философские основания современной педагогики. -Ростов-на-Дону: Изд-во ун-та, 1994, С.32−33.
- Краевский В.В. Проблемы научного обоснования обучения: Методологич. Анализ. М.: Педагогика, 1977. — 165 с.
- Красильникова В.Г. Психологические условия самовоспитания педагогических способностей будущими учителями в первичном студенческом коллективе: Автореф.дисс.на соиск.учен.степ.психол.наук. -М., 1984. 16 с.
- Краткий психологический словарь под редакцией Петровского A.B. и Ярошевского М. Г. М.: Политиздат, 1985, С. 80−81.
- Критерии определения готовности учащихся к труду в сфере материального производства. Сб. научных трудов. — Минск, 1980. — 248 с.
- Крупенина М. В, Проблема педагогики среды в плане работ института // Педагогика среды и методы ее изучения / Под ред. Крупениной М. В. М., 1930.-240 с.
- Крупская Н.К. Школа коммуна Наркомпроса // Крупская Н. К. Пед.соч.: В 6 т. -М., 1978. -Т.2.-С.312−314.
- Крючкова Г. М. Практикум по неорганической и органической химии. М.: Изд-во «Медицина», 1970.-164 с.
- Кузьмина Е.И. Психология свободы. М.: Изд-во МГУ, 1994. — 195 с.
- Кузьмин Е.С. Основы социальной психологии. Изд-во МГУ, 1967. 146 с.
- Кульневич C.B. Менеджмент профессионального самоопределения: ценностно-смысловой аспект: Учебно-метод. пособие. Воронеж, 1998. — 196 с.
- Кульневич C.B. Педагогика самоорганизации: феномен содержания: Монография. Воронеж, 1997, с. 236.
- Кульневич C.B. Педагогика личности. Учебное пособие. Воронеж, 1997. -184 с.
- Культурная среда и ее освоение / отв.ред. Орлова Э. А. М.: Б.и., 1988. — 143 с.
- Культурологические традиции российского образования и перспективы их развития в начале третьего тысячелетия: Материалы городской научно-практической конференции 2 апреля 1998. под ред. Видта И. Е. Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 1998.-76 с.
- Кулюткин Ю.Н. Мышление и личность. СПб., 1995. 21 с.
- Кумбс Ф. Кризис образования в современном мире. М., 1970. 262 с.
- Купач Т.Ю. Культурно-историческая среда в социальном воспитании дошкольников. М. «Радетели просвещения», 1998. — 174 с.
- Куракин А.Т. Педагогический объект и среда // Воспитательский коллектив и среда его жизнедеятельности: материалы семинара, проведенного 13 15 нояб.1979 в Свердловске. — М.: 1980. — С.5 — 13.
- Кухарчук А.М., Ценциппер А. Б. Профессиональное самоопределение учащихся, Минск: Нар. асвета, 1976. 128 с.
- Ларичев О.И. Наука и искусство принятия решений. М., 1979. С. 8.
- Латино-русский словарь под ред. Дворецкий И. Х. М., 1976, Русск. яз. -1096 с.
- Лебедев O.E. Управление образовательными системами: Пособия. -Великий Новгород: НРЦРО, 1998. 91 с.
- Левонтин Р. СНеловеческая индивидуальность, наследственность и среда. -М.: Прогресс Универ. 1993 207 с.
- Леднев B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. -М.: Высшая школа, 1991. 224 с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2-е изд-е. — М.: Политиздат, 1977. — 304 с.
- Лесохина Л.Н. Образование в структуре педагогической деятельности: Автореф.дисс.докт.пед.наук. СПб., 1991. 32 с.
- Ломов Б.Ф. Общение и социальная регуляция поведения индивида // Психологические проблемы социальной регуляции поведения. М., 1976. С.64−65.
- Луначарский A.B. О народном образовании. М., 1958, с. 63.
- Макареня A.A. Культурная среда: статус, структура функционирования. -Тюмень, 1997.-65 с.
- Макаренко A.C. Педагогические сочинения: 8 т / под ред. М. И. Кондакова. М.: Педагогика, 1984. — Т.4 — 4000 с.
- Макаренко A.C. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. М.: Педагогика, 1977. — Т. 1. — 399 с.
- Макаренко A.C. Вроде методического плана клубной работы // Макаренко A.C. Пед.соч.: В 8 т. М., 1986. — Т.1. — С.64 — 67.
- Маликина Е.В. Самоопределение старшеклассников в условиях вариативного обучения. Автореф. дисс.канд.пед.наук. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, — 1995. — 21 с.
- Малый лабораторный практикум по органической химии. СПб.: Образование, 1994. 28 с.
- Мануйлов Ю.С. Предметно-эстетическая среда детского коллектива // Коллектив, общение, личность: Сб.научн.трудов / Редкол.: A.B. Мудрик. М., 1983. — С.23 — 29.
- Мануйлов Ю.С. Средовой подход в воспитание: Автореф.дисс.пед.наук. -М&bdquo- 1998. 49 с.
- Матусевич В.А., Оссовский В. Я. Социальная микросреда и выбор профессии. Киев: Наукова Думка, 1982. С.29−34.
- Марищук В. Л., Панасюк В. П. Педагогическая мысль в России в период 1917 1990 гг.: Сиб., 1994, С.58−63.
- Машарова Т.В., Ходырева Е. А. Учебная деятельность. Среда. Развитие.. .: Учебное пособие. Киров: Изд-во ВГПУ, 1998. — 78 с.
- Менг Т.В. Педагогические условия построения образовательной среды вуза.- Автореф. дисс. канд. пед. наук. СПб., 1999 — 20 с.
- Мендель A.B. Педагогические условия саморазвития личности одаренного учащегося в летней физико-математической школе. -Автореф.дисс.канд.пед.наук. Хабаровск, 1999. — 17 с.
- Методика преподавания курса «Твоя профессиональная карьера»: Кн. для уч. / под ред. Чистяковой С. Н. М.: Просвещение, 1997. — 187с.
- Мнацаканян Л.И. Личность и оценочные способности старшеклассников. -М.: Просвещение, 1991. 188 с.
- Мудрик A.B. Роль социального окружения в формулировании личности подростка. М.: Изд-во «Знание», 1979. — 38 с.
- Мункуева A.A. Педагогические условия осуществления личностно-ориентированного образования в школе-гимназии: Автореф.дисс.канд.пед.наук. Улан-Удэ, 1998. — 20 с.
- Мурманцева Т.К. Создание культурно-эстетической среды в образовательной системе «Школа с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла»: Автореф.канд.пед.наук. Саратов, 998.- 18 с.
- Мясищев В.Н. Психология отношений. Москва Воронеж, 1995. — 355 с.
- Мясоедова Е.А. Подготовка студентов педвуза к исследованию педагогического потенциала среды: Автореф.канд.пед.наук, Астрахань, 1997. -22 с.
- Немов P.C. Общие основы психологии. М.: Просвещение «Владос», 1994, в 2-х книгах, книга 1 — 576 с.
- Новикова Л.И. Школа и среда. М.: Изд-во «Знание», 1985 — с. З -4 (Новое в жизни, науке, технике. Сер. Педагогика и психология № 8).
- Новое педагогическое мышление / под ред. Петровского A.B. М.: Педагогика, 1989. — 280 с.
- Новые ценности образования: культурные модели школ. Вып. № 7. — М., 1997.-248 с.
- Носова Т.А. Ценностное самоопределение выпускника лицея: Автореф.канд.пед.наук. Оренбург, 1998. — 20 с.
- Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. Шведовой НТО. 9-е изд-е доп. и исправленное. — М.: Сов. энциклопедия, 1972. — 847 с.
- Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. Шведовой Н. Ю. 20-е изд-е. — М.: Рус.яз., 1988. — 750 с.
- Орлов A.A. Управление учебно-воспитательной работой в школе. М., 1991, с. 34 -35.
- Остряков В.В., Степановичюс А. И. Социально-политические факторы формирования кумулятивной сознательности трудящихся. М., 1967, с. 44.
- Острогорский В. Письма об эстетическом воспитании. М.: Сытин. — 79 с.
- Павлютенков Е.М. Управление профессиональной ориентацией в общеобразовательной школе. Владивосток, 1990. — 176 с.
- Паладьев С.Л. Клубный коллектив в системе воспитательной работы: Автореф.дисс.канд.пед.наук. -М: 1989. 19 с.
- Пальянов М.П. Формирование профессиональной направленности школьников. Томск: Томский гос. пед. ин-т им. Ленинского комсомола, 1988,98 с.
- Панюшин В.П. Освоение действия в условиях взаимодействия учителя с учеником // Психолого-педагогические проблемы взаимодействия учителя и учащихся. М.: НИИОП, 1980, С. 46.
- Пара г" зин В. Н. Профессиональная направленность личности и ее формирование в школьные годы. Новосибирск, 1987. — 140 с.
- Патралов Б.С., Гейжан Н. Ф. Профессиональное воспитание учащихся, СПб, 1994.-87 с.
- Патралов Б.С., Гейжан Н. Ф. Культура личности учащегося профессионально-учебного заведения. СПб. — Пенза, 1996. — 161 с.
- Педагогика: педагогические теории, системы, технологии / под ред. Смирнова С. А. М.: Academien, 1999. — 544 с.
- Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / под ред. Сластенина В. А. М.: Школа-Пресс, 1998. — 512с.
- Пенкрат A.B. Мотивы выбора профессии. Минск: Нар. асвета, 1986.
- Петербургская школа: портрет выпускника. СПб.: Спец.-Лит., 1999. — 72 с. / под ред. Вершловского С.Г.
- Петровский В.А. Психология неадаптивной активности, Российский открытый университет. М.: ТОО «Горбунок». — 1992. С.48−49.
- Петровский A.B., Калиненко В. К., Котова И. Б. Личностно-развивающее взаимодействие. Ростов-на-Дону, 1993. — 88 с.
- Пидкасистый Г. И. Педагогика. М.: Российское педагогическое агентство, 1996.-604 с.
- Пирогов Н.И. Избранные педагогические сочинения. М.: Изд-во Акад. наук, 1953. — 732 с.
- Платонов К.К. Личность и труд. М., 1965, 365 с.
- Полуйкова С.Ю. Организационно-педагогические условия освоения студентами профессионально-образовательной среды факультета. Автореф. дисс. канд. пед. наук. — Омск, 2000. — 21 с.
- Попов С.Н. Сознание и социальная среда. М.: Прогресс, 1979, 232 с.
- Портянская Jl.JI. Проектирование условий развития вариативной образовательной среды в муниципальном округе мегаполиса: Автореф.канд.пед.наук. М.: 1996. — 22 с.
- Построение развивающей среды в дошкольном учреждении / Под ред. В. А. Петровского. М.: Новая школа, 1992, С.29−34.
- Пригожин И. От существующего к возникающему. М., 1993, С. 30.
- Прокопьева М.М. Семья как самоорганизующаяся среда воспитания детей: Автореф.канд.пед.наук. Якутск, 1999. — 22 с.
- Программы учебных курсов по педагогике. Часть 1. СПб «Образование». 1996.-90 с.
- Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. Москва- Воронеж, 1996. 96 с.
- Пряжников Н.С. Профориентационные игры, изд-во Московского ун-та, 1991.-87 с.
- Пряжников Н.С. Активизирующие опросники профессионального и личностного самоопределения. Москва Воронеж, 1997. — 80 с.
- Пряжников Н.С. Игровой метод в профориентации. Методические рекомендации под ред. Климова Е. А., Пермь: Изд-во Петм.пед. ин-та, 1989. -70 с.
- Психология жизненной среды / отв.ред. Черноушек M. М.: «Мысль» 1989.- 176 с.
- Психологическое обеспечение профессиональной деятельности / под ред. Никифорова Г. С. СПб., 1991. 152 с.
- Психологические проблемы самореализации личности / под ред. A.A. Крылова, Л. А. Коростылевой. Изд-во СПб Ун-та, 1998. 239 с.
- Психологический словарь. М.: Педагогика-пресс, 1997. 439 с.
- Радионова Н.Ф. Взаимодействие педагогов и старших школьников. -Ленинград, 1989. 83 с.
- Рапопорт С.С. Среда человека и социальное восприятие // Социально-психологические основы средообразования: Тез.конф. / Под ред. Т. Нийта, М.
- Хейдметса, Ю. Круусвалла. Таллинн, 1985. С. 70 — 73.
- Редько JI.JI. Социально-образовательная модель педколледжа как среды саморазвития личности в научно-образовательном комплексе: Автореф.канд.пед.наук. Ростов-на-Дону, 1996. — 27 с.
- Ремшмидт Н. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. М.: Мир, 1994. — 319 с.
- Ретивых М.В., Симоненко В. Д. Как помочь выбрать профессию. Тула, 1990, Приокское книжное изд-во. 130 с.
- Ретивых М.В. Формирование у старых классиков готовности к профессиональному самоопределению. Автореф.докт.пед.наук. — М., 1997. -26 с.
- Рогалева Г. И. Педагогическая поддержка детских общностей в мультикультурной среде: Автореф.дисс.канд.пед.наук. Улаг-Удэ, 1998. — 20 с.
- Розанов В.В. Сумерки просвещения. М., 1990. — 109 с.
- Роль среды и наследственности в формировании индивидуальности человека / Под ред. И.В. Равич-Щербо. М.: Педагогика, 1988. — 335с.
- Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии. М.: Учпедгиз, 1946. — 564 с.
- Рябченко A.M. Взаимосвязь общественной и профессиональной направленности личности как фактор воспитания учащихся: Автореф.дисс.канд.пед.наук. Иркутск, 1979. — 19 с.
- Сазонов И.Е. Социально-профессиональное самоопределение школьников в трудовых объединениях: Автореф.дисс.канд.пед.наук. Оренбург, 1999. — 22 с.
- Сафин В.Ф. Психология самоопределения личности. Свердловск, 1986.
- Семенов В.Д. Педагогика среды в условиях развитого социализма -Свердловск, 1980, УРГУ. 72 с.
- Семенов В.Д. Педагогика Екатеринбург, 1993. — 208 с.
- Сериков В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии. Монография. Волгоград: Перемена, 1994. — 152 с.
- Серов Ю.М. Общественное и индивидуальное сознание. М., 1964, с. 45.
- Симоненко В.Д., Суровицкая Т. Б., Ретивых М. В. Профессиональное самоопределение. Брянск, 1995, с. 21−22.
- Симоненко В.Д., Воронин A.M. Педагогические теории, системы, технологии. Изд-е 2-е, дополненное и переработанное. Брянск: Изд-во БГПУ, 1998. — 191 с.
- Симонов В.Т. Хаос миру необходим, АиФ, 1996, № 3.
- Симонов В.Т. Личностно ориентированная ситуация в обучении в условиях внедрения новых информационных технологий. Научный поиск в педагогике. Материалы Российской школы молодых ученых. Волгоград, 5−11 сентября 1994.-226 с.
- Сластенин В.А., Ануфриева Д. Ю. Саморазвитие личности учителя / Магистр. Международный психолого-педагогический журнал № 6, 1997, с.1−13.
- Слободчиков В.И. Образовательная среда: реализация целей образования в пространстве культуры. / Новые ценности образования. Вып.5, М., 1997, с. 177 184.
- Словарь современного русского языка т. 8. М.: Изд-во АН СССР, 1958.
- Современные проблемы исследования воспитательных систем / Под ред. H.JI. Селивановой, Скворцовой И. А. М.: Институт образования и педагогики РАО, 1995.-77 с
- Солнцева JI.C., Галкина Т. В. Метод исследования личности учащихся: (Использ.методы «незаконченных предложений» в практ. психологии). М.: ИПАН, 1993, с. 50.
- Сорока-Росинский В. Н. Педагогические сочинения / сост. А. Т. Губко. М.: Педагогика, 1991. — 240 с.
- Социально-педагогическая среда как условие становления и развития региональных сфер образования / Под ред. Васильева Ю. В., Комракова Е С. -М.: Изд-во ИПК и ПРНО МО, 1994. 136 с.
- Социально-психологические основы средообразования. Тезисы конференции 19 21 марта 1985 г. под ред. Т. Нийта и др., Таллиннский пед. ин-т, 1985.-301 с.
- Степаненков Н.К. О характере профессиональной направленности учащихся. Минск: «Университетское», 1993. — 189 с.
- Степаненков Н.К. Профессиональная ориентация учащихся. Минск: «Университетское», 1993. С.25−27.
- Степаненков Н.К. Системный подход к профессиональной ориентации учащихся. Минск: «Университетское», 1991. — 38 с.
- Степанов В.М. Организация развивающего образовательного пространства в инновационной школе: Автореф.дисс.канд.пед.наук. Иркутск, 1999. — 23 с.
- Степашко Л.А. Философия и история образования. М.: изд-во «Флинта», 1999. — 268 с.
- Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов-на-Дону, «Феникс», 1997. -733 с.
- Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения в 3-х томах. -М.: «Педагогика», 1980. Т.2. — 384 с.
- Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения в 3-х томах. -М.: «Педагогика», 1979. Т.1. — 558 с.
- Сухомлинский В.А. Павлышская средняя школа: Обобщение опыта учебно-воспитательной работы в сел.сред.школе. 2-е изд-е. — М.: Просвещение, 1979. — 393 с.
- Сухомлинский В.А. Методика воспитания коллектива. М.: 1981, С.3−10.
- Сычев Ю.В. Микросреда и личность. М.: Изд-во «Мысль», 1974. — 191 с.
- Таланчук Н.М. Воспитание синергетическая система ориентированного человековедения. Базисная концепция воспитательного процесса в школе. -Казань: «Дом печати», 1998. — 135 с.
- Темуров Ф.А. Формирование профессиональных интересов старших классов. Ташкент. Автореф. дисс. канд. пед. наук, 1967. 21 с.
- Титма М.Х. «Выбор профессии как социальная проблема». М.: Мысль, 1975.- 197 с.
- Ткаченко A.C. Формирование профессиональной направленности уучащихся среднего специального учебного заведения. -Автореф.дисс.канд.пед.наук. —М., 1978. 20 с.
- Ульянова Г. Ю. Педагогическая поддержка художественно одаренных детей в специализированном учебном заведении: Автореф.дисс.канд.пед.наук. -Краснодар, 1999. 20 с.
- Управление развитием школы: Пособие для руководителей образовательных учреждений / Под ред. Поташника М. М. и Лазарева B.C. -М.: Новая школа, 1995. 464 с.
- Условия формирования профессиональной направленности / Леонтьев В. Г. Новосиб.пед.ин-т, 1982. — 120 с.
- Ушинский К.Д. Собрание сочинений / Материалы к 3-му тому «Педагогической антропологии» Москва — Ленинград: Изд-во Академии пед. наук, 1950. — Т. 10. — 668 с.
- Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания: Опыт пед. антропологии // Собр.соч. М, — Л., 1950. — Т.8. — 776 с.
- Ушинский К.Д. Педагогические сочинения в 6-ти томах // ред. Кондаков М. И. -М.: «Педагогика», 1988.
- Ушинский К.Д. собрание сочинений Т. 1−11, М.-Л., 1952. Т.3. — 350с.
- Федоришин Б.А. Профконсультационная работа со старшеклассниками. -Киев: Радянська школа, 1980. 160 с.
- Философский словарь. М.: Политиздат, 1980.
- Философский энциклопедический словарь. М.: «Инфра М», 1989, 540 с.
- Фомичева Т.В. Психологические основы выбора профессии учащимися выпускных классов. Вопросы психологии, 1966, № 1. С.5−7.
- Фромм Э. Душа человека. М.: Республика, 1992. — 430 с.
- Хейдметс М. Субъект и среда // Человек в социальной и физической среде: Сб/ под ред. X. Лийметса. Таллинн, 1983. — С.67 — 68.
- Ходырева Е.А. Игровая среда как фактор развития творческой активности младших школьников в обучении: Автореф.дисс.канд.пед.наук. Киров, 1998. -21 с.
- Худик В.А. Психологическое изучение профессиональной направленности личности в подростковом возрасте. Киев: Освита, 1992. — 30 с.
- Черуха З.В. Клуб как фактор индивидуализации личности: Автореф.дисс.канд.пед.наук. -JI., 1990. 16 с.
- Чистякова С.Н. Взаимодействие школы, семьи и общественности в подготовке школьников к выбору профессии. М.: 1989. — 83 с.
- Чистякова С.Н. Я и моя профессиональная карьера. Кемерово: Обл. ИУУ, 1999.-50 с.
- Чукова Н.Г. Проблема взаимосвязи социокультурной и образовательной среды // Единое образовательное пространство стран СНГ и Ближнего зарубежья: (Проблемы обобщения образовательно-педагогических инноваций) / Сб. научных трудов. М., 1994. — С.80 — 96.
- Чумичева P.M. Взаимодействие искусств в формировании личности старшего дошкольника. Ростов-на-Дону: РГПУ, 1995. — 272 с.
- Шабашина Е.П. Развитие профессионального самоопределения выпускника лицея: Автореф.дисс.канд.пед.наук. Оренбург, 1998. — 20 с.
- Шавир П.А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности. М.: Педагогика, — 1984. — 96 с.
- Шацкая Д.Н., Скаткина JI.H. Опыт педагогической деятельности С.Т.Шацкого. М. «Педагогика», 1976. — 120 с.
- Шацкий С.Т. Годы исканий. М., 1924. С.54−56.
- Шацкий С.Т. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. / Под ред. Н. Т. Кузина, М. Н. Скаткина, В Н. Шацкой. М.: Педагогика, 1980. — Т.1. -304 с.
- Эриксон Э. Идентичность личности: юность и кризис. М.: 1996. — 28с.
- Южаков Э.Н. Организация процесса развития. Объективные закономерности, познание и управление. Саратов: СГУ, 1986. — 156 с.
- Ярошенко В.В. школа и профессиональное самоопределение учащихся. -Киев, 1983, С. 7.