Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Формирование познавательного интереса у учащихся 8-9 классов к экологии в процессе преподавания естественнонаучных дисциплин

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Особенности познавательного интереса и проблемы его развития получили достаточно широкое освещение в педагогической и психологической литературе, где определяют его как первичное, фундаментальное условие в предверии успешного выполнения любой деятельности (С.Т. Шацкий, В. Н. Мясищев, В. Г. Иванов, Н.Г. Морозова). Некоторые исследователи изучают его в аспекте двустороннего характера (C.J1… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы формирования познавательного интереса у учащихся
    • 1. 1. Психолого-педагогическая сущность познавательного интереса. И
    • 1. 2. Особенности формирования познавательного интереса у учащихся в процессе экологического образования
    • 1. 3. Роль естественнонаучных дисциплин в формировании у учащихся 8−9 классов познавательного интереса к экологии
  • Выводы по первой главе
  • Глава 2. Педагогические условия формирования познавательного интереса у учащихся 8−9 классов к экологии в процессе преподавания естественнонаучных дисциплин
    • 2. 1. Состояние проблемы формирования познавательного интереса у учащихся к экологии в практике школьного естественнонаучного образования
    • 2. 2. Формирование познавательного интереса у учащихся к экологии в процессе преподавания естественнонаучных дисциплин
    • 2. 3. Развитие познавательного интереса у учащихся 8−9 классов к экологии в процессе внеурочной деятельности по предметам естественнонаучного цикла
  • Выводы по второй главе

Формирование познавательного интереса у учащихся 8-9 классов к экологии в процессе преподавания естественнонаучных дисциплин (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В период развития науки и техники, усиления взаимодействия человека и природы одной из главных задач обучения становится формирование познавательного интереса у учащихся к экологии в процессе изучения ряда естественнонаучных дисциплин. Преподавание географии, биологии, физики, химии в основной школе открывает огромные возможности для учителя в процессе формирования у учащихся современных взглядов, благодаря содержанию естественнонаучных дисциплин и их глубокой связи с современной наукой и техникой, изучению природной среды человека.

Сегодня стало очевидно, что общество должно обратить внимание на настоящее и будущее состояние природы, переходя от эпизодического взаимодействия с нею к сознательно направленному. У выпускников школ, как у всего населения в целом, преобладает потребительский подход к природенизок уровень восприятия экологических проблем как личностно значимых для каждогоне развита потребность практического участия в работе по изучению и улучшению окружающей среды. Возможность изменить данную ситуацию предоставляется в условиях реализации задач экологического образования.

Теоретические основы экологического образования раскрыты в трудах Н. М. Черновой, В. М. Галушиной, К. Н. Благосклонова, Н. В. Тихомировой, И. Д. Лаптева, И. Т. Суравегиной, А. И. Захлебного, И. Д. Зверева, Т. В. Кучер, Д. Н. Кавтарадзе, С. Д. Дерябо, В. А. Левина.

Необходимость целенаправленного педагогического процесса, реализующего задачи экологического образования, отражена в работах Е. М. Алексахиной, А. Н. Захлебного, И. Д. Зверева, Г. Н. Коропа, Н. М. Михайловой, Т. Б. Невзоровой, JI.B. Романенко, Е. С. Сластениной, А. В. Тихоновой, Е. В. Яковлевой.

Знание экологических проблем еще не является гарантом их успешного решения. Необходим личностный подход к данному вопросу, выражающийся в проявлениях интереса к природным явлениям и процессам. В практике современной школы продолжает доминировать установка на наращивание знаний, умений и навыков у учащихся, следствием чего является несформированность познавательных интересов. В связи с этим особую актуальность приобретают вопросы, связанные с совершенствованием процесса обучения. Необходимость формирования познавательных интересов обусловлена не только объективными требованиями общественного развития, но и самой природой экологического образования как творческого процесса.

Особенности познавательного интереса и проблемы его развития получили достаточно широкое освещение в педагогической и психологической литературе, где определяют его как первичное, фундаментальное условие в предверии успешного выполнения любой деятельности (С.Т. Шацкий, В. Н. Мясищев, В. Г. Иванов, Н.Г. Морозова). Некоторые исследователи изучают его в аспекте двустороннего характера (C.J1. Рубинштейн, Л. С. Выготский, A. J1. Леонтьев, Н.Ф. Талызина). В исследованиях П. Ф. Каптерева, Э. Г. Юдина, B.C. Швырева, Л. П. Буевой, А. Н. Леонтьева, В. П. Зинченко познавательный интерес логически взаимосвязан с конкретной деятельностью. Проблема формирования познавательного интереса и организация этого процесса отражены в работах М. Н. Скаткина, Г. И. Щукиной, A.M. Матюшкина, Л. А. Аристовой, B.C. Библера, А. В. Брушлинского, Г. А. Давыдовой.

Анализ изучения проблемы формирования познавательного интереса показывает, что, несмотря на определенный уровень её теоретической и практической разработанности, недостаточно рассмотрены такие аспекты, как формирование его в процессе экологического образования, пути и средства, формы и методы стимулирования потребности у учащихся к познанию сложного мира взаимодействия человека и природы, в процессе изучения предметов естественнонаучного цикла. Ибо именно естественнонаучные дисциплины обладают наибольшим экологическим потенциалом и играют важнейшую роль в формировании экологического сознания у школьников. В этой ситуации от учителей географии, биологии, физики, химии требуется непрерывное самообразование и самосовершенствование. Экологическое образование должно быть построено так, чтобы каждый этап его был пронизан идеей формирования познавательного интереса у учащихся к экологии, взаимозависимости и взаимодействия человека и природы. В условиях глобального повышения экологического сознания современного общества, сложилось противоречие между потребностью в развитии познавательного интереса у школьников к экологии и существующим уровнем изученности этого сложного противоречивого процесса.

Актуальность и практическая значимость рассматриваемой проблемы, её недостаточная теоретическая и практическая разработанность обусловили выбор темы диссертационного исследования: «ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У УЧАЩИХСЯ 8−9 КЛАССОВ К ЭКОЛОГИИ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ ДИСЦИПЛИН».

Цель исследования заключается в теоретическом и практическом обосновании педагогических условий формирования познавательного интереса у учащихся 8−9 классов к экологии в процессе преподавания школьных предметов естественнонаучного цикла.

Объектом исследования выступает экологическая направленность естественнонаучных дисциплин 8−9 классов общеобразовательной школы.

Предметом исследования является процесс формирования у учащихся познавательного интереса к экологии.

Гипотеза исследования: формирование познавательного интереса у учащихся 8−9 классов к экологии в процессе преподавания естественнонаучных дисциплин будет протекать успешно, если совокупность педагогических условий включает в себя: обеспечение в процессе преподавания, экологической направленности содержания предметов естественнонаучного ф циклапроцесс обучения, основанный на проблемном, исследовательском подходе будет носить поэтапный характер, включающий в себя диагностику уровня подготовленности школьников, мотивацию, целенаправленную организацию учебной деятельности, контроль за качеством знанийдифференцированный подход к выбору методов обучения в зависимости от этапа и качества усвоения экологических знаний, а также подбор разноуровневых заданий ориентированных на формирование познавательного интереса, в соответствии со способностями учащихся- ^ - организация внеурочной деятельности, дающей возможность учащимся включаться в творческий, исследовательский поиск, направленный на практическое применение знанийцеленаправленное развитие личностных качеств учащихся, способствующие формированию экологически грамотной личности, стремящейся к постоянному, самостоятельному повышению своего экологического образования, осознанно # включающейся в активную природоохранную деятельность.

В связи с целью и выдвинутой гипотезой в диссертации решались следующие задачи:

1. раскрытие сущности и определение особенностей формирования познавательного интереса у учащихся 8−9 классов к экологии;

2. выявление возможностей естественнонаучных дисциплин в формировании у учащихся познавательного интереса к экологии;

3. определение состояния проблемы формирования познавательного интереса у учащихся к экологии в практике школьного естественнонаучного образования;

4. выявление наиболее эффективных путей и педагогических условий формирования познавательного интереса у учащихся 89 классов в процессе преподавания естественнонаучных дисциплин и экспериментальная их проверка;

5. разработка научно-обоснованных рекомендаций по созданию условий формирования познавательного интереса у учащихся 8−9 классов к экологии в процессе преподавания естественнонаучных дисциплин.

Методологической основой исследования являются принципы и положения, содержащиеся в трудах отечественных и зарубежных философов, психологов, педагогов о сущности познавательного интереса, его формирования и развития. В частности, теоретические основы исследования составляют идеи психологической теории деятельности о сущности познавательного интереса (C.JL Рубинштейн, Б.Г. Ананьев) — положения теории развития экологического образования (А.И. Захлебный, И. Д. Зверев, К.Н. Благосклонова) — идеи о единстве теоретического и практического мышления (А.В. Брушлинский, A.M. Матюшкин, Г. С. Костюк) — фундаментальные теории личности и деятельности (Б.Г. Ананьев, Л. И. Божович, В. Н. Мясищев, C.JI. Рубинштейн, К.К. Платонов).

В своем исследовании мы опирались на концептуальные работы Ю. К. Бабанского, М. Н. Скаткина — по методологии педагогического исследованияВ.В.Краевского — по содержанию, структуре учебного материалаГ.И. Щукиной, Н. Ф. Талызиной, Э. Г. Юдина, Б. Ф. Ломова, А. Н. Леонтьева, Г. Ц. Молонова, Г. И. Морозовой — по формированию познавательного интереса.

Методы исследования. На каждом этапе в зависимости от его задач, применялись теоретический анализ состояния проблемы, тестирование, анкетирование, непосредственное наблюдение, изучение продуктов учебной деятельности учащихся, экспериментальная работа, математические методы обработки статистических данных.

Базой исследования явились школы №№ 20, 49 г. Улан-Удэ, на разных этапах исследования было охвачено более 600 учащихся.

Этапы исследования. На первом, поисково-теоретическом, этапе (1998 — 1999 гг.) изучалась философская, психолого-педагогическая, экологическая, экономическая, методическая литература по проблеме формирования познавательного интереса в процессе преподавания естественнонаучных дисциплин. Выявлены возможности и роль экологических знаний в формировании познавательного интереса. Это позволило уточнить понятийный аппарат, сформулировать рабочую гипотезу, определить цели и задачи исследования, наметить пути их решения.

На втором, поисковом этапе (1999 — 2000 гг.) проводился констатирующий эксперимент по выявлению уровней познавательного интереса у школьников, осуществлялась экспериментальная работа на основе разработанного содержания курсов географии, биологии, физики, химии с экологической направленностью.

На третьем, заключительном этапе (2000 — 2001 гг.) была осуществлена систематизация результатов экспериментальной работы. Подводились итоги, осуществлялись обработка и обобщение полученных данных, проверялись выводы и результаты исследования, проводилось литературное оформление диссертации.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключаются в следующем: выделены компоненты содержания экологического образования в процессе преподавания естественнонаучных дисциплин и их роль в формировании познавательного интереса к экологии у учащихся 8−9 классовтеоретически сформулированы педагогические условия по формированию познавательного интереса у школьников к экологии, виды и содержание приемов его реализации в процессе учебной деятельностина основе систематизации и обобщения научных работ определён комплекс педагогических условий для формирования познавательного интереса у школьников к экологиивыявлены способы диагностики и критерии уровня познавательного интереса у школьниковэкспериментально обоснована технология формирования познавательного интереса у учащихся 8−9 классов к экологии.

Практическая значимость работы состоит в том, что результаты диссертационного исследования использованы в разработке педагогических рекомендаций по формированию познавательного интереса у учащихся к экологии в процессе преподавания естественнонаучных дисциплинразработано и внедрено четырехкомпонентное содержание экологического образования в процессе преподавания естественнонаучных дисциплинразработаны педагогические рекомендации по диагностике уровня познавательного интереса у учащихся к предметам с экологической направленностью и к экологии в целом.

На защиту выносятся следующие положения: формирование познавательного интереса обусловлено содержанием экологического образования, в котором цель обучения учащихся направлена на формирование экологической культуры личностиформирование познавательного интереса осуществляется целенаправленной организацией учебной деятельности школьников, в процессе постановки и решения творческих и проблемных задачпутем создания определенных педагогических условий, включающих целостный, деятельный подходытеоретические подходы определения критерий познавательного интереса и условия определения их уровня, теоретически обоснованная и экспериментально апробированная технология формирования познавательного интереса у школьников 8−9 классов к совокупности научных дисциплин, исследующих взаимоотношение организмов и окружающей среды.

Апробация результатов исследования осуществлялась через участие на семинарах для педагогов в Бурятском институте повышения квалификации работников образованияосновные положения диссертации докладывались: на региональной научно-практической конференции «Современные проблемы развития национально-региональной системы образования» (Улан-Удэ, 1998 г.) — межрегиональной научно-практической конференции «Национально-региональные особенности экологического образования и воспитания» (Улан-Удэ, 1998 г.) — региональной научно-практической конференции «Проблемы воспитания на рубеже веков» (Улан-Удэ, 2000 г.) — научно-практической конференции «Теория и практика современного образования в республике Бурятия» (Улан-Удэ, 2001) — научно-практической конференции «Экологическое образование и воспитание в системе профессионального образования» (п.Селенгинск, Кабанского района республики Бурятия, 2002) — на методических совещаниях учителей в школах г. Улан-Удэ, посвященных экологическому образованиюосновные положения исследования были использованы при разработке экологических программ для школ г. Улан-Удэ. Результаты полученных данных внедрены в практику работы педагогических коллективов средних школ №№ 20, 49 г. Улан-Удэ.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, 7 приложений, 30 таблиц и списка литературы, представляющего 208 источников, из них 4 работы зарубежных авторов.

Выводы по второй главе.

Проведенный количественный и качественный анализы эффективности формирования познавательного интереса у школьников к экологии по разработанной нами технологии позволяет сделать заключение о том, что содержание естественнонаучных дисциплин с экологической направленностью обладает высоким потенциалом в формировании исследуемого качества у учащихся.

— Эффективное влияние на становление познавательного интереса у школьников оказывают уроки проблемного характера, в которых используются логически-опорные схемы. Применение логически-опорных схем развивает аналитические способности учеников. Использование проблемных заданий в целом способствуют формированию познавательного интереса школьников.

— Внеурочные формы работы также способствуют формированию познавательного интереса, в частности практические работы на географической площадке, экскурсии.

— Формирование познавательного интереса у учащихся к экологии в процессе преподавания естественнонаучных дисциплин является актуальной темой для педагогических исследований. Доказательством данного утверждения является анализ работы учителей ряда школ г. Улан-Удэ.

— Познавательный интерес как качество личности характеризуется совокупностью эмоционального состояния, активным отношением к учебному процессу, совершенствование познавательных способностей ученика зависит от специфики используемых методов, средств, технологии учебного процесса.

— Формирование познавательного интереса у учеников к экологии зависит от содержания предметов естественнонаучного цикла, состоящего из 4 компонентов, каждый из которых играет определяющую роль в развитии данного личностного качества. Формируя познавательный интерес у учащихся необходимо поэтапное построение учебного процесса, состоящего из диагностики уровня подготовки школьников, мотивации, целенаправленной организации учебной деятельности, контроля за качеством знаний и умений.

Заключение

.

Формирование познавательного интереса у школьников к экологии является актуальной проблемой, стоящей не только перед педагогической наукой, но и широкой общественностью. Это обусловлено возросшими требованиями к личности ученика и профессиональной деятельности учителя, общественной потребностью в природоохранной деятельности.

Анализ психолого-педагогической, экологической, методической литературы, собственных исследований практического состояния данной проблемы показал, что необходимо комплексное её изучение, требуется поиск новых, более совершенных технологий учебного процесса в школе.

Диссертационное исследование посвящено разработке, теоретическому обоснованию и экспериментальной проверке эффективности технологии формирования познавательного интереса через изучение школьных предметов естественнонаучного цикла с экологической направленностью. Мы рассматриваем познавательный интерес как атрибут учебной деятельности, отсутствие которого превращает образовательный процесс в мертвую схему, препятствующую развитию его субъектов. Данная технология четко ориентирована на конкретную цель — подготовить учащихся к познавательному процессу. Мы считаем, что поставленная цель в целом достигнута. При этом в ходе диссертационного исследования были решены следующие задачи:

— дан анализ педагогической и психологической литературы, раскрывающей сущность познавательного интереса. Выявлены особенности формирования познавательного интереса у учащихся 8−9 классов к экологии в процессе преподавания естественнонаучных дисциплин;

— определены потенциальные возможности естественнонаучных дисциплин в формировании у учащихся познавательного интереса к экологии;

— разработана технология формирования познавательного интереса у учащихся к экологии, в процессе изучения естественнонаучных дисциплин с экологической направленностьюопределены критерии определения уровней познавательного интереса у учащихся;

— выявлен комплекс условий формирования познавательного интереса у школьников 8−9 классов к экологии в процессе преподавания естественнонаучных дисциплин.

В ходе исследования было показано, что эффективность формирования познавательного интереса у учащихся к экологии в процессе преподавания естественнонаучных дисциплин достигается при соблюдении следующих педагогических условий:

— осуществление проблемного подхода к содержанию школьных предметов естественнонаучного цикла с экологической направленностью;

— создание атмосферы поиска и сотрудничество педагогов и учащихся на урочных занятиях;

— ориентация учеников на самостоятельное познание в учебно-познавательной деятельности.

Эксперимент подтвердил зависимость уровня познавательных интересов от используемых педагогом методов обучения. Доказано, что наибольший уровень познавательного интереса к экологии проявляется у школьников в активном поиске ответа на поставленные проблемные задачи, а также во внеурочной деятельности с экологической направленностью. Отбор учебного материала производился с учетом его развивающих возможностей — интеллектуальных, эмоциональных, мотивационных — и тем самым оказывал комплексное воздействие на личность ученика. Целенаправленное формирование познавательных интересов учащихся раскрывает школьникам смысл их учебной деятельной, вселяет уверенность в их умственном потенциале.

В ходе исследования получены результаты, теоретическая и практическая значимость которых по сравнению с предшествующими работами, заключается в следующем:

— предложена технология процесса формирования познавательного интереса у учащихся к экологии в процессе изучения естественнонаучных дисциплин с экологической направленностью;

— теоретически обоснованы и экспериментально проверены условия эффективного формирования у учащихся данного качества.

Анализ результатов экспериментальной работы позволяет утверждать, что поэтапное восхождение учащихся от побуждения интереса к экологическим проблемам до активного изучения их в научном и практическом аспектах значительно интенсифицировало процесс формирования у учащихся познавательного интереса.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. С. Возрастная психология: Учеб. пос. для ВУЗов. -М.: Педагогика, 1997.-704 с.
  2. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М: 1980 335 с.
  3. Активизация познавательной деятельности студентов: Сб.науч.тр.-Ленинградский пед. ин-т им. А. И. Герцена. Л., 1973. 108с.
  4. Активизация усвоения знаний школьниками на основе применения методов науки в обучении: Сб.науч.тр./ Казанский гос.пед.ин-т- [Отв.ред. Д.В.Вилькеев]. Казань: КГПИ, 1981.-182с.
  5. Активизация учебной деятельности: Сб.ст.: МГУ им. М. В. Ломоносова, Фак. повышения квалификации преподавателей вузов- Под ред. Г. А. Китайгородской. М.: Изд-воМГУ, 1981.-127с.
  6. Активизация познавательной деятельности в процессе обучения биологии: опыт учителей школ РФ /отв.ред. В.Н.Федорова/ сб.ст. М.: Изд-во Акад.пед.наук РСФСР, 1963. — 136с.
  7. Активность личности в обучении: психол.-пед. аспект: сб. науч. тр. // НИИ пробл. высш. шк.- [Редкол. В. М. Кузнецов (отв. ред.) и др.]. -М.:НИИВИИ, 1986. 191 с.
  8. А.Н., Бабанский Ю. К. Выбор методов обучения в средней школе. -М.: Педагогика, 1981. 176с.
  9. А.И., Николина В. В. Население и хозяйство России.
  10. А.Н. Методология истории. М., 1996.-240с.
  11. Н.Б. Методологические проблемы науки. Чита: Росток, 1993.- 123с.
  12. П.Р., Скаткин М. Н. Методологические проблемы развития педагогической науки.
  13. . Ц. Психология и методика ускоренного обучения. М: ГИЦ «Владос», 1998.- 272 с.
  14. Н. В. Педагогика и практическая психология. Уч. пос. -Ростов н/Д. «Феникс», 1999. 416 с.
  15. И.И. Внеурочная работа по географии М.: педагогика, 1988.
  16. В.М. Избранные труды по психологии личности. -СПб: Алетейя, 1999.-182с.
  17. Беседы о природе, обществе, человеке // Е. М. Бабосов,
  18. A.П.Винокуров, И. И. Водопьянов и др.- Редкол.: Е. М. Бабосов и др. 3-е изд., перераб. и доп. — Минск: Беларусь, 1983.-303с.
  19. О.И. Методологические проблемы биологии и экологии. Владивосток, 1989.-213с.
  20. В.П., Татур Ю. Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. -М., 1989.
  21. В.П. Основы теории педагогических систем. -Воронеж: изд-во Воронеж. ун-та, 1977. 304с.
  22. В. Д. Стойко С.М., Туныця Ю. Н. и др. Охрана природы и природный ресурсов: Учеб. пособие для технол. спец.лесотехн.вузов. Львов: Вища школа. Изд-во при Львов. ун-те. 1985. — 190с.
  23. П.И. Проблемы формирования личности / М.: МОДЭК, 1995.-352с.
  24. А. В. Субъект: мышление, учение, воображение. Избран, психолог, тр.- М. Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. -392 с.
  25. И. А. Мотивация и контроль за действием. М.- Изд-во МГУ, 1991- 143 с.
  26. В.В. Методологические вопросы географии. Иркутск, 1977.-152с.
  27. Н.А., Бастраков Г. В. Метолоческие и методические вопросы экологического образования и воспитания. Смоленск, 1987.-110с.
  28. Возрастная и педагогическая психология: тесты. М. 1992 268 с.
  29. Возрастные особенности познавательной деятельности школьников и студентов: сб.науч.тр. / Моск.гос.пед.ин-т им.
  30. B.И. Ленина Редкол.: И. Л. Баскакова (отв.ред) и др. М.: МГПИ, 1979- 109с.
  31. Вопросы психологии познавательной деятельности: сб.науч.тр. / М.: МГПИ, 1977.-202с.
  32. Вопросы психологии познавательных процессов: Сб. ст. // Редкол.: 3. Р. Душабаев (отв. ред.) и др. Ташкент: ТАШГУ, 1981.- 108 с.
  33. В.П. Гносеологическая природа и методологическая функция научной теории. Новосибирск: Наука, 1990. — 284с.
  34. .В. Системный подход к биологическому образованию в средней школе. / М.: Просвещение, 1985. 143с.
  35. Л.С. Педагогическая психология / Под.ред. В. В. Давыдова М.: Педагогика, 1981. — 479с.
  36. Л.М. Внеклассные занятия по географии -М.:Просвещение, 1998.-160с.
  37. К.А. Об уме. / М.: Мысль, 1973. -647с.
  38. Гибсон Джеймс Дж. Экологический подход к зрительному восприятию / Пер. с англ. Т. М. Сокольский. М.: Прогресс, 1988−462 с.
  39. Ю.Н., Лавров С. Б. Экономическая и социальная география мира: учебник для 10 кл.сред.шк. М.: Просвещение, 1993.-270с.
  40. И. Р. Новиков Ю.В. Окружающая среда и её охрана: книга для учителя М.: Просвещение, 1985. -191с.
  41. В.П. Методика преподавания природоведения: Учеб. пособие для пед. училищ по специальности 2001// В. П. Горощенко, И.А.Степанов- Под ред. Проф. А. И. Соловьева. М.: Просвещение, 1977. — 158с.
  42. Н.И. Чувственное отражение: Анализ проблемы в свете современной науки М.: Мысль, 1986. — 237с.
  43. В.В. Формирование учебной деятельности школьников. М.: Педагогика, 1982. — 216с.
  44. Н.П. Методологические вопросы современной биологии.-Киев: Наукова думка, 1970.-199с.
  45. Н.П. Методологические вопросы теоретического естествознания. Киев: Наукова думка, 1978.-403с.
  46. С. Д. Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. Ростов-н/Дону, 1996.-476с.
  47. Н.Ф. Возрастная психология: Курс лекций. М.: Просвещение, 1965, — 295 с.
  48. И.В. Методика преподавания географии. М.: Педагогика, 1996.- 191с.
  49. Загрязнение атмосферы, почвы и природных вод. // под.ред. Ц. И. Бобовниковой, С. Г. Малахова. М.: Гидрометоиздат. Моск. отд-ние, 1985. — 124с.
  50. А.Н. Школа и проблемы охраны природы М.: Педагогика, 1981. 184с.
  51. И.Д. Воспитание учения в процессе обучения биологии М.: Просвещение 1984. 160с.
  52. Л.Я. Дидактические основы формирования системных знаний старшеклассников. М.: Педагогика, 1978. — 128с.
  53. B.C. Методологические основы совершенствования учебно-воспитательного процесса.- Волгоград: ВГПИ, 1981.-176с.
  54. Б. Г. Городецкая Н.А. Сельская школа и охрана природы. М., «Просвещение», 1976.-263с.
  55. В.П. Методологические проблемы экологии человека Новосибирск, 1988.-143с.
  56. П.Ф. Детская и педагогическая психология. -Воронеж, 1999.-331с.
  57. .С. и др. Дидактика современной школы: пособие для учит./ НИИ пед. УССР: Киев: Рада школа, 1987. — 350с.
  58. В.А. Методологические вопросы наук о Земле Чита, 1984.-160с.
  59. К.П. Формирование познавательного интереса и тверческого отношения к учению. Свердловск, 1978. — 131с.
  60. А.И. Педагогическая диагностика в школе Минск, 1987.-351с.
  61. В.П. Философия и методология науки. М.:Мысль, 1999.-574с.
  62. В.А. Формирование у учащихся умений учиться: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1983. — 80с.
  63. Т.В. Экологическое образование учащихся в обучении географии. М.: Просвещение, 1990.-157с.
  64. Г. И. Методология географии: теория, практика, преподавание. М.: Просвещение, 1986.-145с.
  65. И.Я. Дидактические основы методики обучения. -М.:Педагогика, 1981. 185с.
  66. В.Г. Психологические механизмы мотивации учебной деятельности: Учебное пособие/ Новосиб.гос.пед.ин-т. -Новосибирск: НГПИ, 1987. 89с.
  67. А. Р. Об историческом развитии познавательных процессов. М. Наука, 1974. — 172 с.
  68. B.C. Методологическая функция материалистической диалектики. Киев: Вища школа, 1978.-135с.
  69. В.В. Стратегия разума: экологическая этика и устойчивое развитие. Улан-Удэ, 2000.-208с.
  70. Г. П. Инновации в обучении: Учеб.мет.пособие. -Улан-Удэ: БГУ, 1999. 52с.
  71. К., Энгельс Ф., Избранные произведения. В 3-х т. Т 3 -М.: Политиздат, 1981. 643.
  72. А.К. Формирование мотивов учения в школьном возрасте: пособие для учителей. М.: Просвещение, 1983, — 96с.
  73. А.К. Мотивация учения и её воспитание у школьников. М.: Педагогика, 1983. — 65с.
  74. A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. -М.: Просвещение, 1972.
  75. М.И. Проблемное обучение: основные вопросы теории. М.: Педагогика, 1975. — 367с.
  76. Мир вокруг нас: Беседы о мире и его законах // В. Г. Астахова, Е. В. Дубровский, И. И. Жерневская и др. 3-е изд.испр. и доп. -М.: Политиздат, 1983. — 175с.
  77. Н.А. Психологические проблемы формирования научного мировоззрения школьников. -М.: Просвещение, 1968, -240 с.
  78. Методы активного обучения в системе практических занятий: Межвуз.сб. науч. тр. // НИИ пробл. высш. шк., Новочерк. политехи, ин-т им. Серго Орджоникидзе- Редкол: С. И. Гончаров (отв.ред.) и др. Новочеркасск: НПЦ, 1982. — 170с.
  79. Методы и их дидактические функции: Межвуз.сб.науч.тр. // Челяб.гос.пед.ин-т- Редкол.: Н. А. Томин (отв.ред.) и др. -Челябинск: ЧГПИ, 1983. 113с.
  80. Методология педагогики и методика педагогических исследований: Сб. науч. тр. // НИИ АПН СССР М., 1975.
  81. Методологические аспекты естественно-научных исследований: сб. науч. тр. // Микитенко Д. А., Озадовская JI.B. Киев, «Наукова думка», 1985.-215с.
  82. Методологические проблемы науки: Сб. науч. тр. М.: Наука, 1991.-134с.
  83. Методологические аспекты развития педагогической науки в современных условиях. М.: Наука, 1980.-114с.
  84. Д.А. Методологические аспекты естественнонаучных исследований. Киев, 1985.-215с.
  85. А.Т. Методологические и философские проблемы биологии. Новосибирск, 1981 .-415с.
  86. А.Т. Методология в сфере теории и практики. -Новосибирск, 1988.-303с.
  87. М.В. Методологические проблемы научного исследования. Новосибирск, 1984.-316с.
  88. М.Н. Методика проблемного обучения и границы их применения Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1979. — 158с.
  89. Г. А. Психологические основы рационализации познавательно-практической деятельности учащихся. -Ярославль, 1975.-95с.
  90. А.Н. Личность и неврозы. Л.: Медицина, 1960, — 184 с.
  91. И.Ф., Сточный И. П. Методологическая направленность общетеоретических и специальных дисциплин Киев: Вища школа, 1987. -143с.
  92. . Наука об окружающей среде: Как устроен мир: в 2-х т. Т1 (перев. с англ.) М.: Мир, 1993. — 424с.
  93. И.А. Проблемы рациональной организации и построения учебной деятельности и поведения школьников.: Сб. науч. тр. «Вопросы методов педагогических исследований». -М.: НИИ ОП АПН СССР, 1973.-180с.
  94. Д.П., Новиков Ю. В. Окружающая среда и человек: Учебное пособие для вузов. 2-е изд. Перераб. и доп. -М.:Высшая школа, 1986. -415с.
  95. Н.Д., Титков А. Ф. Активизация познавательной деятельности студентов: Учебное пособие для преподавателей вузов. Ростов-н/Д, 1974. — 88с.
  96. И.Б. Методологические аспекты исследования биосферы. — М.: Прсовещение, 1989.
  97. Онегин В. И и др. Активные методы обучения в системе непрерывного образования: Межвуз.сб.науч.тр./ Ленингр. лесотехн.акад. им. С. М. Кирова. Л.: ЛТА, 1991 — 101с.
  98. В.А. Урок в современной школе. М., 1981.
  99. В.А. Организационные формы обучения // под ред. Ю. И. Малеванного. Киев, 1991.
  100. В.И. О методах обучения и проверки знаний, умений, навыков учащихся : Учеб. пособие для педфака и преподавателей. // В. И. Орлов, Моск.кооп.ин-т. М.: [Б.И.], 1975.-96с.
  101. Осипова М. П,. Качановская Н. И Активизация познавательной деятельности младших школьников: Книга для учителя. —Минск: Народная света, 1987. 109с.
  102. Особенности формирования активности субъекта в познавательной деятельности и поведении: Межвуз. сб. науч. тр. // Редкол.: У. В. Ульянкова и др. Горький: ГГПИ, 1986. -116с.
  103. Охрана и рациональное использование природных ресурсов: Межвуз. сб. науч. тр. // Петрозавод.гос.ун-т им. О.В.Куусинска- Редкол.: Л. Д. Музалева (отв.ред.) и др. -Петрозаводск: ПГУ, 1984. 100с.
  104. Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов // под ред. Ю. К. Бабанского. М.: Просвещение, 1983. — 608с.
  105. А.И. Методология педагогических исследований. -М., 1980.
  106. И.П. Педагогика: Учеб. пособие для студентов высших пед. учеб. заведений. М.: Просвещение: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 1996. — 432с.
  107. В.Я. Методологические основы медицинской географии. Л., 1983.
  108. И.Н. Общая экология. М., 1975.-162с.
  109. Н.А. Формирование познавательных нтересов младших школьников в процессе изучения природоведения.-Свердловск: СПИ, 1983.-57с.
  110. Познавательная активность в системе процессов памяти // Н. И. Чуприкова, А. Н. Шмычкова, А. В. Манджгаладзе и др.- под.ред. Н.И.Чуприковой- НИИ общ. и пед. психологии АПН СССР. М.: Педагогика, 1989. — 188с.
  111. Познавательная активность личности: сб. науч. тр. // Ульянов. гос. пед. ин-т им. И.Н.Ульянова- отв.ред.В. М. Соловьев. Ульяновск: УГЛИ, 1985. — 128с.
  112. Познавательная активность в системе процессов памяти. // Н. И. Чуприкова, А. Н. Шлычкова. Под ред. Н. И. Чуприковой: НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР М.: Педагогика, 1989- 188 с.
  113. Познавательная деятельность личности: Сб. науч. тр. // Ульянов.пед.инст. им И.Н.Ульянова- отв.ред. В. М. Соловьев. — Ульяновск: УГПИ, 1985 128с.
  114. Познавательные процессы и способности в обучении // В. Д. Шадриков и др.- Под ред. В. Д. Шадрикова. М.: Просвещение, 1990. — 141с.
  115. Познавательные процессы: теория, эксперименты, практика. Ярославль. ЯРГУ, 1990 — 147 с.
  116. Познавательные процессы: ощущения, восприятие: Сб. ст. // НИИ общ. и пед. псих. АПН СССР- под ред. А. В. Запорожца и др. М.: Педагогика, 1982. — 336 с.
  117. Познавательные процессы. Тарту, ТГУ, 1954.-170с.
  118. Познание продолжается: Для среднего и старшего школьного возраста. М.: Просвещение, 1970.-110с.
  119. Проблемы образования в области окружающей среды (Материалы Межправительственной конференции по образованию в области окружающей среды 14−28 октября 1977 г., Тбилиси). М., 1979.
  120. Природа вокруг нас: Очерки, статьи, репортажи, заметки // Составитель: А. З. Дидова.- Под.ред. Е. Н. Кондратюка. Донецк: Донбасс, 1978.- 150с.
  121. Природа, её охрана и рациональное использование: Материалы Третьей Иркутской обл. науч.-практ. конф. по охране и рациональному использованию природных ресурсов.// Отв.ред. С. А. Меркурьев. Иркутск. Вост.-Сиб.кн.изд-во, 1974. — 199с.
  122. Природа и закон // Ю. С. Шемшученко, В.И.АндреЙцев, В. В. Костицкий, П. Ф. Кулиннич. Киев: Политиздат Украины, 1991.- 192с.
  123. Природа и люди: Сборник статей // Всерос. о-во охраны природы, Сарат.обл.совет- Под.науч.ред., с предисл. и заключ. доц. В. И. Горцева. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1976. — 240с.
  124. Природа и труд: Природоохранит. воспитание учащихся в процессе обучения географии и биологии // Г. И. Гордиенко,
  125. В.Л.Крутиков, В. П. Чижова, А. А. Шибанов.- Под ред.проф. А. А. Шибанова. М.: Просвещение, 1977. — 128с.
  126. Природохранительное просвещение // К. П. Митрюшкин, Л. К. Шапошников, О. Г. Коровнина и др. М.: Знание, 1980. -175с.
  127. Природоохранное просвещение в системе подготовки студента к педагогической деятельности: Сб. ст. // Волгогр.пед.ин-т им. А. С. Серафимовича Волгоград: ВГПИ, 1979.-78с.
  128. Природоохранное воспитание и образование: Сб.ст. // Редкол.:А. Г. Воронов и др. М.: Изд-во МГУ, 1983. — 131с.
  129. Природопользование: географические аспекты. // Отв.ред. Ю. К. Ефремов, С. Л. Вендров. М.: Мысль, 1978. -214с.
  130. Природопользование: учебник для вузов // Под ред. Э. А. Арустамова. М.: ИД «Дашков и К», 1999. — 252с.
  131. Природопользование и география: Сб. науч. тр. // Отв.ред. П. Я. Бакланов. Владивосток: ДВО АН СССР, 1989. — 159с.
  132. Природопользование и охрана среды в бассейне Байкала //
  133. A.В.Мартынов, С. В. Рященко, А. В. Елов и др. Новосибирск: Наука. Сиб. Отделение, 1990. -221с.
  134. Процессы познания в деятельности человека.: Сб. науч. тр. // Отв. ред. В. М. Соловьев. Ульяновск: УГПИ, 1988.-140 с.
  135. Проблемы коммуникативной и познавательной деятельности личности. Ульяновск, 1987.-122с.
  136. Психодиагностика: теория и практика. // Сб. науч. тр. М: Просвещение, 1988.-205с.
  137. Психология развивающейся личности // А. В. Петровский,
  138. B. В. Абраменкова и др.- НИИ общ. и пед. психологии АПН СССР. М.: Педагогика, 1987.-238 с.
  139. Психология познания в процессе обучения. Л.: ЛГПИ, 1981.- 123с.
  140. Практическая психология образования: Учеб. для высш. и сред. спец. учеб. завед. // Под ред. И. В. Дубровиной. М.: Сфера, 2000. — 526с.
  141. Радость познания: попул.энцикл. В 4-х т. // Пер. с англ., гл.ред. Дж.Митчелл. М.: Мир, 1984. — 263.
  142. Развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся и студентов. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1979. -119с. (вып. 1)
  143. Развитие познавательных возможностей школьников в условиях учебной деятельности. / Волгогр. Гос.пед.ин-т им. А. С. Серафимовича / Волгоград: ВГПИ, 1988 157с.
  144. С.А. Формирование интереса к знаниям в процессе учебной деятельности Минск: Наука, 1978. — 21с.
  145. .Е. Зоологические экскурсии. М.: Фирма «Топикал», 1994.-639с.
  146. Е. К. Психология познания. М.: ГИЦ «Владос», 1998.- 176 с.
  147. C.JI. Основы общей психологии СПБ: ЗАО изд-во «Питер», 1999. — 720с.
  148. Ф.К. Формирование познавательного интереса в условиях реформы школы. -М.: Просвещение, 1988.- 231с.
  149. А.В. Проблема возникновения новых знаний. М.: Наука, 1976.-294 с.
  150. В. А., По дымова JI.C. Педагогика: инновационная деятельность. М.: «Магистр», 1977. — 224с.
  151. М.Н. Методология и методика педагогического исследования. -М.: Педагогика, 1986. 150с.
  152. М.Н. Школа и всестороннее развитие детей М.: Просвещение, 1980. — 144с.
  153. Совершенствование содержания образования в школе // А. М. Пашкало, М. И. Разумовская и др. под ред. И. Д. Зверева, М. П. Калинина. М.: Педагогика, 1985. — 272с.
  154. Солсо Роберт JI, Когнитивная психология М.: Тривола, 1996.-600с.
  155. Ю. С. Психологические состояния человека, их классификация и диагностика: Пос. для студ. и учит. -Горький: Изд-во Горьк. пед. ин-та, 1975. 118 с.
  156. Стоуне, Эдвард Психодиагностика М.: Педагогика, 1984 -178с.
  157. Структуры познавательной деятельности. Владимир. 1975. — 129 с.
  158. Структуры познавательной деятельности.// Отв. ред. Ивашкин B.C. Владимир, 1989.-131с.
  159. Структуры познавательной деятельности: Сб. науч. тр. // Владимир: ВГПИ, 1975. 148 с.
  160. И.Г. Здоровье человека и окружающей среды: Учеб. пособие // Величковский Б. Т., Кирпичев В. И. М.: Новая школа, 1997. — 240с.
  161. И.Г. Охрана природы в школьном курсе биологии. М.: Просвещение, 1997.-240с.
  162. И.Г. Экологическое образование школьников во внеклассной работе: Пособие для учителей. — М.: Просвещение, 1984.-159с.
  163. Г. А. Проблемы развития общеобразовательной средней школы. Иркутск: Б.И., 1978. — 103с.
  164. Н.Ф. Педагогическая психология. 3-е изд. — М.: Академия, 1999. — 288с.
  165. Теоретическая проблема управления познавательной деятельностью.// Редкол: Н. Ф. Талызина. М.: Изд-во МГУ, 1978.- 62 с.
  166. Э. Бихевиоризм. М.: ACT, 1998. — 703с.
  167. Требования к знаниям и умениям школьников: дидактико-методический анализ // Н. С. Бачманова, Т. Л. Коган и др.- под ред. А.А.Кузнецова-М.: Педагогика, 1987. 172с.
  168. Я.С. Методологические аспекты развития педагогической науки в современных условиях М., 1980.-114с.
  169. Усвоение знаний и развитие учащихся в процессе обучения в 4−5 классах: Сб. науч. тр. // НИИ общ. пед. АПН СССР- науч. ред и сост. М. В. Зверева. М.: НИИ общ. Пед., 1978. — 94с.
  170. А.В. Методологические проблемы современной педагогической науки и практики.-М.: Политиздат, 1988.-295с.
  171. К.Д. Педагогика. М.: Просвещение, 1990.-207с.
  172. В.Н. Активизация познавательной деятельности учащихся при обучении биологии (опыт учителей школ РФ): Сб.ст. М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1963.- 136 с.
  173. П.Т. Системный подход в воспитании и обучении школьников Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1979. -191с.
  174. Философский энциклопедический словарь. М.: ИНФРА, 1998.-576 с.
  175. Философия и экология. М.: Мысль, 1993.-313с.
  176. Формирование мотивации учебной деятельности учащихся: Межвуз. сб. науч. тр.// В. Г. Леонтьев (отв. ред). Новосибирск: НГПИ, 1985.- 134с.
  177. Хамблин, Дуглас Формирование учебных навыков: пер. с англ. // [авт.предисл. М.В.Кларан]. М.: Педагогика, 1986. -160с.
  178. Ф.И. Как активизировать учение школьника / изд. 2, доп. и перераб./ Минск, «Народное асвета», 1975.
  179. Ф.И. Педагогика: Курс лекций, — Минск, изд-во БГУ, 1979.-462с.
  180. В.А. Оптимизация методов и приемов обучения в общеобразовательной школе. Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 1985.- 198с.
  181. В.И. Мотивация учебной деятельности: Учебное пособие // Яр.гос.ун-т Ярославль: ЯрГУ, 1991. — 51с.
  182. Т.И. Активное учение школьников: Пособие для учит. М.: НИИ школ ПП РСФСР, 1976. — 160с.
  183. Т.И. Активизация учения школьников М.: Педагогика, 1982. — 209с.
  184. Т.И. Формирование познавательный способностей школьников в процессе усвоения системы ведущих знаний и способов деятельности. -М.: Просвещение, 1975. 128с.
  185. В.Д. Познавательные процессы и способности в обучении-М.: Просвещение, 1990. 183с.
  186. С.Т. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1980. -414с.
  187. Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе: Учебное пособие для педагогических институтов. М.: Просвещение, 1979.-160 с.
  188. Г. И. Педагогическая проблема формирования познавательного интереса учащихся // АПН СССР. М.: Педагогика, 1998. — 203, 2. с.
  189. Г. И. Проблема познавательного процесса в педагогике. М.: Педагогика, 1971. — 351 с.
  190. Г. И. Роль деятельности в учебном процессе: книга для учителя. -М.: Просвещение, 1986. 142, 2. с.
  191. Г. И. Педагогика школы М.: Просвещение, 1977. -383с.
  192. Экологическая проблема: Что происходит? Кто виноват и что делать?: Учебное пособие // Ю. М. Арский, В.И.Данилов-Данильян, М. Ч. Залиханов и др. М.: изд-во МНЭПУ, 1997. -332с.
  193. Экологические проблемы в условиях перестройки. // Отв.ред.: И. Б. Новик, А. Н, Фомичев. М.: ВНИИСЧ, 1991 -93с.
  194. Экологические проблемы Байкала и республики Бурятия (материалы из заседания круглого стола «Байкал- памятник мирового природного наследия в рамках дней Бурятии в Москве). // Под. ред В. Е. Гулгонова, Н. Г, Бабальского. М.: РЭФИА, 1996.-215с.
  195. Экологическое образование и воспитание при подготовке учителя: Сб.науч.тр. // Волгогр.гос.пед.ин-т им. А.С.Серафимовича- Редкол.:С. Н. Глазачев (отв.ред.) и др. -Волгоград: ВГПИ, 1983. 128с.
  196. Экологическое и эстетическое воспитание школьников // И. Д. Зверев, Л. П. Печко, А. П. Сидельковский и др.- под.ред. Л. П. Печко. — М.: Педагогика, 1984. 135с.
  197. Экологическое образование и воспитание: метод.рекомендации. Улан-Удэ: 1990. — 29с.
  198. Экологическое образование школьников // А. Н. Захлебный, И. Д. Зверев, Е. М. Кудрявцева и др. под ред. И. Д. Зверева, Т. И. Суравегиной. М.: Педагогика, 1983. — 160с.
  199. Экология: Учеб. для техн.вузов. // Л. И. Цветкова, М. И. Алексеев, Б. П. Усаков и др.- под ред. Л. И. Цветковой. М.: АСВ, 1999.-488с.
  200. Экология и охрана окружающей среды: толковый терминологический словарь // С. М. Вишнякова, Г. А. Вишняков, Б. И. Алешукин, Н. Г. Ючарова. М.: ИД «Всемирный следопыт», 1998. — 320с.
  201. Экология России: Хрестоматия. // Сост. В. Н. Кузнецов. -М.: АО «МДС», 1996. 320с.
  202. Энгельс, Фридрих Диалектика природы // Ин-т марксизма-ленинизма при ЦК КПСС. М.: Политиздат, 1987 — 349с.
  203. Н.М., Сохор A.M. Методика и технология урока в школе: в помощь начинающему учителю, 3-е изд.перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1985. — 208с.
  204. Я. Л. Мелуа А.И. Уроки экологических просчетов. М.: Мысль, 1991.-429с.
  205. Далай -лама XIV, Тензцин Гьяцо. Жизнь на Земле. М., 1996
  206. Abram D. A More Than — Human World/ An Invitation to Environmental Philosophy.
  207. Darvin Ch/ The Descent of man.
  208. Ролстон X. Существует ли экологическая этика?
Заполнить форму текущей работой