Формирование познавательного интереса у учащихся 8-9 классов к экологии в процессе преподавания естественнонаучных дисциплин
Диссертация
Особенности познавательного интереса и проблемы его развития получили достаточно широкое освещение в педагогической и психологической литературе, где определяют его как первичное, фундаментальное условие в предверии успешного выполнения любой деятельности (С.Т. Шацкий, В. Н. Мясищев, В. Г. Иванов, Н.Г. Морозова). Некоторые исследователи изучают его в аспекте двустороннего характера (C.J1… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Теоретические основы формирования познавательного интереса у учащихся
- 1. 1. Психолого-педагогическая сущность познавательного интереса. И
- 1. 2. Особенности формирования познавательного интереса у учащихся в процессе экологического образования
- 1. 3. Роль естественнонаучных дисциплин в формировании у учащихся 8−9 классов познавательного интереса к экологии
- Выводы по первой главе
- Глава 2. Педагогические условия формирования познавательного интереса у учащихся 8−9 классов к экологии в процессе преподавания естественнонаучных дисциплин
- 2. 1. Состояние проблемы формирования познавательного интереса у учащихся к экологии в практике школьного естественнонаучного образования
- 2. 2. Формирование познавательного интереса у учащихся к экологии в процессе преподавания естественнонаучных дисциплин
- 2. 3. Развитие познавательного интереса у учащихся 8−9 классов к экологии в процессе внеурочной деятельности по предметам естественнонаучного цикла
- Выводы по второй главе
Список литературы
- Абрамова Г. С. Возрастная психология: Учеб. пос. для ВУЗов. -М.: Педагогика, 1997.-704 с.
- Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М: 1980 335 с.
- Активизация познавательной деятельности студентов: Сб.науч.тр.-Ленинградский пед. ин-т им. А. И. Герцена. Л., 1973. 108с.
- Активизация усвоения знаний школьниками на основе применения методов науки в обучении: Сб.науч.тр./ Казанский гос.пед.ин-т- [Отв.ред. Д.В.Вилькеев]. Казань: КГПИ, 1981.-182с.
- Активизация учебной деятельности: Сб.ст.: МГУ им. М. В. Ломоносова, Фак. повышения квалификации преподавателей вузов- Под ред. Г. А. Китайгородской. М.: Изд-воМГУ, 1981.-127с.
- Активизация познавательной деятельности в процессе обучения биологии: опыт учителей школ РФ /отв.ред. В.Н.Федорова/ сб.ст. М.: Изд-во Акад.пед.наук РСФСР, 1963. — 136с.
- Активность личности в обучении: психол.-пед. аспект: сб. науч. тр. // НИИ пробл. высш. шк.- [Редкол. В. М. Кузнецов (отв. ред.) и др.]. -М.:НИИВИИ, 1986. 191 с.
- Алексюк А.Н., Бабанский Ю. К. Выбор методов обучения в средней школе. -М.: Педагогика, 1981. 176с.
- Алексеев А.И., Николина В. В. Население и хозяйство России.
- Алпеева А.Н. Методология истории. М., 1996.-240с.
- Андренов Н.Б. Методологические проблемы науки. Чита: Росток, 1993.- 123с.
- Атутов П.Р., Скаткин М. Н. Методологические проблемы развития педагогической науки.
- Бадмаев Б. Ц. Психология и методика ускоренного обучения. М: ГИЦ «Владос», 1998.- 272 с.
- Басова Н. В. Педагогика и практическая психология. Уч. пос. -Ростов н/Д. «Феникс», 1999. 416 с.
- Баринова И.И. Внеурочная работа по географии М.: педагогика, 1988.
- Бехтерев В.М. Избранные труды по психологии личности. -СПб: Алетейя, 1999.-182с.
- Беседы о природе, обществе, человеке // Е. М. Бабосов,
- A.П.Винокуров, И. И. Водопьянов и др.- Редкол.: Е. М. Бабосов и др. 3-е изд., перераб. и доп. — Минск: Беларусь, 1983.-303с.
- Белогуров О.И. Методологические проблемы биологии и экологии. Владивосток, 1989.-213с.
- Беспалько В.П., Татур Ю. Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. -М., 1989.
- Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем. -Воронеж: изд-во Воронеж. ун-та, 1977. 304с.
- Бондаренко В. Д. Стойко С.М., Туныця Ю. Н. и др. Охрана природы и природный ресурсов: Учеб. пособие для технол. спец.лесотехн.вузов. Львов: Вища школа. Изд-во при Львов. ун-те. 1985. — 190с.
- Божович П.И. Проблемы формирования личности / М.: МОДЭК, 1995.-352с.
- Брушлинский А. В. Субъект: мышление, учение, воображение. Избран, психолог, тр.- М. Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. -392 с.
- Васильев И. А. Мотивация и контроль за действием. М.- Изд-во МГУ, 1991- 143 с.
- Воробьев В.В. Методологические вопросы географии. Иркутск, 1977.-152с.
- Войлошникова Н.А., Бастраков Г. В. Метолоческие и методические вопросы экологического образования и воспитания. Смоленск, 1987.-110с.
- Возрастная и педагогическая психология: тесты. М. 1992 268 с.
- Возрастные особенности познавательной деятельности школьников и студентов: сб.науч.тр. / Моск.гос.пед.ин-т им.
- B.И. Ленина Редкол.: И. Л. Баскакова (отв.ред) и др. М.: МГПИ, 1979- 109с.
- Вопросы психологии познавательной деятельности: сб.науч.тр. / М.: МГПИ, 1977.-202с.
- Вопросы психологии познавательных процессов: Сб. ст. // Редкол.: 3. Р. Душабаев (отв. ред.) и др. Ташкент: ТАШГУ, 1981.- 108 с.
- Ворожцов В.П. Гносеологическая природа и методологическая функция научной теории. Новосибирск: Наука, 1990. — 284с.
- Всесвятский Б.В. Системный подход к биологическому образованию в средней школе. / М.: Просвещение, 1985. 143с.
- Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под.ред. В. В. Давыдова М.: Педагогика, 1981. — 479с.
- Ганич Л.М. Внеклассные занятия по географии -М.:Просвещение, 1998.-160с.
- Гельвеций К.А. Об уме. / М.: Мысль, 1973. -647с.
- Гибсон Джеймс Дж. Экологический подход к зрительному восприятию / Пер. с англ. Т. М. Сокольский. М.: Прогресс, 1988−462 с.
- Гладкий Ю.Н., Лавров С. Б. Экономическая и социальная география мира: учебник для 10 кл.сред.шк. М.: Просвещение, 1993.-270с.
- Голубев И. Р. Новиков Ю.В. Окружающая среда и её охрана: книга для учителя М.: Просвещение, 1985. -191с.
- Горощенко В.П. Методика преподавания природоведения: Учеб. пособие для пед. училищ по специальности 2001// В. П. Горощенко, И.А.Степанов- Под ред. Проф. А. И. Соловьева. М.: Просвещение, 1977. — 158с.
- Губанов Н.И. Чувственное отражение: Анализ проблемы в свете современной науки М.: Мысль, 1986. — 237с.
- Давыдова В.В. Формирование учебной деятельности школьников. М.: Педагогика, 1982. — 216с.
- Депенчук Н.П. Методологические вопросы современной биологии.-Киев: Наукова думка, 1970.-199с.
- Депенчук Н.П. Методологические вопросы теоретического естествознания. Киев: Наукова думка, 1978.-403с.
- Дерябо С. Д. Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. Ростов-н/Дону, 1996.-476с.
- Добрынин Н.Ф. Возрастная психология: Курс лекций. М.: Просвещение, 1965, — 295 с.
- Душина И.В. Методика преподавания географии. М.: Педагогика, 1996.- 191с.
- Загрязнение атмосферы, почвы и природных вод. // под.ред. Ц. И. Бобовниковой, С. Г. Малахова. М.: Гидрометоиздат. Моск. отд-ние, 1985. — 124с.
- Захлебный А.Н. Школа и проблемы охраны природы М.: Педагогика, 1981. 184с.
- Зверев И.Д. Воспитание учения в процессе обучения биологии М.: Просвещение 1984. 160с.
- Зорина Л.Я. Дидактические основы формирования системных знаний старшеклассников. М.: Педагогика, 1978. — 128с.
- Ильин B.C. Методологические основы совершенствования учебно-воспитательного процесса.- Волгоград: ВГПИ, 1981.-176с.
- Иоганзен Б. Г. Городецкая Н.А. Сельская школа и охрана природы. М., «Просвещение», 1976.-263с.
- Казначеев В.П. Методологические проблемы экологии человека Новосибирск, 1988.-143с.
- Каптерев П.Ф. Детская и педагогическая психология. -Воронеж, 1999.-331с.
- Кобзарь Б.С. и др. Дидактика современной школы: пособие для учит./ НИИ пед. УССР: Киев: Рада школа, 1987. — 350с.
- Кобылянский В.А. Методологические вопросы наук о Земле Чита, 1984.-160с.
- Королева К.П. Формирование познавательного интереса и тверческого отношения к учению. Свердловск, 1978. — 131с.
- Кочетов А.И. Педагогическая диагностика в школе Минск, 1987.-351с.
- Кохановский В.П. Философия и методология науки. М.:Мысль, 1999.-574с.
- Кулько В.А. Формирование у учащихся умений учиться: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1983. — 80с.
- Кучер Т.В. Экологическое образование учащихся в обучении географии. М.: Просвещение, 1990.-157с.
- Лазуков Г. И. Методология географии: теория, практика, преподавание. М.: Просвещение, 1986.-145с.
- Лернер И.Я. Дидактические основы методики обучения. -М.:Педагогика, 1981. 185с.
- Леонтьев В.Г. Психологические механизмы мотивации учебной деятельности: Учебное пособие/ Новосиб.гос.пед.ин-т. -Новосибирск: НГПИ, 1987. 89с.
- Лурия А. Р. Об историческом развитии познавательных процессов. М. Наука, 1974. — 172 с.
- Лутай B.C. Методологическая функция материалистической диалектики. Киев: Вища школа, 1978.-135с.
- Мантатов В.В. Стратегия разума: экологическая этика и устойчивое развитие. Улан-Удэ, 2000.-208с.
- Манхеев Г. П. Инновации в обучении: Учеб.мет.пособие. -Улан-Удэ: БГУ, 1999. 52с.
- Маркс К., Энгельс Ф., Избранные произведения. В 3-х т. Т 3 -М.: Политиздат, 1981. 643.
- Маркова А.К. Формирование мотивов учения в школьном возрасте: пособие для учителей. М.: Просвещение, 1983, — 96с.
- Маркова А.К. Мотивация учения и её воспитание у школьников. М.: Педагогика, 1983. — 65с.
- Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. -М.: Просвещение, 1972.
- Махмутов М.И. Проблемное обучение: основные вопросы теории. М.: Педагогика, 1975. — 367с.
- Мир вокруг нас: Беседы о мире и его законах // В. Г. Астахова, Е. В. Дубровский, И. И. Жерневская и др. 3-е изд.испр. и доп. -М.: Политиздат, 1983. — 175с.
- Менчинская Н.А. Психологические проблемы формирования научного мировоззрения школьников. -М.: Просвещение, 1968, -240 с.
- Методы активного обучения в системе практических занятий: Межвуз.сб. науч. тр. // НИИ пробл. высш. шк., Новочерк. политехи, ин-т им. Серго Орджоникидзе- Редкол: С. И. Гончаров (отв.ред.) и др. Новочеркасск: НПЦ, 1982. — 170с.
- Методы и их дидактические функции: Межвуз.сб.науч.тр. // Челяб.гос.пед.ин-т- Редкол.: Н. А. Томин (отв.ред.) и др. -Челябинск: ЧГПИ, 1983. 113с.
- Методология педагогики и методика педагогических исследований: Сб. науч. тр. // НИИ АПН СССР М., 1975.
- Методологические аспекты естественно-научных исследований: сб. науч. тр. // Микитенко Д. А., Озадовская JI.B. Киев, «Наукова думка», 1985.-215с.
- Методологические проблемы науки: Сб. науч. тр. М.: Наука, 1991.-134с.
- Методологические аспекты развития педагогической науки в современных условиях. М.: Наука, 1980.-114с.
- Микитенко Д.А. Методологические аспекты естественнонаучных исследований. Киев, 1985.-215с.
- Москаленко А.Т. Методологические и философские проблемы биологии. Новосибирск, 1981 .-415с.
- Москаленко А.Т. Методология в сфере теории и практики. -Новосибирск, 1988.-303с.
- Мохосоев М.В. Методологические проблемы научного исследования. Новосибирск, 1984.-316с.
- Мочалова М.Н. Методика проблемного обучения и границы их применения Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1979. — 158с.
- Мурашов Г. А. Психологические основы рационализации познавательно-практической деятельности учащихся. -Ярославль, 1975.-95с.
- Мясищев А.Н. Личность и неврозы. Л.: Медицина, 1960, — 184 с.
- Надольный И.Ф., Сточный И. П. Методологическая направленность общетеоретических и специальных дисциплин Киев: Вища школа, 1987. -143с.
- Небел Б. Наука об окружающей среде: Как устроен мир: в 2-х т. Т1 (перев. с англ.) М.: Мир, 1993. — 424с.
- Невский И.А. Проблемы рациональной организации и построения учебной деятельности и поведения школьников.: Сб. науч. тр. «Вопросы методов педагогических исследований». -М.: НИИ ОП АПН СССР, 1973.-180с.
- Никитин Д.П., Новиков Ю. В. Окружающая среда и человек: Учебное пособие для вузов. 2-е изд. Перераб. и доп. -М.:Высшая школа, 1986. -415с.
- Носков Н.Д., Титков А. Ф. Активизация познавательной деятельности студентов: Учебное пособие для преподавателей вузов. Ростов-н/Д, 1974. — 88с.
- Новик И.Б. Методологические аспекты исследования биосферы. — М.: Прсовещение, 1989.
- Онегин В. И и др. Активные методы обучения в системе непрерывного образования: Межвуз.сб.науч.тр./ Ленингр. лесотехн.акад. им. С. М. Кирова. Л.: ЛТА, 1991 — 101с.
- Онищук В.А. Урок в современной школе. М., 1981.
- Онищук В.А. Организационные формы обучения // под ред. Ю. И. Малеванного. Киев, 1991.
- Орлов В.И. О методах обучения и проверки знаний, умений, навыков учащихся : Учеб. пособие для педфака и преподавателей. // В. И. Орлов, Моск.кооп.ин-т. М.: [Б.И.], 1975.-96с.
- Осипова М. П,. Качановская Н. И Активизация познавательной деятельности младших школьников: Книга для учителя. —Минск: Народная света, 1987. 109с.
- Особенности формирования активности субъекта в познавательной деятельности и поведении: Межвуз. сб. науч. тр. // Редкол.: У. В. Ульянкова и др. Горький: ГГПИ, 1986. -116с.
- Охрана и рациональное использование природных ресурсов: Межвуз. сб. науч. тр. // Петрозавод.гос.ун-т им. О.В.Куусинска- Редкол.: Л. Д. Музалева (отв.ред.) и др. -Петрозаводск: ПГУ, 1984. 100с.
- Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов // под ред. Ю. К. Бабанского. М.: Просвещение, 1983. — 608с.
- Пискунов А.И. Методология педагогических исследований. -М., 1980.
- Подласый И.П. Педагогика: Учеб. пособие для студентов высших пед. учеб. заведений. М.: Просвещение: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 1996. — 432с.
- Подолян В.Я. Методологические основы медицинской географии. Л., 1983.
- Пономарева И.Н. Общая экология. М., 1975.-162с.
- Погорелова Н.А. Формирование познавательных нтересов младших школьников в процессе изучения природоведения.-Свердловск: СПИ, 1983.-57с.
- Познавательная активность в системе процессов памяти // Н. И. Чуприкова, А. Н. Шмычкова, А. В. Манджгаладзе и др.- под.ред. Н.И.Чуприковой- НИИ общ. и пед. психологии АПН СССР. М.: Педагогика, 1989. — 188с.
- Познавательная активность личности: сб. науч. тр. // Ульянов. гос. пед. ин-т им. И.Н.Ульянова- отв.ред.В. М. Соловьев. Ульяновск: УГЛИ, 1985. — 128с.
- Познавательная активность в системе процессов памяти. // Н. И. Чуприкова, А. Н. Шлычкова. Под ред. Н. И. Чуприковой: НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР М.: Педагогика, 1989- 188 с.
- Познавательная деятельность личности: Сб. науч. тр. // Ульянов.пед.инст. им И.Н.Ульянова- отв.ред. В. М. Соловьев. — Ульяновск: УГПИ, 1985 128с.
- Познавательные процессы и способности в обучении // В. Д. Шадриков и др.- Под ред. В. Д. Шадрикова. М.: Просвещение, 1990. — 141с.
- Познавательные процессы: теория, эксперименты, практика. Ярославль. ЯРГУ, 1990 — 147 с.
- Познавательные процессы: ощущения, восприятие: Сб. ст. // НИИ общ. и пед. псих. АПН СССР- под ред. А. В. Запорожца и др. М.: Педагогика, 1982. — 336 с.
- Познавательные процессы. Тарту, ТГУ, 1954.-170с.
- Познание продолжается: Для среднего и старшего школьного возраста. М.: Просвещение, 1970.-110с.
- Проблемы образования в области окружающей среды (Материалы Межправительственной конференции по образованию в области окружающей среды 14−28 октября 1977 г., Тбилиси). М., 1979.
- Природа вокруг нас: Очерки, статьи, репортажи, заметки // Составитель: А. З. Дидова.- Под.ред. Е. Н. Кондратюка. Донецк: Донбасс, 1978.- 150с.
- Природа, её охрана и рациональное использование: Материалы Третьей Иркутской обл. науч.-практ. конф. по охране и рациональному использованию природных ресурсов.// Отв.ред. С. А. Меркурьев. Иркутск. Вост.-Сиб.кн.изд-во, 1974. — 199с.
- Природа и закон // Ю. С. Шемшученко, В.И.АндреЙцев, В. В. Костицкий, П. Ф. Кулиннич. Киев: Политиздат Украины, 1991.- 192с.
- Природа и люди: Сборник статей // Всерос. о-во охраны природы, Сарат.обл.совет- Под.науч.ред., с предисл. и заключ. доц. В. И. Горцева. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1976. — 240с.
- Природа и труд: Природоохранит. воспитание учащихся в процессе обучения географии и биологии // Г. И. Гордиенко,
- В.Л.Крутиков, В. П. Чижова, А. А. Шибанов.- Под ред.проф. А. А. Шибанова. М.: Просвещение, 1977. — 128с.
- Природохранительное просвещение // К. П. Митрюшкин, Л. К. Шапошников, О. Г. Коровнина и др. М.: Знание, 1980. -175с.
- Природоохранное просвещение в системе подготовки студента к педагогической деятельности: Сб. ст. // Волгогр.пед.ин-т им. А. С. Серафимовича Волгоград: ВГПИ, 1979.-78с.
- Природоохранное воспитание и образование: Сб.ст. // Редкол.:А. Г. Воронов и др. М.: Изд-во МГУ, 1983. — 131с.
- Природопользование: географические аспекты. // Отв.ред. Ю. К. Ефремов, С. Л. Вендров. М.: Мысль, 1978. -214с.
- Природопользование: учебник для вузов // Под ред. Э. А. Арустамова. М.: ИД «Дашков и К», 1999. — 252с.
- Природопользование и география: Сб. науч. тр. // Отв.ред. П. Я. Бакланов. Владивосток: ДВО АН СССР, 1989. — 159с.
- Природопользование и охрана среды в бассейне Байкала //
- A.В.Мартынов, С. В. Рященко, А. В. Елов и др. Новосибирск: Наука. Сиб. Отделение, 1990. -221с.
- Процессы познания в деятельности человека.: Сб. науч. тр. // Отв. ред. В. М. Соловьев. Ульяновск: УГПИ, 1988.-140 с.
- Проблемы коммуникативной и познавательной деятельности личности. Ульяновск, 1987.-122с.
- Психодиагностика: теория и практика. // Сб. науч. тр. М: Просвещение, 1988.-205с.
- Психология развивающейся личности // А. В. Петровский,
- B. В. Абраменкова и др.- НИИ общ. и пед. психологии АПН СССР. М.: Педагогика, 1987.-238 с.
- Психология познания в процессе обучения. Л.: ЛГПИ, 1981.- 123с.
- Практическая психология образования: Учеб. для высш. и сред. спец. учеб. завед. // Под ред. И. В. Дубровиной. М.: Сфера, 2000. — 526с.
- Радость познания: попул.энцикл. В 4-х т. // Пер. с англ., гл.ред. Дж.Митчелл. М.: Мир, 1984. — 263.
- Развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся и студентов. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1979. -119с. (вып. 1)
- Развитие познавательных возможностей школьников в условиях учебной деятельности. / Волгогр. Гос.пед.ин-т им. А. С. Серафимовича / Волгоград: ВГПИ, 1988 157с.
- Радько С.А. Формирование интереса к знаниям в процессе учебной деятельности Минск: Наука, 1978. — 21с.
- Райков Б.Е. Зоологические экскурсии. М.: Фирма «Топикал», 1994.-639с.
- Рогов Е. К. Психология познания. М.: ГИЦ «Владос», 1998.- 176 с.
- Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии СПБ: ЗАО изд-во «Питер», 1999. — 720с.
- Савина Ф.К. Формирование познавательного интереса в условиях реформы школы. -М.: Просвещение, 1988.- 231с.
- Славин А.В. Проблема возникновения новых знаний. М.: Наука, 1976.-294 с.
- Сластенин В. А., По дымова JI.C. Педагогика: инновационная деятельность. М.: «Магистр», 1977. — 224с.
- Скаткин М.Н. Методология и методика педагогического исследования. -М.: Педагогика, 1986. 150с.
- Скаткин М.Н. Школа и всестороннее развитие детей М.: Просвещение, 1980. — 144с.
- Совершенствование содержания образования в школе // А. М. Пашкало, М. И. Разумовская и др. под ред. И. Д. Зверева, М. П. Калинина. М.: Педагогика, 1985. — 272с.
- Солсо Роберт JI, Когнитивная психология М.: Тривола, 1996.-600с.
- Сосновикова Ю. С. Психологические состояния человека, их классификация и диагностика: Пос. для студ. и учит. -Горький: Изд-во Горьк. пед. ин-та, 1975. 118 с.
- Стоуне, Эдвард Психодиагностика М.: Педагогика, 1984 -178с.
- Структуры познавательной деятельности. Владимир. 1975. — 129 с.
- Структуры познавательной деятельности.// Отв. ред. Ивашкин B.C. Владимир, 1989.-131с.
- Структуры познавательной деятельности: Сб. науч. тр. // Владимир: ВГПИ, 1975. 148 с.
- Суравегина И.Г. Здоровье человека и окружающей среды: Учеб. пособие // Величковский Б. Т., Кирпичев В. И. М.: Новая школа, 1997. — 240с.
- Суравегина И.Г. Охрана природы в школьном курсе биологии. М.: Просвещение, 1997.-240с.
- Суравегина И.Г. Экологическое образование школьников во внеклассной работе: Пособие для учителей. — М.: Просвещение, 1984.-159с.
- Тармаев Г. А. Проблемы развития общеобразовательной средней школы. Иркутск: Б.И., 1978. — 103с.
- Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. 3-е изд. — М.: Академия, 1999. — 288с.
- Теоретическая проблема управления познавательной деятельностью.// Редкол: Н. Ф. Талызина. М.: Изд-во МГУ, 1978.- 62 с.
- Торндайк Э. Бихевиоризм. М.: ACT, 1998. — 703с.
- Требования к знаниям и умениям школьников: дидактико-методический анализ // Н. С. Бачманова, Т. Л. Коган и др.- под ред. А.А.Кузнецова-М.: Педагогика, 1987. 172с.
- Турбовксий Я.С. Методологические аспекты развития педагогической науки в современных условиях М., 1980.-114с.
- Усвоение знаний и развитие учащихся в процессе обучения в 4−5 классах: Сб. науч. тр. // НИИ общ. пед. АПН СССР- науч. ред и сост. М. В. Зверева. М.: НИИ общ. Пед., 1978. — 94с.
- Усова А.В. Методологические проблемы современной педагогической науки и практики.-М.: Политиздат, 1988.-295с.
- Ушинский К.Д. Педагогика. М.: Просвещение, 1990.-207с.
- Федорова В.Н. Активизация познавательной деятельности учащихся при обучении биологии (опыт учителей школ РФ): Сб.ст. М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1963.- 136 с.
- Фролов П.Т. Системный подход в воспитании и обучении школьников Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1979. -191с.
- Философский энциклопедический словарь. М.: ИНФРА, 1998.-576 с.
- Философия и экология. М.: Мысль, 1993.-313с.
- Формирование мотивации учебной деятельности учащихся: Межвуз. сб. науч. тр.// В. Г. Леонтьев (отв. ред). Новосибирск: НГПИ, 1985.- 134с.
- Хамблин, Дуглас Формирование учебных навыков: пер. с англ. // [авт.предисл. М.В.Кларан]. М.: Педагогика, 1986. -160с.
- Харламов Ф.И. Как активизировать учение школьника / изд. 2, доп. и перераб./ Минск, «Народное асвета», 1975.
- Харламов Ф.И. Педагогика: Курс лекций, — Минск, изд-во БГУ, 1979.-462с.
- Черкасов В.А. Оптимизация методов и приемов обучения в общеобразовательной школе. Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 1985.- 198с.
- Чирков В.И. Мотивация учебной деятельности: Учебное пособие // Яр.гос.ун-т Ярославль: ЯрГУ, 1991. — 51с.
- Шамова Т.И. Активное учение школьников: Пособие для учит. М.: НИИ школ ПП РСФСР, 1976. — 160с.
- Шамова Т.И. Активизация учения школьников М.: Педагогика, 1982. — 209с.
- Шамова Т.И. Формирование познавательный способностей школьников в процессе усвоения системы ведущих знаний и способов деятельности. -М.: Просвещение, 1975. 128с.
- Шадриков В.Д. Познавательные процессы и способности в обучении-М.: Просвещение, 1990. 183с.
- Шацкий С.Т. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1980. -414с.
- Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе: Учебное пособие для педагогических институтов. М.: Просвещение, 1979.-160 с.
- Щукина Г. И. Педагогическая проблема формирования познавательного интереса учащихся // АПН СССР. М.: Педагогика, 1998. — 203, 2. с.
- Щукина Г. И. Проблема познавательного процесса в педагогике. М.: Педагогика, 1971. — 351 с.
- Щукина Г. И. Роль деятельности в учебном процессе: книга для учителя. -М.: Просвещение, 1986. 142, 2. с.
- Щукина Г. И. Педагогика школы М.: Просвещение, 1977. -383с.
- Экологическая проблема: Что происходит? Кто виноват и что делать?: Учебное пособие // Ю. М. Арский, В.И.Данилов-Данильян, М. Ч. Залиханов и др. М.: изд-во МНЭПУ, 1997. -332с.
- Экологические проблемы в условиях перестройки. // Отв.ред.: И. Б. Новик, А. Н, Фомичев. М.: ВНИИСЧ, 1991 -93с.
- Экологические проблемы Байкала и республики Бурятия (материалы из заседания круглого стола «Байкал- памятник мирового природного наследия в рамках дней Бурятии в Москве). // Под. ред В. Е. Гулгонова, Н. Г, Бабальского. М.: РЭФИА, 1996.-215с.
- Экологическое образование и воспитание при подготовке учителя: Сб.науч.тр. // Волгогр.гос.пед.ин-т им. А.С.Серафимовича- Редкол.:С. Н. Глазачев (отв.ред.) и др. -Волгоград: ВГПИ, 1983. 128с.
- Экологическое и эстетическое воспитание школьников // И. Д. Зверев, Л. П. Печко, А. П. Сидельковский и др.- под.ред. Л. П. Печко. — М.: Педагогика, 1984. 135с.
- Экологическое образование и воспитание: метод.рекомендации. Улан-Удэ: 1990. — 29с.
- Экологическое образование школьников // А. Н. Захлебный, И. Д. Зверев, Е. М. Кудрявцева и др. под ред. И. Д. Зверева, Т. И. Суравегиной. М.: Педагогика, 1983. — 160с.
- Экология: Учеб. для техн.вузов. // Л. И. Цветкова, М. И. Алексеев, Б. П. Усаков и др.- под ред. Л. И. Цветковой. М.: АСВ, 1999.-488с.
- Экология и охрана окружающей среды: толковый терминологический словарь // С. М. Вишнякова, Г. А. Вишняков, Б. И. Алешукин, Н. Г. Ючарова. М.: ИД «Всемирный следопыт», 1998. — 320с.
- Экология России: Хрестоматия. // Сост. В. Н. Кузнецов. -М.: АО «МДС», 1996. 320с.
- Энгельс, Фридрих Диалектика природы // Ин-т марксизма-ленинизма при ЦК КПСС. М.: Политиздат, 1987 — 349с.
- Яковлев Н.М., Сохор A.M. Методика и технология урока в школе: в помощь начинающему учителю, 3-е изд.перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1985. — 208с.
- Яншин Я. Л. Мелуа А.И. Уроки экологических просчетов. М.: Мысль, 1991.-429с.
- Далай -лама XIV, Тензцин Гьяцо. Жизнь на Земле. М., 1996
- Abram D. A More Than — Human World/ An Invitation to Environmental Philosophy.
- Darvin Ch/ The Descent of man.
- Ролстон X. Существует ли экологическая этика?