Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Педагогика общей заботы

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В данной воспитательной системе используются разнообразные формы, методы, приемы обучения и воспитания: общественный смотр званий, уроки творчества, деловые и ролевые игры, конференции и брифинги, дидактические сказки, «Робинзонада», КВН и т. д. Это позволяет ученикам реализовать различные способности. Важнейшим условием воспитания в этой системе выступает совокупность воспитательных отношений… Читать ещё >

Педагогика общей заботы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Идея общей заботы была выдвинута ленинградским ученым И. П. Ивановым в конце 50-х гг. XX в. Концептуальную основу педагогической системы И. П. Иванова составляет совокупность гуманистических идей построения учебно-воспитательного процесса школы как целостного и комплексного явления, обеспечивающего единство развития мировоззренческой, эмоционально-волевой и действенно-практической сторон личности, системную взаимосвязь духовно-нравственного, трудового, физического, умственного и эстетического воспитания личности.

Понятие «забота», впервые введенное И. П. Ивановым в качестве педагогической категории, является в его учении основной духовно-нравственной категорией воспитания. Она выступает как педагогическая цель-ценность, формирующаяся в воспитательной системе, и как фактор, объединяющий людей на уровне субъект-субъектных отношений и ставящий каждого в активную позицию в самовоспитании.

В педагогике общей заботы учитываются такие идеи коллективного творческого воспитания, как коллективная организация деятельности, коллективное творчество, коллективное целеполагание, создание ситуаций-образцов, эмоциональное насыщение жизни коллектива, общественная направленность деятельности коллектива.

Воспитательная система общей заботы предполагает систему коллективных творческих дел. Коллективное творческое дело — ее главный методический инструмент, который складывается из совокупности приемов, действий, выстроенных в определенной последовательности. В организации коллективной творческой деятельности отмечаются несколько этапов:

  • · предварительная работа воспитателей;
  • · коллективное планирование; коллективная подготовка;
  • · проведение;
  • · коллективное подведение итогов;
  • · ближайшее последействие.

Одной из наиболее важных характеристик воспитательной системы, построенной на основе идеи общей заботы, является соуправление и самоуправление. Здесь главное — не органы самоуправления, а деятельность, направленная на совершенствование жизни коллектива. Каждый коллектив конкретной школы сам определяет, какие органы самоуправления ему нужны. Есть органы постоянные, есть временные, есть и такие, которые создаются для подготовки и проведения только одного дела. При этом их состав постоянно обновляется, а сами органы самоуправления достаточно гибки и подвижны. Самоуправленческая деятельность может осуществляться в таких видах, как участие в планировании, разработке, проведении и анализе ключевых дел школьного коллектива; участие в работе педсовета; работа в постоянных и временных органах самоуправления; выполнение коллективных, групповых и индивидуальных поручений; дежурство по школе, классу, спецпосту; деятельность советов классов; деятельность дежурных командиров; участие в работе лагерных сборов и др.

В данной воспитательной системе используются разнообразные формы, методы, приемы обучения и воспитания: общественный смотр званий, уроки творчества, деловые и ролевые игры, конференции и брифинги, дидактические сказки, «Робинзонада», КВН и т. д. Это позволяет ученикам реализовать различные способности. Важнейшим условием воспитания в этой системе выступает совокупность воспитательных отношений: реальных (общая забота) и духовных (товарищеское уважение и товарищеская требовательность).

Идея общей заботы перекликается с идеями Л. Кольберга. Методика коллективного воспитания строилась первоначально как чисто воспитательная, вне учебного процесса, вне официальной структуры школы. Однако впоследствии многие школы, например средняя школа № 825 г. Москвы, средняя школа № 51 г. Рязани стали с успехом использовать ее и в процессе обучения. В таблице № 2 показаны примеры организации воспитательного процесса в Рязанской средней общеобразовательной школе № 51.

Таблица 2.

Инноватика в организации воспитательного процесса в МОУ № 51 г. Рязани.

Создание своей педагогической системы на основе концепции И. П. Иванова «Педагогика общей заботы» .

Проведение Всероссийских научно-практических конференций, сборов-содружеств. Сотрудничество с городами России и ближнего зарубежья.

Организация ежегодных выездных лагерных сборов учащихся 5 — 11 классов.

Федеральная экспериментальная площадка по реализации проекта «Педагогика общей заботы — основа создания воспитательного пространства в микрорайоне школы.

Деятельность школьных разновозрастных организации «Единство» и «RАЙon» .

Институт освобожденных воспитателей;

Модель управления и самоуправления образовательным пространством школы.

Роль родителей в организации инновационных процессов в школе;

Программа сотрудничества с Шереметьево-Песочинским детским домом.

Программа правового просвещения участников УВК по проблеме реализации прав человека.

Деятельность учащихся школы в школьных советах разных уровней.

Система общешкольных коллективных творческих дел.

Совет православных родителей.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой