Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Наглядные методы. 
Методика профессионального обучения

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Творческие упражнения. Выполняя упражнения такого типа, учащиеся используют полученные знания и умения в различных комбинациях, учатся самостоятельно находить оригинальные решения поставленных задач, способы действия, приобретают умения решать субъективно новые для них проблемы познавательного и практического характера. Важнейшим из органов чувств, с помощью которого человек воспринимает… Читать ещё >

Наглядные методы. Методика профессионального обучения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Важнейшим из органов чувств, с помощью которого человек воспринимает окружающую действительность, является зрение. Ученые установили, что через органы зрения в мозг поступает от 80 до 90% информации из окружающего мира. До 80% всех рабочих операций осуществляется под зрительным контролем.

Все это определяет необходимость умелого включения в процесс восприятия средств обучения, связанных с органами зрения, прежде всего средств наглядности.

Все средства наглядности, используемые в процессе обучения общетехническим и специальным предметам, можно условно разделить на натуральные (инструменты, приборы, детали и узлы оборудования, образцы материалов, изделий и т. п.) и изобразительные (плакаты, модели, макеты, схемы, кинои видеофильмы, слайды, кодопроекции, изображения на дисплее компьютера (мультимедиа и др.).

Используя средства наглядности в учебном процессе, нужно исходить из дидактического правила о том, что использование средств наглядности не цель, а средство достижения цели.

Эффективным методическим приемом, повышающим качество использования средств наглядности, является установка на контроль. С этой целью перед самостоятельной работой с наглядными пособиями учащимся сообщают вопросы, по которым будут подводиться итоги демонстрации или самостоятельной работы, выдаются специальные задания на опознание, выделение, сравнение, обоснование, которые учащиеся выполняют на основе анализа увиденного.

Практические методы

Одним из основных практических методов являются упражнения. Основная цель упражнений, проводимых в процессе изучения общетехнических и специальных предметов, — формирование у учащихся умений практического использования полученных знаний. Упражнения являются также эффективным способом закрепления и совершенствования знаний и умений учащихся.

Все разнообразие упражнений можно свести к трем основным типам: репродуктивные, творческие, поисковые. Выделение этих типов упражнений носит в известной степени условный характер, ибо в любом упражнении имеют место и репродуктивные, и продуктивные компоненты.

Репродуктивные упражнения. Существенным их признаком является ограниченность заданного содержания области применения знаний. Это в основном задачи на выделение, понимание и выражение содержания, понятого в заданном объекте.

Одним из характерных типов таких упражнений является изучение устройства оборудования, материалов, инструментов, приспособлений и т. п., проводимых в форме выполнения письменных заданий, когда учащийся по рисунку (схеме) изображенного предмета (общего вида станка, механизма, прибора, аппарата) должен указать назначение, название, расположение отдельных его узлов, деталей и т. п. Типичным видом репродуктивных упражнений является разбор и выполнение чертежей, схем, графиков, диаграмм и т. п. При этом важно так организовать познавательную деятельность учащихся, чтобы, во-первых, форма не закрывала существа изучаемого, и, во-вторых, каждое упражнение несло определенную мыслительную нагрузку.

Для специальных предметов типичными являются упражнения по изучению технической документации — паспортов станков, технологических карт обработки, ремонта и т. п.

Творческие упражнения. Выполняя упражнения такого типа, учащиеся используют полученные знания и умения в различных комбинациях, учатся самостоятельно находить оригинальные решения поставленных задач, способы действия, приобретают умения решать субъективно новые для них проблемы познавательного и практического характера.

Такие умения формируются, в частности, при проведении упражнений по систематизации. При этом учащиеся мысленно распределяют изучаемые предметы, явления, свойства, способы и т. п. по группам и подгруппам, производят их классификацию, сравнение в зависимости от родовидовых признаков.

Одним из типичных творческих упражнений является решение продуктивных задач:

  • — на выбор (инструментов, приспособлений, способов обработки, настройки и т. п.);
  • — на сравнение и оценку (способов выполнения работ, эффективности применения инструментов, приспособлений, процессов);
  • — на определение зависимостей (свойств, технических требований, связей между явлениями и т. п.);
  • — на объяснение различных технических явлений и процессов.

При изучении специальных предметов большое применение находят упражнения по планированию (проектированию) технологических процессов обработки, изготовления, ремонта, сборки, наладки, регулировки и т. п. Основная дидактическая цель таких упражнений — формирование у обучающихся прежде всего обобщенных умений технологического планирования (подхода, основных принципов, типовых алгоритмов действия, способов самопроверки), используя которые, они смогут уверенно разрабатывать конкретные технологические процессы.

Характерный вид упражнений этого типа — составление принципиальных схем изучаемых машин, механизмов, установок и т. п.

Поисковые упражнения — это тоже упражнения на творческое применение полученных знаний и умений, но проводимые на более высоком уровне мыслительной активности учащихся. Выделяют следующие виды поисковых упражнений, характерных для общетехнических и специальных предметов.

Диагностические упражнения. Основная дидактическая сущность этих упражнений — развитие диагностических компонентов технического мышления учащихся. Они проводятся в несколько этапов. На первом этапе учащиеся определяют виды дефектов, неполадок, неисправностей с применением коллекций дефектов, таблиц типичных неисправностей, карточек-заданий и т. п. Второй этап — решение прогностических задач с целью формирования у обучающихся умений ориентироваться в ситуациях типа: «что будет, если…», «к чему приведет. .» и т. п. Последний этап обучения диагнозу — упражнения учащихся в поисках неисправностей, т. е. решения собственно диагностических задач. Эти упражнения эффективно проводить с применением алгоритмов поиска неисправностей и тренажеров.

К поисковым упражнениям можно отнести конструкторские. Они обычно проводятся в определенной системе, предполагающей постепенное повышение уровня самостоятельности и технического мышления учащихся:

  • — решение задач по внесению изменений в конструкцию;
  • — решение задач на восполнение в конструкции недостающего звена;
  • — проектирование конструкции по ее схеме;
  • — самостоятельное конструирование объекта по общей идее и заданным техническим требованиям.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой