педагогический речевой монологический недоразвитие Умение общаться с взрослыми и сверстниками — это непременное условие всестороннего развития ребенка. Целью работы было обследование связной речи детей 6 лет с ОНР. Опираясь на исследования современных ученых, можно сделать вывод, что речь детей с ОНР еще значительно отличается от связной речи детей с нормальным развитием.
Задача современного логопеда состоит в том, чтобы вовремя выявить и работать над формированием связной речи.
При проведении занятий по формированию связной речи перед логопедом стоят следующие задачи:
- — продолжать закреплять и развивать навыки речевого общения, речевой коммуникации;
- — работать над формированием навыков построения связных монологических высказываний;
- — развивать навыки контроля и самоконтроля за построением связных высказываний;
- — целенаправленно воздействовать на активизацию психических процессов: восприятие, память, воображение, мыслительные процессы, тесно связанные с формированием устного речевого сообщения.
Осуществление указанных специальных задач связано с общими задачами познавательного развития детей нравственного и эстетического воспитания, творческого развития личности.
Работа по формированию связной грамматически правильной речи основывается на общих принципах логопедического воздействия, разработанных в отечественной специальной педагогике. Ведущими из них являются:
- — принцип опоры на развитие речи в онтогенезе с учетом общих закономерностей формирования разных компонентов речевой системы в период дошкольного детства в норме;
- — овладение основными закономерностями грамматического строя языка на основе формирования языковых обобщений и противопоставлений;
- — осуществление тесной взаимосвязи в работе над различными сторонами речи — грамматическим строем, словарем, звукопроизношением др.
Работа по формированию связной речи строится также в соответствии с общедидактическими принципами.
Существенными задачами, стоящими перед логопедом при обучении детей грамматически правильной связной речи, являются:
- — коррекционное формирование у них нужных языковых (морфолого-синтаксических, лексических) средств построения связных высказываний;
- — усвоение норм смысловой и синтаксической связи между предложениями в составе текста и соответствующих языковых средств ее выражения;
- — формирование речевой практики как основы практического усвоения элементарных закономерностей языка, освоения языка как средства общения.
Целенаправленное обучение детей с ОНР рассказыванию позволяет детям овладеть языковыми средствами, на основе которых возможно построение связных, законченных высказываний. Дети овладевают навыками составления рассказа по наглядной опоре, рассказа по аналогии, т. е. тех видов монологических высказываний, которые наряду с пересказом составляют основу овладения знаниями в период начального обучения в школе.
Опираясь на исследования педагогов и ученых, можно сделать вывод о том, что обучение детей с ОНР рассказыванию развивает связную речь детей, имеющее большое значение для общение со сверстниками и взрослыми. Представленные занятия во второй главе могут применяться педагогами и логопедами на занятиях по обучению связной речи детей с ОНР.