Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Диалог на уроках русского языка в 5-7 классах как средство активизации деятельности учащихся и развития их речи

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Проблема организации диалога на уроках является одной из актуальных в современной методике преподавания русского языка, особенно диалога с учащимися, характеризующими особенности русского языка и вырабатывающими ценностные ориентиры в отношении к языку как национальному достоянию. Овладение умением вести учебный диалог — необходимое условие активизации познавательной деятельности учащихся… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДИАЛОГА СО
  • ШКОЛЬНИКАМИ
    • 1. Родной язык как объективная ценность
    • 2. Психолого-педягогические и методические особенности диалога как метода обучения
    • 3. Развивающие функции диалога при коммуникативном обучении
  • Выводы по I главе
  • ГЛАВА II. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ К ДИАЛОГУ СО ШКОЛЬНИКАМИ IIA УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
    • 1. Анализ школьных программ
    • 2. Анализ учебников для общеобразовательных учреждений с целью определения объема содержания в них материала для проведения у роков-диалогов
    • 3. Организация и результаты констатирующего эксперимента по проблеме исследования
  • Выводы по II главе
  • ГЛАВА III. ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНОЙ ЯЗЫКОВОЙ КАРТИНЫ НА УРОКАХ-ДИАЛОГАХ
    • 1. Программа опытного обучения на уроках-диалогах в 5 — 7 классах. Формируемые знания и умения
    • 2. Уроки-дналоги в 5 — 7 классах. Опытное обучение
    • 3. Результаты опытного обучения
  • Выводы по III главе

Диалог на уроках русского языка в 5-7 классах как средство активизации деятельности учащихся и развития их речи (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Проблема организации диалога на уроках является одной из актуальных в современной методике преподавания русского языка, особенно диалога с учащимися, характеризующими особенности русского языка и вырабатывающими ценностные ориентиры в отношении к языку как национальному достоянию. Овладение умением вести учебный диалог — необходимое условие активизации познавательной деятельности учащихся и развития их коммуникативных способностей. Это особенно важно для среднего подросткового возраста. Учёные-психологи, исследовавшие проблему личности (Л.И.Божович, Л. С. Выготский, Л. А. Леонтьев, В. Н. Мясищев, А.В. и В. А. Петровские, С. Л. Рубинштейн и др.), главными мотивами учебной деятельности в этом возрасте считают коммуникацию, самопознание и самореализацию. Проблема развития личности также связана с такими особенностями (свойствами), как активность, самостоятельность, наличие своей позиции, способность нести ответственность за свою точку зрения и отстаивать её. Развитие этих свойств проявляется в умениях, необходимых для полноценного диалогического общения, как-то: быстро и правильно ориентироваться в условиях диалогической речипланировать своё высказывание, сообразно целям и условиям, времени и ситуацииверно выбирать содержание акта общениянаходить соответствующие средства (речевые или знаковые) для передачи этого содержанияобеспечивать обратную связь.

Обучение коммуникативному умению вести диалог на научную и публицистическую тему чрезвычайно важно для становления личности подростка (5−7 класс). При правильной организации диалог в курсе школьного языковедения является условием обогащения учащихся лингвистическими знаниями широкого диапазона, освоения ими научной терминологии, выработки языкового эталона, раскрепощения внутренней речи ребёнка, так как именно на уроках русского языка «формируется мышление, развивается чувство любви к родному языку, осмысливаются общечеловеческие ценности, воспитывается личность, с помощью языка происходит интеллектуальное развитие ребёнка, усвоение всех других учебных дисциплин». [86.3] При этом речь идёт не о 100%-ной диалогизации существующей системы изучения языка, а об органичном введении уроков-диалогов в обучение русскому языку, т. е. максимальном использовании ныне действующих программ и качественных преобразованиях содержания, обеспечивающего представления учащихся о языке и речи. В этой связи мы рассматриваем разные виды диалогов, их использование в школьной практике, в первую очередь на уроках русского языка.

Традиция диалогового обучения сложилась в культурно-исторической концепции развития общества (в разное время формировались дидактический диалог классической Греции, диалектика как техника школьного диспута средневековья, диалог равноправных собеседников эпохи Возрождения, интерес к диалогу как одному из главных компонентов мыслительной деятельности учащихся на уроке в русской методической науке: Н. Ф. Кошанский, Ф. И. Буслаев, И. А. Бодуэн де Куртене, Л. Н. Толстой, К.Д.Ушинский). Однако она была незаслуженно забыта. Утилитарно-прагматический подход к преподаванию русского языка в школе привёл к недооценке метода диалога в учебном процессе, обеднил цели и задачи учителя-словесника, свёл их к овладению нормами устной и письменной речи, особенно правописными, с опорой только на механическую память, с преобладанием формального подхода в изучении языка. В. В. Давыдов, анализируя психологические и педагогические исследования последних десятилетий в отечественной науке, писал, что существующая система народного образования не обеспечивает должного развития детей, подростков и юношей[83- 3, 512]. Одним из главных положений концепции обновления современного образования является установка на то, чтобы образование было связано с интеллектуальным, нравственным и физическим развитием детей. Решение этих задач предполагает существенное изменение содержания и методов образования. Задача современной школы состоит не только в том, чтобы дать учащимся ту или иную сумму знаний, но и активизировать их познавательную деятельность, а также развить их мышление и речь.

В ходе анализа научной литературы было установлено, что в настоящее «ремя диалогом занимаются исследователи различных областей научного знания: философии, психологии, лингвистики, психолингвистики, методики, неориторики и др. В нашей работе мы рассматриваем диалог и как широкое коммуникативное явление, которое исследуют психологи (В.В. Андриевская, Г. Я. Буш, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. Б. Добрович, Е. Ю. Комиссарова, С Ю. Курганов, А. Н. Леонтьев, Е. И. Машбиц, С. Л. Рябцева, Г. А. Цу-керман, Л. П. Якубинский и др.), дидакты и методисты (В.И. Аннушкин, А.Р.

Балаян, О. Г. Дзюбенко, Н. Н. Кохтев, Т. Л. Ладыженская, И. Я. Лернер, М. Р. Львов, A.M. Матюшкин, А. К. Михальская, З. С. Смелкова, А. К. Соловьёва, О. И. Шаройко и др.).

Духовному совершенствованию и интеллектуальному развитию учащихся поможет диалог о русском языке, направленный на постижение глубины национальной культуры. Целенаправленный диалог с учащимися, позволяющий выстроить характеристику языка, способствует формированию ценностных установок, мировоззренческих представлений, выработке у школьников своей позиции в отношении родного языка. Задача современной школы состоит не только в том, чтобы дать учащимся ту или иную сумму знаний, но и активизировать их познавательную деятельность, развить их мышление и речь, в том числе и во время диалога. Именно в процессе диалога формируется мысль, уточняются различные позиции, происходит преобразование сознания коммуникантов-оппонентов (Г.Я.Буш, Л. С. Выготский, Г. Г. Городилова, В. В. Давыдов, Н. Д. Десяева, А. П. Еремеева, С. Ю. Курганов, З. И. Курцева, Т. А. Ладыженская, А. Н. Леонтьев, М. Р. Львов, А. К. Михальская, Т. В. Напольнова, Т. М. Пахнова, З. С. Смелкова, М. Б. Успенский, Л. А. Ходякова, Л.П.Якубинский). Очевидно, что продуктивная коммуникация возникает на основе эмоционально значимых ценностных представлений учащихся о явлениях окружающего мира, например, осознания языковой картины мира, которая включает русский родной язык.

Значимость языка как важнейшего условия развития человеческой цивилизации подчёркивали многие учёные: лингвисты и методисты (М.В. Ломоносов, И. И. Срезневский, Ф. И. Буслаев, К. Д. Ушинский, А. А. Потебня, JI.B. Щерба, В. В. Виноградов, М. М. Бахтин, Д. С. Лихачёв, В. Г. Костомаров, Н. М. Шанский, М. Т. Баранов, Л. И. Скворцов, И. А. Стернин, Е. М. Верещагин и др.) — Исследователи языка дают теоретическое обоснование культурной ценности не только языка вообще, но более всего национального языка, подчёркивая его роль в формировании общественного сознания и национального самосознания носителей. Так, И. А. Стернин отмечает, что родной язык — это основная форма выражения национального самосознания. Без родного языка.

4 жизнь нации невозможна, так как в языке сконцентрированы традиции и f нормы всей лингвокультурной общности, под которой разумеется единство народа, языка и культуры [291, 181]. Точка зрения на исключительную роль родного языка для его носителей характерна для отечественной педагогической традиции. В настоящее время — время социальных перемен — она находит своё отражение в ряде научных работ (А.Д. Дейкиной, Т. К. Донскаой, Л. И. Скворцова, В. М. Шаклеина и др.). «Язык является органической частью индивидуальной культуры человека, — полагает А. Д. Дейкина. — Обсуждение различных вопросов лингвистики при формировании у учащихся взгляда на родной язык может обеспечить стойкие, уточнённые в коллективном споре убеждения — наряду с языковыми знаниями и речевыми умениями» [87, 3]. В силу этого обстоятельства русский язык как школьный предмет имеет огромное значение для формирования личности школьника, его ценностных ори-ентаций.

Целенаправленный, систематический диалог с учащимися, позволяющий выстроить характеристику языка, способствует формированию ценностных установок, мировоззренческих представлений, выработке у учащихся своей позиции в отношении родного языка.

Учебный диалог — это метод обучения, реализуемый на основе учебной ситуации в форме устной речи в процессе общения учителя с учениками, в ходе которого происходит обмен информацией, вырабатываются суждения и решаются учебные задачи. Безусловно, учебный диалог, происходящий на уроке в школе (школьный диалог), как и любой диалог, нельзя до конца спланировать. В этом его сложность и одновременно достоинство. Теоретической проблемой в методике преподавания русского языка является то, как учебный диалог активизирует деятельность детей, развивает их мышление и речь, приучает рассуждать логично, учит отстаивать свою точку зрения. При особом внимании к речевому общению мы не снимаем задач изучения системы языка, так как при свободном ведении диалога важно владение речью, в которой отражено понимание лингвистических закономерностей, демонстрируется правильный отбор языковых средств и даются терминологически точные учебно-научные формулировки понятий.

Недостаточная разработанность проблемы организации диалога «учитель-ученик», «ученик-учитель» в методике преподавания русского языка, низкий уровень знаний школьников мировоззренческого свойства, постоянно существующая задача активизации деятельности учащихся на уроке и формирования коммуникативно-речевых навыков, делающих комфортным вхождение ребенка в человеческое сообщество, в деловое партнерство, заставили нас обратиться к теме исследования.

Цель исследования состоит в создании методики диалогового обучения русскому языку учащихся 5−7 классов и экспериментальной проверке её эффективности на уроках русского языка в средней школе.

Объектом научного исследования является процесс диалогизации обучения и овладения школьниками приёмами активного участия в учебном диалоге о русском родном языке.

Предмет исследования: учебный диалог как один из методов активизации учебной деятельности школьников и развития их речи.

Гипотеза исследования. Организация учебного диалога на уроках рус* ского языка может существенно повлиять на коммуникативно-речевые умения учащихся и активизировать их деятельность, если:

— осуществить мировоззренческий подход в процессе учебного диалога о русском родном языке;

— сочетать работу над лингвистическим материалом с выполнением заданий по продуцированию учебного диалога.

Поставленные цель и гипотеза определили следующие задачи: Ф 1) изучить психолого-педагогическую, лингвистическую, методическую литературу по теме диссертационного исследования и сформулировать выводы;

2) проанализировать состояние школьного преподавания, программы, учебники, учебные пособия и дидактические материалы с позиции возможности организации и проведения учебного диалога о русском языке как средства активизации деятельности учащихся и развития их речи;

3) выявить специфику учебного диалога как речевого явления;

4) определить исходный уровень сформированности у учащихся средней школы коммуникативно-речевых умений, необходимых для участия в учебном диалоге о русском языке;

5) разработать программу опытного обучения;

6) разработать методику организации и проведения учебного диалога на уроках русского языка и проверить её эффективность.

При решении поставленных задач использовались следующие методы исследования:

1) теоретический анализ источников по теме исследования;

2) анализ школьных программ, учебников и учебных пособий со стороны наличия материалов для ведения учебного диалога о русском языке;

3) изучение учебного процесса и путей формирования у учащихся 5−7 классов коммуникативно-речевых умений в процессе школьного диалога;

4) проведение констатирующего эксперимента для выявления исходного уровня сформированности у школьников коммуникативно-речевых умений, необходимых для участия в учебном диалоге на лингвистические темы;

5) экспериментальная проверка разработанной методики;

6) анализ результатов, обобщение материалов, полученных в ходе эксперимента.

Теоретической основой диссертационного исследования явились положения о развитии личности школьника, изложенные в современных концепциях школьного образования, в научных трудах ведущих учёных и связанные с формированием лингвистического мировоззрения, ценностных ориентаций, активизацией познавательной деятельности и коммуникативно-речевым развитием учащихся.

Этапы исследования.

На первом этапе (1997 — 1998 г. г.) обосновывалась теоретическая база исследования, вырабатывались цель, задачи и гипотеза, определялись методы и приемы исследования, разрабатывались диагностические задания для учащихся, подбирался дидактический материал.

На втором этапе (1998 — 1999 г. г.) проводился констатирующий эксперимент среди учащихся 5−7 классов школы № 691 г. Москвы, а также анкетирование учителей — словесников из г. г. Москвы, Пскова, Оренбурга, Саранска, Сыктывкара. Уточнялись задачи экспериментального обучения, осуществлялся поиск приемов и средств, направленных на активизацию деятельности учащихся и развитие их речи в процессе школьного диалога о русском языке.

На третьем этапе (1999 — 2001 г. г.) осуществлялся обучающий эксперимент, совершенствование разработанной методики, обобщение результатов исследования, оформлялся текст диссертации.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1) систематизированы сведения об умениях, необходимых для полноценного диалогового общения, уровнях, на которых осуществляется контакт между партнёрами по диалогу, видах общения, коммуникативных барьерах;

2) соотнесены различные классификации диалогов;

3) дано определение школьного диалога как метода обучения, выявлены его интегративные особенности;

4) определены структура, динамика и содержание учебного диалога с учащимися 5−7 классов, способствующего активизации деятельности учащихся и развитию их речи;

5) установлены критерии оценки диалоговой культуры у школьников, не проходивших специального обучения, и возможность сс повышения в ходе целенаправленной работы.

Теоретическая значимость исследования определяется новизной и характером предпринятого исследования:

— дано понятие учебного диалога;

— обоснованы критерии отбора материала для обеспечения содержания уроков-диалогов;

— отобраны приёмы активизации деятельности учащихся и развития их речи на уроках — диалогах;

— конкретизированы коммуникативные умения учащихся, активизирующие их участие в диалоге (умение учитывать тему диалога как узкую и широкую, поддерживать или опровергать тезисы участников диалога, приводить необходимые аргументы или контраргументы и т. д.).

— определены пути использования текстов мировоззренческого содержания как источника активизации деятельности учащихся и развития их речи при организации диалога.

Практическая значимость исследования состоит в том, что:

1) разработана методика, позволяющая организовать систематическую работу по диалогизации школьного курса русского языка в 5 — 7 классах, основанная на коммуникативных умениях учащихся;

2) составлена и апробирована программа опытного обучения, учитывающая активизацию деятельности и развитие речи школьников;

3) определена дидактическая база диалогизации обучения русскому языку;

4) предложены учебно-дидактические материалы мировоззренческого содержания с вопросами и заданиями для учащихся, конспекты уроков-диалогов о языке, содержание и форма которых способствует активизации деятельности и развитию речи учащихся, и методический комментарий к ним.

Результаты исследования могут использоваться в программах и учебниках, в школьной практике, во внеклассной работе, в учсбно-мстодичсских рекомендациях для учителей, при обучении студентов-филологов.

Достоверность выводов и результатов исследования обеспечена опорой на достижения психологии, педагогики, лингвистики, методики преподавания русского языка и подтверждается материалами опроса учащихся и учителей, данными констатирующего эксперимента, проведённого в школах № 691 и № 764 г. Москвы, и результатами обучающего эксперимента.

Апробация работы. Основные результаты диссертационного исследования нашли отражение в 10 печатных работах, докладывались на заседаниях аспирантского объединения и кафедры методики преподавания русского языка МПГУ в 1997 — 2000 годах, на межвузовских научно-практических конференциях: «Современная ситуация и подготовка учителя русского языка в педвузе» (МПГУ, апрель 1997 г.), «Развитие устной и письменной речи учащихся на уроках русского языка в 5 — 9 и 10 — 11 классах и подготовка студентов педвузов к работе в школе» (МПГУ, апрель 1998 г.), «Творчество А. С. Пушкина как источник русской речи в школе» (МПГУ, май 1999 г.). Материалы исследования использовались учителями при подготовке уроков.

I* и внеклассных мероприятий, на школьной практике со студентами, в лекциях и на практических занятиях по методике преподавания русского языка на филологическом факультете МПГУ.

На защиту выносятся следующие положения:

1.Диалогизация обучения русскому языку способствует развитию личностных свойств учащихся: жизненной активности, познавательной самостоятельности, наличию собственной позиции в отношении к родному языку, спосооности нести ответственность за свою точку зрения и отстаивать ее.

2. Диалог на уроках русского языка является одним из средств активизации познавательной деятельности учащихся, в результате чего повышается интерес, развивается логическое мышление, возрастает коммуникабельность, успешнее проходит адаптация ученика к условиям обучения.

3. Учебный диалог, учитывающий программу и позволяющий привлечь более широкий лингвистический и культурологический материал, способствует эффективности формирования коммуникативно — речевых умений.

4. Целенаправленная и систематическая работа по организации и проведению учебного диалога мировоззренческого характера о русском языке спо-собствовует выработке школьниками ценностных представлений о родном языке.

Структура работы:

Диссертация состоит из введения: трёх глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

ВЫВОДЫ ПО 3 ГЛАВЕ.

1. В результате опытного обучения было определено содержание работы по диалогизации уроков русского языка в 5 — 7 классах: отработаны понятия и теоретические сведения, которые необходимы для формирования знаний учителя и учащихся об уроках-диалогах, и выявлены умения, которые требуется сформировать у школьников. Составлена программа опытного обучения, отражающая содержание работы на уроках-диалогах в связи изучением программного материала в 5−7 классах. Определены принципы работы над диалогизацией курса русского языка, подтверждена правильность отбора дидактического материала, используемого в процессе экспериментального обучения. Разработаны и Д пробированы уроки-диалоги, активизирующие: внимание школьникових интересмышлениеинициативу учащихсяэмоциональное отношение к теме диалогамежличностное общение «учительученик" — мотивацию учеников к участию в диалоге — и развивающие речь школьников. Проверена эффективность предложенной методики по проведению уроков-диалогов русского языка.

2. В ходе опытного обучения подтверждена целесообразность и необходимость привлечения учащихся 5−7 классов к участию учебном диалоге о русском (родном) языке мировоззренческого характера.

3. Экспериментально доказана эффективность выбранных направлений работы над уроками-диалогами в 5 — 7 классах: 1) обогащение учащихся содержательными представлениями мировоззренческого характера о родном языке и создание позитивного эмоционального отношения детей к лингвистическим знаниям- 2) формирование и совершенствование у школьников умений, необходимых для участия в учебном диалоге и 3) развитие познавательной активности и логического мышления учащихся.

4. Проведенное обучение подтверждает, что результативность урока-диалога о русском языке обеспечивается работой с материалами мыслителей языка на фоне внутри — и межпредметных связей.

5. Сравнение количественных и качественных результатов итогового эксперимента свидетельствует, что уровень знаний учащихся об уроках-диалогах значительно повысился: 80,6% учащихся правильно назвали отличительные признаки таких уроков (преимущественно устная форма общения с ученикаминаличие вопросов, требующих обсужденияотстаивание своей точки зрения («сгущение» своего видения проблемы") и т. д.), у 61,7% учащихся сформирован языковый механизм диалогового высказывания, у 83,4% учащихся сформированы диалоговые коммуникативные умения, 93% школьников экспериментальных классов заинтересованы в диалоговом режиме уроков.

6. Анализ промежуточных и контрольных срезов дает основание утверждать, что предложенная система работы над диалогизацией курса русского языка способствует активизации деятельности учащихся и развитию их речи. В экспериментальных классах учащиеся стали с большим интересом откликаться на обсуждение на уроках-диалогах тем мировоззренческого характера, связанных с родным языком. Высказывания детей о русском языке на таких уроках отличает осознанность и понимание. Отмечается также стремление детей к осознанному использованию в своей речи диалогических приемов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Настоящее исследование посвящено решению актуальной методической проблемы, связанной с активизацией деятельности учащихся и развитием их речи в процессе учебного диалога на уроках русского языка. Актуальность проведенного исследования обусловлена значимостью работы по организации учебного диалога о русском языке в увеличении объема знаний школьников о родном языке мировоззренческого свойства, в формировании коммуникативно-речевых навыков и в активизации учебной деятельности школьников.

Изучение теоретических источников, опрос учителей, анализ результатов диагностических срезовых работ, проведенных среди учащихся 5−9 классов, позволили выявить, что недооценка учебного диалога о русском родном языке или нерезультативность такого диалога обусловлена его сложностьюнеопределенностью места и роли учебного диалога лингвопублицистического содержания о богатстве русского языка и о других его ценностных свойствах в системе уроковприоритетом эмпирического подхода в методике проведения уроков-диалоговневыявленностью всех типов затруднений, возникающих у школьников и педагогов во время учебного диалога, и неразработанностью необходимой методики проведения уроков-диалогов применительно к 5 — 7 классам.

Это обусловило необходимость разработки методики проведения уроков-диалогов о русском родном языке мировоззренческого характера как средства активизации деятельности и развития речи учащихся 5−7 классов.

В качестве психолого-педагогической основы диалогового обучения учащихся 5−7 классов была выбрана позиция тех ученых, которые, во-первых, главным мотивом учебной деятельности в этом возрасте считают коммуникацию, самопознание и самореализацию, во-вторых, полагают, что развитие таких свойств личности, как то: активность, наличие своей позиции, самостоятельность, способность нести ответственность за свою точку зренияпроявляется в умении вести диалог, в-третьих, одну из главных задач современной школы видят в активизации познавательной деятельности учащихся и в развитии их мышления и речи, в том числе и во время диалога.

В результате исследования были получены данные об уровне сформированности навыков участия в диалоге на лингвистическую тему у учащихся 5 — 7 классов и профессиональных навыков ведения учебного диалога — у педагогов и выявлены затруднения, связанные с участием в диалоге — у школьников и сведением диалога — у учителей: 1) далеко не у всех учеников к моменту окончания изучения курса русского языка в средней школе сформирована культура устного выражения мысли в диалоге- 2) учащиеся не владеют содержательными представлениями мировоззренческого характера о русском языке- 3) школьники плохо знают или не знают совсем высказываний о родном языке деятелей национальной науки, культуры и литературы- 4) педагоги не владеют методикой проведения учебного диалога: неточно формулируют и переформулируют познавательные задачи, не владеют мастерством постановки проблемных вопросов, отказываются от выводов на каждом этапе урока. При этом 90% школьников имеют потребность и нуждаются в школьном диалоге о ценностных качествах русского языка, о его богатстве.

Опытно — экспериментальная работа по диалогизации курса русского языка в 5 — 7 классах представлена следующими направлениями: во-первых, работой по подготовке и привлечению школьников к участию в учебном диалоге о русском (родном) языке мировоззренческого характераво-вторых, активизацией познавательной деятельности учащихся, связанной с участием в уроках-диалогах о родном языкев-третьих, организацией работы, способствующей развитию речи учеников 5−7 классов вследствие участия в учебном диалоге на лингвистические темы.

Теоретическую базу работы по диалогизации курса русского языка составили понятия активизации деятельности учащихся: активизация внимания, интереса, мышления, инициативы, эмоционального отношения к обсуждаемой в диалоге теме, межличностного общения, мотивациии развития речи: выбор школьниками адекватных языковых форм для передачи своего отношения к теме диалога, учет типологических особенностей речевого высказывания, следование в диалоге нормам русского литературного языка (лексическим, грамматическим, орфоэпическим), формулирование тезиса высказывания по теме диалога, аргументация и контраргументация тезиса партнера по диалогу, формулирование вывода, учет стилистического аспекта речи (уместность, окрашенность, точность и т. п.), соблюдение этических норм речи и т. д.

В обучающем эксперименте, проведенном в 5 -7 классах школы № 4 г. Саранска, использование регионально ориентированного дидактического материала позволило осуществлять работу по формированию бережного и экологически грамотного отношения учащихся к родному (русскому) языку и способствовало выработке ценностных представлений у школьников о национальном языке.

На основании результатов проверки экспериментального обучения было выявлено, что уровень знаний учащихся об уроках-диалогах значительно повысился: более 80% учащихся 5−7 классов правильно назвали отличительные признаки таких уроков (в контрольных классах — 20%) — у 62% учащихся сформирован языковой механизм диалогового высказывания (в контрольных классах — 35,1% учащихся), у 83% учащихся сформированы диалоговые коммуникативные умения (в контрольных классах — 36,7% учащихся), 93% школьников заинтересованы в диалоговом режиме уроков (в контрольных классах — 68,5%), увеличилась сложность культуры от 5 к 7 классу на 54,2% (в контрольных классах — на 15,4%). Кроме того, возросло количество приемов активизации познавательной деятельности учащихся педагогом на уроке-диалоге — 90,9% (в контрольных классах 50%).

Таким образом, положительные результаты исследования доказывают эффективность предложенной методики по диалогизации курса русского языка в 5 — 7 классах, способствующей активизации познавательной деятельности учащихся, развитию их коммуникативно-речевых способностей, формированию положительного отношения к изучению родного языка и совершенствованию речевой культуры.

Проведенное исследование благотворно сказалось на развитии у школьников умений участвовать в учебном диалоге о русском языке, характеризовать его особенности и вырабатывать ценностные ориентиры в своем отношении к языку как к национальному достоянию. Работа над диалогизацией курса русского языка в 5 — 7 классах позволила не только совершенствовать речевые умения учащихся, но и активизировать их познавательную деятельность. Обращение к материалам мыслителей русского языка на уроках-диалогах способствовало постижению учащимися экспериментальных классов глубины и красоты русского языка.

Однако выполненная работа не исчерпывает всех проблем, связанных с проведением уроков-диалогов о русском языке. Перспективы исследования связаны с разработкой методики диалогизации некоторых лингвистических тем в 8 — 9 классах, с обучением учащихся 8−9 классов этике и эстетике диалогической учебно-научной речи, а также с разработкой спецкурса по методике преподавания русского языка, подготавливающих студентов — филологов к организации и проведению учебного диалога мировоззренческого характера о русском родном языке в 5 — 11 классах.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Активизация речевой деятельности в процессе преподавания иностранного языка Рязань, 1976.- 176с.
  2. Активизация учебной деятельности: Межвузовский сб. Куйбышев, 1986.- 368с.
  3. Активизация учебной деятельности: СБ. статей МГУ им. М. В. Ломоносова -М., 1982.- 215с.
  4. Активизация школьников в учебном процессе. -Тарту, 1983.128с.
  5. Активность личности в обучении: (Психолого-педагогический аспект): Сб. научных трудов М., 1986.- 363с.
  6. Активные процессы в языке и речи: Сб. статей. Саратов, 1991.126с.
  7. Активные формы обучения: Методические рекомендации для учителей.-Л., 1991.- 158с.
  8. Активные формы обучения как путь интенсификации учебно-воспитательного процесса: (Из опыта работы ПСШ № 1 по внедрению актив ной формы обучения) -п. Покровск, 1994. 42с.
  9. Активные формы организации обучения русскому языку в вузе школе: Сб. научно-методических трудов. Тверь, 1994.- 276с.
  10. Активные формы организации уроков русского языка: (Методические рекомендации). Л, 1989.- 75с.
  11. Актуальные вопросы методики преподавания грамматики и лексики русского языка. М., 1976. — 124с.
  12. Актуальные вопросы преподавания русского языка: Методические рекомендации. Вологда, 1981.- 69с.
  13. Актуальные вопросы риторики и коммуникативной лингвистики: Сб. научных трудов. -М., 1996.- 218с.
  14. Актуальные проблемы культуры речи. Под. Ред. В. Г. Костомарова и Л. И. Скворцова. М., 1970.- 389с.
  15. В.И., История русской риторики: Хрестоматия: Учеб. пособие: для студентов гуманитарных факультетов вузов. М., 1998.- 412с.
  16. В.И. Риторика. Пермь, 1994.- 216с.
  17. Л.Г. Обучение старшеклассников жанровым формам речи. «РЯШ», 1994, № 6.
  18. Л.П. Активность учения школьника. М., 1968.- 150с.
  19. Асмус В.Ф. .Платон. -М., 1975.- 286с.
  20. Л.В. Методика обучения старшеклассников созданию текста с опорой на традиции классической риторики. М., 1996.- 199с.
  21. О.С. Словарь лингвистических терминов. М., 1969.
  22. В.В. Русский язык. Практика: Сборник задач и упражнений: Учебное пособие для 5 класса общеобразовательных учреждений. -М., 1998.-225с.
  23. В.В. Русский язык. Практика: Сборник задач и упражнений: Учебное пособие для 6−7 классов общеобразовательных учреждений.- М., 1999.- 255с.
  24. В.В. Русский язык. Практика: Сборник задач и упражнений: Учебное пособие для 8 -9 классов общеобразовательных учреждений.- М., 1999.- 223с.
  25. В.В. Русский язык. Теория. Классы 5−11. Учебник для общеобразовательных учебных заведений. М., 1995.- 432с.
  26. В.В. Русский язык. Сборник заданий. 10−11 классы. -М., 1997.- 401с.
  27. В.В. Русский язык. Учебник для учебных заведений с углубленным изучением русского языка. 5−9 классы. -М&bdquo- 1997.- 432с.
  28. В.В., Чеснокова Л. Д. Русский язык. Теория: Учебник для 5−9 классов общеобразовательных учебных заведений. М., 1993.- 330с.
  29. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса в школах Ростовской области. Советская педагогика, 1970, № 6.
  30. М.Т., Костяева Т. А., Прудникова А. В. Русский язык. Справочные материалы. М., 1988.- 288с.
  31. М.Т., Ладыженская Т. А., Львов М. Р., Ипполитова Н. А., Ивченков П. Ф. Методика преподавания русского языка. М., 1990.-374с.
  32. М.Т. Методика преподавания русского языка и ее терминология. «РЯШ», 1980, № 1
  33. М.Т. Методика преподавания русского языка на страницах журнала «Русский язык в школе» (1914−1994г.г.). «РЯШ», 1994, № 5.
  34. М.Т. Научно-методические основы обогащения словарного запаса школьников в процессе изучения русского языка в 4 -8 классах. -М., 1985.- 248с.
  35. М.Т., о нем (к 70 летию со дня рождения). — «РЯШ», 1994, № 2.
  36. В.Ф. А как у вас говорят? М., 1987.- 156с.
  37. М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1972.- 412с.
  38. М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979. — 268с.
  39. И.А. Очерки по теории и истории риторики. М., 1991.- 245с.
  40. Г. В. Вопросы развития речи в методических исканиях 20-х годов. Алма-Ата, 1966. — 116с.
  41. B.C. Мышление как творчество. Введение в логику мысленного диалога. -М., 1975.- 208с.
  42. B.C. Национальная русская идея? Русская речь: Опыт культурологического предположения. Октябрь, 1993, № 2.
  43. Н.Г., Вьюгина H.JL, Коренева J1.A. Урок-конгресс на тему «Русский язык в кругу славянских языков». «РЯШ», 1993, № 2.
  44. О.Ю. Поэтика художественного текста на уроках литры: Сб. ст.-М., 1997.- 157с.
  45. Г. И. Противоречия в процессе формирования речевой способности: Учебное пособие. Калинин, 1977. — 232с.
  46. А.А. Личность и общение. М., 1995. — 255с.
  47. Бодуэн де Куртенэ И. А. Избранные труды по общему языкознанию. Т.2. М., 1963. — 392с.
  48. Л.И. Проблемы формирования личности: Избранные психологические труды/ Под ред. Д. И. Фельдштейна. М., 2001. — с.349
  49. Т.Ю. Историко-стилистическая специфика основной терминологии диалога Платона «ТИМЕЙ». Автореферат канд. диссертации. -М., 1983, 16с.
  50. А.А. Русское слово в языках мира. М., 1978. — 178с.
  51. Р.А. Язык действительность — язык. — М., 1985. — 162с.
  52. БудаговР.А. Язык, история и современность. М., 1971. — 170с.
  53. БуслаевФ.И.Преподавание отечественного языка.-М., 1992.-512с.
  54. Буш Г. Диалогика и творчество. Рига, 1985. — 215с.
  55. Э. Путешествие в слово. 3-е изд., испр. — М., 1987.
  56. Введение в философию. Учебник для высших учебных заведений. -М., 1987.-416с.
  57. Введение в языковедение: Хрестоматия (Составители Б. Ю. Норман, Н. А. Павленко, под ред. А.Е. Супруко). Минск, 1977. — 360с.
  58. Л.А., Баранов М. Т., Гвоздарев Ю. А. Русское слово. -М, 1991.- 156с.
  59. В.В. Русский язык (Грамматическое учение о сло-ве).-М., 1986.-640с.
  60. И.А. Развивающее обучение русскому языку. М., 1983.-96с.
  61. В.П. Стилистическое учение М.В. Ломоносова и его учение трех стилей. М., 1970. — 172с.
  62. Всесоюзная конференция молодых ученых-античников. Тбилиси, 1987.-68с.
  63. Выбор методов обучения в средней школе. М., 1981. — 180с.
  64. Л.С. Избранные психологические исследования. М., 1956.-519с.
  65. Л.С. Мышление и речь. // Собр.соч. М., 19 821 984.-Т.2., 1983.-417с.
  66. Л.Т. Языковое сознание и некоторые вопросы взаимоотношения языка и мышления. // Вопросы философии. 1977, № 4.
  67. А.Н. Вопросы изучения детской речи. М., 1965. — 192с.
  68. В.И. Функциональная связь реплик диалога // Теория и практика лингвистического описания разговорной речи. Горький, 1984.-206с.
  69. .Н. Основы культуры речи. М., 1986. — 380с.
  70. К.С. Русский язык. Прошлое. Настоящее. Будущее. -М., 1984, — 190с.
  71. Г. Г. Практикум по развитию речи: Учеб. пособ. по кусу «Рус.яз. и лит. в нац. школе». СПб., 1999. — 117с.
  72. В.Ф., Крючков С. Е., Чешко JI.A. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы. М., 1984. — 268с.
  73. Н.И. Мифологическая образность в диалогах Платона. Диссертация в виде научного доклада. М., 1992. — 36с.
  74. И.Ф., Тростенцева JI.A. Основы методики русского языка в 4−8 классах. М., 1983. — 192с.
  75. Гринина-Земскова A.M. Пятиклассники работают над заметкой на тему дискуссионного характера. «РЯШ», 1975, № 2.
  76. В.В. Теори развивающего обучения. М., 1996. — 578с.
  77. В.И. Пословицы русского народа. (В 2-хтомах). М., 1984.
  78. В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. (В 4-хтомах). -М., 1989.
  79. А.Д. Воспитание национального самосознания при обучении родному языку. «РЯШ», 1993, № 5.
  80. А.Д. Дискуссия как метод формирования у учащихся взгляда на родной язык. -«РЯШ», 1994, № 3.
  81. А.Д. Концепция развития русской национальной школы вне России. «РЯШ», 1995, № 2.
  82. А.Д. Методика изучения лексики в 4−6 классах с учетом межпредметных связей: Автореферат канд. дис. -М., 1979. 15с.
  83. Дейкина А. Д, Пахнова Т. М. Пушкин на уроках русского языка (в 7 книгах). М., 1999.
  84. А.Д., Пахнова Т. М. Универсальные дидактические материалы по русскому языку. 5−6 класс- 6−7 класс. С Пб., 1997. -246с.-260с.
  85. А.Д., Пахнова Т. М. Универсальные дидактические материалы по русскому языку. 8−9 классы. М. — Харьков -Минск, 1997. -256с.
  86. А.Д. Обучение и воспитание на уроках русского языка. -М., 1990.- 176с.
  87. А.Д. Формирование у школьников взгляда на родной язык как национальный феномен при обучении русскому языку в средней школе (док. диссертация).- М., 1994. -76с.
  88. Н.Д., Напольнова Т. В. Пути организации самостоятельной работы учащимися на уроках русского яз.: (Пособие для учителя 4−8 классов)-М., 1989.-182с.
  89. О.Г. Вопросы формирования дискуссионной речи. (Постановка проблемы. Поиск. Пути решения.). Тернополь, 1992. -326с.
  90. О.Г. Обучение дискуссионной речи. «РЯШ», 1988,6.
  91. Диалог в культуре и истории. Конференция молодых ученых. -М., 1993.- 198с.
  92. Диалог глазами лингвиста: Межвузовский сборник. Краснодар, 1994.- 162с.
  93. Диалогическая речь основы и процесс: I Международный симпозиум. — Йена — Тбилиси, 1980. — 260с.
  94. Диалог: лингвистические и методические аспекты. Сборник научных трудов. М., 1992. — 184с.
  95. Диалог о диалоге. Межвузовский сборник научных трудов. Саранск, 1991. -200с. -I, •
  96. Диалог: теоретические проблемы и методы исследования. Сб. научно-аналитических обзоров. -М., 1991. 176с.
  97. Дидактика средней школы. М., 1975. — 416с.
  98. Дидактические материалы по русскому языку. 5 класс. Составитель А. Ю. Купалова. М., 1997. — 248с.
  99. К. Опыт болгарской школы в создании коммуникативного направленного курса родного языка. «РЯШ», 1987, № 6.
  100. А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения.-М., 1987. 176с. л
  101. А.Б. Общение наука и искусство. — М., 1987. — 186с.
  102. Т.К. Динамические тексты на уроках русского языка и развитие речи. «РЯШ», 1994, № 3.
  103. Т.К. Прием диалоголизации учебных текстов как средство развития коммуникативных способностей учащихся- в кн.: Совершенствование методов и приемов обучения в современной школе. Л., 1989. -420с.
  104. Т.К. Развивающая функция метода коммуникации в обучении русскому языку.- Л., 1987. 252с.
  105. Г. А. Культура дискуссии. От монолога к диалогу. -Киев, 1989.- 116с.
  106. А.П. Актуальные проблемы развития речи учащихся: Сб. ст.-М., 1980.- 111с.
  107. А.П. Развитие речи учащихся при изучении предложений с однородными членами. М., 1974. — 127с
  108. А.П. Развитие речи учащихся при изучении синтаксиса. Пособие для учителей. М., 1977. — 139с.
  109. А.П., БукатовВ.М. Режиссура урока, общения и поведения учащихся. М. — Воронеж, 1995. — 210с.
  110. Н.И. Психологические основы развития речи. // В защиту живого слова: Сб. статей // Сост. В. Я. Коровина. М., 1966, — 262с.
  111. Н.И. Речь как проводник информации. М., 1982.167с.
  112. Занков J1.B. Наглядность и активизация учащихся в обучении. -М., 1960.-374с.
  113. А.В., Венгер J1.A. Развитие ребенка. М., 1968.352с.
  114. Н.Д. Методика обучения связной речи. М., 1977.208с.
  115. A.M., Некрасова Т. В., Репкин В. В. Программы развивающего обучения. Томск, 1995. — 96с.
  116. Г. В. Принципы диалогического построения пропедевтического курса языковедения в начальных классах- в кн.: Современное состояние и перспективы развивающего обучения: Материалы конференции. -Красноярск, 1990. 134с.
  117. Г. А., Дручинина Г. П., Онипенко Н. К. Программа курса «Коммуникативный синтаксис русского языка (Функциональный подход к изучению синтаксического строя современного русского языка)» (8−9 классы гуманитарной специализации). «РЯШ», 1993, № 2.
  118. Изучение и преподавание русского языка как национально-культурной ценности. Материалы научно-методической конференции. Воронеж, 1997. -225с.
  119. Е.Н. Искусство общения. М., 1989. — 276с.
  120. Н.А. Текст в системе изучения русского языка в школе: Материалы к спецкурсу. М., 1998. — 170с.
  121. Н.А. Упражнения по грамматической стилистике при изучении частей речи. Пособие для учителей. М., 1980. — 142с.
  122. В.А. Философия. Исторический и систематический курс. М., 1997.- 450с.
  123. Ю.Н. О состоянии русского языка современности. Доклад на конференции «Русский язык и современность. Проблемы и перспективы развития русистики и материалы почтовой дискуссии». М., 1991. — 34с.
  124. М.П. Закрепление тем «Диалог» и «Обращение» в 6 классе на базе создания коммуникативных ситуаций. «РЯШ», 1989, № 3.
  125. Л.Ф. О преподавании русского языка как элемента культуры русского народа. «Начальная школа», 1994, № 7.
  126. Л.Ф., Желтовская Л. Я., Бокарева Л. Д. и др. О новом коммуникативном курсе русского (родного) языка «Введение в словесность». — «Начальная школа», 1994, № 7.
  127. В.В. История русского языка в рассказах. М., 1976.282с.
  128. Л.Ю., Текучева И. В. Краткий справочник по русскому языку для школьников. М., 2000. — 110с.
  129. Н.Г. Словарь иностранных слов. М., 1995. — 624с.
  130. А.А. Урок конгресс на тему «Русский язык в кругу славянских языков». — «РЯШ», 1993, № 2.
  131. В.Г. Еще раз о понятии «родной язык» //Русский язык в СССР. М., 1991, № 1.
  132. В.Г. Жизнь языка. М., 1984. — 350с.
  133. В.Г. Жизнь языка от вятичей до москвичей. М., 1994.-214с.
  134. В.Г. Мой гений, мой язык. М., 1991. — 64с.
  135. В.Г. Русский язык среди других языков мира. М. 1975.- 128с.
  136. С.А. Сочинения нетрадиционных жанров. -«РЯШ», 1995, № 5.
  137. Н.Н. Риторика. М., 1994.-356с.
  138. Н.Н. Риторика: Учебное пособие для учащихся 8−9 классов общеобразовательных учреждений. М., 1997. — 239с.
  139. Н.Ф. Общая риторика. С Пб., 1829. — 152с.
  140. Краткая философская энциклопедия. М., 1994. 576с.
  141. .А. Психология. М., 1986. -520с.
  142. Л.П. Владение языком: лингвистический и социокультурный аспекты- в сб.: Язык Культура — Этнос. — М., 1994. — 264с.
  143. Культура дискуссий. Киев, 1990. — 230с.
  144. Культурообразующая роль школы: Тезисы докладов научно-методической конференции. Целиноград, 1991. — 62с.
  145. А.Ю. Дидактические материалы к новому учебному комплексу по русскому языку: 5−6 класс. М., 1996. — 416с.
  146. М.А., Матвеева Г. В. Культура русской речи. Свердловск, 1991.-282с.
  147. С.Ю. Диалог как способ творческого мышления учителя и ученика на уроке. В кн.: Человек в зеркале культуры и образования. -М., 1989.- 282с.
  148. С.Ю. Психологические особенности учебного диалога// Вопросы психологии. 1998, № 2.
  149. С.Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге. М., 1989, — 128с.
  150. З.И. Использование средств наглядности на уроках русского языка: Учеб.-методич. пособие.-М., 1989.-58с.
  151. Т.А. Анализ устной речи учащихся 5−7 классов. -М., 1963.- 135с.
  152. Т.А. Живое слово: Устная речь как средство и предмет обучения М., 1986. — 124с.
  153. Т.А. Исследования по развитию связной речи учащихся.-М., 1974. 168с.
  154. Т. А. Методика развития речи на уроках русского языка: Книга для учителя. М., 1991. — 160с.
  155. Т.А. Развитие речи: Школьная риторика: 5 класс: Учебное пособие для общеобразовательных учебных заведений: В 2 ч. М., 1996.
  156. Т.А. Развитие речи: Школьная риторика: 6 класс: Учебное пособие для общеобразовательных учебных заведений: В 2 ч. М., 1999.
  157. Т.А. Риторика. Методические рекомендации: 9 класс. -М., 1999.- -178с.
  158. Т.А. Риторика. 8 класс. Учебное пособие для общеобразовательных школ: В 2 ч. -М., 1998.
  159. Т.А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся. -М., 1975. 255с.
  160. Т.А., Сорокина Г. И., Сафонова И. В., Никольская Р. И. Программа к новому курсу «Детская риторика». -«Начальная школа», 1994, № 7.
  161. Т.А. Устная речь как средство и предмет обучения.-М., 1998.- 134с.
  162. М.С. Методика преподавания русского языка. Хрестоматия. М., I960.- 380с.
  163. В.В., Халикова Н. В. Русский язык. 5−7 класс. Учебно-методическое пособие. Тесты. М., 1997. — 128с.
  164. А.А. Проблемы психолингвистики. Л., 1963. — 412с.
  165. А.И., Рыбак Л. А. Критичность и самооценка в учебной деятельности. М., 1975. — 146с.
  166. Д.С. Заметки о русском. М., 1984.- 156с.
  167. Д.С. Письма о добром и прекрасном. М., 1984. 156с.
  168. Логический анализ языка. Язык и время / Отв.ред. Н. Д. Арутюнова, Т. Е. Янко.- М., 1997. 368с.
  169. М.В. Риторика. Полн .собр .соч. М.- Л., т.7, 1952.514с.
  170. Ю.Н. Анализ поэтического текста. -Л., 1972. 356с.
  171. Ю.Н. Риторика. В кн.: Избранные статьи в 3-х томах. Т. 1. — Таллин, 1992 — 324с.
  172. А.Ф., Тахо-Годи А.А. Платон. Жизнеописание. М., 1977.-368с.
  173. М.Р. Основы теории речи: Учебное пособие для студентов пед.вузов. М., 2000. — 245с.
  174. М.Р. Речь: Методические указания и материалы для студентов факультетов педагогики и методики начального обучения. М., 1994.- 166с.
  175. М.Р. Риторика: Учебное пособие для учащихся 10−11 класс.-М., 1995.-252с.
  176. М.Р. Словарь справочник по методике русского языка: Учебное пособие для студентов педагогических институтов. — М., 1988. -366с.
  177. М.Р. Тенденции развития речи учащихся: Пособие для студентов пед.институтов. М., 1978. — 80с.
  178. М.Р. Хрестоматия по методике русского языка. М., 1996.-352с.
  179. З.Н., Скворцов Л. И., Дерягин В. Я. О культуре русской речи. М., 1974.- 159с.
  180. Т.В. Изучение местной топонимики во внеклассной работе по русскому языку как средство патриотического воспитания учащихся. Автореферат дис. канд. филолог, наук. ~М., 1988. 16с.
  181. Е.И., Андриевская В. В., Комиссарова Е. Ю. Диалог в обучающей системе. Киев, 1989. — 226с.
  182. МеняйлоИ.Ю О коммуникативно направленном преподавании русского языка в 8 классе. «РЯШ», 1997, № 4.
  183. Методика развития речи на уроках русского языка / Под ред. проф. Т. А. Ладыженской. М., 1980. — 220с.
  184. Методика русского языка. Под ред. проф. М. Т. Баранова. М., 1990.-424с.
  185. С.Ю. Устный ученический журнал «Язык мой, давай с тобой дружить!» «РЯШ», 1996, № 1.
  186. А.К. Основы риторики : Мысль и слово: Учебное пособие для учащихся 10−11 классов общеобразовательных учреждений. -М., 1996.-416с.
  187. А.К. Педагогическая риторика: история и теория: Учебное пособие: Для студентов пед. университетов и институтов. М., 1998.-431с.
  188. А.К. Практическая риторика и ее теоретические основания. М., 1992. — 218с.
  189. С.Н. Система работы по стилистике русского языка в школе: Пособие для учителя. М., 1978. — 86с.
  190. А.А. Учитель ученик: что мешает творческому общению? — «РЯШ», 1998, № 5. — с.7−14.
  191. В.Н. Психология отношений: Избр. психол. труды / Под ред. А. А. Бодалева. М., 1998. — 362с.
  192. И.С. Развитие диалогической речи младших школьников. Канд. дис. М., 1997. — 227с.
  193. Т.В. Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка. М. 1983. — 111с.
  194. Т.В. Обучение анализу языковых явлений на уроках русского языка. Таллин, 1986. 143с.
  195. Т.В. Познавательные задачи в обучении русскому языку.-М., 1968.-52с.
  196. Е.И. Русская речь : развитие речи: Учебник для общеобразовательных учреждений: 5 класс. М., 1999. 173с- 6 класс- М., 2000. -156с- 7 класс — М., — 2000. 156с.- 8 класс — М., 2000. 221с., 9 класс — М., 2000.- 252с.
  197. Обучение русскому языку в 5 классе: Методические рекомендации к учебному пособию для 5 классов общеобразовательных учреждений. Под ред. проф. М. М. Разумовской. М., 1996. — 144с.- 6 класс — М., 1997. -144с.- 7 класс — М., 1997. — 96с.
  198. Обучение русскому языку в 5 7 классах: Методические указания к учебнику. Пособие для учителя (М.Т. Баранов, JI.T. Григорян, JI.A. Тростенцова и др.). — М., 1986. — 180с.
  199. Общение: теоретические и практические проблемы. М., 1978.220с.
  200. В.В., Смолицкая Г. П., Галанова Е. И., Василевская И. А. Школьный словарь иностранных слов. М., 1983. — 252с.
  201. С.И. Словарь русского языка. М., 1987. — 797с.
  202. Ораторы Греции. М., 1985. 588с.
  203. Основы методики русского языка в 4- 8 классах (под ред. Теку-чева А.В., Разумовской М. М., Ладыженской Т.А.) М., 1978. 252с.
  204. Ю.В. К истокам слова. 3-е изд. 6 испр. -М., 1986.- 132с.
  205. В.А. Работа над лингвистическими терминами в 4 6 классах как средство развития речи учащихся. — Рязань, 1987. — 128с.
  206. М.В. И все-таки она хорошая. Рассказы о русской орфографии. М., 1964. — 188с.
  207. Т.М. Русский язык: Сборник текстов для проведения устного экзамена по русскому языку за курс основной школы: 9 класс. М., 1999.- 111с.
  208. Е.Н. Белинский о преподавании русского языка в школе.-М., 1961.-134с.
  209. А.В. Возрастная и педагогическая психология: Учебник для пед.институтов. М., 1979. — 366с.
  210. А.В. Введение в психологию: Учебник для высшей школы. М., 1996. -422с.
  211. А.В. Популярные беседы о психологии, М., 1983.224с.
  212. А.В. Психолого-педагогические аспекты интенсифи кации учебной деятельности. М., 1983. — 252с.
  213. В.А. Воспитателю о личностном общении. М., 1992.- 142с.
  214. В.А. Личностно-развивающее взаимодействие. -Ростов-на-Дону, 1995.-85с.
  215. В.А. Психология воспитания. М., 1995. — 268с.
  216. А.Н. Вопросы методики родного языка, лингвистики и стилистики. М., 1930. — 176с.
  217. Платон. Избранные диалоги. Составлен, вступит, статья и комментарии В. Ф. Асмуса. М., 1965. — 360с.
  218. Платон. Сочинения в 3-х т. Под ред. В. Ф .Асмуса и А. Ф. Лосева. М., 1968.
  219. Н.А. Стилистика русского языка в старших классах. -М., 1975.-354с.
  220. ПоварнинС.И. О теории и практике спора. Вопросы философии, 1990, № 3.
  221. И.М. Воспитание у учащихся интереса к изучению русского языка. М., 1985. — 172с.
  222. И.В. Венгеро-словацкая полемика рубежа 1830 -1840-х годов как форма диалога. М., — 80с.
  223. А. А. Из записок по теории словесности // Этика и поэтика. -М., 1976. -236с.
  224. А.А. Мысль и язык. Киев, 1993. — 192с.
  225. Программно- методические материалы: Русский язык. 5−9 классы / Сост. J1.M. Рыбченкова. М., 1998. — 192с.
  226. Программы обучения по системе академика JI.B. Занкова. 1−3 кл.-М., 1993.- 121с.
  227. Программы для общеобразовательных заведений: Русский язык-М., 1992.- 110с.
  228. Программы для общеобразовательных заведений: Русский язык-М., 1994.- 100с.
  229. Ю.И. Рассуждения на тему дискуссионного характера в 6 классе. «РЯШ», 1973, № 1.
  230. А.А. Философия. Курс лекций. М., 1995. — 414с.
  231. В.В. Русский язык. Экспериментальный учебник (программа развивающего обучения) 5 класс. 4.1. Введение в синтаксис. Томск-Харьков, 1993.- 128с.
  232. В.В. и др. Начальный этап развивающего обучения русскому языку в средней школе. (Концепция и программа). Под ред. В.В. Реп-кина. М., Харьков — Томск, 1992. — 152с.
  233. Л.И. Материалы к изучению русской диалогической речи. Русский язык за рубежом, 1968, «1.
  234. О.Д., Корнеева Л. А. Дискуссия как форма обучения на уроке русского языка. «РЯШ», 1990, № 4.
  235. C.JI. Основы общей психологии. В 2-х томах. -М.,
  236. Русские писатели о языке. Хрестоматия. Под ред. A.M. Докусо-ва.-Л., 1955.-460с.
  237. Русский язык в школе: к 210- летию в учебных планах России: Тезисы докладов Участников конференции (октябрь 1996 года) / Сост. М. Т. Баранов. М., 1996. — 57с.
  238. Русский язык конца XIX века. Воронеж, 1998. — 236с.
  239. Русский язык: Учебник для 5 класса средней школы / Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. Т. Григорян и др. 19 изд. — М., 2000. — 302с.
  240. Русский язык: Учебник для 6 класса средней школы / М. Т. Баранов, Л. Т. Григорян, Т. А. Ладыженская и др. М., 1992. — 222с.
  241. Русский язык: Учебник для 7 класса средней школы / М. Т. Баранов, Л. Т. Григорян, Т. А. Ладыженская и др. М., 1992. -191с.
  242. Русский язык: Учебник для 8 класса средней школы / С.Г. Бар-худов, С. Е. Крючков, М. Ю. Максимов и др. М., 1991. -190с.
  243. Русский язык: Учебник для 9 класса средней школы / С.Г. Бар-худов, С. Е. Крючков, М. Ю. Максимов, Л. А. Чешко и др. М., 1991. -102с
  244. Русский язык: Учебное пособие для 5 класса общеобразовательных учреждений / М. М Разумовская, С. И. Львова, Г. А. Богданова и др.: Под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. М., 2000. — 382с.
  245. Русский язык. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. М., 2000. -239с.
  246. Русский язык. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. М., 2000. -207с.
  247. Русский язык. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. М., 2000. -267с.
  248. Русский язык. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. М., 1999. -269с.
  249. Русский язык. Учебник для 5 класса гимназии Ч., 1, .2. Под. Ред. С. И. Львовой. -М&bdquo- 1997. -318с.
  250. Русский язык. Учебник для 6 класса гимназии. Под. Ред. С. И. Львовой. М., 1997. -386с.
  251. Русский язык. Учебник для средней школы. 5 класс. Под. Ред. М. В. Панова. М., 1995. -416с.
  252. Русский язык. Учебник для средней школы. 6 класс. Под. Ред. М. В. Панова. -М., 1997. -411с.
  253. Русский язык. Практика. Учебное пособие для 8- 9 классов общеобразовательных учреждений / Ю. С. Пичугов, А. П. Еремеева, А. Ю. Купалова и др. Научн. ред. В. В Бабайцева. -2-е изд. М., 1996. — 218с.
  254. Русский язык: Энциклопедия. М., 1979. — 556с.
  255. С.Л. Диалог за партой. М., 1989. 96с.
  256. Л.В. Как устроен наш язык. М., 1988. — 195с.
  257. Сборник задач и упражнений по русскому языку в 8 классе. М., 1990.- 166с.
  258. .А. Общее языковедение. М., 1970. — 380с.
  259. В.А. Диалог с поэтическим текстом на уроке словесности в гимназии. «РЯШ», 1995, № 2.
  260. И.Е. Психология устной речи. Киев, 1974. — 125с.
  261. М.Н. Активизация познавательной деятельности учащихся в обучении. М., 1965. — 138с.
  262. М.Н. Основные направления исследований по проблемам дидактики. Советская педагогика, 1966, № 8.
  263. Словарь. Грамматика. Текст. М., 1996. — 356с.
  264. Словарь древнерусского языка XI XIV в.в. Под ред. Р.И. Аване-сова. — М., 1966. — 655с.
  265. З.С. Азбука общения. Книга для преподавателя риторики в школе. Самара, 1994. — 215с.
  266. З.С. Педагогическое общение: Теория и практика учебного диалога на уроках словесности. М., 1999. — 232с.
  267. Совершенствование методов и приемов обучения в современной школе. Межвузовский сборник научных трудов. Д., 1989. — 269с.
  268. Советский энциклопедический словарь. М., 1979. 1481с.
  269. Современное состояние и перспективы развивающего обучения. Материалы конференции. Красноярск, 1990. — 187с.
  270. Г. П. Речевое, интеллектуальное и нравственное развитие на уроках русского языка. «РЯШ», 1989, № 3.
  271. Ф. Курс общей лингвистики. М., 1937. — 237с.
  272. Ф. Труды по языкознанию. М., 1977. — 695с.
  273. И.И. Мысли об истории русского языка. М., 1959.- 276с.
  274. Ю.С. Константный словарь русской культуры. Опыт исследования. 1977.-300с.
  275. Ю.С. Основы общего языкознания. -М., 1975. 271с.
  276. И.А. Коммуникативное поведение и национальная культура народа- в сб.: Филологические записки. Выпуск 1. Воронеж, 1993. -212с.
  277. И.А. Практическая риторика. Воронеж, 1993. — 195с.
  278. М.М., Тростенцева J1.A. Дидактический материал по русскому языку: 5−6 класс. М., 2001. — 270с.
  279. З.К. Язык. Этнос. Время. Петрозаводск, 1993. — 126с.
  280. А.В. Методика русского языка в средней школе. М., 1980 414с.
  281. Д. Диалоги: Учебное пособие по МХК (Экспериментальный вариант) 9 класс. М., 1989. — 112с.
  282. Е.И. Родная речь и пути ее совершенствования. М-Пгд, 1923.-70с.
  283. O.K. Психология мышления. М., 1983. — 128с.
  284. Л.В. Как читать и понимать стихи. М., 1974. — 48с.
  285. Л.Н. Педагогические статьи. Издание «Посредника» № 932.-М., 1911.-521с.
  286. Л.А. Обучение русскому языку в школе как целенаправленный процесс (Морф, аспект). -М., 1990. 142с.
  287. Л.А. Пути совершенствования учебного процесса по русскому языку в средней школе. М., 1981. — 117с.
  288. Л.А. Современный урок русского языка: Пособие для учителя. М., 1994. — 162с.
  289. Усс Л. Активизация учащихся и развитие их мыслительных способностей на уроках. Минск, 1970. — 176с.
  290. М.Б. В ситуациях речевого общения. «РЯШ», 2001,1.
  291. М.Б., Успенская Л. П. Учитесь правильно говорить: Книга для учащихся: В 2 ч. М., 1993.
  292. К.Д. Избранные педагогические сочинения в 2-х томах. М., 1974.
  293. Федеральная целевая программа «Русский язык». «Российская газета», 1996, 8 августа.
  294. Федеральный базовый компонент образования по русскому языку.-«РЯШ», 1993, № 4.
  295. Л.П. Принципы обучения русскому языку. М., 1973.- 126с.
  296. JI.П. Русский язык. М., 1968. — 215с.
  297. Философия. Курс лекций. Под ред. Е. Ф. Солопова. М., 1997.256с.
  298. Философский энциклопедический словарь. 2-е издание. М., 1989.-695с.
  299. Л.А. Живопись на уроках русского языка: Теория и методика разработки уроков: Учебное пособие, М., 2000. — 336с.
  300. Л.А. Об использовании произведений живописи на религиозные темы для сочинений разных жанров- в сб.: Научные труды МПГУ им. Ленина. Серия: Гуманитарные науки М., 1997.
  301. Хрестоматия «Ораторское искусство лектора». Сост. Проф. А. Е. Михневич. М., 1990. — 325с.
  302. Хрестоматия по истории философии. М., 1994. 500с.
  303. Хрестоматия по методике русского языка. Автор составитель проф. М. Р. Львов. — М., 1996. — 352с.
  304. Хрестоматия по методике русского языка. Русский язык как предмет преподавания: Пособие для учителей: Составитель А. В. Текучев. -М., 1982.-352с
  305. Г. А. Зачем детям учиться вместе. М., 1985. — 80с.
  306. В.М. Лингвокультурная ситуация и исследование текста.-М., 1997.- 184с.
  307. Н.М. В мире слов. М., 1971. — 286с.
  308. Н.М., Иванов В. В., Шанская Т. В. Краткий этимологический словарь. М., 1961. — 480с.
  309. Н.М. Занимательный русский язык. М., 1996. 144с.
  310. Н.М. Художественный текст под лингвистическим микроскопом. М., 1986. — 356с.
  311. Н.М. Школьный курс русского языка (Актуальные проблемы и возможные решения) «РЯШ», 1993, № 2.
  312. О.И. Структура простого предложения в диалогической речи: Автореф. дис. Одесса, 1969. — 20с.
  313. Е.Г. Методика формирования обобщений при обучении орфографии. М., 1990. — 182с.
  314. Г. А. Учебный диалог на уроках физики- в кн. 5 Куль-турообразующая роль школы. Тезисы докладов научно-методичекой конференции. Целиноград, 1991.
  315. А.А. К в опросу об историческом преподавании русского языка в средних учебных заведениях // Труды первого съезда преподавателей русского языка в военно-учебных заведениях. С Пб. 1904.
  316. Н.Ю. Очерки по синтаксису русской разговорной речи. -М. 1960.-406с.
  317. ШиряевВ.Н. Вместо хроники одной конференции о русском языке. «Руссая речь», 1992, № 1.
  318. Щерба J1.B. Трудности синтаксиса русского языка для русских учащихся //Языковая система и речевая деятельность. М., 1974. — 250с.
  319. В. А. Очерки по общему языкознанию (Основные проблемы современного языкознания). Липецк, 1995. — 260с.
  320. В.В. Русский язык после распада Советского Союза и расчленения русской нации- в сб.: Духовные национальные традиции русского народа и русский язык. 1995. — 156с.
  321. А.К. Думы о русском слове. М., 1972. — 154с.
  322. Е.В. Говорите правильно. М., 1969. — 139с.
  323. Л.Т. О диалогической речи // Русская речь/ Под ред. Л. В. Щербы. С Пб., 1923. — 534с.
Заполнить форму текущей работой