Диалог на уроках русского языка в 5-7 классах как средство активизации деятельности учащихся и развития их речи
Диссертация
Проблема организации диалога на уроках является одной из актуальных в современной методике преподавания русского языка, особенно диалога с учащимися, характеризующими особенности русского языка и вырабатывающими ценностные ориентиры в отношении к языку как национальному достоянию. Овладение умением вести учебный диалог — необходимое условие активизации познавательной деятельности учащихся… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДИАЛОГА СО
- ШКОЛЬНИКАМИ
- 1. Родной язык как объективная ценность
- 2. Психолого-педягогические и методические особенности диалога как метода обучения
- 3. Развивающие функции диалога при коммуникативном обучении
- Выводы по I главе
- ГЛАВА II. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ К ДИАЛОГУ СО ШКОЛЬНИКАМИ IIA УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
- 1. Анализ школьных программ
- 2. Анализ учебников для общеобразовательных учреждений с целью определения объема содержания в них материала для проведения у роков-диалогов
- 3. Организация и результаты констатирующего эксперимента по проблеме исследования
- Выводы по II главе
- ГЛАВА III. ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНОЙ ЯЗЫКОВОЙ КАРТИНЫ НА УРОКАХ-ДИАЛОГАХ
- 1. Программа опытного обучения на уроках-диалогах в 5 — 7 классах. Формируемые знания и умения
- 2. Уроки-дналоги в 5 — 7 классах. Опытное обучение
- 3. Результаты опытного обучения
- Выводы по III главе
Список литературы
- Активизация речевой деятельности в процессе преподавания иностранного языка Рязань, 1976.- 176с.
- Активизация учебной деятельности: Межвузовский сб. Куйбышев, 1986.- 368с.
- Активизация учебной деятельности: СБ. статей МГУ им. М. В. Ломоносова -М., 1982.- 215с.
- Активизация школьников в учебном процессе. -Тарту, 1983.128с.
- Активность личности в обучении: (Психолого-педагогический аспект): Сб. научных трудов М., 1986.- 363с.
- Активные процессы в языке и речи: Сб. статей. Саратов, 1991.126с.
- Активные формы обучения: Методические рекомендации для учителей.-Л., 1991.- 158с.
- Активные формы обучения как путь интенсификации учебно-воспитательного процесса: (Из опыта работы ПСШ № 1 по внедрению актив ной формы обучения) -п. Покровск, 1994. 42с.
- Активные формы организации обучения русскому языку в вузе школе: Сб. научно-методических трудов. Тверь, 1994.- 276с.
- Активные формы организации уроков русского языка: (Методические рекомендации). Л, 1989.- 75с.
- Актуальные вопросы методики преподавания грамматики и лексики русского языка. М., 1976. — 124с.
- Актуальные вопросы преподавания русского языка: Методические рекомендации. Вологда, 1981.- 69с.
- Актуальные вопросы риторики и коммуникативной лингвистики: Сб. научных трудов. -М., 1996.- 218с.
- Актуальные проблемы культуры речи. Под. Ред. В. Г. Костомарова и Л. И. Скворцова. М., 1970.- 389с.
- Аннушкин В.И., История русской риторики: Хрестоматия: Учеб. пособие: для студентов гуманитарных факультетов вузов. М., 1998.- 412с.
- Аннушкин В.И. Риторика. Пермь, 1994.- 216с.
- Антонова Л.Г. Обучение старшеклассников жанровым формам речи. «РЯШ», 1994, № 6.
- Аристова Л.П. Активность учения школьника. М., 1968.- 150с.
- Асмус В.Ф. .Платон. -М., 1975.- 286с.
- Ассуирова Л.В. Методика обучения старшеклассников созданию текста с опорой на традиции классической риторики. М., 1996.- 199с.
- Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. М., 1969.
- Бабайцева В.В. Русский язык. Практика: Сборник задач и упражнений: Учебное пособие для 5 класса общеобразовательных учреждений. -М., 1998.-225с.
- Бабайцева В.В. Русский язык. Практика: Сборник задач и упражнений: Учебное пособие для 6−7 классов общеобразовательных учреждений.- М., 1999.- 255с.
- Бабайцева В.В. Русский язык. Практика: Сборник задач и упражнений: Учебное пособие для 8 -9 классов общеобразовательных учреждений.- М., 1999.- 223с.
- Бабайцева В.В. Русский язык. Теория. Классы 5−11. Учебник для общеобразовательных учебных заведений. М., 1995.- 432с.
- Бабайцева В.В. Русский язык. Сборник заданий. 10−11 классы. -М., 1997.- 401с.
- Бабайцева В.В. Русский язык. Учебник для учебных заведений с углубленным изучением русского языка. 5−9 классы. -М&bdquo- 1997.- 432с.
- Бабайцева В.В., Чеснокова Л. Д. Русский язык. Теория: Учебник для 5−9 классов общеобразовательных учебных заведений. М., 1993.- 330с.
- Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса в школах Ростовской области. Советская педагогика, 1970, № 6.
- Баранов М.Т., Костяева Т. А., Прудникова А. В. Русский язык. Справочные материалы. М., 1988.- 288с.
- Баранов М.Т., Ладыженская Т. А., Львов М. Р., Ипполитова Н. А., Ивченков П. Ф. Методика преподавания русского языка. М., 1990.-374с.
- Баранов М.Т. Методика преподавания русского языка и ее терминология. «РЯШ», 1980, № 1
- Баранов М.Т. Методика преподавания русского языка на страницах журнала «Русский язык в школе» (1914−1994г.г.). «РЯШ», 1994, № 5.
- Баранов М.Т. Научно-методические основы обогащения словарного запаса школьников в процессе изучения русского языка в 4 -8 классах. -М., 1985.- 248с.
- Баранов М.Т., о нем (к 70 летию со дня рождения). — «РЯШ», 1994, № 2.
- Барашков В.Ф. А как у вас говорят? М., 1987.- 156с.
- Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1972.- 412с.
- Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979. — 268с.
- Безменова И.А. Очерки по теории и истории риторики. М., 1991.- 245с.
- Белоусова Г. В. Вопросы развития речи в методических исканиях 20-х годов. Алма-Ата, 1966. — 116с.
- Библер B.C. Мышление как творчество. Введение в логику мысленного диалога. -М., 1975.- 208с.
- Библер B.C. Национальная русская идея? Русская речь: Опыт культурологического предположения. Октябрь, 1993, № 2.
- Благова Н.Г., Вьюгина H.JL, Коренева J1.A. Урок-конгресс на тему «Русский язык в кругу славянских языков». «РЯШ», 1993, № 2.
- Богданова О.Ю. Поэтика художественного текста на уроках литры: Сб. ст.-М., 1997.- 157с.
- Богин Г. И. Противоречия в процессе формирования речевой способности: Учебное пособие. Калинин, 1977. — 232с.
- Бодалев А.А. Личность и общение. М., 1995. — 255с.
- Бодуэн де Куртенэ И. А. Избранные труды по общему языкознанию. Т.2. М., 1963. — 392с.
- Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Избранные психологические труды/ Под ред. Д. И. Фельдштейна. М., 2001. — с.349
- Бородай Т.Ю. Историко-стилистическая специфика основной терминологии диалога Платона «ТИМЕЙ». Автореферат канд. диссертации. -М., 1983, 16с.
- Брагина А.А. Русское слово в языках мира. М., 1978. — 178с.
- Будагов Р.А. Язык действительность — язык. — М., 1985. — 162с.
- БудаговР.А. Язык, история и современность. М., 1971. — 170с.
- БуслаевФ.И.Преподавание отечественного языка.-М., 1992.-512с.
- Буш Г. Диалогика и творчество. Рига, 1985. — 215с.
- Вартанян Э. Путешествие в слово. 3-е изд., испр. — М., 1987.
- Введение в философию. Учебник для высших учебных заведений. -М., 1987.-416с.
- Введение в языковедение: Хрестоматия (Составители Б. Ю. Норман, Н. А. Павленко, под ред. А.Е. Супруко). Минск, 1977. — 360с.
- Введенская Л.А., Баранов М. Т., Гвоздарев Ю. А. Русское слово. -М, 1991.- 156с.
- Виноградов В.В. Русский язык (Грамматическое учение о сло-ве).-М., 1986.-640с.
- Власенков И.А. Развивающее обучение русскому языку. М., 1983.-96с.
- Вомперский В.П. Стилистическое учение М.В. Ломоносова и его учение трех стилей. М., 1970. — 172с.
- Всесоюзная конференция молодых ученых-античников. Тбилиси, 1987.-68с.
- Выбор методов обучения в средней школе. М., 1981. — 180с.
- Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. М., 1956.-519с.
- Выготский Л.С. Мышление и речь. // Собр.соч. М., 19 821 984.-Т.2., 1983.-417с.
- Гальперин Л.Т. Языковое сознание и некоторые вопросы взаимоотношения языка и мышления. // Вопросы философии. 1977, № 4.
- Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. М., 1965. — 192с.
- Гельмутдинова В.И. Функциональная связь реплик диалога // Теория и практика лингвистического описания разговорной речи. Горький, 1984.-206с.
- Головин Б.Н. Основы культуры речи. М., 1986. — 380с.
- Горбачевич К.С. Русский язык. Прошлое. Настоящее. Будущее. -М., 1984, — 190с.
- Городилова Г. Г. Практикум по развитию речи: Учеб. пособ. по кусу «Рус.яз. и лит. в нац. школе». СПб., 1999. — 117с.
- Греков В.Ф., Крючков С. Е., Чешко JI.A. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы. М., 1984. — 268с.
- Григорьева Н.И. Мифологическая образность в диалогах Платона. Диссертация в виде научного доклада. М., 1992. — 36с.
- Григорян И.Ф., Тростенцева JI.A. Основы методики русского языка в 4−8 классах. М., 1983. — 192с.
- Гринина-Земскова A.M. Пятиклассники работают над заметкой на тему дискуссионного характера. «РЯШ», 1975, № 2.
- Давыдов В.В. Теори развивающего обучения. М., 1996. — 578с.
- Даль В.И. Пословицы русского народа. (В 2-хтомах). М., 1984.
- Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. (В 4-хтомах). -М., 1989.
- Дейкина А.Д. Воспитание национального самосознания при обучении родному языку. «РЯШ», 1993, № 5.
- Дейкина А.Д. Дискуссия как метод формирования у учащихся взгляда на родной язык. -«РЯШ», 1994, № 3.
- Дейкина А.Д. Концепция развития русской национальной школы вне России. «РЯШ», 1995, № 2.
- Дейкина А.Д. Методика изучения лексики в 4−6 классах с учетом межпредметных связей: Автореферат канд. дис. -М., 1979. 15с.
- Дейкина А. Д, Пахнова Т. М. Пушкин на уроках русского языка (в 7 книгах). М., 1999.
- Дейкина А.Д., Пахнова Т. М. Универсальные дидактические материалы по русскому языку. 5−6 класс- 6−7 класс. С Пб., 1997. -246с.-260с.
- Дейкина А.Д., Пахнова Т. М. Универсальные дидактические материалы по русскому языку. 8−9 классы. М. — Харьков -Минск, 1997. -256с.
- Дейкина А.Д. Обучение и воспитание на уроках русского языка. -М., 1990.- 176с.
- Дейкина А.Д. Формирование у школьников взгляда на родной язык как национальный феномен при обучении русскому языку в средней школе (док. диссертация).- М., 1994. -76с.
- Десяева Н.Д., Напольнова Т. В. Пути организации самостоятельной работы учащимися на уроках русского яз.: (Пособие для учителя 4−8 классов)-М., 1989.-182с.
- Дзюбенко О.Г. Вопросы формирования дискуссионной речи. (Постановка проблемы. Поиск. Пути решения.). Тернополь, 1992. -326с.
- Дзюбенко О.Г. Обучение дискуссионной речи. «РЯШ», 1988,6.
- Диалог в культуре и истории. Конференция молодых ученых. -М., 1993.- 198с.
- Диалог глазами лингвиста: Межвузовский сборник. Краснодар, 1994.- 162с.
- Диалогическая речь основы и процесс: I Международный симпозиум. — Йена — Тбилиси, 1980. — 260с.
- Диалог: лингвистические и методические аспекты. Сборник научных трудов. М., 1992. — 184с.
- Диалог о диалоге. Межвузовский сборник научных трудов. Саранск, 1991. -200с. -I, •
- Диалог: теоретические проблемы и методы исследования. Сб. научно-аналитических обзоров. -М., 1991. 176с.
- Дидактика средней школы. М., 1975. — 416с.
- Дидактические материалы по русскому языку. 5 класс. Составитель А. Ю. Купалова. М., 1997. — 248с.
- Димчев К. Опыт болгарской школы в создании коммуникативного направленного курса родного языка. «РЯШ», 1987, № 6.
- Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения.-М., 1987. 176с. л
- Добрович А.Б. Общение наука и искусство. — М., 1987. — 186с.
- Донская Т.К. Динамические тексты на уроках русского языка и развитие речи. «РЯШ», 1994, № 3.
- Донская Т.К. Прием диалоголизации учебных текстов как средство развития коммуникативных способностей учащихся- в кн.: Совершенствование методов и приемов обучения в современной школе. Л., 1989. -420с.
- Донская Т.К. Развивающая функция метода коммуникации в обучении русскому языку.- Л., 1987. 252с.
- Дружинина Г. А. Культура дискуссии. От монолога к диалогу. -Киев, 1989.- 116с.
- Еремеева А.П. Актуальные проблемы развития речи учащихся: Сб. ст.-М., 1980.- 111с.
- Еремеева А.П. Развитие речи учащихся при изучении предложений с однородными членами. М., 1974. — 127с
- Еремеева А.П. Развитие речи учащихся при изучении синтаксиса. Пособие для учителей. М., 1977. — 139с.
- Ершова А.П., БукатовВ.М. Режиссура урока, общения и поведения учащихся. М. — Воронеж, 1995. — 210с.
- Жинкин Н.И. Психологические основы развития речи. // В защиту живого слова: Сб. статей // Сост. В. Я. Коровина. М., 1966, — 262с.
- Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. М., 1982.167с.
- Занков J1.B. Наглядность и активизация учащихся в обучении. -М., 1960.-374с.
- Запорожец А.В., Венгер J1.A. Развитие ребенка. М., 1968.352с.
- Зарубина Н.Д. Методика обучения связной речи. М., 1977.208с.
- Захарова A.M., Некрасова Т. В., Репкин В. В. Программы развивающего обучения. Томск, 1995. — 96с.
- Згурский Г. В. Принципы диалогического построения пропедевтического курса языковедения в начальных классах- в кн.: Современное состояние и перспективы развивающего обучения: Материалы конференции. -Красноярск, 1990. 134с.
- Золотова Г. А., Дручинина Г. П., Онипенко Н. К. Программа курса «Коммуникативный синтаксис русского языка (Функциональный подход к изучению синтаксического строя современного русского языка)» (8−9 классы гуманитарной специализации). «РЯШ», 1993, № 2.
- Изучение и преподавание русского языка как национально-культурной ценности. Материалы научно-методической конференции. Воронеж, 1997. -225с.
- Ильин Е.Н. Искусство общения. М., 1989. — 276с.
- Ипполитова Н.А. Текст в системе изучения русского языка в школе: Материалы к спецкурсу. М., 1998. — 170с.
- Ипполитова Н.А. Упражнения по грамматической стилистике при изучении частей речи. Пособие для учителей. М., 1980. — 142с.
- Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс. М., 1997.- 450с.
- Караулов Ю.Н. О состоянии русского языка современности. Доклад на конференции «Русский язык и современность. Проблемы и перспективы развития русистики и материалы почтовой дискуссии». М., 1991. — 34с.
- Кийко М.П. Закрепление тем «Диалог» и «Обращение» в 6 классе на базе создания коммуникативных ситуаций. «РЯШ», 1989, № 3.
- Клеопатрова Л.Ф. О преподавании русского языка как элемента культуры русского народа. «Начальная школа», 1994, № 7.
- Климанова Л.Ф., Желтовская Л. Я., Бокарева Л. Д. и др. О новом коммуникативном курсе русского (родного) языка «Введение в словесность». — «Начальная школа», 1994, № 7.
- Колесов В.В. История русского языка в рассказах. М., 1976.282с.
- Комиссарова Л.Ю., Текучева И. В. Краткий справочник по русскому языку для школьников. М., 2000. — 110с.
- Комлев Н.Г. Словарь иностранных слов. М., 1995. — 624с.
- Косолапова А.А. Урок конгресс на тему «Русский язык в кругу славянских языков». — «РЯШ», 1993, № 2.
- Костомаров В.Г. Еще раз о понятии «родной язык» //Русский язык в СССР. М., 1991, № 1.
- Костомаров В.Г. Жизнь языка. М., 1984. — 350с.
- Костомаров В.Г. Жизнь языка от вятичей до москвичей. М., 1994.-214с.
- Костомаров В.Г. Мой гений, мой язык. М., 1991. — 64с.
- Костомаров В.Г. Русский язык среди других языков мира. М. 1975.- 128с.
- Котельникова С.А. Сочинения нетрадиционных жанров. -«РЯШ», 1995, № 5.
- Кохтев Н.Н. Риторика. М., 1994.-356с.
- Кохтев Н.Н. Риторика: Учебное пособие для учащихся 8−9 классов общеобразовательных учреждений. М., 1997. — 239с.
- Кошанский Н.Ф. Общая риторика. С Пб., 1829. — 152с.
- Краткая философская энциклопедия. М., 1994. 576с.
- Крутецкий Б.А. Психология. М., 1986. -520с.
- Крысин Л.П. Владение языком: лингвистический и социокультурный аспекты- в сб.: Язык Культура — Этнос. — М., 1994. — 264с.
- Культура дискуссий. Киев, 1990. — 230с.
- Культурообразующая роль школы: Тезисы докладов научно-методической конференции. Целиноград, 1991. — 62с.
- Купалова А.Ю. Дидактические материалы к новому учебному комплексу по русскому языку: 5−6 класс. М., 1996. — 416с.
- Купина М.А., Матвеева Г. В. Культура русской речи. Свердловск, 1991.-282с.
- Курганов С.Ю. Диалог как способ творческого мышления учителя и ученика на уроке. В кн.: Человек в зеркале культуры и образования. -М., 1989.- 282с.
- Курганов С.Ю. Психологические особенности учебного диалога// Вопросы психологии. 1998, № 2.
- Курганов С.Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге. М., 1989, — 128с.
- Курцева З.И. Использование средств наглядности на уроках русского языка: Учеб.-методич. пособие.-М., 1989.-58с.
- Ладыженская Т.А. Анализ устной речи учащихся 5−7 классов. -М., 1963.- 135с.
- Ладыженская Т.А. Живое слово: Устная речь как средство и предмет обучения М., 1986. — 124с.
- Ладыженская Т.А. Исследования по развитию связной речи учащихся.-М., 1974. 168с.
- Ладыженская Т. А. Методика развития речи на уроках русского языка: Книга для учителя. М., 1991. — 160с.
- Ладыженская Т.А. Развитие речи: Школьная риторика: 5 класс: Учебное пособие для общеобразовательных учебных заведений: В 2 ч. М., 1996.
- Ладыженская Т.А. Развитие речи: Школьная риторика: 6 класс: Учебное пособие для общеобразовательных учебных заведений: В 2 ч. М., 1999.
- Ладыженская Т.А. Риторика. Методические рекомендации: 9 класс. -М., 1999.- -178с.
- Ладыженская Т.А. Риторика. 8 класс. Учебное пособие для общеобразовательных школ: В 2 ч. -М., 1998.
- Ладыженская Т.А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся. -М., 1975. 255с.
- Ладыженская Т.А., Сорокина Г. И., Сафонова И. В., Никольская Р. И. Программа к новому курсу «Детская риторика». -«Начальная школа», 1994, № 7.
- Ладыженская Т.А. Устная речь как средство и предмет обучения.-М., 1998.- 134с.
- Лапатухин М.С. Методика преподавания русского языка. Хрестоматия. М., I960.- 380с.
- Леднева В.В., Халикова Н. В. Русский язык. 5−7 класс. Учебно-методическое пособие. Тесты. М., 1997. — 128с.
- Леонтьев А.А. Проблемы психолингвистики. Л., 1963. — 412с.
- Липкина А.И., Рыбак Л. А. Критичность и самооценка в учебной деятельности. М., 1975. — 146с.
- Лихачев Д.С. Заметки о русском. М., 1984.- 156с.
- Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном. М., 1984. 156с.
- Логический анализ языка. Язык и время / Отв.ред. Н. Д. Арутюнова, Т. Е. Янко.- М., 1997. 368с.
- Ломоносов М.В. Риторика. Полн .собр .соч. М.- Л., т.7, 1952.514с.
- Лотман Ю.Н. Анализ поэтического текста. -Л., 1972. 356с.
- Лотман Ю.Н. Риторика. В кн.: Избранные статьи в 3-х томах. Т. 1. — Таллин, 1992 — 324с.
- Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. Платон. Жизнеописание. М., 1977.-368с.
- Львов М.Р. Основы теории речи: Учебное пособие для студентов пед.вузов. М., 2000. — 245с.
- Львов М.Р. Речь: Методические указания и материалы для студентов факультетов педагогики и методики начального обучения. М., 1994.- 166с.
- Львов М.Р. Риторика: Учебное пособие для учащихся 10−11 класс.-М., 1995.-252с.
- Львов М.Р. Словарь справочник по методике русского языка: Учебное пособие для студентов педагогических институтов. — М., 1988. -366с.
- Львов М.Р. Тенденции развития речи учащихся: Пособие для студентов пед.институтов. М., 1978. — 80с.
- Львов М.Р. Хрестоматия по методике русского языка. М., 1996.-352с.
- Люстрова З.Н., Скворцов Л. И., Дерягин В. Я. О культуре русской речи. М., 1974.- 159с.
- Майорова Т.В. Изучение местной топонимики во внеклассной работе по русскому языку как средство патриотического воспитания учащихся. Автореферат дис. канд. филолог, наук. ~М., 1988. 16с.
- Машбиц Е.И., Андриевская В. В., Комиссарова Е. Ю. Диалог в обучающей системе. Киев, 1989. — 226с.
- МеняйлоИ.Ю О коммуникативно направленном преподавании русского языка в 8 классе. «РЯШ», 1997, № 4.
- Методика развития речи на уроках русского языка / Под ред. проф. Т. А. Ладыженской. М., 1980. — 220с.
- Методика русского языка. Под ред. проф. М. Т. Баранова. М., 1990.-424с.
- Михайлова С.Ю. Устный ученический журнал «Язык мой, давай с тобой дружить!» «РЯШ», 1996, № 1.
- Михальская А.К. Основы риторики : Мысль и слово: Учебное пособие для учащихся 10−11 классов общеобразовательных учреждений. -М., 1996.-416с.
- Михальская А.К. Педагогическая риторика: история и теория: Учебное пособие: Для студентов пед. университетов и институтов. М., 1998.-431с.
- Михальская А.К. Практическая риторика и ее теоретические основания. М., 1992. — 218с.
- Молодцова С.Н. Система работы по стилистике русского языка в школе: Пособие для учителя. М., 1978. — 86с.
- Мурашов А.А. Учитель ученик: что мешает творческому общению? — «РЯШ», 1998, № 5. — с.7−14.
- Мясищев В.Н. Психология отношений: Избр. психол. труды / Под ред. А. А. Бодалева. М., 1998. — 362с.
- Назметдинова И.С. Развитие диалогической речи младших школьников. Канд. дис. М., 1997. — 227с.
- Напольнова Т.В. Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка. М. 1983. — 111с.
- Напольнова Т.В. Обучение анализу языковых явлений на уроках русского языка. Таллин, 1986. 143с.
- Напольнова Т.В. Познавательные задачи в обучении русскому языку.-М., 1968.-52с.
- Никитина Е.И. Русская речь : развитие речи: Учебник для общеобразовательных учреждений: 5 класс. М., 1999. 173с- 6 класс- М., 2000. -156с- 7 класс — М., — 2000. 156с.- 8 класс — М., 2000. 221с., 9 класс — М., 2000.- 252с.
- Обучение русскому языку в 5 классе: Методические рекомендации к учебному пособию для 5 классов общеобразовательных учреждений. Под ред. проф. М. М. Разумовской. М., 1996. — 144с.- 6 класс — М., 1997. -144с.- 7 класс — М., 1997. — 96с.
- Обучение русскому языку в 5 7 классах: Методические указания к учебнику. Пособие для учителя (М.Т. Баранов, JI.T. Григорян, JI.A. Тростенцова и др.). — М., 1986. — 180с.
- Общение: теоретические и практические проблемы. М., 1978.220с.
- Одинцов В.В., Смолицкая Г. П., Галанова Е. И., Василевская И. А. Школьный словарь иностранных слов. М., 1983. — 252с.
- Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1987. — 797с.
- Ораторы Греции. М., 1985. 588с.
- Основы методики русского языка в 4- 8 классах (под ред. Теку-чева А.В., Разумовской М. М., Ладыженской Т.А.) М., 1978. 252с.
- Откупщиков Ю.В. К истокам слова. 3-е изд. 6 испр. -М., 1986.- 132с.
- Павлов В.А. Работа над лингвистическими терминами в 4 6 классах как средство развития речи учащихся. — Рязань, 1987. — 128с.
- Панов М.В. И все-таки она хорошая. Рассказы о русской орфографии. М., 1964. — 188с.
- Пахнова Т.М. Русский язык: Сборник текстов для проведения устного экзамена по русскому языку за курс основной школы: 9 класс. М., 1999.- 111с.
- Петрова Е.Н. Белинский о преподавании русского языка в школе.-М., 1961.-134с.
- Петровский А.В. Возрастная и педагогическая психология: Учебник для пед.институтов. М., 1979. — 366с.
- Петровский А.В. Введение в психологию: Учебник для высшей школы. М., 1996. -422с.
- Петровский А.В. Популярные беседы о психологии, М., 1983.224с.
- Петровский А.В. Психолого-педагогические аспекты интенсифи кации учебной деятельности. М., 1983. — 252с.
- Петровский В.А. Воспитателю о личностном общении. М., 1992.- 142с.
- Петровский В.А. Личностно-развивающее взаимодействие. -Ростов-на-Дону, 1995.-85с.
- Петровский В.А. Психология воспитания. М., 1995. — 268с.
- Пешковский А.Н. Вопросы методики родного языка, лингвистики и стилистики. М., 1930. — 176с.
- Платон. Избранные диалоги. Составлен, вступит, статья и комментарии В. Ф. Асмуса. М., 1965. — 360с.
- Платон. Сочинения в 3-х т. Под ред. В. Ф .Асмуса и А. Ф. Лосева. М., 1968.
- Пленкин Н.А. Стилистика русского языка в старших классах. -М., 1975.-354с.
- ПоварнинС.И. О теории и практике спора. Вопросы философии, 1990, № 3.
- Подгаецкая И.М. Воспитание у учащихся интереса к изучению русского языка. М., 1985. — 172с.
- Понона И.В. Венгеро-словацкая полемика рубежа 1830 -1840-х годов как форма диалога. М., — 80с.
- Потебня А. А. Из записок по теории словесности // Этика и поэтика. -М., 1976. -236с.
- Потебня А.А. Мысль и язык. Киев, 1993. — 192с.
- Программно- методические материалы: Русский язык. 5−9 классы / Сост. J1.M. Рыбченкова. М., 1998. — 192с.
- Программы обучения по системе академика JI.B. Занкова. 1−3 кл.-М., 1993.- 121с.
- Программы для общеобразовательных заведений: Русский язык-М., 1992.- 110с.
- Программы для общеобразовательных заведений: Русский язык-М., 1994.- 100с.
- Равенский Ю.И. Рассуждения на тему дискуссионного характера в 6 классе. «РЯШ», 1973, № 1.
- Радугин А.А. Философия. Курс лекций. М., 1995. — 414с.
- Репкин В.В. Русский язык. Экспериментальный учебник (программа развивающего обучения) 5 класс. 4.1. Введение в синтаксис. Томск-Харьков, 1993.- 128с.
- Репкин В.В. и др. Начальный этап развивающего обучения русскому языку в средней школе. (Концепция и программа). Под ред. В.В. Реп-кина. М., Харьков — Томск, 1992. — 152с.
- Рейманкова Л.И. Материалы к изучению русской диалогической речи. Русский язык за рубежом, 1968, «1.
- Родченко О.Д., Корнеева Л. А. Дискуссия как форма обучения на уроке русского языка. «РЯШ», 1990, № 4.
- Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии. В 2-х томах. -М.,
- Русские писатели о языке. Хрестоматия. Под ред. A.M. Докусо-ва.-Л., 1955.-460с.
- Русский язык в школе: к 210- летию в учебных планах России: Тезисы докладов Участников конференции (октябрь 1996 года) / Сост. М. Т. Баранов. М., 1996. — 57с.
- Русский язык конца XIX века. Воронеж, 1998. — 236с.
- Русский язык: Учебник для 5 класса средней школы / Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. Т. Григорян и др. 19 изд. — М., 2000. — 302с.
- Русский язык: Учебник для 6 класса средней школы / М. Т. Баранов, Л. Т. Григорян, Т. А. Ладыженская и др. М., 1992. — 222с.
- Русский язык: Учебник для 7 класса средней школы / М. Т. Баранов, Л. Т. Григорян, Т. А. Ладыженская и др. М., 1992. -191с.
- Русский язык: Учебник для 8 класса средней школы / С.Г. Бар-худов, С. Е. Крючков, М. Ю. Максимов и др. М., 1991. -190с.
- Русский язык: Учебник для 9 класса средней школы / С.Г. Бар-худов, С. Е. Крючков, М. Ю. Максимов, Л. А. Чешко и др. М., 1991. -102с
- Русский язык: Учебное пособие для 5 класса общеобразовательных учреждений / М. М Разумовская, С. И. Львова, Г. А. Богданова и др.: Под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. М., 2000. — 382с.
- Русский язык. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. М., 2000. -239с.
- Русский язык. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. М., 2000. -207с.
- Русский язык. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. М., 2000. -267с.
- Русский язык. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. М., 1999. -269с.
- Русский язык. Учебник для 5 класса гимназии Ч., 1, .2. Под. Ред. С. И. Львовой. -М&bdquo- 1997. -318с.
- Русский язык. Учебник для 6 класса гимназии. Под. Ред. С. И. Львовой. М., 1997. -386с.
- Русский язык. Учебник для средней школы. 5 класс. Под. Ред. М. В. Панова. М., 1995. -416с.
- Русский язык. Учебник для средней школы. 6 класс. Под. Ред. М. В. Панова. -М., 1997. -411с.
- Русский язык. Практика. Учебное пособие для 8- 9 классов общеобразовательных учреждений / Ю. С. Пичугов, А. П. Еремеева, А. Ю. Купалова и др. Научн. ред. В. В Бабайцева. -2-е изд. М., 1996. — 218с.
- Русский язык: Энциклопедия. М., 1979. — 556с.
- Рябцева С.Л. Диалог за партой. М., 1989. 96с.
- Сахарный Л.В. Как устроен наш язык. М., 1988. — 195с.
- Сборник задач и упражнений по русскому языку в 8 классе. М., 1990.- 166с.
- Серебреников Б.А. Общее языковедение. М., 1970. — 380с.
- Сидоренко В.А. Диалог с поэтическим текстом на уроке словесности в гимназии. «РЯШ», 1995, № 2.
- Синица И.Е. Психология устной речи. Киев, 1974. — 125с.
- Скаткин М.Н. Активизация познавательной деятельности учащихся в обучении. М., 1965. — 138с.
- Скаткин М.Н. Основные направления исследований по проблемам дидактики. Советская педагогика, 1966, № 8.
- Словарь. Грамматика. Текст. М., 1996. — 356с.
- Словарь древнерусского языка XI XIV в.в. Под ред. Р.И. Аване-сова. — М., 1966. — 655с.
- Смелкова З.С. Азбука общения. Книга для преподавателя риторики в школе. Самара, 1994. — 215с.
- Смелкова З.С. Педагогическое общение: Теория и практика учебного диалога на уроках словесности. М., 1999. — 232с.
- Совершенствование методов и приемов обучения в современной школе. Межвузовский сборник научных трудов. Д., 1989. — 269с.
- Советский энциклопедический словарь. М., 1979. 1481с.
- Современное состояние и перспективы развивающего обучения. Материалы конференции. Красноярск, 1990. — 187с.
- Соколова Г. П. Речевое, интеллектуальное и нравственное развитие на уроках русского языка. «РЯШ», 1989, № 3.
- Соссюр Ф. Курс общей лингвистики. М., 1937. — 237с.
- Соссюр Ф. Труды по языкознанию. М., 1977. — 695с.
- Срезневский И.И. Мысли об истории русского языка. М., 1959.- 276с.
- Степанов Ю.С. Константный словарь русской культуры. Опыт исследования. 1977.-300с.
- Степанов Ю.С. Основы общего языкознания. -М., 1975. 271с.
- Стернин И.А. Коммуникативное поведение и национальная культура народа- в сб.: Филологические записки. Выпуск 1. Воронеж, 1993. -212с.
- Стернин И.А. Практическая риторика. Воронеж, 1993. — 195с.
- Стракевич М.М., Тростенцева J1.A. Дидактический материал по русскому языку: 5−6 класс. М., 2001. — 270с.
- Тарланов З.К. Язык. Этнос. Время. Петрозаводск, 1993. — 126с.
- Текучев А.В. Методика русского языка в средней школе. М., 1980 414с.
- Темкин Д. Диалоги: Учебное пособие по МХК (Экспериментальный вариант) 9 класс. М., 1989. — 112с.
- Тихеева Е.И. Родная речь и пути ее совершенствования. М-Пгд, 1923.-70с.
- Тихомиров O.K. Психология мышления. М., 1983. — 128с.
- Тодоров Л.В. Как читать и понимать стихи. М., 1974. — 48с.
- Толстой Л.Н. Педагогические статьи. Издание «Посредника» № 932.-М., 1911.-521с.
- Тростенцова Л.А. Обучение русскому языку в школе как целенаправленный процесс (Морф, аспект). -М., 1990. 142с.
- Тростенцова Л.А. Пути совершенствования учебного процесса по русскому языку в средней школе. М., 1981. — 117с.
- Тростенцова Л.А. Современный урок русского языка: Пособие для учителя. М., 1994. — 162с.
- Усс Л. Активизация учащихся и развитие их мыслительных способностей на уроках. Минск, 1970. — 176с.
- Успенский М.Б. В ситуациях речевого общения. «РЯШ», 2001,1.
- Успенский М.Б., Успенская Л. П. Учитесь правильно говорить: Книга для учащихся: В 2 ч. М., 1993.
- Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения в 2-х томах. М., 1974.
- Федеральная целевая программа «Русский язык». «Российская газета», 1996, 8 августа.
- Федеральный базовый компонент образования по русскому языку.-«РЯШ», 1993, № 4.
- Федоренко Л.П. Принципы обучения русскому языку. М., 1973.- 126с.
- Федоренко JI.П. Русский язык. М., 1968. — 215с.
- Философия. Курс лекций. Под ред. Е. Ф. Солопова. М., 1997.256с.
- Философский энциклопедический словарь. 2-е издание. М., 1989.-695с.
- Ходякова Л.А. Живопись на уроках русского языка: Теория и методика разработки уроков: Учебное пособие, М., 2000. — 336с.
- Ходякова Л.А. Об использовании произведений живописи на религиозные темы для сочинений разных жанров- в сб.: Научные труды МПГУ им. Ленина. Серия: Гуманитарные науки М., 1997.
- Хрестоматия «Ораторское искусство лектора». Сост. Проф. А. Е. Михневич. М., 1990. — 325с.
- Хрестоматия по истории философии. М., 1994. 500с.
- Хрестоматия по методике русского языка. Автор составитель проф. М. Р. Львов. — М., 1996. — 352с.
- Хрестоматия по методике русского языка. Русский язык как предмет преподавания: Пособие для учителей: Составитель А. В. Текучев. -М., 1982.-352с
- Цукерман Г. А. Зачем детям учиться вместе. М., 1985. — 80с.
- Шаклеин В.М. Лингвокультурная ситуация и исследование текста.-М., 1997.- 184с.
- Шанский Н.М. В мире слов. М., 1971. — 286с.
- Шанский Н.М., Иванов В. В., Шанская Т. В. Краткий этимологический словарь. М., 1961. — 480с.
- Шанский Н.М. Занимательный русский язык. М., 1996. 144с.
- Шанский Н.М. Художественный текст под лингвистическим микроскопом. М., 1986. — 356с.
- Шанский Н.М. Школьный курс русского языка (Актуальные проблемы и возможные решения) «РЯШ», 1993, № 2.
- Шаройко О.И. Структура простого предложения в диалогической речи: Автореф. дис. Одесса, 1969. — 20с.
- Шатова Е.Г. Методика формирования обобщений при обучении орфографии. М., 1990. — 182с.
- Шаханова Г. А. Учебный диалог на уроках физики- в кн. 5 Куль-турообразующая роль школы. Тезисы докладов научно-методичекой конференции. Целиноград, 1991.
- Шахматов А.А. К в опросу об историческом преподавании русского языка в средних учебных заведениях // Труды первого съезда преподавателей русского языка в военно-учебных заведениях. С Пб. 1904.
- Шведова Н.Ю. Очерки по синтаксису русской разговорной речи. -М. 1960.-406с.
- ШиряевВ.Н. Вместо хроники одной конференции о русском языке. «Руссая речь», 1992, № 1.
- Щерба J1.B. Трудности синтаксиса русского языка для русских учащихся //Языковая система и речевая деятельность. М., 1974. — 250с.
- Щеулин В. А. Очерки по общему языкознанию (Основные проблемы современного языкознания). Липецк, 1995. — 260с.
- Щеулин В.В. Русский язык после распада Советского Союза и расчленения русской нации- в сб.: Духовные национальные традиции русского народа и русский язык. 1995. — 156с.
- Югов А.К. Думы о русском слове. М., 1972. — 154с.
- Язовицкий Е.В. Говорите правильно. М., 1969. — 139с.
- Якубинский Л.Т. О диалогической речи // Русская речь/ Под ред. Л. В. Щербы. С Пб., 1923. — 534с.