Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Педагогическая технология управления процессом физического воспитания студенток Кабардино-Балкарской Республики на основе мониторинга их психофизического состояния

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Методологической основой исследования выступили: принцип единства психического и физического в развитии человека, изложенный в трудах И. П. Павлова (1951), И. М. Сеченова (1952), Н. А. Бернштейна (1947, 1966) — принцип сознания и деятельности, сформулированный в трудах C. JL Рубинштейна (1957) — основные положения системного подхода, характеризующие объект, как взаимосвязь элементов, образующих… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Мониторинг физического развития и подготовленности студенток как педагогическая проблема
    • 1. 1. Характеристика уровня здоровья и физического состояния девушек-студенток
    • 1. 2. Состояние и развитие контрольно-нормативного обеспечения учебных программ по физическому воспитанию в вузах
    • 1. 3. Пути совершенствования системы педагогического контроля за физическим состоянием студенток в вузе
    • 1. 4. Управление процессом физического воспитания студентов
  • Глава II. Задачи, методы и организация исследования
    • 2. 1. Задачи исследования
    • 2. 2. Методы и методика исследования
    • 2. 3. Организация эксперимента
    • 2. 4. Базовые понятия исследования
  • Глава III. Обоснование методики мониторинга физического развития и подготовленности студенток в Кабардино-Балкарском государственном университете
    • 3. 1. Учет природно-климатических и экологических особенностей Кабардино-Балкарской Республики при осуществлении мониторинга состояния здоровья, физического развития и подготовленности студенток
    • 3. 2. Педагогическая технология проведения мониторинга физического развития и подготовленности студенток КБГУ
    • 3. 3. Динамика показателей физического развития студенток КБГУ за период эксперимента
    • 3. 4. Анализ функционального состояния опорно-двигательного аппарата студенток КБГУ в период исследования
    • 3. 5. Динамика показателей психофизического состояния студенток за период эксперимента
    • 3. 6. Алгоритм построения индивидуальных рекомендаций для коррекции физического состояния студенток
  • Резюме
  • Выводы

Педагогическая технология управления процессом физического воспитания студенток Кабардино-Балкарской Республики на основе мониторинга их психофизического состояния (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность. На заседании Государственного совета Российской Федерации по вопросу «О повышении роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни россиян» отмечалось, что физическая культура, являясь одной из граней общей культуры человека, его здорового образа жизни, во многом определяет поведение человека в учебе, на производстве, в быту, в общении. Она способствует решению социально-экономических, воспитательных и оздоровительных задач (113).

Вопросы сохранения и укрепления здоровья человека, его физической и функциональной подготовленности являются основополагающими. В дореволюционной России в своих работах на эти аспекты обращали внимание ученые Н. И. Пирогов, И. М. Сеченов, И. П. Павлов, Е. А. Покровский, Е. М. Дементьев, П. Ф. Лесгафт и др.

Роль физической культуры и её ценностей, как действенного фактора здоровьесбережения, повышения физической и функциональной подготовленности и в целом дееспособности человека существенно возрастает. Вторая половина прошлого столетия ознаменовалась существенными преобразованиями в вопросах массового физического воспитания и физической культуры: расширение форм занятий физическими упражнениями, увеличение арсенала этих упражнений, появление новых видов спорта для всех, развитие туризма, разнообразные формы физической рекреации (23,25,127).

В современных условиях важное значение в системе педагогических воздействий приобретают вопросы, отражающие состояние физического развития, физической подготовленности человека и его деятельности, а также механизмы их контроля и коррекции. Решение этих проблем нашло отражение в трудах М. В. Антроповой, И. А. Аршавского, М. М. Богена, В. К. Бальсевича, И. М. Быховской, Л. И. Лубышевой, И. П. Ратова, В. И. Столярова и др.

Анализ состояния здоровья и параметров физического развития и s физической подготовленности учащейся молодежи последних десятилетий в нашей стране указывает на тенденцию к значительному ухудшению этих параметров растущего организма. Во многом это связано с ухудшениемэкологической обстановки, неблагоприятными социально-экономическими изменениями, увеличением учебной нагрузки учащихся и студентов. В последнее время появилось много данных о снижении функциональных возможностей, двигательных способностей и резком ухудшении здоровья молодежи нашей страны (24, 61, 65, 103, 109, 116, 125).

Показатели заболеваемости среди девушек на 10−15% превышают таковые среди юношей. По данным А. Ю. Гуркина, каждые пять лет в стране на 20 процентов снижается количество женщин, способных родить ребенка (52). Многие авторы (16, 28, 41, 45, 46, 51, 53, 55, 149) отмечают, что в последние годы возрос процент девушек, имеющих выраженные нарушения репродуктивного здоровья.

Рядом авторов было выявлено отсутствие существенных положительных изменений в функциональном состоянии молодого организма в период обучения в вузе. Это связано с тем, что в последние годы увеличивается число студентов, имеющих отклонения в своём здоровье. Данная профессиональная группа подвергается большим эмоциональным, психическим и умственным перегрузкам, которые, в конечном счёте, приводят к обострению различных заболеваний, а это, в свою очередь, к снижению работоспособности (3, 60, 61, 67, 122, 149).

Педагогические (24, 34, 45, 81, 92), медицинские (2, 82, 101, 109, 161) и социально-психологические (56, 77, 116, 147) исследования указывают на тенденцию к снижению физических кондиций, нравственной устойчивости и способности к выживаемости человека. Исследователи утверждают, что отсутствие в ближайшее время принятия радикальных мер в сфере физкультурного образования, направленных на устранение негативных последствий нерациональной двигательной активности, скажется не только на соматическом здоровье и функциональной (двигательной) полноценности подрастающего поколения, но и на биологических основах будущих поколений.

Актуальность исследования обусловлена тем, что низкая эффективность современных лечебно-профилактических мероприятий, резкий рост заболеваемости студентов, снижение уровня их физической подготовленности требует разработки новых технологий усиления профилактики и контроля за состоянием здоровья студенческой молодёжи. Назрела необходимость разработки научно-методических основ эффективной региональной системы мониторинга физического развития и физической подготовленности учащейся молодёжи. Отсутствие необходимых данных в научной литературе по интересующему вопросу и побудило нас исследовать данную проблему. Содержание и направленность нашей работы определили её название.

Цель исследования — научно-методическое обоснование управления процессом физического воспитания студенток Кабардино-Балкарской Республики на основе мониторинга их психофизического состояния.

Объект исследования — процесс физического воспитания студенток вуза.

Предмет исследования — педагогическая технология мониторинга физического развития и физической подготовленности студенток Кабардино-Балкарского госуниверситета с учетом регионального компонента.

Гипотеза исследования — на основании имеющихся литературных данных и анализа тенденций развития современных педагогических технологий (А.Т Комков. М. Х. Индреев, Л.И. Лубышева), мы предположили, что технологически обоснованная система сбора и анализа данных о психофизическом состоянии студенток, осуществленная в процессе мониторинга физического состояния, будет способствовать конкретизации направленности и содержания управленческих мероприятий в системе физического воспитания студенток Кабардино-Балкарской Республики.

Методологической основой исследования выступили: принцип единства психического и физического в развитии человека, изложенный в трудах И. П. Павлова (1951), И. М. Сеченова (1952), Н. А. Бернштейна (1947, 1966) — принцип сознания и деятельности, сформулированный в трудах C. JL Рубинштейна (1957) — основные положения системного подхода, характеризующие объект, как взаимосвязь элементов, образующих единое целое, и сформулированных в работах Р. Ф. Абдеева (1994), В. Г. Афанасьева (1981, 1986) — современные теории организации физического воспитания в вузе — Л. И. Лубышева (1992), В. К. Бальсевич (1993), В. Г. Шилько (2003), а также идеи, выдвинутые П. Ф. Лесгафтом (1876), о психофизиологическом единстве человеческой природы и необходимости использования физических упражнений с целью формирования гармоничной личности.

Научная новизна исследования состоит в методологическом обосновании содержания мониторинговых исследований физического развития и подготовленности студенток различных факультетов вузапредложена ранее неизвестная педагогическая технология модели управления процессом физического воспитания на основе анализа и интерпретации данных мониторинга их психофизического состояния.

Теоретическая значимость исследования. Результаты настоящего исследования расширяют и углубляют систему знаний в области педагогической технологии мониторинга состояния здоровья, физической подготовленности и развития студенток в практике физического воспитания вузов.

Практическая значимость полученных результатов исследования состоит в том, что разработанный подход к применению мониторинга здоровья, физического развития и подготовленности, основанный на личностно-ориентированных методах обучения и воспитания, базирующихся на индивидуальных возможностях студенток, позволяет создать новые, более благоприятные условия оздоровления учащейся молодежи Кабардино-Балкарской Республики.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Концептуальные основы организационно-управленческой модели осуществления мониторинга физического развития и подготовленности студенток Кабардино-Балкарского госуниверситета, обеспечивают системное единство цели, задач, средств, методов и форм физического воспитания студенток вуза.

2. Педагогическая технология проведения мониторинга как метода многомерной оценки психофизического состояния студенток вуза позволяет осуществить целенаправленный сбор, анализ, интерпретацию данных о физическом развитии, подготовленности, психофизическом состоянии студенток и создает условия для принятия сбалансированных педагогических решений в интересах построения направленности и содержания педагогических воздействий, адекватных потребностям и возможностям занимающихся.

3. Теоретическое и практическое обоснование алгоритма индивидуальных рекомендаций, построенного с приоритетами использования комплексов физических упражнений для коррекции телосложения и уровня физической подготовленности студенток, способствует повышению эффективности физического воспитания студенток вуза.

Структура диссертации.

Диссертационная работа изложена на 162 страницах машинописного текста, содержит введение, три главы, выводы, практические рекомендации, список литературы и приложения. Работа содержит 11 таблиц, 1 рисунок и 10 приложений.

Список литературы

включает 164 источника, 14 из них на иностранных языках.

1. Результаты исследования показали несоответствие содержания применяемой рабочей программы курса «Физическое воспитание» запросам и потребностям студенток, недостаточность условий материально технической базы для реализации их двигательной активности, что привело к снижению развития и совершенствования физических качеств девушек 17−18 лет. При таких условиях физкультурно-спортивные интересы и потребности занимающихся остаются не реализованными в полном объеме на академических занятиях. Педагогический контроль способствовал выявлению причинно следственных связей между уровнем имеющегося состояния физического развития и подготовленностью студенток. Анализ антропометрических показателей, собранных в течение двух лет, показал, что уровень физического развития студенток существенных различий между параметрами, полученными в сентябре и мае, не имеет, и они не достоверны (р> 0,05). Среднегрупповые значения массы тела, окружности грудной клетки и кистевой динамометрии за период проведения констатирующего эксперимента значительно не изменились и остались в пределах возрастных норм. Уровень физического * развития также остался в пределах средних границ.2. Ныне существующие методологические разработки компьютерных программ мониторинга физического развития и подготовленности не учитывают региональных особенностей физического развития молодежи. Показатели роста девушек КБР, в соответствии с нашими исследованиями, не существенно ниже среднестатистических данных по России, что отражается на показателях ИФГ.

3. Проведенное социально-психологическое исследование предпочтений студенток I курса показало отсутствие у них интереса к занятиям в спортивных секциях и выявило потребность первокурсниц в самостоятельных формах занятий по видам спорта и физическим упражнениям. Анализ этих данных также показал, что проявлению интереса к занятиям способствует выявленная мотивация в укреплении здоровья и уровня физической подготовленности, а также сохранившаяся потребность в физической активности, заложенная в них во время предыдущих занятий в спортивных секциях в школе. Использование этого потенциала в процессе физического воспитания может оказаться действенным фактором улучшения показателей физической подготовленности и здоровья студенток. Разработанная методика педагогического контроля за психофизическим состоянием студенток позволяет получать объективную информацию, не нарушая хода учебного процесса, а процедура тестирования, осуществления антропометрических измерений, анкетирования и выявления уровня теоретических знаний не занимает много времени и является вполне доступной по требуемому оборудованию и организации измерений.4. Анализ данных мониторинга, отражающих психическое состояние студенток, показал, что большой процент опрошенных часто испытывает дискомфорт из-за болезненных и тревожных состояний. Это может быть обусловлено большими учебными нагрузками и отсутствием должной двигательной активности, способной снять психическое напряжение у студенток во время учебного процесса. Проявляемая же частью студенток самостоятельность в занятиях различными формами физкультурно спортивной активности не является показательной в достижении конкретных педагогических целей. Невнимание к этому вопросу свидетельствует о недостатках в условиях организации физкультурной активности студенток в вузе и, возможно, об отсутствии интереса к проводимым учебным занятиям, что проявляется в их плохой посещаемости занятий по физической культуре.5. Проведенная процедура диагностики качества знаний студенток позволила установить, что полученные знания в области физической культуры за исследуемый период способствуют формированию общего уровня представлений студенток о своем психофизическом состоянии, а также стимулируют использование их в своей физкультурно-спортивной деятельности. Уровень знаний в области физической культуры может служить косвенным показателем улучшения уровня понимания ценностей физической культуры студентками всех факультетов. Анализ теоретических знаний студенток позволяет утверждать, что изменение в образовательном уровне учебно-воспитательного процесса возможно лишь в том случае, если стимулировать интерес у студенток к ценностям физической культуры. Ориентация должна быть не на большее количество полученных знаний о физической культуре, а на освоение и использование основных правил здоровой и активной жизни. Это возможно лишь при постоянном повышении квалификации преподавателей вуза, обновлении их профессиональных знаний, освоении ими информационных технологий и творческом внедрении в практическую деятельность. Содержание образовательных программ должно включать основы теоретических знаний, учитывающих актуальность тематики и контингент занимающихся, дополнительно должны использоваться формы контроля самостоятельного освоения теоретических знаний студентками в виде собеседований, опроса, реферативной формы изложения полученных теоретических знаний.6. Исследования по выявлению динамики физической подготовленности студенток КБГУ показали, что в течение учебного года в развитии двигательных качеств у студенток I курса достоверные изменения обнаружены только в результатах тестирования быстроты у студенток педагогического факультета и факультета кабардино-балкарской филологии. Данные динамики физической подготовленности студенток II курса показали, что наблюдаются статистически существенные изменения уровня развития физического качества быстроты у студенток всех факультетов, кроме медицинского. Результатами мониторинговых исследований выявлено отставание в развитии скоростно-силовой выносливости, динамической силы и общей выносливости. Общий ИФГ студенток по-прежнему варьирует в пределах среднего и ниже среднего уровней физической подготовленности ;

53 — 62%. Исследование показало, что в мае 2003 г. уровень физической подготовленности студенток вышеназванных факультетов, отставал от возрастного норматива более чем на 40%.7. Сравнительный анализ данных физической подготовленности студенток и антропометричесьсих показателей, полученных в период исследования, дают основание утверждать, что уровень большинства показателей за период эксперимента существенно не изменился (р >0,05), а по многим параметрам остался прежним независимо от факультета, где обучаются студентки. По нашему мнению, имеющаяся динамика положительных изменений уровня физической подготовленности обусловлена взаимосвязью этих показателей, в основе которых лежат биологические закономерности развития индивидуума и гетерохронность развития двигательных качеств, а также изменившимся отношением к физической культуре в результате полученных теоретических знаний в процессе физического воспитания в вузе. Однако средний уровень физического развития (2,5 — 3,0 балла) и средний уровень (часто граничащий с уровнем ниже среднего) физической подготовленности учащихся (2,2 — 3,0 балла) позволяют предположить, что существует необходимость разработкипримерных рекомендаций для коррекции физического состояния студенток.8. Использование индивидуальных корректировочных программ направлено на развитие двигательных качеств, коррекцию фигуры студентки, обучение приемам самоконтроля при проведении студентками самостоятельных занятий. Осуществлению контроля за уровнем физической подготовленности и физического развития в период учебы будет способствовать внедрение «паспорта здоровья» студентки, в котором найдут отражение все перечисленные показатели. Эффективность управления процессом физического воспитания студенток может быть повышена в случае, если преподавателями физической культуры будут учитываться закономерности биологического развития организма, индивидуальные особенности каждого занимающегося. Данная информация должна систематизировано представляться в документах планирования, использоваться при осуществлении регламентного контроля и коррекции уровня физического развития и подготовленности студенток.9. Проведенный с помощью стабилографического обследования (в статической позе) анализ функционального состояния опорно-двигательного аппарата (ОДА) студенток II курса, вьывил небольшие отклонения от нормы у девушек факультета кабардино-балкарской филологии. С нашей точки зрения, этот факт подтверждает недостаточный уровень развития двигательно-координационных способностей студенток этого факультета, как одного из показателей физической подготовленности уровня ниже среднего. Результаты стабилографического обследования в тесте на вестибулярную устойчивость подтверждают средний уровень функционального состояния девушек II курса.10. В результате нашего исследования подтверждена необходимость личностно-ориентированного подхода в практике физического воспитания студенток, выраженного в составлении индивидуальных коррекционных программ физического развития телосложения, двигательной и функциональной подготовленности средствами физической культуры, и основанного на использовании особенностей мотивационной сферы студенток.11. Программа мониторинга уровня физического развития и подготовленности должна включать в себя социологические исследования, выявляющие интересы, мотивы и потребности в двигательной активности студенток, а также оценивающие их психоэмоциональное состояние с целью дальнейшей коррекции индивидуальных программ и программ по физическому воспитанию в вузе.12. В виду отсутствия унифицированных тренировочных программ развития физических качеств и повышения функциональных возможностей организма нами разработан алгоритм построения индивидуальных рекомендаций, составляющими которого являются цели, мотивы, средства, планируемый результат и оценка. В качестве средства обратной информации в цепочке «преподаватель — студентка» целесообразно использовать «паспорт здоровья студентки», отражающий её индивидуальные достижения в коррекции параметров физического развития и результатах тестирования двигательных качеств.13. В целях осуществления коррекции отстающих в развитии двигательных качеств, выявленных в результате тестирования студенток, необходимо строить индивидуальные программы, направленные на их «подтягивание» к стандартам, а также программы, направленные на формирование красивой фигуры и коррекции её формы с учетом индивидуальной формы телосложения студентки. Индивидуальная корректировочная программа включает в себя: • перечень базовых упражнений по тренировке отстающих качеств, предлагаемых компьютерной программой по мониторингу «Физкультурный паспорт». В целях коррекции двигательной и функциональной подготовленности можно дополнительно использовать различные виды спорта и системы физических упражнений- • программу по коррекции фигуры, которая строится с учетом разминки, восстановления, тренировки «проблемных зон», позволяющих акцентировать нагрузку на определенной группе мыщц- • примерные рекомендации по коррекции веса, включающие знания о правильном питании: характеристика продуктов питания и их компонентов, определение правильного сочетания продуктов и количества приемов пищи в день, удовлетворение индивидуальных потребностей в пище, сбалансированность питания и грамотно построенная тренировка — это идеальный вес, контроль в еде (диеты) и плохие привычки. ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ Мониторинговые исследования предполагают их проведение в образовательных учреждениях, где легче выявить возможные отклонения в состоянии физического здоровья молодежи. Для качественного осуществления мониторинга мы предлагаем внедрять его, учитывая следующие практические рекомендации.1. В целях выявления динамики физического состояния студенток необходимо проводить исследование антропометрических показателей и тестирование двигательных качеств в начале (сентябрь) и в конце (май) учебного года. Полученные данные подвергнуть тщательному анализу с целью дальнейшей коррекции развития двигательных качеств индивидуально каждой студентки, группы, курса и далее.2. Информировать достоверными данными каждого обследуемого об уровне здоровья, развития и подготовленности в период исследования контингента.3. Рекомендуется проводить один раз в год (весенний семестр) анкетирование студенток с содержанием вопросов, отражающих интересы и потребности в физкультурно-спортивной деятельности, а также уровень их психического состояния.4. Рекомендуется включение в учебный процесс результатов анкетирования, учитывающих интересы и мотивы студенток, с целью стимулирования их двигательной активности на практических занятиях.5. Создание банка данных о физическом здоровье испытуемых и заполнение профиля физического развития и подготовленности студенток будет способствовать поддержанию «формы», в целях чего рекомендуется создание индивидуального паспорта здоровья, который отражает в оперативной форме физическое состояние студентки и позволяет судить об идеальных формах тела.6. Для успешного результата коррекции у девушек мышц брюшного пресса, спины и тазового дна необходима самостоятельная тренировка. Нами рекомендуются эти упражнения, (см. приложение 10).7. В целях повышения двигательной активности студенток мы рекомендуем использовать гигиеническую норму дневной физической активности девушек 15−18 лет. Ею являются: локомоции (тыс. шагов) — 22;

28- двигательный компонент (в часах) — 3,5 — 4,5- энергозатраты (ккал / сутки) •2800−4200(50).

Показать весь текст

Список литературы

  1. Контингент студенток определяется названием вуза, выбранной специальностью, учитываются различные особенности данной социальной группы, в том числе и национальные.
  2. Регион проведения мониторинга: предусматривает место его проведения и обязательный учет климатогеографических условий, в которых находится республика.
Заполнить форму текущей работой