Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Обучение технике легкоатлетических упражнений у студентов вуза на основе освоения ключевых поз

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Степень обоснованности и достоверности основных положений и выводов обеспечены опорой на концептуальные положения теории и методики физического воспитания и спорта, теории и методики легкой атлетики, биомеханики физических упражнений, позного метода обучения технике упражнений. Достоверность полученных результатов подтверждается непротиворечивостью гипотезы и сформулированных задачприменением… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ ЛЕГКОАТЛЕТИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ
    • 1. 1. Роль внешних и внутренних сил в организации движений Человека
    • 1. 2. Понятие «техника», критерии техники движений
    • 1. 3. Обучение технике упражнений в легкой атлетике
    • 1. 4. Позный метод обучения технике легкоатлетических упражнений
    • 1. 5. Техника легкоатлетических упражнений и методика обучения
      • 1. 5. 1. Техника бега и методика обучения
      • 1. 5. 2. Техника низкого старта и методика обучения
      • 1. 5. 3. Техника барьерного бега и методика обучения
      • 1. 5. 4. Техника прыжков в высоту и методика обучения
  • Выводы по первой главе
  • Глава 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 2. 1. Методы исследования
    • 2. 2. Констатирующий педагогический эксперимент
      • 2. 2. 1. Организационно-методические особенности проведения констатирующего эксперимента
      • 2. 2. 2. Методика измерения показателей физической подготовленности
    • 2. 3. Формирующий педагогический эксперимент
      • 2. 3. 1. Организационно-методические особенности проведения формирующего эксперимента
      • 2. 3. 2. Методика оценивания техники легкоатлетических упражнений с использованием экспертных оценок и кинематических характеристик движений
  • Глава 3. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ ЛЕГКОАТЛЕТИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ НА ОСНОВЕ ОСВОЕНИЯ КЛЮЧЕВЫХ ПОЗ
    • 3. 1. Ключевые позы легкоатлетических упражнений
    • 3. 2. Содержание методики обучения технике легкоатлетических упражнений на основе освоения ключевых поз
      • 3. 2. 1. Методика обучения технике бега на основе освоения ключевых поз
      • 3. 2. 2. Методика обучения технике низкого старта на основе освоения ключевых поз
      • 3. 2. 3. Методика обучения технике барьерного бега на основе освоения ключевых поз
      • 3. 2. 4. Методика обучения технике прыжков в высоту на основе освоения ключевых поз
  • Выводы по третьей главе
  • Глава 4. РЕЗУЛЬТАТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА НИХ ОБСУЖДЕНИЕ
    • 4. 1. Результаты констатирующего педагогического эксперимента и их обсуждение
    • 4. 2. Результаты формирующего педагогического эксперимента и их обсуждение
      • 4. 2. 1. Бег
      • 4. 2. 2. Низкий старт
      • 4. 2. 3. Барьерный бег
      • 4. 2. 4. Прыжки в высоту
  • Выводы по четвертой главе

Обучение технике легкоатлетических упражнений у студентов вуза на основе освоения ключевых поз (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования: В настоящее время легкая атлетика занимает одно из ведущих мест в учебных программах по физическому воспитанию учащихся образовательных учреждений всех уровней. Требования государственных образовательных стандартов и учебных программ по физическому воспитанию нацелены на повышение качества обучения технике упражнений на основе реализации потенциала как традиционных, так и инновационных технологий.

В развитие теории спортивной техники, в целостном, структурном подходе к пониманию двигательных действий человека большой вклад внесли отечественные (В. К. Бальсевич, Н. А. Бернштейн, М. М. Боген, Ю. В. Вер-хошанский, Д. Д. Донской, В. М. Дьячков, В. Б. Коренберг, JI. П. Матвеев, Н. Г. Озолин, В. Б. Попов, И. П. Ратов, Н. С. Романов, Ф. П. Суслов, Ж. К. Холодов и др.) и зарубежные ученые (R. М. Bartlett, P. R. Cavanagh, J. Dapena, J. G. Hay, M. J. Lake, I. S. McClay, J. G. Reid и др.), в работах которых глубоко раскрыты закономерности биомеханики движений, обучения и совершенствования техники двигательных действий.

В теории и методике физического воспитания и спорта обучение двигательным действиям рассматривается как системное освоение человеком рациональных способов управления своими движениями. Однако, несмотря на огромный практический и теоретический материал, по-прежнему остается актуальным вопрос: Как наиболее эффективно и в наименьший срок обучить технике того или иного вида легкой атлетики?

В. Д. Бакланов, Н. А. Бернштейн, М. М. Боген, Д. Д. Донской, JI. П. Матвеев, А. А. Морозов и другие специалисты отмечают отсутствие четких рекомендаций по совершенствованию техники движений на определенном этапе обучения. В практической работе основное внимание акцентируется, как правило, на элементах внешней картины движений, на использовании методов и средств, отобранных без учета биомеханических закономерностей движений. То есть, направленность обучения, хотя и ориентирована на формирование правильной динамики движений, реализуется на основе попыток подражания их эталонным внешним формам, предъявленным учителем или тренером в качестве образца.

Таким образом, актуальность нашего исследования заключается в разрешении противоречия между применяемыми в настоящее время средствами и методами обучения технике легкоатлетических упражнений, которые зачастую не отвечают биомеханическим закономерностям движений, и необходимостью поиска более эффективных средств и методов обучения. Выявленное противоречие позволило сформулировать проблему исследования: каковы теоретические и методические основы повышения эффективности обучения технике легкоатлетических упражнений на основе выделения ключевых поз в их содержании.

В соответствии с содержанием проблемы целью нашего исследования является теоретическое и экспериментальное обоснование содержания и методики обучения технике легкоатлетических упражнений студентов вуза на основе освоения ключевых поз.

Объектом исследования является процесс обучения технике легкоатлетических упражнений.

В качестве предмета исследования в изучаемом объекте выделены средства и методы обучения технике легкоатлетических упражнений студентов вуза на основе освоения ключевых поз.

Гипотеза исследования. Процесс обучения технике легкоатлетических упражнений будет более эффективным, если раскрыть сущность и содержание понятия «ключевая поза», уточнить понятие «позный метод», выделить и охарактеризовать ключевые позы и целенаправленные движения в содержании легкоатлетических упражнений, разработать комплексы подводящих и подготовительных упражнений и определить методические особенности их эффективного применения, сформировать и применять тестовые профили для оперативного контроля и коррекции качества усвоения разучиваемых упражнений.

Для достижения цели исследования решались следующие задачи:

1. На основе изучения отечественного и зарубежного опыта обучения технике легкоатлетических упражнений раскрыть сущность и содержание понятия «ключевая поза», уточнить понятие «позный метод».

2. Выделить и описать ключевые позы легкоатлетических упражнений.

3. Разработать тестовые профили для количественной оценки качественного уровня элементов техники легкоатлетических упражнений.

4. Разработать методику обучения технике двигательных действий на основе освоения ключевых поз и экспериментально обосновать эффективность ее применения в образовательном процессе.

Методологической и теоретической основой настоящего исследования явились положения теории и методики физического воспитания и спорта (М. М. Боген, JI. П. Матвеев, Ж. К. Холодов), теории и методики легкой атлетики (В. М. Дьячков, В. Б. Попов, Н. Г. Озолин, А. П. Стрижак, И. А. Тер-Ованесян, В. Тюпа и др.), биомеханики физических упражнений (Н. А. Бернштейн, Д. Д. Донской, В. М. Зациорский, R. М. Bartlett, G. F. Cavagna), основные положения позного метода обучения технике движений (Н. С. Романов, G. Fletcher и др.), а также идеи, сформулированные в частных науках, прямо или косвенно связанные с решением задач настоящего исследования.

Опытно-экспериментальной базой исследования явился ГОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева».

Для достижения цели и решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретический анализ и обобщение научно-методической и учебной литературы по проблеме исследования, педагогическое тестирование, видеометрия, экспертная оценка, биомеханический анализ, педагогический эксперимент, методы математической статистики.

Организация исследования. В организации исследования с учетом решаемых задач можно условно выделить четыре этапа.

На первом этапе (2005;2007 гг.) на основе результатов теоретического анализа и обобщения научно-методической литературы по исследуемой нами проблеме, выявлялись основные противоречия, возникающие при традиционных подходах к обучению технике легкоатлетических упражненийформулировалась проблема исследования, определялись объект, предмет, цель, гипотеза, задачи и методы исследования.

На втором этапе (2008 год) определялись методики измерения и оценки физической подготовленности, методики измерения и оценки качества выполнения легкоатлетических упражнений, определялись сущность и содержание понятий «ключевая поза», «позный метод», выделялись и описывались ключевые позы легкоатлетических упражненийразрабатывалась методика обучения технике легкоатлетических упражнений на основе освоения ключевых поз.

На третьем этапе (2009 год) были проведены: констатирующий педагогический эксперимент, направленный на определение степени однородности контрольной и экспериментальной группи формирующий педагогический эксперимент, направленный на практическое обоснование эффективности экспериментальной методики обучения.

На заключительном, четвертом этапе (2009;2011 гг.) осуществлялся качественный и количественный анализ результатов опытно-экспериментальной работы и оформление материалов исследования в виде научных статей, диссертации и автореферата.

Научная новизна результатов исследования заключается в следующем:

— раскрыта сущность и содержание вводимого в теорию и методику легкой атлетики понятия «ключевая поза», уточнено понятие «позный метод»;

— техника легкоатлетических упражнений впервые раскрыта с выделением ключевых поз и целенаправленных движений, обеспечивающих переход от одной позы к другой;

— разработана методика обучения технике легкоатлетических упражнений, на основе освоения занимающимися ключевых поз;

— определены показатели качества выполнения легкоатлетических упражнений, составляющие тестовый профиль, которые позволяют вносить оперативные коррекции в процесс их усвоения занимающимися.

Теоретическая значимость результатов исследования состоит в том, что они дополняют теорию и методику легкой атлетики знаниями и представлениями: о значении и месте гравитации и мышечной силы в иерархической структуре силовых взаимодействий при выполнении легкоатлетических упражненийо ключевых позах легкоатлетических упражнений и целенаправленных движениях, обеспечивающих их переход от одной к другой и последовательное решение задач в каждой из фаз упражненияо теоретических и методических особенностях обучения технике легкоатлетических упражнений на основе освоения ключевых позо способах оценки качества выполнения легкоатлетических упражнений на основе тестового профиля.

Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что процесс обучения технике легкоатлетических упражнений на основе освоения ключевых поз обеспечивает существенное повышение качества усвоения’учебного материала.

Результаты исследования" могут быть использованы в системе профессиональной подготовки специалистов в области физической культуры и спорта, в учебно-тренировочном процессе учащихся ДЮСШ по легкой атлетике, в физическом воспитании учащихся общеобразовательных школ и студентов средних и высших учебных заведений, в системе повышения, квалификации преподавателей физической культуры и тренеров по спорту.

Степень обоснованности и достоверности основных положений и выводов обеспечены опорой на концептуальные положения теории и методики физического воспитания и спорта, теории и методики легкой атлетики, биомеханики физических упражнений, позного метода обучения технике упражнений. Достоверность полученных результатов подтверждается непротиворечивостью гипотезы и сформулированных задачприменением комплекса методов, адекватных предмету и цели исследования, результатами педагогического эксперимента с участием достаточных выборок испытуемыхкорректным применением методов математической статистики при анализе экспериментальных данныхшироким обсуждением полученных результатов на международных, всероссийских и республиканских научно-практических конференциях по проблемам физического воспитания и спортивной тренировки.

На защиту выносятся следующие основные положения:

1. Ключевые позы представляют собой компактные положения1 тела, при которых создаются наиболее благоприятные условия для интеграции внешних и внутренних сил, обеспечивающих наиболее эффективное решение задач отдельных фаз двигательного действия и действия в целом. В этой связи, суть обучения технике упражнений на основе освоения ключевых поз должна сводиться к тому, как лучше интегрировать внешние силы, и, в частности гравитацию, в движение. Поэтому обучение направлено1 на освоение ключевых поз и целенаправленных движений, обеспечивающих переход от одной позы к другой.

2. Базовой позой в легкоатлетических упражнениях является поза «упругости», лежащая в основе классификации производных ключевых поз: в' беге — поза «бега», в барьерном беге — позы «бега», «атаки» и «схода с барьера», в прыжках в высоту — позы «выхода», «над планкой» и «приземления».

3. Разработанные тестовые профили, содержащие показатели качества выполнения технических элементов легкоатлетических упражнений, необходимы в практической работе спортивному педагогу для оперативной оценки параметров техники, своевременного выделения технических ошибок и круга упражнений для их устранения.

4. Практическая реализация экспериментальной методики обучения технике легкоатлетических упражнений студентов вуза на основе освоения ключевых поз позволяет существенно повысить эффективность процесса обучения за счет сокращения информации, нуждающейся в одновременном контроле при обучении, формирования четкой психологической структуры двигательного действия, что, в конечном счете, способствует достижению более высокого уровня овладения занимающимся двигательными умениями и навыками.

Апробация и внедрение результатов исследования. Ход и результаты исследования на различных этапах были представлены и обсуждены на заседаниях кафедры теоретических основ физического воспитания ГОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева» (2008;2011), на научно-практических конференциях различного ранга: международных — «Актуальные проблемы физической культуры и спорта» (Чебоксары, 2009) — «Опыт спортивного наследия — Универсиаде-2013» (Набережные Челны, 2009), «Актуальные проблемы физической культуры и спорта» (Чебоксары, 2010) — всероссийских — «Современные проблемы физической культуры и. спорта» (Чебоксары, 2008), «Актуальные проблемы физического воспитания и спортивной тренировки учащейся молодежи» (Новоче-боксарск, 2009), «Современные проблемы теории и практики спортивной медицины и физической реабилитации» (Набережные Челны, 2009).

Основные положения работы освещались в публикациях и представлялись в различных сообщениях автора'. По теме исследования опубликовано- 14 работ.

Результаты исследования прошли апробацию в процессе внедрения в учебный процесс ГОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», ФГОУ ВПО «Чувашский государственный университет им. И. Н. Ульянова», филиала Российского государственного университета физической культуры, спорта и туризма в г. Новочебоксарск, РГОУДОД «Специализированная детско-юношеская спортивная школа Олимпийского резерва № 1».

Структура диссертации: диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, списка литературы и приложений. Текст работы изложен на 176 страницах машинописного текста. Диссертация иллюстрируется 25.

Выводышочетвертойглаве:

1. Результаты экспертной оценки техники, легкоатлетических упражнений показали достоверно более высокий качественный уровень отдельных элементов техники в экспериментальной группе, осваивавшей технику упражнений на основе экспериментальной методики обучения, по сравнению с контрольной группой.

2. Результаты биомеханического анализа кинематических характеристик показали достоверное преимущество экспериментальной группы над контрольной группой после окончания эксперимента.

3. Результаты экспертной оценки во всех изучаемых нами в рамках данного исследования легкоатлетических упражнениях согласуются с результатами биомеханического анализа, что свидетельствует об объективности оценки экспертов и пригодности тестового профиля для оценки техники легкоатлетических упражнений и более эффективного выявления двигательных ошибок как отклонений от стандарта.

4. Использование тестового профиля позволило оценить качественный уровень каждой элементарной характеристики техники легкоатлетических упражнений, выявить наиболее отстающие характеристики индивидуальной техники студентов экспериментальной группы и подобрать соответствующие упражнения для улучшения техники и исправления технических ошибок.

5. Обучение технике через освоение ключевых поз облегчает формирование двигательных умений в беге, низком старте, барьерном беге и прыжках в высоту различными способами.

На основе анализа и обобщения результатов педагогического эксперимента можно заключить, что обучение технике легкоатлетических упражнений на основе освоения ключевых поз является более эффективным по сравнению с традиционными подходами в обучении.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

1. Анализ научно-методической литературы позволяет сделать вывод, что проблема повышения эффективности процесса обучения в легкой атлетике является на сегодняшний день недостаточно исследованной.

В настоящее время в легкой атлетике активно применяются методы целостно-конструктивного и расчлененно-конструктивного упражнения, реализован подход с использованием искусственной управляющей среды. Широкое распространение получил позный метод обучения технике упражнений.

В каждом спортивном упражнении существуют свои наиболее благоприятные условия для эффективного использования внешних и внутренних сил в перемещении тела.

Среди разнообразных поз, через которые тело проходит в процессе движения, имеются ключевые позы, обеспечивающие максимальное участие внешних сил в перемещении тела и интегрирующие предыдущие и последующие движения в единую систему, и второстепенные позы, отражающие степень перехода от одной ключевой позы к другой. .Основными-критериями для выделения ключевых поз того или иного движения человека, являются: наличие равновесия, высокий уровень потенциальной энергии и максимальная упругость мышечно-связочного аппарата.

При выполнении того или иного движения ключевые позы являются динамическими, когда тело быстро проходит через них. Вместе с тем, В’процессе обучения технике при выполнении имитационных упражнений ключевые позы могут рассматриваться и как статические с их более продолжительной фиксацией, чем в изучаемом упражнении.

Суть обучения, технике упражнений на основе освоения ключевых поз сводится к тому, как лучше интегрировать внешние силы, и, в частности гравитацию, в движение. Поэтому обучение нацелено на освоение ключевых поз, при которых вес тела приложен к опоре, и активных мышечных движений, направленных на воспроизведение последующих поз и смену опор:

2. Базовой позой в легкоатлетических упражнениях является поза «упругости», в которой тело обладает максимальным уровнем потенциальной энергии упругой деформации, находясь в состоянии «сжатой пружины», когда все основные группы мышц готовы к работе.

Поза упругости" представляет собой пример ограниченно-устойчивого равновесия и характеризуется: Б-образным положением туловища, согнутыми в суставах конечностями, проекцией общего центра масс тела, проходящей через точку опоры, весом тела, смещенным на передний край опоры.

Все остальные позы легкоатлетических упражнений являются производными от «позы упругости». В беге ключевой является поза «бега», в барьерном беге — позы «бега», «атаки» и «схода с барьера», в прыжках в длину способом «согнув ноги» — позы «выхода в шаге» и «приземления», в прыжках в высоту — позы «выхода», «над планкой» и «приземления», в толкании ядра — позы «группировки», «финального усилия» и «выпуска снаряда».

3. Использование разработанных нами тестовых профилей позволило оценить качественный, уровень каждой элементарной характеристики техники легкоатлетических упражнений, выявить наиболее отстающие1 характеристики индивидуальной техники студентов экспериментальной группы и подобрать соответствующие упражнения для улучшения техники и исправления технических ошибок.

Результаты экспертной оценки согласуются с данными биомеханического анализа, что свидетельствует об объективности оценки экспертов и пригодности тестового профиля для оценки техники легкоатлетических упражнений. Тестовые профили могут быть использованы в практике физического воспитания и спорта.

4. Результатом реализации экспериментальной методики обучения"технике легкоатлетических упражнений на основе освоения ключевых поз выступает овладение более эффективной техникой движений за меньшие сроки, по сравнению с обучением с использованием традиционных методик.

Однако исследование не исчерпало все аспекты этой сложной проблемы, связанной с обучением и совершенствованием техники легкоатлетических упражнений на основе освоения ключевых поз. В связи с тем, что в рамках данного исследования мы ограничились несколькими упражнениями (бег, низкий старт, барьерный бег, прыжки в высоту), можно предположить, что данный подход еще не раскрыл всего своего потенциала в обучении технике легкоатлетических упражнений. Дальнейшей разработки, на наш взгляд, требуют вопросы, связанные с внедрением экспериментальной методики обучения технике легкоатлетических упражнений с использованием ключевых поз на других специальностях, в различных учебных заведениях, в разных возрастных группах, а также в процессе спортивной подготовки.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , П. К. Философские аспекты теории функциональных систем : избр. тр. / П. К. Анохин. М.: Наука, 1978. — 400 с.
  2. Вертикальная механическая работа в аспекте оценки техники бега / Е. Е. Аракелян и др. // Теория и практика физической культуры. 1998. -№ 2.-С. 46−47.
  3. , В. В. Бег на 110 м с барьерами / В. В. Балахничев. — М- '• Физкультура и спорт, 1987.-80с.
  4. , В. В. Как правильно расположить стартовые колодки / В.
  5. B. Балахничев // Легкая атлетика. -1981.-№ 9.-С. 14.
  6. , В. На дистанции Колин. Джексон / В. Балахничев, В. Папанов // Легкая атлетика. 1991. — № 8. — С. 16−17.
  7. , В. К. Исследование основных параметров движений в беге на скорость и некоторые пути совершенствования в технике бегунов на короткие дистанции : автореф. дис.. канд. пед. наук. / В. К. Бальсевич — ГЦОЛИФК. М., 1965. — 23 с.
  8. , Н. А. Биодинамика стартовых движений / Н. А. Берштейн // Теория и практика физической культуры. 1937. — т. 10. Вып. 8. —1. C. 357−372.
  9. , Н. А. Избранные труды по биомеханике и кибернетике / Н. А. Бернштейн — ред.-сост. М. П. Шестаков. М.: СпортАкадем-Пресс, 2001.-296 с.
  10. , Н. А. О ловкости и ее развитии / Н. А. Бернштейн. — М-: Физкультура и спорт, 1991. 288 с.
  11. , Н. А. О построении движений / Н. А. Бернштейн. М.: Медгиз, 1947.-255 с.
  12. , Н. А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности / Н. А. Бернштейн. М.: Медицина, 1966. — 349 с.
  13. , А. Н. Терминология спорта. Толковый словарь-справочник / А. Н. Блеер, Ф. П. Суслов, Д. А. Тышлер. М.: Издательский центр «Академия», 2010. — 464 с.
  14. , М. М. Обучение двигательным действиям / М. М. Боген. М.: Физкультура и спорт, 1985.-192 с.
  15. , В. Ф. Моделирование техники бега с низкого старта спринтеров высокой квалификации : автореф. дис.. канд. пед. наук / В. Ф. Борзов — Киевский ГИФК. Киев, 1980. — 24 с.
  16. , В. Оптимальная стартовая поза / В. Борзов // Легкая атлетика. 1978.-№ 4.-С. 10.
  17. , В. На дистанции Иорданка Донкова и Корнелия Ошкенат / В. Брейзер, В. Папанов // Легкая атлетика. 1987. — № 9. — С. 12−14.
  18. , А. А. Критерии оптимальности техники отдельных видов спорта / А. А. Вайн // Уч. зап. Тартуского гос. универ. Вып. 368. Тарту, 1975.-С. 12−14.
  19. , А. А. О методологии исследования спортивной техники / А. А. Вайн // Принципиальные вопросы кинезиологии спорта: сб. науч. тр. / под ред. В. Б. Коренберга / МОГИФК. -Малаховка, 1991. С. 96−101.
  20. , Ю. В. Некоторые методологические вопросы теории спортивной техники / Ю. В. Верхошанский // Теория и практика физической культуры. № 3. — 1968. — С. 11−15.
  21. , Л. В. Обучение и воспитание юного спортсмена / Л. В. Волков. -К.: Здоров’я, 1984. 144 с.
  22. , Л. В. Физические способности детей и подростков / Л. В. Волков. К.: Здоров’я, 1981. — 116 с.
  23. , В. О беге с максимальной скоростью / В. Гамалий // Физическое воспитание студентов творческих специальностей. Харьков, 2006.-№ 3.-С. 17−25.
  24. , Е. Н. Психология физического воспитания и спорта : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е. Н. Гогунов, Б. И. Мартьянов. 2-е изд., дораб. — М.: Издательский центр «Академия», 2004.-224 с.
  25. , Д. Д. Биомеханика : учеб. пособие для студентов фак. физ. воспитания пед. ин-тов / Д. Д. Донской. М.: Просвещение, 1975. -239 с.
  26. , Д. Д. Биомеханика : уч-к для ин-тов физ. культ. / Д. Д. Донской, В. М. Зациорский. М.: Физкультура и спорт, 1979. — 264 с.
  27. , Д. Д. Проблемы теории спортивной техники / Д. Д. Донской // Теория и практика физической культуры. 1967. — № 3. — С. 4−6.
  28. , Д. Д. Психосемантические механизмы управления двигательными действиями человека / Д. Д. Донской, С. В. Дмитриев // Теория и практика физической культуры. 1999. — № 9. — С. 2−6.
  29. , В. И. Биомеханика : учеб. для сред, и высш. учеб. заведений / В. И. Дубровский, В. Н. Федорова М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.-672 с.
  30. , Л. Механизм отталкивания / Л. Дурсенев // Легкая атлетика. 1975. -№ 1.-С. 18−19.
  31. , В. М. Легкая атлетика / В. М. Дьячков, Г. В. Коробков, И. А. Степанченок, Л. С. Хоменков. М.: Физкультура и спорт, 1956. -360 с.
  32. , В. М. Прыжки в высоту / В. М. Дьячков. М.: Физкультура и спорт, 1966. — 120 с.
  33. , В. М. Прыжок «фосбери-флоп» / В. М. Дьячков, А. П. Стри-жак. М.: Физкультура и спорт, 1975. — 63 с.
  34. , В. М. Совершенствование технического мастерства спортсменов / В. М. Дьячков. М.: Физкультура и спорт, 1967. — 183 с.
  35. , Л. Н. Развитие быстроты движений у детей школьного возраста : автореф. дис.. канд. пед. наук. / Л. Н. Жданов — науч.-исслед. ин-т физиологии детей и подростков. М., 1970. — 21 с.
  36. , А. И. Легкая атлетика : учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / А. И. Жилкин, В. С. Кузьмин, Е. В. Сидорчук. -М.: Издательский центр «Академия», 2008. 464 с.
  37. , В. М. Биомеханика двигательного аппарата человека / В. М. Зациорский, А. С. Аруин, В. Н. Селуянов. М.: Физкультура и спорт, 1981.- 143 с.
  38. , В. М. Кинематика движений человека : лекция для студентов ГЦОЛИФКа / В. М. Зациорский — ГЦОЛИФК. М., 1990. -24 с.
  39. , Т. Школа барьерных упражнений Зеленцовой / Т. Зеленцо-ва // Легкая атлетика. 2010. — № 5−6. — С. 17−19.
  40. , Р. Прыгает Галина Чистякова / Р. Зотько, В. Папанов // Легкая атлетика. 1985.-№ 11.-С. 16−17.
  41. , Е. П. Психомоторная организация человека : учебник для вузов / Е. П. Ильин. СПб: Питер, 2003. — 384 с.
  42. , А. Допинговать не тело, а движение (гипотеза техники движения нового уровня) / А. Капуста // Легкая атлетика. 2009. — № 4. -С. 22−24.
  43. , А. Кто прыгнет выше Сергея Бубки? (гипотеза, сложившая ся в рамках правил дедукции) / А. Капуста // Легкая атлетика. -2009. -№ 1.-С. 18−19.
  44. , В. Л. Тестирование в спортивной медицине / В. Л. Карпман. М.: Физкультура и спорт, 1988. — 208 с.
  45. , В. А. Биомеханика и синергетика // Теория и практика физической культуры. 2000. — № 3. — С. 46−48.
  46. , Н. В. Организационно-методическое содержание обучения легкоатлетическому спринту : учеб. пособие / Н. В. Колесников. -СПб.: СПбГАФК им. П. Ф. Лесгафта, 2000. 86 с.
  47. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1−11 классов / сост. В. И. Лях, А. А. Зданевич. М.: Просвещение, 2008. -140 с.
  48. , В. Б. Двигательные умения и навыки (нетрадиционные ки-незиологические представления) / В. Б. Коренберг // Принципиальные вопросы кинезиологии спорта: сб. науч. тр. / под ред. В. Б. Коренбер-га / МОГИФК. Малаховка, 1991. — С. 28−49.
  49. , В. Б. Основы качественного биомеханического анализа / В. Б. Коренберг. М.: Физкультура и спорт, 1979. — 208 с.
  50. , В. Клуб «Кузнечик»: кто прыгнет выше и дальше / В. Креер // Теория и практика физической культуры. 1998. — № 7.- С. 8−9.
  51. , В. Клуб «Кузнечик»: кто прыгнет выше и дальше / В. Креер // Теория и практика физической культуры. 1998. — № 9 — С. 10−12.
  52. , В. Клуб «Кузнечик»: кто прыгнет выше и дальше / В. Креер // Теория и практика физической культуры. 1998. — № 10.- С. 8−10.
  53. , В. Д. Биомеханический анализ техники прыжка в высоту у сильнейших спортсменок мира / В. Д. Кряжев, А. П. Стрижак, Г. И. Попов, В. И. Бобровник // Теория и практика физической культуры. -1989.-№ 9. -С. 7−8.
  54. , В. На дистанции Татьяна Казанкина / В. Кряжев, Ю. Тюрин, В. Мансветов // Легкая атлетика. 1981. — № 9. — С. 16−17.
  55. , В. С. Коррекция техники бега на средние и длинные дистанции на основе использования обратной связи : автореф. дис.. канд. пед. наук. М.: МОПИ им. Н. К. Крупской, 1982. — 21 с.
  56. , Б. X. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности : учеб. пособие / Б. X. Ланда. М.: Советский спорт, 2004. — 192 с.
  57. , А. На дистанции Катрин Крабе и Галина Мальчугана / А. Левченко, В. Папанов // Легкая атлетика. 1991. — № 2. — С. 12−14.
  58. Легкая атлетика / под ред. Е. М. Лутковского, А. А. Филиппова М.: Физкультура и спорт, 1977. — 344 с.
  59. Легкая атлетика: учеб. / под общ. ред. Н. Н. Чеснокова, В. Г. Ники-тушкина. М.: Физическая культура, 2010. — 448 с.
  60. Легкая атлетика: учеб. для ин-тов физ. культ. — 3-е изд., доп. и пере-раб. / под ред. Н. Г. Озолина, В. И. Воронкина. М.: Физкультура и спорт, 1979.-597 с.
  61. Легкая атлетика и методика преподавания: учеб. для ин-тов физ. культ. / под ред. О. В. Колодия, Е. М. Лутковского, В. В. Ухова. М.: Физкультура и спорт, 1985. — 271 с.
  62. , А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. Изд. 2-е. — М.: Политиздат, 1977. — 304 с.
  63. , В. Обучение технике низкого старта / В. Лепешев // Легкая атлетика. 1973. -№ 7. — С. 12−13.
  64. , П. Ф. Руководство по физическому образованию детей школьного возраста / П. Ф. Лесгафт. Пб.: б. и. — 1912. — 384 с.
  65. Лях, В. И. Координационные способности школьников: основы тестирования и методика развития / В. И. Лях // Физическая культура в школе. 2000. — № 5. — С. 3−10.
  66. , А. О старте в спринтерском беге / А. Майский // Легкая атлетика. 2010. — № 5−6. — С. 14−16.
  67. , А. Секреты спринтерского бега / А. Майский // Лёгкая атлетика. 2007. — № 4. — С. 7.
  68. , А. Н. Бег на средние и длинные дистанции / А. Н. Макаров. М.: Физкультура и спорт, 1966. — 190 с.
  69. , В. На дистанции Эвелин Эшфорд / В. Мансветов, Э. Озо-лин, В. Папанов // Легкая атлетика. 1987. — № 3. — С. 16−17.
  70. , В. Прыгает Игорь Паклин / В. Мансветов, А. Стрижак // Легкая атлетика. 1987. — № 2. — С. 16−19.
  71. Методики психодиагностики в спорте: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / В. Л. Марищук и др. 2-е изд., доп. и испр. — М.: Просвещение, 1990. — 256 с.
  72. , В. На дорожке Александр Порхомовский / В. Маслаков // Легкая атлетика. 1995. — № 1. — С. 12−13.
  73. , Л. П. Основы спортивной тренировки : учеб. пособ. для ин-ов физ. культуры / Л. П. Матвеев. М.: Физкультура и спорт, 1977. -280 с.
  74. , Л. П. Теория и методика физической культуры : учеб. для ин-ов физ. культуры / Л. П. Матвеев. М.: Физкультура и спорт, 1991.-343 с.
  75. , М. И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории / М. И. Махмутов. М.: Педагогика, 1975. — 337 с.
  76. , Л. Д. Содержание и структура равновесия как двигатель-но-координационного качества / Л. Д. Назаренко // Теория и практика физической культуры. 2000. — № 1. — С. 54−58.
  77. , Н. Г. Молодому коллеге / Н. Г. Озолин. М.: Физкультура и спорт, 1988.-288 с.
  78. , Н. Г. Современная система спортивной тренировки / Н. Г. Озолин. М.: Физкультура и спорт, 1970.
  79. , Э. На дистанции Джон Реджис / Э. Озолин, В. Папанов // Легкая атлетика. 1991. — № 1. — С. 18−19.
  80. , Э. Современная техника спринта / Э. Озолин // Легкая атлетика. 1985. -№ 11.-С. 4−7.
  81. Основы легкой атлетики / сост. А. Ф. Бойко. М.: Физкультура и спорт, 1976.-200 с.
  82. , О. И. Система тренировки Виктора Пушкина / О. И. Павлова, О. Н. Камардина. М.: Олимпия Пресс, Терра-Спорт, 2005. — 96 с.
  83. Познавательные процессы и способности в обучении: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / В. Д. Шадриков и др. М.: Просвещение, 1990.-412 с.
  84. , В. Б. 1001 упражнение легкоатлетов / В. Б. Попов. М.: Физ- • культура, образованием наука, 1995. — 59 с.
  85. , В. Б. Юный легкоатлет : пособие для тренеров ДЮСШ / В. Б. Попов, Ф. В. Суслов, Е. И. Ливадо. М.: Физкультура и спорт, 1984. — 224 с.
  86. , Г. И. Биомеханика : учебник для студ. высш. учеб. заведений / Г. И. Попов. ~ М.: Издательский центр «Академия», 2005. 256 с.
  87. , В. П. Прыжок в высоту / В. П. Портнов. М.: Физкультура и спорт, 1979. — 56 с.
  88. , А. Ц. Проблемы произвольной (психической) регуляции двигательной деятельности в спорте / А. Ц. Пуни // Теория и практика физической культуры. 1966. -№ 1. — С. 34−39.
  89. , Е. А. Совершенствование специальной подготовленности спортсменов! высшей квалификации (на материалах циклических видов. спорта) — :.дис.. докт. пед. наук в форме науч. доклада / Е. А. Разумовский. -М. :ЩОЛИФК, 1993.-79 с.
  90. , И. П. Первостепенное внимание науки и спортивного изобрета-тельств профилактике и лечению травматизма / И. П. Ратов // Теория и практика физической культуры. — 1989. — № 9. — С. 35−37.
  91. , И. П. Биомеханические технологии подготовки спортсменов / И. П. Ратов и др. М.: Физкультура и спорт, 2007. — 120 с.
  92. , Н. С. Обучение технике бега Позным методом Н. С. Романов // Легкая атлетика. — 2010. — № 5−6. — С. 20−21.
  93. , Н. С. О роли гравитации в технике педалирования при передвижении на велосипеде / Н. С. Романов // Теория и практика физической культуры. 2004. — № 5. — С. 17−21.
  94. , Н. С. Позный метод обучения технике бега : методическая разработка / Н. С. Романов. Чебоксары, 1988. — 18 с.
  95. , Н. С. Позный метод. Как родился позный метод / Н. С. Романов // Легкая атлетика. 2009. — № 4. — С. 19−21.
  96. , Н. С. Позный метод. Поза Падение — Подтягивание (Pose -Fall — Pull) / H. С. Романов // Легкая атлетика. — 2009. — № 5−6. -С. 26−27.
  97. , Н. С. Усайн Болт. Отличительные характеристики техники бега / Н. С. Романов // Легкая атлетика. № 8. — 2009. — С. 26−27.
  98. , В. Л. Методика повышения экономичности бегового шага на основе использования тренажеров с обратной связью : автореф. дис.. канд. пед. наук / В. Л. Ростовцев — ВНИИФК. М.: 1982. -23 с.
  99. , П. А. Психологические исследования в спорте / П. А. Рудик // Теория и практика физической культуры. 1967. — № 5. — С. 72−74.
  100. , Е. Позные ориентиры движений как узловые элементы спортивной техники акробатических упражнений / Е. Садовски и др. // Теория и практика физической культуры. № 12. — 2009. — С. 42−47.
  101. , Т. Г. Коррекция спортивных движений с использованием электростимуляции мышц / Т. Г. Селиванова // Моделирование спортивной деятельности в искусственно созданной среде (стенды, тренажеры, имитаторы): материалы конф. М., 1999. — С. 95−98.
  102. , Б. Кинематический анализ техники бега Иоланты Чеплак / Б. Скоф, С. Стинек — перевод Э. Озолина // Легкая атлетика. 2004. — № 12.-С. 21−23.
  103. , Ю. И. Спортивная метрология : учеб. для студентов пед. вузов / Ю. С. Смирнов, М. М. Полевщиков. М.: Академия, 2000. -228 с.
  104. , А. Прыгает Стефка Костадинова / А. Стрижак, В. Бобров-ник, Г. Попов // Легкая атлетика. 1986. — № 7. — С. 16−17.
  105. , А. Прыгает Патрик Шеберг / А. Стрижак, В. Папанов // Легкая атлетика. 1985. — № 8. — С. 16−17.
  106. , Е. Н. Психомоторика спортсмена / Е. Н. Сурков. М.: Физкультура и спорт, 1984. — 126 с.
  107. , В. Ф. Программированное становление и совершенствование спортивного мастерства в прыжках в высоту : учеб. пособие / В. Ф. Таранов и др. Волгоград: Изд-во «Волгоградская правда», 1987. -112 с.
  108. Теория и методика легкой атлетики: уч.-метод. пособие: специальность 32 101 «Физическая культура и спорт» / сост. С. Д. Зорин, В. А. Бурцев, Л. Ш. Пестряева. Чебоксары: Чуваш, гос. пед. ун-т, 2007. -52 с.
  109. Тер-Ованесян, А. А. Обучение в спорте / А. А. Тер-Ованесян, И. А. Тер-Ованесян. -М.: Советский спорт, 1992. 192 с.
  110. Тер-Ованесян, И. А. Подготовка легкоатлета: современный взгляд / И. А. Тер-Ованесян. М.: Терра-Спорт, 2000. — 128 с.
  111. , С. На дорожке Ирина Привалова / С. Тихонов // Легкая атлетика. 1994. — № 3. — С. 16−17.
  112. , С. На дистанции Юрий Борзаковской / С. Тихонов // Легкая атлетика. 2002. — № 5. — С. 16−17.
  113. , Т. И. Курс физики : учеб. пособие для вузов / Т. И. Трофимова. М.: Издательский центр «Академия», 2010. — 560 с.
  114. , В. Биомеханика отталкивания / В. Тюпа и др. // Лёгкая атлетика. 1981. -№ 9. — С. 10−12.
  115. , В. С. Управление движениями в спорте. М.: Физкультура и спорт, 1975.-208 с.
  116. Физическая культура 1−11 классы: развернутое тематическое планирование по комплексной программе под редакцией В. И. Ляха, Л. Б. Кофмана, Г. Б. Мейксона / авт.-сост. М. И. Васильева и др. Волгоград: Учитель, 2010. — 183 с.
  117. , В. П. Проблемы совершенствования двигательных (физических) качеств детей школьного возраста в процессе спортивной тренировки: автореф. дис.. док. пед. наук / В. П. Филин — НИИ физиологии детей и подростков. М., 1970. — 50 с.
  118. , Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. М.: Академия, 2002. — 480 с.
  119. , Л. С. Научные основы современной системы спортивной тренировки в легкой атлетике : докл. канд. пед. наук / Л. С. Хоменков- ГЦОЛИФК. -М., 1963. 73 с.
  120. Школа легкой атлетики / под общ. ред. А. В. Коробова. М.: Физкультура и спорт, 1968. — 336 с.
  121. , В. Б. Легкая атлетика / В. Б. Шпитальный, М. Ф. Мак-сименко. Краснодар: КГАФК, 2002. — 84 с.
  122. , М. С. Вариативность кинематической структуры последних шагов разбега и отталкивания квалифицированных прыгунов в высоту в условиях соревнований / М. С. Шубин // Теория и практика физической культуры. 1999. — № 3. — С. 33.
  123. , Л. П. Научно-методические основы управления тренировочным процессом в легкой атлетике : учеб. пособие для академий и институтов физ. культуры / Л. П. Шульгатый. Краснодар: КГАФК, 1995.- 101 с.
  124. Шур, М. Прыжки в высоту: учеб.-методич. издание / М. Шур. М.: Терра-Спорт, 2003. — 144 с.
  125. , R. М. Current issues in the mechanics of athletic activities a position paper / R. M. Bartlett // Journal of Biomechanics. 1997. — № 30. -P. 477486.
  126. Brandell, B. R. An analysis of muscle coordination in walking and running gaits. Medicine and Sport: Biomechanics 111/ edited by S. Cerquigli-ni, A. Venerando and J. Wartenweiler. Basel, Switzerland: Karger, 1973. -P. 278−287.
  127. Bransford, D> R. Oxygen cost of running in trained and untrained men and women / D. R. Bransford, E. T. Howley // Medicine Science in Sport and Exercise. 1977. — № 9. — P. 41−44.
  128. Cavagna, G. A. Mechanical work and efficiency in level walking and running / G. A. Cavagna, M. Kaneko // Journal of Physiology. 1977. — № 268.-P. 467−481.
  129. Cavagna, G. A. The mechanics of sprint running / G. A. Cavagna, L. Ko-marek, S. Mazzoleni // J. Physiol. 1971. — № 217. — P. 709−721.
  130. Cavanagh, P. R. A biomechanical comparison of elite and good distance runners / P. R. Cavanagh, M. J. Pollock, J. Landa // Annals New York Academia Science. 1977. -№ 301. — P. 328−345.
  131. Daniels, J. A physiologist’s view of running economy / J. Daniels // Medicine Science in Sport and Exercise. 1985. — № 17. — P. 332−338.
  132. Dapena, J. The pattern of hammer speed fluctuation during hammer throw and influence of gravity on its fluctuations / J. Dapena // Journal of Biomechanics. 1984. — № 14. — P. 135−142.
  133. De Rosnay J. The Macroscope: A New World Scientific Sistem. NY.: Harper & Row, Publishers, Inc., 1979. 236 P. Internet (2002): http // pespmcl .vub.ac.be / MACROBOOK.html.
  134. Fletcher, G. Pose® Method Technique Improves Running Performance Without Economy Changes / G. Fletcher, N. Romanov, R. Bartlett // International Journal of Sports Science & Coaching. 2008. — Vol. 3. — № 3. -P. 365−380.
  135. Graham-Brown, T. Note on some dynamic principles involved in progression / T. Graham-Brown // British Medical Journal. 1912. — vol. 2. — P. 785−787.
  136. Hay, J. G. Anatomy, mechanics, and human motion / J. G. Hay, J. G. Reid. Prentice-Hall: Englewood Cliffs, 1988. — P. 282.
  137. Hunter, J. P. Relations between ground reaction force impulse and kinematics of sprinting-running acceleration / J. P. Hunter, R. N. Marshall, P. J. McNair // Journal of Applied Biomechanics. 2005. — № 21. — P. 31−43.
  138. Keele, K. D. Leonardo da Vinci’s elements of the science of man / K. D. Keele. New-York: Academic Press, 1983.
  139. Kugler, F. Body position determines propulsive forces in accelerated running / F. Kugler, L. Janshen // Journal*¦of-Biomechanics. 2010. — № 43. -P. 343−348.
  140. Mann, R. A: Biomechanics: of walking, runningj. and sprinting / R. A. Mann, J. Hagy //The American Journal of Sports Medicine.- 19 801,-Vol. 8.-№ 5.- P. 345−350.
  141. Mann, R. A. Kinetics of sprinting / R. V. Mann, R. Sprague // Track and Field Quarterly Review. 1983. — № 83 (2). — P. 4−9.
  142. Mann, R. A. Kinematic trends in: elite sprinters / R. V. Mann et al.// Proceedings of the International Symposium of Biomechanics in Sports. In J. Teraudsw et al. (Ed.). Del Mar, CA: Academic Publ., 1984. — P. 17−33.
  143. McClay, I. S. Muscle activity in Running. Biomechanics of distance running / I. .S. McClay, M. J. Lake, P. R. Cavanagh — edited by P. R. Ca-vanagh. Champaign: Human Kinetics, 1990. — P. 165−185.
  144. Miura, M. Experimental studies on biomechanics on long distance runners / M. Miura et al.: edited by H. Matsui // In review of our researches, 19 701 973. -Nagoya, Japan: University of Nagoya, 1973. P. 45−46.
  145. Robergs, R. A. Fundamental principles of Exercise Physiology for Fitness performance and health / R. A. Robergs, S. O. Roberts. New York: McGraw Mill.-2000. — P. 69.
  146. Romanov, N. Gravity role in running Электронный ресурс.: http://www.posetech.com/training/archives/220.html.
  147. Romanov, N. How to avoid injuries in running Электронный ресурс.: http://www.posetech.com/library/dr-08−30−006.html
  148. Romanov, N. Reaching your peak performance Электронный ресурс.: http://www.posetech.com/training/archives/713.html.
  149. Romanov, N. S. Triathlon Technique / N. S. Romanov. Coral Gables: Pose Tech Press, 2008. — 356 p.
  150. Romanov, N. The core muscles in running Электронный ресурс.: http://www.posetech.com/training/archives/219.html.
  151. Romanov, N. Dr. Nicholas Romanov’s Pose Method of Running / N. Romanov, J. Robson. Coral Gables: Pose Tech Press, 2002. — 312 p.
  152. Romanov, N. S. Geometry of running / N. S. Romanov, A. Pianzin // Book of Abstracts of the 11th Annual Congress of the European College of Sport Science. Lausanne, 2006. — P. 582.
  153. Romanov, N. Runners do not push off the ground but fall forwards via a gravitational torque / N. Romanov, G. J. Fletcher // Sports Biomechanics. 2007. — № 6. — P. 433−450.
  154. Van Mechelen, W. V. Running injuries. A review of the epidemiological literature / W. V. van Mechelen // Sports Medicine. 1992. — № 14. -P. 320−335.
  155. Wieman, K. Relative activity of hip and knee extensors in sprinting Implications for training / K. Wieman, G. Tidow // New Studies in Athletics. — 1995. -№ 10(1).-P. 29−49.
Заполнить форму текущей работой