Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Формирование профессиональной педагогической компетентности у студентов факультета дошкольного воспитания педвузов: На прим. 
изучения курса «Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста»

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Установлено, что практика «Наблюдения и пробные занятия в группах дошкольного возраста» по специализации «Руководитель физвоспитания в детском саду», являясь логическим продолжением теоретического курса «Теории методики физического воспитания дошкольников», способствует выработке у студентов необходимых для организации физического воспитания дошкольников (проектировочных, организационных… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Теоретические основы формирования профессиональной педагогической компетентности студентов факультета дошкольного воспитания педвуза
    • 1. 1. Сущность, содержание и структура профессиональной педагогической компетентности. 12 1.2. Творческая деятельность педагога — основа формирования педагогической компетентности
    • 1. 3. Основные направления профессиональной подготовки будущих педагогов в вузе
  • Глава 2. Цель, задачи, методы и организация исследования
    • 2. 1. Цель и задачи исследования
    • 2. 2. Методы исследования
    • 2. 3. Организация исследования
  • Глава 3. Исследование уровней сформированное&trade- профессиональной педагогической компетентности
    • 3. 1. Критерии и уровни сформированности профессиональной педагогической компетентности специалистов дошкольных образовательных учреждений
    • 3. 2. Диагностика сформированности профессиональной педагогической компетентности у студентов факультета дошкольного воспитания педвуза
  • Глава 4. Условия формирования профессиональной педагогической компетентности будущих педагогов дошкольного образования
    • 4. 1. Характеристика принципов построения курса «Теория и методика физического воспитания — дошкольников», способствующих формированию профессиональной педагогической компетентности у студентов
    • 4. 2. Специфика изучения курса «Теория и методика физического воспитания дошкольников» в экспериментальных группах

    4.3. Формирование профессиональной педагогической компетентности у будущих специалистов дошкольного профиля при прохождении практики «Наблюдения и пробные занятия в группах дошкольного возраста» по специализации «Руководитель физического воспитания в детском саду».

    4.4. Результаты экспериментальной работы по формированию профессиональной педагогической / компетентности студентов факультета дошкольного воспитания. ."

    Выводы.

Формирование профессиональной педагогической компетентности у студентов факультета дошкольного воспитания педвузов: На прим. изучения курса «Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Сегодня, когда мы являемся свидетелями перекода’от обучения по образцу к личностно-ориентированному образованию, обеспечивающему саморегуляцию и самореализацию человека, особое значение приобретает личность педагога, его эрудиция, профессиональная компетентность, без которых невозможно обучение и воспитание в новых условиях.

На первое место сегодня выступают такие содержательные компоненты компетентности педагога, как критичность мышления, способность к анализу и самоанализу, потребность в самосовершенствовании, склонность к творчеству и любовь к своей профессии.

Необходимость совершенствования системы образования очевидна, а началом дтого процесса должна стать система дошкольного образования — первая её ступень. Не следует забывать, что, пожалуй, ни одна из педагогических профессий не требует владения таким спектром знаний, умений и навыков, как профессионально-педагогических, так и методических, как профессия воспитателя детского сада. Современному детскому саду необходим педагог — профессионал, поскольку именно он закладывает основы воспитания, развития, обучения ребенка — дошкольника, поэтому именно ему следует быть профессионально-компетентным специалистом.

Наметившаяся в последние десятилетия тенденция к ухудшению здоровья детского населения, актуализирует сегодня проблему организации физического воспитания дошкольников, которая в дальнейшем обеспечила бы не только физическое, но и разностороннее развитие личности. ! ' «' ! 1 Реально существующая подготовка педагога не в полной Мере обеспечивает его необходимым квалификационным. резервом для решения педагогических задач в быстро меняющемся образовательном пространстве.

Ни одно учебное заведение никогда не давало, да и не может дать всех тех знаний и умений, которые может потребовать от его выпускника профессиональная деятельность. Поэтому в |по [ нятие профессиональной компетентности должен входить комплекс 1 знаний, умений, и личностных качеств, обеспечивающих спефаI листу потребность и возможность постоянного самодвижения, саморазвития, самообразования, творчества.

Одним из наиболее распространённых подходов к определению 1 показателей подготовленности студентов к педагогической деятельности являются уровни педагогической деятельности, рассматриваемые Н. В. Кузьминой (1967 г.), В. А. Сластениньм (1976 j г.). Существуют также другие показатели, одним из которых является профессиональнопедагогическая компетентность.

Проблеме компетентности педагогов посвящены работы Ю. И. Кулюткина (1978 г.), Т. Д. Маркиной (1994 г.), М. В. Прохоровой (1988 г.), В. А. Якунина (1988 г.) и др. В последнее время этому аспекту посвящены исследования Н. В. Кузьминой (1990 г.|), А. А. Реан (1993 г.), Т. Г. Браже (1995 г.) и др.

Несмотря на довольно высокий уровень разработанности данной проблемы в перечисленных выше исследованиях, очевидным является то, что в них основной акцент делается на формирование профессиональной компетентности учителя, но не воспитателя дошкольного учреждения.

Изучая интересующие нас вопросы, мы проанализировали исследования, раскрывающие проблему профессиональной подготовки специалиста дошкольного профиля: А. И. Зорило (подготовка буду-ющих воспитателей к работе по ознакомлению-^школьников с явлениями общественной жизни), В. Н. Карташовой и Н. Л. Московской (формирование профессиональных умений преподавателя иностранного языка в детском саду), Т. Н. Тарановой (подготовка педагогов к эстетическому воспитанию детей средствами музыкальных занятий), В. В. Абашиной (условия формирования у студентов готовности к управлению математическим развитием детей-дошкольников) /1,43, 72,134/.

В работах И. Ю. Ерофеевой, Н. И. Пинчук, Л. Г. Семушиной, И. И. Ставриной, Л. П. Ступниковой и др. /41,90,115,130,131/, раскрыты психолого-педагогические основы процесса формирования профессионально значимых умений и навыков воспитателя дошкольных учреждений. Особый интерес у нас вызвали исследования 3. И. Нестеровой (подготовка студентов факультетов дошкольного воспитания к работе по физической культуре), Романовой Л.0. (формирование у студентов творческого отношения к усвоению профессиональных знаний) /77,108/.

В работе Чернышенко Ю. К. раскрываются методология и технология инновационного совершенствования системы физического воспитания детей дошкольного возраста, но недостаточное внимание уделяется формированию профессиональной педагогической компетентности в процессе прдготовки специалистов по дошкольному физическому воспитанию /142/.

Анализ результатов обследования воспитателей и руководителей физвоспитания дошкольных учреждений г. Сургута показал следующие противоречия в подготовленности кадров;

1. признание необходимости индивидуального подхода в воспитании и обучении — и вместе с тем отсутствие четких представлений о собственной индивидуальности;

2. Принятие в качестве одной из важных целей воспитания и обучения в дошкольном учреждении переноса знаний и умений детей в жизнедеятельностный контекст — и вместе с тем недостатки собственного рефлексивного мышления;

3. стремление к педагогическому эксперименту — и недостаточные умения его обосновать, спланировать, осуществить, проконтролировать изменение значимых параметров, обобщить, интегрировать результаты и т. д.;

4. интерес к педагогическим нововведениям — и реальная разделенность в сознании воспитателя психологических, педагогических, предметных и методических знаний, недостаточность представлений о возможностях соединения науки и педагогической практики.

Проведенный нами анализ показывает, что наряду с чрезмерной нагрузкой воспитателей, узких специалистов детского сада, ограниченностью финансового обеспечения и другими причинами, наиболее значимыми являются недостаток профессиональной компетентности воспитателей, сохраняющийся разрыв между теоретическими знаниями педагогов и способами их воплощения в практическую деятельность. Анализ диссертационных исследований, психолого-педагогической литературы позволяет сделать вывод о том, что наметившиеся противоречия между запросами практики и состоянием подготовки специалистов дошкольного образования могут быть разрешены путем формирования профессиональной педагогической компетентности будущих воспитателей детского сада.

Вышеизложенное убедило нас в актуальности избранной нами темы исследования, проблема которого может быть. Сформулирована следующим образом: каковы педагогические условия формирования профессиональной педагогической компетентности студентов факультета дошкольного воспитания педагогического института.

Рабочая гипотеза. Предполагалось, что определение форм и средств формирования профессиональной педагогической компетентности у студентов факультета дошкольного воспитания педвуза будет способствовать повышению эффективности учебного процесса, улучшению качества подготовки будущих специалистов дошкольного образования.

Объект исследования — процесс формирования профессиональной педагогической компетентности студентов пединститута.

Предмет исследования — условия и средства формирования профессиональной педагогической компетентности будующих специалистов дошкольного профиля.

Научная новизна заключается в том, что впервые:

— выявлены условия и средства формирования профессиональной педагогической компетентности у студентов факультета дошкольного воспитания педвуза;

— разработана программа практики" Наблюдение и пробные занятия в группах дошкольного возраста" по специализации «Руководитель физического воспитания в детском саду» .

Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы:

— при составлении программ различных видов практики;

— при оценке уровня профессионального мастерства воспитателей, руководителей физического воспитания дошкольных учреждений;

— в процессе лекционных, практических занятий на’факультетах дошкольного воспитания педагогических институтов.

На защиту выносятся следующие основные положения:

1. Профессиональная педагогическая компетентность специалиста в области дошкольного образования, рассматривается нами как сложный симптокомплекс свойств и состояний личности, интегрирующий в себе знания, умения, практический опыт, позволяющий ориентироваться в вопросах профессиональной деятельности.

2. Успешность формирования профессиональной педагогической компетентности обеспечивается механизмами комплексного воздействия на студента в течение всего периода обучения в вузе при наличии взаимосвязи теоретической и практической подготовки.

3. Внедрение в учебный процесс практики наблюдения и пробные занятия в группах дошкольного возраста по специализации «Руководитель физического воспитания в детском саду», повышает уровень сформированное&tradeу студентов мотивационно-лич-ностного, содержательного, деятельностного компонентов профессиональной педагогической компетентности.

Исходя из цели, объекта, предмета и гипотезы, мы сформулировали задачи исследования:

1. выявить сущность и содержание понятия «профессиональная педагогическая компетентность» для специалиста дошкольного образования на основе анализа психолого-педагогической литературы;

2. определить условия и средства формирования ППК будущего специалиста дошкольного профиля;

3. обосновать модель ППК будущих специалистов, включающую профессионально-содержательный, профессионально-деятёльностный и профессионально-личностный компоненты;

4. разработать программу педагогической1практики по специализации. «Руководитель физвоспитания в детском учреждении», на примере внедрения которой продемонстрировать процесс формирования ППК студентов факультета дошкольного воспитания.

Методологической основой исследования являются системный, деятельностный и личностный подход к формированию ППК.

В нашем исследовании мы опирались на работы, раскрывающие теорию деятельности (А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, В. В. Давыдова) по формированию профессионально-педагогических умений учителя, воспитателя (0. А. Абдулина, Н. В. Кузьмина, Л. В. Поздняк, Л. Г^ В. А., Сластенин, С. М. Таланчук и др.), профессиональной готовности (Э. А. Гришина, А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова, А. В. Петровского и др.).

Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы нами использовались следующие методы:

1. Изучение психолого-педагогической, учебно-методической литературы по проблеме исследования, наблюдение и анализ работы воспитателей, руководителей физкультурно-оздоровительной работы детских учреждений, студентов.

2. Педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий) .

3. Изучение педагогического опыта.

4. Беседы, анкетирование, тестирование, изучение и анализ документации студентов по результатам педпрактики.

Опытноэкспериментальной базой явился Сургутский государственный педагогический институт, базовые дошкольные учреждения г. Сургута.

Исследованием было охвачено 130 студентов, 55 воспитателей и руководителей физического воспитания в дошкольных учреждениях г. Сургута, 24 преподавателя института и руководителей дошкольных учреждений.

ВЫВОДЫ

1. В результате анализа научно-методической литературы выявлено, что наметившиеся противоречия между запросами практики и состоянием подготовки специалистов дошкольного образования, могут быть разрешены путем формирования профессиональной педагогической компетентности у студентов факультета дошкольного воспитания педвуза.

2. Определены сущность и содержание понятия «профессиональная педагогическая компетентность» для специалиста дошкольного образования, рассматриваемые нами как сложный симпто-комплекс свойств и состояний личности, интегрирующий в себе знания, умения, практический опыт, позволяющий специалисту ориентироваться в вопросах профессиональной деятельности.

3. Доказано, .что целенаправлено организованный учебный процесс позволяет достоверно повысить уровень профессиональной педагогической компетентности студентов при условии:

— совершенствования профессиональной подготовки студентов за счет проблематизации курса «Теория и методика физического воспитания дошкольников» ;

— использования контекстного и позиционного подходов в процессе обучения;

— установления субъект-субъектного характера взаимодействия преподавателя со студентами, основанного на сотрудничестве;

— отбора учебного материала в соответствие с принципами профессиональной направленности, использования межпредметных связей, концентрического вхождения в учебный материал, креативности, историчности, гуманизации содержания.

4. Выявлено, что показателем успешности формирования профессиональной педагогической компетентности является наличие положительной динамики в оценке уровней сформированности мотивационно-личностного, содержательного, деятельностного компонентов на основе разработанных критериев.

5. Определена программа практики «Наблюдения и пробные занятия в группах дошкольного возраста» по специализации «Руководитель физвоспитания в детском саду», которая предполагает включение студентов II курса факультета дошкольного воспитания во все виды деятельности, организуемые руководителем физвоспитания в детском саду.

6. Установлено, что практика «Наблюдения и пробные занятия в группах дошкольного возраста» по специализации «Руководитель физвоспитания в детском саду», являясь логическим продолжением теоретического курса «Теории методики физического воспитания дошкольников», способствует выработке у студентов необходимых для организации физического воспитания дошкольников (проектировочных, организационных, коммуникативных, гностических, специальных умений), индивидуального стиля деятельности, являющееся составляющими профессиональной педагогической компетентности.

7. Применение разработанной методики формирования профессиональной педагогической компетентности у студентов факульте-• та дошкольного воспитания позволило повысить показатели сформированности мотивационно-личностного компонента — на 24%- содержательного компонента — на 16%- деятельностного компонента

— на 10%.

Проведенная нами экспериментальная работа не подводит черту под проблемой исследования процесса формирования профессиональной педагогической компетентности студентов факультета дошкольного воспитания. Каждый из её компонентов (мотивацион-но-личностный, содержательный, деятельностный) может быть подвергнут более тщательному изучению и анализу.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Обобщение литературных источников, педагогического опыта, данных проведенного исследования позволяют рекомендовать к использованию средства и методы, способствующие повышению профессиональной педагогической компетентности специалистов дошкольного профиля.

— Материалы исследования могут быть использованы при оценке уровня профессионального мастерства воспитателей, руководителей физического воспитания дошкольных учреждений.

— В целях совершенствования процесса профессиональной подготовки студентов факультета дошкольного воспитания, рекомендуем систематически использовать диагностические методики для определения уровня сформированное&tradeпрофессиональной педагогической компетентности, оперативно вносить коррективы в учебно-воспитательный процесс с учетом полученных данных.

— На факультетах дошкольного воспитания педвузов, в процессе лекционных и практических занятий, предлагаем использовать материалы исследования.

— Необходимо расширить межпредметную интеграцию в процессе обучения студентов как между теоретическими дисциплинами учебного плана, так и между теоретическими и практическими курсами.

— Ввести в учебный план педвузов, готовящих специалистов для дошкольных образовательных учреждений практику «Наблюдения и пробные занятия в группах дошкольного возраста» по специализации «Руководитель физвоспитания в детском саду» как в рамках учебной работы, так и НИРС, с целью совершенствования подготовки профессионально компетентных специалистов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В. В, Профессиональная подготовка будущих педагогов к управлению математическим развитием детей дошкольного возраста. Дисс. на соиск. уч. степени канд. пед. наук. Сургут, 1998. — 180 с.
  2. Абдулина 0. А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. 2-е изд.-М.:Проев., 1990. 141 с.
  3. О.А. Проблемы формирования педагогических умений и навыков у будущих учителей /Проблемы профессиональной подготовки студентов педагогических вузов и университетов.1. М., 1976. 36−47 с.
  4. О.А., Загрязкина Н. Н. Педагогическая практика студентов: Уч. пособие. 2-е изд.перераб. и доп. — М. ^ Проев., 1989. — 175 с.
  5. . Г. Избранные психологические труды:~М.* Педагогика, 1980, т. 2. -287 с.
  6. .Г. 0 проблемах современного челевекознания. М. I Наука, 1977. — 384 с.
  7. С. И. Лекции по научной организации учебного процесса в высшей школе. М.: Высш. шк., 1976. — 200 с.
  8. С. И. Лекции по теории изучения в высшей школе. М.: Высш. шк., 1974. — 385 с.
  9. В. Г. Научное управление обществом. Опыт системного исследования. М., 1973. — 392 с.
  10. Ю. К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований: дидактический аспект. М.: Педагогика, 1982. — 192 с.
  11. И. Багаева И. Д. Профессионализм педагогической деятельности, сущность и структура /Профессионализм педагога: Тезисы докл. и сообщений. Ижевск 1992. <2 — ?
  12. Л. А. Формирование диагностических умений у будущих учителей в процессе изучения курса педагогики. //Дисс. на соиск. уч. степени канд. пед. наук. Тула, 1995. — 231 с.- но
  13. В. П. Основы теории педагогических систем. Воронеж: ВГУ, 1977/-305 с.
  14. В. П. Программированное обучение. Дидактические основы. М., Высш. шк., 1970.-251 с.
  15. В. П. Слагаемые педагогической технологии. М., Педагогика, 1989.-192 с.
  16. Н. В., Соловьева А. А. Дискуссия в активном обучении. Методическое пособие.- М., 1992.-56 с.
  17. Т. Г. Потребности личности в центре системы повышения квалификации учителей. //Проблемы интеграции и дифференциации подготовки и повышения квалификации педагогических кадров: Сб. науч. трудов. Самара: Самарский ГПЦ,. 1993.-С.36−46.
  18. Н. И. Модель позиционного обучения студентов факультетов дошкольного воспитания //Дошкольное воспитание -N3, 1995/ - 85^90С.
  19. А. А., Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. Методическое пособие. М. Высш. шк., 1991.-207 с
  20. А. А., Борисова Н. В. Методические рекомендации по проведению деловых игр (для средних специальных учебных заведений) .-М., 1990. 47 с.
  21. С. Г. Проблемы гуманизации школьного образования //Гуманизация образования. Теория.Практика. Спб., 1994. -С. 5−14.
  22. М. А. Подготовка учителя к творческой педагогической деятельности. М., 1993. — С
  23. М. А. Технология подготовки к творческой педагогической деятельности. М., Курс, 1995. 66 с.
  24. Л. С. Избранные психологические исследования.. -М.: АПН РСФСР, 1956. 519с.
  25. Л.С. Педагогическая психология /Под ред. Давыдова- M.: Педагогика, 1991. 480 с.
  26. Возрастная и педагогическая психология /Под ред. Д$, Петровского. М.: Просвещение, 1979. — 288с.
  27. П.Я. Введение в психологию. М.: Проев., 1976
  28. А.С. Взаимосвязь педагогического мастерства и творчества. -Спб., 1991. 92 с.
  29. I. Что такое психология. М. :Мир, 1996. -491 с.
  30. Д. С. Умения и навыки: соотнесенность содержания этих понятий //Педагогика 1994. -т.2, — 15−19 с.
  31. В.В., Сизоненко А. П. Принципы организации и технология подготовки специалиста в условиях педколледжа /Развития педагогического мышления у будущих учителей начальных классов. Н. Новгород, 1996. — 80 с.
  32. Гуманизация педагогического процесса дошкольного учреждения. Межвузовский сб. научн. трудов Магнитогорск: Изд-во МПГУ, 1995. — 188 С.
  33. В. В. Методологические и теоретические проблемы. /0 понятиях личности в современной психологии. //Психологический ж-л: т. 9, 1988. -N4.-С. 22−32.
  34. Давыдов В. В/Теория развивающего обучения.-М.:ИНТОР, 1996. 544 с.
  35. В. В. Учебная деятельность: состояние проблемы исследования. /Вопросы психологии. 1991. N6.-G.5−14 ,-.
  36. В.В., Неверкович С. Д., Тюков А. А. Организационные и имитационные игры как новая форма подготовки кадров. //Теория и практика физической культуры. -1985.-N9.^40−43
  37. М.И., Кандыбович Л. А. Психология высшей школы: особенности деятельности ВУЗа. -Минск: Изд-во БГУ, 1978. -319 с.
  38. М.И., Кандыбович Л. А. Психологические проблемы готовности к педагогической деятельности. -Минск' Изд-во БГУ, 1981. 150 с.
  39. С.Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя. М.: Просвещение, 1989. 189 с.
  40. И. Ю. Изучение подходов к организации вариативного . обучения детей дошкольного возраста. /'Проблемы дошкольногообразования. М., 1994. ~ С
  41. Л. Н., Соколова В. В., Соколов В. М. Профессиональная компетентность учителя и психолого-педагогическое проектирование.-Н.Новгород., 1995. 120 с.
  42. Л. И. Подготовка студентов факультетов дошкольного воспитания к работе по ознакомлению детей с явлениями общественной жизни. / Дисс. на соиск. уч. степени канд. пед. наук. -М., 1989. 212 С.
  43. Ибрагимов У, Ш. Формирование у студентов факультета дошкольного воспитания педагогических умений по руководству изобразительной деятельности детей./Дисс. на соиск. уч. степени канд. пед. наук. -М., 1989. 212 с.
  44. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. М.: Просвещение. 1987. 190 с.
  45. М. А. Формирование у студентов умения анализировать педагогический процесс в дошкольном учреждении: Ав-тореф. дисс. на соиск. уч. степени канд. пед. наук. М., 1992. — 16 с.
  46. Ю. В. Формирование профессиональной компетентности социальных работников в процессе вузовского обучения: Ав-тореф. на соиск. уч. степени канд. пед. наук., М., 1996.-С. 16.
  47. Н.В. Методы исследования педагогической деятель--ности. Л., ЛГУ. 1970. — 180 с.
  48. Н. В. Понятие «педагогическая система» и её оценки /Методы системного педагогического исследования. -Л.:ЛГУ, 1980. 105 с.
  49. Н.В., Реан А. А. Профессионализм педагогической деятельности: методическое пособие. /Междунар. акад. акмеол. наук, НИИ профтехобраз. -Cn6.t* Рыбинск, 1993. 54 с.
  50. Н. В. Профессионализм деятельности преподавателя и- из мастера производственного обучения профтехучилища. М.:Высш. шк., 1989, 166 с.
  51. Н. В. Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы: Л., 1973.
  52. Н. В. Способности, одаренность и талант учителя. Л., 1983. — С. 17−23.
  53. Л.С. Активизация учения: сущность и содержание. -М., 1994. i5~Oc.
  54. Ю.Н. Творческое мышление в профессиональной деятельности. //Вопросы психологии 1986. — N2, — 21−30 с.
  55. Ю.Н., Сухобская Г.С.Моделирование педагогических ситуаций.-М., -1981. -С. 41−68.
  56. Ю. Н. Психологическая природодеятельность педагога. (Творческая направленность деятельности) /Под ред. Ку-люткина Ю. Н., Сухобской Г. С. /.-Л., 1978. -С. 7−10.
  57. Краткий психологический словарь. /Под общей редакцией А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.- Политиздат, 1985. — 431 с.
  58. Кюппер А, Б., Никандров Н. Д. Пути совершенствования практических занятий в высшей школе. //Совершенствование форм и методов учебного процесса в высшей школе. М.Знание, 1982. -С. 3−28.
  59. B.C. Содержание образования. /Учебное пособие. -М.,' Высшая школа, 1989. 360 с.
  60. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. ' М.'Политиздат. 1977. — 304 с.
  61. И.Я. Дидактическая система методов обучения. М.- Знание. — 1976. — 64 с.
  62. И. Я. Дидактические основы методов обучения.-М.- Педагогика. -1981.- 186 с.
  63. Н.Н. Профессионально-педагогическая компетентность преподавателя системы повышения квалификации и переподготовки специалистов как условие совершенствования ихобразования. //ППК: Проблемы, поиски, решения/ НИИ гНОВ. -Сиб., 1992. С. 12−19.
  64. .Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии. М.: Педагогика, 1991. — 226 с.
  65. .Ф. Общение как проблема социальной психологии. //Методологические проблемы социальной психологии. М.: Наука, 1975. — С. 124−135.
  66. Т.А. Формирование профессиональной педагогической компетентности в процессе изучения педагогических дисциплин. (на примере базового факультета РГАФК). //Дисс. на со-иск. уч. степени канд. пед. наук. М., 1994. — 127 с.
  67. A.M. Проблемы развития профессионального теоретического мышления. М., 1980. — 149 с.
  68. Н. Я. Новые программы для детских садов //Дошкольное воспитание, 1996-N12/-С. 6.
  69. В.И. Моделирование и методы теории изменения в педагогике. М.: высш. шк., — 1987. — 198 с.
  70. Моделирование педагогических ситуаций /Под ред. Ю. Н. Кулют-кина, Г. С. Сухобской. М.: Педагогика, 1981. — 119 с.
  71. Н.Л. Интегративный подход в подготовке воспитателя с правом преподавания инстранного языка в детском саду на дошкольном факультете педагогического института. Дисс. на соиск. уч. стерени канд. пед. наук. -М., 1994.-206 с.
  72. В.Н. Психология отношений. Москва-Воронеж, 1995. — 356 с.
  73. С.Д. Активные методы обучения в институтах физической культуры //Теория и практика физ. культуры. 1987 N5. — С. 6−7.
  74. С. Д. Психолого-педагогические основы игровых методов подготовки кадров: Автореф. на соиск. уч. степени док. пед. наук. М., 1988.- 31 с.
  75. С. Д. Игровые методы подготовки кадров: Учеб. по-Соб. /Под. ред. В. В. Давыдова. М.: Высшая шк., 1995.-207
  76. Нестерова 3. И. Содержание и методика подготовки студентов факультетов дошкольного воспитания к работе по физической культуре//Дисс. на соиск. уч. степени канд. пед. наук. М., 1979. — 205 с.
  77. Н. Д. На пути к гуманной педагогике //Советская педагогика. 1990, — №'.- С. 41−47.
  78. Новые технологии в обучении в вузе. г- М., 1995. 63 с.
  79. Общепедагогические проблемы образовательного процесса в высшей школе: Тез. докл. третьих рязанских пед.чтений. -Рязань: Рязанский Гос. пед. университет, 1996. 183 с.
  80. Основы педагогических технологий (краткий толковый словарь). /Под ред. Белкина А. С., Братиной Т. А.-Екатеринбург, 1995. 22 с.
  81. Л. И. Формирование педагогического творчества у студентов /Проблемы дошкольного образования.' Материалы научной конференции. М., 1994. — 165 с.
  82. Ю.Ю. Мотивы спортивной деятельности. //Теория и практика физ. культуры, М., 1967.-N12-C.12.
  83. Е.А. Психология деятельности воспитателя детского сада. Минск: Высшая школа, 1986. — 157 с.
  84. Педагогика: Уч. пособие для студентов пединститутов /Под ред. Ю. К. Бабанского. -М.: Проев., 1983. 608 с.
  85. Педагогическая Российская энциклопедия.-М.- Б.Р.Э., 1993., т. 1., С. 263.
  86. Л. Я. Компетентность в общении. -М.: МГУ. 1989.
  87. А. В. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Просвещение. -1982. 255 с.
  88. Г. Г. Система работы по формированию у студентов дошкольного отделения педагогических умений /Вопросы обучения и воспитания. Минск, 1976. ^J92−208jf.
  89. Н.И. Формирование профессионально-педагогических умений в процессе педагогической практики ./Дисс. на соиск. уч. степени канд пед. наук М., 1992. — 245 с.
  90. Н.М. Педагогика высшей школы: Технологии обучения: Уч. пособие. Спб., 1995. — 83 с.
  91. К.К., Голубев Г. Г. Психология: Учебное пособие. -М.: Высшая школа. 1977. 247 с.
  92. Повышение эффективности воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении и подготовке специалистов дошкольного профиля. /Межвуз.сб. науч. трудов/ Ульяновск.: Ульяновский Госуд. пед. ин-т, 1995. — 141 с.
  93. Н. Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект. Волгоград: Перемена, 1994. — 47 с.
  94. Подготовка специалистов по дошкольному воспитанию в процессе преподавания спецдисциплин. /Межвуз. сб. научн. трудов/.- Ростов-на-Дону гос.пед. ин-т, 1989. 144 с.
  95. Подготовка специалистов к работе в условиях гибкой многофункциональной сети дошкольных образовательных учреждений (материалы семинар, совещаний).- Шадринск: Шадринский гос. пед. ин-т, 1996. 4.2−181 с.
  96. Подготовка специалиста в области образования: структура и содержание /Рос. гос. пед.универс. им. А. И. Герцена.-Спб.: Образование, 1994. -209 с.
  97. Л.В. Профессиограмма как качественная описательная-модель старшего воспитателя детского дошкольного учреждения. /Совершенствование профессиональной подготовки специалистов дошкольного воспитания.-М.: Просвещение, 1986.— ¦- 14 с.
  98. С. В- Психолого-педагогическая компетентность учителя как условие повышения педагогической культуры/Дисс. на соиск. уч. степени канд. пед. наук. Ростов на Дону, 1996.-^^
  99. Н.Ю. Творческий стиль деятельности: педагогический аспект. Казань, КГУ, 1989. — 204 с.
  100. Психологический словарь. /Под ред. Зинченко В. П. Мещерякова Б. Г. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Педагогика1. Пресс., 1996. 440 с.
  101. К. Е. Педпрактика в процессе формирования у студентов профессионально-педагогических умений старшего воспитателя дошкольного учреждения: Автореф. дисс. на соиск. уч. степени канд пед. наук М., 1985. — 16 с.
  102. Программа воспитания и обучения. в детском саду /Под ред. Васильевой. М.: Просвещение, 1985. — 174 с.
  103. М. В. Теоретические и методические основы формирования управленческой компетентности специалистов по физической культуре и спорту в условиях высшего физкультурного образования.: Автореф. дисс. доктора пед наук. Ленинград. — 1992. -43 с.
  104. Радуга: Программа и методическое руководство по воспитанию, развитию и образованию детей 5−6 лет в детском саду. /Т.Н.Доронова и др./. -М.:Просвещение, 1996. 269 с.
  105. Радуга, Программа и руководства для воспитателей первой-. младшей группы детского сада. /Т.Н.Доронова и др./.
  106. М.: Просвещение, 1994. 208 с. 108.^ Романова Л. 0. Формирование у студентов творческого отношения к усвоению профессиональных знаний.УДисс. на соиск. уч. степени канд. пед. наук. М., 1993. — 168 с.
  107. С. Я. Проблемы общей психологии. В 2-х т. /АПН СССР. М.: Педагогика, 1989. — Т.1. -485 с. Т. 2. — 328 с.
  108. Н.В. Организационно-обучающие игры в образовании (практическое руководство). М.: Нар. образование, 1996. — 111 с.
  109. Свадост 3. Как возникает всеобщий язык? М.:Наука, 1968. — 287 с.
  110. Н. В., Борщанская Б. В., Подлесская Н. С. Преподавание курса дошкольной педагогики в педучилище. М.: Просвещение, 1990. — 128 с.
  111. Л. Г. и др. Подготовка специалистов среднего звена в профессиональных колледжах системы высшего образования. //Специалист. 1993. — N10, 36−38 с.
  112. Л. Г. Моделирование профессиональной деятельности в учебном процессе. /Совершенствование профессиональной подготовки специалиста дошкольного воспитания. Межвуз. сб. науч. трудов. М.: Просвещение, 1986.
  113. Л. Г. Исследование профессиональных функций воспитателя детского дошкольного учреждения: Автореф. дисс. на соиск. уч. степени канд. пед. наук, М., 1997. — 17 с.
  114. Н.И. Лектор в студенческой аудитории: Проблемы общения. Минск.' Университетское, 1988. — 68 с.
  115. Система общепедагогической подготовки студентов педагогических институтов и пути её совершенствования: Межвуз. сб. научн. трудов. М. :МГПИ, 1988. — 198 с.
  116. В. П. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя. М.: Межд. пед. академия, 1995. — 189 с.
  117. В. А. Профессиональная готовность учителя к воспитательной работе- содержание, структура, функционирование. /Профессиональная подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. М.: МГПИ им. Ленина, 1982. — 320 С.
  118. В. А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. М.: Просвещение, 1976. — 160 с.
  119. В. А. Профессиональная подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. М.: МГПИ им. Ленина, 1982. — 220 с.
  120. Словарь педагогических терминов: /Методич. материалы для студентов по изучению курса педагогики/. Пятигорск: Пятигорский гос. ун-т, 1996. — 51 с.
  121. Советский энциклопедический словарь. /Под ред. Прохорова. М.: Советская энциклопедия, 1987. — 1388 с.
  122. Совершенствование профессиональной подготовки специалистадошкольного воспитания. Межвуз. сб. научн. трудов. М.: МГПИ" им. Ленина, 1986.- 148 с.
  123. Содержание и технологии многуровневого образования.. -Новокузнецк: Новокузнецкий гос. пед. ин-т, 1995. ч. 1 — 211с.
  124. Е. В. Педагогические условия и пути гуманизации дошкольного математического образования: Автореф. дисс. на соиск. уч. степени канд. пед. наук. М., 1996. — 30 с.
  125. Л.Ф. и др. Анализ учебно-воспитательных ситуаций и решение педагогических задач. Уч. пособие /Под ред. Слас-тёнина. Ярославль: Ярославский пед. ин-т, 1976. — 82 с.
  126. Л.Ф. Педагогические задачи в профессиональном обучении студентов. //Советская педагогика. 1974. — N6,1. С.77−87.
  127. Н.Н. Подготовка воспитателей-исследователей для дошкольных учреждений в педколледже: Автореф. дисс. на соиск. уч. степени канд пед. наук. М., 1996. — 17 с.
  128. Р. Б. Качество дошкольного образования и основные тенденции его изменения. //Дошкольное воспитание. 1996. — т.~ 0,44-И&-.
  129. Введение в неопедагогику: пособие для педагогов новаторов. — М.: АПН СССР, 1991. — 183 С.
  130. Н. Ф., Печенюк Н. П., Хохловский Г. Б. Пути разработки профиля спелиста. —Саратов/СГУ. -1987. С. 34−37.
  131. Т.Н. Подготовка воспитателя в дошкольных педучилищах к музыкально-эстетическому воспитанию детей. Дисс. на соиск. уч. степени канд. пед. наук. М., 1992. — 207 с.
  132. Технология обучения и воспитания в системе многоуровневой подготовки учителей начальных классов и преподавателей дошкольной педагогики и психологии. /Тез. докл. науч.-практ. конф.: Перемена-Волгоград, 1995. 158 с.
  133. Технологии образовательного процесса: Тез. докл. межвуз. научн.-метод, конф. Оренбург: Оренбургский гос. ун-т, 1997. — 147 с.
  134. Г. А., Толмашев А. А. Методы сбора, обработки и представления информации’в педагогическом исследовании. Методич. пособие для студентов и аспирантов. Красноярск: Из-во КГУ, 1996. — 84 с.
  135. А. Г. Профессионально-педагогическая подготовка студентов факультета начальных классов в процессе преподавания математики /Дисс. на соиск. уч. степени канд. пед. наук М., 1994. — 172 с.
  136. И. В. Современные теории и технологии образования.—Омск, 1993. -43 с.
  137. Ю.К. Научно-педагогические основания инновационных направлений в системе физического воспитания детей дошкольного возраста: Автореф. на соиск. уч. степени доктора пед. наук. Краснодар, 1998. — 50 с.
  138. Т.Н. Методы изучения общения воспитателя с детьми дошкольного возраста. Учебно-методическое пособие к спецкурсу для педагогов-психологов. Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1995. — 107 с.
  139. В.В. Некоторые вопросы теории проблемного обучения. М.: Знание, 1978. — 40 с.
  140. П.В. К вопросу о корректности употребления некоторых терминов управления в школоповеденческих исследованиях. //Советская педагогика, 1978. — N8, — 71−77 с.
  141. Л. Л. Практическая педагогическая этика. М.: Из-во Соборь, 1997. — 506 с.
  142. Яд^шко В. И. Формирование исследовательских умений у будущих специалистов дошкольного воспитания-существенная сторона их профессиональной подготовки. /Проблемы дошкольного образования. М., 1994. — 165 с.
  143. В. И. Совершенствование подготовки специалистов дошкольного профиля (задачи, поиски, проблемы). /Совершенствование профессиональной подготовки специалистов дошкольного воспитания. М.: МГП14 им. Ленина, 1976.-3−11 с.
  144. В. А. О формировании психологии как экспертной науки. Автореф. дисе. канд. пед наук. -Л., 1973. 19 с.
  145. Berne Е. What Do you Sayafter You Say Hello? N.Y.Grove Press, 1972. — 315p.
  146. Dona M.Kagan. Ways of Eva /uating Teacter Cognition: /konferences Concerning the Goldilocks Principle. Re view of Educationa/ Research. Faii 1990, vol6Q, N0 3., p.p. 419, 469.- г%
Заполнить форму текущей работой