Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Педагогические условия обучения волейболу в физическом воспитании студентов нефизкультурных вузов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Практическая значимость результатов исследования определяется его ориентацией на совершенствование физического воспитания студентов, на повышение качества обучения двигательным действиям в различных видах спорта. Внедрение результатов исследования в практику физического воспитания студентов нефизкультурных вузов существенно повышает эффективность обучения технике волейбола. Материалы исследования… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА
    • 1. 1. Особенности реализации личностно-ориентированного подхода в физическом воспитании студентов нефизкультурных вузов
    • 1. 2. Теоретические основы совершенствования методики обучения студентов двигательным умениям и навыкам
    • 1. 3. Применение методов проблемного обучения в физическом воспитании студентов
    • 1. 4. Организация физического воспитания студентов в условиях применения коллективного способа обучения
    • 1. 5. Характеристика волейбола как средства физического воспитания студентов
  • Выводы по первой главе
  • ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ ВОЛЕЙБОЛА И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИХ РЕАЛИЗАЦИИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ СТУДЕНТОВ
    • 2. 1. Педагогические условия повышения эффективности обучения студентов технике волейбола
    • 2. 2. Экспериментальная методика обучения студентов технике волейбола
    • 2. 3. Экспериментальное исследование эффективности обучения студентов технике волейбола
  • Выводы по второй главе

Педагогические условия обучения волейболу в физическом воспитании студентов нефизкультурных вузов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В «Законе РФ «О физической культуре и спорте в РФ», в Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования, в учебной программе по дисциплине «Физическая культура» говорится о социогуманитарной направленности физического воспитания студентов, о создании условий для наиболее полного удовлетворения образовательных потребностей каждой личности. Это определяет социальную актуальность исследований, направленных на совершенствование физического воспитания студентов в соответствии с современной тенденцией его гуманизации.

В последние годы выполнен ряд работ, посвященных разным аспектам проблемы совершенствования личностно-ориентированного образовательного процесса по предмету «физическая культура» (Е.В. Стопников, 1992; В. К. Бальсевич, Л. И. Лубышева, 1995; И. М. Быховская, 1997; Л. И. Лубышева, 1997; С. Ю. Алькова, 2002; Л. Б. Андрющенко, 2002; и др.). Ученые отмечают необходимость изменения практики физического воспитания студенческой молодежи через создание условий свободного выбора студентами содержания занятий физической культурой (Л.И. Лубышева, 1992; Г. К. Зайцев, 1993; В. К. Бальсевич, Г. Г. Наталов, Ю. К. Чернышенко, 1997; и др.).

Волейбол является одним из привлекательных для студенческой молодежи видом спорта, поэтому он включается кафедрами физической культуры многих вузов в рабочие и учебные программы по физическому воспитанию студентов, занимающихся как в учебных группах, так и в спортивных отделениях. Применяясь в учебном процессе как средство физического воспитания, он оказывает положительное влияние на укрепление и сохранение здоровья студентов, развитие физических качеств, способствует формированию необходимых для будущей профессиональной деятельности личностных свойств.

Решая задачи приобщения студенческой молодежи к систематическим занятиям волейболом, преподаватели кафедр физического воспитания опираются на богатый методический материал, отраженный в научно-методической литературе по данному виду спорта.

В настоящее время достаточно подробно исследованы отдельные аспекты проблемы совершенствования подготовки высококвалифицированных волейболистов: оптимизации тренировочных и соревновательных нагрузок (А. В Беляев, 1974; JI.P. Айрапетьянц, 1981), развития специальной выносливости (Н.А. Беляев, 1975), технико-тактической подготовки (К.А. Каря-гдыев, 1981; Ю. И. Чернов, 1983; М. Ю. Короп, 1984; XX. Зульфугаров, 1985; В. В. Маслов, 1986: Г. Н. Ромашин, 1987; В. В. Яружный, 1987; В. И. Казьмин, 1993; Ю. Грига, 1993; Ю. В. Шиховцев, 1995; А. В. Беляев, 1995).

Вопросы обучения юных волейболистов рассматривались в ряде докторских (Ю.Д. Железняк, 1981; О. П. Топышев, 1989; В. М. Шулятьев, 1995) и кандидатских (A.M. Кулясов, 1990; Г. Н. Перминов, 1993; др.) диссертаций.

Имеется методическая литература, в которой раскрываются вопросы методики обучения и тренировки юных волейболистов (М. Фидлер, 1972; Ю. Д. Железняк, 1974, 1975, 1978, 1988; и др.), применения волейбола в физическом воспитании школьников (А.Г. Фурманов, 1987; Ю. Д. Железняк, JI.H. Слупский, 1989), изданы учебники по волейболу для институтов физической культуры (Ю.Д.Железняк, А. В. Ивойлов, 1981; Ю. Н. Клещев, Н. Г. Айриянц, 1985), учебные программы для ДЮСШ и СДЮШОР.

Анализ литературы по начальному обучению технике волейбола показывает, что рекомендации авторов зачастую опираются на устаревшие взгляды о физиологических и психологических механизмах управления человеком двигательными действиями, на применение репродуктивных методов организации учебной деятельности, на представления о приоритетности фронтальных и групповых форм обучения в организационной структуре учебного процесса.

Обучение с ориентацией на эти подходы приводит к тому, что: элементы техники волейбола изучаются студентами без учета имеющихся между ними логических связейстуденты затрудняются творчески применять эти приемы в конкретных игровых ситуацияхстуденты сталкиваются с трудностями контроля качества усвоения этих приемов и не замечают совершаемых ими двигательных ошибок.

Это обуславливает практическую актуальность проблемы повышения эффективности обучения студентов технике волейбола в процессе физического воспитания. Острота этой проблемы еще более усиливается, если учесть, что волейбол отличается большим разнообразием технических приемов, а время, выделяемое на его изучение в процессе физического воспитания в вузе, ограничено.

В настоящее время решение этой проблемы стало актуальным и с научной точки зрения, поскольку для этого имеются определенные научные предпосылки. Проблема совершенствования обучения двигательным действиям как в теоретическом плане, так и в чисто практических аспектах, рассматривалась в работах отечественных (Ю.Д. Железняк, 1962; М. М. Боген, 1985; В. В. Бойко, 1987; А. В. Зинковский, 1989; Л. В. Булыкина, 1998; А. В. Беляев, 1995; С. П. Евсеев, 1995; С. В. Голомазов, 1996; К. К. Марков, 2002; Г. Л. Драндров, 2002, и др.) и зарубежных (W. Gallwey, 1974; R. Marteniuk, 1976; W. Neville, 1990; R. Schmidt, 1991; J. Kessel, 1992, и др.) исследователей. В ряде диссертационных исследований (J1.A. Дюкина, 2000; Д.Ш. Са-детдинов, 2000; Г. Л. Драндров, 2002 и др.) показана высокая эффективность обучения двигательным действиям с учетом концептуальных положений передовых педагогических теорий: содержательного обобщения в обучении В. В. Давыдова, проблемного обучения М. И. Махмутова и М. М. Матюшкина, формирования знаний, умственных действий и понятий ПЛ. Гальперина и Н. Ф. Талызиной, теории и методики обучения двигательным действиям М. М. Богена, коллективного обучения В. К. Дьяченко.

Анализ научно-методической литературы по методике обучения технике волейбола показывает, что представленные в ней подходы не учитывают эти положения, что существенно ограничивает их дидактический потенциал.

Это позволяет сделать заключение о существовании противоречия между необходимостью совершенствования обучения технике волейбола в процессе физического воспитания студентов нефизкультурных вузов на основе реализации концептуальных положений физиологических, психологических и педагогических теорий с учетом качественного своеобразия волейбола как системы технических приемов, с одной стороны, и относительной непригодностью традиционных подходов к решению этой задачи на приемлемом для студентов уровне, с другой.

С учетом этого проблема нашего исследования определена следующим образом: каковы педагогические условия., при которых обучение студентов нефизкультурных вузов технике волейбола в процессе физического воспитания будет более эффективным?

В соответствии с содержанием проблемы целью исследования выступает разработка и экспериментальное обоснование педагогических условий повышения эффективности обучения студентов нефизкультурных вузов технике волейбола в процессе физического воспитания.

Объектом исследования является физическое воспитание студентов нефизкультурных вузов.

В качестве предмета исследования в изучаемом объекте выделены педагогические условия повышения эффективности обучения студентов нефизкультурных вузов технике волейбола в процессе физического воспитания.

Гипотеза исследования: Повышение эффективности обучения студентов нефизкультурных вузов волейболу в процессе физического воспитания возможно в том случае, если:

1) раскрыть качественное своеобразие реализации личностно-ориентированного подхода в физическом воспитании студентов нефизкультурных вузов на целевом, содержательном и организационно-методическом уровнях;

2) определить основные противоречия, характерные для традиционных подходов к обучению студентов технике избранного ими вида спорта, препятствующие эффективной реализации личностно-ориентированного подхода в физическом воспитании студентов;

3) выявить педагогические условия разрешения этих противоречий и разработать экспериментальную методику обучения технике волейбола, обеспечивающую их реализацию в физическом воспитании студентов нефизкультурных вузов.

Для достижения цели исследования с учетом содержания гипотезы последовательно решались следующие задачи:

1) раскрыть качественное своеобразие реализации личностно-ориентированного подхода в физическом воспитании студентов нефизкультурных вузов.

2) выделить основные противоречия, обуславливающие низкую эффективность традиционных подходов к обучению технике волейбола в физическом воспитании студентов нефизкультурных вузов.

3) определить комплекс педагогических условий, обеспечивающих разрешение этих противоречий в процессе физического воспитания студентов, и разработать с их учетом методику обучения технике волейбола при преподавании учебной дисциплины «Физическая культура».

4) практически обосновать эффективность применения экспериментальной методики обучения технике волейбола в физическом воспитании студентов нефизкультурных вузов.

Методологической и теоретической основой исследования являлись концептуальные идеи, базирующиеся на деятельностном [Л.С.Выготский,.

А.Н.Леонтьев, С.JI. Рубинштейн], личностно-ориентированном [Н.А. Алексеев, 1996; Г. К. Селевко, 1998; В. В. Сериков, 1994; КС. Якиманская, 1996; и др.] подходах к образовательному процессу, на теории проблемного обучения [М.И. Махмутов, М. М. Матюшкина, И. Я Лернер], теории содержательного обобщения в обучении [В.В. Давыдов], педагогической теории коллективного обучения [В.К. Дьяченко], физиологической теории построения движений [Н.А. Бернштейн], теории поэтапного управления формированием знаний, умственных действий и понятий [П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина], теории и методики физической культуры [В.К. Бальсевич, 1988; Л.И. Лубы-шева, 1992; Л. П. Матвеев, 1991; Ж. К. Холодов, B.C. Кузнецов, 2000; и др.].

Методы исследования. Для решения задач исследования применялись следующие методы: теоретический анализ и обобщение научно-методической литературыпедагогическое наблюдениепедагогическое тестированиепедагогический экспериментметоды экспертной оценкиметоды математической статистики.

Опытно-экспериментальной базой исследования являлся Чебоксарский кооперативный институт автономной некоммерческой организации ВПО Центросоюза РФ «Российский университет кооперации».

Организация исследования. В организации исследования с учетом решаемых задач можно условно выделить четыре этапа.

На первом этапе (2001 — 2002 г. г.) определялись проблема и тема исследования, проводились теоретический анализ и обобщение научнометодической литературы с целью выяснения состояния исследуемой проблемы в педагогической науке и практике физического воспитания студентов, формулировались цель и задачи, выделялись объект и предмет исследования, разрабатывались основные положения рабочей гипотезы.

На втором этапе (2002 — 2003 г. г.) выделялись основные противоречия, характерные для традиционных подходов к обучению двигательным действиям, разрабатывался диагностический инструментарий для измерения и оценки качества усвоения технических приемов волейбола, осуществлялся структурно-логический анализ техники волейбола, определялась рациональная последовательность ее изучения.

На третьем этапе исследования (2003 — 2006 г. г.) определялся комплекс педагогических условий, обуславливающих эффективность обучения двигательным действиям, разрабатывалась с их учетом методика обучения студентов технике волейбола, проводился педагогический эксперимент, направленный на практическое обоснование эффективности ее применения в физическом воспитании студентов.

Заключительный, четвертый этап исследования (2006 г. г.) был посвящен качественному и количественному анализу результатов исследования, оформлению их в виде автореферата и диссертации.

Степень достоверности и обоснованности основных положений, выносимых на защиту, и выводов обеспечивается методологической базой системного подхода, научной редукцией основных положений психологической теории деятельности и педагогических теорий обобщения в обучении и коллективного обучения, результатами педагогического эксперимента с участием достаточных выборок испытуемых, применением комплекса методов, адекватных объекту, предмету, цели и задачам исследования.

Научная новизна результатов исследования. Установлено, что:

I. Для эффективной реализации личностно-ориентированного подхода в физическом воспитании студентов через обучение избранному студентами виду спорта необходимо разрешить противоречия между:

1) целостным, системно организованным содержанием техники волейбола и аналитическим подходом к обучению техническим приемам;

2) необходимостью в предварительной вооруженности обучаемых ориентировочной основой разучиваемых технических приемов и преимущественной ориентацией учебного процесса на отработку их исполнительной части;

3) высокими требованиями к вариативности применения технических приемов в волейболе и преимущественным использованием репродуктивных методов обучения;

4) значимостью непрерывной обратной информации о качестве усвоения технических приемов волейбола для повышения эффективности управления процессом обучения и невозможностью реализовать это требование в рамках групповой организационной структуры учебного процесса.

II. Педагогическими условиями разрешения этих противоречий и повышения эффективности обучения студентов технике волейбола являются:

1) определение техники волейбола, как целостной системы логически связанных между собой двигательных действий и движений;

2) направленность обучения на открытие, осознание и усвоение студентами существенных признаков и свойств изучаемых технических приемов, их структурно-логических связей между собой и с особенностями ситуаций спортивно-игровой деятельности;

3) обучение технике волейбола в последовательности от усвоения базовых элементов к конкретным формам их проявления в отдельных технических приемах;

4) дидактическая трансформация содержания техники волейбола в систему учебных проблем, включающую теоретические и двигательные задания;

5) обучение исполнительной части технических приемов на основе формирования их полноценной ориентировочной основы, включающей необходимые и достаточные знания и представления о сущности двигательной задачи, способе и условиях ее решения;

6) формирование ориентировочной основы элементов техники волейбола третьего типа через организацию учебно-познавательной деятельности по решению теоретических и двигательных проблемных заданий;

7) применение в качестве алгоритмов управления способами выполнения разучиваемых элементов техники волейбола ориентировочных карт-инструкций;

8) обучение знаниям и умениям выполнения технических приемов волейбола на основе коллективного способа организации учебного процесса при ведущей роли взаимообучения студентов в парах сменного состава.

III. Применение в физическом воспитании студентов нефизкультурных вузов разработанной нами экспериментальной методики создает оптимальные педагогические условия для повышения качества усвоения знаний способов выполнения технических приемов волейбола, умений реализовывать эти способы на практике в стандартных и в вариативных условиях.

Теоретическая значимость результатов исследования состоит в том, что они расширяют и углубляют знания в области теории и методики физического воспитания студентов нефизкультурных вузов, развивают имеющиеся знания и представления о технике волейбола, методике и организации обучения техническим приемам волейбола, методических приемах измерения и оценивания качества их усвоения. Они могут использоваться в качестве теоретико-методической основы совершенствования обучения двигательным действиям в других видах спорта.

Практическая значимость результатов исследования определяется его ориентацией на совершенствование физического воспитания студентов, на повышение качества обучения двигательным действиям в различных видах спорта. Внедрение результатов исследования в практику физического воспитания студентов нефизкультурных вузов существенно повышает эффективность обучения технике волейбола. Материалы исследования могут быть использованы в образовательных учреждениях (общеобразовательные школы, ДЮСШ и СДЮШОР, техникумы, вузы и т. п.), осуществляющих в рамках учебных планов и программ обучение технике волейбола.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения работы освещались в публикациях и представлялись в различных сообщениях автора. По теме исследования опубликовано 13 работ. Результаты исследования докладывались на межвузовских научных конференциях. Они прошли апробацию в процессе внедрения в учебный процесс Чебоксарского кооперативного института автономной некоммерческой организации ВПО Центросоюза РФ «Российский университет кооперации», Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева.

На защиту выносятся следующие основные положения:

I. Эффективная реализация личностно-ориентированного подхода в физическом воспитании студентов через обучение избранному виду спорта обеспечивается через разрешение противоречий, характерных для традиционной модели организации учебного процесса.

II. Разрешение этих противоречий связано с реализацией в физическом воспитании студентов комплекса педагогических условий, относящихся к целевому, содержательному и организационно-методическому обеспечению процесса обучения технике волейбола.

III. Применение экспериментальной методики обучения технике волейбола в физическом воспитании студентов нефизкультурных вузов с учетом комплекса выявленных нами педагогических условий позволяет разрешить противоречия, присущие традиционной практике, и существенно повысить качество усвоения учебного материала.

Структура и объем диссертации

Диссертация состоит из введения, двух глав, выводов, списка литературы и приложения. Текст работы изложен на 160 страницах. Диссертация иллюстрируется 1 рисунком и 22 таблицами. В списке литературы приводится 226 работ, в том числе 19 работ зарубежных авторов.

Выводы по второй главе.

1. Педагогическими условиями повышения эффективности обучения студентов технике волейбола являются:

9) определение техники волейбола, выступающей в качестве содержания обучения, как целостной системы логически связанных между собой двигательных действий и движений:

10) направленность обучения на открытие, осознание и усвоение студентами существенных признаков и свойств изучаемых технических приемов, их структурно-логических связей между собой и с особенностями ситуаций спортивно-игровой деятельности;

11) обучение технике волейбола в последовательности от усвоения базовых элементов к конкретным формам их проявления в отдельных технических приемах;

12) дидактическая трансформация содержания техники волейбола в систему учебных проблем, включающую теоретические и двигательные задания;

13) обучение исполнительной части технических приемов на основе формирования их полноценной ориентировочной основы, включающей необходимые и достаточные знания и представления о сущности двигательной задачи, способе и условиях ее решения;

14) формирование ориентировочной основы элементов техники волейбола третьего типа через организацию учебно-познавательной деятельности по решению теоретических и двигательных проблемных заданий;

15) применение в качестве алгоритмов управления способами выполнения разучиваемых элементов техники волейбола ориентировочных карт-инструкций, содержащих словесную и наглядную информацию о сущности, способе и условиях решения двигательной задачи;

16) обучение знаниям и умениям выполнения технических приемов волейбола на основе коллективного способа организации учебного процесса при ведущей роли взаимообучения студентов в парах сменного состава с возложением на каждого из них функций контроля и коррекции процесса и результатов усвоения учебного материала;

2. В технике волейбола выделяются элементы, которые являются общими: 1) для всех действий (поза упругости, перемещения, стопорящий шаг) — 2) для всех действий с мячом (выход под мяч, подсед и разгибание ног) — 3) для двух-трех технических приемов (вынос звена тела навстречу мячууступающее движение звена телапроталкивание мячазамаххлесткистевой ударжесткость звенапрыжок и приземление). Наряду с этим выделяются частные элементы, по которым различаются варианты выполнения каждого технического приема: 1) положение и движения частей тела- 2) скорость, направление и траектория мяча- 3) специфики тактических задач и конкретных условий игровой ситуации: расстановки игроков на площадке, как партнеров, так и соперника. В содержание каждого технического приема входят элементы различного уровня обобщения.

3. Экспериментальная методика обучения технике волейбола, разработанная с учетом этих педагогических условий, представляет собой систему средств, методов, организационных форм обучения и видов занятий, направленную на формирование готовности выполнять технические приемы волейбола на уровне двигательного умения.

В качестве средства организации учебно-познавательной, деятельности используется система учебных заданий, дифференцированная в зависимости от целевой направленности, логической структуры техники волейбола, от степени приближенности организуемой на их основе учебно-познавательной деятельности к содержанию целостного технического приема, характера учебно-познавательной деятельности.

Выполнение учебных заданий на основе информационно-рецептивного и репродуктивного методов обеспечивает усвоение знаний и способов решения двигательных задач на уровне применения их по образцу в типовых ситуациях. Организация учебно-познавательной деятельности студентов, направленной на поиск, открытие и усвоение способов решения двигательной задачи, осуществляется через применение методов проблемного изложения, эвристического и исследовательского методов. Выбор методов обучения обусловлен необходимостью последовательного повышения степени про-блемности обучения с учетом реальных учебных возможностей студентов.

Средством управления учебно-познавательной деятельности студентов по выполнению двигательных заданий выступают ориентировочные карты-инструкции, содержащие необходимый и достаточный объем информации о двигательной задаче, способе и условиях ее решения. В зависимости от сложности двигательных задач и уровня реальных учебных возможностей студентов они: 1) даются студентам в готовом виде- 2) определяются студентами при помощи со стороны преподавателя- 3) разрабатываются студентами в процессе самостоятельного творческого поиска.

Учебно-познавательная деятельность осуществляется на основе применения организационной структуры коллективного способа обучения, включающего в свое содержание самостоятельную работу, индивидуально-фронтальную, коллективно-фронтальную, коллективно-групповую (единую и дифференцированную) формы обучения и взаимообучение в парах сменного состава.

Поиск, открытие и усвоение теоретических знаний о технике волейбола как целостной системе движений осуществляется на лекционных занятиях. Вооружение студентов знаниями и представлениями о способах решения отдельных классов двигательных задач осуществляется на семинарских занятиях. На практических занятиях решаются задачи: 1) углубления знаний студентов о способах выполнения разучиваемых технических приемов- 2) практического овладения этими способами на уровне двигательных умений.

Результатом обучения технике волейбола выступают: 1) знания о предмете (содержании) обучения — технике волейбола- 2) практическое владение данным предметом на уровне умения.

В обучении технике волейбола выделяются два качественно различающихся этапа.

Задачей первого этапа выступает формирование знаний и представлений о двигательных задачах, способах и условиях их решения. Данный этап выделяется как в процессе обучения технике волейбола в целом, так и при обучении отдельному техническому приему как ее элементу.

Второй этап начального обучения направлен на овладение техническими приемами на уровне двигательного умения. Второй этап обучения подразделяется на две стадии: стадия обучения базовым элементам техники волейбола и стадия обучения техническим приемам на уровне умения.

4. Практическая реализация этой методики в физическом воспитании студентов приводит к существенному повышению качества усвоения технических приемов на всех уровнях: узнавания, воспроизведения, практического применения и творчества. При этом наибольший педагогический эффект наблюдается в отношении теоретических знаний, в меньшей степени он проявляется в формировании умений выполнять эти приемы и умений творчески подходить к решению новых двигательных задач.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

I. Эффективная реализация личностно-ориентированного подхода в физическом воспитании студентов предполагает внесение соответствующих научно-обоснованных изменений в содержательное и процессуальное обеспечение, в том числе, разработку теоретического и технологического аспекта обучения студентов двигательным умениям и навыкам, составляющим содержание избранного ими вида спорта, определения педагогических условий их успешного усвоения и совершенствования.

II. Для традиционной практики обучения студентов технике волейбола характерны противоречия между: 1) целостным, системно организованным содержанием техники волейбола и аналитическим подходом к обучению технических приемов, без учета существующих между ними структурно-логических связей, не позволяющим реализовать дидактический потенциал положительного переноса между разучиваемыми двигательными действиями. Существование этого противоречия приводит к тому, что студенты, не выделяя общего, что присуще всем приемам или группам приемов, не в состоянии затем в полной мере использовать эффект положительного переноса знаний и умений выполнения одного элемента или технического приема в целом на овладение другими приемами- 2) необходимостью предварительной вооруженности знаниями ориентировочной основы разучиваемых технических приемов и преимущественной ориентацией учебного процесса на отработку их исполнительной части, при которой функции управления и контроля построения двигательных действий остаются за преподавателем- 3) высокими требованиями к вариативности применения технических приемов в волейболе и преимущественным использованием репродуктивных методов обучения, не позволяющих сформировать у обучаемых готовность к их творческому применению с учетом вариативных условий конкретных игровых ситуаций- 4) значимостью поступления обучаемым непрерывной обратной информации о качестве усвоения технических приемов волейбола для повышения эффективности управления процессом обучения и невозможностью реализовать это требование в рамках групповой организационной структуры учебного процесса.

III. Педагогическими условиями повышения эффективности обучения студентов технике волейбола являются: 1) определение техники волейбола, выступающей в качестве содержания обучения, как целостной системы логически связанных между собой двигательных действий и движений- 2) направленность обучения на открытие, осознание и усвоение студентами существенных признаков и свойств изучаемых технических приемов, их структурно-логических связей между собой и с особенностями ситуаций спортивно-игровой деятельности- 3) обучение технике волейбола в последовательности от усвоения базовых элементов к конкретным формам их проявления в отдельных технических приемах- 4) дидактическая трансформация содержания техники волейбола в систему учебных проблем, включающую теоретические и двигательные задания- 5) обучение исполнительной части технических приемов на основе формирования их полноценной ориентировочной основы, включающей необходимые и достаточные знания и представления о сущности двигательной задачи, способе и условиях ее решения- 6) формирование ориентировочной основы элементов техники волейбола третьего типа через организацию учебно-познавательной деятельности по решению теоретических и двигательных проблемных заданий- 7) применение в качестве алгоритмов управления способами выполнения разучиваемых элементов техники волейбола ориентировочных карт-инструкций, содержащих словесную и наглядную информацию о сущности, способе и условиях решения двигательной задачи- 8) обучение знаниям и умениям выполнения технических приемов волейбола на основе коллективного способа организации учебного процесса при ведущей роли взаимообучения студентов в парах сменного состава с возложением на каждого из них функций контроля и коррекции процесса и результатов усвоения учебного материала.

IV. Экспериментальная методика обучения студентов технике волейбола, разработанная с учетом этих педагогических условий, представляет собой систему средств, методов, организационных форм обучения и видов занятий, направленную на формирование готовности выполнять технические приемы волейбола на уровне двигательного умения.

V. Применение экспериментальной методики обучения студентов технике волейбола на первом — третьем курсах привело к.

1) повышению качества усвоения:

— знаний ориентировочной основы разучиваемых технических приемов на первом (76,37% против 59,37% у студентов контрольной группы) и втором (69,13% против 40,72% у студентов контрольной группы) курсах.

— умений выполнять технические приемы волейбола (82,89% против 65,87% у студентов контрольной группы);

— умений творчески применять технические приемы в вариативных условиях (2,39 правильно выполненных новых элементов из трех возможных против 1,87 элементов, выполненных студентами контрольной группы).

2) повышению точности адресования мяча при выполнении:

— нижней боковой подачи (20,00 баллов против 14,83 балла у студентов контрольной группы);

— нижней прямой подачи (19,99 балла против 15,33 балла у студентов контрольной группы);

— верхней прямой подачи (18,22 балла против 14,07 балла у студентов контрольной группы);

— прямого нападающего удара (18,69 балла против 14,68 балла у студентов контрольной группы);

— передач двумя руками сверху (7,95 балла против 6,82 балла у студентов контрольной группы);

— передач двумя руками снизу (5,27 балла против 3,62 балла у студентов контрольной группы).

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Л. Р. Спортивные игры (техника, тактика, тренировка) / Л. Р. Айрапетнянц, М. А. Годик. Ташкент: Изд-во им. Ибн-Сины, 1991. -156 с.
  2. , М.Н., Аксёнов, В.П. Физическое воспитание студентов с ослабленным здоровьем: учебное пособие / М. Н. Алиев, В. П. Аксенов. Тула.: Изд-во Тульского пединститута, 1993. — 189 с.
  3. , С. И. Тренажеры для совершенствования нападающего удара в волейболе / С. И. Алиханов // Теория и практика физической культуры. 1974.-№ 6.-С. 22−23.
  4. Аль Гази Хасан. Деятельность волейболистов в игровом процессе и методика ее совершенствования: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.04 / Хасан Аль Гази. М., 1995. — 28 с.
  5. , С.Ю. Педагогические условия реализации дифференцированного подхода в физическом воспитании на основе субъектного опыта студентов : автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / С. Ю. Алькова. М., 2002.-21 с.
  6. , Н.В. Самовоспитание студентов педагогических вузов средствами физической культуры : дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / Н. В. Алябьева! М., 1986.- 185 с.
  7. , Б.Г. Избранные психологические труды : Т. 1. / Б. Г. Ананьев.-М. .-Знание, 1980.-232 с.
  8. , В. И. Эвристическое программирование учебно-исследовательской деятельности / В. И. Андреев. М.: Высшая школа, 1981. -240 с.
  9. , Л.Б. Спортивно-ориентированная технология обучения студентов предмету «Физическая культура» / Л. Б. Андрющенко //Теория и практика физической культуры. 2002. — № 2. — С. 47−54.
  10. , П. К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса / П. К. Анохин. М.: Медицина, 1968. — 547 с.
  11. , В.И. Синергетическое познание в контексте проблемы единства двух культур /В.И. Аршинов // Высшее образование в России. -1994. № 4. — С. 21−24.
  12. , В. Г. Системность и общество / В. Г. Афанасьев. М. Политиздат, 1980. — 312 с.
  13. , Э. К. Исследование приспособительной изменчивости движений и совершенствование методики обучения нападающему удару в волейболе : автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.04 / Э. К. Ахмеров. М., 1978.-28 с.
  14. , Б. А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании / Б. А. Ашмарин. М.: Физкультура и спорт, 1978. -223 с.
  15. , В.К. Физическая культура для всех и для каждого / В. К. Бальсевич. М.: Физкультура и спорт, 1988. — 208 с.
  16. , В.К. Физическая подготовка в системе воспитания культуры здорового образа жизни человека (методологический, экологический и организационный аспекты) / В. К. Бальсевич //Теория и практика физической культуры. 1990. — № 1. С. 22−26.
  17. , В.К., Лубышева, Л.И. Физическая культура: молодежь и современность / В. К. Бальсевич, Л. И. Лубышева //Теория и практика физической культуры, — 1995. № 4. — С. 2−6.
  18. , В.А. Формирование интересов и потребностей к занятиям физической культурой и спортом у будущих учителей : дис. канд. пед. наук: 13.00.04 /В.А. Бауэр. М., 1987. — 178 с.
  19. , А. В. Обучение технике игры в волейбол и ее совершенствование / А. В. Беляев. М.: ВФВ, 1995. — 24 с.
  20. , Н. А. О ловкости и ее развитии / Н. А. Бернштейн. М.: ФиС, 1991.-288 с.
  21. , Н. А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности / Н. А. Бернштейн. М.: Медицина, 1966. — 348 с.
  22. , В. П. Слагаемые педагогической технологии / В. П. Бес-палько. М.: Педагогика, 1989. — 192 с.
  23. , И. В. Становление и сущность системного подхода / И. В. Блауберг, Э. Г. Юдин. -М.: Наука, 1973. -273 с.
  24. , М. М. Обучение двигательным действиям / М. М. Боген. -М.: ФиС, 1985.- 192 с.
  25. , В. В. Целенаправленное развитие двигательных способностей человека / В. В. Бойко. -М.: ФиС, 1987. 144 с.
  26. , И.И. Валеология наука о здоровье : 2-е изд., доп. перераб. / И. И. Брехман. — М.: Физкультура и спорт, 1990. — 208 с.
  27. , М. С. Отбор в спортивных играх / М. С. Бриль. М.: Физкультура и спорт, 1980. — 127с.
  28. , Дж. Процесс обучения / Дж. Брунер — пер. с англ. М.: АПН РСФСР, 1962.-385 с.
  29. , В.Г. Концепция естественнонаучного образования гуманитариев: эволюционно синергетический подход / В. Г. Буданов // Высшее образование в России. 1994. — № 4. — С. 16−24.
  30. , X. Дидактические основы формирования обобщенных знаний учащихся старших классов в целостном педагогическом процессе : автореф. дис.. д-ра пед. наук: 13.00.04 / X. Буйдаков. Душанбе, 1993. -47 с.
  31. , JT. В. Формирование двигательных игровых навыков волейболиста у учащихся общеобразовательных школ : автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.04 / JI. В. Булыкина. М., 1998. — 24 с.
  32. , И. М. «Человек телесный» в социокультурном пространстве и времени (очерки социальной и культурной антропологии) / И. М. Быховская. М.: Физкультура, образование и наука, 1997. — 209 с.
  33. , В.В. Управление процессом физического воспитания учащихся 5−11 классов с использование системы рейтингового контроля : дис. канд. пед. наук: 13.00.04 / В. В. Бянкин. Хабаровск, 2003. — 137 с.
  34. , Г. А. Дифференцированный подход в физическом воспитании студентов на основе контроля их психофизического состояния (на примере групп ОФП): дис. канд. пед. наук: 13.00.04 / Г. А. Вайник. СПб., 1995.-171 с.
  35. , А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход / А. А. Вербицкий. М.: Высшая школа, 1991.-206 с.
  36. , В. М. Активизация познавательной деятельности студентов в высшей школе / В. М. Вергасов. Киев: Вища школа, 1985. — 173 с.
  37. , Ю. В. Программирование и организация тренировочного процесса / Ю. В. Верхошанский. М.: Физкультура и спорт, 1985. -176 с.
  38. , М.Я. Физическая культура в гуманитарном общеобразовательном пространстве вуза / М. Я. Виленский // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1996. — № 1. — С. 27 — 32.
  39. , М.Я. Физическая культура в научной организации процесса обучения / М. Я. Виленский. М.: Высшая школа, 1982. — 156 с.
  40. , П.А. О современной концепции развития физической культуры и спорта / П. А. Виноградов // Современные проблемы и концепции развития физической культуры и спорта. Челябинск: УралГАФК, 1997. — С. 15−34.
  41. , И. М. Формирование учебной деятельности младших школьников в групповых формах организации обучения : дис.. канд. пед. наук: 13.00.04 / И. М. Витковская. СПб., 1994. — 184 с.
  42. , В. Г. Акселерация роста и развития детей: эпохальная и внутригрупповая / В. Г. Властовский. М.: Изд-во МГУ, 1976. — 279 с.
  43. , А.П. Формирование потребности в физическом самосовершенствовании у студентов педагогических институтов : дис. канд. пед. наук: 13.00.04 / А. П. Внуков. Даугавпилс, 1982. — 156 с.
  44. Волейбол: учебник для институтов физ. культуры / отв. ред. Ю. Н. Клещев. М.: Физкультура и спорт, 1983. — 244 с.
  45. , A.M. Педагогические условия формирования физической культуры будущего учителя в процессе его профессиональной подготовки в вузе : дис. канд. пед. наук: 13.00.04 / A.M. Воронов. Петрозаводск, 1996. -163 с.
  46. , И. В. Организация и методика научных исследований в области физической культуры и спорта / И. В. Вржесневский, В. А. Парфенов, В. В. Вржесневский. Киев: Высшая школа, 1960. — 184 с.
  47. , Л. С. Избранные психологические исследования / Jl.'C. Выготский. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956. — 520 с.
  48. , В.М. Неспециальное физкультурное образование / В. М. Выдрин // Теория и практика физической культуры. 1995. — № 5. — С. 15−17,
  49. , В.М. Физическая культура студентов вузов : учебное пособие / В. М. Выдрин, Б. К. Зыков, А. В. Лотоненко. Воронеж: Изд-во ВГУ, 1991.-128 с.
  50. , В. А. Оптимальное сочетание индивидуальных и коллективных форм учебной деятельности младших школьников : автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.04 /В. А. Выхрущ. Киев, 1986 — 17 с.
  51. , З.Ж. Формирование активного отношения студентов к физической деятельности : дис. канд. пед. наук: 13.00.08 / З. Ж. Гайнулина. -М., 1994.-141 с.
  52. , П. Я. Основные результаты исследований по теме «Формирование умственных действий и понятий»: доклад на соискание ученой степени д-ра пед. наук (по психологии) по совокупности работ / П. Я. Гальперин. М., 1965. — 51 с.
  53. , П. Я. Типы ориентировки и типы формирования действий и понятий / П. Я. Гальперин // Доклады АПН РСФСР. 1958. — № 2. — С. 26−38.
  54. , П. Я. Формирование знаний и умений на основе теории поэтапного усвоения / П. Я. Гальперин. М.: МГУ, 1968. -120 с.
  55. , С. В. Теоретические основы и методика совершенствования целевой точности двигательных действий : автореф. дис.. д-ра пед: наук: 13.00.04 / С. В. Голомазов. М., 1996. — 42 с.
  56. , К. Г. К вопросу о сензитивных периодах развития отдельных функций организма детей и подростков / К. Г. Гомберадзе // Система отбора и спортивной ориентации юных спортсменов. М., 1975. — С. 8083.
  57. Грига, Юсеф. Управление процессом технико-тактической подготовки волейболистов высокой квалификации: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.04 / Юсеф Грига. М., 1992. — 28 с.
  58. , М. Ф. Проведение занятий со студентами, имеющими отклонения в состоянии здоровья / М. Ф. Гриненко, А. П. Рызцов // Теория и практика физической культуры. -1971. № 8. — С. 46 — 48.
  59. , В. П. Зависимость спортивных движений от особенностей физического развития детей 6−8 лет / В. П. Губа // Теория и практика физической культуры. 1982. — № 4. — С. 34−35.
  60. , А. А. Темпы роста физических способностей как критерий отбора юных спортсменов / А. А. Гужаловский // Теория и практика физической культуры. 1979. — № 9. — С. 28−31.
  61. , В. В. Виды обобщения в обучении (логико-психологические проблемы построения учебных предметов) / В. В. Давыдов. М.: Педагогика, 1972. — 327 с.
  62. Джаркешев, 3. А. Игры в волейбол начинаются в школе / 3. А. Джаркешев. Алма-Ата: Изд-во Мектеп, 1988. — 136 с.
  63. , Д. Д. Законы движений в спорте / Д. Д. Донской. М.: Физкультура и спорт, 1968. — 175 с.
  64. , Д. Д. Спортивная техника / Д. Д. Донской. М.: Физкультура и спорт, 1966. — 137 с.
  65. , П. И. Тренажерные технические средства подготовки и контроля в баскетболе / П. И. Донченко. Ташкент: Медицина, 1984. — 199 с.
  66. , Г. Л. Проект образовательного стандарта по предмету «Физическая культура» для общеобразовательных школ / Г. Л. Драндров, В. К. Бальсевич, В. В. Кожанов, А. И. Пьянзин. Чебоксары, 2005. — 36 с.
  67. , Г. Л. Формирование готовности студентов факультетов физической культуры к творческому обучению двигательным действиям : дис. д-ра пед. наук: 13.00.04 / Г. Л. Драндров. Омск, 2002. — 464 с.
  68. , Н.И. Профессионально-педагогическое самовоспитание студентов : дис. канд. пед. наук: 13.00.08 / Н. И. Дунина. Рязань, 1975. -172 с.
  69. , В. Е. Алгоритмы проблемного обучения и их использование в процессе передачи обобщающих теоретико-методических знаний по ФК : дис. канд. пед. наук /В. Е. Дьяченко. -М., 1993. 196 с.
  70. , В. К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие / В. К. Дьяченко. М.: Педагогика, 1989. — 160 с.
  71. , В. М. Совершенствование технического мастерства спортсменов / В. М. Дьячков. М.: Физкультура и спорт, 1973. — 23 с.
  72. , JI. А. Профессиональная подготовка будущих учителей физической культуры в условиях применения коллективного способа обучения : дис.. канд. пед. наук: 13.00.04 / JL А. Дюкина. Йошкар-Ола, 2000. — 125 с.
  73. , С. П. Теория и методика формирования двигательных действий с заданным результатом : автореф. дис.. д-ра пед. наук в форме научного доклада / С. П. Евсеев — РГАФК. М., 1995. — 79 с.
  74. , С. С. Обучение технике ударных движений в спортивных играх на основе их компьютерных моделей и новых тренажерных устройств : автореф. дис. д-ра пед. наук: 13.00.04 / С. С. Ермаокв. Киев, 1997. — 47 с.
  75. , С. С. Структура основных технических приемов игры в волейбол как система ударных движений : автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.04 / С. С. Ермаков. -М, 1991. 24 с.
  76. , В.В. Игровой метод как фактор повышения эффективности учебных занятий по физическому воспитанию студентов основного отделения (на примере педагогического вуза): автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.04 / В. В. Ермоленко. Омск, 1989. — 25 с.
  77. , Ю. Д. 120 уроков по волейболу / Ю. Д, Железняк. М.: Физкультура и спорт, 1970. -191 с.
  78. , Ю. Д. Волейбол в 10 классе / Ю. Д. Железняк // Физическая культура в школе. 1987. — № 3. — С. 12−15.
  79. , Ю. Д. Волейбол в школе / Ю. Д. Железняк JL Н. Слуп-ский. М.: Просвещение, 1989. -154 с.
  80. , Ю. Д. К мастерству в волейболе / Ю. Д. Железняк. М.: Физкультура и спорт, 1978. — 324 с.
  81. , Ю. Д. Обучение перемещениям в волейболе / Ю. Д. Железняк // Физическая культура в школе. 1959. -№ 7. — С. 12−14.
  82. , Ю. Д. Опыт начального обучения волейболу / Ю. Д. Железняк // Физическая культура в школе. 1959. — № 7. — С. 12−14.
  83. , Ю. Д. Подготовка юных волейболистов / Ю. Д. Железняк. -М.: Физкультура и спорт, 1977. -182 с.
  84. , Ю. Д. Совершенствование системы подготовки спортивных резервов в игровых видах спорта : автореф. дис. д-ра пед. наук: шифр / Ю. Д. Железняк. М., 1981. — 48 с.
  85. , Ю. Д. Формирование двигательных навыков у юных волейболистов : автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.04 / Ю. Д. Железняк. -М&bdquo- 1962.-24 с.
  86. , В. И. Педагогическое творчество учителя / В. И. За-гвязинский. М.: Педагогика, 1987. — 160 с.
  87. , Г. К. Потребностно-мотивационная сфера физического воспитания студентов / Г. К. Зайцев // Теория и практика физической культуры. -1993.-№ 7.-С. 21−24.
  88. Закон Российской Федерации «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» //Бюллетень Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию. 1996. — № 10. — С. 1−59.'
  89. Закон Российской Федерации «Об образовании» //Бюллетень Государственного комитета РФ по высшему образованию. М., 1996. — № 2.
  90. , А. П. Дидактические умения в деятельности учителя физической культуры и методика их формирования у студентов педагогических институтов : дис.. канд. пед. наук: 13.00.04 / А. П. Зверев. Ульяновск, 1990.-226 с.
  91. , А. В. Проблема оптимального построения техники спортивных движений / А. В. Зинковский и др. // Вопросы физического воспитания студентов. Л., 1983. — Вып. 15. — С. 23−26.
  92. , Л.Я. Отражение идей самоорганизации в содержании образования / Л .Я. Зорина // Педагогика. 1996. — № 4. — С. 26−28.
  93. , А. В. Волейбол (техника, тактика, тренировка) / А. В. Ивойлов, К. Б. Герман, Э. К. Ахмеров. Минск: Высшая школа, 1972. — 258 с.
  94. , А. В. Волейбол : учебник для институтов физ. культуры / А. В. Ивойлов, Ю. Д. Железняк. М.: Физкультура и спорт, 1990. — 230 с.
  95. , А. В. Волейбол. Очерки по биомеханике и методике тренировки / А. В. Ивойлов. М.: Физкультура и спорт, 1981. — 152 с.
  96. , Э. В. Диалектика абстрактного и конкретного в «Капитале» К. Маркса / Э. В. Ильенков. М.: Изд-во АН СССР, 1960. — 212 с.
  97. ЮО.Ильясов, И. И. Структура процесса учения / И. И. Ильясов. М.: МГУ, 1986.-200 с.
  98. Ю1.Кабанова-Меллер, Е. Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся / Е. Н. Кабанова-Меллер. М.: Просвещение, 1968. — 288 с.
  99. , М. С. Человеческая деятельность / М. С. Каган. М.: Политиздат, 1974.-328 с.
  100. ЮЗ.Карпман, В. Л. Эмоциональное напряжение и фазовый анализ сократительной деятельности сердца / В. Л. Карпман, С. В. Скорикова. М.: Наука, 1969, — С. 228−236.
  101. , Ю. Н. Применение технических средств обучения и контроля в системе подготовки волейболистов : методическое письмо / Ю. Н. Клещев, В. Г. Кувшинников. М.: Спорткомитет СССР, 1988. — 42 с.
  102. Юб.Клещев, Ю. Н. Тактическая подготовка волейболистов / Ю. Н. Клещев, В. А. Тюрин, Ю. П. Фураев. М.: Физкультура и спорт, 1968. — 120 с.
  103. , Ю. Н. Юный волейболист / Ю. Н. Клещев, А. Г. Фурманов. М.: Физкультура и спорт, 1979. — 231 с.
  104. , Е.Д. Синергетика как средство интеграции естественнонаучного и гуманитарного образования / Е. Д. Князева // Высшее образование в России. 1994. — № 4. — С. 34−39.
  105. , В.И. К проблеме повышения эффективности физического воспитания студентов педагогических вузов / В. И. Кожанов // Вестник ЧГПУ им. И. Я. Яковлева: Теория и методика физического воспитания. 1999. — № 8 (13). — С. 54−59.
  106. ПО.Комлев, А. Ю. Формирование профессиональных навыков анализа техники гимнастических упражнений у студентов институтов физической культуры на основе проблемного обучения: дис.. канд. пед. наук: 13.00.04 / А. Ю. Комлев. М&bdquo- 1979. — 181 с.
  107. , В. Б. Основы качественного биомеханического анализа / В. Б. Коренберг. М.: Физкультура и спорт, 1979. — 208 с.
  108. , В. М. Профессионально-педагогическая подготовка студентов физкультурных вузов в системе дисциплин «специализация» : автореф. дис. д-ра пед. наук: шифр / В. М. Корецкий. М., 1988. — 32 с.
  109. , В. Ф. Концепция специального профессионального образования в вузах физической культуры в современных условиях : дис.. д-ра пед. наук: 13.00.04 / В. Ф. Костюченко. СПб., 1996.-421 с.
  110. , И.Б. Становление и развитие гуманистической педагогики / И. Б. Котова, Б. Н. Шиянов. Ростов-на-Дону: Ростовский педуниверситет, 1997.- 144 с.
  111. , В. С. Основы одиночного блокирования в волейболе : методическое письмо / В. С. Кочарава. М.: Спорткомитет СССР, 1981. — 57 с.
  112. Пб.Кравчик, 3. Проблемы участия молодежи в культуре, физической культуре и спорте / 3. Кравчик // Спорт и образ жизни. М.: Физкультура и спорт, 1979.-38 с.
  113. , В. Г. Биомеханический анализ прямого нападающего удара и экспериментальное обоснование эффективных средств его совершенствования : автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.04 / В. Г. Кувшинников. -М., 1972.-20 с.
  114. , Т. В. Проблемное обучение понятие и содержание / Т. В. Кудрявцев // Вестник высшей школы. — 1984. — № 4. — С. 27−31.
  115. , В. П. Принцип системности в теории и методологии К. Маркса. 3-е изд., доп. / В. П. Кузьмин. — М.: Политиздат, 1986. — 399 с.
  116. , Б.Д. Влияние специальных знаний, убеждений и потребностей на практику самостоятельных занятий физической культурой студенческой молодежи (на примере вузов РСФСР): автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.04 / Б. Д. Куланин. М., 1986. — 20 с.
  117. , М. А. Спортивно-педагогическое совершенствование в системе профессиональной подготовки студентов к деятельности преподавателя-тренера по легкой атлетике : автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.04 / М. А. Куликов. СПб., 1993. — 18 с.
  118. , JI.H. Гуманизация образования и саморазвитие личности / JI.H. Куликова. Хабаровск: Изд-во ХГПУ, 2001. — 333 с.
  119. , А. Б. Пути совершенствования практических занятий в высшей школе / А. Б. Кюппер, Н. Д. Никандров // Совершенствование форм и методов учебного процесса в высшей школе. -М.: Знание, 1982. 88 с.
  120. , А.В. Формирование готовности к здоровому образу жизни у студентов педагогического университета : дис. канд. пед. наук: 13.00.04 / А. В. Левченко. Самара, 2001.- 187 с.
  121. , В. И. Полн. собр. соч. Т. 29. 152 с.
  122. , И. Я. Дидактические основы методов обучения / И. Я. Лер-нер. -М.: Педагогика, 1981. 186 с.
  123. , X. Й. Групповая работа на уроке / X. Й. Лийметс. М.: Знание, 1975.-64 с.
  124. , А.В. Педагогическая система формирования у студенческой молодежи потребностей в физической культуре : автореф. дис. д-ра пед. наук: 13.00.04 / А. В. Лотоненко. Краснодар, 1998. — 40 с.
  125. , Л. И. Теоретико-методическое обоснование физкультурного воспитания студентов / Л. И. Лубышева, Г. М. Грязных // Теория и практика физической культуры. 1991. — № 6. — С. 9−12.
  126. , Л.И. Десять лекций по социологии физической культуры и спорта / Л. И. Лубышева. М.: Теория и практика физической культуры, 2000.- 151 с.
  127. , Л.И. Концепция формирования физической культуры человека / Л. И. Лубышева. М.: ГЦОЛИФК, 1992. — 120 с.
  128. , Л.И. Современный ценностный потенциал физической культуры и спорта и его освоение обществом и личностью / Л. И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. 1997.- № 6. — СЛ 0−15.
  129. Лях, В. И. Передовой педагогический опыт в физическом воспитаний школьников: научный анализ, проблемы, находки / В. И. Лях, Л. Б. Коф-ман, Г. Б. Мейксон, Ю. А. Копылов. М., 1992. — 96 с.
  130. , А. Л. Физическое воспитание в вузе и здоровье студентов / А. Л. Мариченко // Теория и практика физической культуры. 1978. -№ 6. -С. 47−51.
  131. , К. Полное собрание сочинений. 2-е издание / К. Маркс, Ф. Энгельс.-М., 1955.
  132. , А.В., Валентик Ю. В. и др. Формирование здорового образа жизни молодежи / А. В. Мартыненко, Ю. В. Валентик и др. М.: Медицина, 1988.- 190 с.
  133. , Н. А. Математико-статистические методы в спорте / Н. А. Масальгин. М.: Физкультура и спорт, 1974. — 151 с.
  134. Матвеев, JL П. Теория и методика физического воспитания: учебник для институтов физической культуры / Л. П. Матвеев, А. Д. Новиков. -М.: Физкультура и спорт, 1976. Т. 1. — 301 с.
  135. , Л. П. Основы спортивной тренировки : учебник для институтов физической культуры / Л. П. Матвеев. М.: Физкультура и спорт, 1977.-280 с.
  136. , А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении / A.M. Матюшкин. -М.: Педагогика, 1972.-208 с.
  137. , А. М. Проблемы развития профессионального творческого мышления / А. М. Матюшкин. М.: Педагогика, 1980. -132 с.
  138. , М. И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории / М. И. Махмутов. -М.: Педагогика, 1975. 337 с.
  139. , Л.М. Учитель как личность и профессионал / Л. М. Митина. -М.: 1994.-92 с.
  140. , Г. В. Техническая подготовка футболиста / Г. В. Монаков. -М.: АО «Офсет», 1995. 128 с.
  141. , В. Н. Общие основы лечебной физической культуры / В. Н. Мошков. М.: Гос. мед. изд., 1963. — 74 с.
  142. , Ф. Г. Оптимальное сочетание форм учебной деятельности в условиях индивидуально-дифференцированного обучения студентов педвуза : дис.. канд. пед. наук: 13.00.04 / Ф. Г. Мухаметзянова. -Казань, 1993.-173 с.
  143. Ш. Нечко, Н. А. Формирование навыков ударных движений у волейболистов различных возрастных групп: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.04 / Н. А. Нечко. Киев, 1986. — 22 с.
  144. , Р. А. Дидактические основы активизации учебной деятельности студентов / Р. А. Низамов. Казань: КГУ, 1975. — 212 с.
  145. Основы системного анализа: текст лекций /Сост. Ю. Е. Воронов. -Кемерово, 2000. 99 с.
  146. , Н.А. Теоретические проблемы физической культуры в свете материалов XXVII съезда КПСС / Н. А. Панамарев // Теория и практика физической культуры. 1986. — № 6. — С. 5−6.
  147. , Ю. М. Теоретические и научно-методические основы подготовки квалифицированных спортсменов в игровых видах спорта : автореф. дис. д-ра пед. наук: 13.00.04 /Ю. М. Портнов. -М., 1989. -52 с.
  148. Приказ Министерства образования Российской Федерации «Об утверждении государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования от 02.03.2000 г., № 686.
  149. , Л. В. Проблемное обучение (вопросы теории). Лекции ЦОЛИУВ / Л. В. Путляева. М., 1990. — 96 с.
  150. , Э.Н. Готовность студентов к самоорганизации здорового образа жизни средствами физической культуры : дис. канд. пед. наук: 13.00.04 / Э. Н. Раимова. М., 1992. — 186 с.
  151. Распоряжение Правительства Российской Федерации «Концепция развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2005 года» от 29 октября 2002 г. № 1507-р., г. Москва //Газета «Среда» № 212.- 2002. 6 ноября.
  152. , Ю.Г. Формирование у студентов младших курсов педагогического института готовности к самостоятельной работе : дис.. канд. пед. наук: 13. 00. 08 / Ю. Г. Резникова. Улан-Удэ, 1995. — 179 с.
  153. , Д. Ш. Формирование дидактических умений у студентов ФФК в контексте будущей профессиональной деятельности : автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.04 / Д. Ш. Садетдинов. Йошкар-Ола, 2000. -21 с.
  154. , Г. К. Современные образовательные технологии : учебное пособие / Г. К. Селевко. М.: Народное образование, 1989. — 256 с.
  155. , В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии / В. В. Сериков. Волгоград, 1994. — 164 с.
  156. , В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем / В. В. Сериков. М.: Издательская корпорация «Логос», 1999.-272 с.
  157. , В.П. Качество образования: что в основе? Как его определить? / В. П. Симонов // Стандарты и качество. 1994. -№ 2.- С. 55−58.
  158. , Б.А. Опыт исследования взаимосвязи между результатами двигательной деятельности детей и уровнем их физического развития: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.04 / Б. А. Сироткина. М., 1969.- 20 с.
  159. , Ю. И. Спортивная метрология : учебник для студентов пед. вузов / Ю. И. Смирнов, М. М. Полевщиков. М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 232 с. 108
  160. , Ю.Д. Технологическое обеспечение формирования физической культуры студентов : автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.04 / Ю. Д. Сорокин. Саратов, 2002. -19 с.
  161. , Е.В. Социально-философский анализ ценностного отношения студентов к физкультурно-спортивной деятельности : дис.. канд. фил. наук / Е. В. Стопников. Н. Новгород, 1992. — 321 с.
  162. , Н. Ф. Управление процессом усвоения знаний / Н. Ф. Талызина. М.: МГУ, 1975. — 343 с.
  163. Тер-Мкртичан, Р. Б. Педагогические условия формирования компетентности учащихся средней школы в области физического самовоспитания: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.04 /Р.Б. Тер-Мкртичан.- М., 2003.-21 с.
  164. Тер-Ованесян, А. А. Педагогические основы физического воспитания / А.А. Тер-Ованесян. М.: Физкультура и спорт, 1978. — 278 с.
  165. Техническая подготовка волейболистов: Учебное пособие для студентов ИФК. Смоленск, 1974. — 62 с.
  166. , В.К. Формирование готовности студентов вуза к физическому самовоспитанию : дис.. канд. пед. наук: 13.00.04 / В. К. Тихонова. -М&bdquo- 2000.-165 с.
  167. , О. П. Исследование соотношений стабильности и вариативности в структуре технических приемов волейбола : автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.04 / О. П. Топышев. М., 1968. — 24 с.
  168. , О. П. Педагогические аспекты совершенствования деятельности спортсменов в игровых видах спорта : автореф. дис.. д-ра пед. наук: 13.00.04 / О. П. Топышев. М., 1989. — 49 с.
  169. , В. С. Управление движениями в спорте / В. С. Фарфель. -М. :ФиС, 1975.-139 с.
  170. , Т. Г. Формирование системы обобщенных знаний в процессе самостоятельной познавательной деятельности учащихся / Т. Г. Феофилова. JI.: Педагогика, 1988.-202 с.
  171. Физическая культура /Примерные программы общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин высших учебных заведений. М.: Логос, 2001.-С. 45−62.
  172. Физическая культура и спорт на рубеже тысячелетий: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 2000. — 306 с.
  173. Физическая культура студента: учебник / Под ред. В. И. Ильинича. -М.: Гардарики, 1999. 448 с.
  174. , А. Г. Волейбол / А. Г. Фурманов, Д. М. Болдырев. М.: Физкультура и спорт, 1983. — 144 с.
  175. , А. Г. Студенческий волейбол : учебно-методическое пособие/А. Г. Фурманов. Минск: Высшая школа, 1983. -175 с.
  176. , X. Б. Факторы готовности игроков к соревновательной деятельности в волейболе : автореф. дис.. канд. пед. наук: шифр / X. Б. Хаитов.-М., 1988.-24 с.
  177. , В. Е. Техника игры в волейбол / В. Е. Хапко. Киев: Здоровье, 1984.-64 с.
  178. , Ж. К. Технология теоретической профессиональной подготовки в системе специального физкультурного образования : автореф. дис.. д-ра пед. наук: 13.00.04 / Ж. К. Холодов. М., 1996. — 60 с.
  179. , И. М. Система форм организации обучения в советской общеобразовательной школе / И. М. Чередов. М., 1987. — 152 с.
  180. , В. Т. Теоретические основы формирования профессиональной готовности специалиста в системе физкультурно-педагогического образования : автореф. дис. д-ра пед. наук: 13,00.04 /В. Т. Чичикин. М., 1995.-34 с.
  181. , JI. В. Об управлении движениями человека / JI. В. Чхаидзе. М.: ФиС, 1970. -136 с.
  182. , В.П. Синергетика человека, общества, природы: управленческий аспект: учебное пособие / В. П. Шалаев. Йошкар-Ола: Марийский госуд.техн.ун-т, 2000. — 134 с.
  183. , Е.Н. Гуманизация образования и профессиональной подготовки учителя : Учебное пособие / Е. Н. Шиянов. Москва-Ставрополь: МГПИ им. В. И. Ленина, Ставроп. гос. пед. ин-т, 1991.-180 с.
  184. , П.В. Коррекция физической подготовленности студентов специальных медицинских групп с использованием индивидуальных программ : дис. канд. пед. наук: 13. 00. 04 / П. В. Шлыков. Екатеринбург, 2002.-159 с.
  185. , А.С. Эффективность различных вариантов организации и содержания физического воспитания студентов в вузе : автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.04 / А. С. Юдин. 1990. — 197 с.
  186. , И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе / И. С. Якиманская. М.: Сентябрь, 1996. — 96 с.
  187. , В. А. Обучение как процесс управления : психологические аспекты / В. А. Якунин. Л.: ЛГУ, 1988. — 160 с. '
  188. , Ю.А. Антропология / Ю. А. Ямпольская. М.: Просвещение, 1989. — С. 135−197.
  189. Armstrong, N. New Directions in Physical Education / N. Armstrong // Human Kinetiks Publ. 1990. — Vol. 1.-176 p.
  190. Armstrong, N. New Directions in Physical Education / N. Armstrong // Human Kinetiks Publ. 1992. — Vol. 2. — 280 p.
  191. Fiedler, M. Volleyball /М. Fiedler. Berlin: Sportverlag, 1978. -128 c.
  192. Fodor, J. The modularity of mind / J. Fodor. Cambridge: MIT Press, 1983.
  193. Fuchs, U. Hohentraining: Trainer bibliothek, 27 / U. Fuchs, M. Reib. -Philippka-Verlag, 1990. 127 s.
  194. Gallwey, W. The inner game of tennis / W. Gallwey. New York: Random House, 1974.
  195. Gerlisch, G. Torhveter training / G. Gerlisch, E. Rutemoeller. Fussball-Training. — 1992.-№ 11. — S. 3−7.
  196. Henry, F. Specificity vs generality in learning motor skills /F. Henry. -College Physical Education Proceedings. 1958. — P. 126−128.
  197. Kempe, A. Die allgemeine Sportgruppe: Ubungsbetrieb in den Klassen 1 bis 4 / A. Kempe. Berlin: Volk und Wissen Volkseigener Verlag, 1978. — 144 s.
  198. Kessel, J. Kessel’s handy guide to ruining elite FIVB players / J. Kessel // Volley Thech.- 1992.-№ l.-P. 8−10.
  199. Kessel, J. Skill learning / J. Kessel // VolleyTech. 1992. -№ 3. — P. 810.
  200. Lavin, A. Reform of Undergraduate Education / A. Lavin, J. Weingart. -S.Fransis, 1974.-P. 29−30.
  201. Marteniuk, R. Information processing in motor skills / R. Marteniuk. -New York: Holt, Rinehart & Winston, 1976.221 .Martin, D. Handbuch Trainingslehre / D. Martin, K. Karl, K. Lehnertz. -Schorndorf: Hoffmann, 1991. 353 s.
  202. Motor learning and performance / R. Schmidt. Champaign: Illinois,. Human Kinetics, 1991.
  203. Neville, W. Coaching volleyball successfully / W. Neville. -Champaign: Illinois, 1990.
  204. Novotni, V. Peici Vetilace u vynikjicich evropskich rohovniku Tecrie a prace telesne vychovy a sporty / V. Novotni // Leisure Press. 1958. — № 1. — S. 28−31.
  205. , H. 0 tyr jak szybkose doskonali technike / H. Richter // Pilka nozna. 1992. — № 2. — S. 13.
  206. Wall, W. D. Learning to think in the book: «How and Why do we learn?» /W. D. Wall.-London, 1965.
Заполнить форму текущей работой