Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Эффективность спортивно ориентированного физического воспитания учащихся 9-11 классов на основе туристского многоборья

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Методологической и теоретической основой исследования являются методологические положения личностно-ориентированного (Н. А. Алексеев, В. В. Сериков, И. С. Якиманская) и философско-культурологического подходов к физическому воспитанию (М. Я. Виленский, В: М. Выдриы, И. М. Бы-ховская, JL И. Лубышева), концептуальные основы совершенствования физического воспитания (В. К. Бальсевич, Ю. Н. Вавилов… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
    • 1. 1. Состояние традиционной практики физического воспитания школьников
    • 1. 2. Основные направления совершенствования физического воспитания школьников
    • 1. 3. Теоретические и методические основы спортивно ориентированного физического воспитания

Эффективность спортивно ориентированного физического воспитания учащихся 9-11 классов на основе туристского многоборья (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Наблюдения врачей и педагогов, а также результаты научных исследований (М. К. Акимов, В. Т. Козлов, 1995; Д. И. Зелинская, 1995; А. А. Баранов, 1999; Г. Л. Апанасенко, JI.A. Попов, 2000; и др.) свидетельствуют о крайне низком уровне состояния здоровья детей и подростков, негативной тенденции снижения уровня физической подготовленности (Н. Н. Ворожи-щева, 2000, В. С. Богатырев, 2002; П. А. Рожков, 2002; Р. Б. Тер-Мкртичан, 2003; и др.) и показателей физического развития (Н. А. Ананьева, Ю. А. Ямпольская, 1994; Д. И. Зелинская, 1995; В. С. Богатырев, 2002; и др.).

Для современных школьников характерны низкий уровень знаний в области физической культуры и спорта (Ю. А. Копылов, 1997; Т. В. Головина, 2003; и др.), слабая вооруженность способами организации самостоятельной физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности (Ю. А. Копылов, 1997), двигательными навыками и умениями в базовых видах физических упражнений (Ю. А. Копылов, 1997; Р. Б. Тер-Мкртичан, 2003; и др.).

Среди них, начиная со ступени основного общего образования, наблюдается тенденция снижения с возрастом интереса к традиционным урокам физической культуры (Ю. Н. Вавилов, 1990; М. Я. Виленский, Е. Н. Литвинов, 1990; П. К. Дуркин, 1995; Б. Н. Найданов, 1996; Л. И. Лубышева, 1997; Н. М. Куликов, 2003; Н. Н. Кисапов, 2007; и др.).

Поэтому повышение эффективности физического воспитания школьников выступает в качестве одной из актуальных задач современного общества. Подтверждением этому являются правовые и нормативные документы, принятые в последние годы в нашей стране: Федеральный Закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», Концепция развития физической культуры и спорта в РФ до 2005 года, Приказ Министерства образования Российской Федерации «Об организации процесса физического воспитания в общеобразовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования».

ВГосударственном образовательномстандарте: общего образования в предметной области «Физическаякультура», в учебных программах физического воспитания: школьников в качестве' основной цели образовательного процесса провозглашается, формирование физической культуры учащихся: Даннаяцель соответствует принципам государственной-политики в области образования (ст. 2, п. 1 Закона РФ «Образовании») — определяющим: его — гуманистический характер, ориентацию на. обеспечение самоопределениям личности, создание условий для ее творческойсамореализации. Другим ключевымнаправлением обновления: системы-физического воспитания школьников выступает развитие социокультурных аспектов-. усиление образовательной: направленности итворческое освоение ценностей физической культуры-.

Проблема освоения ценностей физической: культуры и спорта может быть решена в принципиальном плане на основе энергичного и масштабного развертывания-инновационных процессов в системах массового физического воспитания и детско-юношеского спорта при. использовании глубоко теоретически обоснованных и экспериментально апробированных новейших педагогических технологийобеспечивающих модернизацию форм и содержания-: физического воспитания* подрастающего поколения новой России (В. А. Фетисов- 2003).

Вопросы совершенствования1 физического воспитания" школьников* врамках личностно-ориентированного и философско-культурологических подходов к его целевому, содержательному и технологическому обеспечению стали в последнее десятилетие предметом пристального внимания, многих ученых и специалистов в области физической культуры (В. К. Бальсевич, 1996, 2000, 2002; 2003; 2006; Л: И. Лубышева, 2003, 2006; В. И. Лях, 1989, 1990; В. И. Лях, Г. Б. Мейксон, Л. Б. Кофман, 1992, 1996; А. П. Матвеев, 1996, 1997; Г. Л. Драндров, 1996, 2004, 2007; A. F. Комков, 2003; и др.).

В. К. Бальсевич (2000, 2003, 2006) и Л: ИЛубышева (2003, 2004,.2006) подчеркивают, что, что основные направления исследований должны быть сосредоточены на разработке новых технологий физического воспитания школьников на основе личностно ориентированных, спортизированных форм его организации.

В настоящее время в России развиваются новые формы спортивно ориентированного воспитания детей, подростков и молодежи. Это новая инициатива Федерального агентства по физической культуре и спорту «Каждой школе — спортивную команду». Это и политическая поддержка инновационных направлений развития физического воспитания и спорта на уровне Президента, Правительства, Государственной Думы и Федерального собрания, а также политических партий.

Г. JI. Драндров (2007) подчеркивает, что одной из существенных особенностей предмета «Физическая культура», в сравнении с другими учебными дисциплинами: физикой, математикой, биологией и др. является то, что учащиеся могут достичь конечной цели его изучения: высокого уровня физической культуры, — через усвоение различного по содержанию физкультурного образования: спортивные игры, единоборства, легкая атлетика (при условии обязательного усвоения базового компонента содержания). Поэтому одним из перспективных направлений совершенствования физического воспитания школьников в русле идей гуманизации и демократизации образовательного процесса выступает ориентация при выборе содержания физкультурного образования на индивидуальное своеобразие физкультурно-спортивных интересов занимающихся.

Туристское многоборье как вид спорта является привлекательным для учащейся молодежи. Как средство физического воспитания туристское многоборье обладает большим развивающим, воспитывающим и образовательным потенциалом (Ю. Н. Федотов, 2002; Д. В. Смирнов, 2003; Э. JI. Можаев, 2006; Ю. С. Константинов, 2006; и др.).

Вместе с тем анализ литературы показывает, что проблема совершенствования физического воспитания школьников на основе углубленного изучения туристского многоборья является на сегодняшний день малоисследованной.

Таким образом, можно говорить о существовании противоречия между необходимостью совершенствования физического воспитания старших школьников на основе углубленного изучения избранного ими вида спорта — туристского многоборья, и относительной неразработанностью программно-содержательного и технологического обеспечения решения этой задачи, с другой.

В связи с этим проблема нашего исследования сформулирована следующим образом: Каковы особенности программно-содержательного и технологического обеспечения спортивно ориентированного физического воспитания учащихся 9−11 классов на основе туристского многоборья, при реализации которых возможно повышение эффективности формирования физической культуры личности занимающихся?

Цель исследования — разработка и экспериментальное обоснование программно-содержательного и технологического обеспечения спортивно ориентированного физического воспитания учащихся 9−11 классов на основе туристского многоборья.

Объект исследования — содержание и процесс физического воспитания учащихся 9−11 классов общеобразовательной школы.

Предмет исследования — программно-содержательное и технологическое обеспечение спортивно ориентированного физического воспитания учащихся 9−11 классов на основе туристского многоборья.

Гипотеза исследования: повышение эффективности спортивно ориентированного физического воспитания учащихся 9−11 классов на основе туристского многоборья возможно, если:

1) разработать учебную программу физического воспитания учащихся 911 классов, включающую в свое содержание базовый компонент содержания физкультурного образования и программный материал по туристскому многоборью;

2) при реализации данной программы в образовательном процессе:

• создать условия для свободного выбора учащимися туристского многоборья для занятий в процессе физического воспитания:

• осуществлять постоянное взаимодействие с учреждениями дополнительного образования детей по туризму;

• осуществлять. усвоение учебного материала-по туристскому многоборью в тесной взаимосвязи с усвоением базового содержания физкультурного образования;

• вооружать учащихся необходимыми и достаточными, знаниями о туристском многоборье как виде спорта и средстве физического воспитания:

• при обучении техническим приемам туристского многоборья строго соблюдать требования техники безопасности;

• при решении задач физической и технической подготовки широко применять метод круговой тренировки;

• связать обучение туристскому многоборью с участием в соревнованиях по данному виду спорта;

• осуществлять усвоение туристского многоборья через применение средств и методов спортивной тренировки.

Для достижения цели исследования нами решался ряд частных задач:

1. Изучить на основе анализа и обобщения научно-методической литературы состояние традиционной практики физического воспитания и выделить наиболее перспективные направления ее совершенствования.

2. Разработать экспериментальную учебную программу спортивно ориентированного физического воспитания учащихся 9−11 классов на основе туристского многоборья.

3. Определить организационно-методические особенности эффективной реализации этой программы.

4. Экспериментально обосновать эффективность физического воспитания^ учащихся 9−11 классов на основе усвоения содержания экспериментальной учебной, программы с учетом выделенных нами организационно-методических особенностей.

Методологической и теоретической основой исследования являются методологические положения личностно-ориентированного (Н. А. Алексеев, В. В. Сериков, И. С. Якиманская) и философско-культурологического подходов к физическому воспитанию (М. Я. Виленский, В: М. Выдриы, И. М. Бы-ховская, JL И. Лубышева), концептуальные основы совершенствования физического воспитания (В. К. Бальсевич, Ю. Н. Вавилов, К>. А. Копылов, Л. Б. Кофман, Л. И. Лубышева, ВI И-. Лях, В. П. Лукьяненко, А. ГЪ Матвеев), основные положения теории и методики физического воспитания (Л. П. Матвеев, Ж. К. Холодов), теории и методики туристского многоборья, (Ю. Н. Федотов, Д. В. Смирнов, Э. Л. Можаев, Ю* С. Константинов, и др.).

Опытно-экспериментальнойг базой исследования являлись средние общеобразовательные школы №№ 9, 11 и Станция детско-юношеского туризма и экскурсий г. Чайковский Пермской области.

Методы исследования: теоретический анализ и обобщение научно-методической литературыпедагогическое тестированиеметоды оценки оценка уровня физического развитияметоды оценки уровня функциональных возможностей организмаметоды" психодиагностикиметод экспертной оценкипедагогический экспериментметоды математической статистики.

Научная новизна результатов исследования состоит в следующем:

1. Разработана учебная программа спортивно ориентированного физического воспитания учащихся 9−11 классов на основе туристского многоборья.

2. Определены организационно-методические особенностей реализации этой программы в учебном процессе.

Теоретическая значимость, результатов исследования состоит в том, что они расширяют и углубляют знания и представления о программно-содержательном и технологическом обеспечении спортивно ориентированного физического воспитания школьников на основе углубленного изучения избранного вида спорта, обеспечивающем эффективную практическую реализацию философско-культурологического и личностно ориентированного подходов в образовательном процессе.

Практическая значимость результатов исследования обусловлена тем, что их реализация в физическом воспитании школьников обеспечивает существенное повышение эффективности развития физических качеств, функциональных возможностей организма, укрепление физического развития и психического здоровья занимающихся, овладение умениями и навыками выполнения технических приемов туристского многоборья.

Результаты исследования могут быть использованы в физическом воспитании учащихся в образовательных учреждения всех типов и видов, в профессиональной подготовке и повышении квалификации учителей физической культуры.

Достоверность основных положений и выводов обеспечены последовательной и логически обоснованной, не противоречивой реализацией фило-софско-культурологического и личностно-ориентированного подходов на всех этапах исследованияопорой на концептуальные положения теории и методики физического воспитания, теории и методики туристского многоборья, применением методов исследования, адекватных целям и задачам, продолжительным характером опытно-экспериментальной работы с участием большой выборки испытуемых, корректным использованием методов математической статистики для количественного анализа экспериментальных данных.

Основные положения, выносимые на защиту:

I. Усвоение содержания экспериментальной учебной программы спортивно ориентированного физического воспитания учащихся 9−11 классов на основе туристского многоборья позволяет реализовать в учебном процессе основные требования личностно-ориентированного и философско-культурологического подходов к физическому воспитанию.

II. Организационно-методическими особенностями эффективной реализации экспериментальной учебной программы спортивно ориентированного физического воспитания учащихся 9−11 классов на основе туристского многоборья являются:

• взаимодействие общеобразовательной школы и учреждений дополнительного образования детей;

• единство усвоения базового и вариативного компонентов учебной программы на уровне целей, содержания, субъектов и объектов управления образовательным процессом;

• добровольность включения учащихся в занятия, туристским многоборьем;

• образовательная направленность процесса обучения туристскому многоборью;

• соблюдение техники безопасности при обучении техническим приемам туристского многоборья;

• широкое применение метода круговой тренировки;

• направленность усвоения вариативного компонента учебной программы на подготовку к участию в соревнованиях по туристскому многоборью;

• конверсия средств и методов спортивной тренировки.

III. Реализация экспериментальной учебной программы спортивно ориентированного физического воспитания учащихся-9−11 классов на основе туристского многоборья с учетом выделенных нами организационно-методических особенностей приводит к существенному повышению показателей физической подготовленности, физического развития, функциональных возможностей организма, психического здоровья, качества усвоения способов выполнения технических приемов туристского многоборья.

Апробация исследования и внедрение результатов: основные теоретические и практические положения работы нашли отражение в публикациях автора. По теме диссертации опубликовано 10 работ. Результаты исследований обсуждались и получили одобрение на одной международной (г. Москва, 8−9-декабря 2003 г.) и шести Всероссийских (г. Пермь, 2003, 2007; г. Чайковский, 2004, 2007; г. Ижевск, 2004, 2007) научно-практических конференциях. Результаты исследования внедрены в образовательный процесс МОУ СОШ.

9, 11 и станции детско-юношеского туризма и экскурсий г. Чайковский Пермской области.

Структура диссертации: диссертация состоит из введения, четырех глав, выводов, списка литературы. Содержание работы изложено на 130 страницах, включает 6 таблиц и 16 рисунков. Список литературных источников включает 183 наименований, из них 5 — на иностранных языках.

107 ВЫВОДЫ.

1. У значительной части учащихся за годы обучения в общеобразовательной школе наблюдается ухудшение здоровья, для большинства школьников характерны низкий уровень физического развития и физической подготовленности, слабая вооруженность знаниями, умениями и навыками в области физической культуры, недостаточная готовность к физическому самовоспитанию. В подростковом возрасте проявляется устойчивая тенденция снижения интереса к урокам физической культуры.

В качестве основных причин низкой эффективности традиционной практики физического воспитания называются: 1) преимущественная направленность уроков физической культуры на сохранение и укрепление здоровья, развитие физических качеств, вооружение учащихся двигательными умениями и навыками выполнения физических упражнений в ущерб решению образовательных и воспитательных задач- 2) игнорирование при выборе содержания физкультурного образования индивидуального своеобразия физ-культурно-спортивных интересов и способностей учащихся.

2. Одним из направлений совершенствования физического воспитания школьников выступает философско-культурологический подход, предполагающий приоритетную направленность на формирование положительного ценностного отношения учащихся к занятиям физической культурой и вооружение их знаниями, умениями и навыками организации физкультурно-спортивной деятельности. Другим направлением выступает реализация лич-ностно-ориентированного подхода, создающим условия для самоопределения личности в области физической культуры через учет индивидуального своеобразия физкультурно-спортивных интересов и способностей каждого школьника при целевом, содержательно и организационно-методическом обеспечении физического воспитания.

В настоящее время усилиями ученых и специалистов с учетом требований философско-культурологического и личностно ориентированного подходов интенсивно разрабатываются теоретические и методические основы спортивно-ориентированного физического воспитания, при котором учащимся предоставляется возможность свободного выбора привлекательного для них вида спорта для углубленного изучения наряду с усвоением базового компонента содержания предмета «Физическая культура». Результаты исследований свидетельствует о высоком педагогическом потенциале спортивно-ориентированного физического воспитания для формирования у учащихся основных элементов физической культуры.

3. Экспериментальная учебная программа «Спортивно-ориентированное физическое воспитание на основе туристского многоборья» представляет собой целевое (цели и задачи), содержательное (содержание образования), технологическое (средства и методы обучения) и нормативное (контрольный раздел) обеспечение образовательного процесса по предмету «Физическая культура», позволяющее реализовать философско-культурологический и личностно-ориентированный подходы к физическому воспитанию учащихся 9−11 классов.

Организационно-методическими особенностями эффективной реализации этого компонента являются:

• взаимодействие общеобразовательной школы и учреждений дополнительного образования детей;

• единство усвоения базового и вариативного компонентов учебной программы на уровне целей, содержания, субъектов и объектов управления образовательным процессом;

• добровольность включения учащихся в занятия туристским многоборьем;

• образовательная направленность процесса обучения туристскому многоборью;

• соблюдение техники безопасности при обучении техническим приемам;

• широкое применение метода круговой тренировки;

• направленность усвоения вариативного4 компонента учебной программы на подготовку к соревнованиям по туристскому многоборью;

• конверсия средств и методов спортивной тренировки.

4. У школьников, изучающих предмет «Физическая культура» в рамках экспериментальной учебной программы «Спортивно-ориентированное физическое воспитание учащихся 9−11 классов на основе туристского многоборья"' в 9−11 классах наблюдается после завершения обучения в школе по сравнению с школьниками, изучающими физическую культуру по типовой программе, существенное преимущество в показателях:

1) физической подготовленности — подтягивания из виса на перекладине (14,85 против 11,77 раз), прыжка в длину с места (219,4 против 209,4 см), бега 30 м (4,46 против 4,57 с), сгибания-разгибания рук в упоре лежа (23,0 против 19,1 раза);

2) физического развития — индекса Кетле (388,8 против 368,4 г/см), силового индекса кисти (80,0 против 63,0%), силового индекса становой силы (203,9 против 188,7%);

3) фунщиональных возможностей организма — индекса Руфье (6,74 против 6,89 усл. ед.), пробы Штанге (66,2 против 60,9 с), относительной PWC 170 (1390 против 1279 кг ммин), абсолютной PWC 170 (23,16 против 20,62 кг ммин);

4) психического здоровья — ситуативной тревожности (34,2 против 43,7 балла), личностной тревожности (36,6 против 42,9 балла), самочувствия (7,4 против 5,6 балла), активности (8,1 против 6,4 балла) и настроения (8,6 против 6,7 балла).

У них наблюдаются высокие показатели умений и навыков туристского многоборья — «Навесная переправа» (4,3 балла), «Спуск «Дюльфер» (4,6 балла), «Подъем на самостраховке» (4,7 балла), «Движение по азимуту» (4,8 балла), «Оказание помощи при переломе бедренной кости» (4,8 балла), «Бревно с перилами» (4,9 балла), «Параллельные перила» (4,9 балла) и «Спортивный спуск» (4,9 балла), «Изготовление носилок» (4,9 балла).

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Т. Ю. Дифференцированный подход к мальчикам и девочкам важное условие эффективности учебно-воспитательной работы в школе: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Т. Ю. Абаева. — Ташкент, 1970. -19 с.
  2. , М. К. Обучаемость и здоровье школьника / М. К. Акимов, В. Т. Козлов // Школа здоровья. 1995. — № 2 (Т. 2). — С. 21−31.
  3. , Э. М. Социально-психологические критерии адаптации к школе // Школа и психическое здоровье учащихся / Э. М. Александровская М.: Медицина, 1988. — С. 32−43.
  4. , Н. А. Личностно-ориентированное обучение: вопросы теории и практики: Монография / Н. А. Алексеев. Тюмень: Изд-во Тюменского государственного университета, 1996. — 216 с.
  5. , Б. У. Вариативность учебных программ по физической культуре Текст.: автореферат дисс.. канд. пед. наук / Б. У. Альмуханов. -СПб., 1994.-23 с.
  6. , Б. Г. О проблемах современного человекознания / Б. Г. Ананьев. М.: Наука, 1977. — 380 с.
  7. , Н. А. Здоровье и развитие современных школьников / Н. А. Ананьева, Ю. А. Ямпольская // Школа здоровья. 1994. — № 1 (Т.1). — С. 13−18.
  8. , М. В. Особенности физического развития и здоровья учащихся школ Москвы / М. В. Антропова, Г. В. Бородкина, JI.M. Кузнецова и др. // Здравоохранение Российской Федерации. 1995. — № 1. — С. 23−25.
  9. , Т. П. Формирование ценностного отношения старших дошкольников к занятиям физической культурой посредством эмоциональной регуляции двигательной деятельности : автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.04 / Т. П. Бакурова. Омск, 2000. — 18 с.
  10. , В. К. Конверсии основных положений теории спортивной подготовки в процессе физического воспитания / В. К. Бальсевич, Г. Г. Наталов, Ю. К. Чернышенко // Теория и практика физической культуры. -1997.-№ 6.- С. 15−21.
  11. , В. К. Концепция альтернативных форм организации физического воспитания детей и молодежи // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка / В. К. Бальсевич. 1996. — № 1. — С. 23−25.
  12. , В. К. Концепция физического воспитания детей и молодежи / В. К. Бальсевич // Физическая культура, спорт, здоровье нации: Материалы Международного конгресса. СПб.: Россия, 1996. — С. 7−11.
  13. , В. К. Онтокинезиология человека / В. К. Бальсевич. М.: Теория и практика физической культуры, 2000. — 275 с.
  14. , В. К. Перспективы освоения ценностного потенциала физической культуры и спорта / В. К. Бальсевич, Л. И. Лубышева // Межвуз. сб. науч. тр. «Принципы индивидуализации физического воспитания учащейся молодежи». — Тула, 1994. С. 3−10.
  15. , В. К. Спортивно ориентированное физическое воспитание, образовательные и социальные аспекты / В. К. Бальсевич, JL И. Лубышева // Теория и практика физической культуры и спорта. — 2003. — № 3. — С. 19−22.
  16. , В. К. Спортивный вектор физического воспитания в российской школе / В. К. Бальсевич. М.: НИЦ Теория и практика физической культуры и спорта, 2006. — 112 с.
  17. , В. К. Сургутский проект (сообщение первое) / В. К. Бальсевич // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. -1997.-№ 4.-С. 48−55.
  18. , В. К. Физическая активность человека / В. К. Бальсевич, В. А. Запорожанов. Киев: Здоровье, 1987. — 223 с.
  19. , В. К. Физическая культура для всех и для каждого /В. К. Бальсевич. -М.: ФиС, 1988. 208 с.
  20. , В. К. Физическая культура: молодежь и современность / В. К. Бальсевич, JI. И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. 1995. -№ 4. — С. 2−6.
  21. , В. К. Физическая подготовка в системе воспитания культуры здорового образа жизни (методологический, экологический и организационный аспекты) / В. К. Бальсевич. // Теория и практика физической культуры.- 1990.-№ 1.-С. 22−26.
  22. , А. А. Здоровье российских детей / А. А. Баранов // Педагогика. 1999. — № 8. — С. 41−44.
  23. , С. В. Теоретико-методические основы личностно ориентированной технологии физкультурного образования школьников Текст.: автореферат дисс. докт. пед. наук / С. В. Барбашов. Омск, 2000. — 48 с.
  24. , В. С. Снижение уровня физической подготовленности выпускников средних школ / B.C. Богатырев // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2002. — № 4. — С. 14−16.
  25. , Г. П. Школьникам здоровый образ жизни : Внеурочные занятия с учащимися по физической культуре / Г. П. Богданова. — М.: ФиС, 1989.- 121 с
  26. , И. М. «Человек телесный» в социокультурном пространстве и времени (очерки социальной и культурной антропологии) / И. М. Быховская. М.: Физкультура, образование и наука, 1997. — 209 с.
  27. , И. М. Человеческая телесность в социокультурном измерении: традиции и современность / И. М. Быховская. М.: РИО ГЦО-ЛИФК, 1993.- 168 с
  28. , Ю. Н. Концептуальные предпосылки перестройки школьной системы физического воспитания в СССР / Ю. Н. Вавилов // Теория и практика физической культуры. 1990. — № 10. — С. 21−25.
  29. , А. Д. Двигательная активность школьников и ее оптимизация / А. Д. Ваганов // Гигиена и санитария. 1990. — № 10 — С. 32 — 35.
  30. , В. Г. Стандарт основного общего образования по физической культуре / В. Г. Вайтович // Спорт в школе. 2004. — № 5. — С. 8−16.
  31. , М. Я. Физическое воспитание школьников: вопросы перестройки / М. Я. Виленский, Е. Н. Литвинов // Физическая культура в школе.-1990.-№ 12.-С. 2−7.
  32. , П. А. Основы физической культуры : учебное пособие. Часть 3. (Валеология) / П. А. Виноградов, В. И. Жолдак, В. Г. Камалетдинов.- Челябинск: УГАФК, 1997. 269 с.
  33. , В. М. Неспециальное (непрофессиональное) образование / В. М. Выдрин // Теория и практика физической культуры. — 1995. — № 5, 6.- С. 32−36
  34. , Т. В. Формирование ценностного отношения к физической культуре у младших школьников : дис.. канд. пед. наук: 13.00.04 / Т. В. Головина. Омск, 2003. — 161 с.
  35. , С. Д. Пути совершенствования организации внеклассной работы по физическому воспитанию школьной молодежи НРБ : автореф. дис.. канд. пед, наук: 13.00.04 / С. Д. Груев. М., 1977. — 20 с.
  36. , Я. Ценностная ориентация личности. Психология личности в социалистическом обществе: активность и развитие личности / Я. Гудачек. М.: Логос, 1989. — 109 с.
  37. , Н. В. Содержание и организация физического воспитания учащихся 4−5 классов сельской школы в режиме продленного дня : автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.04 / Н. В. Гуреев. Черноголовка, 1986. — 20 с.
  38. , С. И. Физическое воспитание в школах США / С. И. Гуськов // Физическая культура в школе. 1995. — № 4. — С. 71−75.
  39. , Э. Д. Современная реформа образования в России: исторические предпосылки, теоретические основания, этап подготовки и реализации: автореф. дис. д-ра пед. наук: 13.00.01: Э. Д. Днепров. М., 1994. -41 с
  40. , Г. Л. Образовательный стандарт содержания предмета «Физическая культура» : учебно-методическое пособие / Г. Л. Драндров, В. К. Бальсевич, В. В. Кожанов, А. И. Пьянзин. Чебоксары. — ЧГПУ им. И. Я. Яковлева, 2004. — 32 с.
  41. , В. И. Лечебная физическая культура (кинезотерапия): Учебник для ст-тов вузов / В. И. Дубровский. М.: Гуманит. изд. центр ВЛА-ДОС, 1998. — 608 с.
  42. , П. К. Научно-методические основы формирования у школьников интереса к физической культуре : дис.. д-ра пед. наук :' 13.00.04 / П. К. Дуркин.-М., 1995.-496 с.
  43. , М. И. Формирование потребности физического совершенствования у школьников 5−8 классов : автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.04 / М. И. Жаворонкова. Л., 1972. — 19 с.
  44. , Ю. С. Повышение интереса учащихся к уроку физической культуры / Ю. С. Захаров: Тез. докл. IV Всесоюзн. конф. «Физическое воспитание и школьная гигиена». М., 1991. — С. 145.
  45. , Д. И. О состоянии здоровья детей в России / Д. И. Зелинская // Школа здоровья. 1995. — № 2 (Т.2). — С. 5−12.
  46. , Е. П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. СПб.: Питер, 2000. — 508 с.
  47. , Е. П. Психология физического воспитания / Е. П. Ильин. -М.: Просвещение, 1987. 341 с.
  48. , Е. П. Психофизиология физического воспитания / Е. П. Ильин. М. Просвещение, 1980. — 199 с.
  49. Инновационная образовательная технология спортизированного физического воспитания обучающихся в общеобразовательной школе Текст. / под ред. Л. Н. Прогонюк. Сургут: Дефис, 2001. — 212 с.
  50. Исмоилов, Асомиддин. Спортивные интересы и двигательные способности как факторы отбора юных спортсменов: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.04 / Асомиддин Исмоилов. М., 1988. — 22 с.
  51. , JI. А. Физкультурно-рекреационная стратегия развития современного общества / Л. А. Калинкин, В. В. Матов // Теория и практика физической культуры. 1990 — № 1. — С. 43−46.
  52. , М. Г. Урок после урока / М. Г. Каменцер. М.: Физкультура и спорт, 1987. — 109 с.
  53. , К. К. Влияние знаний о физической культуре и здоровом образе жизни на отношение школьников к физической активности / К. К. Кардялис, И. Ю. Зуозиене // Физическая культура, образование, воспитание, тренировка. 1999. — № 3 — 4. — С. 11−15.
  54. , В. Л. Тестирование в спортивной медицине Текст. / В. Л. Карпман. М.: Физкультура и спорт, 1988. — 208 с.
  55. , Н. Н. Педагогические условия формирования интереса школьников к физической культуре и спорту : дис.. канд. пед. наук: 13.00.01, 13.00.04 /Н. Н. Кисапов. Йошкар-Ола, 2007. — 132 с.
  56. , Ю. Н. Юный волейболист / Ю. Н. Клещев, А. Г. Фурманов. М.: Физкультура и спорт, 1979. — 231 с.
  57. , Е. Д. Синергетика как средство интеграции естественнонаучного и гуманитарного образования / Е. Д. Кузьмина // Высшее образование в России. 1994. — № 4. — С. 34−39.
  58. , А. Г. Социально-педагогические основы формирования физической активности детей школьного возраста: дис.. д-ра пед. наук: 13.00.04 / А. Г. Комков. М.: РГБ, 2003. — 248 с.
  59. , Ю. С. Детско-юношеский туризм Текст.: учебно-методическое пособие / Ю. С. Константинов — М.: ФЦДЮТиК, 2006. 600 с.
  60. , Ю. А. О модернизации школьного физического воспитания / Ю. А. Копылов // Спорт в школе. 2004. — № 7. — С. 10−16.
  61. , Е. А. Оптимизация учебного процесса по физической культуре в общеобразовательной школе на основе технологии дифференцированного физкультурного образования : дис. канд. пед. наук / Е. А. Короткова. -Тюмень, 2002. 156 с.
  62. , И. Б. Становление и развитие гуманистической педагогики / И. Б. Котова, Б. Н. Шиянов. Ростов-на-Дону: Ростовский педуниверситет, 1997.- 144 с.
  63. , JI. Б. Педагогические принципы и модели организации физкультурно-спортивной деятельности детей и молодежи : дис.. д-ра пед. наук в виде научного доклада: 13.00.04: JI. Б. Кофман. Москва — 1998. -87 с.
  64. , В. В. Научные приоритеты в физическом воспитании и спортивной подготовке детей и юношества / В. В. Кузин // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1998. — № 2. — С. 31−35.
  65. , В. Н. Охрана здоровья детей и подростков в образовательных учреждениях России : материалы всероссийского форума по полиг тике в области общественного здоровья / В. Н. Кузнецов // Народное образование. 1999. — № 8 — С. 33−34.
  66. , Н. М. Формирование интереса к занятиям физической культурой сельских школьников : дис.. канд. пед. наук: 13.00.04 / Н. М. Куликов. М., 2003. — 157 с.
  67. , В. Н. Физическая культура как общеобразовательный учебный предмет / В. Н. Курысь, JI. Н. Сляднева // Теория и практика физической культуры. 2002. — № 9 — С. 34−38.
  68. , М. Е. Структура потребностей и интересов школьников и трудящихся в занятиях физическими упражнениями и спортом : автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.04 /М. Е. Кутепов. г М., 1980. 24 с.
  69. , Р. А. Опыт работы московского центра образования «Сам-бо-70″ Текст. / Р. А. Лайшев // „Дети России Образованы и Здоровы“: материалы науч. практ. конф. (Кировск, 28−29 октября 2004 г.). -М. — С.49 — 51.
  70. , Н. С. Об изучении проблемы склонностей в русле идей Б. М. Теплова / Н. С. Лейтес // Вопросы психологии. 1976. — № 5. — С. 45−52.
  71. , Е. Н. Формы и методы повышения двигательной активности девушек 16−17 лет.: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.04 / Е. Н. Литвинов. М., 1984. — 24 с.
  72. , Л. И. Обоснование содержания и методики проведения ежедневных занятий с использованием средств физической культуры с учащимися 7−9 классов в режиме учебного дня : автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.04 / Л. И. Логунов. М., 1992. — 22 с.
  73. , И. А. Олимпийская культура в спортизированном физическом воспитании Текст. / И. А. Лубышев // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2004. — № 3. — С. 47 — 49.
  74. , Л. И. Концепция физкультурного воспитания: методология развития и технология реализации / Л. И. Лубышева //Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1996. — № 1. — С. 11−18.
  75. , Л. И. Концепция формирования физической культуры человека / Л. И. Лубышева.- М.: ГЦОЛИФК, 1992.- 120 с.
  76. Лубышева, Л.' И. Новые векторы модернизации систем массового физического воспитания детей и подростков в общеобразовательной школе / Л. И. Лубышева // Теория и практика физической культуры — 2003. — № 4,-С. 56−59.
  77. , Л. И. Современный ценностный потенциал физической культуры и спорта и пути его освоения обществом и личностью / Л. И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. 1997. — № 6 — С. 10−15.
  78. , Л. И. Социальное и биологическое в физической культуре человека в аспекте методологического анализа / Л. И. Лубышева,// Теория и практика физической культуры. 1996. — № 1. — С. 2−4.
  79. , Л. И. Спортивная культура как учебный предмет общеобразовательной школы Текст. / Л. И. Лубышева // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2004. — № 4. — С. 2−7. 93
  80. , Л. И. Спортивно ориентированное физическое воспитание образовательный и социальный аспекты / Л. И. Лубышева // Теория и практика физическая культуры. — 2003. — № 3. — С. 19−22.
  81. , Л. И. Спортивное образование школьников: новые векторы и перспективы развития / Л. И. Лубышева // Инновационные педагогические технологии в системе физкультурного образования и оздоровления населения. СПб: НИИФК, 2006. — С. 139 — 143.
  82. , В. П. Об одной вековой дискуссии / В. П. Лукьяненко // Физическая культура в школе. 1997. — № 3. — С. 8−12.
  83. , В. П. Физическая культура : основы знаний: учеб. пособие для учащихся старших классов / В. П. Лукьяненко. — Ставрополь, 2001. -112 с.
  84. Лях, В. И. Комплексная учебная программа физического воспитания учащихся 1 — 11 классов / В. И. Лях, А. А. Зданевич. — М.: Новая школа, 2004. -76 с.
  85. Лях, В. И. Концепция физического воспитания детей и подростков / В. И. Лях, Г. В. Мейксон, Л. Б. Кофман // Физическая культура: образование, воспитание, тренировка. 1996. — № 1. — С. 5−13.
  86. Лях, В. И. Концепция физического воспитания и оздоровления детей и подростков / В. И. Лях, Г. Б. Мейксон, Л. Б. Кофман. М., 1992. — 24 с.
  87. Лях, В. И. Научно-методическое обеспечение физического воспитания учащихся: состояние и перспективы / В. И. Лях // Физическая культура в школе. 1989. — № 11. — С. 32−37.
  88. Лях, В. И. Ориентиры перестройки физического воспитания в общеобразовательной школе / В. И. Лях // Теория и практика физической культуры. 1990.-№ 9. — С. 10−14.
  89. Лях, В. И. Оценка успеваемости по физической культуре Текст. / В. И. Лях // Физическая культура в школе. 1991. — № 11. — С. 3 — 8.
  90. Лях, В. И. Соблюдая основополагающие принципы Текст. / В. И. Лях, Г. Б. Мейксон // Физическая культура в школе. 1993. — № 1. — С. 2−6.
  91. Лях, В. И. Физическое воспитание в школах Западной Европы: состояние и перспективы / В. И. Лях // Теория и практика физической культуры. 1995. — № 5−6. — С. 10−14'. 1
  92. Лях, В. И., Мейксон Г. Б., Кофман Л. Б. Возможные направления работы. Концепция перестройки физического воспитания в общеобразовательной школе / В. И. Лях, Г. Б. Мейксон, Л. Б. Кофман // Физическая культура в школе. 1991. — № 6. — С. 3−8.
  93. , О. Личностная ориентация педагогики физической культуры и начальной школы / О. Макарова / Человек в мире спорта: Новыеидеи, технологии, перспективы: тезисы докладов международного конгресса.-Т. 2.-М., 1998.-С. 382−383.
  94. , С. В. Физкультурная деятельность как основа формирования физической культуры : дис.. канд. пед. наук: 13.00.04 / С. В. Мали-нина. СПб., 2000. — 167 с.
  95. , К. К. Педагогические и психологические условия деятельности тренера по волейболу в тренировочном и соревновательном процессе : дис. д-ра пед. наук: К. К. Марков. М.: 2002. — 359 с.
  96. , Н. А. Математико-статистические методы в спорте Текст. /Н. А. Масальгин. М.: Физкультура и спорт, 1974. — 151 с.
  97. , А. П. Концепция образовательной программы „Физическая культура“ для средней общеобразовательной школы / А. П. Матвеев // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. — 1996. № 1. — С. 19−22.
  98. , А. П. Образовательная учебная программа / А. П. Матвеев // Физическая культура в школе. 1996. — № 1. — С. 19−27.
  99. , А. П. Очерки по теории и методике образования школьников в сфере физической культуры / А. П. Матвеев // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1997. — № 5. — С. 12−17.
  100. , А. П. Теоретико-методологические основы формирования учебного предмета „Физическая культура в общеобразовательной школе“ : дис.. д-ра пед. наук в виде науч. докл.: 13.00.04. -М., 1997. 68 с.
  101. , JI. П. Основы спортивной тренировки Текст.: учеб. пос. для ин-тов физической культуры / JI. П. Матвеев. М.: Физкультура и спорт, 1977.-280 с.
  102. , Л. П. От теории спортивной тренировки — к общей теории спорта / Л. П. Матвеев // Теория и практика физической культуры. 1998 — № 5 — С. 5−8.
  103. , Г. Б. Особенности интереса учащихся к урокам физической культуры / Г. Б. Мейксон: материалы научно-методической конференции Прибалтийских республик. Рига, 1971. — С. 27−29.
  104. , Г. Б. Планирование физического воспитания в школе Текст. / Г. Б. Мейксон, Ю. А. Копылов // Физическая культура в школе. -1989.-№ 8.- С. 11−16.
  105. , В. М. Цель в теоретико-методологических основах дидактики предмета „Физическая культура“ / В. М. Минбулатов // Физическая культура. 1996. — № 3. — С. 34−39.
  106. , В. С. Возрастная психология: феноменология развития. Детство, отрочество / В. С. Мухина. М.: Логос, 1998. — 115 с.
  107. Основы законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте». Указ Президента РФ № 4868−1 от 23 апреля 1993 г.- Ведомости. 1993. — 24 сентября. — С. 1.
  108. Письмо Главного управления развития общего среднего образования Российской Федерации «О преподавании физической культуры в общеобразовательных учреждениях"// Физическая культура в школе. — 1994. № 6. -С. 8−10.
  109. , А. Н. Иновационная образовательная технология спорти-зированного физического воспитания обучающихся в общеобразовательной школе / А. Н. Прогонюк. Сургут: Дефис, 2001. — 212 с.
  110. , И. Н. Научно-педагогические основы физического воспитания в советской школе : автореф. дис.. д-ра пед. наук: 13.00.04 / И. Н. Решетень. М., 1973. — 45 с. 161
  111. , М. Д. Круг спортивных интересов школьников / М. Д. Рипа, Н. М. Кондрашова // Теория и практика физической культуры. 1972. — № 9. -С. 45−46. 162
  112. , П. А. Развитие физической культуры и спорта приоритетное направление социальной политики государства / П. А. Рожков // Теория и практика физической культуры. — 2002. — № 1. — С. 5−13.
  113. , С. JI. Основы общей психологии : учебное пособие / С. JI. Рубинштейн. 2-е изд. — М.: Госучпедгиз, 1946. — 704 с.
  114. Русский турист Текст.: Сборник документов по спортивно-оздоровительному туризму / авт. В. В. Теплоухов, И. Е. Востоков. М., 1998.
  115. , Е. М. Положение детей в России / Е. М. Рыбинский // Педагогика. 1994. — № 6. — С. 3−12.
  116. , И. А. Особенности формирования ценностных ориента-ций у старшеклассников / И. А. Сапогова // Педагогика развития и перемены в Российском образовании: материалы 2 научно — практической конференции. -Красноярск, 1995.-С. 147−148.
  117. , Г. Н. Образовательная направленность урока / Г. Н. Сатиров // Физическая культура в школе. 1975. — № 3. — С. 27−31.
  118. , В. Н. Технология оздоровительной физической культуры / В. Н. Селуянов. М.: Спорт — Академ. Пресс, 2001. — 172 с.
  119. , В. Современный урок : допустим ли тренинговый подход /
  120. B. Сергеев // Физическая культура в школе. 1995. — № 3. — С. 32−37. 169
  121. , В. В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии /В. В. Сериков. Волгоград: 1994. — 164 с.
  122. Смеловская, 3. К. Структура спортивных интересов учащихся и факторы их формирования / 3. К. Смеловская // Социальные проблемы физической культуры и спорта. М.: ВНИИФК, 1973. — С. 87−94.
  123. , Д. В. Программы дополнительного образования детей Текст.: Вып. 5: Спортивный туризм: туристское многоборье / Д. В. Смирнов. М.: Советский спорт, 2003. — 128 с.
  124. , Ю. И. Спортивная метрология Текст.: Учеб. для студ. пед. вузов / Ю. И. Смирнов, М. М. Полевщиков. М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 232 с.
  125. , С. В. Технический и функциональный компоненты в структуре соревновательной деятельности туристов многоборцев Текст. /
  126. C. В. Соболев, В. М. Гелецкий // Физическая культура и спорт в системе образования: сборник материалов IX Всеросс. науч. — практ. конф. Красноярск: КГУ, 2006.-305 с.
  127. , В. А. Мотивация занятий физической культурой и спортом школьников : автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.04 / В. А. Соколов. -Минск, 1973. 22 с.
  128. Спортивно ориентированное физическое воспитание — новая педагогическая технология XXI века Текст.: материалы Всеросс. науч.-практ. конф., посвященной 25-летию ЧГИФК. Чайковский: ЧГИФК, 2005. — 163 с.
  129. Стандарт основного общего образования по физической культуре // Спорт в школе. 2004. — № 5. — С. 46−47.
  130. , И. И. Общее физкультурное образование : учебник для ин-тов физ. культуры. Т. 1 и 2 / И. И. Сулейманов, В. И. Михалев, В. X. Шнайдер. — Омск: СибГАФК, 1998. — 513 с.
  131. Тер-Мкртичан, Р. Б. Педагогические условия формирования компетентности учащихся средней школы в области физического самовоспитания: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.04 / Р. Б. Тер-Мкртичан. М., 2003. -21 с.
  132. , П. Д. Проблемы комплексного подхода к феномену здоровья / П. Д. Тищенко / Комплексные исследования: предмет, метод, задачи, 1989.-С. 56−57.
  133. Туризм и спортивное ориентирование Текст.: учебник для институтов и техникумов физической культуры / Сост. В. И. Ганопольский. М.: Физкультура и спорт, 1987. — 240 с.
  134. , Ю. Н. Спортивно оздоровительный туризм Текст.: учебник / Под общей ред. Ю. Н. Федотова. — М.: Советский спорт, 2002. -364 с.
  135. , В. А. Массовое физическое воспитание и детско-юношеский спорт : проблемы модернизации / В. А. Фетисов // Физическая культура. 2003. — № 1. — С. 4−11.
  136. , Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта : уч. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. -480 с.
  137. , А. В. Региональная стратегия и политика в области физической культуры: научные и практические основы формирования А. В. Царик // ВНИИФК: научные труды 1997 года / под ред. С. Д. Неверковича. М., ВНИИФК, 1998. — С. 78−84.
  138. , В. Н. Образовательная область «Физическая антропология» / В. Н. Шаулин // Физическая культура в школе. 1996. — № 1. — С. 32−39.
  139. П1иянов, Е. Н. Гуманизация образования и профессиональной подготовки учителя: учебное пособие / Е. Н. Шиянов. — Москва — Ставрополь: МГПИ им. В. И. Ленина, Ставроп. гос. пед. ин-т, 1991. 180 с.
  140. , И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе / И. С. Якиманская. М.: Сентябрь, 1996. — 96 с.
  141. Amano, Y., Mizutani S., Hoshikanea Т. Longitudinal study of running of 54 children during four jears // Abstracts of VIII th International Congress of Biomechanics. — Nagoja, 1981. — P. 251.
  142. Armstrong, N. New Directions in Physical Education / N. Armstrong. -Human Kinetics Publ. Vol 2. — 1992. — 280 p.
  143. Bennett, В., Howell M., Simri U. Comparative Physical Education and Sport / B. Bennett, M. Howell, U. Simri. Philadelphia, Lea and Febiger, 1983. -P. 77.
  144. James, D., Rippe M. Target your fitness and weight management goals / D. James, M. Rippe. Finland, 1995. — 20 p.
  145. Nudel, D.B. Exercise and coronary artery disease risk factors in children / D.B. Nudel // Pediat. Rev. and Commun. 1988. — N 3. — P. 207 — 220.
Заполнить форму текущей работой