Мне захотелось узнать, а как развиваются любовные отношения в других произведениях И. С. Тургенева, как себя проявляют герои. И первым заинтересовавшим меня произведением, где герой показан не лучшим образом в отношении с женщинами, стал очерк «Гамлет Щигровского уезда». В центре повествования — Василий Васильевич — саморазоблачающийся русский Гамлет, не находящий себе места в жизни. Тургенев подвергает его резкому сатирическому разоблачению, указывая на социальные причины и условия воспитания, которые порождали рефлексию в русских интеллигентах и делали их неспособными к практической деятельности. Пустовойт, П. Г. Иван Сергеевич Тургенев. — М.: Изд-во Моск. университета, 1957. -С. 14.
Особой силы достигает саморазоблачение героя в его рассказе об истории своей женитьбы. Пространно разглагольствуя о женщинах и о любви, развивая различные хитроумные теории брака, Василий Васильевич пасует при встрече с женщинами, ведет себя крайне трусливо и до комизма жалко. Попав в дом берлинского профессора, Василий Васильевич влюбляется в его дочь Линхен. Это скорее не любовь, а какая-то видимость любви, странная умозрительная иллюзия. Целых шесть месяцев ему кажется, что он влюблен. Состояние этого шестимесячного любовного самообмана выражалось в том, что он читал вслух голубоглазой Линхен разные трогательные сочинения, пожимал ей украдкой руки. Когда этот сентиментальный и крайне однообразный рай стал уже не в меру тягостным, Василий Васильевич сознался: «в самые, как говорится, мгновения неизъяснимого блаженства у меня отчего-то все под ложечкой сосало и тоскливая, холодная дрожь пробегала по желудку. Я, наконец, не выдержал такого счастья и убежал.» Так, позорной капитуляцией на rendez-vous кончился первый тур любви Гамлета Щигровского уезда.
Герой возвращается в Россию, в деревню. Там начался второй тур его любви. Героиней нового романа оказалась чахоточная дочь полковницы Софья. По всей вероятности, она не обладала прекрасной наружностью, ибо герой категорически заявляет: «Софья мне более всего нравилась, когда я сидел к ней спиной или ещё, пожалуй, когда я думал или более мечтал о ней, особенно вечером, на террасе». Упоенный своей мечтой, луной и вечерним пейзажем Гамлет попросил у старухи руки её дочери. Но вот он подводит итог происшедшему: «Мне казалось, что я её любил, а и теперь, ей-богу, не знаю, любил ли я Софию». Такова любовь этого человека — «пустого, ничтожного и ненужного, неоригинального», вся жизнь которого — сплошное подражание кому-то, философствование с чужого голоса. Пустовойт, П. Г. Иван Сергеевич Тургенев. — М.: Изд-во Моск. университета, 1957. -С. 15.