Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Особенности формирования конкурентоспособности специалистов сферы сервиса в процессе обучения в вузе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Существует две стратегии развития конкурентоспособности специалистов в области сервиса. В основе первой лежит состязательный мотив, в данном случае движущей силой выступает жизнеобеспечение и социальный статус. Внутренний мотив направлен на оценку своего потенциала и мобилизацию усилий с целью достижения успеха любым путем, не исключая агрессивность и враждебность. Здесь прослеживается тенденция… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Анализ проблемы формирования конкурентоспособности 17 личности
    • 1. 1. Определение понятия конкурентоспособности личности
    • 1. 2. Акмеологические условия, детерминирующие формирование конкурентоспособности личности на этапе обучения в вузе
    • 1. 3. Профессионально обусловленная структура конкурентоспособной личности
    • 1. 4. Профессиональное развитие и формирование конкурентоспособности личности специалиста сферы сервиса
      • 1. 4. 1. Психологический подход к характеристике сервисной деятельности
      • 1. 4. 2. Специалист по сервису как субъект сервисной деятельности
  • Выводы по первой главе
  • Глава 2. Организация и методы исследования конкурентоспособности личности специалиста сферы сервиса на этапе обучения в 98 вузе
    • 2. 1. Разработка модели конкурентоспособной личности специалиста сферы социально-культурного сервиса и 98 туризма
    • 2. 2. Методическое обеспечение исследования формирования конкурентоспособности личности на этапе обучения в вузе на примере специалистов в области сервиса)
  • Глава 3. Эмпирическое исследование формирования конкурентоспособности специалистов в области социально-культурного сервиса и туризма на этапе обучения в вузе
    • 3. 1. Исследование направленности личности конкурентоспособных специалистов и будущих специалистов в области социально-культурного сервиса и туризма
    • 3. 2. Исследование компонентов профессиональной компетентности специалистов и будущих специалистов в 118 области сервиса
    • 3. 3. Исследование профессионально важных свойств личности специалистов и будущих специалистов в области социальнокультурного сервиса и туризма
    • 3. 4. Исследование профессионально важных качеств специалистов и будущих специалистов в области сервиса
    • 3. 5. Анализ полученных результатов
  • Выводы к третьей главе 1
  • Заключение 151 Библиографический
  • список
  • Приложения

Особенности формирования конкурентоспособности специалистов сферы сервиса в процессе обучения в вузе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность. Современный этап развития страны характеризуется многоплановыми преобразованиями, проявляющимися во всех сферах общества. Становление рыночных отношений, развитие производственной сферы требуют нового осмысления и практического • использования внутреннего потенциала человека. В контексте возникших проблем появилась потребность в социально активных людях, обладающих инициативой, ответственностью, деловитостью, организованностью, творческим потенциалом, способных быстро и гибко адаптироваться к новым условиям труда, которые не боятся сложных условий, т. е. в специалистах различного профиля в разнообразных сферах деятельности с высоким уровнем профессионализма и мастерства, стремящихся к самосовершенствованию, способных использовать весь свой потенциал для достижения высшего уровня профессионального развития, для достижения своего «акме». В этой связи наиболее значимым этапом жизненного пути человека является этап его профессионального образования, от которого зависит, с каким запасом физической прочности подойдет человек к ступени зрелости, какие ценностные ориентации и отношения составят ядро его личности, какие способности, качества, свойства, потенциальные составляющие будут характеризовать его как субъекта деятельности.

Система высшего образования является связующим звеном, позволяющим подготовить специалистов, отвечающих требованиям современного общества. Среди комплекса вопросов, решаемых современным высшим профессиональным образованием, наиболее важными являются подготовка специалистов, востребованных на рынке труда и адаптированных к реалиям современной российской действительности, а также определение и создание условий, при которых обучающийся в вузе становится не просто студентом, а формирующейся и развивающейся личностью. В этой связи особенно актуальными становятся проблемы формирования конкурентоспособности специалиста, выбора основных методов и приемов обеспечения конкурентных преимуществ, решение психолого-акмеологических проблем формирования конкурентоспособности личности еще на этапе обучения в вузе, что соответствует акмеориентированной стратегии высшего профессионального образования.

В настоящее время все более возрастает интерес к сервисной деятельности, поскольку она на сегодняшний день представляет собой быстрорастущую отрасль экономики. Повышенное внимание к подготовке специалистов сферы сервиса обусловлено потребностью современного общества продуктивно решать проблемы в сферах образования, производства, управленческого труда, бизнеса, во всех областях повседневной жизни. Однако, чтобы подготовить высокопрофессионального, конкурентоспособного работника, важно знать, каковы психолого-акмеологические особенности становления и развития специалиста сферы современного сервиса на этапе профессиональной подготовки, поскольку в настоящее время еще не сформировано полное представление о том, каким он должен быть.

Состояние разработанности проблемы. Проблема формирования и развития конкурентоспособности личности еще недостаточно изучена в психологической науке. Однако можно выделить следующие направления в исследованиях: конкурентоспособность специалиста как показатель качества его подготовки рассмотрена в трудах Н. В. Борисовой, O.K. Филатова, Д. В. Чернилевскогопсихология развития конкурентоспособной личности — в работах Э. Ф. Зеера, JI.M. Митиной.

Знание психологических особенностей развития конкурентоспособности личности на этапе профессионального обучения в вузе позволит прогнозировать процесс профессионального развития, который довольно полно освещен в трудах A.A. Бодалева, В. А. Бодрова, Н. С. Глуханюк, A.A. Деркача,.

В.Г. Зазыкина, Э. Ф. Зеера, Е. А. Климова, М. И. Кондакова, Т. В. Кудрявцева, Н. В. Кузьминой, А. К. Марковой, А. Маслоу, JIM. Митиной, Ю. П. Поваренкова,.

A.B. Сухарева, Д. Сьюпера, JI.B. Темновой, А. Р. Фонарева, Э. Эриксона и др. Психологические исследования в области становления личности профессионала на этапе обучения в вузе рассмотрены в трудах.

B.C. Герасимова, М. В. Гомезо, Г. Г. Горелова, Э. Ф. Зеера, Е. А. Климова, Т. В. Кудрявцева, А. К. Марковой, Ю. П. Поваренкова, JI.B. Темновой, О. В. Хухлаевой и др. Вопросы личностного и профессионального самоопределения освещены в работах Л. И. Божович, Б. С. Волкова, Л. И. Катаевой, Е. А. Климова, Т. В. Кудрявцева, А. К. Марковой, Н. С. Пряжникова, Н. И. Шевандрина, В. Ю. Шегуровой и др.

Субъектно-деятельностная парадигма как основа психологического изучения профессиональной деятельности человека нашла широкое отражение в работах классиков психологии, а также в современных теоретических и научно-практических исследованиях (Абульханова К. А., Азлецкая E.H., Ананьев Б. Г., Анцыферова Л. И., Асмолов А. Г., Богданович Н. В., Бодров В. А., Брушлинский A.B., Зеер Э. Ф., Знаков В. В., Иванова Е. М., Климов Е. А., Леонтьев А. Н., Ломов Б. Ф., Петровский В. А., Рубинштейн С. Л., Рябинина З. И., Сергиенко Е. А., Слободчиков В. И. и др.).

В исследование проблемы перспектив развития системы высшего образования, вопросов подготовки квалифицированных кадров внесли вклад известные ученые В. М. Антипова, В. И. Байденко, A.A. Бодалев, В. И. Жуков, Г. В. Зеленова, И. А. Зимняя, И. Ф. Исаев, Н. В. Козлова, М. М. Левина, A.B. Сластенин, В. Д. Шадриков, E.H. Шиянов и др.

Возрастающая потребность общества в конкурентоспособных специалистах, особенно в сфере сервиса, и недостаточная разработка проблемы развития конкурентоспособности личности порождает противоречие и поиск психолого-акмеологических особенностей формирования конкурентоспособности специалиста на этапе профессионального обучения в вузе, что позволит прогнозировать этот процесс, моделировать и управлять им, обеспечивая тем самым личностно-профессиональное становление человека.

Цель исследования: изучить особенности формирования конкурентоспособности специалиста сферы современного сервиса на этапе профессионального обучения в вузе.

Объектом исследования являются студенты сферы сервиса в процессе профессионального обучения.

Предмет исследования — психолого-акмеологические особенности, способствующие развитию конкурентоспособности специалистов сферы сервиса на разных этапах профессионального обучения в вузе.

Задачи исследования:

Теоретические:

1. Проанализировать результаты отечественных и зарубежных исследований по проблеме содержания понятия конкурентоспособность личности с позиции акмеологического подхода.

2. Проанализировать с позиции акмеологического подхода отечественные и зарубежные исследования по проблеме личности, выступающей в качестве субъекта профессионального развития.

3. Провести теоретический анализ проблемы формирования и развития личности в период юности, ранней взрослости.

4. Выявить акмеологические условия, обеспечивающие формирование конкурентоспособности в процессе профессионального обучения вузе.

5. Провести теоретические исследования в области формирования и развития профессиональных качеств (акмеологических инвариант), определяющих продвижение студентов к профессиональному развитию, их конкурентоспособностиобосновать профессионально обусловленную структуру конкурентоспособной личности.

Методические:

6. Определить последовательность этапов диагностико-эмпирической части исследования.

7. На основе теоретического анализа, опроса работодателей и экспертной оценки конкурентоспособных специалистов разработать модель конкурентоспособной личности в сфере сервисной деятельности.

8. Подобрать методический инструментарий, позволяющий измерять уровень выраженности структурных компонентов разработанной модели конкурентоспособной личности.

Эмпирические:

9. Изучить уровень выраженности структурных компонентов модели конкурентоспособной личности успешных специалистов.

10. Посредством лонгитюдных срезов изучить уровень выраженности психологических составляющих конкурентоспособности у студентов, обучающихся на втором, третьем и пятом годах обучения в вузе.

11. Провести сравнительный анализ уровней выраженности психологических составляющих конкурентоспособности у студентов, обучающихся на втором, третьем и пятом курсах и успешных специалистов сервисной сферы.

12. Выявить различия в степени выраженности психологических составляющих студентов с выраженными конкурентоспособными качествами и свойствами и студентов с низкой выраженностью качеств конкурентоспособности.

13. Разработать научно-практические рекомендации по оптимизации процесса развития и формирования конкурентоспособности в процессе профессионального обучения в вузе.

Гипотезы исследования:

1. Формирование и развитие конкурентоспособного специалиста сервиса может быть обусловлено комплексом интегральных характеристик, связанных со становлением субъектных качеств личности.

2. Субъектные качества личности как основа личностно-профессионального развития могут выступать психолого-акмеологическим потенциалом и составлять основу становления конкурентоспособности специалистов в области сервиса.

3. Становление конкурентоспособности специалистов в области сервиса может происходить в процессе обучения студентов по двум основным направлениям развития личностно-психологических характеристик.

4. Может быть разработан комплекс мероприятий по акмеологическому сопровождению развития качеств конкурентоспособной личности в процессе обучения студентов.

Теоретико-методологическую основу исследования составили:

— основные принципы психологии: активности, детерминизма, развития, системности (Абульханова К.А., Ананьев Б. Г., Бодалев A.A., Бокум Д., Деркач A.A., Зимняя И. А., Крайг Г., Крэйн У., Ломов Б. Ф., Осницкий А. К., Петровский A.B., Рубинштейн C. JL и др.);

— принцип целостного изучения личности (Абульханова КА., Ананьев Б. Г., Бодалев A.A., Брушлинский A.B., Ломов Б. Ф., Мерлин B.C., Мясищев В. Н. и др.);

— фундаментальные положения психологии личности и психологии развития (Ананьев Б.Г., Божович Л. И., Ермолаева М. В., Леонтьев А. Н., Ломов Б. Ф., Петровский A.B., Рубинштейн С. Л., Эриксон Э. и др.);

— положения акмеологического подхода (Абульханова К.А., Ананьев Б. Г., Берестнева О. Г., Бодалев A.A., Деркач A.A., Жукова В. И., Зазыкин В. Г., Козлова Н. В., Сивицкая Л А. и др.);

— результаты исследований отечественных и зарубежных психологов в области возрастной периодизации (Ананьев Б.Г., Волков Б. С., Герасимова B.C., Гомезо М. В., Горелова Г. Г., Кон И. С., Крайг Г., Малкина-Пых И.Г., Райе Ф.,.

Хухлаева О.В., Эриксон Э. и др.);

— основные положения психологии профессионального развития (Бодров В.А., Деркач A.A., Джанерьян С. Т., Зазыкин В. Г., Зеер Э. Ф., Иванова Е. М., Климов Е. А., Кондаков М. И., Кудрявцев Т. В., Кузьмина Н. В., Маркова А. К., Маслоу А., Митина JI.M., Поваренков Ю. П., Сухарев A.B., Сыманюк Э. Э., Сыопер Д., Темнова JI.B., Фонарев А. Р., Шадриков В. Д., Шегурова В. Ю., Эриксон Э. и др.);

— основные подходы к изучению компетентности (Берестнева О.Г., Берестова Л. И., Бодалев A.A., Деркач A.A., Зимняя И. А., Клименко Н. Ю., Козлова Н. В., Кузьмина Н. В., Куницына В. Н., Маркова А. К., Митина JI.M., Некрасов С. Д., Петровская JI.A., Равен Дж., Сивицкая JI.A., Софьина В. Н., Хуторской В. А. и др.).

Методы исследования:

1. Теоретический анализ научных источников по акмеологии, психологии, педагогике, философии, экономике, маркетингу, теории менеджмента, позволяющих изучить психолого-акмеологические особенности формирования конкурентоспособности на этапе обучения в вузе.

2. Эмпирические методы: лонгитюдный метод исследования, тестирование, опрос, анкетирование, метод экспертной оценки.

3. Интерпретационные методы: методы качественного и количественного анализа эмпирических данных, статистическая обработка данных, при которой были использованы первичные (нахождение средних значений) и вторичные методы (критерий Манна-Уитни, Стьюдента, Пирсона, х2г Фридмана, кластерный анализ).

В рамках психометрического подхода в процессе исследования использовались следующие психодиагностические методики: диагностика мотивационной структуры личности (Мильман В.М.), диагностика личности на мотивацию к успеху (Элерс Т.), диагностика личности на мотивацию к избеганию неудач (Элерс Т.), диагностика степени готовности к риску Шуберта, оценка уровня притязаний (структура мотивации)" (Горбачевский В.К.), методика «Карта интересов» (Климов Е.А.), диагностика коммуникативной установки (Бойко В.В.), диагностика оценки самоконтроля в общении (Снайдер М.), тесты «Умеете ли Вы слушать?», диагностика принятия других (по шкале Фейя), диагностика враждебности (по шкале Кука-Медлей), диагностика доброжелательности (по шкале Кэмпбелла), экспресс-диагностика доверия (по шкале Розенберга), диагностика манипулятивного отношения (по шкале Банта), диагностика межличностных отношений (Рукавишников А.А.), методика «Стратегии преодоления стрессовых ситуаций» SACS (Хобфолл С.), определение уровня конфликтоустойчивости, диагностика уровня эмпатических способностей (Бойко В.В.), диагностика социальной эмпатии, диагностика «помех» в установлении эмоциональных контактов (Бойко В.В.), диагностика уровня субъективного контроля (Роттер Дж.), экспертная оценка профессионально важных свойств с помощью ранжирования карточек (Дмитриева М.А.), определение типов мышления и уровня креативности (Ганзен В.А., Малышев К. Б., Огинцев Л.В.), методика «Оперативная память», методика «Расстановка чисел», предназначенная для исследования объема, распределения и переключения внимания.

Математическая обработка полученных данных осуществлялась с помощью компьютерных программ «Microsoft Excel 7.0» и «SPSS 15.0».

Эмпирическое исследование проводилось на базе Волгодонского института сервиса (филиала ГОУ ВПО ЮРГУЭС) и предприятий социально-культурного сервиса и туризма г. Волгодонска.

Этапы исследования:

1) Первый этап (2005;2006 гг.). Проводился анализ научной литературы по обозначенным проблемам: особенности студенческого возраста, психологические аспекты формирования и развития конкурентоспособности личности, профессиональное развитие и формирование конкурентоспособности личности специалиста сферы сервиса.

2) Второй этап (2006;2007 гг.). Происходил отбор комплекса методикпланирование и организация эмпирического исследования по теме диссертации. Начало лонгитюдного исследования.

3) Третий этап (конец 2007 г.). Продолжение лонгитюдного исследования.

4) Четвертый этап (2008;2009 гг.). Составление программы обработки и оформления данных с помощью современных информационных технологий.

5) Пятый этап (2009;2010 гг.). Завершение лонгитюдного исследования, систематизация материала, обобщение результатов исследования, оформление его текстовой и иллюстративной частей, подведение итогов.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования проведен анализ современного состояния разработанности проблемы формирования конкурентоспособности в современном вузевпервые разработана модель конкурентоспособной личности в сервисной сфере деятельности. Теоретически определены и обоснованы психолого-акмеологические составляющие конкурентоспособности специалиста сферы сервиса. Данная модель может рассматриваться как цель, к которой должны стремиться выпускники, будущие специалисты сферы сервиса. Основу модели составляют следующие интегральные характеристики личности: направленность, профессиональная компетентность, профессионально важные качества (профессиональные способности), профессионально значимые психические свойствавпервые выявлено, что субъектные свойства личности являются важнейшими психолого-акмеологической детерминантами конкурентоспособностипоказано, что интегральные характеристики являются психологической основой конкурентоспособности, необходимой во всех профессиональных видах деятельности, однако в разной степени выраженности;

— впервые изучен уровень выраженности различных составляющих модели конкурентоспособной личности у успешно работающих специалистов;

— проведен сравнительный анализ уровня выраженности различных составляющих модели конкурентоспособной личности у успешно работающих специалистов и студентов на разных курсах обучения в вузе;

— на основе эмпирического исследования показано, что в период обучения в вузе от курса к курсу происходят значительные изменения в индивидуальных показателях студентов, что создает положительную динамику развития конкурентоспособности студентов.

Практическая значимость исследования состоит в том, что:

— эмпирические материалы исследования могут использоваться при составлении учебных планов, рабочих учебных программ в вузе;

— научно-теоретические материалы исследования могут быть использованы для разработки акмеограмм, реализации методов обучения, обеспечивающих развитие психологических особенностей личности студентов, позволяющих им быть конкурентоспособными в сфере современного сервиса;

— разработанный научно-практический инструментарий исследования уровня выраженности психолого-акмеологических составляющих конкурентоспособности может быть полезен психологам, занимающимся проблемой профессионального отбора, специалистам и руководителям предприятий сферы сервиса, может быть широко применен в психодиагностической работе;

— полученные в процессе теоретической и эмпирической работы данные могут быть использованы при чтении курсов и спецкурсов по акмеологии, психологии личности, психологии профессионального развития, а также по педагогической психологии высшей школы.

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты работы были обсуждены и положительно оценены на заседаниях кафедры психологии развития и акмеологии Ростовского государственного университета (2005, 2006) — на конференции студентов и аспирантов в рамках «Недели науки» Южный федеральный университет (2007) — на VI, VII, VIII межрегиональных научных конференциях «Проблемы экономики, науки и образования в сервисе», проведенных в Волгодонском институте сервиса (филиале) Южно-Российского государственного университета экономики и сервиса (2006, 2007, 2008) — на IV съезде Российского психологического общества (17−21 сентября 2007 г., г. Ростов-на-Дону) — на IV региональной научно-практической конференции «Современная Россия: реализация экономического, интеллектуального и технического потенциала», проведенной филиалами РГЭУ «РИНХ» и ВИС ЮРГУЭС 4 сентября 2009 г. в городе Волгодонскена первой Международной научно-практической конференции «Инновационный потенциал субъектов образовательного пространства в условиях модернизации образования» (24−26 ноября 2010 г., г. Ростов-на-Дону). Полученные результаты исследований отражены в ряде тезисов и статей.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. В модель конкурентоспособной личности специалиста сферы сервиса в качестве интегральных характеристик включаются: направленность, профессиональная компетентность, профессионально важные качества (профессиональные способности), профессионально значимые психические свойства. Важнейшим компонентом конкурентоспособности являются субъектные качества личности, связанные со способностью к самостоятельной активности (общей, творческой и т. д.), потребностью в развитии, изменении, преобразовании и совершенствовании себя, ответственность, способность к внутреннему контролю, осознанность действий и другие. Формирование и развитие конкурентоспособного специалиста сервиса обусловлено комплексом интегральных характеристик, связанных со становлением субъектных качеств личности.

2. Субъектные качества личности такие, как инициативность, активность, внутренний, познавательный мотив, мотив самоуважения, чувство собственного достоинства, уверенность в себе, стремление ставить перед собой сложные задачи, интерес к сервисной деятельности, потребностей в развитии и др., лежащие в основе личностно-профессионального развития выступают психолого-акмеологическим потенциалом и составляют основу становления конкурентоспособности специалистов в области сервиса.

3. Существует две стратегии развития конкурентоспособности специалистов в области сервиса. В основе первой лежит состязательный мотив, в данном случае движущей силой выступает жизнеобеспечение и социальный статус. Внутренний мотив направлен на оценку своего потенциала и мобилизацию усилий с целью достижения успеха любым путем, не исключая агрессивность и враждебность. Здесь прослеживается тенденция к подчинению профессиональной деятельности внешним обстоятельствам в виде выполнения предписанных правил, требований, норм. Вторая стратегия — предполагает путь профессионального развития, в основании которого лежит акмеологический подход. Движущей силой здесь выступает рабочая направленность, которая коррелирует с социальной полезностью, общей активностью, творческой активностью, оценкой своего потенциала, инициативностью, стремлением ставить перед собой сложные задачи, интересом к сфере обслуживания. Все это позволяет мобилизовать свои усилия для достижения высоких результатов, способствует уверенности в себе, способности ставить еще более сложные задачи. Здесь прослеживается активность индивида во взаимосвязи с внешней средой, что способствует осознанию человеком своих потенциальных возможностей, повышает профессиональную активность, говорит о нем как о субъекте — творце, созидателе. В подобном случае человек и в будущем не потеряет позиции конкурентоспособности, перспектив личностного и профессионального роста.

4. Выявленные психолого-акмеологические особенности формирования конкурентоспособности личности на этапе обучения в вузе позволяют дать рекомендации, которые могут быть использованы в практической деятельности вуза, при разработке программ и совершенствованию процесса обучения, при разработке программ в области менеджмента качества.

Достоверность полученных результатов обеспечивается теоретико-методологическими позициями исследованияприменением комплекса методов исследования, адекватных его объекту, предмету, цели и задачам, репрезентативностью данных.

Структура работы Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы, содержащего 195 наименований отечественных и зарубежных источников, 16 приложений. Работа включает 7 таблиц и 6 рисунков. Общий объем диссертации составляет 175 страниц без приложений.

Выводы к третьей главе.

1. У успешных специалистов, работающих в области сервиса, все интегральные характеристики, включенные в модель конкурентоспособной личности, имеют высокий уровень выраженности. У студентов, обучающихся специальности «Социально-культурный сервис и туризм», значительные изменения происходят в мотивационной сфере, растет внутренняя мотивация (связанная непосредственно с мотивом деятельности, которая выражает увлеченность заданием) — увеличивается также выраженность познавательной мотивации, мотивации самоуважения (стремление ставить перед собой все более и более трудные цели), мотивации избегания (боязнь показать низкие результаты) — снижается мотивация состязательности. Значительно возрастает показатель по шкалам «социальная полезность», «общая активность», творческая активность", «рабочая направленность" — возрастает интерес к журналистике, сфере обслуживания, искусству, истории. Исследование компонентов профессиональной компетентности показало снижение уровня негативной коммуникативной установки и коммуникативной нетолерантностиповышение уровня умения слушать собеседника, конфликтоустойчивости. В структуру отношений студентов входят: принятие других, доброжелательность, стремление брать на себя ответственность, имеется тенденция к подчинению другим в общении, тенденция устанавливать близкие и эмоциональные отношения, но в то же время, высоки балы по шкалам манипулятивные отношения, цинизм, агрессивность и враждебность. Студенты имеют заниженный уровень эмпатии, однако в процессе профессионального развития на этапе обучения в вузе он незначительно, но возрастает. Снижаются «помехи» в установлении эмоциональный контактов. Незначительно снижается уровень самоконтроля в общении, возрастает уровень субъективного контроля. Корреляция между упорядоченными перечнями профессионально значимых свойств в выборках специалистов сферы социально-культурного сервиса и студентов пятого курса статистически значима и является положительной. Согласно полученным данным, основные расхождения приходятся на такие свойства, как профессиональная компетентностьдальновидность, проницательностьпредприимчивостьактивностьноваторствонастойчивостьуверенность в себетерпимость к взглядам и мнениям другихсамоконтроль. Ранги остальных профессионально значимых свойств достаточно близки. При оценке профессионально значимых качеств было выявлено, что на этапе профессионального образования у студентов незначительно, но возрастает уровень развития оперативной памяти, переключения и распределения внимания, креативности.

2. В процессе обучения от курса к курсу у большинства студентов происходят значительные изменения в индивидуальных показателях, что создает положительную динамику развития конкурентоспособных качеств личности.

3. Результаты корреляционного анализа и корреляционные связи, возникающие между личностными показателями специалистов сферы сервиса, подтверждают наше предположение о двух стратегиях развития конкурентоспособности. В основе первой лежит «соперничество», «противоборство», «состязание», или состязательный мотив, находящийся в положительной корреляционной связи с жизнеобеспечением. Рабочая направленность здесь находится в положительной корреляционной связи с общежитейской направленностью и социальным статусом, т. е. прослеживается тенденция к подчинению профессиональной деятельности внешним обстоятельствам. Положительные корреляционные связи наблюдаются между показателями: социальный статус и творческая активность, внутренний мотив, познавательный мотив, умение слушать, инициативность, оценка уровня достигнутых результатов, уверенные действия в стрессовых ситуациях, и в то же время наблюдаются положительные корреляционные связи между показателем социальный статус и негативный личный опыт общения, манипулирование, асоциальные и манипулятивные действия в стрессовых ситуациях. Специалисты стараются создать комфортные для себя условия, проявляя активность, инициативность, общительность, но их внутренний мотив направлен на оценку своего потенциала и мобилизацию усилий с целью достижения успеха любым путем, не исключая агрессивность и враждебность (жизнеобеспечение коррелирует с открытой жестокостью, нетолерантностью, цинизмом, импульсивными действиями, доминированием негативных эмоций). Они характеризуются отсутствием доверия к людям, низким уровнем принятия других, низким уровнем ассертивных (уверенных действий) в стрессовых ситуациях, негибкостью, низким уровнем интернальности в области межличностных отношений, высоким уровнем манипуляции. В процентном отношении таких специалистов немного (12% от общего числа опрашиваемых респондентов).

4. В основе второй стратегии лежит рабочая направленность, которая коррелирует с социальной полезностью, общей активностью, творческой активностью, оценкой своего потенциала (который связан прямой связью с мотивом самоуважения), инициативностью, внутренним мотивом, стремлением ставить перед собой сложные задачи, умением слушать, принятием других, доброжелательностью, просоциальной стратегией преодоления стрессовых ситуаций, конфликтоустойчивостью, тенденцией подчиняться другим в общении, общей интернальностью, интересом к сфере обслуживания. Отрицательная корреляционная связь наблюдается между показателем рабочая направленность и состязательный мотив, негативная коммуникативная установка, в частности, по показателям обоснованный негативизм, завуалированная жестокость, нетолерантность, враждебность, неумение управлять эмоциями, пассивная стратегия преодоления стрессовых ситуаций. Все это позволяет мобилизовать свои усилия для достижения высоких результатов, способствует уверенности в себе, способности ставить еще более сложные задачи, повышению уровня субъективного контроля и в области неудач, и в области производственных отношений, и в области межличностных отношений, что позволяет справляться со своими эмоциями, управлять ими, не допускать проявления нетолерантности, цинизма, агрессивности, враждебности, импульсивных действий.

5. Субъектным фактором, способствующим формированию конкурентоспособности на этапе обучения в вузе, выступает направленность личности, включающая в себя инициативность, активность общую и творческую, обусловленную, с одной стороны, внутренним мотивом, познавательным мотивом, мотивом самоуважения, который придает чувство собственного достоинства, уверенности в себе, что помогает преодолевать свои недостатки, повышает стремление ставить перед собой сложные задачи, способствует появлению потребностей в развитии, изменении, преобразовании и совершенствовании себя, с другой — поскольку профессиональное развитие представляет собой открытую систему, которая функционирует в реальной социальной среде, социальной полезностью, стремлением приносить пользу людям и обществу. В качестве еще одной предпосылки одним из условий формирования конкурентоспособности на этапе обучения в вузе является осознание и принятие студентом требований, предъявляемых избранной профессией к его профессионально важным качествам, наличие интереса к профессиональной деятельности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

С акмео логической позиции формирование конкурентоспособности специалистов на этапе профессионального обучения в вузе можно представить как процесс и результат преобразований развивающейся личности, позволяющих достичь определенного личностно-профессионального уровня развития, который по мере роста профессионализма и мастерства будет повышаться. Конкурентоспособность — это активность субъекта, направленная на непрерывный процесс развития таких интегральных составляющих собственной личности, как направленность, профессиональная компетентность, профессионально важные качества, свойства и обусловленная, с одной стороны, его потребностями в изменении, преобразовании и совершенствовании себя, с другой — мотивирующим влиянием объективных, внешних факторов, социального окружения и общества в целом.

В процессе личностно-профессионального становления именно внутренняя составляющая, именно субъект, посредством собственной активности все более выступает фактором своего развития и самосовершенствования, фактором формирования своей конкурентоспособности. ' В эмпирической части диссертационного исследования было показано, что субъектные качества личности, такие как инициативность, активность, внутренний, познавательный мотив, мотив самоуважения, стремление ставить перед собой сложные задачи, социальная полезность, профессионально важные качества, наличие интереса к сервисной деятельности, лежащие в основе личностно-профессионального развития выступают психолого-акмеологическим потенциалом и составляют основу становления конкурентоспособности специалистов в области сервиса.

Существует два направления развития конкурентоспособности специалистов в области сервиса. В основе первого лежит состязательный мотив, находящийся в положительной корреляционной связи с жизнеобеспечением. Рабочая направленность здесь коррелирует с общежитейской направленностью и социальным статусом, т. е. прослеживается тенденция к подчинению профессиональной деятельности внешним обстоятельствам. Внутренний мотив направлен на оценку своего потенциала и мобилизацию усилий с целью достижения успеха любым путем, не исключая агрессивность и враждебность. Второе направление — профессиональное развитие. Движущей силой здесь выступает рабочая направленность, которая коррелирует с социальной полезностью, общей, творческой активностью, оценкой своего потенциала, инициативностью, стремлением ставить перед собой сложные задачи, интересом к сфере обслуживания. Все это позволяет мобилизовать свои усилия для достижения высоких результатов, осознанию человеком своих потенциальных возможностей.

В процессе обучения у большинства студентов происходят значительные изменения в индивидуальных показателях, что создает положительную динамику развития конкурентоспособных качеств личности, однако конкурентоспособная личность, соотносимая с качествами успешных специалистов, у них не формируется. У специалистов, работающих в области сервиса, все интегральные характеристики, включенные в модель конкурентоспособной личности, имеют высокий уровень выраженности. Следовательно, высокий уровень конкурентоспособности достигается в ходе самосовершенствования и самовыражения себя в профессиональной деятельности.

Формирование конкурентоспособности на этапе профессионального обучения в вузе — это сложный процесс, который должен включать в себя акмеологическую поддержку — целостную систему учебных, организационных, воспитательных мероприятий, направленных на совершенствование и развитие личности студента. Можно предложить следующие рекомендации по оптимизации процесса развития и формирования конкурентоспособности на этапе профессионального обучения в вузе: проведение психодиагностической работы по выявлению мотивов, интересов, склонностей учащихся еще на этапе обучения в общеобразовательных учреждениях, с целью их профессионального самоопределениясоздание акмеологических технологий, направленных на личностно-профессиональное становление в процессе обучения, на раскрытие внутреннего потенциала личности, развитие свойств и качеств, способствующих достижению высокого уровня профессионализма и мастерстваразработка и внедрение учебных курсов акмеологического содержания, предполагающих: ознакомление студентов с эффективными приемами, методами работы над собойразработка и проведение тренингов по формированию профессиональных компетенцийпроведение тренинговых учебных занятий по проблемам личностно-профессиональной самореализации;

— разностороннее сотрудничество высших учебных заведений с работодателямиразъяснение требований, которые предъявляются к специалистам обществом, работодателями и конкретной деятельностью;

— пояснение сущности «конкурентоспособности» и значения профессионального развитияформирование положительной мотивации личностно-профессионального развития, постановка конкретных задач по самосовершенствованию личности;

— консультирование, контроль и помощь студентам по вопросам перспектив роста и развития, формирования уверенного поведения на рынке трудавключение студентов в разнообразные виды деятельности, в том числе и учебно-профессиональнуюсоздание условий, требующих проявления формируемых профессионально значимых качеств и свойств личности, условий, при которых студенты должны постоянно сталкиваться с необходимостью активно расширять и применять имеющиеся знания с целью выработки умений и навыков.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , К. А. Деятельность и психология личности Текст. / К. А. Абульханова. М.: Наука, 1980. — 335 с.
  2. , К.А. Психология и сознание личности (проблемы методологии, теории и исследования реальной личности): Избранные психологические труды Текст. / К. А. Абульханова. — М.: МПСИ- Воронеж: МОДЭК, 1999. 218 с. — ISBN 5−89 502−067−4
  3. , К. А. Время личности и время жизни Текст. / К. А. Абульханова, Т.Н. Березина- Российская академ. наук- Инс-т психол. научн. изд. СПб.: Алтейя, 2001. — 299 с. — 1000 экз. — ISBN 5−89 329−377−0
  4. , Г. А. Сервисная деятельность: Историческая и современная практика, предпринимательство, менеджмент Текст.: учеб. пособ. для студ. вузов / Г. А. Аванесова. М.: Аспект Пресс, 2005. — 318 с. — ISBN 57 567−0317−9
  5. , Г. Ю. Структура личности Текст. / Г. Ю. Айзенг- пер. с англ. О. Исакова и др. М.: СПб.: КСП+, Ювента, 1999. — 464 е.: ил. — (Теория личности). — ISBN 5−89 692−014−8
  6. , И.М. Промышленный маркетинг Текст. / И. М. Акимова. 2-е изд., стер. — К.: Знания, КОО, 2000. — 294 с. — Библиогр.: с. 281−294. — ISBN 966−620−023−6
  7. Акмеология Текст.: учебник / К. А. Абульханова [и др.]- под общ. ред. A.A. Деркача. М.: РАГС, 2002. — 681 с. — ISBN 5−7729−0138- 9
  8. , Б.Г. Человек как предмет познания Текст. / Б. Г. Ананьев. 3-е изд. — СПб. и др.: Питер, 2001. — 282 е.: ил. — (Мастера психологии). — ISBN 5−272−315−2
  9. , Б.Г. О проблемах современного человекознания Текст. / Б. Г. Ананьев. 2-е изд. — СПб. И др.: Питер, 2001. — 263 е.: ил. — (Мастера психологии). — ISBN 5−272−289-Х
  10. , Г. М. Социальная психология Текст.: учебник для студентов вузов / Г. М. Андреева. 5-е изд. испр. и доп. — М.: Аспект Пресс, 2003. — 364 с. — Библиогр.: с. 355−360. — (Учебник для вузов). — ISBN 5−7567−0274−1
  11. , В.М. Компетентностный подход к организации дополнительного педагогического образования в университете Текст. / В. М. Антипова, К. Ю. Колесина, Г. А. Пахомова // Педагогика. 2006. — № 8. — С. 57−62. — ISSN 0869−561Х
  12. , А.Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа Текст.: учебник для студентов вузов / А. Г. Асмолов. М.: Смысл, 2001. — 414 е.: ил. — ISBN 5−89 357−101−0.
  13. , В.И. Компетенции в профессиональном образовании (к освоению компетентносного подхода) Текст. / В. И. Байденко // Высшее образование в России. 2004. — № 11. С. 3−13. — Библиогр.: с. 12−13. — ISSN 0869−3617
  14. , А. Теория социального научения Текст. /Альберт Бандура- перевод с англ.- под общ. ред. H.H. Чубарь. — СПб.: Евразия, 2000. — 319 е.: ил.-ISBN 5−8071−0040−9
  15. , A.B. Типология характера и личности: практическое руководство по психологической диагностике Текст. / A.B. Батаршев. — М.: Изд. Инс-та психотерапии, 2001. 107 с. — ISBN 5−89 939−058−1
  16. , А. В. Психология личности и общения Текст. / A.B. Баташев. — М.: ВЛАДОС, 2004. 246 с. — 10 000 экз. — ISBN 5−691 -1 025−5
  17. , H.B. Понятие конкурентоспособности и его эволюция Текст. /
  18. H.B. Бекетов // Маркетинг в России и за рубежом. — 2007. № 6. — С. 83−86. -Бибдиогр.: с. 86. — ISSN 1028−5849
  19. , Ф.Б. Методика многостороннего исследования личности: структура, интерпретации, некоторые области применения Текст. / Ф. Б. Березин, М. П. Мирошников, Е. Д. Соколова. М.: Фолиум, 1994. — 174 с.-ISBN 5−900 536−16−5
  20. , H.H. Типологии индивидуальности Текст. / H.H. Богданов. М.: Ин-т общегуманитарных исследований, 2004. — 363 [3] с. — (Современная психология: теория и практика). — 3000 экз. — ISBN 5−88 230−140−8
  21. , A.A. Вершина в развитии взрослого человека: характеристика и условия достижения Текст. / A.A. Бодалев. М.: Флинта: Наука, 1998. — 167 с. — ISBN 5−89 349−105-Х
  22. , A.A. Психология общения: избранные психологические труды Текст.: учебн. пособие / A.A. Бодалев- Рос. акад. обр-я- Моск. психолого-соц. ин-т. 3-е изд. перераб и доп. — М.: МПСИ- Воронеж: МОДЭК, 2002. -319 с. — ISBN 5−89 502−343−6
  23. , A.A. Как становятся великими и выдающимися? Текст. / A.A. Бодалев, JI.A. Рудкевич. М.: Изд-во институт психотерапии, 2003. — 286 с. — ISBN 5−89 939−089−1
  24. Бодров, В А. Психология профессиональной пригодности Текст.: учебное пособие для вузов / В. А. Бодров. М.: ПЕР СЭ, 2001. — 511 с. -(Современное образование). — ISBN 5−9292−0048−3
  25. Бодров, В. А Практикум по дифференциальной психодиагностикепрофессиональной пригодности Текст.: учеб. пособие / В. А. Бодров. М.: ПЕР СЭ, 2003. — 768 с. — (Современное образование) — ISBN 5−9292−0106−4
  26. , Л.И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды Текст. / Л. И. Божович, под ред. Д.Ю. Фельдштейна- Российская акад. обр. — 3-е изд. — М.: МПСИ- Воронеж: МОДЭК, 2001.- 349 с. (Психологи отечества). — ISBN 5−89 502−210−3
  27. , В.А. Компетентностная модель: от идей к образовательной программе Текст. / В. А. Болотов, В. В. Сериков // Педагогика. — 2003. -№ 10. С. 8−14. — Библиогр.: с. 14. — ISSN 0869−561Х
  28. Большой экономический словарь Текст.: / под ред. А. Б. Борисова. М.: Книжный мир, 2004. — 895 с. — ISBN 5−8041−0049−1
  29. Большой энциклопедический словарь Текст. / под ред. A.M. Прохорова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Большая Российская энциклопедия- СПб.: Норинт, 2002. 1456 е.: ил. — ISBN 5−85 270−160−2- ISBN 5−7711−0004−8
  30. Большой толковый психологический словарь Текст. В 2 т. Т.1. А-О / Ребер Артур- перевод с англ. М.: Вече, ACT, 2000. — 592 с. — ISBN: 5−78 380 605−6- ISBN13: 978−5-7838−0605−6
  31. Большой психологический словарь Текст.: словарь / H.H. Авдеева [и др.]- под ред. Б. П. Мещерякова, В. П. Зинченко. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК- М.: ОЛМА-Пресс, 2004. — 666 с. — (Психологическая энциклопедия). — ISBN 593 878−086−1
  32. Большой психологический словарь Текст. / под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. 4-е изд. доп. и перераб. — СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. -672 с. — ISBN 978−5-93 878−232−7, ISBN 978−985−16−1155−9
  33. , M.B. Мотивация самораскрытия студентов в межличностном общении Текст. / М. В. Бородина // Психологический Вестник РГУ. 1999. -№ 4.-С. 138−139
  34. , A.B. Психология субъекта Текст. / A.B. Брушлинский- отв.ред. B.B. Знаков- Рос. академ. наук- Ин-т психологии. — СПб.: Алетейя, 2003. 268с. — ISBN 5−89 329−545−5
  35. Введение в психологию Текст.: учебник для высш. шк. / A.B. Брушлинский, В. В. Зинченко, Т. П. Зинченко и др.- под общ. ред. A.B. Петровского. М.: Академия, 1996. — 494 е.: ил. — ISBN 5−7695−0084−0
  36. Возрастная психология: личность от молодости до старости Текст.: учебное пособие / М. В. Гомезо, B.C. Герасимова, Г. Г. Горелова, JI.M. Орлова. М.: Педагогическое общество России: Ноосфера, 1999. — 272 с. — ISBN 5−93 134−022-Х
  37. , Б.С. Психология юности и молодости Текст.: учебное пособие / Б.С. Волков- Московский гос. обл. ун-т. — М.: Трикста: Академический проект, 2006. 254 с. — 3000 экз. — ISBN 5−8291−0606-Х
  38. , Ю.Ф. Технология гостиничного обслуживания Текст. / Ю. Ф. Волков. Ростов-н/Д: Феникс, 2003. — 384 с. — ISBN 5−222−3 305−8
  39. Время как фактор измерений личности Текст.: сборник научных трудов / под ред. A.B. Брушлинского, В. А. Поликарпова. Минск: EHU, 2003 — 326 с.-ISBN985−6614−86−4
  40. , М. Конкурентоспособность в микро-, мезо-, и макроуровневом измерениях Текст. / М. Гельвановский, В. Жуковская, И. Трофимова // Российский экономический журнал. 1998. — № 3. — С. 67−77-ISSN0130−9757
  41. , М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения Текст. / М. Р. Гинзбург // Вопросы психологии. 1994. — № 3. — С. 43−52. — ISSN 0042−8841
  42. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность 230 500 социально-культурный сервис и туризм Текст. Введ. 2000−27−03. — М., 2000. — 28 с.
  43. , Н.В. Психология конфликта Текст. / Н. В. Гришина. СПб. и др.:
  44. Питер, 2000. 464 с. — (Мастера психологии). — ISBN 5−314−115−2
  45. , K.M. Дифференциальная психология и психодиагностика:избранные труды Текст. / K.M. Гуревич. — СПб. и др.: Питер, 2007. — 335 с.- (Мастера психологии). ISBN 978−5-91 180−765−8
  46. , М.П. Воспитание жизнеспособной личности в условиях дисгармоничного социума Текст. / М. П. Гурьянова // Педагогика. 2004. -№ 1. — С. 12−18 — Библиогр.: с. 18.- ISSN 0869−561Х
  47. , В. Толковый словарь живого великорусского языка Текст. / В. Даль.
  48. М.: Русский язык, 1979. — 779 с. — (Толковый словарь живого великорусского языка: в 4-х т. / Владимир Даль- Т.2 И-О)
  49. , A.A. Акмеология Текст.: учебное пособие для студентов вузов / A.A. Деркач, В. Г. Зазыкин. СПб.: Питер, 2003. — 256 е.: ил. — Библиогр.: с. 230−241.-4000 экз. — ISBN 5−314−82−2
  50. , В.Н. Психология общих способностей Текст.: / В. Н. Дружинин. -3-е изд.-СПб. и др.: Питер, 2007.-358 с.-ISBN 5−91 180−111−6
  51. , Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение Текст. / Ю. Н. Емельянов. Л.: ЛГУ, 1985.- 166 с.
  52. , Э.Ф. Психология профессий Текст.: учебное пособие для студентов вузов / Э. Ф. Зеер. 2-е изд. перераб. и доп. — М.: Академический Проект- Екатеринбург: Деловая книга, 2003. — 329 с. — Библиогр.: с. 318−320.
  53. Учебное пособие для вузов). 2000 экз. — ISBN: 5−8291−0190−4
  54. , Э.Ф. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования Текст. / Э. Ф. Зеер, Э. Э. Сыманюк // Высшее образование в России. 2005. — № 4. — С. 23−30. — Библиогр.: 29−30. — ISSN 0869−3617
  55. , Э.Ф. Психология профессионального развития Текст.: учебное пособие для студентов вузов / Э. Ф. Зеер. М.: Академия, 2006. — 239 1. с. -(Высшее профессиональное образование. Профессиональное обучение). — 2000 экз. — ISBN: 5−7695−2654−8
  56. , Э.Ф. Психология профессионального образования Текст.: учебник для студентов вузов / Э. Ф. Зеер. М.: Академия, 2009. — 377 с. — ISBN 9785−7695−5678−4
  57. , Г. В. Профессиональное образование, туризм и сервис Текст.: монография / Г. В. Зеленова. М.: МПА-ПРЕСС, 2007. — 298 с. — 1000 экз. -ISBN 5−94 914−009−5
  58. , И.А. Ключевые компетенции — новая парадигма результатов образования Текст. / И. А. Зимняя // Высшее образование сегодня. 2003. -№ 5. — С. 34−42. Библиогр.: с. 42. — ISSN 1726−667Х
  59. , Е.В. Виды самораскрытия в межличностном общении Текст. / Е. В. Зинченко // Психологический Вестник РГУ. 1999. — № 4. — С. 147−152
  60. , Е.М. Психология профессиональной деятельности Текст. / Е. М. Иванова. М.: ПЕР СЭ, 2006. — 382 с. — (Современное образование). -2000 экз. — ISBN 5−9292−0151-Х
  61. , Е.П. Мотивация и мотивы Текст. / Е. П. Ильин. СПб. и др.: Питер, 2000. — 508 с. — (Мастера психологии). — ISBN 5−272−28−5
  62. , Е.П. Психология индивидуальных различий Текст. / Е. П. Ильин. -СПб. и др.: Питер, 2004. 700 с. — (Мастера психологии). — 4000 экз. — ISBN 5−94 723−805−5
  63. К юбилею B.C. Мухиной Текст. //Вопросы психологии. 1995. -№ 3.
  64. С. 156−157.-ISSN 0042−8841
  65. , B.K. Сервисная деятельность Текст.: учебное пособие /
  66. B.К. Карнаухова, Т. А. Краковская- под общ. ред. Ю. М. Краковского. М.: Ростов н/Д: МарТ, 2006. — 256 с. — Библиогр.: с. 251. — ISBN 5−241−652−4
  67. , Дж.А. Психология личности: теория личностных конструктов Текст. / Дж.А. Келли- перевод с англ. и научн. ред. A.A. Алексеева. — СПб.: Речь, 2000. 249 с. — (Мастера психологии). — ISBN 5−9268−0007−2
  68. , Н.Ю. Социально-педагогическая компетентность специалистов социальной сферы Текст. / Н. Ю. Клименко // Педагогика. 2002. — № 3. —
  69. C. 22−28. Библиогр.: с. 28. — ISSN 0869−561Х
  70. , Е.А. Психология профессионального самоопределения Текст.: учебное пособие / Е. А. Климов. Ростов-н/Д.: Феникс, 1996. — 509 с. -ISBN 5−85 880−142−02
  71. , Е.А. Введение в психологию труда Текст.: учебник для вузов / Е. А. Климов. М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. — 350 с. — Библиогр.: с. 320−336.-ISBN 5−85 178−060−6
  72. , Н.В. Образовательный потенциал акмеологии Текст. / Н. В. Козлова, О. Г. Берестнева, JI.A. Сивицкая. Томск: Оптимум, 2007. -144 с. — Библиогр.: 135−143. — ISBN 5−91 154−007-Х
  73. Кон, И. С. Открытие «Я» Текст. / И. С. Кон. М.: Политиздат, 1978. — 367 с.
  74. Кон, И. С. Психология ранней юности Текст. / И. С. Кон. М.: Просвещение, 1989. — 255 с. — ISBN 5−09−1 053−6
  75. , М.И. Методологические основания зарубежных теорий профессионального развития Текст. / М. И. Кондаков, A.B. Сухарев // Вопросы психологии. 1989. — № 5. — С. 158−164. — ISSN 0042−8841
  76. , И.Б. Общая психология Текст.: учебное пособие для студ. высш. уч. заведен. / И. Б. Котова, О.С. Канаркевич- Издат.-торг. Корпорация Дашков и Ко. М.: Дашков и Ко- Ростов-н/Д: Академцентр, 2008. — 478 1.е.- 22 см.-ISBN 978−5-91 131−496−5
  77. , Г. Психология развития Текст. / Грейс Крайг, Дон Бокум- перевод с англ. А. Маслов и др. 9-е изд. — СПб. и др.: Питер, 2005. — 939 с. — (Мастера психологии). — 3000 экз. — ISBN 5−94 723−187−5
  78. Краткий психологический словарь Текст. / ред.-сост. JI.A. Карпенко- под общ. ред. A.B. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2-е изд. расш., испр. и доп. — Ростов-н/Д.: Феникс, 1999. — 512 с. — ISBN 5−222−239-Х
  79. , У. Теория развития. Секреты формирования личности Текст. / Уильям Крэйн. 5-е международн. изд. — СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. — 509 с. — 5000 экз. — ISBN 5−93 878−050−0
  80. , У. Психология развития человека: 25 главных теорий. Текст. / У. Крэйн. СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. — 512 с. — ISBN 5−93 878−395−9
  81. Т.В. Психологический анализ динамики профессионального самоопределения личности Текст. / Т. В. Кудрявцев, В. Ю. Шегурова // Вопросы психологии. 1983. — № 2. — С. 51−59. — ISSN 0042−8841
  82. , Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения профтехучилища Текст. / Н. В. Кузьмина. -М.: Высшая школа, 1989. 167 с.
  83. , М.М. Технология профессионального педагогического образования Текст.: учебное пособие / М. М. Левина. -М.: Академия. 2001. — 272 с. 1.BN 5−7695−0733−0
  84. , A.A. Психология общения Текст.: учебное пособие для студентов вузов / A.A. Леонтьев. — 3-е изд., испр. и доп. — М. Смысл, 1999. — 365 с. (Психология для студента). — ISBN 5−89 357−054−5
  85. , О.Т. Сервисная деятельность Текст.: учеб. пособие для вузов / О. Т. Лойко. М.: Академия, 2008. — 304 е. — ISBN 978−5-7695−4451−4
  86. , Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии Текст. / Рос. академ. наук- Ин-т психологии РАН. М.: Наука, 1999. — 350 с. — (Памятники психологической мысли). — ISBN 5−02−8 309−7
  87. Малкина-Пых, И. Г. Возрастные кризисы: справочник практического психолога Текст. / И.Г. Малкина-Пых. — М.: Эксмо, 2004. 894 с. — Библиогр.: с. 877−895. — ISBN 5−699−6 448−6
  88. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности Текст.: учебник для вузов / В. А. Алексунин [и др.] отв. ред. В. А. Алексунин. — Изд. 2-е перераб. и доп.— М.: Дашков и К°, 2002. 614 с. — ISBN 5−94 798−098−3
  89. , А.К. Психология профессионализма Текст. / А. К. Маркова. — М.: МГФ Знание, 1996. 308 с. -ISBN: 5−87 633−016−7
  90. , А.Г. Мотивация и личность Текст. / А.Г. Маслоу- перевод с англ. Т. Гутман, Н. Мухина. Изд. 3-е — СПб. и др.: Питер, 2006. — 351 с. -(Мастера психологии). — ISBN 5−318−616−7
  91. , B.C. Психология индивидуальности Текст.: избранные психологические труды / B.C. Мерлин- под ред. Е. А. Климова. — М.: МПСИ- Воронеж: МОДЭК, 2005. 545 с. — ISBN 5−89 502−403−3 (МПСИ)
  92. , А.Р. Характер, личность, успех Текст. / Аллен Р. Миллер, Сьюзен
  93. Шелли- перевод с англ. A.B. Устюжанина. — М.: ACT: Астрель, 2005. 364 с.-ISBN 5−17−28 242−7
  94. , И.А. Современные теории в психологии личности Текст. / И.А. Мироненко- под ред. Б. Д. Парыгина. СПб.: Михайлов, 2003. — 223 с. — 2000 экз. — ISBN 5−8016−0195−3
  95. , JI.M. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях Текст. / JI.M. Митина // Вопросы психологии. 1997. — № 4. — С. 28−38. — Библиогр.: с. 38. — ISSN 0042−8841
  96. , JI.M. Эмоциональная гибкость учителя: психологическое содержание, диагностика, коррекция Текст.: учебно-методическое пособие / Л. М. Митина. М.: МПСИ: Флинта, 2001. — 191 с. — ISBN 5−89 502−194−8, ISBN 5−89 349−324−9
  97. , Л.М. Психология развития конкурентоспособной личности Текст. / Л. М. Митина. Изд. 2-е стер. — М.: МПСИ- Воронеж: МОДЭК, 2003. — 400 с. Библиогр.: с. 386−397. — ISBN 5−89 502−453-Х- ISBN 5−89 395−500−5
  98. , Л.М. Интеллектуальная гибкость учителя: психологическое содержание, диагностика, коррекция Текст.: учебное пособие / Л. М. Митина. М.: МПСИ: Флинта, 2003. — 144 с. — ISBN 5−89 502−362−2, ISBN 5−89 349−520−9
  99. , Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя Текст./ Л. М. Митинаи. М.: Академия, 2004. — 320 с. — ISBN 5−7695−1666−6
  100. , В.Н. Психология отношений Текст.: избранные психологические труды / В.Н. Мясищев- под ред. A.A. Бодалева- Рос. акад. обр-я- Моск. социально-психол. ин-т. М.: МПСИ- Воронеж: МОДЭК, 2004, -398 с. — 5000 экз. — ISBN 5−89 395−456−4
  101. , Е.М. Психологические особенности направленности личности Текст.: учеб. пособие / Е.М. Никиреев- Рос. академ. обр-я- Моск. психолого-социальн. ин-т. -М.: МПСИ, 2007. 71 с. — ISBN 5−89 502−756−3
  102. Новейший философский словарь Текст. / составитель и гл. науч. редактор A.A. Грицанов. 3-е изд. испр. — Мн.: Книжный дом, 2003. — 1280 с. — (Мир энциклопедий). — ISBN 985−428−636−3.
  103. Общероссийский классификатор услуг населению OK 002−93 Электронный ресурс.: Введ. 1994— 01−01. — Режим доступа: hhtp://nalog.consultant.ru/, свободный
  104. , С.И. Словарь русского языка Текст. / под ред. Н. Ю. Шведовой. -16-е изд., испр. -М.: Русский язык, 1984. — 797 с.
  105. , Г. Становление личности: избранные труды Текст. / Гордон Олпорт- перевод с англ. Л. В. Трубицыной, Д.А. Леонтьева- под общ. ред. Д. А. Леонтьева. М.: Смысл, 2002. — 462 с. — ISBN 5−89 357−098−7
  106. , А.К. Проблемы исследования субъектной активности Текст. / А. К. Осницкий // Вопросы психологии. 1996. — № 1. — С. 5−19. — ISSN 428 841
  107. Юб.Парыгин, Б. Д. Антология общения Текст.: учеб. пособие / Б. Д. Парыгин. — СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 1999. 300 е.- ISBN 5−8016−0046−9
  108. , Л.А. Компетентность в общении: социально-психологический тренинг Текст. / Л. А. Петровская. М.: Изд-во МГУ, 1989. — 216 с. — ISBN 5−211−225−3
  109. , Л.А. Общение — компетентность тренинг: избранные труды Текст. / Л.А. Петровская- ред. сост. О. В. Соловьева — М.: Смысл, 2007. -686 е.- 21 см. — ISBN 978−5-89 357−245−2
  110. , В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности Текст.: учебное пособие для студентов вузов / В. А. Петровский. Ростов-н/Д.: Феникс, 1996. — 509 с. — ISBN 5−85 880−188−9
  111. , A.B. Психология Текст.: учебник для вузов / A.B. Петровский, М. Г. Ярошевский. М.: Академия, 2000. — 512 с. — ISBN 5−7695−0465-Х
  112. , Ю.П. психологическая концепция профессиональногостановления личности Текст. / Ю.П. Поваренков- под ред. В. В. Козлова // Звезды Ярославской психологии. — Ярославль: Издательство ЯрГУ, 2000. — С. 195−218
  113. , М. Международная конкуренция Текст. / М. Портер- пер. с англ. -М.: Международные отношения, 1993. 896 с. — ISBN 5−7133−0413−2
  114. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности Текст. / под ред. Г. С. Никифорова, М. А. Дмитриевой, В. М. Снеткова. -СПб.: Речь, 2001. 448 с. — ISBN 5−9268−0042−0
  115. Проблема общения в психологии Текст. / отв. ред. Б. Ф. Ломов. — М.: Наука, 1981.-280 с.
  116. Проблема субъекта в психологической науке Текст. / под ред. A.B. Брушлинского, М. И. Воловиковой, В. Н. Дружинина. — М.: Академический Проект, 2000. 320 с. — ISBN: 5−8291−0064−9
  117. Проблемы экономики, науки и образования в сервисе Текст.: сборник научных трудов / под ред. П. Д. Кравченко. Шахты: Изд-во ЮРГУЭС, 2006. — 256 с. — ISBN: 5−93 834−244−9
  118. , Е.В. Индивидуально-типические особенности представления о себе как о профессионале на начальных этапах профессионализации психологов Текст. / Е. В. Прокопьева // Психологический вестник РГУ. — 1999.-№ 4.-С. 236−245
  119. , Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения Текст.: учебно-методическое пособие / Н.С. Пряжников- Рос. акад. обр-я- Моск. психолого-соц. ин-т. М.: МПСИ- Воронеж НПО «МОДЭК», 2002. — 392 с. — ISBN 5−89 502−325−8
  120. Психологические основы профессионально-технического обучения Текст. / под ред. Т. В. Кудрявцева. М.: Педагогика, 1988. — 144 с.
  121. Психологический словарь Текст. / В. Н. Копорулина, М. Н. Смирнова, Н. О. Гордеева. Ростов н/Д: Феникс, 2004. — 640 с. — ISBN: 5−222−5 039−4
  122. Психология Текст.: учебник / В. М. Аллахвердов [и др.]- отв. ред.
  123. A.A. Крылов. — 2-е изд. перераб. и доп. М.: ТК Велби, Проспект, 2007. — 752 с. — Библиогр.: с. 732−737. — ISBN-105−482−1 281−6- ISBN-13 978−5-482−1 281−9
  124. Психология и педагогика Текст.: учебное пособие / под ред. A.A. Бодалева,
  125. B.И. Жукова, Л. Г. Лаптева, В. А. Сластенина. — М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. 585 с. — ISBN 5−89 939−078−6
  126. Психология личности Текст.: тексты / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, A.A. Пузерея. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1982. — 288 с.
  127. Психология личности в трудах зарубежных психологов Текст.: хрестоматия / составитель A.A. Реан. — СПб. и др.: Питер, 2000. 316 с. — ISBN 5−272−143−5
  128. Психология личности в трудах отечественных психологов Текст. / составитель Л. В. Куликов. СПб. и др.: Питер, 2001. — 476 с. — ISBN 58 046−0170−9
  129. Психология личности Текст.: хрестоматия / В 2-х т. Т. 2. Отечественная психология / ред. составитель Д. Я. Райгородский. Самара: ИД «Бахрах-М», 2006. — 544 с. — ISBN 5−94 648−004−9
  130. Психология самосознания Текст.: хрестоматия по социальной психологииличности / ред. составитель Д. Я. Райгородский. — Самара: Бахрах-М, 2003. 671 1. е.- 20 см. 5000 экз. — ISBN 5−94 648−016−2
  131. Рабочая книга практического психолога: пособие для специалистов, работающих с персоналом Текст. / под ред. А. А. Бодалева, А. А. Деркача, JI.F. Лаптева. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003. — 640 с. — Библиогр.: с. 626−629. — ISBN 5−89 939−036−0
  132. , Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация Текст. / Джон Равен- перевод с англ.- под общ. ред.
  133. B.И. Белопольского. М.: Когито-центр, 2002. — 394 1. е.- 22 см. — Библиогр.: с. 364−373- 394−395. — 3000 экз. — Перевод изд.: Competence in modern society / J. Raven. — ISBN 5−89 353−052−7
  134. , Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты Текст.: учебное пособие / Д. Я. Райгородский. Самара: Бахрах-М, 2007.672 с. Библиогр.: с. 661−664. — ISBN 5−9464−8-014−6
  135. , Ф. Психология подросткового и юношеского возраста Текст.: учебное пособие / Ф. Райе. СПб. и др.: Питер, 2000. — 656 с. — (Мастера психологии). — 7000 экз. — ISBN 5−88 782−416−6
  136. , Д.М. Психологический практикум Текст.: учебное пособие для студентов высших учебн. заведений / Д. М. Рамендик, О. В. Солонкина,
  137. C.П. Слаква. М.: Мастерство, 2002. — 160 с. — ISBN 5−294−116−0
  138. , Ж. А. Сервисная деятельность Текст.: учебник / Ж. А. Романович, С.Л. Калачев- под общ. ред. проф. Ж. А. Романович. М.: Дашков и К0, 2005. — 284 с. — ISBN 5−469−717−0
  139. , С.Л. Бытие и сознание Текст. / С. Л. Рубинштейн. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1957. — 328 с.
  140. , С.Л. Основы общей психологии Текст. / С. Л. Рубинштейн. -СПб.: Питер, 2000. 720 с. — (Мастера психологии). — ISBN 5−314−16−4
  141. , Е.В. Социальная психология: курс лекций Текст. /
  142. Е.В. Руденский. M.: ИНФРА-М- Новосибирск: НГАЭиУ, Сибирское соглашение, 1999. — 224 с. — ISBN 5−7014−0034−4- ISBN 5−86 225−468−4
  143. Самосознание и защитные механизмы личности: хрестоматия по социальной психологии личности Текст. / ред. составитель Д. Я. Райгородский. Самара: БАХРАХ-М, 2003. — 654 с. — ISBN 5−94 648−017−0
  144. Сервисная деятельность Текст.: учебное пособие / С. Н. Коробкова, В. И. Кравченко, C.B. Орлов, И. П. Павлова, под общ. ред. В. К. Романович. — 3-е изд. СПб.: Питер, 2005. — 156 с. — Библиогр.: с. 154. — ISBN 5−46 900 717−0
  145. , Е.В. Методы математической обработки в психологии Текст. / Е. В. Сидоренко. СПб.: Речь, 2006. — 350 с. — ISBN 5−9268−0010−2
  146. , Т.П. Взаимодоверие как основание межличностных взаимодействий Текст. / Т. П. Скрипкина // Вопросы психологии. — 1999. -№ 5. С. 21−30. — ISSN 0042−8841
  147. , В.А. Педагогика Текст.: учебник для студ. высш. учеб. заведений / A.B. Сластенин, И. Ф. Исаев, E.H. Шиянов- под ред. В. А. Сластенина. М.: Академия, 2008. — 576 с. — ISBN 978−5-7695−4762−1
  148. Словарь маркетинговых терминов Текст. / Б. Э. Тоффер, Дж. Имбер- перевод с англ. А. Г. Пивовар. М.: ИНФРА-М, 2000. — 432 с. — 5000 экз.. -ISBN 5−86 225−759−4 (рус.) — ISBN 0−8120−1783−8 (англ.)
  149. Словарь русского языка Текст.: словарь в 4-х т. Т. 2. К-О / под ред. А. П. Евгеньевой. — 2-е изд. испр. и доп. М.: Русский язык, 1982. — 736 с.
  150. , О.В. Психодиагностика в социально-культурном сервисе итуризме Текст.: учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений / О. В. Солонкина, Д. М. Рамендик. М.: Академия, 2004. — 224 с. — Библиогр.: с. 219. — ISBN 5−7695−1721−2
  151. , В.А. Организационное поведение и управление персоналом Текст. / В. А. Спивак. СПб.: Питер, 2001. — 416 е.: ил. — (Учебники для вузов). — ISBN 5−272−111−7
  152. Субъект, личность и психология человеческого бытия: труды института психологии РАН Текст. / под ред. В. В. Знакова, З. И. Рябининой. М.: Институт психологии РАН, 2005. 384 с. — ISBN 5−9270−0055-Х
  153. , Э.Э. Профессиональное обусловленные деструкции педагогов Текст. / Э. Э. Сыманюк // Мир психологии. 2004. — № 3. — С. 202−207
  154. , Э.Э. Психология профессионально обусловленных кризисов Текст. / Э. Э. Сыманюк. М.:МПСИ- Воронеж: МОДЭК, 2004. — 319 с. -ISBN 5−89 502−474−2 (МПСИ) — ISBN 5−89 395−522−6 (НПО «МОДЭК»)
  155. , Е.В. Формирование конкурентоспособности специалиста на этапе профессиональной подготовки Электронный ресурс. / Е. В. Тараканова. — Режим доступа: http://journal.seun.ru/J2004lR/Socio/SOCIO.HTM
  156. , Ш. Е. Социальная психология Текст. / Ш. Е. Тейлор, Л. Пипло, Д. Сире- перевод с англ. Ю. Ахмедова и др.- научн. ред. пер. на рус. яз. Н. В. Гришина. Изд. 10-е. — СПб. и др.: Питер, 2004.-766 с.: ил.- 24 см.
  157. Мастера психологии). 4000 экз. — ISBN 5−94 723−312−6
  158. Теории личности в западно-европейской и американской психологии Текст.: хрестоматия по психологии личности / ред. составитель Д. Я. Райгородский. Самара: Бахрах, 2006. — 510 с. — ISBN 5−94 648−003−0
  159. , Б.М. Труды по психофизиологии индивидуальных различий Текст. / Б.М. Теплов- Рос. акад. наук- Ин-т психологии. — М.: Наука, 2004. 440 [2] с. — (Памятники психологической мысли). — ISBN5−02−32 760−3
  160. , В.А. Проблема оптимальной реализации потенциала личности в процессе совместной деятельности Текст. / В. А Терехин, С. А. Строкова // Психологический вестник РГУ. 2000. — № 5. — С. 338−346. — ISBN 5−92 750 029−3
  161. , Н.Т. Сервисная деятельность Текст.: учебное пособие для вузов / Н. Т. Третьякова. М.: Академия, 2008. — 304 с. — Библиогр.: с. 299−300. — ISBN 978−5-7695−4457−6
  162. , Д.Н. Общая психология Текст.: / Д.Н. Узнадзе- перевод с груз. Е.Ш. Иомахидзе- отв. ред. И. В. Имедадзе. М.: Смысл- СПб. и др.: Питер, 2004. — 412 с. — (Живая классика). — 4000 экз. — ISBN 5−89 357−121−5
  163. Факторы становления профессионала Текст.: монография / Балина Татьяна Николаевна и др.- отв. ред. И. Ф. Демидова. — Ростов н/Д: Терра, 2006. — 188 с. ISBN 5−98 254−0554
  164. , P.A. Управление конкурентоспособностью организации Текст.: учебник для вузов / P.A. Фатхутдинов. 2-е изд. испр. и доп. — М.: Эксмо, 2005. — 544с. — Библиогр.: с. 539−542. — ISBN 5−699−11 080−1
  165. , P.A. Стратегическая конкурентоспособность Текст.: учебник для вузов / P.A. Фатхутдинов. М. Экономика, 2005. — 504 с. — Библиогр.: с. 503−504. — ISBN 5−282−2 457−8
  166. , В.Г. Культура сервиса Текст.: учебно-практическое пособие /
  167. B.Г. Федцов. М.: ПРИОР, 2000. — 208 с. — ISBN 5−7990−0403−5
  168. , Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп Текст. / Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов. — М.: Изд-во Института Психотерапии, 2005. 490 с. — 3000 экз. — ISBN 5−89 939−086−7
  169. , С.Н. Профессиональная культура педагога Текст. /
  170. C.Н. Федорова // Педагогика. 2006. — № 2. — С. 65−70. — ISSN 0869−56IX
  171. , Т.Г. Конкуренция и конкурентоспособность Текст.: учебное пособие для студентов вуза / Т. Г. Философова, В.А. Быков- под ред. Т. Г. Философовой. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. — 271 с. — Библиогр.: с. 266 269. — ISBN 5−238−1 085−0
  172. Философский словарь Текст. / под ред. Г. Шишкоффа- пер. с нем. М. М. Беляев [и другие]- под общ ред. В. А. Малинина. М.: Республика, 2003. — 575 с. — ISBN 5−250−1 794−0
  173. Философский энциклопедический словарь Текст. / под ред. Л. Ф. Ильичева, П. Н. Федосеева, С. М. Ковалева, В. Г. Панова. М.: Советская Энциклопедия, 1983. — 840 с.
  174. , А.Р. Формы становления личности в процессе ее профессионализации Текст. / А. Р. Фонарев // Вопросы психологии. — 1997. № 2. — С. 88−93. — ISSN 0042−8841
  175. , А.Р. Развитие личности в процессе профессионализации Текст. /
  176. А.Р. Фонарев // Вопросы психологии. 2004. — № 6. — С. 72−83. — ISSN 428 841
  177. , Ф.А. Познание, конкуренция и свобода Текст. / Фридрих А. Фон Хайек. СПб.: Пневма, 1999. — 288 с. — ISBN 5−901 151−03−8
  178. , В.В. Сервис в системе политики Текст. / В. В. Хмелев. — Шахты: Полиграфист, 2001. 204 с. — ISBN 5−87 545−085−1
  179. , К.С. Теория личности Текст.: учебн. пособие для студентов фак-та психологии / К. С. Холл, Г. Линдсей- перевод с англ. И. Б. Гриншпун. — М.: Психотерапия, 2008. 652 с. — ISBN 978- 5−903 182−47−3
  180. , A.B. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы Текст. / A.B. Хуторской // Народное образование. 2003. — № 2. — С. 58−64. — (Российский общественно-педагогический журнал)
  181. , О.В. Психология развития: молодость, зрелость, старость Текст.: учебн. пособие для вузов / О. В. Хухлаева. М.: Академия, 2002. — 208 с. -ISBN 5−7695−0945−7
  182. , Д.В. Конкурентоспособность будущего специалиста как показатель качества его подготовки Текст. / Д. В. Чернил евский, O.K. Филатов // Специалист. 1997. — № 1. — С. 29−32. — Библиогр.: с. 32. -ISSN 0869−5210
  183. , Н.И. Идеи общих законов развития в трудах русских мыслителей конца XIX начала XX вв. Текст. / Н. И. Чуприкова // Вопросы психологии. — 2000. — № 1. — С. 109−125. — ISSN 0042−8841
  184. , В.Д. Деятельность и способности Текст. / В. Д. Шадриков. — М.: Логос, 1994. 320 с. — ISBN 5−85 998−377−8
  185. , В.Д. Психология деятельности и способности человека Текст.: учебн. пособие для вузов / В. Д. Шадриков. — 2-е изд. перераб. и доп. М.: Логос, 1996. — 319 с. — ISBN 5−88 439−015−7
  186. , В.Д. Новая модель специалиста: инновационная подготовка и компетентностный подход Текст. / В. Д. Шадриков // Высшее образование сегодня. 2004. — № 8. — С. 26−31. — Библиогр.: с. 31. — ISSN 1726−667Х
  187. , В.Б. Практическая психология. Инструментарий Текст.: учебное пособие / В. Б. Шапарь. 2-е изд. доп. и перераб. — Ростов-н/Д.: Феникс, 2004. — 760 1. е.: ил.- 21 см. — (Учебники для высшей школы). — 5000 экз. — ISBN 5- 222−4 892−6
  188. , Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности Текст.: учебник для вузов /Н.И. Шевандрин. 2-е изд. — М.: В ЛАДОС, 2001. — 512 с. — Библиогр.: с. 303−318. — 5000 экз. — ISBN 5−691−845−5
  189. , Н.Д. Маркетинг Текст.: учебник для вузов / Н. Д. Эриашвили, К Ховард, Ю.А. Цыпкин- под ред. Н. Д. Эриашвили. — 2-е изд. перераб. и доп. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.-623 с. ISBN 5−238−88-Х
  190. , Э.Х. Идентичность: юность и кризис Текст.: учебное пособие / Э.Х. Эриксон- под общ. ред. и предислов. A.B. Толстых. 2-е изд. — М.:
  191. Флинта: МПСИ: Прогресс, 2006. 341 1. е.- 21 см. — (Библиотека зарубежной психологии). — 5000 экз. — ISBN 5−89 349−860−7
  192. , J. Е. The Psychology of Ageing. — New Jersy, 1964
  193. Eyerer P., Hefer В., Krause B. The reformation of technical education through project-orientation education (TheuPrax) // Global J. Engng. Educ. 2000. — Vol. 4. — № 3. — P. 281−286
  194. Robert M. Krauss and Ezequiel Morsella Communication and Conflict Columbia University. — 20 p. Электронный ресурс. http://www.columbia.edu/cu/psychology/commlab/publications.html
  195. Scott, В. Competitiveness: Self-help for a Worsening Problem // Harvard Business Review. 1989. — № 6. — P. 115−121
  196. Super D.E. The psychology of careers. New York: Harper&Row, 1957
Заполнить форму текущей работой