Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Проблема взаимосвязи социометрического статуса со стратегией поведения в конфликтной ситуации

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Конфликт носит временный характер. Всякий конфликт возникает только при наличии его объекта. Объектом конфликта является ценность, по поводу которой возникает столкновение интересов противоборствующих сторон. Это могут быть самые различные материальные и духовные ценности: собственность, власть, ресурсы, статус, идея. В общем смысле объектом конфликта можно назвать ту часть реальности, которая… Читать ещё >

Проблема взаимосвязи социометрического статуса со стратегией поведения в конфликтной ситуации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

" ПЯТИГОРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ"

ИНСТИТУТ ЧЕЛОВЕКОВЕДЕНИЯ Кафедра методологии психологии и теории психолого-педагогического образования КУРСОВАЯ РАБОТА Проблема взаимосвязи социометрического статуса со стратегией поведения в конфликтной ситуации Арутюнян Анна Андреевна Научный руководитель:

канд. псих. наук, доц.

кафедры методологии психологии и теории психолого-педагогического образования В. Д. Поклонская Пятигорск — 2013

  • Введение
  • Глава 1. Теоретический анализ взаимосвязи стратегий конфликтного поведения и социометрического статуса
  • 1.1 Понятие социометрического статуса
  • 1.2 Понятие и общая характеристика конфликта
  • 1.3 Проблема исследования конфликта в трудах зарубежных и отечественных психологов
  • 1.4 Проблема разрешения конфликта в современной психологии
  • Глава 2. Организация исследования взаимосвязи стратегий конфликтного поведения и социометрического статуса
  • 2.1 Общая организация исследования
  • 2.2 Методика исследования структуры группы
  • 2.3 Методика исследования способов реагирования в конфликтных ситуациях
  • 2.4 Математико-статистическая обработка результатов исследования
  • 2.5 Статистическое сравнение испытуемых с полярными социометрическими статусами
  • Заключение
  • Библиографический список

Актуальность исследования. Проблема конфликта всегда была в той или иной степени актуальна для любого общества. Современный этап общественного развития, который характеризуется глубинными социальными изменениями, связанными с обновлением системы ценностей, создает специфическую ситуацию, которая требует от каждого индивида самостоятельного решения относительно цели и смысла жизни. Любые внешние изменения могут сопровождаться негативными психологическими последствиями, если они не подкрепляются адекватными изменениями в системе ценностей самой личности. В этих случаях проявляется недостаточная сформированность механизмов личностной адаптации. Одной из форм дезадаптации в аналогичных ситуациях является межличностный конфликт, который сопровождается такими выраженными негативными последствиями, как личностная необустроенность, нестабильность и неопределенность, потеря эмоционального равновесия при стрессовых ситуациях. В конечном итоге все это приводит к неустойчивости и неуравновешенности психики, несбалансированности ее проявлений.

Межличностный конфликт — открытое столкновение взаимодействующих субъектов на основе возникших противоречий, выступающих в виде противоположных целей, не совместимых в какой-то конкретной ситуации. В межличностном конфликте каждая сторона стремится отстоять свое мнение, доказать другой ее неправоту, прибегая к взаимным обвинениям, словесным оскорблениям и унижениям и т. п. Такое поведение вызывает у субъектов конфликта острые негативные эмоциональные переживания, которые обостряют взаимодействие участников и провоцируют их на экстремальные поступки. В условиях конфликта становится трудно управлять своими эмоциями. Многие его участники после разрешения конфликта еще долго испытывают негативное самочувствие.

Социальный статус личности в коллективе связан с причинами возникновения конфликтов между индивидами, т.к. у людей разных жизненных взглядов имеются разные приоритеты и ценности, на фоне чего происходят разногласия в обществе. Чаще всего эти разногласия проявляются между лидерами и аутсайдерами. Лидер, как сильная личность, выбирает конкретную модель поведения в конфликтной ситуации и в большинстве случаев это «соперничество». Аутсайдер же, как зависимая личность, выбирает стратегии такие как «избегание», «компромисс» или «сотрудничество», на что редко идет лидер.

В зарубежной и отечественной литературе психологический конфликт описывается как состояние личности, возникающее вследствие противоречий или столкновения различных личностных образований.

Зарубежная психология имеет достаточный опыт в изучении внутриличностного и социального конфликтов. Можно условно выделить два этапа в истории изучения конфликта: начало XX в. — 50-е годы; конец 50-х годов — настоящее время. Среди направлений зарубежных психологических исследований конфликта выделяются:

психоаналитическое (3. Фрейд, А. Адлер, К. Хорни, Э. Фромм);

социотропное (У. Мак-Дугалл, С. Сигеле и др.);

этологическое (К. Лоренц, Н. Тинберген);

теория групповой динамики (К. Левин, Д. Креч, Л. Линдсей);

фрустрационно-агрессивное (Д. Доллара, Л. Берковитц, Н. Миллер);

поведенческое (А. Басе, А. Бандура, Р. Сире);

социометрическое (Д. Морено, Э. Дженигс, С. Додд, Г. Гурвич);

интеракционистское (Д. Мид, Т. Шибутани, Д. Шпигель).

В отечественной психологической науке растет интерес к проблемам межличностных конфликтов; идет интенсивное накопление эмпирических данных, на основании которых формируется понятийный аппарат исследуемого явления. В современной отечественной психологии литературе по проблеме конфликта выделяются несколько направлений: организационное, деятельностное, личностное. Сущность организационного подхода состоит в рассмотрении конфликта как процесса или следствия определенных разногласий в функционировании организации, нарушении связей, обеспечивающих стабильность данной системы (С.И. Ерина, А. А. Ершов, А. Г. Ковалев, Ю. И. Мягков и другие). Представители деятельностного подхода (В.В. Волков, А. И. Донцов, М. А. Иванов, Т. А. Полозова и другие) делают ставку на исследование проявления в конфликтах предметно-деловых связей, характерных для совместной деятельности. Личностный подход, сторонниками которого являются Н. В. Гришина, Н. В. Крогиус, Л. А. Петровская, Н. И. Фрыгина и другие психологи, опираются на рассмотрение личности как центрального звена конфликтного взаимодействия.

Целью исследования: изучить влияние социометрического статуса личности на выбор стратегии поведения в конфликтной ситуации.

Объект исследования: подростки.

Предмет исследования: стратегии поведения в конфликтной ситуации.

Задачи исследования:

1) провести теоретический анализ исследования конфликта и социометрического статуса в психологической науке;

2) разработать диагностический инструментарий адекватный целям исследования;

3) провести эмпирическое исследование;

4) осуществить анализ полученных данных;

5) осуществить сравнение полученных данных.

В заключении приводятся итоги исследования.

социометрический статус конфликтное поведение

Глава 1. Теоретический анализ взаимосвязи стратегий конфликтного поведения и социометрического статуса

1.1 Понятие социометрического статуса

Отношение к другим людям составляет основную ткань человеческой жизни. По словам С. Л. Рубинштейна, сердце человека все соткано из его отношений к другим людям; с ними связано главное содержание психической, внутренней жизни человека. Именно эти отношения рождают наиболее сильные переживания и поступки. Отношение к другому является центром духовно-нравственного становления личности и во многом определяет нравственную ценность человека.

Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в детском возрасте. Опыт этих первых отношений является фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка и во многом определяет особенности самосознания человека, его отношение к миру, его поведение и самочувствие среди людей. Петровский, А. В. Психология формирования и развития личности / Петровский А.В.

М.: Педагогика1981. — 120с.

Наиболее распространенным подходом к пониманию межличностных отношений дошкольников является социометрический. Межличностные отношения рассматриваются при этом как избирательные предпочтения детей в группе сверстников. В многочисленных исследованиях (Я.Л. Коломинский, Т. А. Репина, В. Р. Кисловская, А. В. Кривчук, B. C. Мухина и др.) было показано, что на протяжении дошкольного возраста (от 3 до 7 лет) стремительно увеличивается структурированность детского коллектива — одни дети становятся все более предпочитаемыми большинством в группе, другие все прочнее занимают положение отверженных. Рузская, А. Г. Развитие общения дошкольников со сверстниками. / Под ред.А. Г. Рузской. — М.: Педагогика 1989. — 240с.

К 5 годам у ребенка складывается определенная позиция в группе, происходит дифференциация детей в системе межличностных отношений по социометрическому статусу. Абрамова, Г. С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов / Г. С. Абрамова. — М.: Логос, 2004. — 672с.

Термин «социометрия» означает измерение межличностных взаимоотношений в группе. Основоположник социометрии известный американский психиатр и социальный психолог Дж. Морено не случайно так назвал этот метод. Совокупность межличностных отношений в группе составляет, по Дж. Морено, ту первичную социально-психологическую структуру, характеристики которой во многом определяют не только целостные характеристики группы, но и душевное состояние человека. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте (психологическое исследование) / Л. И. Божович. — М.: Просвещение, 2007. — 398с.

Внедрение этого метода в исследования советских психологов связано с именами Е. С. Кузьмина, Я. Л. Коломинского, В. А. Ядова, И. П. Волкова и др.

Социометрическая техника применяется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования. С помощью социометрии можно изучать типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретных групп.

Вместе с официальной или формальной структурой общения, отражающей рациональную, нормативную, обязательную сторону человеческих взаимоотношений, в любой социальной группе всегда имеется психологическая структура неофициального или неформального порядка, формирующаяся как система межличностных отношений, симпатий и антипатий. Особенности такой структуры во многом зависят от ценностных ориентаций участников, их восприятия и понимания друг друга, взаимооценок и самооценок. Как правило, неформальных структур в группе возникает несколько, например, структуры взаимоподдержки, взаимовлияния, популярности, престижа, лидерства и др. Неформальная структура зависит от формальной структуры группы в той степени, в которой индивиды подчиняют свое поведение целям и задачам совместной деятельности, правилам ролевого взаимодействия. С помощью социометрии можно оценить это влияние. Социометрические методы позволяют выразить внутригрупповые отношения в виде числовых величин и графиков и таким образом получить ценную информацию о состоянии группы. Андреева, Г. М. Социальная психология / Андреева Г. М. М.: Аспект — Пресс, 2002. — 384с.

Для социометрического исследования важно, чтобы любая структура неформального характера, хотим мы этого или нет, всегда в тех или иных отношениях проецировалась на формальную структуру, т. е. на систему деловых, официальных отношений, и тем самым влияла на сплоченность коллектива, его продуктивность. Эти положения проверены экспериментом и практикой. Немов, Р. С. Психологическое консультирование/ Р. С. Немов. — М.: 2010. — 610с.

Итак, социометрическая процедура применяется для:

а) измерения степени сплоченности — разобщенности в группе;

б) выявления «социометрических позиций», т. е. соотносительного авторитета членов группы по признакам симпатии-антипатии, где на крайних полюсах оказываются «социометрическая звезда» группы и «отвергнутый» ;

в) обнаружения внугригрупповых подсистем, сплоченных образований, во главе которых могут быть свои неформальные лидеры.

Осуществляемый каждым членом группы выбор показывает, кому он отдает предпочтение, к какой микрогруппе чувствует свою принадлежность. Число выборов, полученных каждым участником социометрического опроса, характеризует его положение в системе межличностных отношений, т. е. определяет его социометрический статус (положение в социогруппе как «звезды», «предпочитаемого», «принятого», «изолированного», «пренебрегаемого»).

Положение личности в структуре межличностных отношений может быть не всегда одинаковым. В разных видах общения «звездами» и «изолированными» могут оказаться совсем разные люди. Поэтому «социометрическую картину» группы необходимо составить не менее чем для 2-х видов общения: делового и эмоционального.

Удовлетворенность положением в группе в значительной степени определяется таким параметром межличностных отношений, как взаимность выборов (для члена группы важно не только то, сколько из его группы человек питают к нему симпатию, но и то, кто именно отдал ему свое предпочтение: те, кого он выбрал сам, или же те, к кому он относится достаточно равнодушно). Болотова, А.К., Молчанова, О. Н. Психология развития и возрастная психология/ А. К. Болотова, О. Н. Молчанова, — ГУ ВШЕ.: 2012. — 528с.

Умение ориентироваться в неформальной структуре группы, учитывать ее в решении практических задач — важнейший аспект подготовки специалиста, реализующего педагогические, руководящие, организаторские и др. функции в системе «человек-человек» .

Социометрический критерий — вопрос, ответ на который служит основанием для установления структуры взаимоотношений между членами группы.

По содержанию выделяют производственные (официальные, формальные), непроизводственные (неофициальные, неформальные) критерии, общие (диагностируют устойчивые межличностные отношения) и специфические (выявляют партнера в отдельном, специфическом виде деятельности), сильные и слабые критерии.

Выбор критерия для проведения опроса зависит от целей и задач исследования: какая структура изучается — формальная или неформальная и т. д. Мищенко, Л. В. Общий психологический практикум.Ч. ІХ (Социально-психологические свойства индивидуальности) // Учебно-методическое пособие. ПГЛУ / Мищенко Л. В. Пятигорск 2006. — 19−20с.

1.2 Понятие и общая характеристика конфликта

В переводе с латинского «conflictus» означает столкновение. Термин «конфликт» имеет множество различных определений. Конфликт — это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия; это борьба за ценности и претензии на определенный статус, власть, ресурсы, в которой целями являются, нейтрализация, нанесения ущерба или уничтожение соперника; это отношения между субъектами социального взаимодействия, которые характеризуются противоборство за наличия противоположных мотивов (потребностей, интересов, целей, идеалов, убеждений) или суждений (мнений, взглядов, оценок и т. п.); это противоборство общественных субъектов с целью реализации их противоречивых интересов, позиций, ценностей и взглядов; это всегда сложный и многоплановый социальный феномен.

Во всех этих определениях конфликт, прежде всего, связывается с противоречием или одним из его моментов — борьбой противоположностей. В нем участвуют самые различные стороны: индивиды, социальные группы, национально-этнические общности, государства и группы стран, объединенные теми или иными целями и интересами.

Конфликты могут быть скрытыми или явными, но в основе их всегда лежит отсутствие согласия. Поэтому определяют конфликт как отсутствие согласия между двумя или более сторонами — лицами или группами. Самыгин, П. С. Социальная психология / П. С. Самыгин, С. И. Самыгин, Е. П. Ларькова. — Ростов н/Д: Феникс, 2009. — 288с.

Конфликты возникают по самым различным причинам и мотивам: психологическим, экономическим, политическим, ценностным, религиозным. В любом конфликте люди преследуют те или иные цели и борются за утверждение своих интересов и эта борьба сопровождается, как правило, негативными эмоциями. Основой всех конфликтов являются противоречия, возникающие между людьми или внутри структуры самой личности. Именно противоречия и вызывают противоборство между сторонами конфликта. Часто сам конфликт определяют как предельное обострение противоречий между участниками взаимодействия, проявляющееся в их противоборстве. Несмеева, А. «Конфликт» Информационно-аналитическая газета «Консультант». № 08 (93) от 1 мая 2004. — 20−21с.

Сторонники функционалистской модели общества считают, что конфликты могут быть приведены в состоянии гармонии путем взаимовлияния и удовлетворения интересов и потребностей конфликтующих групп. В свою очередь интересы сопрягаются с ценностями, целями, ориентациями. Американский политолог Аптер Д. отмечает, что главный вопрос при анализе конфликтов состоит в том, как трансформировать конфликты ценностей в конфликты интересов.

Выяснение сущности конфликта позволяет также говорить о том, что конфликт — это явление социальное, в нём действуют субъекты одарённые сознанием, преследующие свои цели и интересы. И простого взаимодействия каких-либо сторон для наличия конфликта, конечно, ещё недостаточно. Всякий конфликт как качество социального взаимодействия возникает на основе деятельности людей и их интересов. И в этом состоит его главное отличие от борьбы за существование в мире животных. Петровский, А. В. Общая психология / под редакцией Петровского А. В. — М.: Просвещение, 1986. — 246с.

Конфликт носит временный характер. Всякий конфликт возникает только при наличии его объекта. Объектом конфликта является ценность, по поводу которой возникает столкновение интересов противоборствующих сторон. Это могут быть самые различные материальные и духовные ценности: собственность, власть, ресурсы, статус, идея. В общем смысле объектом конфликта можно назвать ту часть реальности, которая вовлечена во взаимодействие с субъектами конфликта. В отличие от этого предметом конфликта являются те противоречия, которые возникают между взаимодействующими сторонами и которые они пытаются разрешить посредствам противоборства. Объект конфликта может быть как истинным, реальным, так и потенциальным, ложным, иллюзорным. Но предмет конфликта всегда реален и всегда актуален. Борьба, являющаяся выражением противоречия между оппонентами, всегда реальна и порой ведётся не на жизнь, а на смерть, даже когда отстаиваются утопические идеи. В связи с рассмотренным характером объекта конфликта выделяют два вида конфликтов: реалистический и не реалистический. Конфликт, служащий средством для достижения какого-либо результата, находящегося вне конфликта, является реалистическим.

Конфликтология в основном изучает именно реалистические конфликты, выступающие средством достижения реальных объектов, лежащих за рамками самого противоборства. Другой вид — нереалистический конфликт. Его объект неотделим от самого конфликта и совпадает с ним. Так, существуют случаи, когда конфликт возникает исключительно из-за агрессивных импульсов, которые ищут для себя выражения. При этом сам предмет, на который он направлен, не представляет никакого значения, он выбирается совершенно спонтанно. Анцупов, А.Я., Шипилов, А. И. Конфликтология // Анцупов А. Я.,

Шипилов А. В. Учебник. — М: Юнити, 2000. — 310с.

Л. Козер дает свое определение реалистическим и нереалистическим (беспредметным) конфликтам:

· Реалистические конфликты направлены на достижение конкретного результата, они вызваны неудовлетворением определенных требований участников или несправедливым распределением между ними каких — либо преимуществ и ограниченных ресурсов (власти, богатства, территории);

· Нереалистические конфликты имеют своей целью открытое выражение накопившихся отрицательных эмоций, обид, враждебности, т. е. острое конфликтное взаимодействие становится здесь не средством достижения конкретного результата, а самоцелью.

Начавшись как реалистический, конфликт может перерасти в нереалистический, например, если предмет конфликта чрезвычайно значим для участников, а они не могут найти приемлемое решение. Это повышает эмоциональную напряженность и требует освобождения для накопившихся отрицательных эмоций.

Нереалистические конфликты всегда дисфункциональны. Их гораздо сложнее урегулировать. Надежный способ профилактики подобных конфликтов — создание благоприятной психологической атмосферы Самыгин, П. С. Социальная психология / П. С. Самыгин, С. И. Самыгин, Е. П. Ларькова. — Ростов н/Д: Феникс, 2009. — 289с.

Виды конфликтов. По отношению к отдельному субъекту конфликты бывают внутренними и внешними. К первым относятся внутри личностные конфликты; ко вторым — межличностные, между личностью и группой, межгрупповые. Все виды конфликтов тесно связаны между собой. Так, внутриличностный конфликт может заставить человека действовать агрессивно по отношению к другим и вызвать тем самым межличностный конфликт.

Конфликты могут быть деструктивными (т.е. они нарушают эффективное взаимодействие и приносят вред обеим сторонам) и конструктивными (способствуют выявлению и разрешению противоречий, способствуют движению вперед, развитию, коррекции взаимодействия). Л Коузер подчеркивает, что конфликт не может иметь односторонних последствий: только позитивных или только негативных. Конфликт одновременно продуцирует и те, и другие.

Существует пять основных типов конфликтов: внутриличночтный; межличностный4 между личностью и группой; межгрупповой; социальный.

Внутриличностный конфликт. Этот тип конфликта не полностью соответствует данному нами определению. Здесь участниками конфликта являются не люди, а различные психологические факторы внутреннего мира личности, часть кажущиеся или являющиеся несовместимыми: потребности, мотивы, ценности, чувства и т. д.

Межличностный конфликт. Это самый распространенный тип конфликтов. Он проявляется в отношениях между двумя и более людьми: конфликты между супругами, родителями и детьми, друзьями и т. п.

Конфликт между личностью и группой. Неформальные группы устанавливают свои нормы поведения, общения. Каждый член такой группы должен их соблюдать. Отступление от принятых норм, группа рассматривает как негативное явление и тогда возникает конфликт между личностью и группой.

Межгрупповой конфликт. Общество состоит из множества формальных и неформальных групп, между которыми могут возникать конфликты. Межгрупповые конфликты обусловлены несовместимостью целей в борьбе за ограниченные ресурсы (власть, богатство, территория, материальные ресурсы и т. п.), т. е. наличием реальной конкуренции. Самыгин, П. С. Социальная психология / П. С. Самыгин, С. И. Самыгин, Е. П. Ларькова. — Ростов н/Д: Феникс, 2009. — 289 — 291с.

По характеру конфликты принято делить на объективные и субъективные. Первые связаны с реальными проблемами и недостатками, возникающими в процессе функционирования и развития организации. Вторые обусловлены различием индивидуальных оценок тех или иных событий, отношений между людьми и др. Таким образом, в одном случае у конфликта существует объект; в другом — субъективная оценка ситуации. Имеющие место различия во взглядах и оценках составляют предмет конфликта. Если они мнимые и люди просто по-разному выражают свое одинаковое по существу мнение, конфликт оказывается не только субъективным, но и беспредметным. В противоположность этому объективные конфликты всегда предметны. В организации объективные конфликты, как правило, связаны с недостатками в ее деятельности, поэтому имеют деловую основу. Субъективные же конфликты по своей природе всегда эмоциональны и часто являются результатом психологической несовместимости людей, их непонимания и нежелания понять друг друга. Крысько, В. Г. Социальная психология / Крысько В. Г. М.: Владос — пресс, 2002. — 352с.

1.3 Проблема исследования конфликта в трудах зарубежных и отечественных психологов

История отечественной психологии конфликта неразрывно связана с историей становления конфликтологии в целом. Поэтому психология конфликта в своем развитии прошла те же периоды и этапы, что и конфликтология:

Первый период — до 1924 года. В течение этого периода конфликтологические идеи зарождаются и развиваются как практическое знание людьми принципов, правил и приемов поведения в реальных конфликтах. Кроме того, проблема насилия и ненасилия, входящая в сферу интересов конфликтологии, достаточно глубоко прорабатывается в религиозных учениях. Проблема конфликта находит свое отражение в искусстве и культуре. Уже на первых наскальных рисунках запечатлены различные конфликты, в которых участвовал человек. В этот период начинают накапливаться и первые научные знания о конфликтах. Петровский, А. В. Психология в России ХХ век / Петровский А. В. М.: УРАО, 2000. — 312с.

Конфликт изучается в рамках психологии, философии и некоторых других наук, но не выделяется как самостоятельное явление. Среди наших соотечественников видное место в исследовании проблемы конфликта принадлежит Л. Н. Толстому, известному писателю, автору теории непротивления злу насилием.

Второй период — 1924;1990 гг. Это период зарождения, становления и развития частных конфликтологических наук отраслей конфликтологии, в том числе и психологии конфликта. Конфликт (правоведение, социология, психология), а к концу периода — 11 наук.

Второй период в истории развития отечественной конфликтологии включает четыре основных этапа.

Первый этап — 1924;1034 гг. Он охватывает первую «волну» публикаций. Появляются первые работы психологов и социологов по проблеме конфликта. В 1924 году публикуется научный труд П. О. Гриффина и М. И. Могилевского — русских социологов и психологов, авторов одной из первых отечественных работ по проблеме конфликта.

Второй этап — 1935;1948 гг. Характеризуется практически полным отсутствием публикаций. Это связано с Великой Отечественной войной и обстановкой в стране в целом.

Третий этап — 1949;1972 гг. В этот период ежегодно публикуются работы по проблеме конфликта, защищаются первые 25 кандидатских диссертаций. Исследования конфликта как самостоятельного явления начинаются в философии, педагогике, исторических и политических науках.

Необходимо отметить, что в период с 20-х до середины 70-х годов психологические исследования конфликта носили фрагментарный характер. Отсутствовали работы обобщающего характера, необходимые для формирования методологической и теоретической базы изучения конфликта. Заметный вклад в развитие психологии конфликта в этот период внесли такие ученые, как Н. С. Кравчун, А. Д. Глоточкин, Н. Ф. Феденко, М. И. Дьяченко, М. Л. Гомелаури, А. И. Ушатиков, А. И. Китов и др.

Четвертый этап — 1973;1989 гг. На этом этапе, во второй половине 70-х годов появляются работы психологов, в которых предприняты попытки теоретического осмысления накопившегося эмпирического материала (Н.В. Крогиус, 1976; А. И. Донцов, Т. Д. Полозова, 1977). Предложена понятийная схема психологического анализа конфликта (Л.А. Петровская, 1977). В этот период активное участие в разработке конфликтологических проблем принимали ученые-психологи Н. В. Гришина, А. А. Ершов, И. Б. Пономарев, А. Л. Свенцицкий, В. П. Галицкий, М. П. Крапивин и др. Итогом четвертого этапа стало формирование в отечественной психологии конфликта трех подходов к изучению данного явления: организационного, деятельностного и личностного.

Третий период — 1990 год — настоящее время. Появляются первые междисциплинарные исследования, конфликтология начинает выделяться в самостоятельную науку, а психология конфликта — в ее ведущую отрасль. Наблюдается резкое увеличение ежегодного количества публикаций (до 165 290 в год), создаются психологические центры, группы по исследованию и регулированию конфликтов. Значительная заслуга в этом принадлежит таким психологам-исследователям, как А. Я. Анцупов, Н. В. Гришина, Ю. А. Канатаев, М. М. Рыбакова, Б. И. Хасан, А. И. Шипилов, В. А. Хащенко, Э. З. Хащенко и др. Лазурский, А. Ф. Избранные труды по психологии / Лазурский А. Ф. М., 1997. — 446с.

Зарубежная психология имеет значительные традиции в изучении внутриличностных и социальных конфликтов. Большой теоретический и эмпирический материал, накопленный за почти 100-летний период, отражается в разнообразии подходов и теоретических платформ. Можно условно обозначить два этапа в истории психологии конфликта: начало ХХ века — 50-е годы; конец 50-х годов — настоящее время. Основанием различения служит степень выделения проблемы конфликта из ряда других проблем, рассматриваемых психологией. В первой половине века конфликт не выделялся в отдельный объект исследования, а рассматривался как составная часть более широких концепций (например, в психоанализе или социометрии). Психологов интересовали либо последствия конфликтов, либо некоторые из причин, приводящие к нему, но не сам конфликт как центральное звено исследования. Андреева, Г. М., Богомолова, Н.Н., Петровская, Л. А. Зарубежная социальная психология ХХ столетия: Теоретические подходы: Учеб. пособие для вузов / Андреева Г. М., Богомолова Н. Н., Петровская Л. А., М.: Аспект Пресс, 2002. — 287с.

На рубеже 50−60-х годов появляются исследования, где научный интерес психологов обращен непосредственно к этому феномену. Выделяются основные подходы, разрабатывается понятийный аппарат психологической теории конфликта.

Среди основных направлений зарубежных психологических исследований конфликта в первой половине ХХ века выделяются следующие:

· психоаналитическое (З. Фрейд, А. Адлер, К. Хорни, Э. Фромм);

· социотропное (У. Мак-Дугалл, С. Сигеле и др.);

· этологическое (К. Лоренц, Н. Тинберген);

· теория групповой динамики (К. Левин, Д. Креч, Л. Линдсей);

· фрустрационно-агрессивное (Д. Доллард, Д. Берковитц, Н. Миллер);

· поведенческое (А. Басс, А. Бандура, Р. Сире);

· социометрическое (Д. Морено, Э. Дженигс, О. Додд, Г. Гурвич);

· интеракционистское (Д. Мид, Т. Шибутани, Д. Шпигель).

Психоаналитический подход связан, прежде всего, с именем Зигмунда Фрейда (1856−1939), который создал одну из первых концепций человеческой конфликтности. Несмотря на то, что Фрейд занимался преимущественно внутриличностными конфликтами, его заслугой является указание на необходимость поиска причин межличностных конфликтов в сфере бессознательного. Последователь Фрейда Альфред Адлер (1870−1937) содержание конфликтов личности с микросредой видел в попытках индивида освободиться от чувств неполноценности и доминирования одних над другими. Запрудский, Ю. Социальный конфликт. Политический анализ. Ростов н/Дону / Запрудский Ю. Издательство Ростовского университета, 1992. — 86−110с.

Карен Хорни (1885−1952), Эрих Фромм (1900;1980), Гарри Салливен (1892−1949) расширили понимание природы конфликта, попытались внести в нее социальный контекст. Так, Хорни основной причиной конфликтов между индивидом и его окружением считала недостаток доброжелательности со стороны близких людей, в первую очередь, родителей. В соответствии с Фроммом конфликты возникают из-за невозможности реализовать в обществе личностные стремления и потребности.

В 20−30-е годы конфликт начинает привлекать внимание социальных психологов. По мнению Уильяма Мак-Дугалла (1871−1938) конфликты в обществе неизбежны, так как людям присущи социальные инстинкты типа страха, стадности, самоутверждения и т. д. Они передаются по наследству, поэтому люди постоянно конфликтуют. Парнос, Т. Общий обзор В Сб «Американская социология» // Парнос Т. М., 1972. — 376с.

Начало этологического подхода к конфликту было положено в 30-х годах работами австрийского естествоиспытателя, лауреата Нобелевской премии Конрада Лоренца (1903;1988). Впервые в мировой науке им была высказана гипотеза о том, что главной причиной социальных конфликтов является агрессивность индивида и толпы. По мнению Лоренца, механизмы возникновения агрессивности у животных и человека однотипны, а агрессия постоянное состояние живого организма.

Исследуя проблемы групповой динамики, германо-американский психолог Курт Левин (1890−1947) разработал концепцию динамической системы поведения, которая находится под напряжением, когда нарушается равновесие между индивидом и средой. Это напряжение проявляется в виде конфликтов. Источником конфликта может быть неблагоприятный стиль деятельности лидера группы. Левин видел пути разрешения конфликтов в реорганизации мотивационных полей личности и структуры взаимодействия индивидов. Группа психологов Йельского университета (США) предложила новую гипотезу конфликта — «фрустрационно-агрессивную». В этой концепции интегрирована биосоциальная причина конфликтов — агрессивность индивида и социальная причина — фрустрация.

Представители «поведенческого направления» ищут причины конфликтов не только во врожденных качествах человека, Нои в его социальном окружении, которое изменяет эти качества.

В соответствии с теорией социометрии, разработанной Джекобом Морено (1892−1974), межличностные конфликты определяются состоянием эмоциональных отношений между людьми, их симпатиями и антипатиями по отношению друг к другу. Вслед за основателем символического интеракционизма — американским психологом и социологом Джорджем Мидом (1863−1931) — широкий резонанс получили исследования представителей чикагской школы. По их мнению, причины конфликтов кроются в процессе социального взаимодействия. При возникновении возмущений в отношениях «индивид — среда» субъект начинает ощущать внутреннюю дисгармонию и дискомфорт. Стремясь устранить их, индивид совершает активные действия для того, чтобы приспособиться к среде. В ходе приспособления и возникают конфликты. Руткевич, М. Социальный конфликт: философское измерение // Вестник Российской академии Наук, июнь, 1994. — 481с.

В качестве вывода следует отметить, что в настоящее время роль психологии конфликта среди других отраслей конфликтологии продолжает неуклонно возрастать. Таким образом, психология конфликта — одна из ведущих отраслей конфликтологии, изучающая психологические закономерности и механизмы возникновения, развития, конструктивного регулирования и завершения конфликтов.

1.4 Проблема разрешения конфликта в современной психологии

Существуют различные стратегии поведения в конфликтных ситуациях, можно сказать роль или место, которое человек занимает в возникшем конфликте. При анализе конфликтов на основе рассматриваемой модели нужно иметь в виду, что уровень направленности на собственные интересы или интересы соперника зависит от трех обстоятельств:

· содержания предмета конфликта;

· ценности межличностных отношений;

· индивидуально-психологических особенностей личности.

Особое место в оценке моделей и стратегий поведения личности в конфликте занимает ценность для нее межличностных отношений с противоборствующей стороной. Если для одного из соперников межличностные отношения с другим (дружба, любовь, товарищество, партнерство и т. д.) не представляют никакой ценности, то и поведение его в конфликте будет отличаться деструктивным содержанием или крайними позициями в стратегии (принуждение, борьба, соперничество). И, наоборот, ценность межличностных отношений для субъекта конфликтного взаимодействия, как правило, является существенной причиной конструктивного поведения в конфликте или направленностью такого поведения на компромисс, сотрудничество, уход или уступку. Дмитриев, А.В., Кудрявцев, В.Н.

Введение

в общую теорию конфликтов /

Дмитриев А. В., Кудрявцев В. Н. М.: 2001. — 256с.

Стиль избегания, предполагающий уход из конфликта, связан с отсутствием личной настойчивости и желания кооперироваться с другими по его разрешению. Обычно в этом случае человек пытается стоять в стороне от конфликта, стремится стать нейтральным. Этот стиль используется, когда проблема не так важна, когда человек не хочет тратить силы на ее решение, когда человек чувствует себя неправым или когда другой человек обладает большей властью. Использование такого стиля может означать решение индивида дать конфликту возможность развиваться. Данный стиль также может быть связан с неприятием напряженности и расстройства. В отдельных случаях попытка избежать конфликта может снизить его интенсивность. Однако игнорирование несогласия может вызвать еще большее недовольство. При таком подходе к конфликту проигрывают обе стороны.

Стиль конкуренции или разрешения конфликта силой характеризуется большой личной вовлеченностью и заинтересованностью в устранении конфликта, однако, без учета позиций другой стороны. Это стиль типа «выигрыш-проигрыш». Для применения данного стиля необходимо обладать властью или физическими преимуществами. Такой стиль может в отдельных случаях помочь в достижении индивидуальных целей. Он требует от человека использования волевых качеств. Однако у окружающих складывается неблагоприятное впечатление об индивиде, использующем этот стиль.

Стиль сотрудничества отличается как высокой степенью личной вовлеченности в него, так и сильным желанием объединить свои усилия с другими для разрешения межличностного конфликта. При таком подходе выигрывает каждая из сторон. Люди, использующие данный стиль, обычно обладают следующими характеристиками:

· рассматривают конфликт как нормальное событие, помогающее и даже если им правильно управлять, ведущее к более творческому решению;

· при этом проявляют доверие и откровенность в отношении других;

· признают, что при таком взаимоудовлетворяющем исходе конфликта, все его участники как бы берут на себя обязательство в рамках общего решения;

· считают, что каждый участник конфликта имеет равные права в его разрешении и точка зрения каждого имеет право на существование;

· полагают, что никто не должен быть принесен в жертву в интересах всех.

Часто такие индивиды считаются динамичными натурами, о которых у других складывается благоприятное мнение.

Стиль компромисса заключается в таком поведении в ходе разрешения межличностного конфликта, которое умеренно учитывает интересы каждой из сторон. Реализация данного стиля связана с проведением переговоров, в ходе которых каждая из сторон идет на определенные уступки. Компромисс широко используется в разрешении конфликта и те, кто его использует, оцениваются окружающими в целом благоприятно. Это стиль типа «непроигрыш — невыигрыш». Во многих ситуациях стиль компромисса позволяет достичь быстрого разрешения конфликта, особенно в случаях, когда одна из сторон имеет явные преимущества. Гришина Н. В. Психология конфликта. 2-е изд. / Гришина Н. В. Питер, 2008. — 544с.

Предпосылкой для возникновения конфликта является конфликтная ситуация. Она появляется при несовпадении интересов сторон, стремлении к противоположным целям, использовании разных средств их достижения и т. п. Конфликтная ситуация — это условие конфликта. Чтобы ситуация перешла в конфликт, нужен толчок.

Межличностные конфликты по-видимому, также неустранимы из жизни, как разгул стихий: наводнение, землетрясение, тайфуны, извержение вулканов… Даже идеальные условия жизни людей едва ли устранят это явление, что становится очевидным, если обратится к «классической» ситуации «любовного треугольника»: двое, оспаривающие любовь третьего лица, в редчайших случаях способны сохранять симпатии друг к другу. Почти любой объект людских притязаний, будь то человек, неодушевленный предмет, видное положение, престиж, благосостояние, становится своего рода «вершиной треугольника», поводом для соперничества нескольких, либо множество людей. Соперничество же легко и незаметно перерастает во вражду.

Если в межличностном конфликте преобладают негативные тенденции и оппоненты не могут или не желают идти на диалог друг с другом, то в качестве первого этапа урегулирования такого конфликта следует использовать так называемые косвенные методы. Вот некоторые из них:

1. Метод «выхода чувств». Смысл этого метода заключается в том, что оппоненту дают возможность высказать все то, что у него наболело, и тем самым понижают спровоцированное конфликтом эмоционально-психологическое напряжение. После этого человек в большей степени предрасположен к поиску вариантов конструктивного урегулирования конфликтной ситуации.

2. Метод «положительного отношения к личности»

Конфликтующий, прав он или виноват, всегда страдалец. Надо высказать ему свое сочувствие и дать положительную характеристику его личным качествам, типа: «Вы человек умный и т. д. и т. п». Стремясь оправдать положительную оценку, прозвучавшую в его адрес, оппонент будет стремиться найти конструктивный способ разрешения конфликта.

3. Метод вмешательства «авторитарного третьего» .

Человек, находящийся в межличностном конфликте, обычно не воспринимает высказанных оппонентом в его адрес положительных слов. Оказать содействие в таком деле может некто «третий», пользующийся доверием адресата. Таким образом, конфликтующий будет знать, что его оппонент не такого уж плохого о нем мнения, и этот факт может стать началом поиска и компромисса. Леонов Н. И. Основы конфликтологии / Леонов Н. И. Ижевск. Изд-во УдГУ., 2007 // С. 122

Глава 2. Организация исследования взаимосвязи стратегий конфликтного поведения и социометрического статуса

2.1 Общая организация исследования

Эмпирическое исследование было проведено на базе МБОУ СОШ № 29 «Гармония» г. Пятигорска. В нашем исследовании приняло участие 18 человек, из них 10 мальчиков и 8 девочек в возрасте от 10 до 13 лет.

Цель исследования: рассмотрение конфликта как социально психологического процесса протекающего в обществе, характеризующегося определёнными стадиями протекания и выполняющего специфические функции в отношении между людьми.

Объект исследования: ученический коллектив среднего звена муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы с углубленным изучением отдельных предметов № 29 «Гармония» .

Предмет исследования: конфликты и социометрический статус, и их взаимосвязь.

Гипотеза исследования: социометрический статус взаимосвязан с выбором стратегии поведения в конфликтной ситуации.

Задачи исследования:

1) провести теоретический анализ исследования конфликта и социометрического статуса в психологической науке;

2) разработать диагностический инструментарий адекватный целям исследования;

3) провести эмпирическое исследование;

4) осуществить анализ полученных данных;

5) осуществить сравнение полученных данных.

Исследование проводилось в два этапа:

1 этап — определение социометрического статуса подростков;

2 этап — выявление выбора респондентами стратегии поведения в конфликтной ситуации.

2.2 Методика исследования структуры группы

Социометрический статус членов группы определяется с помощью методики Социометрии. Метод социометрии позволяет исследовать межличностных отношений в группе; измерить степень сплоченности — разобщенности в группе; выявить «социометрических позиций», т. е. соотносительного авторитета членов группы по признакам симпатии-антипатии, где на крайних полюсах оказываются «лидер» группы и «отвергнутый»; обнаружить внутригрупповые подсистемы, сплоченных образований, во главе которых могут быть свои неформальные лидеры.

Испытуемым предлагается карточка с вопросами; к каждому вопросу в первой колонке «Выбор № 1» нужно написать фамилию одного или нескольких учащихся группы, с которыми вам было бы приятно сотрудничать, а во второй колонке «Выбор № 2» тех, с кем вам не хотелось бы работать (играть и т. д.).

Когда социометрические карточки заполнены и собраны, начинается этап их математической обработки. Простейшими способами количественной обработки являются табличный, графический и индексологический.

Для выявления структуры группы могут быть использованы различные формы социометрического метода, состоящего в выборе его участниками других членов группы для совместной деятельности в каких-то заданных условиях (совместное выполнение деятельности, свободное времяпрепровождение и т. п.).

Термин «социометрия» означает измерение межличностных взаимоотношений в группе. Основоположник социометрии известный американский психиатр и социальный психолог Дж. Морено не случайно так назвал этот метод. Совокупность межличностных отношений в группе составляет, по Дж. Морено, ту первичную социально-психологическую структуру, характеристики которой во многом определяют не только целостные характеристики группы, но и душевное состояние человека.

Цель работы: знакомство с особенностями методов социометрии; формирование умений выявления структуры группы и изучения межличностных взаимоотношений в группе.

План работы:

Изучение структуры группы с помощью социометрического метода.

Изучение степени осознания межличностных отношений в группе.

Социометрическая процедура применяется для:

а) измерения степени сплоченности — разобщенности в группе;

б) выявления «социометрических позиций», т. е. соотносительного авторитета членов группы по признакам симпатии-антипатии, где на крайних полюсах оказываются «социометрическая звезда» группы и «отвергнутый» ;

в) обнаружения внутригрупповых подсистем, сплоченных образований, во главе которых могут быть свои неформальные лидеры.

Осуществляемый каждым членом группы выбор показывает, кому он отдает предпочтение, к какой микрогруппе чувствует свою принадлежность. Число выборов, полученных каждым участником социометрического опроса, характеризует его положение в системе межличностных отношений, т. е. определяет его социометрический статус (положение в социогруппе как «звезды», «предпочитаемого», «принятого», «изолированного», «пренебрегаемого»).

2.3 Методика исследования способов реагирования в конфликтных ситуациях

Методика К. Томаса позволяет определить типичные способы реагирования в конфликтных ситуациях.

В нашей стране методика адаптирована Н. В. Гришиной для изучения предрасположенности к конфликтному поведению.

В своем подходе к изучению конфликтных явлений К. Томас делал акцент на изменение традиционного отношения к конфликтам. Указывая, что на ранних этапах их изучения широко использовался термин «разрешение конфликтов», он подчеркивал, что этот термин подразумевает, что конфликт можно и необходимо разрешать или элиминировать. Целью разрешения конфликтов, таким образом, было некоторое идеальное бесконфликтное состояние, где люди работают в полной гармонии. Однако в последнее время произошло существенное изменение в отношении специалистов к этому аспекту исследования конфликтов. Оно было вызвано, по мнению К. Томаса, по меньшей мере двумя обстоятельствами: осознанием тщетности усилий по полной элиминации конфликтов, увеличением числа исследований, указывающих на позитивные функции конфликтов. Отсюда, по мысли автора, ударение должно быть перенесено с элиминирования конфликтов на управление ими. В соответствии с этим К. Томас считает нужным сконцентрировать внимание на следующих аспектах изучения конфликтов: какие формы поведения в конфликтных ситуациях характерны для людей, какие из них являются более продуктивными или деструктивными; каким образом, возможно стимулировать продуктивное поведение.

Для описания типов поведения людей в конфликтных ситуациях К. Томас считает применимой двухмерную модель регулирования конфликтов, основополагающими измерениями в которых является кооперация, связанная со вниманием человека к интересам других людей, вовлеченных в конфликт, и напористость, для которой характерен акцент на защите собственных интересов. Соответственно этим двум основным измерениям К. Томас выделяет следующие способы регулирования конфликтов:

1. Соперничество (конкуренция) как стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому.

2. Приспособление, означающее в противоположность соперничеству, принесение в жертву собственных интересов ради другого.

3. Компромисс — частичное удовлетворение собственных интересов и интересов другого.

4. Избегание, для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей.

5. Сотрудничество, когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон.

К. Томас считает, что при избегании конфликта ни одна из сторон не достигает успеха; при таких формах поведения, как конкуренция, приспособление и компромисс, или один из участников оказывается в выигрыше, а другой проигрывает, или обе стороны проигрывают, так как идут на компромиссные уступки. И только в ситуации сотрудничества обе сторон оказываются в выигрыше.

В опроснике по выявлению типичных форм поведения К. Томас описывает каждый из пяти возможных вариантов 12 суждений о поведении индивида в конфликтной ситуации. В различных вариациях они сгруппированы в 30 пар, что в общем дает 60 ситуаций. В каждой из ситуаций исследуемым предлагается выбрать то суждение, которое является наиболее типичным для характеристики его поведения. Наиболее предпочтительные формы социального поведения испытуемых, их взаимоотношения в сложных социальных ситуациях оценивались по пяти шкалам: соперничество, сотрудничество, компромисс, избегание, приспособление.

Испытуемым предлагалась следующая инструкция: «Постарайтесь представить предполагаемую ситуацию и выбрать наиболее подходящий для Вас способ реагирования. Отмечайте тот вариант, который первым приходит Вам в голову. Помните, что „плохих“ и „хороших“ ответов быть не может» .

Обработка данных производилась с помощью ключа. Ключ имеет форму баланса, в котором находятся все данные испытуемых.

Показатель 1. Соперничество

Первая шкала содержит ситуации, выясняющие степень стремления настоять на своем, добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другим, убеждение в своей правоте, степень усилий доказать преимущество собственных взглядов.

Показатель 2. Сотрудничество

Вторая шкала включает ситуации, основанные на потребности поиска альтернативы в решении спорных ситуаций, возможности полностью удовлетворить интересы обеих сторон, потребности поддержки другого человека

Показатель 3. Компромисс

Третья шкала состоит из ситуаций, определяющих склонность к соглашению на основе взаимных уступок, предоставление возможности другому человеку остаться при своем мнении либо найти выход из ситуации с наилучшим сочетанием выгод и потерь для каждого из участников.

Показатель 4. Избегание

Четвертая шкала включает ситуации, выражающие стремление участников перекладывать ответственность на других, избегание спорных вопросов отсутствие желания к кооперации и тенденции к достижению собственных целей.

Показатель 5. Приспособление

Пятая шкала содержит ситуации, противоположные соперничеству, позволяющие определить уровень потребности жертвовать собственными интересами ради удовлетворения интересов других людей, склонность к поиску сохранения отношений.

2.4 Математико-статистическая обработка результатов исследования

Собранный материал был обработан методами математической статистики с использованием прикладных программ Word 7.0 for Windows и Excel 7.0 for Windows.

Проверка основной гипотезы исследования, статистическая значимость различий по отдельным показателям определялась с помощью t-критерия Стьюдента.

Для того, чтобы определить, является ли разность между средними значениями показателей эффективности в первой и во второй группе существенной (или значимой), мы должны определить статистическую достоверность этой разности. Для этой цели можно воспользоваться t — критерием Стьюдента:

T= (Х1 — Х2) / (М1 и М2).

где Х1 и Х2 — средние арифметические значения переменных в группах 1 и 2; М1 и М2 — величины средних ошибок, которые вычисляются по формуле

М = у / N.

Определяем ошибку для первого ряда (группа высокого уровня развития):

Мг = у I Nx

Определяем ошибку для второго ряда (группа низкого уровня развития):

М2 = у / N2

Находим значение t — критерия по формуле

t= (X1 — Х2/М1 + М2.

Вычислив величину критериев, по специальной таблице определяем уровень статистической значимости различий между средними показателями эффективности деятельности в группах высокого и низкого уровней развития.

Обычно в психологии принято использовать пятипроцентный (р = 0,05), однопроцентный (р = 0,01) и однопромильный (р = 0,001) уровни достоверности. Чем выше значение критерия, тем выше значимость различий. Например, если величина критерия соответствует пятипро — центному уровню достоверности или меньше его (р < 0,05), то верность того, что найденное различие между средними будет случайным, равна 5 случаям из 100 (или даже меньше). Если же различие средних оценок составляет больше 5% (р > 0,05), то такое различие считается незначимым (т.е. оно может носить случайный характер).

Для определения по таблице величины уровня значимости необходимо вначале найти число степеней свободы, вычисляемое по формуле

V= N1 + N2 — 2,

где V — число степеней свободы; N1 и N2 — число замеров в первом и во втором рядах. Следовательно, в результате вычислений возможно сделать статистически обоснованный вывод о том, что эффективность деятельности в группах высокого уровня развития выше, чем в группах низкого уровня развития, при уровне значимости 0,01. В большинстве исследовательских работ сообщается о статистической значимости следующим образом: р < 0,05 (или р < 0,01, или р < 0,001).

Статистическое сравнение показателей Л (лидеров) и, А (эаутсайдеров) по отдельным свойствам

Исследуемые группы

Методика Томаса

Пок.1

Пок.2

Пок.3

Пок.4

Пок.5

Соперничество

Сотрудничество

Компромисс

Избегание

Приспособление

Л

4,4

3,5

4,6

6.2

2,2

А

3,5

3,2

5,4

4,4

2,0

t-критерий Стьюдента

2,0

1,1

1,3

2,3

1,2

p<

0,05

0,05

2.5 Статистическое сравнение испытуемых с полярными социометрическими статусами

Статистическое сравнение структур интегральной индивидуальности подростков по отдельным показателям уровней интегральной индивидуальности проводилась по t-критерию Стьюдента. Полученные данные приведены в таблице 2.1.

Из табл. 2.1 видно, что статистически значимые различия по отдельным показателям свойств пяти уровней интегральной индивидуальности наблюдается в 2 случаях из 5 теоретически возможных.

Такие различия в группе испытуемых установлены по следующим показателям: соперничество (p < 0,05), избегание (p < 0,05).

Следовательно, статистически значимые различия равны 40%.

Заключение

Изучение социальных процессов, происходящих в обществе, показывает, что конфликт является одной из важнейших социальных проблем.

Несмотря на то, что взаимоотношения с другими людьми должны способствовать миру и гармонии, конфликты неизбежны.

Существуют пять типов стратегий поведения индивидов в конфликтной ситуации: сотрудничества, соперничества, избегания, компромисса, приспособления.

Каждый здравомыслящий человек должен обладать умением эффективно улаживать споры и разногласия, чтобы ткань общественной жизни не рвалась с каждым конфликтом, а, наоборот, крепла вследствие роста умения находить и развивать общие интересы.

Для разрешения конфликта важно иметь в своем арсенале различные подходы, уметь гибко пользоваться ими, выходить за пределы привычных схем и чутко реагировать на возможности и поступать и мыслить по-новому. В то же время можно использовать конфликт как источник жизненного опыта, самовоспитания и самообучения.

Конфликты могут быть превращены в прекраснейший учебный материал, если вспомнить, что привело к конфликту и что происходило в конфликтной ситуации. Тогда можно будет узнать больше о самом себе, о вовлеченных в конфликт людях или об окружающих обстоятельствах, способствовавших возникновению конфликта. Это знание поможет принять правильное решение в будущем и избежать конфликта.

Библиографический список

1. Петровский, А.В. Психология формирования и развития личности / Петровский А. В. М.: Педагогика 1981. — 120с.

2. Рузская, А.Г. Развитие общения дошкольников со сверстниками. / Под ред.А. Г. Рузской. — М.: Педагогика 1989. — 240с.

3. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов / Г. С. Абрамова. — М.: Логос, 2004 г. — 672с.

4. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте (психологическое исследование) / Л. И. Божович. — М.:

5. Просвещение, 2007 г. — 398с.

6. Андреева Г. М. Социальная психология / Андреева Г. М. М.: Аспект — Пресс, 2002. — 384с.

7. Немов, Р.С. Психологическое консультирование/ Р. С. Немов. — М.: 2010 г. — 610с.

8. Болотова, А.К., Молчанова, О.Н. Психология развития и возрастная психология/ А. К. Болотова, О. Н. Молчанова, — ГУ ВШЕ.: 2012 г. — 528с.

9. Мищенко, Л.В. Общий психологический практикум.Ч. ІХ (Социально-психологические свойства индивидуальности) // Учебно-методическое пособие. ПГЛУ / Мищенко Л. В. Пятигорск 2006. — 19−20с.

10. Самыгин, П.С. Социальная психология / П. С. Самыгин, С. И. Самыгин, Е. П. Ларькова. — Ростов н/Д: Феникс, 2009. — 288с.

11. Несмеева, А. " Конфликт" Информационно-аналитическая газета «Консультант». № 08 (93) от 1 мая 2004. — 20−21с.

12. Петровский, А.В. Общая психология / под редакцией Петровского А. В. — М.: Просвещение, 1986. — 246с.

13. Анцупов, А.Я., Шипилов, А.И. Конфликтология // Анцупов А. Я., Шипилов А. В. Учебник. — М: Юнити, 2000. — 310с.

14. Самыгин, П.С. Социальная психология / П. С. Самыгин, С. И. Самыгин, Е. П. Ларькова. — Ростов н/Д: Феникс, 2009. — 289с.

15. Крысько, В.Г. Социальная психология / Крысько В. Г. М.:

16. Владос — пресс, 2002. — 352с.

17. Петровский, А.В. Психология в России ХХ век / Петровский А. В. М.: УРАО, 2000. — 312с.

18. Лазурский, А.Ф. Избранные труды по психологии / Лазурский А. Ф. М., 1997. — 446с.

19. Андреева, Г. М., Богомолова, Н.Н., Петровская, Л.А. Зарубежная социальная психология ХХ столетия: Теоретические подходы: Учеб. пособие для вузов / Андреева Г. М., Богомолова Н. Н., Петровская Л. А., М.: Аспект Пресс, 2002. — 287с.

20. Запрудский, Ю. Социальный конфликт. Политический анализ. Ростов н/Дону / Запрудский Ю. Издательство Ростовского университета, 1992. — 86−110с.

21. Парнос, Т. Общий обзор В Сб. «Американская социология» // Парнос Т. М., 1972. — 376с.

22. Руткевич, М. Социальный конфликт: философское измерение // Вестник Российской академии Наук, июнь, 1994. — 481с.

23. Дмитриев, А.В., Кудрявцев, В.Н. Введение в общую теорию конфликтов / Дмитриев А. В., Кудрявцев В. Н. М.: 2001. — 256с.

24. Гришина, Н.В. Психология конфликта. 2-е изд. / Гришина Н. В. Питер, 2008. — 544с.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой