Социально-психологические закономерности организационной культуры как фактора управления учреждением дополнительного образования
Диссертация
Для нашей страны проблема поиска факторов повышения эффективности управления встала совершенно по-новому и особенно остро в последнее десятилетие. Многие законы и закономерности индивидуального и группового поведения, изученные и описанные в зарубежной науке, приобрели трансформированную, а иногда и искаженную форму, получив у нас специфическую направленность и проявление. Макроэкономическая… Читать ещё >
Содержание
- Введение — з
- Глава 1. Организационная культура как предмет исследования в психологии управления и теории менеджмента
- 1. 1. Логика развития понятия организационная культура в контексте динамики основных школ менеджмента
- 1. 2. Анализ современного состояния проблемы организационной культуры
- 1. 3. Организационная культура и проблема кросскультурного переноса управленческих закономерностей
- Глава 2. Генезис организационной культуры в условиях учреждения дополнительного образования
- 2. 1. Основные факторы формирования и развития организационной культуры
- 2. 2. Процесс становления и развития образовательного учреждения как генезис организационной культуры
- 2. 3. Субъектность коллектива как цель и средство формирования организационной культуры учреждения дополнительного образования
- 2. 4. Управленческая рефлексия и рефлексивное управление как фактор генезиса организационной культуры субъектного типа
- 2. 5. Стиль управленческой деятельности как детерминанта формирования организационной культуры
- Глава 3. Модель организационной культуры субъектного типа как инвариантная система основных характеристик организации
- 3. 1. Структурно-функциональные характеристики модели организационной культуры субъектного типа
- 3. 2. Особенности миссии, показателей и методов управления в модели организационной культуры субъектного типа
Список литературы
- Андреева Г. М. Социальная психология. — М.: МГУ, 1988.- 432 с.
- Андреева Г. М. Социальная психология. М.: Наука. 1994, — 324 с.
- Анисимов О.С. Методологическая культура педагогической деятельности и мышления. М.: Экономика. 1991.-414 с.
- Анисимов О.С. Новое управленческое мышление: сущность и пути формирования. М.: Экономика. 1991.- 351 с.
- Асеев В.Г. Круглый стол // Психологический журнал. 1996. № 6.
- Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. МГУ. 1990.-367 с.
- Бандурка А.М., Друзь В. А. Конфликтология /Учебное пособие. Харьков. РИП Оригинал. 1997, — 352 с.
- Баранов П.В. Манипуляция и рефлексия в управленческом консультировании // Психологический журнал. 1996. № 6.
- Бородкин Ф. М. Коряк Н.М. Внимание: конфликт! 2-е изд., перераб. и доп.-Новосибирск: Наука. Сиб. отд., 1989.- 190 с.
- Брушлинский A.B. Круглый стол // Психологический журнал. 1996. № 6. с. 30−32
- Брушлинский A.B. Деятельность субъекта как единство теории и практики// Психологический журнал. 2000. № 6. С. 4−13
- Брэддик У. Менеджмент в организации. М., 1997.
- Бусыгин A.B. Предпринимательство. Учебник, т.2. М.: Интерпракс. 1994.208 с.
- Бэндлер Р., Гриндер Д. Из лягушек в принцы. Нов., 1989.- 208 с.
- Вайсман А. Стратегия маркетинга. Стратегия менеджмента. М.: АО Интерэксперт. 1995.- 344 с.
- Введение в практическую социальную психологию// Под ред. Жукова Ю. М., Петровской Л. А., Соловьевой O.B. М.: Наука. 1996.- 255 с.
- Виханский О. С. Наумов А.И. Менеджмент: Учебное пособие.-М.:Гардарики, 1999 527 с.
- Виханский О.С. Стратегическое управление. Изд. 2.- М.: Гардарики. 1999.296 с.
- Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М., 1960.- 456 с.
- Гайнутдинов P.M. Организационная культура как фактор управления учреждением образования// Тезисы международной конференции: Профессиональное управление: от практики к теории. Яр., 2001. С. 13−15.
- Гайнутдинов P.M. Организационная культура как средство повышения результативности и качества деятельности учреждения дополнительного образования детей// Материалы всероссийской научно-практической конференции. Яр., 1997. с.15−18.
- Гайнутдинов P.M. Социально-психологические аспекты управления как факторы психологического благополучия субъектов образовательной деятельности // Психологическое благополучие участников образовательного процесса. Яр., 1998. с. 65−73
- Гайнутдинов P.M. Управленческая деятельность в учреждениях дополнительного образования//Внешкольник. 1999. № 1 с.30−36.
- Гайнутдинов P.M., Гайнутдинова Л. И. Социально-психологические факторы управления в образовательном учреждении // Внешкольник. 1999. № 2 с. 47−54.
- Гайнутдинов Р. М, Карпов A.B. Специфика организационной культуры в практике отечественного менеджмента // Социальная психология: Практика.Теория. Эксперимент. Теория. Т. 1. 2000.
- Грейсон Дж., ОДелл К. Американский менеджмент на пороге 21 века. М.: Экономика. 1991.-319 с.
- Гришина Н.В. Давайте договоримся. СПб. Сова. 1993, — 87 с.
- Грушенко В.И. Менеджмент. Смоленск, 1997.- 289 с.
- Дружинин В.Н. Психология общих способностей. М. Латерна. Вита. 1995.150 с.
- Десслер Г. Управление персоналом. М.: Бином. 1997.- 431 с.
- Джи Б. Имидж фирмы путь к успеху. СПб. 1998.- 224 с.
- Дилтс Р., Халлбом Т., Смит С. Убеждения: пути к здоровью и благополучию. Метаморфоза Пресс. 1994.- 161 с.
- Дудченко B.C. Основы инновационной методологии. М.: На Воробьевых. 1996.- 68 с.
- Дудченко B.C. Инновационные технологии. М.: Союз.1996.- 155 с.
- Дудченко B.C. и др. Программа инновационной игры. Яр., 1987. и др. изд.-106 с.
- Дудченко B.C. Автореферат дисс. докт. социологических наук. 1994.
- Дудченко B.C. Онтосинтез жизни. М.: Граница. 1999, — 261 с.
- Евенко Л.И. Эволюция концепций управления человеческими ресурсами // Бизнес-образование. 1996. № 1. с.22−30.
- Егоршин А.П. Управление персоналом. H.H., 1997.- 605 с.
- Журавлев А.Л. Стиль руководства для управления//Социально-психологический климат коллектива. М.: Наука. 1979.- с.176−188.
- Журавлев А.Л. Роль личности руководителя в организации совместной деятельности коллектива//Совместная деятельность. М., Наука, 1988.- с. 122−138.
- Журавлев А. Л. Психология совместной деятельности в условиях организационно-экономических изменений. Автореферат дисс.докт. псих, наук М., 1999.
- Зайверт Л. Ваше время в ваших руках. М.: Экономика. 1990.- 231 с.
- Зигерт В. Ланг Л. Руководить без конфликтов. М.: Экономика. 1990.- 335 с.
- Зингерман И.С. Роль рефлексии в развитии самосознания личности в трансперсональной психологии // Ежегодник РПО. Психология и практика. Т.4. вып.4. Яр. 1998. с.270−273.
- Знаков В.В. Понимание в познании и общении. Самара. 1998.-187 с.
- Инновации в управлении. Методическое пособие / Под ред. Т. В. Фокиной и др. Саратов.: ПАГС. 1995, — 128 с.
- Каган М.С. Мир общения: проблемы межсубъектных отношений. М.: Политиздат, 1988.-319 с.
- Каган М.С., Эткинд A.M. Общение как ценность и как творчество. // Вопросы психологии. 1988. № 4. с.25−33.
- Как работают японские предприятия. М.: Экономика. 1989, — 262 с.
- Кантер Р. Рубежи менеджмента. (Книга о современной культуре управления) М. ЗАО «Олимп-Бизнес». 1999.- 304 с.
- Карпов A.B. Психология принятия управленческих решений / Под ред. В. Д. Шадрикова. М.: Юристъ.1998.- 440 с.
- Карпов А. В, Психология менеджмента. М.: Гардарики. 1999.- 584 с.
- Карпов A.B. Организационная психология переходного периода. // Ежегодник РПО. Психология и практика, т.4, вып.4., Яр. 1998. с.48−68
- Карпов A.B. Психология групповых решений. М., ИП РАН, 2000.-552 с.
- Карпов A.B., Гайнутдинов P.M. Некоторые закономерности рефлексивной регуляции управленческой деятельности // Ярославский психологический вестник. Вып. 2. 2000. с.94−102
- Карпов A.B., Пономарева В. В. Психология рефлексивных механизмов управления. М.-Яр. ДИА-пресс. 2000. 284 с.
- Кашапов М.М. Теория и практика решения педагогических ситуаций. Яр. 1997.-100 с.
- Китов А.И. Экономическая психология. М.: Экономика. 1987.- 304 с.
- Клюева Н.В. Психологическое обеспечение педагогической деятельности. // Ежегодник. РПО. Психология и практика, т.4, вып.4., Яр.1998. с. 335−338
- Клюева Н.В. Социально-психологическое обеспечение деятельности педагога (ценностно-рефлексивный подход) // Дисс. докт. псих.наук. Яр. 2000.
- Кови С.Р. Семь навыков высокоорганизованных людей. Киев. 1997.- 325 с.
- Козырев Г. И. Введение в конфликтологию. М. 1999.- 278 с.
- Комаров М.С. Введение в социологию. М.: Наука. 1988.- 268 с.
- Кон И. С. Ребенок и общество. М.: Наука. 1988.- 268 с.
- Концепции и техники менеджмента // Материалы семинара. Яр.: Полиграфия. 1993.- 128 с.
- Котлер Ф. Основы маркетинга. М.: Прогресс. 1990.- 736 с.
- Красовский Ю.Д. Управление поведением в фирме. М.: Инфра-М., 1997.
- Красовский Ю.Д. Организационное поведение. М.: Изд. Объединение «ЮНИТИ» 1999,-470 с.
- Кунц Г., О’Доннел С. Управление: Системный и ситуационный анализ управленческих функций. М.: Прогресс, т.1 1981.— 490 е.- т.2 1982, — 510 с.
- Курс практической психологии / Учебное пособие. Ижевск.: Изд-во Удмуртского университета. 1995.- 700 с.
- Ладанов И.Д. Практический менеджмент М., 1995.- 492 с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат. 1975.340 с.
- Ленский В.Е. Манипулятивные воздействия и рефлексивное управление с позиций субъективного подхода // Психологический журнал. 1996. № 6.- с. 140.
- Лефевр В.А. Где искать истоки демографического кризиса // Независимая газета. 22.11.2000.
- Липатов С.А. Организационная культура: концептуальные модели и методы диагностики // Вестник МГУ. Сер. 14.1997 г. № 4
- Локк Джон. Соч. в 3-х томах. М.: Наука. 1985. т. 1.- 356 с.
- Ломов Б.Ф., Журавлев А. Л. Психология и управление. М.1978.
- Майерс Д. Социальная психология. // Пер. с англ. Гаврилов В. и др.-СПб.:Питер, 1998, — 682 с.
- Маркетинг // Под ред. Романова А. Н. М.: Банки и Биржи, ЮНИТИ. 1996.560 с.
- Маслоу А.Г. Мотивация и личность. СПб.: Евразия. 1999.- 479 с.
- Маслоу А.Г. Дальние пределы человеческой психики. СПб.: Евразия. 1999.430 с.
- Методология и методы социальной психологии: Сборник статей/ АН СССР, Институт психологии. Отв. ред. Е. В. Шорохова, — М.:Наука, 1977, — 247 с.
- Менеджмент организации: Учебное пособие / под ред. З. П. Румянцевой, Н. А. Саломатина.- М.: ИНФРА-М. 1995, — 429 с.
- Мерсер Д. ИБМ: управление самой преуспевающей корпорацией мира. М.: Прогресс. 1991.-451 с.
- Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: Дело 1994.702 с.
- Молл Е.Г. Менеджмент: организационное поведение. М.: Финансы и статистика. 1999.- 155 с.
- Нельсон Б., Экономи П. Умение управлять для «чайников». М., СПб., К.: Диалектика. 1999.- 335 с.
- Николаев А.Ю., Борисов И. В., Гераськин C.B. Имидж политика. Новосибирск. 1997.- 105 с.
- Новиков В.В., Забродин Ю. М. Психологическое управление производственной организацией. М., 1992, — 246 с.
- Ньюстром Д., Дэвис К. Организационное поведение. Поведение человека на рабочем месте. СПб.:Питер. 2000. 443 с.
- Обозов H.H. Межличностные отношения,— Л.:Изд-во ЛГУ, 1979.- 151 с.
- Обозов H.H. Психология межличностных отношений. Киев: Лыбидь, 1990.191 с.
- Онтосинтез: автобиографические признания. Ред. B.C. Дудченко. М.: Изд-во Институт социологии РАН. 1999.- 256 с.
- Организационная психология. Хрестоматия. СПб. Литер, 2000.- 511 с.
- Основы менеджмента. М., 1997.- 356 с.
- Оучи У. Методы организации производства. Японский и американский подходы. М.: Экономика., 1984. 183 с.
- Параметры и критерии оценки состояния и результатов педагогической деятельности в учреждении дополнительного образования. // Внешкольник. 1997 г. № 2. с.3−24.
- Парсонс Т. Система современных обществ. М.: Прогресс. 1997, — 567 с.
- Перес Ловелле П. Психотерапевтическое лечение фобических расстройств и посттравматического стресса. //Журнал прикладной психологии. 2000 г. № 2. с. 18−23
- Петровская Л.А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. М.: Изд-во МГУ. 1982.- 168 с.
- Петрушин C.B. Психологический тренинг в многочисленной группе. М.: Академический проект. 2000, — 248 с.
- Питере Т., Уотермен Р. В поисках эффективного управления. М.: Прогресс.1988.-423 с.
- Позняков В, В. Психологические отношения и деловая активность субъектов экономической деятельности в условиях разных форм собственности// Психологический журнал. 2000. № 6
- Пономарева В.В. Психодиагностика рефлексивности как метод социально-психологического исследования управленческой деятельности. Дисс. канд. псих. наук. Яр., 2000.
- Почепцов Г. Г. Коммуникативные технологии двадцатого века. М.: Рефл-бук. Ваклер. 2000.- 348 с.
- Пригожин А.И. Нововведения: стимулы и препятствия. М.: Политиздат.1989.-270 с.
- Прикладная конфликтология. Хрестоматия. Минск. 1999.
- Психология: Учебник для экон. вузов // Под. ред. В. Н. Дружинина. СПб.: Питер. 2000.- 671 с.
- Психология и новые идеалы научности (материалы круглого стола) // Вопросы философии. 1993. № 5.
- Психология менеджмента СПб. Университет. 2000.- 510 с.
- Рожков М.И. Теоретические основы педагогики. Яр., ЯГПУ. 1994, — 63 с.
- Рожков М.И., Байбородова JI.B. Организация воспитательного процесса в школе. М., 2000.
- Розанова В.А. Психология управления. М., 1999.- 376 с.
- Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 1998. 705 с.
- Рубинштейн C.JI. Бытие и сознание. М., 1957.
- Рубинштейн C.JI. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973.- 416 с.
- Руденский Е.В. Основы психотехнологии общения менеджера. Учебное пособие // Новосибирск. 1997.- 180 с.
- Саймон Г. А., Смитбург Д. У., Томпсон В. А. Менеджмент в организациях. М.: РАГС «Экономика». 1995, — 334 с.
- Сенге П. Пятая дисциплина. М.: ЗАО «Олимп-Бизнес». 1999.- 408 с.
- Семь нот менеджмента. 3- изд., М.: ЗАО «Журнал Эксперт». 1998, — 424 с.
- Ситников А.П. Акмеологический тренинг. М.: «Технологическая школа бизнеса». 1996, — 428 с.
- Слободчиков В.И. Индивидуальное сознание и рефлексия // Рефлексия в науке и обучении: тезисы докладов и сообщений. Под ред. Ладенко. Новосибирск. 1997.- 187 с.
- Старобинский Э.Е. Как управлять персоналом? М., 1997.- 371 с.
- Смирнов Э.А. Основы теории организации. М., 1998.- 327 с.
- Столяренко Л.Д. Основы психологии. Р.-на-Д. 1996.- 465 с.
- Тарасов В.К. Персонал-технология: отбор и подготовка менеджеров. Ленинград.: «Машиностроение». 1989.- 367 с.
- Томпсон A.A. Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. М.: Банки и биржи. ИО «ЮНИТИ». 1998, — 575 с.
- Управление персоналом организации // Учебник. Под ред. Кибанова А. Я. и др. М.: Инфра-М., 1997. -451 с.
- Управление развитием школы. Под ред. М. Поташник, В. Лазарев. М.: Педагогика. 1995.- 462 с.
- Филонович С.Р. Лидерство и практические навыки менеджера. Модульная программа для менеджеров / Модуль 9. «Инфра-М» 1999.- 306 с.
- Фишер Р., Юри У. Путь к согласию или переговоры без поражения. М.: Наука. 1992.- 155 с.
- Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс. 1990.- 366 с.
- Фрейд 3. Неудовлетворенность культурой // Из кн. Мир философии. 4.2. М.: Политиздат. 1991.- 624 с.
- Фромм Э. Здоровое общество.// Из кн. Психоанализ и культура. М.: Юрист. 1995, — 623 с.
- Хант Д. Управление людьми в компаниях. М.: ЗАО «Олимп-Бизнес». 1999,360 с.
- Харрингтон Дж. Управление качеством в американских корпорациях. М.: Экономика. 1990.- 272 с.
- Хекхаузен X. Мотивация и деятельность / Пер. с нем.: Под ред Б. М. Величковского М.: Педагогика, 1986. т.1 -406 с.
- Хрестоматия по социальной психологии. Учебное пособие. М.: Международная педагогическая академия. 1994, — 222 с.
- Чернышев В.Н., Двинин А. П. Человек и персонал в управлении. СПб.: Энергоатомиздат. 1997.- 568 с.
- Шадриков В.Д. Способности и деятельность. М., 1995, — 405 с.
- Шарапов Е.П. Социологические проблемы первичного производственного коллектива. Автореферат. канд. фил ос. наук. Киев. 1980.
- Швальбе Б., Швальбе X. Личность, карьера, успех. 4-е издание. М.: Прогресс. 1993.-240 с.
- Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. Ч. 1. М.: Владос. 1995, — 544 с.
- Щедровицкий П.Г. Избранное // М.: Школа культурной политики. 1995.560 с.
- Шихирев П.Н. Введение в российскую деловую культуру. М.: Новости. 2000, — 200 с.
- Щекин Г. Теория социального управления. Киев. 1996.- 278 с.
- Энджел Д.Ф., и др. Поведение потребителей. СПб.: Питер. 1999.- 760 с.
- Энциклопедический социологический словарь / общ. ред. Осипов Г. В. 1995, — 940 с.
- Эффективный менеджер / под ред. Биллсберри Д. МЦДО «Линк».1997.- 363 с.
- Эффективный менеджер. Кн. 10. Культура и качество. Линк. 1997.- 348 с.
- Якокка Л. Карьера менеджера / Общ. ред. С. Ю. Медведкова. М.: Прогресс. 1991.-380 с.
- Argyris, C., & Schon, D.A. (1978) Organizational learning: a theory of action perspective. Reading, MA: Addison-Wesley.
- Bass, B.M., Burger P.C., Doktor R., & Barett G.V. (1979) Assessment of managers: an international comparison. New York: Free Press.
- Denison, D.R. (1990) Corporate culture and organizational effectiveness. New York: Wiley.
- Frost, P.J., Moore, L.F., Louis, M.R., Lundberg, C.C.,& Martin, J. (1985) Organizational culture. Beverly Hills, CA: Sage.
- Geertz, C (1973) The interpretation of cultures. New York: Basic books.
- Hartog D.N. Den., Koopman P.L., & Van Muijen J.J. (1996). Linking transformational leadership and organizational culture. The Journal of Leadership Studies, 3, 68−84.
- Heller F.A., Drenth P.J.D., Koopman P.L., & Rus V. (1988) Decisions in organizations: A three-country comparative study. London: Sage.
- Kilmann, R.N., Saxton, M.J.,& Sepra (1985). Gaining control of the corporate culture. San Francisco: Jossey-Bass.
- Louis, M.R. (1985). An investigator’s guide to workplace culture. In: Organizational culture. Beverly Hills, CA: Sage.
- Mittroff, I.I. (1982). Stakeholders of the mind. Paper presented at the Academy of Management meetings, New York.
- Organizational Psychology. V.4. Handbook of Work and organizational psychology. P.P. 1998.
- Pennings, J.M. &Ch.G. Gresov (1986). Technoeconomic and struktural correlates of organizational culture: An integrative framework. Organization Studies, 4 317−334.
- Peters, Th.J., & R.N. Waterman (1982). In search of excellence. San Francisco: Harper & Row.
- Pettigrew, A.M. (1979). On studying organizational cultures. Administrative Science Quarterly.
- Pondy, L.R., Frost, P.J., Morgan, G.,& Dandridge, T.C.(1982). Organizational symbolism. Greenwich, CT: JAI Press.
- Sashkin, M. (1988). The visionary leader. In J.A. Conger, & R.N. Kanungo (Eds.), Charismatic leadership: The elusive factor in organizational effectiveness. San Francisco: Jossey-Bass.
- Schein, E.A. (1992). Organizational culture and leadership. San Francisco: Jossey-Bass.
- Schneider, B. (1990). The climate for service. In Organizational climate and culture. San Francisco: Jossey-Bass.
- Smircich, L. (1983) Concepts of culture and organizational analysis. Administrative Science Quarterly, 28, 339−358.
- Tayeb, M. (1988) Organizational and nazional culture: A comparative analysis. London: Sage.
- Weick, K.E. (1985) The significance of corporate culture. Organizational culture. Beverly Hills, CA: Sage.
- Yukl, G. (1994). Leadership in Organizations. Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall.