Прагматизация учебного процесса
Установка Закона «Об образовании» на стандарт и ценз как цели деятельности школы повлекла за собой утрату интереса к проблемам трудовой адаптации учащихся. Дети со склонностью к практической деятельности и преобладанием наглядно-действенного мышления попали в невыгодное положение учеников с невостребованными способностями. И хотя в принципе любое образовательное учреждение, используя возможности… Читать ещё >
Прагматизация учебного процесса (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Установка Закона «Об образовании» на стандарт и ценз как цели деятельности школы повлекла за собой утрату интереса к проблемам трудовой адаптации учащихся. Дети со склонностью к практической деятельности и преобладанием наглядно-действенного мышления попали в невыгодное положение учеников с невостребованными способностями. И хотя в принципе любое образовательное учреждение, используя возможности эстетического, экологического и производительного труда, вправе и в состояний облегчить средовую адаптацию своим аутсайдерам, расходы на такую деятельность, как правило, удерживают администрацию от проявления инициативы.
Перед образовательным учреждением реабилитационного профиля стоит задача преодолеть барьер между традиционно понимаемым политехническим обучением и общим образованием. В новых условиях простое овладение трудовой операцией никакого значения не имеет. Способность преобразовывать мир материальных вещей нужна лишь как средство самоутверждения, способ прагматичного использования полученных знаний, возможность социализации личности в процессе коллективного взаимодействия.
Реабилитационным учреждениям приходится, по сути, создавать полностью новую модель трудовой адаптации, начиная с внеурочных занятий эстетическим трудом в начальных классах и заканчивая реорганизацией школьных мастерских в производственные участки, пригодные для получения рабочей профессии.
Лечебная педагогика.
Психическая средовая дезадаптация детей, недостаточно восприимчивых к традиционным формам обучения и воспитания, нередко влечет за собой усиление присущих им недостатков. Ослабленные дети невротизируются. Их своеобразная ипохондричность зачастую выступает как форма психической защиты и становится причиной излишней замкнутости или истероидной капризности. Дети с минимальной мозговой дисфункцией, отличающиеся непоседливостью и неустойчивостью внимания, от постоянных столкновений с требованиями дисциплины приобретают черты психопатоподобной раздражительности. Невропатичные дети испытывают коммуникативные затруднения, сопровождающиеся чувством неуверенности в себе. Инфантильные дети, которым свойственно недоразвитие социальных потребностей, формирующих интерес к учебе, находятся под постоянным давлением воспитательной среды, перенапрягающим их психику. Дети с особенностями мыслительного процесса, не совпадающими с ожиданиями со стороны учителя, склонны испытывать чувство вины и собственной никчемности.
Результатом педагогической запущенности таких детей является пресловутая задержка психического развития. Отнесение к категории детей, характеризуемой этим термином, соединяющим в себе условия воспитания, позицию педагога, специфику психического склада, особенности мотивации учебной деятельности, психологические реакции средовой дезадаптации, означает для ребенка, как правило, перевод в реабилитационное учреждение.
Обучение таких детей требует сотрудничества с медицинским психологом, однако установка педагогической методологии на здорового учащегося настолько тверда, что учитель, принимая помощь специалиста для улучшения работоспособности ребенка, совершенно не готов хоть изменить условия обучения и воспитания в интересах его здоровья. Со своей стороны медицина, с многовековой традицией гигиенического воздействия на физическую среду обитания, не владеет эффективными методами психогигиенического вмешательства в воспитательную ситуацию. В какой-то мере задачи психопрофилактики выполняют психотерапия, психосоматическое оздоровление, поддерживающие медикаментозное лечение, но пока все они не выходят за рамки деятельности специалистов, лишь располагающихся на базе учебного заведения.
Учитель, ежедневно в течение многих лет встречающий ученика на пороге класса, и врач, ожидающий в своем кабинете, когда к нему обратятся за помощью, настолько отличаются друг от друга профессиональным мышлением, что создать сферу их совместной деятельности без овладения новой специальностью — педагогической психогигиеной, — по-видимому, невозможно.
Таким образом, реабилитационная педагогика на сегодняшний день представляет собой сумму эмпирических находок, объединенных стремлением выйти из глубин дидактики, недоступным возможностям наших детей, на периферию педагогики, где она сотрудничает со смежными дисциплинами. Необходимость исходить из восприимчивости ученика, а не из внутренней логики предмета открывает педагогу необозримое пространство человеческой личности, где ему еще предстоит освоиться и найти область применения своим профессиональным знаниям.