Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Типология эмпирических социологических исследований

КонтрольнаяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Таким образом, можно сделать вывод, что эмпирическое социологическое исследование — это система логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, подчиненных единой цели — получить объективные данные об изучаемом социальном явлении для их последующего использования в практике управленческой деятельности. Эмпирические социологические исследования… Читать ещё >

Типология эмпирических социологических исследований (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность работы. В настоящее время практически во всех странах мира проводятся социологические исследования, которые чаще всего носят прикладной характер, т. е. осуществляется по социальному заказу, и предназначаются для решения возникающих в процессе жизнедеятельности людей социальных проблей. Фундаментальными социологическими исследованиями занимаются, как правило, ученые в университетах, а в раде стран еще и в научных институтах. Такая специализация труда среди социологов возникла в 30-е гг. нашего столетия в США в связи с появлением и широким распространением социального заказа на проведение тех или иных социологических исследовании. В наиболее общем виде социологическое исследование можно определить как систему логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных между собой единой целью: получить достоверные данные об изучаемом явлении или процессе, о тенденциях и противоречиях их развития, чтобы эти данные могли быть использованы в практике управления общественной жизнью[5].

Именно поэтому целью моей работы является изучение типов эмпирических исследований.

В соответствии с целью можно поставить следующие задачи:

— дать понятие социологического исследования, рассмотреть основным типы социологических исследований;

— выявить особенности подготовки социологического исследования;

— рассмотреть основные методы социологических исследований.

1. Понятие и типы социологических исследований

социологический эмпирический управление Эмпирическое социологическое исследование — это система логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, подчиненных единой цели — получить объективные данные об изучаемом социальном явлении для их последующего использования в практике управленческой деятельности.

Социологические исследования многообразны. Их можно классифицировать по разным критериям. Конкретный тип социологического исследования обусловлен характером поставленных в нем целей и задач. Именно в соответствии с ними и различают три основных типа социологического исследования: разведывательное, описательное и аналитическое.

По целям проведения исследования различаются:

— разведывательные (пилотажные, зондажные);

— описательные;

— аналитические

1) Разведывательные исследования проводятся для предварительного обследования нового общественного процесса или явления, когда проблема или мало, или вообще не изучена; либо для получения дополнительной информации о предмете и объекте; охватывает, как правило, небольшие обследуемые совокупности и основывается на упрощенной программе и сжатом по объему инструментарии; дает возможность получить первичную социологическую информацию, т. е. необобщенные сведения, подлежащие дальнейшей обработке и обобщению.

2) Описательное исследование — более сложный вид социологического анализа, который позволяет составить относительно целостное представление об изучаемом явлении, его структурных элементах; проводится по подробно разработанной программе и на базе методически апробированного инструментария; делает возможными группировку и классификацию элементов по тем характеристикам, которые выделены в качестве существенных в связи с изучаемой проблемой; в его ходе устанавливается, есть ли связь между характеристиками изучаемого явления; обычно применяется в тех случаях, когда объектом служит относительно большая общность людей, отличающаяся разнообразными характеристиками (персонал крупного предприятия, население города, района, области, региона).

3) Аналитическое социологическое исследование ставит целью углубленное изучение явления, когда нужно не только описать структуру, но и узнать, что определяет его основные количественные и качественные параметры; имеет особенно большую научную и практическую ценность; выясняется, носит ли связь между характеристиками изучаемого явления причинный характер; в каждом аналитическом исследовании изучается совокупность факторов (переменных); из нее выделяются основные и неосновные, временные и постоянные, управляемые и неуправляемые.

Социологические исследования также различают:

По месту проведения социологические исследования бывают

— полевые и

— лабораторные Полевыми называют исследования, проводимые в естественной среде обитания объектов Лабораторными называют исследования в искусственно созданных социологами условиях По месту социолога при проведении социологических исследований они бывают

— включенными и

— невключенными Включенными называют такие исследования, при проведении которых социолог находится внутри объекта Невключенными называют исследования, при которых социолог находится вне объекта изучения В социологии используются также специальные виды социологических исследований:

1) монографическое исследование нацелено на всестороннее, «глобальное» изучение избранного социального процесса или явления на одном из объектов, взятом в качестве представителя целого класса аналогичных объектов;

2) когортные исследования изучают специфические совокупности людей в течение определенного времени, например года, переживших одновременно одно и то же событие (вступивших в брак, призванных в армию, поступивших в вуз и т. д.);

3) международные, кросскультурные исследования, которые основаны на сравнении и сопоставлении явлений и процессов в различных странах.

Таким образом, можно сделать вывод, что эмпирическое социологическое исследование — это система логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, подчиненных единой цели — получить объективные данные об изучаемом социальном явлении для их последующего использования в практике управленческой деятельности. Эмпирические социологические исследования классифицируют по целям: разведывательное исследование, описательное и аналитическое исследование. По месту проведения социологические исследования бывают полевые и лабораторные. По месту социолога при проведении социологических исследований бывают включенными и невключенными. Также используются специальные типы социологических исследований (монографическое, когортные и международные, кросскультурные исследования).

2. Подготовка социологического исследования

В эмпирическом социологическом исследовании можно выделить три основных этапа:

1) подготовительный (разработка программы исследования);

2) основной (проведение эмпирического исследования);

3) завершающий (обработка и анализ данных, формирование выводов и рекомендаций).

Всякое исследование начинается с постановки какой-либо проблемы. Проблема — это всегда противоречие между знанием (например, о потребностях людей в каких-то результативных практических или теоретических действиях) и незнанием (например, путей и средств их реализации). В связи с этим решение проблемы означает получение нового знания или теоретической модели, которые объясняли бы явление, а также выявление факторов, позволяющих воздействовать на развитие явления в желаемом направлении. Проблема включает следующие компоненты.

1) сущность или содержание проблемы (в чем она заключается?);

2) организационная. и физическая локализация (где выявлена проблема?);

3) владение проблемой (кому известно о проблеме и кого она затрагивает?);

4) временные рамки (с какого времени существует данная проблема? наблюдалась ли она один раз, несколько раз или возникает периодически? и т. д.).

Социологическое исследование всегда начинается с некоей проблемной ситуации. Социологу предстоит перевести проблемную ситуацию в формулировку проблемы, которую он будет исследовать. Для этого он должен проделать специальную теоретическую работу:

1) установить реальное наличие условий, признаков данной проблемы, прежде всего выяснить, есть ли показатель, количественно или качественно характеризующий данную проблему;

2) вычленить наиболее существенные элементы или факторы проблемы;

3) вычленить уже известные элементы проблемной ситуации, которые не требуют специального анализа, а потому могут выступать как информационная база для рассмотрения неизвестных элементов (например, данные статистики и учета), а также установить достоверность учета и статистики по этому показателю;

4) выделить в проблемной ситуации основные и второстепенные компоненты для того, чтобы определить основное направление исследования;

5) проанализировать уже имеющиеся решения проблем, которые аналогичны изучаемой.

Обязательным исходным документом любого социологического исследования является программа Обычно она включает в себя следующие разделы:

1) теоретический (цели, задачи, предмет и объект исследования, определение понятий);

2) методический (обоснование выборки, обоснование методов сбора данных, методы обработки и анализа данных);

3) организационный (план исследования, порядок исследования подразделений, распределение людских и финансовых ресурсов и т. д.).

Таким образом, социолог должен:

1) определить цели и задачи исследования, то есть те общие и частные результаты, которые он намеревается получить;

2) определить предмет и объект исследования.

На этапе теоретической и эмпирической интерпретации понятия исследователь решает три основные задачи:

1) выясняет аспекты теоретических понятий, которые используются в данном исследовании;

2) проводит анализ практических проблем на уровне теоретического знания и тем самым обеспечивает научное обоснование его результатов, выводов и рекомендаций;

3) обеспечивает измерение и регистрацию изучаемых явлений с помощью количественных показателей.

На этом этапе осуществляется перевод проблемной ситуации в формулировку с помощью научных терминов, затем эта формулировка раскладывается на операционные составляющие, проводится их факторная интерпретация, то есть определяется система связей формулировки с внешними и внутренними субъективными факторами. Конечной целью на данном этапе является выработка понятий, которые доступны учету и регистрации.

Формирование гипотезы — заключительная часть теоретической подготовки эмпирического социологического исследования. Гипотеза исследования — это научно обоснованное предположение о структуре изучаемого социального явления или о характере связей между его компонентами.

На данном этапе необходимо учитывать следующие моменты:

1. Гипотеза должна быть совместимой с фактами, которых она касается.

2. Для объяснения фактов нужно выдвигать как можно меньше гипотез; связь между гипотезами должна быть как можно более тесной.

3. Из нескольких гипотез предпочтительнее та, которая единообразно объясняет большее число фактов.

4. Нельзя строить исследование на противоречащих друг другу гипотезах.

5. При выдвижении гипотез необходимо понимать, что выводы будут иметь вероятностный характер.

Таким образом, в любом эмпирическом социологическом исследовании выделяют 3 этапа: подготовительный, основной и завершающий. Социологом должна быть определена проблема исследования, поставлены цели, задачи, определен предмет и объект исследования, сформирована гипотеза исследования — заключительная часть теоретической подготовки эмпирического социологического исследования.

3. Методы эмпирических социологических исследований

К основным методами эмпирических социологических исследований относят: опрос, наблюдение, анализ документов.

Опрос — это метод социологического исследования, заключающийся в целенаправленном обращении к конкретной группе людей с целью выяснения их мнения и взглядов, а также способов поведения в определенных ситуациях.

Опрос может быть: индивидуальным или групповым (в зависимости от того, сколько лиц опрашивается одновременно); устным и письменным; массовым и экспертным (в зависимости от того, кого опрашивают: только экспертов или простых респондентов); одноразовым и неодноразовым.

Опрос может проводиться на генеральной совокупности, то есть на всем множестве лиц, которые имеют отношение к изучаемому вопросу. Генеральной совокупностью в предельном случае может быть все общество, однако практически это очень сложно. По этой причине опросом на генеральной совокупности чаще используют, например, при переписи населения; выборы и референдумы.

Гораздо чаще опрос проводится на выборочной совокупности, то есть части лиц, имеющих отношение к изучаемому вопросу. Обязательным требованием при опросе на выборочной совокупности является следующее: выборочная совокупность должна представлять структуру генеральной совокупности с точки зрения категорий людей, соотношения между ними и т. д., то есть быть peпpeзентативной.

Различают два вида опроса: интервью и анкетирование.

Социологическое интервью — это устный вид опроса, при котором социолог находится в непосредственном контакте с опрашиваемым (респондентом); роль исследователя заключается в постановке перед опрашиваемым вопросов и фиксации его ответов. Стандартизированное интервью предполагает, что опрос проводится в соответствии сжестким планом, предполагающим определенное число вопросов, которые расположены в строго определенном порядке. Нестандартизированное интервью больше напоминает беседу, в которой исследователь не связан очень жесткими требованиями, хотя и руководствуется планом в примерным перечнем вопросов, которые следует задать.

Анкетирование — это письменный вид опроса, при котором контакт между исследователем и опрашиваемым (респондентом) осуществляется при помощи анкеты. Анкетирование может быть электронным — в случае, если используется компьютер. Анкета может распространяться через прессу, по почте (с предварительного согласия респондента). Однако наиболее эффективным является так называемый раздаточный опрос, когда анкетер вручает анкету и ждет, когда она будет заполнена: только в этом случае можно гарантировать возвращение анкеты.

Метод опроса имеет достоинства:

1. Опрос — это экономичный и оперативный метод сбора информации.

2. Опрос позволяет изучать внутренний мир человека: его ценности, интересы, желания, надежды, тревоги и т. п.

К недостаткам метода опроса следует отнести:

1. Субъективность респондентов, которые в своих ответах могут ориентироваться на общественное мнение и реакцию других. При этом данный недостаток не может быть преодолен массовостью опросов, поскольку массовыми могут быть и стереотипы, предрассудки, заблуждения и т. д.

2. То, что в некоторых случаях значительное число респондентов неспособны ответить на поставленный вопрос в силу необразованности или неинформированности.

Следующий эмпирический метод, используемый в социологических исследованиях — это наблюдение.

Наблюдение — это метод социологии, предполагающий непосредственный контакт исследователя с изучаемым явлением.

Различают включенное и невключенное наблюдение. При включенном наблюдении исследователь вступает в контакт с участниками исследуемого взаимодействия и в той или иной степени сам становится его участником; люди, за которыми он наблюдает, знают об этом. Невключенное наблюдение предполагает, что участники взаимодействия не знают о том, что за ними осуществляется наблюдение, а наблюдатель не принимает участия во взаимодействии.

Если опрос обычно связан с проверкой гипотез, то наблюдение направлено главным образом на понимание реальных факторов, которые оказывают влияние на поведение индивидов. Исследователь наблюдает изучаемые факты в тех условиях, в которых они имеют место: в школах, тюрьмах, трудовых коллективах и т. д. Нередко в этом случае исследование начинается без четко сформулированных гипотез или с гипотезами, которые впоследствии уточняются.

Преимуществом наблюдения является то, что исследователь получает более полную и менее искаженную информацию, чем при опросе.

Наблюдение, также как и опрос желательно использовать в сочетании с другими методами.

При социологических исследованиях используют такой метод, как анализ документов. В данной группе методов выделяют такие методы: контент-анализ, биографический метод, метод официальных документов.

Контент-анализ предполагает извлечение данных на основе анализа документов — не только письменных, но и визуальных.

Сущность данного метода состоит в следующем. Исследователи, определив интересующие их вопросы, разрабатывают систему категорий, которые характеризуют исследуемые феномены.

Биографический метод (метод личных документов) — это метод исследования, основанный на анализе личных документов: писем, дневников, хроник, мемуаров, автобиографий и т. д.).

Достоинство биографического метода заключается в том, что он обеспечивает правдивость информации. Основной недостаток — субъективность содержащейся в документах информации в тех случаях, когда сведения, сообщаемые авторами, связаны с их интересами.

Метод официальных документов — способ изучения объективной стороны жизни общества, основанный на анализе документов государства, политических партий и общественных организаций.

Достоинства официальных документов как объекта социологического исследования заключаются:

1) в минимальной субъективности составителя документа;

2) в максимальной объективности информации;

3) в более полном, чем в личных документах, охвате действительности;

4) в большей, чем в личных документах, точности сведений.

Однако официальные документы имеют и недостатки:

1. Они излишне формализованы, единообразны. В результате этого утрачивается информация, которая, по мнению составителя, несущественна, но важна для исследователя.

2. Официальные документы могут специально использоваться для дезинформации.

3. Цели создания документов чаще всего не совпадают с задачами исследовании, поэтому информация, содержащаяся в документах, должна перерабатываться.

Таким образом, к основным методами эмпирических социологических исследований относят: опрос, наблюдение, анализ документов.

Заключение

Конкретный вид социологического исследования обусловлен характером поставленных в нем целей и задач. Именно в соответствии с ними и различают три основных вида социологического исследования: разведывательное, описательное и аналитическое.

В зависимости от того, рассматривается предмет в статике или в динамике, могут быть выделены типы исследования: по месту проведения социологические исследования (полевые и лабораторные), по месту социолога при проведении социологических исследований (включенные и невключенные). Так же используются специальные типы социологических исследований (монографическое, когортные и международные, кросскультурные исследования).

В эмпирическом социологическом исследовании можно выделить три основных этапа:

1) подготовительный (разработка программы исследования);

2) основной (проведение эмпирического исследования);

3) завершающий (обработка и анализ данных, формирование выводов и рекомендаций).

К основным методами эмпирических социологических исследований относят: опрос, наблюдение, анализ документов.

Опрос — это метод социологического исследования, заключающийся в целенаправленном обращении к конкретной группе людей с целью выяснения их мнения и взглядов, а также способов поведения в определенных ситуациях.

Эксперимент — общенаучный метод, используемый в социологии и направленный на установление точной причинно-следственной связи.

Наблюдение — это метод социологии, предполагающий непосредственный контакт исследователя с изучаемым явлением.

Измерение в социологии — это безэталонный метод познания общественных явлений, средством которого является отношение человека к объекту исследования.

Список использованных источников

1 Воронов, Ю. П. Методы сбора информации в социологических исследованиях. — М., 2001

2 Кравченко, А. И. Социология. — М.: Прос? ект, 2006.

3 Касьянов, В. В. Социология. — Ростов н/Д: «Феникс», 2001

4 Новикова, С. С. Социология: история, основы, институционализация в России. — М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000

5 Ядов, В. А. Социологическое исследование. Методология, программа, методы. — М., 2002.

6 Ядов, В. А. Стратегия социологического исследования: описание, объяснение, понимание социальной реальности: учебное пособие / В. А. Ядов, — Москва: ОМЕГА-Л, 2011

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой