Социально-психологическая адаптация воспитанников детского дома: опыт студенческого волонтёрского проекта
Улучшилось отношение детей к себе и своим близким, появились позитивные перспективы. Особенно были отмечены изменения в ценностных ориентациях, которые произошли, вероятно, под воздействием активных развивающих занятий волонтеров с учениками. Так, если в 2008 году ценность познания была на второй позиции у 19% детей, то в 2009 — 24%. Однако здоровье как ценность по-прежнему осталось у детей… Читать ещё >
Социально-психологическая адаптация воспитанников детского дома: опыт студенческого волонтёрского проекта (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Социально-психологическая адаптация воспитанников детского дома: опыт студенческого волонтёрского проекта
В последнее десятилетие возросло количество брошенных детей-сирот при живых родителях. Бремя воспитания этих детей ложится на плечи детских социальных учреждений. Дети, воспитывающиеся в условиях детского дома, находятся в стрессогенных условиях. Их адаптация усложнена спецификой детского воспитательного учреждения, отсутствием или ограниченностью внешних социальных контактов, а также слабой идентификацией детей как полноценных членов общества.
На Украине активизируется инновационная система воспитания детей в детских домах. Воспитанники детских домов посещают общеобразовательные школы, секции и кружки вне стен детского дома. Такая система способствует оптимизации социальных контактов детей, вовлечению их в социальную среду, снятию психологических барьеров между ними и детьми из обычных семей. Волонтерское движение заключается в живом общении между детьми детского дома и студентами — участниками волонтерского проекта.
Цель исследования — выявить уровень развития социально-психологической адаптации воспитанников детского дома в ходе реализации волонтёрского проекта.
Особенности социальной и психологической адаптации изучаются довольно активно в различных социологических и психологических школах, а также в процессе изучения психолого-педагогических и социальных дисциплин в высшей школе.
Одной из важных задач студенческого волонтёрского проекта было выявление уровня коммуникальной способности общения детей со студентамиволонтёрами. социальный психологический адаптация детский Исследование состояло из двух этапов и предполагало выявление степени изменения личностных особенностей воспитанников детского дома под влиянием общения с волонтерами. Контрольный период составил один учебный год. Исследование проводилось среди учеников 8−9 классов мужской группы, воспитывающихся в детском доме «Центр опеки». Первый этап исследования проводился в октябре 2008 года. С этой целью было проведено психологическое тестирование с применением разнообразных методик («Диагностика оперативной оценки самочувствия, активности и настроения», «Диагностика уровня школьной тревожности Филлипса», «Диагностика уровня субъективного контроля Дж. Роттера», «Ценностные ориентации по М. Рокичу», «Шкала оценки значимости эмоций» по Б. И. Додонову, методика «Незаконченные предложения»).
Анализ полученных данных показал высокий уровень тревожности у детей, неадекватную адаптационную стратегию, а также повышенный уровень внутренней агрессии во взаимодействии друг с другом. Все эти показатели позволяют сделать вывод о низком уровне активной позиции детей в процессе социализации и недостаточности психолого-педагогического воздействия воспитания на формирование личности воспитанников.
Волонтерская работа, которая была проведена студентами Приазовского государственного технического университета в городском детском доме «Центр опеки», предполагала реализацию следующих программ: арттерапию; развивающие и подвижные игры с целью коррекции и профилактики агрессивности, тревожности, гиперактивности; расширение кругозора; привлечение интереса к книге; помощь в подготовке домашних заданий, развитие мотивации к учебному процессу; развитие интеллектуальных способностей, тренинги по активизации когнитивной деятельности; индивидуальные занятия по рисованию, вышиванию, вязанию, повышению уровня общей культуры и т. п.
На первом этапе волонтёрской деятельности мы познакомились с детьми из детского дома, чтобы установить с ними контакт, узнать интересы. Для более плодотворной работы мы применяли различного рода игры и тренинги.
Второй этап эмпирического исследования проводился через год, после активной волонтерской работы с воспитанниками детского дома. Была опрошена та же контрольная группа воспитанников. В ходе исследования были использованы те же методики.
Анализ показал, что наблюдалась серьезная коррекция качественной характеристики детей: улучшилось самочувствие, повысилось настроение и активность. Снизился общий и школьный тип тревожности, снизились фрустрация и стресс.
Улучшилось отношение детей к себе и своим близким, появились позитивные перспективы. Особенно были отмечены изменения в ценностных ориентациях, которые произошли, вероятно, под воздействием активных развивающих занятий волонтеров с учениками. Так, если в 2008 году ценность познания была на второй позиции у 19% детей, то в 2009 — 24%. Однако здоровье как ценность по-прежнему осталось у детей на первом месте. Этот факт, несомненно, показателен в определении эффективности волонтерского проекта.
Полученные результаты позволили сделать выводы об эффективности волонтерской работы, способствующей развитию социально-психологической адаптации воспитанников детского дома к окружающей их среде.