1. Являются ли социальными в соответствии с веберовской трактовкой этого слова следующие действия людей:
• поиск спасателями и местными жителями заблудившегося в лесу ребенка, если каждый из них действует самостоятельно;
• соревнование мотогонщиков, которые движутся по трассе в достаточной близости друг от друга;
• бегство множества людей от настигающей их волны во время цунами;
• прикрывание некоторыми людьми рта во время зевания?
2. Действием какого типа из четырех типов действия, выделенных Вебером, являются следующие действия:
• ухаживание юноши за девушкой, на которой он намерен жениться;
• вступление человека в драку, в которую ранее вовлечен его друг;
• придерживание рукой двери, например, при выходе из метро;
• добровольное присоединение человека к группе бастующих коллег по работе, требующих от директора выплаты задержанной заработной платы;
• притормаживание водителем транспортного средства перед внезапно выбежавшим на дорог)' ребенком?
3. В чем будет заключаться главное отличие социологии от истории, если она, как предлагал Вебер, откажется от познания общего и сведения эмпирических связей к законам?
4. Почему выводы исследования в области наук о культуре, посвященного, по Веберу, изучению конкретных и уникальных фактов, рассматриваемых отдельными учеными как объект исследования, могут иметь не субъективное, а объективное значение?
5. Подходят ли под определение Вебером идеального типа на примере города такие типы городов, как:
• красивейший город;
• провинциальный город;
• город, разрушенный землетрясением?
6. Какой идеальный тип — чистый или генетический — представлен в следующих примерах:
• бразильская социология;
• коррупция;
• каникулы;
• обмен военнопленными;
• национализм?
7. Являегся ли «идеальное общество» синонимом «идеального тина»?
8. Господство какого типа позволило В. В. Путину стать Председателем Правительства Российской Федерации при Президенте Д. А. Медведеве?
9. Приведите примеры: а) рационального и нерационального отношения студента к учебе; б) рационального и нерационального отношения человека к своей жизни.
10. Какие признаки каждого из трех господств, выделенных Вебером, можно обнаружить в подчинении:
• ученика учителю;
• пациента врачу;
• солдата офицеру;
• охраняемой персоны телохранителю?
11. Как, руководствуясь оценками Вебера, можно ответить на вопрос: Почему Запад стал богатым?
12. Бюджетник — это классовый или социальный статус человека?
13. В теме, посвященной парадигмам и этапам развития социологии, отмечалось, что творчество Вебера стало началом нового направления в социологии, отличающегося от социологии Конта и Дюркгейма. Найдите обоснования такого вывода в тексте, посвященном социологии Вебера (вы только что его прочитали).