Себестоимость продукции и пути ее снижения
Исходя из данных Таблицы 7, видно как в количественном представлении изменилась деятельность предприятия. Выручка от продажи продукции снизилась на 0,85%, себестоимость продукции практически не изменилась, затраты на 1 рубль выручки увеличились при этом на 2,04%. Валовая прибыль также снизилась на 1,66%. Коммерческие и управленческие расходы увеличились на 6,58%. Исходя из снижения валовой… Читать ещё >
Себестоимость продукции и пути ее снижения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Содержание Введение Глава 1. Теоретические аспекты себестоимости продукции и путей ее снижения
1.1 Себестоимость продукции: понятие, структура, виды и основные методы ее определения
1.2 Методика анализа себестоимости продукции
1.3 Факторы и пути снижения себестоимости продукции Глава 2. Краткая организационно-экономическая характеристика ОАО «Васильевское» за 2013;2014 гг.
2.1 Общие сведения о предприятии
2.2 Анализ основных экономических показателей деятельности
Глава 3. Анализ себестоимости продукции в ОАО «Васильевское» и пути ее снижения
3.1 Анализ себестоимости продукции
3.2 Пути снижения себестоимости продукции
Заключение
Список использованной литературы Приложения Введение Любая коммерческая организация работает ради получения максимальной прибыли. Прибыль в общем виде — это разность между выручкой и себестоимостью продукции предприятия. Себестоимость характеризует издержки фирмы по производству и реализации продукции.
Для обеспечения более устойчивого положения на рынке предприятию необходимо улучшать качество продукции, снижать цену на нее, а резерв совершенствования этих факторов заключен в себестоимости.
Снижение себестоимости продукции определяет повышение рентабельности, достижение экономического эффекта и устойчивое функционирование. Поэтому себестоимость продукции является важным элементом анализа производственно-хозяйственной деятельности предприятия.
Цель курсовой работы — провести анализ себестоимости продукции предприятия, выявить направления и пути ее снижения.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические аспекты себестоимости продукции и путей ее снижения;
2. Дать организационно-экономическую характеристику ОАО «Васильевское» за 2013;2014 гг.;
3. Провести анализ себестоимости продукции в ОАО «Васильевское» и выявить пути ее снижения.
Предмет исследования — себестоимость продукции и пути ее снижения. Теоретической базой для написания курсовой работы послужили труды ученых и практиков по исследуемой проблеме.
Источником информации при проведении исследования явились данные бухгалтерской и финансовой отчетности предприятия за 2013;2014 гг.
В работе применялись следующие методы научного исследования: монографический метод, анализ, синтез и др.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ И ПУТЕЙ ЕЕ СНИЖЕНИЯ
1.1 Себестоимость продукции: понятие, структура, виды и основные методы ее определения Себестоимость продукции это одна из важнейших экономических категорий. Ее уровень во многом определяет эффективность производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Совокупность затрат оказывает решающее влияние на формирование всех финансовых показателей любого субъекта хозяйствования.
Себестоимость продукции — это затраты предприятия на ее производство и реализацию, выраженные в денежной форме. Расчет и анализ себестоимости продукции является важнейшей задачей любого предприятия и входит в систему управленческого учета, т.к. именно себестоимость лежит в основе большинства управленческих решений.
Себестоимость продукции характеризует уровень использования всех ресурсов (переменного и постоянного капитала), находящихся в распоряжении предприятия.
Как экономическая категория себестоимость продукции выполняет ряд важнейших функций:
* учет и контроль всех затрат на выпуск и реализацию продукции;
* база для формирования оптовой цены на продукцию предприятия и определения прибыли и рентабельности;
* определение оптимальных размеров предприятия;
* экономическое обоснование и принятие любых управленческих решений и др.
Большую роль в планировании и учете себестоимости, а также в ценообразовании играет структура себестоимости. Поэлементная структура себестоимости продукции различается по отраслям промышленности. Эти отличия определяют характер промышленного производства в зависимости от преобладания удельного веса того или иного вида затрат. Отсюда выделяют следующие виды предприятий:
* трудоемкие предприятия
* материалоемкие;
* фондоемкие;
* энергоемкие;
В настоящее время изменения в структуре себестоимости направлены на снижение удельного веса прямых затрат (заработная плата основных производственных рабочих и основные материалы на технологические нужды). Однако значительно возрос удельный вес затрат на управление и реализацию продукции.
Все показатели себестоимости продукции можно в общем виде классифицировать на группы: абсолютные; уровневые; относительные.
Абсолютные показатели отражают общие затраты, связанные с производством и реализацией продукции.
К уровневым показателям относят:
* себестоимость единицы продукции;
* затраты на рубль выпущенной (товарной) продукции;
* затраты на рубль объема продаж.
Относительные показатели характеризуют изменение уровневых показателей во времени.
В хозяйственной деятельности предприятия используются различные виды себестоимости. По последовательности и объему включения затрат различают технологическую, цеховую, производственную и полную себестоимость.
К технологической себестоимости относят только прямые затраты на производство по таким статьям как: сырье и материалы, возвратные отходы (вычитаются), топливо и энергия на технологичные цели, основная заработная плата производственных рабочих.
Цеховая себестоимость — это сумма затрат всех цехов на производство продукции. Цеховая себестоимость включает в себя технологическую и общепроизводственные расходы.
Производственная себестоимость — это затраты предприятия на производство продукции. Производственная себестоимость отличается от цеховой себестоимости на величину общехозяйственных и прочих производственных расходов, а также потерь от брака.
Полная себестоимость включает в себя производственную себестоимость и коммерческие (внепроизводственные) расходы .
На промышленных предприятиях применяются четыре основных метода расчета себестоимости и учета затрат на производство: простой, позаказный, попередельный и нормативный.
Простой метод калькулирования применяется на предприятиях, вырабатывающих однородную продукцию, не имеющих полуфабрикатов и незавершенного производства. На этих предприятиях все производственные расходы за отчетный период составляют себестоимость всей выработанной продукции (работ, услуг). Себестоимость единицы продукции исчисляется путем деления суммы производственных расходов на количество единиц продукции.
Позаказный метод предполагает учет производственных затрат и калькулирование по индивидуальному продукту или группе однородных продуктов, т. е. в качестве объекта калькулирования выступает отдельный заказ. Данный метод калькулирования используется в тех отраслях, где единица продукции обладает определенными свойствами и легко идентифицируется. Это индивидуальные и мелкосерийные типы производства, к которым в первую очередь относятся предприятия машиностроения.
Попередельное калькулирование используется в отраслях промышленности с серийным и поточным производством, когда одинаковые изделия проходят в определенной последовательности через все этапы производства. Объектом калькулирования становится продукт каждого законченного передела, включая и такие переделы, в которых одновременно получают несколько продуктов.
Нормативный метод учета предполагает предварительное определение нормативных затрат по операциям, процессам, объектам с выявлением в ходе производства отклонений от нормативных затрат. Этот метод характеризуется тем, что на предприятии по каждому виду изделия составляется калькуляция себестоимости, исчисленная по действующим на начало месяца нормам расхода материалов и трудовых затрат, которая используется для определения фактической себестоимости продукции, оценка брака в производстве и размеров незавершенного производства [9, С. 905].
1.2 Методика анализа себестоимости себестоимость продукция снижение анализ Анализ себестоимости продукции, работ и услуг представляет собой объективно необходимый элемент управления производством, в том числе и затратами. С помощью анализа познается сущность хозяйственных процессов, осуществляется оценка хозяйственных ситуаций, выявляются резервы производства и, таким образом, обосновываются решения для планирования и управления.
Основной целью проведения анализа себестоимости продукции является определение нерациональных, низкоэффективных затрат, а также разработка направлений, способствующих их снижению и исключению.
Основными задачами анализа себестоимости продукции являются:
— объективная оценка выполнения плана по себестоимости и ее изменения относительно прошлых отчетных периодов, а также соблюдения действующего законодательства, договорной и финансовой дисциплины;
— исследование причин, вызвавших отклонение показателей от их плановых значений;
— содействие выработке оптимальной величины плановых затрат, плановых и нормативных калькуляций на отдельные изделия и виды продукции;
— выявление и сводный подсчет резервов снижения затрат на производство и реализацию продукции.
В соответствии с функциями управления выделяют три вида экономического анализа, которые присущи и анализу затрат на производство и реализацию продукции: перспективный, текущий (ретроспективный) и оперативный анализ.
Перспективный анализ позволяет выявить наиболее вероятные пути развития организации, факторы и резервы производства, способные обеспечить повышение экономических результатов в прямой перспективе, создает базу для сравнения вариантов разрабатываемого плана с точки зрения обеспечения его необходимыми ресурсами.
Текущий (ретроспективный) анализ базируется на бухгалтерской и статической отчетности и позволяет оценить работу объединений, организаций и их подразделений за месяц, квартал и год.
Информационной базой текущего анализа служит система первичных документов и отчетов о ходе выполнения смет.
Для текущего анализа требуется обширная информация не только о плановых и отчетных значениях показателей себестоимости, но и о нормах расхода материалов, заработной платы и других элементов себестоимости.
Оперативный анализ проводится с целью оценки краткосрочных изменений в производственных процессах, достижения максимальной экономии живого и овеществленного труда в быстро меняющихся хозяйственных ситуациях.
Анализ себестоимости проводится в следующих основных направлениях:
1) Анализ себестоимости продукции по элементам затрат и калькуляционным статьям:
При группировке затрат по статьям калькуляции они объединяются по направлениям их использования, по месту их возникновения: непосредственно в процессе изготовления продукции, в обслуживании производства, в управлении организацией и т. д.
Затраты, сгруппированные по статьям себестоимости, отличаются от затрат по ее элементам тем, что они отражают затраты, которые связаны с производством и реализацией продукции за данный отчетный период.
Затраты же по элементам показывают все произведенные расходы ресурсов организации за отчетный период, включая расходы на рост остатков незавершенного производства, затраты, отнесенные за счет будущих периодов.
Таким образом, в ходе анализа учитывают существующую классификацию затрат на производство продукции, которая подразделяется по экономическим элементам и статьям калькуляции. В процессе анализа показателей себестоимости изучают структуру затрат на производство по отдельным элементам затрат, проводят анализ затрат по статьям себестоимости.
2) Анализ затрат на 1 руб. произведенной продукции:
Показатель затрат на рубль произведенной продукции характеризует уровень себестоимости одного рубля обезличенной продукции. Он исчисляется как частное от деления полной себестоимости всей товарной продукции на ее стоимость в оптовых ценах организации:
З1 руб.=, (1)
где З1 руб.- затраты на 1 руб. произведенной продукции, Сполн.- полная себестоимость всей товарной продукции, Топт.ц.- стоимость товарной продукции в оптовых ценах.
Непосредственное влияние на изменение уровня затрат на рубль произведенной продукции оказывают влияние три основных фактора:
— изменение структуры выпускаемой продукции (ассортимент);
— изменение цен на выпускаемую продукцию;
— изменение себестоимости единицы выпускаемой продукции (рис. 1).
Рисунок 1 — Факторы, влияющие на изменение уровня затрат на рубль произведенной продукции Таким образом, затраты на рубль произведенной продукции — важный обобщающий показатель себестоимости продукции, который выгоден тем, что очень универсален: может рассчитываться в любой отрасли производства, и наглядно показывает прямую связь между себестоимостью и прибылью.
3) Факторный анализ отклонений по статьям калькуляции:
Поскольку себестоимость — комплексный результирующий показатель, и знание условий его формирования важно для эффективного управления организацией, интерес представляет оценка влияния на этот показатель различных факторов или причин при их изменении в процессе производства, в частности — отклонения от плановых значений, значений в базовом периоде и т. п.
К важнейшим группам факторов, оказывающих существенное влияние на себестоимость, можно отнести следующие:
1) Повышение технического уровня производства: внедрение новой, прогрессивной технологии; механизация и автоматизация производственных процессов и др. Экономия от осуществления мероприятий определяется сравнением величины затрат на единицу продукции до и после внедрения мероприятий и умножением полученной разности на объем производства в планируемом году:
ЭК = (З0 — З1) ЧQ, (2)
где ЭK — экономия прямых текущих затрат;
З0 — прямые текущие затраты на единицу продукции до внедрения мероприятия;
З1 — прямые текущие затраты на единицу продукции после внедрения мероприятия;
Q — объем выпуска товаров в натуральных единицах от начала внедрения мероприятия до конца планируемого периода.
2) Совершенствование организации производства и труда: изменения в организации производства, формах и методах труда при развитии специализации производства; совершенствования управления производством и сокращения затрат на него; улучшение использования основных средств; улучшение материально-технического снабжения и др.
3) Изменение объема и структуры товаров: изменение номенклатуры и ассортимента товаров, повышение качества и объема производства товаров. Изменения в данной группе факторов могут привести к относительному уменьшению условно-постоянных расходов (кроме амортизации), относительному уменьшению амортизационных отчислений. Относительная экономия на условно-постоянных расходах определяется по формуле:
ЭKп = (ТV Ч ЗУП0) / 100, (3)
где ЭКП — экономия условно-постоянных расходов;
ЗУП0 — сумма условно-постоянных расходов в базисном периоде;
ТV — темп прироста объема производства по сравнению с базисным периодом.
Относительное изменение амортизационных отчислений рассчитывается особо. Часть амортизационных отчислений (как и других затрат на производство) не включается в себестоимость, а возмещается за счет других источников, поэтому общая сумма амортизации может уменьшиться. Уменьшение определяется по фактическим данным за отчетный период. Общую экономию на амортизационных отчислениях рассчитывают по формуле:
ЭКа = (А0 К / QО — А1 К / Q1) Ч Q1, (4)
где ЭКА — экономия в связи с относительным снижением амортизационных отчислений;
А0, А1 — сумма амортизационных отчислений в базисном и отчетном периоде;
К — коэффициент, учитывающий величину амортизационных отчислений, относимых на себестоимость продукции в базисном периоде;
Q0, Q1 — объем выпуска товаров в натуральных единицах базисного и отчетного периода.
4) Улучшение использования природных ресурсов: изменение состава и качества сырья; изменение продуктивности месторождений, объемов подготовительных работ при добыче и др. Эти факторы отражают влияние естественных (природных) условий на величину переменных затрат. Анализ их влияния на снижение себестоимости продукции проводится на основе отраслевых методик добывающих отраслей промышленности.
5) Отраслевые и прочие факторы: ввод и освоение новых цехов, производственных единиц и производств, подготовка и освоение производства; прочие факторы.
Значительные резервы заложены в снижении расходов на подготовку и освоение новых видов производства товаров и новых технологических процессов, в уменьшении затрат пускового периода по вновь вводимым в действие цехам и объектам. Расчет суммы изменения расходов осуществляется по формуле:
ЭКп = (З1/Q1 — З0/Q0) Ч Q1, (5)
где ЭКП — изменение затрат на подготовку и освоение производства;
З0, З1 — суммы затрат базисного и отчетного периода;
Q0, Q1 — объем выпуска товаров базисного и отчетного периода.
4) Анализ «затраты — объем — прибыль» или СVP — анализ:
Мощным инструментом в определении точки безубыточности служит методика анализа взаимосвязи «затраты — объем — прибыль» (Cost — Volume — Profit; CVP — анализ).
Этот вид анализа помогает выявить оптимальные пропорции между переменными и постоянными затратами, ценой и объемом реализации, минимизировать предпринимательский риск.
Ключевыми элементами CVP — анализа выступают маржинальный доход, порог рентабельности (точка безубыточности), производственный леверидж и маржинальный запас прочности.
Маржинальным доходом коммерческой организации считается разница между выручкой от продажи продукции и суммой ее производственной себестоимости.
Порог рентабельности (точка безубыточности) — это показатель, характеризующий объем реализации продукции, при котором выручка организации от продажи продукции равна его совокупным затратам, т. е. это тот объем продаж, при котором организация не имеет ни прибыли, ни убытка.
Производственный леверидж — это механизм управления прибылью организации в зависимости от изменения объема реализации продукции.
Маржинальный запас прочности — процентное отклонение фактической выручки от продажи продукции от пороговой выручки (порога рентабельности).
Основным условием CVP — анализа является деление затрат организации на постоянные и переменные.
Для вычисления точки безубыточности (порога рентабельности) используют три метода: графический, уравнений и маржинального дохода.
При графическом методе (рис.2) нахождение точки безубыточности сводится к построению комплексного графика «затраты — объем — прибыль».
Точка безубыточности на графике — это точка пересечения графиков валовой выручки и совокупных затрат.
Рисунок 2 — Графический метод нахождения точки безубыточности Метод уравнений основан на исчислении прибыли организации по формуле:
В — Зпер — Зпост = П, (6)
где В — выручка;
Зпер — переменные затраты;
Зпост — постоянные затраты;
П — прибыль.
Разновидностью метода уравнений является метод маржинального дохода, при котором точка безубыточности определяется по формуле:
Точка безубыточности (шт.) = Зпост/МДед.; (7)
Точка безубыточности (руб.) = Зпост/Нмд; (8)
Нмд = (МД/В)Ч100%, (9)
где Нмд — норма маржинального дохода.
Показатель, характеризующий превышение фактической выручки от реализации продукции над пороговой, обеспечивающей безубыточность реализации, называется маржинальным запасом прочности (кромка безопасности). Он определяется формулой:
МЗП =, (10)
где МЗП — маржинальный запас прочности, ФВ (ФП) — фактическая выручка (пороговая выручка).
Чем выше маржинальный запас прочности, тем лучше для организации.
С помощью производственного левериджа можно прогнозировать изменение прибыли организации в зависимости от изменения объема продаж, а также определить точку безубыточной деятельности. Производственный леверидж определяется с помощью одной из двух формул:
Эпл = МД/П; (11)
Эпл = = +1, (12)
где Эпл — эффект производственного левериджа, МД — маржинальный доход, Пприбыль.
Таким образом, CVP — анализ — это методика анализа взаимосвязи «затраты — объем — прибыль». Этот вид анализа — одно из наиболее эффективных средств планирования и прогнозирования деятельности организации. Он помогает выявить оптимальные пропорции между переменными и постоянными затратами, ценой и объемом реализации, минимизировать предпринимательский риск.
Таким образом, анализ себестоимости продукции позволяет выяснить тенденции изменения данного показателя, выполнение плана по его уровню, определить влияние факторов на его прирост, установит резервы и дать оценку работы организации по использованию возможностей снижения себестоимости продукции.
1.3 Факторы и пути снижения себестоимости продукции Оценке затрат, включаемых в себестоимость продукции, должно уделяться особое внимание, так как они предопределяют уровень отпускных цен, а соответственно, конкурентоспособность продукции и величину прибыли предприятия.
В настоящее время на многих отечественных предприятиях затраты на производство и реализацию продукции превышают соответствующие доходы. С проблемой постоянного роста себестоимости сталкиваются даже те предприятия, которые имеют относительно высокий и стабильный спрос на изготавливаемую продукцию. Поэтому наибольшую актуальность приобретают вопросы, связанные с разработкой мер по снижению себестоимости.
Выделяют два направления снижения себестоимости продукции. Первое представляет собой снижение условно-переменных затрат. Оно, в свою очередь, состоит из двух частей:
— улучшение использования условно-переменных материальных затрат (сырья, материалов, покупных комплектующих изделий и полуфабрикатов, топлива и энергии на технологические цели);
— повышение эффективности использования условно-переменных трудовых затрат (рост производительности труда и улучшение использования рабочего времени).
Второе — это снижение условно-постоянных затрат (сокращение расходов на содержание и эксплуатацию машин и оборудования, общецеховых и общехозяйственных расходов, расходов на реализацию).
Серьезным резервом снижения себестоимости продукции является расширение специализации и кооперирования. На специализированных предприятиях с массово-поточным производством себестоимость продукции значительно ниже, чем на предприятиях, вырабатывающих эту же продукцию в небольших количествах. Развитие специализации требует установления и наиболее рациональных кооперированных связей между предприятиями.
Снижение себестоимости продукции обеспечивается, прежде всего, за счет повышения производительности труда. С ростом производительности труда сокращаются затраты труда в расчете на единицу продукции, а следовательно, уменьшается и удельный вес заработной платы в структуре себестоимости.
Важнейшее значение в борьбе за снижение себестоимости продукции имеет соблюдение строжайшего режима экономии на всех участках производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Последовательное осуществление на предприятиях режима экономии проявляется прежде всего в уменьшении затрат материальных ресурсов на единицу продукции, сокращении расходов по обслуживанию производства и управлению.
Материальные затраты, как известно, в большинстве отраслей промышленности занимают большой удельный вес в структуре себестоимости продукции, поэтому даже незначительное сбережение сырья, материалов, топлива и энергии при производстве каждой единицы продукции в целом по предприятию дает крупный эффект.
Основным условием снижения затрат сырья и материалов на производство единицы продукции является улучшение конструкций изделий и совершенствование технологии производства, использование прогрессивных видов материалов, внедрение технически обоснованных норм расходов материальных ценностей.
Резервы сокращения цеховых и общезаводских расходов заключаются, прежде всего, в упрощении и удешевлении аппарата управления, в экономии на управленческих расходах. Автоматизация и механизация производственных процессов дают возможность сократить и численность вспомогательных и подсобных рабочих в промышленном производстве.
Сокращению цеховых и общезаводских расходов способствует также экономное расходование вспомогательных материалов, используемых при эксплуатации оборудования и на другие хозяйственные нужды.
Значительные резервы снижения себестоимости заключены в сокращении потерь от брака и других непроизводительных расходов. Изучение причин брака, выявление его виновника дают возможность осуществить мероприятия по ликвидации потерь от брака, сокращению и наиболее рациональному использованию отходов производства.
Масштабы выявления и использования резервов снижения себестоимости продукции во многом зависят от того, как поставлена работа по изучению и внедрению опыта, имеющегося на других предприятиях.
Таким образом, себестоимость входит в число особо значимых показателей эффективности хозяйственной деятельности. Она представляет собой затраты предприятия на производство и обращение, служит основой соизмерения расходов и доходов, то есть самоокупаемости. Если не известна себестоимость, то невозможно определить прибыль, сформировать отпускную цену. Себестоимость показывает, во что обходится предприятию выпускаемая им продукция, сколько можно заработать на продаже продукции. Если стоимость реализуемой продукции больше себестоимости, то предприятие может осуществлять расширенное производство. В обратном случае не обеспечивается даже простое воспроизводство. Себестоимость наиболее чутко реагирует на ситуацию, которая складывается на предприятиях, в производстве отдельных видов изделий и в целых отраслях.
2. КРАТКАЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОАО «ВАСИЛЬЕВСКОЕ» ЗА 2013;2014 гг.
2.1 Общие сведения о предприятии Открытое акционерное общество «Васильевское» создано с целью объединения экономических интересов, материальных, трудовых и финансовых ресурсов его акционеров для обеспечения потребностей государства, юридических и физических лиц в продукции, услугах ОАО «Васильевское» и извлечение прибыли. ОАО «Васильевское» официально зарегистрировано 22 мая 2009 года и расположено по адресу: Кировская область, Немский район, село Васильевское, улица Труда, 32.
Видами деятельности ОАО «Васильевское» являются:
— производство, закупка, хранение, переработка, сбыт сельскохозяйственной и иной продукции (в т.ч. элитных семян льна, зернобобовых культур и многолетних трав);
— добыча в установленном порядке местного сырья и его переработка;
— оказание услуг сельскохозяйственным товаропроизводителям и сельским жителям;
Рассмотрим организационную структуру ОАО «Васильевское» (Приложение 1):
ОАО «Васильевское» представляет собой акционерное общество, состоящее из 8 отделов: технический, производственный, финансовый, юридический, отдел переработки зерна, отдел сбыта и снабжения, отдел кадров и транспортный отдел. Технический отдел состоит из электрического цеха и машинно-технической станции, включающей в себя ремонтный цех. В основе производственного отдела лежат цеха растениеводства и переработки, каждый из которых имеет по 2 рабочих бригады, также в этом отделе находится склад. Финансовый отдел курирует работу бухгалтерии. Юридический отдел отвечает за соблюдение законности в деятельности предприятия, защиту его правовых интересов, информирование обо всех изменениях в законодательстве. Также на предприятии существуют отделы снабжения (работа с поставщиками) и сбыта (оптовые и розничные клиенты и т. д.), отдел кадров, транспортный отдел.
Организационная структура управления ОАО «Васильевское» (Приложение 2) состоит из общего собрания акционеров, совета директоров, генерального директора и напрямую подчиненных ему начальников отделов и цехов. Так в подчинении начальника финансового отдела находится главный бухгалтер, у начальника производственного отдела — начальники склада и цехов растениеводства и переработки зерна, которые в свою очередь осуществляют контроль над начальниками соответствующих бригад. Руководителю технического отдела подчиняются начальники электрического цеха и МТС. При этом начальник машинно-технической станции осуществляет руководство над начальником ремонтного цеха. В прямом подчинении генерального директора находятся начальники юридического и транспортного отделов, начальники отделов сбыта и снабжения, а также начальник отдела кадров.
Внешняя среда организации является источником, питающим организацию ресурсами, необходимыми для поддержания её внутреннего потенциала на должном уровне. ОАО «Васильевское» является единственным сельскохозяйственным предприятием в районе, следовательно, доля рынка данного предприятия 100% на данной территории.
Для ОАО «Васильевское» существенным является риск резкого изменения цен на сельскохозяйственную продукцию. Кроме того, существенным риском является изменение цен на запчасти, горюче-смазочные материалы, удобрения. Также на прибыль общества существенное влияние оказывают цены на услуги естественных монополий (электроэнергия, и тепло-энергия). К тому же сельское хозяйство в большей степени зависит от природно-климатических факторов и сезонности производства.
Макроэкономические риски связаны с несовершенством системы налогообложения и государственных гарантий, снижением деловой активности в национальной экономике, нестабильностью ситуации на финансовых и товарных рынках, инфляции, изменений банковских процентов, налоговых ставок. Кроме рисков, непосредственно связанных с хозяйственной деятельностью Общества, возможно негативное влияние форс-мажорных обстоятельств общеэкономического характера.
ОАО «Васильевское» выращивает зерновые культуры и реализует элитные семена льна, зернобобовых культур и многолетних трав. А также осуществляет закупку, хранение, переработку и сбыт сельскохозяйственной продукции.
Потребителями и поставщиками данной продукции являются сельскохозяйственные предприятия, физические лица, в том числе и местные жители, государственные организации и иные коммерческие предприятия.
На 2014 год были определены основные направления развития предприятия, это освоение новых технологий производства продукции. В 2014 году предприятие планировало направить значительные средства на ремонт производственных объектов, приобретение импортного оборудования и приобретение горюче-смазочных материалов.
Ниже приведена таблица, характеризующая состав и структуры выручки ОАО «Васильевское» за 2013;2014 гг.
Таблица 1 — Состав и структура выручки ОАО «Васильевское» за 2013;2014 гг.
Вид реализуемой продукции | 2013 г. | 2014 г. | 2014 г. к 2013 г., % | |||
тыс. руб. | % | тыс. руб. | % | |||
Зерно | 23,99 | 23,81 | 98,41 | |||
Картофель | 26,17 | 27,39 | 103,77 | |||
Овощи открытого грунта | 21,52 | 18,43 | 84,95 | |||
Льноволокно | 28,32 | 23 472,5 | 30,37 | 106,31 | ||
ИТОГО | 77 297,5 | Ч | ||||
Исходя из данных таблицы, можно сделать вывод о том, что общий объем выручки от продажи продукции за отчетный год ниже, чем за базовый, на 659,5 тыс. руб. На это повлияло снижение уровня продаж зерновых культур, овощей на 298 тыс. руб. (снижение на 1,59%) и на 2524 тыс. руб. (снижение на 15,05%) соответственно. Кроме того, в таблице хорошо видно и увеличение объема продаж картофеля на 769 тыс. руб. (увеличение на 3,77%), а также рост продаж льноволокна на 1393,5 тыс. руб. (рост на 6,31%). Наибольшая доля в получении прибыли от реализации принадлежит статье «Льноволокно» как в отчетном, так и в базовом году.
2.2 Анализ основных экономических показателей деятельности ОАО «Васильевское»
Одним из основных экономических показателей деятельности любого предприятия является показатель обеспеченности основными производственными фондами. К основным производственным фондам относятся те средства труда, которые, находясь в сфере материального производства, непосредственно участвуют в изготовлении материальных благ (машины, оборудование и т. п.), создают условия для осуществления производственного процесса (производственные здания, сооружения, электросети, трубопроводы и др.), служат для хранения и перемещения предметов труда.
Ниже приведена таблица состава и структуры основных производственных фондов (Таблица 2) в ОАО «Васильевское».
Таблица 2 — Состав и структура основных производственных фондов ОАО «Васильевское» на конец года
ВИДЫ ОСНОВНЫХ ФОНДОВ | 2013 г. | 2014 г. | 2014 г. к 2013 г., % | |||
тыс. руб. | % к итогу | тыс. руб. | % к итогу | |||
Производственные основные фонды (ОПФ) — всего, в т. ч.: | 111,95 | |||||
Здания | 20,49 | 24,5 | 133,83 | |||
Сооружения | 17,81 | 17,24 | 108,38 | |||
Машины и оборудование | 25,79 | 25,66 | 111,4 | |||
Транспортные средства | 13,63 | 11,83 | 97,14 | |||
Инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь | 22,28 | 20,77 | 104,36 | |||
Из состава ОПФ: | ||||||
— АКТИВНАЯ ЧАСТЬ | 48,06 | 46,43 | 108,14 | |||
— ПАССИВНАЯ ЧАСТЬ | 51,94 | 53,57 | 115,47 | |||
Данные Таблицы 2 показывают, что в отчетном периоде основные производственные фонды предприятия увеличились на 2450 тыс. руб. (11,95%). Это означает, что увеличилась и стоимость составляющих ОПФ: стоимость зданий, как составной части ОПФ, увеличилась на 1422 тыс. руб. (33,83%); стоимость сооружений увеличилась на 306 тыс. руб. (8,38%); стоимость составляющих статьи «Машины и оборудование» также увеличилась на 603 тыс. руб. (11,4%). Из таблицы видно снижение стоимости ОПФ по статье «Транспортные средства». В данной статье произошло увеличение на 80 тыс. руб., что составило 2,86%. Инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь увеличился на 199 тыс. руб. (4,36%). Активная часть основных производственных фондов, увеличилась на 802 тыс. руб. (8,14%) в 2014 году. В пассивной части ОПФ так же наблюдается рост на 1648 тыс. руб. (15,47%). Из всех составляющих основных производственных фондов значительное увеличение наблюдается в статье «Здания».
Для оценки уровня использования основных производственных фондов применяется система показателей. К обобщающим показателям относятся: фондоотдача, фондовооруженность и рентабельность основных фондов.
Ниже рассмотрим таблицу (Таблица 3), характеризующую эффективность использования ОПФ.
Таблица 3 — Обеспеченность основными производственными фондами и эффективность их использования в ОАО «Васильевское»
№ п/п | Показатели | 2013 г. | 2014 г. | 2014 г. к 2013 г., % | |
1. | Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг, тыс. руб. | 77 297,5 | 99,15 | ||
2. | Среднегодовая стоимость ОПФ, тыс. руб. | 106,9 | |||
В том числе: активная часть | 10 779,5 | 109,77 | |||
пассивная часть | 10 811,5 | 116,79 | |||
3. | Фондоотдача, руб. | 3,84 | 3,56 | 93,63 | |
4. | Фондовооруженность, тыс. руб./ чел. | 327,66 | 410,02 | 125,14 | |
5. | Рентабельность основных фондов, % | 184,9 | 169,19 | Ч | |
Из таблицы 3 видно, что фондоотдача основных средств снизилась в отчетном периоде на 0,28, что составило 6,37%. Фондовооруженность, напротив, увеличилась в 2014 году на 25,14% - 82,36 тыс. руб. на человека. Рентабельность основных фондов в 2013 году составила 184,9%, а в 2014 году — 169,19%.
Оборотные средства (далее — ОС) — это совокупность оборотных фондов и фондов обращения в денежной форме.
К оборотным фондам относят: сырье, основные и вспомогательные материалы, комплектующие изделия, не законченную производством продукцию, топливо, тару и другие предметы труда.
К фондам обращения относятся средства, обслуживающие процесс реализации продукции: готовая продукция на складе, товары, отгруженные заказчикам, но еще не оплаченные ими, средства в расчетах, денежные средства в кассе предприятия и на счетах в банках. Таким образом, оборотные средства — это часть средств производства, которые единожды участвуют в производственном процессе и свою стоимость сразу и полностью переносят на производимую продукцию.
В Таблице 4 рассмотрим состав и структуру оборотных средств организации на конец года.
Таблица 4 — Состав и структура оборотных средств ОАО «Васильевское» на конец года
Группы оборотных средств | 2013 г. | 2014 г. | 2014 г. к 2013 г., % | |||
тыс. руб. | % к итогу | тыс. руб. | % к итогу | |||
Оборотные производственные фонды — всего, в т. ч.: | 47,98 | 48,07 | 105,04 | |||
ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ЗАПАСЫ | 37,45 | 44,24 | 124,07 | |||
Незавершенное производство | 14,67 | 16,02 | 114,74 | |||
РАСХОДЫ БУДУЩИХ ПЕРИОДОВ | 47,88 | 39,74 | 87,18 | |||
Фонды обращения — всего, в т. ч.: | 52,02 | 51,93 | 104,65 | |||
Денежные средства в кассе и на счетах в банке | 46,34 | 52,21 | 117,92 | |||
Готовая продукция на складе | 52,19 | 46,75 | 93,73 | |||
Дебиторская задолженность | 1,47 | 1,04 | 73,91 | |||
Итого оборотных средств | 100,0 | 100,0 | 104,84 | |||
Из таблицы видно, что общая сумма оборотных средств на конец года на исследуемом предприятии увеличилась на 4,84%, что составило 872 тыс. руб.
Оборотные производственные фонды и фонды обращения в ОАО «Васильевское» увеличились на 5,04% (436 тыс. руб.) и на 4,65% (436 тыс. руб.) соответственно. Производственные запасы и незавершенное производство увеличились в отчетном году на 24,07% (780 тыс. руб.) и на 14, 74% (187 тыс. руб.) соответственно. Денежные средства в кассе и на счетах в банке также возросли на 17,92% (779 тыс. руб.). Снижение оборотных средств произошло в таких статьях как: расходы будущих периодов 12,82% - 169 тыс. руб., готовая продукция на складе 6,27% -307 тыс. руб., дебиторская задолженность 26,09% - 36 тыс. руб.
Эффективность использования оборотных средств измеряется показателями их оборачиваемости. Под оборачиваемостью оборотных средств понимается продолжительность прохождения оборотными средствами отдельных стадий производства и обращения.
Выделяют следующие показатели оборачиваемости оборотных средств:
— коэффициент оборачиваемости;
— продолжительность одного оборота;
— коэффициент загрузки оборотных средств.
В таблице 5 приведены данные, характеризующие эффективность использование оборотных средств в ОАО «Васильевское» за 2013 — 2014 гг.
Таблица 5 — Эффективность использования оборотных средств в ОАО «Васильевское» за 2013;2014 гг.
Показатели | 2013 г. | 2014 г. | 2014 г. к 2013 г., % | |
1. Наличие оборотных средств на начало года, тыс. руб. | 96,69 | |||
2. Наличие оборотных средств на конец года, тыс. руб. | 104,84 | |||
3. Среднегодовая стоимость оборотных средств, тыс. руб. | 100,7 | |||
4. Выручка от реализации продукции, тыс. руб. | 77 297,5 | 99,15 | ||
5. Прибыль от продаж, тыс. руб. | 37 563,98 | 36 765,82 | 97,88 | |
6. Коэффициент оборачиваемости оборотных средств | 4,25 | 4,19 | 98,59 | |
7. Продолжительность одного оборота, дней | 84,7 | 85,9 | 101,42 | |
8. Коэффициент загрузки оборотных средств | 0,24 | 0,24 | ||
9. Прибыль от продаж (руб.) на: — 1 руб. оборотных средств | 2,05 | 1,99 | 97,1 | |
— 1 оборот оборотных средств | 8838,58 | 8774,66 | 99,28 | |
Данные таблицы 5 показывают, что в отчетном году большинство показателей снизилось. Так, стоимость оборотных средств на начало года снизилась на 3,31% - 618 тысяч рублей. Стоимость ОС на конец 2014 года, напротив, увеличилась на 4,84% - 872 тысяч рублей. Среднегодовая стоимость ОС изменилась незначительно и возросла 0,7% - 127 тысяч рублей. Выручка от реализации продукции снизилась на 0,85%, что составило 659,5 тысяч рублей. Прибыль от продаж так же уменьшилась на 2,12% (798,16 тыс. руб.). Коэффициент оборачиваемости снизился на 0,06 — 1,41%. В связи с этим увеличилась продолжительность одного оборота 1,42% - 1,2 дня. Коэффициент загрузки ОС остался неизменным. Прибыль на 1 рубль ОС и на 1 оборот ОС снизилась на 2,9%, что составило 0,06 рубля и на 0,72%, что составило 63,92 рубля.
Главным и определяющим элементом системы управления любой современной организации являются трудовые ресурсы, которые оказывают решающие влияние на ее формирование и совершенствование. Достаточная обеспеченность предприятий работниками, обладающими необходимыми знаниями и навыками, их рациональное использование, высокий уровень производительности труда имеют большое значение для увеличения объёмов продукции и повышения эффективности производства. Наиболее важным показателем, характеризующим, насколько эффективно используется трудовой потенциал организации, является производительность труда. Для того, что рассмотреть, насколько эффективно используется персонал на исследуемом предприятии, рассмотрим таблицу 6.
Таблица 6 — Персонал в ОАО «Васильевское» и эффективность его использования
Показатели | 2013 г. | 2014 г. | 2014 г. к 2013 г., % | |
Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг, тыс. руб. | 77 297,5 | 99,15 | ||
Среднесписочная численность работников, чел. | 98,1 | |||
Отработано работниками за год, тыс. чел.-час. | 207,5 | 204,44 | 98,5 | |
Трудоемкость, чел.-час/руб. | 0,0027 | 0,0026 | 96,3 | |
Фонд оплаты труда, тыс. руб. | 20 641,2 | 107,77 | ||
Среднегодовая заработная плата 1 работника, тыс. руб. | 182,4 | 200,4 | 109,87 | |
Получено выручки, руб.: | ||||
— на 1 работника | 742 447,62 | 750 461,17 | 101,08 | |
— за 1 чел.-час. | 375,7 | 378,1 | 106,4 | |
— на 1 руб. заработной платы | 4,07 | 3,74 | 91,89 | |
Чистая прибыль, тыс. руб. | 30 993,98 | 30 366,82 | 97,98 | |
Получено чистой прибыли, руб.: | ||||
— на 1 работника | 295 180,8 | 294 823,5 | 99,88 | |
— за 1 чел.-час. | 149,37 | 148,54 | 99,44 | |
— на 1 руб. заработной платы | 1,618 | 1,475 | 91,18 | |
Исходя из данных Таблицы 6, можно сказать, что заработная плата работников в отчетном году возросла, соответственно, возросла и сумма фонда оплаты труда. Трудоемкость снизилась на 3,7% в 2014 году, также наблюдается снижение чистой прибыли в расчете на 1 работника, за 1 чел.-час., и на 1 руб. заработной платы.
Ниже приведена таблица основных экономических показателей деятельности ОАО «Васильевское» (Таблица 7) для наглядного анализа эффективности деятельности предприятия.
Таблица 7 — Основные экономические показатели деятельности ОАО «Васильевское» за 2013;2014 гг.
№ п/п | Показатели | 2013 г. | 2014 г. | 2014 г. к 2013 г., % | |
1. | Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг, тыс. руб. | 77 297,5 | 99,15 | ||
2. | Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, тыс. руб. | 38 295,42 | 38 296,08 | 100,001 | |
3. | Затраты на 1 рубль выручки, руб. | 0,49 | 0,5 | 102,04 | |
4. | Валовая прибыль, тыс. руб. | 39 661,58 | 39 001,42 | 98,34 | |
5. | Коммерческие и управленческие расходы, тыс. руб. | 2097,6 | 2235,6 | 106,58 | |
6. | Прибыль от продаж, тыс. руб. | 37 563,98 | 36 765,82 | 97,88 | |
7. | Чистая прибыль, тыс. руб. | 30 993,98 | 30 366,82 | 97,98 | |
8. | Среднесписочная численность работников, чел. | 98,1 | |||
В т.ч. производственного персонала, чел. | 85,48 | ||||
9. | Среднегодовая стоимость основных производственных фондов, тыс. руб. | 106,97 | |||
10. | Фондоотдача, руб. | 3,84 | 3,56 | 92,63 | |
11. | Среднегодовая стоимость оборотных средств, тыс. руб. | 100,7 | |||
12. | Коэффициент оборачиваемости оборотных средств | 4,25 | 4,19 | 98,59 | |
13. | Фонд оплаты труда, тыс. руб. | 20 641,2 | 107,77 | ||
14. | Среднегодовая заработная плата работника, тыс. руб. | 182,4 | 200,4 | 109,87 | |
15. | Производительность труда 1 работника, тыс. руб. | 742,45 | 750,46 | 101,08 | |
16. | Получено чистой прибыли, тыс. руб.: | ||||
17. | на 1 работника | 295,18 | 294,82 | 99,88 | |
18. | на 1 оборот оборотных средств | 7292,7 | 7247,45 | 99,38 | |
19. | Рентабельность, %: | ||||
— текущих затрат | 80,93 | 79,29 | Ч | ||
— продаж | 48,18 | 50,46 | Ч | ||
— основных фондов | 152,6 | 139,74 | Ч | ||
— оборотных средств | 168,97 | 164,41 | Ч | ||
— совокупного дохода | 102,6 | 97,02 | Ч | ||
Исходя из данных Таблицы 7, видно как в количественном представлении изменилась деятельность предприятия. Выручка от продажи продукции снизилась на 0,85%, себестоимость продукции практически не изменилась, затраты на 1 рубль выручки увеличились при этом на 2,04%. Валовая прибыль также снизилась на 1,66%. Коммерческие и управленческие расходы увеличились на 6,58%. Исходя из снижения валовой прибыли, снизились и прибыль от продаж, и чистая прибыль на 2,12% и 2,02% соответственно. В течение изучаемого периода было уволено 2 человека, что послужило снижению среднесписочной численности работников на 1,9%. Также в отчетном году произошло снижение таких показателей как фондоотдача и коэффициент оборачиваемости на 7,37% и 1,41% соответственно. Из таблицы видно, что рентабельность показателей в 2014 году снизилась, исключение составляет рентабельность продаж.
3. АНАЛИЗ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ В ОАО «ВАСИЛЬЕВСКОЕ» И ПУТИ ЕЕ СНИЖЕНИЯ
3.1 Анализ себестоимости продукции Себестоимость продукции является важнейшим показателем экономической эффективности ее производства. В ней отражаются все стороны хозяйственной деятельности, аккумулируются результаты использования всех производственных ресурсов. От ее уровня зависят финансовые результаты деятельности предприятий, темпы расширенного воспроизводства, финансовое состояние субъектов хозяйствования.
Анализ себестоимости продукции, работ и услуг имеет большое значение в системе управления затратами. Он позволяет изучить тенденции изменения ее уровня, установить отклонение фактических затрат от нормативных (стандартных) и их причины, выявить резервы снижения себестоимости продукции и дать оценку работы предприятия по использованию возможностей снижения себестоимости продукции.
Объектами анализа себестоимости продукции являются следующие показатели:
* полная себестоимость продукции в целом и по элементам затрат;
* уровень затрат на рубль выпущенной продукции;
* себестоимость отдельных изделий;
* отдельные статьи затрат;
* затраты по центрам ответственности.
Анализ себестоимости продукции обычно начинают с изучения общей суммы затрат в целом и по основным элементам. Иначе, проводится анализ себестоимости по элементам затрат и калькуляционным статьям. Для предприятия ОАО «Васильевское» проведем анализ себестоимости продукции (Таблица 8):
Таблица 8 — Анализ себестоимости продукции в ОАО «Васильевское» за 2013;2014 гг.
Статья затрат | 2013 г. | 2014 г. | 2014 г. к 2013 г., % | |||
тыс. руб. | % к итогу | тыс. руб. | % к итогу | |||
Сырье и основные материалы | 3404,4 | 8,89 | 3465,6 | 9,05 | 101,78 | |
Возвратные отходы | 19,7 | 0,05 | 18,1 | 0,047 | 91,88 | |
Вспомогательные материалы | 1002,56 | 2,6 | 1203,7 | 3,14 | 120,1 | |
Покупные комплектующие изделия, полуфабрикаты и услуги производственного характера | 1702,99 | 4,45 | 1822,6 | 4,76 | 107,02 | |
Топливо и энергия на технологические цели | 10,7 | 10,99 | 102,56 | |||
Затраты на оплату труда производственных рабочих: | 11 308,8 | 29,53 | 10 621,2 | 27,73 | 93,93 | |
— основная зарплата | 8958,52 | 23,39 | 8658,3 | 22,6 | 96,65 | |
— дополнительная зарплата | 2350,28 | 6,14 | 1962,9 | 5,13 | 83,52 | |
Страховые взносы | 3392,64 | 8,86 | 3186,36 | 8,32 | 93,93 | |
Расходы по содержанию и эксплуатации оборудования цеха | 3441,9 | 8,99 | 3743,6 | 9,79 | 108,77 | |
Расходы на подготовку и освоение производства | 1424,66 | 3,73 | 1550,8 | 4,05 | 108,85 | |
Прочие цеховые расходы | 1532,8 | 4,00 | 1423,6 | 3,72 | 93,42 | |
Цеховая себестоимость | 31 295,05 | 81,73 | 31 028,36 | 81,02 | 99,15 | |
Общепроизводственные расходы | 3961,55 | 10,35 | 3704,77 | 9,67 | 93,52 | |
Общехозяйственные расходы | 2705,3 | 7,06 | 2941,9 | 7,69 | 108,75 | |
Накладные расходы | 6666,85 | 17,4 | 6646,67 | 17,36 | 99,7 | |
Потери от брака | 102,7 | 0,28 | 158,45 | 0,4 | 154,28 | |
Производственная себестоимость | 38 064,6 | 99,4 | 37 833,48 | 98,79 | 99,39 | |
Коммерческие расходы | 230,82 | 0,6 | 282,6 | 0,74 | 122,43 | |
Полная (коммерческая) себестоимость | 38 295,42 | 38 296,08 | 100,001 | |||
Данные таблицы показывают, что расходы на заработную плату производственных работников и страховые взносы снизились в отчетном году на 6,07%. При этом увеличивается стоимость затрат на комплектующие изделия на 7,02%. Изменилась и остальная структура затрат: наблюдается рост по следующим статьям: сырье и материалы (1,78%), возвратные отходы снизились на 8,12%, стоимость вспомогательных материалов увеличилась на 20,1%, затраты на топливо и энергию увеличились на 2,56%, расходы по содержанию и эксплуатации оборудования цеха возросли на 8, 77%, общепроизводственные расходы уменьшились на 6,48%, а общехозяйственные расходы увеличились на 8,75%, более чем на 20% увеличились и коммерческие расходы. Важно заметить, что большую часть себестоимости занимает сумма по расходам на оплату труда производственных рабочих, что составляет 29,53% в 2013 году и 27,73% в 2014 году от общей суммы себестоимости продукции предприятия. Это говорит о том, что производство в ОАО «Васильевское» является трудоемким. Из таблицы видно, что значительно увеличилась сумма потерь от брака в отчетном году. Брак в ОАО «Васильевское» представляет собой посадочный материал, который не дал плодов или не взошел. Под влиянием роста некоторых элементов затрат увеличилась и себестоимость продукции в целом (0,66 тыс. руб.).
На втором этапе проводится анализ затрат на 1 руб. произведенной продукции. Этот показатель характеризует уровень себестоимости 1 руб. обезличенной продукции. Он вычисляется путем деления суммы полной себестоимости всей продукции на ее стоимость в оптовых ценах организации.
Издержкоемкость — очень важный обобщающий показатель, характеризующий уровень себестоимости продукции в целом по предприятию. Исчисляется данный показатель отношением общей суммы затрат на производство и реализацию продукции (Зобш) к стоимости произведенной продукции в действующих ценах. При его уровне ниже единицы производство продукции является рентабельным, при уровне выше единицы — убыточным.
Ниже приведен расчет себестоимости исследуемого предприятия на 1 руб. продукции (издержкоемкость) по формуле (1).
З1р (2013г.)== 0,49 тыс. руб. ;
З1р (2014г.)= = 0,5 тыс. руб.
Из расчета видно, что влияние на изменение уровня затрат на рубль произведенной продукции оказали 2 фактора: изменение цены на выпускаемую продукцию и изменение себестоимости единицы выпускаемой продукции. Таким образом, видно, что в 2013 году на каждые 1000 рублей розничного товарооборота продукции приходится 490 рублей издержек. А в 2014 году издержки составили 500 рублей. В отчетном году наблюдается рост затрат на 1 рубль продукции. Производство является рентабельным как в 2013 г., так и в 2014 г.
Другой показатель — издержкоотдача. Показывает размер доходов (Д) на единицу издержек.
Д1р (2013г.) ==2,04 тыс. руб. ;
Д1р (2014г.) ==2,02 тыс. руб.
Из расчетов ясно, что на каждую 1000 руб. издержек приходится в 2013 году 2,04 тыс. руб. дохода, а в 2014 году 2,02 тыс. руб. дохода. Отсюда следует, что уровень дохода в отчетном периоде снизился на 0,02 тыс. руб.
Для выявления факторов увеличения себестоимости продукции проведем факторный анализ издержкоемкости. Определение величины влияния отдельных факторов на прирост результативных показателей является одной из важнейших методологических задач при анализе хозяйственной деятельности предприятия. Наиболее универсальным методом факторного анализа является метод цепных подстановок. Этот способ позволяет определить влияние отдельных факторов на изменение на изменение величины результативного показателя путем постепенной замены базисной величины каждого факторного показателя в объеме результативного показателя на фактическую в отчетном периоде. Ниже приведен расчет издержкоемкости с помощью данного метода.
З1р. (0) = = = 0,49 123 тыс. руб. ,
З1р.(усл.) = = = 0,49 124 тыс. руб. ,
З1р. (1) = = = 0,5 тыс. руб. ,
где С0, С1 — себестоимость продукции за базовый и отчетный периоды, В0, В1 — выручка от реализации в базовом и отчетном периодах.
Как видно из расчетов второй показатель не отличается от первого. Это значит, что при малом увеличении себестоимости единицы продукции в отчетном году, издержки практически не изменились. Также видно, что третий показатель больше второго, что говорит о том, что при снижении выручки от продажи и одновременном увеличении затрат на производство продукции, наблюдается рост издержкоемкости на 0,01 тыс. руб.
Таким образом, увеличение издержкоемкости продукции вызвано повышением себестоимости продукции на 0,0001 тыс. руб. и снижением выручки от реализации на 0,01 тыс. руб. Итого издержкоемкость увеличилась на 0,0101 тыс. руб.
Исходя из данных таблицы 8, можно сказать, какие статьи затрат оказали наибольшее влияние на увеличение себестоимости. Таковыми являются: расходы на вспомогательные материалы, запчасти и комплектующие изделия, расходы по содержанию и эксплуатации оборудования цеха, расходы на подготовку и освоение производства, общехозяйственные расходы, потери от брака и коммерческие расходы. Наибольшую долю из них имеют: потери от брака (увеличение на 54,28%), вспомогательные материалы (20,1%), коммерческие расходы (22,43%).
3.2 Пути снижения себестоимости продукции Эффективность деятельности предприятия может быть повышена за счет проведения мероприятий по различным направлениям. Одним из таких направлений является снижение себестоимости продукции.
Для снижения себестоимости можно предложить ряд мер, направленных на изменение основных её элементов. На предприятии больше внимания уделяется затратам на оплату труда, что объясняется высокой трудоемкостью продукции. Затраты на оплату труда, на содержание и эксплуатацию оборудования, а также потери от брака вместе составляют 37,92% от общей суммы затрат на производство продукции в 2014 году.
Уменьшение материальных затрат на производство может являться следствием повышения технического уровня производства. Сюда входит внедрение новой, прогрессивной технологии, механизация и автоматизация производственных процессов; улучшение использования и применение новых видов сырья и материалов, также использование местного сырья. Нужно использовать более дешевые материалы, не снижая в то же время качества продукции. При приобретении сырья и материалов нужно всесторонне оценивать качество и цену сырья, условия поставок, то есть тщательно подходить к выбору поставщика.
Определенные резервы снижения себестоимости заложены в устранении или сокращении затрат, которые не являются необходимыми при нормальной организации производственного процесса (сверхнормативный расход сырья, материалов, топлива, энергии). Нужно также проводить мероприятия по устранению потерь от брака. Здесь можно предложить организовать более строгий контроль на всех этапах производства. Изучение причин брака, выявление его виновника дают возможность осуществлять мероприятия по ликвидации потерь от брака, сокращению и наиболее рациональному использованию отходов производства.
Резервы сокращения цеховых и общезаводских расходов заключаются прежде всего в упрощении и удешевлении аппарата управления, в экономии на управленческих расходах.
Также необходимо уделить внимание снижению коммерческих расходов. Для этого необходимо осуществлять совершенствование организации учета непроизводственных расходов и потерь, введение новых систем оплаты и премирования (депремирование персонала, по чьей вине произошли потери), повышение организационно-технического уровня производства. Снижение и ликвидация непроизводственных расходов и потерь в дальнейшем окажет положительное влияние на снижение себестоимость продукции, увеличения спроса на него и, соответственно, на повышение прибыли.
Таким образом, для повышения эффективности деятельности предприятия, сохранения конкурентоспособности продукции необходимо проводить мероприятия по снижению затрат на предприятии, выявлять возможные резервы уменьшения себестоимости продукции.
Заключение
1. Себестоимость продукции это одна из важнейших экономических категорий. Ее уровень во многом определяет эффективность производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Совокупность затрат оказывает решающее влияние на формирование всех финансовых показателей любого субъекта хозяйствования.
2. На промышленных предприятиях применяются четыре основных метода расчета себестоимости и учета затрат на производство: простой, позаказный, попередельный и нормативный.
3. В соответствии с функциями управления выделяют три вида экономического анализа, которые присущи и анализу затрат на производство и реализацию продукции: перспективный, текущий (ретроспективный) и оперативный анализ.
4. Анализ себестоимости проводится в следующих основных направлениях:
анализ себестоимости продукции по элементам затрат и калькуляционным статьям, анализ затрат на 1 руб. произведенной продукции, факторный анализ отклонений по статьям калькуляции, CVPанализ.
5. Анализ себестоимости продукции позволяет выяснить тенденции изменения данного показателя, выполнение плана по его уровню, определить влияние факторов на его прирост, установит резервы и дать оценку работы организации по использованию возможностей снижения себестоимости продукции.
6. Выделяют два направления снижения себестоимости продукции. Первое представляет собой снижение условно-переменных затрат, второе — снижение условно-постоянных затрат.
7. В ходе анализа данных бухгалтерской отчетности исследуемого предприятия выяснилось, что в отчетном периоде выручка предприятия снизилась на 659,5 тыс. руб., наибольшая доля в получении прибыли принадлежит статье «льноволокно», основные производственные фонды предприятия увеличились на 2450 тыс. руб. Фондоотдача снизилась на 6,37%, фондовооруженность увеличилась на 25,14%, рентабельность основных фондов составила 169,19%, что на 15,71% ниже чем, в базовом. Стоимость оборотных средств на конец 2014 г. увеличилась на 4,84%, снизился коэффициент оборачиваемости на 1,41%. Заработная плата работников в отчетном периоде возросла, трудоемкость увеличилась на 3,7%.
8. Анализ себестоимости продукции, работ и услуг имеет большое значение в системе управления затратами. Он позволяет изучить тенденции изменения ее уровня, установить отклонение фактических затрат от нормативных (стандартных) и их причины, выявить резервы снижения себестоимости продукции и дать оценку работы предприятия по использованию возможностей снижения себестоимости продукции.
9. В результате анализа затрат на производство продукции на ОАО «Васильевское» было выявлено, что под влиянием роста всех элементов затрат увеличилась и себестоимость продукции. Общая сумма затрат на производство продукции, которая увеличилась на 0,66 тыс. руб., составила в 2014 году 38 296,08 тыс. руб. Это привело к уменьшению прибыли реализованной продукции на 0,85%. Наибольший удельный вес (29,53% в 2013 г. и 27,73% в 2014 г.) в структуре себестоимости занимают затраты на оплаты труда рабочих, то есть предприятие относится к трудоемким.
10. Эффективность деятельности предприятия может быть повышена за счет проведения мероприятий по различным направлениям. Одним из таких направлений является снижение себестоимости продукции. Предприятию необходимо провести ряд следующих мер по снижению себестоимости продукции: уменьшение материальных затрат на производство может являться следствием повышения технического уровня производства; устранение или сокращение затрат, которые не являются необходимыми при нормальной организации производственного процесса (сверхнормативный расход сырья, материалов, топлива, энергии); упрощение и удешевление аппарата управления, экономия на управленческих расходах. Также необходимо уделить внимание снижению коммерческих расходов. Для этого необходимо осуществлять совершенствование организации учета непроизводственных расходов и потерь, введение новых систем оплаты и премирования, повышение организационно-технического уровня производства. Нужно также проводить мероприятия по устранению потерь от брака. Здесь можно предложить организовать более строгий контроль на всех этапах производства. Изучение причин брака, выявление его виновника дают возможность осуществлять мероприятия по ликвидации потерь от брака, сокращению и наиболее рациональному использованию отходов производства.
1. Анализ зависимости «затраты — объем производства — прибыль» [Электронный ресурс]// Сайт науки. URL: http://zdos.ru/nauka/view_art.php?id=189
2. Лазаревич, М. И. Себестоимость продукции на предприятии / М. И. Лазаревич // Экономика. Финансы. Управление. — 2008. — № 2. — 35−40.
3. Лешко, В. Как определить причины роста себестоимости / В. Лешко // Финансовый директор. — 2005. — № 7, с.37−43.
4. Методика анализа себестоимости продукции, работ и услуг коммерческой организации [Электронный ресурс]// Монографии, изданные в издательстве Российской Академии Естествознания. URL: http://www.rae.ru/monographs/
5. Методы расчета себестоимости [Электронный ресурс]// Элитариум. Центр дистанционного образования. URL: http://www.elitarium.ru/
6. Оборотные средства предприятия [Электронный ресурс]//Справочник экономиста. URL: http://www.profiz.ru/se/305/978/
7. Основные производственные фонды [Электронный ресурс]// Большая библиотека. URL: http://biglibrary.ru/category40/book138/part12/
8. Попова, Л. В. Процедура внутрипроизводственного учета затрат и управления себестоимостью / Л. В. Попова, И. А. Маслова // Финансовый менеджмент. — 2004. — № 1, с. 44−55.
9. Раицкий, К. А. Экономика организации (предприятия) / К. А. Раицкий — учебник. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2003. — 1012 с.
10. Светов, А. Ф. Уметь нужно платить меньше, а получать больше. Резервы снижения себестоимости продукции / А. Ф. Светов // Экономика. Финансы. Управление. — 2008. — № 3, с.41−45
11. Себестоимость продукции: понятие, структура и виды [Электронный ресурс]// Economicwealth. Управление и экономика. URL: http://www.economicwealth.ru/wels-573−2.html
12. Себестоимость продукции. Цена. Прибыль и рентабельность [Электронный ресурс]// EREPORT.RU. Мировая экономика. URL: http://www.ereport.ru/articles/firms/cost.htm
13. Славников, Д. В. Целевое управление затратами как основа стратегии бизнеса / Славников Д. В. // Экономика. Финансы. Управление. — 2006. — № 4, с.51−55
14. Структура себестоимости и факторы, ее определяющие [Электронный ресурс]// Библиотекарь.РУ. URL: http://www.bibliotekar.ru/index.htm
15. Факторный анализ себестоимости [Электронный ресурс]// Центр управления финансами. URL: http://center-yf.ru/
16. Экономика предприятия / В. Я. Хрипач [и др.]; под ред. В. Я. Хрипача. — Мн.: Экономпресс, 2000. — 464 с.
17. Экономика предприятия: учеб. пособие / В. П. Волков [и др.]; под общей ред. А. И. Ильина. — 2-е изд., испр. — М.: Новое знание, 2004. — 672 с.
Приложение 1
Организационная структура ОАО «Васильевское»
Приложение 2
— Организационная структура управления ОАО «Васильевское»