Основные направления антимонопольной политики в современных условиях
Следует отметить, что естественная монополия — это довольно-таки устойчивая форма хозяйствования, и вряд ли она изживёт себя, пока существуют отрасли, потребность населения, в продукции которых столь велика, и пока существует дифференциация общества. Существует много споров о способах регулирования естественных монополий, и это понятно, ведь, и потребители, и монополисты, и сами комиссии… Читать ещё >
Основные направления антимонопольной политики в современных условиях (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
СОДЕРЖАНИЕ Введение
1. Монополизм и необходимость антимонопольного регулирования в условиях перехода к рынку
1.1 Монополия: сущность, формы и виды
1.2 Необходимость государственного антимонопольного регулирования
2. Основные направления антимонопольной политики в современных условиях
2.1 Антимонопольная политика и антимонопольное законодательство: понятие, основные принципы
2.2 Государственное регулирование монополистической деятельностью в странах с развитой рыночной экономикой
2.3 Регулирование естественных монополий
3. Антимонопольная политика в Республике Беларусь
3.1 Условия становления, организация антимонопольного регулирования в Республике Беларусь
3.2 Антимонопольная политика и меры по демонополизации экономики Республики Беларусь
3.3 Правовые вопросы антимонопольного регулирования в Республике Беларусь Заключение Список использованных источников Приложения антимонопольный политика экономика
ВВЕДЕНИЕ
Реформирование экономических отношений в переходной экономике ставит проблемы монополизации и демонополизации, антимонопольного регулирования, конкуренции и конкурентной среды в число ведущих, определяющих будущее белорусской экономики, обеспечивающих сохранение её ресурсного, производственного и научно-технического потенциалов.
Общемировые тенденции экономического развития таковы, что начавшиеся ещё в ХIХ веке процессы монополизации усиливаются в современном мире, пронизывая все уровни экономики и проникая во все сферы. Нельзя игнорировать существенные социально-экономические издержки монополий, связанные с обладанием монопольной властью. Всё это определяет необходимость постоянного контроля со стороны государства за состоянием секторов и отраслей экономики, динамикой уровня концентрации и стратегиями ценообразования крупных бизнес-структур.
Антимонопольная политика, безусловно, очень важна для экономики государства. Хорошо продуманные меры по регулированию монополий способствуют развитию конкуренции, стабилизации рынка и совершенствованию экономики в целом. Особенно наглядно проявляется роль государства в так называемые переломные, переходные периоды. Поэтому исключительную роль в формировании инструментария государственного вмешательства и регулирования сыграл мировой экономический кризис 1929;1933 гг. Он привёл к тому, что объём производства в главных странах упал вдвое, замерла международная торговля. Поэтому государства вынуждены были взять на себя широкие экономические функции в борьбе с кризисами. Оказалось, что рыночный механизм объективно должен быть дополнен мерами государственного регулирования. Одним из важных видов государственного регулирования является регулирование монополий.
Нет и не может быть эффективной, базирующейся на современных научно-технических достижениях, социально ориентированной экономики без активной роли государства. За государством всегда сохраняются классические функции, такие, как: обеспечение свободы предпринимательства, стимулирование деловой активности и борьба с монопольными тенденциями.
Целью исследования данной курсовой работы является анализ экономических и социальных последствий монопольной деятельности, сравнения антимонопольных законодательств развитых государств, выявление и определение особенностей антимонопольной политики в современной Беларуси.
В соответствии с поставленными целями были определены следующие задачи:
исследовать природу монополизма в экономике;
изучить содержание и особенности развития процессов монополизации в белорусской экономике;
проанализировать процессы становления и развития антимонопольного законодательства в странах с развитой рыночной экономикой;
оценить эффективность антимонопольного регулирования в Республике Беларусь;
выявить специфику, определить противоречия и направления проведения антимонопольной политики в Республике Беларусь.
Теоретической и методологической основой исследования послужили законодательство Республика Беларусь, работы зарубежных авторов и белорусских учёных, российские и белорусские периодические издания, а также информация с сайтов сети Интернет.
Основными методами исследования, использованными в процессе выполнения работы и послужившими инструментом в добывании необходимого фактического материала, являются изучение и анализ научной литературы, экономико-математические методы, методы экспертных оценок.
Актуальность и значимость выбранной темы во многом определяется тем, что в настоящее время в Республике Беларусь процесс создания государственного контроля по недопущению недобросовестной конкуренции фактически начался с нуля, так как присутствующая в ещё совсем недавно в управлении экономикой командно-административная система, по своей сути, исключала наличие свободной конкуренции в хозяйственной деятельности.
1. МОНОПОЛИЗМ И НЕОБХОДИМОСТЬ АНТИМОНОПОЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА К РЫНКУ
1.1 Монополия: сущность, формы и виды По мере развития общества и производственных сил возрастало обобществление производства, что привело к появлению в индустриально развитых странах монополий. Монополия как экономическое явление означает, что хозяйствующий субъект обладает исключительными правами, позволяющими ему воздействовать на определённые сферы деятельности в собственных интересах и извлекать монопольную прибыль. Монопольное положение хозяйствующего субъекта обеспечивает ему возможность устанавливать свои правила поведения на рынке в ущерб интересам конкурентов и потребителей.
Монополистом может быть государство, регионы, центральные экономические ведомства, министерства, разумеется, государственные и частные предприятия, а также отдельные предприниматели. Обычно монополизм связывают с крупными и крупнейшими предприятиями или корпорациями.
Характерные признаки монополий:
собственность на факторы производства и сферы обращения;
неограниченная власть;
возможность диктовать свои условия конкурентам и потребителям;
возможность выгодным для себя образом влиять на рыночное равновесие;
манипулирование ценами, объёмами производства, ассортиментом и т. д.
Выделяют несколько видов монополии: чистую, естественную, государственную, искусственную. Чистая монополия предполагает на рынке деятельность одного хозяйствующего субъекта (производителя, продавца, покупателя), доля которого составляет, как правило, 100%.
Естественная монополия образуется в сфере деятельности, где по природным, технологическим и другим условиям исключается или ограничивается существование конкурентных рынков. Для существования естественной монополии необходимы: отсутствие товаров-аналогов, возможностей импорта, нецелесообразность привлечения на данный товарный рынок новых производителей.
Государственная монополия охватывает сферы деятельности органов власти и управления, в функции которых входит обеспечение безопасности и других интересов государства. Государственная монополия обусловлена экономическими, социальными и иными причинами, делающими невозможной или нецелесообразной конкуренцию. К сфере государственной монополии относятся: производство оружия, наркотиков, ядохимикатов, алкогольных напитков, табачных изделий, добыча и обработка драгоценных камней и металлов, а также высокотехнологические отрасли машиностроения, химической и нефтехимической промышленности.
Все другие виды монополий, созданных в процессе концентрации и специализации производства, являются искусственными монополиями. Искусственная монополия является наиболее распространённой. Её появление обусловлено экономическими причинами, она развивается на основе закономерностей хозяйственного развития. Речь идёт о предпринимателях, которые сумели завоевать монопольное положение на рынке. К нему ведут два пути. Первый заключается в успешном развитии предприятия, постоянном увеличении его масштабов путём концентрации капитала. Второй (более быстрый) основывается на процессах централизации капиталов, то есть на добровольном объединении или поглощении победителями банкротов. Тем или иным путём или при помощи обеих, предприятие достигает таких масштабов, когда начинает доминировать на рынке. [1, c. 253−255]
Современная теория выделяет три типа монополий:
1) монополия отдельного предприятия;
2) монополия как соглашение;
3) монополия, основывающаяся на дифференциации продукта.
Достичь монопольного положения первым путём нелегко, о чём свидетельствует сам факт исключительности этих образований. Кроме этого, этот путь к монополии можно считать «порядочным», поскольку он предусматривает постоянное повышение эффективности деятельности, достижения преимущества над конкурентами.
Более доступным и распространенным является путь соглашения нескольких крупных фирм. Он даёт возможность быстро создать ситуацию, когда продавцы (производители) выступают на рынке «единым фронтом», когда сводится на нет конкурентная борьба, прежде всего ценовая, покупатель оказывается в безальтернативных условиях.
Различают пять основных форм монополистических объединений. Монополии монополизируют все сферы общественного воспроизводства:
непосредственно производство, обмен, распределение и потребление. На основе монополизации сферы обращения возникли простейшие формы монополистических объединений — картели и синдикаты.
Картель — это объединение нескольких предприятий одной сферы производства, участники которого сохраняют собственность на средства производства и произведённый продукт, производственную и коммерческую самостоятельность, и договариваются о доле каждого в общем объёме производства, ценах, рынках сбыта.
Синдикат — это объединение ряда предприятий одной отрасли промышленности, участники которого сохраняют средства на средства производства, но теряют собственность на произведённый продукт, а значит, сохраняют производственную, но теряют коммерческую самостоятельность. У синдикатов сбыт товара осуществляется общей сбытовой конторой.
Более сложные формы монополистических объединений возникают тогда, когда процесс монополизации распространяется и на сферу непосредственного производства. На этой основе появляется такая более высокая форма монополистических объединений как трест.
Трест — это объединение ряда предприятий одной или нескольких отраслей промышленности, участники которого теряют собственность на средства производства и произведённый продукт, производственную и коммерческую самостоятельность, то есть объединяют производство, сбыт, финансы, управление, а на сумму вложенного капитала собственники отдельных предприятий получают акции треста, которые дают им право принимать участие в управлении и присваивать соответствующую часть прибыли треста.
Многоотраслевой концерн — это объединение десятков и даже сотен предприятий различных отраслей промышленности, транспорта, торговли, участники которого теряют собственность на средства производства и произведённый продукт, а главная фирма осуществляет над другими участниками объединения финансовый контроль.
В 60-х годах в США и некоторых странах капитала появились и начали развиваться конгломераты, то есть монополистические объединения, образованные путём поглощения прибылей разноотраслевых предприятий, не имеющих технического и производственного единства. [19]
Монополия имеет и положительные, и отрицательные стороны. Положительно то, что монополия концентрирует ресурсы и экономит на издержках за счёт высоких объёмов производства, а также участвует в инновационном процессе, требующем вложения крупных средств на научные разработки. Богатая фирма может позволить себе вывести на рынок новый товар по ценам, не покрывающим издержки. [6, c. 4−14]
Крупные предприятия, как правило, менее гибкие, но в современных условиях являются стержнем любой экономики. Они способны обеспечить массовый выпуск стандартных продуктов, экономить на масштабах производства, увеличивать специализацию производства, имеют преимущества в финансировании НИОКР, рекламы, сбыта, привлекают низкими ценами, улучшенными качеством и сервисом, полнотой ассортимента и наиболее популярными товарами. Именно крупные предприятия наводняют экономику массовыми, стандартными и качественными товарами по доступным ценам. Для получения сверхприбылей они больше расходуют на научно-технические исследования, рекламу и маркетинг, направляют средства на капитальные вложения.
Вместе с тем крупные предприятия недостаточно гибкие, медленно реагируют на изменяющийся спрос и медленно перепрофилируют производство или направления деятельности. Мелкие предприятия отличаются большей предприимчивостью и эффективностью. В странах с рыночной экономикой они занимают самый крупный сектор экономики. Например, в Японии половина всех трудящихся работает на мелких предприятиях (до 20 чел.), а ¾ — на предприятиях численностью до 100 человек.
Однако принципиально важна роль предприятия или фирмы на рынке, а не их размер. Предприятия-монополисты способны самостоятельно или совместно с другими хозяйствующими субъектами регулировать ответствующий рынок. В результате страдают, в первую очередь, малые и средние предприятия, не выдерживая конкурентной борьбы. В этом проявляется отрицательная сторона деятельности предприятий-монополистов. [12]
1.2 Необходимость государственного антимонопольного регулирования Ещё в прошлом веке во многих странах монополизм был квалифицирован как экономическое преступление против общества. Соответственно были приняты, принимаются и регулируются специальные законы, направленные на предотвращение или ослабление отрицательных последствий монополизации рынков. Пытаясь компенсировать несовершенства рынка, государство, прибегая к различным способам и методам, выбирает наиболее адекватные той или иной задаче. Важнейшая из этих задач — устранение последствий, порождаемых несовершенствами рынка.
Система государственного регулирования экономики, сформировавшаяся во всех индустриально развитых странах, в качестве обязательного элемента предусматривает создание благоприятных условий для развития конкурирующей среды на рынке товаров и услуг. Антимонопольное регулирование — важнейшая составная часть экономической политики государства во всех странах с развитой рыночной экономикой. Антимонопольное регулирование — это целенаправленная государственная деятельность, осуществляемая на основании и в пределах, допускаемых действующим законодательством, по установлению и реализации правил ведения экономической деятельности на товарных рынках с целью защиты добросовестной конкуренции и обеспечения эффективности рыночных отношений. [2, c. 274−287]
Антимонопольное регулирование — это целенаправленная деятельность государственных органов управления, противодействующая неограниченной власти монополий, нездоровому и недобросовестному соперничеству и направленная на создание и поддержание честной конкуренции. Антимонопольное регулирование обеспечивает соблюдение установленных «правил игры» на рынке, защиту прав потребителя и производителя, реализуется через комплекс экономических, административных и законодательных мер. Цели и направления антимонопольного регулирования общие в большинстве стран мира:
* обеспечение и сохранение конкуренции;
* контроль над хозяйствующими субъектами-монополистами;
* контроль за процессами концентрации капитала (слияния, поглощения и т. п.);
* защита интересов потребителя;
* защита и поддержание малого и среднего бизнеса.
Меры антимонопольного регулирования в зависимости от складывающейся на рынке ситуации могут быть чрезвычайными или повседневными, запретительными или ограничительными, поощрительными и другими. Основой антимонопольного регулирования является законодательство государства. Оно выступает одной из форм непосредственного вмешательства государства в рыночные отношения. Законодательство, как правило, имеет территориальный характер, т. е. охватывает национальный рынок, но некоторые законы могут быть и экстерриториальными: например, в рамках ЕЭС, в зонах США, Канады. [8]
В отношении монополистов в Беларуси акцент делается на государственном регулировании цен и ограничении уровня рентабельности — от 10% до 40% в зависимости от вида продукции. Департамент по ценовой политике Министерства экономики формирует и ведёт Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на рынках (Приложение А).
Основные направления антимонопольного регулирования определяются антимонопольной политикой государства, направленной против ограничительной деловой практики, подрывающей эффективную конкуренцию. В развитых капиталистических странах антимонопольная политика ведётся по четырём направлениям: ограничение монополизации рынка, запрещение слияния конкурирующих компаний; запрещение установления монопольных цен; обеспечение, сохранение и поддержание конкуренции в её цивилизованных формах.
Антимонопольное регулирование, безусловно, очень важно для экономики государства. Хорошо продуманные меры по регулированию монополий способствуют развитию конкуренции, стабилизации рынка и совершенствованию экономики в целом. Антимонопольное регулирование в сочетании с поддержкой отечественного предпринимательства и организацией защиты прав потребителей служат одним из существенных условий успешного социально-экономического развития Беларуси. [1]
Обобщая сказанное, отметим, что свободная конкуренция обусловила концентрацию производства, приведшую не к появлению, а к господству рыночных монополий. Наиболее распространёнными их видами являются чистая, естественная, экономическая и административная. Классическими организационными формами монополий являются картели, синдикаты, тресты, концерны, которые в модернизированном виде существуют и в настоящее время. Необходимое равновесие между монополией и конкуренцией в рыночной экономике обеспечивает антимонопольное регулирование, которое осуществляется государством.
2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
2.1 Антимонопольная политика и антимонопольное законодательство: понятие, основные принципы Антиподами монополизма всегда были рынок и конкуренция, основанные на частной собственности на средства производства и предпринимательскую деятельность. Отсюда следует, что основными путями преодоления монополизма являются: формирование нормально действующей рыночной экономики и конкурентной среды на товарных рынках, развитие малого предпринимательства, а также разгосударствление собственности и приватизация предприятий. Одним словом, сюда относятся все меры по демонополизации экономики. [19, c.17−19]
Демонополизация экономики — это преодоление монополистической деятельности и содействие формированию рыночных отношений на основе развития конкуренции и предпринимательства.
Антимонопольное регулирование — комплекс экономических, административных и законодательных мер, осуществляемых государством и направленных на то, чтобы обеспечить условия для рыночной конкуренции и не допустить чрезмерной монополизации рынка, угрожающей нормальному функционированию рыночного механизма. Антимонопольное регулирование включает регулирование уровня концентрации и монополизации производства, стратегии и тактики предприятий, внешнеэкономической деятельности, ценовое и налоговое регулирование.
Антимонопольная политика государства всегда опирается на антимонопольное законодательство.
Антимонопольное законодательство — это сложная и разветвлённая сеть законов, судебных решений и правовых норм, комплекс правовых актов в странах с рыночной экономикой, направленных на поддержание конкурентной среды, противодействие монополизму и недобросовестной конкуренции. Все эти меры направлены поддержание конкурентной среды, противодействие монополизму и недобросовестной конкуренции, на регулирование действий фирм и корпораций на рынке товаров и услуг, на рынке капиталов, отсекая те из них, которые признаются недобросовестными, некачественными по отношению к правам производителей и потребителей, а также просто вредными для общества.
В основу комплекса государственных мер, составляющих антимонопольную политику, заложено общее концептуальное представление, согласно которому наивысшее благосостояние граждан достигается в случае, когда они имеют возможность свободно обмениваться производимыми ими товарами и услугами на конкурентном рынке. Причем считается, что если все сделки по подобному обмену будут заключаться на уровне цен, устанавливаемых в результате конкурентной борьбы между поставщиками товаров и услуг, то общество в целом получит больший объем материальных благ, чем в случае, когда часть подобных сделок будут заключаться по ценам, отклоняющимся от конкурентных в сторону, как завышения, так и занижения. Конкурентный рынок, таким образом, выступает универсальным регулятором общественного производства, его пропорций. При этом вопрос о том, что производить и в каком количестве, объективно решает сам потребитель, предъявляя на рынке спрос на те или иные виды товаров и услуг.
Разработка и принятие антимонопольного законодательства — одно из самых важных средств государственного регулирования экономики. В современный период главная особенность этого законодательства состоит в том, что оно направлено на защиту так называемой олигополии как рыночного механизма.
Существуют две основные формы борьбы с монополиями:
предупреждение создания монополий;
ограничение использования монопольной власти.
Для проведения антимонопольной политики государство создаёт антимонопольные службы, основной задачей которых является контроль монополистических тенденций в стране. Антимонопольные службы не являются частью законодательной власти, но их компетенция позволяет им выполнять совещательную функцию. Подобные организации не имеют права действовать авторитарными методами, например, закрывать предприятия. Но они могут заставить предприятие, доминирующее на рынке, возобновить поставку продукции тому получателю, которому в этих поставках было противозаконно отказано. Все их решения обязательны для исполнения. В противном случае накладываются денежные штрафы, предусмотренные законодательством за нарушение антимонопольного закона. При этом необходимо отметить, что все решения антимонопольной службы должны подлежать проверке государственными судами.
Кроме осуществления процесса демонополизации антимонопольная служба призвана бороться со злоупотреблениями. Такая борьба может быть эффективной только при активном участии потребителей. Каждая антимонопольная служба должна иметь сотрудника для связи с прессой, который сообщает о деятельности службы и комментирует её. [5, c. 324−325]
Противодействие монополизации экономики выражается в форме запретов на ведение производственно-коммерческой деятельности, в разукрупнении фирм, их реорганизации, разделении, вплоть до ликвидации. Несмотря на различия антимонопольных законодательств разных стран, они имеют общие черты и цели. К таковым относятся: поощрение конкуренции; контроль над фирмами, занимающими доминирующие положение на рынке, и над процессом слияний и поглощений компаний; защита интересов потребителей; содействие развитию малого и среднего бизнеса.
Незаконными признаются действия субъектов, направленные на территориальный раздел рынков, бойкот конкурентов, прикрепление покупателя к определённым источникам снабжения, установление согласованных цен и скидок, на согласование квот производства с целью манипулирования обменом и характером предложения, а также на назначение единых директоров конкурирующих фирм.
В странах Восточной Европы проблема антимонопольного регулирования возникла сравнительно недавно. Следует отметить, что монополии здесь были созданы искусственно, путём концентрации производства, приведшей к образованию гигантских предприятий и объединений. В постсоветских странах антимонопольная политика первоначально была направлена на преодоление «командно-административного монополизма», т. е. на изменение типа экономических систем.
2.2 Становление и развитие антимонопольного регулирования в странах с рыночной экономикой Антимонопольное регулирование в различных странах имеет свои отличия и акценты, что связано с особенностями развития и функционирования национальных экономик. Например, в Западной Европе антимонопольное регулирование направлено в основном против злоупотреблений на рынке, в США — на профилактические меры по предупреждению монополизма. Направления и особенности антимонопольного регулирования отражены в антимонопольном законодательстве стран. [7]
Антимонопольное (антитрестовское) законодательство наиболее развито в США. Более подробная характеристика антитрестовских законов США представлена в приложении Б. На примере этой страны рассмотрим историю его развития и проследим объективную необходимость вмешательства государства в деятельность отдельных хозяйствующих субъектов для поддержания главной действующей силы рынка — конкуренции.
К концу XIX в. в США обострились злоупотребления и противоконкурентное поведение на рынке, особенно корпораций-гигантов, что выражалось в ограничении свободы торговли, использовании незаконным методов борьбы с соперниками: искусственно занижались цены, вёлся промышленный шпионаж, заключались корпоративные, а также незаконные соглашения с государственными чиновниками и т. д.
Такое нерегулируемое поведение на рынке затрагивало интересы всего общества и вызывало массовое недовольство. Возникла объективная необходимость государственного вмешательства. Требовалось принятие законодательных актов, запрещающих ограничивающие свободу торговли действия и направленных на поддержание и развитие конкуренции. Государством были предприняты меры для разрешения сложившейся ситуации как организационного, так и законодательного характера. Краеугольным камнем антимонопольного регулирования в США стал закон Шермана, принятый Конгрессом США в 1890 году. Закон Шермана, по оценке самого автора, основан на юридических принципах общего американского права. Его цель — прекратить или не допустить монопольную власть и контроль за рынком.
Но принятие закона Шермана не решало ряда вопросов, требовалось дальнейшее совершенствование и развитие принятых законодательных актов. В 1914 г. Конгресс США принят закон Клейтона, усиливавший положения закона Шермана и, в отличие от него, делавший упор на поддержание конкурентной среды. Действия, ослабляющие конкуренцию, были провозглашены незаконными. К ним относились ценовая дискриминация, принудительные соглашения, межкорпорационное участие в капиталах посредством владения акциями друг друга и взаимопереплетающиеся директораты, которые были причинами ослабления конкуренции.
Принятие закона Клейтона позволило антимонопольным органам США отслеживать горизонтальные, вертикальные и конгломератные слияния и поглощения, проводить превентивную антимонопольную политику, снизить вероятность возникновения ситуаций, требующих принятия крайних мер, в том числе реформирования компаний.
В 1914 г. Конгрессом США был принят ещё один очень важный закон — «О Федеральной торговой комиссии», направленный на предотвращение и пресечение недобросовестных методов конкуренции и установление контроля за коммерческой этикой компаний. Созданный на основе этого закона орган — Федеральная торговая комиссия — наделялся широкими правами и был уполномочен: издавать инструкции и правила регулирования торговли, запретительные предписания; осуществлять контроль за деятельностью любой компании и при необходимости расследовать её действия.
Закон Робинсона-Пэтмана, принятый в 1936 г., запретил ограничительную деловую практику в области торговли — так называемые «ножницы цен», ценовую дискриминацию. Это было вызвано участившимися продажами одного и того же товара различными группами потребителей по разным ценам, хотя не изменялись издержки производства.
В 1938 г. была принята поправка Уилера — Ли к закону «О Федеральной торговой комиссии». Она расширила права Федеральной торговой комиссии в отношении компаний, наносящих вред не только конкурентам, но и потребителям и обществу в целом, а также в отношении ложной или вводящей в заблуждении рекламы и искажённой информации о качестве продуктов.
В 1950 г. в закон Клейтона была внесена важная поправка, ограничившая горизонтальные слияния и поглощения компаний. Поправка Селлера — Кефовера запрещала одной фирме приобретать, кроме акций, активы другой фирмы, если в результате происходило ослабление конкуренции. В соответствии с данной поправкой закон получил название закона Селлера — Кефовера.
Антимонопольное регулирование в США имеет динамичный характер, корректируется с учётом изменяющихся хозяйственных и социальных условий развития страны. Антимонопольное законодательство США даёт возможность государству регулировать деятельность и соглашения фирм и компаний, способных действовать антиконкурентно. В современных условиях можно выделить два направления антитрестовского законодательства США:
против действий, противозаконных по своей сути;
и против действий, законность которых определяется правилом разумности.
В рамках первого направления достаточно наличия факта незаконных действий или соглашений, подрывающих конкуренцию, чтобы вина компании (фирмы) была доказана. В США противозаконными по своей сути действиями компаний являются:
горизонтальное фиксирование цен;
горизонтальный сговор о цене рынка;
групповой бойкот (согласованный отказ торговать);
договорённость о взаимных продажах и закупках;
связанные продажи (продажа только в ассортименте, установленном поставщиком).
По второму направлению, согласно правилу разумности, все действия и соглашения, способные оказать как анти-, так и проконкурентное воздействие, должны подвергаться тщательному анализу для выяснения их истинных мотивов и целей. В зависимости от того, превалируют аспекты «за» или «против», принимается решение.
Глубокие качественные изменения, произошедшие в мировом хозяйстве в 80-х — начале 90-х гг., повлекли за собой либерализацию антимонопольного регулирования в США. [9]
Антимонопольное регулирование в западноевропейских странах основано на принципе свободной конкуренции, являющемся основой успешного функционирования экономики, всемерного развёртывания предпринимательской инициативы и удовлетворения интересов широких масс потребителей. Антимонопольное регулирование в каждой стране формировалось с учётом специфики национальной экономики, а основы общеевропейского законодательства были заложены в 1957 г. Римским договором в связи образованием общеевропейского рынка.
Особое, доминирующее положение на рынке отдельных предприятий в европейских странах рассматривается как антиконкурентный фактор и служит сигналом для повышения внимания к их деятельности со стороны государства. За этими предприятиями устанавливается контроль, они обязаны предоставлять специальным органам сведения о хозяйственной и коммерческой деятельности. Вторым фактором являются соглашения, т. е. скоординированные действия предприятий, основанные не на юридическом договоре, а на сговоре.
Общеевропейское антимонопольное регулирование основано на двух принципах: запрещение монополий, контроль и регулирование деятельности монополий.
Согласно первому принципу, создание объединений, стремящихся занять монопольное положение на рынке, рассматривается как незаконная акция. Согласно второму принципу, создание монополий и монопольные соглашения запрещаются, если они нарушают нормативно установленные условия свободы конкуренции. Если же нарушений нет, то они не исключаются. В национальных системах европейских государств предпочтение могут отдаваться тому либо другому принципу (например, в ФРГ — первому, во Франции — второму), некоторые страны при разработке законодательных мер используют опыт США. Однако в большинстве европейских стран основой антимонопольного регулирования служит второй принцип.
Общеевропейское антимонопольное право, по сравнению с национальными, отличается более мягкими нормами. Оно направлено против злоупотребителей, способных повлиять на эффективность торговли между европейскими странами и создать помехи образованию единого рынка товаров и услуг. Национальное и общеевропейское право способствует укреплению малого и среднего бизнеса, поддержанию на должном уровне конкуренции, развитию и совершенствованию процесса производства, особо выделяют охрану интересов потребителей.
Антимонопольное регулирование в восточноевропейских странах стало развиваться в начале 90-х гг.: в 1990 г. в Польше был принят Закон «О противодействии монопольной практике», в 1990 г. в Венгрии — Закон «О запрещении недобросовестной рыночной практики», в 1991 г. в ЧСФР — Закон «О защите конкуренции». Антимонопольная политика восточноевропейских стран была направлена на решение двух важнейших проблем:
ликвидацию монопольного положения отдельных монопольных производителей на рынке;
ограничение и пресечение монополистической деятельности.
Целью антимонопольного регулирования в восточноевропейских странах является защита и поощрение конкуренции. Становление и развитие антимонопольного регулирования в этих странах происходит в условиях радикальных экономических реформ, сохраняющегося, а иногда и усиливающегося монопольного положения многих предприятий, жёсткого ограничения сферы монополистической деятельности, формирования и развития рыночных отношений, а также демонополизации экономики.
Законодательные акты восточноевропейских стран структурно схожи: их основные положения сконцентрированы на межфирменных отношениях, деятельности доминирующих компаний, слияниях и организационных структурных изменениях. Есть и отличия. В законах отдельных стран выделены положения о недобросовестной конкуренции, принудительном разукрупнении монополистических компаний. По духу и содержанию законы восточноевропейских стран близки к законам о конкуренции Европейского сообщества.
2.3 Регулирование естественных монополий
«Естественная монополия» — это состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объёма производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи, с чем спрос на данном товарном рынке на них неэластичный.
Отличительная особенность естественной монополии в том, что ей обладают субъекты, имеющие в своём распоряжении свободно невоспроизводимые элементы производства и инфраструктуры. К примеру, редкие металлы, электроэнергия, железнодорожный транспорт, военно-промышленный комплекс. В сферах, где нецелесообразно строить такие же предприятия, и одна фирма способна обеспечить весь рынок товаром (издержки на производство у неё очень низкие), появляется естественная монополия.
Надо отметить, что наряду с положительными качествами у естественных монополий есть и крайне опасная оборотная сторона — возможность господствовать в рыночных отношениях, устанавливать свою безраздельную цену. [2]
Сферами деятельности субъектов естественных монополий в Республике Беларусь признаются:
транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;
транспортировка газа по магистральным и распределительным трубопроводам;
передача и распределение электрической и тепловой энергии;
централизованное водоснабжение и водоотведение;
услуги электрической и почтовой связи общего пользования;
услуги, оказываемые коммуникациями железнодорожного транспорта, обеспечивающими движение транспорта общего пользования, управление движением поездов, железнодорожные перевозки;
услуги транспортных терминалов, аэропортов;
обслуживание и эксплуатация воздушных трасс сообщения, управление воздушным движением. [13]
Особенность этих отраслей заключается в том, что с одной стороны, их товарами и услугами пользуются широкий круг потребителей, а с другой — они практически не подвержены рыночному регулированию. Невозможность и нецелесообразность конкуренции в сфере естественной монополии, а также первостепенное значение деятельности предприятий этих отраслей для жизнеобеспечения населения, требуют особых подходов к их регулированию. Нельзя путать функции антимонопольных органов и деятельность органов, регулирующих деятельность субъектов естественных монополий.
Функция государственного регулирования естественных монополий возложена на Министерство экономики, Департамент цен, отраслевые министерства, государственные концерны, облисполкомы и Минский горисполком. Общий порядок регулирования уровня цен на отдельные товары и тарифов на услуги установлен Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14 апреля 1992 г. № 207 «О предельных уровнях цен на отдельные товары и тарифов на услуги», последующими постановлениями и распоряжениями Правительства по данному вопросу. [8]
Сложившийся порядок отраслевого регулирования цен на товары и услуги естественных монополий является причиной их роста. Такое регулирование приводит к отсутствию заинтересованности предприятий в снижении себестоимости продукции, расширении её выпуска и повышении её качества, а несовершенство методов калькулирования — к включению в себестоимость затрат, не связанных с производством и реализацией продукции. В условиях инфляции под предлогом роста издержек монополии превышают цены непропорционально затратам, обеспечивая себе относительно высокие прибыли или, чаще всего, покрывая нерациональное хозяйствование.
Кроме того, цены на товары и услуги естественных монополий являются важнейшей составляющей себестоимости продукции других отраслей (например, доля энергоресурсов в себестоимости промышленной продукции достигает 30 и более процентов). Поэтому рост цен на продукцию этих отраслей неизбежно приводит к росту цен на все товары и услуги (что в конечном итоге оплачивает рядовой потребитель) и делает их неконкурентоспособными на внешних рынках, включая рынок стран СНГ.
Сложившаяся ситуация требует совершенствования механизма регулирования естественных монополий. Мировой опыт показывает, что функцию регулирования экономического поведения предприятий, относящихся к естественной монополии, функцию защиты интересов потребителей берёт на себя государство в лице постоянно действующих вневедомственных комиссий. Так, в США существует несколько федеральных агентств, размещающихся в Вашингтоне, которые регулируют деятельность естественных монополий. Каждое агентство носит название независимой комиссии по регулированию и возглавляется пятью членами комиссии, назначаемыми президентом и утверждаемыми Конгрессом. Решение по вопросу регулирования цен принимается большинством голосов и не может быть отменено президентом или Конгрессом, а может быть пересмотрено лишь в судебном порядке.
Подобным образом регулируется деятельность естественных монополий в Великобритании, Германии, Болгарии, Мексике, Румынии, Латвии и др. при имеющихся организационных различиях, деятельность органов по регулированию естественных монополий в разных странах направлена на координацию интересов хозяйствующих субъектов этих отраслей и общества, а также на защиту потребителей от возможных злоупотреблений монополистов. Такая деятельность основывается на объективных экономических принципах и не находится под политическим влиянием и контролем.
Мировой опыт целесообразно использовать и в нашей республике. Для обеспечения балансов интересов монополистов и потребителей их продукции, установления экономически обоснованных и социально приемлемых цен и тарифов и в целях совершенствования действующего порядка регулирования монополий. Антимонопольный комитет предлагает создать вневедомственные комиссии на республиканском и местном уровнях. На республиканском уровне целесообразно формирование четырёх комиссий по регулированию деятельности предприятий топливно-энергетического комплекса, транспорта, связи, коммунального хозяйства.
В состав таких комиссий, наряду с представителями производителей (заинтересованных министерств, хозяйствующих субъектов), должны войти представители организаций, представляющих интересы потребителей (БНПА, Госкомпрома, Общества защиты прав потребителей, союзов предпринимателей и арендаторов и др.). Предлагается также включить в состав этих комиссий специалистов Министерства экономики, финансов, Высшего хозяйственного суда, Госкомтруда, Департамента экономического контроля, профсоюзов.
В целом регулирование естественных монополий должно базироваться на объективных экономических принципах, а также сочетании интересов потребителей товаров и услуг и их производителей. По моему мнению, главная цель государственного регулирования в том, чтобы в равной мере соблюсти баланс интересов хозяйствующих субъектов (производителей) и потребителей. Законодательство должно обеспечить, с одной стороны, доступность реализуемых субъектами естественных монополий товаров для потребителей, а с другой — эффективное, безубыточное, прибыльное функционирование самих субъектов естественных монополий. [14]
Следует отметить, что естественная монополия — это довольно-таки устойчивая форма хозяйствования, и вряд ли она изживёт себя, пока существуют отрасли, потребность населения, в продукции которых столь велика, и пока существует дифференциация общества. Существует много споров о способах регулирования естественных монополий, и это понятно, ведь, и потребители, и монополисты, и сами комиссии по регулированию стремятся получить максимальную прибыль. Однако это не единственная причина разногласий, ведь на самом деле система регулирования естественных монополий далеко не совершенна. Поэтому, вероятнее всего, что методы государственного регулирования естественных монополий будут постоянно совершенствоваться, хотя вряд ли подобного рода перемены смогут удовлетворить всех, следовательно, этот вопрос будет одним из основных в поисковом плане, и интерес общества к нему никогда не угаснет.
3. АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
3.1 Условия становления, организация антимонопольного регулирования в Республике Беларусь Проблема монополизма является актуальной не только для стран с развитой рыночной экономикой, но и государств, которые переходят от централизованно управляемой к рыночной экономике. Однако следует иметь в виду, что причины существования этой проблемы у них разные.
В Беларуси, как и в других республиках бывшего СССР, монополизм имеет глубокие исторические корни. Основы монопольной структуры производства и распределения были заложены в России ещё до октября 1917 г. (в то время Беларусь входила в её состав) и прямиком проследовали в социалистическую плановую экономику. Принцип монополизма был заложен в новую хозяйственную систему, названную впоследствии административно-командной. Считалось, что ленинский вывод о том, что монополия ведёт к отрицательным последствиям для общества, к социализму не относится. Упрощённое понимание исторической тенденции к росту обобществления производства вело к тому, что преимущества общенародной собственности связались только с крупным и сверхкрупным производством.
В 1990 г. в промышленности Беларуси более 40% предприятий были единственными производителями продукции отрасли, например Оршанский льнокомбинат, Гомельский химический завод, Солигорский «Беларуськалий», МТЗ, ПО «Атлант» и др. В 1991 г. средний размер промышленного предприятия по числу занятых рабочих в 7 раз превышал западно-европейский, японский и южно-корейский уровни. Так, на одно предприятие в Беларуси приходилось в среднем 573 человека, в то время как в странах Западной Европы, Японии и Южной Корее — 80−90 человек.
Провозглашение перехода на рыночные отношения отнюдь не уничтожило монопольную структуру нашей экономики. Наоборот, первые шаги в сторону рыночной экономики сделали её недостатки очевидными не только для хозяйствующих субъектов, но и для всего населения. [8]
Антимонопольное регулирование в Республике Беларусь начало развиваться с 1991 г., когда республика встала на путь формирования рыночных отношений. Его становление осуществлялось в условиях глубокого кризиса экономики и необходимости реализации комплекса мер по стратегически важным направлениям: трансформации отношений собственности, демонополизации экономики, развитию конкурентной среды. Необходимо было выделить и учесть причины высокого уровня монополизации экономики, решать проблемы, связанные с доминированием хозяйствующих субъектов на рынке не в силу успешного удовлетворения ими потребительского спроса, а в силу их недавнего положения как государственных монополий. [1]
Для Республики Беларусь характерен монополизм особого рода — как типичное для постсоциалистических стран положение предприятия, являвшегося единственным поставщиком определённой продукции. Такие предприятия создавались как единый технологический комплекс, что в современных условиях является серьёзным препятствием для их принудительной демонополизации, и тем самым отличает наш монополизм от традиционного монополизма капиталистических стран.
Сохранение монополизма в Республике Беларусь обусловили следующие причины:
высокий уровень концентрации производства (на среднем промышленном предприятии в республике по состоянию на 1 января 1997 г. было занято 486 чел., что в 6 раз больше, чем в странах Западной Европы; но это уже меньше, чем в 1990 г. — 1010 человек, в 1992 г. — 854 чел.;
не получившая развития диверсификация производства (отдельные виды продукции производятся на 1−4 предприятиях республики, на долю которых приходится около 70% всего выпуска);
ряд предприятий не сумел адаптироваться к новым правовым и экономическим условиям в соответствии с требованиями потребителей;
замедленные темпы приватизации;
отечественный малый и средний бизнес не составляют серьёзной конкуренции государственным предприятиям-монополистам, особенно в сфере материального производства;
смещение антимонопольного регулирования на периферию государственного регулирования;
нуждается в расширении и совершенствовании нормативно-правовая база, регламентирующая деятельность предприятий-монополистов;
ведомственные интересы отраслевых органов управления. [15]
Система и органы антимонопольного регулирования сформировались на фоне этих факторов, обусловивших высокий уровень монополизации экономики страны. В 1991 г. был создан Антимонопольный комитет Республики Беларусь, его основными задачами были: разработка и осуществление совместно с органами государственного управления мероприятий по ограничению, пресечению и предупреждению монополистической деятельности; контроль за соблюдением антимонопольного законодательства Республики Беларусь; содействие созданию конкурентной среды и развитию предпринимательства.
В сентябре 1994 г. Антимонопольный комитет был преобразован в Министерство по антимонопольной политике Республики Беларусь, которое в 1996 г. было упразднено, а антимонопольное регулирование возложено на Министерство предпринимательства и инвестиций, подчинённое Совету Министров Республики Беларусь. Перед министерством в области антимонопольного регулирования ставились задачи: противодействие монополистической деятельности, развитие конкуренции; регулирование отношений, связанных с защитой прав потребителей, включая контроль за осуществлением рекламной деятельности. Для реализации всех перечисленных выше задач и положений министерство имеет в областях и г. Минске свои территориальные органы.
В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь № 516 «О совершенствовании системы республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчинённых Правительству Республики Беларусь», принятым 24 сентября 2001 г., функции управления, связанные с противодействием монополистической деятельности и развитием конкуренции, возложены на Департамент антимонопольной и ценовой политики Министерства экономики Республики Беларусь. [1]
В развитии антимонопольного законодательства Беларуси целесообразно выделить три основных этапа. Становление института антимонопольного регулирования в Республике Беларусь началось в 1992 г. с принятия закона «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции», в который трижды (2000, 2002, 2008 г.) вносились изменения и дополнения. [13]
Принятие в 1992 г. антимонопольного закона явилось революционным новшеством для постсоциалистической Беларуси, которая тогда ещё не была готова в силу ряда объективных причин иметь широкую практику его применения. Этот законодательный акт свидетельствовал о начале качественных, во многом рыночных, преобразований белорусской экономики.
В 2000;2004 гг., когда стало понятно, что радикальные рыночные преобразования не станут основной линией развития экономики, изменения в законодательстве были направлены на проведение более жёсткой политики по отношению к субъектам хозяйствования, имеющим возможность устанавливать монопольные цены. Законодательно определены виды монопольных цен и формы ценовых соглашений, сформирован реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках, регламентирована организация проверок соблюдения антимонопольного законодательства.
Период с 2006 г. по настоящее время можно назвать третьим этапом развития антимонопольного регулирования. В нём ещё очевиднее стал регламентирующий аспект антимонопольного законодательства: установлены основные виды нарушений и введён перечень мер, принимаемых антимонопольными органами по отношению к субъектам хозяйствования, нарушившим законодательство. [9]
Антимонопольное законодательство вызывает достаточно много вопросов у экономистов-исследователей и практиков. Так, уделяется внимание двум наиболее важным моментам: организации государственного контроля за экономической концентрацией и методике определения её допустимого уровня.
В соответствии с законом в Республике Беларусь предусматривается государственный контроль за:
1) созданием, реорганизацией и ликвидацией хозяйствующих субъектов;
2) сделками с акциями, имущественными паевыми взносами в имущество кооперативов, долями в уставных фондах хозяйствующих субъектов.
По законодательству Республики Беларусь контролю подвергается любое объединение хозяйствующих субъектов. Причём понятные и точные критерии, устанавливающие случаи согласия антимонопольных органов на создание объединения, отсутствуют. Законодательство не разграничивает объединения по видам и типам, одинаково действует как в случае объединения юридических лиц, так и при договорных отношениях хозяйствующих субъектов. Не учитывается тот факт, что разные объединения приводят к различным правовым и экономическим последствиям.
Второй важный момент — методика определения уровня концентрации производства. Экономической наукой предложен ряд показателей для оценки экономической концентрации рынка. В международной практике используются, как правило, следующие основные количественные показатели концентрации:
коэффициент рыночной концентрации (СК) — доля крупнейших продавцов рынка, которая может исчисляться по объёму продаж, численности занятых, величине активов или добавленной стоимости хозяйствующих субъектов. Показатель обязателен для статистического мониторинга состояния рынка в большинстве развитых стран мира. Антимонопольные органы Беларуси фиксируют уровень концентрации производства по СК по 3-м, 4-м, 6-ти, 8-ми ведущим предприятиям.
коэффициент Харфиндела — Хиршмана (HHI). Он характеризует уровень монополизации рынка с помощью суммы квадратов долей его участников. Для конкурентного рынка HHI стремится к нулю, а при монопольном рынке — к 10 000.
В настоящее время монополизм свойствен для более 15 узкоспециализированных отраслей и подотраслей экономики Беларуси, в том числе химической радиоэлектронной промышленности. Однако проблема регулирования процессов экономической концентрации в Республике Беларусь до настоящего времени не получила глубокой теоретической проработки. В стране рассчитывается и анализируется только показатель рыночной концентрации, чего явно недостаточно для отслеживания тенденций изменения рынка и его антимонопольного регулирования. Проблема здесь кроется, прежде всего, в недостаточности информации, предоставляемой официальной статистикой. Так, отсутствуют данные о потенциальных конкурентах, уровне концентрации капитала, объёмах и структуре производства негосударственного сектора экономики. Кроме того, законодательство не устанавливает способы и методы снижения уровня концентрации товарных рынков.
Таким образом, проблеме становления института антимонопольного регулирования в Республике Беларусь уделяется большое внимание, и в целом оно отражает развивающиеся в стране экономические процессы. Вместе с тем необходимо, следуя зарубежной практике антимонопольного регулирования, разработать научно обоснованные:
пороговые значения уровня концентрации рынка, при превышении которых сделка по слиянию потребует предварительного согласования с антимонопольными органами;
пороговые значения социально-экономической эффективности предполагаемых сделок по укрупнению производства, которые следует принимать во внимание антимонопольным органам для принятия решений о допустимости сделок (в случае превышения установленных пороговых значений);
направления, формы и методы вмешательства антимонопольного органа в процесс формирования конкурентной среды в случае отнесения товарных рынков к типу высококонцентрированных. [3]
Необходимо также обеспечить статистическую базу наблюдений для расчёта и анализа показателей экономической концентрации на товарных рынках и разработать механизм постоянного мониторинга уровня концентрации, особенно в наиболее важных для национальной экономики отраслях.
В целом система антимонопольного регулирования в Республике Беларусь находится пока в стадии становления и требует радикального совершенствования.
3.2 Антимонопольная политика и меры по демонополизации экономики Республики Беларусь Основными направлениями государственной антимонопольной политики Республики Беларусь на современном этапе являются:
совершенствование механизма антимонопольного регулирования и контроля деятельности монополий, включая естественные и государственные монополии;
противодействие созданию новых монопольных образований;
содействие развитию конкуренции на рынках с монополистической и олигополистической структурой;
демонополизация деятельности хозяйствующих субъектов-монополистов, в том числе в процессе приватизации, и формирование внутриотраслевой конкуренции;
создание благоприятных условий и ликвидация факторов, затрудняющих проникновение на монополизированные рынки новых производителей, в том числе зарубежных.
Реализация первого из названных направлений осуществляется на основе дифференцированного подхода к монополиям, с учётом их роли в народном хозяйстве, финансового состояния, поведения на рынке, экспортного потенциала. Для противодействия созданию новых монопольных образований проводится экспертиза проектов создания новых интеграционных структур (концернов, холдингов, финансово-промышленных групп и т. п.). Устранение организационных и экономических барьеров вхождения на рынок, предоставление временных преференций — таковы основные пути создания благоприятных условий для проникновения на монополизированные рынки с низким коэффициентом концентрации новых производителей, в том числе и зарубежных.
Однако важнейшей проблемой антимонопольной политики Республики Беларусь на современном этапе остаётся демонополизация. Монопольная сущность экономической системы делает невозможным формирование конкурентной среды. Государственное воздействие на экономику способно преодолеть и сам монополизм, и порождающие его причины, и негативные последствия монополизма. В условиях национальной экономики Беларуси переходного к рынку периода со стороны государства требуется комплекс мер, направленных на преобразование форм собственности, перестройку производства и управления, разукрупнение хозяйствующих субъектов, формирование конкурентных рынков по большинству видов товаров и услуг. Демонополизация экономики направлена, прежде всего, на изменение монопольной структуры рынков, создание правовых и экономических условий для входа на рынки новых товаропроизводителей, на развитие конкуренции.
Цель демонополизации — формирование конкурентных отношений в сфере производства и обращения товаров, услуг и финансов за счёт ограничения, пресечения и предупреждения монополистической деятельности хозяйствующих субъектов на товарных рынках; устранение монополистических структур; снижение отрицательных последствий монополизма, сохраняющегося по технологическим и экономическим причинам.
Демонополизация является длительным процессом создания условий для развития конкуренции. Она многопланова и включает в себя:
снижение чрезмерной концентрации производства;
устранение экономических и административных барьеров для развития свободного предпринимательства;
создание новых возможностей хозяйствования и выхода на рынок новых конкурирующих структур;
совершенствование законодательной и нормативно-правовой базы в области антимонопольного регулирования и др. [1]
Основной формой реализации государственной антимонопольной политики Республики Беларусь и содействия развитию конкуренции является программирование — разработка программ по демонополизации народного хозяйства. В этих программах отражены цели, основные задачи, принципы и подходы к демонополизации экономики Республики Беларусь в условиях переходного к рынку периода. За период с 1991 по 1999 г. В республике были разработаны три программы: Комплексная программа демонополизации народного хозяйства Республики Беларусь (1993 г.), Программа демонополизации Республики Беларусь на 1996;1997 гг., Программа демонополизации экономики и развития конкуренции Республики Беларусь на 1998;1999 годы. [14]
В результате реализации двух первых программ наметились позитивные тенденции в преодолении монополизма белорусской экономики. Улучшилось положение в сфере торговли и общественного питания, большинство действовавших на местных товарных рынках крупных торговых конгломератов было демонополизировано и коммерциализировано, многие государственные предприятия утратили монопольное положение на рынке оптовой торговли и т. д. Однако демонополизация экономики Республики Беларусь требует решения ещё множества проблем. Усложняет ситуацию ещё и то, что реализация мер антимонопольной политики с целью формирования конкурентной среды и перехода к эффективной экономике взаимосвязана с финансовой стабильностью, антиинфляционными мерами, ценовой, инвестиционной и экспортно-импортной политикой.
Реализация комплекса мер в области демонополизации экономики Республики Беларусь позволяет формировать полноценную конкурентную среду на товарных рынках республики.
В ходе работы XXIX заседания Межгосударственного совета по антимонопольной политике (МСАП), членом которой также является и Республики Беларусь, 17 июня-18 июня 2009 года (Кыргызстан, г. Бишкек) в соответствии с п. 9 повестки заседания рассмотрен вопрос создания в рамках СНГ объединения юристов и экономистов, занимающихся вопросами конкурентной политики. 17 июня 2009 года проведено учредительное собрание Ассоциации юристов и экономистов по развитию конкуренции на территории СНГ.
3.3 Правовые вопросы антимонопольного регулирования в Республике Беларусь Благодаря своей значимости вопрос антимонопольного регулирования всегда вызывал интерес учёных, причём как экономистов, так и правоведов. В нашей же стране эта проблема исследована не в достаточном объёме и существует ещё целый ряд проблемных вопросов, которые ждут своего разрешения.
В Республике Беларусь основные функции в сфере антимонопольного регулирования возложены на Департамент антимонопольной и ценовой политики Министерства экономики Республики Беларусь, то есть на республиканский орган государственного управления и управления облисполкомов.
В процессе своей деятельности соответствующие управления антимонопольной и ценовой политики при областных исполнительных комитетах составляют:
1) сводки, в которых отражается объём производства, объём реализации товаров на местных рынках, рентабельность предприятий;
2) справки проверки предприятий;
3) справки изучения по товарным рынкам;
4) справки проверки органов государственного управления по соблюдению антимонопольного законодательства;
5) другие сведения в пределах своей компетенции.
В заключении каждой справки формулируются выводы и предложения (например, результаты проверки ОАО «Рембыттехника» г. Гродно привели к выводу, что данный субъект не занимает доминирующее положение на соответствующем рынке, и было вынесено предложение исключить его из Государственного реестра хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках с 18 по 30 августа 2004 года).
Непосредственная деятельность антимонопольного органа регламентируется группой ведомственных нормативно-правовых актов. В частности, среди них следует выделить Постановления Министерства предпринимательства и инвестиций Республики Беларусь от 28 апреля 2000 г. № 10 «Об утверждении инструкции по выявлению монопольных цен»; от 31 июля 2000 г. № 14 «Об утверждении инструкции по организации и проведении проверок по соблюдению антимонопольного законодательства хозяйствующими субъектами, доминирующими на товарных рынках»; а также ряд постановлений Министерства экономики Республики Беларусь. [17]
Следует отметить, что основу, своеобразное «ядро» антимонопольного законодательства Республики Беларусь, составляет Закон Республики Беларусь «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции». Нельзя не отметить, что этот нормативный правовой акт хотя и претерпел значительные изменения с момента своего издания, но и по сей день остаётся не до конца проработанным и нуждается в некоторых поправках.
В первую очередь обращает на себя внимание необоснованно существенное отличие понятий конкуренции и недобросовестной конкуренции. Как представляется, второе понятие является разновидностью первого, поэтому и в определении должно содержать общую с ним основу. В этой связи целесообразно изложить понятие недобросовестной конкуренции как состязательность хозяйствующих субъектов, действия которых причиняют ущерб деловой репутации конкурентов либо причиняют им убытки.
Следует также обратить внимание на законодательное определение ключевого понятия «монополистическая деятельность». П. 6 ст. 1 Закона «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» помимо прочего, относит к ней действия (бездействия) государственных органов. Такая трактовка представляется ошибочной, в силу того, что само понятие монополиста может относиться только к хозяйствующему субъекту. Кроме того, в предложенном законодателем определении присутствует излишне дублирующие друг друга понятия (недопущение и устранение — формы ограничения). В этой связи под монополистической деятельностью следует понимать противоречащие антимонопольному законодательству действия (бездействия) хозяйствующих субъектов, направленные на ограничение конкуренции, а также причиняющие вред правам, свободам и законным интересам потребителей.
Помимо определения основных понятий исследуемый закон имеет ещё ряд слабых мест. В частности, ч. 3 ст. 6 данного закона закрепляет положение о том, что «…соглашения хозяйствующих субъектов … могут быть признаны правомерными антимонопольным органом … если хозяйствующие субъекты докажут, что положительный эффект от их действий, в том числе в социально-экономической сфере, превысит негативные последствия для рассматриваемого товарного рынка или Республики Беларусь в целом …». Формулировка изучаемой нормы является не вполне корректной как минимум по двум причинам. Во-первых, презумпция невиновности распространяется как на физические, так и на юридические лица, а это означает, что хозяйствующие субъекты не должны доказывать что-либо до официального рассмотрения спора в суде. И в таком случае решение о правомерности или неправомерности их действий будет принимать именно суд, а не антимонопольный орган. Во-вторых, остаётся непонятным, какие качественные и количественные критерии использовать при сравнении эффекта действий хозяйствующих субъектов в социально-экономической сфере и последствий для товарного рынка и Республики Беларусь. В этой связи видится необходимым, во-первых, чётко разъяснить в законе вышеназванные критерии. Во-вторых, отнести решение вопроса о правомерности действий хозяйствующих субъектов в конечном итоге к исключительной компетенции суда.
Наибольшие трудности вызывает вопрос о границах государственного регулирования обычных монополий. В этой связи приходится констатировать, что зачастую применение антимонопольного законодательства в данной сфере является неэффективным. Вызвано это целым рядом причин. Во-первых, большинство норм антимонопольного законодательства, содержащих какие-либо обязательства или запреты, подкреплённые санкциями, вступает в противоречие с нормами частного права, где установлено, что нельзя навязывать свободным производителям нежелательные для них цены, контракты, сделки и др. [4]
Изучение теории, анализ тенденций, форм и результатов экономической концентрации на зарубежных товарных рынках приводит к выводу о необходимости совершенствования антимонопольного контроля экономической концентрации в Республике Беларусь. В связи с этим представляется целесообразным:
уточнить в действующем законе «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» основные понятия и конкретизировать нормы создания (реорганизации) объединений, слияний, присоединений и других действий, направленных на концентрацию капитала;
для повышения эффективности антимонопольного контроля определить критерии его применения, установить пороговые значения, при превышении которых сделка требует предварительного согласования;
определить поведенческие условия сделки и последующего контроля.
выделить при предварительном анализе комплекс показателей, в наибольшей степени способных повлиять на решение о совершении сделки (уровень концентрации в других регионах, в мире; уровень цен и потенциальной конкуренции; конкурентоспособность товара);
сформировать статистическую базу наблюдений для оценки показателей экономической концентрации на товарных рынках в республике и разработать механизм постоянного мониторинга. [10]
Обобщая сказанное, следует подчеркнуть, что в условиях перехода к рынку речь должна идти не столько о борьбе с монополизмом, о разработке и принятии пакета антимонопольных законов, сколько о формировании конкурентных отношений, на защиту которых и следует направить антимонопольное регулирование. Необходимо разработать Кодекс экономического поведения контрагентов (Кодекс чести), доктрину разумности экономического поведения, весь комплекс мер (экономических, правовых, организационных), предусматривающих коренную перестройку отношений собственности, производства, обмена и управления.
В отечественной экономике до настоящего времени остаётся прежней природа формирования монопольных структур, т. е. они создаются не в результате естественных процессов концентрации капиталов, свободного их перелива в условиях конкуренции на рынках ценных бумаг. Сохранение монополизма, низкая эффективность антимонопольного регулирования препятствуют формированию конкурентной среды хозяйствования. Необходимы институциональные механизмы становления, поддержания и регулирования конкуренции.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В процессе данной работы удалось определить следующее:
1. Свободная конкуренция обусловила концентрацию производства, приведшую не к появлению, а к господству рыночных монополий. Наиболее распространёнными их видами являются чистая, естественная, экономическая и административная. Классическими организационными формами монополий являются картели, синдикаты, тресты, концерны, которые в модернизированном виде существуют и в настоящее время. Необходимое равновесие между монополией и конкуренцией в рыночной экономике обеспечивает антимонопольное регулирование, которое осуществляется государством.
2. Традиционно различают американскую и европейскую модели антимонопольного законодательства. Первая исходит из принципа противоправности всех монополий с включением норм о недобросовестной конкуренции. Американская модель действует, помимо США, в Канаде, Японии, Аргентине. Применительно к США выделяют следующие пять направлений вмешательства государства в деятельность монополий:
их прибыли сокращаются за счёт высоких налогов;
устанавливается контроль над ценами (для сдерживания инфляции и для давления на цены в высококонцентрированных отраслях);
устанавливается государственная собственность на монополии;
осуществляется государственное регулирование промышленности, которое позволяет регулирующим органам наблюдать за ценами, объёмами производства, входом и выходом фирм из регулируемых отраслей;
государство проводит специальную антитрестовскую политику.
Европейская модель антимонопольного законодательства направлена на борьбу со злоупотреблениями монополистического характера, обеспечение контроля за монополиями. Нормы о недобросовестной конкуренции выделены в европейской модели в самостоятельную отрасль. Эту модель применяют Великобритания, Франция, Австралия, Новая Зеландия и ряд других стран Западной Европы.
3. Антимонопольная служба Республики Беларуси ещё очень молода, но уже сделаны её первые шаги к нормализации ситуации по данным проблемам. Намного больше ей ещё предстоит сделать, и эти действия должны осуществляться одновременно с усовершенствованием антимонопольного законодательства Республики Беларусь. В целях совершенствования антимонопольного регулирования в Беларуси необходимо дальнейшее развитие нормативно-правовой базы в сфере государственной антимонопольной политики. Активное использование векового опыта антимонопольного законодательства США и на антимонопольную практику других развитых стран с развитой рыночной экономикой будет способствовать превращению антимонопольного законодательства Беларуси в эффективный регулятор рыночных отношений.
Подводя итоги, можно охарактеризовать антимонопольное законодательство и антимонопольную политику России как необходимые атрибуты структурных преобразований во всех сферах экономики страны. Бесспорно, в некоторых случаях (но лишь в малой доле от их общего количества) существование монополии является оправданным и необходимым, но за этими процессами должен осуществляться жёсткий контроль со стороны государства по недопущению злоупотребления своим монопольным положением.
Можно утверждать, что антимонопольное законодательство является важнейшей составляющей современной экономики. Сфера его функционирования затрагивает интересы не только производителей, но и потребителей, обеспечивая одним возможность реализовать свой товар на рынке в условиях конкурентной борьбы, а другим — оптимальные цены на товары и услуги.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Антонова, Н. Б. Государственное регулирование экономики: учебник / Н. Б. Антонова. — Минск: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2002. — 775с.
Астапов, К. О государственном регулировании естественных монополий / К. Астапов // Общество и экономика. — 2003. № 4−5. — С. 274−287.
Балацкий, Е. Недостатки антимонопольного регулирования/ Е. Балацкий // Экономист. — 2003. № 5. — С.48.
Веленто, И.И., Казанцев, Е. Ю. Правовые вопросы антимонопольного регулирования в Республике Беларусь / И. И. Веленто, Е. Ю. Казанцев.// Весник ГрГУ, Серия 1. — 2005. — № 4. — С.86−91.
Власов, Г. Н. Государственное регулирование экономики: учебник / Г. Н. Власов, А. М. Желтова. — 1998,
Волконский, В.А. О роли монополизма в современной экономике / В. А. Волконский, Т. И. Корягина // Банковское дело.- 2005. — № 2. С.4−14.
Качалин, В. В. Международные аспекты антимонопольного регулирования / В. В. Качалин // МЭиМО. — 2006. — № 2. — С.49−56.
Константинов, С. А. Антимонопольное законодательство и регулирование: Лекция / С. А. Константинов. — Горки: Белорусская государственная сельскохозяйственная академия, 2004. — 20с.
Кравец, Л. М. Антимонопольное регулирование: анализ зарубежного опыта / Л. М. Кравец // Вестник БГЭУ. — 2008. — № 6. — С. 17−25.
Макаревич, Н. И. Антимонопольный контроль экономической концентрации / Н. И. Макаревич // Экономический бюллетень НИЭИ Министерства экономики Республики Беларусь. — 2006. — № 1. — С.46−57.
Макконнелл, К. Р. Экономикс: Принципы, проблемы и политика: В 2 т.: Пер. с англ. Т.2 / К. Р. Макконнелл, С. Л. Брю. — Баку, изд. «Азербайджан», 1992. — 400с.
Мэнкью, Н. Г. Принципы экономикс: Пер. с англ. / Н. Г. Мэнкью. — 2-е изд., сокращ. — Санкт-Петербург: Питер, 2000. — 496 с.
О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции: Закон Республики Беларусь от 10 декабря 1992 г. № 2034;xii / Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. — 2000. — № 8, 2/139; 2002. — № 138, 2/903; 2008. — № 14, 2/1414.
Рыночная экономика и антимонопольное законодательство Беларуси / А. Н. Ахрамчук, В. А. Гюрджан [и др.]; под общ. ред. А. Н. Ахрамчук. — Минск: Право и экономика, 1994. — 116с.
Санько, Г. Г. Монополия и конкуренция / Г. Г. Санько. — Минск: БГЭУ, 1999. — 302с.
Санько, Г. Г. Монополизм и конкурентная политика в трансформируемой экономике / Г. Г. Санько // Бел. эконом. журнал. — 1999. — № 2. — С.100−111.
Хиль, М. Правовое регулирование антимонопольного законодательства в Республике Беларусь и других государствах — членах ЕврАзЭС / М. Хиль // Вестник Ассоциации белорусских банков. — 2006. — N 5. — С. 34−44.
Шимов, В. Н. Экономика РБ на рубеже столетий: итоги, тенденции, направления развития / В. Н. Шимов // Бел. эконом. журнал. — 2001. — № 1. — С. 4−21.
Юданов, А. Ю. Конкуренция. Теория и практика / А. Ю. Юданов. — Москва: Тандем. гном-пресс, 1998. — 384 с.
20 Министерство экономики Республики Беларусь [Электронный ресурс]. — 2014 — Режим доступа: http://economy.gov.by/ru/antitrust — Дата доступа: 03.04.2014
ПРИЛОЖЕНИЕ, А Таблица А.1 — Перечень субъектов хозяйствования, включенных в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках города Минска
(по состоянию на 01.01.2013 г.)
№ п/п | Наименование хозяйствующего субъекта | Наименование товара, по которому хозяйствующий субъект занимает доминирующее положение на рынке г. Минска | Юридический адрес хозяйствующего субъекта | |
1.Продукты питания | ||||
Коммунальное производственное унитарное предприятие «Минскхлебпром» | хлеб и хлебобулочные изделия | г. Минск, ул. Витебская, 17 | ||
Открытое акционерное общество «Минский комбинат хлебопродуктов» | Мука | г. Минск, ул. Слесарная, 48 | ||
Открытое акционерное общество «Гормолзавод № 2» | сыры плавленые | г. Минск, пр. Партизанский, 170 | ||
2.Услуги отраслей производственной и социальной инфраструктуры | ||||
Открытое акционерное общество «Минскжелезобетон» | железобетонные изделия, металлоконструкции | г. Минск, ул. Кабушкина, 66а | ||
Открытое акционерное общество «Макродор» | асфальт, мастика | г. Минск, ул. Селицкого, 19 | ||
Открытое акционерное общество" Нерудпром" | щебень, гравий, песок | г. Минск, ул. Асаналиева, 72 | ||
Охранно-эксплуатационное коммунальное унитарное предприятие «Гаражи, автостоянки и парковки» | услуги автостоянок | г. Минск, ул. Гурского, 38 | ||
Производственное коммунальное унитарное предприятие «Минскзеленстрой» | благоустройство, озеленение территории | г. Минск, ул. Притыцкого, 59 | ||
Производственное коммунальное унитарное предприятие «Аурум» | ремонт ювелирных изделий для населения | г. Минск, ул. Ольшевского, 10 | ||
Открытое акционерное общество «Беллифт» | ремонт и эксплуатация лифтового хозяйства | г. Минск, пер. Велосипедный, 5 | ||
Открытое акционерное общество «Лифтсервис» | ремонт и эксплуатация лифтового хозяйства | г. Минск, пер. Велосипедный, 5 | ||
Совместное закрытое акционерное общество «Ялина» | ремонт обуви | г. Минск, ул. Ольшевского, 10 | ||
Коммунальное унитарное предприятие «Специализированный комбинат коммунально-бытового обслуживания» | ритуальные услуги (в пределах минимума похоронного ритуала) | г. Минск, ул. Ольшевского, 12 | ||
Коммунальное унитарное предприятие банного хозяйства «Городские бани» | услуги бань и душевых | г. Минск, ул. Московская, 12 | ||
Коммунальное транспортное унитарное предприятие «Минсктранс» | пассажирские перевозки городским транспортом (за исключением перевозок пассажиров автобусами с разрешенной массой не более 5000 кг, регулярных городских маршрутов с экспрессным режимом движения) | г. Минск, пер. Кооперативный, 12 | ||
Транспортное коммунальное дочернее унитарное предприятие «Минский метрополитен» | пассажирские перевозки | г. Минск, пр. Независимости, 6 | ||
Дочернее республиканское унитарное предприятие «Госстройэкспертиза по г. Минску» | услуги по проведению государственной экспертизы архитектурных и строительных проектов | г. Минск, ул. Киселева, 4 | ||
Проектное коммунальное унитарное предприятие «Минскпроект» | проектирование объектов жилищного строительства | г. Минск, ул. Берсона, 3 | ||
Открытое акционерное общество «Минскремстрой» | капитальный ремонт жилищного фонда | г. Минск, ул. Интернациональная, 5 | ||
Открытое акционерное общество «МАПИД» | строительство жилых домов для граждан состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий | г. Минск, ул. Р. Люксембург, 205 | ||
Строительное коммунальное унитарное предприятие «Минскметрострой» | тоннелестроение, метростроение | г. Минск, ул. Соломенная, 13 | ||
Коммунальное унитарное предприятие по обращению с отходами «Экорес» | переработка и захоронение бытовых отходов | г. Минск, ул. Селицкого, 35 | ||
Автотранспортное коммунальное унитарное предприятие «Спецкоммунавтотранс» | вывоз бытовых отходов | г. Минск, ул. Ванеева, 40 | ||
Республиканское дочернее унитарное предприятие по обеспечению нефтепродуктами «Белоруснефть-Минскавтозаправка» | розничная реализация нефтепродуктов | г. Минск, пр. Дзержинского, 73а | ||
Коммунальное унитарное предприятие «Минские телевизионные информационные сети» | строительство, эксплуатация и предоставление услуг по трансляции телевизионных программ в сети кабельного телевидения | г. Минск, ул. Цнянская, 23а | ||
Совместное закрытое акционерное общество «Строймир» | услуги по установке и техническому обслуживанию металлических дверей и домофонных систем | г. Минск ул. Раковская, 15 | ||
Коммунальное дочернее унитарное предприятие «Городские парки Минскзеленстроя» | парковые аттракционы | г. Минск, пр. Независимости, 84 | ||
Иностранное частное сервисное унитарное предприятие «Чистый свет сервис» | чистка и уборка помещений | г. Минск ул. Чернышевского, 10а | ||
Коммунальное специализированное монтажно-эксплуатационное унитарное предприятие «СМЭП Мингорисполкома» | содержание и строительство средств дорожного движения | 220 034, г. Минск, ул. Берестянская, 4А | ||
Таблица А.2 — Перечень субъектов хозяйствования, включенных в Государственный реестр субъектов естественных монополий г. Минска
(по состоянию на 01.01.2013 г.)
№ п/п | Полное наименование | Наименование товара (услуги) производимого (реализуемой) в условиях естественной монополии | Юридический адрес хозяйствующего субъекта | |
1. | Коммунальное унитарное производственное предприятие по эксплуатации и ремонту коммунальных тепловых сетей и котельных «Минсккоммунтеплосеть» | Передача и распределение тепловой энергии | г. Минск, ул. Волгоградская, 12 | |
2. | Открытое акционерное общество «Реммех» | Передача и распределение тепловой энергии | г. Минск, ул. Бабушкина, 48 | |
3. | Коммунальное унитарное производственное предприятие «Минскводоканал» | Централизованное водоснабжение и водоотведение | г. Минск, ул. Пулихова, 15 | |
4. | Производственное коммунальное унитарное предприятие «Водник» | Централизованное водоснабжение и водоотведение | г. Минск, ул. Бабушкина, 52 | |
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Таблица Б.1 — Основные антитрестовские законы США
Название и дата принятия. | Основное содержание и направленность. | Институты и методы практической реализации. | |
Акт Шермана (1890) | Запрещение любых контрактов, сделок и форм межфирменного сотрудничества, в том числе и скрытых, ограничивающих возможность реализации своей продукции на данном рынке другими хозяйственными субъектами; постановка вне закона монополизации, попытки монополизации или скрытой формы монополизации коммерческой деятельности. | Министерство юстиции: выдвижение гражданских и уголовных исков. ФТК: отсутствие полномочий. Частные истцы: выдвижение гражданских исков о возмещении ущерба. Генеральные прокуроры штатов: выдвижение гражданских исков о возмещении ущерба | |
Акт Клейтона (1914) | Установление различного уровня цен разным покупателям ставится вне закона, если оно направлено на монополизацию или снижение конкуренции; запрещение включать в контракт условия, требующие с другой стороны бойкотировать продукцию конкурентов в случае, если это ведет к установлению монополии или снижению конкуренции; запрет слияний или покупки активов в случае, если это ведет к значительному снижению конкуренции, запрет перекрестных директоратов. | Министерство юстиции: выдвижение гражданских исков. ФТК: выдвижение гражданских исков. Частные истцы: выдвижение гражданских исков о возмещении ущерба. | |
Акт о ФТК (1914) | Учреждает ФТК; наделяет ФТК полномочиями по защите Акта о ФТК и Акта Клейтона; запрещает несправедливые методы конкуренции и обманные методы торговли. | Министерство юстиции: отсутствие полномочий. ФТК: выдвижение гражданских исков. Частные истцы: отсутствие полномочий. | |