История страхования и основы деятельности страховой компании
Демонополизация страхового дела, формирование его новой правовой основы привели к принцип, изменениям и в сфере формирования ресурсов превентивных мероприятий Законом РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (1992 с послед, изменениями и дополнениями) определено, что страховщики вправе создавать из полученных страховых взносов резерв для финансирования мероприятий… Читать ещё >
История страхования и основы деятельности страховой компании (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
НОУ ВПО Кисловодский институт экономики и права Экономический факультет Контрольная работа на тему: История страхования и основы деятельности страховой компании По предмету:" Страховое дело «.
Выполнила студентка гр. ЗМС-13
Ищенко Марина Николаевна Кисловодск 2015 г.
1. Основные этапы возникновения и развития страхования
2. Предупредительные мероприятия и их финансирование страховой компанией Список использованной литературы
1. Основные этапы возникновения и развития страхования Страхование является одним из наиболее ранних способов защиты человека и общества от последствий неблагоприятных случаев и имеет длинную историю, которую условно можно разделить на четыре этапа.
На первом этапе формируются зачатки страхования. Объективными предпосылками возникновения страхования являются:
— возможность ущерба (вреда) как следствия наступления неблагоприятных случаев, которые на данном этапе развития общества не могут быть предотвращены;
— осознание обществом необходимости объединения сил и средств для защиты от последствий этих событий.
Страхование как способ защиты начало формироваться тогда, когда создания запасов (самозащита, самострахование) стало недостаточно для обеспечения дальнейшего развития общества. Использование разделения ущерба между заинтересованными лицами для защиты от неблагоприятных событий возникло в глубокой древности. Так, в древнем Вавилоне купеческие союзы распределяли ущерб от краж и грабежей каравана на всех участников пропорционально стоимости товара в соответствии с законами Хаммурапи (I тысячелетие до н.э.). В Палестине и Сирии паломники создавали общую кассу, за счет средств которой приобретали своим членам новую лошадь (осла) взамен прежней в случае ее смерти, кражи или нападения диких зверей. Египетские каменщики, которые принимали участие в строительстве пирамид (970−930 гг. до н.э.), основывали кассы взаимопомощи на случай гибели либо инвалидности от несчастного случая, откуда выплачивались деньги пострадавшим или родственникам погибших. В Древней Греции различные политические, ремесленные, артистические и другие союзы наряду с основными обязанностями оплачивали погребение своих членов и выплачивали их наследникам определенную сумму.
Единый подход к организации защиты от неблагоприятных случайных событий в различные исторические периоды в разных странах подтверждает объективную природу:
— потребности в защите путем объединения средств;
— основных принципов защиты (взаимопомощь, раскладка ущерба, создание денежных фондов).
Дальнейшее развитие страхования как способа защиты от неблагоприятных случайностей можно видеть на примере средневековых религиозных объединений, ремесленных и торговых гильдий. К примеру, наиболее известная торговая гильдия Средневековья — Ганза — оказывала своим членам помощь при пожарах, кораблекрушениях, наводнениях, кражах, грабежах, разорении; при достижении старости, в случае утраты зрения, слуха, речи. Предоставлялась помощь вдовам и сиротам, оплачивались расходы на погребение. В некоторых гильдиях имелись списки болезней как страховых случаев, при наступлении которых оказывалась помощь. В этот период впервые появляется предварительный сбор взносов в целевые (страховые) фонды.
В России отдельные принципы страхования имеют место в нормах «Русской Правды» (X-XI вв.), согласно которым «дикая вира» выплачивалась в случае смерти от нападения неизвестного убийцы («Если кто убьет княжеского мужа, совершив на него нападение, и убийца не будет пойман, то платит за него 80 гривен та округа, где найден убитый. Если же убит простой человек, то округа платит 40 гривен» — ст. 3), а также в случае смерти в результате неумышленного, непреднамеренного убийства (ст. 6). Выплата «дикой виры» раскладывалась между членами общины на несколько лет.
В X—XVIII вв. формирование страховых отношений происходило на принципах взаимопомощи, когда члены того или иного коллектива страховали сами себя и не ставили цели получения доходов. Сначала взаимопомощь имела характер разовых соглашений в области путевой торговли — как сухопутной, так и морской. Соглашения касались товаров и перевозочных средств, в качестве которых выступали морские корабли и вьючные животные. Как правило, договоры о взаимопомощи заключали сухопутные и морские торговцы, заинтересованные в защите от стихийных бедствий, несчастных случаев и грабежа.
В XIII в. некоторые государственные мероприятия в области внешней торговли содержали элементы страхования. Так, в 1260 г. был заключен ряд договоров между Новгородом и германскими городами об ответственности за путевой риск.
Для первого этапа развития страхования характерно осознание необходимости распределения ущерба одного пострадавшего на всех членов сообщества (коллегии, гильдии, общины) и использование при раскладке ущерба отдельных принципов страхования. В то же время связанные с процессом компенсации ущерба отношения еще не имеют правового оформления, которое возникает на втором этапе развития страхования, а страховые союзы работают на принципах взаимного страхования и не преследуют коммерческих целей.
Второй этап развития страхования охватывает XIII—XVIII вв. и связан с поиском путей преодоления ограниченной применимости взаимного страхования. Со временем стала использоваться передача риска за определенную плату заинтересованным «покупателям». Истоки этого лежали в ростовщической деятельности, в которой устанавливались более высокие процентные ставки для тех заемщиков, чья коммерческая деятельность была наиболее рискованной. Такая надбавка к процентной ставке являлась премией кредиторам за риск и компенсировала им потери от невозврата ссуд. То есть заемщики, погасившие ссуды, покрывают потери по ссудам из-за неблагоприятных событий. О возможности использования этого принципа в сфере кредитных отношений было известно давно — законы Хаммурапи освобождали заемщика-торговца, выплатившего кредитору повышенный процент, от ответственности за возврат полученной ссуды в случае гибели каравана.
Размер надбавки к стандартной процентной ставке определялся индивидуально для каждой ссуды в зависимости от оценки связанного с ней риска; следовательно, ставки для некоторых заемщиков могли существенно отличаться от стандартных в большую или меньшую сторону.
В XVI — XIX вв. взимание повышенного процента по долгам было запрещено церковью и законодательством большинства европейских государств, поэтому надбавка к процентным ставкам по ссудам, выдававшимся для финансирования высокорисковых деловых предприятий (например, торгового мореплавания), стала оформляться в виде отдельного «страхового» (от латинского слова «безопасность») договора. Выплаты по этому дополнительному соглашению между кредитором и заемщиком не считались процентами (хотя являлись таковыми де-факто) и компенсировали кредитору высокий уровень риска невозврата вложенных средств в случае гибели корабля и груза.
Такая сделка содержит признаки страхования: возврат денег для заимодавца связан с наступлением или ненаступлением опасности, т. е. в основе правоотношения лежит риск; владелец судна или торговец получает компенсацию ущерба за счет безвозвратного займа. Со временем возможность применения такого договора для компенсации вероятных потерь была постепенно осознана и предпринимателями, осуществлявшими деятельность за счет собственных финансовых ресурсов. Эти предприниматели были заинтересованы за определенную плату передавать свои риски третьим лицам.
Развитие мореплавания, сильная зависимость результатов деятельности от непреодолимой силы потребовали формирования соответствующих правовых норм.
Первым договором считается полис морского страхования «каско» от 23 октября 1347 г., подписанный в Генуе и содержащий все элементы современного договора страхования. В 1348 г. в Генуе составлен и первый договор «карго». Вначале договоры страхования заключались на латыни, а с конца XIV в. — уже на итальянском языке. Из Италии страхование распространилось на Испанию и Португалию. Во второй половине XIV в. в Португалии впервые организовано государственное страхование, обязательное для всех собственников крупных кораблей. Самый ранний страховой полис Великобритании — от 1547 г. — составлен на итальянском языке.
Первоначально один кредитор давал займы одному или нескольким владельцам кораблей, но со временем стоимость товаров и, соответственно, корабля с грузом, росла и возникла необходимость в нескольких кредиторах, которые участвовали в различных долях в убытке или прибыли и уже представляли собой страховое общество. Решения о финансировании кораблей (принятии риска) начал принимать ведущий кредитор от лица всех участников. В связи с тем что торговцам было невыгодно в случае успешного плавания делиться прибылью с кредиторами, они способствовали созданию специальных обществ для компенсации потерь от утраты товара во время мореплавания.
Первые страховые уставы, регламентирующие морское страхование, появились в Барселоне (1435 г.), в Венеции (1468 г.), в Голландии (1549 г.), в Англии (1601 г.). Все они содержали условия морского страхования.
Третий исторический этап развития страхования охватывает XVIII — середину XIX в. Для него характерно:
— использование страхования для защиты от широкого круга рисков;
— формирование страхового дела как особой сферы деятельности;
— приобретение страховой услугой формы товара;
— разграничение коммерческого и некоммерческого страхования.
В конце XVII в. в Лондоне начинают работать страховые компании, проводящие страхование от огня. Непосредственным поводом для их возникновения послужил пожар 1666 г., от которого пострадало более 70 тыс. человек.
Первое акционерное страховое общество было создано в Париже в 1686 г. В 1752 г. в США Бенджамином Франклином основано первое товарищество взаимного страхования от огня. В 1765 г. учреждено первое акционерное страховое общество в Германии (Гамбург), сфера его деятельности — морской транспорт.
В 1771 г. в лондонской кофейне Эдварда Ллойда 79 купцов подписали соглашение о внесении каждым из них в банк Англии означенных сумм для осуществления страховых операций, а через пять лет члены ассоциации «Лондонский Ллойд» приняли форму договора морского страхования, ряд положений которого до настоящего времени используется в международной практике.
С развитием статистики как науки, формированием таблиц смертности появилась возможность проведения страхования жизни. В Англии страховые общества, которые проводили страхование жизни и страхования от огня, учреждены в 1700 г. В 1792 г. в Англии было создано первое акционерное страховое общество, которое начало работать с посредниками — страховыми агентами. Развитие страхования жизни было обусловлено острой потребностью населения в страховой защите: рост городского населения, скученность проживания, тяжелый физический труд, отсутствие техники безопасности приводили к росту заболеваемости и несчастных случаев на производстве.
В ходе третьего этапа развития страхования совершенствовались формы организации страховщика. Вначале страхование проводилось в основном как взаимное, но со временем все чаще стала использоваться акционерная форма, которая позволяла объединять капиталы и принимать на ответственность более крупные риски.
Для того чтобы страховщик мог осуществлять свою деятельность, должны были реализоваться следующие экономические и научные предпосылки:
— возникновение потребности в страховой защите в объеме, позволяющем сформировать однородные портфели рисков;
— разработка методики оценки рисков;
— приобретение страховой услугой товарной формы.
Развитие статистики, разработка методов количественной оценки риска позволяли определять величину взноса в страховой фонд для каждого участника страхования. Технологическая готовность к проведению страхования и наличие капитала, с одной стороны, и развитие промышленности, которое вело к росту числа предпринимателей и рисков (пожаров, взрывов, аварий и т. д.), с другой стороны, привели к появлению значительного числа страховых компаний. К концу третьего этапа изменения производительных сил и производственных отношений, конкуренция на страховом рынке, укрупнение рисков вели к концентрации и централизации капитала. Возникают монополии на горизонтальной и вертикальной основе. Создаются картели, концерны, холдинги и другие виды объединений, в том числе на страховом рынке. Первый картель по страхованию от огня создан в Лондоне в 1791 г., а по страхованию жизни — в Шотландии в 1840 г. Первые ценовые картели возникают в середине XIX в. в страховании от огня, от несчастных случаев, градобития и др.
В России, как и в других странах Европы, третий этап страхования начался со страхования торгового мореплавания и страхования от огня. Для обеспечения безопасности морской торговли в 1781 г. Екатерина II утвердила «Устав купеческого мореходства», который содержал положения морского страхования, в 1800 г. была создана первая Торговая страховая контора, в 1844 г. было учреждено Общество пароходства и страхования по рекам Волге и Каме.
Поскольку угроза пожаров для России была весьма значительна, российские подданные начали заключать договоры страхования с зарубежными страховщиками. Чтобы создать национальное страхование, Екатерина II в 1786 г. издает Указ о введении страхования как государственной монополии, что было особенностью формирования страховых отношений в России. Указом Екатерины II учреждены государственные страховые общества при Государственном заемном и Государственном ассигнационном банках. Эти общества проводили операции по страхованию строений и товаров, а также страхование на дожитие и страхование ренты. К началу XIX в. государственное страхование практически прекратилось.
В 1827 г. учреждено Первое российское страховое от огня общество, имевшее 20-летнюю монополию на ведение страховых операций в Москве, Петербурге и Одессе. В 1835 г. было создано Второе российское страховое от огня общество. В 1844 г. введено страхование от огня для государственных крестьян.
С середины XIX в. в России начинают активно создаваться акционерные страховые общества: «Саламандра» (1855 г.), «Надежда» (1856 г.), «Якорь» (1872 г.), «Россия» и «Волга» (1881 г.).
Одновременно с развитием акционерного страхования для снижения расходов на страхование рядовых граждан в 1861 г. был принят закон, положивший начало городскому взаимному страхованию. Взаимным страховым обществам, занимавшимся исключительно огневым страхованием, предоставляли преференции, благодаря которым к 1914 г. число обществ достигло 170. Наряду с взаимным царское правительство уделяло большое внимание и земскому страхованию. Закон от 7 апреля 1864 г. предоставил земствам как территориальным органам самоуправления возможность проводить страховые операции в добровольной и обязательной формах. К1914 г. доля земского страхования в общем объеме страховых платежей составляла более 20%.
В 1834 г. в России начинает проводиться страхование жизни, создается Русское общество для застрахования пожизненных и других срочных доходов и денежных капиталов. Несколько позже появилось страхование от несчастных случаев.
Четвертый этап развития страхования начался в конце XIX в., когда сложились основы страховой деятельности в ее современном виде:
— разработан научный аппарат оценки риска, в том числе теория вероятностей, актуарная математика, демографическая статистика и др.;
— сложилась нормативно-правовая база, законодательное оформление систем денежных отношений между участниками страхования, принципы делового оборота;
— сформирована страховая система как взаимосвязанные между собой субъекты (страховые компании, посредники и др.), обеспечивающие предоставление страхования;
— разработаны страховые технологии, соответствующие рисковой ситуации и уровню развития финансового рынка.
В период с 1861 по 1914 г. с ростом предпринимательской активности и бурным акционерным учредительством началось заключение соглашений между его участниками с установлением единых тарифов и правил страхования, расширение перестраховочной деятельности. К концу XIX в. страховые компании осознают необходимость в координации деятельности на международном уровне. В 1874 г. был создан Международный союз морских страховщиков, в 1878 г. — Международный союз страховщиков транспорта, в 1928 г. — Международный союз авиационных страховщиков. В 1953 г. образован Европейский комитет по страхованию.
К началу Первой мировой войны организация страхового дела в России практически не отличалась от таковой в других государствах. Существовало несколько типов организационно-правовых форм страховщиков: акционерные общества (российские и иностранные), общества взаимного страхования, земские страховые общества, церковные и войсковые страховщики, государственные сберегательные и пенсионные кассы.
В организации страхования в России традиционно активно участвует государство. В 1894 г. издается Закон «О надзоре за деятельностью страховых учреждений и обществ», в 1898 г. — «О порядке помещения и хранения средств акционерных обществ и покрытии их обязательств». Если в XIX в. государство в основном организует страхование от огня, то в начале XX в. внимание было направлено на социальное и личное страхование. В 1912 г. был издан Закон «О страховании рабочих», в 1914 г. — «Об обязательном страховании рабочих и служащих», в 1916 г. — «О страховании доходов и капиталов в государственных сберегательных кассах» .
Начавшиеся с 1914 г. социально-экономические потрясения, вызванные Первой мировой войной и политической ситуацией в России, привели в конце 1917 г. к полному развалу страхового рынка.
После Октябрьской революции 1917 г. над страховыми операциями был установлен контроль, чтобы весьма значительные капиталы российских страховщиков не были переведены за границу. Декретом СНК РСФСР от 28 ноября 1918 г. «Об организации страхового дела в Российской Республике» была установлена государственная монополия на страхование. Таким образом, утверждалось единство организации страхового дела, и государственное страхование осуществлялось на всей территории страны единым предприятием — Управлением государственного страхования (Госстрахом).
В связи с проведением политики военного коммунизма и полным расстройством денежного обращения в стране в 1919 г. было отменено страхование жизни с аннулированием всех ранее заключенных договоров, а в декабре 1920 г. полностью отменено государственное имущественное страхование. Вместо него должен был быть введен порядок бесплатной государственной помощи натурой для трудовых хозяйств, пострадавших от стихийных бедствий.
Переход к новой экономической политике с марта 1921 г. потребовал восстановления страхования, что и было осуществлено в октябре 1921 г. Декретом СНК РСФСР «О государственном имущественном страховании», в соответствии с которым был создан Госстрах. Декретом вводилось имущественное страхование частных хозяйств от пожаров, падежа скота, градобития и транспортных аварий. Государственное имущество, находящееся в арендном или ином использовании частных лиц и предприятий, подлежало обязательному страхованию. Было введено обязательное окладное страхование строений, скота и посевов в сельской местности, заменившее прежнее земское страхование. В 1922;1923 гг. после денежной реформы законодательно вводится личное страхование. Постановление СНК СССР от 11 ноября 1924 г. закрепило монопольное право Госстраха на осуществление страховых операций, страхование перешло в ведение государства.
В 1940 г. был принят Закон об обязательном страховании в хозяйствах граждан, который действовал до 1981 г., когда был издан Указ Президиума Верховного Совета СССР «О государственном обязательном страховании имущества, принадлежащего гражданам». Этот Указ подтвердил обязательное страхование принадлежащих гражданам строений и сельскохозяйственных животных (крупного рогатого скота, лошадей).
С началом Великой Отечественной войны в июне 1941 г. было принято постановление СНК СССР, согласно которому органы Госстраха были освобождены от ответственности в связи с ущербом, возникшим вследствие военных действий. В период войны и послевоенное время страхование используется в целях восстановления хозяйства на территориях, освобожденных от оккупации, в частности, путем введения льготных тарифов.
После денежной реформы 1947 г. в условиях стабильной денежной системы развивается страхование жизни. Импульс этому развитию дало введение в 1956 г. пятилетнего срока страхования жизни (ранее минимальный срок страхования составлял 10 лет), что способствовало превращению этого вида страхования в популярный инструмент накопления денег населения. В конце 1960;х гг. вводится страхование детей и страхование к бракосочетанию.
Развивалось также обязательное страхование имущества колхозов. В 1968 г. было введено страхование урожая сельскохозяйственных культур от широкого перечня стихийных бедствий и несчастных случаев, включавших помимо прочего засуху и все необычные для данной местности явления, оказавшие неблагоприятное влияние на урожай. Такая широкая ответственность по страхованию урожая не имеет аналогов в мировой практике. С 1974 г. этот вид обязательного страхования распространен и на совхозы в целях укрепления финансовой устойчивости сельского хозяйства.
Государственная монополия в области страхования была ликвидирована Законом СССР от 26 мая 1988 г. № 8998-XI «О кооперации в СССР» (далее — Закон о кооперации), который предусматривал, что кооперативы могут создавать собственные страховые организации и самостоятельно определять условия, порядок и виды страхования.
Проведение страхования в условиях планового хозяйства и тотальной государственной собственности не соответствовало мировым традициям, но дало уникальный опыт. Следует отметить, что Госстрах решал проблемы социальной защищенности малообеспеченных слоев населения, в частности проводилось дешевое страхование от несчастных случаев, страхование жизни, в том числе детей, имущества граждан, автомобилей, строений, животных. С помощью государственного страхования был сформирован мощный страховой фонд, за счет которого неоднократно возмещался чрезвычайный ущерб. Создана уникальная для того времени система обязательного страхования урожая сельскохозяйственных культур с широчайшим объемом ответственности. К 1990 г. страховые взносы по отношению к ВВП составляли 3% в условиях бесплатной медицины и государственной собственности на средства производства. Ресурсы государственного страхования были уничтожены инфляцией в 1990;1992 гг.
В июне 1990 г. Совет Министров СССР принял Положение об акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью, которое подтвердило возможность создания негосударственных страховых компаний. Постановление от 16 августа 1990 г. «О мерах по демонополизации народного хозяйства» способствовало развитию конкуренции на российском страховом рынке. В 1992 г. был принят Закон РСФСР «О страховании», в последующей редакции — Закон об организации страхового дела. С этого времени страхование в России развивается в целом в соответствии с общемировыми традициями.
Особенности основных этапов развития страхового дела представлены в табл. 1.3.
личное имущественное страхование ответственность Таблица 1.3. Основные этапы развития страхового дела
Этап | Период | Особенности страхового дела | |
С древнейших времен до XIII в. | o Осознание потребности в объединении средств и необходимости солидарной раскладки ущерба o Использование отдельных принципов страхования (взаимопомощь, раскладка ущерба, создание денежных целевых фондов) | ||
XIII-XVIII вв. | o Возникновение и развитие морского страхования o Первые договоры «продажи» страховой услуги o Формирование правовых норм страхования | ||
XVIIIсередина XIX в. | o Использование страхования для защиты от широкого круга рисков o Приобретение страховой услугой формы товара o Формирование страхового дела как особой сферы деятельности o Разграничение коммерческого и некоммерческого страхования | ||
Середина XIX в.- настоящее время | o Наличие научных методов оценки риска o Формирование развитой нормативно-правовой базы o Наличие институционально развитой страховой системы (страховые компании, посредники, регуляторы, инфраструктура) o Страховые технологии, адекватные ситуации и уровню развития финансового рынка | ||
В ходе развития страхового дела сложились его базовые принципы, выражающие сущность страхования: взаимопомощь (солидарность), достаточность страхового фонда, эквивалентность обязательств страхователей и страховщика, превенция.
2. Предупредительные мероприятия и их финансирование страховой компанией Предупредительные мероприятия и их финансирование страховой компанией. Для обеспечения выполнения принятых страховых обязательств страховщики в порядке и на условиях, установленных законодательством Российской Федерации, образуют из полученных страховых взносов необходимые для предстоящих страховых выплат страховые резервы по личному, имущественному страхованию и страхованию ответственности. Аналогично создаются РПМ — резервы предупредительных мероприятий, то есть резервы для финансирования мероприятий по предупреждению несчастных случаев, утраты или повреждения застрахованного имущества и т. д., см. п. 4.5. Страховые резервы, образуемые страховщиками, не подлежат изъятию в федеральный и иные бюджеты. 27. Из доходов, остающихся после уплаты налогов и поступающих в распоряжение страховщиков, формируется прибыль, необходимая для обеспечения их деятельности.
Мероприятия по предупреждению наступления страховых случаев и снижению страхового ущерба (убытка), осуществляемые за счет отчислений от страховых взносов. В период государственной монополии на проведение страхования отчисления производились в обязательном порядке. Первоначально Декретом СНК РСФСР от 15 мая 1922 были установлены отчисления на противопожарные мероприятия в размере 20% прибыли по обязательному страхованию имущества от огня; с 1925 проводились отчисления и по добровольному страхованию от огня. С 1931 отчисления от платежей по обязательному страхованию составляли 10%, с 1933 -15%. Эти средства направлялись не только на противопожарные мероприятия, но и на цели борьбы с падежом скота. В последующем размер отчислений на превентивные мероприятия неоднократно менялся. С 1960 они установились в размере 8−10% всех платежей и обязательного, и добровольного страхования. С 1968 отчисления от платежей колхозов и населения снизились до 4% (в связи с увеличением размера платежей). С 1978 при введении обязательного страхования имущества совхозов и других государственных сельскохозяйственных предприятий для них и колхозов отчисления устанавливались в размере 2%. С 1968 за счет отчислений от страховых взносов стали финансироваться мероприятия по предупреждению гибели и повреждения сельскохозяйственных культур. Отчисления от страховых взносов поступали в доход соответствующих бюджетов как целевые ресурсы. План их использования ежегодно согласовывался с соответствующими управлениями Госстраха, органами сельского хозяйства и внутренних дел.
Перечень превентивных мероприятий и порядок их финансирования утверждались органами исполнительной власти республик, краев, областей. Им предоставлялось право менять размер отчислений на превентивные мероприятия от поступивших страховых взносов.
Демонополизация страхового дела, формирование его новой правовой основы привели к принцип, изменениям и в сфере формирования ресурсов превентивных мероприятий Законом РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (1992 с послед, изменениями и дополнениями) определено, что страховщики вправе создавать из полученных страховых взносов резерв для финансирования мероприятий по предупреждению несчастных случаев, утраты или повреждения застрахованного имущества. Эти резервы не подлежат изъятию в федеральные и иные бюджеты. Каждая страховая организация самостоятельно разрабатывает положение о резерве превентивных мероприятий и представляет его на утверждение в федеральные орган исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью. Резерв превентивных мероприятий формируется путем отчисления от суммы денежных средств, уплаченных страхователем в соответствии с условиями договора страхования или закона и поступивших на расчетный счет страховщика. Размер отчислений в резерв определяется исходя из процента, предусмотренных на эти цели в структуре страховых тарифов. При подготовке положения о резерве превентивных мероприятий страховые организации руководствуются Примерным положением о резерве превентивных мероприятий по добровольным видам страхования, утвержденным федеральным органом страхового надзора 18 янв. 1995; им установлена предельная величина отчисления, предусмотренным в структуре тарифной ставки (не более 15%). Финансироваться превентивные мероприятия должны на основе договора, заключаемого между страховщиком и юридическими или физическими лицами, осуществляющими превентивные мероприятия, исходя из фактического наличия средств, аккумулируемых в резерве превентивных мероприятий. В соответствии с нормами ГК РФ страховщики имеют право контролировать целевое использование средств резерва, применять при его нарушении определенные меры, вплоть до расторжения договора и возврата средств.
Федеральные органы страхового надзора контролируют целевое использование средств резерва превентивных мероприятий на основе анализа соответствующей формы годовой бухгалтерской отчетности страховщика. Порядок формирования и использования средств резерва превентивных мероприятий по обязательному страхованию устанавливается специальными нормативными актами. В структуру тарифов обязательного страхования пассажиров, перевозимых железно-дорожным, автомобильным, воздушным и водным транспортом, утвержденных соответствующим ведомством (министерством) по согласованию с федеральными органами страхового надзора, заложены нормативы отчислений на превентивные мероприятия. Аналогично утверждаются положения о порядке формирования и использования отчислений.
В соответствии с Законом РФ «О пожарной безопасности» (1994) в порядке, установленном Правительством РФ, создаются фонды пожарной безопасности, формируемые за счет отчислений страховых организаций из сумм страховых платежей по противопожарному страхованию в размере не ниже 5% этих сумм. Противопожарным признается договор страхования, заключенный исключительно на случай причинения ущерба застрахованному имуществу в результате пожара. Структурой страхового тарифа должны предусматриваться указанные отчисления на формирование фондов пожарной безопасности. Управление фондами пожарной безопасности осуществляет Государственная противопожарная служба на основе типового устава, утверждаемого Правительством РФ. В зарубежной страховой практике также нередко финансируются превентивные мероприятия. Порядок финансирования различен. Существует определенная форма участия страховой организации в делах общественности: покупка пожарного автомобиля, беседы с детьми в школах о правилах безопасности и т. д. Такие расходы не включаются в страховой тариф, а осуществляются за счет средств страховщика. Однако на величину этих расходов уменьшается налогооблагаемая прибыль. В странах СНГ порядок формирования и использования фондов превентивных мероприятий имеет много общего с российским.
1. Петров Д. А. Страховое право: Учеб. пособие. — СПб., 2010. — С. 123.
2. Гомелля В. Б. Основы страхового дела. — М., 2009. — С. 37.
3. Белых B.C., Кривошеев И. В. Страховое право. — М., 2011. — С. 69
4. Брагинский М. И., Витрянский В. В. Договорное право. Книга первая. Общие положения. — М., 2009
5. Белова Е. В. Страхование. Учебно-методическое пособие. — Н. Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2012. — 26 с
6. Никулина Н. Н., Березина С. В. Страхование. Теория и практика.? М.: ЮНИТИДАНА, 2008. — 703 с.
7. Страхование: Учебник для вузов / Под ред. Ю. И. Ахвелдиани, Н. Д. Эриашвили. 5-е издание. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.? 702 с.
8. Никулина Н. Н., Березина С. В. Страхование. Практикум: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Коммерция», «Налоги», «Антикризисное управление».? М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.
9. Грищенко Н. Б. Основы страховой деятельности: Учебное пособие. Барнаул: Издво Алт. ун-та, 2011.