Развитие словаря детей в процессе ознакомления с окружающим миром
Словарь дошкольный природа дети Природа привлекает каждого ребенка своей красотой, она кажется ему загадочной, интересной, необыкновенной. Ребёнок любознателен и активен, ему хочется узнать о том, что его окружает. Воспитывающее воздействие природы на ребёнка имеет большое значение в успешности дальнейшего обучения и в развитии словарного запаса. Большое влияние на речь детей оказывает общение… Читать ещё >
Развитие словаря детей в процессе ознакомления с окружающим миром (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Министерство образования и науки РФ ФГБОУ ВПО «Бурятский государственный университет»
Боханский филиал Курсовая работа:
Направление подготовки: «Дошкольное образование»
«Развитие словаря детей в процессе ознакомления с окружающим миром»
Форма обучения: заочная Группа: 60 832с Студент: 5 курса
Васильева И. Н.
Проверил: Преподаватель Замбулаева Н.Г.
2016 уч. год.
I. Изучение особенностей развития словаря детей дошкольного возраста, через ознакомления с природой
1.1 Развитие словаря у детей 5 — 6 лет, через ознакомления с окружающим миром
1.2 Развитие словарной работы в детском саду
II. Опытно — экспериментальная работа по развитию словаря детей 5−6 лет в процессе ознакомления с окружающим миром
2.1 Выявление уровня развития словаря у детей контрольной и экспериментальной групп исследования
2.2 Разработка экспериментальной комплексной системы разнообразных форм методов и приемов обогащения словаря детей в ознакомления с окружающим
2.3 Динамика уровня развития словаря детей 5−6 лет Заключение Список литературы Приложение
Дошкольное детство — период активного познания окружающего мира и развития словаря у ребенка, перед поступлением в школу. Ознакомление детей с окружающей действительностью важное средство по формированию у детей словарного запаса, неуклонно растет объем знаний, которые нужно передать нашим детям.
В период дошкольного детства у ребёнка возникают первые представления об окружающем мире, формируется умение устанавливать простейшие закономерности и взаимосвязи о явлениях окружающей жизни, а также самостоятельно применять полученные знания в доступной практической действительности.
Основой развития речи является знание ребенком окружающей действительности. Каждый вновь усвоенный им предмет или явление должны быть скреплены соответствующим словом. Окружающая ребенка действительность — предметы обихода, люди, животные, картины, игрушки, природа — предоставляет богатый материал, который должен быть использован для расширения детских восприятий и обогащения речи. Важнейшим методом развития словаря являются различные наблюдения. Но все это ребенок может только при условии наличия в его словаре соответствующих названий предметов, объектов и явлений, а также сформированности соответствующих представлений. При этом ребенку необходимо овладение хорошей эстетической восприимчивостью и эстетическим отношением, которые, у него надо систематически развивать. Это эстетическое восприятие формы, объектов, цвета, симметрии, ритма, композиции. Ведь эстетическая оценка предметов и явлений требуют определенного лексического богатства. Усвоение словаря решает задачу накопления и уточнения представлений, формирования понятий, развития содержательной стороны мышления. Одновременно происходит развитие операционной стороны мышления, поскольку овладение лексическим значением происходит на основе операций анализа, синтеза, обобщения. Бедность словаря мешает полноценному общению, а, следовательно, и общему развитию ребенка. Богатство словаря является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня умственного развития. Проводя словарную работу, мы одновременно решаем задачи нравственного и эстетического воспитания.
Объектом исследования — является процесс развития словаря ребенка 5−6 лет.
Предмет исследования — составляют особенности усвоения и воспроизведения детьми новых слов в процессе ознакомления с окружающим миром.
Поиск путей разрешения данной проблемы исследования определил цель.
Цель: выявление особенностей развития словаря у детей 5 — 6 лет в процессе ознакомления с природой.
В основу исследования положена гипотеза, в соответствии с которой содержание работы по ознакомлению с окружающим, в значительной степени будет обогащать, и развивать словарь ребенка.
Для достижения цели и проверки гипотезы были поставлены следующие задачи:
1. Изучить особенности развития словаря детей дошкольного возраста.
2. Определить содержание словарной работы в детском саду.
3. Разработать экспериментально комплексную систему разнообразных форм и методов обогащения словаря у детей 5−6 лет в процессе ознакомления с окружающим миром.
Актуальность.
Красивая правильная речь, богатство словарного запаса — неотъемлемые составляющие интеллигентной, образованной, уверенной в себе и успешной личности. Однако речь современного человека отнюдь не совершенна и, к сожалению, чаще засорена и скудна. Тем не менее, основы закладываются на ранних этапах развития личности — в период дошкольного детства.
Практика показывает, что дети с богатым словарным запасом и высоким уровнем развития речи, как правило, не испытывают затруднения в учении, быстро овладевают навыками чтения и письма. У учащихся с низким уровнем лексического развития обнаруживаются трудности в общении, в обучении грамоте. Дети со средним уровнем — отличаются нестабильностью успехов в учебе.
I. Изучение особенностей развития словаря детей дошкольного возраста, через ознакомления с природой
1.1 Развитие словаря у детей 5 — 6 лет, через ознакомления с окружающим миром
словарь дошкольный природа дети Природа привлекает каждого ребенка своей красотой, она кажется ему загадочной, интересной, необыкновенной. Ребёнок любознателен и активен, ему хочется узнать о том, что его окружает. Воспитывающее воздействие природы на ребёнка имеет большое значение в успешности дальнейшего обучения и в развитии словарного запаса. Большое влияние на речь детей оказывает общение со сверстниками, особенно начиная с 5 — 6 летнего возраста. В общении со сверстниками дети более активно используют речевые умения. Большее разнообразие коммуникативных задач, возникающих в деловых контактах детей, создает необходимость в более разнообразных речевых средствах. В совместной деятельности дети рассказывают о своем плане действий, предлагают и просят о помощи, привлекают друг друга к взаимодействию.
Полезно общение детей разного возраста. Объединение с детьми более — старшего возраста ставит малышей в благоприятные условия для восприятия речи и ее активизации: они активно подражают действиям и речи, усваивают новые слова, овладевают ролевой речью в играх, простейшими видами рассказов по картинкам, об игрушках.
Что касается вопросов развития речи в отечественной педагогике, то следует отметить вклад, который внес К. Д. Ушинский. Он доказал необходимость подготовительного обучения до школы, накопления у детей знаний о предметах, их окружающих, совершенствования сенсорной культуры, развитие речи на основе развития знаний и мышления.
Методика развития речи детей дошкольного возраста стала складываться сравнительно недавно — в 20−30-е гг. нашего столетия. Появился большой интерес к исследованию детской речи. На первых съездах по дошкольному воспитанию была выдвинута задача всестороннего воспитания детей в тесной связи с жизнью, с современностью. Развитие умения ориентироваться в окружающем тесно связывалась с обогащением содержания речи. Обращалось внимание на необходимость развития речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей жизни. Были определены принципы отбора содержания и эффективные пути развития речи. Слово обеспечивает содержание общения. Свободная устная (и письменная) речь опирается, прежде всего, на владение достаточным словарным запасом. В развитии словаря детей дошкольного возраста выделяют две стороны: количественный рост словарного запаса и его качественное развитие, т. е. овладение значениями слов. 1; стр. 56]
Речь, являясь средством общения, возникает на определенном этапе развития общения. Формирование речевой деятельности представляет собой сложный процесс взаимодействия ребенка с окружающими людьми, осуществляемого с помощью материальных и языковых средств. Речь не возникает из самой природы ребенка, а формируется в процессе его существования в социальной среде. Ее возникновение и развитие вызываются потребностями общения, нуждами жизнедеятельности ребенка. 1;стр.43].
Речь опирается на сенсорные представления, составляющие основу мышления, и развивается в единстве с мышлением. Поэтому работу по развитию речи нельзя отрывать от работы, направленной на развитие сенсорных и мыслительных процессов. Необходимо обогащать сознание детей представлениями и понятиями об окружающем мире, развивать их речь необходимо на основе развития содержательной стороны мышления. Формирование речи осуществляется в определенной последовательности с учетом особенностей мышления: от конкретных значений в более абстрактным; от простых структур к более сложным. [1;стр.36].
Игровые приемы могут быть словесными и наглядными. Они возбуждают у ребенка интерес к деятельности, обогащают мотивы речи, создают положительный эмоциональный фон процесса обучения и тем самым повышают речевую активность детей и результативность занятий. Игровые приемы отвечают возрастным особенностям детей и поэтому занимают важное место на занятиях по родному языку в детском саду. [1;стр.55].
В предметном окружение ребенка — дошкольника входят различные объекты природы, поэтому его ознакомление с растениями, животными, явлениями неживой природы неизбежно — это естественный процесс познания окружающего мира и приобретения новых определений и развитие словарного запаса у детей — этот процесс, проходящий под целенаправленным руководством взрослых. Дети расширяют свои знания, у них формируется обобщенное представление об окружающем мире и они усваивают общую зависимость всего живого. Систематическая работа в повседневной жизни по ознакомлению детей с различными явлениями и объектами природы ближайшего окружения позволяет им накопить большое количество конкретных знаний. Это позволяет в старшем дошкольном возрасте сформировать обобщенные представления об однородных объектах и явлениях природы, что связано с преобладающим в дошкольном возрасте наглядно — образным мышлением, оно имеет большое значение для умственного развития и развития словарного запаса. 32].
1.2 Развитие словарной работы в детском саду
Словарная работа в детском саду проводится на основе ознакомления с окружающей жизнью. Ее задачи и содержание определяются с учетом познавательных возможностей детей и предполагают освоение значений слов на уровне элементарных понятий. Кроме того, важно, чтобы дети освоили сочетаемость слова, его ассоциативные связи (семантическое поле) с другими словами, особенности употребления в речи. В современной методике большое значение придается развитию умений выбирать наиболее подходящие слова для высказывания, употреблять многозначные слова в соответствии с контекстом, а также работе, над лексическими средствами выразительности (антонимы, синонимы, метафоры). 1; стр. 65.]
Таким образом, для выяснения сущности словарной работы в детском саду очень важно подчеркнуть, что значение слова можно определить на основе установления трех сторон: 1) соотнесенности слова с предметом, 2) связи слова с определенным понятием, 3) соотнесенности слова с другими лексическими единицами внутри лексической системы языка (В. А. Звегинцев). Усвоить значение слова — значит овладеть всеми его сторонами. Особенность словарной работы в дошкольном учреждении состоит в том, что она связана со всей воспитательно — образовательной работой с детьми. Обогащение словарного запаса происходит в процессе ознакомления с окружающим миром, во всех видах детской деятельности, повседневной жизни, общении. Работа над словом уточняет представления ребенка, углубляет его чувства, организует социальный опыт. Все это имеет особое значение в дошкольном возрасте, поскольку именно здесь закладываются основы развития мышления и речи, происходит становление социальных контактов, формируется личность. Словарная работа в каждой группе проводится на основе учета возрастных и индивидуальных особенностей словаря, психического развития в целом, а также текущих воспитательных задач. Однако есть методические вопросы, важные для всех возрастных групп. Прежде всего, это вопрос о принципах словарной работы, которые определяют ее характер, содержание, формы организации, методы и приемы. К таким принципам относятся: единство развития словаря с развитием восприятия, представлений, мышления; опора на активное и действенное познание окружающего мира; связь содержания словарной работы с постепенно развивающимися возможностями познания окружающего мира, мыслительной деятельностью детей; использование наглядности как основы для организации познавательной и речевой активности; решение всех задач словарной работы во взаимосвязи между собой и с формированием грамматической и фонетической сторон речи, с развитием связной речи; схематизация лексики (раскрытие значений новых слов, уточнение и расширение значений уже известных слов в определенном контексте, через сопоставление, подбор синонимов, словотолкование) (Е. И. Тихеева, М. М. Конина, В. И. Логинова, А. М. Бородич и другие). 1; стр. 57 — 58.]. Дошкольник имеет склонность придавать буквальный смысл словам, которые он произносит: летчика называет «самолетчик», летать, по его мнению, можно и на воздушном шаре, и на планере, а «самолетчик» летает только на самолете. [37;100].
Л.С. Выготский обращал внимание на то, что одно и то же слово при тождестве отнесенности к предметам и явлениям окружающего мира «значит» для ребенка разного возраста и разного уровня развития разное.
Он показал, что на разных этапах за значением слова стоят различные формы обобщения. Если на ранних этапах развития ребенка в значениях слов преобладают эмоционально-образные компоненты, то постепенно с возрастом увеличивается роль компонентов логических. У ребенка в 3 — 5 лет центральное место занимает процесс овладения четкой предметной отнесенностью слов и их конкретными значениями, а в 5 — 6 лет — системой, так называемых житейских понятий, но в которых по-прежнему доминируют эмоционально-образные, наглядные связи. [1; стр.62].
Содержание словарной работы усложняется от одной возрастной группы к другой. Усложнение в содержании программы словарной работы можно проследить в трех следующих направлениях:
· Расширение словаря ребенка на основе ознакомления с постепенно увеличивающимся кругом предметов и явлений.
· Введение слов, обозначающих качества, свойства, отношения, на основе углубления знаний о предметах и явлениях окружающего мира.
· Введение слов, обозначающих элементарные понятия, на основе различения и обобщения предметов по существенным признакам.
Эти три направления словарной работы имеют место во всех возрастных группах и прослеживаются на разном содержании.
Важная задача воспитания и обучения состоит в учете закономерностей освоения значений слов, в постепенном их углублении, формировании умений семантического отбора слов в соответствии с контекстом высказывания.
Непосредственное восприятие окружающего мира в процессе экскурсий; наблюдения, обследование предметов, рассматривание картин и другие наглядные методы продолжают занимать ведущее место. Усложнение состоит в расширении круга объектов, с которыми знакомят детей, в увеличении набора предметов и материалов, их признаков. Одно из основных правил введения новых слов в словарь ребенка — ознакомление со словом в определенном контексте (минимальным контекстом является словосочетание или предложение).
По-прежнему проводятся осмотры помещения, но уже всего детского сада «Какие комнаты есть в детском саду? Как называется комната, в которой мы находимся сейчас? Сколько дверей выходит в коридор? Куда ведет эта дверь?» и т. п. Дети вспоминают, что наблюдали прежде «Куда мы попадем, если выйдем из групповой комнаты? А если повернем налево?».
Большое место занимают экскурсии за пределы детского сада, в природу. Их содержание усложняется, дается больше новых слов. В процессе экскурсий дети приобретают знания о родном городе, об улице, где находится детский сад, о почте, школе, библиотеке, знакомятся с трудом взрослых и одновременно осваивают и уточняют разнообразный словарь: названия профессий, техники, трудовых процессов.
Вывод. Успешное речевое развитие напрямую зависит от чувственного восприятия ребенком окружающего мира и от его предметной деятельности. Дошкольник самостоятельно познает мир, многообразие его предметов и явлений, делая на этом пути удивительные открытия. Он воспринимает действительность, разноцветную, звучащую, по — разному пахнущую, различную по форме, размеру, вкусу, восприятию на ощупь. Так ребенок получает первые впечатления, делает первые наблюдения и первые выводы.
Процесс количественного накопления слов детьми осуществляется с опорой на активное познание, ими окружающего мира, совершаясь в игровой, трудовой, познавательной, бытовой деятельности детей. Чтобы словарь дошкольника планомерно пополнялся, уточнялся и развивался, необходимо знакомить ребенка с новыми предметами и явлениями, с их наименованиями.
II. Опытно — экспериментальная работа по развитию словаря детей 5−6 лет в процессе ознакомления с окружающим миром
Целью экспериментального исследования явилось определение уровня развития словаря у детей 5−6 лет и разработка комплексной системы разнообразных форм и методов обогащения словаря детей 5−6 в процессе ознакомления с окружающим миром.
Задачи:
1. Выявить уровень развития словаря у детей 5−6 лет.
2. Разработать и перспективный план работы разнообразных форм и методов обогащения словаря детей 5−6 лет в процессе ознакомления с окружающим миром.
3. Проследить результат уровня развития словаря у детей контрольной и экспериментальной групп.
Экспериментальное исследование проводилось: с сентября 2015 года по 25 января 2016 года на базе МБДОУ «Олонский детский сад». В эксперименте приняли участие 20 детей старшей группы, составляющие контрольную и экспериментальную группу исследования по 10 человек в каждой.
2.1 Выявление уровня развития словаря у детей контрольной и экспериментальной групп исследования
Цель: подборка диагностирующих методик и выявление уровня развития словаря у детей контрольной и экспериментальной групп исследования.
На данном этапе исследования использовались методики:
· Р. С. Немов Методика «Чего не хватает?» (задание № 1);
· О. Н. Усановой «Диагностика уровня и качества развития речи» (Задание № 2);
· Игра «Какого предмета в ряду не хватает?». (Задание № 3).
Задание № 1.
Цель: изучение процесса поиска не достающих предметов.
Материал: картинки на каждой не хватает чего — то очень важного.
Методика проведения:
Ребенку дошкольного возраста предлагается 7 картинок, на каждой из которых не хватает чего — то очень важного.
Инструкция: на каждой из картинок, не хватает какой — то важной детали, посмотри внимательно назови отсутствующую деталь.
Оценка результатов:
10 баллов — ребенок назвал все 7 недостающих предметов менее чем за 25 секунд;
8−9 баллов — время поиска всех недостающих предметов заняло 26 — 30 секунд;
6 — 7 баллов — время поиска всех недостающих предметов заняло 31 — 35 секунд;
4 — 5 баллов — время поиска всех недостающих предметов заняло 36 — 40 секунд;
2 — 3 балла — время поиска всех недостающих предметов заняло 41 — 45секунд;
0 — 1 балл — время поиска всех недостающих предметов составило в целом больше 45 секунд.
Вывод об уровне развития:
10 баллов — очень высокий;
8 — 9 баллов — высокий;
4 — 7 баллов — средний;
2 — 3 баллов — низкий;
0 — 1 баллов — очень низкий. [39; стр. 26 — 27].
Результаты первого задания (таблица 1).
Экспериментальная группа | Контрольная группа | |||||
№ п/п | Имя, фамилия ребенка | Кол-во баллов | № п/п | Имя, фамилия ребенка | Кол-во баллов | |
Семенов Кирилл | Середкин Саша | |||||
Жилин Саша | Вандашин Андрей | |||||
Дозоров Андрей | Карнаухов Тимур | |||||
Хорошева Полина | Яковлева Снежана | |||||
Чилек Лида | Верхозина Соня | |||||
Быргазов Семен | Токарева Вика | |||||
Титкова Эля | Пущин Слава | |||||
Богданов Даниил | Симонова Лера | |||||
Дунин Даниил | Синенко Ярослав | |||||
Бояшова Люба | Грехнева Женя | |||||
По результатам, представленным в таблице 1 можно сделать вывод, что у детей плохо развито обобщение. Большинство воспитанников делали по 3 — 4 ошибки на нахождение нужных предметов, им нужно было помогать наводящими вопросами.
Задание № 2. «Что лишнее».
Цель: изучение умения детей обосновать свой выбор.
Материал: 10 карточек, на каждой изображено по 4 предмета. Три предмета относятся к одной обобщающей группе, четвертый — к другой. Например: на 1-й карточке — машина, автобус, мотоцикл, дом; на второй — береза, ель, дуб, роза; на 3-й карточке — тетрадь, альбом, кукла и т. д.
Методика проведения: ребенку последовательно показывают карточку и просят назвать, какой предмет лишний и почему.
Оценка результатов:
3 балла — правильно определяет лишний предмет на всех карточках и объясняет, почему он так считает;
2 балла — допускает 3−4 ошибки в определении лишнего предмета и назывании обобщающих слов;
1 балл — допускает 5 и более ошибок в определении лишнего предмета и затрудняется в названии некоторых обобщающих слов.
Результаты выполнения второго задания (таблица № 2)
Экспериментальная группа | Контрольная группа | |||||
№ п/п | Имя, фамилия ребенка | Кол-во баллов | № п/п | Имя, фамилия ребенка | Кол-во баллов | |
Семенов Кирилл | Середкин Саша | |||||
Жилин Саша | Вандашин Андрей | |||||
Дозоров Андрей | Карнаухов Тимур | |||||
Хоршева Полина | Яковлева Снежана | |||||
Чилек Лида | Верхозина Соня | |||||
Быргазов Семен | Токарева Вика | |||||
Титкова Эля | Пущин Слава | |||||
Богданов Даниил | Симонова Лера | |||||
Дунин Даниил | Синенко Ярослав | |||||
Бояшова Люба | Грехнева Женя | |||||
Выполнение второго задания у 7 воспитанников не вызвало больших затруднений из 20 в экспериментальной и контрольной группах, а остальные ребята в обеих группах допустили по 4 — 5 ошибок в определении лишнего предмета.
Задание № 3. Игра «Какого предмета в ряду не хватает?».
Цель: умение детьми использовать в речи существительные, прилагательные, глаголы.
Материал: картинки.
Методика проведения: ребенку сначала предлагается посмотреть внимательно на ряд картинок на первой странице. А перевернуть страницу, просим его так же внимательно посмотреть на ряд этих же предметов и ответить на вопрос: «Что еще появилось?» или «Что изменилось?».
Оценка результатов:
3 балла — работа выполнена за 30 секунд;
2 балла — работа выполнена за 1 минуты;
1 балла — работа выполнена за 2 минуты. [39; стр. 74 — 80].
Результаты третьего задания (таблица 3).
Экспериментальная группа | Контрольная группа | |||||
№ п/п | Имя, фамилия ребенка | Кол-во баллов | № п/п | Имя, фамилия ребенка | Кол-во баллов | |
Семенов К. | Середкин С. | |||||
Жилин С. | Вандашин А. | |||||
Дозоров А. | Карнаухов Т. | |||||
Хорошева П. | Яковлева С. | |||||
Чилек Лида | Верхозина С. | |||||
Быргазов С. | Токарева В. | |||||
Титкова Э. | Пущин С. | |||||
Богданов Д. | Симонова Л. | |||||
Дунин Д. | Синенко Я. | |||||
Бояшова Л. | Грехнева Ж. | |||||
Результаты в таблице 3 показывают, что 5 воспитанников двух групп, в своем словаре имеют большой словарный запас для выполнения данного задания. Некоторым ребятам, задавались наводящие вопросы, с помощью которых они старались отвечать правильно, но ребятам было трудновато.
По результатам трех заданий мы выявили уровень развития словаря детей 5−6 лет.
Высокий уровень (11 - 15 баллов).
Воспитанники широко применяют словарный запас, быстро находит нужные ответ. Употребляет в разговорном стиле слова разных частей речи (прилагательные, существительные и глаголы) с обобщающим значением. Выполняет задания самостоятельно, без помощи педагога.
Средний уровень (10 - 7 баллов).
Воспитанники пользуется словарным запасом, но нужные слова находят с затруднениями. Употребляет в речи существительные с обобщающим словом, но не могут подобрать в нужной ситуации. В основном употребляют слова, обозначающие названия предметов, действия и признаки. При выполнении заданий нуждаются в подсказки педагога.
Низкий уровень (менее 7 баллов).
У воспитанников слабо развит словарный запас, нужное слово находят с трудом. В своей речи редко использует слова разных частей речи. При выполнении заданий нуждаются в помощи педагога.
Подведем итоги общее количество баллов, которые набрали дети в трех заданиях, мы распределили их по уровням развития словаря.
Развития словаря детей экспериментальной и контрольной групп на констатирующем этапе эксперимента (таблица 4).
Экспериментальная группа | Контрольная группа | |||||||
№ п/п | Имя, фамилия ребенка | Кол-во баллов | Уровень | № п/п | Имя, фамилия ребенка | Кол-во баллов | Уровень | |
Семенов К. | С | Середкин С. | В | |||||
Жилин С. | В | Вандашин А. | В | |||||
Дозоров А. | В | Карнаухов Т. | В | |||||
Хорошева П. | С | Яковлева С. | Н | |||||
Чилек Л. | В | Верхозина С. | Н | |||||
Быргазов С. | В | Токарева В. | С | |||||
Титкова Э. | С | Пущин С. | В | |||||
Богданов Д. | Н | Симонова Л. | Н | |||||
Дунин Д. | С | Синенко Я. | В | |||||
Бояшова Л. | С | Грехнева Ж. | С | |||||
Проведенный анализ полученных данных результатов всех методик показал, что в экспериментальной группе 4 ребенка находятся на высоком уровне, 4 воспитанников на среднем уровне и 2 ребенок на низком уровне развития словаря. В контрольной группе 5 воспитанников на высоком уровне, на среднем 2 ребенка и на низком 3. По результатам всего мониторинга была построена сравнительная гистограмма развития словаря у детей контрольной и экспериментальной групп (Рис.1).
Рис. 1 - Сравнительная гистограмма уровней развития словаря на констатирующем этапе эксперимента.
Таким образом, анализируя данные констатирующего этапа эксперимента можно сделать вывод, что педагоги редко работает с детьми по развитию и обогащению словаря в педагогической деятельности. Наполняя взаимодействие с детьми разнообразной информацией, педагоги не обращают свое внимания, на обогащение словаря детей вне занятий, что поставило нас перед необходимостью на формирующем этапе исследования продумать содержание и формы специально-организованной деятельности, направленной обогащение и активизацию словаря у детей.
2.2 Разработка и экспериментальной комплексной системы разнообразных форм и методов обогащения словаря детей при ознакомлении с окружающим
Исходя из данных констатирующего эксперимента, мы сформулировали цель формирующего эксперимента: разработка комплексной системы разнообразных форм приемов и методов обогащения словаря детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с окружающим.
Так как обучение в детском саду ведется по Программе воспитания и обучения в детском саду, то дети контрольной группы занимались только по этой программе, а детям экспериментальной группы в процессе проведения занятий по этой программе внедряли разработанные нами задания.
Для реализации намеченной цели мы спланировали свою работу по следующим направлениям:
1. Обогащение словаря на занятиях по ознакомлению с окружающим миром.
2. Ознакомление с окружающим миром и обогащение словаря в дидактических играх и упражнениях.
3. Развитие кругозора детей и обогащение словаря при чтении художественной литературы.
Работа по направлениям была включена в комплексную систему разнообразных форм приемов и методов обогащения словаря у детей 5−6 лет в процессе ознакомления с окружающим миром. Был разработан экологический проект «Мы желаем много знать об окружающем мире», длительностью на 20 недель с 5 Сентября 2015 г. по 25 января 2016 г. (Приложение 1).
Перспективный план работы состоит из 20 занятий, дидактических игр, упражнений, экскурсии, наблюдений и чтение художественной литературы.
Особое место в экологическом проекте мы уделили дидактическим играм и упражнениям, чтение художественной литературы. Словарный запас у детей становится богаче. Более развита речь, а полученные ими на предшествующей ступени развития знания и практические навыки позволяют воспитателю использовать такие дидактические игры, эксперименты, упражнения в которых правила сложнее.
В наше время издается большое количество познавательных и интересных журналов, таких как «Веселый колобок», «Мурзилка», «Веселые картинки», «Маша и медведь», «Лунтик», и т. д. В утренние и вечерние моменты мы с воспитанниками рассматривали и читали их, а так же дома с родителями знакомились с журналами.
Дети, принимавшие активное участие в экспериментах и с удовольствием выполняли задания, радовались своим успехам, а если не получалось, то старались найти правильное решение.
Таким образом, испытуемые воспитанники обогащали свой словарный запас и получали новые знания. Работа проводилась приемами опоры на окружающие нас объекты или картинки.
2.3 Динамика уровня развития словаря детей 5−6 лет
Целью контрольного эксперимента выявить уровень обогащения и развития словаря у детей 5 — 6 лет. Для этого был проведен эксперимент, аналогичный тому, что проводился в начале исследования. Он проводился 25 января 2016 года.
В ходе контрольного мониторинга были получены следующие результаты. (Таблицы 5 и 6).
Результаты мониторинга в экспериментальной группе (таблица № 5).
№ П/П | Имя, фамилия ребенка | Задание | Общее кол-во баллов | |||
Семенов Кирилл | ||||||
Жилин Саша | ||||||
Дозоров Андрей | ||||||
Хорошева Полина | ||||||
Чилек Лида | ||||||
Быргазов Семен | ||||||
Титкова Эля | ||||||
Богданов Даниил | ||||||
Дунин Даниил | ||||||
Бояшова Люба | ||||||
Результаты мониторинга в контрольной группе (таблица № 6).
№ П/П | Имя, фамилия ребенка | Задание | Общее кол-во баллов | |||
Середкин Саша | ||||||
Вандашин Андрей | ||||||
Карнаухов Тимур | ||||||
Яковлева Снежана | ||||||
Верхозина Соня | ||||||
Токарева Вика | ||||||
Пущин Слава | ||||||
Симонова Лера | ||||||
Синенко Ярослав | ||||||
Грехнева Женя | ||||||
По общим результатам распределили детей экспериментальной и контрольной групп по уровням развития и обогащения словаря.
Сравнительные результаты контрольного мониторинга в контрольной и экспериментальной группах исследования (таблица № 7).
Экспериментальная группа | Контрольная группа | |||||||
№ п/п | Имя, фамилия ребенка | Кол-во баллов | Уровень | № п/п | Имя, фамилия ребенка | Кол-во баллов | Уровень | |
Семенов К. | В | Середкин С. | В | |||||
Жилин С. | В | Вандашин А. | В | |||||
Дозоров А. | В | Карнаухов Т. | В | |||||
Хорошева П. | С | Яковлева С. | Н | |||||
Чилек Лида | В | Верхозина С. | Н | |||||
Быргазов С. | В | Токарева В. | С | |||||
Титкова Э. | С | Пущин С. | В | |||||
Богданов Д. | С | Симонова Л. | С | |||||
Дунин Д. | В | Синенко Я. | В | |||||
Бояшова Л. | Н | Грехнева Ж. | С | |||||
Сравнивая результаты мониторинга на контрольном этапе эксперимента, мы построили гистограммы, на которой можно проследить изменения в развитии воспитанников контрольной и экспериментальной групп по уровням (рис. 2 и рис. 3)
Рис. 2. Экспериментальная группа.
Из гистограммы можно увидеть, что в экспериментальной группе произошли изменения. Увеличилось количество воспитанников с высоким уровнем развития до 6 за счет перемещения 2 -х человек со среднего уровня, на среднем уровне стало 3 человека, а на низком 1 человек.
Рис. 3. Контрольная группа.
Проанализировав данные констатирующего эксперимента, можно сказать, что данные исследования могут служить основанием для подтверждения выдвинутой гипотезы. Констатирующий эксперимент показал достаточно низкий уровень развития словаря детей 5 — 6 лет. Для формирующего эксперимента был продуман и разработан перспективный план работы. Проводя интегрированные занятия, дидактические игры, упражнения и чтение художественной литературы, дети расширяют свои знания и представления об окружающем мире, что привело к повышению уровня развития словаря воспитанников.
После этого был проведен контрольный эксперимент, который выявил, что уровень развития словаря в процессе ознакомления с окружающим у детей возрос по сравнению с констатирующим экспериментом. Результаты, полученные в ходе экспериментов, дают полное основание говорить, что использование в обучающем процессе словесных дидактических игр и упражнений, а также занятий положительно сказываются на расширении словаря детей. Дети стали больше использовать в своей речи слова, обозначающие существительные, прилагательные, действия предметов, строят простые и сложные предложения при ответе на вопрос. Содержание совместной игровой деятельности стало обогащаться.
Таким образом, специально проводимые дидактические игры и занятия действительно являются ведущим методом обучения детей.
Заключение
В дошкольном возрасте дети должны овладеть таким словарем, который позволил бы им общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередачи и т. д.
Говоря о качественной характеристике словаря, следует иметь в виду постепенное овладение детьми социально закрепленным содержанием слова, отражающим результат познания. Этот результат познания закрепляется в слове, благодаря чему осознается человеком и передается в процессе общения другим людям. В силу наглядно-действенного и наглядно-образного характера мышления ребенок овладевает, прежде всего, названиями наглядно представленных или доступных для его деятельности групп предметов, явлений, качеств, свойств, отношений, которые отражены в словаре детей достаточно широко. Наша работа была ориентирована на развитие словаря детей 5 — 6 лет в процессе ознакомления с окружающим миром. В связи с поставленной целью в первой главе нашего исследования рассмотрено состояние исследуемой проблемы в психолого-педагогической науке, проанализированы особенности развития и формирования словаря дошкольников.
Анализ теоретических положений и методических выводов позволил представить результаты опытно-экспериментальной работы. При прочих равных условиях, на начальном этапе формирования эксперимента уровень развития детей в контрольной группе был выше, чем в экспериментальной. Анализ результатов экспериментальной группы до и после формирующего эксперимента свидетельствует об эффективности разработанного нами комплекса методов и приемов. Экспериментальная группа улучшила свои результаты. Процент детей с низким уровнем развития сократился. Соответственно количество детей со средним и высоким уровнем развития также увеличился.
Ознакомление с окружающим миром в воспитательно-образовательной работе с детьми использовались в интегрированной форме, как на занятиях, так и в процессе самостоятельной деятельности (игра, досуг, прогулка, отдельные режимные моменты).
Исходя из анализа опытно-экспериментальной работы, можно прийти к выводу, что наша гипотеза о том, что содержание работы по ознакомлению с окружающим, в значительной степени будет развивать словарь ребенка, подтвердилась.
Таким образом, результаты опытно-экспериментальной работы подтвердили необходимость серьезной работы с детьми 5−6 лет по развитию словаря в процессе ознакомления с окружающим миром.
Список используемой литературы
1. Алексеева М. М., Яшина В. И. «Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников»: Учеб. пособие для студ. высших и сред. пед. учеб. заведен — М.: Издательский центр «Академия», 2012. — 400 с.
2. Алексеева М. М., Ушакова О. С. «Взаимосвязь задач речевого развития детей на занятиях». — М, 2013. — с.27−43.
3. Арушанова А. Г. «Речь и речевое общение детей». — М.: Мозаика-Синтез, 2011.-270 с.
4. Антипова Ж. «Что? Где? Когда?»: О работе по формированию словарного запаса у детей с ОНР // Дошкольное воспитание. — 1995. — № 9. — с. 36−38.
5. Бельтюков В. И. «Пути исследования механизма развития речи» Дефектология. — 2014. — № 3. — с. 24−32.
6. Бондаренко А. К. «Дидактические игры в детском саду» Кн. Для воспитателя дет. сада. — 2 е изд., дораб. — М.: Просвещение, 2011. — 160
7. Бондаренко А. К. «Словесные игры в детском саду». Пособие для воспитателя детского сада. М., Просвещение, 2012 — 96 с.
8. Бородич А. М. «Методика развития речи детей» Учеб. Пособие для студентов пед. инст. — М.: Просвещение, 2011. — 255 с.
9. Большакова С. Е. «Логопедическое обследование ребенка» М., — 2012 г.
10. Вахрушева Л. Н. «Воспитание познавательных интересов у детей 5−7 лет» — М., — 2010.
11. Винарская Е. Н. «Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии». — М.: Просвещение, 2010. — 160 с.
12. Выготский Л. С. «Мышление и речь». — М., 2010. -415 с.
13. Выготский Л. С. «Обучение и развитие в дошкольном возрасте избранные психологические исследования» — М., 1956, стр. 296.
14. Гвоздев А. Н. «Вопросы изучения детской речи». — М., 2013.
15. Гербова В. В. «Занятия по развитию речи с детьми 4−6 лет». — М.: Просвещение, 2014.-207 с.
16. Гербова В. В. «Использование детьми третьего года жизни словарного запаса в повседневной жизни и деятельности». // Ученые записки: МГЗПИ.-1970.
17. Гербова В. В. «Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада». — М.: Просвещение, 2014. — 175 с.
18. Громова О. Е. «Методика формирования начального детского лексикона». — М.: Сфера, 2013. — 176 с.
19. Ефименкова Л. Н. «Формирование речи у дошкольников». — М.: Просвещение, 1981. — 112 с.
20. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. «Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников». — Екатеринбург: Литур., 2010. — 320 с.
21. Забрамная С. Д., Костенкова Ю. А. «Развивающие занятия с детьми». — М: Институт общегуманитарных исследований, 2012. — 79 с.
22. Захарова А. В. «Опыт лингвистического анализа словаря детской речи». — Новосибирск, 2012.С.3−5.
23. Иваненко А. П. «Словарная работа в детском саду». — Запорожье, 2010.
24. Иванова А. М. Программы ДОУ «Человек. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду» — М., — 2013 г.
25. Иванова А. М. Программы ДОУ «Мир растений. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду» -М., — 2012 г.
26. Кольцова М. М. «Ребенок учится говорить» -М., 1979.
27. Кравченко И. В., Долгова Т. Л. «Прогулки в детском саду. Старшая и подготовительная группы». Методическое пособие — 2013.
28. Левина Р. Е. «Воспитание правильной речи у детей». — М: Просвещение, 2010.-32 с.
29. Левина Р. Е., Никашина Н. А. «Общее недоразвитие речи. Основы теории и практики логопедии». — М., 2011
30. Ляпидевский С. С. «Воспитание и обучение детей с расстройствами речи» — М.: Просвещение, 1999. — 247 с.
31. Николаева С. Н. «Юный эколог» (система работы в старшей группе детского сада) мозаика синтез 2012 г.
32. Николаева С. Н. «Методика экологического воспитания дошкольников» издательский центр «Академия» 2012 г.
33. Тихеева Е. И. Развитие речи детей. / Под ред. Ф. А. Сохина. — М.: Просвещение, 2015. — 159 с.
34. Тихомирова Л. Ф. «Развитие познавательных способностей детей» популярное пособие для родителей и педагогов — Ярославль: Академия развития, 1996 г.
35. Усанова О. Н. «Диагностика уровня и качества развития речи» М., — 2011.
36. Ушакова О. С. «Занятия по развитию речи в детском саду» / Под ред.- М: Просвещение, 2011. — 271 с.
37. Федоренко Л. П., Фомичева Г. А,. Лотарев В. К. «Методика развития речи детей дошкольного возраста»: Учебн. пособие. / Под ред., М.,
Приложение
Экологический проект.
«Мы желаем много знать об окружающем мире».
Паспорт проекта.
Полное наименование проекта: «Мы желаем много знать об окружающем мире».
Автор проекта: Васильева Ирина Николаевна — воспитатель.
Кадры: воспитатель, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, педагог-психолог.
Вид, тип проекта: познавательно-исследовательский; краткосрочный.
Цель: раскрыть методику развития словаря у детей 5 — 6 лет в процессе ознакомления с окружающим миром.
Краткое содержание проекта: описание этапов деятельности участников проекта по решению поставленных задач в направлении развитие словаря у детей 5 — 6 лет.
Место проведения: Старшая группа МБДОУ «Олонский детский сад».
Сроки проведения: с Сентября 2015 год по Январь 2016 год.
Количество участников проекта: воспитатель группы, родители (10 человек), дети (20 человек), специалисты ДОУ (2 человека).
Форма проведения: групповой проект.
Объект исследования: — процесс развития словаря детей 5−6 лет.
Предмет исследования — составляют особенности усвоения и воспроизведения детьми новых слов в процессе ознакомления с окружающим миром.
Цель: выявление особенностей развития словаря у детей 5 — 6 лет.
Задачи проекта:
· вызвать у детей желание помогать: растениям, насекомым, животным, птицам, человеку;
· развивать умение видеть в предметах характерные свойства, признаки сравнивать и группировать предметы по определенным свойствам;
· повысить уровень родительской компетентности в вопросах формирования экологической культуры.
Этапы проекта:
· Подготовительный этап: постановка цели и задач, определение направления работы, объектов и методов исследования. Предварительная работа с педагогами (подборка соответствующих дидактических, подвижных игр, планирование различных видов деятельности — интегрированных НОД, целевых прогулок по теме проекта). Работа с детьми (выявить уровень развития словаря у детей) и их родителями (семинар для включения родителей в проектную деятельность). Выбор оборудования и материалов, изучение и подбор литературы (методической, научной, художественной по теме проекта).
· Основной этап: решение поставленных задач различными методами и приемами во всех видах детской деятельности (игровая, познавательно-исследовательская, продуктивная, восприятие художественной литературы, коммуникативная, музыкально-художественная, двигательная, трудовая). Организация самостоятельной и совместной деятельности детей.
· Заключительный этап: обобщение результатов работы, анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов.
Перспективный этап: Проведение проектной деятельности по ознакомлению с окружающим миром и составление плана по развитию словаря у детей 5 - 6 лет.
Предполагаемые результаты:
· Бережное отношение к природе, стремление к правильному поведению по отношению к миру природы.
· Формирование знаний о жизни растений, животных.
· Уровень родительской компетентности по данному вопросу повысится, за счет активного вовлечения их в проектную деятельность.
Перспективный план работы с детьми.
Месяц, Неделя | Занятия | Беседы, чтение художественной литературы, другие мероприятия. | Наблюдения | Экскурсии, дидактические игры. | |
Сентябрь | |||||
2 неделя | Занятие № 1. Тема: «Овощи» Цель: Обогатить представление у детей об овощах, произрастающих в нашем регионе (томат, тыква, баклажан и др.). Обогатить словарный запас детей за счет обозначения качеств овощей (вкуса, цвета, величины). Развивать связную речь через составление описательного рассказа об овощах. | Беседы: «Что такое овощи?», «Что растет на огороде?», «Профессия овощевод». Чтение художественной литературы: чтение русской народной сказки «Вершки и корешки», «Репка», Ю. Тувима «Овощи». Отгадывание загадок об овощах. | Собираем урожай на огороде. Рассматривание муляжей овощей, иллюстрации. | Экскурсии: «Экскурсия в огород на территории детского сада». Дидактические игры: «Вершки и корешки», «Подумай и ответь», «Определи на ощупь», «Попробуй на вкус». | |
3 неделя | Занятие № 2 Тема: «Дары леса». Цель: Закрепить представления о лесных ягодах и грибах. Закреплять представления детей о ядовитых лесных ягодах и грибах, о мерах предосторожности. Развивать у детей познавательный интерес, желание наблюдать, исследовать. | Беседы: «Какие грибы растут в лесу», «Какие ягоды можно набрать в лесу», «Съедобные и несъедобные грибы». | Рассматривание иллюстрации грибов, ягод. Сравнение муляжей грибов. | Экскурсии: Экскурсия в лес. Выставка рисунков «Дары леса». Дидактические игры: «Ягоды. Грибы», «Съедобные и несъедобные грибы и ягоды». | |
4 неделя | Занятие № 3 Тема: «Цветы». Цель: Закрепить представления о цветах: луговые, садовые. Обогащать словарный запас слов, через новые названия строение цветов, название. Развивать у детей познавательный интерес, желание наблюдать, исследовать. | Беседы: «Какие это луговые цветы», «Какие садовые» «Профессия Садовник, цветовод». Цветочная викторина, отгадывание загадок о цветах. | Наблюдение за цветами в клумбе на участке и территории в детском саду, дома. Рассматривание иллюстрации о цветах. | Экскурсии: Экскурсия на луг, в лес, по территории детского сада. Дидактические игры: «Угадай по описанию», «Строение цветка», «Луговые цветы», «Садовые цветы», «Лесные цветы». | |
Итоговая творческая работа «В мире прекрасного» (поделки: из природного материала, овощей, цветов). | |||||
Октябрь.
Месяц, Неделя | Занятия | Беседы, чтение художественной литературы, другие мероприятия. | Наблюдения | Экскурсии, дидактические игры. | |
1 неделя | Занятие: «Перелетные птицы». Цели: Закрепить представления о перелетных птицах. Развивать у детей познавательный интерес, желание наблюдать за птицами, умение заботится о них. | Беседы: «Какие птицы называются перелетными», «Куда улетают перелетные птицы». Чтение художественной литературы: «Серая шейка». | Наблюдение за птицами на территории детского сада, дома, в лесу. Рассматривание иллюстрации о перелетных птицах. | Экскурсии: На территорию детского сада, на улицах нашего села, в лесу. Дидактические игры: «Кто здесь лишний», «Как называют эту птичку», «Птицы и их птенцы». | |
2 неделя | Занятие: «Домашние животные». Цель: Закрепить представления о домашних животных. Развивать у детей познавательный интерес, желание наблюдать за животными, умение заботится о них. | Беседы: «Поговорим о животных», «Какие животные живут у нас дома», «Что животные едят». Чтение художественной литературы: Т. Сарковой «Петух и курица». | Наблюдение за животными дома, на территории в детском саду. | Экскурсии: На территорию детского сада, на улицах нашего села. Дидактические игры: «Угадай по описанию, о каком животном мы говорим», «Кто как кричит», «Кто, где живет», «Животные и их детеныши». | |
3 неделя | Занятие: «Дикие животные». Цель: Углублять знания детей о диких животных наших лесов, об их повадках и поведении. Закреплять названия детенышей диких животных. Побеседовать с детьми о внешнем виде диких животных, о месте их обитания. | Беседы: «Какие животные живут в лесу», «Чем питаются животные», «Кто ухаживает за животными леса». «Отгадывание загадок о животных». Чтение художественной литературы: В. Бианки «Хитрый Лис и умная Уточка», С. Козлов «Доверчивый Ёжик». | Рассматривание иллюстрации о диких животных и их детенышах. | Дидактические игры: «Угадай по описанию», «Назови семью», «Кто, где живет», «Кто чем питается», «Четвертый — лишний», «Собери животное по частям», «Чей это хвост». | |
4 неделя | Занятие: «Зимующие птицы». Цель: Закрепить, расширить и обобщить знания о зимующих в наших краях птицах. Формировать бережное отношение к птицам, желание помогать в трудное для них время. | Беседы: «Каких птиц мы называем зимующими», «Как зимующие птицы питаются зимой», «Где птицы прячутся в морозы». Чтение художественной литературы: «Трудно птицам зимовать» А. Чепуров, «Воробышки игривые» С. Есенин, | Наблюдение за зимующими птицами на территории детского сада и дома. Рассматривание иллюстрации о зимующих птицах. | Экскурсии: Экскурсия по территории детского сада и на улицах нашего села. Дидактические игры: «Угадай по описанию», «Кто, где живет», «Кто чем питается», «Четвертый — лишний», «Собери птицу по частям», «Чей это хвост». | |
Итоговая творческая работа - Птичья столовая конкурс кормушек - «Давайте птиц покормим». | |||||
Ноябрь.
Месяц, Неделя | Занятия | Беседы, чтение художественной литературы, другие мероприятия. | Наблюдения | Экскурсии, дидактические игры. | |
1 неделя | Занятие: «Мебель». Цель: Познакомить с названиями предметов мебели и их составными частями; Учить сравнивать отдельные предметы мебели, описывать их; Продолжать учить соблюдать пропорции деталей при лепке. | Беседы: «Что такое мебель», «Какие предметы из мебели вы знаете», Для чего человеку нужна мебель". | Рассматриваем иллюстрации мебели. Рассматривание мебели в группе и дома. | Дидактические игры: «Что из чего состоит», «Бывает, не бывает». Словесная игра: «Какой — какие». | |
2 неделя | Занятие: «Посуда». Цель:: систематизировать и обобщить знания детей о посуде, ее назначении; материала, из которого она сделана; формировать понятия: чайная, столовая, кухонная; уточнять и активизировать словарь по теме «Посуда». | Беседы: «Назови одним словом, что это», «Виды посуды». Отгадывание загадок о посуде. Чтение художественной литературы: К. И. Чуковский «Федорино горе». | Рассматривание иллюстрации о посуде. Наблюдение за няней «Накрываем стол для обеда». | Экскурсия: Экскурсия на кухню детского сада. Дидактические игры: «Разбитая посуда», «Накрываем на стол», «Из чего сделана посуда». | |
3 неделя | Занятие: «Транспорт». Цель: Уточнять и закреплять знания детей о транспорте (наземный, воздушный, водный, подземный); Развитие связной речи, умение отвечать на вопросы. | Беседы: «Виды транспорта», «На чем люди ездят». Отгадывание загадок о транспорте. | Наблюдение за транспортом на улицах нашего села. Рассматривание иллюстрации и картинок о транспорте. | Экскурсии: Экскурсия на улицу около детского сада. Дидактические игры: «Назови правильно», «Определите первый звук», «Что здесь лишнее», «Собери картинку». | |
4 неделя | Занятие: «Одежда». Цель: обогащение знаний детей об одежде; продолжать учить составлять описательный рассказ с помощью опорной схемы; активизация речевой деятельности детей. | Беседы: «Что такое одежда», «Для чего Человеку нужна одежда», «Виды одежды». | Рассматривание иллюстрации и картинок об одежде. | Экскурсии: Экскурсия в магазин одежды. Дидактические игры: «Что из чего сшито», «Собери картинку», «Четвертый лишний». | |
Итоговое занятие «Путешествие с Лунтиком». | |||||
Декабрь.
Месяц, Неделя | Занятия | Беседы, чтение художественной литературы, другие мероприятия. | Наблюдения | Экскурсии, дидактические игры. | |
1 неделя | Занятие: «Зима». Цель: Формировать у детей представление зиме. Закреплять у детей знания о признаках зимы, сезонных изменениях в природе. Познакомить с зимними месяцами. Воспитывать интерес к изучению природы, любовь к ней, умение видеть красоту окружающего мира. Развивать творческие способности детей, самостоятельность. Создать условия для участия родителей в образовательном процессе. | Чтение художественной литературы: С. Есенин «Белая береза», И. Бунин «Первый снег», Ф. Тютчев «Зима недаром злится… «. Н. Носов «На горке», М. Пришвин «Зима», В. Сутеев «Снеговик-почтовик», И Соколов-Микитов «Узоры на снегу «Морозко», «12 месяцев», «Мороз Иванович», «Два мороза», «Снегурочка», | Наблюдение за изменениями в природе на территории нашего детского сада и на улицах нашего села. | Экскурсии: Экскурсия по территории нашего детского сада. Экскурсия в лес. Экскурсия на улицы нашего села. дидактические игры: «Когда это бывает», «Приметы зимы», «Что здесь лишнее», «Какая она зима». | |
2 неделя | Занятие: «Весна». Цель: закрепить и обобщить представления детей об основных признаках весны в живой и неживой природе; совершенствование грамматического строя речи; уточнение, расширение и активизация словаря по теме весна. Воспитывать внимание к поэтическому слову. | Беседы: «Сколько братьев месяцев весной», «Что такое весна». Весенняя викторина. Чтение художественной литературы: Фет. «Весна», Н. А. Плещеев «Сельская песенка». | Рассматривание иллюстрации за изменениями в природе весной. | Дидактические игры: ««Опиши увиденное», «отгадай, о чем я говорю», «Угадай, что это». | |
3 неделя | Занятие: «Лето». Цель: Дать понятие, что такое Лето. Отметить значение и роль цветов, животных, насекомых для жизни и деятельности человека. Пополнить и обогатить словарный запас детей и их знания по теме «Лето». | Беседы: «Что такое лето», «Какое оно наше лето», «Что мы любим, делать летом!». Чтение художественной литературы: П. Шейна «Божья коровка», И. Бунин «Крупный дождь в лесу зелёном», А. Блок «Летний вечер». | Рассматривание иллюстрации и картинок об изменениях в летний период. | Дидактические игры: «Что найдём и увидим в лесу», «Найди цветы одинаковые по цвету», «Волшебный мешочек», «Дары лета», «Белочка с лукошком», «Сложи картинку», «Найди по описанию»; Сюжетно — ролевые игры:: «Цветочный магазин», «Мы идём в лес»; | |
4 неделя | Занятие: «Осень». Цель: Расширить и систематизировать знания детей об осени, ее признаках, явлениях. Развивать любознательность, наблюдательность, фантазию, память, мышление, творческие способности; Развивать связную речь, обогащать и активизировать словарный запас. | Беседы: «Витаминная корзинка», «Наш веселый огород, что здесь только не растет». Чтение художественной литературы: И. Бунин «Листопад», В. Даль «Война грибов и ягод», М. Волошин «Осень». | Рассматривание иллюстрации и картинок об изменениях в осенний период. | Дидактические игры: «Четвертый лишний», «Послушай, запомни, повтори», «Назови ласково», «Чего не стало», «Круглый год», «Собери картинку». | |
Итоговое творческое занятие «Круглый год». | |||||
Январь.
Месяц, Неделя | Занятия | Беседы, чтение художественной литературы, другие мероприятия. | Наблюдения | Экскурсии, дидактические игры. | |
1 неделя | Занятие: «Профессии». Цель: расширять представления детей о профессиях людей; воспитывать уважение к труду сотрудников детского сада; | беседы: «Какие бывают профессии», «Кто, где работают», Чтение художественной литературы: К. И. Чуковский «Айболит», С. Маршак «Кем быть?». | Наблюдение за работой повара на кухни детского сада. Наблюдение за работой медсестры в медицинском кабинете детского сада. | Экскурсии: Экскурсия в медицинский кабинет, на кухню на территории детского сада. Дидактические игры: «Кому, что нужно для работы», «Профессии», «Кем быть?», «Кому, что нужно для работы?», «Знаем все о профессии». Сюжетно-ролевая игра: «Больница», «Магазин», «кафе», «Столовая». | |
2 неделя | Занятие: «Вещи в моем доме». Цель: Продолжать расширять знания детей о разновидности и разнообразии бытовых предметов. Знакомить детей с техникой, которая облегчает труд человека, её назначением и пользой. Обогащать и расширять знания детей об окружающем мире. | беседы: «Техника наша помощница», «Правила пользования электроприборами», «Телефон — друг человека», «Уборка в доме», «Вещи, которые нас окружают». | Рассматривание альбома «Бытовая техника». Наблюдение за работой электроприборов дома с взрослыми. | Дидактические игры: «Найди предмет», «Опиши предмет», «Дорисуй» «Что не хватает», «Кому это нужно», «Найди пару». Игры — имитации: «Погладим рубашку», «Как я подметаю», «Как я мою посуду». Сюжетно - ролевая игра: «Магазин посуды», «Помощники», «Семья». | |
3 неделя | Занятие: «В мире интересного». Цель: Познакомить детей с явлениями природы, со способами сохранения и восстановления окружающей среды; Воспитывать бережное отношение к природе, природоохранное поведение. | беседы: «Поможем природе», «День загадок», «Времена года», «Для чего нужны цветы», «Насекомые и цветы». | Наблюдение за явления в природе. | экскурсии: Экскурсия по территории детского сада. Экскурсия по улицам нашего села. Дидактические игры: «Времена года», «Узнай, назови, объясни», «Чего нельзя делать в лесу». | |
Подведение итогов проекта. Мониторинг. | |||||
Разнообразные формы работы способствуют развитию наблюдательности, любознательности, поисковой деятельности воспитанников, обогащают их внутренний мир, развивает и обогащает словарь ребенка благодаря прикосновенности ко всему живому. Продуктивная деятельность в ходе проекта позволяет закрепить полученные знания, умения и навыки. Повышается уровень родительской компетентности, проявляется бережное отношение к природе. Проектная деятельность — эффективное средство для формирования развития словарного запаса у дошкольников.