Административное принуждение
Применение принудительных средств законодательство связывает, как правило, с фактом нарушения лицом возложенных на него правовых обязанностей. Однако угроза общественным и личным интересам и причинение им ущерба могут возникнуть вследствие не только правонарушения, но и стихийных бедствий, действий психически больных лиц и т. п. Поэтому государство вынуждено прибегать к применению принудительных… Читать ещё >
Административное принуждение (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
1. Понятие и сущность административно-правового принуждения
1.1 Понятие административного принуждения
1.2 Характерные черты административного принуждения
2. Система мер административного принуждения в Республике Казахстан
2.1 Классификация мер административного принуждения
2.2 Административно-предупредительные меры
2.3 Меры административного пресечения
2.4 Меры административной ответственности как вид административного принуждения
2.5 Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Начиная с середины прошлого века, тема административного принуждения многократно изучалась и обсуждалась учеными. Имеется немало монографий, диссертаций, научных статей, в которых правоведы высказывают свое мнение по данному вопросу, предлагают классификацию мер, относящихся к данной категории.
Административное принуждение является особым видом государственного принуждения, имеющим своим назначением охрану общественных отношений, складывающихся преимущественно в сфере государственного управления.
Нормы административного права закрепляют широкий круг мер принудительного воздействия, применяемых исполнительной властью для обеспечения правопорядка. Рассматриваемый вид принуждения охраняет не только административно-правовые нормы, но и нормы гражданского, трудового, земельного и иных отраслей права, реализацию которых призваны обеспечить органы исполнительной власти.
Многие административно-принудительные меры являются самостоятельными, их применение означает решение вопроса по существу. Это административные санкции. Но имеются и так называемые обеспечительные, процессуальные меры (задержание, досмотр вещей и др.), которые используются с целью создания условий для нормального хода производства по делам об административных нарушениях.
Реализация мер административного принуждения является важной и актуальной задачей государственных органов, поскольку эти меры направлены на обеспечение законности, охрану правопорядка, защиту прав и интересов граждан и организаций, собственности, на создание нормальных условий деятельности аппарата государственной власти, посредством их применения ежегодно привлекаются к административной ответственности миллионы правонарушителей, предупреждаются и пресекаются десятки миллионов правонарушений и преступлений.
Целью настоящей курсовой работы является исследование понятия и сущности административного принуждения.
Для реализации данной цели в курсовой работе были поставлены следующие задачи:
1) дать характеристику и проанализировать понятие административное принуждение;
2) выделить основные характерные черты административного принуждения;
3) рассмотреть классификацию мер административного принуждения;
4) проанализировать административно-предупредительные меры, меры административного пресечения, меры административного пресечения, меры административной ответственности, меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях
1. Понятие и сущность административно-правового принуждения
1.1 Понятие административного принуждения
Одним из востребованных видов государственного принуждения является административное, что обусловлено необходимостью постоянного регулирования и оказания управляющего воздействия государством на общественные отношения. Особенность принуждения в административном праве состоит в том, что помимо отраслевого в нем закреплены и меры непосредственного, внешневластного административного принуждения. Эти меры при непосредственном и полном регулировании нормами административного права носят межотраслевой характер, поскольку их применению зачастую не предшествуют административные правонарушения.
Административное принуждение — обособленный метод государственной управленческой деятельности, имеющий собственные, присущие только ему признаки, функции, назначение и правовой инструментарий. Данный вид принуждения происходит из категории более высокого порядка — государственного принуждения и ввиду этого обладает всеми признаками последнего, а также тесно связан с правовыми актами управления, поскольку применение мер административного принуждения представляет собой управляющее воздействие органов государственной администрации.
Являясь разновидностью государственного принуждения, административное принуждение используется главным образом как крайнее, хотя и распространенное средство обеспечения правопорядка, выполняя карательную функцию. Однако его значение только этим не исчерпывается. Одновременно административно-принудительные меры выполняют и иного рода функции, т. е. применяются не только в качестве наказания за правонарушения (дисциплинарные и административные), но и для их предупреждения, а также пресечения. Их следует понимать значительно шире, чем реализация санкций административно-правовых норм. В таком понимании в совокупности они обеспечивают общественный порядок и безопасность.
Само наименование данных принудительных мер свидетельствует о том, что для их применения характерен внесудебный порядок, т. е. их использование отнесено к компетенции, как правило, органов исполнительной власти (их должностных лиц). Однако отдельные меры административного принуждения применяются судьями. В частности, это относится к случаям назначения наиболее строгих административных наказаний за совершение административных правонарушений.
Административное принуждение, ограничивая права и свободы человека, не имеет целью унижение человеческого достоинства, а применяется для побуждения физических и юридических лиц к поведению, соответствующему нормативным требованиям. Таким образом, объектом принудительного воздействия в конечном итоге оказывается не сама личность, а ее поведение.
Еще в 70-х годах XX столетия профессор Л. Л. Попов дал ставшее впоследствии классическим определение понятия административного принуждения, вполне применимое к сегодняшней правовой действительности.
С его точки зрения, административное принуждение — это внешнее государственно-правовое психическое или физическое воздействие на сознание и поведение людей в форме ограничений (лишений) личного, организационного или имущественного характера.
В отличие от уголовного наказания меры административного принуждения могут применяться как при наличии, так и при отсутствии составов правонарушений (например, при необходимости ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций; в условиях действия особых правовых режимов чрезвычайного и военного положений; при необходимости предупреждения совершения правонарушения).
В литературе высказывается и иное мнение. Так, профессор Д. Н. Бахрах считает, что административное принуждение — это особый вид государственного принуждения, состоящий в применении субъектами функциональной власти установленных нормами административного права принудительных мер исключительно в связи с административными правонарушениями.
Таким образом, административно-правовое принуждение — это особый вид государственного принуждения, состоящий в применении субъектами функциональной власти установленных нормами административного права принудительных мер в связи с неправомерными действиями.
1.2 Характерные черты административного принуждения
Административное принуждение имеет свои индивидуальные особенности.
Рассмотрим основные черты, характерные для административного принуждения, которые отличают его от других видов государственного принуждения.
Административное принуждение является особым видом государственного принуждения, имеющим своим назначением охрану общественных отношений, складывающихся преимущественно в сфере государственного управления. Меры административного принуждения используются в процессе реализации исполнительной власти соответствующими органами и должностными лицами, что является результатом проявления их государственно-властных полномочий. Всем мерам административного воздействия присущ властно-принудительный характер.
Данный признак административного принуждения необходимо подчеркнуть особо, поскольку некоторые авторы отрицают принудительный характер ряда мер административного воздействия (например, карантина, таможенного досмотра), отождествляя их с правовыми запретами и обязанностями, самими обязывающими нормами права, которые, разумеется, мерами принуждения не являются.
Административное принуждение по своему содержанию заключается во внешнем государственно-правовом психическом и физическом воздействии на сознание и поведение людей в форме ограничений (лишений) личного, организационного или имущественного характера, т. е. тех или иных неблагоприятных последствий.
Внешние формы проявления административного принуждения различны. Это обусловливается громадным разнообразием обеспечиваемых с их помощью отношений, целями, основаниями применения принуждения, содержанием компетенции органов и должностных лиц, которые наделены правом использования этих мер, и рядом других обстоятельств. Личные ограничения могут выражаться, например, в административном аресте за мелкое хулиганство, в задержании и доставлении нарушителя в милицию. К организационным ограничениям относятся, например, закрытие предприятий общественного питания ввиду их антисанитарного состояния, приостановление функционирования зрелищных учреждений вследствие нарушений правил противопожарной безопасности. К имущественным ограничениям относятся, в частности, штраф, конфискация, реквизиция. Все меры административного принуждения применяются для того, чтобы побудить, заставить субъекта совершить те или иные действия или воздержаться от них, либо подчиниться установленным правоограничениям. Таким образом, объектом принудительного воздействия в конечном итоге оказывается не сама личность, а ее поведение.
Меры административного принуждения могут устанавливаться только правовыми актами. Применение этих мер допускается лишь на основе законов и других нормативных предписаний и только в пределах и формах, предусмотренных нормами права. Следовательно, административное принуждение является правовым принуждением, направленным на реализацию правовых актов, регулирующих общественные отношения в сфере государственного управления.
Административное принуждение применяется лишь уполномоченными на то органами и должностными лицами. Их круг строго определен правовыми актами. Как правило, к ним относятся исполнительные органы и их должностные лица, уполномоченные на осуществление правоохранительных функций в сфере государственного управления (например, органы внутренних дел, контрольно-надзорные органы). Таким образом, административное принуждение характеризуется множественностью органов и должностных лиц, полномочных применять меры такого принуждения.
Специфика управленческих отношений объективно определяет необходимость самостоятельной и быстрой реакции соответствующих должностных лиц на правонарушения, оперативного использования ими дозволенных правом мер. Нарушения правопорядка должны быть прекращены немедленно, ибо они затрагивают интересы всего общества, нередко угрожают личной и имущественной безопасности граждан.
В этой связи очевидной становится особенность административного принуждения, которое должно заключаться в немедленном его применении, с целью предупредить, пресечь противоправное посягательство, безотлагательном следовании за совершенным правонарушением. Именно в этом и состоит эффект административного принуждения.
Административное принуждение характеризует внесудебный порядок его применения соответствующими органами исполнительной власти, должностными лицами в процессе реализации своей компетенции без обращения в суд. Вместе с тем правом административной юрисдикции наделены суды и единично судьи, которые рассматривают значительную категорию дел об административных правонарушениях и применяют к виновным меры административного наказания (административные взыскания, например, за мелкое хулиганство). Однако эта деятельность судов (судей) не является правосудием в полном смысле слова, а составляет часть административного процесса.
Административное принуждение осуществляется в рамках особых охранительных административно-правовых отношений, складывающихся в сфере государственного управления и охватывающих права и обязанности компетентных органов и лиц, к которым оно применяется. Применение мер административного принуждения в деятельности органов исполнительной власти и их должностных лиц ограничивается сферой защиты преимущественно общеобязательных правил поведения, не имеющих ведомственных границ, например, правил пожарной безопасности, правил лицензионно-разрешительной системы, природоохранительных правил и т. д.
Административное принуждение характеризует и то обстоятельство, что компетентный государственный орган и лица, к которым оно применяется, не связаны отношениями служебной подчиненности. Субъект административной власти и нарушитель не являются членами одного коллектива, нарушитель непосредственно по службе не подчинен тем, кто применяет к нему меры административного принуждения, в отличие от дисциплинарного принуждения, реализуемого в рамках государственно-служебных отношений. Здесь находит объяснение и то обстоятельство, что административное принуждение может использоваться в отношении широкого круга субъектов административного права.
Процессуальный порядок его применения отличается оперативностью, относительной простотой и экономичностью. Административное принуждение применяется не только к физическим лицам (гражданам России, иностранным гражданам и лицам без гражданства), но и в отношении юридических лиц. В связи с переходом к рыночной экономике и появлением частных, акционерных и других негосударственных предприятий, учреждений и организаций расширяется сфера применения административного принуждения в виде достаточно крупных штрафных санкций за нарушение юридическими лицами общеобязательных правил, установленных законодательными актами в области строительства, за нарушение земельного, налогового и таможенного законодательства, нарушения правил пожарной безопасности, законодательства о рекламе и т. д.
Одним из важнейших признаков административного принуждения является специфическая юридическая природа оснований его применения. Основаниями применения административного принуждения являются: во-первых, совершение административного правонарушения, во-вторых, наступление особых условий, предусмотренных правовой нормой, например, эпидемий, эпизоотии, стихийных бедствий, катастроф техногенного характера и других чрезвычайных обстоятельств, при которых меры административного принуждения используются при отсутствии правонарушения и вины человека в целях предупреждения возникновения тех или иных опасных последствий, их локализации. Необходимо подчеркнуть коренное отличие оснований административного принуждения от оснований иных видов государственного принуждения, в частности, уголовного наказания, в качестве которого может выступать только совершение правонарушения, т. е. преступления.
Основываясь на перечисленных признаках, можно сделать вывод, что административное принуждение — это урегулированное нормами административного права психическое, физическое, организационное или материальное воздействие, применяемое в публичных интересах уполномоченными органами государственного управления и должностными лицами административный правовой принуждение пресечение
2. Система мер административного принуждения в Республики Казахстан
2.1 Классификация мер административного принуждения
Вопрос о классификации мер административного принуждения имеет большое теоретическое и практическое значение.
Административное принуждение, являясь одним из широко распространенных методов государственного воздействия, включает разнородные по характеру, правовому регулированию и целевому назначению меры. Однако в связи с отсутствием нормативного закрепления названных мер в теории административного права нет единого мнения по поводу их классификации.
По мнению В. Е. Севрюгина, четкая классификация мер административного принуждения необходима:
во-первых, для уяснения сущности разнообразных мер принуждения, применяемых органами управления, их цели, их взаимодействия;
во-вторых, это имеет большое значение для применения мер принуждения, обеспечения эффективности воздействия на правонарушителей;
в-третьих, четкая и точная классификация необходима практическим работникам при решении вопросов о привлечении к уголовной либо административной ответственности, а также при замене уголовной ответственности — административной по ряду преступлений, не представляющих большой общественной опасности;
в-четвертых, правильная классификация является необходимой предпосылкой для их научной кодификации.
И.И. Веремеенко классифицирует меры административного принуждения на три вида:
1) административно-процессуальные;
2) административно-правовые санкции;
3) административно-предупредительные.
И.А. Галаган, М. И. Еропкин Ю.М. Козлов, — на административно-предупредительные, меры административного пресечения и взыскания.
Д.Н. Бахрах не согласен с тем, что существуют административно-предупредительные меры, поскольку не видит в их природе принудительного характера, но предлагает вместо них ввести в классификацию административно-восстановительные меры.
Право на существование имеют все из вышеперечисленных групп административного принуждения. Принудительная сущность административно-предупредительных мер очевидна: она заключается в возложении обязанностей и дополнительных ограничений на лиц, в отношении которых они применяются (обязанность водителя остановить транспортное средство по требованию сотрудника милиции). Меры процессуального обеспечения производства по делу о правонарушении также имеют право на существование, поскольку не всегда «растворены» в других группах мер.
Существуют и другие классификации мер административного принуждения.
Так, Ю. А. Дмитриев, И. А. Полянский и Е. В. Трофимов выделяют меры принуждения в зависимости от характера и степени принудительного воздействия, а так же цели принуждения:
— административно-предупредительные;
— административно-пресекательные;
— административно-восстановительные;
— меры юридической ответственности.
В данной курсовой работе мы будем придерживаться мнения профессора Л. П. Попова, который классифицирует меры административного принуждения в зависимости от целей и способа обеспечения правопорядка, определяемых объективным характером общественных отношений и противоправных посягательств на эти отношения, на четыре группы:
1) административно-предупредительные меры;
2) меры административного пресечения;
3) меры административной ответственности;
4) меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.
Подробно рассмотрим каждую меру административного принуждения.
2.2 Административно-предупредительные меры
Применение принудительных средств законодательство связывает, как правило, с фактом нарушения лицом возложенных на него правовых обязанностей. Однако угроза общественным и личным интересам и причинение им ущерба могут возникнуть вследствие не только правонарушения, но и стихийных бедствий, действий психически больных лиц и т. п. Поэтому государство вынуждено прибегать к применению принудительных мер и в отношении лиц, невиновных в нарушении норм права, компетентные органы в предусмотренных законом случаях ограничивают их права. Таковы действия пожарных, уничтожающих постройки в целях локализации пожара, и т. д. Основной целью названных защитных мер государства являются предупреждение правонарушений и уклонения от выполнения юридических и иных обязанностей, а также обеспечение общественной безопасности.
Следовательно, основанием для применения административно-предупредительных мер является не правонарушение, а наступление особых, установленных законодательством обстоятельств как связанных, так и не связанных с действиями человека. Для их применения не требуется факта нарушения правовой нормы, а необходимо наступление, как правило, особых условий, предусмотренных гипотезой нормы. Это могут быть пожары, наводнения, эпидемии, эпизоотии, аварии, розыск преступника, несчастные случаи и т. п.
Законодатель не только закрепляет юридически властные полномочия на применение исполнительными органами таких принудительных мер, как реквизиция, карантин, принудительный осмотр грузов, освидетельствование и других аналогичных мер, но и определяет порядок реализации этих мер.
Административно-предупредительным мерам присуща ярко выраженная профилактическая направленность.
Государство, используя административно-предупредительные меры, стремится защитить общественные отношения от возможных нарушений, причинения им того или иного вреда, предотвратить их наступление. При применении административно-предупредительных мер, предусмотренных законом или иными нормативными актами, в целях предупреждения возможных нарушений имеются в виду такие ситуации, которые, если их не принять во внимание, ведут к действительному, реальному совершению правонарушений, наступлению тяжких последствий.
Так, в соответствии с п. 2 ст. 6 Закона РК «Об органах внутренних дел Республики Казахстан» органам внутренних дел предоставлено право беспрепятственно входить, осматривать жилые и иные помещения, территории и земельные участки при преследовании подозреваемых в совершении уголовных или административных правонарушений, угрожающих безопасности физических лиц, либо при наличии достаточных данных полагать, что там совершено или совершается уголовное или административное правонарушение, произошел несчастный случай, для обеспечения личной безопасности физических лиц и общественной безопасности при стихийных бедствиях, катастрофах, авариях, эпидемиях, эпизоотиях и массовых беспорядках Органы внутренних дел наделены также правом оцеплять участки местности при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, проведении антитеррористической операции, охранных, массовых, карантинных мероприятий, задержании разыскиваемых лиц, освобождении заложников, преследовании лиц, подозреваемых в совершении уголовных или административных правонарушений, проверке сведений об обнаружении взрывчатых материалов, боеприпасов и взрывных устройств, ядовитых и радиоактивных веществ, пресечении массовых беспорядков и иных групповых действий, угрожающих безопасности физических лиц, жизнедеятельности объектов инфраструктуры, нарушающих общественный порядок и т. п.
Отмечая общность всех административно-предупредительных мер, нельзя не заметить различий между отдельными превентивными мерами по их непосредственному назначению и характеру правоограничений.
По этому критерию среди административно-предупредительных мер можно выделить четыре группы:
1) меры, применяемые в целях предотвращения угрозы наступления возможных вредных, опасных, а нередко и тяжких последствий, например, введение карантина в местностях, пораженных эпидемией или эпизоотией, закрытие участков Государственной границы при вспышке опасных инфекционных заболеваний на сопредельной территории и др.;
2) меры, направленные на предупреждение правонарушений, причем не только административных правонарушений, но и преступлений (таможенный досмотр, проверка документов, удостоверяющих личность);
3) меры, препятствующие уклонению соответствующих субъектов от исполнения ими обязанностей (реквизиция, принудительное медицинское освидетельствование и проч.);
4) особую группу составляют так называемые лечебно-предупредительные меры принуждения, назначение которых не только обеспечение общественной безопасности, но и лечение опасных душевнобольных, наркоманов, инфекционных больных и т. д.
2.3 Меры административного пресечения
Реальные правонарушения представляют непосредственную угрозу охраняемым общественным отношениям, причиняют им вред. Интересы их защиты требуют немедленного принятия мер органами исполнительной власти и их должностными лицами в целях пресечения действий, нарушающих правовые предписания. Такими мерами являются, например, административное задержание нарушителя, запрещение эксплуатации неисправных машин и механизмов, приостановление работы магазинов или предприятий общественного питания при нарушении санитарных правил и т. п. Суть подобных мер, несмотря на их многообразие, состоит в принудительном прекращении противоправных действий (деятельности) граждан, должностных лиц, организаций, нарушающих установленный порядок. Значение этих мер в системе правоохранительных средств особенно велико, поскольку в ходе их применения пресекаются наиболее распространенные правонарушения — административные правонарушения, обеспечивается возможность привлечения нарушителей к ответственности. Однако назначение мер административного пресечения не исчерпывается борьбой с административными правонарушениями. Они могут применяться также и для прекращения преступных действий.
Таким образом, меры административного пресечения являются одним из эффективных средств борьбы с правонарушениями. Основаниями применения мер административного пресечения являются, во-первых, совершение правонарушения и, во-вторых, совершение объективно противоправных деяний или наступление представляющих опасность противоправных состояний или событий. При таких обстоятельствах применение мер пресечения обусловливается необходимостью быстрого и эффективного прекращения различного рода посягательств на личную безопасность, права и свободы граждан, интересы государственных, общественных организаций.
Многообразные меры административного пресечения можно сгруппировать в несколько видов. В частности, к ним относятся меры:
1) применяемые непосредственно к личности правонарушителя (требование прекратить неправомерное поведение, непосредственное физическое воздействие, административное задержание и доставление в милицию и др.);
2) имущественного характера (изъятие огнестрельного охотничьего оружия, снос самовольно возведенных строений и др.);
3) технического характера (запрещение эксплуатации неисправного транспорта, приостановление работы предприятий ввиду нарушения правил техники безопасности, правил пожарной безопасности, запрещение или ограничение ремонтно-строительных работ на улицах и дорогах, если не соблюдаются требования по обеспечению общественной безопасности, и др.);
4) финансового характера (прекращение кредитования, сокращение бюджетного финансирования, отзыв лицензии, дающей право осуществлять финансовые операции, изъятие (взимание) в доход бюджета сумм, полученных предприятиями, учреждениями и организациями в результате нарушения финансовой дисциплины, законодательства о ценах, о реализации нестандартной продукции и др.);
5) медико-санитарного характера (отстранение от работы инфекционных больных, запрещение эксплуатации предприятий торговли или общественного питания из-за их антисанитарного состояния и др.);
6) связанные с осуществлением лицензионно-разрешительной системы (аннулирование разрешения, например, вида на жительство иностранного гражданина, приостановление действия лицензии);
7) специального или исключительного назначения (применение огнестрельного оружия, химических слезоточивых веществ, водометов, резиновых палок, наручников и др.).
Меры административного пресечения тесно связаны с мерами административной ответственности и нередко предшествуют им, обеспечивая возможность ее фактической реализации. Административное задержание, личный досмотр, изъятие вещей и документов позволяют установить личность правонарушителя, составить документы, необходимые для привлечения его к ответственности, сохранить вещественные доказательства по делу, обеспечить исполнение постановления о назначении административного наказания. Также следует отметить, одну из мер административного пресечения — использование огнестрельного оружия должностным лицом при осуществлении своих должностных обязанностей. Чаще всего применение и использование огнестрельного оружия связано с пресечением преступлений. Однако поскольку в целях реализации государственных властных полномочий вооружены только должностные лица уполномоченных на то органов исполнительной власти, регулируется эта мера пресечения в основном административно-правовыми нормами, ее принято относить к мерам административного пресечения. Единого нормативного акта, регламентирующего порядок применения и использования огнестрельного оружия должностными лицами органов исполнительной власти, нет. Данный вопрос рассматривается в ряде законов РК. В некоторых из них понятия «применение оружия» и «использование оружия» четко разделяются. При этом применение огнестрельного оружия законодатель связывает со стрельбой по людям, а использование оружия — со стрельбой по иным целям или в воздух.
Так, в соответствии с Законом РК «О правоохранительной службе» сотрудники милиции вправе применять огнестрельное оружие для:
1) защиты физических лиц от преступных посягательств в случае угрозы их жизни и здоровью, а равно освобождения заложников;
2) отражения нападения на сотрудников и членов их семей, лиц, выполняющих служебный или общественный долг по охране общественного порядка, обеспечению общественной безопасности и противодействию преступности;
3) отражения нападения на жилые помещения физических лиц, на охраняемые правоохранительными органами объекты, помещения государственных организаций, отражения нападения на служебный или войсковой наряд;
4) задержания лиц, оказывающих сопротивление либо застигнутых при совершении преступления, совершающих побег из-под стражи (кроме содержащихся под административным арестом), задержания вооруженных лиц;
5) остановки транспортных средств путем их повреждения, если водитель не подчиняется законным требованиям сотрудника и ставит под угрозу жизнь и здоровье физических лиц;
6) защиты от нападения животных в случаях реальной угрозы жизни или здоровью;
7) подачи сигнала тревоги или вызова помощи;
8) во всех иных случаях необходимой обороны и крайней необходимости.
Таким образом, меры административного пресечения применяются в целях прекращения противоправных действий и предотвращения их вредных последствий. Эти меры, так же как и административно-предупредительные, достаточно многообразны и осуществляются различными субъектами системы исполнительной власти во многих сферах государственного управления.
2.4 Меры административной ответственности как вид административного принуждения
Административная ответственность — это вид юридической ответственности за несоблюдение административного или иного законодательства, которая проявляется в применении уполномоченным органом или должностным лицом административного наказания к лицу, совершившему правонарушение.
По сути, административная ответственность — это реакция государства на вред, причиненный административным правонарушением, государственная оценка нарушения административно-правовой нормы.
Формально административная ответственность закрепляется в административно-правовых нормах. Как элемент административно-правовой нормы, административная ответственность является карательной санкцией. В этом смысле административная ответственность представляет собой неблагоприятную для лица юридическую обязанность претерпеть определенные законом лишения и ограничения за совершенное им административное правонарушение, которой раньше у лица не было. Такие неблагоприятные лишения и ограничения могут иметь для правонарушителя моральный, имущественный, личный, правовой характер.
Говоря иначе, административная ответственность как санкция административно-правовой нормы призвана компенсировать причиненный правонарушением необратимый вред, является для правонарушителя бременем или карой, наказанием.
Свое внешнее выражение административная ответственность находит в административном правоотношении, складывающемся между органом (должностным лицом), уполномоченным совершать действия по привлечению к административной ответственности, и лицом, на которое возлагается обязанность претерпеть соответствующие лишения и ограничения за нарушение административно-правовой нормы.
Для административной ответственности как разновидности государственного принуждения присущи следующие отличительные черты:
— основанием привлечения к административной ответственности является совершенное административное правонарушение;
— основания административной ответственности — составы административных правонарушений, устанавливаются Кодексом Республики Казахстан об административных правонарушениях;
— административная ответственность наступает для физического или юридического лица после совершения им административного правонарушения, когда в полной мере установлена вина данного лица;
— административная ответственность устанавливается не только для физических, но и для юридических лиц;
— в отличие от уголовной ответственности, административная ответственность менее строгая. Она не создает тяжелых правовых последствий для правонарушителя (например, не влечет для физического лица судимости или увольнения с работы);
— порядок привлечения к административной ответственности детально регламентирован Кодексом РК об административных правонарушениях;
— в отличие от процедуры привлечения к дисциплинарной ответственности порядок привлечения к административной ответственности имеет более усложненный характер, а по сравнению с уголовным процессом отличается большей оперативностью, быстротой и простотой;
— обжалование действий и решений органов (должностных лиц) по привлечению к административной ответственности осуществляется в судебном или административном порядке.
Административная ответственность выражается в виде различных мер взыскания. Каждая из этих мер имеет свое назначение и применяется в особом установленном законом порядке. Меры взыскания всегда связаны с правонарушением. Они выражаются в определенной мере наказания лица, совершившего правонарушение.
Действующий КоАП РК закрепляет девять видов административных наказаний, к числу которых относятся:
1) предупреждение;
2) административный штраф;
3) конфискация предмета, явившегося орудием либо предметом совершения административного правонарушения, а равно имущества, полученного вследствие совершения административного правонарушения;
4) лишение специального права;
5) лишение разрешения либо приостановление его действия, а также исключение из реестра;
6) приостановление или запрещение деятельности;
7) принудительный снос незаконно возводимого или возведенного строения;
8) административный арест;
9) административное выдворение за пределы Республики Казахстан иностранца или лица без гражданства.
2.5 Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях
Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях выделены законодателем в отдельную гл. 40 КоАП РК и используются в целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления. Их основное назначение состоит в том, чтобы создать необходимые условия для реализации норм материального права, устанавливающих ответственность за административные правонарушения.
Рассмотрим эти меры
1. Доставление правонарушителя состоит в принудительном препровождении физического лица, представителя юридического лица, должностного лица в служебное помещение органа внутренних дел.
Оно осуществляется в целях пресечения правонарушения, установления личности правонарушителя, а также составления протокола об административном правонарушении либо вынесения защитного предписания при невозможности составить их на месте выявления административного правонарушения, если составление протокола является обязательным — ст. 786 КоАП РК.
2. Административное задержание, т. е. кратковременное ограничение свободы физического лица, представителя юридического лица, должностного лица представителя юридического лица, должностного лица может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения постановления по делу об административном правонарушении.
3. Привод физического лица либо представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по административному делу, законного представителя несовершеннолетнего лица, привлекаемого к административной ответственности.
4. Личный досмотр и досмотр вещей, находящихся при физическом лице Личный досмотр — принудительное обследование тела человека и его одежды в целях выявления и предупреждения правонарушений, обнаружения и изъятия документов, вещей и других предметов, явившихся орудием совершения либо предметом административного правонарушения.
Досмотр вещей, находящихся при физическом лице, — обследование вещей, находящихся при физическом лице, без нарушения их конструктивной целостности.
5. Досмотр транспортного средства, маломерного судна — обследование транспортного средства, маломерного судна, проводимое без нарушения их конструктивной целостности, которое осуществляется в целях обнаружения и изъятия орудий совершения правонарушения либо предметов административного правонарушения.
6. Осмотр — визуальное обследование транспортного средства, местности, предметов, документов, живых лиц производится с целью выявления следов административного правонарушения, иных материальных объектов, а также обстоятельств, имеющих значение для составления протокола об административном правонарушении.
7. Изъятие документов и вещей, являющихся орудием либо предметом правонарушений, обнаруженных на месте совершения правонарушения либо при применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 785 Коап РК, осуществляется должностными лицами, уполномоченными применять соответствующие меры обеспечения производства по делу, с участием двух понятых.
8. Отстранение от управления транспортным средством, судном, в том числе маломерным судном, и освидетельствование на состояние опьянения.
9. Задержание, доставление и запрещение эксплуатации транспортного средства, судна, в том числе маломерного судна.
10. Осмотр территорий, помещений, товаров, иного имущества, принадлежащих юридическому лицу, а также соответствующих документов.
11. Изъятие документов и имущества, принадлежащих юридическому лицу.
12. Наложение ареста на товары, транспортные средства и иное имущество, принадлежащие юридическому лицу.
13. Приостановление либо запрещение деятельности или отдельных ее видов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
С учетом выше изложенного можно сделать следующие выводы.
Административное принуждение — широкое понятие, формы его конкретного выражения очень разнообразны, что обуславливается разнообразием задач органов государственного управления и условий, в которых они действуют.
Анализ юридической литературы позволяет охарактеризовать административное принуждение как совокупность принудительных, правовых мер, применяемых специально уполномоченными на то субъектами государственно — управленческой деятельности, направленных на обеспечение прав, неукоснительное выполнение возложенных обязанностей, как физическими, так и юридическими лицами, предупреждение и пресечение противоправных действий либо наступление неблагоприятных последствий, процессуальное обеспечение производства по делам об административных правонарушениях, а также привлечения к административной ответственности виновных лиц.
Административное принуждение как специфический метод охраны и защиты действующего в стране конституционного правопорядка имеет ряд характерных отличительных признаков и опосредуется через применение целого ряда административно — принудительных мер. Неоднородность административно-правовых мер, обусловленная различными целями применения административного принуждения, большим объемом общественных отношений, в рамках которых они применяются, многоплановостью возникающих в результате их применения юридических последствий позволяет рассматривать их как сложное родовое явление.
По основаниям применения административное принуждение делится на принуждение в форме привлечения к административной ответственности за совершенные правонарушения и объективное принуждение при отсутствии правонарушения, применяемое в силу общественной и государственной необходимости либо в общественно полезных и объективно необходимых контрольно-профилактических целях.
Все разновидности административного принуждения применяются различными органами исполнительной власти и их должностными лицами в условиях и в порядке внеслужебного подчинения.
Административно-предупредительные меры отличает ярко выраженный превентивный характер. Применение этих мер имеет самостоятельное значение, они оказывают непосредственное воздействие на возникновение или прекращение материальных правоотношений.
В заключение отметим, что одним из основополагающих факторов, обеспечивающих эффективность правового воздействия, является его целесообразность. Принуждение целесообразно только при наличии в арсенале органов исполнительной власти карательных мер, подходящих для применения в конкретном случае и в отношении конкретного правонарушителя.
список использованных источников
1. Конституция Республики Казахстан. Алматы: Баспа, 1995.
2. Гражданский кодекс Республики Казахстан. Алматы, 1995.
3. Кодекс Республики Казахстан Об административных правонарушениях (с изменениями и дополнениями по состоянию на 14.01.2015 г.).
4. Закон Республики Казахстан от 23 апреля 2014 года № 199-V «Об органах внутренних дел Республики Казахстан».
5. Закон Республики Казахстан от 6 января 2011 года № 380-IV «О правоохранительной службе».
6. Административное право Республики Казахстан. Общая часть. Отв. ред. А. А. Таранов — Алматы: Жеті жар? ы, 1997.
7. Бахрах Д. Н. Административное право. — М., 1996
8. Бахрах Д. Н., Россинский Б. В., Старилов Ю. И. Административное право. Учебник для вузов, 2-е издание. — М.: НОРМА, 2005.
9. Бельский, К. С. Административное право России / К. С. Бельский. — М.: Велби, 2008.
10. Жетписбаев Б. А. административная ответственность. — Алматы, 2000.
11. Жетписбаев Б. А. Система мер административно-правового принуждения. — Алматы, 2005.
12. Жетписбаев Б. А. Теоретические проблемы административно-правового регулирования в РК. — Алматы: Данекер, 2001.
13. Ибрагимов Х. Ю. Административное право РК. — Алматы, 2000.
14. Каплунов А. И. О классификации мер государственного принуждения // Государство и право. 2006. № 3.
15. Россинский Б. В. Административное право. Учебно-практическое пособие. — М., 2001.
16. Сапаргалиев Г. Основы государства и права. — Алматы, 1998.
17. Севрюгин В. Е. Проблемы административного права. Учебное пособие. — Тюмень: ТВШ МВД РК, ТГУ, 1994.
18. Таранов А. А. Комментарий к Кодексу Республики Казахстан об административных правонарушениях. Алматы: «Издательство «Норма-К», 2002.
19. Таранов А. А. Административное право РК. Академический курс. — Алматы, 2003.
20. Таранов А. А. Административная ответственность в Республике Казахстан. Алматы: Жеті жар? ы, 1997.
21. Тихомиров Ю. А. Курс административного права и процесса. М.: Юринформцентр, 1998.
22. Тюрин В. А. О принятии мер пресечения в административном законодательстве // Государство и право. 2010. № 7.
23. Якимов А. Ю. Меры административного принуждения: комплексный подход к формированию механизма правоприменения // Государство и право. 2008. № 7.