Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Экономические основы муниципального управления

КонтрольнаяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В настоящее время преждевременно говорить о сложившемся нормальном местном самоуправлении и реализации экономических методов в нём. В каждом конкретном регионе, муниципальном образовании существуют специфические проблемы, тормозящие процесс развития местного самоуправления. Наиболее распространенными проблемами являются: отсутствие единой концепции развития данного явления на федеральном уровне… Читать ещё >

Экономические основы муниципального управления (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Московский Энергетический Институт

Контрольная работа

По дисциплине: «Государственное и муниципальное управление»

на тему: «Экономические основы муниципального управления»

Выполнила:

ст. гр. ИТ-51−10

Наби П.

Проверила:

Капарова Р. Б.

Москва, 2011

  • Введение
  • Экономическая основа местного самоуправления
  • Муниципальная собственность, ее объекты и источники формирования
  • Заключение
  • Список литературы

Экономическая деятельность органов местного самоуправления, управление экономическими ресурсами и экономическими процессами на территории — важнейший компонент муниципальной деятельности. Именно использование экономических ресурсов территории позволяет оказывать все виды муниципальных услуг населению. В этом смысле можно сказать, что муниципальная экономика — это экономика оказания муниципальных услуг.

Муниципальная экономическая политика — система целей и методов наиболее эффективного использования экономических ресурсов территории в интересах местного сообщества.

Экономические ресурсы — многогранное понятие, включающее в себя природные, трудовые, капитальные, финансовые и другие ресурсы, используемые в экономической деятельности. Имущественные и финансовые ресурсы муниципального образования составляют экономическую основу местного самоуправления.

Экономическая политика муниципального образования может изменяться в зависимости от многих факторов: географического положения, отраслевой структуры градообразующей сферы и соответствующего типа муниципального образования (административный центр, транспортный узел, промышленный или ресурсодобывающий центр, научный центр, культурный центр и т. д.), социально-демографического состава населения, уровня квалификации его трудоспособной части и т. п. Выбор наиболее эффективных в конкретной ситуации направлений и методов экономической политики муниципального образования служит одним из важнейших условий его развития.

Экономическая основа местного самоуправления

Реальная самостоятельность и эффективность местного самоуправления зависит в первую очередь от наличия и объема материально-финансовых ресурсов, имеющихся в распоряжении муниципального образования. Эти объема материально-финансовые ресурсы и составляют финансово-экономическую основу местного самоуправления.

Как институт муниципального права финансово-экономические основы местного самоуправления представляют собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, связанные с формированием и использованием муниципальной собственности, местных бюджетов и иных местных финансов в интересах населения муниципального образования.

Финансово-экономическая самостоятельность и уровень реального осуществления местного самоуправления зависят от состояния и развития экономики общества. Вместе с тем укрепление и развитие местного самоуправления в свою очередь оказывает влияние на укрепление и способствует развитию экономического развития страны.

В качестве общих принципов, определяющих экономическую и финансовую политику демократического государства в развитии и укреплении местного самоуправления являются положения Европейской Хартии самоуправления, которая устанавливает:

органы местного самоуправления имеют право на финансовые ресурсы, которыми они могут распоряжаться при осуществлении своих полномочий;

соразмерность финансовых ресурсов органов местного самоуправления полномочиям, предоставленным Конституцией или законами;

пополнение части финансовых ресурсов местного самоуправления за счет местных сборов и налогов, ставки которых должны устанавливаться органами местного самоуправления самостоятельно в рамках закона;

разнообразие и гибкость финансовых систем, на которых основываются ресурсы муниципального образования, для своевременного реагирования на изменение возникающих в процессе деятельности издержек;

защита более слабых, в финансовом отношении, органов местного самоуправления требует ввода процедур финансового выравнивания или соответствующих мер, направленных на корректировку последствий неравномерного перераспределения возможных источников финансирования и расходов.

Конституционное закрепление основ местного самоуправления обязывает органы государственной власти Федерации и её субъектов содействовать развитию финансово-экономических основ местного самоуправления. В этих целях в соответствии с Законом об общих принципах местного самоуправления они:

законодательно регулируют порядок передачи объектов государственной собственности муниципальным образованиям;

передают органам местного самоуправления материальные и финансовые средства, необходимые для осуществления отдельных государственных полномочий, которыми они наделяются законом;

разрабатывают и устанавливают государственные минимальные социальные стандарты;

регулируют отношения государственных бюджетов с бюджетом муниципального образования;

на основе нормативов минимальной бюджетной обеспеченности способствуют сбалансированности минимальных местных бюджетов;

компенсируют дополнительные расходы органов местного самоуправления, связанных с осуществлением переданных государственных полномочий;

через целевые федеральные и региональные программы участвуют в решении местных задач;

муниципальное управление собственность самоуправление обеспечивают финансово-экономические гарантии местного самоуправления;

Гарантированность финансово-экономической самостоятельности местного самоуправления со стороны государства выражается в следующих положениях:

1) Закрепление доходных источников для покрытия минимально необходимых расходов местных бюджетов, с целью обеспечения минимального размера бюджета муниципального образования.

2) Формирование, утверждение и исполнение местного бюджета осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно.

3) Самостоятельность органов местного самоуправления в управлении муниципальной собственностью и обеспечение её государственной защитой наравне с другими формами собственности.

4) Органы местного самоуправления вправе:

создавать юридические лица для осуществления в интересах населения муниципального образования своей хозяйственной деятельности, решать вопросы их реорганизации и ликвидации;

выпускать муниципальные займы, лотереи, получать и выдавать кредиты, создавать муниципальные банки и иные финансово-кредитные учреждения и др.

Финансово-экономическую основу местного самоуправления составляют:

Местные финансы (муниципальный бюджет);

Муниципальная собственность (хлебопекарня, завод, учреждения образования, спортивные сооружения и т. п.);

Имущество, служащее для удовлетворения местных потребностей (природные ресурсы, находящиеся в собственности государства или субъекта федерации, но используемые для нужд муниципального образования);

Имущество, находящееся в государственной собственности, но переданное в управление органу МСУ (служебные здания).

Муниципальная собственность, ее объекты и источники формирования

Главной составной частью экономической основы местного самоуправления и условием существования самостоятельного местного самоуправления является муниципальная собственность.

До 1991 года муниципальной собственности не было. Понятие «муниципальная собственность» было введено Законом РСФСР от 24.12.1990 года «О собственности, а РСФСР», утратившим свою силу после введения в действие части первой ГК РФ (с 01.01.1995 г.). Ее формирование началось после принятия Закона РСФСР о местном самоуправлении и разграничении собственности: федеральной, субъектов федерации и муниципальной в 1991 году. В муниципальную собственность в соответствии с этим Законом по особому списку были переданы определенные категории объектов, заложившие ее основу (жилой и нежилой фонды, объекты государственного пассажирского транспорта, благоустройства, предприятия розничной торговли и общественного питания, здравоохранения, образования и др.).

В соответствии с гражданским законодательством к имуществу относятся вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права. Понятие «муниципальное имущество» по своему значению шире понятия «муниципальная собственность». Это связано прежде всего с тем, что право собственности является одним из возможных правовых оснований принадлежности объектов муниципальному образованию.

Согласно ст. 215 ГК РФ муниципальная собственность — это имущество, принадлежащее на праве собственности городским, сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям.

Муниципальная собственность это публичная собственность населения территориального коллектива каждого отдельного муниципального образования. Её субъектом является муниципальное образование, а не органы местного самоуправления, которые управляют и распоряжаются ею от имени населения муниципального образования. Конституционное признание муниципальной собственности в качестве основы самостоятельности местного самоуправления находит свое выражение:

в равной её правовой защите наряду с другими формами собственности (ст.8);

в праве органов местного самоуправления самостоятельно управлять муниципальной собственностью.

В соответствии с Законом об общих принципах организации местного самоуправления в состав муниципальной собственности входят:

a) средства местного бюджета и внебюджетные фонды;

b) имущество органов местного самоуправления;

c) муниципальные земли и природные ресурсы;

d) муниципальные предприятия, организации, банки и другие кредитно-финансовые организации;

e) жилищный фонд и нежилые помещения;

f) учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта и другое движимое и недвижимое имущество.

Имущество, находящееся в собственности муниципального образования делится на две части: одна закрепляется за муниципальными предприятиями на праве хозяйственного ведения и оперативного управления, а другая (средства местного бюджета и незакрепленное за предприятиями) составляет муниципальную казну муниципального образования.

Имущество муниципального образования формируется в основном по двум видам оснований: публичные (передача, разграничение государственной собственности, приватизация и т. п.) и частные основания (участие муниципального образования в гражданском обороте).

В настоящее время муниципальная собственность формируется главным образом следующими способами:

передача отдельных объектов из федеральной собственности и собственности субъектов федерации в муниципальную собственность;

приобретение имущества на основе гражданско-правовых сделок (покупка, обмен, дарение)

взимания налогов и других обязательных платежей в местные бюджеты

получение продукции и других доходов (аренда помещений) от муниципальных предприятий, учреждений в сфере услуг и др.;

в результате предпринимательской и иной предусмотренной законом деятельности муниципальных предприятий и учреждений.

Управление и распоряжение муниципальным имуществом

Исходными субъектами носителями права муниципальной собственности является само население муниципального образования в лице представительного органа и администрации. Разграничение их конкретных полномочий в отношении муниципального имущества должно происходить прежде всего на основе разделения их функций. Исключительной компетенцией представительного органа является определение порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью, контроль за деятельностью администрации по управлению и распоряжению муниципальной собственностью.

Приобретение и отчуждение муниципальной собственности определяют муниципальные органы:

Ведут реестр (учет) муниципальной собственности

Вправе создавать, реорганизовать и ликвидировать муниципальные предприятия и учреждения. Правовое положение унитарных муниципальных предприятий определяется Гражданским кодексом РФ и федеральным Законом «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» .

Унитарным муниципальным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней имуществом. Унитарное предприятие может быть двух видов:

1) обладающее правом хозяйственного ведения (не вправе распоряжаться недвижимым имуществом без согласия собственника, который также имеет право получения части прибыли предприятия) и 2) с правом оперативного управления (казенное предприятие).

Передавать имущество некоммерческим объединениям в собственность или в управление (аренда)

Осуществлять приватизацию муниципальной собственности (в т. ч. продажу на аукционе имущества и акций муниципальных предприятий)

Контролируют эффективность использования и сохранность муниципальной собственности.

В состав муниципальной собственности могут входить государственные и муниципальные ценные бумаги (акции, облигации, жилищные сертификаты и т. п.). Операции с ценными бумагами органы МСУ осуществляют только через уполномоченные банки или через муниципальную кредитную организацию. Доходы от этих операций обязательно подлежат зачислению в местный бюджет.

Заключение

В настоящее время преждевременно говорить о сложившемся нормальном местном самоуправлении и реализации экономических методов в нём. В каждом конкретном регионе, муниципальном образовании существуют специфические проблемы, тормозящие процесс развития местного самоуправления. Наиболее распространенными проблемами являются: отсутствие единой концепции развития данного явления на федеральном уровне; отсутствие полной нормативно-правовой базы на уровне субъектов РФ и в муниципалитетах, либо её несоответствие нормам федерального законодательства; финансово-экономические; организационные; кадровые; информационно-методические проблемы; а также пассивность самих граждан, большинство из которых просто не знает, что такое местное самоуправление; и другие проблемы. А также местное самоуправление пока еще больше востребовано государством для управления своими нижними этажами, а не населением.

1. Атаманчук Г. В. Теория государственного управления. — М., 1998.

2. Система муниципального управления: Учебное пособие / А. А. Васильев. — Н. Новгород: Гладкова О. В., 2008.

3. Муниципальное управление: Учебное пособие / Под ред. А. И. Гаврилова. — Т.1. — Н. Новгород: 2006.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой