Педагогические условия успешного обучения изобразительному искусству в начальных классах
Сегодня мы поговорим о красивом сказочном творении природы — цветах. Вспомните сказки, где цветы сыграли важную роль в судьбе героев. («Аленький цветочек», «Каменный цветок», «Ромашка», «Дюймовочка», «Цветик семицветик».) Послушайте сказку «Чьи цветы лучше?» (Из книги Б. Вовка «Цветы»). (Беседа) Тренировочное упражнение «Веселые краски». Учащиеся на палитре делают пробу красок разных оттенков… Читать ещё >
Педагогические условия успешного обучения изобразительному искусству в начальных классах (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА I. История методов преподавания изобразительного искусства в России
1.1 Развитие методов преподавания изобразительного искусства в дореволюционный период
1.2 Достижения русской школы методики преподавания изобразительного искусства в Советский период
1.3 Вариативность авторских программ на современном этапе Выводы по первой главе
ГЛАВА II. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
2.1 Усвоение изобразительной грамоты при рисование с натуры главная цель программы В.С. Кузина
2.2 Изучение народного искусства как основа программы Т.Я. Шпикаловой
2.3 Духовное развитие личности и художественное освоение действительности в программе Б. М. Неменского ГЛАВА III. ОРГАНИЗАЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ И КОЛЛЕКТИВНОЙ ФОРМ РАБОТЫ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
3.1 Индивидуальная и коллективная формы работы на уроках изобразительного искусства
3.2 Изучение, анализ и описание опыта учителей гимназии № 23 города Владимира Выводы по третьей главе ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ВВЕДЕНИЕ изобразительный обучение художественное урок В наше время с особой остротой стоит задача формирования духовного и нравственного мира человека третьего тысячелетия, а отсюда, как следствие, возникает острая необходимость в качественном эстетическом образовании и воспитании. Одна из актуальных задач эстетического воспитания — развитие у детей способности к восприятию прекрасного в себе самом, в другом человеке и в окружающем мире. Решить эту задачу возможно средствами искусства.
Именно искусство развивает у школьника художественно-творческие способности, помогает приобрести опыт творческой деятельности, формирует систему эмоционально-ценностных представлений о взаимодействии с природой и обществом, гармонизирует его отношения с миром.
В процессе поиска возможностей более эффективного использования различных типов уроков особую значимость в современной общеобразовательной школе приобретает форма организации учебной деятельности учащихся. Наиболее современными и востребованными является индивидуальная и коллективная формы учебной деятельности.
До недавнего времени в дидактике рассматривались только три формы деятельности учащихся на уроке: фронтальная, групповая и индивидуальная. С середины 60-х г. ХХ века был высказан ряд критических замечаний, связанный с недостаточным использованием учителем на уроке коллективной формы учебной деятельности учащихся.
В учебных пособиях по педагогике и дидактике, выполненных в последние годы наряду с другими формами деятельности стала рассматриваться и коллективная форма. Она имеет большое значение в художественном воспитании учащихся, совершенствование навыков совместной работы, развитие потребности в общении.
В педагогической, искусствоведческой, методической литературе к изучению данной темы обращались: А. П. Сапожников, Ю. К. Бабанский, Чистяков, Д. Н. Кардовский, К. Ф. Юон, В. С. Кузин, Б. М. Неменский, В. И. Колякина, Е. Е. Рожкова, Н. Н. Ростовцев, Т. Я. Шпикалова и другие.
Объектом исследования является процесс обучения изобразительному искусству учащихся начальных классов Предметом исследования являются методические приемы индивидуальной и коллективной форм работы учащихся на уроках изобразительного искусства в начальных классах Проблема исследования состоит в поиске путей эффективного использования индивидуальной и коллективной форм работы учащихся в процессе обучения изобразительному искусству в начальных классах Цель исследования состоит в обосновании использования индивидуальных и коллективных форм работы учащихся на уроках изобразительного искусства.
Задачи исследования:
Изучить и проанализировать психолого-педагогическую, методическую и искусствоведческую литературу по теме исследования.
Описать историю методов преподавания изобразительного искусства в России (конец 12 — 21вв.)
Рассмотреть формы индивидуальной и коллективной работы
Раскрыть учебный и воспитательный потенциал
Описать опыт учителей по теме исследования Решение поставленных задач потребовало привлечения следующих методов исследования:
— анализ педагогической и методической литературы, школьных программ, учебных пособий;
— изучение и обобщение опыта работы учителей по проблеме исследования;
— анализ детского творчества Гипотеза: мы предполагаем, что грамотное использование индивидуальной и коллективной форм работы с учетом темы урока и учебной программы будет способствовать художественному, эстетическому и нравственному воспитанию.
Теоретическая значимость состоит в изучении и обобщении опыта учителей, ведущих специалистов, методистов по индивидуальной и коллективной работе на уроках изобразительного искусства.
Практическая значимость определяется тем, что материалы исследования могут быть использованы в практике студентов, учителей начальных классов и изобразительного искусства, также в художественных школах и кружках.
Структура работы: состоит из введения, 3 глав, 8 параграфов, выводов, заключения.
ГЛАВА I. ИСТОРИЯ МЕТОДОВ ПРЕПОДАВАНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В РОССИИ
1.1. Развитие методов преподавания изобразительного искусства в дореволюционный период Интерес к рисованию как к учебной дисциплине на Руси возник уже в 11 веке. В это время высокой степени развития достигает книжная миниатюра в рукописных книгах, написание икон, фресок. Именно тогда появляется острая необходимость в обучении техники и способов рисования.
В России рисование впервые появляется как общеобразовательный предмет в начале 17 века. Ссылаясь на исторические сведения, на рисование начинают смотреть как на одно из средств, которое способствует развитию образных представлений и умений, в связи с этим его можно применить в любой профессии. [ ]
Поэтому, в 1715 году рисование было включено в число учебных предметов в Морской академии.
Со второй половины 19 века вопросам методики преподавания начинают уделять особое внимание не только выдающиеся художники-педагоги, но и рядовые учителя школ. Они понимали, что без специальной подготовки нельзя успешно вести педагогическую работу.
Русская Академия художеств — второй половины XVIII — первой половины XIX века была одной из лучших школ рисунка. Она стала и центром методической работы в России. В Академии художеств зарождались и утверждались новые методы преподавания рисования для целой сети учебных заведений. «Курс рисования» А. П. Сапожникова для общеобразовательных школ также был апробирован академией. Это был первый учебник для общеобразовательных учебных заведений, составленный русским художником.
Ценность метода Сапожникова заключается в том, что он основан на рисовании с натуры, причем это непросто копирование натуры, а анализ формы. Сапожников поставил перед собой цель приучить рисующих с натуры мыслить, анализировать, рассуждать.
Изучая историю методики рисования, необходимо познакомиться с работой Г. А. Гиппиуса. Он считал, что рисование как общеобразовательный предмет нельзя преподавать так же, как в специальной художественной школе.
К педагогу Гиппиус предъявляет высокие требования. Педагог должен не только многое знать и уметь, но и выступать перед учениками как актер. Работа каждого ученика должна быть в поле зрения преподавателя. Большое внимание Гиппиус обращает на материалы и оборудование.
В 1804 году школьным уставом рисование вводится во все уездные училища и гимназии.
В 1864 году уставом средних учебных заведений рисование было исключено из числа обязательных предметов. Но в 1872 году вновь включается в круг учебных предметов реальных и городских училищ.
С целью выработки методов преподавания рисования в общеобразовательных школах была создана специальная комиссия при Академии художеств. В эту комиссию входили выдающиеся художники: Н. Н. Ге, И. Н. Крамской, П. П. Чистяков.
Большое влияние на развитие методики преподавания рисования оказал выдающийся художник-педагог П. П. Чистяков.
Отечественная художественная педагогика высоко оценила заслуги Чистякова и использует основные положения его методики.
Особый интерес для нас представляют мысли П. П. Чистякова о методике преподавания рисования в общеобразовательной школе.
По мнению П. П. Чистякова, в круг рисования в общеобразовательной школе должно входить не только рисование с натуры всеми способами, как основной отдел программы, но и лепка, и черчение, и иллюстрирование, и некоторые сведения по искусству.
Специалистов школьного воспитания все больше начинают интересовать вопросы детского творчества, детской психологии, экспериментальной педагогики. Изучение и исследование детских рисунков увлекает не только учителей рисования, но и художников, искусствоведов, психологов, социологов, историков.
Такое широкое и повсеместное увлечение детским творчеством имело свои положительные стороны. Прежде всего, методика преподавания рисования стала получать научно-теоретическое обоснование, на изобразительную деятельность детей стали смотреть более серьезно, а на рисование в школе — как на важный учебно-воспитательный предмет.
1.2 Достижения русской школы методики преподавания в советский период В 20-е гг. в советской школе рисование стало частью комплексных программ обучения. В нашей стране были созданы все условия для развития изобразительного искусства и художественного образования. Перед работниками народного просвещения были поставлены задачи перестройки содержания, форм и методов преподавания.
В основу новых программ было положено не обучение изобразительной грамоте, а односторонние попытки развития творческих способностей, предоставление детям полной свободы. В начале 20-х годов во многих школах детей не учили правильному, реалистическому рисованию. Формалистические правила искажали цели и задачи преподавания рисования в общеобразовательной школе. Рисование ничего не давало детям для умственного развития и по существу мешало их эстетическому воспитанию.
Особенно обострилось положение с преподаванием рисования в период увлечения «комплексной» программой (1923 — 1925). Знания учащихся проверяли не по отдельным предметам, а в комплексе, куда было включено и рисование.
Разработка методики преподавания рисования в школах шла в 20-е годы по самым различным направлениям, но из них широкое распространение получили два названных выше: методика развития «свободного творчества» и «комплексный» метод обучения.
Программа, выпущенная в 1931 году, по-новому определила содержание учебного материала и методы обучения рисованию. В ее основу было положено рисование с натуры. Наряду с ним программа отводила место рисованию на темы, по представлению, декоративному рисованию и беседам об искусстве.
Среди известных художников-педагогов, оказавших влияние на развитие советской методики обучения рисованию в общеобразовательных школах, особого внимания заслуживают Д. Н. Кардовский и К. Ф. Юон.
В основу своего метода Кардовский положил «обруб», т. е. принцип упрощения сложной формы предметов до наипростейших форм. Учил не только понимать, видеть и строить объемную форму в рисунке, но и глубоко ее анализировать.
Известный вклад в развитие методов преподавания рисования внес и Константин Федорович Юон. Уделяя большое внимание вопросам методики преподавания в художественных школах, он интересовался и обучением рисунку в общеобразовательных школах. Юон придавал большое значение научному обоснованию метода преподавания и считал, что даже технические вопросы рисунка должны рассматриваться с научной точки зрения.
К 40-м годам советская школа рисунка прочно становится на путь реалистического искусства. Утверждаются принципы и методы обучения рисованию. Назревает необходимость более глубокого научного решения проблем учебного рисования.
Большое влияние на дальнейшее развитие советской методики преподавания рисования в средней школе оказали Академия педагогических наук РСФСР (1943) и Академия художеств СССР (1947).
В 50-е и 60-е годы появляется целый ряд научно-исследовательских работ, которые во многом обогатили теорию методики преподавания. Эти работы помогли методистам рисования правильнее подходить к решению своих проблем.
В целях упорядочения методической работы в школах в 50-е годы возникает идея создания специальных учебников по рисованию. Ранее учебников по рисованию для средних общеобразовательных школ не издавали ни в России, ни за границей.
В 1957 году вышли в свет первые пробные учебники для первого и второго классов (автор Н. Н. Ростовцев), а затем методическая записка к ним. В 1961 году вышли еще два учебника — для третьего и четвертого классов (автор Н.Н. Ростовцев). В основу всех этих учебников была положена система П. П. Чистякова, приучающая детей к рисованию с натуры с первых шагов обучения.
С 1959 года открываются художественно-графические факультеты в педагогических институтах. В этих институтах, в Академии художеств, в Академии педагогических наук СССР, в институтах усовершенствования учителей была разработана методика преподавания рисования.
В 1970 году переработаны и утверждены новые учебные программы, где сформулированы цели и задачи преподавания изобразительного искусства, определено содержание учебного материала. Расширение задач эстетического воспитания, знакомство с творчеством великих художников прошлого и выдающихся современных художников привело к тому, что вместо предмета «рисование» возник новый учебный предмет — «изобразительное искусство» и предмет «черчение».
1.3 Вариативность авторских программ на современном этапе Методика преподавания изобразительного искусства в общеобразовательных учреждениях в настоящее время развивается интенсивно.
В последние годы в развитие преподавания изобразительного искусства большой вклад внесли известные ученые, авторы учебников по изобразительному искусству: Э. И. Кубышкина, В. С. Кузин, Т. С. Комарова, Б. М. Неменский, Е. Е. Рожкова, Н. Н. Ростовцев, Н. М. Сокольникова, Е. В. Шорохов, А. С. Хворостов, Т. Я. Шпикалова и другие.
Ими созданы учебно-методические и наглядные пособия по рисунку, живописи, композиции, народному и декоративно-прикладному искусству.
Впервые за многие годы вышли учебники по изобразительному искусству для начальной и средней школы.
Во многих школах большое внимание уделено художественно-эстетическому воспитанию и образованию и в частности преподаванию изобразительного искусства и музыки.
Обратим внимание на тех ученых, которые создали свои программы, учебники, системы художественно-эстетического обучения.
Владимир Сергеевич Кузин — член-корреспондент РАО доктор педагогических наук, профессор. В его программе ведущее место отводится рисованию с натуры, т. е. научить видеть предметы и явления так, как они существуют. Он является руководителем группы авторов государственной программы по изобразительному искусству.
Борис Михайлович Неменский — художник, педагог, лауреат, государственной премии, член-корреспондент Академии педагогических наук. Его методика основана на внутреннем мире ребенка, на его чувствах, эмоциях, восприятии окружающего мира через душу ребенка. В данный момент многие школы занимаются по его программе «Изобразительное искусство и художественный труд».
Татьяна Яковлевна Шпикалова в своих трудах основное внимание заостряет на изучении народного декоративно-прикладного искусства. Современная педагогика требует таких методов обучения, которые объективно знакомят учащихся с природой, с реальной действительностью.
Выводы по первой главе Со второй половины 19 века вопросам методики начинают основательно заниматься художники-педагоги и рядовые учителя школ.
Так, Русская Академия художеств становится центром методической работы в России. Появляется первый учебник «Курс рисования» А. П. Сапожникова для общеобразовательных учреждений. Художник предлагает метод рисования с натуры.
Позже создается специальная комиссия в Академии художеств, с целью выработки методов преподавания рисования членами комиссии были: Н. Н. Ге, И. Н. Крамской, П. П. Чистяков.
Большую роль в развитие методики преподавания рисования сыграл П. П. Чистяков. Он считал, что в круг рисования в общеобразовательной школе должно входить не только рисование с натуры, но и лепка, черчение, иллюстрирование, некоторые сведения по искусству.
В советский период большое влияние на методику преподавания рисования оказали известные художники-педагоги: Д. Н. Кардовский и К. Ф. Юон .
В 20-е годы разработка методики преподавания шла по самым различным направлением, но из них широкое распространение получили: методика «свободного творчества» и «комплексный» метод обучения. В 30-е годы выпущена программа, в основу которой положено рисование с натуры, а так же рисование на темы, по представлению, декоративному рисованию.
В 1957 году выходят в свет первые пробные учебники для первого и второго классов. Затем еще два учебника для третьего четвертого класса (автор Н.Н. Ростовцев). В 1970 году переработаны и утверждены новые программы. Вместо предмета «рисования» возникает новый предмет «изобразительное искусство».
В настоящие время методика преподавания развивается интенсивно, благодаря известным ученым, авторам учебников: Э. И. Кубышкина, В. С. Кузин, Т. С. Комарова, Б. М. Неменский, Е. Е. Рожкова, Н. Н. Ростовцев, Н. М. Сокольникова, Е. В. Шорохов, А. С. Хворостов, Т. Я. Шпикалова и другие.
Изучив различные источники, которые касаются истории возникновения и дальнейшего развитие методов обучения рисованию, можно сказать, что на протяжении многих лет методика претерпевала множество изменений и до сего времени авторы различных подходов пытаются внести свою лепту в наше образование.
ГЛАВА II. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
2.1 Усвоение изобразительной грамоты при рисование с натуры главная цель программы В. С. Кузина В.С.Кузин в своей программе рассматривает преимущественно рисование с натуры.
Принцип организации этой программы состоит в следующем, весь материал делится по видам художественной деятельности на блоки:1. Рисование с натуры (рисунок, живопись), 2. Рисование на темы и иллюстрирование, 3. Декоративное рисование, лепка, аппликация, 4. Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас.
Учитель вправе компоновать уроки, внося разнообразие в смену рода деятельности по своему усмотрению, с учётом смены времён года и дат календаря, знаменательных событий и т. д.
Автор программы уделяет внимание индивидуальной форме работы. Она преобладает над коллективной формой. При анализе программы, мы выяснили, что в третьем классе при изучение темы «Широкая масленица» дети выполняют декоративную коллективную композицию с изображением масленичного праздника. Так же дети коллективно оформляют выставки, украшают кабинет к Новому году.
Изучение народного искусства как основа программы Т. Я. Шпикаловой Т.Я.Шпикалова — строит свою программу на изучении народного декоративно-прикладного искусства.
Учебный материал в программе представлен блоками, отражающими деятельностный характер и коммуникативно-нравственную сущность художественного образования: «Виды художественной деятельности», «Азбука искусства», «Значимые темы искусства», «Опыт художественно-творческой деятельности».
В первом классе учебный материал, представлен в виде блоков, которые отражают времена года «Восхитись красотой нарядной осени», «Любуйся узорами красавицы зимы», «Радуйся многоцветью весны и лета».
В каждом блоке предусмотрено использование индивидуальных и коллективных форм работы. Оно строится, таким образом, дети занимаются индивидуальной формой работы на каждом уроке, коллективная деятельность организуется только в конце блока при изучении темы «Наши достижения. Что я знаю и могу. Наш проект».
Например, в блоке «Восхитись красотой нарядной осени», использование индивидуальной формы работы просматривается при изучение следующих тем: «Какого цвета осень. Живая природа: цвет. Пейзаж в живописи», «Твой осенний букет. Декоративная композиция», «Осенние перемены в природе. Пейзаж: композиция, пространство, планы», «В сентябре у рябины именины. Декоративная композиция», «Щедрая осень. Живая природа: форма. Натюрморт: композиция», «В гостях у народного мастера С. Веселова. Орнамент народов России» и другие. Коллективная работа по завершению проекта «Щедрый лес и его жители»: составление коллективной композиции панно «Осенний букет», роспись тарелочек для фруктов и овощей по мотивам травного хохломского узора, лепка из пластилина овощей, фруктов.
В блоке «Любуйся узорами красавицы зимы», использование индивидуальных форм работы в темах: «О чём поведал каргопольский узор. Орнамент народов России», «В гостях у народной мастерицы У.Бабкиной. Русская глиняная игрушка», «Зимнее дерево. Живая природа: пейзаж в графике», «Белоснежные узоры. Вологодские кружева», «Цвета радуги в новогодних игрушках. Декоративная композиция».
В конце блока коллективные работы: проект «Оформление класса к новогоднему празднику»: создание коллективного панно «Я люблю тебя, Россия» из рисунков зимней природы, лепка фигурок сказочных персонажей и украшение их по мотивам каргопольских узоров, создание коллективной композиции «Новогодние украшения праздничной ёлки».
В блоке «Радуйся многоцветью весны и лета» индивидуальное работы дети выполняют при изучение тем: «Защитники земли Русской. Образ богатыря. Образ защитника Отечества», «Открой секреты Дымки. Русская глиняная игрушка», «Краски природы в наряде русской красавицы. Народный костюм» и других.
В конце четверти участвуют в коллективной работе над проектами «Город мастеров»: составляют композицию «Богатырское поле», сказочную композицию «Конь-огонь»; лепят сказочного героя из пластилина и жителей слободы Дымково,
Во втором классе выделяют следующие три блока: «В гостях у осени. Узнай, какого цвета земля родная», «В гостях у чародейки-зимы», «Весна — красна! Что ты нам принесла?»
В первом блоке предусмотрено использование только индивидуальных форм работы.
В блоке «В гостях у чародейки зимы», использованию коллективной формы работы уделена одна тема: «Цвета радуги в новогодней елки. Сюжетная композиция». Дети составляю коллективное праздничное панно композиций для украшения новогоднего школьного интерьера. В ходе изучения других тем, дети работают индивидуально.
В блоке «Весна — красна! Что ты нам принесла?» представлено большое количество индивидуальных форм работы, но при изучении темы «Космические фантазии. Пейзаж: пространство и цвет, реальное и символическое изображение» учащиеся рисуют фантастический пейзаж, и составляю коллективное панно «Космические дали». Так же, в конце учебного года организуется коллективная форма работы «Наши достижения. Я умею. Я могу. Наш проект: доброе дело само себя хвалит».
В третьем классе выделяется 4 блока: «Осень. «Как прекрасен этот мир, посмотри…», «Зима. «Как прекрасен этот мир, посмотри…», «Весна. Как прекрасен этот мир посмотри…», «Лето. Как прекрасен этот мир посмотри».
Большое многообразие тем, где дети выполняют индивидуальную работу: «Земля одна, а цветы на ней разные. Натюрморт: свет, цвет, форма», «В жостовском подносе все цветы России. Русские лаки: традиции мастерства»," Лети, лети, бумажный змей. Орнамент народов мира: традиции мастерства", «Зима не лето, в шубу одета. Орнамент народов мира: традиции мастерства», «Россия державная. В мире народного зодчества: памятники архитектуры», «Красота и мудрость народной игрушки. Русская деревянная игрушка: развитие традиции мастерства», «Гербы городов Золотого кольца России. Символические изображения: состав герба» и другие.
Так же, авторы программы предлагают две большие коллективные работы. Первая при изучении темы «То ли терем, то ли царев дворец», учащиеся выполняют коллективный проект «Русская старинная улица твоего города (деревни, села, поселка)». Вторая в конце учебного года, тема «Наши достижения. Я знаю. Я могу. Наш проект». Ученики работают над проектом «Счастливы те, кто любит цветы».
В четвертом классе учебный год представлен 3 блоками: «Восхитись вечно живым миром красоты», «Любуйся ритмами в жизни природы и человека», «Восхитись созидательными силами природы и человека». Так же, как и в предыдущих классах, индивидуальная форма работы преобладает.
Только при работе с темой «Образ мира в народном костюме и во внешнем убранстве крестьянского дома. Образы — символы. Орнамент: ритм, симметрия, символика» дети выполняют коллективную композицию «На деревенской улице праздник», работая в одной из творческих групп по изготовлению праздничного женского головного убора, основной части народного женского костюма, силуэтов фасада крестьянских домов, оконных наличников или кукол в народных костюмах.
2.3 Духовное развитие личности и художественное освоение действительности в программе Б. М. Неменского Одна из главных задач программы — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний.
Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.
Б.М. Неменский считал, что коллективные формы работы могут быть разными: работа по группам; индивидуально-коллективная работ, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа — это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.
Тема 1 класса — «Ты изображаешь, украшаешь и строишь». Она делится на 4 раздела: «Ты учишься изображать», «ты украшаешь», «Ты строишь», «Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу».
В первом разделе дети занимаются только индивидуальной работой. Примерные темы уроков: «Изображать можно пятном», «Разноцветные краски», «Художники и зрители» и другие.
В разделе «Ты украшаешь» дети впервые знакомятся с коллективной формой работы. При изучении темы «Цветы — украшение Земли. Красоту надо уметь замечать» учащиеся составляют букет из вырезанных цветов.
В третьей четверти «Ты строишь» дети продолжают заниматься коллективной формой работы. Работая над темой «Город, в котором мы живем» создают коллективные панно-коллажи с изображением городских (сельских) улиц. Остальные же темы: «Дом снаружи и внутри», «Постройка предметов (упаковок)», «Домики, которые построила природа» предусматривают использование индивидуальной формы работы.
В разделе «Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу» коллективная работа организовывается в самом начале. Учащиеся создают коллективное панно-коллаж с изображением сказочного мира, тема урока «Сказочная страна». На уроках «Праздник весны», «Здравствуй, Лето!» дети занимаются индивидуальной работой.
Тема второго класса «Искусство и ты». Она подразделяется на: «Как и чем работает художник», «Реальность и контроль», «О чем говорит искусство», «Как говорит искусство».
В разделе «Как и чем работает художник» дети изучают темы «Три основных краски, строящие многоцветие мира», «Пять красок — все богатство цвета и тона», «Выразительные возможности аппликации», «Выразительные возможности бумаги» организация работы проходит только в индивидуальной форме.
Во второй четверти «Реальность и контроль» две темы отводятся на коллективную работу: «Постройка и реальность», «Постройка и фантазия». Первая коллективная работа — конструирование из бумаги форм подводного мира. Вторая коллективная работа — создание макетов фантастических зданий, фантастического города.
В разделе «О чем говорит искусство» работа больше сосредоточенна на индивидуальной форме. Но при изучении темы «Выражение намерений человека через украшение» создается коллективное панно в технике аппликации.
Последний раздел «Как говорит искусство» посвящен изучению цвета, линий, ритма, пятен. Работая над темой «ритм линий и пятен, цвет, пропорции средства выразительности» создают коллективную творческую работу (панно) «Весна. Шум птиц»
Тема третьего класса «Искусство вокруг нас». Делится на: «искусство в твоем доме», «искусство на улицах твоего города», «Художник и зрелище». В третьем классе коллективная работа предусмотрена во втором разделе «Искусство на улицах твоего города». На обобщающем уроке «Что сделал художник на улицах твоего города, села» дети выполняют коллективное панно. При изучении тем «Посуда у тебя дома», «Обои и шторы у тебя дома», «Парки, скверы, бульвары», «Картина-портрет», «Картина — натюрморт» дети выполняют индивидуальную работу.
Тема 4 класса «Каждый народ-художник». Разделятся на 4 блока: «Истоки родного искусства», «Древние города нашей земли», «Каждый народхудожник», «искусство объединяет народы». В 4 классе представлено большое количество коллективной работы. В каждом блоке организуется такая форма работы.
В блоке «Истоки родного искусства» индивидуальной работой дети занимаются при изучении тем: «Какого цвета Родина? Осенний вернисаж», «Образ русского человека» и другие. Так же в блоке представлены две большие коллективные работы. Темы этих работ «Деревня — деревянный мир», «Народные праздники». Учащиеся создаю коллективные панно.
В блоке «Древние города нашей земли» организуются индивидуальная и коллективная работа. Когда дети изучают темы «Древний город и его жители», «Праздничный пир в теремных палатах», они коллективно моделируют древнерусский город (внешний или внутренний вид) и создают праздничное панно «Пир в теремных палатах». Изучение других тем предусматривает использование индивидуальной формы работы.
Блок «Каждый народ художник» предусматривает две больших коллективных работы. Это создание коллективных панно на тему «Праздник цветение вишни-сакуры» или «Праздник хризантем», «Древнегреческий праздник». Так же изучение темы «Средневековые готические костюмы. Ремесленные цеха» организуется коллективная работа.
В блоке «Искусство объединяет народы» большое значение придают индивидуальной работе. Так изучения темы «Все народы воспевают материнство», «Я и моя мама», «Все народы воспевают старость старости», «Юность и надежды» дети выполняют индивидуальную работу.
Выводы по второй главе Мы рассмотрели три действующих программы по изобразительному искусству для начальных классов: В. С. Кузина, Б. М. Неменского, Т. Я. Шпикаловой.
Программа В. С. Кузина ориентирована на обучение реалистическим основам изображения через освоение графической грамоты. Программа Б. М. Неменского на первое место ставит эмоционально-образное развитие детей, постижение закономерностей искусства.
Т.Я. Шпикалова — строит свою программу на изучении народного декоративно-прикладного искусства.
Для изобразительного искусства характерна индивидуальная форма творчества, и именно в ней полностью могут появиться творческие способности и особенности личности художника. Однако и в профессиональном мастерстве есть формы коллективной художественной работы.
Использование индивидуальных и коллективных форм работы на уроках изобразительного искусства зависит от темы урока. В начальных классах выполнение коллективных работ по количеству уроков занимает небольшое место, но они играют важную роль, воспитывая чувство масштабности, умение подчинить свой замысел общей цели.
В.С. Кузина уделяет большое внимание индивидуальной форме работы. Она преобладает над коллективной формой. При анализе программы, мы выяснили, что в третьем классе при изучение темы «Широкая масленица» дети выполняют декоративную коллективную композицию с изображением масленичного праздника. Так же дети коллективно оформляют выставки, украшают кабинет к Новому году.
Материал в программе Т. Я. Шпикаловой представлен блоками. В каждом блоке предусмотрено использование индивидуальных и коллективных форм работы. Оно строится, таким образом, дети занимаются индивидуальной формой работы на каждом уроке, коллективная деятельность организуется только в конце блока при изучении темы «Наши достижения. Что я знаю и могу. Наш проект».
Программа «Изобразительное искусство» Б. М. Неменского предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности. Чаще всего коллективная работа — это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.
ГЛАВА III. ОРГАНИЗАЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ И КОЛЛЕКТИВНОЙ ФОРМ РАБОТЫ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
3.1 Индивидуальная и коллективная формы работы на уроках изобразительного искусства
Осуществление обучения требует знания и умелого использования разнообразных форм организации педагогического процесса. По мнению И. М. Чередова, форма организации обучения — это особая конструкция звена или совокупности звеньев учебного процесса.
В зависимости от структуры учебного общения В. К. Дьяченко классифицирует общие формы на индивидуальные, парные, групповые, коллективные.
Ю. Б. Зотов пишет, что применение полученных знаний в измененных ситуациях лучше всего организовать, максимально используя индивидуальную работу. Индивидуальная форма организации работы предполагает, что каждый ученик получает для самостоятельного выполнения задание, специально для него подобранное в соответствии с его подготовкой и учебными возможностями.
В педагогической литературе выделяют два вида индивидуальных форм организации выполнения заданий: индивидуальную и индивидуализированную. Первая характеризуется тем, что деятельность ученика по выполнению общих для всего класса заданий осуществляется без контакта с другими школьниками, но в едином для всех темпе, вторая предполагает учебно-познавательную деятельность учащихся над выполнением специфических заданий. Именно она позволяет регулировать темп продвижения в учении каждого школьника сообразно его подготовке возможностям. Индивидуальная форма организации работы содержит серьезный недостаток. Способствуя воспитанию самостоятельности учащихся, организованности, настойчивости в достижении цели, индивидуализированная форма несколько ограничивает их общение между собой, стремление передавать свои знания другим, участвовать в коллективных достижениях. Эти недостатки можно компенсировать в практической работе учителя сочетанием индивидуальной формы работы с коллективной формой работы.
Коллективная форма работы на уроках изобразительного искусства достаточно часто используется в школьной практике. Совместная эстетическая деятельность способствует формированию у учащихся положительных взаимоотношений со сверстниками, умения сотрудничать, понимать и ценить художественное творчество других.
Педагогами коллективная деятельность определяется как равноправное личностное взаимодействие общих усилий с целью достижения высокого уровня активности, коллективной общности и индивидуальной удовлетворенности, проявляющейся в адекватной оценке себя и других, реализации творческого потенциала и комфортности. При выборе формы и методики организации совместной работы обучающихся не менее важно учитывать их готовность к коллективной деятельности. Готовность определяется возрастными особенностями и уровнем приобретенного опыта общения учеников, который во многом зависит от их возрастной предрасположенности к общению. Перечислим основные возрастные особенности младшего школьника, влияющие на его художественный интерес и активность в изобразительной деятельности:
— высокая эмоциональность;
— целостность восприятия;
— развитое воображение;
— конкретно-образное мышление;
— высокий уровень проявления индивидуальности и самостоятельности в работе;
— увлеченность процессом деятельности;
— низкая направленность интереса на качество результата;
— легкое переключение с одного вида деятельности на другой;
— быстрая утомляемость от однообразной работы.
Так же нужно учесть, что ведущий вид деятельности в этом возрасте — учебная (школьник стремится получить персональную оценку ее результата, и единственным авторитетом для него является учитель), то коллективная изобразительная деятельность может выйти за круг интересов младшего школьника. Чтобы этого не произошло необходимо создать условия, которые бы способствовали заинтересованности младших школьников в совместной деятельности на уроках изобразительного искусства.
Поэтому, коллективная деятельность на первом этапе должна быть высоко эмоциональной, способствовать проявлению творческого воображения, легко осуществимой, что обеспечивает положительное отношение к ней индивида. Сознание значимости личного вклада в общий результат совместной изобразительной деятельности также способствует интересу к коллективному творчеству. Организация занимательных игровых ситуаций и использование приемов художественно-педагогической драматизации (урок-сказка) в ходе работы над совместным результатом сближает изобразительное творчество с игрой, вызывая живой интерес к коллективной деятельности. Высокое качество результата совместного труда в сравнении с уровнем индивидуальной работы постепенно меняет отношение к сотрудничеству в изобразительной деятельности и все больше заинтересовывает младшего школьника в совместной деятельности.
В методике преподавания изобразительного искусства известны три классификации коллективных форм изобразительной деятельности (М.Н.Турро; коллектив учителей-экспериментаторов по программе Б. М. Неменского; Т. С. Комарова и А.И.Савенков). Более точная и полная систематизация видов коллективной изобразительной деятельности представлена в классификации, разработанной Т. С. Комаровой и А. И. Савенковым. В ее основе лежат три основные формы организации совместной деятельности, выделенные психологами: совместно-индивидуальная, совместно-последовательная, совместно-взаимодействующая.
Совместно-индивидуальная деятельность предполагает, что каждый ученик индивидуально выполняет изображение или изделие, которое на завершающем этапе становится частью, элементом коллективной композиции. Согласование действий каждого из участников совместного труда осуществляется в начале урока, на первом этапе при разработке идеи совместной композиции, при планировании дальнейшей работы, и в конце урока, на последнем этапе, когда составляется и обобщается коллективная композиция. Например, изготовление коллективной композиции «Цветочная поляна», коллективного панно «Наш аквариум», «Зимняя ярмарка».
Совместно-последовательная деятельность предполагает последовательное выполнение учениками определенной технологической операции, когда результат работы одного ученика становиться предметом деятельности другого. Это процесс-игра, где каждый учащийся уподобляется мастеру, играет роль художника-мастера, работающего на линии конвейера художественного производства. Совместно-последовательная деятельность на уроке представляет собой два основных этапа:
Индивидуальная работа ученика над элементом, частью общего изделия; Последовательная работа на конвейере, связанная со сборкой, определенной технологической операцией последовательного монтажа коллективного изделия.
Например, выполнение сувенирных кукол, эскиза лоскутного ситцевого одеяла, декора сарафанов и платков кукол для композиции «Веселый хоровод. Совместно-взаимодействующая деятельность предполагает или одновременную совместную работу всех участников коллективного творчества, или постоянное согласование действия всех участников коллективной деятельности. Эта форма организации коллективной деятельности требует от учителя определенных организаторских способностей, а от учеников — умения общаться в процессе практической деятельности: сотрудничать, уважать чужую инициативу, защищать собственные идеи в процессе согласования вопросов содержания и формы, использования материалов и техники исполнения композиции.
Например, коллективная деятельность детей организуется по группам с разнотематическими заданиями. В работе над коллективным панно «Масленица» принимают участие несколько групп:
1-я группа учащихся выполняет фон коллективной композиции — городскую среду: архитектуру и небо;
2-я группа — торговые ряды ярмарки: палатки, лотки;
3-я группа — ярмарочные балаганы, цирковые и театральные;
4-я группа — увеселительные сооружения и аттракционы: качели, карусели, горки и т. п.;
5-я группа — фигуры людей: торговый люд и покупатели, артисты и зрители, гуляющие, развлекающиеся и др.
Так же можно организовать работу над коллективными композициями следующей тематики: «Весна идет», «Средневековый европейский город», «Град на острове стоит», «В русской избе», «Русский стол».
Коллективная деятельность имеет огромное значение в художественном воспитании школьников, как средство, активизирующее развитие их творческого потенциала, формирующее и совершенствующее навыки совместной работы, развивающее потребности в эстетическом общении и интерес к изобразительной деятельности.
3.2 Изучение, анализ и описание опыта учителей гимназии № 23 города Владимира Изучая опыт учителей по индивидуальной и коллективной формам работы мы рассмотрели интересные на наш взгляд статьи. Статьи из журнала Начальная школа и Искусство в школе, а также из электронных ресурсов.
Автор статьи «Цветы нашей Родины. Рисование с натуры или по памяти» учитель начальных классов Ж. В. Тимофеева, предлагает конспект урока для учеников второго класса по индивидуальной форме работы.
Фрагмент урока. Сообщение темы урока.
Сегодня мы поговорим о красивом сказочном творении природы — цветах. Вспомните сказки, где цветы сыграли важную роль в судьбе героев. («Аленький цветочек», «Каменный цветок», «Ромашка», «Дюймовочка», «Цветик семицветик».) Послушайте сказку «Чьи цветы лучше?» (Из книги Б. Вовка «Цветы»). (Беседа) Тренировочное упражнение «Веселые краски». Учащиеся на палитре делают пробу красок разных оттенков (всех красных, желтых, синих красок, имеющихся в наборе). Проба краски производится разными приемами: отдельными мазками, прижиманием кисти к бумаге, примакиванием, прямыми и изогнутыми линиями. Эти приемы используются при рисовании цветов для передачи характерной формы и поверхности лепестков и листьев. Пробу красок на палитре учащиеся сравнивают с цветом стоящих перед ними цветов.
Объяснение и показ последовательности рисования цветов.
Учитель, набрав на кисть нужную для данного цветка краску, сразу, без наметки карандашом, концом кисти проводит изогнутую линию, а затем, набрав дополнительную краску, изображает форму цветка.
Самостоятельная работа. Учащиеся под музыку работают самостоятельно, учитель по ходу указывает на типичные ошибки.
Выставка работ.
Приведем пример, еще одного урока по индивидуальной работе. Представим вам, фрагмент урока на тему «Объемный рисунок „Сказочный терем“».
Перед детьми ставится задача: придумать сказочный терем или дворец для любого сказочного персонажа — Огненного царя, Морского царя, Василисы Прекрасной и т. д. Сначала нужно выполнить заготовки из бумаги с помощью сгибов и прорезов, потом украсить их и в последнюю очередь соединить при помощи клея.
Практическая работа. Дети переходят к выполнению практической работы. Учитель постоянно контролирует работу каждого, при необходимости оказывает помощь. Таким образом, в ходе практической работы осуществляется индивидуальная работа.
Итог урока. Когда все работы выполнены, у классной доски организуется выставка. Дети имеют возможность посмотреть поделки одноклассников и полюбоваться своим изделием. Подробно опыт работы описан в работе Э. А. Тимченко «Объемный рисунок „Сказочный терем“».
Автор статьи «Коллективные формы работы на уроках изобразительного искусства» Е. Г. Кривоносова предлагает следующие коллективные работы.
Тема «Город моей мечты»
Класс делится на группы, и каждая группа выполняет свой вариант задания — коллективное панно. Перед началом работы важно поработать в группе по согласованию своих действий, оформлению своей идеи в виде эскиза. Выполнить данную работу можно в технике аппликации, коллажа, пластилиновой картины и просто рисунка. Лучше, если в группе будет не больше 4 человек. Все обязанности в группе распределяет руководитель, он же определяет задание для каждого ребенка на урок. После завершения своей работы каждая группа представляет проект, защищая свою идею. Можно предложить учащимся темы городов («Город будущего», «Город игрушек», «Сказочный город», «Сладкий город» и т. п.)
Тема «Художник и город»
Дети выполняют стилизованные архитектурные постройки в технике объемной аппликации из цветного пластилина. Основой зданий могут служить пластиковые или стеклянные емкости различных форм. Каждый ребенок выполняет свое сооружение, украшая цветным пластилином и используя для этого разные приемы. В конце работы изделия собираются в макет города на горизонтальном планшете, который готовиться заранее отдельной группой ребят. [10]
Проходя, педагогическую практику в 23 гимназии города Владимира мы, наблюдали за экспериментальной работой учителей апробации программы внеурочной деятельности «Ключ от заветной двери». В связи с нашей темой работы, мы посетили несколько занятий представляющих индивидуальную и коллективную форму деятельности.
Рассмотрим коллективные работы:
Фрагмент урока изобразительного искусства. Тема «Книжка гармошка с пословицами и поговорками»
На предыдущем уроке вы получили домашнее задание — найти пословицу или поговорку. Сегодня мы все с вами будем работать в издательстве, изготавливать книжку пословиц и поговорок. Каждый из вас будет печатать — рисовать одну страницу. Но наша книга будет необычная. Давайте отгадаем загадку.
В руки ты её возьмёшь, То растянешь, то сожмёшь.
Звонкая, нарядная, Русская, двухрядная.
Ответ: Гармошка Мы будем выполнять такую книжкугармошку. (Показывает заготовку книжки-гармошки)
(Затем раздает ранее приготовленные страница книгилисты бумаги) На этом листе — странице вы расположите свою пословицу или поговорку и проиллюстрируете ее.
(дети иллюстрируют и записывают свои пословицы и поговорки)
Ребята, давайте посмотрим, что у вас получилось? Давайте закончим нашу книжкугармошку. Приклеим получившиеся странички в нашу заготовку.
(учитель помогает детям приклеить странички книжки) Фрагмент урока изобразительного искусства. Тема «Иллюстрирование сказки Ефима Честнякова «Чудесное яблоко» «
В деревне Шаблово Кологривского района жил великий художник и сказочник Ефим Честняков.
Сам глинянки лепил, декорации писал, сказки сочинял и возил по деревням в двухколесной тележке «ондреце» на радость детям и взрослым.
(Знакомство сo сказкoй Е. В. Честнякова «Чудесное яблоко»)
Ребята, а вы любите сказки? Cегодня, мы познакомимся со сказкой, да не простой, а интересной, да познавательной. Внимание на экран (Просмотр мультипликационного фильма «чудесное яблоко»)
— О чем сказка? Почему именно так автор назвал свою сказку?
— Почему яблоко чудесное? Какое чудо случилось?
(при необходимости можно перечитать некоторые строки из сказки) А кому, какой момент понравился? Какой фрагмент больше всех запомнился? Сейчас я раздам вам листочки, на которых вы изобразите любимый фрагмент сказки. (Работа выполняется на листах, вырезанных в форме яблока) А давайте, теперь из ваших яблочек сделаем книжечку. Для этого все ваши яблочки скрепим скотчем.
Фрагмент урока изобразительного искусства. Тема «Азбука Буратино» составление книжки азбуки.
(Песенка-азбука. Борис Заходер)
Тридцать две родных сестрицы, Писаных красавицы, На одной живут странице, А повсюду славятся!
К вам они сейчас спешат, Славные сестрицы.
Очень просим всех ребят С ними подружиться! (У доски стоят разные книги азбуки)
Ребята, кто к нам пришел в гости? Сегодня, мы попробуем создать свою азбуку, но не простую, а азбуку Буратино. Давайте посмотрим фрагмент мультфильма «Приключение Буратино» по сказке А. Н. Толстова «Золотой ключик».
Давайте, назовем героев этой сказки. (Буратино, папа Карло, Джузеппе, Карабас-Барабас, Дуремар, Мальвина, Артемон, Пьеро, Арлекин, Лиса Алиса, кот Базилио, говорящий Сверчок) Разделим этих героев. И каждый нарисует их. (Учитель раздает ранее заготовленные листы — страницы азбуки). Давайте, посмотрим ваших сказочных героев. (Затем коллективно составляют азбуку, приклеивая в алфавитном порядке рисунке) Фрагмент урока на тему «Коллекция бабочек». Изготовление бабочек в технике монотипия.
Ребята давайте представим, что мы отдыхаем на природе около ручья, (что мы можем там увидеть) (солнышко греет, птички поют, цветочки растут, а вокруг летают прекрасные красивые бабочки) И сегодня мы научимся, изображать бабочек очень редким способом, называется он монотипия.
Он появился в XVII веке. Монотипия — это вид печатной графики. Техника монотипии заключается в нанесение краски на одну сторону и отпечаток её на противоположной стороне листа (получение копии). Он всегда будет одинаковый.
Сегодня с помощью этой технологии мы буде рисовать с вами не обычную бабочку. (Лист согнуть пополам на одной части листа обвести шаблон одного крыла бабочки; раскрасить шаблон красками; сложить лист по линии сгиба; развернуть лист и дать рисунку высохнуть; можно подрисовать четкость линий бабочки, усики, глазки) Работа детей.
Молодцы, ребята, каждый из вас нарисовал необыкновенную бабочку, А сейчас создадим коллекцию бабочек. На большем листе расположим их.
Фрагмент урока «Праздничный салют»
День Победы — особенный день для многих россиян. В этот день наши бабушки и дедушки ценой миллионов жизней одержали Великую Победу над фашистской армией.
На протяжении десятилетий День Победы 9 Мая оставался самым трогательным, самым душевным праздником страны. Никакие другие праздники не смогут сравниться с ним. Ветеран в орденах, ведущий за руку внука, — символ силы Отечества, прочной связи поколений. Именно 9 Мая мы как-то особенно сильно чувствуем гордость за свою историю и хотим верить, что преодолеем все беды. Ведь у нашей страны великая история и великие победы.
Скорей, скорей одеться!
Скорей позвать ребят!
В честь праздника
Победы Орудия палят.
Вокруг все было тихо,
И вдруг — салют! Салют!
Ракеты в небе вспыхнули
И там, и тут!
Над площадью,
Над крышами,
Над праздничной Москвой Взвиваются все выше Огней фонтан живой!
На улицу, на улицу
Все радостно бегут,
Кричат «Ура» !
Любуются
На праздничный Салют!
Давайте и мы с вами в честь праздника День Победы сделаем праздничный салют. Перед вами лежат фотографии достопримечательностей Владимира. На ночном небе с помощью цветной бумаги изобразим салют. Сделать это очень легко. Вам нужно мелко нарвать кусочки бумаги и наклеить их на фон. Вот такая красота должна у вас получиться. (Образец). Выставка.
Рассмотрим организацию индивидуальной формы работы.
Фрагмент урока по изобразительному искусству. Тема «Открытка для мамы»
День цветочный, добрый, нежный — это мамин день!
— Вы уже догадались в преддверии, какого праздника проводим урок? (в преддверии 8 марта)
— Кого мы поздравляем в этот день? (мам, сестёр, бабушек, подруг.)
— Правильно ребята в этот день люди и, кажется, сама природа славит золотые руки и нежные сердца женщинтружениц, матерей, сестер, подруг.
Сегодня мы выполним для мам открытки. Посмотрите на доску. (образцы открыток)
Необычным способом. Этот способ называется рисование по мокрому.
Прежде чем смять лист бумаги, его необходимо вымочить, поместив в воду на несколько минут. Затем дать воде стечь.
Бумага слегка сминается до маленького шарика.
Смятый ком аккуратно разверните. Порванная бумага не годится для живописи.
Лист нужно расправить, но не выглаживать складки.
На чуть влажный лист наносим три цветка подснежника, путём примакивания кисти. Затем рисуем зелень мимозы тонкой кисточкой, мазками, как иголки у ели. Между зеленью рисуем цветы мимозы, с помощью тычков. Первый этап работы завершён. Нужно дать работе высохнуть. Затем, у подснежников рисуем тычинки даём немного просохнуть.
В самом конце, клеем рамку на готовую картину, клеем картину с рамкой на основу и подписываем открытку.
Фрагмент урока. Тема «Работа у доски «
Ребята на доске изображены силуэты игрушек, посуды, одежды. Ваша задача расписать эти силуэты. (Дети выполняют работу) Фрагмент урока «Волшебные ниточки»
Сегодня мы с вами познакомимся с новой техникой, а перед тем как начать рисовать, посмотрим, что у вас лежит на столе. (Нитки разной толщины, краски, листы, кисти). Как вы думаете, чем мы сегодня будем пользоваться на уроке?
Сегодня мы будем пользоваться нитками. Мы их будем красить, а затем рисовать ими на листах. У каждого получится своя индивидуальная, интересная работа. У каждого получится что-то свое. Кладем лист бумаге перед собой, кто как хочет. И сейчас я покажу, вам, как мы будем рисовать.
Я беру ниточки разной толщины, от этого будет зависеть, какие у нас будут линии и кладу перед собой. Затем беру кисть и крашу нить любым цветом. Но необходимо оставить один конец нити чистым, чтобы мы могли за него держать. Излишки краски я отожму с помощью кисти.
Теперь я беру ниточку и аккуратно выкладываю ее посередине чистого листка бумаги. Я могу выложить все что угодно.
(выкладывает узор на листке бумаги) Вот я выложила, пока ничего не получилось, но смотрите внимательно. После этого я беру нарезанный листок бумаги на квадраты, у каждого они есть на столе, с помощью них я закрываю нашу нить, и оставляю открытым, лишь чистый конец.
Беру левую руку, кладу ее на эти листки и не сильно придерживаю, а правой рукой, держа чистый конец, быстро и на себя вытягиваю нить. Во так.
(Каждое слово сопровождается действием) Я тяну точно прямо, чтобы узор получился аккуратным.
Теперь убираю листочки и смотрите, у меня получился какой-то узор, но я включаю свою фантазию и уже вижу, что у меня тут нарисован цветок. А чтобы его стало лучше видно, я дорисую стебель и лепесток, это можно сделать с помощью кисти. Но надо быть аккуратными, чтобы линия, которую мы рисуем кистью не была толще (учитель дорисовывает рисунок).
А теперь я предлагаю, вам, начать работу.
Выводы по третьей главе В зависимости от структуры учебного общения выделяют индивидуальные, парные, групповые, коллективные формы работы на уроках.
Индивидуальная форма организации работы предполагает, что каждый ученик получает для самостоятельного выполнения задание, специально для него подобранное в соответствии с его подготовкой и учебными возможностями. Так же мы выяснили, что из индивидуальных форм организации выполнения заданий выделяют индивидуальную и индивидуализированную.
Коллективная деятельность определяется как равноправное личностное взаимодействие общих усилий с целью достижения высокого уровня активности, коллективной общности и индивидуальной удовлетворенности, проявляющейся в адекватной оценке себя и других, реализации творческого потенциала и комфортности.
Существует классификация видов коллективной изобразительной деятельности классификации, разработанной Т. С. Комаровой и А. И. Савенковым. В ее основе лежат три основные формы: совместно-индивидуальная, совместно-последовательная, совместно-взаимодействующая.
Описывая опыт, можно сделать вывод, что учителя серьезно подходят к организации уроков и к выбору формы деятельности на уроках изобразительного искусства.
Организация индивидуальной формы работы чаще используется учителями, но они используют различные необычные техники рисования: монотипия, рисование нитью, рисование по мокрому. Благодаря этому уроки проходят интересно. Каждый ребенок вовлечен в учебный процесс. Также при индивидуальной работе раскрывается личностные особенности художника.
При организации коллективной формы работы у детей формируются положительные взаимоотношения с одноклассниками, умения сотрудничать. Дети учатся понимать и ценить творчество себя и других. Учителя предлагают различные темы коллективных работ. Коллективные работы также выполняются в разных техниках. Дети создают книжки-гармошки, книжки-малышки, азбуки, различные коллекции и коллективные панно.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящее время учителями при планировании занятий отбираются современные формы работы, способствующие более эффективному и целенаправленному процессу школьного обучения. Мы рассмотрели индивидуальную и коллективную формы работы на уроках изобразительного искусства. Индивидуальная форма организации работы предполагает, что каждый ученик получает для самостоятельного выполнения задание, специально для него подобранное в соответствии с его подготовкой и учебными возможностями. Так же мы выяснили, что из индивидуальных форм организации выполнения заданий выделяют индивидуальную и индивидуализированную.
Коллективная деятельность определяется как равноправное личностное взаимодействие общих усилий с целью достижения высокого уровня активности, коллективной общности и индивидуальной удовлетворенности, проявляющейся в адекватной оценке себя и других, реализации творческого потенциала и комфортности. Индивидуальная форма преобладает над коллективной. Она является традиционной формой, практически на каждом уроке используют именно эту форму.
Создание коллективных работ приносит детям огромное удовольствие. Повышается эмоциональная отзывчивость, дети развиваются нравственно, так как их объединяет общая цель. Они подолгу рассматривают получившуюся картину, вспоминая, кто что делал. Дети учатся доброжелательно оценивать вклад каждого в общую работу, помогать друг другу. Происходит преображение робких и застенчивых детей в раскрепощенных и инициативных.
Мы рассмотрели историю методов преподавания изобразительного искусства, и можно сказать, что на протяжении многих лет методика претерпевала множество изменений и до сего времени авторы различных подходов пытаются внести свою лепту в наше образование.
Проанализировав программы В. С. Кузина, Т. Я. Шпикаловой, Б. М. Неменского, мы пришли к выводу, что В. С. Кузина уделяет большое внимание индивидуальной форме работы, но также дети коллективно оформляют выставки, украшают кабинет к Новому году, участвуют в различных викторинах. Материал в программе Т. Я. Шпикаловой представлен блоками. В каждом блоке предусмотрено использование индивидуальных и коллективных форм работы. Оно строится, таким образом, дети занимаются индивидуальной формой работы на каждом уроке, коллективная деятельность организуется только в конце блока при изучении темы «Наши достижения. Что я знаю и могу. Наш проект».
Программа «Изобразительное искусство» Б. М. Неменского предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности. Чаще всего коллективная работа — это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.
Изучая и описывая опыт учителей, мы представили фрагменты уроков по индивидуальной и коллективной работе. Темы уроков по организации индивидуальной формы работы: «Открытка для мамы», «Работа у доски», «Волшебные ниточки». Темы коллективных работ: «Книжка гармошка с пословицами и поговорками», «Иллюстрирование сказки Ефима Честнякова „Чудесное яблоко“», «Азбука Буратино», «Коллекция бабочек», «Праздничный салют». Собранные материалы могут быть использованы в практике студентов, учителей начальных классов и изобразительного искусства.
Цель нашего исследования была достигнута, мы обосновали использование индивидуальных и коллективных форм работы на уроках изобразительного искусства. Так же наше гипотеза подтвердилась: грамотное использование индивидуальной и коллективной форм работы с учетом темы урока и учебной программы будет способствовать художественному, эстетическому и нравственному воспитанию.
CПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Бабанский, Ю. К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе/ Ю. К. Бабанский. — Москва: Просвещение.-1985. — 207 с.
Бакушинский, A.B. Художественное творчество и воспитание. / А. В. Бакушинский. — Москва, 1925. 30 с.
Буланова, И. Коллективная изобразительная деятельность / И. Буланова // Искусство в школе. 2007. № 4. С. 17
Грибовская, А. А. Народное искусство и детское творчество [Текст] / А. А. Грибовская. — М.: Просвещение.- 2004.
Зотов Ю. Б. Организация современного урока / Под ред. П. И. Пидкасистого.- Москва, 1984.
Изобразительное искусство в школе./ Под ред. В. В. Колокольникова. -М.: Педагогика, 1975. 96 с.
Илиев Балкански, Д. Формирование и развитие коммуникативных способностей в групповой изобразительной деятельности / Д. Илиев Балкански // Начальная школа. 2012. — № 4. С.63
Кардовский, Д.Н. О принципах и методах обучения рисованию.- Пособие по рисованию / Д. Н. Кардовского, В. Н. Яковлева, К. Н. Корнилова.- М.: Госстройиздата, 1938. 208 с.
Колякина, В. И. Методика организации уроков коллективного творчества: Планы и сценарии уроков изобразительного искусства / В.И. КолякинаМ.: ВЛАДОС, 2002. — 176 с.
Кривоносова, Е. Г. Коллективные формы работы на уроках изобразительного искусства [Электронный ресурс] / Е. Г. Кривоносова // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/619 092/, свободный. (Дата обращения: 19.02.2015)
Кузин, В. С. Изобразительное искусство / В. С. Кузин — М.: Дрофа, 1995.-110с.
Кузин, В. С. Изобразительное искусство: 1−4 классы: рабочие программы/ В. С. Кузин — М.: Дрофа, 2011. 119с.
Неменский, Б. М. Изобразительное искусство: 1−4 классы: рабочие программы / Б. М. Неменский [и др.]. — М.: Просвещение, 2011. 129с.
Неменский, Б. М. Мудрость красоты. О проблемах эстетического воспитания. Книга для учителя / Б. М. Неменский — М.: Просвещение, 1981.-253с.
Островская, О. В. Уроки изобразительного искусства в начальной школе / О. В. Островская.- М.: ВЛАДОС.- 2003.
Повышение эффективности уроков изобразительного искусства. / Под ред. B.C. Кузина. — М.: Просвещение, 1975. — 151 с.
Рожкова, Е. Е. Изобразительное искусство в школе: Из опыта работы учителя / Е. Рожкова — М.: Просвещение 1980. 118 с.
Ростовцев, Н. Н. История методов обучения рисованию. Русская и советские школы рисунка / Н. Н. Ростовцев — М.: Просвещение, 1982. — 240 с.
Ростовцев, Н. Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе / Н. Н. Ростовцев — М.: Агар, 2000. — 251 с.
Сапожников, А. П. Полный курс рисования / Под ред. Ларионова. — 4-е изд.- М.: Алев-В, 2003 .-160 с.
Тимофеева, Ж. В. Цветы нашей Родины. Рисование с натуры или по памяти / Ж. В. Тимофеева // Начальная школа. 2012. № 5. С.66
Тимченко, Э. А. Объемный рисунок «Сказочный терем» / Э. А. Тимченко // Начальная школа. 2010. — № 7. С.59
Туро, И. Н. Коллективные работы по изобразительному искусству в системе обучения и воспитания младших школьников / И. Н. Туро. — Москва, 1980.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011 г. / М-во образования и науки Рос. Федерации [Текст] - М.: Просвещение, 2011. — 33 с. (Стандарты второго поколения) Фомина Т. Н. Нетрадиционные формы работы на уроках ИЗО в начальных классах / Т. Н. Фомина // Вестник ПАУ.- 2004.-№ 4
Цирулик, Н. А. Уроки творчества/Н.А.Цирулик.-С.:Федоров.-1999.-112с.
Цымбулов, В. Современные подходы к преподаванию изобразительного искусства в школе / В. Цымбулов // Искусство в школе. 2011. № 2. С. 13−15
Шпикалова, Т.Я., Ершова, Л.В., Поровская, Г. А. Изобразительное искусство 1−4 классы: рабочие программы / Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова, Г. А. ПоровскаяМ.: Просвещение, 2013. 193с.
Юон, К. Ф. Об искусстве / К. Ф. Юон. — М.: Советский художник, 1959. 235с.
Юсов, Б. П. Изобразительное искусство в начальных классах / Б. П. Юсов, Н. Д. Минц — Мн.: Народная асвета, 1986. 167 с.
Ячменева, В. В. Занятия и игровые упражнения по художественному творчеству / В. В. Ячменева — М.: ВЛАДОС, 2004. 184 с.