Мысль и слово: «синтез»
Время от времени Рокантен «выдавливает» из себя очередные куски текста о Рольбоне. Реальные впечатления и образы видятся ему какими-то мутными, бесформенными наплывами. А надо всем довлеет болезненное состояние, настигшее героя. Это тошнота, его буквально поработившая. Все вызывает в нем тошноту, отвращение, омерзение. Вокруг него — фальшь, мерзкие люди, ненужные предметы, и происходящие… Читать ещё >
Мысль и слово: «синтез» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Сближение и сопоставление Сартра с Вольтером в широком плане — закономерно. Он яркий пример художника, сумевшего соединить философию и литературу, мысль и художественную образность. Подобная связь — целенаправлена: роман, драма, новелла и т. д. не просто обладают самоценной значимостью, а возможностью для автора представить свои идеи в наиболее наглядной, доступной форме. Экзистенциализм лишается умозрительности и абстрактности, будучи выражен в художественном слове художников первого ряда, таких как Сартр, Камю, отчасти Хемингуэй, Фолкнер, Мориак и многие другие.
Свои идеи Сартр выражал и в чисто философских трудах, весьма многочисленных, среди которых выделяется трактат " Бытие и небытие" (1943) (другой перевод «Бытие и Ничто»), Созданный в период Сопротивления, как и трактат Камю «Миф о Сизифе» (1942), он имел не только научное, но и общественное значение, носил лирико-исповедальный характер. В нем Сартр разрабатывает понятия «ничто», «бытие для себя», «бытие для другого». Все его рассуждения сводятся в конце концов к вопросу о свободе: ей и посвящен трактат. Сартр не согласен с представлением о детерминизме, согласно которому судьба человека полностью определяется обстоятельствами, средой, в силу чего он — пассивен и обречен. Трактат Сартра — это апология свободы. А она предполагает автономию выбора, сопротивление обстоятельствам и окружающему миру. Свобода не имеет пределов, будучи всеобщей. Человек «приговорен» к свободе. И поскольку индивид «заброшен» в мир, исполненный хаоса, поскольку он одинок, то может полагаться только на себя. А следовательно, призван искать и познавать себя, быть внутренне активным.
Как же эти философские категории соотносились с французскими реалиями 1940;х гг. Думается, что читатели Сартра, пребывавшие в тяжелой атмосфере нацистской оккупации, понимали внутренний смысл трактата: необходимость устремленности к свободе и духовной независимости. Этот и другие философские сочинения Сартра вписывались в духовный климат эпохи середины XX в.: на фоне тотального духовного кризиса Сартр утверждал возрастающую роль индивидуального сознания, общественной активности и личной ответственности.
" Тошнота": тупики одиночества
Этот довоенный роман, принесший Сартру заслуженную известность, с достаточно выразительным названием «Тошнота» — художественный манифест экзистенциализма. Его тема — бытие, лишенное какого-либо осмысленного человеческого содержания. Пафос произведения — в словах одного из героев: «Вот мы здесь собрались, такие как есть, чтобы поглощать пищу и жить для поддержания своего драгоценного существования, в этом существовании нет никакого, ну совершенно никакого смысла» .
Повествование — это начатый в 1932 г. дневник некоего Антуана Рокантена, историка и литератора, который после долгих путешествий обосновался в городке Бувиле, дабы завершить свои разыскания, посвященные некоему маркизу Рольбону, жившему в XVIII в. Рокантен — стопроцентный экзистенциалистский персонаж. Он абсолютно одинок, практически ни с кем не общается, кроме библиотечного служащего по имени Самоучка. Его связи с окружающими людьми обрублены. Даже отношения с любовницей почти бессловесны. Его жизнь — монотонная, близкая к чисто биологическому существованию.
Время от времени Рокантен «выдавливает» из себя очередные куски текста о Рольбоне. Реальные впечатления и образы видятся ему какими-то мутными, бесформенными наплывами. А надо всем довлеет болезненное состояние, настигшее героя. Это тошнота, его буквально поработившая. Все вызывает в нем тошноту, отвращение, омерзение. Вокруг него — фальшь, мерзкие люди, ненужные предметы, и происходящие события — ничтожны. Его удручает подобное состояние, в котором он не способен разобраться, а потому полагает себя «лишним». Иногда, когда одиночество и тошнота становятся непереносимыми, он вспоминает свою любовницу Анни, актрису на вторых ролях, живущую в Лондоне, страдающую таким же «неврозом», как и сам Рокантен, который даже называет себя живым мертвецом. Когда ради Анни он все-таки решается пересечь Ла-Манш, их встреча так ничем и не кончается. Когда-то романтик Мюссе писал о «болезни века». У Сартра она проявляется в «тошноте», этом плоде тотальной разобщенности людей. В финале герой понимает, что должен был писать не о маркизе Рольбоне, а о себе, чтобы «выговориться». Так романист намечает зыбкую перспективу: спасение от «тошноты» может быть только в создании произведения искусства. Оно не дано обывателю, буржуа, потребителю.