Одной из основных целей обучения иностранному языку является умение учащихся свободно и правильно выражать свои мысли средствами иностранного языка. При этом учителя сталкиваются с проблемой речевых ошибок. Становится очевидным, что их необходимо не просто исправить, но и предотвратить их последующее появление, т.к. наличие ошибок в процессе коммуникации затрудняет, а в некоторых случаях делает невозможным понимание, что приводит к коммуникативным неудачам.
Ошибка является неотъемлемой частью процесса обучения и может быть воспринята как учеником, так и учителем как естественное явление. С одной стороны, она помогает обратить внимание на пробелы в знаниях и навыках. С другой стороны, она задает направление процесса обучения, акцентирует внимание учителя на речи учащегося, и в то же время побуждает ученика внимательнее следить за своей речью.
Применимо к говорению на английском языке, ошибкам отводится особое место в процессе обучения. В разработку проблемы внесли свой вклад такие методисты как Julian Edge, С. Г. Меркулова, Я. М. Колкер, Н. Д. Ивицкая, О. И. Трубицина и ряд других.
Как теоретическая база, касающаяся проблемы предупреждения и исправления ошибок, так и практические задания рассмотрены с разных сторон в работах выдающихся методистов. Однако упражнения на предупреждение ошибок в устной речи на английском языке могут быть разработаны в соответствии с какой-то одной классификацией ошибок. Таким образом, они будут иметь узкую направленность и смогут оптимизировать работу учащихся на уроке, что определяет актуальность данной курсовой работы.
Объектом исследования является процесс обучения правильной речи на английском языке, в качестве предмета исследования выступают приемы предупреждения ошибок.
Цель работы состоит в разработке систем упражнений по предупреждению ошибок в устной речи учащихся. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
Изучить психолингвистические особенности устных видов речевой деятельности Выявить основные классификации категорий ошибок Описать различные подходы к выявлению ошибок Проанализировать причины возникновения ошибок в речи Выявить эффективные приемы исправления ошибок Изучить всевозможные способы предупреждения речевых ошибок Разработать систему упражнений на тренировку самоконтроля и предупреждения ошибок в речи Для решения поставленных задач были использованы такие методы исследования, как теоретический анализ, обобщение и изучение литературы по данному вопросу.
Практическая значимость данной работы заключается в разработке системы упражнений по предупреждению ошибок в устной речи учащихся и их самоконтролю, которая может быть применена на уроке английского языка в 10−11 классах.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии. Во введении обоснованна актуальность проблемы, сформулированы цели и задачи данного исследования. В первой главе приведены теоретические материалы на тему ошибок и их коррекции на уроке английского языка. Во второй главе описываются и анализируются практические задания на устранение речевых ошибок у учащихся 10−11 классов на примере английского языка. В заключении подводятся итоги данного исследования.