Введение.
Контекст и его роль при переводе
В курсовой работе речь пойдет о переводе художественном, который, как и любой другой, призван воспроизвести средствами переводящего языка все то, что сказано на исходном языке. Особенности же его и специфика возникающих проблем определяются, прежде всего, спецификой самого художественного текста, его весьма серьезными отличиями от других типов текстов. В художественной литературе используются… Читать ещё >
Введение. Контекст и его роль при переводе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Проблема контекста неоднократно ставилась и решалась в трудах многих лингвистов. Под контекстом понимается непосредственное лексическое окружение данного слова или выражения в речи, окружение, которое делает ясным значение этого слова или придает ему какие-то новые оттенки.
В курсовой работе речь пойдет о переводе художественном, который, как и любой другой, призван воспроизвести средствами переводящего языка все то, что сказано на исходном языке. Особенности же его и специфика возникающих проблем определяются, прежде всего, спецификой самого художественного текста, его весьма серьезными отличиями от других типов текстов. В художественной литературе используются образы в широком смысле слова, ибо искусство есть мышление образами. Образность создается писателем самыми разнообразными языковыми средствами, и для этого он пользуется всем богатством языка. Поэтому переводчик должен особенно тщательно взвешивать все детали, из которых складывается художественное впечатление, чтобы в переводе не лишить произведение его яркости, красочности и индивидуальных особенностей стиля автора. Следует помнить, что художественный перевод не является арифметической задачей, допускающей лишь одно решение.
Актуальность данного исследования заключается в том, что несмотря на освещенность понятия контекста в учебной литературе, вопросы его практического использования на примерах художественных текстов оставляют широкое поле для исследования.
Целью данной курсовой работы является показать значение контекста и его деталей на примере перевода произведения А. П. Чехова «Вишневый сад». Для достижения цели предполагается решить следующие задачи:
- — Проанализировать состояние проблемы в научной литературе по теории перевода;
- — Определить особенности художественного перевода;
- — Изучить понятие контекста и его роль в работе переводчика;
- — Выявить переводческие модификации, использованные в переводе произведения «Вишневый сад»;
- — Провести сравнительный анализ фразеологизмов, используемых в произведении.
Объект исследования: контекст произведения и его перевод.
Предмет — способы передачи контекста произведения.
Методы исследования: анализ теоретико-методологической литературы по проблеме исследования, описательно-логический, метод сопоставительного анализа перевода — сравнение оригинального текста, его структуры, различных присущих ему особенностей с тем, что сделал из этого текста переводчик при переложении его на другой язык.
Научная новизна состоит в том, что роль контекста в переводе художественной литературы недостаточно изучена на сегодняшний день.
Основные положения, выносимые автором на защиту:
- — Материалом исследования послужили работы известных теоретиков переводоведения — В. Н. Коммисарова, Я. И. Рецкера, Л. С. Бархударова, Т. А. Казаковой, М. М. Морозова, Р. Левицкой, А. М. Фитермана;
- — Художественный перевод выделяется в отдельный вид перевода;
- — Контекст, в котором употреблена языковая единица, влияет на выбор соответствия при переводе;
- — Языковые единицы могут выражать различные значения в зависимости от контекста и требуют особых приемов при переводе.
Практическая ценность работы состоит в возможности применения ее положений в курсах стилистики, преподавании теории и практики перевода с русского языка на английский, интерпретации художественного текста.
Поставленные задачи определили структуру работы. Она состоит из введения, двух глав и заключения с основными выводами.