Еще одной причиной возможных трудностей, возникающих в начальной школе, является социальная несамостоятельность, инфантильность одаренного ребенка. Нетрудно заметить, что эта причина самым тесным образом связана с последними двумя и, как все остальные, зиждется на своеобразии интеллектуального и личностного развития такого ребенка. В то же время она заслуживает самого пристального внимания.
Педагогов нашей школы, в которой учится много одаренных детишек, совсем не удивляет картина, когда уже большого мальчика — младшего подростка, способного часами заниматься сложной интеллектуальной деятельностью и поражать взрослого своими увлечениями и глубиной познания того или иного предмета, в школу ведет за руку папа. Или другая картина — ребенок 8−9 лет не может зашнуровать ботинки, самостоятельно собрать вещи в школу, проверить, как застегнуты пуговицы.
«Это же признаки рассеянности гения», — часто говорят с улыбкой взрослые. В то же время даже не очень наблюдательный человек может заметить, что за такой «рассеянностью гения» стоит взрослый (как правило, мама или бабушка), который услужливо собирает разбросанные вещи, складывает портфель и завязывает шнурки, упреждая любые попытки к действию ребенка, фактически лишая его возможности научиться самостоятельности в повседневной жизни, обрести социальную и, в конце концов, личностную независимость.
Родители, к сожалению, очень поздно начинают осознавать, какой бедой оборачивается такая зависимость уже не ребенка или подростка, а юноши или девушки. В 18 лет, когда обращаются к психологу отчаявшиеся родители, очень трудно решить проблемы социальной инфантильности одаренного, но уже не ребенка.
Так, например, у каждого здорового ребенка дошкольного и младшего школьного возраста можно развить привычку доводить начатое дело до конца. Становление этой привычки обеспечивает приобретение ребенком чувства и опыта самоэффективности, развитие ответственности. Однако уже в подростковом возрасте развитие такой привычки становится весьма проблематичным. Именно поэтому родителям важно использовать благодатные периоды детства для создания хороших привычек социально-психического характера, которые будут способствовать становлению личностной зрелости ребенка.