Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Информационно-педагогическая модель деятельности кафедры педагогического вуза

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Все усложняющийся образовательный социум предполагает постоянное увеличение объема обслуживающих его информационных массивов. Информационное обеспечение деятельности педагогического вуза существовало в различных формах, но лишь в настоящее время в России становится актуальной и разрешимой проблема формирования информационного образовательного пространства. Действительно, сбор, передача… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАФЕДРЫ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ
    • 1. Л. Информационно-педагогическая модель как педагогическая система
      • 1. 2. Педагогические условия представления информации на образовательном сервере вуза
  • ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
  • ГЛАВА 2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАФЕДРЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА
    • 2. 1. Информационно-педагогическая модель деятельности кафедры
    • 2. 2. Информационное обеспечение деятельности кафедры на основе мотивационного программно-целевого подхода
    • 2. 3. Экспериментальная апробация информационно-педагогической модели деятельности кафедры педвуза
    • 2. 4. Анализ результатов опытно — экспериментальной работы
  • ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ

Информационно-педагогическая модель деятельности кафедры педагогического вуза (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы. Осмысление интеллектуальных потребностей современного человека в философских, педагогических, психологических трудах свидетельствует о необходимости создания в педагогической практике условий, в том числе информационных, для саморазвития личности преподавателя, реализации его профессиональной квалификации.

Все усложняющийся образовательный социум предполагает постоянное увеличение объема обслуживающих его информационных массивов. Информационное обеспечение деятельности педагогического вуза существовало в различных формах, но лишь в настоящее время в России становится актуальной и разрешимой проблема формирования информационного образовательного пространства. Действительно, сбор, передача, представление, обработка, хранение информации с использованием традиционных технологий менее эффективны, чем деятельность, основанная на современных информационных и коммуникационных технологиях.

Для дальнейшего совершенствования деятельности высшего учебного заведения накоплен немалый научный опыт, который был использован при решении проблемы настоящего исследования:

• вопросам моделирования и проектирования образовательных систем посвящены исследования В. П. Беспалько, Д. Джонса, В. И. Журавлева, М. В. Кларина, Е. И. Машбица, В. М. Монахова, И. Б. Новика, П. К. Одинцова, В. Е. Радионова, А. П. Тряпицыной, П. Хилла, В. З. Юсупова, Е. А. Ямбурга и др.;

• теоретические основы научной информации представлены в исследованиях В. Г. Афанасьева, М. Боница, Л. Бриллюэна, Н. Винера,.

Г. Г. Воробьева, В. М. Глушкова, А. Д. Урсула, И. К. Шалаева, К. Шеннона и др.;

• актуальные вопросы развития информатизации общества и образования рассмотрены в исследованиях А. Я. Ваграменко, Б.С. Гер-шунского, А. П. Ершова, В. А. Извозчикова, С. А. Жданова, С. Д. Каракозова, A.A. Кузнецова, Э. И. Кузнецова, М. П. Лапчика, В. М. Монахова, Б. Н. Паньшина, А. И. Ракитова, И. В. Роберт, Ю. В. Сенько, Э.Г. Скибиц-кого, А. Ю. Уварова, Е. К. Хеннера и др.

В отмеченных исследованиях прослеживается необходимость совершенствования деятельности преподавателей педагогического вуза на основе системного, деятельностного, мотивационного программно-целевого подходов. В науке усилилось внимание к организации и развитию информационной деятельности: функционированию систем информационных потоков, научного поиска, автоматизированных информационных систем. Под информационной деятельностью мы понимаем, по определению В. М. Полонского, «деятельность по обеспечению информацией различных групп пользователей» .

За время, прошедшее с момента появления первых информационных систем, технологические вопросы их создания, проектирования и развития были достаточно успешно решены и в образовании на первый план вышли вопросы педагогического проектирования информационных систем. В настоящее время педагогическая теория не успевает в полной мере обеспечить процесс информационного обеспечения деятельности педагогических систем соответствующими научно обоснованными рекомендациями, что обостряет противоречия:

• между нарастающим ростом информационного потока педагогического направления и способностью работников системы образования воспринять, осмыслить и оперировать этой информацией;

• между информационной потребностью преподавателя и существующими в наличии педагогическими информационными ресурсами;

• между наличием стихийного, неосмысленного размещения педагогической информации и педагогически оправданными представляемыми информационными массивами.

Выделенные противоречия, при рассмотрении различных аспектов информационного обеспечения деятельности кафедр педагогического вуза, определяют проблему диссертационного исследования.

В диссертационном исследовании решается проблема проектирования, реализации и проверки информационно-педагогической модели деятельности кафедры педагогического вуза.

Актуальность проблемы, ее практическая значимость обусловили выбор темы исследования: «Информационно-педагогическая модель деятельности кафедры педагогического вуза» .

Цель исследования: разработать информационно — педагогическую модель деятельности кафедры педагогического вуза и обеспечить ее компьютерное представление на основе современных информационных и коммуникационных технологий.

Объект исследования: деятельность кафедры педагогического вуза.

Предмет исследования: информационное обеспечение деятельности кафедры педагогического вуза на основе современных информационных и коммуникационных технологий.

Гипотеза исследования. Компьютерное представление информационно-педагогической модели кафедры педагогического вуза на основе современных информационных и коммуникационных технологий основанное на интеграции педагогических информационных ресурсов, обеспечит информационные потребности деятельности кафедры если:

• в основу педагогического проектирования информационно-педагогической модели кафедры будут положены представления о развивающейся модели педагогической системы;

• педагогические условия представления информации на образовательном сервере будут определены и реализованы на основании теоретических исследований в области научной и педагогической информации;

• будет обеспечена готовность педагогических работников применять информационные и коммуникационные технологии в практической деятельности.

Задачи исследования:

1. Теоретически обосновать педагогическое проектирование информационно-педагогической модели деятельности кафедры педагогического вуза.

2. Обосновать и применить мотивационный программно-целевой подход к информационному обеспечению деятельности кафедры педагогического вуза.

3. Создать информационно-педагогическую модель деятельности кафедры педагогического вуза и ее компьютерное представление на основе современных информационных и коммуникационных технологий.

4. Апробировать информационно-педагогическую модель деятельности кафедры в условиях педагогического вуза.

5. Разработать научно-методические рекомендации по использованию информационно-педагогической модели деятельности кафедры педагогического вуза в практической деятельности системы высшего педагогического образования.

Методологическую основу исследования составили:

• на общефилософском уровне: фундаментальные работы в области философии (Р.Ф. Абдеев, Б. С. Гершунский, А. И. Ракитов, В.Н.

Филиппов, В. А. Штофф и др.) — гносеологические основы моделирования как метода научного исследования (Б.А. Глинский, Б. С. Грязнов, Е. П. Никитин, В.И. Данилов-Данильян, В. А. Штофф и др.);

• на общенаучном уровне: принципы и методы системного подхода (В.Г. Афанасьев, В. П. Беспалько, И. Б. Блауберг, Ю.А. Конаржев-ский, Г. Н. Сериков, В. П. Симонов, Э. Г. Юдин и др.);

• на конкретно-научном уровне: методология педагогических исследований (С.И. Архангельский, Ю. К. Бабанский, В. П. Беспалько, В. И. Загвязинский, В. В. Краевский, Н. В. Кузьмина, А .Я. Найн, М. Н. Скаткин, A.M. Сохор, Т. И. Шамова, Г. П. Щедровицкий и др.) — методология социологических исследований (Э.А. Капитонов, В. А. Ядов и др.) — теория проектирования образовательных систем (В.П. Беспалько, Д. Джонс, В. И. Журавлев, М. В. Кларин, Е. И. Машбиц, В. М. Монахов, И. Б. Новик, П. К. Одинцов, А. Н. Орлов, В. Е. Радионов, А. П. Тряпицына, П. Хилл, В. З. Юсупов, Е. А. Ямбург и др.) — теория научной информации (В.Г. Афанасьев, М. Бониц, Л. Бриллюэн, Н. Винер, Г. Г. Воробьев, В. З. Коган, JI.H. Ланда, А. Д. Урсул, И. К. Шалаев, К. Шеннон и др.) — концепции информатизации общества и образования (А.Я. Ваграменко, Б. С. Гершунский, А. П. Ершов, В. А. Извозчиков, С. А. Жданов, С. Д. Каракозов, A.A. Кузнецов, Э. И. Кузнецов, М. П. Лапчик, В. М. Монахов, Б. Н. Паныпин, А. И. Ракитов, И. В. Роберт, Ю. В. Сенько, Э.Г. Скибиц-кий, А. Ю. Уваров, Е. К. Хеннер и др.).

Методы исследования определены его целью, предметом, задачами и логикой. В диссертационной работе использовался комплекс методов теоретического уровня исследования: анализ, синтез, сравнение, конкретизация, моделирование и обобщениекомплекс методов эмпирического уровня: изучение литературных источников, изучение документации, наблюдение, беседа, анкетирование, поисковый, констатирующий и формирующий эксперименты.

Избранная методологическая основа и поставленные задачи определили ход теоретико-экспериментального исследования проблемы, которое проводилось в несколько этапов в период с 1996 по 1999гг.

База исследования. Экспериментальная работа осуществлялась в Барнаульском государственном педагогическом университете, в Магнитогорском государственном университете, в Ростовском государственном педагогическом университете. В ходе опытно-экспериментальной работы приняли участие 115 сотрудников профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений России.

Первый этап исследования (1996;1997 гг.) — поисково-теоретический. Он был связан с осмыслением состояния проблемы информационного обеспечения кафедральных структур в теории и практикеуточнением методологических и теоретических основ исследованияопределением цели, объекта и предмета исследованияформулировкой рабочей гипотезыконкретизацией задач исследования и путей их решения. На данном этапе проведены: поисковый и констатирующий эксперименты.

Второй этап исследования (1997;1998 гг.) — опытно-экспериментальный. Он характеризуется уточнением теоретической и методологической базы для разработки информационно-педагогической модели деятельности кафедры педагогического университетауточнением педагогических условий представления информации на образовательном сервере педагогического вуза. На данном этапе проведен формирующий эксперимент.

На третьем этапе исследования (1998;1999 гг.) — заключительно-оценочном проводились: анализ, систематизация, математическая обработка и теоретическое обобщение материалов опытно — экспериментальной работы. Определялись результаты исследования, формулировались выводы, осуществлялись апробация и внедрение результатов исследования в практику деятельности кафедры, завершалось литературное оформление диссертации, были подготовлены научно-методические рекомендации по реализации информационно-педагогической модели деятельности кафедры для преподавателей и управленческих кадров педагогического образования.

Научная новизна исследования:

• введено определение понятия «информационно-педагогическая модель педагогической системы» ;

• введено педагогическое определение понятия «образовательный сервер» ;

• разработана структура информационно-педагогической модели деятельности кафедры педагогического вуза.

Теоретическая значимость исследования:

• раскрыты педагогические условия представления педагогической и фоновой информации на образовательном сервере педагогического вуза;

• обосновано проектирование деятельности кафедры педагогического вуза на основе информационно-педагогической модели как педагогической системы.

Практическая значимость исследования состоит в том, что подготовлены научно-методические рекомендации по проектированию компьютерного представления информационно-педагогической модели деятельности кафедры педагогического вуза. Разработанная модель используется кафедрами педагогических вузов России. Материалы исследования прошли апробацию на кафедре вычислительной математики и программирования Барнаульского государственного педагогического университета (БГПУ), в Магнитогорском государственном университете (до 1999 г. — Магнитогорский государственный педагогический институт), в Ростовском государственном педагогическом университете.

Достоверность полученных результатов обеспечивалась обоснованностью теоретических положений исследованияиспользованием комплекса методов теоретического и эмпирического уровня исследования, соответствующих цели, объекту, предмету, задачам диссертационной работыстатистической значимостью опытно-экспериментальных данных.

Апробация и внедрение в практику результатов исследования.

Материалы и выводы исследования отражены в докладах и тезисах научно-практического семинара «Качество современного образования и целостное восприятие мира: естественнонаучный и социальный контекст» (Барнаул, 1997), III Международной электронной научной конференции «Современные проблемы информатизации» (Воронеж, 1998), Первой краевой конференции по математике, посвященной 25-летию Алтайского госуниверситета (Барнаул, 1998), V конференции Ассоциации научных и учебных организаций — пользователей статей передачи данных Яе1агп (Самара, 1998), школе-семинаре «Создание единого информационного пространства системы образования» (Москва, 1998), Международной конференции «Управление развитием образования» (Барнаул, 1999), Всероссийской научной конференции «Инновации в системе педагогического образования» (Барнаул, 1999).

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Теоретические основы проектирования деятельности кафедры педагогического вуза на основе информационно-педагогической модели педагогической системы представляют собой развивающуюся структурную модель педагогической системы.

2. Информационное представление деятельности кафедры педвуза обеспечивает функционирование и развитие единого информационного образовательного пространства педагогического вуза, которое на основе интеграции технических, информационных средств и ресурсов обеспечивает гуманистическую направленность информационных потоков, релевантность информационного обеспечения, непрерывность ее функционирования.

3. Компьютерное представление информационно-педагогической модели деятельности кафедры на основе современных информационных и коммуникационных технологий способствует созданию коммуникативной информационной инфраструктуры педагогического высшего учебного заведения.

Структура и основное содержание диссертации.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка (192 источника) использованной литературы и приложений.

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ.

Эффективность реализации компьютерного представления информационно-педагогической модели деятельности кафедры в учебно-воспитательном процессе педагогического вуза зависит: от организационных условий ее примененияинформационной потребности образовательной информациивыбора методов, форм, средств и педагогических условий представления образовательной информации на сервере педагогического учебного заведения.

1. Проектирование, внедрение и широкое использование в педагогическом процессе информационно-педагогической модели деятельности кафедры педагогического вуза способствует развитию и использованию средств современных информационных и коммуникационных технологий преподавателями.

2. Существующая в рамках информационно-педагогической модели педагогическая система является коммуникативной информационно инфраструктурой.

3. Информационное обеспечение деятельности, кафедры педагогического вуза обусловливается информационной деятельностью преподавателя: эффективностью и оптимальностью использования образовательной информации в профессиональной деятельности с использованием дерева целей, на основе мотивационного программно-целевого подхода.

4. Компьютерное представление разработанной информационно-педагогической модели деятельности кафедры вуза на основе педагогического проектирования реализовано в вузах России и обеспечивает информационное обеспечение всем участникам целостного педагогического процесса.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Диссертационная работа содержит решение одной из актуальных научно-педагогических проблем проектирования, реализации и проверки информационно-педагогической модели деятельности кафедры педагогического вуза.

Результаты опытно-экспериментальной работы диссертационного исследования показали его актуальность и практическую значимость для педагогической науки, подтвердили в целом выдвинутую нами гипотезу. Однако, разработанная инвариантная модель не раскрывает всех проблем связанных с информационным обеспечением межфакультетских кафедр, каждая кафедра имеет свою специфику. Дальнейшей разработки требуют вопросы формирования информационного обеспечения деятельности школьной кафедры (методического объединения).

На основании изучения: документальной, библиографической, научно-педагогической, технической литературы, а также знакомства с опытом подобных разработок в нашей стране и за рубежом в диссертационном исследовании мы пришли к следующим выводам:

1. Введено и обосновано определение понятия ИПМ педагогической системы, как совокупности представления фоновой и педагогической информации о состоянии, функционировании и развитии объекта педагогической системы и его подсистем, организованная в соответствии с педагогическими принципами и взятая в их взаимосвязи.

2. Теоретически обосновано проектирование деятельности кафедры педагогического вуза на основе информационно-педагогической модели педагогической системы. Разработанная ИПМ деятельности кафедры, представляет собой развивающуюся структурную модель, которая на основе информационных средств и ресурсов обеспечивает образовательную направленность информационных потоков, релевантность информационного обеспечения.

3. Обоснован мотивационный программно-целевой подход к информационному обеспечению деятельности кафедры педагогического вуза. Информационное обеспечение обуславливается эффективностью и оптимальностью использования образовательной информации преподавателями в профессиональной деятельности с применением дерева целей.

4. Проведена апробация разработанной модели в Барнаульском государственном педагогическом университете, на кафедре вычислительной математики и программирования, в Магнитогорском государственном университете, в Ростовском государственном педагогическом университете и получены результаты, подтверждающие справедливость выдвинутой гипотезы.

5. Разработаны научно-методические рекомендации по реализации ИПМ деятельности кафедры педагогического вуза для управленческих кадров.

Диссертационное исследование и проведенный эксперимент позволили сформулировать следующее положение, которое носит рекомендательный характер для трансформации в практику деятельности кафедры: теоретические и практические положения, разработанные в процессе диссертационного исследования и апробированные на кафедрах Барнаульского и Ростовского педагогических университетов, Магнитогорского государственного университета, свидетельствуют о том, что их следует использовать в практической деятельности кафедр высших учебных заведений с целью обеспечения информационного образовательного пространства.

Выполненная работа показала, что реализованные с помощью педагогических условий формы, методы и способы представления информации на образовательном сервере педагогического вуза способствуют созданию информационно-педагогической модели деятельности кафедры вуза.

Перспективы изучения педагогических условий представления информации на образовательном сервере педагогического вуза связаны с дальнейшим исследованием в области изучения и дополнения информационно-педагогической модели деятельности кафедры педагогического вуза.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Р.Ф. Философия информационной цивилизации. М.: ВЛАДОС, 1994. — 336с.
  2. Анализ исследований и разработок в области информатизации образования // Ваграменко А. Я., Мороз В. К., Колыханов П. И. и др. -М.: ИНИНФО, 1993. -99с.
  3. С.Г. Информационная культура личности. Вопросы формирования (в системе высшего образования) // Высшее образование в России. 1994. -№ 1. — С.82−89.
  4. С.И. Лекции по теории обучения в высшей школе. М.: Знание, 1980. — 367с.
  5. С.И., Михеев В. И., Машников С. А. О моделировании и методике обработки данных педагогического эксперимента. -М.: Знание, 1974. -48с.
  6. С.И., Михеев В. И., Теоретические основы научной организации педагогических исследований. М.: Знание, 1976. -28с.
  7. В.Г. Научное управление обществом. М.: Политиздат, 1973. — 390с.
  8. В.Г. Социальная информация. М.: Наука, 1994.200с.
  9. Т.С., Кащенко С. А., Малинецкий Г. Г. Информатизация высшей школы России с точки зрения синергетики и концептуального проектирования. М.: Наука, 1997. — 36с.
  10. Ю.К. Педагогика. М.: Просвещение, 1983.435с.
  11. Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований: Дидактический аспект. М.: Педагогика, 1982. — 192с.
  12. X. Немецкий институт международных педагогических исследований (ВЕРБ) // Педагогика. 1997. — № 3. — С.102−104.
  13. З.И. Интеграция России в мировое образовательное пространство // Педагогика. 1996 — № 3. — С.98−102.
  14. А.И. Кибернетика наука об оптимальном управлении. — М.: Знание, 1964. — 64с.
  15. Г. Высшая школа Германии: доступность и качество // Поиск. 1995. — 25 ноября-1 декабря. — С. 14.
  16. В.И., Каракозов С. Д. Создание единого информационного пространства системы образования Западно-Сибирского региона России // Педагогическая информатика. 1995. — № 2. — С.71−74.
  17. В.П. Основы теории педагогических систем. -Воронеж: Воронежский ун-т, 1977. 304с.
  18. В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М.: Педагогика, 1995. — 336с.
  19. В.П. Слагаемые педагогической технологии.- М.: Педагогика, 1989. 192с.
  20. В.П., Татур Ю. Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. -М.: Высш. шк, 1989. 141с.
  21. И.В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. М.: Наука, 1973. — 270с.
  22. Л. Наука и теория информации. М.: Физматиз-дат, 1960. — 215с.
  23. П.Г. Информационное обеспечение высшего образования: проблемы и решения // Высшее образование в России. 1992. -№ 4. — С.27−35.
  24. В.Н., Новиков Д. А. Модели и механизмы теории активных систем в управлении качеством подготовки специалистов. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1998. — 157с.
  25. А.Я. Информатизация общего образования: итоги и направления дальнейшей работы // Педагогическая информатика. -1997. -№ 1. С.41−51.
  26. А.Я., Королев В. Новые разработки для образования // Информатика и образование. 1993. — № 2. — С.5−7.
  27. В.В. Информационное обеспечение управления общеобразовательной школой. Воронеж: Воронежский ун-т, 1990. -139с.
  28. Н.П. Научно-информационная деятельность: фи-лософско-методологические проблемы. М.: Наука, 1984. — 234с.
  29. Н.П., Абрамов Ю. Ф. Информационная деятельность и мировоззрение. Иркутск: Знание, 1990. — 296с.
  30. A.A. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М.: Высш. шк., 1991. — 207с.
  31. Н. Кибернетика и общество. М.: Изд-во иностр. лит., 1958. -200с.
  32. Г. Г. Информация в работе руководителя. М.: Наука, 1968. — 55с.
  33. Г. Г. Молодежь в информационном обществе. М.: Молодая гвардия, 1990.- 255с.
  34. .С. Компьютеризация в сфере образования. -М.: Педагогика, 1987. 264с.
  35. .С. Педагогическая прогностика: Методология, теория, практика. Киев: Наукова Думка, 1986. — 200с.
  36. .С. Философия образования: М.: Московский психолого-социальный институт, 1998. — 432с.
  37. В.М. Кибернетика. Вопросы теории и практики. — М.: Наука, 1986.— 488с.
  38. В.Н., Филиппов В. Н. Философия образования в условиях духовного обновления России. Барнаул: БГПУ, 1994. — 376с.
  39. Ю.П., Жевнов И. И., Иванников А. Д. О главных направлениях и задачах информатизации высшей школы // Высшее образование в России. 1994. — № 1. — С.20−29.
  40. Д.П. Определение. -М.: Мысль, 1974. -312с.
  41. В.В. Виды общения в обучении. М.: Просвещение, 1972. -424с.
  42. Данилов-Данильян В.И., Рыбкин A.A. Моделирование: системно-методологический аспект. В кн.: Системные исследования. 1982. — М.: Наука, 1983. — С.182−209.
  43. Де Калувэ JL, Маркс Э., Петри М. Развитие школы: модели и изменения. Перевод с англ. Максимовой E.H. Калуга: Калужский институт социологии, 1993. — 240с.
  44. Д. Методы проектирования. М.: Мир, 1986. — 326с.
  45. А.Н. Зарубежная школа: Современное состояние и тенденции развития. М.: Просвещение, 1993. — 192с.
  46. С.Р. Педагогические основы новых информационных технологий в образовании: Автореф. дисс.. д-ра пед. наук. Ростов-на-Дону, 1995. — 39с.
  47. В.К. Организационная структура учебного процесса и ее результаты. М.: Педагогика, 1989. — 160с.
  48. А.П. Информатизация: от компьютерной грамотности учащихся к информационной культуре общества // Коммунист. 1988.- № 2.-С.82−92.
  49. А.П. Компьютеризация школы и математическое образование // Математика в школе. 1989. -№ 1. — С.20−21.
  50. А.П. Концепция использования средств вычислительной техники в сфере образования (информатизация образования). -Новосибирск: Препринт ВЦСО, 1990. 58с.
  51. В.И. Педагогика в системе наук о человеке. М.: Педагогика, 1990. — 168с.
  52. В.И. Методология и методика дидактического исследования. М.: Педагогика, 1982. — 160с.
  53. В.И. Образовательная программа школы: структура, содержание, технология разработки. М.: Образовательный центр «Педагогический поиск», 1998. — 170с.
  54. В. Элементарная логика. — М.: Высш. шк., 1985. —256с.
  55. В.П. Инженерная психология. М.: Мысль, 1964.- 238с.
  56. Р.Н. Организация и методика информационной работы. М.: Просвещение, 1982. — 192с.
  57. В.А. Инфоноосферная эдукология. Новые информационные технологии обучения. СПб.: Образование, 1991. -120с.
  58. В.Р. Особенности моделирования в педагогическом проектировании (на материале становления инновационных школ в Пермской области): Дисс.. канд. пед. наук. М., 1997. — 154с.
  59. Информационные технологии в системе непрерывного педагогического образования (Проблемы методологии и теории): Монография. Под ред. В. А. Извозчикова. СПб.: Образование, 1996. — 224с.
  60. Л.Б. Математические и кибернетические подходы в педагогике. М.: Учпедгиз, 1964. — 248с.
  61. В.Н., Танкин В. Ф. Математическая статистика. -М.: Высш. шк., 1994. 336с.
  62. Кан-Калик В. К разработке региональных моделей высшего образования // Вестн. высш. шк. 1991. — № 9. — С.6−10.
  63. Э.А. Социология XX века. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. — 512с.
  64. С.Д. Введение в компьютерные сети. Барнаул: БГПУ, 1996. — 173с.
  65. С.Д. Принципы построения информационных систем в области управления образованием // Педагог. 1998. — № 2. — С.98−107.
  66. Л.Д. Методологические вопросы теории и практики педагогической информации. М.: Наука, 1976. — С.35.
  67. В.Г. Образование и цивилизация // Высшее образование в России. 1996. — № 3. — С. 4−12.
  68. В.Г. Фундаментализация университетского образования // Высшее образование в России. 1994. — № 4. — С.6−13.
  69. M.B. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М.: Арена, 1994.- 222с.
  70. М.В. Личностная ориентация в непрерывном образовании // Педагогика. 1996. — № 2. — С.49−54.
  71. М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. М.: Знание, 1989. — 80с.
  72. В.З. Человек в потоке информации. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-е, 1981. — 177с.
  73. Ю.А. Педагогический анализ учебно воспитательного процесса и управления школой. — М.: Педагогика, 1986. -144с.
  74. Концепция внедрения средств новых информационных технологий в учебный процесс общеобразовательной школы / Разработано: Роберт И. В. М.: Ротапринт НИИ ШОТСО АПН СССР, 1990. — 36с. *
  75. Концепция информатизации сферы образования Российской Федерации // Проблемы информатизации высшей школы. Бюллетень 34 (13−14). 1998. — 322с.
  76. Л.И. Педагогические особенности деятельности и подготовки обучающего персонала в дуальной системе профессионального образования ФРГ: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Екатеринбург, 1994. — 18с.
  77. В.В. Методология педагогического исследования: Пособие для педагога-исследователя. Самара: СамГПИ, 1994. — 165с.
  78. А. Система информатизации высшей школы России // Информатика и образование. 1993. — № 2. — С.3−5.
  79. A.A., Киреев С. Основные направления совершенствования методической подготовки учителей информатики в педагогических вузах // Информатика и образование. 1997. — № 6. — С. 13−20.
  80. Ю.К. Педагогическая информация и управление школой: Уч. пособие. Калинин: КГУ, 1985. — 79с.
  81. Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. Л.: ЛГУ, 1970. — 114с.
  82. Кук Д., Бейз Г. Компьютерная математика. М.: Наука, 1990. — 384с.
  83. Л.Н. Опыт применения математической логики и теории информации к некоторым проблемам обучения // Вопросы психологии. 1962. — № 2. — С.32−36.
  84. Л.Н. О кибернетическом подходе к теории информации к некоторым проблемам обучения // Вопросы психологии. 1962. -№ 6. — С.11−15.
  85. М.П. Информатика и компьютерные технологии в содержании профессиональных программ высшего педагогического образования // Педагогическая информатика. 1994. — № 1. — С.32−39.
  86. B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспектива. М.: Высш. шк., 1991. — 224с.
  87. А.Я. Начала кибернетики. М.: Наука, 1967. — 400с.
  88. В.М., Макарова Н. В. Синергетический подход к информатизации высшего образования // Высшее образование в России. 1993. — № 3. — С.99−103.
  89. В.Л., Жданов С. А. Информационные технологии в процессе подготовки будущего учителя // Инновации в системе педагогического образования: Материалы Всероссийской научной конференции. Барнаул: БГПУ, 1999. — С.354−359.
  90. Е.И. Компьютеризация обучения: Проблемы и перспективы. М.: Знание, 1986. — 80с.
  91. Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. М.: Педагогика, 1988. — 192с.
  92. Методы педагогических исследований / Под ред. А. И. Пискунова, Г. В. Воробьева. М.: Педагогика, 1979. — 256с.
  93. Методы системного педагогического исследования / Под ред. Н. В. Кузьминой. Л.: ЛГУ, 1980. — 172с.
  94. В.И. Моделирование и методы измерений в педагогике. М.: Высш. шк., 1987. — 200с.
  95. A.B., Хеннер Е. К. О понятии «информационное моделирование» // Информатика и образование. 1997. — № 8. — С.3−7.
  96. Модели и методы управления организационными системами / В. Н. Бурков, В. А. Ириков. М.: Наука, 1994. — 270с.
  97. Моделирование как метод научного исследования (гносеологический анализ) / Глинский Б. А., Грязнов Б. С., Дынин Б. С., Никитин Е. П. М.: Высш. шк., 1965. — 248с.
  98. Моделирование педагогических ситуаций: Проблемы повышения качества и эффективности общепедагогической подготовки учителя / Под ред. Ю. Н. Кулюткина, Т. С. Сухобской. М.: Педагогика, 1981. — 120с.
  99. В.М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса. Волгоград: Перемена, 1995. -152с.
  100. А.Я. Инновации в образовании. Челябинск: ГУ ПТО адм. Челяб. фил. ИПО МОРФ, 1995. — 288с.
  101. А.Я. Технология работы над кандидатской диссертацией по педагогике. Челябинск: УралГАФК, 1996. — 144с.
  102. Настольная книга декана. Москва-Барнаул: БГПУ, 1996.238с.
  103. И.Б. О моделировании сложных систем. М.: Мысль, 1965. — 246с.
  104. .Д. Модели формирования организационных структур. JL: Наука, 1979. — 159с.
  105. А.Н. Становление и развитие системы непрерывного образования // Развитие личности в системе непрерывного образования: Тезисы докладов II Международной конференции (часть IV). Новосибирск: НГПУ, 1997. — С.32−33.
  106. Пак Н.И. О состоянии информатизации образования в Красноярском крае // Информатика и образование. 1997. — № 5. — С.3−7.
  107. Пак Н.И., Кубышкин A.B. О концепции интеграции системы общего и профессионального образования в области информатизации // Информатика и информационные технологии в педагогическом образовании: Сб. статей и материалов. Красноярск: КГПУ, 1997. — С.9−23.
  108. .Н., Гриценко В. И. Информационная технология: вопросы развития и применения. Киев: Наукова Думка, 1988. — 272с.
  109. Педагогика: Уч. пособие для студентов педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин и др. М.: Школа-Пресс, 1998. -512с.
  110. Педагогика и логика / Г. Щедровицкий, В. Розин, Р. Алексеев, Н.Непомнящая. М.: КАСТАЛЬ, 1993. — 412с.
  111. Педагогические информационные технологии и картина мира в непрерывном образовании (Информологический аспект): Уч. пособие / Под общ. ред. В. А. Извозчикова. СПб: Образование, 1997. -211с.
  112. Перспективы развития системы непрерывного образования / Под ред. Б. С. Гершунского. М.: Педагогика, 1990. — 224с.
  113. В.И. Методы исследований проблем образования // Педагогика. 1994. — № 2. — С. 10−15.
  114. В.И. Научно педагогическая информация: Словарь — справочник. — М.: Новая школа, 1995. — 256с.
  115. С.М. Модель информатизации школы: теоретическая концепция и методика реализации: Дисс.. канд. пед. наук. СПб., 1997.- 174с.
  116. Прогнозирование в образовании: теория и практика / Под ред. Б. С. Гершунского. М.: Наука, 1993. — 209с.
  117. В.Е. Теоретические основы педагогического проектирования: Дисс.. д-ра пед. наук. СПб., 1996. — 320с.
  118. А.И. Россия в глобальном информационном процессе и региональная информационная политика М.: Наука, 1993. — С.9.
  119. А.И. Философия компьютерной революции. М.: Политиздат, 1991.-286с.
  120. И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы- перспективы использования. -М.: Школа Пресс, 1994. — 205с.
  121. И.В. Средства новых информационных технологий в школе // Информатика и образование. 1989. — № 2. — С.61−66.
  122. И.В. Теоретические основы создания и использования средств информатизации образования: Дисс.. д-ра пед. наук. -М., 1994. -339с.
  123. И.В., Самойленко П. И. Информационные технологии в науке и образовании. М.: Типография индивидуального предпринимателя Андреева A.A., 1998. — 178с.
  124. С.С. Информационные технологии в интеллектуальной деятельности. М.: МНЭПУ, 1995. — 239с.
  125. С.С. Современные информационные технологии. М.: Радио и связь, 1989. — 303с.
  126. Ю.В. Гуманитарное определение стиля нового педагогического мышления // Педагогика. 1999. — № 6. — С.44−50.
  127. В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии: Монография. Волгоград: Перемена, 1994. — 152с.
  128. В.П. Системный подход основа педагогического менеджмента // Педагогика. — 1994. — № 1. — С. 14−19.
  129. М.Н. Методология и методика педагогического исследования (в помощь начинающему исследователю). М.: Педагогика, 1986. 152с.
  130. Э.Г. Теория и практика проектирования и применения в учебном процессе целостных компьютеризированных курсов: Дисс.. д-ра пед. Наук. Новосибирск, 1996. — 379с.
  131. В.А., Подымова J1.C. Педагогика: инновационная деятельность. М.: Магистр, 1997. — 223с.
  132. .Я. Информационная технология: Уч. пособие для вузов. М.: Высш. шк., 1994. — 368с.
  133. .Я., Яковлев С. А. Моделирование систем: Учеб. для вузов. М.: Высш. шк., 1998. — 319с.
  134. А. Информационные технологии обучения в профессиональной подготовке // Высшее образование в России. 1995. Л" 2. С,. 31 -36.
  135. К.А. Организационно-педагогические условия информатизации системы образования (на примере Новосибирской области): Дисс.. канд. Пед. Наук. Новосибирск, 1997. — 162с.
  136. A.M. Логическая структура учебного материала. Вопросы дидактического анализа. М.: Педагогика, 1974. — 192с.
  137. Н.М. Научно-организационные основы создания и функционирования единого информационного образовательного пространства (на примере региона «Пермская область»): Дисс.. канд. пед. Наук. -М., 1996. 152с.
  138. C.B. Педагогическое образование в ФРГ // Актуальные проблемы непрерывного педагогического образования: Тезисы докладов Всероссийской научной конференции. 5−7 апреля, 1994. -С.40−41.
  139. Д.П. Информационная модель кафедры высшего педагогического учебного заведения // Педагогическая информатика. -1997,-№ 2.-С.76 -77.
  140. Д.П. Научно-организационные основы проектирования информационно-педагогической модели вуза // Управление развитием образования: Сб. науч. тр. Барнаул: БГПУ, 1999. — С.46−50.
  141. Д.П. Теоретические основы построения информационно-педагогической модели // Актуальные вопросы повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования: Сб. науч. тр. Барнаул: БГПУ, 1998. — С.131−135.
  142. O.K. Информационная и психологическая теория мышления. Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. -М.: МГУ, 1981.- 345с.
  143. А.Н. Национальная система образования России при переходе к информационному обществу // Проблемы информатизации высшей школы. Бюллетень 1−2 (11−12), 1998. С.11−26.
  144. А.П. Организация творческой учебно-познавательной деятельности школьников. JL: ЛГПИ, 1989. — 84с.
  145. А.П. Теоретико-методологические проблемы непрерывного педагогического образования // Актуальные проблемы непрерывного педагогического образования: Сб. тез. Докл. и сообщ. -СПб.: Образование, 1994. С.8−13.
  146. А.Ю. Компьютерная коммуникация в современном образовании // Информатика и образование. 1998. — № 4. — С.65−77.
  147. А.Ю. Организация и проведение учебных телекоммуникационных проектов. Барнаул: БГПУ, 1996. — 99с.
  148. А.Ю. Учебные телекоммуникационные проекты. -Барнаул: БГПУ, 1996. 138с.
  149. Управление развитием школы: Пособие для руководителей образовательных учреждений / Под ред. М. М. Поташника и В. С. Лазарева. М.: Новая школа, 1995. — 464с.
  150. А.Д. Информация: Методологические аспекты. М.: Наука, 1971.-225с.
  151. А.Д. Природа информации. М.: Политиздат, 1968.288с.
  152. А.Д. Системное мышление и управление. М.: Наука, 1994. — 185с.
  153. A.B. Моделирование в управлении вузом. Л.: ЛГУ, 1985, — 120с.
  154. В.Н. Народное образование в концепции устойчивого развития общества // Педагог: Наука, технология, практика. -1996.-№ 1.-С. 38−44.
  155. В.Н. Учитель и время // Педагог: Наука, технология, практика. 1997. — № 2. — С. 8−11.
  156. Е.К. Система подготовки специалистов по информатике и информационным технологиям в педагогических ВУЗах // Инновации в системе педагогического образования: Материалы Всероссийской научной конференции. Барнаул: БГПУ, 1999. — С.395−399.
  157. П. Наука и искусство проектирования: методы проектирования, научное обоснование решений. М.: Мир, 1973. — 264с.
  158. Г. Компьютерные сети в системе оценки качества подготовки специалистов // Высшее образование в России. 1995. -№ 3. — С.9−16.
  159. B.C. Экспертные оценки в педагогических исследованиях. М.: Педагогика, 1989. — 152с.
  160. И.К. Мотивационное программно-целевое обеспечение управления вузом: Учебно-методическое пособие. Барнаул: БГПУ, 1999.-42с.
  161. И.К. Программно-целевая психология управления: Уч. пособие. Барнаул: БГПУ, 1998. — 158с.
  162. И.К. Программно-целевые технологии решения актуальных проблем психологии управления школой. Барнаул: БГПУ, 1992. -42с.
  163. Т.И. Исследовательский подход в управлении школой. М.: АПП ЦИТП, 1992. — 64с.
  164. Т.И., Давыденко Т. М., Рогачева H.A. Управление адаптивной школой: проблемы и перспективы. Архангельск, 1995. -162с.
  165. К. Работы по теории информации и кибирнетики. -М.: Наука, 1963. 829с.
  166. В.А. Введение в методологию научного познания. -Л.: ЛГУ, 1972. 191с.
  167. В.А. Моделирование и философия. Москва-Ленинград: Наука, 1966. — 302с.
  168. В.А. Роль моделей в познании. Л.: ЛГУ, 1963.128с.
  169. Г. П. Проблемы методологии системных исследований. М.: Просвещение, 1964. — 214с.
  170. Г. П. Программирование научных исследований и разработок. М.: Путь, 1999. — 286с.
  171. У. Введение в кибернетику. М.: Наука, 1959. — 432с.
  172. Э.Г. Методология науки. Системность. Деятельность. М.: Эдиториал УРСС, 1997. — 444с.
  173. В.З. Теоретические основы социально-педагогического проектирования в региональных системах образования: Автореф. дисс.. д-ра пед. наук. Ярославль, 1999. — 36с.
  174. В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. М.: Наука, 1987. — 257с.
  175. В.А. Педагогическая психология: Уч. пособие. -СПб.: Полиус, 1998. 639с.
  176. Е.А. Школа для всех: Адаптивная модель: (Теоретические основы и практическая реализация). М.: Новая школа, 1997. -352с.
  177. Berufliche Weiterbildung ein Ueberblick // Bildung und Wissenschaft. — 1995. — № 4. — S. 28−29.
  178. Bildung, Gesellschaft, soziale Ungleichheit: Intern. Beitr. zur Bildungssoziologie u. Bildungstheorie / Hrsg. von Suenker H. et al. -Frankfurt а. M.: Suhrkaemp, 1994. 388s.
  179. Bildungssystheme in Europa: Entwicklung u. Struktur des Bildungswesens in zeher Zandern: Deuschland, England, Frankreich ./ Von O. Anwieler, U. Boosnuennign, G. Brinkmann e.a. Weinheim- Basel: Beltz, 1996. — 255s.
  180. Bildung uber Computer?: Infomationstechnische Grunbildung in der Schule / N. Altermann-Koster e.a. Weinheim: Muenchen: Iuventa, 1990. — 174s.
  181. Grundzatze der GEW zur Bildungspolitik // Gewerkschaftliche Bildungspolitik. Nurenberg. — 1978. — №½. — S.8−9.
  182. Ingekamp K. Padagogische Diagnostik. Weinheim und Basel, 1985. -240s.
  183. International Center for Graduate Studies in Hamburg // Bildung und Wissenschaft. 1998. — № 3. — S. 16.
  184. Der Niedersachsische Kultusminister. Neue Technologien. -Niedersachsisches Kultursministerium. 1988. — 83s.
  185. Vom wissen der Welt umflutet Neue Medien finden Eingang in die Hochschulen // Bildung und Wissenschaft. 1995. — № 2, — S. 14−15.
  186. Weiterbildung fur Erwachsene // Bildung und Wissenschaft. -1998. № 1. — S.24.1. УКАЗАТЕЛЬ ПРИЛОЖЕНИЙ1. Анкета преподавателя
  187. Результаты обработки анкетного опроса
  188. Указатель адресов образовательных учреждений Германии
  189. Статистическая информация об образовательном сервере БГПУ
  190. Компьютерное представление информационно-педагогической модели деятельности кафедры (на примере кафедры Вычислительной математики и программирования БГПУ)
  191. Отзывы педагогических кадров при проектировании ИПМ деятельности кафедры педагогического вуза1. Анкета преподавателя.
  192. Уважаемый коллега! Институт информатизации педагогического образования Барнаульского педагогического университета обращается к Вам с просьбой высказать свое мнение и ответить на предложенные вопросы.
  193. Полученные материалы будут использованы в практических целях. Вам необходимо прочитать вопрос и обвести кружком номер того варианта ответа, который соответствует Вашему мнению или дописать свой ответ. Заранее благодарим Вас за сотрудничество.
  194. Тевс Дина Петровна, e-mail: [email protected]
  195. Как Вы оцениваете степень Вашей подготовленности для общения с компьютером?1. Не подготовлен.2. Имею общие представления.
  196. Могу подготовить простейшие документы.4. Профессиональный уровень.5. Другое
  197. Какие материалы Вы используете при подготовке к занятиям?
  198. Учебные пособия 4. Периодические издания
  199. Научные работы 5. Материалы конференций
  200. Internet-технологии 6. Компьютерные программы7. Другие материалы
  201. Удовлетворены ли Вы информационным обеспечением по роду Вашей деятельности?1. Всегда.2. Иногда.3. Нет.
  202. Используете ли Вы материалы, размещенные на образовательном сервере
  203. Вариант ответа Деятельность Да Нет Иногда
  204. Учебно-воспитательная работа
  205. Научно-методическая работа
  206. Научно-исследовательская работа
  207. Участвуете ли Вы в телеконференциях?1. Да 2. Нет 3. Иногда
  208. Используете ли Вы материалы, размещенные на образовательном сервере педагогического университета в учебной деятельности: (отметьте плюсом Ваш вариантответа для каждого пункта)
  209. Вариант ответа Отделение Да Нет Иногда1. Дневное 2. Заочное 3. Вечернее
  210. Какие формы представления материалов, по Вашему мнению, наиболее эффективны при обучении с помощью компьютера?1. Текстовая 4. Табличная
  211. Графическая 5. Комбинированная
  212. Гипертекстовая 6. Интерактивная7. Другое
  213. Как Вы относитесь к представлению информации о направлениях деятельности кафедры на образовательном сервере?1. Необходима.
  214. Возможна, но не обязательна.3. Ненужна.4. Не знаю.
  215. Как Вы считаете, какая информация нужна преподавателю ВУЗа?
  216. Учебные программы 5. Методические пособия
  217. Учебные пособия 6. Нормативные документы
  218. Задания для практических занятий 7. Лекционные материалы
  219. Задания для лабораторных занятий 8. Документация кафедры9. Другое
  220. Считаете ли Вы, что студентам педвуза при подготовке к занятиям следует использовать средства образовательного сервера?1. Да, безусловно.2. Да, по возможности.3. Нет.4. Не знаю.
  221. Как Вы считаете, нужно ли проводить сетевые семинары для студентов?1. Да 2. Нет 3. Не знаю
  222. Для статистической обработки информации просим Вас указать некоторые сведения о себе:12. Ваш пол:1. Женский 2. Мужской13. Возраст:1.20−30 лет 3.41−50 лет2. 31−40 лет 4. за 50 лет14. Ученая степень:
  223. Кандидат наук 2. Доктор наук 3. Без степени15. Должность:
  224. Ассистент 3. Старший преподаватель2. Доцент 4. Профессор16. Базовое образование:
  225. Математический факультет 4. Физический факультет
  226. Исторический факультет 5. Факультет иностранных языков
  227. Педагогический факультет 6. Филологический факультет7. Другое
  228. Укажите, на каких факультетах Вы имеете учебную нагрузку:18. Стаж работы в ВУЗе:1. До 5 лет 3. 16−30 лет2. 6−15 лет 4. более 30 лет
Заполнить форму текущей работой