Описание результатов исследования особенностей эмпатии и стилей семейного воспитания у детей среднего дошкольного возраста
По результатам анализа шкалы «принятие-отвержение», можно сделать вывод, что и родительские и прародительские семья принимают своего ребенка, максимальный пик в родительских семьях нами был зафиксирован на отметке 30 баллов — 42% семей, а в прародительских на отметке 31 балл — 38% семей, что говорит о том, что в прародительских семьях процент принятия ребенка выше, чем в родительских. Самый… Читать ещё >
Описание результатов исследования особенностей эмпатии и стилей семейного воспитания у детей среднего дошкольного возраста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Описание результатов исследования стилей воспитания по методике «Тест-опросник родительского отношения» А. Я. Варга — В. В. Столина.
Данная методика ориентирована на выявление родительского отношения, т. е. разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, особенностей восприятия и понимини ребенка. Тест — опросник родителя каждого ребенка представлен в приложении № 1.
Результаты тестирования представлены в приложении № 6. Рассмотрим более подробно каждую шкалу.
Таблица 1.
Результаты анализа шкалы «Принятие-отвержение».
Баллы. | Родительские. | Прародительские. | |||
Кол-во человек. | Проценты. | Кол-во человек. | Проценты. | ||
3%. | ; | ; | |||
; | ; | 9,5%. | |||
6%. | ; | ; | |||
6%. | 5%. | ||||
6%. | 19%. | ||||
18%. | 5%. | ||||
42%. | 14%. | ||||
12%. | 38%. | ||||
6%. | 9,5%. | ||||
По результатам анализа шкалы «принятие-отвержение», можно сделать вывод, что и родительские и прародительские семья принимают своего ребенка, максимальный пик в родительских семьях нами был зафиксирован на отметке 30 баллов — 42% семей, а в прародительских на отметке 31 балл — 38% семей, что говорит о том, что в прародительских семьях процент принятия ребенка выше, чем в родительских. Самый низкий показатель в родительских семьях, 19 баллов — 3% семей, в то время как в прародительских семьях 25 баллов — 9,3%.
Таблица 2.
Результаты анализа шкалы «Кооперация».
Баллы. | Родительские. | Прародительские. | |||
Кол-во человек. | Проценты. | Кол-во человек. | Проценты. | ||
3%. | ; | ; | |||
; | ; | 5%. | |||
6%. | 29%. | ||||
48%. | 33%. | ||||
43%. | 33%. | ||||
Проанализировав данные по шкале «Кооперация», мы видим, что наивысший балл наблюдается как в родительских 7 баллов — 43%, так и в прародительских семьях 7 баллов — 33%, однако, мы можем говорить о том, что в процентном соотношении в родительских семьях самостоятельность и инициативность ребенка проявляется ярче.
Таблица 3.
Результаты анализа шкалы «Симбиоз».
Баллы. | Родительские. | Прародительские. | |||
Кол-во человек. | Проценты. | Кол-во человек. | Проценты. | ||
9%. | 30%. | ||||
18%. | 19%. | ||||
15%. | 34%. | ||||
24%. | 14%. | ||||
31%. | ; | ; | |||
3%. | 3%. | ||||
В ходе анализа шкалы «Симбиоз», нами были получены следующие результаты: высокие баллы (6−7 баллов) в большей степени наблюдаются в родительских семьях 34%, против 3% в прародительских семьях, в которых преобладают низкие баллы (2−4 балла) что позволяет нам говорить о психологической дистанции между ребенком и прародителем в прародительских семьях. В то время как в родительских семьях данной дистанции практически не существует.
Таблица 4 Результаты анализа шкалы «Авторитарная гиперсоциализация».
Баллы. | Родительские. | Прародительские. | |||
Кол-во человек. | Проценты. | Кол-во человек. | Проценты. | ||
12%. | 19%. | ||||
12%. | 19%. | ||||
30%. | 24%. | ||||
25%. | 33%. | ||||
15%. | 5%. | ||||
3%. | ; | ; | |||
3%. | ; | ; | |||
Анализ полученных данных по шкале «Авторитарная гиперсоциализация» показывает, что процентное соотношение низких баллов, которые указывают на минимальный контроль со стороны родителей практически одинаково в семьях обоих типов.12% в родительских и 19% в прародительских. Но присутствие в родительских семьях высоких баллов 6−7 — 6%, и полное отсутствие их в прародительских, говорит о том, что в прародительских семьях детям дается больше свободы.
Таблица 5 Результаты анализа шкалы «Маленький неудачник»
Баллы. | Родительские. | Прародительские. | |||
Кол-во человек. | Проценты. | Кол-во человек. | Проценты. | ||
6%. | 19%. | ||||
49%. | 62%. | ||||
24%. | 19%. | ||||
21%. | ; | ; | |||
В данной шкале, по результатом анализа нами выявлено, что в семьях низкие баллы (0−3 балла) показали 100% семей. Их чего мы можем сделать вывод, что к неудачам ребенка относятся как к случайным и не считают его «маленьким неудачником».
Проанализировав результаты данной методики, можно сделать следующие выводы, что у большинства детей, несмотря на тип семейного воспитания, и родитель и прародитель ощущает себя с ребенком единым целым, стремится удовлетворить все потребности ребенка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Как родитель, так и прародитель заинтересован в делах и планах ребенка, старается во всем помочь ребенку, сочувствует ему. Они высоко оценивают интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытывает чувство гордости за него, поощряют инициативу и самостоятельность ребенка, старается быть с ним на равных. Родитель и прародитель доверяет ребенку, старается встать на его точку зрения в спорных вопросах.
Но у одного ребенка, Василисы Н., по шкале «принятие» получился самый низкий бал из всех исследуемых детей, что дает нам возможность говорить о то, что родитель низко оценивает способности своего ребенка, и иногда испытывает отрицательные чувства по отношению к ребенку. Следует заметить, что семья Василисы Н. относится к родительскому типу.