Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Социально-педагогическая защита детей-инвалидов во взаимодействии семьи и других институтов воспитания

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Несмотря на проводимые на законодательном уровне государственные мероприятия по оказанию помощи семье, по улучшению медицинского обслуживания, остается нерешенным целый комплекс социальных, психолого-педагогических проблем: не разработаны методы трудовой и допрофессиональной подготовки детей-инвалидовне совершенна система их обучениянедостаточно специальной литературы для педагогов, которые… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ЗАЩИТА ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ СЕМЬИ И ДРУГИХ ИНСТИТУТОВ ВОСПИТАНИЯ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
    • 1. 1. Теоретико-методологические основы социально-педагогической защиты детей-инвалидов во взаимодействии семьи и других институтов воспитания
    • 1. 2. Исторические аспекты проблемы социально-педагогической защиты детей-инвалидов во взаимодействии семьи и других институтов воспитания
    • 1. 3. Взаимодействие семьи и других институтов воспитания по обеспечению социально-педагогической защиты детей-инвалидов
  • ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
  • ГЛАВА II. ОПЫТ ПО СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЕ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ СЕМЬИ И ДРУГИХ ИНСТИТУТОВ ВОСПИТАНИЯ
    • 2. 1. Изучение состояния социально-педагогической защищенности детей-инвалидов во взаимодействии семьи и других институтов воспитания
    • 2. 2. Опытно-экспериментальная работа по проверке условий социально-педагогической защиты детей-инвалидов во взаимодействии семьи и других институтов воспитания
    • 2. 3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по социально-педагогической защите детей-инвалидов во взаимодействии семьи и других институтов воспитания
  • ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ

Социально-педагогическая защита детей-инвалидов во взаимодействии семьи и других институтов воспитания (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Коренные изменения в жизни страны, связанные с реформированием российского общества, в значительной степени обострили социальные проблемы населения, что в первую очередь сказалось на самых уязвимых его категориях — инвалидах. Начиная с 1993 года более чем в 40 областях России показатели смертности населения превысили цифргл рождаемости, при этом на здоровое потомство, составляющее полноценный генофонд, приходилось менее 10%. Эта цифра продолжает расти. В Российской Федерации за последнее десятилетие в два раза увеличилась детская инвалидность. По данным Всемирной организации здравоохранения, она составляет две трети детской популяции.

В разработке концепции социально-педагогической защиты детей-инвалидов во взаимодействии семьи и других институтов воспитания мы исходили из положений, изложенных в работах отечественных ученых А. И. Антонова, J1.B. Байбородовой, С. А. Беличевой, В. Г. Бочаровой, Б. З. Вульфова, С. И. Григорьева, В. И. Загвязинского, И. А. Зимней, Т. С. Комаровой, Т. В. Лодкиной, А. В. Мудрика, М. И. Рожкова, А. С. Спиваковской, B.C. Торохтия, А. Б. Фоминой, Е. Е. Чепурных, Т. Ф. Яркиной и др.

Проблему инвалидности, ее профилактику и раннюю диагностику исследовали JI.T. Журба, В. И. Лубовский, Н. С. Морова, Н. Д. Соколова, О. В. Тимоновавзаимную дополняемость ролей различных социальных партнеров в реабилитации ребенка-инвалида — Г. В. Никанорова, В. А. Сему сева, М. А. Урманчеева и др.

Вопросы социально-педагогической работы с инвалидами раскрыты в трудах Ю. Н. Баусова, Л. Б. Будановой, Г. Г. Головиной, Е. М. Мастюковой, М. М. Семаго и др.

Актуальность проблемы связана и с положением детей-инвалидов, где нормой их бытия является изоляция от сверстников, ограничение в общении и в информации, и как следствие — неуверенность в себе, страх перед миром здоровых детей и взрослых. В связи с этим необходимо создание эффективной социально-педагогической защиты, которая во многом зависит от согласованных усилий всех воспитывающих сил в обществе и прежде всего от семьи и образовательных учреждений.

Семья как малая социальная общность не является константным образованием. Вследствие трансформации государственного строя в стране усугубилось ее положение. Как показывают исследования В. Н. Гурова, С. В. Дармодехина, Л. И. Краевой, Т. В. Лодкиной, семья 90-х годов озабочена инфляцией, недостаточным заработком, безработицей, ухудшением условий жизни. Возрастает опасная тенденция самоустранения многих родителей от проблем нравственного и личностного развития ребенка, формирования у семьи комплекса родительской неполноценности по отношению к детям, особенно когда в ней растет ребенок-инвалид. Две трети отцов и матерей признают недостаточность своих психолого-педагогических знаний, сложность общения с таким ребенком, необходимость в специализированной защите.

Несмотря на проводимые на законодательном уровне государственные мероприятия по оказанию помощи семье, по улучшению медицинского обслуживания, остается нерешенным целый комплекс социальных, психолого-педагогических проблем: не разработаны методы трудовой и допрофессиональной подготовки детей-инвалидовне совершенна система их обучениянедостаточно специальной литературы для педагогов, которые испытывают трудности в общении с отцами и матерями больного ребенка, слабо организована дифференцированная работа по психолого-педагогическому просвещению родителей.

Таким образом, изучение научной литературы по данной проблеме, анализ ее современного состояния позволили вскрыть основные противоречия:

— между объективной необходимостью интеграции всех социальных институтов по защите детей-инвалидов и недооценкой воспитательных возможностей этого взаимодействия;

— между накопленным опытом по обеспечению социально-педагогической защиты детей-инвалидов во взаимодействии семьи и других институтов воспитания и отсутствием научно обоснованных механизмов его использования;

— между существующей потребностью в социально-педагогической защите ребенка-инвалида и неразработанностью соответствующих технологий ее реализации.

Актуальность данной проблемы, ее теоретическая и практическая значимость обусловили выбор темы диссертационного исследования: «Социально-педагогическая защита детей-инвалидов во взаимодействии семьи и других институтов воспитания».

Цель исследования: выявление и обоснование педагогических условий эффективного взаимодействия семьи и других институтов воспитания по социально-педагогической защите детей-инвалидов.

Объект исследования: взаимодействие семьи и других институтов воспитания по социально-педагогической защите детей-инвалидов.

Предмет исследования: социально-педагогическая защита детей-инвалидов во взаимодействии семьи и других институтов воспитания.

Гипотеза исследования. Взаимодействие семьи и других институтов воспитания по социально-педагогической защите детей-инвалидов будет эффективным, если.

— изучается состояние социально-педагогической защищенности детей-инвалидов;

— семья является субъектом их адаптации;

— учреждение дополнительного образования выступает как открытая социально-педагогическая система и средство защиты детей-инвалидов, способствующее совершенствованию семейного уклада, осуществляющее мобилизацию внутреннего потенциала и ориентирующее на самообучение и самовоспитание;

— родители вовлекаются в образовательно-воспитательный процесс, ведется работа по повышению их психолого-педагогической культуры на основе индивидуального и дифференцированного подходов;

— создается единое культурно-образовательное пространство, включающее детей-инвалидов в творческую деятельность, приобщающее к народной культуре;

— разрабатывается научно-методическое обеспечение по социально-педагогической защите детей-инвалидов.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть теоретико-методологические основы проблемы социально-педагогической защиты детей-инвалидов во взаимодействии семьи и других институтов воспитания.

2. Проанализировать проблему социально-педагогической защиты детей-инвалидов во взаимодействии семьи и общественных институтов в ее историческом развитии.

3. Определить критерии и показатели эффективности социально-педагогической защиты детей-инвалидов во взаимодействии семьи и других институтов воспитания.

4. Выявить условия реализации социально-педагогической защиты детей-инвалидов во взаимодействии семьи и других институтов воспитания.

Методологической основой исследования являются: общенаучные подходы в познании человека как целостного существа в его взаимодействии с окружающим миромпринципиальные положения в философских учениях о свободе личности как критерии гуманизации общества и индивидуальности личности, ее активности, о значимости семьи как социального института.

В ходе исследования использовался комплекс разнообразных методов: теоретический анализ научной литературы по проблемеопытно-экспериментальная работа, обобщение ее результатовмонографическое изучение семей, наблюдение, анкетирование, тестирование, беседа, посещение семей, анализ продуктов творческой деятельности детей-инвалидовавторский цельный социально-педагогический опытобобщение передового опыта работы образовательных учреждений и общественных институтов во взаимодействии с семьей по социально-педагогической защите детей-инвалидов.

База исследования: Центр детского творчества, имеющий статус федеральной экспериментальной площадки Министерства образования РФ, реабилитационный центр, коррекционные учреждения образования г. Череповца Вологодской области.

Исследование проводилось в три этапа:

Первый этап — 1992 — 1995 гг. Участие в образовательно-воспитательном процессе в качестве педагога дополнительного образования и директора. Теоретический анализ научной литературы, изучение и обобщение практического опыта учреждений дополнительного образования. Разработка концепции социально-педагогической защиты детей-инвалидов и программы опытно-экспериментальной работы.

Второй этап — 1996 — 2000 гг. Проведение опытно-экспериментальной работы.

Третий этап — 2001 — 2002 гг. Проверка, обобщение, систематизация конечных результатов исследованияколичественный и качественный анализ полученных данных. Литературное оформление диссертации.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключаются в том, что педагогическая теория обогащена концепцией социально-педагогической защиты детей-инвалидов во взаимодействии семьи и других институтов воспитания;

— на основе системного подхода теоретически разработана и апробирована модель взаимодействия семьи и других институтов воспитания по социально-педагогической защите ребенка-инвалида;

— выявлены критерии и показатели результативной деятельности по социально-педагогической защите детей-инвалидов во взаимодействии семьи и других институтов воспитания;

— определены и обоснованы экспериментально условия эффективного взаимодействия семьи и других институтов воспитания по социально-педагогической защите детей-инвалидов, особенно учреждений дополнительного образования;

— создано единое культурно-образовательное пространство на основе сотворчества всех субъектов;

— разработана и апробирована социально-педагогическая служба, которая предполагает комплексный подход по защите ребенка-инвалида и семьи, содействует совершенствованию семейного уклада и повышению психолого-педагогической культуры родителей на основе индивидуального и дифференцированного подходов, включает научно-методическое обеспечение.

Практическая значимость исследования состоит в том, что опыт социально-педагогической защиты детей-инвалидов во взаимодействии семьи и других институтов воспитания может быть использован в деятельности учреждений образованияотдельные аспекты исследования могут применяться при чтении теоретических курсов, спецкурсов, спецсеминаров в системе повышения квалификации различных категорий педагогических работников. Автором разработана программа спецкурса «Методика организации социально-педагогической защиты детей-инвалидов в условиях учреждения дополнительного образования» для педагогов и педагогов-организаторов.

Достоверность результатов исследования обеспечивается необходимыми теоретическими положениямииспользованием комплексных методов, адекватных предмету и задачам исследования, его методологической базеопорой на передовой опыт деятельности учреждений дополнительного образования детейапробацией исследовательских методик и корректностью их примененияподтверждается данными опытно-экспериментальной работывоспроизводимостью основных выводов, результатов и внедрением их в практику.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения диссертации были представлены на международных, Всероссийских и региональных научно-практических конференциях и семинарах (Вологда-Германия, 1994, 1996, 2001; Вологда, 1997, 2000, 2001) — на заседании коллегии Министерства образования РФ (Москва, 1999) — внесены в банк данных Вологодского института развития образования «Адреса педагогического опыта» (Свидетельство № 106. Вологда, 1997) — в Российском конкурсе социальных программ для детей, подростков и молодежи, проведенном Комитетом Российской Федерации по делам молодежи в соответствии с президентской программой «Молодежь России» (Москва, 1996).

На защиту выносятся следующие положения:

— социально-педагогическая защита детей-инвалидов — это целостный процесс, в котором обеспечиваются психологическая, физическая, нравственная поддержка и безопасность ребенка в разных социокультурных средах, оказывается помощь, отстаиваются его интересы и права, создаются условия для самореализации и интеграции в общество;

— современная семья ребенка-инвалида выступает как субъект создания новых возможностей в освобождении его потенциала самопомощи;

— взаимодействие семьи и других институтов воспитания создает единое культурно-образовательное пространство по социально-педагогической защите детей-инвалидов, включающее их в творческую деятельность на основе индивидуального и дифференцированного подходов;

— во взаимодействии семьи и других институтов воспитания учреждение дополнительного образования — Центр детского творчества — является открытой социально-педагогической системой и эффективным средством социально-педагогической защиты детей-инвалидов.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка использованной литературы и приложений.

Выводы по второй главе.

Исходя из вышесказанного, отметим, что Центр детского творчества (учреждение дополнительного образования) является эффективным средством социально-педагогической защиты детей-инвалидов.

В нашем исследовании определены условия, способствующие эффективной социально-педагогической защите ребенка-инвалида во взаимодействии семьи и других институтов воспитания, ими являются:

— Центр детского творчества — открытая образовательно-воспитательная система для партнерства с другими институтами воспитания, в основе которого индивидуальный и дифференцированный подходы к детям-инвалидам;

— поэтапное обучение и развитие ребенка-инвалида посредством включения в творческую деятельностьпедагогизация окружающей среды, организация единого образовательного пространства в воспитании ребенка-инвалида в Центре детского творчестве, семье, социуме;

— создание системы взаимодействия семьи и других институтов воспитания;

— социально-педагогическая служба, обеспечивающая помощь л поддержку ребенку-инвалиду, содействующая психолого-педагогической культуре семьи.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Теоретическое исследование определило степень изученности выбранной темы, подтвердило ее актуальность и значение социально-педагогической защиты детей-инвалидов во взаимодействии семьи и других институтов воспитания.

В соответствии с целью и задачами был проведен историко-педагогический анализ данной проблемы, который позволил выделить основные этапы в ее развитии, рассмотреть наши теоретико-методологические, психолого-педагогические и методические позиции в ее решении.

Исследование показало, что проблема имеет глубокие исторические корни и предпосылки: религия (церковь), благотворительность, милосердие, идеи народничества, которые сыграли важную роль в формировании благожелательного отношения к детям-инвалидам, малоимущим семьям.

Истинная педагогика была пронизана стремлением защитить ребенка, помочь ему утвердиться в жизни, о чем свидетельствует наследие выдающихся отечественных педагогов и прогрессивных общественных деятелей. При всей неповторимости различных подходов остаются общими вопросы блага ребенка-инвалида, его защиты, помощи семье в воспитании.

Историко-педагогический анализ проблемы показал отсутствие целостной системы социально-педагогической защиты детей-инвалидов во * взаимодействии семьи и других институтов воспитания.

Смоделированный нами процесс социально-педагогической защиты, как показала опытно-экспериментальная проверка, работает успешно в силу того обстоятельства, что был четко определен системообразующий фактор, в основе которого выступила образовательно-воспитательная деятельность на базе учреждения дополнительного образования во взаимодействии семьи с социумом.

Решение проблемы социально-педагогической защиты детей-инвалидов, оказания им психолого-педагогической помощи и поддержки должно быть связано с совершенствованием уклада жизни семьи как определяющим фактором социальной ситуации развития ребенка и повышением психолого-педагогической культуры родителей во взаимодействии с другими социальными институтами.

Условием развития позитивной самооценки ребенка являются отношения, складывающиеся во взаимодействии его с социальной микросредой, те особенности уклада семейной жизни, которые ассоциируются для него с ощущением собственной ценности и уникальности. Чем положительнее влияние семейного уклада на детей, тем успешнее идет развитие личности ребенка-инвалида.

На основе описания цельного социально-педагогического опыта сформулированы основные направления деятельности, определены содержание и методы работы, описана технология социально-педагогической защиты детей-инвалидов на базе учреждения дополнительного образования во взаимодействии семьи и других институтов воспитания, выявлены критерии и показатели результативной деятельности.

Условиями успешной социально-педагогической защиты, обеспечивающей физическую, психологическую и нравственно-психологическую безопасность ребенка, явились: создание благоприятного микроклимата в Центре детского творчества, наличие социальной службы, непосредственное участие родителей, контакт с ними с учетом их индивидуальных особенностей, вовлечение семьи в социально-педагогическую работу во взаимодействии с другими институтами воспитания на партнерских отношениях.

Об эффективности процесса свидетельствует сравнительный анализ диагностических данных на разных этапах опытно-экспериментальной работы: высокая мотивация участия детей и родителей в делах учреждения, заметно снизился уровень тревожности, агрессивности, улучшилось эмоционально-психологическое состояние ребенка, менее конфликтными стали отношения, с каждым годом увеличивается число обучающихся в учреждении, сформирован коллектив педагогов-единомышленников, возрос уровень их профессиональной компетентности. Имеют место развитие функций управления в Центре детского творчества, новые технологии, оперативная, творческая реакция на постоянно меняющийся социум.

Просматриваются определенные тенденции, свидетельствующие о серьезном отношении родителей к получению специальных знаний о воспитании детей, стремление им помочь, понять и принять их.

Главный результат заключается в изменении отношения к ребенку-инвалиду родителей, коллектива других институтов воспитания: они стали более педагогически грамотными и личностно-ориентированными.

В исследовании обнаружено, что процесс социально-педагогической защиты ребенка-инвалида осуществляется в сотрудничестве всех субъектов культурно-образовательного пространства, где связывающим звеном выступает Центр детского творчества — учреждение дополнительного образования. При этом взаимодействие становится воспитывающим, заинтересованным, ответственным и партнерским.

Исследование выявило и ряд воспитательных вопросов, требующих дальнейшего исследования: необходимо совершенствовать содержание переподготовки педагогов дополнительного образования для работы с детьми-инвалидамиактуальным является поиск новых форм, разработка эффективных средств воспитания и обучения.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Э.Г. Развитие функции общеобразовательной школы современной Латвии по социальной адаптации учащихся: Автореф. дис.. канд. пед. наук. — М.: Б. и., 1998. — 28 с.
  2. Л.И. Социальная педагогика в специальном образовании: Учеб. пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2001.- 192 с.
  3. Л.С., Бурмистрова Е. В., Чупракова Н. Н. Формы и методы работы с детьми и родителями в центре социальной помощи семье. М.: Гос. НИИ семьи и воспитания, 1999. — 192 с.
  4. О.П. Кто помогает детям?: О работе благотвор. орг. / Фирма «Shell». М.: Рос. представительство «Charities aid foundation»: Мартис, 1994. — 132 с.
  5. Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. Минск: Унив., 1990. — 560 с.
  6. П.К. Философские аспекты теории функциональной системы: Избр. тр. М.: Наука, 1978. — 400 с.
  7. Антология педагогической мысли России XVIII в. / АПН СССР- Редкол.: Г. Н. Волков и др. М.: Педагогика, 1985. — 480 с.
  8. Антология социальной работы: В 3 т. Т. 1. История социальной помощи в России / Сост. М. В. Фирсов. М.: Союз, 1994. -278 с.
  9. Л.И. К психологии личности как развивающейся систе-мы // Психология формирования и развития личности. -М., 1981. -С. 3−19.
  10. Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысление, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психолог, журн. 1994. — Т. 1., № 6. — С. 3−6.
  11. И. Афанасьев В. Г. О системном подходе в воспитании // Совет, педагогика. 1991. — № 2. — С. 77−80.
  12. JI.B., Рожков М. И. Воспитательный процесс в современной школе. Ярославль, 1997. — 380 с.
  13. М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.170 с.
  14. С.А. Служба социальной защиты семьи и детства // Педагогика. 1992. — № 7/8. — С. 23−27.
  15. С.А. Основы превентивной психологии. М., 1993. —199 с.
  16. Н.А. О назначении человека. М.: Терра — Книж. клуб: Республика, 1998. — 382 с.
  17. В., Шилов Д. Мы должны помочь детям жить полноценной жизнью: (О развитии системы доп. образования для детей с проблемами в развитии) // Нар. образование. 2000. — № 4/5. -С. 10−13.
  18. П.П. Педология: Кн. для преподавателей и студентов высш. пед. учеб. заведений. -М.: ВЛАДОС, 1999. 288 с.
  19. Л.И. Избранные психологические труды: Проблемы формирования личности / Под ред. Д. И. Фельдштейна. М.: Международ, пед. акад., 1995.-209 с.
  20. А.А. Личность и общение: Избр. тр. М., 1983. —271 с.
  21. Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования // Педагогика. 1997. — № 4. -С. 11−24.
  22. В.Г. Педагогика социальной работы. М.: S. R — Аргус, 1994.-208 с.
  23. В.Г., Филонов Г. Н. Научный статус социальной педагогикии ее отношение к практике. Комплексная программа «Социальная педагогика». -М.: Центр социальной педагогики РАО, 1994. 12 с.
  24. В.Г. Социальная служба: состяние и тенденции развития // Педагогика. 1992. — № ¾. — С. 20−27.
  25. .С. Аномалии личности. М.: Мысль, 1988.304 с.
  26. А.К. От внешкольной работы к дополнительному образованию детей // Внешкольник. 1996. — № 1. — С. 2−4.
  27. Ю.Н. Наш девиз преодоление // Социальная работа. -1992.-№ 1.-С. 23−24.
  28. В. О педагогике сотворчества // Вестн. высш. шк. -1991.-№ 5.-С. 41−44.
  29. Ю.В. Методика и опыт социального педагога: Учеб. пособие для пед. вузов. М.: Акад., 2001. — 160 с.
  30. И. Психолог и больные дети // Школьный психолог: Прил. к газ. «Первое сент.». 2000. — № 31. — С. 2−3.
  31. Д. Реабилитация детей-инвалидов. М.: ИФ «Филантроп», 1995.-654 с.
  32. Взаимодействие школы, семьи и общественности по предупреждению педагогической запущенности и правонарушений учащихся: Пособие для учителей и воспитателей / Под. ред. Гербеева Ю. В. Иркутск: Изд-во НИИ проблем воспитания ИГУ. — 231 с.
  33. А.Г. Демографические процессы и семья в России // Семья в процессе развития: Материалы международ, науч.-практ. конф. -М., 1993.-С. 51−60.
  34. А.Г. Семья глазами демографа. М.: Мысль, 1986.271 с.
  35. Г. Н. Этнопедагогика: Учеб. для сред, и высш. учеб. заведений. М.: Акад., 1999. — 168 с.
  36. И.П. Учим творчеству. 2-е изд. — М.: Педагогика, 1998.-96 с.
  37. Вопросы социальной работы / Науч. ред. А. Ф. Чуянов. Вологда: Легия, 1999.-72 с.
  38. В России более миллиона детей-инвалидов // Нар. образование. -1994.-№ 9/10.-С. 49−54.
  39. .З., Иванов В. Д. Социальная педагогика как наука и учебный предмет // Педагогика. 2000. — № 8. — С. 100−106.
  40. А.Е. Специфика воспитательной работы социального педагога // Педагогика. 2000.-№ 5.-С. 36−40.
  41. Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. М.: Педагогика, 1983.-Т. 5.-369 с.
  42. Н.Я. Введение в психологию. М.: Изд-во МГУ, 1976.150 с.
  43. P.M., Никольская И. М. Защита личности: психологические механизмы. СПб.: Знание, 1999. — 352 с.
  44. И.В. О воспитательном потенциале семьи // Совет, педагогика. 1981. — № 1. — С. 36−42.
  45. И.В. Школа и семья: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1985. — 176 с.
  46. В.Н. Семья и школа: деятельностные взаимоотношения // Педагогика. 1992. — № 7/8. — С. 37−41.
  47. В.Н. Теория и методика социальной работы школы с семьей: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. М., 1997. — 34 с.
  48. Р.Г. Социологические проблемы воспитания. М.: Педагогика, 1981. — 176 с.
  49. В. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. М.: ГИС, 1956. — Т. 2. — 779 с.
  50. К. Право на достойную жизнь. (должен обеспечить инвалидам новый Закон об их социальной защищенности) // Социальная защита. 1991.- № 3.- С. 3−5.
  51. В.В. Процесс обучения в советской школе. М.: Учпедгиз, 1960.-299 с.
  52. Дети-инвалиды: Правовая защита семей, воспитывающих детей-инвалидов: Сб. норматив, актов. М.: Ваше право, 1996. -238 с.
  53. Дети-инвалиды: Федеральная целевая программа на 1998−2000 годы // Рос. газ. 1997. — 23 окт. — С. 4.
  54. Дефективные: Судьба «особого» ребенка в России // Школ, обозрение. 2000. — № 4. — С. 14−18.
  55. Т.А. и др. Социальные проблемы инвалидности / Т. А. Добровольская, Н. Б. Шабалина, Н. А. Демидов // Социол. исслед. 1986. -№ 4.-С. 79−83.
  56. А. А. Критерии социальной дезадаптации детей с отклонениями в развитии: (На основе международ, оценок) // Педиатрия. -1996.-№ 5.-С. 83−88.
  57. А.В. Об опыте работы с педагогическими кадрами учреждений дополнительного образования детей в Ростовской области // Внешкольник. 1998. — № 7/8. — С. 31−32.
  58. О.Н. Мы и особенные дети // Внешкольник. 1999.-№ 9.-С. 14−16.
  59. В.И. Педагогика в системе наук о человеке. М.: Педагогика, 1990. — 163 с.
  60. Н.В. Учителю о практике психологической помощи: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1983. — 176 с.
  61. А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка: Книга для воспитателя детского сада. М., 1986. — 128 с.
  62. И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. -2-е изд., доп., испр. и перераб. М.: Издат. Корпорация «Логос», 1999.-384 с.
  63. А.В. Защита ребенка как педагогическое понятие // Гуманизация воспитания в соврем, условиях / Под ред. О. С. Газмана, И. А. Костсычука. М., 1995. — С. 45−64.
  64. Г. М., Ким Е.Н. Московский клуб инвалидов «Контакты 1″: основные принципы деятельности // Семья в России.1997.-№ 2.-С. 53−64.
  65. Инвалид и рынок: Как удержаться на плаву // Профсоюзы. 1993. -№ 2.-С. 38−41.
  66. История педагогики в России: Хрестоматия для вузов / Сост. С. Ф. Егоров. М.: Акад., 1999. — 400 с.
  67. П.Ф. Задачи и основы семейного воспитания. 2-е изд., доп.-СПб., 1913.-123 с.
  68. В.А. Стать человеком: Общечеловеческие ценности -основа целостного учеб. воспитат. процесса. — М., 1993. — 80 с.
  69. Т.А. Социально-педагогическая реабилитация детей с нарушениями зрения: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1998.-20 с.
  70. В.Н., Михеева А. А., Смирнова Е. С. и др. Оценка тревожности в группах часто болеющих детей и у пациентов с бронхиальной астмой // Шк. здоровья. 1998. — Т. 5 (№ 1). — С. 49−56.
  71. И. Благотворительность в России: уроки истории // Воспитание школьников. 1999. — № 4. — С. 47−51.
  72. Ким Е. Н. Концепция „Независимой жизни“ в социальной работе с детьми с ограниченными возможностями: Автореф. дис.. канд. соц. наук. -М., 1997.-22 с.
  73. Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: Для педвузов и педучилищ. М.: Академия, 2000. — 176 с.
  74. С.В. Психология семейных отношений. М.: Педагогика, 1987.- 160 с.
  75. В.Г. Психология современной семьи. М.: Просвещение, 1998.-208 с.
  76. М.Б. Педагогика внешкольных учреждений. Оренбург: Изд-во Оренбург, педаг. ин-та, 1992. — 62 с.
  77. М.Б. Становление и развитие системы воспитательной деятельности внешкольных объединений: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. -М, 1991.-33 с.
  78. И. А. Педагогическая реальность в зеркале межпарадигмальной рефлексии. СПб.: ГУПМ, 1999. — 242 с.
  79. Я.А. Великая дидактика // Педагогическое наследие / Сост.: В. М. Кларик, А. Н. Джуринский.-М.: Педагогика, 1988. С. 11−105.
  80. Конвенция о правах ребенка // Вестн. образования. 1993. — № 8. -С. 2−61.
  81. А.П. Центр детского творчества как средство педагогической защиты детей-инвалидов // Молодежная культура и ценностибудущего / Под ред. А. Г. Козловой., М. С. Гавриловой. СПб.: Verba Maqis tr, 2001.-С. 443−444.
  82. Конституция Российской Федерации: Словарь-справочник школьника / В. А. Туманов, В. Е. Чиркин, Ю. А. Юдин. СПб.: (Хочу все знать!), 1997.-256 с.
  83. А.А. Народная Русь: Круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц русского народа. М., 1901. — 723 с.
  84. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: Учеб. пособие для сред. пед. учеб. заведений / Б. П. Пузанов, В. И. Селиверстов, С.Н. Шаховская- Ред. Б. П. Пузанова. 3-е изд., доп. — М.: Акад., 1999. — 160 с.
  85. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. 8-е изд., доп. и испр. — М.: Политиздат, 1970. — Т. 4.-583 с.
  86. В.В. Методология педагогического исследования. -Самара: Изд-во Сам. гос. ин-та, 1994. 162 с.
  87. Краткая медицинская энциклопедия: В 3 т. / Гл. ред. Б. В. Петровский. 2-е изд. — М.: Совет, энцикл., 1989. — Т. 2. — 608 с.
  88. И.В. Образовательная среда семьи и школы как средство воспитания и обучения: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. М., 2000.-44 с.
  89. И.В. Этнопедагогика наука о народных средствах обучения и воспитания // Школа. — 2000. — № 6. — С. 8−17.
  90. С.В. Педагогика личности от концепций до технологий: Учеб.-практич. пособие для учителей и классных руководителей, студентов, магистрантов и аспирантов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК. М.- Ростов н/Д: Учитель, 2001.- 160 с.
  91. С.Д. Нравственная сущность семейно-брачных отношений. М.: Знание, 1990. — 48 с.
  92. О. Российская Федеративная программа „Дети-инвалиды“. Реабилитация детей с ограниченными возможностями в Российской Федерации. Б. м.: Б. и., 1992. — С. 26−28.
  93. Лексикон социальной работы / Под ред. С. М. Кибардиной и др. 2-е изд., испр. и доп. — Вологда: Русь, 2001. — 296 с.
  94. А.И. Деятельность, сознание, личность // Избр. психол. тр. М.: Педагогика, 1983. — Т. 2. — С. 94−231.
  95. А.Н. О формировании способностей // Вопр. психологии. 1960. — № 1. — С.7−17.
  96. Л.Г. Аттестация и аккредитация учреждений дополнительного образования детей. М.: ВЛАДОС, 1999. — 240 с.
  97. Т.В., Кевля Ф. И. Диагностика личности ребенка и его семьи в работе семейного социального педагога: Науч. методич. рекомендации. М.: Вологда.: Б. и., 1997. — 44 с.
  98. Т.В. Взаимодействие семьи и школы в работе с трудными детьми: Учеб. пособие к спецкурсу для пед. вузов. 2-е изд. — Вологда: Русь, 1998.- 133 с.
  99. Т.В., Новикова А. Н., Черствая О. Е. Школа социальной экологии: Материалы опытно-эксперим. работы по теме: „Шк., ребенок, семья: опыт технологии, проектирование“ в шк. № 3 г. Тотьмы. Вологда: Русь, 2001.- 104 с.
  100. Т.В., Коновалова А. П. Воспитательные возможности современной семьи // Соврем, молодая семья: проблемы и перспективы. -Вологда: Русь, 2001.- 120 с.
  101. Т.В. Семейный социальный педагог: теория и практика,-М.: МГОПУ- Вологда: ВГПУ, 1997. 141 с.
  102. Т.В. Система деятельности семейного социального педагога: Автореф. дис.. на соиск. ученой степ, д-ра пед. наук. М.: Б. и., 1997.-44 с.
  103. A.M. К истории становления социальной педагогики // Проф. подгот. социального педагога. М., 1992. — С. 90−92.
  104. Г. В. О создании в России сети реабилитационных центров для детей и подростков с ограниченными возможностями // Вестн. психосоциальной и коррекц. реабилитац. работы. 1997.-№ 1.-С. 48−52.
  105. А.С. Лекции о воспитании детей // Пед. соч.: В 8 т. Т. 4 / Сост.: М. Д Виноградова, А. А. Фролов М.: Педагогика, 1984. — С. 59−116.
  106. А.С. Методика организации воспитательного процесса // Пед. соч. М.: Педагогика, 1983. — Т. 1. — С. 267−329.
  107. А.С. Проблемы школьного советского воспитания // Пед. соч. М.: Педагогика, 1984. — Т. 4. — С.123−203.
  108. И.И. Взаимодействие школы и семьи в формировании нравственных отношений старших подростков: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1996.- 18 с.
  109. А.Р. Новое в организации помощи детям-инвалидам // Дефектология. 1996. — № 4. — С. 83−85.
  110. А.Р. Ребенок с ограниченными возможностями: Кн. для родителей. М.: Педагогика-Пресс, 1996. — 76 с.
  111. А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии: Практ. пособие. М.: АРКТИ, 2000. -124 с.
  112. Н.Н. Становление и развитие государственной системы специального образования в России: Дис.. д-ра пед. наук в форме научного доклада. М., 1996. — С. 3−10.
  113. Н.Н. Стратегия и тактика переходного периода в развитии отечественной системы специальной образовательной и государственной системы помощи детям с особыми проблемами // Дефектология. 1997. -№ 6.-С. 3−10.
  114. И.А. Планирование семьи и здоровье женщины // Соврем, семья трудности и надежды: Материалы Всесоюз. науч.-практ. конф. — М.:Информ. издат. Центр Госкомстата СССР, 1989. -С. 30−32.
  115. И.С. К вопросу о терминологическом обосновании методов воспитания // Сов. педагогика. 1971. — № 10. — С. 99−113.
  116. А.Г. Мотивация и личность: Пер. с англ. СПб.: Евразия, 1999.-479 с.
  117. Е.М. Лечебная педагогика: Ранний и дошкол. возраст. -М.: ВЛАДОС, 1997.-303 с.
  118. Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция. М.: Просвещение, 1992. — 95 с.
  119. Е.М., Московкина А. Г. Они ждут нашей помощи. М.: Педагогика, 1991. — 160 с.
  120. М.С. Актуальные проблемы современной семьи // Соврем, семья: проблемы, решения, перспективы развития. М., 1992. -С. 29−40.
  121. Т.В. Педагогическая технология: личностно-ориентированное обучение: Учеб. пособие. М.: Педагогика, 1999. -144 с.
  122. В.Я. Педагогические условия социальной защиты детей: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М., 1996. -24 с.
  123. С.И., Цинда У. Проблемы современной семьи и консультирование семей в социальной работе. Вологда: Русь, 2000. — 128 с.
  124. Н.С. Основы социально-педагогической реабилитации детей с ограниченными возможностями: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. М., 1998.-38 с.
  125. Н.С. Теория и практика социально-педагогической реабилитации детей-инвалидов. Йошкар-Ола, 1997. — 175 с.
  126. А.В. Введение в социальную педагогику. М.: Ин-т практ. психологии, 1997. — 368 с.
  127. Народное образование СССР: Общеобразоват. шк. Сб. док., 1917−1973 гг. М: Педагогика, 1974. — 559 с.
  128. Р.С. Психология: В 2 кн. Кн. 1: Общие основы психологии. -М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1994. 576 с.
  129. Л.Е. Развитие социальной педагогики в Россиг: историко-педагогический анализ: Пособие. М.: ИПСР РАО, 2001.52 с.
  130. Л.Е., Тетерский С. В. Диагностирование социально-педагогической деятельности учреждений дополнительного образования детей: Метод, пособие. М.: РАО, 1998. — 52 с.
  131. Об образовании: Закон Российской Федерации: С измен, и доп. на 13.01.96. // Вестн. образования. 1996. — № 7. — С. 3−57.
  132. Об образовании лиц с ограниченными возможностями (специальном образовании): Проект Закона Российской Федерации //Первое сент.: Док.-1997.-№ 14−15 (11 марта).
  133. Об основных началах социальной защищенности инвалидов в СССР: Закон СССР от 11 дек. 1989 // Новые законы СССР.-Вып. 3.-М., 1991. — С. 69−83.
  134. О влиянии изменений и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства РФ по вопросам, касающимся детей-инвалидов: Постановление Правительства от 21 сент. 2000 г. № 707 // Вестн. образования. 2000. — № 23. — С. 53−57.
  135. С.И. Словарь русского языка. М.: Рус. яз., 1988. — 748 с.
  136. О повышении роли системы дополнительного образования в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья: Решение Коллегии от 18.01.2000 № ½ / М-во образования РФ. // Внешкольник. 2000. -№ 9.-С. 21−23.
  137. О реализации президентской программы „Дети России“. Целевая программа „Дети-инвалиды“: Справочно-информ. отчет за 1996 год: Информ. бюл. № 2 / Редкол.: J1.K. Сидорова, Г. В. Семья. М.: Изд-во общ. и проф. образования РФ, 1996. — 44 с.
  138. От внешкольной работы к дополнительному образованию детей: Сб. норматив, и метод, материалов для дополн. образования детей / Науч. ред.
  139. A.К. Бруднов. М.: ВЛАДОС, 2000. — 544 с.
  140. Педагогическая энциклопедия: В 4 т. Т. 4. / Ред.: И. А. Каиров и др. -М.: Совет, энцикл., 1968. 911 с.
  141. И.Г. Лебединая песня // Педагогическое наследие / Сост.
  142. B.М. Кларин, А. Н. Джуринский. М.: Педагогика, 1988. — С. 356−390.
  143. В.Г., Белякова И. В. Кто они, дети с отклонениями в развитии? -М.: Флинта: Моск. психолого-социальный ин-т, 1998. 104 с.
  144. А.В. Дети и тактика семейного воспитания. М.: Знание, 1981.-96 с.
  145. М.М. Педагогические условия социальной реабилитации подростков // Педагогика. 1995. — № 3. — С. 36−39.
  146. В.В. Надомное обучение: организация, содержание, перспективы развития: Практ. рекомендации по орг. индивидуальною надом. обучения больных детей в общеобразоват. шк. Барнаул: Б. и., 1996.-95 с.
  147. В.И. Социально-педагогические взгляды П.А. Кропоткина // Педагогика. 1992. — № 7/8. — С.82−86.
  148. Психология: Словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Политиздат, 1990. -494 с.
  149. Психология: Словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М.Г. Ярошевского- Сост. Карпенко Л. А. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Политиздат, 1990.-494 с.
  150. Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И. В. Дубровиной. -М.: Просвещение, 1991. 303 с.
  151. Реабилитация детей с проблемами в интеллектуальном и физическом развитии / J1.M. Шипицина, Е. С. Иванов, JI.A. Данилова, И. А. Смирнов. СПб.: Образование, 1995. — 80 с.
  152. Н.М. Семейный бюджет и семейная политика // Современная семья трудности и надежды: Материалы Всесоюз. науч.-практ. конф.-М., 1989.-С. 11−14.
  153. К. Взгляд на психотерапию: Становление человека М.: Прогресс, 1994. — 479 с.
  154. М.И. Индивидуальный стиль деятельности учителя: Диагностика и формирование. Ярославль, 1995. — 69 с.
  155. М.И. Подготовка педагогов к реализации социально-педагогических функций // Пед. образование в соврем, условиях. Ярославль, 1997.-С. 65−67.
  156. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. Т. 1: А-М / Гл. ред. В. В. Давыдов. М.: Большая Рос. энцикл., 1993.- 608с.
  157. C.JI. Основы общей психологии: В 2 т. М.: Педагогика, 1989. — Т. 2. — 416 с.
  158. А. Домашний учитель //Социальная защита. — 1996. — № 9. С. 111−114.
  159. Г. И. Воспитательный потенциал семьи и социализация детей // Педагогика. 1999. — № 4. — С. 27−39.
  160. Сборник приказов и инструкций Министерства просвещения РСФСР, 1986.-№ 31.-С. 2.
  161. Г. К. Дифференциация обучения. Ярославль, 1995.108 с.
  162. М.М., Семаго Н. Я. Особенности коррекционной работы с семьей в процессе консультирования ребенка с отклоняющимся развитием //
  163. Школа здоровья. 1996. — Т. 3 (№ 3). — С. 40−54.
  164. Семейное воспитание: Словарь для родителей. М.: Просвещение, 1967.-349 с.
  165. В.В. Личностно-ориентированное образование // Педагогика. 1994. — № 5. — С. 16−21.
  166. В.А., Маралов В. Г. Психология и педагогика ненасилия. -М.: Реалист, 1997.-340 с.
  167. В.А., Шиянов Е. Н. Гуманизация педагогического образования: Теорет. концепция иссл. // Формирование социально-активной личности учителя. М., 1990. — С. 16−19.
  168. Словарь основных психолого-педагогических понятий / Под ред. Байбородовой Л. В. и др. Ярославль, 1998.
  169. Е.М. Моделирование воспитательной системы учреждения дополнительного образования: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -Ярославль, 2001. 23 с.
  170. Е.Р. Когда в семье ребенок-инвалид // СОЦИС. 1997. -№ 1.-С. 83−90.
  171. Советский энциклопедический словарь. М.: Сов. энцикл., 1980. -1600 с.
  172. Социальная защита человека: региональные модели / Под ред. В. Г. Бочаровой, М. П. Гурьяновой. М.: Изд-во АСОП и Р РФ, 1993. — 185 с.
  173. Социальная педагогика: Курс лекций: Учеб. пособие для вузов / Под общей ред. М. А. Галагузовой. М.: ВЛАДОС, 2000. — 416 с.
  174. Социальная педагогика: Теория. Методика. Опыт исследования / Под ред. В. Д. Семенова. Свердловск: Изд-во Уральского ун-та, 1989.- 148 с.
  175. Социальная работа с инвалидами / Под ред. Е.И. Холосто-вой. М.: Ин-т социальной работы Ассоц. Ратников социальных служб, 1996.-208 с.
  176. Специальная педагогика: Учеб. пособие для пед. вузов / Под ред. Н. М. Назаровой. М.: Академия, 2000. — 400 с.
  177. А.С. Как быть родителями. М., 1986. — 160 с.
  178. А.С. Обоснование психологической коррекции адекватных родительских позиций // Семья и формирование личности. М., 1981.-С. 38−45.
  179. Л.Ф. Законы педагогических систем и их проявление в ситуациях воспитательно-образовательной работы. Ярославль: ЯГПУ, 1999.- 12 с.
  180. Справочник менеджера образования: В 2 т. / Сост. B.C. Гиршо-вич. М.: Новая шк., 1995. — Т. 1. — 399 с.
  181. В.А. Сердце отдаю детям // Сухомлинский В. А. Избр. пед. соч.: В 3 т.-М., 1979.-Т. 1. -560 с.
  182. М. Социальная работа в России // Социальная защита. -1995.-№ 5. С. 116−120.
  183. О.Ф., Фонарев М. И. Реабилитация при детских болезнях. -М.: Медицина, 1980. 230 с.
  184. А.И. Психологическая реабилитация семей с детьми-инвалидами // Вестн. психосоциальной и коррекционно-реабилитац. работы. -1998.-№ 3.-С. 17−29.
  185. В.В. О некоторых проблемах семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии // Дефектология. 1998. — № 4. -С. 3−9.
  186. Е.В. Детям с ограниченными возможностями правовую и социальную защиту // Шк. — 1996. — № 1. — С. 2−7.
  187. Е. Гуманизация российского образования // Народное образование. 1995. — № 6. — С. 4−8.
  188. А.В. Социальная педагогика в конце XIX начале XX века // Проф. подгот. социального педагога. — М., 1992.-С. 138−140.
  189. B.C. Психология социальной работы с семьей. М.: ЦСП РАО, 1996.-218 с.
  190. Унт И. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. М.: Педагогика, 1990. — 192 с.
  191. К.Д. Человек как предмет воспитания: Опыт пед. антропологии // Ушинский К. Д. Собр. соч.: В 11 т. М., 1950. — Т. 8. — 776 с.
  192. Федеральный закон. Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации // Права ребенка. 1998. -№ ½ (2). — С. 25−30.
  193. А.В. Социальная защита молодых инвалидов-горожан в условиях перехода к рыночной экономике. СПб.: Изд-во С.Петербург. ун-та, 1999. — 104 с.
  194. Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. 6-е изд., перераб. и доп. — М.: Политиздат, 1991. — 444 с.
  195. Философский энциклопедический словарь / Гл. ред.: Л. Ф. Ильичев и др. М.: Сов. энцикл., 1983. — 840 с.
  196. Э. Душа человека. М.: Республика, 1992, — 430 с.
  197. Ю. Воспитание родителей: Концепция, направления и перспективы: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей: Пер. с фин.-М.: Просвещение, 1993. 112 с.
  198. А.Г. Брак и семья в СССР. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Мысль, 1979.-367 с.
  199. Хрестоматия. Дети с нарушениями развития: Учеб. пособие для слушателей специал. фак. по переподгот. работников образования по направлению: „Психология“ / Сост. В. М. Астапов. -М: Международ, пед.акад., 1995.-262 с.
  200. В.Д. Деятельность и способности. М.: Логос, 1994.315 с.
  201. С.Т. Изучение деревни и социальная педагогика// Пед. соч.: В 4 т. М., 1964. — Т. 3. — С. 242−271.
  202. С.Т. О том, как мы учим // Избр. пед. соч.: В 2 т. М., 1980.-Т. 2.-С. 191−200.
  203. А.И. Педагогическое управление деятельностью учреждения дополнительного образования детей: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1995.- 17 с.
  204. Ю.Г., Пешков С. П. Концепция социальной независимости инвалидов // Социальные исслед. 1995. — № 12. -С. 123−125.
  205. Энциклопедический словарь. Репринт, воспр. изд. Ф. А. Брокгауз, И. А. Эфрон. 1980 г. -М.: Терра, 1992. — Т. 12.-458 с.
  206. Энциклопедический словарь медицинских терминов: В 3 т. Т. 2: Кабана болезнь пяточный бугор / Гл. ред. акад. Б. В. Петровский. — 1-е изд. — М.: Совет, энцикл., 1983. — 448 с.
  207. Этика и психология семейной жизни: Пособие для учителя / Под ред. И. В. Гребенникова. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1987. -256 с.
  208. Э.Г. Системный подход и принцип деятельности: Методологические проблемы соврем, науки. М.: Наука, 1978. -391 с.
  209. Г. С., Ренкер К. Основы реабилитации. М.: Медицина, 1973.-122 с.
  210. Н.В. Призрение детей в воспитательных домах. СПб., 1901.-24 с.
  211. И.И. Дифференцированное обучение: „внешние“ ивнутренние» формы // Директор шк. 1995. — № 3. — С. 39−45.
  212. И.С. Личностно-ориентированное обучение. М., 1996.-92 с.
  213. З.А. Семья как малая социально-психологическая группа // Семья в России. 1996. — № 3−4. — С. 37−49.
  214. Т.Ф. Радуйся жизни и помоги жизни // Социальная работа. 1992. — № 1. — С. 65−79.
  215. Т.Ф. Человек как объект социальной педагогики и социальной работы: Теоретико-методолог. аспект (в контексте мирового опыта). М.: Центр социальной педагогики РАО, 1996. — 81 с.
  216. ДНЕВНИК НАБЛЮДЕНИЯ ЗА РЕБЕНКОМ1. Педагог.1. Ребенок: Ф., и.1. Возраст.1. Диагноз.1. Адрес.1. Расписание занятий1. Дополнительные сведения
  217. Дата проведения занятия Тема занятия.
  218. Наблюдаемые признаки Поведенческие реакции
  219. Начало занятий Конец занятий1. Общее поведение 2. Речь 4. Движения тела
  220. Характеристика активности ребенка:
  221. О Активен О Пассивен О Инициативен
  222. Характеристика выполнения заданий:
  223. О Справляется самостоятельно О Действует по образцу
  224. О Справляется с помощью педагога О Не может справиться1. О Проявляет творчество
  225. Оценка результативности занятия (педагогом):
  226. О Высокая О Средняя О Низкая
  227. Оценка результативности занятия (ребенком):
  228. О Высокая О Средняя О Низкая
  229. Очень быстрая (скороговоркой)3. Быстрая4. Медленная5. Очень медленная
  230. С длинными паузами По эмоциональной окраске1. Обычная2. Яркая, живая3. Вдохновенная4. Вялая, тусклая5. Тихая Богатство речи1. Обычная речь2. Богатая речь
  231. Оригинальная, остроумная речь4. Витиеватые обороты5. Банальные выражения6. Примитивная речь
  232. Большое количество слов-паразитов1. Поза1. Непримечательная
  233. Напряженная, поднимает плечи, «как крылья»
  234. Странная, с проявлением плохой координации или «застывшая», иногда асимметричная4. Театральная
  235. Самоуверенная, с потерей чувства дистанции (сидит развалившись, забрасывает ногу на ногу и т. д.)
  236. Ссутулившаяся (стремится занять меньше места, как бы сделаться меньше)1. Движения тела1. Непримечательные2. Движения пальцев рук
  237. Постукивания пальцами о стол, колено и т. д.
  238. Сжимание и разжимание кистей рук5. Почесывание уха, головы
  239. Перебирает пальцами одежду, предметы и т. д.7. Навязчивые движения1. Вегетативные реакции1. Покраснение2. Побледнение3. Учащение дыхания4. Пятна на лице5. Пот на висках, ладонях
Заполнить форму текущей работой