Социально-педагогическая защита детей-инвалидов во взаимодействии семьи и других институтов воспитания
Диссертация
Несмотря на проводимые на законодательном уровне государственные мероприятия по оказанию помощи семье, по улучшению медицинского обслуживания, остается нерешенным целый комплекс социальных, психолого-педагогических проблем: не разработаны методы трудовой и допрофессиональной подготовки детей-инвалидовне совершенна система их обучениянедостаточно специальной литературы для педагогов, которые… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. ЗАЩИТА ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ СЕМЬИ И ДРУГИХ ИНСТИТУТОВ ВОСПИТАНИЯ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
- 1. 1. Теоретико-методологические основы социально-педагогической защиты детей-инвалидов во взаимодействии семьи и других институтов воспитания
- 1. 2. Исторические аспекты проблемы социально-педагогической защиты детей-инвалидов во взаимодействии семьи и других институтов воспитания
- 1. 3. Взаимодействие семьи и других институтов воспитания по обеспечению социально-педагогической защиты детей-инвалидов
- ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
- ГЛАВА II. ОПЫТ ПО СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЕ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ СЕМЬИ И ДРУГИХ ИНСТИТУТОВ ВОСПИТАНИЯ
- 2. 1. Изучение состояния социально-педагогической защищенности детей-инвалидов во взаимодействии семьи и других институтов воспитания
- 2. 2. Опытно-экспериментальная работа по проверке условий социально-педагогической защиты детей-инвалидов во взаимодействии семьи и других институтов воспитания
- 2. 3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по социально-педагогической защите детей-инвалидов во взаимодействии семьи и других институтов воспитания
- ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ
Список литературы
- Аболевич Э.Г. Развитие функции общеобразовательной школы современной Латвии по социальной адаптации учащихся: Автореф. дис.. канд. пед. наук. — М.: Б. и., 1998. — 28 с.
- Аксенова Л.И. Социальная педагогика в специальном образовании: Учеб. пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2001.- 192 с.
- Алексеева Л.С., Бурмистрова Е. В., Чупракова Н. Н. Формы и методы работы с детьми и родителями в центре социальной помощи семье. М.: Гос. НИИ семьи и воспитания, 1999. — 192 с.
- Алексеева О.П. Кто помогает детям?: О работе благотвор. орг. / Фирма «Shell». М.: Рос. представительство «Charities aid foundation»: Мартис, 1994. — 132 с.
- Амонашвили Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. Минск: Унив., 1990. — 560 с.
- Анохин П.К. Философские аспекты теории функциональной системы: Избр. тр. М.: Наука, 1978. — 400 с.
- Антология педагогической мысли России XVIII в. / АПН СССР- Редкол.: Г. Н. Волков и др. М.: Педагогика, 1985. — 480 с.
- Антология социальной работы: В 3 т. Т. 1. История социальной помощи в России / Сост. М. В. Фирсов. М.: Союз, 1994. -278 с.
- Анциферова Л.И. К психологии личности как развивающейся систе-мы // Психология формирования и развития личности. -М., 1981. -С. 3−19.
- Анциферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысление, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психолог, журн. 1994. — Т. 1., № 6. — С. 3−6.
- И. Афанасьев В. Г. О системном подходе в воспитании // Совет, педагогика. 1991. — № 2. — С. 77−80.
- Байбородова JI.B., Рожков М. И. Воспитательный процесс в современной школе. Ярославль, 1997. — 380 с.
- Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.170 с.
- Беличева С.А. Служба социальной защиты семьи и детства // Педагогика. 1992. — № 7/8. — С. 23−27.
- Беличева С.А. Основы превентивной психологии. М., 1993. —199 с.
- Бердяев Н.А. О назначении человека. М.: Терра — Книж. клуб: Республика, 1998. — 382 с.
- Березина В., Шилов Д. Мы должны помочь детям жить полноценной жизнью: (О развитии системы доп. образования для детей с проблемами в развитии) // Нар. образование. 2000. — № 4/5. -С. 10−13.
- Блонский П.П. Педология: Кн. для преподавателей и студентов высш. пед. учеб. заведений. -М.: ВЛАДОС, 1999. 288 с.
- Божович Л.И. Избранные психологические труды: Проблемы формирования личности / Под ред. Д. И. Фельдштейна. М.: Международ, пед. акад., 1995.-209 с.
- Бодалев А.А. Личность и общение: Избр. тр. М., 1983. —271 с.
- Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования // Педагогика. 1997. — № 4. -С. 11−24.
- Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. М.: S. R — Аргус, 1994.-208 с.
- Бочарова В.Г., Филонов Г. Н. Научный статус социальной педагогикии ее отношение к практике. Комплексная программа «Социальная педагогика». -М.: Центр социальной педагогики РАО, 1994. 12 с.
- Бочарова В.Г. Социальная служба: состяние и тенденции развития // Педагогика. 1992. — № ¾. — С. 20−27.
- Братусь Б.С. Аномалии личности. М.: Мысль, 1988.304 с.
- Бруднов А.К. От внешкольной работы к дополнительному образованию детей // Внешкольник. 1996. — № 1. — С. 2−4.
- Брусов Ю.Н. Наш девиз преодоление // Социальная работа. -1992.-№ 1.-С. 23−24.
- Вайн В. О педагогике сотворчества // Вестн. высш. шк. -1991.-№ 5.-С. 41−44.
- Василькова Ю.В. Методика и опыт социального педагога: Учеб. пособие для пед. вузов. М.: Акад., 2001. — 160 с.
- Вачков И. Психолог и больные дети // Школьный психолог: Прил. к газ. «Первое сент.». 2000. — № 31. — С. 2−3.
- Вернер Д. Реабилитация детей-инвалидов. М.: ИФ «Филантроп», 1995.-654 с.
- Взаимодействие школы, семьи и общественности по предупреждению педагогической запущенности и правонарушений учащихся: Пособие для учителей и воспитателей / Под. ред. Гербеева Ю. В. Иркутск: Изд-во НИИ проблем воспитания ИГУ. — 231 с.
- Вишневский А.Г. Демографические процессы и семья в России // Семья в процессе развития: Материалы международ, науч.-практ. конф. -М., 1993.-С. 51−60.
- Волков А.Г. Семья глазами демографа. М.: Мысль, 1986.271 с.
- Волков Г. Н. Этнопедагогика: Учеб. для сред, и высш. учеб. заведений. М.: Акад., 1999. — 168 с.
- Волков И.П. Учим творчеству. 2-е изд. — М.: Педагогика, 1998.-96 с.
- Вопросы социальной работы / Науч. ред. А. Ф. Чуянов. Вологда: Легия, 1999.-72 с.
- В России более миллиона детей-инвалидов // Нар. образование. -1994.-№ 9/10.-С. 49−54.
- Вульфов Б.З., Иванов В. Д. Социальная педагогика как наука и учебный предмет // Педагогика. 2000. — № 8. — С. 100−106.
- Выгорбина А.Е. Специфика воспитательной работы социального педагога // Педагогика. 2000.-№ 5.-С. 36−40.
- Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. М.: Педагогика, 1983.-Т. 5.-369 с.
- Гальперин Н.Я. Введение в психологию. М.: Изд-во МГУ, 1976.150 с.
- Грановская P.M., Никольская И. М. Защита личности: психологические механизмы. СПб.: Знание, 1999. — 352 с.
- Гребенников И.В. О воспитательном потенциале семьи // Совет, педагогика. 1981. — № 1. — С. 36−42.
- Гребенников И.В. Школа и семья: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1985. — 176 с.
- Гуров В.Н. Семья и школа: деятельностные взаимоотношения // Педагогика. 1992. — № 7/8. — С. 37−41.
- Гуров В.Н. Теория и методика социальной работы школы с семьей: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. М., 1997. — 34 с.
- Гурова Р.Г. Социологические проблемы воспитания. М.: Педагогика, 1981. — 176 с.
- Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. М.: ГИС, 1956. — Т. 2. — 779 с.
- Данилин К. Право на достойную жизнь. (должен обеспечить инвалидам новый Закон об их социальной защищенности) // Социальная защита. 1991.- № 3.- С. 3−5.
- Данилов В.В. Процесс обучения в советской школе. М.: Учпедгиз, 1960.-299 с.
- Дети-инвалиды: Правовая защита семей, воспитывающих детей-инвалидов: Сб. норматив, актов. М.: Ваше право, 1996. -238 с.
- Дети-инвалиды: Федеральная целевая программа на 1998−2000 годы // Рос. газ. 1997. — 23 окт. — С. 4.
- Дефективные: Судьба «особого» ребенка в России // Школ, обозрение. 2000. — № 4. — С. 14−18.
- Добровольская Т.А. и др. Социальные проблемы инвалидности / Т. А. Добровольская, Н. Б. Шабалина, Н. А. Демидов // Социол. исслед. 1986. -№ 4.-С. 79−83.
- Дыскин А. А. Критерии социальной дезадаптации детей с отклонениями в развитии: (На основе международ, оценок) // Педиатрия. -1996.-№ 5.-С. 83−88.
- Егорова А.В. Об опыте работы с педагогическими кадрами учреждений дополнительного образования детей в Ростовской области // Внешкольник. 1998. — № 7/8. — С. 31−32.
- Ертанова О.Н. Мы и особенные дети // Внешкольник. 1999.-№ 9.-С. 14−16.
- Журавлев В.И. Педагогика в системе наук о человеке. М.: Педагогика, 1990. — 163 с.
- Жутикова Н.В. Учителю о практике психологической помощи: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1983. — 176 с.
- Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка: Книга для воспитателя детского сада. М., 1986. — 128 с.
- Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. -2-е изд., доп., испр. и перераб. М.: Издат. Корпорация «Логос», 1999.-384 с.
- Иванов А.В. Защита ребенка как педагогическое понятие // Гуманизация воспитания в соврем, условиях / Под ред. О. С. Газмана, И. А. Костсычука. М., 1995. — С. 45−64.
- Иващенко Г. М., Ким Е.Н. Московский клуб инвалидов «Контакты 1″: основные принципы деятельности // Семья в России.1997.-№ 2.-С. 53−64.
- Инвалид и рынок: Как удержаться на плаву // Профсоюзы. 1993. -№ 2.-С. 38−41.
- История педагогики в России: Хрестоматия для вузов / Сост. С. Ф. Егоров. М.: Акад., 1999. — 400 с.
- Каптерев П.Ф. Задачи и основы семейного воспитания. 2-е изд., доп.-СПб., 1913.-123 с.
- Караковский В.А. Стать человеком: Общечеловеческие ценности -основа целостного учеб. воспитат. процесса. — М., 1993. — 80 с.
- Карандеева Т.А. Социально-педагогическая реабилитация детей с нарушениями зрения: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1998.-20 с.
- Касаткин В.Н., Михеева А. А., Смирнова Е. С. и др. Оценка тревожности в группах часто болеющих детей и у пациентов с бронхиальной астмой // Шк. здоровья. 1998. — Т. 5 (№ 1). — С. 49−56.
- Клеманович И. Благотворительность в России: уроки истории // Воспитание школьников. 1999. — № 4. — С. 47−51.
- Ким Е. Н. Концепция „Независимой жизни“ в социальной работе с детьми с ограниченными возможностями: Автореф. дис.. канд. соц. наук. -М., 1997.-22 с.
- Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: Для педвузов и педучилищ. М.: Академия, 2000. — 176 с.
- Ковалев С.В. Психология семейных отношений. М.: Педагогика, 1987.- 160 с.
- Ковалев В.Г. Психология современной семьи. М.: Просвещение, 1998.-208 с.
- Коваль М.Б. Педагогика внешкольных учреждений. Оренбург: Изд-во Оренбург, педаг. ин-та, 1992. — 62 с.
- Коваль М.Б. Становление и развитие системы воспитательной деятельности внешкольных объединений: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. -М, 1991.-33 с.
- Колесникова И. А. Педагогическая реальность в зеркале межпарадигмальной рефлексии. СПб.: ГУПМ, 1999. — 242 с.
- Коменский Я.А. Великая дидактика // Педагогическое наследие / Сост.: В. М. Кларик, А. Н. Джуринский.-М.: Педагогика, 1988. С. 11−105.
- Конвенция о правах ребенка // Вестн. образования. 1993. — № 8. -С. 2−61.
- Коновалова А.П. Центр детского творчества как средство педагогической защиты детей-инвалидов // Молодежная культура и ценностибудущего / Под ред. А. Г. Козловой., М. С. Гавриловой. СПб.: Verba Maqis tr, 2001.-С. 443−444.
- Конституция Российской Федерации: Словарь-справочник школьника / В. А. Туманов, В. Е. Чиркин, Ю. А. Юдин. СПб.: (Хочу все знать!), 1997.-256 с.
- Коринфский А.А. Народная Русь: Круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц русского народа. М., 1901. — 723 с.
- Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: Учеб. пособие для сред. пед. учеб. заведений / Б. П. Пузанов, В. И. Селиверстов, С.Н. Шаховская- Ред. Б. П. Пузанова. 3-е изд., доп. — М.: Акад., 1999. — 160 с.
- КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. 8-е изд., доп. и испр. — М.: Политиздат, 1970. — Т. 4.-583 с.
- Краевский В.В. Методология педагогического исследования. -Самара: Изд-во Сам. гос. ин-та, 1994. 162 с.
- Краткая медицинская энциклопедия: В 3 т. / Гл. ред. Б. В. Петровский. 2-е изд. — М.: Совет, энцикл., 1989. — Т. 2. — 608 с.
- Крупина И.В. Образовательная среда семьи и школы как средство воспитания и обучения: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. М., 2000.-44 с.
- Крупина И.В. Этнопедагогика наука о народных средствах обучения и воспитания // Школа. — 2000. — № 6. — С. 8−17.
- Кульневич С.В. Педагогика личности от концепций до технологий: Учеб.-практич. пособие для учителей и классных руководителей, студентов, магистрантов и аспирантов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК. М.- Ростов н/Д: Учитель, 2001.- 160 с.
- Лаптенок С.Д. Нравственная сущность семейно-брачных отношений. М.: Знание, 1990. — 48 с.
- Лебединская О. Российская Федеративная программа „Дети-инвалиды“. Реабилитация детей с ограниченными возможностями в Российской Федерации. Б. м.: Б. и., 1992. — С. 26−28.
- Лексикон социальной работы / Под ред. С. М. Кибардиной и др. 2-е изд., испр. и доп. — Вологда: Русь, 2001. — 296 с.
- Леонтьев А.И. Деятельность, сознание, личность // Избр. психол. тр. М.: Педагогика, 1983. — Т. 2. — С. 94−231.
- Леонтьев А.Н. О формировании способностей // Вопр. психологии. 1960. — № 1. — С.7−17.
- Логинова Л.Г. Аттестация и аккредитация учреждений дополнительного образования детей. М.: ВЛАДОС, 1999. — 240 с.
- Лодкина Т.В., Кевля Ф. И. Диагностика личности ребенка и его семьи в работе семейного социального педагога: Науч. методич. рекомендации. М.: Вологда.: Б. и., 1997. — 44 с.
- Лодкина Т.В. Взаимодействие семьи и школы в работе с трудными детьми: Учеб. пособие к спецкурсу для пед. вузов. 2-е изд. — Вологда: Русь, 1998.- 133 с.
- Лодкина Т.В., Новикова А. Н., Черствая О. Е. Школа социальной экологии: Материалы опытно-эксперим. работы по теме: „Шк., ребенок, семья: опыт технологии, проектирование“ в шк. № 3 г. Тотьмы. Вологда: Русь, 2001.- 104 с.
- Лодкина Т.В., Коновалова А. П. Воспитательные возможности современной семьи // Соврем, молодая семья: проблемы и перспективы. -Вологда: Русь, 2001.- 120 с.
- Лодкина Т.В. Семейный социальный педагог: теория и практика,-М.: МГОПУ- Вологда: ВГПУ, 1997. 141 с.
- Лодкина Т.В. Система деятельности семейного социального педагога: Автореф. дис.. на соиск. ученой степ, д-ра пед. наук. М.: Б. и., 1997.-44 с.
- Лушников A.M. К истории становления социальной педагогики // Проф. подгот. социального педагога. М., 1992. — С. 90−92.
- Ляпидевская Г. В. О создании в России сети реабилитационных центров для детей и подростков с ограниченными возможностями // Вестн. психосоциальной и коррекц. реабилитац. работы. 1997.-№ 1.-С. 48−52.
- Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей // Пед. соч.: В 8 т. Т. 4 / Сост.: М. Д Виноградова, А. А. Фролов М.: Педагогика, 1984. — С. 59−116.
- Макаренко А.С. Методика организации воспитательного процесса // Пед. соч. М.: Педагогика, 1983. — Т. 1. — С. 267−329.
- Макаренко А.С. Проблемы школьного советского воспитания // Пед. соч. М.: Педагогика, 1984. — Т. 4. — С.123−203.
- Македон И.И. Взаимодействие школы и семьи в формировании нравственных отношений старших подростков: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1996.- 18 с.
- Маллер А.Р. Новое в организации помощи детям-инвалидам // Дефектология. 1996. — № 4. — С. 83−85.
- Маллер А.Р. Ребенок с ограниченными возможностями: Кн. для родителей. М.: Педагогика-Пресс, 1996. — 76 с.
- Маллер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии: Практ. пособие. М.: АРКТИ, 2000. -124 с.
- Малофеев Н.Н. Становление и развитие государственной системы специального образования в России: Дис.. д-ра пед. наук в форме научного доклада. М., 1996. — С. 3−10.
- Малофеев Н.Н. Стратегия и тактика переходного периода в развитии отечественной системы специальной образовательной и государственной системы помощи детям с особыми проблемами // Дефектология. 1997. -№ 6.-С. 3−10.
- Мануйлова И.А. Планирование семьи и здоровье женщины // Соврем, семья трудности и надежды: Материалы Всесоюз. науч.-практ. конф. — М.:Информ. издат. Центр Госкомстата СССР, 1989. -С. 30−32.
- Марьенко И.С. К вопросу о терминологическом обосновании методов воспитания // Сов. педагогика. 1971. — № 10. — С. 99−113.
- Маслоу А.Г. Мотивация и личность: Пер. с англ. СПб.: Евразия, 1999.-479 с.
- Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика: Ранний и дошкол. возраст. -М.: ВЛАДОС, 1997.-303 с.
- Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция. М.: Просвещение, 1992. — 95 с.
- Мастюкова Е.М., Московкина А. Г. Они ждут нашей помощи. М.: Педагогика, 1991. — 160 с.
- Мацковский М.С. Актуальные проблемы современной семьи // Соврем, семья: проблемы, решения, перспективы развития. М., 1992. -С. 29−40.
- Машарова Т.В. Педагогическая технология: личностно-ориентированное обучение: Учеб. пособие. М.: Педагогика, 1999. -144 с.
- Михайлов В.Я. Педагогические условия социальной защиты детей: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М., 1996. -24 с.
- Михайлова С.И., Цинда У. Проблемы современной семьи и консультирование семей в социальной работе. Вологда: Русь, 2000. — 128 с.
- Морова Н.С. Основы социально-педагогической реабилитации детей с ограниченными возможностями: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. М., 1998.-38 с.
- Морова Н.С. Теория и практика социально-педагогической реабилитации детей-инвалидов. Йошкар-Ола, 1997. — 175 с.
- Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. М.: Ин-т практ. психологии, 1997. — 368 с.
- Народное образование СССР: Общеобразоват. шк. Сб. док., 1917−1973 гг. М: Педагогика, 1974. — 559 с.
- Немов Р.С. Психология: В 2 кн. Кн. 1: Общие основы психологии. -М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1994. 576 с.
- Никитина Л.Е. Развитие социальной педагогики в Россиг: историко-педагогический анализ: Пособие. М.: ИПСР РАО, 2001.52 с.
- Никитина Л.Е., Тетерский С. В. Диагностирование социально-педагогической деятельности учреждений дополнительного образования детей: Метод, пособие. М.: РАО, 1998. — 52 с.
- Об образовании: Закон Российской Федерации: С измен, и доп. на 13.01.96. // Вестн. образования. 1996. — № 7. — С. 3−57.
- Об образовании лиц с ограниченными возможностями (специальном образовании): Проект Закона Российской Федерации //Первое сент.: Док.-1997.-№ 14−15 (11 марта).
- Об основных началах социальной защищенности инвалидов в СССР: Закон СССР от 11 дек. 1989 // Новые законы СССР.-Вып. 3.-М., 1991. — С. 69−83.
- О влиянии изменений и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства РФ по вопросам, касающимся детей-инвалидов: Постановление Правительства от 21 сент. 2000 г. № 707 // Вестн. образования. 2000. — № 23. — С. 53−57.
- Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Рус. яз., 1988. — 748 с.
- О повышении роли системы дополнительного образования в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья: Решение Коллегии от 18.01.2000 № ½ / М-во образования РФ. // Внешкольник. 2000. -№ 9.-С. 21−23.
- О реализации президентской программы „Дети России“. Целевая программа „Дети-инвалиды“: Справочно-информ. отчет за 1996 год: Информ. бюл. № 2 / Редкол.: J1.K. Сидорова, Г. В. Семья. М.: Изд-во общ. и проф. образования РФ, 1996. — 44 с.
- От внешкольной работы к дополнительному образованию детей: Сб. норматив, и метод, материалов для дополн. образования детей / Науч. ред.
- A.К. Бруднов. М.: ВЛАДОС, 2000. — 544 с.
- Педагогическая энциклопедия: В 4 т. Т. 4. / Ред.: И. А. Каиров и др. -М.: Совет, энцикл., 1968. 911 с.
- Песталоцци И.Г. Лебединая песня // Педагогическое наследие / Сост.
- B.М. Кларин, А. Н. Джуринский. М.: Педагогика, 1988. — С. 356−390.
- Петрова В.Г., Белякова И. В. Кто они, дети с отклонениями в развитии? -М.: Флинта: Моск. психолого-социальный ин-т, 1998. 104 с.
- Петровский А.В. Дети и тактика семейного воспитания. М.: Знание, 1981.-96 с.
- Плоткин М.М. Педагогические условия социальной реабилитации подростков // Педагогика. 1995. — № 3. — С. 36−39.
- Полищук В.В. Надомное обучение: организация, содержание, перспективы развития: Практ. рекомендации по орг. индивидуальною надом. обучения больных детей в общеобразоват. шк. Барнаул: Б. и., 1996.-95 с.
- Прокопенко В.И. Социально-педагогические взгляды П.А. Кропоткина // Педагогика. 1992. — № 7/8. — С.82−86.
- Психология: Словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Политиздат, 1990. -494 с.
- Психология: Словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М.Г. Ярошевского- Сост. Карпенко Л. А. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Политиздат, 1990.-494 с.
- Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И. В. Дубровиной. -М.: Просвещение, 1991. 303 с.
- Реабилитация детей с проблемами в интеллектуальном и физическом развитии / J1.M. Шипицина, Е. С. Иванов, JI.A. Данилова, И. А. Смирнов. СПб.: Образование, 1995. — 80 с.
- Римашевская Н.М. Семейный бюджет и семейная политика // Современная семья трудности и надежды: Материалы Всесоюз. науч.-практ. конф.-М., 1989.-С. 11−14.
- Роджерс К. Взгляд на психотерапию: Становление человека М.: Прогресс, 1994. — 479 с.
- Рожков М.И. Индивидуальный стиль деятельности учителя: Диагностика и формирование. Ярославль, 1995. — 69 с.
- Рожков М.И. Подготовка педагогов к реализации социально-педагогических функций // Пед. образование в соврем, условиях. Ярославль, 1997.-С. 65−67.
- Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. Т. 1: А-М / Гл. ред. В. В. Давыдов. М.: Большая Рос. энцикл., 1993.- 608с.
- Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии: В 2 т. М.: Педагогика, 1989. — Т. 2. — 416 с.
- Рыжова А. Домашний учитель //Социальная защита. — 1996. — № 9. С. 111−114.
- Саранцев Г. И. Воспитательный потенциал семьи и социализация детей // Педагогика. 1999. — № 4. — С. 27−39.
- Сборник приказов и инструкций Министерства просвещения РСФСР, 1986.-№ 31.-С. 2.
- Селевко Г. К. Дифференциация обучения. Ярославль, 1995.108 с.
- Семаго М.М., Семаго Н. Я. Особенности коррекционной работы с семьей в процессе консультирования ребенка с отклоняющимся развитием //
- Школа здоровья. 1996. — Т. 3 (№ 3). — С. 40−54.
- Семейное воспитание: Словарь для родителей. М.: Просвещение, 1967.-349 с.
- Сериков В.В. Личностно-ориентированное образование // Педагогика. 1994. — № 5. — С. 16−21.
- Ситаров В.А., Маралов В. Г. Психология и педагогика ненасилия. -М.: Реалист, 1997.-340 с.
- Сластенин В.А., Шиянов Е. Н. Гуманизация педагогического образования: Теорет. концепция иссл. // Формирование социально-активной личности учителя. М., 1990. — С. 16−19.
- Словарь основных психолого-педагогических понятий / Под ред. Байбородовой Л. В. и др. Ярославль, 1998.
- Смекалова Е.М. Моделирование воспитательной системы учреждения дополнительного образования: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -Ярославль, 2001. 23 с.
- Смирнова Е.Р. Когда в семье ребенок-инвалид // СОЦИС. 1997. -№ 1.-С. 83−90.
- Советский энциклопедический словарь. М.: Сов. энцикл., 1980. -1600 с.
- Социальная защита человека: региональные модели / Под ред. В. Г. Бочаровой, М. П. Гурьяновой. М.: Изд-во АСОП и Р РФ, 1993. — 185 с.
- Социальная педагогика: Курс лекций: Учеб. пособие для вузов / Под общей ред. М. А. Галагузовой. М.: ВЛАДОС, 2000. — 416 с.
- Социальная педагогика: Теория. Методика. Опыт исследования / Под ред. В. Д. Семенова. Свердловск: Изд-во Уральского ун-та, 1989.- 148 с.
- Социальная работа с инвалидами / Под ред. Е.И. Холосто-вой. М.: Ин-т социальной работы Ассоц. Ратников социальных служб, 1996.-208 с.
- Специальная педагогика: Учеб. пособие для пед. вузов / Под ред. Н. М. Назаровой. М.: Академия, 2000. — 400 с.
- Спиваковская А.С. Как быть родителями. М., 1986. — 160 с.
- Спиваковская А.С. Обоснование психологической коррекции адекватных родительских позиций // Семья и формирование личности. М., 1981.-С. 38−45.
- Спирин Л.Ф. Законы педагогических систем и их проявление в ситуациях воспитательно-образовательной работы. Ярославль: ЯГПУ, 1999.- 12 с.
- Справочник менеджера образования: В 2 т. / Сост. B.C. Гиршо-вич. М.: Новая шк., 1995. — Т. 1. — 399 с.
- Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям // Сухомлинский В. А. Избр. пед. соч.: В 3 т.-М., 1979.-Т. 1. -560 с.
- Сухоруков М. Социальная работа в России // Социальная защита. -1995.-№ 5. С. 116−120.
- Тарасов О.Ф., Фонарев М. И. Реабилитация при детских болезнях. -М.: Медицина, 1980. 230 с.
- Тащева А.И. Психологическая реабилитация семей с детьми-инвалидами // Вестн. психосоциальной и коррекционно-реабилитац. работы. -1998.-№ 3.-С. 17−29.
- Ткачева В.В. О некоторых проблемах семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии // Дефектология. 1998. — № 4. -С. 3−9.
- Ткаченко Е.В. Детям с ограниченными возможностями правовую и социальную защиту // Шк. — 1996. — № 1. — С. 2−7.
- Ткаченко Е. Гуманизация российского образования // Народное образование. 1995. — № 6. — С. 4−8.
- Томильцев А.В. Социальная педагогика в конце XIX начале XX века // Проф. подгот. социального педагога. — М., 1992.-С. 138−140.
- Торохтий B.C. Психология социальной работы с семьей. М.: ЦСП РАО, 1996.-218 с.
- Унт И. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. М.: Педагогика, 1990. — 192 с.
- Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания: Опыт пед. антропологии // Ушинский К. Д. Собр. соч.: В 11 т. М., 1950. — Т. 8. — 776 с.
- Федеральный закон. Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации // Права ребенка. 1998. -№ ½ (2). — С. 25−30.
- Федоров А.В. Социальная защита молодых инвалидов-горожан в условиях перехода к рыночной экономике. СПб.: Изд-во С.Петербург. ун-та, 1999. — 104 с.
- Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. 6-е изд., перераб. и доп. — М.: Политиздат, 1991. — 444 с.
- Философский энциклопедический словарь / Гл. ред.: Л. Ф. Ильичев и др. М.: Сов. энцикл., 1983. — 840 с.
- Фромм Э. Душа человека. М.: Республика, 1992, — 430 с.
- Хамяляйнен Ю. Воспитание родителей: Концепция, направления и перспективы: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей: Пер. с фин.-М.: Просвещение, 1993. 112 с.
- Харчев А.Г. Брак и семья в СССР. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Мысль, 1979.-367 с.
- Хрестоматия. Дети с нарушениями развития: Учеб. пособие для слушателей специал. фак. по переподгот. работников образования по направлению: „Психология“ / Сост. В. М. Астапов. -М: Международ, пед.акад., 1995.-262 с.
- Шадриков В.Д. Деятельность и способности. М.: Логос, 1994.315 с.
- Шацкий С.Т. Изучение деревни и социальная педагогика// Пед. соч.: В 4 т. М., 1964. — Т. 3. — С. 242−271.
- Шацкий С.Т. О том, как мы учим // Избр. пед. соч.: В 2 т. М., 1980.-Т. 2.-С. 191−200.
- Щетинская А.И. Педагогическое управление деятельностью учреждения дополнительного образования детей: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1995.- 17 с.
- Элланский Ю.Г., Пешков С. П. Концепция социальной независимости инвалидов // Социальные исслед. 1995. — № 12. -С. 123−125.
- Энциклопедический словарь. Репринт, воспр. изд. Ф. А. Брокгауз, И. А. Эфрон. 1980 г. -М.: Терра, 1992. — Т. 12.-458 с.
- Энциклопедический словарь медицинских терминов: В 3 т. Т. 2: Кабана болезнь пяточный бугор / Гл. ред. акад. Б. В. Петровский. — 1-е изд. — М.: Совет, энцикл., 1983. — 448 с.
- Этика и психология семейной жизни: Пособие для учителя / Под ред. И. В. Гребенникова. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1987. -256 с.
- Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности: Методологические проблемы соврем, науки. М.: Наука, 1978. -391 с.
- Юшманов Г. С., Ренкер К. Основы реабилитации. М.: Медицина, 1973.-122 с.
- Яблоков Н.В. Призрение детей в воспитательных домах. СПб., 1901.-24 с.
- Якиманская И.И. Дифференцированное обучение: „внешние“ ивнутренние» формы // Директор шк. 1995. — № 3. — С. 39−45.
- Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение. М., 1996.-92 с.
- Янкова З.А. Семья как малая социально-психологическая группа // Семья в России. 1996. — № 3−4. — С. 37−49.
- Яркина Т.Ф. Радуйся жизни и помоги жизни // Социальная работа. 1992. — № 1. — С. 65−79.
- Яркина Т.Ф. Человек как объект социальной педагогики и социальной работы: Теоретико-методолог. аспект (в контексте мирового опыта). М.: Центр социальной педагогики РАО, 1996. — 81 с.
- ДНЕВНИК НАБЛЮДЕНИЯ ЗА РЕБЕНКОМ1. Педагог.1. Ребенок: Ф., и.1. Возраст.1. Диагноз.1. Адрес.1. Расписание занятий1. Дополнительные сведения
- Дата проведения занятия Тема занятия.
- Наблюдаемые признаки Поведенческие реакции
- Начало занятий Конец занятий1. Общее поведение 2. Речь 4. Движения тела
- Характеристика активности ребенка:
- О Активен О Пассивен О Инициативен
- Характеристика выполнения заданий:
- О Справляется самостоятельно О Действует по образцу
- О Справляется с помощью педагога О Не может справиться1. О Проявляет творчество
- Оценка результативности занятия (педагогом):
- О Высокая О Средняя О Низкая
- Оценка результативности занятия (ребенком):
- О Высокая О Средняя О Низкая
- Очень быстрая (скороговоркой)3. Быстрая4. Медленная5. Очень медленная
- С длинными паузами По эмоциональной окраске1. Обычная2. Яркая, живая3. Вдохновенная4. Вялая, тусклая5. Тихая Богатство речи1. Обычная речь2. Богатая речь
- Оригинальная, остроумная речь4. Витиеватые обороты5. Банальные выражения6. Примитивная речь
- Большое количество слов-паразитов1. Поза1. Непримечательная
- Напряженная, поднимает плечи, «как крылья»
- Странная, с проявлением плохой координации или «застывшая», иногда асимметричная4. Театральная
- Самоуверенная, с потерей чувства дистанции (сидит развалившись, забрасывает ногу на ногу и т. д.)
- Ссутулившаяся (стремится занять меньше места, как бы сделаться меньше)1. Движения тела1. Непримечательные2. Движения пальцев рук
- Постукивания пальцами о стол, колено и т. д.
- Сжимание и разжимание кистей рук5. Почесывание уха, головы
- Перебирает пальцами одежду, предметы и т. д.7. Навязчивые движения1. Вегетативные реакции1. Покраснение2. Побледнение3. Учащение дыхания4. Пятна на лице5. Пот на висках, ладонях