В понятие «технология принятия решения» входят следующие элементы:
ѕ Что делать (количество и качество объекта)?
ѕ С какими затратами (ресурсы)?
ѕ Как делать (по какой технологии)?
ѕ Кому делать (исполнители)?
ѕ Когда делать (сроки)?
ѕ Для кого делать (потребители)?
ѕ Где делать (место)?
ѕ Что это дает (экономический, социальный, экологический, технический эффект)?
Если вы ответили на все вопросы количественно и увязали элементы в пространстве, во времени, по ресурсам и исполнителям, значит, вы разработали технологию принятия решения. При этом обязательно нужно учесть требования и применить методы, рассмотренные ранее.
Этапы процесса принятия решения:
- 1) выявление управленческой проблемы или задачи;
- 2) предварительная постановка цели;
- 3) сбор необходимой информации;
- 4) анализ информации;
- 5) определение исходных характеристик проблемы с учетом накладывания ограничений;
- 6) уточнение цели и критерия управления, окончательная их формулировка;
- 7) обоснование и построение формализованной модели проблемной ситуации;
- 8) разработка альтернативных вариантов решения проблемы;
- 9) выбор метода решения;
- 10) экономическое обоснование выбранного решения;
- 11) согласование решения с органами управления и исполнителями;
- 12) окончательное оформление и утверждение решения;
- 13) организация выполнения решения;
- 14) контроль выполнения решения;
- 15) стимулирование повышения качества работ, экономии ресурсов и соблюдения сроков;
- 16) установление обратной связи с лицом, принимающим решение, и, при необходимости, корректировка цели и задач.
Каждый этап состоит из ряда операций. Например, первый этап «выявление управленческой проблемы» требует выполнения следующих операций:
- 1.1. Анализ ситуации или объекта по качественным и ресурсным показателям.
- 1.2. Сравнение эффективности объекта с лучшими мировыми достижениями в данной области.
- 1.3. Определение расхождения показателей анализируемых объектов.
- 1.4. Анализ литературных источников, патентного фонда, отчетов о НИР, рекламаций и претензий потребителей.
- 1.5. Анализ организационно-технического уровня производства у изготовителя и потребителя.
- 1.6. Формирование направлений развития объекта и т. д.