Этические основы социальной работы с «трудными детьми»
М. А. Павлова выделяет еще один отличительный признак категории «трудных детей» — это трудновоспитуемость. Автор пишет, что «трудновоспитуемость» указывает на затруднения в воспитании, формировании личности ребенка, на неспособность или нежелание ребенком усваивать педагогические воздействия. Трудно не согласиться с автором, поскольку развитие ребенка и его воспитание — это достаточно сложный… Читать ещё >
Этические основы социальной работы с «трудными детьми» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Содержание Введение.
«Трудные дети» как особая социальная группа Теоретические подходы авторов к понятию «трудные дети».
Основные проблемы «трудных детей».
Этические проблемы социальной работы с «трудными детьми».
Заключение
Список использованных источников.
Введение
Человек в обществе играет значительную роль уже с самого рождения, и то, насколько хорошо он будет воспринят обществом, напрямую зависит от его воспитания и поведения. Детство и юность — это периоды, которые являются основополагающими в становлении каждого человека, именно тогда происходят большие перемены. Т. Е. Демидова утверждает, что на данных этапах социализации ребенка особую роль играют родители, друзья, окружающие его люди. Идет процесс взросления и становления личности, входе которого каждый ребенок сталкивается с внешними, так и внутренними трудностями[1]. Если ребенок не справляется с данными трудностями, ему необходима помощь со стороны родителей. Если же родители не предоставят ребенку своевременной помощи, он может потерять контроль над собой, замкнуться в себе или же наоборот стать агрессивным, чтобы обратить на себя внимание. Такую категорию детей принято называть «трудными».
Т.Е. Демидова, пишет, что «трудные дети» в большинстве случаев являются эгоистами, обладают повышенной восприимчивостью, обидчивостью, склонны преувеличивать случающиеся с ними неудачи, что приводит к его душевной катастрофе[1]. Можно предположить, что такие дети не замечают разрушающих последствий своего поведения, они не слышат советов, рекомендаций, наставлений, они не различают, что является «плохим», что является «хорошим», не принимают помощи взрослых.
Как правило, родители не в силах самостоятельно справиться с отклоняющимся поведением и многочисленными проблемами своего ребёнка. Тогда на помощь «трудному ребёнку» приходит социальный работник, деятельность которого направлена на оказание максимально возможной помощи. При работе с «трудным ребёнком» социальному работнику следует учитывать этические проблемы, которые характерны для данной категории, поэтому для решения данных проблем, необходимо учитывать этические основы социальной работы с «трудными детьми».
«Трудные дети» как особая социальная группа Теоретические подходы авторов к понятию «трудные дети».
Прежде чем говорить о понятии «трудный ребёнок», нужно иметь представление о том, кого и на каком основании можно считать ребенком. В соответствии с Семейным Кодексом РФ, ребёнком является каждое человеческое существо до достижения 18- летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее[2]. Таким образом, категорию «трудных детей» Семейный Кодекс рассматривает в рамках до 18 лет.
Социолог М. А. Глазунова к «трудным» относит тех детей, которые характеризуются определёнными отклонениями в нравственном развитии, наличием закреплённых отрицательных форм поведения, недисциплинированностью[3]. Исходя из определения, можно сделать вывод о том, что «трудные дети» — это достаточно уязвимая категория, которая нуждается во внимании со стороны специалистов, родителей и сверстников, в плане улучшения их психологического состояния, а также положения в обществе.
Для того чтобы дать более четкое определение данному термину, необходимо рассмотреть признаки, свойственные «трудному ребенку». М. А. Павлова выделяет существенные признаки, характеризующие понятие «трудные дети». Первым признаком, который выделяет автор, является наличие у детей или подростков отклоняющегося от нормы поведения. Это излишняя восприимчивость, агрессивность, озлобленность, и противостояние взрослому миру. «Трудные дети» обычно плохо учатся, редко и небрежно выполняют домашние задания, часто пропускают школу, плохо ведут себя на уроках, часто дерутся. Они рано начинают курить, употреблять спиртные напитки, нередко приобщаются к наркотикам. Подрастая, сбиваются в организованные группы, совершают кражи, грабежи и даже убийства[4]. Делая вывод из всего вышесказанного, можно сказать, что отклоняющееся поведение проявляется во всех сферах жизни ребёнка. Такое поведение приводит к проблемам с учебой, к плохим взаимоотношениям с родителями, и к более негативным последствиям, таким как злоупотребление спиртными напитками и психо-активными веществами. Нередко по причине отклоняющегося поведения, ребенок попадает в группу риска детей, совершающих правонарушения. Для предотвращения нежелательных последствий, родители должны вовремя предупредить появление первых признаков отклоняющегося поведения, и вовремя обратиться к специалисту, если подобные признаки уже проявились. Иначе отклоняющееся поведение будет представлять опасность, как для самого ребенка, так и для общества.
М.А. Павлова выделяет еще один отличительный признак категории «трудных детей» — это трудновоспитуемость. Автор пишет, что «трудновоспитуемость» указывает на затруднения в воспитании, формировании личности ребенка, на неспособность или нежелание ребенком усваивать педагогические воздействия[4]. Трудно не согласиться с автором, поскольку развитие ребенка и его воспитание — это достаточно сложный процесс, и неотъемлемая часть становления личности ребенка. Необходимо отметить и то, что зачастую этому процессу мешает внутреннее противостояние ребенка. И для успешного воспитания и социализации необходимо преодолеть этот барьер. Поскольку процесс воспитания «трудных детей» весьма усложнен, нежели процесс воспитания детей без каких либо отклонений, стоит своевременно обратиться к социальному работнику еще на раннем этапе воспитания ребёнка, чтобы воспитательная работа не усложнялась особенностями возраста ребёнка.
Последний признак, который выделяет М. А. Павлова, заключается в том, что «трудные дети» особенно нуждаются в индивидуальном подходе со стороны воспитателей и внимании сверстников[4]. Каждый ребёнок по своей природе уникален. Определённые методы работы с детьми без отклонений в поведении, не подходят «трудным детям». В свою очередь определенный комплекс работы с «трудными детьми» подходит не каждому «трудному ребёнку». Поэтому каждый ребёнок нуждается в индивидуальном подходе, ради достижения успехов в воспитании успешной социализации. Стоит отметить, при этом, что не нужно забывать о том, что «трудные дети» совершенно ничем не отличаются от всех остальных детей, они всего лишь требуют большего внимания и более глубокого воспитания.
На основе всего вышесказанного можно сделать вывод, что «трудный ребёнок» — это ребенок, не достигший 18-летнего возраста, с поведением, отклоняющимся от нормы, трудно поддающийся воспитанию и требующий особого внимания со стороны родителей, педагогов, сверстников. Данная категория детей также требует внимания со стороны специалистов, в честности социального работника, поскольку только специалист, обладающий определённым комплексом знаний и достаточным количеством практики, способен подготовить ребёнка к успешной социализации.
Основные проблемы «трудных детей».
«Трудные дети», как и все категории населения, имеют свои специфические проблемы. Эти проблемы многочисленны, они могут носить как общий, так и индивидуальный характер. Основными проблемами «трудных детей», с которыми чаще всего сталкивается социальный работник, являются: недостаток внимания, непонимание в среде сверстников, неблагоприятные семейно-бытовые отношения, в том числе развод родителей, отсутствие целенаправленной воспитательной работы с ранних лет, безнадзорность, жестокость наказания за совершенные проступки, разнообразные зависимости, потеря эмоциональных контактов с детьми, незнание их интересов и потребностей, психическое отклонение ребёнка. Исходя из всего вышеперечисленного, нужно отметить, что большинство проблем непосредственно вытекают из семейных взаимоотношений.
В Большом психологическом словаре Б. Г. Мещеряков отмечает, что семья — это социальный институт, организованная социальная группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и социальной необходимостью, в которой человек проводит большую часть своей жизни[5]. Необходимо отметить то, что для ребенка семья является основным фундаментом для его дальнейшего развития. Примечательно, что каждый ребенок проходит первичную социализацию в семье, как раз в подростковом возрасте, который считается самым тяжелым для ребенка. Поэтому родителям необходимо оградить ребёнка от эмоциональных потрясений, окружить его любовью и заботой, создать в семье атмосферу доверия, чтобы избежать в будущем неблагоприятных последствий.
По мнению А. В Закрепиной, ребенку в раннем возрасте необходимо внимание родителей. Это касается его досуга, интересов и пристрастий, а так же учебной деятельности. Но данная проблема слегка противоречива. С одной стороны, чрезмерное внимание порой отрицательно сказывается на дальнейшем развитии детей. Это в первую очередь связано с тем, что ребенку важно проявление его личностных качеств, а когда со стороны родителей наблюдается тотальный контроль, ребенок замыкается в себе и в дальнейшем это приводит к отклоняющемуся поведению. С другой стороны, недостаток внимания — это тоже минус для ребенка, в данном случае он просто отдаляется от семьи и начнет самостоятельную жизнь в более раннем возрасте, но уже с неправильным пониманием взаимоотношения детей и родителей[6]. Из выше сказанного можно сделать вывод о том, что в воспитании как ребенка без отклонений, так и «трудного ребёнка» следует соблюдать баланс, и вовремя понимать, когда ребёнок нуждается во внимании и помощи, а когда отсутствие контроля благоприятно отразится на развитии личности ребёнка.
Еще одной не менее важной проблемой «трудных детей», как пишет А. В. Закрепина, являются взаимоотношения со сверстниками[6]. Действительно, в подростковом возрасте главным звеном любого ребенка являются друзья, сверстники, таким образом, немалое количество времени уходит на дружбу. Однако для «трудного ребенка» это может стать проблемой. Не у каждого ребенка получается найти общий язык со сверстниками, а тем более, если этот ребенок обладает отклоняющимся поведением, это вдвойне проблематично.
Следующей, и возможно самой важной «трудного ребёнка», по мнению И. И. Елисеевой, проблемой является риск пристрастия к алкоголю или наркотикам[7]. Стоит еще раз отметить то, что подростковый период является наиболее тяжелым для ребенка, и в данный период его психика еще не достаточно сформировалась. Он не может до конца осознавать свои действия. Как правило, подростки начинают употреблять спиртное или наркотики под влиянием сверстников. Это может быть обусловлено стремлением не выделяться из толпы, а со временем, от алкоголя и наркотиков возникает зависимость.
Также А. В. Закрепина отмечает, что очень часто подростки начинают выпивать от «безделья"[6]. Возможно, это обусловлено отсутствием интереса к учебе. Также это может быть вызвано неспособностью к обучению, спорту, отсутствие хобби и иных интересов.
Еще одну проблему «трудного ребёнка» описал Ю. А. Азаров. Автор пишет, что беспризорность несовершеннолетних — это социально значимая проблема, охватывающая различные аспекты жизнеустройства детей и подростков и требующая государственного подхода к ее разрешению. Появление беспризорных и безнадзорных детей связано с нарушением психического, психологического и нравственного здоровья общества. Социально-экономический кризис страны, нищее положение ряда семей — все это является причинами детской беспризорности. Дети стремятся избежать тяготы семьи с низким уровнем дохода, спасаются от рукоприкладства, уходят из семьи[8]. Эта проблема действительно встречается достаточно часто. Однако жизнь беспризорников, порождает для «трудного» ребёнка и ряд других проблем — это воровство и преступность, которые являются наиболее вероятными путями беспризорных детей в поисках пропитания.
И еще одной проблемой «трудных детей», которую отмечает А. В. Закрепина, является состояние их здоровья. Огромное количество детей группы риска имеют как физические, например, инвалидность, так и психические, например, аутизм, отклонения. Постоянные неудачи, тревоги, страхи приводят детский, еще несформировавшийся организм к нарушениям психического здоровья. Отклонения в развитии речи и опорно-двигательного аппарата, являются одними из основных проблем, которые становятся тормозом в отношениях со сверстниками[6]. Работа с такими детьми требует особого подхода со стороны профессиональных социальных работников.
Кратко рассмотрев основные проблемы, присущие «трудным детям», можно сделать вывод о том, что проблемы кроются не только в самом ребенке, но и в его окружении, это касается его семьи, родителей и друзей. Это такие проблемы, как недостаток внимания, непонимание в среде сверстников, отсутствие друзей, неблагоприятные семейно-бытовые отношения, безнадзорность, психическое отклонение ребёнка. Все эти проблемы не могут быть решены самостоятельно ребёнком или его родителями, поэтому возникает необходимость в помощи социального работника, который должен обладать высоким уровнем знаний в области социальной работы с «трудными детьми».
Этические особенности взаимодействия социального работника с «трудными детьми».
Исходя из того, что отклонения в поведении «трудного ребёнка» нелегко преодолеваются усилиями семьи, учителей и воспитателей, то родителям следует прибегнуть к помощи более квалифицированного специалиста. Именно таким специалистом является специалист по социальной работе с трудными детьми, который может лично пообщаться с ребенком в неформальной обстановке с проведением различных мероприятий, которые не повредят его психике. Социальный работник в своей деятельности должен руководствоваться основными этическими качествами, которые позволят ему со всей ответственностью подойти к решению проблем своих клиентов.
По мнению Е. И Холостовой, социальный работник должен обладать ответственностью перед клиентом, чувством собственного достоинства и уважением достоинства другого человека. Он должен быть порядочным и вежливым, гуманным и терпимым к людям. Социальный работник должен быть готов понять других людей и вовремя прийти к ним на помощь, должен обладать обостренным чувством добра и справедливости, эмоциональной устойчивостью и личной адекватной самооценкой[9]. Таким образом, этические основы социального работника заключаются, прежде всего, в обладании специалистом вышеперечисленных качеств.
В работе с трудными детьми социальный работник должен понимать, что, скорее всего ребёнок будет воспринимать его враждебно. Он не будет верить в искренность его намерений, поскольку в этом возрасте дети уверены в своей правоте, и в том, что помощь им не нужна. «Трудные дети» более восприимчивы, агрессивны и непокорны. Поэтому, социальный работник должен проявить максимум понимания к проблемам ребенка, показать готовность в любое время прийти на помощь, быть терпимым к отклоняющемуся поведению. Также он должен быть предупредительным, наперед предвидеть то, в чем он нуждается и по возможности восполнить эти недостатки. Социальный работник не должен ставить себя выше ребёнка. Вертикальные отношения в данном случае неуместны. Оптимальным для специалиста будет попытка стать для ребёнка другом, соратником, только таким образом можно добиться от ребёнка отдачи.
Как пишет Л. П. Кузнецова, основная цель социального работника в работе с трудными детьми состоит в том, чтобы помочь им «перешагнуть» через возникший кризис и самостоятельно изменить свою жизнь[10]. Следует сказать, что социальный работник должен объяснить ребёнку, что он в состоянии сам преодолеть возникшие трудности, и создать для него максимально комфортные условия, в которых он сможет их преодолеть.
А.В. Закрепина считает, что изначально социальный работник обязан обратить внимание на особенности личности и характер проблем трудного ребенка[6]. Исходя из этических качеств, любой социальный работник в начале должен с пониманием отнестись к «трудному ребёнку», увидеть в нем личность. После этого он должен изучить личность, понять характер ребенка, с которым ему придется работать, то есть должен обладать всесторонней информацией об особенностях каждого конкретного ребенка, а также о его основных проблемах. Окружение трудного ребенка всегда должно быть под контролем социальных работников.
Неоднократно Е. П. Кузнецова отмечает, что социальному работнику важно овладеть приемом направления подростка к деятельности самосовершенствования[10]. Это основная задача по работе с трудными детьми, по мнению автора. Как было сказано ранее, ребенок должен учиться сам решать свои проблемы. А социальный работник, в свою очередь, должен правильно его направить, создать ему условия для реализации своего потенциала, без ущерба его психике, а также разработать индивидуальную программу, в соответствии с которой ребенку будет оказана помощь.
В.Г. Краснова обращает внимание на то, что социальному работнику приходится сталкиваться в своей работе с детьми, которым нужно помочь в корне изменить свое поведение, изменить все его сознание и стремления, чувства и волю, деятельность[11]. Следует отметить, что на этом этапе социальный работник сталкивается с трудной задачей, ему необходимо перевоспитать ребенка, заинтересовать его каким-либо позитивным видом деятельности, например, спортом или искусством. В этом случае этика социального работника заключается в том, что ему следует быть максимально внимательным к ребёнку, поскольку он, в этом случае, несет еще большую ответственность за дальнейшую судьбу ребёнка. Он должен привить ребёнку основы достойного поведения, правильные ценности, уважительное отношение к людям, мотивацию к дальнейшему самосовершенствованию.
Еще одна проблема, разрешение которой требует вмешательства социального работника, пишет М. А. Глазунова, это взаимоотношение со сверстниками. Дети осложнённого поведения доставляют любому коллективу много хлопот и неприятностей. И работа социального педагога с «трудными» учащимися в учебном коллективе — это, прежде всего, педагогическая реабилитация. Она должна включать: возможность уменьшения психической напряженности. Во-первых, социальный работник должен понять, в чем причина отрицательной реакции на подростка, со стороны его сверстников. Во-вторых, не обвинять самого подростка в проявлении такой реакции[3]. Опытный социальный работник должен прислушаться с каждой из сторон и найти такое оптимальное решение, которое устроит обе стороны. Он должен проявить терпимость в общении с детьми, которые во что бы то ни стало пытаются доказать свою правоту.
По мнению Л. П. Кузнецовой, не стоит забывать, что любому ребенку, тем более в подростковом возрасте, требуется образец для подражания, так называемый авторитет, глядя на который ребенок будет стараться достигнуть его уровня[10]. При правильном подходе к ребёнку, социальный работник вполне может стать для него тем самым авторитетом.
Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что в деятельности социального работника решающую роль играют этические основы социальной работы. Умелое применение этических норм поведения может минимизировать количество проблем, возникающих во время взаимодействия социального работника с «трудным ребёнком».
Таким образом, этика в работе с «трудными детьми» призвана помочь ребенку освоить моральные законы на своём жизненном опыте, постепенно выработать правильные ценности, сформировать собственную жизненную позицию, искоренить вредные привычки, нормализовать поведение, стать полноценной личностью. Поэтому со стороны государства необходима помощь, которая будет способствовать развитию и улучшению технологий социальной работы с «трудными детьми».
Заключение
трудный дети социальный педагог Данная курсовая работа была посвящена проблемам «трудных детей» и этическим основам социальной работы «трудными детьми», которые необходимо применять в процессе оказания помощи социальным работником данной категории населения. В первой главе были рассмотрены основные особенности данной категории населения и основные проблемы, с которыми они сталкиваются. Проанализировав данные можно сделать вывод о том, что дети, на современном этапе развития общества, имеют огромный список проблем, начиная от проблем в семье, заканчивая проблемами с законом. Наличие данных проблем требует организации качественной и профессиональной работы специалиста по социальной работе с «трудными детьми». «Трудные дети» являются объектом повышенного внимания специальных служб, поскольку дети являются одной из самых уязвимых категорий населения. Особое внимание уделяется социальной работе с такими детьми, поскольку решение основных проблем на данном возрастном этапе, является самым своевременным. Во второй главе были рассмотрены профессионально-этические основы социальной работы, которыми должен руководствоваться специалист, оказывающий помощь любому клиенту, в частности «трудному ребёнку». Делая вывод из проанализированного материала, стоит отметить, что социальный работник как никто другой должен обладать всеми этическими качествами, поскольку своей деятельностью он формирует будущую личность, выступает своеобразным образцом для впечатлительного ребёнка. Хотелось бы отметить, что, безусловно, полностью и окончательно разрешить все социальные проблемы детей невозможно, однако правильный подход к работе с «трудными детьми», с точки зрения этических основ социальной работы, позволит оказывать качественную помощь и максимальное искоренение данных проблем.
Список использованных источников
.
1. Демидова Т. Е. Профессиональное общение социального работника / М. 1994. С. 87.
2. Семейный Кодекс РФ: принят Государственной Думой РФ 08.12.95(со всеми последующими изменениями). М.: Эксмо. 2008. С. 96.
3. Глазунова М. А. Социальная педагогика / учебное пособие. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. 2003. С. 416.
4. Павлова М. А. Социально-педагогические технологии работы с трудными детьми. М.: Учитель. 2011. С. 223.
5. Мещеряков Б. Г. Большой психологический словарь / СПб.: Прайм-Еврознак. 2003. С. 672.
6. Закрепина А. В. Трудный ребёнок. М.: Дрофа. 2007. С. 171.
7. Елисеева И. И. Социальная статистика / учебное пособие. М.: Финансы и статистика. 2009. С. 478.
8. Азаров Ю. А. Беспризорность и детская преступность — наши беды / СПб.: Академия. 2002. С. 60.
9. Холостова Е. И. Профессиональный и духовно-нравственный портрет социального работника. М.: 1993. С. 13.
10. Кузнецова Л. П. Основные технологии социальной работы / учебное пособие. Владивосток.: ДВГТУ. 2003. С. 272.
11. Краснова В. Г. Психология социальной работы. Волгоград.: Изд-во Волгогр. гос. ун-та. 2004. С. 68.