Становление Н. М. Карамзина как историка
Год стал поворотным в его жизни. Якобинская диктатура, сомнения в идеалах Просвещения, которые предвосхитили наступление в Европе революции, повлияли па Карамзина. Пессимизм овладевает молодым литератором. Смерть нежно любимой супруги Елизаветы Протасовой окончательно повергла его в меланхолию. Любитель света и развлечений Карамзин сближается с II. И. Новиковым и вступает в масонскую ложу… Читать ещё >
Становление Н. М. Карамзина как историка (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Николай Михайлович Карамзин (1766—1826) родился в селе Михайловка Симбирской провинции Казанской губернии в дворянской семье. Сначала будущий писатель учился дома, затем в Московском пансионе; с 15 лет он был зачислен в Петербурге в гвардейский Преображенский полк, семнадцатилетним юношей выходит в отставку поручиком и живет в Москве.
Любитель света и развлечений Карамзин сближается с II. И. Новиковым и вступает в масонскую ложу, включается в просветительскую деятельность, занимается переводами, пишет стихи, редактирует журнал «Детское чтение» .
Отношение Карамзина к масонству сложное. Собственно говоря, он никогда не разделял масонских взглядов. Н. М. Карамзин со свойственным ему рационализмом решительно отвергал мистику масонства. В то же время следует отметить, что морализирующая и филантропическая тенденции масонства внутренне соответствовали «чувствительности» его натуры, па которую неоднократно он сам впоследствии указывал. Чувствительность натуры Карамзина вполне могла объяснять его первоначальную близость к масонскому кружку Новикова (в мироощущении Николая Михайловича с этого времени преобладают просветительские принципы с их культом независимой и неповторимой человеческой личности; неслучайно он навсегда остался интеллектуалом-одиночкой) и последующее влияние на него западноевропейского сентиментализма. Сентиментализм на Западе имел определенную социальную направленность, отражал начало буржуазного направления в литературе, вводя в нес на место героизации и идеализации привилегированной общественной верхушки личную жизнь и душевные переживания обыкновенного среднего человека. Карамзин как представитель русского сентиментализма взял от этого направления только морализирующее чувствительное начало, но изменил его социальную значимость; сентиментальная повесть писателя превратилась в идиллическую картину крепостного быта.
В 23 года Карамзин отправляется в заграничное путешествие. Он посетил страны, где формировалась просветительская философия, литература, эстетика, политэкономия, история, беседовал с Кантом, видел Гёте, входил в келью Лютера, был гостем философа Лафатера, поклонился праху Вольтера. Карамзин посещал библиотеки, музеи, театры, государственные учреждения, слушал лекции в Лейпцигском университете, многие часы провел в Дрезденской галерее. В Национальном собрании революционной Франции слушал Мирабо, бывал в якобинском клубе, во время литургии видел Людовика XVI и Марию-Антуанетту. В Англии в Вестминстерском аббатстве слушал «Мессу» Генделя и изучал работу парламента. Будущий историк сделал вывод: «Всякие гражданские учреждения должны быть соображены с характером народа» .
Из-за границы Карамзин возвращается с «Письмами русского путешественника». По существу в этом произведении была намечена программа развития России: живительный патриотизм, критическое восприятие отечественной истории и сопоставление ее с историей других стран. Писатель полон литературных и издательских планов, готовит к публикации «Письма», выпускает «Московский журнал», где публикуется «Бедная Лиза», имевшая шумный успех во всех слоях общества.
1793 год стал поворотным в его жизни. Якобинская диктатура, сомнения в идеалах Просвещения, которые предвосхитили наступление в Европе революции, повлияли па Карамзина. Пессимизм овладевает молодым литератором. Смерть нежно любимой супруги Елизаветы Протасовой окончательно повергла его в меланхолию.
Восшествие на престол Александра I (1801) вызвало энтузиазм просвещенного русского общества, воспрянул духом и Карамзин. В это время он уже признанный российский писатель и мыслитель; периодически выступаете публицистическими очерками по проблемам русской истории в созданном им журнале «Вестник Европы» (1801). С ним сотрудничают Г. Р. Державин, И. И. Дмитриев, В. А. Жуковский.