Эпоха великих реформ.
Крестьянская реформа 1861 г
Октября 1864 был издан указ об отмене крепостного права в Тифлисской губернии, через год он был распространён с некоторыми изменениями на Кутаисскую губернию, а в 1866 — на Мегрелию. В Абхазии крепостное право было уничтожено в 1870, в Сванетии — в 1871. Условия реформы здесь сохраняли в большей степени крепостнические пережитки, чем по «Положениям 19 февраля». В Азербайджане и Армении… Читать ещё >
Эпоха великих реформ. Крестьянская реформа 1861 г (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Контрольная работа
Эпоха великих реформ. Крестьянская реформа 1861 г.
1. Предпосылки и причины отмены крепостного права в России. Подготовка реформы
реформа крепостной право Вопреки распространённому ошибочному мнению, что подавляющее большинство населения дореформенной России состояло в крепостной зависимости, в действительности процентное отношение крепостных ко всему населению империи держалось почти неизменным на уровне 45% со второй ревизии до восьмой (то есть с 1747 до 1837), а к 10-й ревизии (1857) эта доля упала до 37%. Согласно переписи населения 1857−1859 годов, в крепостной зависимости находилось 23,1 миллиона человек (обоего пола) из 62,5 миллионов человек, населявших Российскую империю. Из 65 губерний и областей, существовавших в Российской империи на 1858 год, в трёх вышеназванных остзейских губерниях, в Земле Черноморского войска, в Приморской области, Семипалатинской области и области Сибирских киргизов, в Дербентской губернии (с Прикаспийским краем) и Эриванской губернии крепостных не было вовсе; ещё в 4 административных единицах (Архангельской и Шемахинской губерниях, Забайкальской и Якутской областях) крепостных крестьян также не было, за исключением нескольких десятков дворовых людей (слуг). В оставшихся 52 губерниях и областях доля крепостных в численности населения составляла от 1,17% (Бессарабская область) до 69,07% (Смоленская губерния).
Первые шаги к отмене крепостного права в России были сделаны императором Александром I в 1803 году изданием Указа о вольных хлебопашцах, в котором прописан юридический статус отпускаемых на волю крестьян.
В прибалтийских (остзейских) губерниях Российской империи (Эстляндия, Курляндия, Лифляндия) крепостное право было отменено ещё в 1816—1819 гг.
Кризис крепостнической системы стал очевиден к концу 1850-х. В обстановке крестьянских волнений, особенно усилившихся во время Крымской войны, правительство пошло на отмену крепостного права.
Главными причинами отмены крепостного права в России были следующие:
— крепостничество сдерживало развитие промышленности, медленно шло накопление капитала. Россия могла перейти в разряд второстепенных государств;
— крестьянские хозяйства разорялись, так как помещики увеличивали барщину в Черноземье, а оброчные крестьяне уходили на заводы, подрывалась основа крепостнической экономики, базирующейся на принудительном, крайне неэффективном труде крепостных крестьян;
— кризис крепостничества явился одной из главных причин поражения страны в Крымской войне, которая показала военно-техническую отсталость России. Была подорвана финансовая система; крестьяне разорялись из-за рекрутских наборов, роста повинностей. Началось массовое бегство крестьян от помещиков;
— рост числа крестьянских волнений (в 1860 г. произошло 126 выступлений крестьян) создавал реальную угрозу превращения разрозненных выступлений в новую «пугачевщину»;
— осознание правящими кругами, что крепостное право — «пороховой погреб» под государством. От либеральных помещиков, ученых, даже родственников царя, в частности младшего брата великого князя Константина, в адрес правительства стали поступать предложения, проекты реформирования земельных отношений. Александр II, выступая в 1856 году перед представителями московского дворянства, говорил: «Если мы не освободим крестьян сверху, то они освободят себя снизу»;
— крепостное право, как форма рабства, осуждалось всеми слоями русского общества.
Программа правительства была изложена в рескрипте императора Александра II 20 ноября (2 декабря) 1857 виленскому генерал-губернатору В. И. Назимову. Она предусматривала: уничтожение личной зависимости крестьян при сохранении всей земли в собственности помещиков; предоставление крестьянам определённого количества земли, за которую они обязаны, будут платить оброк или отбывать барщину, и со временем — права выкупа крестьянских усадеб (жилой дом и хозяйственные постройки).
В 1858 для подготовки крестьянских реформ были образованы губернские комитеты, внутри которых началась борьба за меры и формы уступок между либеральными и реакционными помещиками. Боязнь всероссийского крестьянского бунта заставила правительство пойти на изменение правительственной программы крестьянской реформы, проекты которой неоднократно менялись в связи с подъёмом или спадом крестьянского движения, а также под влиянием и с участием ряда общественных деятелей (например, А.М. Унковского).
В декабре 1858 года была принята новая программа крестьянской реформы: предоставление крестьянам возможности выкупа земельного надела и создание органов крестьянского общественного управления. Для рассмотрения проектов губернских комитетов и разработки крестьянской реформы были созданы в марте 1859 Редакционные комиссии. Проект, составленный Редакционными комиссиями в конце 1859, отличался от предложенного губернскими комитетами увеличением земельных наделов и уменьшением повинностей. Это вызвало недовольство поместного дворянства, и в 1860 в проекте были несколько уменьшены наделы и увеличены повинности. Это направление в изменении проекта сохранилось и при рассмотрении его в Главном комитете по крестьянскому делу в конце 1860, и при его обсуждении в Государственном совете в начале 1861.
Подготовка крестьянской реформы проходила в обстановке общественно-политического подъема в стране. В 50-х годах ХIХ века сложились два идейных центра, возглавлявшие революционно-демократическое направление русской мысли: А. И. Герцена и Н. П. Огарева, Н. Г. Чернышевского и Н. А. Добролюбова в Лондоне.
Происходит заметное оживление либерально-оппозиционного движения среди тех слоев дворянства, которые считали необходимым не только отменить крепостное право, но и создать общесословные выборные органы управления, учредить гласный суд, ввести гласность вообще, провести преобразования в сфере просвещения и т. д.
К концу августа 1859 года проект «Положений о крестьянах» был практически подготовлен. В конце января 1861 года проект поступил на рассмотрение последней инстанции — Государственного совета. Здесь было сделано новое «дополнение» к проекту в пользу помещиков (Приложение 1): по предложению одного из крупнейших землевладельцев П. П. Гагарина, был внесен пункт, о праве помещика предоставлять крестьянам, соответственно по соглашению с ними, немедленно в собственность и бесплатно, т. е. «в дар» четверть надела. Такой надел получил название «четвертного» или «дарственного», сами же крестьяне называли его «сиротским».
2. Манифест Александра II от 19 февраля 1861 года. Основные положения крестьянской реформы
16 февраля 1861 г. в Государственном совете было завершено обсуждение проекта «Положения о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости». Подписание «Положений» было приурочено к 19 февраля — 6-й годовщине восшествия Александра II на престол.
19 февраля «Положения» (Приложение 2), а они включали в себя 17 законодательных актов, были подписаны царем и получили силу. В тот же день царь подписал и Манифест об освобождении крестьян.
После того как Манифест и «Положения» были подписаны царем и напечатано необходимое количество их экземпляров, с ними в губернии были отправлены флигель-адъютанты царской свиты, на которых возлагалась обязанность объявления «воли». Они наделялись широкими полномочиями для подавления возможных крестьянских «беспорядков». В подчинение флигель-адъютантам переходили все местные власти и дислоцированные в губерниях войска.
«Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» (Приложение 3) касалось только помещичьих крестьян великорусских, украинских, белорусских и литовских губерний и предусматривало освобождение крепостных по этапам, в течение довольно длительного срока. Оно постановляло: «Крепостное право на крестьян, водворенных в помещичьих имениях, и на дворовых людей отменяется навсегда».
2.1 Размер наделов
Исходя из положений реформы, необходимо отметить то, что были установлены максимальные и минимальные размеры крестьянских наделов. Наделы представлялось возможным уменьшать на основании специальных соглашений крестьян с помещиками, а также в случае получения дарственного надела. При наличии в пользовании крестьян наделов меньшего размера помещику было вменено в обязанность либо прирезать недостающую часть земельного надела от размера минимума (т.н. «прирезки»), или провести снижение повинностей. Прирезки имели место только в том случае, если за помещиком остаётся не менее трети (в степных зонах — половины) земель. За высший душевой надел был принят установленный размер оброка от 8 до 12 руб. в год или барщина — 40 мужских и 30 женских рабочих дней в год. Если надел был больше высшего, то помещиком отрезалась в свою пользу «лишняя» земля. Если надел был менее высшего, то происходило уменьшение повинности, но не пропорционально.
В результате данного положение вещей средний размер крестьянского надела пореформенного периода составлял 3,3 десятины на душу, что было меньше, чем до реформы. В чернозёмных губерниях помещиками отрезалась у крестьян пятая часть их земель. Самые большие потери были понесены крестьянами Поволжья. Помимо отрезков, в качестве других инструментов ущемления прав крестьян являлись осуществление переселения на неплодородные земли, лишение выпасов, лесов, водоёмов, загонов и других необходимых каждому крестьянину угодий. Огромные трудности для крестьян представляла и чересполосица, которая вынуждала крестьян брать у помещика земли в аренду, которые вдавались клиньями в крестьянские наделы.
2.2 Повинности временнообязанных крестьян
Крестьяне продолжали находиться во временнообязанном состоянии вплоть до заключения выкупной сделки. На первых порах срок этого состояния не указывали. 28 декабря 1881 года он, в конце концов, был установлен. Исходя из постановления, всех временнообязанных крестьян было принято переводить на выкуп с 1 января 1883 года. Факт подобной ситуации имел место только в центральных регионах империи. На окраинах временнообязанное состояние крестьян продолжало сохраняться вплоть до 1912;1913 гг.
При временнообязанном состоянии крестьянам было вменено в обязанность за пользование землёй осуществлять уплату оброка или трудиться на барщине. Размер оброка за полный надел колебался в пределах 8−12 рублей в год. Прибыльность надела и размер оброка никак не были связаны. Самый высокий оброк (12 рублей в год) приходилось платить крестьянам Петербургской губернии, земли которой являлись крайне неплодородными. Напротив, в чернозёмных губерниях величина оброка была значительно ниже.
Ещё в качестве одного порока оброка представляется возможным с уверенностью назвать тот факт его градированности, при которой первую десятину земли было принято оценивать по каким-то причинам дороже остальных. Данное обстоятельство вынуждало крестьян осуществлять покупку земли, а помещикам предоставлялась возможность с выгодой для себя сбывать неплодородные земли.
Барщину обязаны были отбывать все мужчины в возрастной категории от 18 до 55 лет и все женщины в возрасте от 17 до 50 лет. В отличие от прежней барщины, пореформенная барщина являлась более ограниченной и упорядоченной. За полный надел крестьянин должен был отработать на барщине не более 40 мужских и 30 женских дней.
2.3 Местные положения
Ряд остальных «Местных положений» в основном повторял «Великороссийское», но принимая во внимание специфику своих районов. Особенности Крестьянской реформы для отдельных категорий крестьян и специфических районов были определены на основании «Дополнительных правил» — «Об устройстве крестьян, водворённых в имениях мелкопоместных владельцев, и о пособии сим владельцам», «О приписанных к частным горным заводам людях ведомства Министерства финансов», «О крестьянах и работниках, отбывающих работы при Пермских частных горных заводах и соляных промыслах», «О крестьянах, отбывающих работы на помещичьих фабриках», «О крестьянах и дворовых людях в Земле Войска Донского», «О крестьянах и дворовых людях в Ставропольской губернии», «О крестьянах и дворовых людях в Сибири», «О людях, вышедших из крепостной зависимости в Бессарабской области».
2.4 Освобождение дворовых крестьян
«Положением об устройстве дворовых людей» предусматривалось осуществление освобождения их без земли и усадьбы, однако на протяжении 2 лет они продолжали оставаться в полной непосредственной зависимости от помещика. Дворовые слуги в тот период времени составляли 6,5% крепостных крестьян. Таким образом, можно заключить, что огромное количество крестьян оказалось практически без средств к существованию.
2.5 Выкупные платежи
Содержанием положения «О выкупе крестьянами, вышедшими из крепостной зависимости, их усадебной оседлости и о содействии правительства к приобретению сими крестьянами в собственность полевых угодий» определялся порядок осуществления выкупа крестьянами земли у помещиков, организация выкупной операции, права и обязанности крестьян-собственников. Осуществление выкупа же полевого надела находилось в непосредственной прямой зависимости от соглашения с помещиком, который имел право обязать крестьян выкупать землю по своему требованию. Цену земли было принято определять оброком, который был капитализирован из 6% годовых. В случае выкупа на основании добровольного соглашения, крестьянами должен был быть внесен помещику дополнительный платёж. Основная сумма помещиком получалась у государства.
Крестьянам вменили в обязанность осуществления немедленной уплаты помещику 20% выкупной суммы, а остальные 80% было установлено вносить государством. Крестьяне облагались обязанностью обеспечить погашение её на протяжении 49 лет ежегодно посредством равных выкупных платежей. Размер ежегодного платежа составлял 6% выкупной суммы. Таким образом, крестьянами суммарно уплачивалось 294% выкупной ссуды. В современных терминах, выкупная ссуда являла собой кредит с наличием аннуитетных платежей на срок 49 лет под 5,6% годовых. Уплата выкупных платежей была прекращена в 1906 году в период Первой Русской революции. К 1906 году крестьянами было заплачено 1 млрд 571 млн рублей выкупа за земли, которая была оценена в 544 млн рублей. Таким образом, крестьянами фактически (принимая во внимание проценты по кредиту) уплачивалась тройная сумма, что являлось предметом критики со стороны наблюдателей, которые стояли на народнических позициях (а впоследствии — со стороны советских историков), но являлось в этом случае математически нормальным результатом для столь долгосрочного кредита. Ставка кредита в 5,6% годовых, принимая во внимание неипотечный характер кредита (за неуплату выкупных взносов имелась возможность изъятия личного, не имеющего производственного значения, имущества крестьян, но не саму землю) и проявившуюся ненадежность заемщиков, была сбалансированной и сообразной со сложившимися ставками кредитования всех других видов заемщиков в то время. Так как пени за просроченные платежи неоднократно подвергались списанию, а в 1906 году государством была прощена сельским обществам вся неоплаченная часть задолженности, выкупная операция оказалась для государства убыточной.
Чтобы обеспечить исправное поступление с крестьян налогов и выполнения ими повинностей, сохранялось общинное землепользование, и вводилась круговая порука: все сельское общество несло материальную ответственность за каждого своего члена. Такой общинный порядок был узаконен в подавляющем большинстве великорусских губерний, в трех «новороссийских» губерниях (Екатеринославской, Таврической и Херсонской), отчасти в Харьковской, а также в Могилевской и в ряде уездов Витебской губернии.
Таким образом, освобождение от крепостной зависимости на основании закона 19 февраля 1861 г. проходило длительно и мучительно тяжело для крестьян, которые в большинстве своем не имели денег для выкупа земли. Даже через 10 лет после провозглашения отмены крепостного права в России на положении временнообязанных продолжало находиться свыше 30% крестьянских хозяйств.
3. Историческое значение крестьянской реформы
«Манифест» и «Положения» были обнародованы с 7 марта по 2 апреля (в Петербурге и Москве — 5 марта). Опасаясь недовольства крестьян условиями реформы, правительство приняло ряд мер предосторожности (передислокация войск, командирование на места лиц императорской свиты, обращение Синода и т. д.). Крестьянство, недовольное кабальными условиями реформы, ответило на неё массовыми волнениями. Наиболее крупными из них были Бездненское выступление 1861 и Кандеевское выступление 1861.
Проведение Крестьянской реформы началось с составления уставных грамот, которое в основном было закончено к середине 1863 года. На 1 января 1863 года крестьяне отказались подписать около 60% грамот. Цена земли по выкупу значительно превышала её рыночную стоимость в то время, в отдельных районах в 2−3 раза. В результате этого в ряде районов крайне добивались получения дарственных наделов и в некоторых губерниях (Саратовская, Самарская, Екатеринославская, Воронежская и др.), появилось значительное число крестьян-дарственников.
Под влиянием Польского восстания 1863 произошли изменения в условиях Крестьянской реформы в Литве, Белоруссии и на Правобережной Украине — законом 1863 вводился обязательный выкуп; уменьшились на 20% выкупные платежи; крестьяне, обезземеленные с 1857 по 1861, получали полностью свои наделы, обезземеленные ранее — частично.
Переход крестьян на выкуп растянулся на несколько десятилетий. К 1881 оставалось во временнообязанных отношениях 15%. Но в ряде губерний их было ещё много (Курская 160 тыс., 44%; Нижегородская 119 тыс., 35%; Тульская 114 тыс., 31%; Костромская 87 тыс., 31%). Быстрее шёл переход на выкуп в чернозёмных губерниях, там же преобладали и добровольные сделки над обязательным выкупом. Помещики, имевшие большие долги, чаще, чем другие, стремились ускорить выкуп и заключить добровольные сделки.
Отмена крепостного права коснулась и удельных крестьян, которые «Положением 26 июня 1863» переводились в разряд крестьян-собственников путём обязательного выкупа на условиях «Положений 19 февраля». Отрезки у них в целом были значительно меньше, чем у помещичьих крестьян.
Законом 24 ноября 1866 началась реформа государственных крестьян. За ними сохранялись все земли, находящиеся в их пользовании. По закону от 12 июня 1886 государственные крестьяне были переведены на выкуп.
Крестьянская реформа 1861 повлекла за собой отмену крепостного права и на национальных окраинах Российской империи.
13 октября 1864 был издан указ об отмене крепостного права в Тифлисской губернии, через год он был распространён с некоторыми изменениями на Кутаисскую губернию, а в 1866 — на Мегрелию. В Абхазии крепостное право было уничтожено в 1870, в Сванетии — в 1871. Условия реформы здесь сохраняли в большей степени крепостнические пережитки, чем по «Положениям 19 февраля». В Азербайджане и Армении крестьянская реформа была произведена в 1870—1883 и носила не менее кабальный характер, чем в Грузии. В Бессарабии основную массу крестьянского населения составляли юридически свободные безземельные крестьяне — царане, которые по «Положению 14 июля 1868» наделялись землей в постоянное пользование за повинности. Выкуп этой земли осуществлялся с некоторыми отступлениями на основе «Положения о выкупе» 19 февраля 1861.
Современники эту реформу назвали великой, так как она принесла свободу более чем 30 млн. крепостных крестьян, было уничтожено крепостное право, была расчищена дорога для становления буржуазных отношений, экономической модернизации страны.
Вместе с тем данная реформа имела половинчатый характер. Она была сложным компромиссом между государством и всем обществом, между двумя основными сословиями — помещиками и крестьянами, а также между различными общественно-политическими движениями. Процесс подготовки реформы и ее реализация позволили сохранить помещичье землевладение, но обрекли российских крестьян на малоземелье, нищету и экономическую зависимость от помещиков, так как крестьяне при разделе земли были вынуждены отдать помещикам пятую часть своих наделов.
Реформа 1861 года не сняла аграрный вопрос в России, который оставался центральным и наиболее острым еще долгое время. Несмотря на грабительский для крестьян характер реформы 1861 года, ее значение для дальнейшего развития страны было очень велико. Эта реформа явилась переломным моментом при переходе из феодализма в капитализм. Освобождение крестьян способствовало интенсивному росту рабочей силы, а предоставление им некоторых гражданских прав способствовало развитию предпринимательства. Помещикам же реформа обеспечивала постепенный переход от феодальных форм хозяйства к капиталистическим.
В начале ХХ века в России вспыхнула первая русская революция, крестьянская во многом по составу движущих сил и задачам, которые перед ней стояли. Именно это заставило П. А. Столыпина осуществить земельную реформу, разрешив крестьянам выход из общины. Суть реформы заключалась в решении земельного вопроса, но не за счет конфискации земли у помещиков, как требовали крестьяне, а за счет передела земли самих же крестьян.
1. История России (IX — начало XXI в.): учеб. для вузов / под ред. А. Ю. Дворниченко, В. С. Измозика. — 3-е изд., испр. И доп. — М.: Гардарики, 2007.
2. История России: учеб. Пособие /А.А. Андросов и др.; под общ. ред. Л. В. Бочковой.-М.: РГАЗУ.-Ч. 2. — 2009.
3. История России: учеб. Для ВУЗов /А.С. Орлов, В. А. Георгиев, Н. Г. Георгиева, Т. А. Сивохина. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Проспект, 2009
4. Михайлова Н. В. Отечественная история: учеб. Пособие для ВУЗов.-М: Кнорус, 2010.
5. Ключевский В. О. Курс русской истории, Соч. в 9 — томах, Том 5, 1989, стр. 258−277.
6. История Отечества. Курс лекций под ред. Борисова В. М. и др. М.: 1998, стр. 172−176.
7. Российское законодательство X—XX вв.еков. В 9 т. Т. 7. Редактор: Олег Иванович Чистяков. Издательство: Юридическая литература (Москва) Год: 1989, стр. 816.
8. Чернобаев А. А. и др. История России. Учебник для вузов. М.: 2000, стр. 200 — 206.
9. Дейниченко П. Г. Полный энциклопедический справочник. М.: 2004, с. 204−246.