Планирование и учет учебно-воспитательной работы в школе на уроке спортивных игр
Основной особенностью планирования учебно-воспитательной работы по спортивным играм в школе является необходимость распределения времени между базовыми видами спортивных игр. Чаще всего школа ориентируется на собственные возможности, традиции, а также возможности учителя и выбирает один из базовых видов как основной, используя остальные в качестве средства развития физических качеств. Кроме того… Читать ещё >
Планирование и учет учебно-воспитательной работы в школе на уроке спортивных игр (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Контрольная работа ПЛАНИРОВАНИЕ И УЧЕТ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ШКОЛЕ НА УРОКЕ СПОРТИВНЫХ ИГР Содержание
1. Содержание планирования учебно-воспитательного процесса на уроке спортивных игр: в младших, средних и старших классах
2. Структура урока по спортивным играм
3. Организация и методические основы проведения урока по спортивным играм
4. Виды, формы и средства контроля на уроке спортигр Литература
1. Содержание планирования учебно-воспитательного процесса на уроке спортивных игр: в младших, средних и старших классах Планирование — это составление методически обоснованной документации, формирующей систему процесса обучения и воспитания. Планирование проводится с целью определения наиболее эффективных средств и методов обучения в зависимости от пола и возраста учащихся.
При составлении конкретных документов планирования следует соблюдать ряд требований:
1. При планировании следует руководствоваться общими дидактическими и методическими принципами физического воспитания.
2. План на определенный цикл (четверть, год) должен опираться на предыдущие циклы и готовить к работе в предстоящих.
3. Планирование должно быть реальным. Нужно учитывать материально-техническую базу и бюджет времени.
4. Конкретность планирования выражается в четком определении этапа обучения, и соответствия этим задачам подобранных средств и методов.
При планировании учебно-воспитательной работы необходимо создать стройную систему прохождения программного материала, которая решала бы задач, перечисленные в объяснительной записке учебной программы.
Планирование учебной работы по предмету «Физическая культура» значительно отличается по своему содержанию от планирования по другим учебным предметам. Это обусловливается спецификой процесса обучения двигательным действиям, структурой программы и необходимостью наряду с решением образовательных и воспитательных задач целенаправленно влиять на физическое развитие учащихся. Планирование учебного материала по физической культуре осуществляется на основе Государственного образовательного стандарта.
Основными документами планирования являются план-график очередности прохождения программного материала в учебном году и планирование учебно-воспитательного процесса на уроках, которое осуществляется в формах поурочных четвертных планов и конспектов (планов) отдельных уроков.
Согласно распределению учебного времени на различные виды программного материала уроков физической культуры в ПМР на спортивные игры отводится следующее количество часов (табл. 1):
Таблица 1. Распределение учебного времени на различные виды программного материала уроков физической культуры (сетка часов)
Вид программного материала | Классы | |||||||||||
I | II | III | IV | V | VI | VII | VIII | IX | X | XI | ||
Подвижные игры | ||||||||||||
Спортивные игры (баскетбол, волейбол, футбол, ручной мяч) | ||||||||||||
Для учебных заведений, имеющих возможность проведения уроков плавания с I по IV классы, количество часов, отводимых на подвижные игры, составляет 18 часов.
Планирование часов по классам, видам программного материала проводится по двум разделам: первый — базовый, или республиканский компонент, обязательный для всех школ, второй — вариативный, или региональный компонент, который зависит от местных условий, культуры, традиций.
Этапы планирования. На основе ГОСта, учебной программы и годового плана (государственные документы), учитель в школе составляет годовой план график распределения часов по видам подготовки в четвертях для каждой параллели классов. Для того чтобы разработать такой план, учитель должен проделать следующую подготовительную работу. Вначале следует проанализировать возможности учеников и условия занятий, сопоставить их с программными требованиями и наметить количество часов, которое будет отведено в данном учебном году изучению материала каждого раздела программы. Предусмотренное программой распределение учебного времени на прохождение разделов программы является примерным. В зависимости от конкретных условий учитель по согласованию с руководством школы может изменять объем времени, рекомендованной для освоения различных разделов программы. При этом учитываются материально-технические условия, традиции и другие возможности каждой школы (табл. 2).
Таблица 2. Примерный годовой план-график распределения часов по видам подготовки в четвертях для 5 класса
Вид подготовки | Всего часов | Учебные четверти | ||||
I | II | III | IV | |||
Легкая атлетика | ; | ; | ||||
Гимнастика | ; | ; | ; | |||
Спортивные игры | ; | ; | ||||
На основе годового план графика составляется поурочный четверной план, который представляет собой последовательное изложение содержания каждого урока учебной четверти. Он составляется на основании годового графика прохождения программного материала с учетом реального хода учебной работы в предыдущих четвертях.
В нашей республике спортивные игры в основном планируются на 2ую начало 3-ей четверти. Разработка плана на четверть начинается с формулирования учебно-воспитательных задач. Сначала определяются стержневые задачи учебно-воспитательного процесса в данной четверти. Определение и планирование задач обучения осуществляется на основе изучения раздела программы под названием «Навыки, умения, развитие двигательных качеств», который включает виды физических упражнений, многие из которых изучаются последовательно в нескольких классах.
В связи с этим, чтобы определить стержневую задачу обучения двигательному действию на учебную четверть, необходимо выявить знания, умения и физические качества, которыми обладают ученики перед изучением нового материала. Затем ознакомиться с программой по всем годам обучения, чтобы установить, какие двигательные действия были изучены в предыдущие годы, и какие будут изучаться в последующие.
Например, программой предусмотрена следующая последовательность изучения волейбола: V класс — стойка игрока, передвижения, верхняя передача мяча; VI класс — перемещение приставными шагами, передача мяча сверху в парах на месте и после перемещения вперед, прием мяча снизу; VII класс — передача мяча сверху через сетку, прием мяча снизу после перемещения вперед, нижняя прямая подача через сетку и т. д.
Последовательность изложения материала в программе по всем классам позволит определить стержневую задачу обучения и наметить требования к технике изучаемого упражнения в данном учебном году с учетом содержания программы последующих классов.
График составляется на отдельном листе. В левой стороне перечисляются в установленном порядке пронумерованные общие задачи, в правой — в колонках, обозначающих номера уроков, проставляются (карандашом) номера частных задач и конкретных учебных заданий, представленных в разделе «Методические разработки». В случае отмены урока, изменений условий работы или невыполнения школьниками запланированных задач карандашную запись легко исправить.
В нашей республике в помощь учителю физической культуры разработано методическое пособие «Технология планирования», содержащее четверные планы для всех параллелей классов с 1 по 11 на основе Госта и программы с учетом особенностей нашего региона. Данное пособие в значительной степени облегчает четверное планирование, но ни в коем случае не заменяет его!
На основе четверного план учитель составляет план-конспект урока. Для современного урока характерно комплексное планирование образовательных, оздоровительных и воспитательных задач. Подобный подход является важнейшим средством оптимизации обучения, так как позволяет за одно и то же время достигать больших результатов без перегрузки учеников. Разумеется, не каждый урок позволит решить все перечисленные задачи. Многое будет зависеть от специфики темы, особенностей занимающихся и др.
После того как уточнен комплекс учебно-воспитательных задач урока, необходимо определить состав учебного материала, учитывая при этом, чтобы подобранные упражнения обеспечивали решение всех намеченных задач урока. Затем в содержании урока надо выделить самое существенное. Именно в этом заключается важнейший элемент оптимизации. Для этого избираются те упражнения, которые приведут к формированию необходимых умений и одновременно позволят совершенствовать физические способности и воспитывать нравственные качества учащихся.
С учетом сказанного при разработке содержания урока рекомендуется действовать в такой последовательности:
1) определить средства и методические приемы решения каждой задачи обучения двигательным действиям;
2) определить теоретические сведения, которые следует сообщить учащимся на данном уроке;
3) наметить место и уточнить пути решения запланированных на данный урок задач совершенствования физического развития и укрепления здоровья; если необходимо, то подобрать дополнительные средства;
4) распределить в уроке все учебные задания с учетом динамики работоспособности занимающихся;
5) проанализировать намеченные средства и методы с тем, чтобы определить их эффективность для решения задач нравственного, трудового и эстетического воспитания; если необходимо, то подобрать дополнительные средства; 6) разработать методы организации учебной деятельности, а также наметить необходимое оборудование, инвентарь и пособия;
7) определить критерии и формы оценивания результатов учебного труда.
Вначале разрабатывается основная часть урока, а затем уже исходя из особенностей ее содержания — подготовительная и заключительная.
Например, на урок по волейболу в пятом классе основные задачи можно сформулировать следующим образом:
Образовательная: 1. Обучить технике верхней передачи мяча на месте. 2. Продолжить обучение (дальнейшее обучение) технике перемещений в волейболе. Двигательная: 3. Способствовать развитию координационных способностей. Воспитательная: 4. Способствовать воспитанию дисциплины, самостоятельности, внимательности.
Основной особенностью планирования учебно-воспитательной работы по спортивным играм в школе является необходимость распределения времени между базовыми видами спортивных игр. Чаще всего школа ориентируется на собственные возможности, традиции, а также возможности учителя и выбирает один из базовых видов как основной, используя остальные в качестве средства развития физических качеств. Кроме того, из многообразия технических приемов спортивных игр, необходимо выбрать лишь самые основные, доступные для изучения в условиях школы, но, тем не менее, дающих представление о виде спорта. При этом не следует ограничиваться регламентированными учебной программой наборами приемов, а творчески использовать свои знания и практические умения, расширяя тем самым образовательный и воспитательный потенциал физической культуры.
При планировании учебной работы необходимо создать стройную систему прохождения программного материала, которая решала бы задачи, перечисленные в объяснительной записке школьной программы.
Т. к. элементы спортивных игр в V-VIII классах и спортивные игры по выбору в IX-XI классах входят в школьную программу по физической культуре, то при планировании и проведении уроков основное внимание уделяется усвоению навыков и умений по технике выполнения игровых приемов. При планировании следует учитывать, что в спортивных играх усвоение навыков более успешно проходит при концентрированном обучении, когда можно избежать перерывов между занятиями или сократить эти перерывы до минимума. Уроки целесообразно планировать сериями.
На каждом уроке происходит обучение новым игровым приемам на фоне закрепления ранее пройденного материала. Это позволяет постепенно увеличивать физические нагрузки и повышать интенсивность занятий.
Необходимо добиваться прочного усвоения навыков и умений. С этой целью в планах должно предусматриваться повторение пройденного программного материала. Спортивные игры планируются в различных четвертях учебного года, поэтому при составлении плана следует учитывать природные условия с целью избежание срывов и переносов уроков.
урок спортивный игра методический
2. Структура урока по спортивным играм В раздел школьной программы «Спортивные игры» включены подвижные игры, элементы базовых спортивных игр. Гибкий вариативный характер программ по спортивным играм в выборе средств позволяет рационально использовать их содержание. Имеется возможность значительно повысить моторную плотность урока и его эффективность. Универсальный характер воздействия подвижных и спортивных игр позволяет воспитывать широкий диапазон физических качеств, их комплексное проявление в действиях скоростно-силового характера, динамическую силу, прыжковую выносливость.
Основной формой организации и проведения занятий по спортивным играм в школе является урок. Урок по спортивным играм является тем звеном, где формируются знания, умения и навыки проведения внеурочных форм занятий, инструкторские и судейские навыки, приобретаются и совершенствуются двигательные умения и навыки.
Объем времени и содержания программы по спортивным играм рассчитаны на овладение учащимся основными приемами изучаемой игры, умением применять их в игровых условиях. При обучении отдельному игровому приему следует выделять наиболее важны составляющие техники его выполнения, отдельных частей. Применяя имитационные упражнения и фронтальный метод организации при обучении навыкам, можно добиться высокой моторной плотности урока без снижения уровня двигательной подготовленности и физической нагрузки.
Каждый урок строится по определенному плану. Урок организует и проводит учитель, задачами которого является
— правильная постановка общих задач, и частных, выполняемых в течение одного урока.
— рациональный подбор средств и методов проведения занятий.
— последовательное продолжение предыдущего занятия.
— правильное определение содержания занятия в зависимости от состава учащихся по возрасту, полу, физическому развитию и физической подготовленности.
— воспитание у занимающихся сознательности и активности дисциплинированности и высокой работоспособности.
Перед каждым уроком по спортивным играм ставятся конкретные образовательные, двигательные и воспитательные задачи на основе четверного планирования и учебной программы (см. первый параграф).
Урок состоит из трех частей: подготовительной, основной и заключительной.
В подготовительной части урока (10−12 минут) решаются следующие задачи:
— организация группы для занятий, построение, рапорт, проверка присутствующих, сообщение задач урока.
— подготовка школьников к решению основной задачи урока.
Упражнения для разминки подбираются в зависимости от содержания основной части урока. Средствами подготовительной части урока по спортивным играм являются: строевые упражнения, ходьба, разновидности ходьбы, бег и различные перемещения (прыжки, подскоки, ускорения и т. д.); общеразвивающие и специальные упражнения, способствующие подготовке организма школьника к предстоящей работе в основной части занятия. В эту часть урока рекомендуется включать упражнения для кистей рук, пальцев, плечевых, голеностопных и коленных суставов.
Основная часть урока (28−30 минут) имеет следующие задачи:
— повышение физической подготовленности.
— воспитание специальных двигательных качеств быстроты, силы, выносливости и др. -изучение и совершенствование приемов техники и тактических взаимодействий в спортивных играх.
Средствами основной части урока являются специально-подготовительные упражнения имитационного характера, упражнения для овладения техническими приемами в защите и нападении, в упражнении в тактических взаимодействиях индивидуальные, групповые, командные, подвижные игры, эстафеты с мячом, другие виды спортивных игр.
Заключительная часть урока (3−5 минут) имеет задачи:
— организованное завершение занятия, постепенное снижение нагрузки приведение занимающихся в относительно спокойное состояние;
— подведение итогов занятий.
Средства заключительной части урока — ходьба, упражнения на внимание и расслабление, некоторые игровые не очень интенсивные упражнения, подвижные игры на внимание, координацию, ориентировку и др. малой подвижности. Урок заканчивается краткими замечаниями, выводами и указаниями о домашних заданиях.
Классификация уроков основана по принципу преимущественной направленности на решение образовательных, оздоровительных или воспитательных задач и выделяет типа уроков:
1. Комбинированные уроки — в них примерно в одинаковой мере представлены все три группы задач физического воспитания. Таких уроков большинство.
2. Уроки с преимущественно оздоровительной направленностью.
3. Уроки с преимущественной воспитательной направленностью.
4. Уроки с преимущественной образовательной направленностью, подразделяются на 5 типов по признаку выделяемых дидактических задач:
1) вводные уроки — проводятся в начале учебного года, четверти, при изучении нового материала;
2) изучения нового материала — ознакомление учащихся с новыми двигательными действиями и их первоначальное освоение;
3) совершенствования — углубленное изучение и закрепление учебного материала;
4) смешанные — содержат в себе задачи и элементы, характерные для перечисленных типов уроков (наиболее распространены);
5) контрольные — направлены на выявление успеваемости и проверку усвоения знаний, умений и навыков.
В спортивных играх применяются комплексные и тематические занятия. Комплексные занятия направлены на решение нескольких задач физической, технической и тактической подготовки, а тематические — главным образом, на овладение одной из сторон подготовки: урок физической или тактической подготовки, игровой урок.
3. Организация и методические основы проведения урока по спортивным играм Методы организации деятельности учащихся на уроке спортивных игр.
Эффективность урока во многом зависит от соответствия подобранных методов организации занимающихся задачам, типу урока, контингенту учащихся. На занятиях по спортивным играм чаще всего применяются фронтальный, групповой, поточный методы, реже — метод индивидуальных заданий и круговой тренировки. Фронтальный метод — наиболее эффективен, так как упражнения выполняются всеми учащимися одновременно с минимальными паузами. Применяется во всех частях урока при обучении новым движениям, при совершенствовании и повторении пройденного материала, при воспитании физических качеств (проводится в шеренгах, колоннах, кругу).
Групповой метод — предусматривает одновременное выполнение в нескольких группах разных заданий. Применяется преимущественно в средних и старших классах при хорошей дисциплине. При этом методе можно направить внимание на группу, выполняющую более сложное задание. Для применения на уроке данного метода нужны помощники.
Поточный метод (разновидность фронтального) — предусматривает поочередное выполнения упражнения учащимися. Чаще других используется в спортивных играх: броски в баскетболе и гандболе; удары в футболе или нападающие удары в волейболе. Применение этого метода в сочетание с групповым и использованием дополнительного инвентаря позволяет в значительной степени повысить моторную плотность урока.
Метод индивидуальных заданий — ученики получают индивидуальные задания и самостоятельно выполняют их. Может сочетаться с другими методами и дополнять их. На уроке по спортивным играм чаще всего используется для исправления ошибок в технике.
Круговая тренировка — применяется при совершенствовании техники игры и комплексном воспитании физических качеств. Представляет собой соединение поточного и группового метода.
Дозирование физических нагрузок на уроке спортивных игр.
Физическая нагрузка — это определенная мера влияния физических упражнений на организм занимающихся. Дозировать нагрузку — значит регламентировать ее объем и интенсивность.
Объем нагрузки определяется количеством выполненных упражнений, затратами времени на занятия и другими показателями.
Интенсивность характеризуются показателями темпа и скорости движений, частоты сердечных сокращений (ЧСС) и др.
Действием нагрузки является реакция организма на выполненную работу. Ее показатели — ЧСС и внешние признаки утомления. Доказано, что наибольший общеукрепляющий и оздоровительный эффект с учащимися подросткового и юношеского возраста достигается упражнениями аэробной направленности средней и большой интенсивности, куда можно отнести и спортивные игры.
Средняя интенсивность характеризуется ЧСС =130−160 уд/минуту; большая — 161−175 уд/минуту.
Одним из показателей эффективности урока является его плотность. Плотность определяется в целом и по частям, а общее время, затраченное на урок, принимается за 100%. Различают общую и моторную плотность урока.
Общая плотность урока (ОП) — это отношение педагогически оправданных затрат времени к общей продолжительности урока (должна приближаться к 100%).
Для определения общей плотности урока и его частей суммируют показатели времени активной деятельности на уроке (в сумму не входит только время простоя) и вычисляют по формуле:
ОП=,
где Тад — время активной деятельности;
Тобщ — время урока.
Моторная плотность (МП) — это отношение времени использования непосредственно на двигательную деятельность учащихся к общей продолжительности урока и вычисляется по формуле:
МП =,
где Тфу — время физических упражнений;
Тобщ — время урока.
На уроке спортивных игр при объяснении нового материала МП=50−60%, при совершенствовании — 70−80%. Для вычисления плотности урока необходимо приведение хронометража.
4. Виды, формы и средства контроля на уроке спортигр Учет заключается в систематическом осуществлении записей, касающихся состояния работы, выполнения намеченных планов и итогов, за определенные периоды работы. В практике физического воспитания (в том числе на уроках по спортивным играм) используется пять видов педагогического контроля.
1. Предварительный — проводится обычно в начале учебного года (четверти) и предназначен для изучения состава занимающихся и определения готовности учащихся к предстоящим занятиям.
2. Оперативный контроль — определение срочного тернировочного эффекта в рамках одного учебного занятия с целью чередования нагрузки и отдыха. Осуществляется по таким показателям как частота дыхания, сердечных сокращений, самочувствии. И т.д.
3. Текущий — является формой проверки качества выполненной работы. Осуществляется систематически во время обучения (учет посещаемости, состояния здоровья, физического развития и подготовленности). Данные текущего контроля являются основанием для внесения корректив в учебный процесс. 4. Этапный — служит для получения о суммарном тренировочном эффекте, полученном на протяжении одной четверти. Выполняется чаще всего в виде контрольных упражнений по физической и технической подготовке. 5. Итоговый — проводится в коне учебного года для определения успешности выполнения годового плана-графика. Данные этого вида контроля являются основанием для последующего планирования.
Учет успеваемости на уроках по спортивным играм проводится методами наблюдения и опроса. Метод наблюдения состоит в том, что учитель в процессе урока наблюдает за всеми учениками, особенно внимательно следит за выполнением упражнений 3−4-мя учениками. Об этом он предупреждает всех учащихся, а в конце урока, подводя итоги, он ставит оценки тем ученикам, за которыми наблюдал. Оценки можно объявить и сразу после выполнения упражнения.
Метод опроса состоит в том, что учащиеся по вызову учителя выполняют упражнения на технику. Качество выполнения упражнения оценивается учителем. Первый способ состоит в том, что учитель спрашивает одного ученика в присутствии всего класса и объявляет оценку. При втором способе учитель, не привлекая внимания всех учащихся, дает ученику задание выполнить упражнение на оценку. Оценка объявляется сразу же после выполнения упражнения. Для определения сдвигов, характеризующих успеваемость учащихся, применяется три вида учета результатов оценки знаний, навыков, умений: предварительный, текущий, итоговый. Рекомендуется составлять контрольные упражнения с оценкой по нормативным требованиям, например, на количество попаданий, на время выполнения технического приема.
Документами учета являются классный журнал и личный журнал учета учителя. Заносить данные контроля в журнал необходимо регулярно и аккуратно.
1. Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры: Учебник для институтов ф.к. — М., 2011.
2. Спортивные игры. Техника и тактика обучения: Учеб. пособие для студентов. / Под ред. Ю. Д. Железняка, Ю. М. Портнова и др., М.: Изд. центр «Академия», 2011. — 320 с.
3. Спортивные игры: Совершенствование спортивного мастерства: Учебник для высш. учеб. заведений / Ю. Д. Железняк, Ю. М. Портнов, В. П. Савин и др.; Под ред. Ю. Д. Железняка, Ю. М. Портнова. — М.: Изд. центр «Академия», 2004 — 400 с.
4. Холодов Ж. К., Кузнецов В. С. теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М., 2011.