Принципы обучения.
Основы педагогики
Принцип наглядности — обучение проводится на конкретных образцах, воспринимаемых учащимися с помощью зрительных, моторных и тактических ощущений. В данном случае необходимо: Принцип доступности основан на учете возрастных и индивидуальных особенностей учащихся в процессе обучения. Для его реализации необходимо соблюдать следующие правила: Принцип завершенности процесса обучения основан… Читать ещё >
Принципы обучения. Основы педагогики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Принципы процесса обучения — основные требования к организации образования, которыми руководствуется педагог.
Выделяются несколько основополагающих принципов обучения:
- 1) принцип развивающего и воспитывающего обучения;
- 2) принцип сознательности и активности;
- 3) принцип наглядности;
- 4) принцип систематичности и последовательности;
- 5) принцип научности;
- 6) принцип доступности;
- 7) принцип прочности;
- 8) принцип взаимосвязи теории и практики;
- 9) принцип завершенности процесса обучения.
Принцип развивающего и воспитывающего обучения направлен на достижение цели всестороннего развития личности. Для этого необходимо:
- 1) обращать внимание на личность ученика;
- 2) научить учащегося мыслить причинно.
Принцип сознательной активности осуществляется при соблюдении следующих правил:
- 1) понимание целей и задач предстоящей работы;
- 2) опора на интересы учащихся;
- 3) воспитание активности у учащихся;
- 4) использование проблемного обучения;
- 5) вырабатывание самостоятельности у учащихся.
Принцип наглядности — обучение проводится на конкретных образцах, воспринимаемых учащимися с помощью зрительных, моторных и тактических ощущений. В данном случае необходимо:
- 1) использовать наглядные предметы;
- 2) изготавливать совместно учебные пособия;
- 3) использовать технические средства обучения.
Принцип систематичности и последовательности. Ему соответствуют следующие требования:
- 1) учебный материал должен быть разбит на части, блоки;
- 2) необходимо использовать структурно-логические планы, схемы, таблицы;
- 3) должна существовать логическая урочная система;
- 4) необходимо применять обобщающие уроки для систематизации знаний.
Принцип научности проходит при использовании следующих правил:
- 1) обучение должно происходить на основе передового педагогического опыта;
- 2) обучение должно быть направлено на формирование у учащихся диалектического подхода к изучаемым предметам;
- 3) необходимо использование научных терминов;
- 4) необходимо информирование учеников о последних научных достижениях;
- 5) необходимо поощрение исследовательской работы.
Принцип доступности основан на учете возрастных и индивидуальных особенностей учащихся в процессе обучения. Для его реализации необходимо соблюдать следующие правила:
- 1) организация обучения с постепенным нарастанием трудности учебного материала;
- 2) учет возрастных особенностей учащихся;
- 3) доступность, использование аналогий.
Принцип прочности основан на следующих правилах:
- 1) систематическое повторение учебного материала;
- 2) освобождение памяти учащихся от второстепенного материала;
- 3) использование логики в обучении;
- 4) применение различных норм и методов контроля знаний.
Принцип взаимосвязи теории и практики. Для реализации этого принципа следует:
- 1) практикой доказывать необходимость научных знаний;
- 2) информировать учащихся о научных открытиях;
- 3) внедрять научную организацию труда в учебный процесс;
- 4) приучать учащихся применять знания на практике.
Принцип завершенности процесса обучения основан на достижении максимального усвоения материала. Для успешного результата необходимо:
- 1) после изучения крупной темы или раздела проверять усвоение учебного материала учащимися;
- 2) использовать такие методы обучения, которые позволяют добиться желаемых результатов за короткий промежуток времени.